Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Биография. Базаров Т. Ю., Еремин - Управление персоналом Тахир базаров управление персоналом
  • Михаил Светлов — Гренада: Стих Я хату покинул пошел воевать чтоб землю
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Какие сроки возбуждения уголовного дела? Деятельность следователя при выявлении новых преступлений по расследуемому уголовному делу

    Какие сроки возбуждения уголовного дела? Деятельность следователя при выявлении новых преступлений по расследуемому уголовному делу

    1. Предварительное следствие приостанавливается при наличии одного из следующих оснований:

    1) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

    2) подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;

    3) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. О приостановлении предварительного следствия следователь выносит постановление, копию которого направляет прокурору.

    3. Если по уголовному делу привлечено два или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, то следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых.

    4. По основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой настоящей статьи, предварительное следствие приостанавливается лишь по истечении его срока. По основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части первой настоящей статьи, предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока.

    5. До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и принимает меры по его розыску либо установлению лица, совершившего преступление.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. Если по уголовному делу наложен арест на имущество в соответствии с частью третьей статьи 115 настоящего Кодекса, следователь до приостановления предварительного следствия обязан установить обстоятельства, подтверждающие, что арестованное имущество получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия, оборудования или иного средства совершения преступления либо для финансирования терроризма , экстремистской деятельности (экстремизма) , организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), а также рассмотреть вопрос о возможном изменении ограничений, связанных с владением, пользованием, распоряжением арестованным имуществом, либо об отмене ареста, наложенного на имущество.

    7. В случае, если не отпали основания для применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, следователь с согласия руководителя соответствующего следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство в порядке, установленном статьей 115.1 настоящего Кодекса.

    8. Если по уголовному делу ранее принято решение о применении при осуществлении государственной защиты мер безопасности, то следователь с согласия руководителя следственного органа одновременно с приостановлением предварительного следствия выносит постановление о дальнейшем применении мер безопасности либо об их полной или частичной отмене, если для дальнейшего применения мер безопасности отсутствуют основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, на основании информации, полученной из органа, осуществляющего меры безопасности, или по ходатайству органа, осуществляющего меры безопасности, либо на основании письменного заявления лиц, указанных в части 2 статьи 16 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", которые подлежат рассмотрению в установленные сроки. О вынесенном постановлении уведомляется орган, осуществляющий меры безопасности, а также лицо, в отношении которого вынесено такое постановление.

    Возникшее у лица намерение совершить преступление не всегда немедленно реализуется, а проходит определенные этапы. Эти этапы именуются в уголовном праве стадиями совершения преступления.

    Различаются следующие виды стадий:

    1. приготовление к преступлению;

    Приготовлением признается действие, непосредственно направленное на совершение преступления. Приготовление - первое звено в развитии умышленной преступной деятельности. В этом случае создаются лишь условия совершения преступления. Уголовная ответственность наступает за приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлению (ст. 30УК РФ).

    2. покушение на преступление;

    При покушении общественно опасное действие (бездействие) непосредственно направлено на совершение преступления, но преступный результат не наступает по причинам, не зависящим от воли виновного.

    3. оконченное преступление (ст. 29 УК РФ).

    Преступление считается оконченным, если в совершенном деянии содержаться все признаки состава преступления, предусмотренного в Уголовном кодексе РФ.

    Ответственность за приготовление и покушение наступает по статье, предусматривающей оконченное преступление, но со ссылкой на ст.30 УК РФ, При назначении наказания за приготовление и покушение суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенных действий (бездействия), степень осуществления преступных намерений, причины, в силу которых преступление не было доведено до конца.

    При этом срок и размер наказания за приготовление к преступлению не может превышать половины, а за покушение трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы за приготовление к преступлению и покушение на преступление не применяются.

    В уголовном законодательстве России, как и в большинстве УК других стран предусматриваются случаи добровольного отказа от совершения преступления (ст.31 УК РФ).

    Добровольный отказ - это отказ лица по собственной воле от доведения преступления до конца при сознании им фактической возможности довести преступление до конца.

    Для признания отказа добровольным требуется, чтобы этот отказ не был вынужденным, и чтобы лицо сознавало фактическую возможность довести преступление до конца.

    Добровольный отказ исключает уголовную ответственность. Лицо подлежит ответственности лишь за фактически совершенное деяние, которое содержит состав иного преступления.

    Соучастие в преступлении

    Судебная практика свидетельствует, что каждое третье преступление совершается не одним лицом, а несколькими лицами, в соучастии. В некоторых случаях данная форма соучастия встречается чаще. Так около 80% грабежей и разбоев и две трети преступлений несовершеннолетних совершаются в соучастии. Поэтому большое значение приобретает вопрос об ответственности за соучастие в преступлении.

    Соучастие есть умышленное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления (ст.32 УК РФ).

    Соучастие характеризуется определенными объективными и субъективными признаками.

    Соучастие - это совместное совершение преступления двумя или боле лицами. Иначе говоря, преступление, совершенное в соучастии - результат совместных волевых усилий нескольких лиц, когда действия каждого соучастника находятся в причинной связи с наступившими последствиями. При этом соучастник должен сознавать, что он оказывает содействие совместному совершению преступления.

    Выделяются следующие виды соучастников: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник.

    Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление.

    Исполнителем признается и тот, кто совершает преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности (невменяемых, не достигших возраста уголовной ответственности). Эти случаи именуются посредственным исполнительством.

    Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его совершением. Это наиболее опасный вид соучастия в преступлении.

    Подстрекатель - это лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления.

    Наиболее распространенным видом соучастия является пособничество.

    Пособник - это лицо, содействующее совершению преступления (советами, указаниями, предоставлением средств и орудий) либо обещавшее скрыть преступника, орудия и средства, а также предметы, добытые преступным путем.

    Все соучастники подлежат ответственности за совместно совершенное преступление, но поскольку их роль в совершении преступления неодинаковая, юридически это находит свое отражение в квалификации. Действия исполнителя квалифицируются по статье Особенной части УК РФ, которая предусматривает совершенное преступление, а действия организатора, подстрекателя и пособника по той же статье УК РФ, но со ссылкой на ст.33 УК РФ.В уголовном законодательстве РФ выделяются также формы соучастия:

    совершение преступления группой лиц;

    совершение преступления группой лиц по предварительному сговору;

    совершение преступления организованной группой;

    совершение преступления преступным сообществом (преступной организацией) (ст.35 УК РФ).

    Эти формы соучастия предусматриваются в качестве обстоятельств, отягчающих ответственность за отдельные преступления, или учитываются при назначении наказания.

    В уголовном законодательстве регламентируется ответственность за совершение лицом множества преступлений.

    Множественность преступлений означает совершение лицом двух или более преступлений, если юридические последствия за эти преступления не погашены.

    Различаются следующие виды множественности преступлений:

    неоднократность;

    совокупность;

    Неоднократность означает совершение лицом двух или более тождественных или в силу указания в законе (например, ч. ст.15 УК РФ) однородных преступлений, если юридические последствия по этим преступлениям не погашены (ст.16 УК РФ).

    Совокупность означает совершение лицом двух или более разнородных преступлений, ни за одно из которых лицо не было осуждено (ст.17 УК РФ).

    Рецидивом признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (ст.18 УК РФ).

    Уголовный закон устанавливает особый порядок назначения наказания при рецидиве и совокупности преступлений.

    Особое значение для охраны прав и свобод человека и гражданина имеет установление в уголовном законе правовых гарантий причинения вреда при совершении правомерных, социально-полезных действий.

    К указанным видам правомерных социально-полезных действий УК относит необходимую оборону (ст.37 УК), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК), крайнюю необходимость (ст.39 УК), физическое и психическое принуждение (ст. 40 УК), обоснованный риск (ст. 41 УК), исполнение приказа или распоряжения (ст.42).

    Все эти виды правомерного причинения вреда именуются в уголовном праве как обстоятельства, исключающие преступность деяния.

    Среди этих обстоятельств особое практическое значение имеет необходимая оборона. Право на необходимую оборону есть по существу форма реализации естественных прав граждан, закрепленных в основном законе - Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ст.45).

    Необходимая оборона, как и другие перечисленные обстоятельства, признается правомерной, если при ее осуществлении соблюдаются условия, указанные в уголовном законе.

    Одним из условий, указанных в ст.37 УК РФ и делающих оборону правомерной, является требование, чтобы при обороне не было допущено превышение ее пределов. Превышением пределов необходимой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства (ч.3 ст.37 УК РФ).

    Определение необходимой обороны, содержавшиеся в прежней редакции ст. 37 УК, вызывало в судебной практике большие трудности и по существу ограничивало право граждан на необходимую оборону.

    Поэтому законом, принятым Государственной Думой 8 февраля 2002 г., ст. 37 УК РФ была изменена 6 .

    Согласно новой редакции ст. 37 УК РФ правомерной признается защита личности обороняющегося или другого лица, а также охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

    Если посягательство не было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, то защита признается правомерной, если не было превышения пределов необходимой обороны.

    Любое определение или понятие преступления, то субъекта преступления непременно содержит указание на лицо, совершившее преступление. Это понятие считается настолько очевидным, что на его раскрытии обычно не останавливаются. Вместе с тем, оно имеет ряд аспектов, которые заслуживают того, чтобы их осветить.

    Как философская категория лицо - это действующее существо, которое противостоит внешнему миру, влияет на этот внешний мир и изменяет его. Относительно преступления - лицо, это такая, кто осуществляет посягательство; воздействует на объект преступления; причиняет вред такому объекту и конкретному потерпевшему, взаимодействует с предметом преступления; порождает причинная связь между преступлением и наступлением общественно опасных последствий; совершающий деяния определенным способом, в определенное время, месте, обстановке и использует соответствующие орудия и средства совершения преступления; ее субъективное отношение к содеянному посягательства является непременной составляющей обоснования уголовной ответственности; именно к ней применяются меры уголовно-правового воздействия. Следовательно, есть все основания утверждать, что лицо, совершившее преступление, находится в центре всех признаков, которые характеризуют состав преступления и уголовную ответственность в целом.

    Понятие "лицо" в праве охватывает две разновидности - физическое лицо и юридическое лицо. Однако, по традиционным представлениям и нормам действующего уголовного закона, под лицом, совершившим преступление, понимают только физическое лицо - отдельного человека. Лицо, совершившее преступление, как субъект преступления должна характеризоваться определенными индивидуально определенными чертами. Эти черты дают возможность индивидуализировать и отличить от всех других лиц, которые данного преступления не совершали и не подлежат за него уголовной ответственности.

    Принципиально важным является то, что лицом, совершившим преступление, считается лишь лицо, которое подлежит уголовной ответственности.

    Поэтому не следует отождествлять того, кто фактически совершил деяние, предусмотренное уголовным законом как преступление, и субъекта преступления. Ведь уголовной ответственности подлежит только тот, кто обладает (характеризуется) комплексом признаков, при наличии которых она наступает.

    Согласно общепризнанных положений и действующего уголовного законодательства преступлением признается как законченное преступление, так и приготовление к преступлению и покушение на преступление. Соответственно, и лицо, совершившее преступление, - это лицо, совершившее законченное преступление, совершила приготовление к преступлению, покушение на преступление.

    Лицом, совершившим преступление, считается не только исполнитель деяния, предусмотренного в статье Особенной части УК, а другой соучастник этого самого преступления. Поэтому одинаковые требования к субъекту - достижение им определенного возраста, вменяемость - выдвигаются также в отношении организатора, подговорщика, пособника этого самого преступления. Некоторые особенности предусмотрены только в определении, кого считать лицом, совершившим преступление, в составах преступлений со специальным субъектом. Таким образом, можно утверждать, что лицом, совершившим преступление, следует считать не только исполнителя преступления, но и его организатора, подговорщика, пособника. Вместе с тем, в отношении преступлений, в которых участвует только одно лицо (без соучастия), лицо, его совершившее, принято именовать просто субъектом преступления; в преступлениях, где есть несколько соучастников, понятие лица, совершившего преступление, охватывает как исполнителя, так и других соучастников.

    Физическое лицо как субъект преступления

    Субъектом преступления может быть только физическое лицо. На это есть прямое указание в ряде статей действующего УК, посвященных понятию субъекта. Наряду с этим закон содержит целый ряд косвенных указаний на то, что признаком субъекта состава преступления является наличие статуса физического лица, в частности:

    Положение закона о его действие по кругу лиц, где говорится об уголовной ответственности граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства;

    Требование по достижению субъектом преступления возраста, с которого может наступать уголовная ответственность. Очевидно, что возраст характеризует только физическое лицо, - это признак отнюдь не касается юридического лица;

    Понятия вменяемости (как общее, так и ограниченной вменяемости) как обязательного признака субъекта. Оно сформулировано так, что касается только физического лица;

    Виды наказаний, которые традиционные для отечественного уголовного права и предусмотренные УК, ориентированы на их применение физического лица. Немыслимым является применение к кому-либо, кроме физического лица, подавляющего большинства видов наказаний, в частности связанных с лишением свободы, исправительно-трудовым воздействием;

    Нормы о назначении уголовного наказания, освобождение от уголовного наказания и его отбывания также касаются только физического лица.

    Следует отметить, что нормы уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, которые неразрывно связаны с материальным уголовным правом, также рассчитаны на применение только в отношении физического лица.

    Понятие физического лица обычно употребляется наряду с понятием юридического лица (корпорации), эти понятия противопоставляются друг другу. Под физическим лицом понимают отдельного человека, индивидуально определенную, которая наделена только ей присущими признаками, имеет сознание и контролирует свои поступки. Таким образом, физическим лицом считается лицо, наделенное такими признаками:

    1) имеет свое имя, характеризуется другими признаками, которые позволяют его индивидуализировать (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения и проживания);

    2) находится в системе социальных связей - является членом общества;

    3) принимает осознанные решения - контролирует свое поведение, ее поступки контролируются ее волей и сознанием.

    в Общем все эти признаки означают, что субъектом преступления может признаваться лишь человек, который может нести ответственность за совершенные деяния перед обществом и государством, то есть является не просто физическим лицом, а обладает всей совокупностью признаков данного элемента состава преступления. Степень выраженности отдельных признаков человека в целом не влияет на возможность признания ее физическим лицом и, соответственно, субъектом преступления.

    Так, отсутствие данных о собственное имя лица, которое совершило преступление, о месте и дате его рождения или других індивідуалізуючих признаков не приводит к тому, что такое лицо не признается физическим. Лишь тогда, когда имеющиеся данные не позволяют доказать, что лицо достигло возраста, с которого может наступать уголовная ответственность, лицо не признается субъектом конкретного преступления.

    Пребывание в системе социальных связей означает, что человек контактировал и взаимодействовала в процессе своего развития с другими людьми. Ведь только благодаря этому она может знать и понимать требования, которые относятся к членам общества, и, соответственно, выполнять их. Вместе с тем, если, допустим, человеческая ребенок вырастал вне общества (время от времени в средствах массовой информации появляются сообщения о "детей-собак", "детей-обезьян" и др.), то она не может считаться лицом. Также представляется, что физическим лицом следует считать организм, который представляет собой единство биологических и социальных черт - имеет человеческое тело и разум. Причем, наличие инвалидности, заболеваний не является никакой преградой для признания человека, которая отличается от типовой, такой, что соответствует представлениям о норме для человеческого организма, физическим лицом.

    В связи с прогрессом науки возникают вопросы о возможности признания субъектом преступления существ, которые отличаются от тех, кого традиционно принято считать человеком и физическим лицом. Причем, в некоторых случаях, эти вопросы уже на времени, иногда же - они гипотетические - можно прогнозировать их актуальность в близком или отдаленном будущем. Речь идет о существах, которые появятся в результате клонирования, тех, которые существуют вследствие пересадки человеческого мозга другим людям или других живых организмов или его поддержание в функционирующем состоянии с помощью приспособлений (председатель литературного персонажа профессора Доуэля), представляют собой сочетание человека и технического устройства (біокіборги) и др. Представляется, что способ рождения человека - естественный, вследствие оплодотворения вне человеческим организмом, даже в результате клонирования - не имеет никакого значения для признания человека физическим лицом и субъектом преступления, если она наделена всеми другими обязательными признаками данного элемента состава преступления. Что же касается существ, которые имеют лишь некоторое сходство с людьми, поведение само существование которых находится под контролем других субъектов, то считать их физическими лицами нет оснований.

    Наконец, признание наличия статуса физического лица связано с наличием у человека сознания и волевого характера поведения. Субъектом преступления может признаваться только лицо, которое может выбирать вариант поведения из нескольких возможных. Соответственно, не может идти речь о том, что физическим лицом является существо, которое способно только к инстинктивных и рефлекторных движений, а также та, которая не может управлять своим поведением вследствие дефектов психики. Это свойство физического лица не следует смешивать с состоянием вменяемости - вменяемость определяют относительно конкретного акта поведения, относительно которого возникает вопрос, является ли преступлением, а о статусе физического лица говорится безотносительно того или иного деяния, вообще. Поэтому при глубоких поражениях психики речь должна идти не о признании полной или ограниченной вменяемости в отношении конкретного посягательства, а о априори отсутствие способности быть субъектом преступления.

    Признание субъектом преступления физического лица одновременно означает, что таким субъектом может выступать кто-либо или что-либо, не обладает ее признаками, - животные, неодушевленные предметы, технические устройства, стихийные силы, даже люди, которые, однако, не проявляют своей воли и не действуют сознательно, и т.д. При использовании человеком перечисленных выше для совершения преступления (например, собаку натравливают на потерпевшего и причинения ему телесных повреждений) субъектом преступления признают этого человека - указанные феномены выступают лишь как орудие преступления, совершенного человеком.

    В ч. 2 ст. 209 УПК РФ указывается, что после приостановления предварительного следствия следователь:

    в случае, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого;

    в случае, предусмотренном п.

    2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, устанавливает место нахождения подозреваемого или обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры по его розыску.

    При этом после приостановления предварительного следствия производство следственных действий не допускается (ч. 3 ст. 209 УПК РФ).

    Настоящая статья закона обязывает следователя принимать меры по уголовным делам, приостановленным только по 1 и 2-му основанию приостановления, не оговаривая двух других оснований. Данная позиция законодателя по этому вопросу нам недостаточно ясна. Ведь следователь в случае болезни подозреваемого или обвиняемого (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ) или невозможности его участия в уголовном процессе (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), также может принимать меры, направленные на своевременное возобновление уголовного дела. В связи с этим в рассматриваемой главе мы попытаемся раскрыть действия следователя после приостановления предварительного следствия по каждому из четырех оснований приостановления.

    Как было уже указано выше, приостановление предварительного следствия не снимает со следователя обязанности по раскрытию и расследованию преступления, установлению виновных и привлечению их к уголовной ответственности. Статья 209 УПК РФ обязывает следователя после приостановления предварительного следствия принимать меры к установлению лица, совершившего преступление,розыску и задержанию скрывшегося подозреваемого или обвиняемого. Однако законодатель устанавливает запрет на производство следственных действий по приостановленному делу.

    Из сказанного вытекает, что меры, принимаемые следователем по приостановленному уголовному делу, могут носить только непроцессуальный характер. И, следовательно, приостановление предварительного следствия означает переход к решению задач уголовного судопроизводства иными методами и средствами.

    Несмотря на четкие указания закона о том, что следователь обязан принимать непосредственно меры по приостановленному делу, на практике имеют место попытки переложить всю работу по приостановленным делам на органы дознания.

    Все непроцессуальные меры следователя, принимаемые им по приостановленному делу, можно разделить на меры организационные и розыскные. Организационные меры следователя по приостановленному делу - это все действия следователя после приостановления уголовного дела, направленные на организацию взаимодействия с органами дознания, на вовлечение всех сил и возможностей в расследование по приостановленному делу, других учреждений и граждан, организация поступления от них интересующей следователя информации. Розыскные меры - это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 38 ч. 1 ст. 5 УПК РФ).

    Розыскные меры делятся на гласные и негласные. Первые могут осуществляться как органами дознания, так и следователями, а вторые только органами дознания.

    Вопрос о соотношении гласных и негласных розыскных мер представляет большой интерес. Главное отличие гласных розыскных мер, которые может применять следователь, заключается, на наш взгляд, в том, что следователь всегда и во всех случаях должен выступать как официальное лицо, хотя и не оформляя свою деятельность всякий раз процессуально. Например, проводя обход домов около места происшествия в целях розыска свидетелей, следователь должен действовать официально, лица, которые будут с ним беседовать, не должны заблуждаться относительно личности следователя и целей его опроса.

    Однако следователь не вправе применять оперативно-розыскные мероприятия, указанные в Федеральном законе РФ "Об оперативно-розыскной деятельности". Использование указанных в ст. 6 закона 14 оперативно-розыскных мероприятий - это исключительная компетенция органов дознания.

    Выбор средств и методов для выяснения конкретного вопроса должен решаться в каждом отдельном случае применительно к специфическим обстоятельствам расследуемого преступления. Так, например, выявление свидетелей может быть достигнуто как следственным, так и оперативно-розыскным путем. В последнем случае для этого могут быть использованы негласные оперативные возможности органов дознания, а также гласные - опрос лиц, проживающих в районе места происшествия, обращение к помощи населения через печать, радио, телевидение и т.д. Несомненно, что следователь вправе не только поручить органам дознания принять подобные гласные меры, но и осуществить их сам. Речь здесь может идти только о соотношении возможностей следователя и органов дознания при выяснении тех или иных обстоятельств и определяемой этим целесообразности принятия мер самим следователем или поручения их органу дознания.

    Таким образом, вопрос о розыскных мерах, призванных способствовать решению задач уголовного судопроизводства, которые следователь вправе принимать непосредственно, должен решаться, по нашему мнению, на основе разграничения средств и методов их осуществления. Использование негласных способов - исключительная компетенция органов дознания, гласных - следователя и органа дознания.

    При таком решении вопроса круг мер, которые правомочен принимать следователь непосредственно по приостановленным уголовным делам, значительно расширится, а у следователя появится больше возможности для раскрытия приостановленных уголовных дел. В противном случае (как это в настоящее время нередко происходит на практике) следователь, дав указание органам дознания приниматьмеры, направленные на установление лица, совершившего преступление, будет фактически устраняться от работы по приостановленному уголовному делу.

    На наш взгляд, розыскные меры следователя по приостановленному делу можно определить как все гласные действия следователя, непосредственно направленные на обнаружение источников доказательств и на установление лица, совершившего преступление. От организационных мер следователя по приостановленному делу, эти меры отличаются тем, что при их осуществлении следователь непосредственно вступает в контакт с возможными носителями (хранилищами) доказательственной информации, например, следователь путем обхода и бесед с гражданами, проживающими около места происшествия, устанавливает новых свидетелей по приостановленному делу.

    К мерам, которые следователь обязан принимать непосредственно для установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, относятся: получение справок, проведение проверок, направление запросов и другие действия, не являющиеся следственными.

    По поручению следователя органы дознания как гласно, так и негласно, осуществляют розыскные мероприятия, направленные на установление лица, совершившего преступление. В соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности в РФ" органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с правилами конспирации применяют: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочные закупки; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемую поставку; оперативный эксперимент.

    Содержание деятельности следователя по приостановленному уголовному делу определяется в первую очередь основаниями его приостановления и фактическими обстоятельствами преступления. Если уголовное дело приостановлено в связи с тем, что подозреваемый или обвиняемый скрылся или по иным причинам не установлено его местопребывание, перед следователем стоит задача установить местонахождение подозреваемого или обвиняемого и тем самым устранить причины, повлекшие приостановление уголовного дела.

    Следовательно, основное содержание деятельности следователя по уголовному делу, приостановленному по п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, сводится к организации розыска подозреваемого или обвиняемого и активному в нем участию.

    По смыслу уголовно-процессуального закона следователь должен объявить розыск подозреваемого или обвиняемого немедленно после того, как будет установлено его отсутствие в месте производства предварительного следствия. Для установления отсутствия подозреваемого или обвиняемого в месте производства предварительного следствия необходимо:

    навести справки о возможном местонахождении подозреваемого или обвиняемого по месту его жительства и работы;

    запросить адресное бюро и установить, не переменил ли подозреваемый или обвиняемый место жительства;

    выяснить, не проживает ли подозреваемый или обвиняемый у своих родственников или знакомых;

    проверить, не находится ли подозреваемый или обвиняемый под стражей в связи с совершением другого преступления или под административным арестом;

    произвести проверку в местных лечебных учреждениях (больницах, клиниках), в которых подозреваемый или обвиняемый может находиться на излечении, а также в санаториях;

    проверить в местных представительствах иногородних предприятий, строительств, на бирже труда, не оформлялся ли подозреваемый или обвиняемый на работу и не выехал ли он в какой-либо пункт страны на основании заключенного трудового договора;

    Навести справки в местном военкомате и установить, не призван ли подозреваемый или обвиняемый для прохождения военной службы или учебных сборов;

    Проверить, не находится ли труп подозреваемого или обвиняемого в морге.

    Если указанные мероприятия не дали положительных результатов, следователь одновременно с приостановлением уголовного дела объявляет розыск скрывшегося подозреваемого или обвиняемого путем вынесения специального постановления, которое направляет для исполнения органам дознания. Розыск скрывшегося подозреваемого или обвиняемого может быть объявлен и ранее приостановления уголовного дела.

    Для того, чтобы органы дознания могли эффективно проводить розыск скрывшегося подозреваемого или обвиняемого, им целесообразно направлять следующие документы и сведения:

    постановление о розыске подозреваемого или обвиняемого, в котором должно быть указано: какое преступление совершило лицо и какой статьей уголовного закона оно предусмотрено; полные установочные данные на скрывшегося (Ф.И.О., дата рождения, место рождения и другие), какая мера пресечения была избрана; как поступить с обвиняемым после его обнаружения (арестовать, отобрать подписку о невыезде, сообщить органу, объявившему его розыск и т.д.);

    постановление об избрании меры пресечения;

    в случае избрания меры пресечения в виде заключения под стражу органу дознания необходимо направить постановление суда об этапировании разыскиваемого подозреваемого или обвиняемого к месту производства предварительного следствия;

    справку о личности скрывшегося подозреваемого или обвиняемого, составленную по материалам уголовного дела, с указанием всех анкетных данных.

    В этой же справке следователь должен сообщить органу дознания, в чем конкретно обвиняется скрывшееся лицо, кто расследовал уголовное дело, где оно хранится, откуда и при каких обстоятельствах подозреваемый или обвиняемый скрылся, а также другие сведения, имеющие значение для дела.

    Объявление розыска скрывшегося подозреваемого или обвиняемого - это только начало работы следователя по приостановленному делу.

    Следственная практика выработала несколько форм и методов деятельности следователя по этим делам. В первую очередь следует указать на совместную работу следователя и оперативного работника органа дознания по розыску скрывшегося подозреваемого (обвиняемого). Эта работа обычно начинается с планирования розыска. Следователь и оперативный работник органа дознания должны вместе изучить материалы уголовного дела, ознакомиться с исходными данными о личности подозреваемого (обвиняемого), его приметах, образовании, специальностях, прежних местах работы и жительства, родственных и иных связях. Следователь, лучше других знающий материалы приостановленного уголовного дела и личность разыскиваемого, должен сообщить оперативному работнику, на которого возложен розыск подозреваемого (обвиняемого), куда мог уехать последний. Участие следователя в планировании розыска позволяет сэкономить время и средства для розыска и быстрее достигнуть положительных результатов.

    В планировании розыска подозреваемого (обвиняемого) большое значение имеют розыскные версии. Полное и своевременное их выдвижение, последующая и глубокая проверка нередко имеют решающее значение для успешного ведения розыска. Под розыскными версиями понимают основанные на фактическом материале и подлежащие проверке предположения о местах возможного местонахождения разыскиваемого, а также об обстоятельствах, выяснение которых может помочь в розыске. Розыскные версии выдвигаются на основании анализа материалов уголовного дела, данных о личности, связях подозреваемого (обвиняемого). При этом может быть использован и материал, непосредственно не связанный с преступлением, например, биография скрывшегося подозреваемого (обвиняемого), данные о его родственниках, знакомых, интимных связях и так далее. Большое значение для выдвижения розыскных версий имеет знание особенностей психологии скрывшегося.

    Круг действий следователя после приостановления уголовного дела по основанию, когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует, очень ограничен. Связано это с тем, что в данном случае устанавливать лицо, совершившее преступление, производить его розыск, определять местонахождение преступника, уже нет необходимости. Однако, по причине какого-либо природного явления, стихийного бедствия, с учетом отдаленности проживания подозреваемого или обвиняемого, он не может явиться к следователю для окончания предварительного расследования. Кроме того, подозреваемый или обвиняемый может находиться за пределами России: в командировке, на отдыхе, учебе или на морском судне в дальнем плавании, а также на зимовке, вахтовом поселке.

    После приостановления предварительного следствия по указанному основанию следователь еще раз проверяет материалы уголовного дела с точки зрения правильности их составления и полноты, оценивает имеющиеся в деле доказательства, составляет план будущих действий и по возможности подготавливает какие-либо мероприятия, ускорившие окончание следствия после его возобновления.

    Принимая во внимание, что уголовное дело может быть приостановлено на длительный срок, следователь принимает меры к сохранности вещественных доказательств.

    Через посольства России за рубежом, туристические фирмы, торговые представительства, следователь может установить контакт с подозреваемым или обвиняемым и потребовать явиться к нему для окончания расследования.

    Кроме того, следователь вправе наводить справки о состоянии путей сообщения, устранении последствий стихийных бедствий, чтобы планировать дату возобновления предварительного следствия и вызова подозреваемого или обвиняемого для проведения следственных действий.

    По мере необходимости и с учетом конкретного уголовного дела следователь имеет право принимать другие меры непроцессуального характера.

    Уголовно-процессуальный закон не содержит каких-либо указаний относительно деятельности следователя по уголовному делу, приостановленному в связи с тяжелым заболеванием подозреваемого или обвиняемого. Однако это не означает, что следователь в дальнейшем вплоть до выздоровления подозреваемого или обвиняемого освобождается от проведения работы по приостановленному делу. Подобное ошибочное мнение приводит к тому, что по этой категории уголовных дел после их приостановления следователи часто не принимают никаких мер, хотя в ряде случаев они являются необходимыми. Представляется, что по уголовному делу, приостановленному в связи с болезнью подозреваемого или обвиняемого, следователь также может и должен принимать меры, направленные на скорейшее возобновление уголовного дела и обеспечение участия подозреваемого или обвиняемого в дальнейшем расследовании.

    Содержание деятельности следователя по уголовному делу, приостановленному в связи с болезнью подозреваемого или обвиняемого, определяется задачами, которые стоят перед следователем. К ним следует отнести устранение причин, вызвавших приостановление уголовного дела путем организации в необходимых случаях лечения заболевшего подозреваемого или обвиняемого, пресечение возможных попыток со стороны подозреваемого или обвиняемого затянуть болезнь или уклониться от лечения, принятие необходимых мер в период лечения подозреваемого или обвиняемого для пресечения возможных попыток его скрыться от следствия, поддержание контакта с лечащим врачом подозреваемого или обвиняемого, с тем чтобы своевременно возобновить производство по уголовному делу.

    В числе неотложных мер, которые должны быть приняты следователем по такому делу, следует указать на меры, направленные на организацию лечения заболевшего подозреваемого или обвиняемого. Принятие этих мер может потребоваться в случае, если болезнь носит опасный для жизни характер, при острых инфекционных заболеваниях, а также при психических расстройствах. Подозреваемый или обвиняемый, в отношении которого избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, обычно госпитализируется органами здравоохранения.

    Для заболевших подозреваемых (обвиняемых), находящихся под стражей, как правило, организуется лечение в больницах при следственных изоляторах или других местах лишения свободы, куда они переводятся администрацией следственного изолятора. В необходимых случаях подозреваемый (обвиняемый) может быть помещен для излечения в общее медицинское учреждение, для чего ему изменяется мера пресечения.

    Лица, находящиеся в изоляторах временного содержания и нуждающиеся в амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета, других заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение, обеспечиваются необходимой специализированной медицинской помощью в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здра-

    воохранения.

    Следует отметить, что в ситуациях, когда следователь сталкивается с психическим заболеванием подозреваемого (обвиняемого), носящим временный характер, вопрос о помещении его в медицинское учреждение решается сравнительно просто и не вызывает трудностей процессуального характера, поскольку в этих случаях, как правило, назначается судебно-психиатрическая экспертиза.

    В случае помещения подозреваемого (обвиняемого) в психиатрический стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы срок, в течение которого ему должно быть предъявлено обвинение в соответствии со ст. 172 УПК РФ, прерывается до получения заключения экспертов (ч. 3 ст. 203

    Другим важным моментом в расследовании уголовного дела, приостановленного производством в связи с болезнью подозреваемого или обвиняемого, является своевременное принятие в период его болезни мер, направленных на то, чтобы подозреваемый или обвиняемый не уклонился от следствия и суда, а также на пресечение попыток скрыть доказательства и т.д. Эти меры следователь может осуществить через органы дознания, давая им соответствующие поручения. Органы дознания могут организовать наблюдение за подозреваемым или обвиняемым в больнице или за его квартирой, выявить факты запугивания или подкупа свидетелей и потерпевшего. С учетом полученных сведений, реализованных в процессуальном порядке, следователь может предупредить подозреваемого или обвиняемого о прекращении такой деятельности или избрать в отношении его более строгую меру пресечения.

    Следующая мера, которая может быть принята следователем по делам рассматриваемой категории, заключается в организации систематического получения информации о состоянии здоровья подозреваемого или обвиняемого. Следователь должен обязательно поддерживать личный контакт с лечащим врачом. Врач может предварительно указать вероятные сроки выписки подозреваемого или обвиняемого из больницы и возможный исход его болезни. Если медицинское учреждение находится в другой местности, то эти сведения целесообразно запросить у администрации. Получив их, следователь может заранее спланировать возобновление уголовного дела, включив его в свой календарный план работы, и своевременно возобновить производство по делу.

    По делам, приостановленным вследствие психического или иного тяжкого заболевания подозреваемого или обвиняемого, возможны и некоторые другие действия следователя, к которым следует отнести планирование необходимых для окончания производства по делу следственных мероприятий, подготовку процессуальных документов, например постановления о привлечении в качестве обвиняемого в окончательной редакции, обвинительного заключения и другие. Проведение этой работы положительно сказывается на расследовании уголовного дела после его возобновления и позволяет закончить его в короткие сроки.

    Вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленных лиц относится к тем практическим приемам ведения следствия, которые не придаются огласке в научной литературе. С точки зрения науки уголовного процесса, в рамках академических курсов университета, вообще не исследуется, так как доктринально презюмируется, что возбуждение уголовного дела не предполагает его персонификацию, последняя же является самостоятельной стадией уголовного процесса (привлечение в качестве подозреваемого конкретного лица). Однако вопрос наиважнейший, как для теории уголовного процесса, так и для практики применения уголовно – процессуального закона.

    Во – первых, с точки зрения теории, в России не разделена деятельность органов дознания и субъектов предварительного следствия. Так, например, УПК РФ не дает определения уголовного дела вообще. Существует определение уголовного преследования (ст. 5 п. 55 УПК РФ)- процессуальная деятельность, осуществляема стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. При этом, Главой 6 УПК РФ ст. 40 УПК РФ орган дознания отнесен к «участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения» (глава 6 УПК РФ).

    При этом под уголовным судопроизводством понимается (ст. 5 п. 56 УПК РФ)- досудебное и судебное производство по уголовному делу.

    Таким образом, как это ни парадоксально, понятие уголовного судопроизводства в России шире понятия уголовного преследования, поскольку определение второго четко ориентировано на конкретное лицо – подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, в то время как уголовное судопроизводство не связано с уголовным делом возбужденным или расследуемым в отношении конкретного лица. При этом законодатель абсолютно небрежен в определении понятий подозрение и подозреваемый.

    С учетом требований ст. 146 ч. 2 УПК РФ ссылка ст. 46 ч. 1 п. 1 УПК РФ остается неясной. В практике встречаются постановления о возбуждении уголовного дела такого рода: сначала идет описание события преступления, включая указание на лицо совершившее преступление, его ФИО и место жительство, в резолютивной части постановления - решение о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленного лица. При этом требования ст. 146 ч. 2 УПК РФ не нарушаются. Можно ли при такой ситуации говорить о том, что дело возбуждено в отношении конкретного лица, и оно является подозреваемым по делу?

    Подозрение как юридический факт, влекущий за собой изменение прав и обязанностей участников правоотношения не описано и не определено в УПК РФ. Здесь все отдано на откуп практике, при том, что это фундаментальный вопрос уголовного процесса. Статус подозреваемого, момент его приобретения так же не определен. Даже положения ст. 91, 92 УПК РФ освещают права органов дознания и предварительного следствия в отношении лица, которое уже является подозреваемым.

    Таким образом, УПК РФ в этой части полностью унаследовал карательный характер, когда оперативно- розыскная деятельность синкретична с предварительным расследованием, вплоть до предъявления обвинения, функции идентичны, а полномочия равны. Возбуждение уголовное дела, и само уголовное дело является лишь формальностью, которая позволяет легализовывать материалы ОРД, не изменяя при этом режим секретности (меняя режим ОРМ на следственную тайну).

    Формой такого единения является возбуждение уголовного дела в отношении неустановленного лица. При этом УПК РФ позволяет проводить все необходимые следственные действия в полном объеме по делам, возбужденным в отношении неустановленных лиц. Так, ст. 208 УПК РФ не называет в качестве основания для обязательного приостановления дела невозможность установить лицо, причастное к совершению преступления. Указано, что дело приостанавливается в случае, если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено (ст. 208 ч. 1 п. 1 УПК РФ). Во всех остальных случаях речь идет опять же о подозреваемом, который скрылся, либо болен.

    При этом ст. 171ч. 1 УПК РФ говорит о том, что «при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого». В практике встречаются такие случаи «законного» ведения уголовного дела. Дело расследуется в отношении неустановленных лиц на протяжении полугода, при этом собираются все доказательства в отношении виновности конкретного лица, более того изначально в рапорте или заявлении об обнаружении признаков преступления на данное лицо указывается как на лицо, совершившее преступление, в дальнейшем следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого и объявлении его одновременно в розыск.

    После чего лицо задерживается органом дознания, а в дальнейшем и следователем в порядке ст. 91, 92 УПК РФ. Это идеальная схема для так называемых «заказных дел». Стоит ли говорить о том, что вмешательство защитника, общественности в данный период времени и попытка реализовать гарантии УПК РФ не меняет и не может изменить ничего? Насколько это законно? Абсолютно законно с точки зрения положений УПК РФ. В России досудебное производство по делу поручено всем видам правоохранительных органов. Закон прямо говорит об этом (ст. 5 п. 9 УПК РФ). Момент получения сообщения о преступлении так же размыт, но все же законодательно описан как повод для возбуждения уголовного дела (ст. 140 УПК РФ).

    И здесь законодатель не утруждал себя юридической техникой. Один лишь сопоставительный анализ ст. 140 ч. 2 УПК РФ и требования ст.143 УПК РФ сразу открывает глаза на силу органов дознания. Фактически судьба дела решается рапортом сотрудника органа дознания, а так же и следователя, прокурора и т.д., определяющим признаки преступления которое он обнаружил. В практике данные признаки вовсе никогда не указываются, но сам рапорт является уже достаточным основанием для возбуждения уголовного дела в отсутствии проверочных ОРМ.

    Следуя духу закона и Конституции РФ ситуация должна была бы быть следующего характера, когда лицо совершившее преступление действительно невозможно установить (например, найден труп с признаками насильственной смерти) сотрудниками органа дознания, обнаружившими данный труп (выехавшими на место происшествия) составляются рапорты, которые ложатся в основу постановления о возбуждении уголовного дела. Далее в рамках возбужденного уголовного дела, на основании отдельного поручения следователя, после выполнения следственных действий, направленных на фиксацию следов преступления (опрос и допрос очевидцев, свидетелей, назначения экспертиз и прочее), проводятся ОРМ на предмет установления лица причастного к совершению преступления, а дело приостанавливается. Но это все здравый смысл, в УПК РФ какой - либо нормы, либо свода норм, предписывающих следователю действовать именно таким образом, нет.

    Как нет и указания о том, когда именно задерживать, считать подозреваемым, или привлекать в качестве обвиняемого лицо, в отношении которого собраны доказательства о причастности к преступлению. В итоге наш следователь может с момента возбуждения уголовного дела и принятия его к производству точно знать, кто совершил преступление, иметь доказательства совершения преступления данным лицом (начиная от свидетельских показаний, и заканчивая материалами ОРД, вплоть до негласного сбора образцов для сравнительного исследования, данных ОТМ и прочее) и ничего не делать для его привлечения в качестве обвиняемого. В отношении него будет подозрение.

    При этом излюбленной тактикой следствия является допрос лиц, в отношении которых собрана практически вся доказательственная база, в качестве свидетелей, проведение с ними очных ставок, без предоставления гарантий ст. 51 УПК РФ, разумеется.

    В итоге положения о равенстве стороны защиты и обвинения, продекларированные ст. 15, 244 УПК РФ приобретают зловещий смысл в буквальном понимании текста- «равны перед судом, в судебном заседании». Принципы, закрепленные ст. 14 и 16 УПК РФ вообще не имеют реализации по такого рода делам. Действительно, если дело ведется в отношении неустановленного лица, которое формально не привлечено к уголовной ответственности, более того в отношении, которого не ведется уголовного преследования , а имеет место быть всего лишь уголовное судопроизводство, то кого же считать невиновным до вступления в силу приговора суда, кому обеспечивать право на защиту?

    Если прибавить к этому тот факт, что неустановленные лица, становятся установленными обычно за одну, две недели до окончания сроков предварительного расследования, требования ст.159 ч. 2, 86 ч. 3 УПК РФ являются изначально мертворожденным правом, защита лишена права ходатайствовать перед прокурором о продлении сроков предварительного расследования, то можно сделать вывод, что наш демократический УПК РФ предоставляет правоохранительным органам механизм ведения уголовного дела, позволяющий доказать в суде виновность любого лица в инкриминируемом деянии.

    Мы не случайно использовали термин «правоохранительные органы».В УПК РФ нет четкого разделения органов дознания и органов предварительного следствия, не говоря уже о том, что в РФ нет отдельного органа, занимающегося предварительным расследованием. Сама по себе система подследственности уникальна и не для юриста представляет собой лабиринт, которому позавидовали бы самые изощренные хранители сокровищ. В неописуемый восторг приводит, например, положение ст. 151 ч.5 УПК РФ, особенно когда ОРЧ разных ведомств ведут независимо друг от друга разработку фигурантов, а затем прокурорскими работниками создаются оперативно- следственные группы, включающие в себя следователей каждого ведомства. Это позволяет по одному делу сразу же записывать раскрытие двум, трем оперативным подразделениям разных ведомств, получать премии, а как это влияет на статистику раскрываемости преступлений по стране!

    В одной рабочей командировке автор этих строк столкнулся аж с 7 рапортами оперативных сотрудников 7 оперативных служб 2-х ведомств, из каждого при этом следовало, что именно данный оперативник, совершенно независимо от другого, в различный период времени выявил совершенное преступление. Райотдел МВД умудрился себе поставить раскрытие уже когда дело было передано в суд! Отсутствие четкого разделения функций закреплено при этом законодательно (ст. 40 ч. 2 п. 2, 157 УПК РФ).

    Таким образом, предварительное следствие, по сути, в РФ может вести любой сотрудник правоохранительных органов и это будет абсолютно законным.На наш взгляд именно этот факт синкретичности органов дознания и органов предварительного следствия является основой для осуществления предварительного следствия в отношении неустановленных лиц.

    Симбиоз ОРД и следствия, как это ни странно достигает своего апогея в среде прокурорских работников, которые не обращая ни на что внимания, в рамках 144 ч. 1 УПК РФ отбирают объяснения, реализуя по сути первый вид ОРМ – опрос, или, например, положения ст. 202 УПК РФ, дублирующие аналогичный вид ОРД. При этом положения ст. 51 УПК РФ в расчет не принимаются, так как речь не идет о даче показаний. Хотя и по духу конституции, и по здравому смыслу термин «свидетельствовать» должен распространяться и на образцы для сравнительного исследования.

    Все это еще раз доказывает, что в ни в практике, ни в теории уголовного процесса в России не сложилось четкого разделения между органами дознания и предварительного следствия. Структура организации правоохранительных органов, которым придано следствие лишний раз подтверждает это.Практика возбуждения уголовных дел, в отношении неустановленных лиц, при том, что в самом поводе для возбуждения уголовного дела (заявлении, рапорте), собранном материале доследственной проверки, прямо указывается на лицо совершившее преступление, - является наследием и закономерным результатом отсутствия четкой грани между оперативно – розыскной деятельностью, которая по своей природе носит негласный характер и предварительным следствием, которое наоборот является публичной функцией государства, основанной на состязательности и открытости для лица, привлекаемого к уголовной ответственности.

    Мягкий переход тайны ОРД в следственную тайну, реализованный в нашем УПК РФ, в отношении дел, возбужденных в отношении неустановленных лиц, отсутствие возможности у суда по возвращении дела для полноценного дополнительного расследования, позволяют говорить о том, такой порядок уголовного судопроизводства не соответствует и не может соответствовать требованиям ст. 1 ч. 3 УПК РФ. Справедливое правосудие с учетом такого механизма уголовного преследования не может быть достигнуто, равно, как и реализованы нормы о праве на защиту.

    Представляется необходимым предложить разумные изменения в законе, связанные с устранением разницы между уголовным преследованием и уголовным судопроизводством, направленные на лишение возможности следствия, органов дознания возбуждать уголовные дела в отношении неустановленных лиц, расследовать их в полном объеме в отношении конкретных лиц. При нынешней системе организации правоохранительных органов в РФ, симбиозе следствия и органов дознания, представляется возможным до появления конкретного подозреваемого, обвиняемого проводить весь комплекс необходимых мероприятий в рамках ОРД, без возбуждения уголовного дела.

    В противном случае каждый подвергается опасности в один прекрасный день узнать о своей следственно - доказанной причастности к преступлению, которого не совершал. А с учетом таких статей УК РФ как, например, ст. 330 УК РФ обвинение может быть полностью обоснованным и законным.