Начерти такой треугольник вырежи его и разрежь
§1. Равносоставленные фигуры
В этом уроке познакомимся с равносоставленными и равновеликими фигурами.
Возьмем два одинаковых прямоугольных треугольника.
Какие фигуры можно из них составить?
Можно составить прямоугольник, треугольник.
Для составления прямоугольника и треугольника использовали одинаковый набор фигур, поэтому полученные фигуры называют равносоставленными.
Дадим определение.
Равносоставленные фигуры – это те, которые можно составить (способом приложения) из одного и того же набора плоских фигур, при этом все фигуры набора должны участвовать в составлении. Из одного набора плоских фигур можно составить несколько новых фигур, и все они будут равносоставленными, если при составлении мы использовали все фигуры набора.
Так как равносоставленные фигуры состоят из одних и тех же фигур, можно заключить, что они имеют одинаковую площадь.
Докажем это.
Начертим прямоугольник со сторонами 3 и 5 см.
Площадь данного прямоугольника равна произведению 3 и 5.
3 умножить на 5, равно 15 см 2 .
§2. Равновеликие фигуры
Вырежем прямоугольник.
Проведем в нем диагональ и разрежем по ней прямоугольник на два одинаковых треугольника.
Сложим из полученных фигур новую фигуру – треугольник.
Полученный треугольник и прямоугольник – равносоставленные фигуры, так как состоят из одного и того же набора плоских фигур.
Изначально у нас был прямоугольник, площадь которого не изменилась после того как мы разрезали его на два треугольника, из которых потом составили треугольник.
Т.е. можно сделать вывод, что данный прямоугольник и треугольник, составленный из частей прямоугольника, имеют одинаковую площадь.
Фигуры, имеющие одинаковую площадь, называются равновеликими .
Все равносоставленные фигуры являются равновеликими.
Выполним практическое задание.
Даны две фигуры: четырехугольник и прямоугольник.
Докажите, что они равновеликие.
Разделим четырехугольник на части, из которых можно сложить данный прямоугольник: 2 треугольника и квадрат.
Переложим один треугольник так, чтобы получился прямоугольник.
Новый прямоугольник и данный прямоугольник при наложении совпадают.
Прямоугольник и четырехугольник состоят из одного и того же набора фигур, следовательно, четырехугольник и прямоугольник являются фигурами равносоставленными, а значит, равновеликими.
Найдем площадь квадрата со стороной 4 см и прямоугольника со сторонами 8 и 2 см.
Площадь квадрата равна произведению 4 и 4, равно 16 см 2 , площадь прямоугольника равна произведению 8 и 2, равно 16 см 2 .
Данные квадрат и прямоугольник – равновеликие фигуры, так как площади их равны.
Заметим, что не все равновеликие фигуры обязательно должны быть равносоставленными.
Выполним практическое задание на нахождение площади.
Возьмем квадрат со стороной 6 см. Разделим его на 4 одинаковых треугольника.
Чему равна площадь каждого треугольника?
Найдем сначала площадь квадрата: 6 ∙ 6 = 36 см 2 .
Квадрат составлен из 4 одинаковых треугольников.
Значит, площадь одного треугольника в 4 раза меньше площади квадрата.
36: 4 = 9 см 2 .
Получили, что площадь каждого треугольника равна 9 см 2 .
В этом уроке вы познакомились с равносоставленными и равновеликими фигурами, а также решили несколько заданий по теме урока.
Литература:
1. Чекин А.Л. Математика: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. / А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. - М.: Академкнига/ Учебник, 2013.
2. Чуракова Р.Г. Математика. Поурочное планирование методов и приемов индивидуального подхода к учащимся в условиях формирования УУД. 3 кл.: в 4 ч. Ч. 1 / Р.Г. Чуракова, Г.В. Янычева. - М.: Академкнига/Учебник, 2014. - 96 с.
3. Чекин А.Л. Математика: 3 кл.: Методическое пособие /А.Л. Чекин; под. ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/ Учебник, 2012. – 224 с.
4. Математика. 3 класс: поурочные планы по учебнику А.Л.Чекина. в 2 частях/ Авт.-сост. Н.В. Лободина. - Волгоград: Учитель, 2011.-269 с.
Длина отрезка 10 см. Он разделён на 5 равных частей. Сколько сантиметров в четырёх пятых долях этого отрезка? Рассмотри чертёж и решение:
1) Найдём, сколько сантиметров в одной пятой доле отрезка: 10:5 = 2 (см).
2) Найдём, сколько сантиметров в четырёх пятых долях отрезка: 2 4 = 8 (см).
Ответ: 8 см.
291. Начерти отрезок длиной 60 мм. Узнай, сколько миллиметров в пяти шестых долях этого отрезка.
60 5: б = 50 мм - длина отрезка.
292. Начерти такой прямоугольник. Вырежи его и разрежь по проведённому в нём отрезку. Проверь наложением, что полученные треугольники равны. Найди площадь одного треугольника.
Площадь прямоугольника равна 3 5 = 15 кв.см = 1500 кв.мм.
Площадь треугольника равна 1500: 2 = 750 кв.мм.
293. За 7 дней в столовой израсходовали 21 кг масла. На сколько дней при той же норме расхода хватит 36 кг масла? На сколько дней хватило бы этого масла, если бы каждый день расходовали на 1 кг больше?
1) 21: 3 = 7 кг масла расходовали за 1 день.
2) На 36: 3 = 12 дней хватит 36 кг масла.
3) На 36: (3 + 1) = 36: 4 = 9 дней хватит масла при увеличении расхода.
Ответ: 12 дней, 9 дней.
294. Реши:
295. Сравни уравнения каждой пары и их решения.
- Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
- Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
- Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
- Четверка монет таро значение
- Что такое договор найма служебного жилого помещения?
- Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
- Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета