Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • А.С. Меденцов - Земельное право. Понятие предмета регулирования земельного права

    А.С. Меденцов - Земельное право. Понятие предмета регулирования земельного права

    Земельное право - это совокупность правовых норм , регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.

    Земельное право - самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет:

    1. собственный предмет правового регулирования ;
    2. собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

    Предмет земельного права - это общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель, т. е. земельные правоотношения .

    Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти , организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права .

    Метод правового регулирования - способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Методы правового регулирования:

    1. свойственны только государству в лице его органов;
    2. касаются только юридических норм;
    3. обеспечиваются государственным принуждением.

    Методы земельного права - это способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как природного достояния, жизненно необходимого всем гражданам .

    В юридической литературе различают:

    1. метод административно-правового, организационного воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно проявление «власти и подчинения»;
    2. диспозитивный метод. Он определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляет им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов - метод дозволения.

    Земельное право дает правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя.

    И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв.

    Таким образом, если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли - смешанный метод, т. е. в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях - администрирование.

    В учебной литературе также выделяются разновидности административно-правового и диспозитивного методов.

    Предмет земельного права. В самом таком общем виде ими являются земельные отношения (отношения, которые складываются по поводу земли). Но земля может рассматриваться в разных аспектах:

    1) Как земной шар, как планета, как космический шар, в этом смысле земля выступает объектом правового регулирования международного права.

    2) В качестве среды обитания человека, и в этом смысле она является объектом правового регулирования экологического права

    3) Как часть земной коры, как её поверхностный слой и в этом смысле земля является объектом правового регулирования земельного права

    Предмет земельного права определён в статье 3 ЗК РФ, но с учётом статьи 9 Конституции РФ, мы можем сказать, что предмет земельного права – это общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В этой характеристике подчёркивается публично-правовой характер земельных отношений.

    В статье 3 ЗК РФ проведено разграничение между земельными, водными, лесными и иными отношениями: по отношениям по использованию других правовых ресурсах применяется соответствующее законодательство о недрах, лесах, животном мире, водное законодательство… К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Таких случаях много.

    В самом земельном праве земля рассматривается в трёх качествах (это отражено в принципах земельного права):

    1. Во-первых, земля как природный объект (и это прежде всего).

    2. Во-вторых, земля – это природный ресурс. Это означает, что в сельском и лесном хозяйстве земля выступает средством производства. Место существование человека

    3. Земля как недвижимое имущество. Земля здесь выступает как объекты гражданских прав, как недвижимое имущество.

    Особые свойства земли:

    1) Другие природные ресурсы либо восполнимы, либо имеют альтернативы. Земля как место существования человека незаменима.

    2) Ограниченность земли и её неперемещаемость .

    3) Естественное плодородие земли, то есть способность производить различный растительный мир, плодородие.

    4) В отличие от др средств производ, земля при её правильном использовании не только восстанавливается, но и улучшается .

    5) Земля – это связующее звено во всей экологической системе. Это значит что от состояния земли зависит состояние всех окружающих объектов (если загрязнили землю, то и вода загрязнится, и леса, и вообще…).

    6) Земля – недвижимое имущество, отсюда зависимость судьбы строений от судьбы земельных участков. У нас сейчас принцип следования судьбе земли судьбы строения.

    7) Предоставление и изъятие земельных участков происходит путём специальных землеустроительных действий (то есть происходит отход земельного участка в натуре, определяются его границы, он ставится на кадастровый учёт).

    8) В земельных отношениях особую роль играет институт соседства. Он порождает права и обязанности по взаимному ограничению соседних землепользователей путём установления сервитутов.

    Земельное право – это самостоятельная отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества и правообладателей земельных участков.

    Предмет ЗП – земельные отношения по охране и использованию земли как природного объекта, природного ресурса, объекта недвижимости в целях публичных и частных интересах.

    В статье 3 Земельного Кодекса также проведено разделение земельных имущественных отношений и земельных управленческих отношений.

    Там говорится, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным и иными специальными федеральными законами. Например, если говорить о сделках с землями населённых пунктов, то специальных ограничений нет в ЗК, и поэтому применяется ГК, а вот земли сельхоз назначения – есть особенности, поэтому применяются особые нормы.

    Особый характер земельных отношений предоставляет особенности метода земельного права как совокупности комбинаций различных способов регулирования – императивного и диспозитивного.

    Императивный метод применяется к отношениям в сфере управления земельными ресурсами, к отношениям по изъятию земель для государственных и муниципальных нужд, при установлении ограничений по использованию земли и в иных случаях.

    Регулирование земельных отношений, основанных на равноправии сторон, основано на диспозитивном методе.

    Соотношение этих методов меняется от содержания земельных отношений. С признанием права частной собственности на землю императивный метод хоть и сохранился, но значительно уступил диспозитивному.

    2.Принципы земельного права .

    Принципы земельного права закреплены в Конституции (статьи 9, 36 и 72 Конституции). Статья 9 – многообразие форм собственности на земли, 36 – право частной собственности на землю, 72 – разграничена компетенция между РФ и субъектами РФ.

    Принципы закреплены в статье 1 Земельного Кодекса, а также в других федеральных законах, например, «Об обороте земель сельхоз назначения», в законе «О государственном кадастре недвижимости» и в других законах.

    Принципы нужны для того, чтобы понять сущность земельного права, они позволяют выбрать норму в случае коллизии, могут восполнить пробелы в законодательстве…

    Все принципы статьи 1 ЗК можно разделить на четыре группы:

    Экологические.

    1) Учёт значения земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости.

    2) Приоритет охраны земли как природного объекта и природного ресурса перед использованием земли в качестве недвижимого объекта.

    3) Приоритет охраны, сохранения особо ценных земель (земли заповедников, национальных парков, сельскохозяйственного назначения, а сохраняются путём ограничений по переводу из одной категории в другую и так далее).

    Социальные.

    1) Приоритет охраны жизни и здоровья человека. Этот принцип означает, что при использовании и охране земли нужно, чтобы в первую очередь ставить безопасность людей, даже если это требует больших капиталовложений.

    2) Участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю (скажем, проведение публичных слушаний – генеральная застройка, все основные документы, но это не для всех категорий земель, а, в первую очередь, для земель населённых пунктов).

    3) Сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Подчёркивается необходимость учитывать и те, и другие интересы, собственник не может пользоваться также землёй, как любым другим имуществом, у него всегда будут ограничения.

    Экономические.

    1) Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Не допускается их раздельное отчуждение кроме случаев, предусмотренных законом.

    2) Платность использования земли. Земельный налог или арендная плата.

    Правовые.

    1) Деление земель по целевому назначению на категории (их семь). И для каждой категории могут быть установлены определённые ограничения. Каждая категория может быть поделена на зоны (категория населённых застроек, может быть административная зона, рекреационная…). Здесь термин «разрешённое использование», хотя такового термина в законодательстве земельном нету.

    2) Разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъекта и муниципальную собственность.

    3) Дифференцированный подход к установлению правового режима земли (условий использования и охраны земли). Зависит от природных, социальных, экономических и иных факторов.

    4) Принцип разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношения по использованию земли.

    5) Принцип государственного регулирования приватизации земли. Здесь стоит отметить, что приватизация проводится с 90-х годов, но термин «приватизация» практически не используется, если только под зданием, а если свободные – то либо «дачные амнистии», либо переоформлением… И по приватизации земли всегда были отдельные нормативные акты. Теперь же в части только если под зданиями и сооружениями.

    Система земельного права.

    В общую часть входят следующие институты:

    1) Право собственности на землю.

    2) права на землю лиц, не являющихся собственниками – пользователи, арендаторы, владельцы.

    3) Основания возникновения и прекращения прав на землю.

    4) Управление в сфере использования и охраны земель.

    5) Правовая охрана земли.

    6) Институт платы за землю.

    7) Ответственность за земельные правонарушения.

    Но тут есть споры, иногда что-то выделяют из одного.

    Особенная часть. Здесь споров нет, выделяют семь (по категориям земель):

    1) Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

    2) Правовой режим земель населённых пунктов.

    3) Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения.

    4) Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов (земли заповедников, национальных парков и т.д.).

    5) Правовой режим земель лесного фонда.

    6) Правовой режим земель водного фонда.

    7) Правовой режим земель запаса.

    По площади у нас самая большие земли – это земли лесного фонда (почти половина), с/х – 23%, заселённые – меньше 2%.Это структура земельного права как отрасли права. А вот если как науки, то включается ещё и предмет, метод, источники, зарубежное законодательство

    С 1917 года появилась как учебная дисциплина земельное право. Появилось специальное законодательство и образовалась эта учебная дисциплина. С 1917 года по 1920 года было широком смысле слова (и лесное, и водное включалось). Потому до 1939 года было земельное и колхозное право, в 1939 году его разделили и колхозное (теперь аграрное) было отдельно, а земельное – отдельно. С 1939 года и где-то до 60-х годов была такая совместная дисциплина, а потом экологический кризис, в результате чего было введено «природоресурсное право и охрана окружающей среды», которое просуществовало лет пять, а потом получило новое название – экологическое право, и с 1986 года по 1992 год так и изучалось земельное право в составе.

    С 1992 года все дисциплины изучаются отдельно: аграрное право отдельно (у нас отдельно, а вот в МГУ в составе), земельное, экологическое отдельно.


    Похожая информация.


    Земельное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.

    Земля включает всю территорию, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный порядок - поверхностный слой земной коры в пределах территории ее субъектов, внутренних вод и территориального моря.

    Основа земельного права - нормы гражданского права, а также нормы административного и экологического права.

    Земельное право - самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: собственный предмет правового регулирования; собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

    Предмет земельного права - это общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель, т. е. земельные правоотношения.

    Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

    Метод правового регулирования - способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Методы правового регулирования: свойственны только государству в лице его органов; касаются только юридических норм; обеспечиваются государственным принуждением.

    Методы земельного права - это способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как природного достояния, жизненно необходимого всем гражданам.

    В юридической литературе различают: метод административно-правового, организационного воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно проявление «власти и подчинения»; диспозитивный метод. Он определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляет им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов - метод дозволения.

    Земельное право дает правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя.

    И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв.

    Таким образом, если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли - смешанный метод, т. е. в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях - администрирование.

    В учебной литературе также выделяются разновидности административно-правового и диспозитивного методов.

      Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и как учебная дисциплина

    Система земельного права - совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

    Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, включает: общую часть, содержащую отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, правовые; особенную часть, охватывающую нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений.

    Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются: институт права собственности на землю; институт иных видов прав на землю; институт управления в области землепользования; институт землеустройства; институт государственного земельного кадастра; институт контроля за использованием земли; институт правовой охраны земель; институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

    Правовыми институтами особенной части являются: группы правовых норм, устанавливающих наличие в государственном земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим.

    Помимо земельного права как отрасли права, выделяется земельное право как наука.

    Как отрасль науки земельное право изучает общественные процессы и проблемы, возникающие в связи с регулированием земельных отношений.

    Как научная отрасль земельное право призвано: обеспечить повышение эффективности земельно-правовых норм; способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более рационального использования и охраны земель.

    Наука земельного права: выявляет проблемы, противоречия, пробелы и тенденции в регулировании земельных отношений правовыми нормами; высказывает меры по совершенствованию действующего законодательства; разрабатывает научные основы его классификации и систематизации; исследует закономерности развития действующего российского законодательства; исследует земельное законодательство досоветского периода; проводит сравнительный анализ правового регулирования земельных отношений и выявление тенденций развития его в зарубежных странах.

    Методы науки земельного права: исторический; сравнительно-правовой; системный; статистический; конкретно-социологический и др.

    Земельное право как учебная дисциплина - система знаний, сведений и информации об основных положениях и содержании земельного права, излагаемых в целях подготовки профессиональных кадров. Она может отличаться от системы отрасли земельного права по объему излагаемых сведений исходя из плановых учебных часов.

    Учебная дисциплина рассматривает: основные положения общей части земельного права (предмет, метод, система земельного права, понятие и особенности земельных правоотношений, история земельного права и его источники, методологические и теоретические основы земельного права в его становлении и развитии);положения специальной части (законодательные основы и особенности правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах).

      Принципы земельного законодательства

    Земельному праву как самостоятельной отрасли права присущи следующие принципы:

      учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

      приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества;

      приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека;

      участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

      единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

      приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;

      платность использования земли;

      деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

      разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований;

      дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

      сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которым регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

      Приведенный перечень принципов земельного права не является исчерпывающим и может быть дополнен.

      Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы как источники земельного права

    Земельный кодекс РФ 2001 г. - головной отраслевой закон, обладающий приоритетом в регулировании земельных отношений. Он включает в себя 18 глав, 103 статьи. Его принятие стало важным событием в жизни Российской Федерации. Прежний Земельный кодекс РСФСР 1991 г. предусматривал куплю-продажу земельных участков, только если одним из субъектов данных правоотношений выступало государство. Он давно не отвечал потребностям современных общественных отношений, более половины его статей были отменены еще в 1993 г. при приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами.

    В настоящее время содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии сост. 5 Федерального закона от 25 октября 2001 37-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются.

    Земельный кодекс РФ установил следующие приоритеты в регулировании земельно-правовых отношений: приоритет охраны земли перед использованием земли в качестве недвижимости; приоритет охраны жизни и здоровья человека при решении вопроса о затратах, возникающих в связи с использованием земель; приоритет ценных и особо охраняемых земель перед другими категориями земель.

    Земельный кодекс РФ также создал правовые гарантии провозглашенных в Конституции РФ земельных прав граждан и установил платность землепользования.

    Среди относящихся к земельному праву федеральных законов России можно также отметить такие, как:

    Гражданский кодекс РФ;

    Федеральный закон от 24 июля 2.002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

    Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

    Федеральный закон от 17 июля 2001 г. 101 -ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»;

    Федеральный закон от 7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»;

      Понятие и общая характеристика права собственности на землю в РФ

    Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество.

    В широком смысле собственность - совокупность производственных отношений, поскольку производство и общество немыслимы без собственности ее различных форм. Производство - источник всех материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества, а потребности - это объективно существующие нужды человека в пользовании материальными и иными благами в целях поддержания своей нормальной жизнедеятельности.

    В узком смысле слова собственность - отношение между людьми по поводу присвоения продуктов производства и иных материальных и духовных благ, удовлетворяющих потребности людей. В этом экономическом отношении выражается связь человека с вещами, материальными благами как со своими, отношения господства над объектами собственности путем владения, пользования и распоряжения ими.

    Владение земельным участком - это обладание им как своим.

    Пользование землей - это возможность извлекать ее полезные свойства. По российскому законодательству земля должна использоваться в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежностью к той или иной категории земель.

    Отношения собственности на природные ресурсы регулируются : Конституцией РФ; Гражданским кодексом РФ; природно-ресурсным и природоохранительным законодательством России и субъектов Федерации; Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. 2144 «О федеральных природных ресурсах»; Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю».

    Согласно Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).

    Хотя Конституцией РФ, помимо государственной, частной и муниципальной, установлена возможность существования и иных форм собственности, земельное законодательство останавливается пока только на трех перечисленных.

    Особенность права собственности на землю в России - виды прав на землю определены в законодательстве «по субъекту». В зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.

    Действующее законодательство позволяет назвать и другие особенности права собственности на земельные участки:

    доминирующим субъектом отношений собственности выступают граждане;

    большая часть земельных участков, предоставленных в собственность, - это земли сельскохозяйственного назначения;

    при распоряжении земельными участками устанавливаются некоторые ограничения - существуют земли, изъятые из гражданского оборота;

    распоряжение земельным участком возможно лишь сохраняя его целевое назначение.

    Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом.

      Понятие и содержание права частной собственности на землю

    Современное законодательство позволяет назвать несколько видов частной собственности на землю:

    собственность индивидуальная, т. е. земельные участки предоставляются в собственность для ведения огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства и т. д. Собственником земельных участков могут выступать:

    а) граждане;

    б) граждане иностранных государств и лица без гражданства;

    в) юридические лица, включая иностранные, которые на основании ст. 36 Конституции РФ вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им земельными участками, использовать для бытовых, предпринимательских и иных целей, совершать различные сделки, в том числе и по отчуждению), но в пределах, предусмотренных законодательством, т. е. если это не на носит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

    Согласно ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в силу закона не может принадлежать гражданам и юридическим лицам. ЗК РФ установил перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность (кроме случаев, установленных федеральным законом);

    общая собственность. Ее субъекты, как и любые другие, обладают правомочиями и несут юридическую ответственность (например, участники крестьянского (фермерского) хозяйства). Отличительная черта этого вида собственности -ее субъектами выступают несколько граждан или юридических лиц. Выделяют:

    а) общую совместную собственность;

    б) общую долевую собственность;

    собственность юридического лица, при которой собственниками земли могут быть все коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственниками учреждений. Земельные участки могут быть как переданы в собственность юридического лица в качестве вкладов их учредителями, так и приобретены этим юридическим лицом по иным основаниям. Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства не могут обладать земельными участками на праве собственности, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами (п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ). На всех остальных территориях, кроме перечисленных в статье, указанные лица могут приобретать земельные участки в собственность.

    Участками земли из земель сельскохозяйственного назначения иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 %, в соответствии со ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г. могут обладать только на праве аренды.

      Право пожизненного наследуемого владения земельным участком

    Институт пожизненного наследуемого владения земельным участком предусмотрен ЗК РФ (ст. 21) только для граждан, которые приобрели это право до введения Кодекса в действие. С принятием Земельного кодекса РФот25октября 2001 г. утратил силу Закон РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», предусматривающий титул пожизненного наследуемого владения.

    ЗК РФ содержит, с одной стороны, прямой запретна приобретение права пожизненного наследуемого владения по административно-правовым основаниям (предоставление) после вступления в силу настоящего Кодекса (п. 1 ст. 21), ас другой - правовую норму, гарантирующую сохранение гражданами ранее приобретенных ими прав пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.

    Землевладелец не вправе распорядиться своим земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству (п. 2ст. 21 Земельного кодекса РФ). Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

    Наследование в гражданском праве - это переход имущественных и некоторых неимущественных прав и обязанностей умершего гражданина (наследодателя) к другим лицам (наследникам) в установленном законом порядке.

    Юридическим фактом, являющимся основанием открытия наследства, являются смерть гражданина или объявление гражданина умершим.

    Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, также как и субъекты права постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести эти земельные участки в собственность. При этом взимание дополнительных денежных сумм, помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

    Институт пожизненного наследуемого владения предусмотрен ЗК РФ (ст. 21) только для граждан, которые приобрели это право до введения Кодекса в действие. Таким образом, право пожизненного наследуемого владения конкретными земельными участками сохраняется в России постольку, поскольку будет осуществляться их наследование.

    Существует коллизия между нормами Гражданского кодекса РФ и нормами Земельного кодекса РФ, которая заключается в следующем:

    ст. 267 Гражданского кодекса РФ предоставляет право владельцам земельного участка передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование;

    п. 2ст. 21 Земельного кодекса РФ сужает правомочия владельцев по распоряжению земельным участком, а точнее, запрещает каким-либо образом распорядиться им, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. При этом положения Гражданского кодекса РФ не отменены. В данном случае следует признать приоритетными нормы Земельного кодекса РФ.

      Право постоянного бессрочного пользования земельным участком

    Одним из видов вещных прав на землю является право постоянного бессрочного пользования земельным участком.

    ЗК РФ предоставляет земельные участки на праве постоянного бессрочного пользования земельным участком:

    государственным учреждениям;

    муниципальным учреждениям;

    федеральным казенным предприятиям;

    органам государственной власти;

    органам местного самоуправления.

    Гражданам, хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, земельные участки на праве постоянного пользования не предоставляются. За теми гражданами, которым такое право было предоставлено ранее, ЗК РФ его сохраняет.

    Полномочиями на предоставление в пользование земель, находящихся в государственной (федеральной и субъектов РФ) и муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством обладают следующие органы:

    Правительство РФ управляет и распоряжается федеральной собственностью (ст. 114 Конституции РФ);

    государственные органы исполнительной власти, в частности правительство того или иного субъекта РФ, предоставляют земельные участки из земель, находящихся в собственности субъекта РФ, в постоянное пользование;

    органы местного самоуправления осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, являющегося муниципальной собственностью, в том числе и земли.

    Земельный участок, предоставленный лицу в постоянное пользование, имеет четко установленные границы и местоположение, зафиксированные в документах, удостоверяющих права на земельный участок. Право постоянного пользования подлежит регистрации в установленном порядке. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, имеет право самостоятельно использовать земельный участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Вышеуказанное правило не применяется в тех случаях, когда земельные участки предоставлены на данном титуле лицам, перечисленным в п. 1 ст. 20З КРФ, т. е. государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям и др. Эти лица не могут быть субъектами права собственности на объекты недвижимости. Здания и сооружения в этих случаях находятся в государственной или муниципальной собственности.

    Лица, пользующиеся землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, не имеют права распоряжаться земельными участками, в том числе его внесения в уставный (складочный) капитал (п. 6 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). Граждане могут продолжать использовать участки на указанном праве и их возможность переоформить его на право собственности сроком не ограничена. Юридические лица, за исключением названных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 г. в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса РФ.

      Безвозмездное срочное пользование земельным участком

    По договору безвозмездного срочного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает земельный участок (его часть) в безвозмездное пользование на определенный срок другой стороне, а последняя обязуется использовать земельный участок (его часть) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, соблюдать природоохранное, природуо-ресурсное, градостроительное и иное законодательство и вернуть земельный участок (его часть) в состоянии, пригодном для дальнейшего его целевого использования.

    Право передачи земельного участка в безвозмездное срочное пользование принадлежит исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления, уполномоченным распоряжаться земельными участками.

    Получателями рассматриваемого права могут быть только следующие категории субъектов:

    государственные и муниципальные учреждения;

    федеральные казенные предприятия;

    органы государственной власти и местного самоуправления;

    граждане и юридические лица. Однако в соответствии с ЗК РФ гражданам земельные участки на праве постоянного (бессрочного)пользования не предоставляются.

    Основанием возникновения права безвозмездного срочного пользования земельным участком является предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В данном случае право безвозмездного срочного пользования может возникнуть только у государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления путем предоставления им земельных участков по решению исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9-11 Земельного кодекса РФ.

    Максимальный срок, на который земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в безвозмездное пользование, не должен превышать один год.

    Тесты по земельному праву

    1. В предмет земельного права входят следующие виды отношений:

    Земельные отношения ;

    Земельно-имущественные отношения;

    Имущественные отношения ;

    Личные неимущественные отношения, связанные с землей

    2. К принципам земельного законодательства относятся:

    единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов

    приоритет земли как недвижимого имущества перед ее использованием в качестве средства производства

    • 3. не ограниченная свобода собственников земельных участков по их использованию
    • 4. учет значения земли как основы жизни и деятельности
    • 3. В систему земельного права входят следующие правовые институты :

    Институт земель запаса

    Институт землеобустройства

    Институт строительных работ

    Институт разграничения государственной собственности на землю

    4. Согласно Декрету 1917 года «О земле»:

    Провозглашена частная собственность рабочих и крестьян на землю;

    Отменена частная собственность на землю;

    Проведена инвентаризация земель;

    Все земли объявлены землями сельскохозяйственного назначения.

    Характерными чертами советского земельного права являлись:

    Бесплатность землепользования;

    Отсутствовало деление земель на категории;

    Земельные участки в поселениях находились в частной собственности;

    Отношения регулировались кодифицированным актом - Земельным кодексом.

    6. Земельное законодательство находится:

    В исключительном ведении Российской Федерации;

    В совместном ведении РФ и субъектов РФ

    В исключительном ведении субъектов РФ;

    В ведении муниципальных образований.

    • 7. Земельное законодательство состоит из
    • 1. постановлений Правительства Российской Федерации.
    • 2. законов субъектов Российской Федерации.
    • 3. актов органов местного самоуправления.
    • 8. Круг отношений, регулируемых органами местного самоуправления, определяется следующим образом :
    • 1. Это все отношения по использованию земель, возникающие на территории муниципального образования

    Устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ.

    Это все отношения, не урегулированные федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ

    Определяется органами местного самоуправления самостоятельно

    9. Земельные отношения это:

    отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними.

    отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а также отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, по совершению сделок с ними.

    10. Отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, это:

    Земельные отношения

    Имущественные отношения, связанные с землей

    Административно-имущественные отношения

    Отношения собственности земельный право самоуправление сделка

    11. Гражданин идет по землям общего пользования, он -

    Участник имущественных отношений, связанных с землей

    Участник земельных отношений

    12. Гражданин продает земельный участок, находящийся в его собственности, он -

    Участник имущественных отношений, связанных с землей

    Участник земельных отношений

    Ни в каких отношениях не участвует

    Участвует и в земельных и в имущественных отношениях

    13. Отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются:

    исключительно гражданским законодательством.

    исключительно земельным законодательством.

    земельным законодательством, если иное не предусмотрено гражданским законодательством.

    • 4. гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.
    • 14. Земельный участок как объект земельных отношений это :

    часть поверхности земли (за исключением почвенного слоя), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

    часть поверхности земли (включая поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами

    часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

    часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка.

    15. Рациональное использование земли -- это использование,

    Приносящее максимальную экономическую прибыль

    По принципу: чем меньше использовать - тем лучше

    • 16. Рациональное использование земли обеспечивается путем :
    • 1. Установления правового режима земель;
    • 2. Установления ограничения оборотоспособности земельных участков;
    • 3. Установления ограничений на передачу земель в собственность иностранных юридических лиц.
    • 4. Предоставления собственникам полной свободы по использованию земельных участков.
    • 17. Правовой режим земельных участков состоит из :

    Требований к целевому назначению земельного участка

    Требований к сохранению межевых знаков на земельном участке

    • 3. Требований к соблюдению прав собственников соседних земельных участков
    • 4. Требований к разрешенному использованию земельного участка
    • 18. Требования к целевому назначению земельного участка определяются :
    • 19. Требования к разрешенному использованию земельного участка определяются :

    Исходя из статуса землепользователя

    Исходя из конкретных целей использования земельного участка

    Исходя из имущественного права на земельный участок

    • 5. Исходя из принадлежности земельного участка к той или иной территориальной зоне
    • 20. Собственник земельного участка имеет право :
    • 1. использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые

    добывать в установленном порядке имеющиеся на земельном участке полезные ископаемые

    возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные здания, строения, сооружения

    21. Целями охраны земель являются:

    предотвращение нарушения прав собственников земельных участков.

    предотвращение негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

    предотвращение уничтожения межевых знаков.

    улучшение и восстановление земель

    22. В целях охраны земель обладатели прав на земельные участка обязаны осуществлять мероприятия по сохранению

    межевых знаков

    плодородия почв

    древесно-кустарниковой растительности

    зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке

    • 23. Рекультивация - это
    • 1. восстановление нарушенного почвенного слоя
    • 2. коренное улучшение земель путем проведения гидромелиорации, агролесомелиорации и т.д.

    временное исключение земли из хозяйственного использования

    перевод земельного участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения

    • 24. Земельный участок находится в государственной собственности, если
    • 1. он не находится в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований.
    • 2. имеется свидетельство о государственной собственности на земельный участок.
    • 3. он не находится в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований, либо имеется свидетельство о государственной собственности на земельный участок.
    • 4. он находится в федеральной собственности или собственности субъекта РФ.
    • 25. Земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование

    гражданам.

    государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям

    • 3. любому лицу по усмотрению органа, предоставляющего земельный участок.
    • 4.
    • 26. Граждане имеют право

    бесплатно приобрести в пожизненное наследуемое владение не более одного земельного участка.

    однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок.

    бесплатно приобрести в собственность находящиеся в его пожизненном наследуемом владении земельные участки.

    27. В соответствии с Земельным кодексом РФ публичный сервитут может устанавливаться

    для проведения народных гуляний

    прогона скота через земельный участок

    для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок для нужд собственника недвижимого имущества.

    прохода или проезда через земельный участок

    28. Арендатор земельного участка вправе передать земельный участок в субаренду

    с согласия собственника земельного участка

    без согласия собственника земельного участка

    без согласия собственника земельного участка, если договором аренды не предусмотрено иное.

    передача земельного участка в субаренду запрещена

    29. В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности,

    государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям.

    гражданам и юридическим лицам на основании договора.

    гражданам для садоводства

    органам государственной власти и органам местного самоуправления.

    • 30. Если здание и земельный участок, на котором оно расположено, находится в собственности одного лица, то при отчуждении здания
    • 1. отчуждается земельный участок, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации.

    продавец здания имеет право передать земельный участок приобретателю здания на любом праве, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.

    земельный участок передается в постоянное (бессрочное) пользование приобретателю здания.

    31. Объектом купли-продажи могут быть

    земельные участки

    только земельные участки, прошедшие кадастровый учет

    части земельных участков

    • 32. Основанием прекращения права собственности на земельный участок является :
    • 1. установление публичного сервитута.
    • 2. неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства в указанных целях в течение одного года.
    • 3. отказ от права собственности .
    • 33. Реквизиция земельного участка это

    безвозмездное изъятие земельного участка у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления

    временное изъятие земельного участка у его собственника в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами.

    изъятие земельного участка, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд.

    34. Земельные споры разрешаются

    судом

    органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

    в административном порядке.

    третейским судом

    • 35. Плата за использование земли это
    • 1. земельный налог
    • 2. плата при приобретении на торгах права собственности на земельный участок или права на заключение договора аренды земельного участка.

    административные штрафы за земельные правонарушения.

    арендная плата

    36. Объектами мониторинга являются

    все земли Российской Федерации.

    земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

    земли, находящиеся в собственности юридических и физических лиц.

    37. Землеустройство проводится

    по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления

    по решению суда

    по инициативе местного населения

    38. Согласно Земельному кодексу РФ к видам земельного контроля относятся

    государственный контроль

    местный контроль

    производственный контроль

    контроль субъекта РФ

    • 39. За земельные правонарушения юридические лица привлекаются
    • 1. к административной, гражданско-правовой ответственности.

    к административной, уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой ответственности.

    к гражданско-правовой ответственности.

    40. Земли Российской Федерации подразделяются на категории

    по разрешенному использованию.

    по правовому режиму.

    по целевому назначению.

    по субъектам землепользования

    земли запаса.

    земли для индивидуального жилищного строительства.

    земли субъектов РФ.

    земли особо охраняемых природных территорий

    • 42. Земли сельскохозяйственного назначения, это
    • 1. земли, предоставленные гражданам и юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

    земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

    земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также в сельских поселениях, предназначенные для сельскохозяйственного использования.

    • 43. Сельскохозяйственные угодья это
    • 1. земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
    • 2. пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
    • 3. земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений.
    • 44. Фонд перераспределения формируется за счет
    • 1. земель сельскохозяйственного назначения;
    • 2. земель любых категорий, изъятых для государственных или муниципальных нужд;
    • 3. земель сельскохозяйственного использования в поселениях.
    • 45. При добровольном отказе собственника от земельного участка сельскохозяйственного назначения, земельный участок поступает

    в земли запаса

    в фонд перераспределения

    • 3. по усмотрению органа местного самоуправления земельный участок переводится в фонд перераспределения или земли запаса.
    • 46. Земли поселений это
    • 1. земли, предназначенные для нужд поселений, расположенные как в черте, так и за чертой поселений
    • 2. земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий
    • 3. все земли, находящиеся в черте сельских и городских поселений, за исключением земель Москвы и Санкт-Петербурга
    • 47. Согласно Земельному кодексу РФ в состав земель поселений могут входить территориальные зоны

    жилые

    продовольственные

    производственные

    фабричные

    48. Владелец вправе использовать земельный участок, отнесенный к землям поселений

    в соответствии с одним из видов разрешенного использования, установленным при предоставлении земельного участка

    в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны видом разрешенного использования

    любым способом, который обеспечивает целевое использование земельного участка

    49. Если объект недвижимости не соответствует градостроительному регламенту, его собственник

    вправе продолжить использование, если это не опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

    если объект недвижимости находится в исторической зоне поселения, то собственник обязан привести его в соответствие с градостроительным регламентом, если нет, то вправе продолжить использование, если это не опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

    • 3. обязан привести объект недвижимости в соответствие с градостроительным регламентом в срок до 01.01.2008.
    • 50. Особенность зон сельскохозяйственного использования в поселениях состоит в том, что
    • 1. оборот таких земельных участков регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения
    • 2. земельные участки используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки

    земельные участки изымаются для муниципальных нужд

    земельные участки изымаются для государственных нужд

    51. Земли промышленности и иного специального назначения находятся

    как в черте, так и за чертой поселений

    в черте поселений

    за чертой поселений

    • 52. Земельные участки в полосах отвод автодорог из земель транспорта могут предоставляться гражданам и юридическим лицам
    • 1. для проведения строительных, геолого-разведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений.

    для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.

    для распашки земельных участков.

    для строительства складов

    53. Дендрологические парки относятся

    к землям рекреационного назначения.

    к землям природоохранного назначения.

    к землям особо охраняемых природных территорий.

    в зависимости от статуса дендрологический парк может быть отнесен к любым землям, перечисленным в п. 1-3

    54. К землям рекреационного назначения относятся земельные участки, используемые

    для туризма.

    для отдыха и спорта в поселениях.

    для организации лечебно-оздоровительных местностей и курортов. 4 для размещения спортзалов, бассейнов

    55. Изъятие земельных участков особо охраняемых природных территорий

    допускается для государственных или муниципальных нужд

    не допускается для нужд, противоречащих их целевому назначению

    не допускается

    56. Лесные земли, это

    земли, покрытые лесной растительностью

    земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства

    земли, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления

    земли, не покрытые лесной растительностью

    57. К лесному фонду не относятся

    леса, расположенные на землях обороны

    леса, расположенные на землях городских поселений

    Леса, предназначенные для промышленного использования

    • 4. Леса заповедников
    • 58. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в частной собственности

    находится в муниципальной собственности

    принадлежит этому лицу на праве собственности

    находится в собственности субъекта Российской Федерации

    находится в общем пользовании лиц, проживающих в данной местности

    земли, не занятые водными объектами, но предназначенные для их восстановления или создания

    земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов

    • 4. земли, занятые спортивными бассейнами
    • 60. Земли запаса это
    • 1 земли, которые по своим природным свойствам могут быть отнесены к различным категориям земель

    земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, включая фонд перераспределения

    земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением фонда перераспределения

    Земли, включенные в фонд перераспределения

    Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.

    Земельное право – отрасль права, представляет собой систему норм права, регулирующих на основе многообразия форм собственности на землю и равной правовой защиты всех объектов отношений по использованию и охране земель.

    Земельное право как наука – это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран.

    Земельное право как учебная дисциплина – это система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

    Системы земельного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины совпадают не полностью. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Специальная части.

    В общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.

    В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относится правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

    В систему земельного права как науки, учебной дисциплины, помимо указанных институтов земельного права, входят также предмет, методы, принципы и источники земельного права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

    Таким образом, под земельным правом понимается отрасль российского права, которая представляет собой систему норм права, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.

    Под земельным правом как наукой понимается система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его правовых институтах, сравнительно-правовой анализ отечественного земельного права и родственного права зарубежных стран.

    Под земельным правом как учебной дисциплиной понимается система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

    Предмет земельного права

    Предметом земельного права как отрасли права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).

    Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом – землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природоресурсными отраслями законодательства.

    Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

    Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения.

    Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.

    Особенности земли порождают специфику как земельных правоотношений, так и предмета земельного права.

    Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные федеральные законы.

    К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

    Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды.

    Метод земельного права

    Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

    Выделяют следующие методы правового регулирования:

    1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;

    2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

    Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

    Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

    Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

    Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

    Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

    Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

    Система земельного права

    Система земельного права – это совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений.

    Общая часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие нормы, регулирующие земельные отношения, возникающие при использовании любых категорий земель независимо от их целевого назначения и разрешенного использования. Эти правовые институты оказывают влияние на формирование содержания и составов институтов Особенной части.

    Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования. Институты Особенной части подчинены правовым институтам Общей части, и их содержание касается определенного вида земельных отношений. Правовые нормы институтов Особенной части закрепляют правовой режим категорий земель.

    Институты Общей части включают:

    1) право собственности и иные вещные права на землю;

    2) управление земельными ресурсами государства;

    3) права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;

    4) правовую охрану земель;

    5) управление в сфере использования и охраны земель;

    6) правовое регулирование платы за землю;

    7) ответственность за нарушение земельного законодательства;

    Институты Особенной части включают: 1) правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

    2) правовой режим земель населенных пунктов;

    3) правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения;

    4) правовой режим земель природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

    5) правовой режим земель лесного фонда;

    6) правовой режим земель водного фонда;

    7) правовой режим земель запаса.

    Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Опециальная части.

    В Общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К Общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность.

    В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

    В систему земельного права как науки (учебной дисциплины), помимо указанных институтов, входят также предмет, методы, принципы и источники права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

    Принципы земельного права

    1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю.

    2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимости, согласно которому собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

    3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека.

    4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы государственной власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия.

    5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.

    6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий государства, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.

    7. Платность использования земли, согласно которому использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом.

    8. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона.

    9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность государства, субъектов государства и муниципальных образований, согласно которому правовые основы разграничения устанавливаются законами.

    10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, согласно которому при определении их режима должны учитываться природные, социальные и другие факторы.

    11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками.

    12. Разграничения действия норм гражданского законодательства и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

    13. Государственное регулирование приватизации земли.

    Понятие и общая характеристика источников земельного права

    Источниками земельного права являются нормативно-правовые акты, принятые компетентными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие отношения, возникающие при использовании земли. Источники земельного права классифицируются: акты органов местного самоуправления, а также законы и подзаконные нормативные акты.

    Основным нормативным актом, определяющим конституционные основы земельных отношений, является Конституция.

    Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовых актов. В них предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения. Земля и прочно связанные с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.

    Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются и земельно-правовыми нормативными актами: указами Президента и постановлениями Правительства.

    К источникам земельного права относятся акты других отраслей законодательства.

    Взаимосвязь земли и других природных ресурсов – недр, лесов, вод, окружающей природной среды в целом – предопределяет наличие норм, которые регулируют отношения, связанные с землей, в источниках водного, лесного, горного, природоохранительного права.

    Правовые нормы, связанные с регулированием земельных правоотношений, содержатся в источниках административного и уголовного права – меры ответственности за совершение земельных правонарушений; жилищного права – нормы о праве граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и др.

    Особое место среди источников земельного права занимают международные двусторонние договоры, касающиеся земельных отношений, заключенные в установленном порядке или утвержденные компетентным государственным органом государства.

    К этой же группе относятся типовые договоры, позволяющие раскрыть содержание земельно-правовых норм, различные санитарные нормы и правила.

    Не являются источниками земельного права правовые акты индивидуального значения, т. е. акты применения права (решение местной администрации, адресованное конкретному гражданину либо организации).

    Не рассматриваются также принимаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда постановления, содержащие руководящие разъяснения судам по вопросам применения земельного законодательства и разрешения земельных споров.

    Виды источников земельного права

    Под источниками земельного права понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их обязательными. Источники земельного права – это юридические формы, действующие с разной эффективностью и выражающие признаки правоотношений.

    Видами источников права могут являться следующие:

    1) Конституция;

    2) правовой обычай;

    3) нормативный акт;

    4) руководящие решения пленумов Верховного Суда, Конституционного Суда, которые учитываются нижестоящими судами;

    5) религиозные тексты;

    6) идеи и доктрины;

    7) общие принципы;

    8) договоры.

    Наиболее характерным способом правового регулирования всегда являлся нормативный акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения. Под нормой права понимается общее (не персонифицированное) правило поведения, обязательное для исполнения гражданами и должностными лицами, установленное уполномоченным на это органом. Норма права – не констатация факта, не рекомендация, не пожелание, не призыв, а повеление, имеющее категорический характер, предписание, за которым стоит авторитет закона, государства. Нормативный акт не должен исчерпываться исполнением, действует непрерывно и, как правило, рассчитан на неопределенное количество случаев. Нормативные акты составляют иерархическую систему или пирамиду соподчиненных звеньев, где их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт. Среди нормативных актов различаются законы и подчиняющиеся им подзаконные акты. К последним относятся как акты государственных органов, так и акты органов местного самоуправления.

    Руководящие решения высших судов обязательны для нижестоящих судов. Постановления Конституционного Суда являются обязательными и окончательными для исполнения. Решения пленумов Верховного Суда, обязательно учитываются при принятии решения по делу нижестоящими судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

    Идеи и доктрины, т. е. мнения ведущих ученых-юристов, принимают в ряде государств участие в формировании права, получая отражение в законодательстве. В романо-германской правовой семье основные положения права были сформулированы в университетских стенах. Основанное на принципах ислама мусульманское право во многом зависит от заключений древних и современных толкователей религиозных текстов Корана – священной книги, собравшей поучения, речи и заповеди Аллаха, и Сунны – сборника жизнеописания пророка Мухаммеда, от мнений видных юристов. С учетом распространения мусульманской религии в ряде субъектов Российской Федерации эту сторону не следует игнорировать, тем более в области справедливой организации землепользования.

    Общие принципы права – это основополагающие начала, которые могут применяться и непосредственно в случаях пробелов в законодательстве, а также являются отправными при формировании правовых норм.

    Договоры – это соглашения между участниками земельных отношений, которые могут устанавливать права и обязанности, правила поведения, обязательные для исполнения субъектами земельных правоотношений.

    Понятие и виды земельных правоотношений

    Земельные правоотношения – это отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), урегулированные нормами земельного права. Земельные правоотношения – это отношения между органами власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

    Видами земельных правоотношений являются: регулятивные; правоохранительные, материальные и процессуальные правоотношения.

    Регулятивные правоотношения – это совершение участниками отношений позитивных действий. Данные отношения возникают при практической реализации земельных отношений.

    Правоохранительные правоотношения возникают по поводу правонарушений, когда существует необходимость юридического воздействия в ответ на нарушение земельного законодательства либо при угрозе наступления правонарушения.

    Материальные правоотношения – это отношения, возникающие на основании норм земельного права, устанавливающие существенные права и обязанности участников земельных правоотношений.

    Процессуальные правоотношения – это отношения, возникающие на основании норм процессуального права, предусматривают порядок подачи заявлений, просьб о предоставлении прав на земельные участки, правила обжалования решений компетентных органов в области земельных отношений, процедуры разрешения земельных споров.

    Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты, т. е. обстоятельства, влекущие в соответствии с законом юридические последствия. Права на землю как объект недвижимого имущества подлежат государственной регистрации и соответственно возникают, изменяются и прекращаются с момента регистрации соответствующих прав.

    Участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в частную собственность граждан и юридических лиц. Право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного органа.

    Основания прекращения земельных правоотношений. Основания прекращения права собственности: при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок.

    Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования участком, права пожизненного наследуемого владения: отказ землепользователя от принадлежащего им права.

    Аренда земельного участка прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    Безвозмездное срочное пользование прекращается по решению лица, предоставившего участок, или по соглашению сторон: по истечении срока, на который он был предоставлен; при отказе землепользователя от принадлежащего ему права.

    Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Публичный сервитут прекращается в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен.

    Основанием прекращения земельных правоотношений может быть принудительное изъятие земельного участка.

    Объекты земельных правоотношений

    Объектами земельных правоотношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

    Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Сущность и специфика включения земли в правовой оборот в целом определены принципами земельного законодательства, установленными Земельным Кодексом, и содержанием земельных отношений.

    Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения. Определения земельного участка, содержащиеся в иных нормативных актах, в том числе в федеральных законах, должны соответствовать данному понятию.

    Несмотря на то что правовые нормы могут быть установлены в отношении земли как природного объекта и природного ресурса, конкретные земельные отношения в большинстве случаев возникают по поводу определенного земельного участка – объекта земельных правоотношений. Законодательством выставляется несколько существенных требований по оформлению земельного участка. Земельный участок как объект отношений должен быть индивидуально определен. Это означает, что он должен иметь определенные в соответствии с законодательством и за-(репленные в правоустанавливающих и иных документах границы. О земельном участке также должны быть известны его местоположение, площадь, целевое назначение, разрешенное использование. Действия по формированию земельных участков составляют основу землеустроительной деятельности, урегулированной нормами Земельного Кодекса. Данные об участках учитываются в соответствии с установленными требованиями о ведении государственного земельного кадастра. Отдельные условия формирования земельного участка установлены Земельным Кодексом.

    Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных законами. Неделимой признается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.

    Земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

    – земли сельскохозяйственного назначения;

    – земли населенных пунктов;

    – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

    – земли особо охраняемых территорий и объектов;

    – земли лесного фонда;

    – земли водного фонда;

    – земли запаса.

    При этом включение земли, земельных участков в гражданско-правовой оборот не умаляет их значения как природного объекта, природного ресурса.

    Субъекты и содержание земельных правоотношений

    Субъектами земельных правоотношений являются граждане, юридические лица, муниципальные образования. Под гражданами, субъектами земельных отношений, в данном случае следует понимать как граждан государства, так и иностранных граждан и лиц без гражданства (т. е. физических лиц). Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Земельным Кодексом, иными законами. На иностранных граждан и юридических лиц распространяются все нормы земельного законодательства, кроме случаев установления для них особого режима. Например, земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены иностранным субъектам только в аренду.

    Субъектами земельных отношений являются: 1) собственники земельных участков; 2) землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; 3) землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; 4) арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; 5) обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

    Содержание земельных правоотношений – это взаимосвязанные между собой права и обязанности участников земельных отношений, реализуемые ими путем совершения определенных действий или воздержания от совершения этих действий, указанных в законодательном акте. Зависят они от их правового статуса, особенностей объекта, вида, подвида отношений. Субъективные земельные права и юридические обязанности юридических лиц определяются в соответствии с уставом и являются специальными. Субъективные права и юридические обязанности иных участников земельных правоотношений – физических лиц – зависят от наличия либо отсутствия гражданства рФ. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов, специальные федеральные законы.

    К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.