Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Кто и как может установить публичный сервитут на земельный участок? Публичный сервитут и его особенности

    Кто и как может установить публичный сервитут на земельный участок? Публичный сервитут и его особенности

    Устанавливает право пользования в той или иной мере чужим имуществом или земельным участком. Права собственности землевладелец при этом не лишается. Он имеет только стеснение своих прав на определенной территории принадлежащего ему участка. Установление факта обременения считается с даты оформления соглашения в Росреестре.

    В ЗК определены два основных вида сервитута: публичный и частный.

    Публичный сервитут

    Характеризуется тем, что одним из участников при заключении соглашения является государственный орган и целью его установления считается защита интересов не одного лица, а огромного количества людей.

    Отличия данных видов

    Список документов, требуемых для регистрации :

    • платежка с оплатой госпошлины;
    • документы, устанавливающие права собственности;
    • соглашение о введении ограничений;
    • план участка, на который налагается обременение;
    • постановление суда, если дело было представлено судебному разбирательству.

    Границы зон действия

    Для публичного обременения необходимо на всех участках , подпадающих под зону ограничения. Производить данное действие должны . На сформированном плане указываются все границы действия обременения и отмечаются участки, находящиеся на . К прилагается межевой проект с указанием всех участков, которые будут затронуты обременением.

    Другие отличия

    Таблица с отличиями по ограничениям

    Отличия

    Публичный сервитут

    Частный сервитут

    Стороны, для которых вводятся ограничения

    Введение ограничений в интересах большого круга лиц.

    Наложение обременения в пользу определенного частного лица или нескольких лиц.

    Устанавливается при помощи нормативно-правовых актов.

    Принятие происходит при заключении соглашения сторон.

    Получение выгоды

    Почти всегда заключается на безвозмездной основе. Плата может быть назначена только при условии существенного затруднения при пользовании участком.

    При невозможности использования участка владелец вправе потребовать выкуп или предоставление нового.

    Всегда заключается на возмездной основе. Происходит ее владельцу. Величина устанавливается от размера убытков, причиненных обременением.

    Необходимость согласования

    Всегда согласовывается с местной администрацией

    Нет необходимости в таком согласовании.

    Разрешение о несогласии сторон

    В суд обращается тот, на чей участок проводятся ограничения.

    В судебный орган обращается тот, кто хочет установить сервитут.

    Снятие ограничений происходит изданием акта о прекращении обременения.

    Заключается соглашение о прекращении действия обременения или подается на рассмотрение в суд.

    Сервитут накладывает ограничения на использование земли ее собственником. Это является вынужденной необходимостью, которая может быть связана с проведением каких-либо работ как со стороны частного лица, так и со стороны государства. Между этими ограничениями существует ряд различий по порядку оформления, по разрешению спорных ситуаций, по возмещению неудобств.

    Его главная особенность заключается в том, что решение по его наложению принимают государственные власти, но в пользу государства участок не изымается. Рассмотрим подробнее отличительные черты обременений на землю и порядок установления сервитута.

    Виды обременения

    Согласно ЗК РФ и ст. 23 определено несколько видов обременения: частный и публичный сервитут. Под частным обременением понимается возможность собственника одного земельного надела требовать от собственника другого предоставления права ограниченного использования соседнего участка. Данное право может быть использовано для:

    • строительства прохода или проезда;
    • прокладки линии электропередачи;
    • прокладки водопровода и др.

    Публичное обременение производится в интересах общества и власти. Установлен такой сервитут может быть для следующих нужд:

    • для проезда или прохода через земельный надел;
    • для использования земли;
    • для строительства пастбища;
    • для сенокошения;
    • для охоты и рыбалки;
    • для исследовательских работ и др.

    Подробнее о публичном сервитуте

    Под сервитутом понимают добровольную передачу другому лицу некоторых прав на земельный участок, который находится в распоряжении какого-либо лица. Публичный сервитут - это подвид сервитута, который налагается на землю. Особенностью такого вида обременения является то, что устанавливать его могут исключительно органы власти, но сам участок не забирается в пользу государства.

    Получается, что публичный сервитут как понятие объединяет в себе такие характеристики:

    • субъективное право;
    • способ обременения;
    • бессрочное или временное оформление.

    К публичным сервитутам в городах не относится территория, которая используется для общественных нужд:

    • линия электропередачи;
    • опоры под линии электропередач;
    • газовые трубы, подведенные к участкам;
    • водопровод;
    • канализация.

    В том числе под линиями электропередач недопустимо строительство домов, возведение насаждений, а в местах, где проложены трубы, нельзя углубляться до метража проложенных коммуникаций.

    Основания для образования

    Публичный сервитут устанавливается для использования гражданами на следующих основаниях:

    • Подписание документа о соглашении сторон (непосредственно собственника земли и другого лица или лиц).
    • Вынесение судебного постановления (необходимо в том случае, если публичное обременение неизбежно, и его необходимость очевидна, а собственник надела на уступки не идет).
    • Есть завещание.

    Когда составляется договор, одной из сторон может быть как один человек, так и несколько лиц. Кроме того, это может быть не только физлицо или юрлицо, стороной может выступить государство или муниципалитет. Как бы то ни было, соглашение должно быть заключено в письменном виде и заверено подписями. Данный договор необходимо зарегистрировать, а далее провести межевание земель, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы с границами территорий. В дополнение ко всему можно оценить собственность, попадающую под публичный земельный сервитут.

    Заявление

    Публичный сервитут устанавливается путем прохождения нескольких последовательных этапов. Начинается все с подачи заявления с соответствующим требованием. Инициировать данный процесс могут как физическое или юридическое лицо, так и муниципальные или государственные власти.

    При написании заявления необходимо указать:

    • наименование объекта, его фактический адрес;
    • цель наложения обременения;
    • срок наложения публичного сервитута;
    • полные данные о собственнике земельного надела и совладельцах, если таковые имеются;
    • информацию о лице (лицах), для которого устанавливается обременение.

    Если заявление подается органом местного самоуправления, то обращаться для его написания нужно в администрацию муниципалитета. Если заявителем является другой субъект, то обращаться надо в территориальный орган по земельным вопросам. Так как сервитут является обременением земельного надела и его владельца, то необходимо составление индивидуального нормативного акта. Таким образом, публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом.

    Принятие решения

    После того как заявление подано, оно будет рассматриваться в установленные сроки. Все будет зависеть от того, кем является субъект, и в каком регионе происходит данный процесс. В каждом регионе составляются свои территориальные акты с индивидуальными требованиями и правилами. Единственное исключение - населенные пункты федерального значения.

    Заявление рассматривается на специальном слушании, после которого выносят решение. Законодательно не установлена регламентированная форма таких собраний, поэтому данное слушание может быть приравнено к гражданскому собранию. Проведенное собрание обязательно протоколируется. В документе указываются повестка дня, вынесенное решение, количество собравшихся. Хотя ЗК РФ не обязует собирать такого рода слушания, но на них проще принять решение, а также в дальнейшем есть на что ссылаться, если возникнут спорные вопросы.

    Установление публичного сервитута фиксируется путем или нормативного акта, где обязательно должна быть указана информация об объекте: кадастровый номер, месторасположение, общая площадь и т.д. Работать сервитут начнет после госрегистрации, для которой необходимо собрать следующие документы:

    • заявление о регистрации обременения;
    • квитанция об уплате госпошлины;
    • нормативный акт или соглашение об обременении;
    • документ, удостоверяющий личность заявителя или документы доверенного лица;
    • план земельного надела, на который будет наложен сервитут.

    Межевание

    Публичный сервитут - это такой вид обременения, который в обязательном порядке должен быть отражен в Чтобы данные сведения были отражены, нужно провести межевание земель. Другими словами, следует установить границы сервитута на земельный надел. А какие границы обременения нужно отображать при межевании - планируемые или уже установленные? Если земельный надел зарегистрирован и поставлен на кадастровый учет, то следует дождаться нормативного акта от госорганов о констатации сервитута и далее можно проводить межевание. Если же земельный надел не был зарегистрирован, то придется проводить двойную работу. Сначала межевание при оформлении надела, а затем межевание при установлении обременения.

    Возникает вполне логичный вопрос: можно ли сделать все за один раз, если владелец земли знает, где именно будет расположен сервитут? С одной стороны, проект установления границ земельных участков нельзя назвать основным и правообразующим. Он либо формирует, учитывая требования, предложения по границам земельного надела, либо фиксирует состояние уже имеющегося надела. Но тогда в плане межевания земель должны быть отражены публично-правовые сервитуты (то есть по ним уже есть необходимые документы). Но с другой стороны, кодекс градостроения не запрещает решать все вопросы одновременно. А учитывая сложность процедуры оформления обременения, лучше все же сначала получить правовой акт на сервитут, а потом проводить межевание.

    Договор

    Следующим действием, которое определяет порядок установления публичного сервитута, является заключение договора. Он должен быть составлен правильно и включать в себя следующие обязательные пункты:

    • Предмет обременения, то есть на какую недвижимость будет наложен сервитут.
    • Кто выступает в качестве сторон соглашения и будет иметь право пользования наделом.
    • Подробное описание земельного участка (его границы, план размещения, площадь, какие объекты на нем расположены, в том числе растительность, в какую стоимость оценен объект, кадастровая информация).
    • Целевое предназначение земельного участка, условия пользования данным участком (каковы ограничения и в какое время).
    • Срок установления сервитута.
    • Если есть условия, при которых договор может быть расторгнут преждевременно, их необходимо указать.

    После составления и подписания соглашения, оно должно быть заверено в нотариальной конторе и зарегистрировано в госреестре. Данные процедуры обязательны, в противном случае публичный сервитут не будет считаться законным. Особое внимание нужно уделить кадастровому плану участка. Если он испорчен или утерян, его в самые короткие сроки необходимо восстановить.

    Оценка и стоимость

    Публичный сервитут - это обременение на землю, поэтому у собственника надела есть право установить размер платы за пользование его участком, ссылаясь на возможные убытки из-за установления обременения. Данный пункт тоже должен быть прописан в соглашении и рассмотрен довольно тщательно, потому что изначально может показаться, что убыткам взяться неоткуда, а на деле окажется все наоборот.

    В сумму за сервитут владелец участка может включить, к примеру, стоимость охранных услуг и поддержание земельного участка в надлежащем виде, особенно если это публичные сервитуты в городах, и целью их является проезд транспорта. Если после установления сервитута выяснилось, что установленная цена не соответствует действительным затратам, можно, ссылаясь на ЗК РФ, изменить условия соглашения, составив дополнение к нему. Весовым основанием для написания дополнения к договору является:

    • Перемена деятельности пользователей.
    • Право пользователя было расширено или ограничено на той же территории.
    • Внесение поправок в нормативно-правовой акт (при условии, что одна из сторон - госорган).
    • Пересмотр соглашения обеими сторонами и внесение соответствующих корректировок.
    • Вынесение судебного постановления.

    Регистрация

    Как говорилось выше, регистрация публичного обременения является процедурой обязательной и не предусматривает никаких исключений. Регистрировать документы могут органы юстиции, вносящие данные в единый реестр недвижимости. Подавать заявление на регистрацию должна та сторона, в пользу которой это обременение наложено. Публичный сервитут устанавливается на основе нормативно-правового акта, которой должен быть приложен к заявлению. Кроме этого, могут понадобиться ходатайства муниципалитета или другого государственного органа.

    После того как сведения об обременении будут внесены в реестр, оно вступает в силу. Если сервитут накладывается не на весь земельный участок, а лишь на его часть, то к вышеуказанным документам прилагается еще схематический план с делением границ и отметками той доли недвижимости, которую затрагивает обременение. Если следует зарегистрировать несколько обременений, то каждое из них будет проходить регистрацию отдельно в установленном порядке.

    Учитывая положения НК РФ, можно сделать вывод, что процесс регистрации публичного сервитута является платным. Поэтому его участнику нужно будет оплатить госпошлину. Ее размер зависит от того, кто оформляет обременение и в каком регионе. Если это физлицо, то плата составит 500 рублей, если юрлицо - то 2 000 рублей. Каждое следующее внесение изменения также подлежит регистрации и облагается пошлиной, но в меньших размерах. Физлицо заплатит 100 рублей, юрлицо - 300, а муниципалитет - всего 50 рублей.

    Когда прекращается обременение

    Законодательно установлено, что публичный сервитут не всегда может быть бессрочным, его можно установить и на определенный срок. Если в договоре все-таки было прописано, что обременение бессрочно, существуют веские основания для прекращения действия соглашения и, соответственно, самого обременения.

    К таким основаниям относятся:

    • смерть владельца земельного надела;
    • официально оформленный отказ пользователя от обременения;
    • ненужность земельного участка для дальнейшего публичного применения;
    • объединение сторон для ведения совместной деятельности;
    • постановление судебной инстанции по предъявленному иску от собственника земельного участка;
    • завершение срока действия обременения без дальнейшей его пролонгации.

    Как бы то ни было, досрочное снятие обременения происходит посредством обращения в суд, и уважительной причиной этому может служить ущемление права собственника недвижимого имущества. По вышеизложенным случаям можно обойтись без судебных тяжб, написав заявление в местную администрацию.

    Собственник, права которого были ущемлены, может потребовать у муниципалитета выкупить обремененный земельный участок, если снять сервитут не получается. Но он должен быть готов к тому, что все объекты, расположенные на данном участке, отойдут в пользование И на крайний случай собственник сможет их арендовать. Независимо от того, как было прекращено действие обременения, данный факт оформляется нормативно-правовым актом госорганов, которые выносили решение о наложении сервитута, с его дальнейшей регистрацией. Чтобы принять решение о прекращении обременения, не нужно созывать собраний и проводить слушания (если иного не предусмотрено местным законодательством).

    Сервитут публичный – это возмездное ограничение права пользования определенным земельным участком или его частью в пользу государства.

    Более понятно на вопрос, что такое публичный сервитут, можно ответить следующим образом: это принудительная аренда куска земельного участка у владельца для определенного общественного пользования. При составлении договора тип пользования будет прописан и ни государство, ни другие люди не смог использовать эту землю в иных целях, кроме собственника.

    Данный вид ограничения может быть установлен только в результате публичного слушанья, на котором рассматриваются вопросы, связанные с доступом к общественной территории.

    Продемонстрировать, что это такое – публичный сервитут, может следующий пример: дом построен на земельном участке, ведущем к единственному водоему.

    В данном случае обременением будет являться разрешение проходить всем гражданам по определенной территории участка для попадания к воде, не выходя за установленные границы.

    Цели публичного сервитута

    Государственный сервитут может быть установлен исходя из ряда определяющих потребностей государства и его жителей:

    • Проход и проезд через частную собственность до значимого государственного объекта или территории;
    • Свободный доступ всех желающих к прибрежным полосам;
    • Необходимость проведения дренажных работ;
    • Необходимость использования территории для научных исследований;
    • Как единственно возможное место выгона рогатого скота.

    Как можно установить публичный сервитут

    Установление любого обременения начинается с проведения общественного слушания, которое организует муниципалитет. На слушанье происходит уточнение мнения заинтересованных людей и жителей, проживающих в муниципальном образовании. В случае, когда граждане высказали согласие в необходимости обременения, муниципальные органы выпускают соответствующее постановление, если же люди оказались против, либо воздержались, сервитут быть наложен, не может.

    С учетом того, что сервитут устанавливается для реализации гражданских государственных целей, то его установление может происходить только при рассмотрении и подписании определенных государственных актов:

    • Нормативный документ местного самоуправления;
    • Нормативный акт субъекта Российской Федерации;
    • Общегосударственного нормативного акта РФ.

    При установлении публичного сервитута на земельные участки у собственников остаются права, связанные с земельным наделом. Единственным ограничением права будет запрет на действия, которые осложнят или сделают невозможным использование территории в целях, указанных в договоре.

    Читайте также Процедура оформления собственности по дачной амнистии: какие документы нужно подавать в Росреестр

    В случаях, когда пользование территорией затрудненно по адекватным причинам, которые не зависят от собственника, он может обратиться в суд и обязать государство выплатить ему стоимость части участка и забрать ее в собственность.

    В случае, когда хозяин обращается в судебные органы и выигрывает процесс государство не только выкупает участок, но и компенсирует все подтвержденные затраты, которые понес хозяин в связи с ограничением прав на пользования землей и использования ее сторонними лицами в своих целях.

    Особенности межевания участков при публичном сервитуте

    Перед тем как ограничение вступит в законную силу, государство должно внести изменения в кадастровый план земельного участка и указать межеванную территорию.

    Для того что бы установить и принять публичный сервитут на земельный участок необходимо:

    • дождаться официального постановления на учет сервитута и только после этого ставить вопрос о межевании;
    • в случаях, когда земельный участок находится в собственности, но не имеет полноценной регистрации, для установления сервитута участок изначально регистрируется;
    • публичные сервитуты могут быть зарегистрированы только после согласия собственника участка, либо поставлен в известность, но дал отказ. В случаях, когда собственник не согласен с межеванием, он имеет право обратиться в суд. Если обращения не было, то считается, что собственник согласен.

    Все спорные вопросы необходимо решать через суд.

    Защита прав собственника при публичном сервитуте

    Не все собственники согласны делить свой земельный участок с государством и общественностью. Если хозяин земли считает, что созданный сервитут нарушает его права и ухудшает условия жизни, то он может обратиться в суд.

    В соответствии с законами России, рассмотрение вопросов, связанных с публичным сервитутом находится в компетенции только арбитражного суда.

    В арбитражный суд необходимо обратиться с исковым заявлением, в котором указать какие права и почему нарушает обременение и, в просительной части, попросить признать государственный сервитут недействительным.

    В судебном процессе основное бремя доказывания ложится на государство или представителя муниципалитета. В судебном заседании им необходимо доказать, что обременение установлено как единственный способ реализации прав и свобод граждан.

    Такое понятие, как публичный сервитут на земельный участок представляет собой одну из разновидностей обременений, которая может накладываться на объект недвижимости. Ключевой особенностью такого обременения является то, что установить его могут исключительно органы власти, при этом территория для нужд государства или муниципалитета у собственника не изымается

    В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено, что собственник земли может требовать от владельцев смежных участков предоставления ему возможности использовать их территории с определёнными ограничениями для конкретных целей. Это не имеет ничего общего с арендой.

    Можно выделить следующие особенности публичного сервитута на земельные участки:

    Несмотря на то, что сервитут представляет собой обременение, по закону нельзя допустить, чтобы его наличие мешало владельцу земельного участка полноценно им пользоваться и распоряжаться. Если это правило нарушается, владелец недвижимого объекта имеет право обратиться к органу государственной власти и потребовать изъятия участка, например, посредством его выкупа.

    Дорогие читатели!

    Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

    Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

    Варианты образования

    Публичный сервитут устанавливается для гражданского использования земли на основании:

    • Договора о соглашении сторон (собственника и иного лица или лиц);
    • Судебного решения (если необходимость в публичном сервитуте очевидна и неизбежна, но владелец, которому принадлежит земля, на уступки не желает идти);
    • Завещания наследодателя.

    В соглашении любой из сторон может выступать как один человек, так и несколько. Кроме того, это не обязательно должно быть физическое или юридическое лицо. Стороной может быть муниципалитет или государство. В любом случае соглашение должно быть зафиксировано документально, а сам договор подлежит государственной регистрации. Перед его заключением обязательно нужно провести процедуру , чтобы не возникало никакой путаницы с её границами. Дополнительно проводится и оценивание собственности, попадающей под публичный сервитут.

    В целом, установление публичного сервитута на земельные участки происходит по таким причинам, как необходимость:

    • Прохода или проезда через участок, находящийся в чьей-либо собственности, если иных путей нет;
    • Проведения коммунальных работ или ремонта инженерных коммуникаций (речь идёт о временном сервитуте);
    • Осуществления геодезических работ, которые предусматривают проезд через территорию;
    • Проведения научных и исследовательских работ;
    • Прогона скота на пастбища;
    • Сезонной рыбалки или охоты;
    • В доступе граждан к прибрежным полосам.

    Подача заявления

    Чтобы законно установить факт публичного сервитута на землю, необходимо пройти несколько последовательных этапов. Все они имеют одно начало – поданное заявление с соответствующим требованием. Инициатором его подачи вправе выступать государственные органы власти, местный муниципалитет, юридическое или физическое лицо.

    Что указывается в заявлении:

    • Наименование и адрес недвижимого объекта, на который нужно установить публичный сервитут;
    • С какой целью накладывается данное обременение;
    • На какой срок устанавливается сервитут;
    • Информация о владельце и совладельцах территории;
    • Для кого установлен сервитут.

    От имени органа местного самоуправления заявление подаётся администрации муниципалитета. Если заявителем выступает какой-либо иной субъект, обратиться следует к соответствующему территориальному исполнительному органу по земельным вопросам. Поскольку сервитут является обременением земли и её владельца, это требует соответствующего индивидуального акта. Однако речь идёт не просто об обременении, а о публичном сервитуте, где невозможно определить чёткое количество лиц, которые будут проходить через территорию. Исходя из этого, акт будет нормативного характера.

    Процесс принятия решения

    После подачи заявление будет рассматриваться в установленные сроки в зависимости от того, кто выступает субъектом и в каком регионе. В каждом существует территориальный акт со всеми действующими правилами и требованиями. Это не распространяется разве что на населённые пункты федерального значения. Рассматривается заявление на специально собранном слушании, по итогам которого выносится решение. Для таких слушаний нет регламентированной формы проведения, поэтому они могут быть приравнены к гражданскому собранию. Это собрание в обязательном порядке протоколируется. В протоколе содержится не только повестка дня и вынесенное решение, но и количество присутствующих человек. При этом, если ссылаться на статьи Земельного кодекса Российской Федерации, даже эти собрания не являются обязательными, чтобы решение о публичном сервитуте было принято.

    Общественный сервитут фиксируется договором или соответствующим актом, в котором указывается основная информация о недвижимом объекте (месторасположение, общая площадь, индивидуальный кадастровый номер, прочее). В целом можно заметить, что его информативная структура будет схожей с поданным заявлением.

    Действовать публичный сервитут начнёт после государственной регистрации, для которой потребуется подать такие документы:


    Особенности межевания

    Обременение земли, чем и является публичный сервитут, обязательно будет отображаться в кадастровом плане участка и в единой государственной регистрационной базе. Это требует проведения процедуры межевания территории для установления чётких границ общественного сервитута.

    Так, например, когда недвижимость зарегистрирована и поставлена на государственный учёт кадастровой палатой, нужно получить акт от органов государственной власти о том, что сервитут установлен, после чего проводится межевание. Если же земля не зарегистрирована, это чревато проведением двойной работы, поскольку межевание нужно проводить, чтобы оформить землю, и далее всё равно придётся для установления публичного сервитута.

    Если рассматривать вопрос с юридической стороны, то для того чтобы избежать двойной работы, следует учесть, что не основообразующий и не порождающий право собственности Его задачей служит только фиксация состояния имеющейся территории или ее формирование путём установления границ. Исходя из этого, закон не запрещает начинать процедуру с установления сервитута, чтобы после на его основании продолжать оформление.

    Пункты договора

    Заключая договор об установлении сервитута, следует убедиться в том, что он составлен правильно и включает в себя все обязательные пункты, а именно:

    • Предмет сервитута (на какую именно недвижимость накладывается обременение);
    • Кто выступает в качестве сторон и будет иметь право пользоваться сервитутом;
    • Подробные характеристики участка земли: площадь, границы, планы размещения, что на нём расположено (в том числе деревья и кустарники) во сколько объект оценён, кадастровая информация;
    • Целевое назначение территории, условия пользования землёй (в какое время, какие ограничения);
    • На какой срок установлено обременение;
    • При каких условиях договор может быть досрочно разорван.

    После подписания договор должен быть удостоверен нотариусом и зарегистрирован в Росреестре. Это обязательные процедуры, без которых публичный сервитут не будет признан законным. Документы, необходимые для регистрации сервитута, перечислены ранее в статье. Особенно следует обратить внимание на кадастровый план участка. Если он по каким-либо причинам будет утерян или испорчен, владелец объекта недвижимости обязан восстановить его в кратчайшие сроки.

    Стоимость и оценка

    У владельца земельного участка есть право установить размер оплаты, ссылаясь на тот убыток, который он понесёт из-за публичного сервитута. К данному пункту следует подойти довольно тщательно и взвесить все нюансы, поскольку в случае, когда, казалось бы, убыткам браться неоткуда, на практике это может оказаться далеко не так.

    В размер оплаты за обременение территории сервитутом собственник может включить стоимость работы охраны, содержание участка и его поддержание в надлежащем состоянии, что особенно важно, если целью сервитута является частый проезд.

    После заключения договора, если установленная цена оказалась несоответствующей реальной картине, ссылаясь на Земельный и Гражданский кодекс Российской Федерации, решить вопрос можно дополнениями к договору. Весомыми основаниями для них служат такие ситуации, как:

    Регистрация и пошлина

    Как выше упоминалось, государственная регистрация публичного сервитута является процедурой обязательной и никаких исключений здесь не предусмотрено. Заниматься оформлением регистрации вправе органы юстиции, которые вносят данные в единый государственный реестр прав на недвижимость. Подаёт заявление о регистрации сторона, в пользу которой сервитут наложен. Для этого должен быть акт, договор или постановление суда. Также потребуется ходатайство муниципального органа или иной государственной структуры.

    После внесения сведений в единую базу публичный сервитут вступит в силу. Если же такое обременение касается не всей территории, а лишь её определённой части, прилагается схематический план с межеванием и отметками, какую именно долю недвижимости сервитут затрагивает. Если регистрируется несколько разных сервитутов, каждый будет проходить отдельную процедуру в установленном порядке.

    В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, регистрация публичного сервитута не является бесплатной и требует внесения государственной пошлины. Ее размер будет зависеть от того, кто оформляет регистрацию и в каком регионе. Так, если физическое лицо уплачивает пятьсот рублей, то юридическое – две тысячи. Каждое последующее внесение изменений тоже регистрируется с внесением государственной пошлины, но уже в меньшем размере. Если физическое лицо платит сто рублей, а юридическое – триста, то муниципалитеты платят пятьдесят.

    Когда прекращается?

    Следует знать и том, когда по закону может быть прекращён публичный сервитут, поскольку он далеко не всегда бессрочный, даже если продлевается неограниченное количество раз. Весомыми причинами для снятия обременения служат:


    В любом случае, досрочное снятие происходит через суд и уважительной причиной для этого служит ущемление прав владельца недвижимого имущества. В иных случаях, которые упоминаются выше, можно обойтись без суда, подав заявление местной администрации.

    Собственник, права которого нарушаются, может потребовать, чтобы муниципалитет выкупил землю, обременённую сервитутом, если снять его нельзя. Однако при этом гражданин лишается и всех объектов, которые на этой земле располагаются. В крайнем случае, после он сможет их арендовать.

    Дорогие читатели!

    Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

    • - обременение устанавливается на определенный период, по истечении которого действие сервитута автоматически заканчивается;
    • бессрочный - сервитут устанавливается на неопределенный период и может быть прекращен в судебном порядке или когда необходимость в обременение исчезнет сама собой.

    Говоря о целях сервитута, необходимо выделить следующие:

    • - гарантирует право каждому гражданину РФ использовать ресурсы водного фонда России без использования технических устройств;
    • - закрепляет право гражданина бесплатно и беспрепятственно находится на территории лесных массивов страны, а также заниматься собирательством пищевых лесных ресурсов (грибы, ягоды, травы);
    • сервитут на дорогу - гарантирует право каждого гражданина бесплатно пользоваться автодорогами федерального значения.

    Особенности

    Сервитут может быть установлен как на весь участок, так и на конкретную часть земельного надела.

    Факт оформления сервитута на земельный участок может фиксироваться следующими документами:

    • актами Российской Федерации;
    • актами органов местного самоуправления;
    • нормативно-правовыми актами субъектов (муниципалитетов) РФ.

    Что такое отказ от преимущественного права покупки сельхозземель, вы можете узнать в .

    Что лучше: подарить земельный участок или продать его? Все преимущества и недостатки каждой сделки описаны .

    Установление платы за публичный сервитут

    Действующее законодательство РФ не предусматривает обязательное установление за установление сервитута. Однако в случае причинения неудобств собственнику или третьим лицам (арендатору, лицу, которое владеет участком на праве бессрочного пользования) может быть выплачена компенсация, размер которой устанавливается в судебном порядке или путем переговоров между собственником земельного участка или третьими лицами и органами местного самоуправления (администрацией города или сельского поселения).

    Как правило, чиновники адекватно реагируют на выплату компенсации землевладельцу, если последний не препятствует установлению сервитута в интересах государства.

    Ради общественного блага, и поэтому каждый гражданин должен знать о своих правах и обязанностях. Если установление сервитута неизбежно, но обременение доставляет вам большие неудобства, вы всегда можете отстоять свои права путем переговоров с местной властью или обратиться в суд.