Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • И защита от них. Гордон Б.Г. "Культура безопасности. Чернобыль – Фукусима – далее везде."

    И защита от них. Гордон Б.Г.

    Для того, чтобы определить основное содержание понятия «культура безопасности» (КБ) необходимо провести анализ отдельных составляющих («культура», «безопасность») и осуществить объединение этих компонентов.

    Существует огромное количество определений понятия «культура» в зависимости от целей и задач исследований, особенностей отраслей науки и т.п.

    Так, в словаре Ожегова С.И. даются следующие определения: «КУЛЬТУРА - 1.Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. 2. Разведение, выращивание какого-либо растения 3. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. 4. Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

    В большом толковом словаре современного Ушакова Д.Н. представлена следующая информация: КУЛЬТУРА - Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. 2.То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-н. эпоху, у какого-н. народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура. 3. только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру. 4. только ед. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы. 5. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжут, клещевина и др.). 6. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бакт.). Культура холеры. 7. перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура. (спорт и гимнастика).

    В философском словаре под редакцией И.Т. Фроловакультура определяется, как социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.

    В педагогическом энциклопедическом словаре представлено следующее определение: «КУЛЬТУРА (от лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

    В учебном пособии для вузов известный социолог и культуролог Кравченко А.И пишет: «В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях.

    Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

    Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).

    В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью - отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.»

    Традиционно культура складывается объективно, но стихийно, под действием поступков отдельных индивидов в ответ на поступки других людей. Совокупность этих действий и формируют традиции, нормы поведения, создают мифы (например, в древнегреческой, древнеиндийской и др. культурах), течения и направления в искусстве (андеграунд, авангард и т.п.). В этой связи не совсем правильно будет говорить об этой деятельности людей, как о регулируемом процессе – целесообразнее в определении «культуры» использовать понятия «уровня» или «состояния» данного процесса. В пользу этого же положения говорит и то, что в отличие от вышесказанного формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно являться управляемым, регулируемым процессом. Для этого необходимо задать такие цели управления, степень достижения которых можно измерить. При такой постановке вопроса наиболее верным, исходя из задач настоящего исследования, также является использование понятия «уровня» («состояния») как меры. Указанное положение позволит проводить оценку степени достижения желаемого результата (например, высокая или низкая культура), корректировать цели и задачи по формированию культуры.

    Проанализировав вышеуказанные и другие многочисленные определения культуры, можно сделать вывод, что понятие культура включает в себя многие сферы жизни человека и может выражаться, как определенный уровень взаимодействия человека со средой, обеспечивающее оптимальное удовлетворение его потребностей во всех сферах, выраженное во всех типах и формах организации жизнедеятельности людей, получивших институциональное и историческое закрепление и передающееся из поколения в поколение.

    Рассмотрим следующий компонент раскрываемого понятия – «безопасность». С учетом того, что высшей целью природы является самосохранение жизни, безопасность возможно определить, как сохранность природной (сущностной) определенности бытия. Под «безопасностью» понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

    Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 году в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций».

    В данном документе отмечено, что культура безопасности – это квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности АЭС является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность. С этих пор формирование культуры безопасности является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России.

    В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств, и способностей, и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков.

    Исходя из вышерассмотренных определений, можно обозначить, что культура создается и воспринимается как отдельными индивидуумами, так и их коллективами, поэтому данное понятие необходимо рассматривать как на индивидуальном, так и на коллективном общественном уровне.

    Таким образом, проведя обобщение многочисленных определений понятия «культура» и выполнив его слияние с понятиями «безопасность, можно дать следующее наиболее общее определение: культура безопасности (КБ) – состояние общественной организации человека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности в процессе жизнедеятельности.

    Несмотря на создание моделей, описывающих взаимодействие оператора с машиной, проблемы, обусловленные человеческим фактором, еще далеки от решения. Их актуальность привела к возникновению новой отрасли зна­ния - культуры безопасности. Этот термин был введен в 1986 г. экспертами Международной консультативной группы по ядерной безопасности МАГАТЭ в итоговом документе по рассмотрению причин и последствий аварии в Чер­нобыле. В последующем документе консультативной группы - «Основные принципы безопасности атомных электростанций» (1990 г.) - культура безо­пасности была названа фундаментальным управленческим принципом. Согласно принятому МАГАТЭ определению культура безопасности - это та­кой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и отдель­ных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объ­екта, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяе­мое их значимостью. Это определение распространяется на любые потенциа­льно опасные объекты и технологии. По одному из определений, культура безопасности - это больше, чем просто группа индивидуумов, соблюдающих набор правил по безопасному ведению работ; это группа таких людей, кото­рые в своем поведении руководствуются общей уверенностью в важности


    Глава 4

    обеспечения безопасности и понимают необходимость того, чтобы каждый член коллектива сам с готовностью поддерживал нормы коллективной безо­пасности и помогал другим членам коллектива стремиться к этой общей цели. Организации, как правило, проходят через ряд этапов в развитии и укреп­лении культуры безопасности . Отчет ¹ 11 по безопасности (МАГАТЕ, Вена, 1998 г.) определяет три таких этапа:

    1. Безопасность есть производное соблюдения требований и главным обра­зом основывается на правилах и регламентах. На этом этапе безопасность рас­сматривается как технический вопрос, в то время как соблюдение налагаемых извне правил и регламентов считается адекватным для обеспечения безопас­ности.

    2. Хорошие показатели безопасности становятся целью организации и до­стигаются в основном за счет постановки задач и целей безопасности.

    3. Безопасность рассматривается как непрерывный процесс совершенство­вания, в который каждый может внести свой вклад.

    На первом этапе улучшения нередко достигаются главным образом путем совершенствования технических средств обеспечения безопасности АЭС в со­ответствии, например, с принципами, изложенными в документе ИНСАГ-12, и посредством внедрения основных систем и процедур контроля за источни­ками опасности. Эти усовершенствования нередко диктуются необходимо­стью соблюдения нормативных требований и обычно достигаются посредст­вом руководящих указаний с использованием компетентных специалистов по безопасности для внедрения усовершенствований. Персонал склонен пола­гать, что за безопасность отвечает руководство и ее обеспечение в значитель­ной мере навязано ему другими лицами.


    Второй этап предусматривает использование структуры, аналогичной той, которая представлена в документе ИНСАГ-13. Организация должна разрабо­тать некое связанное с безопасностью заявление с изложением своего пони­мания и четким указанием его целей и должна установить ясные процессы и процедуры достижения этих целей. На этом этапе отдельные сотрудники могут заметить, что работа лучше планируется с предварительным учетом рис­ков, включая документально оформленные правила и процедуры, которые определяют, что можно делать и чего делать нельзя.

    Третий этап представляет собой тот идеал, к которому необходимо стреми­ться (рис. 4.13). Достижение этого идеала - процесс длительный. Он требует формирования такого понимания безопасности и ее целей, которые будут раз­деляться всеми. Значительная часть работников в организации должна быть убеждена в том, что они лично и активно вовлечены в процесс повышения безопасности.

    Культура отчетности . Неудачи и «почти оплошности» рассматриваются в организациях с хорошей культурой безопасности как уроки, которыми можно воспользоваться во избежание более серьезных событий. Таким образом, име­ется хороший стимул к тому, чтобы информировать и расследовать все собы­тия, которые могут оказаться поучительными, в целях установления коренных причин и обеспечить своевременную обратную связь по выводам и корректи­рующим мерам как для непосредственно заинтересованных групп работников, так и для других специалистов в организации или в отрасли, которые могут

    И.В.Волкова, Е.В.Калинина, О.Н.Осадчая, Е.Ю.Витвинская, НПЦ «Прогноз-Петербург»

    Понятие «Культура безопасности» возникло в процессе работы Международной Консультативной группы по ядерной безопасности (International Nuclear Safety Advisory Group – INSAG), вошло в научно-техническую терминологию и получило дальнейшее развитие после публикаций доклада этой группы «Итоговый доклад послеаварийной обзорной конференции по Чернобыльскому реактору».

    В современной философской, социологической, психологической, культурологической мысли существует множество определений культуры. Большинство из них можно свести к следующему определению: «Культура – это, прежде всего, система принятых в социуме ценностей». Культура безопасности является частью общечеловеческой культуры и частью культуры страны, она имеет непосредственное отношение к культуре организации и к человеку, его личности. Система ценностей человека – это своеобразный «стержень личности», оказывающий существенное влияние на иные личностные особенности и качества, в том числе профессионально важные.

    Можно выделить следующие определения культуры безопасности, изначально сформулированные для атомных станций, но применимые и для других организаций:

    «Культура безопасности – это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности…, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью». (INSAG-4) (МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ГРУППА ПО ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, Культура безопасности, Серия Безопасность № 75-INSAG-4, МАГАТЭ, Вена (1991)).

    «Культура безопасности - квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности… является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность». (ОПБ –88/ 97) .

    Культура безопасности и приверженность ей персонала являются проблемой № 1 не только в Ядерной Энергетике, но и во всех областях человеческой жизнедеятельности, потенциально опасной для значительного количества людей.

    Любой вид человеческой деятельности связан с опасностью. Персонал, работающий в области производства, использования, хранения, транспортировки и переработки радиоактивных веществ и материалов, в области производства радиоактивного топлива и атомной энергии, в сфере переработки радиоактивных отходов обеспечивает безопасность использования атомной энергии для решения стоящих перед Россией народнохозяйственных, медицинских, научных и оборонных задач. При этом перед персоналом стоит задача обеспечить такую безопасность, которая могла бы восприниматься обществом как полная.

    Приоритет безопасности основан на приоритете жизни и здоровья людей перед экономическими соображениями. Во всем мире в целом все предприятия ядерного топливного цикла, в том числе и атомные станции, увеличивают естественный радиоактивный фон лишь на 0,03%. Однако данная величина не является константой и может существенно меняться при смене приоритетов, изменении отношения к необходимости поддержания и повышения существующего уровня безопасности. И в отличие, к примеру, от предприятий гражданской авиации, цена ошибки человека здесь может быть многократно выше.

    Ядерная и радиационная безопасность включает защиту людей от вредного влияния радиоактивных веществ и ионизирующих излучений, а также защиту от аварий в атомных установках. Поэтому требования ядерной и радиационной безопасности относятся ко всем областям использования атомной энергии.

    Ядерная и радиационная безопасность требует от персонала не только выполнения разработанных ранее инструкций и процедур, но и постоянного поиска путей её дальнейшего совершенствования с целью уменьшения риска до минимального уровня практически недостижимого события. Эта направленность на безопасность и пути её совершенствования, приоритет безопасности в сознании людей по отношению к другим ценностям должна сочетаться с соответствующим уровнем теоретической и практической подготовленности персонала, четким знанием работниками профессиональных требований к ним и своих должностных инструкций, а также необходимыми для профессиональной деятельности личностными и психофизиологическими качествами работников.

    Организация, в свою очередь, обеспечивает приверженность её работников культуре безопасности, заявляя о своей приверженности культуре безопасности, анализируя свой соответствующий задачам безопасности опыт и принимая меры по её совершенствованию, модифицируя организационную структуру в соответствии с реализацией задач безопасности, обеспечивая её соответствующими материальными и людскими ресурсами.

    Культура безопасности состоит из следующих основных компонентов:

    – необходимых рабочих условий в организации, атмосферы, в которой работает человек, что, в целом, относится к ответственности управляющей иерархии (как показывает опыт эксплуатации АС, этот компонент, отражающий позицию руководства, является решающим для формирования культуры безопасности);

    – позиции персонала на всех уровнях, собственного состояния человека и его действий, что во многом определяется созданными в организации условиями и является реакцией работника на них, во многом вытекает из них.

    Таким образом, культура безопасности определяется основными ценностями организаций, использующих атомную энергию: безопасность и составляющий её «человеческий фактор».

    Выделяют три фундаментальных принципа безопасности: принцип управления, принцип глубокоэшелонированной защиты и технические принципы. В свою очередь, имеется три фундаментальных принципа управления:

    Внедрение принципов культуры безопасности;

    Ответственность эксплуатирующей организации;

    Обеспечение нормативного регулирования и проверка всей деятельности, связанной с безопасностью.

    Внедрение принципов культуры безопасности в настоящее время включает в себя задачи поддержания и совершенствования культуры безопасности на предприятиях, которые, в свою очередь, требуют решения следующих задач:

    Определения критериев обеспечения культуры безопасности.

    Определения принципов обеспечения культуры безопасности.

    Определения того, как реализованы и реализуются эти критерии и принципы и какими ресурсами и возможностями необходимо обладать для решения проблем.

    Определения того, какой должна быть практика выявления дефицитов культуры безопасности, внедрения корректирующих мер и как она реализуется.

    Рассмотрим критерии оценки профессиональной деятельности в области приверженности культуре безопасности, выделенные нами в рамках создания модели компетенции персонала ФГУП концерна «Росэнергоатом» (в первую очередь, персонала атомных станций) в сфере культуры безопасности (КБ).

    Но сначала нам необходимо определить основные понятия.

    Компетенция – устойчивое базовое качество работника, которое побуждает его воспринимать информацию, думать и вести себя в рабочих и иных ситуациях определенным образом в течение достаточно длительного периода времени, что обеспечивает определенный уровень эффективности его профессиональной деятельности. Компетенцию представляет комплекс системы ценностей и мотивации, профессионально важных личностных качеств, знаний, умений и навыков работника; это качество работника, которое проявляется в его поведении и позволяет ему с необходимым уровнем успешности решать профессиональные задачи. В основе компетенции могут лежать: ценности, мотивы и установки, Я-концепция и иные профессионально важные личностные качества, психофизиологические особенности, знания, умения и навыки. Различают два уровня компетенций: глубинные и поверхностные, и две категории компетенций: пороговые и дифференцирующие.

    Глубинные компетенции – это компетенции, определяющие личностные характеристики работника. К ним относятся компетенции на уровне системы ценностей, мотивации, Я-концепции и иных личностных качеств работника. Сложность развития глубинных компетенций заключается в том, что человек стремится сохранить свой образ Я, свою систему мотивов и ценностей, свою модель поведения и реагирования, сформировавшиеся у него в течение множества лет, начиная с детства. Кроме того, сложность воздействия на глубинные компетенции определяется также тем, что личностные качества, в т.ч. профессионально важные, базируются на индивидных особенностях человека, к которым относятся темперамент и психофизиологические свойства. Предварительное психолого-психофизиологическое обследование специалиста до его вступления в должность с целью исключения тех претендентов, система ценностей и профессионально важные качества которых (т.е. их глубинные компетенции) противоречат должностным требованиям, способствует повышению надежности и безопасности работы персонала и снижению дальнейших существенных и не всегда оправданных затрат на психокоррекцию, переподготовку и обучение работников. Таким образом, отбор персонала рекомендуется проводить по наличию, в первую очередь, необходимых для успешной работы глубинных компетенций. А при планировании развития персонала на глубинные компетенции необходимо обращать особое внимание.

    Целенаправленное развитие соответствующих требованиям профессии глубинных компетенций осуществляется с целью совершенствования профессиональной деятельности работника от эффективного до наилучшего уровня. Оно проходит в форме индивидуальной и групповой психокоррекции специалистов в направлении их личностного развития («личностного роста»).

    Поверхностные компетенции – компетенции, которые относительно просто развить. К ним относятся компетенции на уровне знаний, умений и навыков. Поверхностные компетенции базируются на глубинных компетенциях, которые и обеспечивают стремление человека, побуждают его к использованию полученных знаний и сформированных умений и навыков. Целенаправленное развитие поверхностных компетенций осуществляется в процессе подготовки и переподготовки специалиста, его участия в тренингах, семинарах, выполнения самостоятельных упражнений, прослушивания лекций.

    Пороговые компетенции – компетенции, обеспечивающие минимально достаточный уровень эффективности работника для его профессиональной деятельности. Пороговые компетенции не позволяют выделить наилучших профессионалов из группы средних. Например, полный отказ от алкоголя как средства снятия напряжения на рабочем месте является одной из пороговых компетенций, однако он не позволяет разграничить средних и лучших работников.

    Дифференцирующие компетенции – компетенции, которые отличают лучших исполнителей от средних: для оценки профессиональной деятельности персонала в области приверженности культуре безопасности – с точки зрения уровня приверженности работников культуре безопасности.

    В процессе проведенной нами работы был составлен перечень компетенций персонала ФГУП концерна «Росэнергоатом» (в первую очередь, персонала АС) в сфере культуры безопасности.

    Перечень компетенций представляет собой описание набора компетенций в общей форме. Компетенции представлены в виде шкал, разработанных для описания поведения персонала в рамках широкого спектра проявлений приверженности КБ в профессиональной деятельности работников.

    В перечень вошли 19 объединенных в группы (кластеры) наиболее распространенных компетенций, которые описывают деятельность руководителей и технических специалистов, демонстрирующую уровень их приверженности культуре безопасности.

    Перечень представлен на Таблице № 1.

    Таблица № 1

    № п/п

    Компетенции

    Кластеры
    1
    Ориентация на достижения в сфере безопасности (ОДБ)

    Достижение и действие в области безопасности (КДДБ)
    2
    Стремление к определенности в вопросах КБ (СО)
    3
    Инициативные действия в области КБ (ИД)
    4
    Поиск информации, способствующей повышению КБ (ПИБ)
    5
    Воздействие на окружающих с целью развития КБ (ВОЗД)

    Влияние в сфере культуры безопасности (КВСБ)
    6
    Организационное знание (ОЗН)
    7
    Построение отношений (ПО)
    8
    Понимание окружающих (ПОНИМ)
    9
    Стремление к развитию других (СРД)

    Управленческие компетенции по развитию КБ персонала (КУКР)
    10
    Директивность в области развития КБ (ДИР)
    11
    Работа в команде (РК)
    12
    Лидерство в команде (ЛК)
    13
    Аналитическое мышление (АМ)

    Когнитивные компетенции (ККК)
    14
    Системное мышление (СМ)
    15
    Экспертные знания в области КБ (ЭКСП)
    16
    Самоконтроль и саморегуляция (СКС)

    Личная эффективность (КЛЭФ)
    17
    Уверенность в себе в области безопасности (УВС)
    18
    Гибкость (ГИБК)
    19
    Преданность КБ (ПКБ)

    Опишем основные кластеры:

    Достижение и действие в области безопасности (КДДБ)

    Данный кластер включает в себя компетенции, описывающие стремление работника к достижению высоких стандартов безопасности и степень прилагаемых им усилий в этом направлении, проявление личной заинтересованности в повышении уровня КБ как своего, так и своих коллег.

    Влияние в сфере культуры безопасности (КВСБ)

    В общем виде кластер «Влияние» отражает стремление и способность работника воздействовать на других для достижения определенных целей. При этом надо отметить, что мотивация власти, питающая эффективное поведение данного типа, обычно рассматривается в связи с достижением чего-то хорошего для организации в целом или для других людей. Таким образом, данная компетенция оценивается положительно, только если в конечном итоге действия работника имеют желательный эффект для организации; если же работник добивается своей цели за счет других людей или за счет своей организации, то его действия по данному кластеру оцениваются отрицательно.

    В нашем случае кластер «Влияния в сфере КБ» выражает намерение повлиять на окружающих (убедить, уговорить, впечатлить и т.п.) с целью общего совершенствования КБ, развития мотивации безопасности, формирования высокого уровня приверженности КБ. Эффективность такого влияния во многом достигается за счет хорошего понимания чувств и мотивов других людей, умения налаживать контакты в различных сферах, знания ключевых людей в своей организации и во внешнем мире, которые принимают решения в сфере КБ.

    Управленческие компетенции по развитию КБ персонала (КУКР)

    Управленческие компетенции по развитию культуры безопасности персонала реализуют ряд особых намерений по развитию КБ у других, направляют других и руководят их действиями, структурируют командную работу и сотрудничество в этом направлении, что т.о. позволяет повысить уровень безопасности выполнения работ и способствует формированию того или иного уровня приверженности у персонала. Входящие в данный кластер компетенции показывают, насколько руководящий состав осуществляет направленную на развитие КБ у сотрудников деятельность и поощряет высокую личную вовлеченность в процесс развития КБ на АС, а также активность каждого сотрудника в деятельности по развитию приверженности к безопасности и умение сотрудничать в этом деле.

    Когнитивные компетенции (ККК)

    Когнитивные (познавательные) компетенции обеспечивают самостоятельное осознание работником проблемы или сложившейся ситуации, осмысление ее на глубоком уровне и разработку планов, направленных на улучшение ситуации в сфере КБ или на решение конкретных проблем в данной области.

    Развитость компетенций, входящих в данный кластер, не зависит непосредственно от уровня интеллекта работника (хотя определенных уровень IQ может быть пороговым требованием для компетенций данного кластера). В большей степени развитость когнитивных компетенций определяется тем, насколько успешно работник владеет умением применять свои когнитивные способности в рабочих ситуациях. Развитость у работника навыков наблюдения и/или поиска информации способствуют развитию у него данной группы компетенций, что проявляется в склонности к самостоятельному осознанию сложившейся ситуации или проблемы и способности увидеть её причины, особенности протекания, возникшие и возможные в будущем последствия на более сложном и глубоком уровне, нежели это видят другие.

    Эти компетенции позволяют предотвратить ошибки по незнанию, связанные с неточной диагностикой ситуации и, как следствие, принятием неверного решения, а также грамотно продиагностировать коренные причины события или инцидента.

    Личная эффективность (КЛЭФ)

    Компетенции, входящие в кластер «Личная эффективность», отражают определенный аспект зрелости работника в отношении к окружающим его людям в рабочей обстановке и к своей работе в целом. Эти компетенции контролируют эффективность исполнения работником своих функций, когда дело касается непосредственных трудностей, возникающих на пути достижения цели и давления со стороны среды, касающихся не только безопасности его действий, но и всей деятельности в целом.

    Модель компетенций включает не только описание кластеров компетенций, но и отдельных компетенций, их стандартные признаки и измерение, а также взаимосвязь с другими компетенциями.

    Приведенный перечень компетенций является основой для определения группой экспертов базовых и дифференцирующих компетенций для конкретных должностей, добавления уникальных компетенций, выработки оптимального уровня развитости каждой компетенции (т.к. более высокий уровень далеко не всегда способствует наилучшему исполнению работы), а также определения, какие компетенции являются препятствием для эффективной профессиональной деятельности с точки зрения приверженности КБ.

    В результате этой работы строится профиль «идеального работника, приверженного КБ» для разных должностных позиций; сравнивая профиль конкретного работника с «идеальным» профилем, можно сделать вывод о том, насколько у данного работника развита приверженность КБ.

    Выводы:

    Оценка профессиональной деятельности с использованием компетенций является одним из современных методов прогнозирования уровня исполнения работы. Метод компетенций эффективен для решения задач отбора, подбора, подготовки и развития персонала.

    Сформированный благодаря методу компетенций перечень критериев оценки профессиональной деятельности персонала в области приверженности культуре безопасности является основой для выделения индивидуальных показателей приверженности работников АС культуре безопасности.

    Использование данного метода для оценки профессиональной деятельности в области приверженности КБ позволяет прогнозировать реальную приверженность специалиста ценностям культуры безопасности с достаточно высокой точностью за счет:

    Во-первых, использования критериальных выборок (этот метод сравнивает людей, которые являются наилучшими работниками с точки зрения приверженности культуре безопасности, со средними в области приверженности КБ работниками, чтобы определить характеристики, связанные с успехом в данной деятельности);

    Во-вторых, определения оперантных мыслей и поведения, причинно связанных с успешным результатом деятельности с точки зрения приверженности КБ.

    По материалам Международной конференции «Стратегия безопасности использования атомной энергии»

    Несмотря на создание моделей, описывающих взаимодействие оператора

    с машиной, проблемы, обусловленные человеческим фактором, еще далеки

    от решения. Их актуальность привела к возникновению новой отрасли знания

    - культуры безопасности. Этот термин был введен в 1986 г. экспертами

    Международной консультативной группы по ядерной безопасности МАГАТЭ

    в итоговом документе по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле.

    В последующем документе консультативной группы - «Основные

    принципы безопасности атомных электростанций» (1990 г.) - культура безопасности

    была названа фундаментальным управленческим принципом.

    Согласно принятому МАГАТЭ определению культура безопасности - это такой

    набор характеристик и особенностей деятельности организаций и отдельных

    лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объекта,

    как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое

    их значимостью. Это определение распространяется на любые потенциально

    опасные объекты и технологии. По одному из определений, культура

    безопасности - это больше, чем просто группа индивидуумов, соблюдающих

    набор правил по безопасному ведению работ; это группа таких людей, которые

    в своем поведении руководствуются общей уверенностью в важности

    обеспечения безопасности и понимают необходимость того, чтобы каждый

    член коллектива сам с готовностью поддерживал нормы коллективной безопасности

    и помогал другим членам коллектива стремиться к этой общей цели.

    Организации, как правило, проходят через ряд этапов в развитии и укреплении

    культуры безопасности. Отчет № 11 по безопасности (МАГАТЕ, Вена,

    1998 г.) определяет три таких этапа:

    1. Безопасность есть производное соблюдения требований и главным образом

    основывается на правилах и регламентах. На этом этапе безопасность рассматривается

    как технический вопрос, в то время как соблюдение налагаемых

    извне правил и регламентов считается адекватным для обеспечения безопасности.

    2. Хорошие показатели безопасности становятся целью организации и достигаются

    в основном за счет постановки задач и целей безопасности.

    3. Безопасность рассматривается как непрерывный процесс совершенствования,

    в который каждый может внести свой вклад.

    На первом этапе улучшения нередко достигаются главным образом путем

    совершенствования технических средств обеспечения безопасности АЭС в соответствии,

    например, с принципами, изложенными в документе ИНСАГ-12,

    и посредством внедрения основных систем и процедур контроля за источниками

    опасности. Эти усовершенствования нередко диктуются необходимостью

    соблюдения нормативных требований и обычно достигаются посредством

    руководящих указаний с использованием компетентных специалистов

    по безопасности для внедрения усовершенствований. Персонал склонен полагать,

    что за безопасность отвечает руководство и ее обеспечение в значительной

    мере навязано ему другими лицами.

    Второй этап предусматривает использование структуры, аналогичной той,

    которая представлена в документе ИНСАГ-13. Организация должна разработать

    некое связанное с безопасностью заявление с изложением своего понимания

    и четким указанием его целей и должна установить ясные процессы

    и процедуры достижения этих целей. На этом этапе отдельные сотрудники

    могут заметить, что работа лучше планируется с предварительным учетом рисков,

    включая документально оформленные правила и процедуры, которые

    определяют, что можно делать и чего делать нельзя.

    Третий этап представляет собой тот идеал, к которому необходимо стремиться

    (рис. 4.13). Достижение этого идеала - процесс длительный. Он требует

    формирования такого понимания безопасности и ее целей, которые будут разделяться

    всеми. Значительная часть работников в организации должна быть

    убеждена в том, что они лично и активно вовлечены в процесс повышения

    безопасности.

    Культура отчетности. Неудачи и «почти оплошности» рассматриваются в

    организациях с хорошей культурой безопасности как уроки, которыми можно

    воспользоваться во избежание более серьезных событий. Таким образом, имеется

    хороший стимул к тому, чтобы информировать и расследовать все события,

    которые могут оказаться поучительными, в целях установления коренных

    причин и обеспечить своевременную обратную связь по выводам и корректирующим

    мерам как для непосредственно заинтересованных групп работников,

    так и для других специалистов в организации или в отрасли, которые могут

    столкнуться с аналогичной проблемой. Такая горизонтальная связь крайне

    важна. «Почти оплошности» также очень важны, поскольку они обычно представляют

    большее разнообразие и объем информации для изучения.

    С этой целью необходимо поощрять всех работников к представлению сообщений

    даже о незначительных проблемах. Это поднимает важный вопрос

    о так называемой отчетности «без обвинения». Если мы хотим, чтобы работники

    сообщали о случаях на грани оплошности, они должны верить в то,

    что к этим сообщениям отнесутся со вниманием и что они и их коллеги не будут

    наказаны за то, что выступили с такими заявлениями.

    При хорошей культуре отчетности признается, что недопустимым является

    именно непредставление сообщений о любых проблемах, которые могут оказать

    отрицательное влияние на безопасность. Хорошая культура отчетности

    будет рассматриваться персоналом как «справедливая» и будет строиться

    на атмосфере доверия.

    Борьба с небезопасными действиями и условиями. Почти все события, начиная

    с промышленных и радиационных аварий, инцидентов и «почти оплошностей

    » и кончая отказами, воздействующими на безопасность, начинаются

    с неумышленного небезопасного действия или недопустимого состояния

    технологического процесса на АЭС. Они нередко носят скрытый характер

    Опасности территорий и видов деятельности

    Определение

    ответственности

    Определение

    и контроль

    практики

    обеспечения

    безопасности

    Квалификация

    и подготовка

    Поощрения

    и наказания

    аналитические

    и сравнения

    Заявления

    о политике

    в области

    безопасности

    Структуры

    управления

    Саморегулирование

    Критическая

    Строго регламентированный

    и взвешенный

    Коммуникативность

    Приверженность

    на политическом

    Приверженность

    на уровне

    руководителей

    Приверженность

    на индивидуальном

    Культура

    безопасности

    Рис. 4.13. Пример составляющих культуры безопасности

    (из документа ИНСАГ-4)

    и проходят незамеченными или же расцениваются как «обычай и практика»

    и поэтому игнорируются. Затем в сочетании с другой неполадкой в системе

    происходит новый, более значительный отказ. Поэтому, сведение до минимума

    имеющихся скрытых недостатков в практике работ или в состоянии станции

    представляется крайне важным в деле предупреждения более серьезных

    Минимизация скрытых недостатков требует знаний у персонала АЭС

    и подрядчиков относительно того, почему использованы конкретные системы

    безопасности и требования, включая важность каждого элемента АЭС в смысле

    его вклада в обеспечение безопасности. Они не только должны быть надлежащим

    образом аттестованы и опытны в своих областях специализации,

    но и должны поощряться к борьбе с потенциально небезопасной практикой

    работ и выявлению недостатков, где бы и когда бы они их ни встречали.

    В дополнение к знанию проблем безопасности АЭС, систем и процедур им

    надо помочь развить в себе убежденность в необходимости выступить против

    других лиц, если они заметят недостатки в обеспечении безопасности.

    Отказ от борьбы с недостатками, в частности со стороны руководства и начальников

    подразделений, не только лишает вас возможности устранить конкретный

    отмеченный недостаток в работе, но и способствует формированию

    культуры, при которой нарушения, недосмотры и кратчайшие пути становятся

    нормой. Типовая модель снижения уровня безопасности (на основе документа

    ИНСАГ-13) приведена в табл. 4.4. Важно обнаружить снижение уровня

    безопасности на первых двух стадиях и не позднее начала третьей.

    Таким образом, при разработке и укреплении своей культуры безопасности

    организации проходят через несколько стадий. Продолжая поддерживать, совершенствовать

    технические средства безопасности и работая в хорошо развитой

    системе управления безопасностью, организации должны стремиться

    к формированию у себя такой культуры, которая, начиная с высшего уровня

    в организации, будет характеризоваться реальной приверженностью делу

    обеспечения безопасности, принятым ценностям и способам работы, сформированным

    и установленным при участии самих работников. В организациях

    с высокой культурой безопасности значительная часть сотрудников, нередко

    работающих в группах, привержены и активно вовлечены в непрерывный процесс

    повышения безопасности, будучи частью организации, которая стремится

    к познанию. Такое отношение, а также образ мышления и работы, к которым

    оно приводит, может дать более широкие преимущества для отрасли,

    включая, например, усовершенствования в смысле стандартов качества

    и окружающей среды.

    Наиболее важным является первый шаг на пути создания высокой культуры

    безопасности, а именно: обеспечить ощутимую приверженность этому

    делу, начиная с высшего руководства в организации. Это означает, что руководители

    высшего звена на самом деле выделяют время и ресурсы на безопасность

    и выступают в качестве ролевого примера для своих сотрудников, причем

    слово у них никогда не расходится с делом.

    Процедуры контроля за ведением работ должны быть четко прописаны,

    просты и годны к ежедневному применению. В частности, персонал (и, где целесообразно,

    подрядчик) должен быть вовлечен в разработку и совершенство-

    Опасности территорий и видов деятельности

    вание процедур и должен четко понимать последствия их несоблюдения с точки

    зрения воздействия на здоровье, безопасность и окружающую среду. Руководителям

    и начальникам подразделений необходимо быть бдительными

    с тем, чтобы не допускать случаев «работы в обход требований». Недопустимо

    потворствовать выбору кратчайших путей или несоблюдению требований

    даже в случаях значительной эксплуатационной напряженности. Самоуспокоенность

    и отрицание способствуют формированию неудовлетворительной культуры,

    которую впоследствии будет сложно исправить.

    Важно побуждать работников к формированию у них вопросительного отношения

    к работе и к принятию ими консервативных решений в вопросах

    здоровья, безопасности и защиты окружающей среды. Необходимо активно

    поддерживать повторную оценку действий с использованием таких подходов,

    как STAR («остановись, подумай, сделай, оцени») и обращение за помощью

    в случае сомнений относительно безопасности, даже если это приводит к задержкам

    или к некоторому снижению производства. Всем сотрудникам и соответствующим

    подрядчикам необходимо постоянно напоминать о том, что

    отказы в атомной отрасли могут иметь серьезные последствия для них, их коллег,

    населения и что самоуспокоенность недопустима.

    «Почти оплошности» представляют собой источник богатой информации

    для процесса познания - и представление сообщений о них посредством хорошо

    оформленной системы является весьма важным. Такую систему отчетности

    необходимо поощрять в атмосфере доверия; с извлеченными уроками

    следует знакомить всех, кому это может быть полезным, а выявляемые проблемы

    необходимо оперативно устранять. Небезопасная практика и недостатки

    в системах и процедурах должны стать предметом критического разбора всеми

    сотрудниками в организации. Важно придать сотрудникам уверенность и научить

    их конструктивно бороться с небезопасной практикой и с похвалой отзываться

    о хорошо проделанной работе. Незначительные отступления от безопасной

    практики работы могут оставаться незамеченными до тех пор, пока

    не произойдет другое, часто не связанное с первым, отступление. В сочетании

    эти отступления могут впоследствии привести к куда более значительному инциденту

    или аварии. Это является важной причиной для активного стремления

    к устранению недостатков, которые в отдельности могут показаться

    не слишком существенными.

    Совершенствование - это непрерывный процесс. Оно требует самокритичного,

    открытого и конструктивного сравнения себя с другими и соответствующей

    оценки себя на их фоне. Участие всех работников в этом процессе

    является крайне важным, если мы хотим определить направления работ по совершенствованию

    и по-хозяйски взяться за дело. Ожидается, что линейное

    руководство будет приветствовать замечания экспертов и будет открытым

    к такой экспертизе в рамках процесса активного продвижения организации

    по пути познания.

    В основе достижения высочайшего уровня безопасности лежит выполнение

    следующих дополнительных требований:

    1) важно, чтобы в организации существовало четкое распределение обязанностей

    и ответственности (в особенности, в периоды резких организационных

    изменений);

    2) информационное обеспечение должно оставаться непрерывным и высокоприоритетным

    процессом, сопровождающимся проверками того, что сообщения

    получены и поняты;

    3) необходимо препятствовать искушению создавать недоступные для понимания

    листы пожеланий по возможным усовершенствованиям, что приводит

    к чрезмерной инициативе. Совладельцы организации, также как сотрудники

    и надзорные органы, должны давать консультации по вопросу приоритетов

    и содействовать разработке реалистичного плана усовершенствований

    с адекватным ресурсным обеспечением, где четко прослеживаются обязанности

    и постоянно контролируется прогресс.

    Преобладало мнение, что системы безопасности способны ограничить и стабилизировать все события, связанные с безопасностью эксплуатации, своевременным и безопасным способом. Как тогда считалось, операторы нужны только для того, чтобы предпринимать меры, благоприятные для безопасности. Это явилось вероятной предпосылкой того, что в то время человеческим ошибкам (нарушениям и упущениям) уделяли недостаточно внимания.

    Расследование причин аварии на АЭС TMI выявило, что, наряду с конструктивными недоработками и системными сбоями, основные причины были связаны с человеком. В результатах одного из основных расследований аварии, проведенного Президентской комиссией под председательством John G. Kemeny, еще не используется термин «культура безопасности», однако полностью идентифицируются все соответствующие аспекты культуры безопасности, включая важную роль менталитета (культуры), существующего в организациях, начиная с руководства самого высокого уровня до отдельных рабочих. Последующее изучение вероятностной оценки безопасности подтвердило эти результаты и позволило сделать заключение, что человек является основным вкладчиком в суммарный риск атомных электростанций этого поколения. Реализация этого факта стала движущей силой в поиске передовых конструкций реакторов, позволяющих компенсировать человеческие ошибки и отказы компонентов (систем).

    Понятие «культура безопасности» впервые было сформулировано МАГАТЭ в 1986 году и вошло в научно-техническую терминологию после опубликования Международной консультативной группой по ядерной безопасности (International Nuclear Safety Advisory Group - INSAG) «Итогового доклада послеаварийной обзорной конференции по Чернобыльскому реактору» (INSAG-1). При этом было признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии.

    Культура безопасности - это новое для инженерной практики словосочетание. Принципиальное отличие этого понятия от других, используемых в инженерной практике, заключается в том, что оно относится к поведению людей. Анализ причин катастрофической аварии на энергоблоке № 4 Чернобыльской АЭС показал, что в поведении оперативного персонала блока в период, предшествующий аварии, отсутствовали внутренняя мобилизованность на предотвращение риска и потребность надежно обеспечить безопасность. Это и явилось для МАГАТЭ побудительным мотивом введения в практику эксплуатации нового понятия «культура безопасности». При дальнейшем осмыслении этого понятия сформировался новый взгляд на причины возникновения других аварий и инцидентов на АЭС.

    После чернобыльской аварии появилась необходимость разработки общих принципов безопасности для всех стран и для всех типов АЭС, обеспечивающих очень высокий уровень безопасности для всех АЭС.

    Культура безопасности входит в число основных принципов безопасности атомных станций, без чего реализация всех других основных принципов невозможна. Культура безопасности имеет особенности, выделяющие ее из всех принципов безопасности.

    В отчете INSAG-3 «Основные принципы безопасности атомных станций» (1988) культура безопасности представлена как фундаментальный принцип управления безопасной эксплуатацией АС. Для конкретизации и иллюстрации этого понятия примерами в 1991 году вышел отчет INSAG-4 «Культура безопасности». В последующем понятие «культура безопасности» было раскрыто в INSAG-15 «Основные вопросы повышения культуры безопасности» (2002) и в ряде других документов МАГАТЭ (например, «Культура безопасности на ядер- ных установках: Руководство по повышению культуры безопасности» IAEA-TECDOC-1329, МАГАТЭ, Вена, 2002).

    Существуют три фундаментальных принципа безопасности: принцип управления, принцип глубокоэшелонированной защиты и технические принципы. В свою очередь, к фундаментальным принципам управления относятся:

    • внедрение принципов культуры безопасности;
    • ответственность эксплуатирующей организации;
    • обеспечение нормативного регулирования и проверка всей деятельности, связанной с безопасностью.

    Практической целью внедрения культуры безопасности на рабочих местах является то, что все лица и организации, причастные к ядер- ной энергетике, должны руководствоваться в своих действиях и взаимоотношениях установленной культурой безопасности.

    Рассмотрим существующие определения «Культура безопасности»:

    • «Культура безопасности - это такая совокупность характеристик, особенностей деятельности и отношений в организациях и поведения отдельных лиц, которая устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объекта, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, диктуемое их значимостью» (INSAG-4).
    • «Культура безопасности - квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности атомных станций является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность» (ОПБ-88/97).

    Помимо классического определения культуры безопасности, сформулированного в INSAG-4, существуют и другие, которые, сохраняя суть, отражают многогранность этого понятия.

    Основными чертами культуры безопасности являются:

    • ответственность, которая реализуется через установление и описание ответственности организации, должностных обязанностей и понимание их отдельными лицами;
    • приверженность, которая требует демонстрации высокого приоритета безопасности на уровне руководителей и признания общих целей безопасности отдельными лицами;
    • мотивация, которая формируется посредством методов руководства, постановки целей и создания системы поощрений и наказаний и посредством формирования внутренней позиции отдельных лиц;
    • надзор (контроль), включающий практику ревизий и экспертиз и готовность реагировать на критическую позицию отдельных лиц;
    • личное осознание, определяющее понимание важности обеспечения безопасности;
    • знания и компетентность (профессионализм), которые обеспечиваются через профессиональную подготовку и инструкции для персонала, а также через его самоподготовку и общую культуру, впитываемую с детства.

    Формирование культуры безопасности означает воспитание у каждого человека, имеющего отношение к атомной энергетике, такого состояния, при котором он окажется просто неспособным сделать какой-либо шаг в ущерб безопасности, даже если вероятность реализации опасности чрезвычайно мала.

    Рис. 2.28.

    Из этого следует, что культура безопасности обладает еще одной особенностью: она проявляется (или должна проявиться) на всех пяти уровнях глубокоэшелонированной защиты, повышая эффективность регламентных мероприятий и усиливая действие физических барьеров, препятствующих выходу радиоактивных материалов из объемов, для них предназначенных.

    Основными составляющими культуры безопасности для индивидуума являются (см. рис. 2.28): критическое и осмысленное отношение к порученной работе и поставленным задачам (критическая позиция), строгое соблюдение требований нормативной документации, осторожность и внимательность при выполнении работ (строго регламентированный и осторожный подход), качественное ведение документации, своевременное и полное информирование о своих действиях (коммуникативность).

    При выполнении очередной работы каждый работник индивидуально, осознавая, что не все проблемы могут быть предвидены, должен спрашивать себя «что еще» и быть озабоченным в ожидании результата и возможных потенциальных последствий каждого действия. Анализируя опыт эксплуатации АЭС, следует подчеркнуть необходимость проведения инструктажа перед работой для определения вероятных ошибок, необходимых защитных мер и потенциальных проблем. Каждый работник должен искать возможности улучшения своих способностей и выявления причин их несоответствия, внимательно рассматривать факты, которые могут привести к самоуспокоенности, приводящей к возникновению ошибки и негативным потенциальным последствиям.

    Каждый работник должен избегать поспешности на любой стадии решения поставленной задачи, понимая, что поспешность может привести к ошибке. Факторы, которые побуждают к ускорению выполнения работы, должны тщательно анализироваться по их потенциальному влиянию на поведение и исключаться. Особенно это относится к выполнению работ в зоне с повышенным уровнем излучения, так как значимую роль может играть радиофобия. Человек будет стремиться быстрее выполнить порученное задание, ослабляя внимание на строгом соблюдении регламента. Для уменьшения воздействия данного фактора необходимо включение в программу подготовки работников вопросов из курсов по ядерной физике, дозиметрии и т. д. Весьма важным является постоянное информирование исполнителей работ о радиационной обстановке, накоплении дозы облучения.

    Время проведения радиационно-опасных операций может быть минимизировано путем тренировок и отбора для них сотрудников, показавших при обучении лучшие результаты. Такие подготовленные исполнители выполнят предполагаемую работу более эффективно, быстро и, соответственно, с наименьшими дозовыми затратами.

    Весьма важно, чтобы все лица, имеющие отношение к ядерной безопасности, постоянно имели в виду потенциальные последствия несоблюдения абсолютного приоритета безопасности. Большинство инцидентов и аварий в атомной отрасли произошло по причине того, что кто-то не принял соответствующих мер предосторожности или не смог учесть или консервативным образом поставить под сомнение принятые им решения и шаги для их выполнения.

    Чтобы развить и укрепить такую культуру, работников следует хвалить в тех случаях, когда они останавливают работу или не одобряют изменений, если возникает разумное сомнение относительно обеспечения безопасности.

    Рассмотрим одну из таких методик - принцип STAR (Stop, Think, Action, Reaction - остановись, подумай, сделай, оцени) - рис. 2.29.


    Рис. 2.29.

    Принцип STAR является принципом индивидуального самоконтроля, который в свою очередь является составной частью принципа проведения индивидуальной самооценки.

    Самоконтроль - это способность работника концентрировать внимание на задаче и условиях ее выполнения, отдавать себе отчет в происходящем и возможных последствиях, не позволять себе отвлечься от работы до момента ее завершения. Самоконтроль используют для концентрации внимания и снижения вероятности совершения ошибок в следующих ситуациях:

    • когда могут произойти серьезные последствия;
    • при выполнении обычных заданий (не будьте слишком самоуверенны, это позволит избежать ошибок);
    • при отвлечении (потере концентрации внимания);
    • когда событие происходит неожиданным образом;
    • при плохой маркировке;
    • при устном инструктировании;
    • в первый день после выходных;
    • когда очень мало времени;
    • при незнакомом (новом) задании;
    • при физической или умственной усталости.

    Как подтверждает практика, самоконтроль - это последний барьер, когда еще возможно предотвратить ошибку.

    • Авария на АЭС Three Mile Island (США, штат Пенсильвания) началась 28 марта 1979 г. примерно в 4.00, развивалась приблизительно 6 сут - до 2 апреля 1979 г.и привела к расплавлению активной зоны реактора приблизительно на 50 %.
    • Комиссия была учреждена спустя две недели после аварии президентомСША Джимми Картером. Расследование должно было включать техническуюоценку событий и их причин, анализ роли руководства предприятия, оценкуготовности к аварийным ситуациям и способности реагировать на них американской Правительственной комиссии поядерному регулированию, также каки ее инструкций по лицензированию, инспектированию, эксплуатации и правоприменению.