Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Элементарные построения циркулем и линейкой. Из истории геометрического построения циркулем и линейкой. Подготовка учащихся к восприятию нового материала

    Элементарные построения циркулем и линейкой. Из истории геометрического построения циркулем и линейкой. Подготовка учащихся к восприятию нового материала

    Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе

    Шувалова Ю.Г. – учитель математики МОУ школы №10 г.о. Тольятти

    Задачи на построение циркулем и линейкой и сегодня считаются математически весьма интересными. Уже более ста лет это традиционный материал школьного курса геометрии. Одной из самых ценных сторон таких задач является то, что они развивают поисковые навыки решения практических проблем, приобщают к самостоятельным исследованиям, способствуют выработке конкретных геометрических представлений. Задачи на построение вызывают интерес, способствуют активизации мыслительной и познавательной деятельности. При их решении активно используются знания о свойствах фигур, совершенствуются навыки геометрических построений. В результате развиваются конструктивные способности, что является одной из целей изучения геометрии.

    Аналогичным образом, перед включением токарного станка формы профилей передаются от края пиломатериала к граням зарождающейся ноги стола. Часто переход к более высокому размеру упрощает проблему. Можете ли вы нарисовать круг только с линейкой? Не на плоской плоскости, а на поверхности сферы прямая линия в конечном итоге возвращается к себе, образуя круг долготы. Как оказалось, перемещение от плоскости к поверхности цилиндра преобразует, разбивая угол на три части с помощью компаса и прямое разделение прямоугольника на три «доски».

    Одного только линейки достаточно, и пересечение плотницких трюков плотно прилегает. Затем проецируйте концы угла вдоль длины их цилиндра. Эти две линии, и, являются прямыми и параллельными и выровнены с длинной осью цилиндра. Вы можете производить эти линии с помощью гибкой линейки, которая может согнуть вокруг края поверхности цилиндра. Если вы разместите такой прямоугольник на круглой поверхности цилиндра так, чтобы он проходил через центральную точку, а затем согнул его по краю лица на поверхность цилиндра, тогда линия, созданная на поверхности, будет перпендикулярна поверхности и поэтому параллельно оси.

    Круг задач, рассматриваемых в геометрии, очень широк. Среди них особое место занимают задачи на построение, которые способствуют развитию определенности, последовательности и обоснованности мышления. На этих задачах можно научиться таким методам познания, как анализ и синтез.

    Структура решения задачи на построение.

    Шаг 2: Теперь оберните гибкую линейку вокруг цилиндра, образуя спиральный путь с равным расстоянием между его обмотками. Вы можете сделать это, гарантируя отсутствие разрыва между обмотками линейки, поэтому каждый поворот прикладается против предыдущего. Затем проследите край полосы, когда вы открутите ее от цилиндра.

    Структура решения задачи на построение

    Интересно, что спирали - это пути кратчайшего расстояния на цилиндре: если вы должны были выбрать две точки на цилиндре, которые не лежат вдоль линии, параллельной ее оси, то самый короткий путь между ними является частью спирали. Таким образом, спирали эквивалентны прямым линиям на плоскости.

    Решение задач на построение с помощью циркуля и линейки, состоит не в том, чтобы выполнить соответствующие построения, а в том, чтобы найти алгоритм решения, то есть, описать решение задачи в виде последовательности уже известных стандартных построений. Правильное, осмысленное решение задач на построение состоит из основных этапов: анализ, построение, доказательство (синтез), исследование.

    С помощью циркуля и линейки

    Мы пишем для спирального «шага» спирали. Шаг 4: Отбросьте линию от и до передней поверхности, пересекая периметр этой грани, и две линии параллельны оси цилиндра и красным линиям. Наконец, нарисуйте радиус от точки, где и прикоснитесь к периметру поверхности цилиндра к центру лица.

    Возможные и невозможные построения

    Исходный угол точно разрезан, используя только линейку. Это действительно работает, или мы просто нарисовали фотографии убедительным образом? Во-первых, обратите внимание, что угол, который мы хотели бы разрезать, определяет дугу по периметру поверхности цилиндра. По геометрии основного круга длина и угол связаны уравнением.

    Анализ. Составляется план решения. Для этого поступают так: предполагают задачу решенной, делают от руки примерный чертеж искомой. Нужно найти такую зависимость между данными и искомыми величинами, которая позволила бы определить положение искомой точки (отрезка или угла), на нахождение которых нацелено решение задачи.

    Построение – механическое выполнение тех приемов, которые были выведены из плана решения задачи, т.е. анализа. При построении используют основные приемы (задачи на построение), т.е. любая задача на построение разбивается на конечное число шагов (простейших задач на построение).

    Где - радиус цилиндра. Следовательно, третья часть дуги определяет угол измерения. Теперь представьте, что цилиндр сделан из свернутого листа бумаги. Представьте, что вы сплющиваете этот лист бумаги и рассматриваете прямоугольник, ограниченный дугой и двумя параллельными красными линиями.

    Вариации и обобщения

    Черная линия и зеленые линии образуют три треугольника, показанные серым цветом слева на рисунке внизу. Поскольку зеленые линии параллельны и одинаково распределены, эти три треугольника являются конгруэнтными. Вы можете убедить себя, что это означает, что заштрихованные треугольники справа на рисунке ниже также являются конгруэнтными.

    Доказательство. Когда искомая фигура построена, необходимо доказать, что она удовлетворяет всем требованиям задачи. При этом ход рассуждений будет обратный тому, который применялся при анализе. Поэтому иногда доказательство называют синтезом.

    Исследование имеет целью выяснить, всегда ли задача разрешима, сколько решений допускается (одно или несколько). Необходимо рассмотреть всевозможные частные случаи, причем нужно выяснить, меняется ли ход решения в них и как именно.

    Почему он не работает в самолете?

    Это означает, что их горизонтальные стороны имеют одинаковую длину, что, в свою очередь, означает, что синие линии делят дугу на три равных сегмента, как требуется. Есть ли способ проецировать эту настройку на два измерения и создать конструкцию линейки и компаса, чтобы разрезать угол в плоскости? Ответ, вы не будете удивлены, услышав, нет. Наша конструкция выше работала только потому, что отрезку линии позволяли удвоиться как дуга окружности, с одной стороны, и край плоского прямоугольника - с другой.

    Это было возможно только потому, что нам разрешили катить плоский лист бумаги, чтобы сформировать цилиндр, что требует третьего измерения. Вы можете узнать больше на моем сайте. Его любимая книга в детстве была. Вам когда-нибудь приходилось находить точку на топографической карте с учетом координат? Или хотите знать координаты известной точки? Сколько раз вы хотели бы иметь транспортир с собой, чтобы измерить угол в бумаге, чтобы использовать, возможно, азимут? Было бы неплохо знать склонность склона непосредственно в градусах с использованием изоипса, а не прибегать к математическим формулам?

    Основные построения с помощью циркуля и линейки.

    Для выполнения основных построений с помощью циркуля и линейки используется метод решения, при котором искомую точку строят как точку пересечения множеств (геометрических мест), определяемых некоторыми условиями. Данный метод так и называется – метод пересечения множеств или метод геометрических мест . С помощью этих инструментов мы можем выполнить огромное множество построений. Какие простейшие построения являются стандартными? Авторы учебников , к основным построениям в 7 классе относят:

    Если вы задали себе эти вопросы, вы можете быть разведчиками, возможно, борется с квалификацией топографии, и вы обязательно захотите иметь простые, но эффективные инструменты. Координатор, который мы предлагаем, прост в изготовлении и очень удобный, легкий, гибкий и настраиваемый.

    Прежде всего, необходимо реализовать проект, то есть решить, какие инструменты вставлять, как их организовать и какой масштаб использовать. После того как модель будет сделана, желательно сделать печать на бумаге и убедиться, что весы действительно соблюдаются с помощью линейки. Существуют прозрачные пленки, специально предназначенные для струйной или лазерной печати, обратите внимание на совместимость с вашим принтером. Теперь просто ламинируйте полировку обычным ламинатором и продолжайте, вырезая форму вашего координатного метра. Наконец, мы рекомендуем делать небольшие отверстия на пересечении осей двух координатных метров и в центре транспортира, чтобы вы могли нарисовать точки карандаша на бумаге.

    • Поэтому мы ввели два координатометра в двух шкалах.
    • Затем вы можете продолжить печать на глянцевом.
    Если вы не можете печатать и ламинировать, вы можете обратиться в любой магазин.

      построить отрезок, равный данному отрезку; построить середину отрезка.

      построить перпендикуляр к прямой, построить серединный перпендикуляр.

      построить угол, равный данному углу; построить биссектрису угла.

      построить треугольник (по трём сторонам, по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по двум сторонам и углу, противолежащему одной из сторон).

      Перед использованием топографической карты проверьте информацию о типе сетки на краю! В зависимости от масштаба топографической карты поверните координированный прибор, чтобы иметь прямые, используемые надписи. Найденная точка находится в углу. . Клинометр представляет собой соотношение, которое служит для указания наклона местности на основе расстояния между изоипсом. Транспортер имеет 5 различных наклонов от 10 ° до 50 ° с интервалом 10 °.

      Чтобы получить указание на склоне, просто сравните изоипс с расстоянием между вырезами. Каждый наклон имеет пять выемок, чтобы можно было сравнивать до 5 изоипсов за раз. Существенным является наклон 30 °, выше которого резко увеличивается риск лавин.

      построить прямоугольный треугольник (по гипотенузе и катету, по гипотенузе и острому углу).

      построить прямую, проходящую через данную точку параллельно данной прямой

    К стандартным построениям 7 класса добавим:

    1. Построение отрезков ,

    ,

    . Изобразим луч ОС и отрезки а и b (а > b ). Затем циркулем построим окружность радиуса а с центром О (Приложение 1, рис. 1.1). Эта окружность пересечет луч ОС в некоторой точке К, затем циркулем построим окружность радиуса b с центром К и получим точку пересечения Р на продолжении луча ОС и точку Н на отрезке ОК. При этом ОР= ОК + КР = а + b , ОН= ОК – КН = а – b . Изобразим луч ОС и отрезок АВ = а. Затем циркулем построим окружность радиуса АВ с центром О. Эта окружность пересечет луч ОС в некоторой точке А 1 . На продолжении луча ОС от точки А 1 построим окружность радиуса АВ с центром А 1 – получим точку А 2 (при этом ОА 2 = 2АВ). Построение будем продолжать до тех пор, пока ОА n = n а. (Приложение 1, рис. 1.2).

    Построение правильных многоугольников

    Чтобы измерить угол между двумя точками на бумаге, просто поместите центр на первый, поверните, пока вы не поместите 0 ° на север и с помощью линейки не пропустите угол относительно второй точки. Обычно карты вращаются так, что их край ориентирован на магнитный Север; поэтому достаточно убедиться, что ось Север-Юг транспортира параллельна краю карты, а не решетке. Если карта устарела или не повернута, вы можете оценить магнитное склонение, чтобы добавить или удалить измеренный угол.

    Пример 2: чтобы найти свою позицию, один начинается с одного или нескольких целей с компасом, а затем возвращает каждое направление бумаги, указывая центр транспортира на каждую достигнутую точку. Этот вопрос всегда стоит за этим: сможет ли «офис» поставить купол? Здание в форме купола подчиняется тем же правам, что и любое другое здание. В одном из этих документов офис определяет, что вы можете наложить на свой участок. Если вы хотите разместить здание на земельном участке с функцией, которая соответствует цели участка, это не должно быть проблемой.

    2. Построение углов

    ,

    .
    Циркулем и линейкой строим

    МОК=. Строим

    КОР= так, чтобы луч ОР проходил внутри

    МОК, и

    ЕОК= так, чтобы луч ОЕ проходил вне

    МОК. При этом получаем:

    МОЕ=

    ,


    МОР=

    (Приложение 1, рис. 2).

    С чего начать официальные вопросы при строительстве купола?

    От обращения к нам и установления индивидуальных шагов. Если у вас уже есть земельный участок или земельный участок, мы составляем заявку на строительные условия, которую вы отправляете в офис. Мы также познакомимся с вашими документами и предварительно определим, сможет ли ваш участок разместить купол по вашему желанию.

    Как долго длится все официальные вопросы до получения решения о разрешении на строительство?

    Продолжительность проекта более или менее распределена следующим образом: - Получение условий строительства от 1 до 3 месяцев. Это время зависит от эффективности работы офиса. Мы сделаем заявку в офис в течение одной недели. В это время вместе с вами мы работаем над концепцией. - Строительный проект около 2 месяцев. За это время вместе с проектировщиком установки и строительства мы разрабатываем проект строительства для разрешения на строительство. - Разрешение на строительство 2 месяца Время, в течение которого проект «ждет» в офисе для принятия решения.

    3. Построение угла в n раз больше данного угла. Построение угла в n раз больше данного угла сводится к построению n раз угла, равному данному. Например: чтобы построить

    MON в 3 раза больше заданного угла АВС, необходимо построить

    МОК=

    АВС. Затем построить

    КОР=

    АВС, потом

    РОN =

    АВС. При этом получим

    MON =

    МОК +

    КОР +

    РОN = 3

    АВС.

    Таким образом, время с момента начала проектной работы по получению разрешения на строительство составляет около 6 месяцев. Получив Условия строительства, мы уже знаем, можете ли вы разместить купол на своем сайте и на каких условиях. Поскольку вы получите соответствующие условия в муниципальном офисе, это офис в Повяте Старости выдает разрешение на строительство, он не может не позволить вам поставить купол на ваш участок. Поэтому мы не можем сделать проект для вас, который не получит разрешения на строительство.

    Лучше ли разместить большой купол или несколько меньших?

    Вы можете спроектировать несколько куполов, которые будут построены во времени, и вы можете разместить один большой купол. Все зависит от ваших потребностей. Конечно, дороже поставить один большой купол, но иногда лучше разместить второй купол рядом с детьми, которые некоторое время выйдут из своих родителей, а затем в этой части дома можно будет поддерживать более низкую температуру.

    4. Трисекция угла. Искусство построения геометрических фигур при помощи циркуля и линейки было в высокой степени развито в Древней Греции. Знаменитой была в древности задача о трисекции угла (о разделении угла на три равные части с помощью циркуля и линейки). Любой угол невозможно разделить на три равных части с помощью только циркуля и линейки. Попытки решения задачи с помощью инструментов и средств были предприняты еще в V в. до н.э. Французский математик П. Ванцель в 1837г. первым строго доказал, что невозможно осуществить трисекцию циркулем и линейкой. Задача о трисекции угла оказывается разрешимой и при некоторых других частных значениях угла: 90 0 , 45 0 , 135 0 (приложение 2). Деление прямого угла на три равные части умели производить ещё пифагорейцы, основываясь на том, что в равностороннем треугольнике каждый угол равен 60 о.

    Строительство работает так же, как и в «квадратном» здании - один сезон. С той разницей, что в первую очередь при строительстве такого дома кладется купол. Благодаря этому все внутренние работы от выполнения стен, потолка и всех внутренних установок могут выполняться в любой период, даже зимой.

    Как установить мебель в купол или как повесить картинку?

    Мы рассказываем всем, что после первого осмотра купола по всем вопросам о мебели каждый несет ответственность за себя. Единственная кухня в куполе - единственная нестандартная мебель. Самая другая мебель - самая типичная. Внутренний купол стены имеет прямое и вертикальное положение, мы размещаем рядом с ними высокие шкафы, и при необходимости мы повесим картины. Уже в строительном проекте мы предсказываем, где представить, какие элементы дизайна интерьера, чтобы вы могли планировать свой интерьер, не прибегая к выбору мебели.

    5. Деление данного угла на

    равных углов. Построение биссектрисы угла позволяет разделить любой угол на 2, 4, 8, … 2 n равных углов. В каждом случае задача сводится к построению биссектрис полученных углов, что выполнимо всегда циркулем и линейкой. Например, разделить угол АВС на 4 равных угла. Строим биссектрису ВК

    АВС, получаем

    АВК=

    СВК=

    АВС:2. Строим биссектрисы ВР и ВМ углов

    АВК и

    CDR соответственно. Получаем:

    АВР=

    РВК=

    МВК=

    СВМ=

    АВК:2=

    АВС:4.

    Возникает вопрос: Можно ли разделить произвольный угол на 5, 7, 11, … равных углов? Данная задача оказывается разрешимой при некоторых частных значениях угла. Например: циркулем и линейкой можно выполнить следующие построения (при условии, что заданные углы уже построены и их величина известна):

    Задача 1: Построить углы, равные 66 0: 11=6 0 , 50 0: 5=10 0 . Для решения этих задач воспользуемся углом 60 0 – равносторонним треугольником. В первой задаче получаем 66 0 –60 0 = 6 0 , строим дважды по углу 6 0 (60 0 –6 0 –6 0 = 48 0), затем делим угол 48 0 на

    равных углов (т.е. проводим биссектрисы). Рассуждая также, получаем во второй задаче 1) 60 0 –50 0 = 10 0 , 2) 50 0 –10 0 = 40 0 , 3) 40 0: 4=10 0 ;

    Задача 2: Построить угол 53 0 , если построен угол 104 0 . При решении используем построения прямого угла, биссектрисы угла и угла 60 0 . Построение: 1) 104 0 –90 0 =14 0 , 2) 14 0: 2 = 7 0 , 3) строим 60 0 и 60 0 –7 0 =53 0 .

    Вывод: рассматривая построения 4 и 5, задачи 1 и 2 всегда можно построить:

    1) прямой угол, углы: 60 0 , 30 0 , 45 0 , 15 0 .

    2) можно разделить некоторые заданные углы на данное количество равных углов или построить угол необходимой величины.

    3) задачи 1, 2 или подобные им можно использовать на кружках, в олимпиадах или во внеклассных мероприятиях.

    3. Задачи на построение циркулем и линейкой.

    Анализ олимпиадных заданий для 7 класса, проводимых в городе Тольятти, и, предложенных для подготовки к олимпиадам в различных источниках, показал, что задачи на построение среди них отсутствуют. Предлагаю задачи, которые могут быть использованы для подготовки к олимпиаде по математике или для проведения олимпиад в 7 классе, так как дадут возможность ученикам показать не только свои знания геометрического материала, но и умение анализировать, логически мыслить и проявлять изобретательность в решении задач.

    Задача 1: Постройте прямоугольный треугольник по гипотенузе и углу между ней и проведенной к ней медианой. Сначала рассмотрим задачу: На отрезке AB как на диаметре построена окружность. Докажите, что из всех точек окружности, отличных от A и B, отрезок AB виден под прямым углом.

    Решение: АОС и ВОС – равнобедренные, т.к. радиусы ОА=ОВ=ОС.

    АОС и

    СОВ смежные углы, тогда

    СОВ = 180 0 -

    АОС. По свойству углов равнобедренного треугольника и по теореме о сумме углов треугольника получаем:

    САО=

    АСО= (180 0 –

    АОС): 2= 90 0 –

    АОС:2,

    ОВС=

    ОСВ= (180 0 –

    СОВ) : 2 = (180 0 – (180 0 –

    АОС)) : 2 =

    АОС: 2.

    АСВ =

    АСО +

    ОСВ =90 0 –

    АОС: 2 +

    АОС: 2 = 90 0 . Вернемся к решению задачи.

    Анализ: Пусть АВС (

    ВАС = 90 0 , ВС = а, АК – медиана,

    АКС =) – искомый. Точки А, В, С лежат на окружности с центром в К радиуса ВК, т.к.

    ВАС = 90 0 опирается на диаметр ВС (доказано в предыдущей задаче).

    Построение: Строим ВС = а, К – середину ВС. Строим

    МКС =

    АКС = . Строим А – точку пересечения луча КМ и окружности с центром в К радиуса ВК.

    Доказательство: Пусть АВС– искомый, т.к. ВС = а, ВК=КС (по построению),

    ВАС = 90 0 (опирается на диаметр окружности), АК – медиана,

    АКС =.

    Исследование: Решение сводится к построению отрезка, равного данному, середины отрезка и угла, равного данному. Данные построения выполнимы всегда.

    Задача 2: Дан угол и точка внутри него. Постройте отрезок с концами на сторонах угла и серединой в этой точке.

    А

    нализ:
    Дан

    ЕАР и точка М внутри угла. Пусть ВС искомый отрезок, удовлетворяющий условиям задачи: ВМ=МС, ВАЕ, САР. Проведем АМ, откладываем на его продолжении отрезок МК=АМ. АМВ = КМС (по I признаку). У них:

    ВМА=

    КМС (вертикальные), АМ=МК, ВМ=МС. Следовательно,

    ВАМ=

    МКС. Значит, построение ВС сводится к построению точки С на АР, т.е. к построению АК=2АМ и

    МКС=

    ВАМ.

    Построение: Проводим луч АМ, откладываем на его продолжении МК=АМ. Строим

    МКС=

    ЕАК. Получаем С на стороне АР

    ЕАР. Проводим луч СМ, получаем В на луче АЕ. Отрезок ВС – искомый.

    Доказательство: При построении получаем АМВ = КМС (по II признаку). У них:

    ВМА=

    КМС (вертикальные), АМ=МК (по построению),

    ВАМ=

    МКС (по построению). Следовательно, ВМ=МС. Получаем ВС – искомый отрезок.

    Исследование: Построение выполнимо всегда, т.к. сводится к построению отрезка, равного данному, и угла, равного данному.

    Задача 3. Дана прямая, на которой лежит биссектриса угла A треугольника ABC. По разные стороны от этой прямой даны две точки – основания: а) медиан; б) высот, проведенных из вершин B и C. Восстановите треугольник ABC.

    Анализ: Пусть АВС (луч АО – биссектриса

    А, медианы СN , ВМ) – искомый. Проведу ММ 1 ||АО и NN 1 ||АО. АКМ= АКМ 1 (АРN = АРN 1) (по II признаку). У них: 1) АК (АР) – общая, 2)

    АКМ=

    АКМ 1 =90 0 (

    АРN =

    АРN 1 =90 0), 3)

    КАМ=

    КАМ 1 – АО биссектриса

    А. Получаю, что точки М, М 1 лежат на АС, N , N 1 лежат на АВ и находятся на одном расстоянии от АО. Аналогично, если точки N , М – основания высот.

    Построение: Строю МКАО и N РАО. Откладываю КМ 1 =КМ и РN 1 =РN . Провожу прямые МN 1 иN М 1 , получаю А на пересечении АО, МN 1 иN М 1 . а) Откладываю МС=АМ и N В=АN . б) Строю МВАМ (В – точка пересечения МВ и АВ), N СN А (С – точка пересечения N В и АМ). Провожу ВС. АВС построен.


    Доказательство: В обоих случаях мы получаем: точки М и М 1 лежат на АС, N и N 1 лежат на АВ. АКМ= АКМ 1 (по I признаку). У них: 1) АК – общая, 2)

    АКМ=

    АКМ 1 =90 0 , 3) КМ= КМ 1 – по построению.



    КАМ=

    КАМ 1

    АО биссектриса

    А. а) точки N , М – основания медиан, т.к. по построению МС=АМ и N В=АN . б) точки N , М – основания высот, т.к. по построению МВАМ, N СN А.

    Исследование: задача не имеет решения, если точки N , М находятся на одном расстоянии от АО. При этом МN 1 ||AO , N М 1 ||AO

    МN 1 ||N М 1

    точку А построить невозможно.

    В следующих задачах приведем только анализ или/и построение.

    Задача 4: Постройте треугольник по трем медианам.

    А

    нализ:
    Пусть АВС (медианы СN = р, ВМ = n , АК = m ) – искомый. Строим АCP = АВС: АР=ВС, РС=АВ, ОС=АК=m . Проводим N О. NO – средняя линия ABP

    NO = ВР:2= ВМ (по свойству средней линии треугольника). Получаем NOC : СN = р, NO = n , ОС = m . На луче ON отложим NS =NO . Т.к. ВNS = АNO по I признаку. У них:

    ВNS =

    АNO как вертикальные, NS =NO по построению, АN =N В (N С – медиана). Значит, S В= ВК= КС= СS :3.

    Построение: Строим NOC : СN = р, NO = n , ОС = m . На луче ON отложим NS =NO . Проводим СS , строим точку В:

    . Проводим луч ВN , откладываем АN = ВN . АВС – искомый.


    Задача 5. Построить прямоугольный треугольник по гипотенузе с и сумме катетов .

    Анализ: Пусть АВС (

    А=90 0) построен. На луче ВА отложим отрезок AD = AC . Получим АD С – равнобедренный, в котором

    (свойство внешнего угла треугольника). Задача сводится к построению ВСD по двум сторонам BD = b +c , ВС = а и

    D =45 0 . Чтобы получить точку А, достаточно провести СА D В.

    Задача 6. Постройте треугольник по данной стороне, углу, к ней прилежащему, и сумме двух других сторон.

    А

    нализ:
    Пусть АВС – искомый. На продолжении ВА отложу AD =CA . Соединю C и D . В CBD имею: BD = b +c , BC = a , СBD = B . CBD можно построить по двум сторонам и углу между ними. CAD – равнобедренный: АН – высота, медиана. Проведя серединный перпендикуляр АН CD , определю вершину А.

    Задача 7. Постройте треугольник по двум углам и периметру.

    Анализ: Пусть АВС – искомый. На продолжении стороны АВ в обоих направлениях отложу отрезки DA = АС и ВЕ = СВ и соединю D с С и Е с С, получу DCE , в котором DE = Р. Треугольники DAC и ВЕС – равнобедренные, и АК DC , где DK = KC и BF FE , что позволит определить вершины А и В.

    ,

    (свойство внешнего угла треугольника). Задача сводится к построению DCE по стороне DE =Р и

    D ,

    E .

    Пятиконечная звезда - наиболее почитаемый символ у всех народов мира во все времена. Ее изображения обнаружены у самых истоков цивилизации, когда еще не была изобретена письменность.

    Самое первое изображение пятиконечной звезды, найденное археологами, датируется 3500 годом Она была запечатлена на глиняной табличке, найденной при раскопках шумерского города Урук.

    Символ звезды пользовался популярностью в Древнем Египте и Вавилоне. Его почитали древние римляне и греки, считая пятиконечную звезду символом круговорота в природе. Пять углов звезды греки ассоциировали с пятью элементами, из которых сотворен наш мир, - землей, водой, воздухом, огнем и эфиром.

    Является атрибутом гербов и флагов многих современных государств и присутствует на воинских знаках различия.

    А вот нарисовать эту незамысловатую фигуру не так просто, как может показаться на первый взгляд.

    Как нарисовать пятиконечную звезду, не отрывая карандаш от бумаги

    Великий греческий мыслитель и математик Пифагор называл пятиконечную звезду математическим совершенством. Действительно, эту сложную фигуру можно нарисовать одной ломаной линией, не отрывая карандаша от листа бумаги и вернувшись в конце в ту же отправную точку, с которой был начат рисунок.

    Вот такая она, сложная и простая на первый взгляд фигура - пятиконечная звезда. Как нарисовать ее одной ломаной линией, видно из рисунка.

    используя линейку и транспортир

    Теперь узнаем, как нарисовать правильную пятиконечную звезду. Из измерительных приборов понадобятся линейка и транспортир.

    Чтобы получилась звезда, нужно провести отрезки одинаковой длины таким образом, чтобы внутренние углы между всеми пятью вершинами фигуры были равны 36°. Практически это осуществляется следующим образом - чертится угол в 36°, от его вершины отмеряются отрезки одинаковой длины, и от их конечных точек проводятся новые прямые под углом 36°.

    Можно также подойти к решению задачи немного иным способом, нарисовав равносторонний пятиугольник с вершинами углов в 106°, а затем соединив отрезками его противолежащие углы.

    Если вы соблюдете все условия, у вас в конечном счете получится красивая пятиконечная звезда. Как нарисовать ее более простым способом, читайте далее.

    Как нарисовать звезду с помощью циркуля и транспортира

    Теперь вам понадобятся циркуль и транспортир. Так как в окружности 360°, то в 1/5 ее части - 72° (360: 5 = 72). Приступаем к построению.

    Начертите с помощью циркуля окружность. Отметьте на ней отправную точку - вершину звезды и середину окружности. Возьмите транспортир, совместите его центр с центром окружности, и по всей отметьте рисками будущие точки вершин звезды через каждые 72°.

    Останется соединить их прямыми, и получится красивая пятиконечная звезда. Как нарисовать ее, если под рукой не окажется транспортира? Без него можно обойтись, из инструментов понадобится лишь линейка и циркуль.

    Как нарисовать звезду с помощью циркуля и линейки

    Как нарисовать пятиконечную звезду циркулем? Рассмотрим вариант 1.

    Чертим окружность. Измеряем ее диаметр с помощью линейки. Производим несложные математические действия: умножаем на коэффициент 0,58779. Полученный результат - необходимая (прямой, соединяющей 2 точки кривой линии, а в нашем случае - окружности), с помощью которой мы сможем разделить окружность на 5 равных частей.

    Например, диаметр окружности равен 7 см. Умножаем 7 х 0,58779 = 4,11453, округляем до десятых (так как нарисовать на бумаге отрезок более точной длины не представляется возможным), получим 4,1 см. Это и будет нужная длина хорды.

    Осталось раздвинуть и зафиксировать ножки циркуля на данную величину, и можно делать насечки на окружности. Когда вы их соедините, получится пятиконечная звезда.

    Как нарисовать фигуру другим способом? Рассмотрим вариант 2.

    Для начала начертим вписанный в окружность. Как нарисовать правильную пятиконечную звезду на его основе, показано на рисунке 2.

    Начертите циркулем окружность. Условно обозначим ее центр как О. Через точку О проведите прямую - диаметр нашей окружности. Прочертите радиус этой окружности таким образом, чтобы он был перпендикулярен диаметру. Точку пересечения радиуса с окружностью обозначим как V. Слева от точки О отложите расстояние, равное половине длины радиуса этой окружности, обозначьте его точкой А. Из точки А через точку V проведите полуокружность до пересечения с линией диаметра (на рисунке она выделена красным цветом) и обозначьте ее точкой В. Длина отрезка VB и будет длиной хорды, с помощью которой окружность разделится на 5 равных частей. Останется лишь соединить полученные точки в виде звезды.