Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Смс от мчс. Локальная система оповещения (ЛСО) Мчс система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях

    Смс от мчс. Локальная система оповещения (ЛСО) Мчс система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях
    Фото: Ольга Мулерс

    В течение 5 лет МЧС России предупреждает население страны о всевозможных чрезвычайных ситуациях при помощи SMS-оповещений. Однако далеко не всем абонентам приходят сообщения. Портал «МЧС медиа» решил разобраться в ситуации и выяснить, от чего зависит избирательность заботы об абонентах разных операторов сети.

    В современном мире огромной популярностью пользуются не только гаджеты, но и различные «быстрые» способы оповещения абонентов. Все мы сталкивались с маркетинговыми SMS-ками от разных компаний об акциях, товарах и услугах. Порой мы даже уверены, что не оставляли им своих контактов. МЧС России тоже стремится использовать все возможности технического и интеллектуального прогресса для предупредительной и профилактической работы с населением.

    Месяц назад портал «МЧС медиа» запустил опрос, по итогам которого выяснил, что половине респондентов сообщения не приходят, и многие хотели бы их получать. Мои друзья и знакомые тоже отмечали заинтересованность в полезных SMS-ках: однажды товарищу пришло сообщение о серьезной пробке в связи с ДТП и метелью - это сэкономило ему время и, возможно, даже спасло жизнь, так как масштабы происшествия росли очень быстро. Интернет у него перестал работать, магнитолу оставил дома, и только SMS от МЧС выручило в тот момент. Он, абонент «Мегафона», обрадовался такой оперативности. Но за прошедший год больше уведомлений от чрезвычайного министерства не получал (хотя и очень хотел).

    А буквально недавно один житель Новосибирской области прислал ведомству письмо с благодарностью официально региональному главку МЧС России за заботу о безопасности людей: «Выражаю большую благодарность МЧС России: ваша политика информирования граждан через SMS о ЧП, с предупреждениями по погодным условиям очень эффективно и мотивированно работает. Благодаря вашим рекомендациям жизнь становится более защищенной».

    Был ли благодарный абонент владельцем карты «Мегафона» - не известно, но вот от пользователей сетей «Билайн» и «МТС» можно услышать еще более интересный комментарий: им SMS приходят раз в год, или они их и вовсе не видели за эти 5 лет.

    В 2010 году НЦУКС МЧС заключил с руководителями «большой тройки», а также с региональными операторами сотовой сети договор о взаимодействии в области информирования населения страны о различных ЧС. Министерство, со своей стороны, тщательно следит за выполнением условий соглашения.

    «С 2010 года у нас активно ведется взаимодействие с операторами сотовой связи. Тогда были заключены договоры об информировании населения через SMS о возникновении и об угрозе чрезвычайных ситуаций - это касается и дорожных ситуаций. На Федеральном уровне соглашение зафиксировано между министерством и операторами, а регламент подписан НЦУКС МЧС с одной стороны, с другой - компаниями, предоставляющими услуги связи. Текст SMS отправляется операторам из Национального центра управления в кризисных ситуациях. За оперативность и исполнение с нашей стороны отвечает оперативный дежурный: он принимает решение об информировании населения о какой-либо ЧС. Такие же договоры заключались с регионами в главках субъектов РФ - там ответственными за оповещение населения являются ЦУКСы территориальных органов и те же оперативные дежурные»

    Сергей Фофанов

    Сергей Фофанов разъяснил и схему формирования сообщений, их путь к абонентам и возможные причины недоступности информации.

    В ведомстве формируется и предоставляется заявка операторам связи по определенным ситуациям.

    «Шаблон этой заявки у нас уже отработан: туда нужно вставить только дату, время и информацию о ЧС. После попадания сообщения к оператору, вторая сторона уже принимает решение об отправке сообщения абонентам исходя из своих технических возможностей. Не во всех регионах покрытие сотовой связи может обеспечить абонентам поступление информации от МЧС. Например, в районе города Пскова есть зоны, где нет сотовой связи вовсе - отправлять сообщение «в леса» нет смысла, оно не попадет к адресату. Если техническая возможность есть у оператора, то через 20 минут после того, как мы отправили заявку, население получает информацию. Мы указываем время, зону опасной ситуации»

    Сергей Фофанов

    начальник управления организации информирования населения НЦУКС МЧС России.

    "Что касается самих операторов связи, то «Мегафон» занимает лучшее положение, т.к. может оповещать население по заданному радиусу. Мы можем указать точку происшествия и радиус в 300 метров, и оператор известит абонентов, находящихся в близкой позиции. «Билайн», «Теле 2» и «МТС», к сожалению, работают на региональном уровне. О ЧС муниципального уровня они не информируют», - объясняет Сергей Фофанов.

    Дело в том, что у крупных операторов сотовой связи ситуационные центры находятся в Москве, и даже если речь идет о регионе, решение об информировании принимается в столице. Собеседник из НЦУКС говорит, что, к сожалению, по желанию населения эти SMS приходить не могут, если сами абоненты захотят. И также отказаться от оповещений невозможно. В условия договора, подписанного в 2010 году, содержится описание технических условий для оповещения - состояние аппарата (включен или нет), учитывается рельеф местности.

    Безусловно, Сергей Фофанов прав: SMS- это все-таки не основной способ информирования. Первичны радио и ТВ-СМИ, интернет сегодня - вообще главный навигатор по локальным и крупномасштабным ситуациям в любой точке мира. Выходит, SMS - только один из способов доведения информации, но в отсутствие других возможностей - чуть не спасительный.

    «При мне был такой случай: мы с коллегой сидели рядом, являемся абонентами одного оператора. Ему SMS пришла о сильной непогоде, а мне - нет. Это обусловлено разными техническими возможностями гаджетов. Опять же в случае с терактами в метро - из-за слишком большого скопления абонентов в зоне покрытия сети оповещение пришло далеко не всем. И в случае с Оренбургской областью этой зимой (в феврале этого года на трассе М-5 «Урал» произошел затор из 70 авто, техника сдавалась под натиском метели и сильного мороза, и сотрудники МЧС эвакуировали автолюбителей - прим. Ред.). Тогда лишь некоторые получили SMS, а вситуация усложнялась с каждым часом. SMS-оповещение спасает, когда рядом нет интернета, телевизора, радио - в плане оперативности СМИ очень хорошо выручают и в регионах, и в столице. А в отношении пропаганды безопасности в дороге большую роль со стороны чрезвычайного министерства играет деятельность ОКСИОНа. SMS-ка не может заменить знаний по соблюдению личной безопасности. Например, когда я жил в Кировской области, я знал, что местный мост каждую весну подтапливает. Тут самое главное - самому ориентироваться в ситуации - обращать внимание на таблоиды ГИБДД, следить за новостями по тому направлению, в котором человек собирается передвигаться заблаговременно», - делится начальник управления организации информирования населения НЦУКС МЧС России.

    А 14 июля 2013 года вступили в силу изменения в федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне», которые предусматривают создание единой системы оповещения на всех уровнях административного устройства - от местного до федерального.

    На территории Москвы, Новосибирской области. Оператор «Теле 2» проводит рассылку с помощью SMS, другие операторы - через широковещательные сообщения (Cell Broadcast).

    Важно знать, что подключить бесплатную услугу по приему широковещательных сообщений (Cell Broadcast) можно через меню своего телефона, следуя инструкции. Обычно этот пункт расположен в меню сообщений и называется "Информационные сообщения", "Широковещательные сообщения", "Инфо-каналы", "Сообщения сети" и т.д. Подробную информацию любой владелец смартфона может найти в инструкции к телефону или на сайте производителя телефона. А справочную информацию об услуге абоненты любого оператора могут получить в call-центрах выбранной компании.

    Мария Газарян

    Самым главным является своевременное оповещение людей, жизнь и здоровье которых окажутся под угрозой. В таких ситуациях вся ответственность ложится на имеющиеся на вооружении системы оповещения. Их применение позволяет не только заранее предупредить людей об опасности, но и уловить первые признаки ЧС.

    Срабатывание систем оповещения, работающих в автоматическом режиме, позволяет вовремя начать эвакуацию, что значительно снижает количество пострадавших в ЧС. Сигналы должны иметь максимальный охват территории, независимо от места их расположения: город, село или удаленные районы. Кроме того оповещение должно дойти до каждого гражданина, где бы он в данный момент не находился.

    Системы связи и оповещения в ГО

    Для этого используется специализированная организация управления связи оповещения в системе ГО, а также они имеют свою определенную четкую классификацию и способ функционирования.

    В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют:

    • федеральная система оповещения;
    • региональные системы оповещения;
    • территориальные системы оповещения;
    • местные системы оповещения;
    • локальные системы оповещения;
    • объектовые системы оповещения (системы оповещения организаций).

    Федерального регионального и территориального уровня

    Оповещение с помощью федеральной системы происходит централизованно и автоматически. Она обеспечивает передачу всех поступающих сигналов от пунктов МЧС РФ до центров, расположенных в регионах, а также до всех органов и соединений, которые находятся в подчинении федерального центра.

    Региональные системы, получив сигнал от федерального пункта, передают его по всем подчиненным региональному центру управлениям ГО и ГОЧС. Их работа должна совпадать с деятельностью федеральной системы. Оповещение может охватывать до 7 регионов.

    Всего на территории России для обеспечения своевременного оповещения компетентных органов городов, сел и других населенных пунктов задействовано 88 систем территориального действия. Все они действуют автоматически.

    Главная их задача состоит в четкой передаче сообщений, поступивших от органов ГО субъекта РФ до:

    • руководителей всех организаций, которые отвечают за ГО во всех субъектах РФ, включая города федерального значения;
    • диспетчеров служб оперативного реагирования, находящихся на объектах с потенциальной опасностью, а также на особо крупных производствах;
    • населения;
    • органов управления ГО, находящихся на территории определенного города и относящихся к нему районов.

    Комплекс технических средств П-160 выступает базой, на основе которой функционируют все существующие системы оповещения.

    Он находится в достаточно работоспособном состоянии, но задействованные в нем принципы передачи связи устарели, и требуют обновления.

    Местные

    Они необходимы для передачи сигналов и сообщений, поступающих от органов ГО города и прилегающих к нему районов до следующих объектов:

    • дежурным сотрудникам диспетчерских служб потенциально опасных объектов и крупных предприятий, имеющих экономическую ценность;
    • руководству ГО города и сельских районов;
    • населению.

    Такие системы оповещения имеют условное разделение на средства, осуществляющие передачу сигналов должностным лицам, трудовым коллективам и жителям населенных пунктов. Они функционируют в основном на базе КТС (комплекс технических средств) П-164. КТС этого типа в большей степени предназначались для оповещения в крупных чрезвычайных ситуациях. Для мирного времени они плохо адаптированы.

    Для типа П – 164 предусмотрен срок эксплуатации 12 лет, потом они подлежат списанию. Однако многие действующие сейчас местные КТС уже превысили этот срок, что позволяет говорить об устаревшем оборудовании. Это вызывает ряд ограничений при взаимодействии с современными средствами оповещения.

    Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации их последствий начало внедрение новых КТС типа П-166 после проведенных успешно испытаний. Их главным плюсом является то, что деятельность П – 166 сопряжена с устаревшим типом П – 160, что предполагает их постепенную замену.

    Данная система предполагает как централизованное оповещение всего населения, так и можно осуществлять выбор конкретной зоны, не затрагивая всю территорию. Она работает благодаря специальным выделенным каналам ТЧ (тональной частоты). Для того чтобы задействовать в работе цифровые каналы требуется специальное оборудование.

    Еще одной аналогичной по функциям и назначению системой оповещения является АСО (автоматизированная система оповещения). Она также работает по каналам ТЧ. Имеет модем для передачи информации по цифровым линиям сетей МЧС, ГТС или МГТС.

    Локальная ГО и ЧС

    В районах, где находятся или предполагается размещение объектов, имеющих потенциальную опасность, создаются локальные системы предупреждения населения. Обеспечением их технической исправности и поддержанием их готовности к внезапному задействованию в случаи ЧС занимается соответствующий начальник ГО. Он вправе привлекать все службы связи и оповещения.

    Зоны, в пределах которых действуют локальные системы, определяются соответствующим документом Правительства РФ. Системы оповещения местного значения входят в территориальные системы ГО, и для слаженной работы необходимо, чтобы они технически и программно с ними соотносились.

    Важно знать в каких случаях запускают оповещение на таких объектах:

    • Крупные с угрозой выброса ядовитых, отравляющих химических веществ в окружающую среду. Они могут привести к значительным разрушениям, экологической катастрофе, человеческим жертвам, гибели скота.
    • Угроза нападения противника, выражающая в его непосредственном вторжении, сбросе бомб, использование запрещенного оружия (ядерное, химическое, бактериологическое).
    • Природные катастрофы, представляющие угрозу населенным пунктам и производственным предприятиям. Это могут быть подземные толчки, быстро распространяющиеся , наводнения.

    Их главной задачей является быстрое доведение информации о возникшей чрезвычайной ситуации до населения, руководителей и работников предприятий. Оповещение их о дальнейших действиях и местах ближайших (при необходимости укрытия).

    Специалисты МЧС полагают, что такой многоуровневый способ передачи информации обладает большей эффективностью за счет того, что с центрального аппарата ГО оповещение дойдет в региональный дежурный пункт заранее и это поможет предотвратить возможную угрозу.

    Объектовые

    (Действующие в пределах организации)

    В случаи, когда последствия возникшей аварийной ситуации ограничиваются только лишь территорией самого объекта, запускается объектовая система оповещения. Она использует для передачи сигнала существующую на объекте производственную сеть связи и специальное оборудование на основе КТС типа П-164.

    Цель таких систем оповещения заключается в доведении до сведения информации до руководящих должностей, персонала, а также служб ГО, действующих на данном объекте.

    Сейчас идет совершенствование объектовой системы. Внедряются СГС-22М, позволяющие сразу проектировать и ЛСО (локальные средства оповещения), и проводить звукофикацию открытых и закрытых помещений объекта. Оно приспособлено для передачи предупредительных сигналов и речевых сообщений. Вместе с этим системы оповещения объекта в одностороннем порядке могут использоваться в местной системе вещания.

    Имеется возможность управления существующими режимами работы данной системы удаленно. Это происходит при помощи местной системы, функционирующей на основе ГС АСО. Она автоматизировано может передавать любые голосовые сообщения по телефонным каналам всем абонентам, имеющимся в базе. Их успешно используют в своей работе оперативные службы.

    В их базе имеются заранее записанные текстовые сообщения. Причем существует возможность выбора мужского или женского голоса, а также изменения тембра голоса и темпа речи. В программе хранятся заранее подготовленные списки людей, которых необходимо будет оповестить при возникновении той или иной чрезвычайной ситуации.

    Управление оповещением в системе ГО

    Управление системой – диспетчер

    Для того чтобы обеспечить своевременное предупреждение о надвигающейся опасности всех необходимых должностных лиц, а также население страны были созданы системы централизованного оповещения (СЦО), которыми оснащены все управляющие отделы ГО.

    Они могут управляться прямо дежурной службой из органов управления соответствующего уровня либо по решению непосредственно руководителя ГО и согласованию с местной администрацией через дежурную часть предприятия связи, которое функционирует в данной местности.

    Для того чтобы передать информация на СЦО того или иного местного объекта используется радиосеть, телефонный узел, наружные сирены. Эта функция возложена на диспетчерские службы.

    Что включает в себя система связи МЧС России

    В последние годы в российскую систему связи активно внедряются и с успехом используются телекоммуникационные технологии соответствующие мировым стандартам качества.

    Это технологии АТМ, сотовая радиосвязь и связь GSM, спутниковые, цифровые и пейджинговые системы, индивидуальные средства современной мобильной связи. Новшества коснулись и транспортных технологий. Раньше они функционировали на основе плезиохронной (PDH) цифровой иерархии передачи сигнала, а сейчас применяется синхронная (SDH).

    Внедрение новых технологий обеспечило организации РСЧС, ЕДСС, силы ГО, ПГС РФ качественной, бесперебойной и быстрой связью, которая используется специалистами соответствующих ведомств, как при выполнении обыденных задач, так и при возникновении и ликвидации стихийных бедствий и крупных чрезвычайных ситуаций.

    Концепция по усовершенствованию существующей системы связи МЧС РФ закреплена приказом № 609 от 09.12.2000 г. Благодаря ему стала активно реализовываться.

    Активизация и функционирование

    При возникновении внештатной ситуации для приведения систем в готовность дается всего пару минут. Это касается всей территории, которая подвергается угрозе.

    Для недопущения паники среди жителей тех населенных пунктов, которые в зону риска не попадают, система должна иметь техническую возможность передавать сообщения локализовано.

    Активизация может происходить вручную либо в автоматическом режиме. Это зависит не только от исправности средств оповещения, но и от его способности надежно осуществлять передачу в условиях чрезвычайной ситуации, включая природные явления (ливень, сильный снег, шквалистый ветер).

    Система оповещения транслирует либо уже записанный предварительно текст, либо необходимая информация произносится дежурным диспетчером. Допускается задержка начала оповещения. Однако она не должна превышать время, которое рассчитывается исходя из времени возникновения критически опасных последствий возникшей ЧС.

    При отсутствии тревожных новостей, установленные системы оповещения могут использоваться для транслирования музыки, объявлений или других общих сообщений.

    Для оптимального функционирования систем оповещения и эффективного реагирования населения должны соблюдаться следующие требования:

    1. Запрещается самовольно, без веского основания, и разрешения вышестоящего начальства начинать транслировать сигналы тревоги.
    2. При их функционировании не должно оказывать негативного воздействия на другие системы, отвечающие за жизнеобеспечение на данном объекте
    3. Придерживаться максимального времени оповещения – 5 минут.
    4. Следует предусмотреть все возможные способы дублирования сообщений, включая мобильные средства.

    Сначала для привлечения внимания людей включается электросирена. Ее звучание обозначает сигнал «Внимание всем!». Затем начинается передача текстового иили голосового сообщения по всем радио и телеканалам.

    Системы оповещения для проверки их функционирования подвергаются ежегодному профилактическому включению. В таких случаях, населения и персонал предприятия предварительно оповещается об этом.

    Подробное видео про системы оповещения

    "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648), от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799), от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895), от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882), Постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2758), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121), распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4334) и предназначено для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание (далее - организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания), независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию и обслуживание систем оповещения населения (далее - системы оповещения).

    Важнейшим условием для своевременного принятия мер по защите населения при угрозе и возникновении стихийных бедствий, крупных производственных аварий, катастроф является своевременное оповещение его. Создание автоматизированных систем оповещения - одно из главных мероприятий по защите населения. Первоочередной задачей штабов ГО потенциально-опасных объектов является создание локальных систем оповещения руководящего состава РСЧС и информирование населения, проживающего в районах их размещения.

    Локальная система оповещения – это совокупность технических средств объектовой и части территориальной (городской, областной) систем оповещения. Система централизованного оповещения объекта экономики строится на базе городской, а также производственной сети связи и сети проводного вещания объекта с применением специальной аппаратуры. В качестве средств оповещения здесь используются электрические и электронные сирены, уличные и абонентские громкоговорители. Процесс оповещения не должен превышать 5 минут, с тем чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до соответствующих органов управления и населения заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны затопления.
    Программно-аппаратный комплекс АСО предназначен для организации оповещения и информирования населения территориального, местного и объектового уровней управления РСЧС. Разработан на общих системных принципах автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС и Автоматизированной системы объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (АС ОСОДУ). Соответствует требованиям нормативных документов МЧС РФ и Федерального законодательства РФ. Создавался при научно-методической поддержке ФЦ ВНИИ ГОЧС.

    Комплекс построен на оборудовании АСО, которое включено в табель положенности МЧС РФ и широко применяется в его подразделениях. При создании комплекса в применении к локальным системам оповещения потенциально-опасных объектов прежде всего ставилась задача возможности его двойного применения.
    Комплекс и его элементы могут использоваться не только для отработки задач РСЧС, но и для технологических целей, что делает его применение экономически привлекательным. При этом комплекс сопрягается с территориальной АСЦО, построенной как на новом оборудовании комплекса АСО, так и на старом оборудования П-160 – П-164, и может управлять существующими электросиренами и радиотрансляционными узлами предприятий. Основание для создания локальных систем оповещения: Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11.11.94 г.; Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» № 177 от 1.03.93 г.; Постановление Правительства Российской Федерации «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов» №178 от 01.03.93 г.; Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.95 г. Приказ МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК «Об утверждении Положения о системах оповещения Гражданской обороны» от 7.12. 1 998 г. № 701/212/803. Чрезвычайные ситуации, возникающие на потенциально-опасных объектах можно классифицировать на две основных группы: Чрезвычайные ситуации, последствия которых выходят за пределы предприятий. Чрезвычайные ситуации, связанные с авариями и сбоями в технологическом цикле, которые не представляют опасности для населения, но в результате, которых предприятия из-за простоя терпят значительные убытки.

    ЛСО решает следующие задачи:
    Оповещение и информирование персонала потенциально-опасного объекта (ПОО) и населения, проживающего в районе его размещения, при появлении угрозы их жизни и здоровью о способах защиты и действиях в сложившейся ситуации;
    Оповещение руководящего состава ПОО, органов управления РСЧС, подчиненных и взаимодействующих ДДС, организаций и учреждений, расположенных в 2,5 км зоне возможного заражения об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

    Опыт применения комплекса АСО для построения ЛСО ПОО показал, что новый комплекс имеет следующие преимущества:
    Применение системы громкоговорящей связи позволило снять с эксплуатации электросирены и применять данное оборудование одновременно для озвучивания территории предприятия, производственных и административных помещений, а при необходимости и прилегающей территории:
    Для оповещения работников предприятия и населения прилегающих территорий по сигналам РСЧС как в режиме сиренного звучания, так и режиме передачи речевой информации;
    Для оповещения работников по ситуациям, связанным с производственными авариями на различных объектах предприятия;
    Для передачи объявлений различного назначения;
    Для трансляции радиопрограмм. При этом зона озвучивания выбирается исходя из необходимости в соответствии с прогнозом возможной обстановки.

    Применение системы АСО позволило снять с эксплуатации аппаратуру СЦВ (стоимость оповещения абонента аппаратурой АСО в 35-40 раз ниже, чем аппаратурой СЦВ) и применять данное оборудование методом передачи речевых сообщений по служебным, домашним, сотовым и другим телефонам для оповещения:
    Руководителей предприятия и других организаций, работников предприятия, органов КЧС, диспетчерских и оперативных служб, аварийно-спасательных служб по сигналам РСЧС, по ситуациям, связанным с производственными авариями на различных объектах предприятия;
    Руководителей и работников предприятия по сигналам мобилизационной готовности;
    Работников предприятия для передачи срочных информационных сообщений как в рабочее время по служебным телефонам, так и в не рабочее время по домашним и сотовым телефонам.

    Развертывание ЛСО различных ПОО на базе комплекса АСО показало во всех случаях значительный экономический эффект как на стадии развертывания, так и при эксплуатации. Эксплуатация ЛСО на базе комплекса АСО показала:
    Высокую гибкость системы, возможность создания множества вариантов оповещения на основе прогноза возможной обстановки, обусловленных принципом работы, в том числе и по коммутируемым каналам связи, сетям передачи данных;
    Возможность ее интеграции в АС ОСОДУ;
    Возможность ее двойного применения;
    Автоматизированное управление процессом оповещения от АСЦО города и области;
    Сопряжение с существующей системой оповещения, выполненной на аппаратуре П-164 и П-160 на аппаратном и программном уровнях;
    Документирование распоряжений на оповещение органов управления, КЧС, подчиненных и взаимодействующих ДДС;
    Высокую оперативность в работе, возможность ее использования для сбора и обмена оперативной информацией;
    Возможность оповещения руководящего состава в системах сотовой и транкинговой связи;
    Возможность совмещения в одной аппаратуре (система громкоговорящей связи) функций электросиренного озвучивания и звукофикации территорий и объектов;
    Небольшие капиталовложения на ее создание (в 30-40 раз меньше по сравнению с П-164);
    Низкую стоимость, а в некоторых случаях и отсутствие затрат на эксплуатационно-техническое обслуживание;
    Применение различных каналов связи при построении в зависимости от существующих возможностей, экономической целесообразности;
    Размещение аппаратуры на пунктах управления РСЧС. Эксплуатация систем на различных потенциально-опасных объектах показала их высокую эффективность, надежность, гибкость и оперативность при проведении различных вариантов оповещения во время еженедельных проверок и задействовании по назначению в ходе учений и реальных чрезвычайных ситуациях.

    МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

    ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

    ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

    МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПРИКАЗ

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

    В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4334) приказываем:

    Утвердить прилагаемое Положение о системах оповещения населения.

    Российской Федерации

    по делам гражданской обороны,

    чрезвычайным ситуациям

    и ликвидации последствий

    стихийных бедствий

    С.К.ШОЙГУ

    Министр информационных

    технологий и связи

    Российской Федерации

    Л.Д.РЕЙМАН

    Министр культуры

    и массовых коммуникаций

    Российской Федерации

    А.С.СОКОЛОВ

    Приложение

    к Приказу МЧС России,

    Мининформсвязи России

    и Минкультуры России

    ПОЛОЖЕНИЕ

    О СИСТЕМАХ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

    I. Общие положения

    1. Положение о системах оповещения населения (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648), от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799), от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895), от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882), Постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2758), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121), распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4334) и предназначено для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание (далее - организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания), независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию и обслуживание систем оповещения населения (далее - системы оповещения).

    2. Положение определяет назначение и задачи, а также порядок реализации мероприятий по совершенствованию систем оповещения, поддержанию их в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения.

    3. Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.

    4. Системы оповещения создаются:

    на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);

    на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);

    на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);

    на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования);

    на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

    Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

    5. В соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.

    II. Предназначение и основные задачи систем оповещения

    6. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    7. Основной задачей федеральной системы оповещения является доведение информации и сигналов оповещения до:

    федеральных органов исполнительной власти;

    территориальных органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр МЧС России) и органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации).

    8. Основной задачей межрегиональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

    органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

    9. Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

    руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;

    главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

    органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

    единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

    специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

    дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

    населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    10. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

    руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;

    специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

    дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;

    населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

    11. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

    руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;

    объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

    персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

    руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

    населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

    III. Порядок использования систем оповещения

    12. Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

    Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом положений статьи 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

    Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.

    Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных на это организаций.

    В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.

    По решению постоянно действующих органов управления РСЧС в целях оповещения допускаются передачи информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, радиовещательных и телевизионных передающих станций.

    13. Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС в установленном порядке.

    14. Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.

    Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения.

    В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской Федерации.

    15. Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:

    федеральной системы оповещения - МЧС России;

    межрегиональной системы оповещения - соответствующим региональным центром МЧС России;

    региональной системы оповещения - органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

    муниципальной системы оповещения - соответствующим органом местного самоуправления;

    локальной системы оповещения - руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.

    16. В соответствии с установленным порядком использования систем оповещения разрабатываются инструкции дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, утверждаемые руководителями организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, согласованные с соответствующим территориальным органом МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органе местного самоуправления.

    17. Непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещения осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения.

    18. Постоянно действующие органы управления РСЧС, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.

    О случаях несанкционированного задействования систем оповещения организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС.

    IV. Порядок совершенствования и поддержания

    в готовности систем оповещения

    19. В целях поддержания систем оповещения в состоянии постоянной готовности МЧС России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с организациями связи осуществляют проведение плановых и внеплановых проверок работоспособности систем оповещения.

    Проверки систем оповещения проводятся с участием представителей организаций связи и операторов связи, а проверки с задействованием сетей телерадиовещания, кроме того, с участием представителей телерадиокомпаний, предприятий или их филиалов, привлекаемых к обеспечению оповещения. Перерыв вещательных программ при передаче правительственных сообщений в ходе проведения проверок систем оповещения запрещается.

    20. Организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания непосредственно осуществляют работы по реконструкции и поддержанию технической готовности систем оповещения на договорной основе.

    21. В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения при их создании предусматривается:

    доведение информации оповещения с нескольких территориально разнесенных пунктов управления;

    размещение используемых в интересах оповещения центров (студий) радиовещания, средств связи и аппаратуры оповещения на запасных пунктах управления.

    22. Для оповещения и информирования населения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления, совместно с филиалами федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телерадиовещательная компания" (далее - ФГУП "ВГТРК") и федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "РТРС"), другими организациями телерадиовещания могут использоваться создаваемые заблаговременно в мирное время запасные центры вещания.

    23. Запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения создаются и поддерживаются в готовности к использованию в соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" МЧС России, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях, соответственно.

    МЧС России осуществляет проверки готовности систем оповещения к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе контроль за накоплением, хранением и техническим состоянием запасов мобильных средств оповещения.

    25. В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:

    разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные носители информации;

    обеспечивают установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;

    организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время;

    планируют и проводят совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации;

    разрабатывают совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации.

    26. В целях обеспечения постоянной готовности систем оповещения организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания:

    обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов связи и средств телерадиовещания, используемых в системах оповещения;

    обеспечивают готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и речевой информации;

    определяют по заявкам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления перечень каналов, средств связи и телерадиовещания, предназначенных для оповещения населения, а также производят запись речевых сообщений для оповещения населения на магнитные и иные носители информации.

    27. Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения, создания и содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии со статьями 24, 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьей 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".