Войти
Образовательный портал. Образование
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Аббревиатуры по обществознанию и праву. Аббревиатуры и сокращения

    Аббревиатуры по обществознанию и праву. Аббревиатуры и сокращения

    Понятия и виды. Своеобразным элементом правового языка является такая языковая единица, как аббревиатура, под которой понимаются сокращения, образованные из первых букв слов, входящих в словосочетание, л соответственно произносимые . Аббревиатуры стали неизменными спутниками не только официальных, в том числе и юридических (нормативных и иных), текстов, но и всех других, включая художественные (прозаические и поэтические). Их основная цель - сокращение слов (или словосочетаний) для экономии, удобства произношения, а в настоящее время это и своеобразная реклама.

    Следует отличать аббревиатуры от графических сокращений, образованных первыми буквами слов (например: т.н. - так называемое; и т.д. - и так далее; и т.п. - и тому подобное). В речи они почти не произносятся. Графические сокращения, кстати сказать, активно используются в нормативных правовых текстах.

    Аббревиатуры нельзя смешивать и со сложносокращенными словами. Они пишутся всегда слитно, строчными буквами и склоняются как существительные того же рода и склонения (колхоз, межлесхоз). Исключение составляют общепринятые ГОСТ, ОСТ, РСТ и СТП .

    С точки зрения происхождения правовые аббревиатуры можно подразделить на две большие группы: собственно правовые аббревиатуры (КС РФ, МВД РФ, КЗоТ РСФСР; юрисконсульт, юротдел, юрбюро) и заимствованные (мигрирующие) из других лексиконов (ТЭО - техникоэкономическое обоснование; ЗабВО - Забайкальский военный округ; БЦБК - Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат). Первые имеют государственно-правовую природу происхождения. Это сокращения слов и словосочетаний, отражающих государственно-правовые начала в обществе. Вторые свойственны прежде всего специальным профессиональным лексиконам.

    С позиции особенностей применения аббревиатуры, в том числе и правовые, можно разделить на:

    • 1) общепринятые (ГАИ, МВД, ГЭС, АЭС, АТС, ЭВМ, СМИ) - не требующие пояснений и, как правило, не вызывающие трудностей в их понимании и использовании в тексте;
    • 2) специальные - имеющие узкое употребление и понимаемые специалистами в большинстве случаев без расшифровывания (УК РФ; ГК РФ; УПК РСФСР; ГПК РСФСР; ЖК РСФСР);
    • 3) индивидуальные - имеющие еще более узкое применение и предполагающие обязательное разъяснение в тексте (РЭК - районная энергетическая комиссия; ИТУ - исправительно-трудовое учреждение; ОМСУ - органы местного самоуправления ).

    Как общепринятые, специальные, так и индивидуальные аббревиатуры используются в правовых текстах, и в этом случае, как указывалось, их можно назвать юридическими, хотя среди них надо видеть собственно юридические (Минюст, ГАИ, ЖК РСФСР, ИТУ).

    Правовые аббревиатуры можно классифицировать с учетом внешней (знаковой) формы. Это сокращения:

    • а) состоящие из строчных букв (вуз, загс), они читаются по слогам и склоняются;
    • б) образованные из прописных букв и представляющие собой сокращение имен собственных (ГД ФС РФ - Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; СФ ФС РФ - Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) или образующие имя нарицательное (НДС, СП, АО);
    • в) смешанные - образованные из словосочетания, в состав которого входит однобуквенный союз или предлог, воспроизводимый строчной буквой (КЗоТ, КобАП, КоБС, АОЭиЭ “Иркутскэнерго”).

    Дефекты. Употребление и образование правовых аббревиатур требует от нормодателя внимания и знания соответствующих приемов законотворческой техники. В противном случае вероятность избежать неточностей, дефектов при написании данных языковых единиц возрастает. Изучение региональной правотворческой практики дает основание говорить о существовании эстетических и технических дефектов технологии применения аббревиатур.

    Эстетические аббревиатурные дефекты, как правило, не искажают смысл правовой нормы, но от их наличия страдает общий уровень культуры текста закона. Во-первых, речь идет об аббревиатурах, способных вызвать двусмысленность (ВНОС - воздушное наблюдение, оповещение и связь; ВРУ - вводно-распределительное устройство; ВДОЛК - Всероссийское добровольное общество любителей книги; ВЗАДТ - Всероссийский заочный автомобильно-дорожный техникум; СИД и СР УВД Тюменской области - служба по исправительным делам и социальной реабилитации , НОГА ).

    Как очевидно, причиной появления с позиции звучания ущербных сокращений является такой языковой эффект, как омонимия. Во-вторых, это тяжело читаемые, а вследствие этого и труднопроизносимые аббревиатуры. Иногда в текстах правовых документов встречаются целые словесно-аббревиатурные сочетания (МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского; ИЭМ - региональная программа “Вакцино-профилактика” Иркутской области на 1995 - 1997 гг.; ИГЭА - Программа демонополизации экономики на рынках Иркутской области; РАСХНИЛ - проект закона Иркутской области об областном бюджете на 1995 г.). В-третьих, аббревиатуры и сокращения, не имеющие, с нашей точки зрения, право на существование в силу способности нанести ущемление морального, политического или национального достоинства (Якресп - Якутская республика).

    Технические аббревиатурные дефекты способны затруднить понимание содержания юридических норм и повлиять на смысловое качество текста. К их числу, во-первых, нужно отнести нерасшифрованность правовых аббревиатур в текстах законов. Если учесть, что законы и иные нормативно-правовые акты являются регуляторами общего характера и адресованы не только специалистам-юристам, то какие-либо дополнительные сложности в их понимании недопустимы . Исключение, на наш взгляд, могут составлять общеупотребительные сокращения. Во-вторых, это употребление аббревиатур, имеющих дублеты (МС - малый совет, местное самоуправление). Эффект многозначности сокращений также способен порождать двусмысленность. Например, в “Новом словаре сокращений русского языка” сокращение АК имеет 22 значения, среди них Арбитражный кодекс, антимонопольный комитет и т.д. . Безусловно, эта аббревиатура в тексте правового документа либо требует расшифровки, либо ее нужно избегать вообще. Аналогичное можно сказать в отношении такого сокращения, как МАК (Морская арбитражная комиссия, Международная ассоциация по кибернетике) .

    На одну из причин появления в правовых текстах неудачных сокращений и аббревиатур указывает А.С.Пиголкин. Он пишет: “... в погоне за модой зачастую допускалось и сейчас допускаются явно неоправданные, неудобные, неблагозвучные и попросту непонятные сокращения” .

    Вместо заключения заметим: еще недавно многие историки, специалисты в этой области языковых единиц, считали, что аббревиация - примета советского периода времени. Однако увлеченность сокращениями, нередко с коммерческой целью свойственна и современности. Они находят активное распространение в нормативных правовых документах разного уровня. В этом нет ничего предосудительного, однако увлечение аббревиацией должно иметь определенные пределы - вряд ли, например, допустимо сокращать понятия федерального уровня. Такое приходится, например, встречать в документах органов местного самоуправления. В деле стихийно рождающихся аббревиатур следует установить порядок с помощью норм федерального и регионального уровня.

    • Справочная книга редактора и корректора / Под общей ред. А.Э. Мильчина. М., 1985. С.81; См.таюке: Даниленко В.П. Еще раз к вопросу о кратких вариантах терминов // В кн.: Культура речи в технической документации. М., 1982. С. 36-53.
    • Подробнее: Справочная книга редактора и корректора. С.83.

    1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации – АПК РФ

    2. Верховный Суд Российской Федерации – ВС РФ

    3. Внешнеэкономическая деятельность - ВЭД

    4. Всемирная торговая организация – ВТО

    5. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации – ВАС РФ

    6. Гражданский кодекс Российской Федерации – ГК РФ

    7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации – ГПК РФ

    9. Конституционный Суд Российской Федерации – КС РФ

    10. Министерство внутренних дел Российской Федерации – МВД РФ

    11. Министерство иностранных дел Российской Федерации – МИД РФ

    12. Налоговый кодекс Российской Федерации – НК РФ

    13. Организация объединенных наций – ООН

    14. Органы местного самоуправления – органы МСУ

    15. Российская Федерация - РФ

    16. Семейный кодекс Российской Федерации – СК РФ

    17. Собрание законодательства Российской Федерации – СЗ РФ

    18. Таможенный кодекс Российской Федерации – ТК РФ

    19. Трудовой кодекс Российской Федерации – ТК РФ

    20. Уголовный кодекс Российской Федерации – УК РФ

    21. Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации – УПК РФ

    22. Федеральная налоговая служба Российской Федерации – ФНС РФ

    23. Центральный Банк Российской Федерации – ЦБ РФ

    Приложение 2.

    Примерная тематика дипломных работ

    Утверждена на заседании кафедры публичного права

    протокол № 1 от 31.08.2009 г.

    1. Конституционный процесс в России.

    2. Источники конституционного права Российской Федерации.

    3. Конституция Российской Федерации 1993 г.: основной источник российского права.

    4. Основы конституционного строя Российской Федерации.

    5. Конституционные основы гражданского общества.

    6. Правовые основы гражданства Российской Федерации.

    7. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина Российской Федерации.

    8. Конституционная природа государственного устройства России.

    9. Конституционная система государственных органов Российской Федерации.

    10. Национальный суверенитет и его реализация в Российской Федерации.

    11. Российское избирательное право и его развитие на современном этапе.

    12. Теоретические и практические вопросы разделения властей в Российской Федерации.

    13. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

    14. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации.

    15. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации.

    16. Судебная система Российской Федерации: проблемы функционирования.

    17. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении интересов частных и публичных субъектов.

    18. Конституционные основы местного самоуправления России.

    19. Органы государственной власти в субъектах Российской Федерации.

    20. Правовые основы государственного управления на уровне федерального округа.

    21. Проблемы развития науки теории государства и права в России.

    22. Проблемы идеального государства.

    23. Особенности Российской правовой системы и ее связь с правовыми системами мира.

    24. Теория и практика формирования правового государства в России.

    25. Право как мера свободы личности.

    26. Причины правонарушений и меры борьбы с ними.

    27. Влияние общества и государства на возникновение нормы права.

    28. Право и мораль: современные проблемы соотношения.

    29. Соотношение публичного и частного права в рамках законодательства Российской Федерации.

    30. Проблемы систематизации нормативных актов.

    31. Качество закона и законодательная техника.

    32. Метод правового регулирования: понятие, сферы и пределы.

    33. Юридические средства в механизме правового регулирования.

    34. Проблемы эффективности правового регулирования.

    35. Проблемы законности в современной России.

    36. Правовой статус личности Российской Федерации.

    37. Регулирование права собственности на средства массовой информации.

    38. Проблемы возмещения вреда, причиненного при исполнении обязанностей государственной службы.

    39. Проблемы возмещения вреда, причиненного вследствие врачебной ошибки.

    40. Ипотечное кредитование в Российской Федерации в условиях рыночных отношений: плюсы и минусы.

    41. Муниципальная собственность: проблемы распоряжения и порядок управления.

    42. Профилактика детской безнадзорности и беспризорности.

    43. Правовые формы пользования землею в свете современного законодательства.

    44. История таможенного дела и таможенной политики России.

    45. Проблемы эффективности юридической деятельности таможенных органов (на примере Саратовской таможни).

    46. Соотношение таможенного и налогового законодательства в части установления и взимания таможенных платежей.

    47. Таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности: правовые основы.

    48. Назначение и особенности определения страны происхождения товаров в таможенном законодательстве.

    49. Правовое регулирование таможенного оформления, проблемы его унификации.

    50. Проблемы правового регулирования таможенного контроля.

    51. Выпуск товаров в свободное обращение: правовая регламентация режима.

    52. Особенности таможенного оформления подакцизных товаров.

    53. «Околотаможенный бизнес» (правовое регулирование рынка таможенных услуг).

    54. Государственное управление как один из видов социального управления: понятие, признаки, правовые основы.

    55. Функционирование исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

    56. Система и структура органов исполнительной власти: понятие, признаки, виды.

    57. Система организации государственной власти в современных условиях.

    58. Взаимодействие следователя при расследовании преступлений с таможенными органами.

    59. «Психологические ловушки» и критерии их допустимости.

    60. Особенности расследования преступлений, совершаемых на отдельных видах транспорта (водном, воздушном, железнодорожном).

    61. Проблемные вопросы использования гипноза в раскрытии и расследовании преступлений.

    62. Проблемы расследования и раскрытия убийств прошлых лет.

    63. Расследование преступлений, связанных с торговлей людьми.

    64. Торговля людьми: уголовно-правовой аспект.

    65. Уголовное законодательство и перспективы его совершенствования.

    66. Расследование преступлений, связанных с нарушением налогового законодательства в Российской Федерации.

    67. Налоговое право в России: основные направления совершенствования.

    68. Правовые основы регулирования налогового контроля в Российской Федерации.

    69. Правовое регулирование региональных налогов.

    70. Понятие и виды финансовых рисков, связанных с ценными бумагами.

    71. Актуальные вопросы ответственности в финансовом праве.

    72. Судебная защита прав и законных интересов налогоплательщика.

    73. Защита интересов налогоплательщиков при осуществлении мероприятий налогового контроля.

    74. Способы обеспечения налогового обязательства в налоговом праве.

    75. Правовые основы регулирования Центральным банком Российской Федерации деятельности кредитных организаций.

    76. Надзор и контроль Банка России за деятельностью кредитных организаций на валютном рынке.

    77. Правовые основы банковского аудита.

    78. Правовой режим договора банковского счета.

    79. Правовые основы банковского надзора в Российской Федерации,

    80. Проблемы становления современной банковской системы в России.

    81. Правовое регулирование безналичных расчетов в Российской Федерации.

    Приложение 3.

    1.АМП – Ассоциация международного права

    2.АО – Апелляционный орган

    3.АТР – Азиатско-Тихоокеанский регион

    4.АФБР – Африканский Банк Развития

    5.АЭС – Атомная электростанция

    6.БКД – Бассейновая комиссия реки Делавэр

    7.БП – Банковские процедуры (Всемирного Банка)

    8.ВБ – Всемирный Банк

    9.ВВС – Всемирный Водный Совет

    10.ВВФ – Всемирный Водный Форум

    11.ВИК – Военно-инженерный Корпус (США)

    12.ВК – Водный комиссар (в Израиле)

    13.ВНП – Внутренний национальный продукт

    14.ВСОП (IUCN) – Всемирный союз охраны природы (The International Union for Conservation of Nature)

    15.ВМО (WMO) – Всемирная метеорологическая организация (The World Meteorological Organization)

    16.ВНР – Венгерская Народная Республика

    17.ВКП / ВКБП / МКБП (ICOLD) – Всемирная комиссия по плотинам / Всемирная комиссия по большим плотинам / Международная комиссия по большим плотинам (The International Commission on Large Dams)

    18.ВФДП (WWF) – Всемирный фонд дикой природы (The World Wild Found)

    19.ГВА – Государственная водная администрация (Турции)

    20.ГТС – Гидротехническое сооружение

    21.ГЭ – Группа экспертов

    22.ГЭС – Гидроэлектростанция

    23.ГЭФ (GEF) – Глобальный Экологический Фонд (The Global Environmental Facility)

    24.ДДТ – Дихлорфенилтрихлорэтан

    25.ДК – Двусторонняя комиссия (в соответствующем разделе)

    26.ДП – Добросовестная практика (ВБ)

    27.ДПИ – Документ с проектной информацией (ВБ)

    28.ДРК – Демократическая Республика Конго

    29.ДЭУР – Департамент по экологически устойчивому развитию (ВБ)

    30.ЕВД – Европейская водная Директива

    31.ЕДК / ДК – Европейская Дунайская Комиссия / Дунайская Комиссия

    32.ЕС, Евросоюз – Европейский Союз

    33.ЕЭК ООН (UNECE) – Европейская экономическая комиссия ООН (The United Nations Economic Commission for Europe)

    34.ЗИС – Заинтересованные стороны

    35.ИБН (NBI) – Инициатива Бассейна Нила (The Nile Basin Initiative)

    36.ИВП – Институт водных проблем

    37.ИГА – Исламское Государство Афганистан

    38.ИДЛ – Исполнительное должностное лицо (в Комиссии по реке Меконг)

    39.ИПРЭР – Индикативный План Развития Энергетики Региона (бассейн Нила).

    40.ИРИ – Исламская Республика Иран

    41.ИРП – Исламская Республика Пакистан

    42.КМК – Координирующий межправительственный комитет

    43.КМП – Комиссия международного права

    44.КНР – Китайская Народная Республика

    45.КРПС (CDAA) – Комиссия по развитию и применению Соглашения (The Commission for the Development and Application of the Agreement), Испания-Португалия

    46.ЛАГ – Лига арабских государств

    47.МБРР – Международный Банк Реконструкции и Развития

    48.МВП – Международное водное право

    49.МВХ – Министерство водного хозяйства

    50.МЕРКОСУР – Общий рынок Южного конуса (Южная Америка)

    51.МИД – Министерство иностранных дел

    52.МКБРП – Межгосударственная комиссия бассейна реки Потомак

    53.МКИД – Международная комиссия по ирригации и дренажу

    54.МОК (IJC) – Международная объединенная комиссия (International Joint Commission) – (американо-канадская)

    55.МП – Международное право

    56.МПА – Международно-правовой акт

    57.МПОС – Международное право окружающей среды (МПОС)

    59.МС (ICJ) – Международный суд ООН (The International Court of Justice)

    60.МСК – Международная совместная комиссия

    61.МСХ – Министерство сельского хозяйства

    62.НАН – Национальная академия наук (Украины)

    63.НАФТА – Североамериканская зона свободной торговли

    64.НВП – Национальный водный план (Португалии)

    65.НГП – Национальный гидрологический план (Испании)

    66.НВП – Национальный водный путь (Израиля)

    67.НДП – Национальный план действий (Израиля)

    68.НИОКР – Научно-исследовательские и конструкторские работы

    69.НПВС – Новая политика водного сектора (Израиля)

    70.ОАЭ – Объединенные Арабские Эмираты

    71.ОВОС – Оценка воздействия на окружающую среду

    72.ОЗП – Оценочное заключение персонала (ВБ)

    73.ОМП – Объединенная Многоцелевая Программа

    74.ООН (UN) – Организация Объединенных Наций (The United Nations)

    75.ОП – Оперативная политика (ВБ)

    76.ОСБ – Организация стран бассейна (Ла-Платы)

    77.ОТК – Объединенная Техническая Комиссия (по Нилу)

    78.ОФ – Объединенный Фонд

    79.ПБК – Проект бассейна Колумбия

    80.ПГП – Переходный генеральный план (Израиля)

    81.ПНА – Палестинская национальная администрация

    82.ПНВ – Программа Разделенного Видения (бассейна Нил)

    83.ПХБ – полихлорбифенил

    84.РАН – Российская Академия Наук

    85.РВП - региона, оформляющий проект (ВБ)

    86.РГ – Рабочая группа

    87.РРГ – Руководящая рабочая группа

    88.РСК (CFA) – Рамочное Соглашение по кооперации в бассейне реки Нил (Nile River Basin Cooperative Framework Agreement)

    89.РТЭ – Развитие торговли энергией

    90.СБ ООН – Совет Безопасности ООН

    91.СБСЕ – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

    92.СВК – Совместный Водный Комитет

    93.СВИ – Совместный Водный Институт

    94.СГЭ – Специальная группа экспертов

    95.СД – Страновой Департамент (ВБ)

    96.СК – Совместная Комиссия

    97.СК – Совместный Комитет

    98.СМ – Совет Министров

    99.СМИ – Средства массовой информации

    100.СНГ – Содружество независимых государств

    101.СНВБ – Сводный национальный водохозяйственный баланс (Израиля)

    102.СНС – Словацкий национальный Совет

    103.СО – Совместный орган

    104.СПДВН – Субсидиарная Программа Действий Восточного Нила

    105.СПДЭО – Субсидиарная Программа Действий Экваториальных Озер

    106.СРК – Совместный речной комитет

    107.СТК – Совместный технический комитет

    108.СУАР – Синьцзян-Уйгурский автономный район

    109.СЭВ – Совет экономической взаимопомощи

    110.ТВР – Трансграничные водные ресурсы

    111.ТКК - Технический Консультативный Комитет (NILE-COM)

    112.ТФБН (NBTF) -Трастовый Фонд бассейна Нила (The Nile Basin Trust Fund)

    113.ТЭО – Технико-экономическое обоснование

    114.ТЭС – Тепловая электростанция

    115.УВР – Управление водными ресурсами

    116.УИП (ISP) - Проект Укрепление институционального потенциала (The Institutional Strengthening Project)

    117.УПРЕРА - Управление природными ресурсами и развитие

    118.ЦАР – Центрально-Азиатский регион

    119.ЧССР – Чехословацкая Советская Социалистическая Республика

    120.ЭК – Экспертная комиссия

    121.ЭКА ООН (UN ECA) - Экономическая Комиссия ООН для Африки (UN Economic Commission for Africa

    122.ЮАСН – Южноамериканское сообщество наций

    123.ЮВА – Юго-Восточная Анатолия

    124.ABB – Asea Brown Boveri Ltd (шведско-швейцарская электротехническая компания)

    125.EURO – Евро (денежная единица)

    126.FAO (ФАО) – The Food and Agriculture Organization

    127.ICOLD – The International Commission on Large Dams

    128.IUCN – The International Union for Conservation of Nature

    129.GTZ – Deutsche Gesellschaft fur Technische Zusammenarbeit (Германское Агентство технического содействия)

    130.NILE-COM – The Nile Council of Ministers in charge of Water Affairs (Совет Министров стран бассейна реки Нил, отвечающих за водное хозяйство в своих странах)

    131.NILE-SEC – The Nile Basin Secretariat

    132.Nile-TAC - The Technical Advisory Committee

    133.TVA – The Tennessi Vallеy Authority, Администрация долины Теннеси

    134.UBS – The Union Bank of Switzerland

    135.UN – The United Nations

    136.UNECE – The United Nations Economic Commission for Europe

    137.UNDP – The United Nations Development Program

    138.UNEP – The United Nations Environment Program

    139.UNESCO – The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization

    140.USD – The United States Dollar (денежная единица)

    141.VA Tech – VA Technologie AG (австрийская инжиниринговая компания)

    142.WMO – The World Meteorological Organization

    143.WWF – The World Wild Found

    То же, что «Европейское Сообщество» – название Европейского союза (ЕС) до 1994 г. Сообщество основано Договором (Рим, 25.03. 1957 г.) как общий рынок 6 государств (ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия). Согласно Договору, Стороны решили создать Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Таможенные пошлины между ними отменены 01.07.1968 г. На 01.01.2007 г. ЕС объединял 27 стран Договора о ЕС (Маастрихт, 07.02.1992 г.), вступившего в силу 01.11.1993 г. ЕС сочетает признаки международной организации и государства, ими не является. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях.

    ЛАГ (Джамиат ад-дууал аль-арабия) - межправительственная региональная организация арабских государств, создана 22 марта 1945 года в Каире на конференции Египта, Сирии, Ливана, Трансиордании (позже – Иордании), Ирака, Саудовской Аравии и Йемена. ЛАГ объединяет более 20 арабских и дружественных им неарабских стран и одну организацию (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива)

    Часть 1 (1 балл за правильный ответ, максимум 20 баллов)

    1. Граждане не могут иметь на праве собственности:

    А) фабрики и заводы

    Б) ядерное оружие

    В) грузовые автотранспортные средства

    Г) рыболовецкие судна

    2. Гражданская правоспособность признается в равной мере за:

    А) всеми гражданами

    Б) только за дееспособными гражданами

    В) гражданами-иностранцами и лицами без гражданства

    Г) дееспособными и эмансипированными гражданами

    3. Правоспособность гражданина прекращается в случае:

    А) признания его судом недееспособным;

    Б) Осуждения его судом за совершение преступления

    В) его биологической смерти

    4. Об ответственности за дачу заведомо ложных показаний суд предупреждает:

    А) прокурора

    Б) представителя обвинения

    В) свидетеля

    5. Предметом семейного права как отрасли права являются:

    А) личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи

    Б) любые личные неимущественные отношения

    В) любые имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи

    Г) личные неимущественные отношения, связанные с имущественными

    6. Брак порождает правовые последствия:

    А) со дня регистрации в органах записи актов гражданского состояния

    Б) после длительных фактических брачных отношений

    В) со дня заключения капитаном судна, находящегося в длительном плавании

    Г) со дня венчания в церкви

    7. Для заключения брака необходимо присутствие:

    А) родителей лиц, вступающих в брак

    Б) двух свидетелей

    В) одного из лиц, вступающих в брак

    Г) жениха и невесты

    8. Кого нормативные правовые акты признают ребёнком?

    А) лицо, не достигшее возраста 14 лет

    Б) лицо, не достигшее возраста 10 лет

    В) лицо, не достигшее возраста 18 лет

    Г) лицо, не достигшее возраста 16 лет

    9. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностям:

    А) с момента подписания трудового договора

    Б) со дня, определённого трудовым договором

    В) со дня подписания трудового договора

    Г) на следующий день после вступления трудового договора, если в договоре не оговорен иной день

    10. Основным документом о трудовой деятельности гражданина является:

    А) трудовая книжка

    Б) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

    В) учётная карточка

    Г) лицевой счёт заработной платы

    11.Государственная власть состоит из следующих ветвей:

    А) законодательная власть

    Б) информационная власть

    В) судебная власть

    Г) исполнительная власть

    12. Депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ может быть избран гражданин:

    А) достигший совершеннолетия и обладающий полной дееспособностью

    Б) достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах

    В) совершеннолетний дееспособный гражданин, постоянно проживающий в избирательном округе

    Г) достигший 21 года и постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет

    13. Федеральное собрание РФ состоит из:

    А) Совета Федерации

    Б) Государственного Совета

    В) Совета Союза

    Г) Совет Национальностей

    Д) Совет Безопасности

    14. Конституционный Суд РФ принимает решения в виде:

    А) постановлений

    Б) заключений

    В) инструкций

    15. Границы между субъектами РФ:

    А) могут быть изменены с их взаимного согласия

    Б) не могут быть изменены

    В) могут быть изменены по Указу президента РФ

    16. Между конституцией и остальными законами страны существует связь:

    А) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны

    Б) все законы страны должны соответствовать Конституции

    В) между нормами Конституции и законов существует равенство

    17. Уголовная ответственность по общему правилу наступает с:

    18. Уголовная ответственность наступает за:

    А) любые действия, нарушающие права человека

    Б) незначительные правонарушения

    В) общественно-опасные деяния

    19. Федеральное Собрание РФ:

    А) состоит из двух палат

    Б) избирается сроком на четыре года

    В) осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета

    20. Гражданин РФ в соответствии с Законом «Об образовании» может реализовать своё право на начальное образование

    Г) возраст определяется уставом образовательного учреждения

    Часть 2

    1. Какое понятие соответствует каждому из приведённых ниже определений? (2 балла за правильный ответ, максимальный балл 10)

    2. Что означают приведённые ниже аббревиатуры?(1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл 9)

    А) УК РФ –

    В) отдел ЗАГС –

    Г) КоАП –

    Д) ВАС РФ –

    Е) СК РФ –

    Ж) УПК РФ –

    З) ГИБДД –

    Часть 3 Решите задачи (1 балл за верный ответ без пояснения, 3 балла за верный ответ с пояснением)

      16 летний Н. привлекается к уголовной ответственности за оскорбление. Эта статья предусматривает возможность назначит виновному штраф, обязательные или исправительные работы. Знакомые разъяснили Н., что если санкция этой статьи не предусматривает ни ареста, ни лишения свободы, то и участие защитника в его деле не обязательно.

    Согласны ли Вы с разъяснениями, которые дали Н.? Почему?

      Гражданкой какого государства станет К, если её родители, граждане РФ, в момент её рождения временно проживали в Великобритании? Почему?

    Ответы к заданиям по праву для 10 класса

    На соотношение:

    Расшифровка абревиатуры:

    А) УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации

    Б) ООН – Организация Объединённых Наций

    В) отдел ЗАГС – отдел записи актов гражданского состояния

    Г) КоАП – Кодекс об административный правонарушениях

    Д) ВАС РФ – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

    Е) СК РФ – Следственный комитет Российской Федерации

    Ж) УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

    З) ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения

    И) ОАО – Открытое акционерное общество

    1. Нет. Участие защитника по делам, в которых обвиняемый является несовершеннолетним обязательно, независимо от санкции статьи.
    2. Гражданкой РФ, т.к. оба родителя граждане РФ. Ребёнок будет считаться гражданином Великобритании, если один из его родителей является гражданином Великобритании. Если ни один из родителей не имеет гражданства Великобритании и ни один из родителей не считается постоянным жителем Великобритании, то ребёнок не имеет права на гражданство Великобритании на момент его / её рождения.

    Вконтакте