Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Интересные викторины по праву. Сценарий правовой викторины для средних и старших классов. Вопросы I тура

    Интересные викторины по праву. Сценарий правовой викторины для средних и старших классов. Вопросы I тура

    Слайд 1

    Начать игру
    Выход
    Правовой батл

    Слайд 2

    3
    8
    7
    6
    5
    4
    1
    2
    10
    11
    9
    12
    17
    13
    16
    15
    14
    18
    20
    19
    23
    22
    21
    28
    27
    26
    25
    24
    Правила игры
    Выход

    Слайд 3

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    «Высшей ценностью в РФ является...»
    1
    Правильный ответ
    человек, его права и свободы
    Правила игры
    Продолжить игру

    Слайд 4

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    Линкольн сказал: «Демократия - это власть народа, избранная народом, для...»
    5
    Правильный ответ
    народа
    Правила игры
    Продолжить игру

    Слайд 5

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    Наиболее демократичный орган власти Древнерусского государства
    9
    Правильный ответ
    Вече
    Правила игры
    Продолжить игру

    Слайд 6

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    Устойчивая связь гражданина с государством называется …
    13
    Правильный ответ
    Гражданством
    Правила игры
    Продолжить игру

    Слайд 7

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией России?
    17
    Правильный ответ
    Референдум
    Правила игры
    Продолжить игру

    Слайд 8

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    Государственно - территориальное устройство России – это …
    21
    Правильный ответ
    Федерация
    Правила игры
    Продолжить игру

    Слайд 9

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    Высший орган исполнительной власти РФ?
    22
    Правильный ответ
    Правительство
    Правила игры
    Продолжить игру

    Слайд 10

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    Отдельный гражданин, как субъект гражданского права – это …
    25
    Правильный ответ
    Физическое лицо
    Правила игры
    Продолжить игру

    Слайд 11

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком?
    3
    Правильный ответ
    Человек до 18 лет
    Правила игры
    Продолжить игру

    Слайд 12

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    7
    Кто является гарантом Конституции РФ?
    Правила игры
    Продолжить игру
    Правильный ответ
    Президент

    Слайд 13

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    Как называется тайное хищение имущества?
    11
    Правильный ответ
    Кража
    Правила игры
    Продолжить игру

    Слайд 14

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    Как называется законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений.
    19
    Правильный ответ
    Кодекс
    Правила игры
    Продолжить игру

    Слайд 15

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    Какие субъекты РФ могут принимать свою Конституцию?
    23
    Правильный ответ
    Республики
    Правила игры
    Продолжить игру

    Слайд 16

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    Прохождение в представительные органы власти только тех кандидатов, которые получили в своих округах большинство голосов избирателей, характерно для…
    27
    Правильный ответ
    Мажоритарная
    Правила игры
    Продолжить игру

    Слайд 17

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом?
    2
    Правильный ответ
    С 18 лет
    Правила игры
    Продолжить игру

    Слайд 18

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    Ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение прибыли акционерного общества в виде дивидендов и дающая право голоса, называется:
    6
    Правильный ответ
    Акция
    Правила игры
    Продолжить игру

    Слайд 19

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    Признание несовершеннолетнего полностью дееспособным
    10
    Правильный ответ
    Эмансипация
    Правила игры
    Продолжить игру

    Слайд 20

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    Согласно Трудовому кодексу РФ по общему правилу, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими:
    18
    Правильный ответ
    16 лет
    Правила игры
    Продолжить игру

    Слайд 21

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    В соответствии с Конституцией РФ объявление амнистии относится к полномочиям:
    26
    Правильный ответ
    Государственной думой РФ
    Правила игры
    Продолжить игру

    Слайд 22

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    Согласно Конституции РФ Конституционный суд РФ состоит из: (сколько судей)
    4
    Правильный ответ
    19
    Правила игры
    Продолжить игру

    Слайд 23

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    Это восточноевропейское государство не раз страдало от военной агрессии своих соседей. В преддверии Второй мировой войны по вопросу о разделе этого государства было даже заключено особое секретное соглашение.
    8
    Правильный ответ
    Польша
    Правила игры
    Продолжить игру

    Слайд 24

    ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
    Имея богатое историческое прошлое, это европейское государство очень долго находилось в состоянии раздробленности. Однако это нисколько не мешало государству быть одним из самых значительных участников международных отношений. Объединиться это государство смогло только в XIX веке, а уже в XX веке страна вновь была разделена.
    16
    Правильный ответ
    Германия
    Правила игры
    Продолжить игру

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    Викторины

    «Знаешь ли ты закон?»

    Составила преподаватель

    правовых дисциплин

    Бакулина С.Н.

    ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

    1. ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ

    2. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

    3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ

    4. ФОРМА МЕРОПРИЯТИЯ

    5. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

    6. УЧАСТНИКИ

    7. РЕКВИЗИТ

    8. ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

    9. ПОДГОТОВКА МЕРОПРИЯТИЯ

    10. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ

    1. ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ: викторина на тему «Знаешь ли ты закон?»

    2. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ: студенты, принимающие участие в викторине демонстрируют свои знания, используют логическое мышление, творческий поиск. Мероприятие способствует повышению качества обучения.

    3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ:

    Расширить знания студентов по предметам;

    Развитие интеллектуальных способностей;

    Знакомство с юридическими прецедентами и законами;

    Воспитать уважение к закону и выбранной профессии.

    4. ФОРМА МЕРОПРИЯТИЯ: внеклассное мероприятие.

    5. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: актовый зал, учебный кабинет и т.п.

    6. УЧАСТНИКИ: ведущий, жюри, 30-60 студентов, преподаватели.

    7. РЕКВИЗИТ: тематические вопросы по юриспруденции, карточки для ответов команд, ручки на каждую команду.

    8. ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 45-60 минут.

    9. ПОДГОТОВКА МЕРОПРИЯТИЯ: за одну – две недели до проведения викторины преподаватель правовых дисциплин составляет вопросы для конкурса по следующим темам: «Теория государства и права», «История»,

    «Конституционное право».

    10. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ:

    В просторном помещении располагаются столики и стулья по количеству команд. Каждая команда состоит из 6 – 8 игроков. Перед началом игры у каждой команды должны быть карточки для ответов и ручки. В течение игры команды одновременно отвечают на вопросы ведущего. Это происходит следующим образом:

      Ведущий зачитывает всем командам вопрос, называя его порядковый номер. Допускается однократное повторение текста вопроса.

      После текста вопроса ведущий дает команду «Время!», что служит сигналом начала отсчета времени, отведенного игрокам на обсуждение. Совещание по командам проходит в течение одной минуты.

      После окончания времени, отведенного командам на обсуждение, им дается 30 секунд, для того, чтобы записать и сдать карточку с ответом.

      После этого ведущий объявляет правильный ответ и зачитывает следующий вопрос.

      За правильный ответ команда получает один основной бал и рейтинговую сумму, исчисляемую по формуле: рейтинг = (число всех команд) + 1 – (число команд, правильно ответивших на этот вопрос).

      Игра состоит из 12 – 16 вопросов, после первой половины вопросов целесообразно устроить пятиминутный перерыв. После всех вопросов жюри объявляет предварительные итоги и в течение 15 минут рассматривает возможные протесты команд.

      По результатам протестов команд жюри может назначить общую переигровку одного или двух вопросов. В том случае, если принятых протестов больше, то оставшиеся непереигранные вопросы снимаются с турнира, и их результаты не учитываются.

      Победитель определяется по сумме основных и рейтинговых балов.

    Методические рекомендации : Жюри обязано: до начала игры проинформировать команды о порядке своей работы; принимать и рассматривать протесты, поданные в установленном регламентом порядке, сообщать принятое по поданным протестам решения до подведения окончательных итогов игры. Жюри имеет право: привлекать к работе с правом совещательного голоса любых экспертов, в том числе и участников соревнований; по результатам разбора протестов вносить изменения в итоговую таблицу; налагать санкции на участников соревнований; не ассматривать ответы на вопросы, переданный жюри несвоевременно.

    Ведущий обязан: контролировать время обсуждения вопросов участниками игры; перед каждым вопросом объявлять его порядковый номер; предупредить команды о возможном наложении на них определенных санкций. Ведущий имеет право: накладывать определенные санкции на участников игры и на всех присутствующих в зале.

    ПАКЕТ ВОПРОСОВ:

    ВОПРОС 1. Какой документ является древнейшим сводом законов Руси?

    а) Соборное уложение;

    б) Русская Правда;

    в) Княжеский Судебник.

    ВОПРОС 2. Чем ведал Преображенский приказ в петровскую эпоху?

    а) контролем за государственными доходами и расходами;

    б) политическим сыском;

    в) Преображенским гвардейским полком.

    ВОПРОС 3. Какую новую привилегию предоставила дворянам Екатерина II в 1785 г. в "Грамоте на права, вольности и преимущества российского дворянства"?

    а) освобождение от телесных наказаний;

    б) право заниматься торговлей;

    в) запрещение конфисковывать имения дворян за уголовные преступления.

    ВОПРОС 4. Какой государственный орган объединял представителей всех сословий Русского государства в ХVI-ХVII вв.?

    а) Земской собор;

    б) Боярская Дума;

    в) Народное вече.

    ВОПРОС 5. Что предусматривал закон о престолонаследии, введенный Павлом I в 1797 г.?

    а) передачу трона только по мужской линии;

    б) передачу трона как по мужской, так и по женской линии;

    в) свободную передачу трона по воле монарха любому родственнику.

    ВОПРОС 6. Какой из великих князей первым принял титул "государя всея Руси"?

    а) Иван III;

    б) Василий I;

    в) Иван IV.

    ВОПРОС 7. Какое право предоставлял помещикам указ Екатерины II от 17.01.1765 г.?

    а) право лично казнить провинившихся крестьян;

    б) свободно продавать крестьян;

    в) отправлять крестьян на каторгу, самолично определяя ее срок.

    ВОПРОС 8. Когда на территории России был создан документ, который в названии имел слово "конституция"?

    ВОПРОС 9. Судей Конституционного суда назначает:

    а) президент;

    б) Совет Федерации;

    в) президент по представлению Совета Федерации;

    г) Совет Федерации по представлению президента.

    ВОПРОС 10. Правосудие в Российской Федерации осуществляется:

    б) судом и прокуратурой;

    в) судом, прокуратурой и милицией;

    г) Госдумой;

    д) президентом.

    ВОПРОС 11. Когда была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации?

    а) 05.12.1936 г.

    б) 07.10.1977 г.

    в) 22.08.1991 г.

    г) 12.12.1993 г.

    ВОПРОС 12. Высшей ценностью Конституции РФ называется:

    а) народовластие;

    б) нормы международного права;

    в) уважение к законам;

    г) человек, его права и свободы.

    ВОПРОС 13. Какой правовой акт обладает высшей юридической силой?

    а) федеральный закон;

    б) постановление Правительства РФ;

    в) постановление Госдумы;

    г) Указ президента;

    д) постановление Верховного суда РФ.

    ВОПРОС 14. С какого возраста гражданину РФ принадлежат основные права и свободы человека?

    а) с 6 лет;

    б) с 16 лет;

    в) с рождения;

    г) с 18 лет.

    ВОПРОС 15. Какие формы высшего непосредственного выражения народовластия предусмотрены Конституцией РФ?

    а) плебисцит;

    б) референдум;

    в) выборы;

    г) митинг;

    д) петиция.

    ОТВЕТ: б, в

    ВОПРОС 16. Быть избранным в Госдуму гражданин имеет право по достижении:

    б) 21 года;

    ВОПРОС 17. Кто может стать Президентом РФ?

    а) русский, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России;

    б) гражданин России от 35 до 70 лет, проживающий в России не менее 5 лет;

    в) гражданин России, старше 21 года, проживающий в России более 3 лет;

    г) гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

    ВОПРОС 18. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является:

    б) президент;

    в) правительство;

    г) Госдума;

    д) Федеральное Собрание;

    е) Совет Федерации.

    ВОПРОС 19. Что такое импичмент?

    а) отчет президента;

    б) досрочные выборы президента;

    в) процедура отрешения президента от должности;

    г) процедура отставки президента;

    д) продление сроков полномочий президента.

    ВОПРОС 20. Правом избирать и быть избранными не обладают:

    а) признанные судом недееспособными;

    б) военнослужащие;

    в) находящиеся под следствием.

    ВОПРОС 21. Законодательную власть в РФ осуществляет:

    а) Совет Федерации;

    б) президент;

    в) Федеральное Собрание; г) Госдума;

    д) Конституционное собрание.

    ВОПРОС 22. В случае невозможности президентом исполнять свои обязанности, их временно исполняют:

    а) вице-президент;

    б) председатель правительства;

    в) председатель Совета Федерации;

    г) председатель Госдумы.

    ВОПРОС 23. Конституция какой страны является первой писаной Конституцией?

    а) Древней Греции;

    б) Древнего Рима;

    в) Франции;

    г) Германии;

    е) Речи Посполитой;


    “Что, где, когда?”
    1. Тема: «Общее право»
    2. Цели:
    1)
    Проверить общие знания учащихся по общему праву.
    Через игру способствовать развитию интереса к правоведческим
    2)
    дисциплинам (юриспруденции) и соблюдению законов.
    3)
    и обществознанию.
    Выявить «знатоков» права для их будущего участия в олимпиадах по праву
    3. Форма проведения: викторина
    4. В викторине “Что, где, когда?” участвуют учащиеся 9 ­ 11 классов.
    5. Содержание:
    Викторина по общему праву и обществознанию
    “Что, где, когда?”
    Формируются, активно играющие, две команды:
    а) команда «_________________» (7­9чел.)
    б) команда «_________________» (7­9чел.)
    и пассивно играющая команда зрителей. (Команды могут придумать себе
    названия).
    Состав жюри можно подобрать из числа «сильных» учащихся, для подсчета баллов
    (не более 3­х человек).

    Игра состоит из четырех туров.
    1­ый тур: «Разминка».

    получает 1 балл.

    Командам, поочередно, задаются 10 вопросов. За каждый ответ команда получает
    2 балла. Если одна команда не дает в течение 10 сек. ответа, вопрос передается

    3­ий тур: «Общественная жизнь». Одновременно обеим командам задается
    сложный вопрос (всего вопросов 5). Время на обдумывание 1 мин. Каждая
    команда выдает свой вариант ответа. Если ответ дается в течение 10сек команда
    получает дополнительную резервную минуту.


    Через мультимедийный проектор, учащимся демонстрируются портреты
    известных исторических личностей, так или иначе, проявивших себя в политике и
    праве.

    1­ый тур: Разминка «И в шутку и всерьез».
    Каждой команде задаются по 10 простых вопросов. За каждый ответ команда
    получает 1 балл.
    В работу и содержание этой первой русской газеты не вмешивался ни один
    Ему удалось “основать” идеальное государство, которого никогда не было.
    1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая
    “Бриллиантовая рука”. Назовите пароль. (Черт побери!)
    2.
    цензор. Кто являлся редактором этой газеты? (Петр I)
    3.
    Кто это? (Томас Мор. «Утопия»)
    4. Эта птица одна из самых древних символов власти. (Орел)
    5. У греков – агора, у новгородцев – вече, у казаков – круг, а у башкир ­ ?
    (курултай)
    6. Сколько было представителей женского пола в Боярской думе при Иване
    Грозном? (ни одной)
    7. Насильственное вмешательство одного государства во внутренние дела
    другого, это ­ ? (интервенция)
    8.
    осел, то кто ты?» Кого они имеют в виду? (Слона – символа респ.парт.)
    9. Как именуют солдат­миротворцев ООН? (Голубые каски)
    10. В 1962г. это море оказалось в самом центре мирового политического кризиса.
    (Карибское)
    В США среди политических деятелей бытует следующая шутка: «Если ты не
    1. Символ мира (голубь)

    2. У нее глаза завязаны, в одной руке весы, а в другой... (меч)
    3. Самая первая Конституция принята в... (США. 1787г)
    4. Это название нашей страны появилось лишь в XV веке ­ ... (Россия)
    5. Именно с ее штурма начались «Свобода! Равенство! Братство!» (Бастилия)
    6. Этот мыслитель любил говорить: «В политике все средства хороши». Это ­
    (Никколо Макиавелли)
    7. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в элементарном воровстве
    (сорока)
    8. Места отдаленных ссылок до революции это ­ ...(Сибирь. За Уралом)
    9. Добычей этого капитана стали Кирпич, Горбатый и Манька Облигация. Как
    звали этого капитана? (Глеб Жеглов)
    10. Должностное лицо, наблюдающее за правильностью применения законов в
    России – (прокурор)
    2­ой тур: «Власть, общество, государство».
    Командам поочередно задаются вопросы (10). За каждый ответ команда получает
    2 балла. Если одна команда не дает в течение 15 сек. ответа, вопрос передается
    другой команде. Если не отвечают обе команды, в игру включаются зрители.
    Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного,
    1. Их было четверо. Все они были джентльменами, романтиками и археологами.
    Старший из них имел ученое звание. Кто это такие? Какое звание имел старший
    джентльмен? (Доцент. «Джентльмены удачи»)
    2.
    беспаспортного и безработного. Кто этот “преступник?” (Буратино)
    В финале этого фильма один из героев публично провозгласил: «Да
    3.
    здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» Назовите фильм и этого
    героя. (Кавказская пленница. Трус (Г. Вицин))
    4.
    Начиная с Екатерины II, с этим криминальным явлением боролись многие.
    Борются и сегодня. А вот во времена Петра I оно из­за отсутствия средств в казне
    не возбранялось. Что это? (Взяточничество.)

    Выражение «на лбу написано» появилось неспроста. Что писалось на лбу и за
    5.
    что? («ВОР». Убийство. Воровство. Побег от хозяина...)
    6.
    В каком случае брак в России считается недействительным? (Один из
    супругов (или оба) не достигли брачного возраста, или один из них не дал на брак
    свое согласие)
    7. Основными обязанностями гражданина РФ являются: 1) Соблюдение
    Конституции и законов; 2) Уважение прав и свобод других людей; 3) Забота о
    детях и... родителях; 4) ... ? 5) ... ? 6) Забота о памятниках; 7) Сохранение
    природы. Назовите 4 и 5 обязанности. (4) Уплата налогов 5) Защита Отечества)
    8. Основные принципы уголовного законодательства, это: 1) Принцип?.... 2)
    Принцип равенства; 3) Принцип виновной ответственности; 4) Принцип?... 5) П.
    гуманизма. Назовите принципы № 1 и 4 (1­законности и 4­справедливости)
    9. Основные отрасли права ­ это: 1) государственное право;
    2)
    административное п.; 3) финансовое п.; 4) земельное; 5) .?... 6) .?.. 7) уголовное
    право. Назовите 5 и 6. (5­гражданское 6­семейное)
    10. Что подразумевается в деле приобретения гражданства РФ под
    высказываниями: 1) «Право крови» и 2) «Право почвы»? (1­учет гражданства
    родителей, 2­учет места рождения)
    3­ий тур: «Общественная жизнь».
    Одновременно обеим команда задается сложный вопрос (всего вопросов 10 и их
    два уровня). Время на обдумывание 1 мин. Каждая команда выдает свой вариант
    ответа. Если ответ дается в течение 10сек команда получает дополнительную
    резервную минуту.
    За каждый правильный ответ команда получает 3 балла.
    Если обе команды не могут дать ответ, играют зрители.

    ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

    Объясните значения и смысловые содержания следующих крылатых выражений­
    высказываний:
    1. Слава Герострата (сомнительная, неправедная, злая слава)
    2. Злачное место (место, где совершаются небольшие преступные деяния. Н­р.
    Распитие алкогольных напитков...)
    3. Дело пахнет керосином (Пахнет преступлением... которое будет раскрыто.. а
    преступники понесут заслуженное наказание)
    Дополните фразу.
    4. Каждый народ имеет то правительство, которого оно... (заслуживает)
    5. Пусть погибнет мир, но... (свершиться правосудие)
    ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
    1. Благодаря этому правилу в российских судах действует принцип
    состязательности сторон. Что гласит это правило. В чем суть состязательности?
    («Должна быть выслушана и другая сторона. Состязание в деле выявления правды
    между адвокатом и прокурором).
    2.
    В Италии часть молодежи носит рубашки с черной диагональной полосой, за
    что их местная полиция и не жалует, считая их обманщиками. Вопрос: Почему и
    для чего они носят такие рубашки. В чем состоит их преступление? (За рулем
    машины эти молодые люди не пристегиваются, обманывая своим видом
    полицейских)
    В 1671году ему вынесли смертный приговор за «многие вины», в том числе и
    3.
    за «прелестные письма». Кто этот виновный. В чем суть его «прелестных писем?»
    (Степан Разин. Письма – призыв к «революции»)
    4. К концу своей жизни Наполеон, будучи уже заключенным, говорил, что
    истинную славу принесли ему две «вещи», это: 1)... 2)... (40 выигранных сражений
    и гражданский кодекс, разработанный императором)
    5. Люди, побывавшие в Китае, говорят, что, если бы Адам и Ева были
    китайцами, мы, люди, до сих пор жили бы в раю. Почему? Объясните. (Китайцы
    сначала съели бы змея, а уж потом яблоко. И ничего бы не случилось)

    4­ый тур: «Их знали только в лицо»
    Командам демонстрируются портреты известных исторических личностей, так
    или иначе, проявивших себя в политике и праве. Приводится их краткая
    биография или их высказывания, имеющие отношение к праву, законам,
    государству, политике и т.п.
    Время на обдумывание – 1минута.
    Команды отвечают поочередно.
    Полный правильный ответ – 3 балла.
    Частично правильный ответ – 2 балла
    Часть ответа (эпизод) – 1 балл
    1. Портрет императора Александра I.
    Этот человек прославился своими реформами,
    самая удачная из которых, это судебная. При
    нем Россия получила справедливый суд, с
    элементами состязательности, открытости и
    законности.
    2. Портрет С.Ю.Витте.
    Этот деятель был правой рукой последнего российского
    императора. Он автор знаменитого Манифеста от 17
    октября 1905г. «Об усовершенствовании государственного
    порядка». Он же проявил себя как великий реформатор,
    сторонник индустриального развития России.

    3. Портрет П.Н.Милюкова
    Этот человек лидер крупнейшей российской партии. Ему
    принадлежат следующие слова: «Все средства законны
    против нынешнего правительства! … надо всеми
    силами добиться немедленного
    устранения
    захватившей власть разбойничьей шайки,
    дабы
    поставить на ее место Учредительное собрание!»
    4. Портрет Г.Е.Распутина
    Этот человек, во многом, стал одной из причин краха
    Российской монархии. Только ему доверял император
    Николай I.
    Благодаря его стараниям в России
    сменилось 20 министров. Этот «старец» крутил
    царской семьей и Россией, как хотел, вмешиваясь в
    дела государственные и даже политические.
    5.Портрет П.А.Столыпина
    Перед вами крупнейший российский реформатор. В
    1907­191гг глава правительства. Инициатор ряда

    крупных законопроектов. В 1907г провел новый избирательный закон. На его
    фамильном гербе имеется надпись: «Прибыль превыше всего, но честь превыше
    прибыли»
    8. В итоге игры у учащихся обязательно проявятся интересы к правоведческим
    дисциплинам, начнут формироваться первые начальные мировоззренческие
    установки к юридической отрасли и интересы к более глубокому изучению
    специальной историко­обществоведческой литературы.
    МУ клуб «Парус»
    с. Киргиз­Мияки
    муниципального района Миякинский район
    Республики Башкортостан
    ВИКТОРИНА
    «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

    по общему праву и граждановедению
    Разработал педагог дополнительного образования МУ клуб «Парус»,
    учитель истории и обществознания
    высшей категории
    Хабибуллин Ирзин Гильмуллович
    с. Киргиз­Мияки
    2008 год
    Введение.
    Современная Россия и молодежная преступность.

    Говоря о таком социальном феномене, как молодёжная преступность, прежде всего
    необходимо уточнить, что мы подразумеваем под понятиями «молодёжь» и
    «преступность». Молодёжь – это социально­демографическая группа, переживающая
    период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптацию к
    исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы молодёжи размыты и
    подвижны, как правило, к молодёжи причисляют в возрасте 14 – 30 лет. Преступность
    – это социальное явление, включающее совокупность преступлений (общественно
    опасных деяний, совершенных умышленно или неумышленно, за которые законом
    установлена уголовная ответственность), совершенных в данном обществе в данный
    период времени, и характеризующееся количественными (динамика, состояние) и
    качественными (структура, характер) показателями.
    В то же время важно отметить, что молодёжную преступность нужно рассматривать
    в первую очередь не в контексте преступности в целом, а в контексте молодежи, ее
    возрастных особенностей и проблем.
    Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи всегда
    отличались особой остротой, поскольку с их решением во многом связаны
    конечные результаты борьбы с преступностью в целом.

    Результаты криминологических исследований свидетельствуют, что преступность
    среди несовершеннолетних и молодежи составляет основу для воспроизводства
    всей преступности.
    Свой первый преступный опыт рецидивисты и
    профессиональные преступники приобретают, как правило, в юности.
    Криминальная активность молодежи традиционно высока. По данным ГИЦ МВД
    России, удельный вес лиц в возрасте 14­29 лет среди всех выявленных участников
    преступлений составил в 1997г. 53%, а среди лиц, совершивших грабежи, разбои,
    вымогательства, изнасилования, кражи транспортных средств, по отдельным
    регионам ­ от 70 до 90%.
    Проблема криминогенного влияния на молодежь в последнее время не может не
    беспокоить российскую общественность. Поколение, которое привыкли считать
    детьми, уже детьми не назовёшь – это молодёжь. Нельзя сказать, что настроения и
    образ жизни современной молодёжи могут дать обществу надежду на «светлое»
    будущее.
    Всё это говорит о том, что молодежная и подростковая преступность в
    настоящее время активно прогрессирует. Она охватывает все основные
    молодежные группы как в социально­демографическом, так и в территориальном
    и профессионально­образовательном аспектах. С учетом неуклонного роста
    безработицы среди молодежи, несомненно, она будет способствовать и уже
    способствует формированию среди незанятой молодежи групп, устойчиво
    подверженных криминальному влиянию.
    В свете выше сказанного можно говорить об актуальности проблемы
    молодёжной преступности.
    Данная работа имеет своей целью, просветить (хотя бы частично) современную
    школьную молодежь с основными вопросами общего правоведения и
    юриспруденции, в форме полусерьезной игры­викторины.

    Викторина для школьников с ответами по праву

    Викторина для младших и средних школьников с ответами.

    Интересная и познавательная викторина для учащихся начальных и средних классов.

    1)Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина , Отечество.

    2)Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.

    3)Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.

    4)Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.

    5)Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.

    6)На каком материке расположена ? Ответ: Евразия.

    7)Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.

    8)Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.

    9)Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.

    10)Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.

    11)Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.

    12)Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый обозначает чистоту стремлений, синий - волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

    13)Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы .

    14)Установившиеся правила общественного поведения. Ответ: Обычаи.

    16)Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.

    17)В 2000-м году начался новый век и новая… Ответ: Эра .

    Игра «Да! Нет!»

    Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

    – Россия – наша страна?

    – Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

    – Можно ли человека обращать в рабство?

    – Можно ли относиться к человеку жестоко?

    – Защищён ли человек законом?

    – Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

    – Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

    – Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

    – Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

    – Может ли человек владеть имуществом?

    – Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

    – Можно ли запретить свободный выбор труда?

    – Защищает ли закон материнство и младенчество?

    Отгадай сказку.

    1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. )

    2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси – Лебеди»)

    3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

    4.В какой сказке С. Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

    5.В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

    6. В какой сказке А. Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».

    7.В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

    8.Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

    9.Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

    10.Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

    11.Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.

    12.Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

    13.Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

    14.Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

    15.В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

    16.Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

    17.Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

    18.Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

    19. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

    20.Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

    Конкурс. «Анаграммы»

    Задание : участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

    Карточка №1.

    Ребенок - к о р ё н б е

    Семья – м я с ь е

    Страна – а р а н с т

    Документ – к у н т е м о д

    Закон – к о н з а

    Политика – и п о к а л и т

    Жизнь – з и н ь ж и

    Родители – д и л и е т о р

    Карточка №2.

    Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

    Порядок – Я Д П О Р О К

    Право – В О Р А П

    Союз – Ю З О С

    Подросток – С О Д Р О П К Т О

    Школа – Л О К А Ш

    Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д

    Медицина – Д Е М И Н А Ц И

    Карточка №3.

    Отдых – Д Ы Х О Т

    Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

    Досуг – Д У Г О С

    Человек – Л О В Ч Е К Е

    Слово – В О С О Л

    Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

    Отец – Ц Е Т О

    Дружба – Ж Б А Р У Д

    Карточка №4.

    Школьник – К О Л Ь Ш И К Н

    Малыш – Ш Ы Л А М

    Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

    Собрание – Е Б Р А Н И С О

    Общество – Б О С Т В О Щ Е

    Группа – П Р А П У Г

    Опекун – К Е У Н О П

    Мнение – Н Е М Е Н И

    Карточка №5.

    Норма – М Р А Н О

    Забота – Б О З А Т А

    Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы

    Поступок – С Т У К О П О П

    Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я

    Радость – Д О Р А С Т Ь

    Опека – К Е П О А

    Согласие – С И Л А Г О С Е

    конкурс «Знаешь ли ты государственные праздники?»

    Соотнесите название государственных праздников с их датами:

    • закрепить юридические умения и навыки, применение их в конкретных ситуациях;
    • воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру.

    Ведущий : Современное общество предъявляет к человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей, принимающий и выполняющий обязанности.

    Ведущий : Знать право, уметь ориентироваться в нем - необходимо каждому. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наша сегодняшняя викторина.

    Правила викторины таковы:

    Викторина состоит из нескольких конкурсов.

    Участвуют в конкурсах две команды во главе с капитаном.

    Каждой команде будут предлагаться задания, которые они должны выполнить.

    Оценивать выполнение заданий будет жюри.

    Ведущий : Итак, мы начинаем. Наш первый конкурс "Правовые термины"

    Каждая команда получает карточки: на одних написаны определения, на других понятия. Предлагается соотнести определения с понятиями. Время - 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

    Ведущий : Следующий конкурс "Государственная власть"

    Командам предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

    1. Президент РФ является:

    а) главой государства

    б) главой правительства

    в) главой парламента

    2. Исполнительная власть принадлежит:

    а) Совету Министров

    б) Кабинету Министров

    в) Правительству РФ

    3. Из каких двух палат состоит российский парламент:

    а) Совет Национальностей

    б) Совет Федерации

    в) Государственная Дума

    4. Как называется глава системы правосудия:

    а) главный прокурор

    б) ведущий прокурор

    в) генеральный прокурор

    5. Подписывает и обнародует федеральные законы:

    а) премьер

    б) президент

    в) председатель Госдумы

    6. Носитель суверенитета и единственный источник власти в России:

    а) парламент

    б) президент

    7. Парламент России называется:

    а) Верховным Советом

    б) Федеральным Собранием

    в) Государственной Думой

    8. Суды в России:

    а) принимают законы

    б) проводят выборы в стране

    в) вершат правосудие

    9. Какая форма правления в России:

    а) парламентская монархия

    б) парламентская республика

    в) президентская республика

    10. При демократии основные органы власти:

    а) формируются президентом

    б) состоят из самовыдвиженцев

    в) избираются на выборах

    Ведущий : Мы продолжаем. Конкурс называется "Государственные символы России"

    Командам предлагается дать правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

    1. Перечислите Государственные символы России (герб, флаг, гимн)

    2. Государственный флаг олицетворяет (суверенитет государства, историческое прошлое государства)

    3. Что символизируют цвета флага РФ? (белый - символизирует мир, чистоту, правду; синий - символизирует веру, верность, духовность; красный - символизирует энергию, силу, отвагу, героизм, кровь, пролитую за Отечество.

    5. Что такое государственный герб? (отличительный знак страны)

    6. Российский герб - 2-главый орел исторически связан с гербом (Византии)

    7. Что обозначают символы, изображенные на гербе? (Двуглавый орёл - символ единения народов России; короны над его головой - символ союза 3-х ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной; скипетр и держава - подразумевают сильную власть и защиту государства, его единство; всадник, поражающий копьём змея - эмблема не только столицы страны, но и древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага)

    8. Что такое гимн? (торжественная песня)

    Ведущий : Для продолжения викторины приглашаются капитаны команд. Конкурс капитанов "Продолжи фразу"

    Капитанам команд предлагаются незаконченные фразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача - воспроизвести фразу полностью и точно. Капитаны выбирают по 2 цитаты. Правильный ответ - 2 балла.

    • "Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /" (античная мудрость)
    • "Закон суров, но / это закон /!" (древнеримское изречение)
    • "Высший закон - /благо народа /" (древнеримское изречение)
    • "Свобода есть право делать все, что /дозволено законом/" (Монтескье, философ)

    Ведущий : Пока капитаны выполняют свои задания, командам предлагается следующий конкурс "Человек и его права"

    Командам предлагаются тексты с утверждениями. Необходимо знаками "+" или "-" отметить согласны или не согласны с данными утверждениями. Время на выполнение задания - 3 минуты. За правильно выполненное всего задания команда получает 10 баллов.

    I команда:

    А.Осуществление всех социально-экономических и культурных прав человека зависит от уровня экономического развития страны.

    Б. Политические права обусловлены степенью осуществления права гражданина на информацию.

    В. Не обладая дееспособностью, человек не может пользоваться никакими правами.

    Г. Отпуск в России является самым коротким в сравнении с большинством индустриально развитых государств.

    Д.Человек с ограниченной дееспособностью самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным сделкам и за причиненный вред.

    Е. Продавец не обязан сообщать покупателю достоверную информацию о свойствах вещи.

    Ж. Выгул собак без намордника во дворе дома является нарушением правил содержания животных.

    З.Соседи могут привлечь к административной ответственности человека, постоянно включающего магнитофон на полную мощность после 23 часов.

    И.Административное решение, вынесенное судом, обжалованию не подлежит.

    К.Несовершеннолетнему преступнику суд может заменить уголовное наказание принудительными мерами воспитательного характера.

    Ответ:

    А Б В Г Д Е Ж З И К
    + + - - - - + + + +

    II команда:

    А. Естественные права человека относятся к политическим правам.

    Б. Во всех государствах, подписавших Пакт об экономических, социальных и культурных правах, вводится бесплатное среднее образование.

    В. Если гражданину нанесен вред от бездействия государственных органов, то государство не обязано возмещать причиненный вред.

    Г. Работники оперативных органов при расследовании уголовных дел имеют право нарушить неприкосновенность жилища в случае проведения обыска.

    Д. За опоздание на работу администрация имеет право объявить выговор и перевести работника на нижеоплачиваемую должность.

    Е. Пассажира, нарушившего правила на транспорте, можно привлечь к юридической ответственности.

    Ж. Если гражданин не пришел на помощь другому человеку, его можно привлечь к уголовной ответственности.

    З. Лицензия на право приобретения гражданином оружия может быть выдана человеку, не имеющему постоянного места жительства.

    И. Если автомобилист двигался по улицам города со скоростью до 100км/ч, то он тем самым совершил уголовное преступление.

    К. Сотрудники милиции не могут привлекаться к ответственности за противоправные действия или бездействие.

    Ответ:

    А Б В Г Д Е Ж З И К
    - - - + - + + - - -

    Ведущий: Конкурс "Правовой статус ребёнка"

    Командам поочередно будут предлагаться вопросы. Необходимо ответить с какого возраста ребенок приобретает называемые права и обязанности, несет ответственность за свои поступки. Время на обсуждение командой каждого пункта задания - 5 секунд. За правильно выполненное каждое задание команда получает - 1 балл.

    1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет/.
    2. Имеет право на жизнь /с рождения/.
    3. Имеет право иметь имущество, распоряжаться им /с рождения/.
    4. Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.
    5. Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.
    6. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.
    7. Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет/.
    8. Несет ответственность за проступки, связанные с нарушение общественного порядка /с 16 лет/.
    9. Вправе посещать школу /с 6 лет/.
    10. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения/.
    11. Несет имущественную ответственность, за нанесенный ущерб /с 14 лет/.
    12. Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.

    Ведущий : Мы говорили о правах человека, но помимо прав у каждого у нас есть и обязанности. Как вы думаете, в каком соотношении находятся права человека и его обязанности как гражданина:

    • Обязанности имеют приоритет над правами.
    • Права имеют приоритет над обязанностями.
    • Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

    Ведущий : Конечно же, права и обязанности существуют параллельно, во взаимосвязи. Объявляю следующий конкурс - Конкурс "Обязанности гражданина РФ"

    Команды получают карточки с перечнем обязанностей. Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания-15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

    Карточка "Обязанности"

    1. Соблюдать законы.

    2. Платить налоги.

    3. Состоять в рядах, какой- либо политической партии.

    4. Защищать Отечество.

    5. Сохранять природу и окружающую среду.

    6. Бережно относиться к памятникам истории и культуры.

    7. Учиться, получать образование.

    8. Участвовать в управлении делами государства.

    Выступление членов жюри. Подведение итогов. Награждение команды-победителя.

    Ведущий : Вот и подошла к концу наша викторина. Вы показали свои знания в области права. "Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права" - сказал А.Мицкевич.

    Вступая в третье тысячелетие, мы должны не только знать какие права нам даны, но и уметь активно защищать их, знать и выполнять свои обязанности, а также уважать права других людей.

    Возможно лишь став активными гражданами своего государства, мы будем жить в более справедливом мире.

    Спасибо за участие в викторине.