Войти
Образовательный портал. Образование
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Биография. Базаров Т. Ю., Еремин - Управление персоналом Тахир базаров управление персоналом
  • Михаил Светлов — Гренада: Стих Я хату покинул пошел воевать чтоб землю
  • Основные мероприятия, проводимые в российской федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Основные мероприятия по защите населения от чс

    Основные мероприятия, проводимые в российской федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Основные мероприятия по защите населения от чс

    Комплекс мероприятий по защите населения от ЧС включает в себя:

    § оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

    § эвакуацию и рассредоточение;

    § инженерную защиту населения и территорий;

    § радиационную и химическую защиту;

    § медицинскую защиту;

    § обеспечение пожарной безопасности;

    § подготовку населения в области ГО и защиты от ЧС и другие.

    Для непосредственной защиты пострадавших от поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС.

    Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз.

    Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий.

    Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

    Составной частью общего комплекса мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются мероприятия радиационной и химической защиты. Важность этих мероприятий для защиты населения обусловлена наличием в стране большого числа опасных радиационных и химических объектов, а также сложившимся на территории страны состоянием радиационной и химической безопасности.

    30 Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения вероятности возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям: мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; рациональное размещение производительных сил и поселений на территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения накапливающегося разрушительного потенциала;предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;разработка и осуществление инженерно–технических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;обучение производственного персонала и повышение технологической и трудовой дисциплины; подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; декларирование промышленной безопасности; лицензирование деятельности опасных производственных объектов;проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности; страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания; подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

    Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания. Главной целью мониторинга является предоставление данных для точного и достоверного прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся наблюдением за отдельными видами опасностей. Мониторинговая информация служит основой для прогнозирования, в результате которого получают гипотетические данные о будущем состоянии какого–либо объекта, явления, процесса.

    Прогнозирование чрезвычайной ситуации– это опережающее предположение о вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения и ее источника в прошлом и настоящем. Главным в этом процессе является информация об объекте прогнозирования, раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения. В основе всех методов, способов и методик прогнозирования лежат эвристический и математический подходы. Суть эвристического подхода состоит в изучении и использовании мнений специалистов–экспертов. Этот подход применяется для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя. Математический подход заключается в использовании данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта после их обработки математическими методами для получения зависимости, связывающей эти характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта в заданный момент времени. Этот подход предполагает активное применение моделирования или экстраполяции

    Общая характеристика чрезвычайных ситуаций Стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, применение противником в случае войны различных видов оружия создают ситуации, опасные для жизни и здоровья значительных групп населения. Все указанные явления принято объединять понятием чрезвычайной ситуации (ЧС). В общем случае под ЧС принимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, в том числе применение возможным противником средств поражения, которые могут повлечь (или повлекшим) за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    Последствия ЧС могут быть самыми разнообразными. Они зависят от вида, характера и масштабов ситуации. Основными видами последствий ЧС являются: гибель и заболевания людей, разрушения, радиоактивное загрязнение, химическое или бактериологическое загрязнение и т. п. Следует подчеркнуть, что на людей, находящихся в экстремальных условиях ЧС, наряду с различными поражающими факторами, действуют и психотравмирующие обстоятельства, представляющие собой обычно комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде реактивных (психогенных) состояний. Психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации вне зон поражения. Если радиусы воздействия опасных и вредных факторов ЧС можно с разной степенью достоверности определить заблаговременно расчетным путем, то радиус психологического воздействия в действительности может иметь самые различные значения. В ряде случаев он может во много раз превосходить радиусы других поражающих факторов.Территория, с расположенными на ней населением, животными, зданиями и сооружениями, инженерными сетями и коммуникациями на которой возникла ЧС, называется зоной ЧС (ГОСТ Р 22.0.02-94). По форме зона ЧС может быть круглой (при взрыве, землетрясении), в виде эллипса (при химическом и радиоактивном заражении), полосы (при урагане, смерче), неправильной формы (при наводнении, пожаре). Территория, в пределах зоны ЧС, где произошли массовые поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений, называется очагом поражения (ОП). Они бывают простые (однородные) и сложные (комбинированные). Простым очагом поражения называют очаг, возникающий под воздействием одного поражающего фактора, например, разрушения от взрыва, пожара, только химического или бактериологического заражения. Сложные очаги поражения возникают в результате действия нескольких поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Например, взрыв на химическом предприятии влечет за собой разрушение, пожары, химическое заражение окружающей местности; землетрясение и ураган помимо разрушения сооружений, могут вызвать затопление прибрежной полосы, пожары от повреждения электрических сетей, химическое заражение в результате утечки ядовитых веществ при разрушении емкостей и т. д.

    31 Прогнозирование чрезвычайных ситуаций

    Прогнозирование ЧС обычно имеет цель установить возможный факт ее появления и возможные последствия. Для прогнозирования ЧС используют закономерности территориального распределения, и проявления во времени различных процессов и явлений, происходящих в живой и неживой природе.Методика прогнозирования заключается в определении вероятности аварий и катастроф путем выявления источников опасности; определения части оборудования, которое может вызвать опасные состояния; исключения из анализа маловероятных случаев. Обычно источником опасности являются источники энергии, процесс производства и условия его осуществления. Окончательно опасность можно оценить только после оценки ЧС.Прогнозирование природных процессов и явлений возложено прежде всего на Главгидромет, но в прогнозировании ряда процессов и явлений участвуют научно-исследовательские учреждения других министерств и ведомств.Прогнозирование бурь, ураганов, смерчей осуществляется на основе изучения перемещения воздушных масс, обнаружения и определения маршрута движения циклона. Признаком, указывающим на приближение циклона является нарушение нормального суточного хода атмосферного давления и его падения Признаками возможного шквала или смерча являются мощные кучево-дождевые облака. Смерч прогнозируют также путем обнаружения атмосферных радиопомех, так как обычно вокруг смерчей образуется электромагнитное поле строго определенного диапазона частот. Смерчи прекращают свое существование над лесами, возвышенностями, в городах. Это используется для прогнозирования смерчей.Прогнозирование ливней, затяжных дождей, заморозков и сильных снегопадов основывается на оценке облачного покрова, атмосферного давления, влажности, температуры воздуха, направления и силы ветра. Обычно такие прогнозы отличаются значительной точностью, и население оповещается о них по средствам массовой информации. Прогнозирование грозы, молнии, града возможно на основе анализа и оценки кучево-дождевых облаков, температуры воздуха на высотах 7-15 км. Если на этих высотах температура достигает -15-200С, то ожидается гроза, а при переохлаждении воды - и град.Прогнозирование засухи делают на основе анализа и оценки результатов прогнозирования выпадения дождей, степени увлажнения почвы за счет таяния снега весной, учитывается особенность почвы, ландшафт и дрПрогнозирование наводнений основывается на анализе и оценке количества таящего снега весной, скорости его таяния, глубины промерзания грунта на полях, наличие заторов и зажоров на реках и т.д. Наводнения могут возникнуть и за счет затяжных или ливневых дождей, а также за счет аварий и катастроф на гидротехнических сооружениях.Прогнозирование лесных и торфяных пожаров основывается на оценке состояния погоды, прогнозирования засухи, степени посещаемости леса людьми и т.д. Так, при жаркой погоде, если дождей не бывает 15-18 дней, то лес становится настолько сухим, что любое неосторожное обращение с огнем вызывает пожар.Прогнозирование землетрясений. Республика Беларусь находится вне пояса сильных землетрясений. Магнитуда сейсмических волн от землетрясений, эпицентры которых находятся на расстоянии многих сотен и тысяч километров, на территории РБ не превышает 4 баллов по шкале Рихтера. РБ получает информацию прогнозирования землетрясений от других стран.

    Мониторинг и прогнозирование ЧС

    Прогнозирование ЧС - опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.Главными целями мониторинга и прогнозирования ЧС являются контроль состояния природных и техногенных источников ЧС, а также заблаговременное предсказание параметров ЧС и их последствий.Мониторинг и прогнозирование ЧС включает следующие мероприятия: сбор, обработка и анализ информации о состоянии природных и техногенных источников ЧС; лабораторный контроль состояния окружающей среды, прогнозирование места, времени и параметров источников ЧС; прогнозирование места, времени, параметров и сценариев развития ЧС; прогнозирование видов и параметров последствий ЧС, расчет сил и средств, необходимых для предотвращения, локализации и ликвидации последствий ЧС.Таким образом, на основе данных о состоянии окружающей природной среды и потенциально опасных объектов осуществляется прогнозирование ЧС. Кроме того, при составлении прогнозов используются данные, представляемые различными министерствами и ведомствами.Прогнозированию могут подвергаться следующие аспекты ЧС: предвестники ЧС; параметры источников ЧС; последствия ЧС; действия органов управления, сил и средств по предупреждению, предотвращению и ликвидации последствий ЧС.Прогнозы ЧС подразделяются на четыре класса заблаговременности: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный и прогноз стратегического планирования.

    Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС «Антистихия» осуществляет подготовку и представление следующих прогнозов:

    1. долгосрочный прогноз стратегического планирования (на год);

    2. долгосрочный прогноз циклических ЧС природного характера на осенне-зимний период;

    3. долгосрочный прогноз циклических ЧС, которые обусловлены весенним снеготаянием;

    4. долгосрочный прогноз циклических ЧС, обусловленных природными пожарами;

    5. среднесрочный (на месяц) прогноз ЧС;

    6. краткосрочный декадный (на 10 дней) прогноз ЧС;

    7. оперативный ежедневный прогноз;

    8. экстренное предупреждение.

    На основе прогнозирования разрабатываются мероприятия, необходимые для предотвращения ущерба от ЧС. Они подразделяются на фоновые и защитные. Фоновые (постоянно проводимые) мероприятия основаны на долгосрочном прогнозе. Сюда относятся создание надежной системы оповещения населения об опасностях; устройство защитных сооружений; обеспечение населения средствами индивидуальной защиты; организация радиационного, химического и бактериологического наблюдения, разведки и лабораторного контроля; обучение населения правилам поведения и действиям в ЧС; отказ от строительства АЭС, химических и других опасных объектов - источников опасности в экономически уязвимых районах.

    Защитные мероприятия осуществляются после предсказания момента ЧС: развертывание систем наблюдения и разведки для уточнения прогноза, ввод в действие специальных правил функционирования экономики и общественной жизни, нейтрализация источников (объектов) повышенной опасности, готовность спасательных служб, частичная эвакуация населения.

    32 ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Ликвидация чрезвычайных ситуаций- это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
    Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.
    Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:
    - разведку маршрутов движения и участков работ;
    - локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
    - подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
    - поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений;
    - оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;
    вывоз (вывод) населения из опасных зон;
    - санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.
    Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).
    Неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.
    Неотложные работы включают:
    - прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);
    - локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;
    - укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
    - ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
    - обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
    - ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений, для укрытия от возможных повторных ядерных ударов противника;
    - санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации;
    - первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
    Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР)

    Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в зонах бедствия района чрезвычайной ситуации является одной из основных задач сил и средств РСЧС (в том числе и ГО).Целью проведения АСДНР в очагах поражения является спасение людей и оказа­ние медицинской помощи пораженным, локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ, создание условий для последующего про­ведения восстановительных работ.Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных и извлечения их из-под завалов и из разрушенных защитных сооружений, оказания им первой медицинской и первой врачебной помощи и эвакуации их из очагов поражения и зон затопления в лечебные учреждения.Содержание аварийно-спасательных работ :-ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;-локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;-розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;-вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спа­сение находящихся в них людей-подача воздуха в заваленные защитные сооружения;-оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения-вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;-санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход в зависимости от обстановки, предусмотрена двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения: первая медицинская и первая врачебная помощь, оказываемая непосредственно в зоне бедствия, а также специализированная помощь и стационарное лечение за пределами района аварии (в лечебных учреждениях).Для эвакуации пострадавших установлены определенные правила. В первую оче­редь на транспорт грузят тяжелопораженных, а затем пораженных средней тяжести, ко­торые могут ехать сидя, последними - легкопораженных.Основное требование к организации первой медицинской помощи - оказывать ее максимальному числу пострадавших в минимально короткие сроки и осуществить их эва­куацию в лечебные учреждения.Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения спаса­тельных работ и обеспечения работоспособности объекта Содержание других неотлож­ных работ :-прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;-локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;-укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;-ремонт и восстановление разрушенных линии связи и коммунально-энергетических сетей-обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;-ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов аварий и ка­тастроф. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения. В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР. Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.В планах комиссий по ЧС предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в заданном районе. Состав и построение группировки уточняется при угрозе возникновения ЧС и после ее возникновения с учетом сложившейся обстановки, реально­го наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.В группировку сил включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, специализированные, специальные и ведомственные формирова­ния. В их состав могут привлекаться воинские части ГО, инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первооче­редных аварийно-спасательных работ, особенно на объектах, продолжающих работу.Второй эшелон - для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований первого эшелона.Резерв - для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.Для обеспечения беспрепятственного продвижения группировки сил к очагу поражения (участкам работ) по решению председателя КЧС создаются отряды обеспечения движения (ООД) по одному на маршрут. Основу ООД составляет сводный отряд (коман­да), усиленный формированиями служб (разведывательными, противопожарными, инже­нерными, радиационной и химической защиты).ООД восстанавливает разрушенные участки дорог и мосты, при необходимости организует объезды, проводит обеззараживание участков дорог и другие работы.Успешное проведение АСДНР достигается :-своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку; быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач; высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава; знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при проведении работ;-заблаговременным изучением командирами формирований особенностей вероятных участков (объектов) работ, характера их застройки, наличия коммунально- энергетических и технологических сетей, мест хранения опасных химических веществ (АХОВ), мест расположения и характеристики защитных сооружений;-непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия сил и средств, привлекаемых к работам, и всесторонним их обеспечением.Специфика организации практических действий в аварийной ситуации с АХОВ требует большого объема первичной информации о конкретном токсичном веществе, оп­ределяющем химическую обстановку в районе аварии.Для работы на объекте в зоне заражения командиру формирования выдается на­ряд-допуск, утвержденный председателем комиссии по ЧС и подписанный начальником отдела ГО объекта Наряд-допуск готовится по произвольной форме, но в любом случае он должен содержать следующие вопросы: ответственное лицо за выполнение работы; место, время, характер работы (тип АХОВ, концентрация и плотность заражения, температура воздуха и т.п.), задача подразделению (формированию ГО, команде);обязательные СИЗ; список личного состава с распиской в ознакомлении с требованиями безопасности; основные требования безопасности; фамилии, инициалы и подписи инструктирующего и инструктируемого, начальника газоспасательной службы, ответственного за химический контроль и экс­плуатацию СИЗ.Наряды-допуски подшивают в отдельные дела и хранят в архиве длительное время (не менее 50 лет). Ликвидация последствий химических аварий должна быть закончена в предельно короткие сроки, поэтому все работы следует проводить круглосуточно.

    Инженерные мероприятия по защите населения

    План

    1.

      1. Убежища
      2. Противорадиационные укрытия
      3. Простейшие укрытия

    Основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций

    Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

    Оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

    Эвакуация и рассредоточение;

    Инженерная защита населения и территорий;

    Радиационная и химическая защита;

    Медицинская защита;

    Обеспечение пожарной безопасности;

    Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

    Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

    Мероприятия инженерной защиты

    Инженерная защита - комплекс мероприятий по защите населения в условиях применения современных средств поражения, возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера.

    В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях входят мероприятия инженерной защиты. По оценкам специалистов, эти мероприятия способны обеспечить снижение возможных людских потерь и материального ущерба примерно на 30 %, а в сейсмо-, селе- и лавиноопасных районах - до 70 %.

    Инженерная защита планируется и осуществляется на основе оценки возможной опасности; учета категорий защищаемого населения; результатов инженерно-геодезических, геологических, гидрометеорологических исследований; схем инженерной защиты территорий (генеральных, детальных, специальных); учета особенностей использования территорий.

    Основными мероприятиями инженерной защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:

    Укрытие людей и материальных ценностей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленном для защиты подземном пространстве городов;

    Использование для жилья, работы и отдыха жилых, общественных и производственных зданий, возведенных с учетом сейсмичности соответствующих территорий;

    Использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам;

    Укрытие семей и трудовых коллективов в квартирах и производственных помещениях, в которых в оперативном порядке проведена самостоятельная герметизация;

    Предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ (АХОВ) путем обваловки или заглубления емкостей;

    Возведение и эксплуатация инженерных сооружений для защиты от опасных природных явлений и процессов.

    Классификация инженерных сооружений

    Наиболее эффективным среди указанных мероприятий является укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны. Защитные сооружения гражданской обороны подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия. Кроме того для защиты людей могут применяться и простейшие укрытия (Схема №1).

    Схема №1: Классификация защитных сооружений гражданской обороны

    Убежища

    Убежище гражданской обороны - защитное сооружение гражданской обороны, обеспечивающее в течение определённого времени защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, биологических средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно опасных химических веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре.

    Убежища классифицируют по их защитным свойствам, вместимости, месту расположения, обеспечению фильтровентиляционным оборудованием, времени возведения (Схема №2).

    Схема №2: Классификация убежищ по вместимости, месту расположения и времени возведения

    В убежищах, находящихся в зонах возможного возникновения массовых пожаров или возможного вторичного химического очага (образующегося в результате разрушения промышленных объектов), предусматривается защита от высоких температур, отравления продуктами горения и ядовитыми веществами, используемыми в производстве.

    Характерным признаком убежища является наличие равнопрочных герметических конструкций и фильтровентиляционных устройств, с помощью которых создаются условия для пребывания в убежищах укрываемых в течение двух и более суток.

    Убежища, как правило, возводятся заблаговременно, в мирное время, и оснащаются оборудованием промышленного производства. При угрозе нападения противника и в ходе войны строятся быстровозводимые убежища с использованием готовых конструкций, подручных и местных материалов, с простейшими установками для подачи и очистки воздуха.

    По месту расположения убежища могут быть встроенные и отдельно стоящие. К встроенным относятся убежища, расположенные в подвальных этажах зданий, а к отдельно стоящим - расположенные вне зданий. Убежища должны располагаться как можно ближе к основной массе людей, подлежащих укрытию.

    Все убежища обозначаются знаками, сделанными на видном месте у входа и на наружной двери.

    Запрещается приносить в убежище легковоспламеняющиеся или сильно пахнущие вещества, громоздкие вещи, а также приводить домашних животных.

    Укрываемые обязаны выполнять все требования коменданта и личного состава звена обслуживания, правила поведения и установленный внутренний порядок в убежище.

    Укрываемым запрещается ходить без надобности по помещениям убежища, шуметь, курить, зажигать свечи и другие светильники с открытым пламенем. Отдых в убежище организуется посменно. В первую очередь отдыхают престарелые, дети и больные. В убежище рекомендуется проводить беседы, чтение вслух, использовать радиоприемники. Выход из убежища без разрешения коменданта запрещается. Вывод укрываемых производится только по указанию коменданта после получения им соответствующего распоряжения или при аварийном состоянии убежища, угрожающего жизни людей. В случае завала убежища или его повреждения, комендант, не ожидая помощи извне, организует работы по выходу из убежища, привлекая для этой цели укрываемых.

    Эвакуация укрываемых из убежища производится в такой последовательности: сначала на поверхность выходят несколько человек, чтобы оказать помощь тем, которые не могут выйти самостоятельно, затем эвакуируются пострадавшие, престарелые и дети, а после них - все остальные.

    Противорадиационные укрытия

    Укрытие городского населения в убежищах обеспечивает его защиту и от радиоактивного заражения. Для защиты от радиоактивного заражения населения сельской местности и небольших городов, по которым нанесение ядерных ударов маловероятно, используются противорадиационные укрытия.

    Противорадиационное укрытие, кроме защиты от радиоактивного заражения, защищает также от светового излучения, уменьшает воздействие ударной волны, значительно снижает воздействие проникающей радиации, а также защищает от полива жидкими отравляющими веществами и частично от химических и биологических аэрозолей.

    В качестве противорадиационных укрытий, в первую очередь, используются подвалы зданий, подполья домов, погреба, овощехранилища, подземные горные выработки, помещения жилых и производственных зданий, специально приспособленные и оборудованные для размещения укрываемых. Подготавливаются противорадиационные укрытия также заблаговременно, в мирное время. С возникновением угрозы нападения, кроме того, проводится массовое строительство противорадиационных укрытий простейшего типа - перекрытых щелей, землянок, укрытий из саманных блоков, кольцевых и полукольцевых фашин и других подручных материалов.

    В сельской местности их строят из расчета размещения в них не только сельского населения, но и населения, рассредоточиваемого и эвакуируемого из крупных городов. К выполнению работ по строительству привлекается все трудоспособное население, в том числе и прибывшие из города.

    Все укрытия и приспособленные под укрытия подвалы и другие помещения обозначаются так же, как и убежища.

    Правила поведения сводятся к следующему:

    • находящиеся в укрытии должны строго соблюдать режим поведения, установленный местным штабом гражданской обороны. Самостоятельный выход из укрытия запрещается;
    • дверь и занавес на входе, а также вентиляционные отверстия в первые 3 часа с начала заражения должны быть закрытыми. В последующем для проветривания помещения разрешается открывать заслонку вентиляционных коробов на 15-20 минут. При наличии в укрытии простейших средств воздухоподачи они периодически включаются в работу;
    • при сильном ветре, если ветер дует со стороны входа, нельзя открывать дверь и вентиляционные короба;
    • пол в укрытии необходимо периодически смачивать водой;
    • при вынужденном выходе на зараженную местность нужно надевать индивидуальные средства защиты, при возвращении в укрытие - стряхнуть пыль с верхней одежды, головного убора и обуви вне укрытия, осторожно снять их и оставить в тамбуре;
    • нельзя открывать входную дверь при открытом вытяжном коробе; вытяжку разрешается открывать только через 10-15 минут после закрытия входной двери, когда осядет пыль;
    • через 2-3 суток пребывания в укрытии все предметы, находящиеся в нем, а также все поверхности необходимо протереть мокрой тряпкой;
    • во время приема пищи и воды нельзя открывать дверь и вентиляционные отверстия;
    • продукты и воду нужно хранить тщательно упакованными и защищенными от попадания на них радиоактивной пыли;
    • в укрытии запрещается курить;
    • при пользовании источниками света с открытым пламенем (керосиновыми лампами, свечами) их следует ставить ближе к вытяжке;
    • топить печи в зимнее время необходимо при закрытой дверце, в перерывах между топками - закрывать дымоход.

    Продолжительность пребывания населения в противорадиационных укрытиях определяется штабом гражданской обороны объекта в зависимости от сложившейся радиационной обстановки.

    Простейшие укрытия

    Простейшие укрытия типа щели, траншеи, окопа, блиндажа, землянки прошли большой исторический путь, но мало чем изменились по существу. Они были довольно надежной защитой для солдат в первую мировую войну и еще более исключительно важную роль сыграли в Великой Отечественной войне. И сейчас в любых чрезвычайных ситуациях военного (конфликтного) характера они остались простой и хорошо зарекомендовавшей себя защитой. Подтверждением тому - события в Чечне, Югославии. Несмотря на кажущуюся скоротечность конфликта и маневренный характер боевых операций первое, к чему приступили солдаты и офицеры - рытье траншей, щелей, землянок, оборудование укрепленных (защитных) постов на дорогах, окраинах населенных пунктов и в других важных точках. Матушка Земля и сегодня охраняет жизнь людей от пуль, снарядов, мин и прочих сюрпризов враждующих сторон вплоть до самых современных. Все эти сооружения максимально просты, возводятся с минимальными затратами времени и материалов.

    Щель может быть открытой. Она представляет собой ров глубиной 1,8-2,0 м., шириной по верху 1,0-1,2 м., по низу - 0,8 м. Обычно щель строится на 10 человек.

    Открытая щель в 1,5 - 2 раза уменьшает поражающее действие ударной волны и светового излучения и в 3 - 4 раза ослабляет действие ионизирующих излучений.

    Перекрытая щель полностью защищает от светового излучения, в 2 - 3 раза ослабляет действие ударной волны, в 20 - 40 раз ослабляет ионизирующее излучение (а при насыпке 60 - 70 см. грунта - в 200 - 300 раз). Кроме того, перекрытая щель предохраняет от попадания на одежду и кожу людей РВ, ОВ и БС в капельно-жидком виде. В щели на 10 человек можно рекомендовать оборудовать 7 мест для сидения и 3 места для лежания. В перекрытой щели следует иметь освещение.

    Список использованной литературы:

    1. Смирнов А.Т. и др. «Безопасность жизнедеятельности». Учебное пособие. Москва: «Дрофа», 2009.

    2. Громов В.И., Васильев Г.А. «Энциклопедия безопасности - 3». Москва, 2000.

    3. http://dic.academic.ru/ (Словарь терминов черезвычайных ситуаций)

    4. http://umc-lab.ru/

    5. http://www.obzh.ru/old/pre/ («Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций». Электронное учебное пособие.)

    | Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | Основные мероприятия ГО по защите населения....

    Основные мероприятия ГО по защите населения от ЧС мирного и военного времени

    Защита населения в ЧС мирного и военного времени - важнейшая задача Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, исполнительных органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций. Ведущую роль в решении этой задачи выполняют МЧС.

    Потребность в проведении комплекса мер по защите населения актуальна в связи с ростом техногенных аварий и катастроф, расширением зон природных катаклизмов, а также с риском военных угроз и терроризма, распространением оружия массового поражения. Актуальность этой проблемы для России с учетом особенностей территориального, природного и техногенного характера приобретает особую остроту. Основные задачи по защите населения, сохранению жизни и здоровья людей отражены в Федеральном законе 1994 года «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

    В соответствии с Законом граждане РФ имеют право:
    - на защиту жизни и здоровья, личного имущества;
    - использование имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
    - получение информации о возможном риске и мерах необходимой безопасности в ЧС.

    В то же время граждане РФ обязаны соблюдать меры безопасности, не нарушать производственную и технологическую дисциплину, требования экологической безопасности, знать способы защиты и оказания первой медицинской помощи, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, принимать активное участие в проведении мероприятий по защите населения от ЧС.

    Для защиты населения, особенно в военное время, широко будут использоваться силы и средства гражданской обороны, в том числе индивидуальные, коллективные и медицинские средства защиты.

    В настоящее время гражданская оборона переживает период реформирования и перестройки. Ее необходимость для государства определяется существенными изменениями военно-политической обстановки, характера и средств вооруженной борьбы, а также увеличением риска природных и техногенных катастроф, ухудшением экономического положения России. В это непростое время гражданская оборона сохраняет свою роль государственной системы для защиты населения и народного хозяйства от ЧС мирного и военного времени, оставаясь важнейшим компонентом национальной безопасности.

    Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:
    оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
    эвакуация и рассредоточение;
    инженерная защита населения и территорий;
    радиационная и химическая защита;
    медицинская защита;
    обеспечение пожарной безопасности;
    подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

    Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно–климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

    Важным мероприятием по защите населения от чрезвычайных ситуаций является своевременное оповещение и информирование людей о возникновении или угрозе возникновения какой–либо опасности. Под оповещением понимается доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также до населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в этих условиях. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

    Включает в себя:

      Оповещение населения об опасности и информирование, о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях,

      Эвакуация и рассредоточение,

      Инженерную защиту населения и территорий,

      Радиационную и химическую защиту,

      Медицинскую защиту,

      Обеспечение пожарной безопасности,

      Подготовку населения в области защиты от ЧС.

    Указанные мероприятия проводятся заблаговременно. Проводятся с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других факторов. Объемы, содержание, сроки определяются на основе прогнозов природной и техногенной опасности на конкретной территории. При этом исходят из принципа разумной достаточности и экономических возможностей региона, объекта. Реализуют эти принципы совместно службы МЧС и учреждения гражданской обороны.

    Тема 3.1. Организация гражданской обороны на объекте экономки

    Система ГО организуется на всех объектах экономики. К объектам экономики относятся производственные, с/х предприятия, учебные заведения и другие организа­ции независимо от формы собственности. На объекте организуется комиссия по чрезвычайным ситуациям.

    Начальником ГО - Председателем КЧС объекта яв­ляется его руководитель (директор, управляющий, рек­тор и т. д.). Он несет ответственность за организацию работ по выявлению потенциальных опасностей, прогнозирование и предотвращение ЧС на предприятии, а также за постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ. Он подчиняется в оперативном отношении Председателю районной КЧС.

    Состав объектовой комиссии по ЧС (КЧС) : Председатель, три замес­тителя (главный инженер, зам. по производству и на­чальник штаба ГО). Члены КЧС (руководители - на­чальники служб): начальник службы оповещения и связи (начальник АТС); начальник службы охраны общественного порядка (замдиректора по режиму); начальник службы убежищ и укрытий (начальник ЖКО, ОКСа); начальник службы радиационно-химической защиты (начальник заводской лаборатории); начальник противопожарной службы (инспектор госпожнадзора); начальник аварий­но-спасательной службы (главный механик); началь­ник медицинской службы (руководитель медпункта); начальник транспортной службы (начальник транспор­тного цеха); начальник МТО (замдиректора по МТО); начальник службы энергоснабжения и светомаскиров­ки (гл. энергетик); инженер по технике безопасности (начальник отдела охраны труда и окружающей среды); главный бухгалтер; председатель объектовой эваккомиссии.

    Объектовое звено системы предупреждения и ликви­дации ЧС предназначено для предупреждения ЧС в мир­ное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий, обеспечения безопасности рабочих, служащих и населения, защите окружающей среды и уменьшения материального ущерба.

    Основные задачи:

      обеспечение постоянной готовности органов управле­ния к действиям в ЧС;

      прогнозирование и оценка экономических и соци­альных последствий ЧС;

      обеспечение защиты рабочих и служащих;

      обучение и подготовка руководящего состава, членов КЧС и спасателей

      создание на объекте и использование чрезвычайных резервных фондов финансовых и материально-тех­нических ресурсов, необходимых для проведения ликвидации последствий ЧС.

    Структура объектового звена предупреждений и ликвидации ЧС: КЧС, дежурно-диспетчерская служба: рабочий орган КЧС (главный инженер, штаб ГО, начальник отдела охраны труда, начальник медслужбы, бухгалтер, юрисконсульт и зам. по режиму); оперативная группа { главный инженер, начальник штаба ГО, начальник ППС, звено свя­зи); штаб ГО.

    Силы и средства, привлекаемые КЧС (объектовые формирования): два поста РХН; расчетно-аналитическая группа (РАГ); санитарно-промышленная лаборато­рия объекта; сводный спасательный отряд (команда).

    Работы по уменьшению риска возникновения и последствий чрезвычайных ситуаций.

    Работы по предотвращению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их отрицательных последствий в нашей стране ведутся в двух направлениях.

      проводятся различные технические и организационные мероприятия, которые должны: либо полностью предотвратить возникновение техногенной чрезвычайной ситуации, либо существенно уменьшить ее (или возникновение природной чрезвычайной ситуации) масштабы, Для этого в первую очередь совершенствуют и снабжают современными защитными устройствами существующие технические системы. Их оснащают средствами предупреждения и защиты от пожаров, взрывов, ударов, молний и т. д.

      специально подготавливают персонал, обслуживающий конкретные объекты, и сами объекты к действиям в условиях уже возникшей чрезвычайной ситуации. Для этого создаются детальные планы (сценарии) действия отдельных сотрудников и их групп при различных учреждениях. При этом необходимо прогнозирование степени нарушения безопасности жизнедеятельности и его размеров в зависимости от воздействия различных видов поражающих факторов.

    С целью обеспечения качественного выполнения перечисленных работ и контроля за ними правительством было подготовлено постановление № 675 от 1 июля 1995 г. Его выполнение обязательно для предприятий любой формы собственности, могущих способствовать увеличению опасности в процессе работы и особенно при чрезвычайных ситуациях..

    Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

    Оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

    Эвакуация и рассредоточение;

    Инженерная защита населения и территорий;

    Радиационная и химическая защита;

    Медицинская защита;

    Обеспечение пожарной безопасности;

    Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

    Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно–климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

    Важным мероприятием по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является своевременное оповещение и информирование людей о возникновении или угрозе возникновения какой–либо опасности. Под оповещением понимается доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также до населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в этих условиях. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

    В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает, прежде всего, при любой чрезвычайной ситуации включение электрических сирен, прерывистый звук которых означает передачу единого сигнала опасности «Внимание всем!». Услышав этот сигнал, необходимо немедленно включить репродуктор (радиоприемник, телевизор) и прослушать информацию о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации о поведении в этих условиях.

    Для выполнения задач по оповещению на всех уровнях РСЧС (федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом) создаются специальные системы централизованного оповещения.

    На объектовом уровне основными являются локальные системы оповещения. Их задачей является доведение сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объекта; объектовых сил и служб; руководителей (дежурных служб) организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, городского или сельского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

    Решение на использование систем оповещения ГО принимает соответствующий руководитель. Руководители на своих подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения имеют право приостанавливать трансляцию программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно–правовых форм и форм собственности. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди, с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения. Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, подтверждают их получение и немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему руководителю.

    Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться в автоматизированном и в неавтоматизированном режиме. В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами сети связи общего пользования, ведомственных сетей связи и сетей вещания. В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи, ведомственных сетей связи и сетей вещания.

    Значительная роль в решении указанной задачи отведена общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения. Эта система предназначена для своевременного и гарантированного оповещения и доведения информации об опасностях и правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, а также для подготовки населения к действиям в таких ситуациях.

    Использование системы предполагает отображение сигналов оповещения, предупреждающей, учебной и другой информации на электронных табло в местах массового пребывания людей и на других типах оконечных устройств (мобильных телефонах, персональных компьютерах) в виде специальных выпусков, электронных плакатов, видеороликов, бегущей строки.

    Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В некоторых ситуациях (катастрофическое затопление, длительное радиоактивное загрязнение местности) этот способ является единственно возможным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

    Виды и способы эвакуации классифицируются по разным признакам (схема 5).

    Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для ее проведения является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток. Вывоз (вывод) населения в этом случае может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

    Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение нормативного времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

    В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, эвакуация может быть общей или частичной. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация предусматривает вывоз (вывод) из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т. п. Выбор варианта проведения эвакуации проводится с учетом масштабов распространения