Войти
Образовательный портал. Образование
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Какой суд состоит из 19 судей. Конституционный суд рф кратко

    Какой суд состоит из 19 судей. Конституционный суд рф кратко

    Адрес: Адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1, Адрес представительства Конституционного суда в Москве: 103132, Москва, ул. Ильинка, д.21, зона "Г".

    г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1

    Конституционный суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты .

    Также при суде работает Научно-консультативный совет, состав, функции и порядок деятельности которого утверждаются Конституционным Судом.

    Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Конституционном суде Российской Федерации" и другими нормативными актами.

    История

    Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают М.С. Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.
    Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Комитет конституционного должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты генерального прокурора, главного государственного арбитра и еще ряд других нормативных актов. В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

    15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом. Закон был утвержден пятым Съездом 12 июля 1991 года.

    29-30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного суда. 30 октября состоялось первое рабочее совещание, а 14 января 1992 года - первое заседание, на котором было рассмотрено дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел. Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции, указав на то, что президент, подписав документ, превысил свои полномочия.

    2 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного суда. 24 июня 1994 года Государственная Дума приняла закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" и почти через три недели за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. Еще через несколько дней закон был подписан Президентом РФ, опубликован и в феврале 1995 года суд был полностью укомплектован.

    Его председателем тогда был избран Владимир Александрович Туманов, в 1997 году новым председателем стал Марат Викторович Баглай, а в 2003 году снова был избран Валерий Дмитриевич Зорькин.

    5 февраля 2007 года Президент РФ подписал ФКЗ, принятый ранее Госдумой и одобренный Советом Федерации, об изменении места постоянного пребывания Конституционного Суда с Москвы на Санкт-Петербург. Суд с 1 февраля по 20 мая 2008 года перебирался в здание Сената и Синода на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

    Политическое же решение о переезде Суда было принято еще раньше - с таким предложением в октябре 2005 года выступил председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Несколько позже Управляющий делами Президента РФ Владимир Кожин также не исключил возможности переезда, а 24 декабря 2005 года эту идею поддержал занимавший тогда пост президента РФ Владимир Путин. 22 марта 2006 года Госдума приняла в первом чтении закон "о переезде". В дальнейшем закон прошел все три чтения в Госдуме, но был отклонен СФ РФ, поскольку принятый вариант запрещал суду проводить выездные заседания. В 2007 году закон был отредактирован, принят и подписан.

    Статистика

    За первые девять месяцев 2009 года в Конституционный суд поступило 15749 обращений (за весь 2008 год их было 16592, из них: обращений граждан и их объединений - 16561; обращений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также государственных органов РФ и субъектов РФ - 31).

    Конституционный Суд РФ занимает особое положение в судебной системе России. В отличие от других федеральных судов состав, компетенция и юридическая сила решений Конституционного Суда закреплена непосредственно в Конституции РФ (ст. 125). На основе Конституции РФ детализация статуса Конституционного Суда, его процессуальной деятельности осуществляется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», а также Регламентом Конституционного Суда. Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 Закона).

    Это интересно

    др~~и Конституционный Суд в России был учрежден в декабре 1990 г. До этого времени специального суда с правами конституционного хранителя не существовало, поскольку советской наукой и государственно-правовой практикой отвергалась возможность судебной проверки конституционности нормативных правовых актов. Конституционный контроль по смыслу Конституции РСФСР 1918 г. возлагался на Всероссийский съезд Советов и ВЦИК, а впоследствии в определенной мере и на Президиум ВЦИК. В соответствии со ст. 115 Конституции РСФСР 1978 г. Президиум Верховного Совета РСФСР осуществлял контроль за соблюдением Конституции РСФСР; обеспечивал соответствие конституций и законов автономных республик Конституции и законам РСФСР.

    Конституционный Суд состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатах на должности судей могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными органами власти субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

    К кандидатам на должность судьи Конституционного Суда предъявляются повышенные требования: возраст не менее 40 лет, безупречная репутация, высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, высокая квалификация в области права.

    Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее от общего числа судей. Полномочия судей Конституционного Суда не ограничены сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет, однако на Председателя Конституционного Суда это правило не распространяется.

    Председатель Конституционного Суда назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда. Председатель Конституционного Суда имеет двух заместителей, назначаемых в таком же порядке, как и Председатель. Председатель и его заместители по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок. Полномочия Председателя или его заместителей могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента РФ в случае, если решением Конституционного Суда установлено, что Председатель или заместитель Председателя не исполняют должностные обязанности или исполняют их ненадлежащим образом. Решение Конституционного Суда принимается большинством не менее 2 /з голосов от общего числа действующих судей тайным голосованием.

    Председатель Конституционного Суда:

    • руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них;
    • вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;
    • представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями; по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;
    • осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и структуру аппарата;
    • осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда РФ.

    Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения.

    Конституционный Суд обладает широкими полномочиями для защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционному Суду подведомственны дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

    • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
    • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;
    • договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
    • не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

    Подлежащие конституционной проверке вышеуказанные акты рассматриваются Конституционным Судом вне связи с применением оспоренного акта в конкретном деле. Конституционный Суд осуществляет проверку актов, вступивших в силу. Единственным исключением из этого правила являются международные договоры Российской Федерации, конституционность которых Суд оценивает до их ратификации.

    Инициатором конституционного судопроизводства по данной категории дел могут быть следующие субъекты: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Уз членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ и органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. По собственной инициативе или по инициативе иных органов, должностных лиц, не перечисленных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, Конституционный Суд не рассматривает дела.

    Конституционный Суд является единственным органом, который дает официальное толкование Конституции Российской Федерации. Его разъяснения положений федеральной Конституции обладают официальным и общеобязательным характером. Всего Конституционным Судом принято 14 постановлений, в которых дано толкование около 20 статей Конституции РФ. По запросу Президента РФ или Правительства РФ Конституционный Суд осуществляет толкование положений Конституции РФ в целях устранения неопределенности в их понимании с учетом выявившегося противоречия между положениями международного договора РФ в истолковании, данном межгосударственным органом по защите прав и свобод человека (в частности, Европейским Судом по правам человека), и положениями Конституции РФ применительно к возможности исполнения решения соответствующего межгосударственного органа.

    Конституционный Суд правомочен разрешать споры о компетенции:

    • между федеральными органами государственной власти;
    • между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;
    • между высшими государственными органами субъектов РФ.

    Такие споры могут возникать в связи со следующими нарушениями:

    • 1) вмешательством одного органа в компетенцию другого;
    • 2) присвоением властных полномочий другого органа;
    • 3) уклонением органа от осуществления собственной компетенции;
    • 4) воспрепятствованием законному осуществлению полномочий.

    Конституционный Суд рассматривает споры о компетенции с точки

    зрения установленных Конституцией РФ разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, установленного ст. 71-73 Конституции РФ, и между высшими государственными органами субъектов РФ.

    Конституционный Суд по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

    Особая категория дел, рассматриваемых Конституционным Судом, связана с проверкой конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов. Жалобы граждан занимают более 99% всех обращений в Конституционный Суд. Правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, например муниципальные образования, государственные и муниципальные учреждения и предприятия, а также Генеральный прокурор РФ и Уполномоченный по правам человека в РФ. Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима при наличии двух условий:

    • 1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;
    • 2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде. Поэтому к жалобе обязательно прилагается копия официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона.

    Конституционный Суд разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека. Исполнение таких решений, в частности, Европейского Суда по правам человека, может быть признано невозможным, если оно противоречит Конституции РФ. Кроме того, решения межгосударственного органа не должны также противоречить истолкованию Конституции РФ, которое дано Конституционным Судом РФ. Субъектом, обладающим правом на обращение в Конституционный Суд, является Минюст России.

    Конституционный Суд выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения, а также осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. В частности, Конституционный Суд принимает заключение о соответствии Конституции РФ инициативы о проведении референдума РФ по предложенному вопросу, принимает послания и Регламент Конституционного Суда, принимает решения о представлении судьи к награждению государственной наградой РФ, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей награды или иного знака отличия иностранного государства, принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда.

    Конституционный Суд как орган конституционного правосудия не устанавливает фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других судов; он решает исключительно вопросы права.

    Рассмотрение и разрешение дел осуществляется в заседаниях Конституционного Суда с проведением слушаний, а в отдельных случаях и без проведения слушаний.

    Конституционное судопроизводство состоит из осуществляемых в определенной последовательности этапов-стадий:

    • предварительное рассмотрение обращения Секретариатом Конституционного Суда;
    • предварительное изучение обращения судьей (судьями) по поручению Председателя Конституционного Суда;
    • принятие Конституционным Судом обращения к рассмотрению или отказ в принятии к рассмотрению, влекущий прекращение конституционного судопроизводства;
    • подготовка дела к слушанию;
    • рассмотрение и разрешение дела Конституционным Судом РФ по существу;
    • принятие, оглашение и опубликование решения по делу;
    • разъяснение решения Конституционного Суда (факультативная стадия);
    • исполнение решения Конституционного Суда правоприменительными органами.

    Дело не всегда проходит все перечисленные стадии. Возможна только одна - первая стадия, когда отрицательное заключение Секретариата Конституционного Суда убеждает заявителя своей аргументированностью и он больше не обращается в Конституционный Суд. Производство по делу может быть закончено на третьей стадии, когда Конституционный Суд вынесет решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению, или на следующей стадии в связи с прекращением производства по делу.

    Закон допускает разрешение дел без проведения слушания, если проверяется конституционность ряда видов актов (за исключением федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций республик, уставов иных субъектов РФ). Обязательным условием при этом является вывод Конституционного Суда о том, что вопрос может быть разрешен на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях Конституционного Суда РФ правовых позиций и проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав стороны.

    Закон закрепил возможность заявителя и органов власти, принявших оспариваемый закон, ходатайствовать о том, чтобы намеченный без проведения слушаний порядок разрешения дела был изменен и дело вынесено в открытое судебное заседание. Обоснованием ходатайства для органов власти является их мнение о необходимости разбирательства дела о соответствии Конституции РФ принятого соответствующим органом нормативного правового акта. В этом случае производство будет публичным с участием сторон и оглашением всех материалов дела.

    Конституционный Суд принимает следующие виды решений:

    • постановления;
    • заключения;
    • определения;
    • решения по вопросам организации своей деятельности.

    По существу рассмотренного дела Конституционный Суд выносит итоговое решение, именуемое постановлением. Итоговое решение Конституционного Суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением. Все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями. Решение Конституционного Суда, вынесенное по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого без проведения слушания, провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда немедленно после его подписания. Решение подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда размещаются на его веб-сайте по адресу: http://www.ksrf.ru.

    Итоговые решения Конституционного Суда характеризуются особыми юридическими свойствами, отличающими их от других правовых актов, в том числе судебных актов иных судов. К ним относятся:

    • общеобязательность;
    • окончательность;
    • непосредственность действия;
    • непреодолимость.

    Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории России для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Эти решения не только разрешают конкретное дело, но и применяются как образец при разрешении аналогичных дел всеми правоприменительными органами, а также учитываются законодательными органами.

    1 *

    Мнения ученых

    Б.С. Эбзеев пишет, что «все решения Конституционного Суда являются источниками права, и им присуща материально-правовая сила закона. Прецеденты, создаваемые Судом, как и акты собственно толкования, имеют нормативно-регулирующее значение, и в этом смысле они также являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами, распространяющимися на неопределенный круг случаев и субъектов конституционно-правовых отношений 1 . Такую же позицию занимает и Председатель Конституционного Суда В.Д. Зорькин . Отмечая особое значение решений Конституционного Суда, юридические последствия которых прямо предусмотрены Конституцией, Л.В. Лазарев делает вывод о том, что итоговые решения Конституционного Суда обладают свойствами нормативных актов, устанавливающих, изменяющих или отменяющих правовые нормы .

    Решение Конституционного Суда окончательно и не подлежит обжалованию. Свойство окончательности решения включает в себя три стороны:

    • 1) неизменность, т.е. невозможность его отменить или изменить самим Конституционным Судом;
    • 2) неопровержимость, т.е. невозможность его обжалования;
    • 3) непосредственность действия, т.е. отсутствие необходимости в подтверждении судебного решения каким-либо органом или должностным лицом.

    Решение Конституционного Суда, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда, принятое без проведения слушания, вступает в силу со дня его опубликования. Иные решения Конституционного Суда вступают в силу со дня их принятия.

    Решение Конституционного Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

    Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае если решением Конституционного Суда нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.

    Конституционный Суд РФ нередко признает нормы оспариваемого акта не противоречащими Конституции РФ, но только в том конституционно-правовом смысле , который он выявил в своем решении, а не в том, который сложился в судебной и иной правоприменительной практике.

    Правоприменительные органы обязаны учитывать выраженные в постановлениях позиции Конституционного Суда, касающиеся того, соответствует ли Конституции РФ смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой.

    Для справки

    Под правовой позицией Конституционного Суда принято понимать его итоговый вывод о соответствии или несоответствии норм оспариваемого закона Конституции РФ, а также систему аргументов, приведенных им в обоснование такого решения.

    Правовые позиции формулируются во всех итоговых решениях Конституционного Суда.

    Закон устанавливает порядок исполнения решений Конституционного Суда, сроки и последовательность действий субъектов, на которых возлагается обязанность внести проект нового акта или принять его. В частности, при признании неконституционным нормативного акта Президента РФ или Правительства РФ не позднее 2 месяцев после опубликования решения Конституционного Суда отменяют соответствующий нормативный акт, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части.

    Если неконституционными признаны конституция (устав), закон субъекта РФ, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта РФ, отменяет признанный неконституционным закон субъекта РФ, принимает новый закон субъекта РФ или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта РФ, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган субъекта РФ не позднее 2 месяцев после опубликования решения Конституционного Суда. Если по истечении 6 месяцев после опубликования решений Конституционного Суда законодательным органом государственной власти субъекта РФ не будут приняты указанные меры в связи с решением Конституционного Суда, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством.

    При признании неконституционным федерального закона Правительство РФ не позднее 3 месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке.

    Основные нормативные правовые акты

    Дополнительная литература для изучения темы

    • Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным Судом РФ: теоретические и практические проблемы // Государство и право. 1998. № 5. С. 7.
    • См.: Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2004. № 12. С. 3-9.
    • Лазарев Л. В. Конституционный Суд России и развитие конституционного права // Журнал российского права. 1997. № 11. С. 6.

    11.Состав и задачи Конституционного Суда РФ.

    В соответствии со ст. 1 Закона о Конституционном Суде Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля , самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

    Состав и структура Конституционного Суда РФ

    Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации из числа кандидатур, представленных Президентом РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

    В пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря Конституционного Суда РФ сроком на три года.

    Согласно Закону о Конституционном Суде Председатель Конституционного Суда РФ осуществляет следующие полномочия:

      руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;

      вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

      представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени;

      осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ;

      осуществляет другие предоставленные ему полномочия. Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда РФ не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.

    Судья – секретарь Конституционного Суда РФ исполняет следующие обязанности:

      осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ;

      организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ;

      доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении;

      организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда РФ;

      осуществляет другие предоставленные ему полномочия.

    Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации , достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет , с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет , обладающий признанной высокой квалификацией в области права .

    Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ.

    Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

    Судья Конституционного Суда РФ несменяем. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.

    Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей.

    Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если:

    1) было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

    2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

    Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются ввиду:

      нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией и федеральным конституционным законом;

      достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

      личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

      утраты судьей гражданства Российской Федерации;

      вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

      совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

      продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

      неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;

      признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

      признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

      объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

      смерти судьи.

    Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению Конституционного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации, и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

    Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ.

    Конституционный Суд РФ состоит из двух палат , включающих в себя соответственно 10 и 9 судей.

    Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.

    В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

    Компетенция Конституционного Суда РФ .

    В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории России Конституционный Суд РФ:

      разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

    а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

      разрешает споры о компетенции:

    а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

      по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

      дает толкование Конституции;

      дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

      выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

      осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

    Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства судьи Конституционного Суда РФ должны воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

    Ключевые слова: состав, структура, полномочия, конституционного, суда, РФ

    Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

    Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125 ) и ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" от 21 июля 1994 г. (ред. от 5 февраля 2007 г.).

    Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей , назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ . Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей . Полномочия Конституционного Суда, судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет .

    Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

    Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд РФ:

    1) разрешает дела о соответствиии Конституции РФ :

    а) ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы, Правительства РФ;

    б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос. власти РФ и совместному ведению органов гос. власти РФ и органов гос. власти ее субъектов;

    в) договоров между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, договоров между органами гос. власти субъектов РФ;

    г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

    2) разрешает споры о компетенции :

    а) между федеральными органами гос. власти;

    б) между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов;

    в) между высшими гос. органами субъектов РФ;

    3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона , примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

    4) дает толкование Конституции РФ ;

    5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления;

    6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения ;

    7) осуществляет иные полномочия , предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и ФКЗ; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юрид. природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

    Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права . При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов . По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации .

    Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат .

    Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда.

    В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

    Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда.

    Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

    Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд : 1) разрешает дела о соот-и Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ ; 2) дает толкование Конституции РФ ; 3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) принимает послания Конституционного Суда ; 5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

    Конституционный Суд в пленарных заседаниях также : 1) избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда; 2) формирует персональные составы палат Конституционного Суда; 3) принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и дополнения; 4) устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях , а также распределяет дела между палатами; 5) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда , а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.

    В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к его ведению и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях. В число этих дел входят: 1. Дела о соот-и Конституции РФ: а) ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы, Правительства РФ ; б) законов и иных нормативных актов субъектов РФ , изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос. власти РФ и совместному ведению органов гос. власти РФ и органов гос. власти ее субъектов; в) договоров между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, договоров между органами гос. власти субъектов РФ ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ .

    2. Конституционный Суд в заседаниях палат разрешает также споры о компетенции: а) между фед. органами гос. власти ; б) между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов ; в) м/у высшими гос. органами субъектов РФ .

    Конституция гарантирует каждому человеку соблюдение основных прав, без которых невозможно представить полноценную жизнь человека: право на жизнь, право избирать, право быть избранным, право на качественное образование, право на надлежащую медицину. Но кто сможет гарантировать соблюдение норм Конституции? Кто сможет дать официальное толкование норм Конституции, которым будут пользоваться органы власти, должностные лица? Именно для этих целей создан Конституционный Суд РФ. Далее рассмотрим теоретическую основу про Конституционный Суд РФ кратко , но максимально захватив все, что нужно о нем знать.

    Правовой статус КС РФ

    КС РФ является тем самым единственным органом, который осуществляет полноценный контроль за соблюдением статей Конституции. Судопроизводство осуществляется независимо от деятельно других государственных органов и иных ветвей власти. Деятельность Конституционного суда осуществляется исключительно в форме конституционного судопроизводства. Так же Конституционный Суд является носителем права законодательной инициативы (пусть даже исключительно в рамках своей деятельности и ведения).

    Полномочия, порядок образования и осуществления деятельности Конституционным Судом РФ

    Полномочия, права и функции КС регламентируются Конституцией Российской Федерации, некоторыми федеральными законами, в том числе и федеральным конституционным законом о Конституционном Суде РФ. Суд состоит из 19 квалифицированных судей. Судьи назначаются на должность исключительно Советом Федерации по предварительному представлению главы государства - Президента РФ. КС РФ в праве принимать решения только в том случае, если на заседании суда присутствуют не менее двух третей из общего установленного законом числа судей. При назначении судьи на почетную должность в Конституционном Суде не указывается срок, на который он назначается, то есть избирается бессрочно.

    В большинстве случаев Конституционный Суд РФ рассматривает всевозможные дела и принимает законные решения в заседаниях суда, проводя слушания и разбирательства по каждому конкретному запросу, жалобе или спору. Но, как известно, правило подтверждается исключением. Так и в соответствии с частью 1, статьи 47 закона о КС РФ, Конституционный суд в некоторых случаях осуществляет судопроизводство без проведения предварительных слушаний.

    Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации

    Для того, чтобы Суд мог полноценно функционировать создан Аппарат. В его состав входят:
    1. секретариат;
    2. управление кадров и государственной службы;
    3. управление финансов (бухгалтерия);
    4. представительство Суда в городе Москва;
    5. управление делами.
    Секретариат так же представлен некоторыми отделами. Так, в Суде есть Секретариаты Председателя Суда и его заместителей. Всего а штате Суда имеется порядка 250 человек.


    Без Конституционного суда не может обойтись ни одна развитая, демократичная страна мира. Каждая страна, имеющая Конституция просто обязана иметь орган, который бы тщательно...