Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что относится к предмету криминологии. Понятие криминологии

    Что относится к предмету криминологии. Понятие криминологии

    Криминоло́гия («наука о преступлении», от лат. crimen - преступление и др.-греч. logos - учение) - социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства ее предупреждения. Считается, что термин «криминология» ввёл в 1879 году антрополог Топинар. В 1885 году впервые с названием «Криминология» вышла книга итальянского ученого Р. Гарофало. Однако, представления о преступном поведении и борьбе с ним можно обнаружить и в более ранних источниках, например в труде Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях».

    Учёный-юрист, специализирующийся в области криминологии, называется криминологом.

    Предмет изучения криминологи и включает в себя четыре основных элемента:

    преступность - изучается как социально-правовое исторически изменчивое негативное массовое явление. Оно слагается из всей совокупности совершаемых в тот или иной период в государстве (регионе, мире) преступлений, имеющих количественные (уровень, динамика) и качественные (структура и характер преступности) показатели. Различают различные виды преступности, такие как насильственная преступность, преступность несовершеннолетних, экологическая преступность и т. д.;

    Преступность исторически изменчивое и неизбежное, общественно опасное, социально-правовое явление, которое порождено условиями общежития, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени.

    Ей присущи качественно-количественные показатели:

    Состояние (уровень или коэффициент) преступности;

    Структура преступности;

    Динамика преступности.

    личность преступника , рассматриваемого в качестве индивида, наделенного совокупностью социальных, биологических и психологических черт, с особенностями формирования и развития, которые позволили ему удовлетворить свои интересы и потребности путем совершения преступления. Кроме того, личность преступника исследуется как непосредственный субъект профилактики и предупреждения новых преступлений (рецидива);

    причины и условия преступности (детерминанты преступности) - изучается совокупность негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы и механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, по отдельным группам преступлений, конкретного преступления;

    предупреждение преступности понимается как система общесоциальных и специально-криминологических мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

    2. Место криминологии среди других отраслей научных знаний

    Наиболее тесно взаимосвязана криминология с уголовным правом. Уголовно правовая теория и основанный на ней уголовный закон определяют юридические признаки преступного деяния и лица, являющегося преступником.

    Криминология обеспечивает уголовное право, законодателя и правоприменительную практику информацией об уровне преступности, ее структуре, динамики, эффективности профилактики преступлений. Тем самым способствует определению уголовной политики в стране. Криминологическая информация способствует своевременной реализации нормотворческой деятельности в плане криминализации либо декриминализации деяний, а также в процедуре дифференциации санкций (замены уголовных наказаний иными мерами воздействия).

    Криминология связана с уголовным процессом и прокурорским надзором. Так, уголовный процесс, изучает порядок предварительного расследования и судебного рассмотрения, субъекты такой деятельности (следователь, прокурор, суд) обязаны выявлять причины и условия совершения преступлений, предлагать эффективные меры, направленные на их устранение, своевременно выявлять и нейтрализовать преступления, а также предупреждать их совершение.

    Связь криминалистики и криминологии. Криминалистика использует данные криминологии о состоянии преступности, о личностных особенностях преступников, способах и механизмах преступного поведения для разработки эффективного применения криминалистических средств и методов. В 1995 году в России основан Сроюз криминалистов и криминологов, Криминологическая ассоциация (президент Долгова Азалия Ивановна – д.ю.н.,профессор, Заслуженный юрист РФ, Почетный работник прокуратуры РФ).

    Взаимодействие с уголовно-исполнительным правом. Криминология изучает рецидивную и пенитенциарную преступность, причины ее роста и разрабатывает меры предупреждения, направленные на устранение или нейтрализацию негативных ситуаций, способствующих совершению повторных преступлений. А уголовно-исполнительное право изучает сам порядок отбывания наказания, используя при этом сведения криминологического характера. На основе такого взаимодействия разрабатываются совместно рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц и дальнейшей, успешной их ресоциализации и адаптации после отбытия ими наказания.

    Связь криминологии и правовой статистики. Одним из основных методов в криминологии по сбору и анализу информации служит статистический метод, он позволяет системно отразить множество преступлений во времени и в пространстве, статистические данные дают общую картину преступности в стране и в отдельных регионах. Статистические данные показывают динамику преступности, способствуют выработке необходимых мер предупреждения преступности.

    Среди не правовых наук криминология взаимодействует с общей, социальной, юридической психологией, социологией (социологией преступности), экономикой, психиатрией, демографией, политологией, педагогикой.

    Наука условно делится на три ее фундаментальные отрасли: естественные, общественные и технические, которые различаются по своим предметам и методам. По отношению к практике принято подразделять отдельные науки на фундаментальные и прикладные . Фундаментальные науки открывают законы, управляющие поведением и взаимодействием базовых структур природы, общества и мышления. Цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем.

    В науках также выделяют эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания о природе, обществе и человеке. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью научных методов. Устойчиво повторяемые связи между ними выражаются в эмпирических законах, что дает возможность теоретического описания изучаемых объектов, явлений и процессов.

    Криминология относится к общественным наукам с эмпирическим уровнем знаний, но, на наш взгляд, с тенденцией формирования теоретического уровня познания ее предмета.

    Криминология (от лат. crimen - преступление и греч. logos - учение) - это наука о преступлении в узком смысле слова или наука о преступности в широком смысле слова. От единичного понимания преступности криминология перешла к преступности как массовому социальному явлению.

    Криминология стала как бы общетеоретической наукой для наук так называемого криминального цикла. Отечественная криминология вышла из науки уголовного права. Она имеет свой объект, предмет и метод научного познания.

    Становление криминологии как науки связывают с появлением в 1885 году книги итальянского ученого Р. Гарофало под названием «Криминология».

    В литературе криминология стала представлять собой науку, которая изучает преступность, ее причины, личность преступника, а позднее и предупреждение преступности.

    Место и роль конкретной науки среди других наук определяет ее предмет и метод.

    Предмет криминологии как науки - это закономерности: преступности во всех ее проявлениях; детерминации и причинности преступности; подверженности преступности различным воздействиям .

    Отсюда видно, что основным компонентом предмета криминологии является сама преступность , закономерности, законы, принципы и свойства возникновения, изменения и существования ее в обществе. Криминологи выделяют ряд признаков преступности: ее общественная опасность, как социально-правовое явление, их историческая неизбежность, преходимость и воспроизводимость.

    Главным признаком среди них является общественная опасность . Единичное преступление как единичный факт сам по себе не представлял бы опасность для общества, если бы не все возрастающая совокупность единичных преступлений, которая стала все менее неуправляемой. Преступность стала разрушать установившиеся связи и отношения между людьми в обществе, обществом и государством, государством и природой, чем стала представлять всеобщую опасность.

    Преступность представляется еще и как социально-правовое явление. Отечественная криминология рассматривает только то деяние среди множества отклоняющихся форм поведения, которое оговорено только уголовным законом, то есть только преступное деяние.

    Преступность не только исторически неизбежное , но, одновременно, исторически преходящее явление . Историческая неизбежность появления преступности связана с возникновением государства, государственного аппарата, уголовных законов, с помощью которых управляется жизнь общества. Даже при отсутствии уголовного закона преступность как негативное социальное явление остается. Поэтому всегда возникает необходимость в законодательном определении негативных форм поведения, за которые наступает уголовная ответственность.

    На нынешнем этапе развития преступности ученые подметили ее способность к само- и воспроизводству . Преступность, будучи порождением общественных условий жизни, превратилась в самостоятельное явление, которое активно влияет на причины и условия ее порождения, как самостоятельного явления. Преступность на нынешнем этапе своего развития вплетена в систему общественных связей и стала неотъемлемой частью социальных отношений и порождается ими.

    В таком понимании преступность - это общественно опасное, негативное социально-правовое явление, порожденное обществом, ставшее самостоятельным воспроизводимым явлением, которое требует постоянного контроля над собой .

    Другой составной частью предмета криминологии является причина преступности . Причина - это явление, повлекшее за собой другое явление, которое называется - следствием . При этом причина вызывает определенное, соответствующие только ему следствие. Причинно-следственные связи зависят от их условий и поводов. Проблема причинности - одна из ключевых в криминологии. Нельзя отрицать, что преступность со временем меняется. Источником изменений являются все же установившиеся причинно-следственные связи и отношения, что не исключает влияние на нее и других видов связей и отношений.

    В настоящее время в криминологии приемлемым считается деление причин преступности на: а) причины преступности как социального явления; б) причины отдельных видов преступности и в) причины конкретных преступлений, а также г) условия, способствующие совершению преступлений. Но это уголовно-правовой подход.

    В криминологии применяется более широкое понятие связей явлений и отношений как детерминирующие, и соответственно используется новый термин - криминологические (криминогенные) детерминанты преступности .

    Далее, в качестве составляющей в предмет криминологии входит личность преступника . Утверждается, что лицо, совершившее преступление, наделено повышенной степенью общественной опасности, которая влияет на выбор преступного варианта поведения. Своей «антиобщественной» (преступной) направленностью поведения такое лицо и отличается от других людей.

    Однако антиобщественное (преступное) поведение проявляется при определенных социальных условиях развития личности. Поэтому понятие «личность преступника» в уголовном праве было заменено понятием «лицо, совершившее преступление», как наиболее точно отражающее существо проблемы. В этом случае криминолога интересует не сама по себе личность лица, совершившего преступление, а во взаимосвязи лица с его средой жизнедеятельности. В научной и учебной литературе традиционно встречается термин «личность преступника», но он уже имеет другое содержание.

    Наконец, в предмет криминологии входит предупреждение преступности . Существование научного подхода к понятию комплексности причин преступности, позволило говорить о трех уровнях ее предупреждения: общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном. Отечественными криминологами была разработана даже теория предупреждения преступности , в основе которой лежит идея управляемости общественными процессами и человеком. Но в настоящее время она не культивируется правоохранительной практикой как это было в последние годы советской власти.

    Новым направлением в исследовании предмета криминологии является учение о жертве преступления или виктимология . Исследования показывают, что поведение преступника во многих случаях обусловлено поведением потерпевшего.

    Всеобщим методом познания преступности и детерминирующих ее факторов в отечественной криминологии признается диалектический материализм. Метод - это прием, способ научного познания объекта исследования. Объектом познания криминологии как самостоятельной науки является сама преступность во взаимосвязи с другими социальными явлениями и процессами.

    Как наука о преступности криминология использует общенаучные (философские) методы ее познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, аналогия, моделирование, исторический метод, системный анализ и др.).

    Криминология для научного познания использует также методы для получения знаний эмпирического и теоретического уровней. Для эмпирического уровня используется метод наблюдения, описания, сравнения, экспериментальный метод. Для теоретического уровня знаний применяется метод восхождения от абстрактного к конкретному, формализации, исторический, логический.

    Методика - это совокупность технических приемов, способов сбора и анализа информации о преступности, причинах и личности преступника. Для конкретной цели исследования используются методы других наук. В частности, при работе со статистическими данными о преступности, детерминирующих ее факторах применяют всевозможные статистические, социологические методы. Для изучения личности преступника и жертвы преступления используются психологические методы и конкретные методики.

    Только криминология как комплексная наука о социально-правовом явлении - преступности рассматривает преступность и преступление в единой системе: человек - общество - природа. Поэтому изучение преступности находится в неразрывной связи с другими науками, изучающими общество и природу.

    Отсюда криминология тесно связана с общественно-правовыми науками: во-первых, науками так называемого криминального цикла (уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой, прокурорским надзором), юридической психологий, юридической конфликтологией; во-вторых, политическими науками и т.д.; естественными науками (математикой, статистикой, географией и т.п.).

    Современная криминология как наука о преступности стоит на пути разделения ее на Общую и Специальную части.

    В Общей части рассматриваются общетеоретические вопросы. В нее включаются вопросы о понятии, предмете, методе и задачах криминологии; истории и состояния криминологии; раскрываются понятия о преступности, причинах преступности и ее предупреждении, личности преступника; рассматривается методология, методы криминологии и методики криминологических исследований, прогнозирование состояния и тенденций преступности, теоретические модели программ борьбы с нею.

    В Особенной части отдельными блоками рассматриваются различные виды преступности (насильственная, экономическая, неосторожная, организованная, профессиональная, рецидивная), а также преступность несовершеннолетних, неосторожная преступность. В отдельных учебных изданиях предлагаются к изучению новые криминологические направления: семейная, политическая, коррупционная, пенитенциарная, экологическая, женская, теологическая и т.п. криминология. Обособленно стоит вопрос о международном сотрудничестве в борьбе с преступностью.

    С учетом разного уровня научного познания преступности и детерминирующих ее факторов перед криминологией стоит теоретическая и практическая цели.

    Теоретическая цель криминологии как науки проявляется в формулировании желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью. Практическая цель криминологии состоит в выработке научных и практических рекомендаций, положений и выводов по повышению эффективности этой борьбы.

    Отсюда следуют задачи криминологии:

    • · изучать детерминирующие факторы, влияющие на состояние, уровень, структуру и динамику преступности;
    • · проводить социально-криминологическое исследование видов преступности для определения способов борьбы с ними;
    • · изучать личность преступника, выявлять механизм совершения конкретного преступления, классифицировать виды преступных проявлений и типы личности преступников;
    • · определять основные направления и меры предупреждения преступности.

    Для выполнения поставленных задач криминология осуществляет следующие основные функции: описательную, объяснительную и прогностическую.

    Описательная функция состоит в систематическом описании элементов предмета криминологии на основе научно установленных фактических данных о них. Объяснительная функция осуществляется с целью выяснения характера описываемых криминологических явлений и процессов, их особенностей. Прогностическая функция состоит в определении возможного развития таких явлений или процессов.

    Страница 2 из 34

    ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ

    Криминология (от латинского crimen - преступление и греческого logos - учение, слово) наука о преступности, ее причинах, личности преступника, путях и средствах предупреждения преступности.

    Криминология исследует преступность как социальное явление, заключающееся в общественно опасном поведении людей, проти-воречащим требованиям нормам социального светского государства.

    Изучение преступности включает установление и научное осмысление количественных и качественных показателей преступ-ности, характеризующих ее состояние, структуру, динамику, терри-ториальное распределение, особенности преступности в различных видах поселений, в различных социальных слоях и группах населения.

    Криминология изучает данные о преступности в целом, а также по отдельным видам и группам преступлений и по отдельным крими-нологическим проблемам. Например, преступность несовершен-нолетних, рецидивная преступность, групповая преступность.

    Помимо преступности, предметом криминологии являются также причины преступности, т.е. те социальные факторы, явления и процессы, которые влияют на существование преступности в целом и на совершение конкретных преступлений. Криминология раскрывает характер причин преступности, устанавливает их взаимосвязь с другими социальными явлениями и процессами. Криминология разрабатывает научную классификацию причин преступности.

    Криминология выявляет условия, способствующие совершению преступлений или затрудняющие, вскрывая механизм взаимодействия причин и условий преступности. Шаргородский М.Д. под причинами преступности в широком смысле считал все те обстоятельства, без которых преступность не могла бы возникнуть. Но не все эти обстоятельства играют одинаковую роль. Одни из них создают лишь реальную возможность преступных мотивов, а другие превращают эту возможность в действительность. Поэтому первые следует рассматривать как условия, а вторые как причины. Причина преступности - это активная сила, которая порождает ее существование. Причины конкретногопреступления - это те активные силы, которые вызывают у субъектов интересы и мотивы для его совершения.

    В предмет криминологии входит и проблема жертвы преступления. В криминологии это ответвление называется виктимологией. Виктимность - это повышенная способность в силу ряда субъективных и объективных обстоятельств становиться мишенью для преступных посягательств. (Франк Л.В. Виктимология и виктимность. Душанбе, 1972).

    Исследования показали, что нередко преступное поведение провоцируется отрицательным поведением потерпевшего. В преступлениях, где наличествуют мотивы межличностного порядка, это видно особенно отчетливо. По данным исследований, до 29% преступлений либо спровоцированы потерпевшими, либо совершены при их содействии.

    Криминология изучает личность преступника как совокупность социальных и социально значимых свойств, черт, качеств, связей и отношений, характеризующих лиц, совершающих различные преступления и так или иначе влияющих на их поведение. Без учета личности преступника невозможно понять причины ни отдельного преступления, ни преступности в целом.

    На ранних стадиях развития криминологии в условиях вакуума знаний полагали, что преступный тип личности выпадает из человеческого общества. Другие, отмечая жестокость преступников или приверженность к кражам, стали искать причины в биологических особенностях людей. Теорию биологических причин преступности создал Ломброзо. Создавались теории социальных типов преступников, отвергая биологический тип. Наконец, были такие, которые находили компромисс между социологическим и биологическим подходом к личности преступника.

    Теория прирожденности преступников лежит в основе расизма, порождая произвол и беззаконие.

    Когда сегодня криминологи говорят о личности преступника, то подразумевают под этим понятием человека, совершающего преступление. Такой подход исключает определенную заданность в понятии “личность преступника”. Человек существо социальное. Человек в то же время наделен биологическими особенностями, которые делают личность такой, какая она есть, физически здоровой или с какими-то дефектами. Физиологическое состояние человека делает его способным к восприятию социальной программы, ибо, родившись биологическим существом, личностью он становится, воспринимая социальную программу.

    Психически больной человек к такому восприятию не способен. Он не может быть личностью преступника. Он совершает общественно опасный акт, но не преступление.

    Вывод: биологические особенности влияют на тип поведения человека, не являясь причинами его поведения, в том числе преступного. Например, холерик в одинаковой ситуации поступит иначе, чем флегматик, но в целом их поступки диктуются еще и степенью социальной воспитанности.

    Предметом криминологии является предупреждение преступлений. Криминология разрабатывает общую концепцию предупреждения преступности как специфическую форму социального управления и контроля; исследует и обосновывает основные направления предупреждения преступлений, конкретные формы и методы этой деятельности, систему органов криминологической профилактики, разрабатывает ее правовые и организационные основы, вопросы планирования и координации усилий государственных и общественных организаций и объединений по профилактике преступности. Например, Федеральный закон ”Об основах системы профилактики безнад-зорности и правонарушений несовершеннолетних”.

    В предмет криминологии включают также последствия преступности. Они всегда негативные, отрицательные. Таковыми являются: жизнь потерпевших, вред здоровью, ущерб, причиняемый собственнику имущества и т.д.

    Аналитическая задача криминологии состоит в исследовании преступности, личности преступника, причин и условий преступности, системы и эффективности предупреждения преступности, их состояния в целом и по категориям наиболее распространенных видов преступлений (особо тяжкие, организованные, рецидивные).

    Прогностическая задача заключается в подготовке обоснованных предложений о возможном развитии криминологических явлений: динамики преступности несовершеннолетних, распространенности терроризма и т.д.

    Третья задача - внедрение рекомендаций криминологии в законотворческую и правоприме-нительную практику. Речь идет о принятии законов о предупреждении правонарушений, о борьбе с коррупцией и др. Кроме того, сегодня остро стоит вопрос о криминологической экспертизе всех законов и нормативных правовых актов в сфере уголовного, процессуального, исполнительного права. Нужно ответить на вопрос: сколько стоит реализация закона?

    Четвертая задача связана с разработкой и внедрением методов и средств по интенсификации деятельности правоохранительныхорганов, по предупреждению преступности. Считают, что перелома можно добиться, лишь возродив социальную профилактику преступности.

    Пятая задача связана с участием криминологов страны в международных конгрессах, семинарах, съездах, посвященных разработке скоординированных мер противостояния преступности по линии ООН, Интерпола, СБСЕ.

    Современные специалисты осторожно относятся к тезису о всесилии науки в целом, и, в частности, криминологии. Практика все же показывает, что использование корректно полученного криминологического знания позволяет точнее и глубже понимать процессы, происходящие в обществе, избегать неверных решений, экономить ресурсы, эффективно осуществлять контроль за преступностью.

    В криминологию принято включать Общую и Особенную части. В Общую часть входят науковедческие проблемы криминологии: понятие криминологии как науки, ее методы, методики, исследовательские процедуры, место криминологии в системе наук, история криминологии, сравнительная криминология, основные идеи зарубежной криминологии. В Общую часть входят такие проблемы, как преступность, ее причины, личность преступника, общая теория предупреждения преступности, последствия преступности.

    В Особенную часть входят: характеристика видов преступности и преступников: преступность несовершеннолетних, молодежи, преступность женщин, рецидивная, организованная, профес-сиональная, групповая, насильственная, экономическая преступность, неосторожные преступления, убийства, преступления против общественного порядка, кражи имущества, а также конкретные меры предупреждения преступлений.

    Криминология базируется на правовых понятиях преступного, преступности, личности преступника и др. и исследует природу этих явлений и социальные средства воздействия на них (Сахаров А.Б.) как комплексная научная дисциплина, использующая данные других отраслей юридической науки, а также положения социологии, философии, экономики, психологии, социальной психологии, педагогики и других наук.

    Особенно значимыми для криминологии являются представления о природе человеческого поведения, вечности преступности, роли частной собственности, механизмах функционирования экономики, возможностях использования социальной инженерии, клонировании человека.

    В качестве методологической базы криминология использует законы, категории и понятия философии. Криминология также использует данные общей, социальной и юридической психологии для познания причин и условий преступности, личности правонарушителя, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения, а также для разработки мер профилактического воздействия. Это же относится к данным политологии, социологии, демографии, которые значимы при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений. С использованием положений и выводов педагогики изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания и обучения, неблагоприятными условиями формирования личности в семье, школе. Опираясь на достижения педагогики, криминологи разрабатывают воспитательные меры воздействия на правонарушителей. Криминология связана и с другими не юриди-ческими науками, например, с математикой, кибернетикой, генетикой, футурологией и т.д.

    Криминология тесно связана практически со всеми юридическими науками, особенно с уголовным, уголовно-исполнительным правом, уголовным процессом и криминалистикой. Это вытекает из сути криминологии, возникшей и развивающейся в интересах борьбы с преступностью.

    Уголовно-правовая теория и основанный на ней уголовный закон дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам, которая обязательна для криминологии. В свою очередь, криминология предоставляет науке уголовного права, законодателю и правопримени-тельной практике информацию об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений, делает прогнозы относительно изменений в социально-негативных явлениях. Это позволяет своевременно реализовать нормотворческую деятельность в плане признания деяний преступными.

    Связь криминологии и уголовно-исполнительного права осуществляется применительно к борьбе с рецидивом преступлений, к результативности исполнения наказаний, а также в ресоциализации и адаптации лиц, совершивших преступление по отбытии ими наказания. При этом уголовно-исполнительное право изучает сам порядок и процесс отбывания наказания в аспекте реализации его целей, а криминология - причины и условия рецидива и меры по их устранению. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц.

    Связь криминологии и уголовного процесса состоит в том, что общественные отношения, регулируемые уголовно-процессуальными нормами, нацелены на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дел по существу, выявление причин и условий совершения преступлений.

    Криминалистика разрабатывает технику, тактику и методику расследования преступлений с учетом криминологических учений о преступности и ее предупреждении. Положения криминологии используются в криминалистических теориях о следственных версиях, о планировании расследования и др. Криминалистические средства предупреждения преступлений входят в общий комплекс мер предупредительного воздействия на преступность, ее причины и условия.

    Криминология связана и с иными отраслями юридической науки: административным, гражданским, трудовым и другими отраслями права. Эта связь обусловлена тем, что многие нормы соответствующих отраслей законодательства используются для правового обеспечения мер криминологической профилактики, включаются в ее правовые основы.

    1. Какие понятия являются предметом криминологии:
    а) преступность;
    б) причины преступности;
    в) индивидуальное преступное поведение;
    г) состав преступления.

    2. Кто впервые использовал понятие «криминология»?
    а) Бентам;
    б) Гароффало;
    в) Ломброзо.
    3. «Закрытой» анкета- это:
    а) опрос ограниченного круга лиц;
    б) в анкете содержится перечень ответов на поставленный вопрос;
    в) в анкете отсутствуют варианты ответов на поставленный вопрос.
    4. Опрос специалистов для установления криминологически значимых обстоятельств — это:
    а) моделирование;
    б) тестирование;
    в) метод экспертных оценок.

    5. Коэффициент преступности — это:
    а) криминальная активность населения;
    б) изменение преступности во времени;
    в) соотношение числа совершенных преступлений и численности населения;
    г) пространственная распространенность преступности.
    6. Динамика преступности- это:
    а) региональные особенности преступности;
    б) исторические предпосылки роста преступности;
    в) соотношение разных видов преступлений;
    г) изменение преступности во времени.
    7. Какие из перечисленных видов преступлений в наибольшей степени подвержены сезонному колебанию?
    а) грабеж;
    б) изнасилование;
    в)причинение тяжкого вреда здоровью;
    г) мошенничество.
    8. Пространственно-временное распределение преступлений, обусловленное спецификой регионов — это:
    а) плотностью преступности;
    б) географией преступности;
    в) структурой преступности.
    9. Структура преступности — это:
    а) состав преступления;
    б) удельный вес разных видов преступлений в общем их числе;
    в) элементы предмета криминологии;
    г) соотношение зарегистрированной и латентной преступности.
    10.Какой вид преступлений занимает наибольшее место в структуре преступности в России:
    а) убийство;
    б) кража;
    в) мошенничество;
    г) хулиганство.
    11.Латентная преступность — это:
    а) незарегистрированная преступность;
    б) нераскрытая преступность;
    в) особо тяжкие преступления;
    г) преступления, не представляющие большой общественной опасности.

    12.Какие виды преступлений обладают повышенной латентностью:
    а) убийство;
    б) разбой;
    в) массовые беспорядки;
    г) кражи.
    13.Естественная латентность -это:
    а) преступления остались неизвестными правоохранительным органам;
    б) преступления укрыты от учета правоохранительными органами;
    в) преступления, имеющие наиболее низкий уровень раскрываемости.
    14.Косвенные последствия преступности – это:
    а) непосредственный материальный ущерб от совершенных преступлений;
    б) моральный вред, причиненный потерпевшим;
    в) расходы государства и общества на борьбу с преступностью.
    15.Что относится к уголовно-правовым признакам личности преступника:
    а) возраст;
    б) мотив;
    в) совершение преступления в группе;
    г) прежняя судимость.
    16.Какой категории лиц свойственна наименьшая криминальная активность?
    а) служащим;
    б) рабочим;
    в) работникам образования, культуры, здравоохранения.
    17.Какие категории преступников имеют более низкий образовательный уровень?
    а) корыстные;
    б) экономические;
    в) против порядка управления;
    г) насильственные.
    18.Криминогенный тип личности — это:
    а) лицо, совершившее преступление;
    б) лицо, которое обязательно совершит преступление;
    в) лицо, наделенное признаками, повышающими вероятность совершения им преступления.
    19.Явления общественной жизни, порождающие преступность, это:
    а)условия преступности;
    б) причины преступности;
    в) проявления преступности;

    20.Криминологическая теория, объясняющая преступность отсутствием солидарности между членами общества, называется:
    а) теория опасного состояния;
    б) теория социальной дезорганизации общества;
    в) теория стигмы.
    21.Виктимология -это:
    а) наука о жертве преступления;
    б) наука о последствиях преступности;
    в) наука о личности преступника;
    г) наука о мерах борьбы с преступностью.
    22.Что с точки зрения представителей теории дифференциальной ассоциации лежит в основе обучения человека преступному поведению?
    а) врожденная склонность к восприятию негативных форм поведения;
    б) привлекательность преступного поведения;
    в) образцы криминального поведения чаще попадаются ему на глаза.
    23.Согласно какой из криминологических теорий основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей и возможностями их достижения по установленным обществом правилам?
    а) теория дифференциальной ассоциации;
    б) виктимология;
    в) теория аномии.
    24.Представители каких профессий обладают наибольшей виктимностью?
    а) учителя;
    б) работники торговли;
    в) сотрудники правоохранительных органов.
    25.Какие из перечисленных криминологических теорий можно отнести к социологическим?
    а) антропологическая школа криминологии;
    б) теория опасного состояния;
    в) теория стигмы.
    26.Многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности — это:
    а) предупреждение преступности;
    б) профилактика преступности;
    в) предотвращение преступности.
    27.Общий рецидив преступлений – это:
    а) повторное совершение тождественного или однородного преступления;
    б) повторное совершение не однородного преступления;
    в) совершение преступления лицом, имеющим судимость.
    28.В каких из перечисленных преступлений наиболее велика доля женщин?
    а) кражи;
    б) убийства;
    в) хулиганств
    29. Преступность – это:
    а) объект криминологии;
    б) предмет криминологии;
    в) то и другое верно;
    г) то и другое неверно.

    30. Криминология и криминалистика:
    а) понятия совпадающие;
    б) это разные научные дисциплины;
    в) криминология – часть криминалистики.

    31. Опросы населения:
    а) используются в социологии;
    б) используются в криминологии;
    в) то и другое верно;
    г) то и другое неверно.

    32. Экономическая преступность изучается:


    в) социологией.

    33. Формулирование желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью составляет:
    а) практическую цель криминологии;
    б) прикладную цель;
    в) теоретическую цель криминологии.

    34. Криминология делится на:
    а) теоретическую криминологию;
    б) прикладную криминологию;
    в) социологию права.

    35. Криминология изучает:
    а) экономическую жизнь общества;
    б) преступность,
    в) психологию людей;
    г) уголовное право.

    36. Основные функции криминологии:
    а) описательная;
    б) культурно-просветительная;
    в) объяснительная;
    г) предсказательная.

    37. Система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации – это:
    а) методология криминологических исследований;
    б) методика криминологических исследований;
    в) самостоятельная наука – социология.

    38. Виктимология входит в:
    а) общую часть криминологии;
    б) особенную часть криминологии;
    в) это самостоятельная наука.

    39. Кто из теоретиков криминологии утверждал, что суровые наказания, ожесточая нравы, только увеличивают преступность в народе?
    а) Ч. Беккария;
    б) И. Бентам;
    в) Л. Фейербах.

    40. Кто считал, что причины преступлений заложены в экономическом строе общества и устарелом механизме государственного управления?
    а) Ч. Ломброзо;
    б) Ч. Беккария;
    в) Э. Ферри.
    41. Кто утверждал, что «преступление – продукт трех родов естественных факторов (антропологических, физических и социальных)»?
    а) К. Маркс;
    б) И. Бентам;
    в) Э. Ферри.

    42. Кто из теоретиков считал, что успех в борьбе с преступностью может быть достигнуть в обществе, в котором уничтожены социальные антагонизмы в сфере политической и экономической жизни?
    а) Ч. Ломброзо;.
    б) К. Маркс;
    в) Р. Гарофало.

    43. Кто рассматривал преступление как борьбу изолированного индивида против господствующих эксплуататорских отношений (экономических и политических)?
    а) Ч. Ломброзо;
    б) Ч. Беккария;
    в) К. Маркс.

    44.Коэффициент преступности измеряет:
    а) динамику преступности;
    б) распространенность преступности;
    в) структуру преступности.

    45. Какова латентность кражи?
    а) минимальная;
    б) средняя;
    в) максимальная.

    46. Уровень преступности – это:
    а) количественно-качественная характеристика преступности;
    б) динамика преступности;
    в) структура преступности.

    47. Предметом криминологии являются:
    а) функции репрессивных органов в обществе;
    б) закономерности, условия и причины возникновения, развития и предупреждения преступности;
    в) сознание преступника.

    48. Преступность:
    а) социально обусловлена;
    б) результат случайных неблагоприятных обстоятельств;
    в) передается по наследству, врожденное качество.

    49. Криминология изучает:
    а) политическую жизнь общества;
    б) противоправное поведение людей,
    в) нравственность;
    г) административное право.

    50. Структура и характер преступности являются:
    а) количественными показателями;
    б) качественными показателями;
    в) показателями уровня преступности.

    51. Статистика правонарушений среди несовершеннолетних включает лиц:
    а) 14–18 лет;
    б) 10–13 лет;
    в) 18–21 лет.

    52. Основными признаками организованной преступности являются:
    а) наличие преступных объединений;
    б) незаконный бизнес;
    в) коррупция;
    г) наличие собственных банков.

    53. Впервые в нашей стране на возрастающую опасность незаконного оборота наркотиков обратили внимание:
    а) в 1960–70-х гг.;
    б) в 1970–60-х гг.;
    в) в 1990-х гг.;
    г) в начале ХХIв.

    54. Для терроризма характерно:
    а) насилие;
    б) устрашение;
    в) спонтанность

    55. С точки зрения уголовного права преступник – это:
    а) лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным;
    б) индивид, предрасположенный к совершению преступления;
    в) любой человек, который может оказаться в ситуации неблагоприятных внешних обстоятельств, делающих его правонарушителем.

    56. Материальное положение личности преступника – это:
    а) социально-ролевое свойство;
    б) социально-демографическое свойство;
    в) социально-психологическое свойство личности преступника.

    57. Преступник – это:
    а) социально-психологическое свойство;
    б) социально-ролевое свойство;
    в) социально-демографическое свойство;
    г) политическое свойство личности.

    58. Наличие или отсутствие судимости является:
    а) криминологической характеристикой;
    б) социальной характеристикой;
    в) уголовно-правовой характеристикой личности преступника.

    59. Система внутреннего социально-личностного контроля относится к:
    а) органической структуре личности;
    б) психической структуре личности;
    в) социальной структуре личности.
    60. Лицо, впервые совершившее преступление, но допускавшее и ранее аморальные проявления и правонарушения, – это:
    а) «случайный» тип;
    б) «ситуационный» тип;
    в) «неустойчивый» тип;
    г) «злостный» тип личности преступника.

    61. Алкоголизм – это:
    а) психическая аномалия;
    б) биологический фактор преступления;
    в) физическая аномалия.

    62. Социально-деформированные убеждения личности преступника – это:
    а) уголовно-правовая характеристика;
    б) исправительно-трудовая характеристика;
    в) криминологическая характеристика личности преступника.

    63. Вычеркните лишнее. Наркомания есть условие преступности:
    а) сопутствующее;
    б) социальное;
    в) необходимое.

    64. Свойственна ли виктимности латентность?
    а) да, свойственна;
    б) нет, не свойственна, латентность связана только с преступностью;
    в) все зависит от вида преступности.
    65. Причинами преступления могут быть:
    а) объективные условия;
    б) субъективные факторы;
    в) мировоззрение индивида.

    66. Алкоголизм:
    а) никак не влияет на криминальное поведение личности;
    б) является причиной преступления;
    в) является сопутствующим фактором.

    67. Урбанизация – это:
    а) фактор, влияющий на преступность;
    б) причина преступности;
    в) условие преступности.

    68. Материальное благополучие общества:
    а) повышает уровень преступности;
    б) снижает уровень преступности;
    в) никак не влияет на преступность.

    69. Количество основных признаков, которые включает в себя определение системы
    а) один;
    б) два;
    в) три;
    г) четыре;
    д) пять.

    70. Основные признаки определения «система»
    а) два и более элементов, взаимность и взаимозависимость, целостное единство;
    б) совершенство;
    в) целостность;
    г) структурность;
    д) качественность образования.
    71. Какое количество подсистем (элементов) включает предмет криминологии?
    а) один;
    б) два;
    в) три;
    г) четыре;
    д) пять.

    72. Назовите основные элементы предмета науки криминологии
    а) закономерности развития науки;
    б) преступность, личность преступника, причины и условия уровня преступности, предупреждение и профилактика преступности;
    в) причины возникновения преступности;
    г) уровень развития, ликвидация последствий преступности;
    д) прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

    73. Назовите основной элемент предмета (его подсистемой) криминологии
    а) личность преступника;
    б) антиобщественные проявления;
    в) преступность как социально и уголовно-правовое явление;
    г) причины и условия преступности;
    д) профилактика преступлений.

    74. Назовите количественно-качественным показатель, характеризующий преступность
    а) причины;
    б) состав;
    в) условия;
    г) уровень, структура, динамика;
    д) предпосылки.

    75. Экономическая преступность изучается:
    а) общей частью криминологии;
    б) особенной частью криминологии;
    в) социологией.

    Криминоло́гия - социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства её предупреждения.

    Предмет криминологии–круг вопросов, который изучается учеными-криминологами, основываясь на различных показателях, на фактах и на историческом опыте. Предмет криминологии– исследование закономерностей, законов, принципов и свойств развития общественных отношений, составляющих объект криминологии.

    Предмет криминологии состоит из 4-х основных элементов:

    1)преступность –социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется следующими качественно-количественными показателями: уровень, структура и динамика;

    2) личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях.Данные о личностных свойствах субъектов преступлений содержат информацию о причинах преступлений;

    3) причины и условия преступности– система негативных экономических, демографических,психологических,политических,организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность;

    4)предупреждение(профилактика) преступности– система государственных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Руководствуясь этим утверждением, криминология подбирает определенные методы (средства, способы, пути) исследования и изучения данного явления.

    Функции :

    Описательная - отражает явления и процессы, входящие в предмет криминологии, на основе собранного практического материала.

    Объяснительная - позволяет выяснить характер изучаемого процесса, его особенности.

    Прогностическая - определяет возможное развитие явления или процесса.

    Программно-преобразующая - позволяет реализовывать программу результатов криминологического познания, полученных с помощью первых трех функций, в реальной действительности.

    Методы изучения криминологии:

    1)наблюдение–непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом. Объектами наблюдения могут быть отдельные лица или их группа и конкретные явления, которые вызывают интерес у криминологов;

    2)эксперимент– проводится в случаях, когда необходимо внедрение в практику новых методов предупреждения преступности, проверки тех или иных теоретических предположений и идей;

    3)опрос– метод сбора информации, при котором у опрашиваемых лиц выясняются интересующие криминологов сведения об объективных процессах и явлениях. Достоверность информации, получаемой в ходе опроса, зависит от объективных (места и времени опроса) и субъективных факторов(заинтересованности опрашиваемого лица в той или иной информации);

    4)анализ документальных источников информации криминологического исследования– необходимая информация собирается из различных документальных источников (справок, договоров, уголовных дел, видео-, аудиокассет и других предметов, предназначенных для хранения и передачи информации);

    5)моделирование– способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации.