Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Авторское право кратко

    Авторское право кратко

    АВТОРСКОЕ ПРАВО - раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, т. е. результатов творческой деятельности; один из видов так называемых прав интеллектуальной собственности, или исключительных прав. Авторское право определяет права автора произведения, его правопреемников, основания возникновения и порядок осуществления субъективных авторских прав, их защиту от нарушений, базирующиеся на них обязательственные отношения.

    Законодательство об авторском праве стало формироваться после изобретения в 15 веке И. Гутенбергом печатного станка, однако первые нормы закрепляли исключительно права издателей и защищали их от недобросовестной конкуренции. С развитием книгоиздания и книготорговли авторы добились защиты своих интересов. Первый известный закон в этой сфере - Статут королевы Анны (1710, Великобритания). В 18-19 веках большинство европейских стран приняли собственное авторское законодательство. Особенностью возникновения и развития авторского права в России являлась его тесная связь с цензурным законодательством. Первый закон, закрепивший права авторов на использование литературных произведений, появился в 1828 году в качестве специальной главы Цензурного устава.

    В процессе формирования законодательства сложилось два основных подхода к сущности авторского права - континентальный (droit d’auteur) и англосаксонский (copyright). Для первого характерно признание личного характера авторских прав, что выражается в наличии широкого спектра неимущественных прав, а также в отсутствии требования соблюдения формальностей для возникновения охраны произведения; второй ориентирован на коммерческое использование результата творческого труда, признание прав на него не только у его создателя, но и у лиц, оказавших автору техническое, организационное и финансовое содействие, а также зависимость предоставления охраны произведения от выполнения формальностей (регистрации произведения, депонирования его экземпляров в специальных организациях и пр.).

    Авторское право в России . Конституция Российской Федерации относит принятие норм авторского права к компетенции Федерации. В России действует Закон «Об авторском праве и смежных правах» 1993 (в редакции 2004 года).

    К объектам, охраняемым авторским правом, относятся существующие в объективной форме (дающей возможность восприятия третьими лицами) произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения, достоинств, способа выражения, а также от обнародования произведения. Охрана предоставляется не только «традиционным» произведениям (литературным, драматическим, аудиовизуальным, музыкальным, музыкально-драматическим; произведениям изобразительного искусства и тому подобное), но и производным (переводы, аранжировки, инсценировки, рефераты, резюме и т.п.) и составным (антологии, энциклопедии, компиляции и тому подобное) произведениям независимо от того, охраняются ли произведения, лёгшие в основу составных и производных результатов творческой деятельности. Закон содержит лишь примерный перечень видов объектов авторского права (среди них — программы для ЭВМ и базы данных); он полно перечисляет только виды произведений, не охраняемых авторским правом (произведения народного творчества, официальные документы, государственные символы и знаки, информационные сообщения). Авторское право не распространяется на идеи, принципы, системы, способы, методы, концепции, открытия и факты, которые могут охраняться при помощи норм патентного права или иных отраслей. Охрана не требует оформления или соблюдения каких-либо формальностей.

    Первоначальным субъектом авторского права является автор - физическое лицо, творческим трудом которого произведение создано: только ему предоставляется полный объём прав. Юридическое лицо не может быть автором. Если произведение создано совместным творческим трудом нескольких лиц, они являются соавторами; им совместно принадлежат авторские права на произведение в целом, а их взаимоотношения могут определяться соглашением между ними. Права соавторов различаются в зависимости от того, образует ли произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. К субъектам авторского права относятся также правопреемники автора, в том числе по авторскому договору (ими могут быть и юридические лица); к ним переходит только часть прав автора - имущественные права. Субъектами авторского права являются и лицензиаты - лица, получившие по лицензии право использования произведения в определённых ею пределах.

    Субъективные права авторов закон делит на неимущественные и имущественные. К неимущественным относятся: право авторства (право признаваться автором произведения); право на имя (право обозначать при использовании произведения своё подлинное имя, вымышленное имя - псевдоним или выступать без обозначения имени - анонимно); право на обнародование произведения (право открытия всеобщего доступа к нему); право на защиту репутации автора (на защиту произведения от искажения или иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора). Автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения (пока не доказано обратное). Автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, к которым относятся права на: воспроизведение (изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме); распространение (продажа, сдача в прокат и пр.); импорт; публичный показ (экспонирование картины на выставке и т.п.); публичное исполнение (например, в театрах, концертных залах); передачу в эфир и сообщение для всеобщего сведения по кабелю; перевод; переработку; применение дизайнерского, архитектурного, градостроительного, садово-паркового проектов. Автор может распорядиться своим произведением, передав право его использования другому лицу (правопреемнику) или предоставив такое право в определённых пределах и сохранив его в целом за собой (выдать лицензию). За разрешение на использование и за само использование произведения автор имеет право на вознаграждение. Действие прав автора ограничивается во времени: они возникают с момента создания произведения и действуют в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (изъятия специально оговариваются в законе). По истечении срока охраны имущественных прав автора произведение попадает в так называемую сферу общественного достояния и может быть использовано любыми лицами без чьего-либо согласия, но при условии соблюдения личных неимущественных прав - права авторства и права на имя, а также прав на защиту репутации автора или неприкосновенность произведения (эти права охраняются бессрочно).

    Закон может устанавливать исключения из имущественных прав в отношении, как правило, обнародованных произведений - случаи использования произведений без согласия автора и выплаты вознаграждения или использования произведения без согласия автора, но с выплатой вознаграждения. К первым относятся ситуации, обусловленные необходимостью удовлетворения потребностей в области образования, науки, информации и т.п., нужд органов суда и следствия, обеспечения доступа к культурным ценностям лиц с ограниченными возможностями, а также в официальных и религиозных целях. Вторая группа является, по сути, компромиссом в тех областях использования, где личный контроль автора за эксплуатацией произведения затруднён или невозможен - частное копирование, передача в эфир или по кабелю, механическое воспроизведение и тому подобное. Для упорядочения таких ситуаций, использования и сбора причитающегося вознаграждения создаются организации по коллективному управлению имущественными авторскими правами (первая известная авторская организация - Общество драматических авторов и композиторов было создано во Франции в 1777 году при непосредственном участии П. Бомарше).

    Взаимоотношения автора (правообладателя) с пользователем произведения определяются, как правило, авторским договором. Один вид авторского договора - договор об уступке - предусматривает передачу прав на использование произведения, другой вид - лицензионный договор - предусматривает выдачу разрешения на использование произведения в определённых пределах (с сохранением прав автора). Закон выделяет разновидности лицензии - исключительную, по которой использование в обозначенных пределах разрешается только лицензиату, и неисключительную. Авторский договор считается передающим неисключительные права, если в нём не предусмотрено иное. Договор предполагается возмездным, за некоторыми исключениями (например, воспроизведение в личных целях), он должен быть заключён в письменной форме.

    Особый порядок использования установлен для служебных произведений, к которым отнесены произведения, созданные в порядке выполнения служебной обязанности или служебного задания. Права на такие произведения принадлежат автору, но используются они без заключения авторского договора, при сохранении за автором права на обнародование произведения. Исключительное право их использования принадлежит, как правило, работодателю.

    Международная охрана авторских прав. В 1-й половине 19 века многие страны заключили двусторонние соглашения о взаимной охране авторского права, но создание международной системы защиты прав творцов связано с появлением Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1886). Конвенция не только закрепляла принципы международного авторского права (например, принцип предоставления иностранным авторам национального режима), но и содержала нормы фактически прямого действия, необходимые для включения в национальное законодательство страны-участницы, причём эти нормы не только устанавливали высокий уровень охраны интересов автора, но и были ориентированы на государства континентальной системы права. Это создавало препятствия для полноценного участия стран англосаксонской традиции в международной охране авторских прав. Задачу сближения двух подходов к авторскому праву и создания универсальной системы охраны интересов творцов выполнила Всемирная конвенция об авторском праве (1952), которая установила менее строгие требования для присоединяющихся стран.

    Россия также участвует с 1995 года в Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного использования (1971). В 1996 году был заключён многосторонний Договор по авторскому праву, специально направленный на охрану авторского права в сети Интернет (Россия не участвует).

    а) преодоление территориального характера авторских прав: права автора на художественное или иное произведение, возникшее в одном из участвующих государств, признаются и охраняются на территории других государств;

    б) охрана определённого объёма авторских прав. Авторам охраняемых произведений предоставляется национальный режим, то есть права, предусмотренные собственным законодательством, и сверх того права, предусмотренные договором. Наибольший объём авторских прав содержит Бернская конвенция;

    в) ограничение действия авторских прав во времени. Права автора охраняются в течение всей его жизни и после смерти. Минимальный срок охраны произведения после смерти автора составляет 50 лет, однако во многих странах установлены иные сроки: например, 25 лет в Алжире, на Кубе, в Ливии; 30 - в Иране, Никарагуа; 60 - в Бразилии, Испании; 70 - во Франции (в отношении музыкальных произведений), Германии, Израиле; 75 в Мексике; 80 - в Колумбии и Гвинее; 99 - в Кот-д’Ивуаре. В некоторых странах установлены особые сроки охраны имущественных прав в определённых ситуациях. Так, в российском законодательстве особые сроки действуют в отношении произведений, созданных в соавторстве, впервые выпущенных в свет после смерти автора анонимных произведений, а также в случаях, если автор произведения был репрессирован и реабилитирован посмертно или работал во время Великой Отечественной войны, или участвовал в ней;

    г) установление условий охраны авторских прав: охрана либо в силу самого факта создания (опубликования) произведения, без выполнения каких-либо формальностей, либо при условии выполнения определённых действий (например, регистрация, депонирование экземпляров и пр.). В государствах, где специальные требования к авторскому праву не установлены, на всех экземплярах произведения помещается так называемый знак охраны (состоящий из трёх элементов: первой буквы слова copyright в окружности, имени автора или наименования правообладателя и года первого выпуска произведения в свет), означающий, что любые формальности выполнены.

    Авторские права граждан Российской Федерации за границей в подавляющем большинстве государств признаются лишь при участии Российской Федерации и этих государств в международных соглашениях или на началах взаимности. Авторские права иностранцев в Российской Федерации определяются внутренним российским законодательством и международными договорами Российской Федерации.

    В сфере авторского права действуют несколько международных организаций, наиболее известными из которых являются Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и ЮНЕСКО. Содействие в защите прав российских авторов, оказание им консультационных услуг и правовой помощи по охране авторских и смежных прав за рубежом может оказывать Российское авторское общество.

    Лит.: Сергеев А. П. Авторское право России. СПб., 1994; он же. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. М., 2003; Авторское право: Нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции. М., 1998.

    Г. К. Дмитриева, Е. Э. Чуковская.

    Субъектом авторского права прежде всего является автор произведения– создатель произведения, обладающий совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения.

    Различают первоначальных и производных субъектов. Первоначального авторского прававсегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского праваявляется физическое или юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора.

    Возраст создателя произведения значения не имеет. За недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские права осуществляют - родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет - самостоятельно. Лица, являющиеся ограниченно дееспособными осуществлять авторские правомочия они могут только с согласия своих попечителей. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица. Субъектами авторских прав являются так же иностранные граждане. Субъектами авторских прав являются так же составители. Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих результат авторского труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторское право переходит по наследствуи в случае смерти автора или объявления его умершим его имущественные права переходят к его наследникам, которые также могут защищать некоторые личные неимущественные права автора в случае их нарушения.

    Личные неимущественные права - это неотчуждаемые права. Они принадлежат автору независимо от имущественных прав, иначе - личные права связаны с духовной личностью автора. Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

    Неимущественные права не имеют экономического содержания. Но часть из личных прав автора напрямую связана с имущественным интересом. Тесная связь личных и имущественных прав подтверждается и тем, что в случае нарушение личных прав, нарушаются его имущественные права. Так, например, нарушение права авторства, скажем путем публикации произведения под чужим авторством, нарушает имущественные права автора.

    Личные неимущественные права:

    Право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

    Право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

    Право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

    Имущественные права . В соответствии с п.1 ст.16 Закона, автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

    Воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

    Законодатель указывает случаи, когда возможно воспроизведение в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (ст.18 Закона). Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Данные положения не применяется в отношении:

    Воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

    Воспроизведения баз данных или существенных частей из них;

    Воспроизведения программ для ЭВМ, за исключением случаев, предусмотренных Законом;

    Репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов.

    Распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

    Публично показывать произведение (право на публичный показ) и публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

    Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права охраняются бессрочно. Имущественные права ограничены сроком жизни автора и 70 годами после его смерти. Закон предусматривает некоторые изъятия из общего правила:

    а) срок авторского права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, составляет 70 лет со дня его правомерного обнародования. Однако если автор в течение этого периода раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общий срок действия авторского права (в течение жизни и 70 лет после смерти);

    Течение срока действия авторского права начинается 1 января года, следующего за годом, в котором обнародовано произведение Автор вправе назначить лицо по правилам назначения исполнителя завещания, которое пожизненно будет осуществлять охрану личных неимущественных прав автора. В случае отсутствия такого указания охрану прав автора осуществляют наследники автора или, если их нет, – Российская Федерация.

    Автор, создавая свое произведение самостоятельно, исходит из своего видения сюжета и формы реализации идеи. Поэтому произведение появляется на свет обладающим оригинальностью и отличающимся по своей уникальности от другого схожего произведения по сюжету или теме. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения. Основное требование ГК РФ заключается в том, что данные объекты должны быть выражены в какой-либо объективной форме – письменной, устной (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и т.п.), в форме изображения, звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме, независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ).

    Обнародование либо необнародование произведения зависят только от воли автора. Если автор решил оставить произведение неизвестным широкому кругу читателей, то такая воля должна быть четко им выражена и в этом случае произведение не должно публиковаться.

    Соответственно следует иметь в виду, что авторское право охраняет произведение как единое целое формы и содержания. Обособленное от формы содержание и, в частности, идею, тему, сюжет произведения, а также отдельно концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения, открытия, факты авторское право не охраняет. Таким образом, можно по-разному описать один и тот же сюжет. Однако такие произведения могут быть связаны с другими, или основываться на них, например, к таким произведениям относятся переводы, обработки, составные произведения.

    Закон также ничего не говорит о способах и критериях, пользуясь которыми можно определить, является ли творческое начало в произведении достаточным для того, чтобы оно охранялось авторским правом, также закон не раскрывает понятие творчества. Однако данный критерий является очень важным для признания охраноспособности произведения. Часто такие вопросы возникают по отношению к произведениям, выраженным одним или несколькими словами – названиям, заголовкам, афоризмам и др. Например, название "Чебурашка" является произведением, так как создано путем творчества Э. Н. Успенского.

    Объекты авторского права не подлежат государственной регистрации, но при желании автор может их зарегистрировать в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте). В случае если объект прошел государственную регистрацию, то и все договоры, связанные с ним, будут подлежать регистрации в Роспатенте.

    Объекты авторского нрава

    Гражданский кодекс РФ (ст. 1259) не дает четкого определения понятия произведения, но закрепляет открытый перечень произведений, которые следует считать объектами авторского права.

    • 1. Литературные произведения. К ним относятся произведения, выраженные в любой символьно-словесной форме (художественные, научные и другие книги, рукописи, стихотворение, лекции и т.д.).
    • 2. Драматические и музыкально-драматические произведения , сценарные произведения, хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения.
    • 3. Произведения изобразительного искусства. Особенности их правового режима определены в ст. 1292–1293 ГК РФ. Исходя из положений ст. 1293 ГК РФ, при передаче исключительного права на произведение изобразительного искусства за автором остается право следования (см. подпараграф 3.4 .3).

    4. Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства. В научной литературе произведениями декоративноприкладного искусства считаются художественные изделия бытового назначения, обладающие художественными и эстетическими качествами, а также не только удовлетворяющие прямые практические потребности, но и являющиеся украшением окружающей среды и человека.

    Нельзя не упомянуть и о произведениях народного творчества. Они исключены из объектов авторского права, поскольку в силу своей "древности" в большинстве случаев не имеют автора, действия исключительных прав истекли, в связи с чем произведение находится в общественном достоянии. К таким произведениям относятся кустарные промыслы и произведения народного декоративно-прикладного искусства. В тоже время, если автор произведения известен, то такое произведение попадает под действие авторского права.

    В случае если фольклор, положенный в основу рекламы или другого произведения, перерабатывается благодаря творческому труду, то авторы производных произведений (переработок и т.п.) приобретают соответствующие авторские права. В тоже время другие лица могут использовать тот же фольклор в своей деятельности, но такое использование должно обладать оригинальностью и не пересекаться с переработанным произведением других лиц.

    • 5. Произведения архитектуры. Права на данные объекты регулируются ст. 1294 ГК РФ. Специфика правового режима данных объектов выражается, прежде всего, в наделении их авторов дополнительными правами:
      • правом на осуществление авторского контроля над разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта;
      • правом требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.
    • 6. Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии. К последним можно отнести, например, голографии, телеиммерсию, слайды и т.п.

    Любое использование данных объектов должно сопровождаться получением разрешения от автора либо иных правообладателей. Однако для данных объектов предусмотрены случаи их использования без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения.

    7. Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

    Объектом охраны в данном случае выступает творческий труд автора карты, плана и т.д.

    Статья 11 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ "О геодезии и картографии" определяет, что исключительные права на результаты геодезической и картографической деятельности признаются и осуществляются в соответствии с ГК РФ.

    В Постановлении Правительства РФ от 03.08.2012 № 793 "О распоряжении исключительным нравом РФ на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии".

    8. Производные произведения. Произведение, созданное на основе уже существующих произведений, относится к производным. Оно представляет собой переработку другого произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки музыкальных произведений, киносценарии по чьим- либо романам и т.д.).

    При переработке произведения должно быть получено разрешение его автора или иного правообладателя. При этом ГК РФ предусматривает случаи, при которых испрашивания такого разрешения не требуется. Однако такая переработка должна обладать творческим характером и появиться на свет только благодаря самостоятельной творческой деятельности лица.

    Правообладатель может передать права на перевод, как вид переработки произведения на один язык одному лицу, а права на использование данного произведения в постановке или фильме – другому. В этом случае и первый, и второй субъекты будут обладать самостоятельными исключительными и неимущественными правами на созданные ими производные произведения.

    Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

    Авторские права признаются за переводчиком вне зависимости от правомерности перевода, а вот реализовать эти права такой автор может только с разрешения авторов произведений, подвергшихся переводу, переделке, аранжировке или другой переработке, авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Данные права должны быть получены автором до момента реализации возникших исключительных прав у автора производного произведения. О необходимости получать разрешение автора на перевод и иную переработку, а также на включение результата творческой деятельности в качестве части составного произведения говорится в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г. (Бернская конвенция).

    9. Составные произведения. В таких произведениях охраняется творческий труд но подбору или расположению материалов, вне зависимости от того, являются ли положенные в его основу произведения объектами авторского права. В результате такого труда рождаются сборники и другие подобные составные произведения.

    Под охрану подпадают структура сборника и творческий труд но подбору материала, вводная статья и все те материалы, которые позволили сборнику стать уникальным. Но необходимо помнить, что к автору-составителю не переходят права авторов отдельных статей или материалов, из которых состоит сборник. Права на произведения, вошедшие в составное произведение, охраняются независимо от авторского права на сборник, возникшего у составителя. Сохраняемые за авторами права на произведения, вошедшие в сборник, позволяют использовать авторам эти произведения независимо от издания в целом. Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, могут передать эти исключительные права издателю, составителю или другим лицам, либо эти исключительные права могут перейти к издателю или к составителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

    Следует отметить, что не всякий сборник является объектом авторского права, поскольку не всякая деятельность по его составлению носит творческий характер. Так, например, авторским правом не будут охраняться сборники правовых актов, расположенных по времени их издания. Однако сборники правовых актов, которые созданы творческим трудом, являются охраноспособными (например, если в них предложена удобная схема поиска материала, указаны всевозможные ссылки на историю создания акта и практику применения и т.д.).

    Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий.

    10. Письма , дневники и другие документы личного характера. Такие объекты, с одной стороны, являются записями, содержащими персональную информацию, информацию о частной (личной и семейной) жизни лица, а с другой – творческим трудом автора, поэтому правовая охрана данным РИД определяется исходя из этих положений. Они охраняются нормами Конституции РФ и защищаются нормами Уголовного кодекса РФ (УК РФ) о неприкосновенности частной жизни, которая состоит из личной и семейной тайны, Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и другими нормативными актами. В соответствии с этими законами в случае отсутствия согласия автора писем на опубликование, такие действия не могут быть выполненными и будут считаться противозаконными.

    Среди писем выделяют письма в редакцию. В отличие от писем частного характера они могут быть опубликованы редакциями газет и журналов (за исключением случаев, когда в письмах содержится запрет на публикацию). В соответствии со ст. 42 Закона от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.

    11. Название произведения , персонаж произведения. Авторские права распространяются на часть произведения, на сто название, персонажей, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 ст. 1259 ГК РФ, т.е. эти выражены в какой-либо объективной форме. В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) от 28.09.1999 № 47 было подчеркнуто, что название произведения подлежит охране как объект авторского права в случае, если является результатом творческой деятельности автора (оригинальным) и может использоваться самостоятельно.

    Ярким примером являются созданные Э. Успенским образ и название героя мультфильма "Чебурашка". В данном случае охраняться будут и описание образа, и название персонажа.

    Э. Успенский творческим трудом переделал существовавшее слово "чебурахнуться" и описал своего героя.

    • 12. Форма изложения новости , события журналистами. В данном случае охраняется творческий труд по изложению новости, события журналистами. Сами по себе новости как произошедшие события творческим характером не обладают, но рассказ о них журналиста в случае приложения его творческого труда становится объектом авторского права. Охраняется сама форма изложения сюжета, т.е. творческий подход подачи материала обществу. Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.) неоригинальны, представляют собой простое, механическое, нетворческое изложение событий и фактов и потому авторским правом не охраняются. Исключение указанных объектов из числа охраняемых основывается на нормах Бернской конвенции: "охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющие характер простой пресс-информации" (п. 8 ст. 2).
    • 13. Официальные документы исключаются из-под правовой охраны авторских произведений, хотя они и создаются определенными физическими лицами и в порядке выполнения служебных обязанностей. Исключением они являются но той причине, что говорить об авторах можно на стадии первого чтения, далее они становятся коллективным трудом лиц, участвующих в обсуждении, например, законопроектов. Кроме того, они изначально предназначены для широкого использования, которое должно быть беспрепятственным и оперативным. Поэтому с того момента, когда они получают официальный статус (утверждаются соответствующим государственным органом) они не охраняются авторским правом.

    До того как закон, судебное решение, перевод, флаг, герб, знак и т.п. будут утверждены или приняты в качестве официального или государственного документа, символа или знака, они существуют как произведения науки, литературы и искусства и охраняются авторским правом. Право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику) (ст. 1264 ГК РФ).

    Разработчик проекта официального документа, символа или знака вправе обнародовать проект, если это не запрещено государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией, по заказу которых разработан проект. При опубликовании проекта разработчик вправе указать свое имя.

    При подготовке официального документа, разработке официального символа или знака на основе соответствующего проекта в него могут вноситься дополнения и изменения по усмотрению государственного органа, органа местного самоуправления или международной организации, осуществляющие подготовку официального документа, разработку официального символа или знака.

    После официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией проект может использоваться без указания имени разработчика. Однако сам разработчик в дальнейшем имеет право указывать себя в качестве автора законопроекта или официального символа.

    14. Оригинал произведения. Правовой режим оригинала произведения предусматривает отчуждение автором оригинала рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного, в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное (ст. 1291 ГК РФ). В то же время, если отчуждение оригинала произведения проводится его собственником, не являющимся автором произведения, но обладающим исключительным правом на произведение, то исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное (ч. 2 сг. 1291 ГК РФ).

    Если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения:

    • демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения;
    • воспроизводить оригинал этого произведения в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции;
    • передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

    Правила об отчуждении оригинала произведения и исключительного права на произведение, относящиеся к автору произведения, распространяются и на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение (п. 3 ст. 1291 ГК РФ).

    В свою очередь автор произведения изобразительного искусства обладает правом требования от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения, которое является и правом доступа. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору (ст. 1292 ГК РФ).

    15. Программы для ЭВМ. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).

    Программа для ЭВМ охраняется как литературное произведение. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации программы для ЭВМ или соблюдения каких-либо иных формальностей.

    Авторские права распространяются на все виды программ для ЭВМ, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, алгоритм, выражающий последовательность операций, которые должны привести к определенному функциональному решению.

    Если программа для ЭВМ или база данных создана по договору, предметом которого было ее создание (но заказу), исключительное право на такую программу или базу данных принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком ие предусмотрено иное (ст. 1296 ГК РФ).

    В соответствии со ст. 1297 ГК РФ, если программа для ЭВМ или база данных создана при выполнении договора подряда или договора на выполнение научно-исследовательских, опытноконструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали ее создание, исключительное право на такую программу или базу данных принадлежит подрядчику (исполнителю). Договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком может быть предусмотрено иное.

    В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, которая осуществляется по желанию правообладателя.

    Согласно ст. 1262 ГК РФ правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может зарегистрировать такую программу или базу данных в Федеральной службе но интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

    Существует возможность регистрации названия программы как товарного знака, если такое название обладает уникальностью и данный товарный знак предполагается использовать для определенной группы товаров.

    Не подлежат государственной регистрации программы для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

    Если лицо желает зарегистрировать программу для ЭВМ или базу данных, то оно может подать заявку на государственную регистрацию в Роспатент. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для ЭВМ устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

    При положительном результате проверки Роспатент вносит программу для ЭВМ в Реестр программ для ЭВМ, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации (см. Приказ Роспатента от 26.03.2004 № 41 "Об изменении формы свидетельства на официальную регистрацию программы для ЭВМ, формы свидетельства на официальную регистрацию базы данных, формы свидетельства на официальную регистрацию топологии интегральной микросхемы") и публикует сведения о зарегистрированной программе для ЭВМ в своем официальном бюллетене.

    В случае если программа для ЭВМ или база данных зарегистрированы, то государственной регистрации подлежат:

    • договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ;
    • переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора.

    Сведения об изменении обладателя исключительного права вносятся в Реестр программ для ЭВМ на основании зарегистрированного договора или иного правоустанавливающего документа и публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

    Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ, считаются достоверными, пока не доказано иное. Ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений несет заявитель.

    16. База данных – это представленная в объективной форме, например, на диске, совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), представленных таким образом, чтобы они могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

    Воспроизведение баз данных или их существенных частей запрещено (подп. 2 п. 1 ст. 1273 ГК РФ).

    В соответствии с п. 9 ст. 1270 ГК РФ под переработкой базы данных понимаются любые ее изменения, в том числе перевод с одного языка на другой, за исключением адаптации, т.е. внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

    Использование базы данных должно разрешаться правообладателем. Лицам, правомерно владеющим экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных, разрешено без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения:

    • 1) внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и осуществлять действия, необходимые для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе запись и храпение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также осуществить исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем;
    • 2) изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что она предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована в иных целях, чем цели, указанные выше, и должна быть уничтожена, если владение экземпляром таких программы или базы данных перестало быть правомерным.

    Согласно ст. 1255 ГК РФ, авторские права - это интеллектуальные права на произведение науки, литературы и искусства. В отличие от Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» данная статья дает понятие авторских прав и вводит новый для российского законодательства термин «интеллектуальные права».

    Под интеллектуальными правами понимаются результаты интеллектуальной деятельности, включающие исключительное право, являющиеся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права.

    Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», означающее оригинальный результат творческой деятельности, существующий в какой-либо объективной форме. Именно эта объективная форма выражения является предметом охраны в авторском праве. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

    Авторские права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

    а) принцип свободы творчества (ст.44 Конституции РФ);

    в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора;

    Авторские права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст.12 ГК РФ). Однако авторские права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты.

    В соответствии с нормами действующего законодательства использование охраняемых авторским правом произведений как на территории России, так и в других странах, может осуществляться только с согласия автора или его правопреемников (кроме случаев, прямо указанных в законе).

    Такое согласие дается в форме договора, который заключается между автором (правопреемником), с одной стороны, и организацией, предполагающей использовать созданное им произведение, с другой стороны. При заключении подобных договоров происходит уступка определенных авторских правомочий от автора к другим лицам.

    Термин «авторское право» не следует понимать буквально. По законодательству большинства стран автор может уступить все или отдельные права на созданное им произведение. Поэтому на практике применяется такое понятие, как правообладатель на произведение, которым может быть как юридическое, так и физическое лицо. При издании произведения определить правообладателя на произведение можно с помощью надписи, сделанной рядом со знаком охраны авторского права на титульном листе изделия.

    Таким образом, в широком понимании, авторское право распространяется на произведение. Законодатель не определяет понятие «произведения», но дает четкие признаки, которыми «произведение» должно обладать: оно должно относиться к науке, литературе или искусству.

    На наш взгляд, это рамочный, чисто условный признак, т.к. законодатель акцентирует внимание на том, что не имеет значения достоинство произведения, а также способ его выражения. Во-вторых, такое произведение должно быть результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.

    Что следует понимать под творчеством? Творчество - деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей. Творческая деятельность - это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира.

    Отсутствие творческого подхода к объекту авторского права (неоригинальность произведения) может быть основанием для непризнания того или иного объекта авторским. Таким образом, творческий характер, новизна и оригинальность - ключевые признаки произведения.

    Законодатель не ограничивает возможные способы выражения произведения, и с этим можно только согласиться, т.к. со временем появляются все новые формы воплощения творческой деятельности. Так, например, еще в начале 20 века в юридической литературе ставился вопрос о том, считать ли объектом авторского права фотографию.

    Моментом создания произведения будет считаться завершение воплощения в любой из названных объективных форм (неоконченное произведение, безусловно, тоже является объектом авторского права). Не является объектом авторского права только задуманное произведение, но еще не воплощенное в объективной форме.

    Автором результата интеллектуальной деятельности признаётся гражданин, творческим трудом которого был создан такой результат. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внёсшие личного творческого вклада создание такого результата.

    Первоначально исключительное право на результат интеллектуальной деятельности возникает у автора. К другим лицам оно переходит на основании договора либо в силу иных юридических фактов, указанных в законе. Например, исключительное право на служебное произведение возникает в силу сложного юридического состава: наличие трудового договора автора-работника с работодателем, создание автором произведения в рамках служебного задания, предоставление произведения автором работодателю.

    В случае создания результата интеллектуальной деятельности совместным творческим трудом двух или более граждан имеет место институт соавторства. Соавторами признаются лица, создавшие произведение совместным трудом, если лицо принимало участие в создании произведения, однако результаты его труда не были включены в произведение, то он не вправе претендовать на соавторство.

    Произведение признается созданным в соавторстве в случаях, и когда оно образует неразрывное целое, и когда оно состоит из частей, каждое из которых имеет самостоятельное значение. Если произведение состоит из частей, каждое из которых имеет самостоятельное значение, сложнее доказать факт создания произведения в соавторстве. В этой ситуации необходимо исходить из следующего: части произведения, которые могут быть использованы самостоятельно, в едином произведении должны быть связаны между собой так, чтобы дальнейшее изъятие или изменение вызвали невозможность использования произведения в целом.

    Соавторство подразделяется на делимое и неделимое. Последнее относится к случаям, когда в соавторстве создано произведение, образующее единое целое. В данных случаях ни один из авторов не вправе запрещать другому соавтору использовать произведение. Однако авторские права на права осуществляются совместно. На практике для избегания ненужных споров по поводу использования произведения, созданного в соавторстве, необходимо заключать договор со всеми соавторами.

    К делимому соавторству относятся случаи, когда созданное в соавторстве произведение состоит из частей, имеющих самостоятельное значение. В этих случаях каждый автор вправе самостоятельно осуществлять права в отношении созданной им части произведения. Вместе с тем соавторы вправе при заключении соглашения изменить данное установленное законом правило.

    С 1 января 2008 г. общий срок действия исключительных прав составляет 70 лет после смерти автора. Срок исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

    В ст. 1281 ГК РФ установлены исключения из правила исчисления сроков:

    для обнародованных анонимно или под псевдонимом - с 1 января года, следующего за годом правомерного обнародования произведения;

    Необходимо иметь в виду, что сроки, предусмотренные настоящей статьей, применяются во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права не истек к 1 января 1993 г. Авторское право юридических лиц, возникшее до вступления в силу ЗоАП, прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения. Если же произведение не было обнародовано - со дня создания произведения.

    литературные произведения;

    драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

    хореографические произведения и пантомимы;

    музыкальные произведения с текстом или без текста;

    аудиовизуальные произведения;

    произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

    произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

    произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

    фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

    географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам и другие произведения.

    Указанный перечень и не может быть исчерпывающим, поскольку творческая деятельность, направленная на создание чего-то нового и отличного от ранее созданного, непредсказуема. В силу этого законодатель не может предусмотреть все формы, в которые могут быть облечены результаты творческого труда. Именно поэтому часть первая ст. 1259 ГК РФ закрепляет примерный перечень, включающий в себя именно те объекты, которые наиболее распространены и значимы в настоящее время.

    1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

    2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

    Таким образом, авторское право возникает не с момента обнародования или опубликования произведения, а с момента его создания, т.е. выражения в объективной форме. В силу ст. 8 ГК РФ создание произведения представляет собой юридический факт, который влечет возникновение авторских прав.

    Перейдем к выводам по главе. Авторские права, как сказано в ст. 1255 ГК РФ, это интеллектуальные права на произведение науки, литературы и искусства. Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны - интересы общества в целом, предоставляя доступ к сокровищам мировой культуры. Существует объективное и субъективное понимание понятия «авторское право». Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», означающее оригинальный результат творческой деятельности.

    Представляет собой закрепленные законом совокупность имущественных и неимущественных прав принадлежащих человек в рамках того, что он создал. Регламентирующие и защищающие отношения по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.

    Написать когда-нибудь интересную и незабываемую книгу мечтают многие. И более того, в мечтах изданный роман все они видят именно бестселлером, переведенным на множество языков мира и раскупаемым многомиллионными тиражами.

    Но при этом, витая в мечтах, лишь считанные единицы задумываются о вещах более земных, таких, к примеру, как сотрудничество с издательством и возможности переиздания книги в будущем. Однако защита авторских и смежных прав, при этом далеко не самый последний вопрос, над которым будущему писателю стоит задуматься.

    Защита необходима не только в книгоиздательском бизнесе. Эта отрасль права превосходно работает в рекламе и кинематографе, защищая креативные идеи и изображения от воспроизведения в тех или иных вариантах. Ваши права могут быть защищены программы, базы данных и новые разработки, аудио и видео произведения и даже фотографии. Несмотря на то, что большая часть вышеназванных объектов создается при содействии многих людей, авторами могут считаться не все.

    К пример у, в соответствии с данным Законом, автором аудиовизуального произведения может быть режиссер-постановщик, композитор и сценарист.

    1. Закон об данном праве и смежных прав в РФ

    Правовой порядок определен в части 4 главы 70 Гражданского кодекса (ГК) РФ вступившей в силу 1 января 2008 года, ранее данные нормы регламентировались ФЗ №5351-1 «Об авторских и смежных правах» от 09.07.1993 года. Кроме того, нормы данного права содержатся в некоторых указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

    Также 20 июля 2004 г. в Закон об авторском праве и смежных правах внесены изменения, которые вступили в силу с 28 июля 2004 г. и затрагивают проблемы прав в Интернете. Эти изменения связаны с требованиями Соглашения по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС) и с присоединением России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (13 марта 1995 года).

    В действующем законе появились также две новые статьи, расширяющие возможность защиты прав в Интернете. В ст. 48.1 «Технические средства защиты авторского права и смежных прав» установлен запрет на снятие ограничений использования произведений … установленных путем применения технических средств защиты авторского права, которые могут применяться правообладателями для охраны своих прав в цифровой среде.

    Ст. 48.2 гласит: «Информацией об авторском праве и о смежных правах признается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация».

    Статья №1255 ГК РФ определяет понятие права

    1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

    1) исключительное право на произведение;
    2) право авторства;
    3) право на имя;
    4) право на неприкосновенность произведения;
    5) право на обнародование произведения.

    3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

    1.1. Объекты прав

    — литературные произведения;
    — драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
    — хореографические произведения и пантомимы;
    — музыкальные произведения с текстом или без текста;
    — аудиовизуальные произведения;
    — произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
    — произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
    произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
    — фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
    — географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;
    — другие произведения.

    1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
    2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

    3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

    4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

    В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 ГК РФ.

    5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

    1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
    2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
    3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
    4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

    7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

    1.2. Субъекты прав

    Первоначальным субъектом авторского права является автор (соавторы) – физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение. Презумпция авторства гласит, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. 1257 Гражданского кодекса РФ). Когда произведение создается совместным творческим трудом двух или более лиц, возникает соавторство.

    1.3. Сроки авторских прав

    На основании ст. 1281 Гражданского кодекса РФ исключительное авторское право является бессрочным и действует на протяжение всей жизни автора и далее в течение 70 лет после его смерти, начиная с 1 января года, который следует за годом смерти.

    Авторское право на результат интеллектуального труда, который создан в соавторстве, также является бессрочным и действует на протяжении всей жизни и далее в течение 70 лет после смерти последнего автора, начиная с 1 января года, который следует за годом его смерти.

    В случаях опубликования произведения под псевдонимом, авторское право на него действует на протяжении 70 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом его правомерного обнародования. В течение этого срока автор имеет право раскрыть свою личность, и тогда срок действия авторского права будет исчисляться по общему правилу.

    Авторы произведений — участники ВОВ приобретают авторские права с увеличенным сроком действия на 4 года. В случаях, когда произведение было опубликовано впервые после смерти автора, его авторское право действует на протяжении 70 лет с момента его выпуска, начиная с 1 января года, который следует за годом обнародования.

    1.4. Исключительные авторские права

    Понятие исключительных прав нашло свое отражены в статья №1291 ГК РФ Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

    1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

    При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

    Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

    2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

    Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

    Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

    1.5. Знак авторского права

    Знак «защита авторских прав» выглядит следующим образом — ©. Это латинская буква С (от слова «copyright», означающего «авторское право»), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) — буква С в круглых скобках. Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство.

    Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

    Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

    Важно, на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

    1.6. Авторское право в интернете

    Информационные ресурсы (сайты, форумы) в сети Интернет состоят из различной информации представленной в электронном виде, это и текстовые, аудио, видеоматериалы, программы, фотографии картинки и прочее.

    Интернет сеть позволяет копировать данную информацию, и передавать, а также размещать на сторонних ресурсах.

    Доказать, что было началом, яйцо или курица весьма сложно, но возможно.

    Статья 144.1 Гражданского кодекса РФ закрепляет порядок защиты авторских прав в сети интернет.

    Суд по письменному заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, заявителя в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», до предъявления иска.

    Такое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и подписано квалифицированной электронной подписью в установленном федеральным законом порядке.

    Заявление о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», подается в Московский городской суд.

    При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», заявитель представляет в суд документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на данные объекты. Непредставление указанных документов в суд является основанием для вынесения определения об отказе в предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», в котором суд разъясняет право на повторную подачу указанного заявления с выполнением требований настоящей части, а также право на подачу иска в общем порядке. При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», в соответствии с настоящей статьей посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Московского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на указанные объекты, могут быть представлены в электронном виде.

    2. Авторское право является

    Авторское право распространяется на обнародованные и необнародованные произведения на территории РФ и за её пределами, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ и за её пределами, и признаётся за авторами независимо от их гражданства.

    2.1. Источники авторского права

    1) Законы:

    — Российские, а именно Конституция, Гражданский, Административный, Уголовный кодексы;
    — Международные.

    2) Подзаконные акты:

    а) постановления Правительства РФ;
    б) положения, принятые Правительством РФ;
    в) нормативные акты министерств и ведомств.
    г) постановления Пленумов Верховного и Высшего арбит­ражного судов.

    3) Локальные акты:

    а) акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления (организация выставок, вернисажей, реализация произведений искусства);
    б) уставы и положения издательств, редакций газет, журналов;

    2.2. Авторское право организации

    Организациям, выпускающим в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства научные сборники, энциклопедические словари, журналы или другие периодические издания, принадлежит авторское право на эти издания в целом.

    Авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку. Авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм принадлежит его автору или соавторам. Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений вошедших составной частью в кинофильм или в телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение. Авторское право на радио- и телевизионные передачи принадлежат передающим их радио- и телевизионным организациям, а на произведения, включенные в эти передачи, — их авторам.

    2.3. Авторские права на музыку

    Организации сферы обслуживания и торговли, от небольших кафе до торговых центров, проигрывают для клиентов музыку. Однако не все знают, что за звучание песен в кафе, салоне красоты или магазине нужно платить вознаграждение правообладателям, в противном случае это приводит к нарушению авторских прав. Чтобы включать записи или просто радиостанцию, необходимо заключить лицензионный договор.

    Платить за музыку надо независимо от того, платный вход в заведение для слушателей или бесплатный.

    Исключительное право на текст песни и музыку действует в течение всей жизни автора и еще на протяжении 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Право на исполнение и фонограмму охраняется в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет. Отсчет начинают с 1 января года, следующего за тем, в котором исполнили песню либо сделали ее запись. По истечении этих сроков произведение, фонограмма переходят в общественное достояние.

    В Минкультуры РФ в сфере авторских прав на публичное исполнение музыки аккредитованы две организации: Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Первая собирает вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм, вторая – в пользу авторов.

    2.4. Права на видео

    В соответствии со статьей 1257 ГК РФ Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

    2.5. Составителей сборников

    Авторское право на сборники произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права, как-то: законов, судебных решений, иных официальных документов, произведений народного творчества, авторы которых неизвестны, древних актов и памятников, а также иных произведений, не охраняемых авторским правом, принадлежит составителям сборников, если они подвергли включенный в сборник материал самостоятельной обработке или систематизации.

    Такое же право принадлежит гражданам, самостоятельно обработавшим отдельные произведения указанного рода. Это право не препятствует другим гражданам выпускать в свет те же произведения, если они их самостоятельно систематизировали или обработали. Составитель сборника, обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения, являющиеся предметом чьего-либо авторского права, пользуется авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов этих произведений.

    2.6. Переводчика

    3. Использования авторских прав и их управление

    Использование произведения может осуществляться на основании лицензионного договора, согласно которому одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме. В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.

    Лицензионный договор может предусматривать (ст. 1236 ГК РФ):

    1) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);
    2) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

    Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

    3.1. Передача авторских прав

    Согласно ст. 30 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав, на основе авторского договора о передаче неисключительных прав или на основании авторского договора заказа, причем правовое регулирование последнего осуществляется ст. 33 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

    Автор может передать свои права на время или уступить их. Различие между передачей прав и уступкой состоит в том, что в первом случае автор предоставляет права на время меньшее срока охраны авторского права. Во втором же случае автор предоставляет права на все время действия своих исключительных имущественных прав. С определенной долей условности можно передачу прав сравнить с арендой (арендованное имущество рано или поздно вернется к арендодателю), а уступку — с продажей (при продаже имущество выбывает из собственности продавца навсегда).

    3.2. Коллективное управление

    Коллективное управление авторскими правами и смежными правами предназначено для более эффективного осуществления и защиты интеллектуальных прав. Это достигается за счет наделения специально созданных организаций полномочиями выдавать лицензии, собирать вознаграждение и предъявлять иски в интересах авторов, которые в свою очередь могут сосредоточиться на творчестве.

    В соответствии с п.1 ст.1242 ГК РФ, организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами могут быть только основанные на членстве (корпоративные) некоммерческие юридические лица. Как правило, такие организации создаются в правовой форме общественной организации, хотя не исключен и вариант с ассоциациями (союзами), включая некоммерческие партнерства. При этом активно обсуждаются изменения в законодательство, которые позволят создавать организации в форме коммерческих юридических лиц.

    Наиболее известные российские организации коллективного управления авторскими правами : Профессиональный союз деятелей культуры «Российское Авторское Общество» (РАО), Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (ВОИС) и «Российский Союз Правообладателей» (РСП).

    4. Нарушение авторских прав

    — Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав
    Административная ответственность за нарушение авторских прав
    Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

    Выделяют чаще всего следующие незаконные действия в их отношении:

    1. копирование (тиражирование книг, пластинок и др.);
    2. распространение произведения (прокат, продажу и др.);
    3. публичную демонстрацию;
    4. публичное исполнение произведения в концертных залах, театрах и т. д.;
    5. трансляцию его по радио, телевидению и т. д.;
    6. перевод произведения на другие языки; переработку произведения (плагиат).

    4.1. Авторские права в ютуб

    Самое частое нарушение на Youtube считается «Совпадение со сторонним содержанием» - это значит, что в вашем ролике использовалась нелицензионная музыка или часть видео уже выложенного ранее в Ютубе, без добросовестного использования, выразившегося в указании, что данная информация заимствована из такого-то источника. Это категорически запрещается.

    5. Защита авторских прав

    В последнее время, когда интернет технологии стали так активно развиваться, особое значение уделяется такой категории правоотношений, как защита авторских прав. Это связано с тем, что массовая доступность к информации и трудам интеллектуальной собственности стали порождать у некоторых пользователей желание использовать ранее опубликованные материалы в собственных корыстных целях.

    Как правило, охрана авторских прав осуществляется в соответствии с законом «об авторских правах и интеллектуальной собственности», поэтому особым спросом стали пользоваться услуги специалистов этой новой для России области правоотношений.

    Касаясь конкретики можно заметить, что авторское право и его объекты разделяются по нескольким категориям: неимущественные и имущественные, неисключительные и исключительные. Стоит также отметить, что исключительные права на какой-либо объект интеллектуальной собственности подразумевают принадлежность лишь к единоличному правопользованию. Когда осуществляется защита авторских и смежных прав, особое значение имеют договора о передаче права на использование, так как в некоторых из них может быть юридическая подоплека, приводящая к нарушению прав, но на законных основаниях.

    Если нарушены права юридического лица с экономической выгодой, то защита в арбитраже осуществляется в соответствии с законодательством о правах и арбитражным кодексом. Вообще арбитраж услуги адвоката в последнее время стали приобретать особенный спрос, так как люди стали больше обращать внимание на нарушение своих законных прав и стараться отстаивать интересы при помощи судебных инстанций.