Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Кто может пройти альтернативную службу. Альтернативная служба в армии: способ «откосить» или осознанное решение

    Кто может пройти альтернативную службу. Альтернативная служба в армии: способ «откосить» или осознанное решение

    Закон об Альтернативной гражданской службе существует с 2002 года, но молодые люди по-прежнему либо не хотят, либо не знают, как им можно воспользоваться. Ежегодно из 150 тысяч призывников по всей России, только тысяча подает на АГС. PublicPost поговорил с АГСниками о том, как на самом деле работает эта система в России.

    1: Альтернативная служба длится не так долго, как кажется

    С 2008 года срок службы на АГС состаляет 21 месяц (служба в армии - 1 год). В соответствии с Трудовым кодексом альтернативная служба засчитывается в трудовой стаж, предусматривает оплату труда, а также предоставляет два месяца отпуска (чего нет на военной службе). Работа по стандартному графику - отработал 8 часов и ты дома. Можешь гулять или учиться, получать вечернее или заочное образование. АГСники фактически служат 1 год и семь месяцев - это вполне приемлемый срок.

    Дмитрий Бояринов:

    «АГС я прохожу в данный момент. Работать пришлось в санатории Можайском, который находится в Подмосковье. Основной причиной, почему я решил не идти в армию, являются мои религиозные убеждения - я с самого детства Свидетель Иеговы. Я принципиально не собирался брать в руки оружие, а альтернативная служба как раз позволяет «отдать долг родине» без насилия и обучения воинскому делу. Если говорить о сроках, то мне 1 год и 9 месяцев службы не кажутся долгими. Во время службы ничего не теряешь, так как выход за территорию места службы свободный, все свободное время ты проводишь, как тебе заблагорассудится. Думаю, я больше приобрел, нежели потерял. Во-первых, куча новых друзей из разных уголков страны появилось - Москва, Питер, Казань, Ставропольский край, Саратовская область и др. Во-вторых, те навыки, которые я получил во время службы, несомненно пригодятся мне в дальнейшей самостоятельной жизни. Несколько слов о самой работе: как и с обычными работниками, со мной был составлен трудовой договор, то есть 8-часовой рабочий день, суббота и воскресенье - выходные. Любой человек может попасть на альтернативную службу - главное наличие желания и принципов, по которым ты не хочешь служить в армии».

    2: Добиться перевода на АГС совсем не сложно

    На деле нужны только 3 документа: заявление (в свободной форме), характеристика с последнего места учебы или работы (также в любом формате) и короткая автобиография. Молодой человек подает заявление в военкомат за полгода до призыва. Сотрудники военкомата в любом случае (если даже срок этот нарушен) обязаны принять его документы. Заявлением призывник обозначает свои убеждения. Наличие самих убеждений доказывать не надо, необходимо лишь сформулировать, почему эти убеждения противоречат военной службе. Также могут быть свидетели - люди, которые смогут подтвердить, что молодой человек действительно живет по принципам, в соответствии со своими убеждениями.

    Отказ может быть только при нарушении формальных требований: нарушения сроков подачи документов или пропуск заседания комиссии. Плюс, отказ может быть в том случае, если у комиссии есть факты, противоречащие доводам призывника (если человек утверждает, что он пацифист, а комиссия приносит справку из милиции с доказательством того, что он участвовал в драке и т.д.). Отказать призывнику, за которым не числится никаких нарушений, практически невозможно. Перед подачей на АГС нужно тщательно проверить здоровье - человек, негодный к воинской службе, также негоден и к альтернативной.

    Максим Кравченко:

    «Прохожу АГС с июля 2011 года в психоневрологическом интернате Кинешемского района Ивановской области. Должность: санитар воспитатель. Срок службы 1,5 года плюс 2 отпуска. Я служу на АГС из-за религиозных убеждений. Вообще я рад, что есть АГС. Я выполняю свой долг перед народом, при этом не нарушая библейские принципы и конституционные законы. Я не потратил зря 1,5 года на АГС. Я живу дома, на работу езжу на собственной машине. Мне платят зарплату, и у меня идет трудовой стаж. Так что сожалеть мне не о чем. На работе меня полностью снабжают спецодеждой, средствами индивидуальной защиты. Бесплатно кормят. Работаю по такому графику: 2 дня работаю, 3 отдыхаю. В смене у меня 2 медсестры и 1 санитар. Плюсы: не нужно принимать присягу, потому что при принятии присяги подписываешь себя на действие военного устава, а не гражданского закона. Больших минусов я не вижу. Необходимо четко определить свою позицию. Хочет ли призывник вообще служить на АГС. Это нужно для того, чтобы когда военком будет разговаривать и задавать вопросы, призывник мог четко и уверенно отстаивать свою позицию. А иначе там легко могут сбить с толку и поставить в неловкое положение».

    3: Нужно быть готовым к провокациям со стороны военкомата

    В военкоматах существуют препятствия, молодому человеку нужно суметь подать заявление. Иногда они начинают запугивать, угрожать, делают все возможное, чтобы документы не проходили. При подаче документов на АГС будьте настойчивы и не бойтесь никаких отказов. Даже если возникают какие-то проблемы в военкомате или у призывной комиссии, у вас есть право обжаловать это решение. Нужно предварительно изучить закон и тексты документов, при возникновении проблем связаться с общественными и правозащитными организациями.

    Арсений Левинсон:

    «Я подал на АГС в этом году. Мой старший брат тоже проходил альтернативную службу - два года он успешно отработал в главпочтамте. На тот момент он был единственным молодым человеком в своем военкомате, который подавал заявление на АГС. Но и сейчас этот вид службы не очень популярен. Нет никакой адекватной информации по этому поводу. В военкоматах ребят специально дезинформируют. Я вот уже столкнулся с проблемой - мой военкомат вовремя не созвал комиссию и пропустил все сроки. Они фактически нарушили закон. Но я с этим буду бороться. Призывники должны понимать, что имеют полное право на прохождение АГС. И убеждения могут быть любыми, не только религиозными. Главное, знать свои права».

    4: Большинство АГСников остаются служить у себя в регионе

    Положение об «экстерриториальности» прохождения АГС существует. Но вместе с тем в законе прописано, что если молодой человек направляется в другой регион, то ему должны предоставить общежитие со всеми удобствами. Таких общежитий у организаций сейчас практически нет. Поэтому 80% ребят остаются служить по месту жительства, всех оставляют дома. А в другой регион отправляют только в том случае, если в родном городе призывника нет организаций, готовых принять АГСников.

    Тимофей Адаховский:

    «Я проходил АГС в Москве с 2009 года по 2011, в Психоневрологическом интернате №30. Я работал обычную 40-часовую неделю, с 9 до 16.30, график 5/2. Зарплата была достойная вполне, но это, конечно, из-за того, что я служил в Москве и в учреждении такого профиля. В мои обязанности входили уход и надзор за пациентами, работал я санитаром. Еще был большой плюс, что я работал/служил в своем городе и ночевал дома. В выходные можно было погулять с друзьями, а также оплаченный отпуск - он у меня был очень большой, но это, скорее, в плюсы работы в психиатрии. Если собираетесь проходить АГС, советую заранее заняться подготовкой документов для подачи заявления, лучше сделать это за год до призыва, ну и, конечно, продумать аргументацию. Хоть в законе и написано, что любой может заменить службу в армии альтернативной службой, но военкомат просто так не сдастся и не отправит работать, им все-таки народ набирать надо».

    5: Претендовать на АГС можно по любым убеждениям

    До сих пор продолжается негативная пропаганда альтернативной службы со стороны военкоматов. Они всячески запугивают парней, делают все, чтобы в обществе считали АГС таким маргинальным явлением. На самом деле это не так - претендовать на АГС можно по любым основаниям, не только религиозным. Были ребята, которые не только по пацифистским или антимилитаристским, но и по политическим убеждениям подавали на АГС. Это очень широкий спектр, и он работает.

    Макар Бутков:

    «Я только планирую подавать на АГС. На мой взгляд, главный плюс альтернативной службы в отсутствие необходимости служить в армии. Суть и организация армейской службы находятся в противоречии с моими личными убеждениями. Конституция нам гарантирует свободу совести и этим надо пользоваться. Я считаю АГС хорошим способом выполнить свой долг перед родиной и при этом не встраиваться в армейскую иерархию. Принцип беспрекословного выполнения приказов, когда он оторван от реальной необходимости, противоречит нормальным человеческим отношениям и приводит к многочисленным проблемам. Работу на АГС ты не выбираешь сам, однако в заявлении можно дать рекомендации, а также учитывается образование. Лично я хотел бы работать в сфере экологии».

    6: АГС охватывает широкий спектр профессий и специальностей

    Любая государственная организация имеет право подать заявку на привлечение альтернативных служащих. В течение года Роструд собирает эти заявки, и выпускается перечень организаций, куда могут быть направлены ребята. На сайте Роструда можно найти перечень всех вакантных должностей и профессий. В первую очередь, это социальные организации - дома престарелых, детские дома, больницы. Почта России сейчас активно берет на работу альтернативщиков. Можно пойти работать в музей, театр и даже в зоопарк. Ребят есть куда размещать: вакантных мест около 4-5 тысяч, а желающих набирается всего лишь около тысячи человек год. Во многих больницах не хватает персонала, в заповедниках и национальных парках мало работников. В таких сферах АГС может сыграть значимую роль. Единственный минус в том, что сам призывник не может выбирать место работы. Но при распределении всегда учитывается его специальность, навыки, социальное положение.

    Сергей Цевменко:

    «Я проходил АГС с 2007 по 2010 год в городе Дзержинский Московской области. Там есть предприятие «Союз» - бывший военный завод. Я там строителем работал. Я сам из маленького городка Кандалакша Мурманской области. В своем городе я был самым первым альтернативщиком. Комиссия даже не знала о существовании АГС. Меня уверяли, что туда одни сектанты идут. Но когда я начал настаивать и доказывать свои права, они успокоились и направили меня в Московскую область. На заводе со мной работало много альтернативщиков - в основном представители разных вероисповеданий. Все вроде спокойно прошло… Важный момент, о котором нужно помнить при подаче на альтернативную службу, - если вас определили на какую-то работу, которая вам не нравится, если не устраивает должность или зарплата, вы можете отказаться и попросить, чтобы вас перенаправили. По закону вам должны подыскать еще какие-то варианты».

    7: На АГС служащий застрахован от дедовщины и насилия

    На АГС служащий полностью застрахован от насилия или унижения. Здесь нет дедовщины, как в армии. Если приказ начальства противоречит твоим моральным установкам, ему можно не подчиняться. В отличие от военнослужащих, которые обязаны следовать любому приказу, здесь не надо идти против своей совести.

    Андрей Шишкин:

    «Я подавал на АГС, но пройти так и не успел, так как поступил в аспирантуру и получил отсрочку на 3 года. У меня родной брат пострадал от дедовщины. После этого я понял, что в армию идти не хочу. Мой совет тем парням, кто не хочет служить, платить взятки или выдумывать себе болезни, - пусть пишут заявление на АГС и отстаивают свои права. Это будет лучшая школа жизни, нежели чем в казарме страдать от дедовщины».

    В России был принят закон о воинской повинности, который касается каждого мужчины, достигшего призывного возраста. Но для отдельной категории граждан предусмотрена альтернативная служба в армии. Что это такое и в чем ее особенность – знают не все молодые люди. В этих вопросах следует разобраться мужчинам, которым предстоит пройти службу в гражданском варианте.

    Альтернативной гражданской службой называется один из видов трудовой деятельности, которая идет на благо обществу. Она выбирается мужчиной вместо военной службы по призыву. На протяжении установленного срока его основной работой становится определенная разновидность специальности (варианты альтернативной службы в армии могут быть разными), установленная законодательством страны.

    ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»


    Молодой человек, обладающий пацифистскими религиозными убеждениями, может рассчитывать на службу в альтернативной армии

    Конституция Российской Федерации включает в себя закон «О прохождении альтернативной гражданской службы». 25 июля 2002 года был принят нормативный акт №113, который дает право мужчинам по определенным причинам избежать традиционной военной службы и вместо этого заниматься полезной для общества деятельностью.

    Попасть на АГС могут следующие лица:

    • Молодые мужчины призывного возраста, которые не могут служить в армии по причине религиозных убеждений или собственных моральных принципов.
    • Мужчины, имеющие отношение к коренному населению, которое отличается небольшим количеством представителей. Они ведут традиционную для своего народа деятельность.

    Особые условия службы предлагаются молодым людям, которые по личным причинам не могут пойти в армию. Это касается лиц, которые не приветствуют военное дело на протяжении всей своей сознательной жизни или только определенный период до наступления конкретной даты.

    Особенности альтернативной гражданской службы

    Перед выяснением вопроса о том, как можно попасть на альтернативную службу в армии, стоит разобраться в ее особенностях.

    Призывники и их родители видят немало сходств между АГС и традиционной работой, поэтому многие из них предпочитают выбирать второй вариант, так как он кажется им более простым и безопасным.

    После попадания на альтернативную службу молодого мужчину ожидает следующее:

    1. Получение официальной заработной платы. Все труды работника, который таким способом проходит армию, в обязательном порядке оплачиваются. Он получает оклад в том размере, который полагается для занимаемой им должности. Поэтому зарплата призывника напрямую зависит от того, куда именно его направят работать. В большинстве случаев новобранцам предлагаются вакансии, на которые сложно найти человека ввиду низкой оплаты труда. Поэтому на высокий заработок рассчитывать могут лишь единицы.
    2. Заключение трудового договора. Это значит, что призывника официально устраивают. Он должен подписать срочный трудовой договор. Данный документ подтверждает то, что молодой человек не просто временно устраивается на работу, а за счет нее лишается необходимости отбывать положенный срок в армии.
    3. Получение больничного, выходных и отпуска. Все эти моменты в обязательном порядке обговариваются с работником, которому была предложена АГС. Каждый год призывнику будет предоставляться законный отпуск. Он обязательно оплачивается. Чтобы получить его, достаточно написать соответствующее заявление на имя своего руководства.

    Иногда у работника, который проходит альтернативную службу в армии, случаются прогулы. Их принято воспринимать в качестве нарушения трудовой дисциплины, что может караться штрафами или понижением заработной платы.

    В законе об альтернативной службе указано, что прогулы мужчины, находящегося на такой службе, не включаются в ее сроки.

    Основной перечень профессий, подлежащих АГС


    Охранная сфера – одно из направлений альтернативной службы

    Военный срок, который мужчина может пройти за счет альтернативной службы, будет засчитан только при условии выполнения им своих рабочих обязанностей на конкретной должности.

    Все основные профессии, предусмотренные АГС, указаны в специальном перечне. С ним может ознакомиться каждый желающий, которого интересует альтернативная служба.

    Призывнику предлагается профессия, которая соответствует одному из следующих направлений:

    1. Социальная сфера.
    2. Работа в учреждениях здравоохранения и диспансерах.
    3. Образовательная, культурная и строительная деятельность.
    4. Охранная сфера.
    5. Военные учреждения, в которых предлагается служба для гражданских лиц.

    Полный список направлений и должностей присутствует в Приказе Министерства труда Российской Федерации, который был установлен от 13 февраля 2015 года. Он числится под №85Н.

    На получение должности из основного перечня профессий могут рассчитывать:

    • Мужчины, которые имеют определенную квалификацию;
    • Начинающие специалисты, которые имеют законченное высшее образование по конкретной специальности;
    • Новобранцы, которые хорошо разбираются в торговле;
    • Лица с техническим образованием;
    • Мужчины, которые ознакомлены с процессом выполнения сельскохозяйственных задач.

    Каждый из них может быть заинтересован в прохождении альтернативной службы в армии. Чтобы получить такое право и пройти АГС, необходимо соответствовать определенным требованиям, которые указаны законодательством.

    Срок


    Срок прохождения альтернативной службы превышает срок срочной военной службы

    АГС в вооруженных силах отличается определенными условиями от традиционной военной службы в армии. В данном случае речь идет не только о виде деятельности, которой будет заниматься призывник в течение отведенного для этого промежутка времени. Еще одно важное отличие заключается в сроках прохождения альтернативной службы.

    Мужчины призывного возраста, которым предложена АГС, вынуждены проходить службу более долгий период, чем обычные военнослужащие. Это обусловлено предоставлением им особых условий, которые как бы оплачиваются увеличенным сроком.

    Мужчина, который призывается по закону РФ (Российской Федерации) на альтернативную службу, должен быть ознакомлен со сроками ее прохождения, установленными в России на текущий момент времени.

    Существует несколько вариантов, которые касаются сроков АГС:

    • Если мужчина устраивается на работу в подведомственную армию или военную часть, оставаясь при этом гражданским лицом, то длительность его службы будет ограничиваться 18 месяцами;
    • Если служба молодого человека проходит в других организациях, например, на почте или в налоговой инспекции, то срок для него увеличивается до 21 месяца.

    С целью напоминания стоит уточнить, что классическая служба в армии занимает у военнослужащих ровно 12 месяцев. Поэтому отличие ее срока от длительности прохождения АГС достаточно значительное.

    Место прохождения


    Призывник может быть направлен на выполнение общественно важных работ самого разного типа

    К числу самых популярных относится вопрос призывников, который касается места прохождения ими альтернативной службы. Среди людей, не знакомых с особенностями подобной трудовой деятельности, ходят слухи, что после призыва новобранцам приходится постоянно ухаживать за больными. По их мнению, это единственный вариант, который предлагается мужчинам. На самом деле все обстоит по-другому.

    Чтобы понять, где именно новобранец должен проходить альтернативную службу и есть ли смысл соглашаться на нее, следует обратиться к нормативному акту №113, о котором выше шла речь.

    Правительство Российской Федерации установило особый порядок, который требует, чтобы бюджетные и муниципальные организации заранее подавали заявки в органы о необходимости набора сотрудников на определенные рабочие должности. Все они в дальнейшем предлагаются мужчинам, за которыми была закреплена альтернативная гражданская служба.

    Список свободных рабочих должностей формируется перед каждым запланированным призывом в армию. Ежегодно в нем могут происходить значительные изменения. Выбор должности для новобранца осуществляется на основе имеющегося у него образования. Также могут учитываться профессиональные навыки и возможные рекомендации.

    Приблизительно в 98% случаев призывников, проходящих альтернативную гражданскую службу, оставляют в пределах города. Поэтому молодому человеку, который проходит АГС, крайне редко приходится покидать свой населенный пункт.

    Не исключается, что новобранец, который выбрал АГС, будет вынужден отправиться для прохождения гражданской службы в армии в другой город. В этом случае мужчине предоставляется бесплатное место в общежитии.

    Льготы

    Молодые люди, которые решают проходить альтернативную гражданскую службу, могут рассчитывать на получение определенных привилегий. Им обеспечивается:

    1. Бесплатный проезд в общественном транспорте к месту, где проходит гражданская служба. На такси эта привилегия не распространяется.
    2. Возможность каждый год использовать месяц законного отпуска.
    3. Получение бесплатного жилья, которое дается мужчине на время прохождения им альтернативной службы в армии.

    На этом преимущества АГС для новобранцев не заканчиваются. Молодой мужчина в обязательном порядке получает определенные трудовые и социальные гарантии. Они распространяются на все должности, которые присутствуют в списке вакансий для призывников АГС.

    Ответственность за уклонение от прохождения альтернативной службы


    Только предоставление соответствующих документов поможет призывнику попасть на службу в альтернативную армию

    Мужчинам следует знать не только, как получить возможность проходить альтернативную службу в армии, но и иметь представление об ответственности за уклонение от своих рабочих обязанностей.

    Отказ проходить альтернативную гражданскую службу может обернуться для молодого человека следующими проблемами:

    1. Получение штрафа, размер которого достигает 80 тысяч рублей. Также рассматривается вариант взыскания с мужчины суммы, которая равняется его заработной плате. Оно может распространяться на любые другие доходы новобранца, полученные за последние 6 месяцев.
    2. Необходимость провести на работах время, которое ограничивается 480 часами.
    3. Арест призывника, срок которого может достигать 6 месяцев.

    Стоит заметить, что в России крайне редко встречаются приговоры для мужчин, которые умышленно избегают прохождения альтернативной гражданской службы. С 2009 года по закону были осуждены 11 человек. Большинству из них удалось отделаться выплаченным штрафом. Остальным присудили посещение обязательных работ.

    Рассчитывать на разрешение пройти АГС в армии могут лишь лица, которые имеют возможность предоставить руководству документы, подтверждающие их неспособность прохождения традиционной службы. Заявление со всей документацией рассматривается в особом порядке, после чего мужчина может услышать конечный вердикт по поводу его дела. Одного лишь нежелания находиться в классической армии для получения АГС недостаточно.

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее - граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Альтернативная гражданская служба

    1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

    2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

    3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

    Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

    Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

    несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

    он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

    Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу

    1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования (далее - призывная комиссия) принято соответствующее решение.

    2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе":

    имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

    не подлежат призыву на военную службу;

    имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

    Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

    1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

    в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

    в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

    Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

    2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

    При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

    3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

    4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

    6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

    Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы

    1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц.

    2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 18 месяцев.

    3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

    4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

    5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

    прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

    время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

    время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

    появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

    Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы

    1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

    Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.

    3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.

    4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

    Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

    представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;

    ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;

    направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;

    ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;

    контролируют исполнение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях, где граждане проходят альтернативную гражданскую службу;

    Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

    представляют в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;

    заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;

    организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;

    контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае уклонения граждан от альтернативной гражданской службы принимают меры по привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

    Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

    Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

    Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы

    Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов организаций и внебюджетных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время

    Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Глава 2. Организация направления граждан на альтернативную гражданскую службу

    подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также - заявление);

    рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;

    явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;

    явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

    2. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и настоящим Федеральным законом.

    3. На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

    4. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    5. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в порядке, определяемом положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

    Статья 11. Подача гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

    1. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

    до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

    до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

    Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

    Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

    Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

    2. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

    К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.

    В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

    3. Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.

    Статья 12. Рассмотрение заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

    1. Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.
    О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

    2. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:

    выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

    анализа документов, представленных гражданином;

    анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

    3. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

    Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

    При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

    Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

    4. Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

    он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;

    характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

    в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

    он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;

    ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

    5. Уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при условии документального подтверждения причин неявки являются:

    заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

    тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

    препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

    иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

    6. Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

    7. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

    Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения.

    Статья 13. Медицинское освидетельствование гражданина и принятие решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу

    1. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в сроки, определенные военным комиссариатом, проходит медицинское освидетельствование и является на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

    2. Медицинское освидетельствование граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" для граждан, подлежащих призыву на военную службу.

    3. Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

    Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет.

    4. В случае неявки гражданина на заседание призывной комиссии без уважительных причин, определенных пунктом 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, он подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

    Статья 14. Направление гражданина к месту прохождения альтернативной гражданской службы

    1. К месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

    2. Гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, является в военный комиссариат в срок, указанный в повестке военного комиссариата, и получает под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.

    Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки.

    Статья 15. Разрешение споров, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу

    Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    В случае обжалования гражданином указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

    Глава 3. Прохождение альтернативной гражданской службы

    Статья 16. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы

    1. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

    3. Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

    4. По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

    Статья 17. Отпуск гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу

    1. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

    2. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

    Глава 4. Права, обязанности и ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

    Статья 18. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

    1. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, есть совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Граждане приобретают статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, с началом альтернативной гражданской службы и утрачивают его с окончанием альтернативной гражданской службы.

    3. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, в соответствии с положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы выдаются документы, подтверждающие прохождение ими альтернативной гражданской службы.

    Статья 19. Права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, предоставляемые им льготы, гарантии и компенсации

    1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются льготы, гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности.

    2. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.

    Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях.

    Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы на должностях и по профессиям, которые связаны с выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, засчитывается в стаж, дающий право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    3. За гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу. При этом он не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    4. За гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации.

    5. За гражданином, направленным на альтернативную гражданскую службу в период его обучения в образовательном учреждении, при увольнении с альтернативной гражданской службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное учреждение и на тот курс, где он обучался до направления на альтернативную гражданскую службу.

    6. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения.

    Указанным гражданам предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время).

    7. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

    Медицинская помощь гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы.

    8. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы.

    Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы, компенсируются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно, компенсируются за счет средств работодателя в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Статья 20. Условия и оплата труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

    1. Продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

    Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей при участии в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу; при необходимости проводится без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего гражданину участие в указанных мероприятиях, определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

    2. Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

    3. Организации, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, бесплатно обеспечивают общежитием граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу вне территории, где они постоянно проживают.

    Размещение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается.

    4. Обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иное материальное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляются организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для соответствующего вида работ.

    5. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 21. Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и ограничения их прав и свобод

    1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обязаны:

    соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и другие федеральные законы, выполнять требования, установленные настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, локальными нормативными актами организаций;

    соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором.

    2. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:

    отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;

    занимать руководящие должности;

    участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;

    совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;

    заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами;

    покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;

    прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;

    оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

    Статья 22. Ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

    Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы.

    Глава 5. Увольнение с альтернативной гражданской службы

    Статья 23. Основания и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы

    1. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:

    по истечении срока альтернативной гражданской службы;

    в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

    в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

    в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

    2. Гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

    3. Порядок увольнения гражданина с альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

    4. Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.

    Решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит соответствующую запись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора.

    При прекращении срочного трудового договора работодатель обязан выдать гражданину в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку.

    5. Работодатель после прекращения срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, обязан в течение трех рабочих дней уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

    Статья 24. Зачисление граждан, прошедших альтернативную гражданскую службу, в запас

    1. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.

    2. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на военные сборы не призываются.

    Глава 6. Заключительные положения

    Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Статья 26. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

    Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613) следующие дополнения:

    пункт 1 статьи 27 дополнить абзацем следующего содержания:

    пункт 1 статьи 29 дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:

    "представитель соответствующего органа федеральной государственной службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).";

    пункт 2 статьи 55 дополнить подпунктом "п" следующего содержания:

    "п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.".

    Президент
    Российской Федерации
    В. Путин

    Альтернативная гражданская служба (АГС) - работа в интересах общества и государства, которую Юноша - гражданин Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, постоянно проживающий в России.

    ">призывник может выбрать вместо службы в армии по призыву.

    Как правило, для прохождения альтернативной службы юношей направляют в больницы, дома престарелых, психоневрологические диспансеры и другие социальные объекты. Также на альтернативную гражданскую службу могут направить в военные организации.

    Перечень организаций, где можно пройти АГС, и должностей, которые можно занять на время службы, утвержден Министерством труда и социального развития. Призывник не может выбрать, где именно он будет проходить службу, а должность, которую он займет, определят в соответствии с его образованием и навыками.

    На время прохождения альтернативной службы с гражданином заключается срочный трудовой договор. Он получает зарплату, имеет право воспользоваться ежегодным оплачиваемым отпуском или отпуском за свой счет, может уйти в отпуск по уходу за ребенком.

    2. Кто может выбрать альтернативную службу?

    Вы можете выбрать альтернативную гражданскую службу, если:

    • служба в армии противоречит вашим убеждениям или вероисповеданию;
    • вы относитесь к коренному малочисленному народу и занимаетесь традиционным для него хозяйством и промыслом. Перечень этих народов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года № 536-р .

    Вас не могут направить на альтернативную гражданскую службу, если вы:

    • имеете основания для освобождения от призыва на военную службу;
    • не подлежите призыву на военную службу;
    • имеете основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

    3. Сколько длится альтернативная служба?

    Альтернативная служба длится 21 месяц, если вы проходите ее в организациях, подведомственных органам исполнительной власти, и 18 месяцев, если служба проходит в организациях Вооруженных сил.

    В этот срок не засчитывается:

    • время отпуска (предоставленного работодателем ежегодного оплачиваемого отпуска, учебного отпуска или отпуска за свой счет);
    • время отпуска по уходу за ребенком и время проезда к месту проведения этого отпуска и обратно;
    • время прогулов (если вас нет на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов, этот день вам не засчитают);
    • время, на которое вас могут отстранить от работы из-за появления на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или какого-либо другого токсического опьянения;
    • срок отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста.

    4. Как подать заявление для прохождения альтернативной гражданской службы?

    Подать заявление о замене срочной военной службы на альтернативную гражданскую нужно в свой военкомат не позднее чем Граждане, пользующиеся отсрочкой от призыва на военную службу, срок действия которой истекает после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявление после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

    Граждане, пользующиеся отсрочкой от призыва на военную службу, срок действия которой истекает после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявление на общих основаниях.

    ">за полгода до начала призыва. Если вы попадаете под осенний призыв (1 октября - 31 декабря), подать заявление нужно до 1 апреля, если под весенний призыв (1 апреля - 15 июня) - до 1 октября предыдущего года.

    В заявлении должны быть указаны причины и обстоятельства, по которым вы ходатайствуете об альтернативной гражданской службе. К заявлению можно приложить подтверждающие ваши обстоятельства документы.

    Если военная служба противоречит вашим убеждениям или вероисповеданию, вы вправе указать в заявлении людей, которые смогут это подтвердить. Если вы относитесь к коренному малочисленному народу и занимаетесь традиционным для него хозяйством и промыслом, вам нужно приложить к заявлению подтверждающие это документы.

    Заявление рассматривается на заседании призывной комиссии. О месте и времени его проведения вас известят повесткой. На заседание нужно прийти лично в назначенный срок, при себе нужно иметь паспорт. Явку людей, которые могут подтвердить ваши взгляды или вероисповедание, вы должны обеспечить самостоятельно.

    Не явиться на заседание можно только по Уважительные причины:

    • заболевание или увечье (травма), связанные с утратой трудоспособности;
    • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя либо необходимость присутствовать на их похоронах;
    • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
    • другие причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.
    ">уважительной причине . В Отказать в прохождении альтернативной службы вам могут, если:
    • вы нарушили сроки или порядок подачи заявления;
    • предоставленные вами документы или другие данные не соответствуют доводам о том, что несение военной службы противоречит вашим убеждениям или вероисповеданию;
    • в вашем заявлении или документах указаны заведомо ложные сведения;
    • вас дважды вызывали на заседание призывной комиссии, а вы не явились без уважительной причины;
    • если у вас уже была возможность пройти альтернативную службу, но вы отказались.
    ">некоторых случаях
    в прохождении альтернативной службы вам могут отказать. В случае отказа вы будете вынуждены пройти военную службу по призыву.

    После вас направят на . Если у вас не будет медицинских противопоказаний, вам выдадут предписание о прохождении альтернативной гражданской службы, удостоверение и учетную карту (в ней отмечается срок службы).

    В соответствии с российским законодательством большинство юношей, достигших восемнадцатилетнего возраста, обязаны проходить медицинские комиссии в военкоматах, вслед за этим большинство из них обязаны отдать свой воинский долг государству и пройти срочную службу в российской армии . Невзирая на то, что в последнее время в государстве срок службы в армии сократился с 1,5 до 1 года, тем не менее молодые люди стремятся к уклонению от нее, при этом придумывают для себя самые разнообразные заболевания или выезжают в другие страны. И все эти действия можно назвать неразумными, поскольку в армейской службе имеются и свои плюсы:

    • Могут появиться новые друзья, с которыми у молодых людей, как правило, на долго или даже на всю жизнь остаются прекрасные взаимоотношения;
    • Всего лишь на один год сменится обстановка;
    • Появятся возможности обучиться стрельбе из многих образцов боевого оружия. Почти все молодые люди заинтересованы в ознакомлении и в собственноручном опробовании настоящего оружия;
    • Проверить свой потенциал смелости, решительности и отваги;
    • У отслуживших в армии молодых людей имеется больше шансов быть принятыми на работу. Кроме того можно устроиться на службу в силовых и иных государственных структурах.

    Главным образом, у многих современных призывников нет каких-либо вразумительных причин в том, чтобы отдавать лучший год своей жизни военному делу, поэтому у них возникают логичные с их точки зрения поводы, чтобы «откосить» от этого. Кроме того, религиозные воззрения некоторых молодых людей не позволяют использование какого-нибудь насилия в отношении всего живого, а тем более воспрещают применение оружия. И собственно для таких и других молодых людей, которые не желают или не могут по самым разнообразным причинам служить в армии, имеется иная версия — альтернативная гражданская служба. И право на альтернативную гражданскую службу есть у многих граждан российского государства.

    Альтернативная служба в армии является такой деятельностью, которая направлена на пользу государству и всему его народонаселению. Другими словами, это такая разновидность деятельности, при исполнении которой молодые люди освобождаются от службы в армии. По собственному желанию прохождение такой службы просто невозможно. И в этом имеется определенная логика, правила, обстоятельства и множество других факторов.

    Кто обладает правом на альтернативную службу?

    Прежде всего, следует знать, что в соответствии с нашим законодательством все российские граждане, достигшие призывного возраста, имеют право на прохождение альтернативной гражданской службы. Тем не менее, если погрузиться далее в изучение этого вопроса, то далеко не все желающие «откосить» от армии смогут проходить такую службу. А все потому, что всего лишь у двух категорий призывников может быть право на замену военной службы альтернативной, и это:

    • Те призывники, для которых служба в воинских частях с их порядками находит серьезные противоречия с религиозными воззрениями;
    • Те призывники, которые входят в состав коренных народов и занимаются ведением хозяйственной деятельности.

    Подтвердить отношение к какому-то определенному вероисповеданию сейчас вполне возможно. Это достигается получением показаний у одноверцев. Другое дело — это убеждения не брать в руки оружие. Привести доказательства этому практически невозможно, и только при выполнении практических стрельб можно уже определиться, с принципами и убеждениями, не позволяющими молодым людям весть огонь из стрелкового или иного оружия. Понятно, что и в этих случаях призывники могут легко солгать, отчего выяснение правды будет чрезвычайно сложным процессом.

    Согласно российскому ФЗ, прохождение альтернативной службы может быть позволено людям, которые подходят таким критериям:

    • Соответствуют призывному возрасту;
    • Не имеют серьезных заболеваний. Если таковые имеются, молодые люди получают «белые билеты» или отсрочки от срочной службы;
    • Обладают уважительными причинами для замены службы армии на АГС;
    • Имеют решение призывной комиссии типа: «Решение о замене воинской обязанности и направлении на альтернативную гражданскую службу».

    Не исключено, что многим людям могут приходить в голову вполне закономерные вопросы. Например, зачем же призывникам рисковать своей свободой, зачем прятаться от военкоматов и заниматься доставанием липовых справок о том, что они не могут проходить службу в армии, если у них могут быть прекрасные альтернативные варианты? А все потому, что многие молодые люди не согласны со сроками и условиями прохождения альтернативной службы.

    Что такое АГС? Сроки службы

    Продолжительность такого вида службы немногим отличается от воинского аналога. Российским ФЗ предусмотрены такие сроки:

    • Когда молодые люди будут работать в компаниях или предприятиях, которые подведомственны российскому Министерству Обороны, продолжительность такой профессиональной деятельности будет равна 1,5 годам (или 18 месяцам);
    • Когда такие же граждане трудятся в остальных организациях или учреждениях, которые никоим образом не относятся Министерству Обороны РФ, тогда сроки будут равны почти 2 годам (или 21 месяцу).

    Таким образом, продолжительность такой деятельности значительно отличается от прохождения воинской службы, которая продолжается всего лишь один год.

    Альтернативная гражданская служба: где ее нужно проходить и что делать

    Ни для кого не является секретом тот факт, что вместе со сроками молодых людей всегда будут интересовать места, в которых им хотелось бы проходить свою альтернативную службу, а также непосредственная альтернативная профессиональная деятельность. Как правило, чрезвычайно редко они отправляются в другие города.

    Государством установлен порядок, по которому самым разнообразным муниципальным организациям заблаговременно разрешено подавать заявки. В этих заявках должны указываться всевозможные вакансии, по которым этим организациям можно привлекать новобранцев к прохождению АГС. Это могут быть работы связанные со сферой обслуживания, с производством, работой с документацией, уходом за больными и пр.

    Стоит заметить, что в тех случаях, когда молодых людей направляют на работы в другие города, им кроме всего прочего предоставляются комнаты в общежитиях. Так, федеральным законодательством уже предусмотрено кое-что по всем этим вопросам. Например, в перечне видов деятельности для граждан, которым предстоит проходить АГС, включены более ста видов работ, должностей, профессий и почти восемьсот компаний и предприятий, в которых имеются в наличии представленные вакансии.

    Какие имеются преимущества при АГС

    Замена военной службы альтернативной дает множество преимуществ для призывников. В частности призывники-«альтернативщики» имеют право:

    • Получать заработную плату, предусмотренную за выполнение тех работ, которые выполняют обычные граждане. Другими словами, зарплату призывникам, которые проходят АГС, не понижают;
    • Подписывать трудовые договоры. Призывники работают официально, вследствие этого трудовые договоры являются обязательными атрибутами в таких случаях;
    • Пользоваться оплачиваемыми отпусками и больничными;
    • Пользоваться выходными. Несомненно, молодым людям могут предоставляться выходные дни на период прохождения АГС, как и обычным гражданам.

    Но при наличии прогулов или других нарушений трудовой дисциплины, как и на всех работников, на таких молодых людей могут накладываться взыскания, иначе дни не будут засчитаны в срок АГС.

    Особенности альтернативной службы

    Отношения между работодателями и работниками-призывниками регламентированы российским трудовым законодательством. Это относится и к вопросам оплаты. Заработную плату призывники получают в соответствии утвержденными заработными платами в организации, при этом учитываются все налоговые и страховые вычеты. Однако в таких случаях за такими работниками не сохраняются права по добровольному расторжению трудовых взаимоотношений по собственному желанию.

    Работодатели же в свою очередь также не имеют прав по увольнению работников-призывников, но обладают правами подавать жалобы в военные комиссариаты на несоблюдения правил со стороны таких сотрудников. Рабочие дни и продолжительность рабочего дня могут определяться внутренними распорядками организаций. Военнообязанные, выбравшие гражданские работы, полностью пользуются всеми военными льготами, но не денежным довольствием.

    Все денежные средства, которые зарабатываются по АГС — это собственность работников. Все они имеют права, чтобы распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Оплата труда граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, производятся организациями соответственно с действующим в таких организациях системах оплаты труда.

    Виды работ на АГС

    Согласно установленным правилам, работы обычно предлагаются исключительно низкоквалифицированные. То есть только те, которые не потребуют от работников специфических познаний или умений.

    Наиболее частыми гражданскими специальностями, по которым направляются молодые люди, бывают обычные профессии. Главным образом военнообязанные становятся:

    • Помощниками поваров;
    • Механиками;
    • Подсобными рабочими;
    • Секретарями;
    • Сварщиками;
    • Изготовителями полуфабрикатов;
    • Столярами;
    • Официантами;
    • Уборщиками;
    • Помощниками воспитателей в детских садах;
    • Санитарами и прочими.

    В основном выбор происходит согласно данным, которые имеются в Центрах занятости населения. В тех местах, в которых недостаточно рабочих специалистов, временно трудоустраивают для гражданских работ молодых людей по призыву. При имеющемся у военнообязанных среднего специального образовании их могут временно направлять на более узконаправленные работы, типа программистов, поваров, врачей, медбратов. А если имеются какие-нибудь противопоказания к определенным работам, то их могут менять на надлежащие при имеющихся на то основаниях.

    Как добиться АГС

    Для прохождения АГС подают следующие документы:

    • Заявление, в котором граждане обосновывают свои решении, излагают свои принципы и религиозные убеждения, с указанием лиц, которые смогут это засвидетельствовать;
    • Автобиографию;
    • Характеристику с места учебы или работы.

    Все эти документы пишутся от руки в произвольной форме. Весьма важно подавать документы в срок, чтобы не было отказа. А сроки подачи могут быть такими:

    • К осеннему призыву документы для прохождения АГС должны быть поданы до 1 апреля;
    • К весеннему призыву – до 1 октября.

    Когда может быть получен отказ от АГС

    Порой случается так, что призывники получают отказы от прохождения альтернативной службы. Это может происходить по следующим причинам:

    • Когда граждане нарушили сроки подачи документов;
    • Когда характеристики противоречат или всецело не соответствуют тому, что молодые люди писали в заявлениях;
    • Когда в заявлениях имеется ложная информация;
    • Когда призывники дважды не пришли на заседания комиссий без уважительных причин.

    Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что АГС является неплохим вариантом для тех, кто не в состоянии отдавать свой гражданский долг наравне со всеми. Такая альтернатива обладает множеством плюсов и лишь одним недостатком – более длительными сроками. Но для отдельных категорий это вовсе не проблема. В наши дни молодые люди нередко остаются работать в тех же организациях, где им приходилось проходить АГС.