Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • История возникновения суда присяжных. Судебный процесс в феодальной Англии. Возникновение и эволюция института присяжных. Классификация преступлений

    История возникновения суда присяжных. Судебный процесс в феодальной Англии. Возникновение и эволюция института присяжных. Классификация преступлений

    Английскому праву всегда было присуще запутанность и сложность для применения. Как и в континентальном праве, основным источником считался правовой обычай. Даже после норманнского завоевания не перестали существовать старые правовые обычаи, местного характера. Следовательно, право того времени не отличалось целостностью и связностью. Существовали сборники, включающие в себя не только правовые обычаи, но и определенные нормы законодательного характера. К источникам права так же причислялись нормы торгового и канонического права. До 13 века судебный процесс Англии все еще носил обвинительный характер, а так же применялись ордалии.

    Как уже говорилось ранее, после норманнского завоевания право в Англии оставалось «раздробленным». Но, по истечению некоторого времени, право Англии становится на путь создания общего, целостного права всей Англии, для которого было характерно состязательно-обвинительный характер ведения дела, в сфере уголовного и гражданского права. Следовательно, поиском доказательств занимались сами стороны судебного процесса.

    С появлением общего права появились также так называемые королевские суды. По сути, это были высшие суды в Англии на то время. И хотя за него приходилось платить, он был весьма популярным в то время, это происходило за счет того, как именно он решал дела.

    Обычные суды того времени до сих пор для выяснения истины прибегали к помощи ордалий, в отличии от королевских, где уже активно практиковали допрос свидетелей. Свидетели давали свои показания под присягой, следовательно, предполагалось, что они должны говорить только правду, но если свидетель, солгавший под присягой, уличался во лжи, то он подвергался уголовной ответственности.



    С 13 века начинают вести протоколы судебных заседаний. Именно тогда зарождается принцип судебного прецедента. То есть решение вышестоящего суда стало обязательным при рассмотрении аналогичного дела им же или нижестоящим судом. (6 стр 142) Первоначально прецеденты использывались как источник права в уголовных процессах. Но следует заметить, что королевские суды весьма неохотно шли на создание нового случая прецедента.

    Следует заметить, что судебные полномочия были не только у судей, но и у монарха, осуществляющего свой суд посредством лорда-канцлера. Именно они и создали своеобразное «ответвление» он судов общего права. Их отличие состояло в том, что суды общего права, вынося решение, могли попасть в тупик прецедента, то есть они были вынуждены поступать по уже написанному правилу, у них не было свободы решения, а у суда лорда-канцлера такое решение было. Они имели право выносить вердикт, исходя из своих размышлений, опираясь лишь на совесть и гуманность. Данную судебную систему принято называть «правом справедливости». «Право справедливости» в первую очередь было создано для того, чтобы можно было защитить нарушенные права и интересы, в той сфере общественных отношений, которые не могли регулироваться нормами общего права, но не с целью замены одного на другое. Но из-за того что эти две системы противоречили одна другой, зачастую появлялись весь запутанные ситуации. Поэтому в 1873 году посредством судебной реформы, было принято решении объединить эти две ветви власти в одну. Но суд лорда-канцлера не прекратил своего существования, а лишь перетек в апелляционную инстанцию.

    Роль королевских судов начала возрастать, но в 13 веке к нему прибавилось еще два вида высших судов таких как: Суд общих тяжб и Суд казначейства.

    Вестминстерские суды– именно этот термин объединял в себе все высшие суды в средневековой Англии, их было три: Суда королевской скамьи, Суда общих тяжб и Суда казначейства. Но возникает вопрос: «Почему именно Вестминстерские?». Ответ на этотвопрос заключается в том, что во времена средневековья королевская резиденция находилась в городе Вестминстере.

    Суд королевской скамьи в первое время проходил только при присутствии на нем самого короля вместе сего советниками. Сперва в судебной системе он выступал как суд высшей апелляционной инстанции для других судов, но в конечном итоге этот апелляционный суд стал специализироваться на уголовных делах.

    Суд общих тяжб сперва рассматривал индивидуальные гражданские иски, но после стал основным судом общего права, также у него появились полномочия надзирать за нижестоящими судебными инстанциями.

    Суд казначейства в свою очередь занимался делами затрагивающие интересы короны с финансовой стороны.

    В дальнейшем эти суды были объедены с судом лорда-канцлера, образовав отельную ветвь судебной системы.

    Судебная реформа, проведенная Генрихом II, сформировала институт королевских судей, область особой королевской юрисдикции, а также закрепила право обжалования решений местных общинных судов в королевский суд. Все это способствовало укреплению централизующей роли королевской власти.(19 пр 26.1)

    В связи с реформами Генриха 2, королевские суды стали выездными с 1176 года. Они ежегодно объезжали судебные округа, для разбирательств исков, затрагивающие интересы короны. Помимо этого обязательства им также поручалось делать ревизию населения. Можно сказать, что именно благодаря выездным королевским судам, появился Суд присяжных.

    Суду присяжных стоит уделить отдельное внимание.

    Как уже говорилось, начало появления выездных судов и Суда присяжных, взаимосвязаны между собой. На выездные заседания приглашалось двенадцать полноправных жителей города. Первоначально их задействовали лишь как свидетелей в земельных спорах, то есть они могли лишь подтверждать или же наоборот опровергать какой-либо факт или обстоятельство, представленным на заседании. Но у сторон судебного процесса было право отвода тех присяжных, с которыми у них были враждебные отношения.

    В дальнейшем, их полномочия смогли расширится настолько, что их, в каком-то смысле, можно считать судьями. Ведь у них было право на основании выслушанных доказательств выдвинуть свое решение по этому делу. Но пока они могли лишь устанавливать факт совершения преступления или же наоборот опровергать его. (20)

    Но во время английской буржуазной революции в 17 веке у присяжных еще больше расширились их полномочия. Они стали обладать правом, свободно оценивать доказательства, а так же решать вопрос о виновности подсудимого. Судебное слушание по обычаю открывалось речью обвинителя, констатирующего, в чем заключается спор, после этого, предоставлялись доказательства, собранных с обеих сторон. После окончания следствия, судья подводил итоги дела и передавал слово присяжным. Присяжные же в свою очередь перемещались в соседний кабинет, где посредством совещания выносили вердикт– виновен или же невиновен. После этого судье было необходимо составить и объявить окончательный приговор. То есть они сначала выслушивали защиту обеих сторон, заключительные речи, и уже после этого они были обязаны взять слово и высказать свой окончательный вердикт.

    Судебный процесс средневековой Англии не появился сразу. Он образовывался постепенно, методом проб и ошибок. Даже несмотря на многочисленные набеги и завоевания право Англии продолжало существовать и развиваться. Именно в средневековой Англии складываются основные принципы современного судебного процесса. Это свидетельствует о том, что судебные процессы того времени организовывались очень грамотно, ведь эти принципы продолжают существовать и по сей день.

    Исторические следы происхождения института присяжных заседателей мы находим в теории английского процесса, в соответствии с которой присяжные судят только о факте, а коронный судья - о праве.

    Сформировавшись в Англии из «обыскных людей, к которым обращалось правительство для исследования интересовавших его дел, как фискальных, так и судебных», этот метод расследования «через присяжных прочно вошел в английскую правовую практику и стал одним из основополагающих принципов англосаксонской системы права» Уолкер Р. Английская судебная система.- М.: Юридическая литература, 2012. - 45 с..

    История возникновения в Англии института присяжных хорошо известна. Он появился в XI веке со времени норманнского завоевания как новое, взамен ордалий и судебного поединка, средство доказывания в спорах о земле и при установлении виновности лиц, совершивших преступления.

    Начиная с XII века роль присяжных была неопределенной. Двенадцать рыцарей от каждого графства выступали одновременно как свидетели, как следователи и как судьи. При этом свои решения (вердикты) они должны были принимать единогласно. В начале XV века появился институт свидетельских показаний, а присяжные, наоборот, не должны были до вынесения вердикта судить о доказательствах по делу.

    С этого времени и сложился суд присяжных в его прямом смысле. Двенадцать местных землевладельцев, отбираемых шерифом графства, превратились в «судей факта», которых вызывали для рассмотрения дел вместе с профессиональным судьей. Их стали называть «малое жюри», в отличие от «большого жюри» в 23 человека, которых собирали для осуществления прежних следственных функций. Большое жюри было создано как орган, проверяющий достаточность оснований у обвинителя для передачи дела в суд и для составления обвинительного акта. Малое жюри присяжных включает 12 человек, в обязанность которых входило и входит до сих пор вынесение вердикта с ответами на те вопросы, которые поставит перед ними судья.

    До последней четверти XVII века судебные присяжные, хотя и поставляли свои вердикты независимо от коронных судей, находились под давлением судов. Судьи могли возвращать присяжных в совещательную комнату и даже держать их под арестом, пока те не вынесут нужный судье вердикт. Лишь после 1670г. (дело Бушеля) было установлено, что присяжные имеют право выносить вердикт, соответствующий их совести, и не могут преследоваться за это. Затем сложились прецеденты, установившие, что присяжный не может принимать участия в деле, содержание которого ему лично известно еще до суда. В настоящее время присяжный освобождается от участия в рассмотрении дела, если каким-либо образом связан с процессуальной стороной, возможными свидетелями или имеет отношение к обстоятельствам дела. Такой отбор должен обеспечить непредвзятое отношение к оценке фактов обычными людьми, призванными заседать в качестве «судей факта». Именно такое отношение, в идеале, оправдывает существование суда присяжных.

    Наиболее значительные обновления в судопроизводстве и правовом регулировании приходятся на правление Генриха II Анжуйского (1154-1189) из дома Плантагенетов, правивших почти два с половиной века. К его правлению относится законодательное оформление суда присяжных (Большая ассиза 1166г.), существовавшего и до этого. Процедурным вариантом древнего суда присяжных считается опрос под присягой местных жителей во время составления Земельного кадастра при Вильгельме Завоевателе. Позднее этот же обряд соблюдался в спорах о поземельном владении между вассалами короля.

    В отличии от нашего времени суд присяжных времён Генриха II не заслушивал показаний свидетелей перед присяжными. Присяжные скорее сами выступали свидетелями и давали показания по поводу рассматриваемых судом фактов и тех обстоятельств, которые были им известны до суда. Для участия в этом суде привлекали 12 самых законопослушных граждан графства, чтобы получить показания об обвиняемых Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. - СПб., 2014. - 173 с..

    Существует и другая точка зрения по поводу истории возникновения суда присяжных. Так, многие историки утверждают, что вопреки распространённым представлениям суд присяжных не относится к чисто английским изобретениям. Он был знаком ещё франкским королям и императорам в VIII веке. Впервые эта практика возникает применительно к рассмотрению имущественных споров, то есть по гражданским делам. Использование присяжных в уголовном судопроизводстве относится к боле позднему времени.

    Вначале франки использовали в качестве жюри присяжных соседей жалобщика или ответчика. Присяжные должны были отвечать на вопросы, поставленные им королевскими чиновниками, выступавшими в роли судей. Эти вопросы касались главным образом местных правовых обычаев. Именно у франков норманны и переняли практику нерегулярных судебных расследований с участием жюри присяжных.

    В Англии суд присяжных появляется лишь к XIII веку. Присяжные приходят на смену судебному производству на основе архаической ордалии, т.е. испытания обвиняемого огнем или водой.

    В то же время нельзя не отметить, что Великая хартия вольностей серьёзно ограничила прерогативы королевской власти и законодательно признала необходимость привлечения граждан к отправлению правосудия. «Ни один свободный человек, - говорится в ней, - не будет задержан, или заключён в тюрьму, или лишён имущества, или объявлен вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен иначе как по законному приговору равных ему людей и по законам страны». С этого времени суд присяжных в Англии начинает играть всё более значимую роль в укреплении правовых основ общественной жизни и государственной деятельности.

    Суд присяжных в Великобритании долгое время распространялся как на уголовные, так и на гражданские дела. Однако в XIX веке использование присяжных при рассмотрении гражданских споров начинает постепенно сокращаться. В 1854 году был принят Закон о судебной процедуре по делам общего права. Согласно Закону, по согласию сторон гражданское дело может рассматриваться единолично судьёй. К 1933 году половина всех гражданских дел в Суде королевской скамьи Высокого суда рассматривается уже без участия присяжных заседателей. Для сравнения: в 1965 году такие дела составляли менее 2% общего количества дел, рассмотренных Судом королевской скамьи.

    Основными мотивами отказа от практики использования присяжных заседателей по гражданским делам явились непредсказуемость присяжных, а также большое количество неверных и некомпетентных решений, которые они принимали, рассматривая имущественные споры. Так, по искам из причинения вреда здоровью присяжные заседатели частенько принимали вызывавшие недоумение общества вердикты, присуждая непропорционально большие суммы компенсаций.

    Долгое время в английской юридической литературе существовало мнение, что еще начиная с XIX века, в Англии шел процесс отмирания суда присяжных. Действительно, с конца XIX века английские законодатели систематически принимали акты, направленные на сужение компетенции суда присяжных. Так, Закон 1879г. дал право обвиняемым по некоторым категориям преступлений, относящимся к компетенции суда присяжных, просить суд о рассмотрении их дел в суммарном порядке (в судах магистратов). Законом 1925г. «Об отправлении правосудия» был увеличен круг дел, по которым возможно суммарное производство. Законом 1933г. «Об отправлении правосудия» было упразднено обвинительное «большое жюри» и ограничено участие присяжных в гражданских делах. Закон «О судах магистратов» 1952г. содержат дополнительный перечень преступлений, рассмотрение которых возможно в суммарном порядке. В результате значительно сократилось количество уголовных дел, проходящих в судах с участием присяжных, и увеличилось в судах магистратов. Имело значение и то обстоятельство, что по тем категориям преступлений, по которым предоставляется выбор между судом присяжных и суммарным порядком, обвиняемые часто предпочитали последний, так как магистратские суды ограничены в мере наказания (до 6 месяцев лишения свободы).

    Однако в недавнее время наметились тенденции, которые позволяют по-новому посмотреть на роль присяжных и которые непосредственно связаны с реформой судов. Интерес представляет то обстоятельство, что, несмотря на многолетнюю последовательно проводившуюся политику «вытеснения», суду присяжных отводится прочное место в новой судебной системе, хотя Закон 1971г. ставит присяжных ныне в большую зависимость от судов, чем это было раньше. Одной из главных целей, которую преследовали законодатели, проводя судебную реформу, было усиление централизации судебного управления. Это относится и к суду присяжных. До Закона 1971г. составлением списков и отбором присяжных занимались местные шерифы и их помощники, а теперь эти функции переданы соответствующим чиновникам, которых назначает лорд-канцлер. Статья 31 Закона 1971г. установила, что «лорд-канцлер будет нести ответственность за вызов присяжных для участия в работе Суда короны, Высокого суда и судов графств, за определение оснований для вызова и количества вызываемых присяжных» Радутная Н.В. Суд присяжных в зарубежных правовых системах. [Электронный ресурс] / http://sergei-nasonov.narod.ru/Radutnaja.doc..

    По старому правилу присяжные призывались к рассмотрению дел в том графстве, где они проживали. Теперь же «не будет никаких ограничений по поводу места в Англии и Уэльсе, куда могут потребовать, чтобы лицо явилось в качестве присяжного» (ст. 31 п. 2).

    Надо полагать, что этим не только преодолеваются технические трудности, сопровождающие вызов лиц для выполнения обязанностей присяжных, но и достигается определенная унификация их социального состава. Составление скамьи присяжных только из местных жителей каких-либо районов, где преобладают определенные политические или религиозные настроения, а также из лиц единого социального состава, не могло не отразиться и на содержании их вердиктов. Так, в одной редакционной статье английского юридического журнала говорилось, что, например, молодой человек с длинными волосами вряд ли может рассчитывать на симпатии присяжных, представленных жителями Эшера или Вортинга, а присяжные из центра какого-либо индустриального города, из рабочих, могут не быть благосклонны к подсудимому среднему буржуа с правыми политическими взглядами

    Вопрос о порядке выбора присяжных, т.е. об их социальном составе, был в центре внимания учрежденного в 1965г. Комитета по реформе суда присяжных, именуемого по имени председателя Комитетом Морриса. Было предложено, чтобы в присяжные отбирались лица, внесенные в избирательные списки по выборам в парламент или местные органы власти. Ранее присяжными могли быть лишь собственники недвижимости, приносящей доход не менее 10 ф.ст. в год, долгосрочные арендаторы недвижимости с доходом в 20 ф.ст. в год и наниматели квартир стоимостью не менее 20 ф.ст. По известному определению судьи Девлина, английские присяжные «имели тенденцию быть преимущественно мужчинами, среднего возраста, среднего ума и среднего класса». В современных условиях, когда наличие недвижимости не является основным критерием благосостояния, образования и политической лояльности, когда политические партии заинтересованы в голосах избирателей, старый порядок назначения присяжных представляет явный анахронизм. Последовавший за Законом 1971г. Закон 1972г. «Об уголовном правосудии» отменил для присяжных имущественный ценз и снизил возрастной. Присяжным может быть любое лицо в возрасте от 18 до 65 лет, постоянно проживающее в Англии не менее 5 лет, начиная с 13 летнего возраста, и включенное в списки избирателей парламента или местных органов власти. Новый порядок назначения присяжных начал действовать лишь 30 марта 1974г., однако фактически состав присяжных изменился значительно раньше. Когда в 1963г. была проведена переоценка стоимости жилых домов, в присяжные попали почти все квартиронаниматели. Именно демократизация состава присяжных, надо полагать, привела к тому, что в последние годы увеличилось количество оправдательных приговоров по делам, рассмотренным с их участием. По сведениям полиции в 1966г. присяжные вынесли 39% оправдательных вердиктов. Это послужило основанием для официальной критики всей системы суда присяжных. Основным злом считали требование единогласия при вынесении вердиктов. Считалось, что единогласие дает возможность присяжным застраховать себя от ошибок. Однако совершенно очевидно, что в подавляющем большинстве случаев единогласие достигается путем компромисса меньшинства. Кроме того, достаточно запугать или даже подкупить одного присяжного, чтобы все остальные члены жюри не смогли вынести вердикта, соответствующего их мнениям. В связи с этим Закон 1967г. «Об уголовном правосудии» установил, что «вердикт присяжных в уголовных делах не нуждается в единогласии» (ст. 13). Однако в меньшинстве могут остаться 1-2 человека. Когда присяжных 11-12 человек, то 10 должны прийти к единому мнению, когда их 10 человек (это возможно, если кто-то из присяжных выбыл), то требуется согласие 9. Этот порядок был предусмотрен для уголовных дел. Он был распространен и на гражданские дела Законом 1971г. о судах Графский В.Г. Учебник для вузов. - М.: Издательство «Норма», 2011..

    Все существенные изменения, внесенные в систему суда присяжных Законами 1967, 1971, 1972г., были затем консолидированы Законом 1974г. о присяжных. В настоящее время следует ссылаться только на Закон 1974г.

    Когда англичане учредили суд присяжных, они представляли собой варварский народ. С тех пор они стали одной из самых просвещенных наций в мире, и их приверженность суду присяжных возрастала по мере развития у них просвещения. Они вышли за пределы своей территории, распространились по всему миру. Они образовали колонии, независимые государства. Основная часть нации сохранила монархию. Часть из тех, кто покинул страну, создали мощные республики. И повсюду англичане оставались верны суду присяжных. Повсюду они либо вводили его, либо спешили восстановить. Такой судебный орган, который заслуживает одобрения великого народа на протяжении веков, который неизменно возрождается во все периоды развития цивилизации, во всех странах, при всех правлениях, не может быть чужд духу справедливости. Однако рассмотрение суда присяжных только как судебного органа очень сузило бы его значение. Оказывая огромное влияние на ход судебного процесса, он еще большее влияние оказывает на судьбу самого общества. Таким образом, суд присяжных - это, прежде всего, политический институт. Чтобы оценить его, нужно встать именно на эту точку зрения.

  • 7 Законы Ману
  • 8. Гос-во и право Древнего Китая.
  • 9 Обществен-й и госуд-ный строй Афин
  • 10 Рефармы Солона и Клисфена
  • 12Право Древней Греции
  • 13 Древний Рим: общественный и государственный строй в царский период
  • 14 Реформы Сервия Туллия
  • 16 Общественный и гос-ный строй Римской империи
  • 18.Римское право; основные этапы развития
  • 19.Рецепция римского права
  • 21.Право франкского гос-ва. Салическая правда.
  • 22.Общественный и гос-ный строй Франции в период феодальной раздробленности (9-13вв).
  • 23.Право средневековой Франции.
  • 24. Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (14-15вв.)
  • 25. Государственное устройство Франции в период абсолютной монархии (16-18вв.)
  • 26. Англия в период раннефеодальной монархии.
  • 27. Судебно-правовая система средневековой Англии.
  • 29. Общественный и государственный строй Германии в период феодальной раздробленности.
  • 30. Судебно-правовая система средневековой Германии.
  • 31. Государство и право Византии.
  • 32. Общая характеристика государственно-правовых систем стран средневекового Востока.
  • 34. Особенности государства и права средневекового Китая.
  • 35. Государства Америки и Африки в средние века
  • 36. Общественный строй и система государственного управления Англии в период абсолютной монархии.
  • 37. Английская буржуазная революция. Установление республики в Англии.
  • 38. Индепендентская республика и протекторат о.Кромвеля в Англии.
  • 39. Реставрация монархии 1660 г: в Англии. «Славная революция» 1688г. И переход к конституционной монархии. Билль о правах 1689г.
  • 40.Развитие конституционной монархии в Англии в XVIII - XIX вв. Парламентские реформы.
  • 41.Право в Англии – 17-19 век
  • 43.Конституция сша 1787 г. «Билль о правах» 1791.
  • 44. Гражданская война 1861-1865 г.Г. В сша и ее итоги. Реконструкция Юга.
  • 46. Особенности современной правовой и судебной системы сша.
  • 47. Великая Французская буржуазная революция. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституции 1791 и 1793 гт
  • 49. Конституция Франции 1848 г. Избирательная реформа
  • 51. Французкая конституция 1946г.Четвертая республика.
  • 52.Пятая республика во Франции. Конституция 1958г.
  • 53. Предпосылки, способствовавшие образованию Германии.
  • 54.Германское Уголовное уложение 1871 г
  • 55. Германское Гражданское уложение 1896 г.
  • 56. Государственный строй Германии по Веймарской конституции 1919 г
  • 57. Государство и право фашистской Германии
  • 58. Государственное устройство и правовая система фрг
  • 59. Реставрация Мейдзи исин 1867 г. В Японии. Реформы 1868-88 гг. Конституция 1889 г.
  • 60. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.
  • 61.Образование и развитие Китайской Народной Республики
  • 62.Государство и право Латинской Америки и Африки в новое время.
  • 63. Образование и развитие независимых гос-тв в Азии, Африке и Латинской Америке.
  • 64. Основные тенденции в развитии гражданского права зарубежных стран в новейшее время
  • 65. Основные изменения в уголовном праве зарубежных стран в новейшее время
  • 66. Основные тенденции развития социального законодательства в зарубежных странах в новейшее время.
  • 27. Судебно-правовая система средневековой Англии.

    Английское право отличалось запутанностью, сложностью, казуистичностью. Основным источником права был обычай. Вдальнейшем развитие англий.прав.системы пошло по пути создания общего права для всей страны. При рассмотрении дел на местах судьи руководствовались не только законод-ми актами королей, но и местными обычаями и практикой местных судов. В процессе обобщения судеб.практики они вырабатывали общие нормы права. Постепенно сложились единообразные нормы права «общее право». Начиная с XIII в., в корол.судах стали составлять протоколы судебных заседаний, к-рые потом сменили сборники судеб.отчетов. Зарождается принцип «общего права». Решение вышестоящего суда является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим судом - судебный прецедент. Начиная с XIV в. формируется «право справедливости». Кто не находил защиты своих нарушенных прав в судах общего права, обращался к королю за «милостью» разрешить его дело по совести». Был учрежден суд канцлера (суд справедливости»). Судопроизводство осуществлялось канцлером единолично и в письменной форме. Он не руководствовался никакими нормами права, а лишь внутренним убеждением, и при вынесении решений использовались принципы канонического и Рим.права. Право справедливости дополняло общее право, восполняло его пробелы. Выделялось 2 вида свободных держаний владений: непосредственно от короля – баронии и свободные рыцарские владения от аголов­ньгх держателей». Английскому средневековому вещному праву известно деление имущества на движимое и недвижимое, но более распространенным и традиционным было деление вещей на реальную собственность (родовая недвижимость) и персональную собственность. Земельные права определялись 2мя: держание и владение. Владение могло быть свободным (фригольд) и несвободным (копигольд). Действовал институт доверительной собственности (1но лицо передает имущество другому с тем, чтобы получатель, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника). В средневековой Англии получило развитие обязательственное право. Известны формы исков: иск о долге, или об отчете (лица, которому были доверены чужие деньги), иск о соглашении (требование к должнику исполнить обязательство, установленное соглашением сторон), иск о защите словесных саглашений. Брачно-семейное право в значительной мере определялось интересами охраны и защиты феодального землевладения. Заключение брака и отношениямежду супругами регулировались каноническим правом, запрещалось двоеженство. Семья носила патриархальный характер. Правовой статус замужней женщины был крайне ограничен. Обычным англосаксонским правом развод признавался, хотя каноническое право его не допускало. Английское средневековое право знало наследование по завещанию и по закону. Преступления классифицировались на 3 группы: измена (неисполнение долга верности королю), совершение преступлений против гос-ной безопасности, фелония (тяжкое уголовное преступление) и мисдиминор (проступки). Основным на­казанием за фелонию была смертная казнь. Процесс носил открытый характер. В XIII-XIV вв. в Англии укрепляется суд присяжных при рассмотрении как уг-ых, так и гражданских дел. В Англии было положено начало самым обычным способам доказательства. В конце XII в ведение судебпроцесса разделилось на 2 направления суда. Сначала большой суд принимал решения по вопросу обвинения, и, если он устанавливал, что ответчик действительно виновен, дело передавалось в малый суд, к-рый во время слушаний должен был вынести решение о защите. Это была сложная процессуальная техника. Поскольку правила общего права и право справедливости нередко противоречили друг другу или пересекались, 1ин и тот же конфликт можно было решать в суде по обеим системам.

    28.Гос-ный строй Германии в раннефеодальный период .

    Отличия гос-го строя Германии от гос-го строя др.гос-в средневековой Европы: а)выборность королей, затем императоров; б)власть местных феодалов – абсолютная, как у самостоятельного государя. Германский король Оттон 1 в середине 10 в (962 г.), короновался императором «священной Римской империи Германской нации». Политика завоеваний. Значительная власть первых германских императоров (представлял Германию во внешних отношениях, объявлял войну, заключал мир, командовал армией, обладал высшей суд.властью, являлся верховным сувереном). Военная реформа 916-936 – формирование основных классов. Высшее сословие светские и церковные князья. Вассалы князей – графы. Низший слой дворянства – рыцари. Крестьянство состояло из крепостных и чиншевиков – держатели господской земли с выплатой определенной денежной повинности (подразделялись на 2 группы: 1.могли передавать земельное держание по наследству и продавать его; 2.лишены этих прав). Во 2-ой пол.10в – дворцово-вотчинная система управления. Прежние корол-ие чиновники на местах – графы стали суверенными владельцами земель, создали аппарат управления на местах, в делах к-рого центральные органы управления не имели права вмешиваться (экономическая политическая независимость феодалов от центральной власти). Позднее они присвоили себе наследственные права. Все решения по важнейшим делам Германского гос-ва принимались на съезде светских и духовных феодалов.

    Предками современного суда присяжных в истории явились афинская гелиэя и римский суд постоянных комиссий (квестий). Гелиэя (от греч. helios - солнце) вела свое происхождение от народных собраний, проходивших лишь днем, при свете солнца, и выполнявших в глубокой древности помимо политических и судебные функции. Гелиэя выполняла переходную роль между судом народного собрания и судом присяжных. Она появилась и окрепла в результате реформ, проведенных в" VI-V вв. до н. э. такими выдающимися политическими деятелями, как Солон, Клисфен, Эфиальт и Перикл.

    В Риме суд присяжных возник во II-I вв. до н. э. как суд постоянных комиссий, или квестий (лат. quaestio - исследование, рассмотрение). Каждой из комиссий был подсуден определенный круг дел в зависимости от рода преступлений (о должностных преступлениях, о подлогах, о злоупотреблениях на выборах, об отравлениях и т. д.). Дело рассматривалось под председательством особого претора с участием нескольких десятков присяжных, избираемых для каждого дела из общего годового списка. Состав присяжных был предметом острого политического противоборства; в основном присяжными были представители высших римских сословий сенаторов и всадников.

    В римском суде широко использовались профессиональные защитники (патроны, лаудаторы и адвокаты), причем правом на выступление в суде имели только два первых разряда.

    В Средние века суд присяжных был забыт. Народное представительство приняло сначала форму мальберга - суда, состоявшего обычно из 7-12 судных мужей (рахимбургов, скабинов, шеффенов), которые, однако, были не присяжными заседателями, а судьями, выдвигаемыми от лица общины. При этом решение выносилось ими не но внутреннему убеждению, а либо на основе очистительной присяги обвиняемого и его соприсяжников, либо на основе ордалий, в том числе судебного поединка..

    Пионером возрождения суда присяжных была Англия, где суд присяжных по уголовным делам появился в XIII в., придя на смену обвинительному жюри, или ассизе, набрал силу в XV столетии, а к XVII в. принял вид, близкий к современному.

    Историческая миссия суда присяжных состояла в том, чтобы служить гарантией гражданского общества против политических преследований и злоупотреблений со стороны государства. По мере того как общественная жизнь входила в условия конституционализма, и разделение властей становилась гарантированным и необратимым, необходимость в классическом суде присяжных, где представители народа решают судьбу дела без участия коронных судей стала уменьшатся. А.М.Ларин, .Из истории суда присяжных в России,. Российская правовая академия МЮ, М.1995г.

    Образование суда присяжных в Англии растянулось на века. До принятия христианства судебные дела разрешались посредством ордалий, то есть обращения к сверхъестественным силам с вопросом о виновности или невиновности обвиняемого. Одним из способов была очистительная присяга. Обвиняемому предлагалось пригласить двенадцать человек, которые могли бы клятвенно подтвердить его невиновность Там же, Стр. 4.. В какой-то степени это был прообраз будущего жюри, хотя функции его существенно изменились.

    Важный этап становления суда присяжных в Англии исследователи связывают с принятием в 1215 г. Великой Хартии Вольностей, ограничившей прерогативы королевской власти в пользу парламента, после чего и стал развиваться “суд равных с участием присяжных”. Он явился средством привлечения рядовых граждан страны к отправлению правосудия как по уголовным, так и по гражданским делам. Позднее было учреждено обвинительное жюри, которое постепенно выделило из своей среды жюри приговора (малое жюри).

    Малое жюри вначале традиционно состояло из людей, хорошо знакомых с данной местностью и ее обычаями. Эти люди были скорее свидетелями, чем судьями, и королевские судьи часто игнорировали их мнение. Постепенно роль малого жюри наполнилась новым содержанием, и с ХV в. оно стало функционировать как истинно судебная коллегия, решающая дело по существу. Де Токвилль в своем труде «Демократия в Америке» писал о суде присяжных следующее: “Когда англичане учредили суд присяжных, они представляли собой полуварварский народ. С тех пор они стали одной из самых просвещенных наций в мире, и их приверженность суду присяжных возрастала по мере развития у них просвещения. Однако рассмотрение суда присяжных только как судебного органа очень сузило бы его значение. Оказывая огромное влияние на ход судебного процесса, он еще большее влияние оказывает на судьбу самого общества. Таким образом, суд присяжных - это прежде всего политический институт. Чтобы оценить его, нужно встать именно на эту точку зрения” Алексис де Токвиль. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992. С. 209-210.

    Английский суд присяжных послужил примером для многих государств. Так называемый англосаксонский процесс распространился на британские колонии, такие как Индия, Австралия, Новая Зеландия, Северная Америка, Южная Африка.

    В конце ХVIII в. во Франции, вскоре после революции, был принят Декрет о судебной организации (1790 г.), упразднивший королевскую юстицию. Этим декретом были заложены основы демократического правосудия, в котором важная роль стала принадлежать суду присяжных (ассизов). С тех пор французский суд присяжных прошел длительный путь развития. Ныне он во многом отличается от английского и американского, и главное отличие состоит в том, что французские присяжные (как и в дореволюционной России) вместе с судьями заседают, допрашивают обвиняемого и свидетелей, а также совещаются с ними относительно вердикта. Боботов С. В. Откуда пришел к нам суд присяжных (англосаксонская модель). М.: Российская правовая академия МЮ РФ, 1995. С. 9-10

    Наполеон ввел суд присяжных в завоеванных им европейских странах: Бельгии, Голландии, Италии. В Германии такой суд был учрежден в 1848 г., а в 1924 г. заменен коллегией из трех профессиональных судей и шести присяжных. В 1975 г. количество присяжных (шеффенов) уменьшено до двух человек, и такой суд именуется судом присяжных скорее по традиции, нежели по своей сути. В настоящее время суд присяжных действует в Великобритании, Франции, Италии, Австралии, Канаде, США, Австрии, Бельгии, Дании и некоторых других государствах. Пашин С. А. Судебная реформа и суд присяжных. М., 1995. С. 46-47.

    Несмотря на то, что суд присяжных в США возник в результате переноса английских правовых обычаев на американскую почву, он с самого начала был самобытен, в частности, не воспринял элитарный и кастовый дух английского правосудия. Сразу была отвергнута идея цензовых ограничений при выборе присяжных и оставлен только ценз оседлости (присяжным может стать любой гражданин, проживший в данном штате от 7 до 12 лет, с учетом законов штата). Боботов С. В. Указ. соч. С. 21 В США сложилась двойная система судов: федерации и штатов. Так федеральные суды присяжных имеют единые правила судопроизводства. В отдельных штатах сохраняется большое разнообразие в том, что касается порядка комплектования Большого и Малого жюри, правил ведения процесса, условий отбывания наказания и т.п.

    Таким образом, развитие института суда присяжных в большинстве цивилизованных государств опиралось как на английский опыт, так и на собственные правовые традиции и национальные особенности.

    В целом, практика введения суда присяжных в разных странах мира свидетельствует, о том, что выступая индикатором национального правосознания и готовности к глубинным реформам, суд присяжных, с одной стороны, отражает в себе особенности того общества, в котором он действует и “из недр которого он исходит“, с другой стороны, по мере становления влияет на изменение профессионального и обыденного правосознания.

    В XII-XIII вв. процесс носил обвинительный характер, т.е. о движении дела заботились сами стороны. В XII в. еще существовал "суд божий" - ордалии. Одним из действенных доказательств считалась присяга, нарушение которой влекло уголовное наказание. В дальнейшем состязательно-обвинительный процесс стал господствующим в судах "общего права" как по гражданским, так и по уголовным делам. К расследованию дела непосредственно судьей (что является главной характерной чертой следственного процесса) прибегали в судах канцлера и в церковных судах. Но пытки применялись и в судах "общего права" при определенных обстоятельствах. Молчание – признак вины.

    В конце XV в. стали созываться специальные жюри так называемых обвинительных присяжных с целью проверки достоверности материалов обвинения. Если они признавали достаточными доводы в пользу обвинения, то составляли документ об обвинении и, не выслушивая доводы защиты, передавали дело в суд "малого жюри". Суд присяжных должен был выносить вердикт о виновности или невиновности обвиняемого единогласно.

    В уголовном праве Англии закрепилось деление преступлений на три группы:

    1) фелония - тяжкие преступления (тяжкое убийство, простое убийство, похищение имущества, насильственное проникновение в чужое жилище ночью с целью их совершения и другие). Фелония каралась смертной казнью и конфискацией имущества;

    2) измена, ставшая самым тяжким преступлением. В понятие измены входило нарушение долга верности королю со стороны его подданных (великая измена), а также совершение преступлений против государственной безопасности (призыв к мятежу, незаконное сборище в целях учинения беспорядков, сговор, соглашение двух или более лиц с противозаконными намерениями);

    3) мисдиминор - правонарушений, ранее наказывавшихся лишь взысканием причиненного ущерба. Со временем в эту группу преступлений были включены мошенничество, изготовление фальшивых документов, подлог. Мисдиминор карался тюремным заключением или штрафом.

    Главной целью наказания являлось устрашение. Очень многие преступления наказывались смертной казнью. При рассмотрении некоторых дел, например, об измене, судом учитывался пол субъекта, ибо для женщины и мужчины законодатель, предусматривая один и тот же вид наказания - смертную казнь, - указывал разные формы: повешение и разрывание на части для мужчин и сожжение для женщин.



    «Кровавое законодательство" - законы против бродяг и нищих, издававшиеся в Англии в конце XV-XVI вв. Тюдорами. Этими законами вводились жестокие наказания для лиц, обвиненных в бродяжничестве и в собирании милостыни без разрешения властей. Их бичевали, клеймили, отдавали в рабство. Главными жертвами этих репрессий были крестьяне, согнанные с земли.

    48. Уголовное право и процесс по «Каролине»

    По «Каролинам» ответственность наступала при наличии вины - умысла или неосторожности. Применявшиеся методы установления виновности часто влекли за собой осуждение невиновного человека. Предусматривались обстоятельства, исключающие наказание, смягчающие обстоятельства, отягчающие вину обстоятельства. Различаются отдельные стадии совершения преступления, выделяется покушение на преступление.

    Основными видами наказания являются: смертная казнь, членовредительские наказания, позорящие наказания, изгнание, тюремное заключение, возмещение вреда и штраф. Смертная казнь могла быть применена за подавляющее большинство преступлений.



    В период раннего феодализма в Германии применялся обвинительный процесс (состязательный). Не было разделения гражданского и уголовного видов процесса. Основная форма рассмотрения уголовных дел - инквизиционный процесс. С XIII в. в княжествах развивается «земское право» - общие для всего свободного населения нормы, по которым оно судилось. Император имел право высшей юрисдикции повсеместно (в любом месте его пребывания он имел право суда). Однако, поскольку император не мог «быть повсеместно и судить все преступления во всякое время», он передавал князьям графские судебные полномочия. Правовой статус человека определялся его сословной принадлежностью. Значительное место в земском праве занимали вопросы семейных и наследственных правоотношений. Наказание стало рассматриваться как средство исправления преступника, в том числе с помощью принудительного труда.

    49. Общая характеристика Английской буржуазной революции XVII века: предпосылки, характер, движущие силы, особенности, этапы, итоги.

    В Англии власть находилась в руках феодального дворянства, интересы которого представлял король. Очень бурно развивались капиталистические отношения. Английская буржуазия выступала против лидерства старой аристократии и нового дворянства. Огораживания и обезземеливание успели разложить сельскую общину и снизили до предела жизненный уровень крестьянства.

    Английская революция на первом этапе развивалась как противостояние короля и парламента. Сформированная оппозиция в парламенте перешла в наступление на политику короля. С парламентской сессии 1628 г. начался новый исторический этап. Едва собравшись, парламент принимает «Петицию о праве», содержащую идею буржуазной конституционной монархии. Требования парламентской оппозиции привели к роспуску парламента и длительному правлению Карла. Король не созывал парламент 11 лет, пока ему не стало нужно согласие парламента на введение новых налогов. Но парламентарии отказывают королю во введении новых налогов. Король объявляет о роспуске парламента. После долгих раздумий Карл и его советники созывают в ноябре 1640 г. новую сессию парламента - «Долгий». Парламент добился от короля утверждения целого ряда важных правовых актов. Акты были направлены на ограничение абсолютной власти и означали переход к определенной разновидности конституционной монархии. Отказ короля принять предложения парламента привел к началу непосредственно военных действий. Парламентарии объявляют распущенной королевскую армию и создают армию под командованием парламента. В 1646 г. Карл I вынужден был сдаться шотландцам, но был выдан парламенту.

    Конфликт аристократической верхушки армии и парламента разрешился государственным переворотом, в результате которого нижняя палата принимает (4 января 1649 г.) резолюцию, суть которой - признание верховенства нижней палаты над верхней и над всеми властями вообще (в том числе королем). Карл I был казнен. В 1649 г. английская буржуазная революция достигает своей высшей точки. После казни короля королевское звание и верхняя палата были упразднены. Англия становится республикой.