Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Начерти такой треугольник вырежи его и разрежь

    Начерти такой треугольник вырежи его и разрежь

    §1. Равносоставленные фигуры

    В этом уроке познакомимся с равносоставленными и равновеликими фигурами.

    Возьмем два одинаковых прямоугольных треугольника.

    Какие фигуры можно из них составить?

    Можно составить прямоугольник, треугольник.

    Для составления прямоугольника и треугольника использовали одинаковый набор фигур, поэтому полученные фигуры называют равносоставленными.

    Дадим определение.

    Равносоставленные фигуры – это те, которые можно составить (способом приложения) из одного и того же набора плоских фигур, при этом все фигуры набора должны участвовать в составлении. Из одного набора плоских фигур можно составить несколько новых фигур, и все они будут равносоставленными, если при составлении мы использовали все фигуры набора.

    Так как равносоставленные фигуры состоят из одних и тех же фигур, можно заключить, что они имеют одинаковую площадь.

    Докажем это.

    Начертим прямоугольник со сторонами 3 и 5 см.

    Площадь данного прямоугольника равна произведению 3 и 5.

    3 умножить на 5, равно 15 см 2 .

    §2. Равновеликие фигуры

    Вырежем прямоугольник.

    Проведем в нем диагональ и разрежем по ней прямоугольник на два одинаковых треугольника.

    Сложим из полученных фигур новую фигуру – треугольник.

    Полученный треугольник и прямоугольник – равносоставленные фигуры, так как состоят из одного и того же набора плоских фигур.

    Изначально у нас был прямоугольник, площадь которого не изменилась после того как мы разрезали его на два треугольника, из которых потом составили треугольник.

    Т.е. можно сделать вывод, что данный прямоугольник и треугольник, составленный из частей прямоугольника, имеют одинаковую площадь.

    Фигуры, имеющие одинаковую площадь, называются равновеликими .

    Все равносоставленные фигуры являются равновеликими.

    Выполним практическое задание.

    Даны две фигуры: четырехугольник и прямоугольник.

    Докажите, что они равновеликие.

    Разделим четырехугольник на части, из которых можно сложить данный прямоугольник: 2 треугольника и квадрат.

    Переложим один треугольник так, чтобы получился прямоугольник.

    Новый прямоугольник и данный прямоугольник при наложении совпадают.

    Прямоугольник и четырехугольник состоят из одного и того же набора фигур, следовательно, четырехугольник и прямоугольник являются фигурами равносоставленными, а значит, равновеликими.

    Найдем площадь квадрата со стороной 4 см и прямоугольника со сторонами 8 и 2 см.

    Площадь квадрата равна произведению 4 и 4, равно 16 см 2 , площадь прямоугольника равна произведению 8 и 2, равно 16 см 2 .

    Данные квадрат и прямоугольник – равновеликие фигуры, так как площади их равны.

    Заметим, что не все равновеликие фигуры обязательно должны быть равносоставленными.

    Выполним практическое задание на нахождение площади.

    Возьмем квадрат со стороной 6 см. Разделим его на 4 одинаковых треугольника.

    Чему равна площадь каждого треугольника?

    Найдем сначала площадь квадрата: 6 ∙ 6 = 36 см 2 .

    Квадрат составлен из 4 одинаковых треугольников.

    Значит, площадь одного треугольника в 4 раза меньше площади квадрата.

    36: 4 = 9 см 2 .

    Получили, что площадь каждого треугольника равна 9 см 2 .

    В этом уроке вы познакомились с равносоставленными и равновеликими фигурами, а также решили несколько заданий по теме урока.

    Литература:

    1. Чекин А.Л. Математика: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. / А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. - М.: Академкнига/ Учебник, 2013.

    2. Чуракова Р.Г. Математика. Поурочное планирование методов и приемов индивидуального подхода к учащимся в условиях формирования УУД. 3 кл.: в 4 ч. Ч. 1 / Р.Г. Чуракова, Г.В. Янычева. - М.: Академкнига/Учебник, 2014. - 96 с.

    3. Чекин А.Л. Математика: 3 кл.: Методическое пособие /А.Л. Чекин; под. ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/ Учебник, 2012. – 224 с.

    4. Математика. 3 класс: поурочные планы по учебнику А.Л.Чекина. в 2 частях/ Авт.-сост. Н.В. Лободина. - Волгоград: Учитель, 2011.-269 с.

    Длина отрезка 10 см. Он разделён на 5 равных частей. Сколько сантиметров в четырёх пятых долях этого отрезка? Рассмотри чертёж и решение:

    1) Найдём, сколько сантиметров в одной пятой доле отрезка: 10:5 = 2 (см).

    2) Найдём, сколько сантиметров в четырёх пятых долях отрезка: 2 4 = 8 (см).

    Ответ: 8 см.

    291. Начерти отрезок длиной 60 мм. Узнай, сколько миллиметров в пяти шестых долях этого отрезка.

    60 5: б = 50 мм - длина отрезка.


    292. Начерти такой прямоугольник. Вырежи его и разрежь по проведённому в нём отрезку. Проверь наложением, что полученные треугольники равны. Найди площадь одного треугольника.

    Площадь прямоугольника равна 3 5 = 15 кв.см = 1500 кв.мм.

    Площадь треугольника равна 1500: 2 = 750 кв.мм.

    293. За 7 дней в столовой израсходовали 21 кг масла. На сколько дней при той же норме расхода хватит 36 кг масла? На сколько дней хватило бы этого масла, если бы каждый день расходовали на 1 кг больше?

    1) 21: 3 = 7 кг масла расходовали за 1 день.

    2) На 36: 3 = 12 дней хватит 36 кг масла.

    3) На 36: (3 + 1) = 36: 4 = 9 дней хватит масла при увеличении расхода.

    Ответ: 12 дней, 9 дней.
    294. Реши:


    295. Сравни уравнения каждой пары и их решения.