Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Административная правоспособность и дееспособность граждан. Административная правоспособность

    Административная правоспособность и дееспособность граждан. Административная правоспособность

    Административная правоспособность - это способность иметь права

    и обязанности, закрепленные нормами административного права.

    Частично она возникает с момента рождения (право на постановку в

    очередь на получение жилой площади, на имя, на медицинскую помощь,

    на бесплатное обеспечение лекарствами). Будучи в принципе равной,

    административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит

    от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места

    жительства, национальности и других демографических факторов. В

    качестве примера можно назвать воинскую обязанность, способность

    стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния

    здоровья, гражданства и ряда иных факторов. О влиянии на

    административную правоспособность даже такого признака, как

    национальность лица, свидетельствуют нормы Федерального закона "О

    гарантиях прав малочисленных народов в Российской Федерации",

    принятого в апреле 1999 г. В частности, в нем закреплено право лиц,

    относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы

    альтернативной гражданской службой. Влияет на правоспособность

    также рост лица. Лица, рост которых менее 150 см, не призываются на

    военную службу, им не предоставляются права на управление

    автобусами и т. д.

    Сейчас, когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72

    Конституции России активно осуществляют административное

    правотворче-ство, административная правоспособность жителей разных

    регионов имеет определенные различия.

    пенсии в размере 100% минимальной пенсии по старости лилипутам,

    получающим пенсию (независимо от ее вида) в органах социальной

    защиты населения.

    Таким образом, главные особенности административной

    правоспособности следующие: она регулируется нормами

    административного права, ее содержание состоит в регламентации

    правовых способностей индивидов в отношениях с субъектами

    государственной исполнительной власти, у конкретных лиц она

    возникает с момента рождения, для разных лиц она неодинакова по

    Административная дееспособность

    Административная дееспособность - это способность лица своими

    действиями осуществлять права, выполнять обязанности,

    предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести

    ответственность в соответствии с этими нормами.

    Административная дееспособность граждан России возникает

    позднее правоспособности, возраст ее наступления законом не

    установлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у

    гражданина возникает именно административная дееспособность. Ее

    частичное появление и последующее увеличение связано с физическим и

    интеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут

    самостоятельно обратиться к врачу, реализовать право на жалобу, с

    шести лет ребенок сам реализует право на образование. Комиссия по

    делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому

    исполнилось 11 лет, в специальную школу. С 16 лет наступает

    административная деликтоспособность - способность нести

    административную ответственность за свои действия.

    В течение последнего десятилетия административная

    правосубъектность индивидуальных субъектов непрерывно расширяется.

    В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы

    федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на

    свободный выбор места жительства, выезда из России, учреждение

    средств массовой информации и др. Значительно расширены права на

    судебную защиту, на объединение, на свободу совести.

    Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и

    гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той

    мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного

    строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других

    лиц, обороны страны и безопасности государства».

    Федеральными законами предусмотрены четыре группы

    обстоятельств, при наличии которых правовой статус, прежде всего

    административно-правовой статус индивидуального субъекта, может

    быть ограничен:

    Чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные

    бедствия и др.);

    Если это несовместимо с его общественно полезной

    деятельностью (запрещение совместной службы родственников,

    совмещения государственной службы с предпринимательской

    деятельностью и т. д.);

    Если без этого невозможно обеспечить государственную

    безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);

    Совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей

    водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. д.).

    В первых трех случаях ограничения непосредственно

    устанавливаются нормативными актами и касаются неопределенного

    числа граждан, являются групповыми. А ограничения административно-

    правового статуса в связи с неравномерными действиями носят

    индивидуальный характер, персонифицированы, являются мерами

    принуждения, их содержание определяется правоприменительным.и

    Нередки случаи, когда ограничение прав правонарушителя не

    является мерой принуждения, а представляет собой неблагоприятные

    последствия правонарушения. Так, правонарушителю может быть

    отказано в выдаче лицензии на оружие, заграничного паспорта.

    Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие у лица административной правосубъектности. Как правило, ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.

    В законодательстве отсутствует определение понятий «административная правоспособность» и «административная дееспособность». В специальной литературе они истолковываются исходя из общих представлений о них в теории права, а также в гражданском законодательстве с учетом анализа норм административного права.

    В административном праве, считают ученые-административисты, представление об административной правоспособности и дееспособности является необходимым в качестве методологической предпосылки выяснения общего и особенного в правовом положении субъектов административного права, без административной правоспособности невозможно само понятие субъекта административного права.

    Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности. Правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон данных правоотношений конкретных прав и обязанностей. Осуществление прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих сами правоотношения. Правоспособность субъекта права дает возможность применения к нему юридической (а также административной) ответственности.

    Административная дееспособность -- возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, в том числе нести ответственность за свои действия (в некоторых случаях -- и за бездействие). Другими словами, административная дееспособность означает вероятность практической реализации административной правоспособности.

    В ряде случаев, выделяют особый элемент административной дееспособности, называемый административной деликтоспособностью, -- способность субъекта в соответствии с законом нести ответственность за свои неправомерные действия (в ряде случаев -- за бездействие), подвергаться административному наказанию.

    Вместе с тем реализация правоспособности как физических, так и юридических лиц невозможно представить без волеизъявления самого физического лица либо представляющего органа публичного управления должностного лица. Проявленная воля субъекта по использованию прав и исполнению обязанностей способствует наполнению правосубъектности юридическим содержанием.

    По общему правилу правоспособность гражданина начинается в момент его рождения и прекращается смертью. Дееспособность гражданина в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, которое по российскому гражданскому и семейному законодательству наступает в восемнадцать лет. До этого возраста гражданин имеет ограниченный объем дееспособности, зависящий от его возраста. В ряде случаев гражданин может быть ограничен или даже лишен дееспособности.

    Другую группу субъектов административно-правовых отношений составляют организации.

    Гражданское право разделяет юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться а форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Перечень таких форм является закрытым и может быть изменен только внесением поправок в ГК РФ. Что же касается юридических лиц, являющихся некоммерческими организация ми, они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. При этом ГК РФ не содержит полного перечня возможных форм некоммерческих организаций, делегируя данную функцию специальным федеральным законам.

    юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

    Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

    В отношении юридических лиц законодатель не использует термин «дееспособность». Моменты возникновения право- и дееспособности юридического лица совпадают во времени и определяются моментом

    государственной регистрации юридического лица, процедурой получения лицензии.

    Кроме граждан и юридических лиц характерную категорию субъектов административного права составляют государственные органы и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные служащие. Например, суды -- участники правоотношений, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, отнесенных к ведению судов КоАП РФ, а также правоотношений, связанных с обжалованием действий должностных лиц органов исполнительной власти.

    К негосударственным организациям в качестве субъектов административного права относятся: общественные объединения, профессиональные союзы, потребительские кооперативы, и др.

    При характеристике субъектов административно-правовых отношений в науке административного права принято употреблять понятие «административно-правовой статус», которое включает в себя совокупность прав, обязанностей, гарантий реализации прав, ограничений (запретов) и ответственности за нарушение обязанностей. Не все права и обязанности субъектов административного права производны от их конституционного правового статуса, существует достаточное количество прав и обязанностей, которые находятся за пределами конституционного статуса. Административно-правовой статус конкретного участника правоотношений представляет собой неотъемлемый элемент общего правового статуса данного субъекта, сочетается со статусами, устанавливаемыми нормами других отраслей права, например гражданского, семейного, трудового, во многих случаях выступая в качестве приоритетного.

    Определение 1

    Субъект административного права – это гражданин, участник общественных отношений, который выступает носителем конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права. Гражданин наделен правами и обязанностями для участия в управлении делами государства и общества.

    В административном праве характер связи между гражданином, как участником правоотношений с одной стороны, и государственными структурами с другой, является непостоянным, краткосрочным и временным.

    Административно-правовое положение гражданина может быть определено через объем и характер его административной правосубъектности. Правосубъектность состоит из право- и дееспособности.

    Правоспособность

    Административная правоспособностью - способность гражданина и закрепленная за ним законом фактическая возможность выступать субъектом административных правоотношений, владеть правами и нести обязанности, носящие административно-правовой характер. Правоспособность возникает после рождения гражданина, а прекращается только вместе с его смертью.

    • Административная правоспособность гражданина является неотчуждаемой и передаваемой. Ее объем может быть изменен только законом. Для отдельных категорий граждан правоспособность может быть времена ограничена в специально предусмотренных законом случаях (например, в случае совершения уголовного или административного правонарушения).
    • Административная правоспособность граждан может быть охарактеризована неразрывной связью между правами и обязанностями, сочетанием интересов каждого гражданина с интересами государства и других граждан.
    • У государственных органов управления правоспособность выражается в компетенции, которая им принадлежит. Административная правоспособность органов управления наступает с момента их образования.
    • Административная правоспособность гражданина составляет основу их административной дееспособности. Дееспособность является необходимым условием для приведения правоспособности в жизнь, а также реализации субъективных прав и обязанностей гражданина в административных правоотношениях.

    Дееспособность

    Определение 2

    Административная дееспособность - это признанная за гражданином способность своими собственными действиями осуществить, приобрести или выполнить возложенные на него обязанности административно-правового характера.

    По общему правилу все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью. Однако некоторые граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными по состоянию здоровья (психическая болезнь, слабоумие). Не являются субъектами административного права лица, совершившие проступок в состоянии невменяемости.

    Дееспособность гражданина наступает с момента достижения им определенного возраста. В четырнадцать лет гражданин приобретает частичную дееспособность, а в восемнадцать лет становится полностью дееспособным.

    Конкретный объем прав и обязанностей, входящих в дееспособность гражданина, определяется законом. Так, например, гражданин в возрасте шестнадцати лет вправе подавать в ЗАГС заявление о регистрации брака в случае, если данный гражданин эмансипирован.

    В установленных законом случаях, субъективные права и обязанности, входящие в дееспособность гражданина, могут осуществляться другими лицам - законными представителями (к ним относятся родители, усыновители, опекуны и попечители и др.) или представителями.

    В то же время существуют такие административные права и обязанности, которые приобретаются и реализовываться гражданами лично. К ним относятся:

    • право на участие в государственном управлении;
    • воинская обязанность.

    В чем заключается ее особенности по сравнению с гражданской правосубъектностью? Какие граждане, находящиеся на территории России, относятся к иностранцам и лицам без гражданства? В чем специфика их статуса?

    1. Когда возникает административная правоспособность и дееспособность (правосубъектность) граждан? В чем заключается ее особенности по сравнению с гражданской правосубъектностью?

    Одним из субъектов административного права являются физические лица, под которыми понимаются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти категории лиц характеризуются существенными элементами особенностей их правового положения. Так гражданин Российской Федерации характеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранный гражданин - с соответствующим зарубежным государством, лицо без гражданства не имеет таковой связи ни с одним из государств.

    Конституция Российской Федерации в статье 19 “гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.” Этой же статьёй “запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.” Однако, равенство административной правоспособности граждан России, как общей способности иметь права нести обязанности, не означает, что реально все граждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав и обязанностей, предусмотренных законом.

    Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и передаваема. Её объём изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограниченна в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав и другие правоограничения. Так ст.118 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях предусматривает лишение гражданина права управлять транспортным средством на срок до шести месяцев за нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение лёгких телесных повреждений. Режим чрезвычайного положения предполагает возможность введения ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов срока их действия.

    Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.)

    Итак, дадим определение административной правоспособности - это способность гражданина иметь права и обязанности, предусмотренные нормами административного права.

    Административная правоспособность означает закрепленную нормами административного права возможность гражданина вступать в административно-правовые отношения, её отсутствие исключает возможность возникновения административно-правовых отношений.

    Административная правоспособность возникает с момента рождения человека и до его смерти.

    Особенностью административной правоспособности является то, что ее осуществление ограничивается рамками государственного управления, она характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов личности и государства в системе управления. Административная правоспособность является основой административной дееспособности.

    На ряду с правоспособностью необходимо выделить и дееспособность.

    Административная дееспособность - это фактическая возможность практической реализации предоставленных гражданину прав и выполнения возложенных на него обязанностей в сфере государственного управления. Административной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста (ст.13 КоАП). В зависимости от возраста, образования, состояние здоровья и т.д. изменяется конкретный состав прав и обязанностей.

    Таким образом, правило о том, что дееспособность возникает с 16-летнего возраста, является еще одной особенностью административной правосубъектности т. к. в гражданской правосубъектности полная дееспособность по общему правилу наступает с 18 лет.

    2. Какие граждане, находящиеся на территории России, относятся к иностранцам и лицам без гражданства? В чем специфика их статуса?

    Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства закреплены в ст.62 Конституции РФ. Российское государство, исходя из общих принципов права, наделяет иностранцев и лиц без гражданства широкой правоспособностью (почти все права и обязанности граждан РФ, за некоторым исключением).

    Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Определение иностранных граждан как лиц, не являющихся российскими гражданами и имеющих доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства, которое дано в ст. 1 действующего в России Закона СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г., не может действовать в полной мере в связи с допущением Конституцией двойного гражданства. К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы. Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства (понятие "подданство" сохранилось в некоторых странах с монархической формой правления, хотя по содержанию оно фактически равнозначно понятию "гражданство").

    Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению безгражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше государство поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

    В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права Конституция РФ закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т. е. устанавливает для этих лиц национальный режим. Этот режим предоставлялся им в нашей стране законодательством и ранее. Существенно, что в ч. 3 ст. 62 Конституции национальный режим установлен в качестве общего принципа российского законодательства.

    Такой принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонения от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

    Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с собственным государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин. Поэтому на него не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, обязанность несения военной службы) и не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам (например, право быть избранным или назначенным на определенные должности - судьи, прокурора, нотариуса и т. д., право участвовать в референдуме и т. п.). Ряд специальных правил для иностранных граждан установлен в Законе о правовом положении иностранных граждан в СССР, в частности в отношении их трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания на территории нашей страны, административной, уголовной ответственности.

    Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов, пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т. п.

    Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничения прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т. е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограничения (реторсии).

    Таким образом, особенности правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства сводятся к тому, что на них не распространяется ряд прав и они не несут ряд обязанностей. Они не пользуются избирательным правом (пассивным и активным). Не могут состоять в экипаже судов, не могут нести воинской обязанности. Для этой категории лиц ограничено передвижение по территории РФ.

    Задача.

    Ученик 3-го класса Груздев Миша, успешно овладевающий программой начального образования, написал директору школы заявление, в котором просил перевести его в 4 класс или разрешить учебу в форме семейного образования. Директор ответил, что хотя Груздев и заслуживает того, чтобы удовлетворить его просьбу, заявление его он рассматривать не будет, так как Миша еще не дееспособен. Его недееспособность может быть восполнена дееспособностью родителей, которые и должны написать заявление для решения вопроса. Ученик в ответ на это заявил, что Закон об образовании предоставляет не родителям, а ему право освоить программу в форме семейного образования, и попросил ускорить решение вопроса, поскольку он не нуждается в представительстве своих интересов родителями, иначе он будет жаловаться.

    Административная правоспособность - это способность индивида быть носителем субъективных прав и обязанностей V сфере государственного управления.

    Она возникает с момента рождения и прекращается со смертью лица.

    Административная правоспособность - это признанная государством способность своими собственными действиями реализовать права и приобретать новых личных прав, выполнять обязанности в сфере государственного управления. В полном объеме она наступает с 18 лет, а в отдельных случаях - с 16 г. Конкретный объем прав и обязательной находится в зависимости от ряда факторов: возраста, образования, встану здорова, астат. Некоторые из них могут служить причиной полного или частичного ограничения административной правовой дееспособности: душевная болезнь, инвалидность лишают права управления транспортными средствами. Лица, имеющие судимость, либо не имеют специального образования, теряют возможность занимать ряд должностей в государственном аппарате.

    Центральным элементом административно-правового статуса гражданина (индивидуального субъекта) его права и обязанности.
    Поскольку административно-правовой статус тесно связан с конституционных, является производным от последнего, можно выделить общие права, относящиеся к конституционным: право на участие в управлении государственными делами ", на равный доступ к государственной службе", на обжалование в суд неправомерных актов (действий) государственных органов (должностных лиц).
    Все эти права не могут быть реализованы без участия органов государственной власти и местного самоуправления (органы публичной власти). Другие права в сфере государственного управления развивают (обеспечивают) конституционные права. Так, конституционное право на охрану здоровья конкретизируется в следующих правах, которые являются частью административно-правового статуса граждан, как право на медико-санитарную и медико-социальную помощь, обеспечение лекарствами, оказания ортопедической и протезной помощи, соблюдение информации о состоянии здоровья я.

    Вместе с правами на граждан возлагается и ряд обязанностей. Основным (общим) обязанностью граждан является обязанность соблюдать Конституцию Украины и законы государства. Другие обязанности являются производными и касаются разных сфер жизнедеятельности людей. Административно-правовые нормы устанавливают различные правила поведения и обязанности граждан их соблюдать, например, в правилах дорожного движения и пользования общественным транспортом; ^ проходить в установленных случаях обязательный медицинский осмотр и лечение; ^ регистрировать транспортное средство и получать разрешение на занятие определенными видами деятельности.

    Следует различать общий и специальный административно-правовой статус граждан. Первым обладают все граждане независимо от возраста, пола, состояния здоровья, места жительства и т.д. Однако каждый человек в своей жизни может оказываться в разных ситуациях, определенных положениях, что обуславливает наличие специальных прав и обязанностей. Лицо может выступать субъектом так называемых специальных административно-правовых статусов. В теории административного права различают такие специальные административно-правовые статусы:

    Членов административных коллективов - это личный состав организаций, в которых отношения ее членов с администрацией регулируются административным правом (органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные части, студенческие коллективы). В связи с этим выделяют статусы: учащихся (студентов, аспирантов, учащихся колледжей), милитаризованных служащих, лиц, свобода которых ограничена в административном порядке (несовершеннолетние, за правонарушения находятся в специальных учебных заведениях; граждане, которые находятся в центрах временного размещения вынужденных переселенцев);
    - Объекты попечительства: а) сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены много ¬ детных семей б) безработные, чернобыльцы, участники боевых действий в Афганистане, беженцы, те, которые пострадали от пожаров, наводнений, землетрясений, стихийных бедствий;
    - Субъектов территорий с особыми режимами а) лица, проживающие на приграничной территории, б) жители горных территорий в) местностей, где объявлено чрезвычайное положение;
    - Субъектов разрешительной системы - лица, имеющие зарегистрированное оружие, занимающихся определенными видами деятельности, на что требуется специальное разрешение внутренних дел и др..
    Еще одним элементом административно-правового статуса является административно-правовые гарантии прав и свобод граждан. К ним относятся организационные гарантии (существование и деятельность органов, осуществляющих охрану и защиту прав и свобод граждан) право на жалобу (административную и судебную). Оно закреплено Законом "Об обращениях граждан", а также Гражданско-процессуальным Кодексом.
    Субъектами административного права также, иностранные граждане и лица без гражданства, их административно-правовой статус определяется ст. 26 Конституции Украины, и Законом Украины "О правовом статусе иностранцев» от 5 марта 1994 г. В целом объем их административно-правового статуса несколько уже, чем у граждан Украины. Так, они не могут быть государственными служащими, занимать должности в государственном аппарате; не несут воинской обязанности, не в праве создавать политические партии. На них возлагаются дополнительные обязанности, не свойственные для граждан Украины. Они обязаны зарегистрировать свой паспорт, получить разрешение для проживания, уведомлять органы внутренних дел о перемещении по территории государства и др.. Несут административную ответственность наравне с гражданами Украины.

    Основной акцент в обновлении содержания административно-правового статуса граждан необходимо делать на реальный действенный механизм обеспечения реализации этих прав, которые уже сегодня закреплены в Конституции и многочисленных законах. Этим механизмом должны стать нормы административно-процессуального законодательства, регулирующих порядок осуществления разных административных процедур и процессуальных действий.

    Государственная служба в Украине - это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате практического выполнения задач и функций государства. Эти лица с государственными служащими, имеют соответствующие служебные полномочия, занимают определенные должности и получают заработную плату за счет государственных средств.