Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Ответственность арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий. Неисполнение решения суда

    Ответственность арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий. Неисполнение решения суда

    Арбитражный управляющий занимает особое место среди участников арбитражных дел о несостоятельности (банкротстве). На него непосредственно законодатель возложил проведение процедур банкротства должника. Будучи субъектом профессиональной деятельности, а в процедурах внешнего управления и конкурсного производства - и первым лицом должника, арбитражный управляющий обязан соблюдать федеральное законодательство и в соответствии с ним исполнять возложенные на него обязанности в процедурах банкротства профессионально, добросовестно и разумно.

    С целью защиты прав участвующих в деле о несостоятельности (банкротстве) лиц от непрофессиональных или недобросовестных действий (бездействия) арбитражного управляющего предусмотрен правовой механизм воздействия на него в виде привлечения к различным видам ответственности: дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой. Наличие различных форм ответственности арбитражных управляющих также направлено на предупреждение совершения новых нарушений как самим нарушителем, так и иными лицами.

    Мера дисциплинарного воздействия (дисциплинарная ответственность) применяется к арбитражному управляющему как члену саморегулируемой организации арбитражных управляющих в случаях, предусмотренных федеральными законами от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и внутренними документами саморегулируемой организации. В целях выполнения контрольных функции саморегулируемая организация арбитражных управляющих создает орган по рассмотрению дел о применении в отношении своих членов мер дисциплинарного воздействия. К мерам дисциплинарного воздействия относятся: вынесение предписания, обязывающего арбитражного управляющего в конкретные сроки устранить выявленные нарушения; вынесение предупреждения с оповещением об этом публично; наложение штрафа в размере, установленном внутренними документами саморегулируемой организации; рекомендация об исключении нарушителя из членов саморегулируемой организации, подлежащая рассмотрению и утверждению коллегиальным органом управления саморегулируемой организации; иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации меры.

    Информация о привлечении к дисциплинарной ответственности арбитражных управляющих является открытой. Каждая саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана раскрывать указанную информацию и публиковать ее на своем официальном сайте в сети «Интернет».

    Административная ответственность арбитражного управляющего за неправомерные действия при банкротстве предусмотрена статьей 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В настоящее время размер административного штрафа для арбитражных управляющих увеличился в десять раз и варьируется от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Крайней мерой административной ответственности является дисквалификация арбитражного управляющего на срок от шести месяцев до трех лет.

    Должностные лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в отношении арбитражных управляющих вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и вместе с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности направлять для рас-смотрения в арбитражный суд.

    По данным Управления Росреестра по Тверской области количество составленных его должностными лицами в 2012 году протоколов об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих по сравнению с предыдущим годом увеличилось в 1,52 раза. За 6 месяцев 2013 года должностные лица Управления Росреестра по Тверской области составили 29 протоколов об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ. В 2012 году и 8 месяцев 2013 года в большинстве случаев арбитражный суд применил к арбитражным управляющим меру ответственности в виде административных штрафов различных размеров и в одном случае арбитражный управляющий дисквалифицирован сроком на шесть месяцев.

    Если при наличии признаков банкротства должника арбитражный управляющий сокрыл имущество или сведения об имущественных правах или имущественных обязанностях должника, либо иную информацию об имуществе должника, передал имущество должника во владение иным лицам, совершил отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрыл, уничтожил, сфальсифицировал бухгалтерские и иные учетные документы должника, отражающие его экономическую деятельность, и такими действиями причинен крупный ущерб, то наступает уголовная ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

    Так, в 2007 году за хищение денежных средств в процессе конкурсного производства на ряде предприятий-банкротов г.Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района был признан виновным по ст.160 УК РФ (присвоение или растрата) арбитражный управляющий А., которому назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 4 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима и со штрафом 20 тысяч рублей. Одновременно с арбитражным управляющим была осуждена его супруга, признанная виновной в изготовлении поддельных документов, использованных ее мужем - арбитражным управляющим.

    В 2010 году Московским городским судом тверской арбитражный управляющий М. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), с назначением наказания в виде 3 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Преступные действия совершены при проведении в г.Москве процедуры конкурсного производства одного общества с ограниченной ответственностью.

    В силу положения пункта 4 статьи 20.4 Закон о банкротстве арбитражный управляющий несет гражданско-правовую ответственность за убытки, причиненные им в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Для привлечения арбитражного управляющего к ответственности за убытки обязательным условием является наличие его вины. Требование о возмещении убытков, причиненных арбитражным управляющим, рассматривается вне дела о банкротстве. Причиненные арбитражным управляющим в процедурах банкротства убытки возмещаются в порядке, установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации. Возмещение убытков – это вид специальной профессиональной гражданско-правовой ответственности арбитражного управляющего за допущенные им нарушения профессиональной деятельности в процедурах банкротства. Обязанность возмещения убытков возникает с даты вступления в силу судебного акта о возмещении таких убытков. Нормы Закона о банкротстве, регулирующие профессиональную деятельность арбитражного управляющего, предусматривают возможность возмещения убытков за счет различных источников: имущества арбитражного управляющего, страхового возмещения и средств компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

    Закон о банкротстве определяет последовательность действий, направленных на исполнение судебных актов, которыми установлены подлежащие возмещению арбитражным управляющим причиненные им убытки.

    Если арбитражный управляющий не возместит убытки добровольно в течение 30 рабочих дней, то по истечении указанного срока возможно обратиться в страховую компанию, страховавшую ответственность арбитражного управляющего на момент причинения им убытков, с требованием о возмещении убытков. При недостаточности средств страхового возмещения для погашения убытков, возможно обратиться в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих с требованием о возмещении оставшейся части убытков за счет средств компенсационного фонда (требование о компенсационной выплате). Если арбитражный управляющий являлся членом различных саморегулируемых организаций, то требование о компенсационной выплате должно предъявляться к той из них, членом которой он являлся на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков.

    Законом о банкротстве установлена также специальная дополнительная санкция по отношению к арбитражным управляющим, причинившим убытки. Арбитражные управляющие, не возместившие полностью причиненные кредиторам убытки, не могут утверждаться в процедуры банкротства в качестве временных, административных, внешних или конкурсных управляющих. Если причинивший убытки арбитражный управляющий утвержден в процедуры банкротства, то он после выявления факта невозмещения причиненных убытков может быть отстранен арбитражным судом из соответствующих процедур.

    В Тверской области начала формироваться судебная арбитражная практика по возмещению арбитражными управляющими причиненных ими убытков в проводимых процедурах банкротства должников.

    Так, например, тверской арбитражный управляющий К. причинил убытки в общей сумме 380 тысяч рублей при исполнении в Новгородской области обязанностей конкурсного управляющего колхоза-должника: незаконно израсходовал денежные средства из конкурсной массы и не зачислил в конкурсную массу причитающиеся должнику денежные средства. Факт причинения кредиторам третьей очереди убытков подтвержден судебными актами арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций. Окончательный размер убытков установлен апелляционной инстанцией и оставлен без изменения кассационной инстанцией.

    Тверской арбитражный управляющий М. при исполнении обязанностей временного и конкурсного управляющего сельскохозяйственного производственного кооператива в Новгородской области причинил убытки в сумме около 375 тысяч рублей неправомерными действиями: необоснованно привлек специалистов и выплатил им вознаграждение, приобретал топливо для автомобиля и осуществлял канцелярские, почтовые и прочие расходы.

    В других случаях установлены факты причинения убытков тверским арбитражным управляющим Т. при исполнении обязанностей конкурсного управляющего на предприятии в г.Конаково Тверской области и общества с ограниченной ответственностью г.Санкт-Петербурга. Он перечислил двум банкам и фирме денежные средства, посчитав их в процедурах банкротства текущими платежами, тогда как такие требования должны включаться в реестр требований кредиторов и оплачиваться по реестру в третью очередь. Сумма убытков составила около 30 млн. рублей. Поскольку убытки еще не возмещены, арбитражный управляющий не может быть утвержден в процедуры банкротства других должников.

    Отдельным видом ответственности арбитражного управляющего является отстранение его от исполнения обязанностей в проводимой процедуре банкротства. С требованием об отстранении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей в арбитражный суд, рассматривающий дело о несостоятельности (банкротстве) должника, может обратиться любое участвующее в этом деле лицо или уполномоченное собранием кредиторов лицо. Арбитражный суд в таких случаях проверяет достаточность условий для отстранения арбитражного управляющего, законность принятого собранием кредиторов решения, а в некоторых случаях с учётом конкретных обстоятельств дела о банкротстве – и целесообразность удовлетворения заявленного требования. На завершающей стадии процедуры банкротства велика вероятность получения отказа в удовлетворении такого требования.

    Арбитражный управляющий

    Основные правила

    Арбитражный управляющий является профессиональным участником управленческой деятельности, который осуществляет , находящимся под контролем арбитражного суда.

    Управляющим может стать исключительно гражданин Российской Федерации на территории России, который является одним из членов . По своей сути вся деятельность такого управляющего носит публично-правовой характер. Решения управляющего не подлежат обсуждению, являются обязательными к исполнению и, разумеется, влекут за собой правовые последствия — возможна и уголовная ответственность. Ответственность арбитражного управляющего бывает понятна далеко не всем, а значит, ее сущность необходимо разъяснить подробнее.

    В свою очередь, является некоммерческой организацией, которая осуществляет регулирование и обеспечение деятельностью таких управляющих. Вступить в ряды арбитражных управляющих может далеко не каждый человек, для этого необходимо полностью соответствовать требованиям. Во-первых, необходимо наличие высшего образования, стажа работы на руководящих должностях и успешное прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего.

    Не стоит напоминать о самых естественных вещах — отсутствие судимостей, наказаний за административные правонарушения и сдача теоретического экзамена. Арбитражный управляющий может быть участником в каждом отдельном деле, связанным с банкротством, в качестве: временного, внешнего или . К работе не смогут приступить и те управляющие, по отношению к которым введены особые процедуры, применяемые в конкретном деле о банкротстве. Кроме того, до участия в следующей процедуре не допускаются люди, которые были дисквалифицированы или лишены прав занимать высокопоставленную, руководящую должность и не имеющие договоров страхования ответственности. Подобный договор несколько ослабляет жесткие рамки в случае причинения материальных убытков лицам, которые участвуют в деле о банкротстве.

    Арбитражный управляющий сможет приступить к своей работе (делу о банкротстве) только тогда, когда саморегулируемая организация утвердит его на этой должности. Управляющий не сможет предстать в качестве временного, административного или внешнего и конкурсного управляющего, если он является хотя бы минимально заинтересованным лицом по отношению к должнику или кредитору. Арбитражные управляющие, которые полностью не возместили убытки в проведенных до этого делах, связанных с банкротством, должнику или кредитору, тоже не смогут приступить к новой работе. Чтобы вернуться к работе, обязательно нужно их погасить.

    Ответственность

    Следует рассмотреть более подробно ответственность арбитражного управляющего. В первую очередь стоит сказать о том, что в случае неисполнения или исполнения недолжным образом своих прямых обязанностей управляющий может быть отстранен от должности. Разумеется, подобное не будет рассматриваться, если лица, участвующие в банкротстве, не подадут таких требований. Когда судом будет отменено такое определение, то арбитражный управляющий больше не сможет восстановиться на этой должности для дальнейшего выполнения своих обязанностей.

    Если управляющий был исключен из саморегулируемой организации в связи с нарушением условий членства организации или нарушил требования Федерального закона и некоторые правила и стандарты своей профессиональной деятельности, то по заявлению саморегулируемой организации он может быть отстранен от участия в делах, связанных с банкротством, в течение 10 дней с того момента, как заявление было получено. Как и в первом случае, если подобное заявление было получено и признано недействительным, то управляющего все еще будет невозможно восстановить на этой должности. Немаловажным фактором является то, что если от саморегулируемой организации было получено письмо такого рода, а помимо этого и копии ходатайств об отстранении арбитражного управляющего от исполнения необходимых обязанностей, связанных с каким-либо делом о банкротстве, саморегулируемая организация будет должна представить свою кандидатуру на выбор арбитражному суду для участия в процессе. Этот нюанс описан в 45 статье Федерального закона.

    Основные положения

    Разумеется, что если арбитражный управляющий нарушил как минимум административный закон, то к нему может быть применено наказание в виде дисквалификации, а помимо этого и отстранение от исполнения принадлежащих ему обязанностей в деле о банкротстве. По истечении 3 суток после того, как решение суда по этому делу вступает в свою законную силу, органы исполнительной власти должны уведомить саморегулируемую организацию о том, что арбитражный управляющий дисквалифицирован, при этом они обязаны приложить вступившее в законную силу решение суда. Сделать они это обязаны таким образом, чтобы получателю сообщение пришло не позднее, чем через 5 дней после отправки письма. В данном случае информация о таком арбитражном управляющем будет внесена в , ответственность за проведение подобных действий несут специальные органы.

    После того как саморегулируемая организация получит письмо такого рода, она в обязательном порядке должна будет направить в арбитражный суд ходатайство, в котором будут оговорены все нюансы, связанные с отстранением такого работника (конечно, тогда, когда они утвердят такое уведомление). Это письмо должно быть доставлено получателю в срок не более, чем через 5 дней после его отправки. Если же произошло отстранение арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей в деле о банкротстве и саморегулируемая организация желает поставить на это место другого управляющего, то она должна подать соответствующее заявление, и принять его арбитражный суд должен будет не позднее следующего дня после принятия ходатайства саморегулируемой организацией. Эта организация может обойтись и без вызова тех лиц, которые участвуют в деле о банкротстве. В этом случае обязательно должны быть приняты на рассмотрение требования, которые предусматриваются либо конкурсным кредитором, либо уполномоченным органом.

    Требования к кандидату

    Конкурсным кредитором или уполномоченным органом могут быть выдвинуты некоторые требования к новой кандидатуре арбитражного управляющего. К списку подобных требований относятся: наличие высшего образования или образования по специальности, которая будут соответствовать деятельности должника; наличие стажа работы на руководящих должностях или в необходимой сфере отрасли экономики. Последним требованием является проведение определенного количества процедур на должности арбитражного управляющего, которые уже были применены в деле о банкротствах. Иногда на управляющего могут быть наложены полномочия руководителя должника, тогда на него будут распространяться абсолютно все требования, которые установлены в рамках соответствующего закона, а также некоторые нормативно-правовые акты для руководителя. По отношению к нему будут применены все возможные меры ответственности, что, разумеется, не влечет за собой ничего хорошего.

    Арбитражный управляющий вправе созывать собрание, во время проведения дела о банкротстве, а помимо этого и обращаться за помощью (с ходатайствами и заявлениями) в арбитражный суд. Он может привлекать к настоящему делу о банкротстве иных лиц, оплачивая их деятельность за счет денежных средств должника. Имеет право запрашивать необходимые ему сведения о должнике, начиная от принадлежащего ему имущества и заканчивая, тем, какие еще обязательства должник имеет перед государственными органами, физическими и юридическими лицами, причем сопротивляться этому никто не вправе.

    Он может и подать в арбитражный суд заявление об освобождении себя от исполнения обязательств в конкретном деле о банкротстве. Тогда саморегулируемая организация обязана направить соответствующее ходатайство непосредственно в арбитражный суд в течение 14 дней после того, как управляющий выйдет из организации, а значит, и прекратится его членство в этой организации. Уже после получения ходатайства арбитражным судом принимается решение об отстранении управляющего от возложенных на него обязательств. Если же арбитражным судом не будет получено соответствующее ходатайство от саморегулируемой организации в течение 20 дней, тогда действующий коллегиальный орган управления этой организации имеет полное право заявить об освобождении управляющего от его обязанностей, на основании чего арбитражный суд принимает решение об этом.

    Все лица, которые привлекаются в настоящее дело о банкротстве, не должны быть заинтересованными лицами по отношению к кому-либо из участников процесса. Все сведения, которые арбитражному управляющему могут понадобиться в деле о банкротстве, должны быть предоставлены ему в течение 7-и дней после получения запроса вне зависимости от того, что это за лицо или орган, и плата за это не должна взиматься.

    Вознаграждения

    Арбитражный управляющий вправе получать вознаграждения в деле о банкротстве, таким образом существенно увеличивая свой капитал. В большинстве случаев оно выплачивается со средств должника. Стоит упомянуть, что этот человек имеет право на полное возмещение расходов, которые были им понесены во время разбора дела о банкротстве. Сумма вознаграждения фиксированная. Например, 15 тысяч рублей управляющий вправе получить, если он выступал в деле в качестве административного управляющего, 30 тысяч — в качестве конкурсного или , а 45 тысяч — внешнего. Эта сумма может быть увеличена тогда, когда от лиц, участвующих в процессе дела о банкротстве поступает подобного рода ходатайство, которое обязательно должно быть обоснованным в зависимости от сложности выполняемой им работы.

    Арбитражным судом же может быть установлено вознаграждение тогда, когда дело возлагает на арбитражного управляющего полномочия, с которыми не был способен справиться другой человек, а фиксированная сумма не может быть уменьшена в данном случае. Вознаграждение может быть увеличено, если оно установлено собранием кредиторов. Вознаграждение управляющий может не получить, если он освобожден или отстранен от исполнения своих обязанностей в деле о банкротстве непосредственно арбитражным судом.

    Разумеется, что кроме прав у арбитражного управляющего имеются еще и определенные обязательства. К основному списку его обязательств относятся: принятие мер, которые будут защищать имущество должника, анализ финансового состояния своего клиента, а также наличие результатов деятельности. В том случае, если обнаружит какие-либо правонарушения, административные или другие, то он обязан сообщить о них в органы, которые занимаются расследованием подобной деятельности. Кроме всего этого в его функции входит разумное и обоснованное осуществление расходов, которые связаны непосредственно с исполнением возложенных на него обязанностей в конкретном деле о банкротстве. Если кто-то подозревает необоснованную растрату средств, ему будет необходимо обратиться с заявлением в арбитражный суд.

    Некоторые нюансы

    Встречаются такие случае, когда банкротство является преднамеренным или фиктивным. Когда арбитражный управляющий выявляет подобные признаки, он должен сообщать об этом незамедлительно тем лицам, которые принимают непосредственное участие в деле о банкротстве, а также в саморегулируемую организацию и в органы, которые занимаются возбуждением уголовных дел подобного рода и рассматривают сообщения о возможных преступлениях. Он обязан сохранять конфиденциальность всех известных ему сведений, если, конечно, иное не предусматривается действующим законодательством, на протяжении всего времени на должности арбитражного управляющего. Во время проведения необходимых процедур, которые применяются в деле о банкротстве, управляющий обязан действовать и поступать разумно по отношению к должнику, кредитору и обществу в целом.

    Арбитражный управляющий (АУ) назначается при банкротстве организации. Это профессионал с высокой квалификацией, который управляет фирмой в процессе признания ее несостоятельности. Деятельность этих сотрудников основывается на ФЗ №127 «О банкротстве», статье 195-196 УК РФ, статье 19 КоАП РФ и прочих актах. Арбитражный управляющий несет ответственность за свои действия. То есть его незаконная работа может привести к наложению наказания. Существуют разные виды ответственности АУ.

    Административная ответственность

    Большая часть наказаний накладывается на АУ на базе КоАП РФ. Статьей 14.13 КоАП РФ оговорены эти виды наказуемых правонарушений:

    • Сокрытие или передача третьим лицам собственности банкрота.
    • Подделка учетной документации.
    • Действия в пользу определенного кредитора в обход остальных.
    • Бездействие.

    Распространенная причина привлечения специалиста к административной ответственности – недобросовестное исполнение рабочих обязанностей. К примеру, это могут быть правонарушения:

    • Несвоевременное исполнение соглашений, заключенных банкротом.
    • Несвоевременная выдача зарплат сотрудникам.
    • Сделки с собственностью банкрота, которые нарушают интересы и права участников процедуры.
    • Неразумный или неправомерный расход целевых поступлений.

    Арбитражный управляющий привлекается к ответственности на основании статьи 14.13 КоАП РФ. Однако для определения меры ответственности нужно установить, является ли АУ должностным лицом. Это достаточно неоднозначный вопрос. АУ можно признать должностным лицом на основании этих признаков:

    • Управляющий назначается судебным органом и считается представителем судебной власти.
    • АУ не трудоустроен в компании и получает зарплату на базе судебного решения.
    • Управляющий действует в отношении третьих лиц.
    • Цель его работы – поддержание правосудия.

    Однако не все придерживаются аналогичного мнения. Все зависит от степени строгости наказания. Если специалист привлекается к административной ответственности, обычно он считается должностным лицом. Если же он привлекается к уголовной ответственности, то обычно не называется должностным лицом. Рассмотрим виды административных наказаний, накладываемых на базе статьи 14.13 КоАП РФ:

    1. Сокрытие объектов собственности, данных об их размерах, имущественных прав банкрота. Уничтожение учетных бумаг. Если нарушение не содержит признаков уголовного преступления, на граждан накладывается штраф в размере 4 000-5 000 руб. Если это должностное лицо, устанавливается штраф 50 000-100 000 руб. или назначается дисквалификация длительностью от 6 до 36 месяцев (пункт 1).
    2. Удовлетворение претензий одного кредитора в ущерб остальным. На граждан накладывается штраф размером 4 000-5 000 руб., на должностных лиц – 50 000-100 000 руб. или дисквалификация продолжительностью от 6 до 36 месяцев (пункт 2 статьи 14.13 КоАП РФ).
    3. Бездействие, неисполнение обязанностей. При незначительном правонарушении должностным лицам выносится предупреждение. При значительном нарушении накладывается штраф в размере от 25 000 до 50 000 руб. (пункт 3 статьи 14.13 КоАП РФ).
    4. Повторное обнаружение бездействия должностного лица . Должностное лицо дисквалифицируется на срок от 6 месяцев до 36 месяцев (пункт 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ).

    К СВЕДЕНИЮ! Размер ответственности определяется тяжестью совершенного правонарушения. Если оно незначительное, обычно просто выносится предупреждение. Если должностное лицо не исполнит его, на него накладывается двойная ответственность.

    Уголовная ответственность

    Уголовная ответственность накладывается на АУ на базе статьи 195 УК РФ:

    • Сокрытие или передача иным лицам предметов собственности банкрота. Уничтожение или подделка учетных бумаг. Варианты наказания: штраф 100 000-500 000 руб., штраф в размере ЗП виновного за 1-3 года, арест на срок до полугода, лишение свободы до 36 месяцев со штрафом 200 000 руб. Основание – пункт 1 рассматриваемой статьи.
    • Удовлетворение претензий одних кредиторов в ущерб остальным, что повлекло за собой причинение крупного ущерба. Варианты ответственности: штраф до 300 000 руб., штраф в размере ЗП осужденного за двухлетний период, лишение свободы на срок до года. Арест продолжительностью до 4 месяцев, заключение продолжительностью до 12 месяцев вместе с наложением штрафа 80 000 руб.

    УК РФ применяется в тех случаях, когда АУ нанес ущерб кредиторам или банкроту в размере более 250 000 руб.

    Дисциплинарная ответственность

    Дисциплинарная ответственность накладывается на базе ФЗ №127 «О несостоятельности» от 26 октября 2002 года, ФЗ №315 «О СРО» от 1 декабря 2007 года. Также основанием для привлечения к ответственности могут быть локальные документы . Наложение дисциплинарных взысканий напрямую связано с участием АУ в СРО. АУ обязан вступать в саморегулируемую организацию. Без этого он не может осуществлять свою деятельность. К арбитражному управляющему относятся эти меры дисциплинарного взыскания:

    • Внутренняя дисквалификация продолжительностью от месяца до полугода.
    • Штраф от 1 000 до 30 000 руб.
    • Вынесение предписания о ликвидации обнаруженных недостатков.
    • Оформление рекомендации об исключении АУ из саморегулируемой организации.
    • Оформление рекомендации об отстранении специалиста от участия в банкротстве.

    Рассмотрим формы наказаний, накладываемые на основании статьи 20.4 ФЗ №127 «О несостоятельности» от 26 октября 2002 года:

    • Невыполнение обязанностей. На основании пункта 1 статьи 20.4 ФЗ №127, АУ может быть отстранен от участия в процедуре признания несостоятельности.
    • Исключение из СРО на основании нарушения прав членства. В этом случае на основании пункта 2 статьи 20.4 специалист также отстраняется и от процедуры банкротства. Если решение об исключении из СРО признано недействительным, специалист не может быть восстановлен в процедуре банкротства компании.
    • Специалист может быть дисквалифицирован за административные проступки на основании пункта 3 статьи 20.4.

    В пункте 4 статьи 20.4 ФЗ №127 указано, что АУ должен возместить банкроту и кредитору убытки, которые образовались вследствие его незаконных действий или бездействия. Обычно ущерб кредиторов и должника компенсируется за счет средств компенсационного фонда СРО. Однако арбитражный управляющий обязан покрыть убытки саморегулируемой компании. В пункте 5 статьи 20.4 прописано, что федеральными стандартами и отраслевыми правилами могут утверждаться иные требования относительно имущественной ответственности АУ.

    Сроки привлечения к ответственности

    До конца 2015 года срок привлечения к ответственности составлял год. Однако потом в силу вступил ФЗ №391 «О внесении изменений в акты». Теперь этот срок составляет 3 года.

    Ответственность СРО

    СРО несут ответственность за действия своих АУ. Саморегулируемая организация обязана следит за работой своих участников, рассматривать поступающие претензии, принимать меры воздействия. Если вследствие деятельности АУ будет нанесен ущерб, СРО обязана сделать компенсационные выплаты.

    В соответствии с Федеральным Законом №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее закона) арбитражный судможет отстранить арбитражного управляющего от исполнения обязанностей.Данная мера предполагает вынесениеарбитражным судом судебного акта, при наличии доказательств подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей.

    Прежде всего, нужно пояснить, кто же этот субъект правоотношения, обладающий такими возможностями и компетенцией, которые позволяют ему определять действияосуществляемые по отношению к должнику.

    Законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) установлено, что а рбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который соответствует следующим требованиям: зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; имеет высшее образование; имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности; сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

    Статьей 25 Закона предусмотрены общие правила отстранения арбитражных управляющих, а именно нарушение арбитражным управляющим требований закона о несостоятельности, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего установленных Правительством РФ.

    Также ст. 145 Главы 7 Закона, по которой конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов), в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение, и в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица конкурсным управляющим.

    Что же все-таки является административным правонарушением.

    Административное право дает следующее понятие: под административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Привлечение к административной ответственности арбитражного управляющего разделены на следующие этапы:

    1. Составление протокола об административном правонарушении, при надлежащем извещении лица (п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).

    В настоящее время не установлен четкий порядок извещения лица, в отношении которого открыто производство по административному производству, однако необходимо учитывать срок привлечения к административной ответственности - 2 месяца, установленный ст. 4.5 КоАП. В данном случае суды руководствуются разъяснениями, данными Пленумом ВАС РФ №10 02.06.2004 г. об извещении лиц, участвующих в деле, о привлечении лица к административной ответственности. В случаях, не терпящих отлагательств, извещение лиц возможно телефонограммой, телеграммой, с помощью факсимильной связи или электронной почте, либо с использованием иных средств связи. ФАС СЗО данные разъяснения используются при решении вопроса о надлежащем извещении о времени и месте составления прокола.

    Анализ судебной практики ФАС СЗО показывает, что суд признает надлежащим и ненадлежащим извещением.

    Постановлением ФАС СЗО от 23.08.2007 г. по делу №А66-5519/2006, суд привлек к административной ответственности, признав надлежащим извещение, полученное совершеннолетним членом семьи. Суд также руководствовался требованиями пункта 60 Правил оказания услуг телеграфной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 г. №222, в соответствии с данным пунктом, телеграммы адресованные гражданам по месту их нахождения (жительства), должны вручаться лично адресату (а в случае его отсутствия) совершеннолетнему члену семьи».

    Постановлением ФАС СЗО от 14.05.2007 г. по делу №А56-31383, суд признал ненадлежащим извещение арбитражного управляющего о месте и времени составления протокола, полученного саморегулируемой организациейарбитражных управляющих.

    Постановлением Фас СЗО от 23.08.2007 г. по делу №А66-5519/2006, суд признал надлежащим извещение такую форму связи, как отправление телеграммы, однако пояснив, что вручение телеграммы должно подтверждаться отметкой органа связи.

    2. После возбуждения дела и составления протокола об административном правонарушении, материалы направляются в суд по подсудности, в рамках статьи 28.8 КоАП РФ. Вопросы подсудности, в данном случае регулируются положениями АПК РФ.

    3. Понятие и признаки малозначительности административного правонарушения регулируются ст. 2.9 КоАП РФ. Однако применение судами данной статьи, позволяющей освободить от административной ответственности лицо при малозначительности его деяния, порождает противоречивую практику. Так как законодательством не определены четкие критерии малозначительности деяния.

    Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. №5, разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но при учете характера совершенного противоправного деяния и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести последствий не представляющее существенного нарушения для охраняемых общественных правонарушений. Высший Арбитражный суд РФ, также сформулировал определение понятие малозначительности, пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ №10 от 02.06.2004 г., указано, что судам рекомендуется характеризовать деяние как малозначительное при отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям.

    При этом для определения степени угрозы охраняемым общественным отношениям, не даны четкие критерии.

    Суд признает малозначительными такие нарушения как:

    • отсутствие публикации в местном печатном органе сообщения о продаже на торгах имущества и отсутствие в сообщении о проведении открытого аукциона обязательных сведений (постановление ФАС СЗО от 19.07.06 г. по делу № А44-512/2006-10а);
    • неправильное оформление протокола собрания кредиторов, не указание в протоколе полного наименования и места нахождения должника, а также арбитражного суда,в производстве которого находится дело о банкротстве (постановление Фас СЗО от 24.04.2007 г. по делу «А05-12761/2006-10);
    • незначительные нарушения, допущенные формы при составлении предоставляемой кредиторам отчетности (постановление ФАС СЗО 09.10.2006 г. по делу №А66-5998/2006).

    Таким образом, стало понятно, что малозначительные нарушения не влияют на ход процедуры банкротства должника.

    Выводы суда, об отсутствии в действия арбитражного управляющего признаков малозначительности, сделан судом в случаях когда в действиях (бездействиях) управляющего, присутствует явная угроза общественным отношениям. Под угрозой, подразумевается в данном случае, несоблюдение арбитражным управляющим требований закона, которое может повлечь причинение вреда неограниченному кругу лиц участвующих в процедуре банкротства.

    Например:

    • не предоставление отчетности в судебный орган, о своей деятельности в установленный срок;
    • использование двух расчетных счетов должника (постановление ФАС СЗО по делу А56-46098/2006 от 02.05.2007 г.);
    • не проведение ни одного собрания кредиторов с момента открытия конкурсного производства (постановление ФАС СЗО по делу №А26-4224/2006 от 26.12.2006 г.)

    4. Назначение наказания арбитражному управляющему.

    Назначение наказания, это избрание судом при вынесении постановления о привлечении к административно правовой ответственности.

    Согласно п. 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающего административную ответственность арбитражного управляющего, судом может быть назначено мера ответственности за совершенное административное правонарушение в виде взыскания административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей, либо дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет.

    Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАп РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественного положения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства отягчающие административную ответственность.

    В ч. 1 ст. 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержится четкий перечень административных наказаний, которые могут устанавливаться, в соответствии с темой данной статьи, нас интересуют те административные наказания которые могут быть применены в отношении арбитражного управляющего, а именно:

    • административный штраф
    • дисквалификация

    Остановимся на таком новом виде административной ответственности, как дисквалификация.

    Кодексом об административных правонарушениях установлено, что дисквалификация заключается в лишении физического лица определенного права, нас в данном случае интересует только лишение права заниматься предпринимательской деятельностью. Напомним, что в соответствии с законом о несостоятельности (банкротстве) арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

    Следует отметить то, что в соответствии с ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ дисквалификация устанавливается только данным кодексом, и является основным административным наказанием. Срок назначения данного наказания - от шести месяцев до трех лет (ст. 3.11 КОАП РФ), за административное правонарушение, влекущее применение дисквалификации, физическое лицо может, быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

    Административное наказание в виде дисквалификации арбитражных управляющих применяется в случаях предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ (Неправомерные действия при банкротстве).

    В частности частью 3 вышеуказанной статьи, в случае неисполнения арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно-наказуемого деяния - влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок от шести месяцев до тех лет.

    Если проследить цепочку привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности, то можно выделить следующие пункты:

    • подача жалобы лицом, чьи права нарушены действиями арбитражного управляющего, направляются в саморегулируемую организацию, членом которой он является, либо непосредственной в Федеральный регистрационный орган
    • проверка саморегулируемой организацией фактов и при наличии нарушений либо уведомляет регистрирующий орган, либо предоставление ему информацию о нарушении
    • исследование регулирующим органом обстоятельств дела и решение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушенииили об отказе в его возбуждении
    • рассмотрение материалов по возбужденному делу арбитражным судом, и принятие решение о дисквалификации управляющего, либо о прекращении производства по делу.

    На данный момент, сложилась устойчивая арбитражная практика по привлечению арбитражных управляющих к административной ответственности в виде дисквалификации, например:

    1. Постановлением кассационной инстанции оставлено в силе решениеАрбитражного суда о привлечении к административной ответственности Арбитражного управляющего на основании ч. 3 ст. 14.13 КоАП в виде дисквалификации сроком на три года.

    Арбитражным управляющим были допущены нарушения требований ФЗ РФ от 08.01.1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее закон), выразившиеся в том, что:

    • арбитражный управляющий не провел по требованию кредитора собрания кредиторов, чем нарушил п. 1 ст. 13 Закона.
    • арбитражный управляющийне выполнял своих обязанностей по ежемесячному информированию комитета кредиторов или собрания кредиторов, чем нарушил п. 3 ст. 20 и п. 1 ст. 115 Закона.
    • будучи освобожденным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, изготовил и представил в арбитражный судреестр требований, составленный с нарушением предписаний вступившего в законную силу судебного акта, чем нарушил п. 1 ст. 15, п. 3 ст. 20, п. 1 ст. 28, ст. 16 и 69 АПК РФ.
    • будучи освобожденным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, не передал бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы и иные вещи должника вновь назначенному конкурсному управляющему,чем нарушил п. 2 ст. 101, п. 3 ст. 20, п. 1 ст. 26 Закона.

    2. Постановлением федерального арбитражного суда решение арбитражного суда (Московского округа) о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего по части 3 ст. 14.13 КоАП в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.

    Арбитражным управляющим были допущены нарушения требований Федерального Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее закон), выразившиеся в нарушении пункта 7 статьи 12 закона, непредставление отчета о проделанной работе с приложением документов, подтверждающих сведения, изложенные в законе, а также определении суда.

    3. Постановлением федерального арбитражного суда(Северо-Западного округа) решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего по части 3 статьи 14.13 КоАП в виде дисквалификации сроком на 6 месяцев.

    Арбитражным управляющим были допущены нарушения требований Федерального Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее закон), выразившиеся в нарушении статьи 67 закона: не проводил анализа финансового состояния должника, не выявлял кредиторов, не созыва и не проведения первого собрание кредиторов должника.

    Наиболее актуальными проблемами на сегодняшний день является:

    1. противоречивая судебная практика по освобождению от административной ответственности при применении ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительности деяния), так как в законодательстве о несостоятельности отсутствуют четкие критериев для определения степени угрозы охраняемым общественным отношениям;

    2. не достаточно мотивированные решения судов о привлечении к административной ответственности арбитражных управляющих.При том, что состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 14.13 КоАП РФ является формальным, суды зачастую неправомерно отказывают в привлечении к ответственности арбитражных управляющих со ссылкой на отсутствие общественно опасных последствий деяния;

    3. отсутствие «промежуточного» вида административной ответственности между установленного законом штрафом в размере 2500-5000 рублей и дисквалификацией от 6 месяцев до трех лет, является существенным пробелом в законодательстве о несостоятельности. Так как установленный размер штрафа, является более чем незначительной суммой с учетом среднего дохода арбитражного управляющего, при этом дисквалификация даже на 6 месяцев, полностью лишает арбитражного управляющего как индивидуального предпринимателя возможности получения дохода.

    Противоречивая судебная практика, по применению законодательства о несостоятельности (банкротстве), является наиболее актуальной проблемой, с которой сталкиваются суды при привлечении к административной ответственности арбитражных управляющих.

    К этой жалобе (просрочка публикации на один день), можно было бы прокачать формальное разграничение составов объективной стороны которого является:
    а) неисполнение обязанностей АУ;
    б) ненадлежащее исполнение обязанностей АУ.
    В том смысле, что а) и б) диаметрально противоположные явления. Если взять за основу размещение информации на ЕФРСБ в трех дневный срок, то неразмещение этой информации образует объективную сторону п. а), а размещение информации в нарушении срока, допустим на 10-ый день должно быть квалифицировано по п. б).
    Объективной стороной правонарушения по ст. 14.13 п. 3 является только п.а), а п.б) нет.
    Обоснование:
    а) Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта , так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. (ст. 74 ФКЗ "О КС РФ" Таким образом, толкование правовых норм осуществляется с точки зрения их буквального смысла, в системной взаимосвязи с иными правовыми нормами. Приоритет буквального толкования правовых норм закреплен так же в Решении ВС РФ от 30 мая 2017 г. N АКПИ17-203.

    Б) Анализ объективной стороны правонарушения ст. 14.13 п. 3 в системе с аналогичными правовыми нормами, а именно ст. 2.4., п.4 ст. 7.13, ч. 1 ст. 14.55.2, 14.61, ч.7 ст. 15.29 и иные нормы об ответственности закрепленные в КоАП РФ, позволяет, на основе буквального толкования, сделать вывод о том, что "неисполнение обязанностей" и "ненадлежащее исполнение обязанностей" не являются тождественными между собой понятиями и в соответствующих нормативных предписаниях законодателем прямо разграничиваются. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что "ненадлежащее исполнение обязанностей" не является объективной стороной правонарушения ст. 14.13 п. 3 КоАП РФ, поскольку в диспозиции данной нормы прямо не указано об этом, в отличии от ранее поименованных составах правонарушений. Вменяемое административное правонарушение заключается в том, что размещение сведений в ЕФРСБ было осуществлено, но с опозданием на один день. Данное несвоевременное действие, с учетом правового подхода о его квалификации, выраженном в Определении ВС РФ от 19 июня 2012 г. N 38-КГ12-1, где судом разграничены термины "неисполнение обязанностей" и "ненадлежащее исполнение обязанностей", и в частности указано, что: "неисполнение обязанностей представляет собой длящееся бездействие , определенную систему, линию поведения лица", в то время как: "ненадлежащее исполнение обязанностей выражается в нечетком, нерадивом, формальном, несвоевременном, неправильном их выполнении, в злоупотреблении правами", следует квалифицировать именно как: "ненадлежащее исполнение обязанностей" , а следовательно не является признаком объективной стороны ст. 14.13 п. 3 КоАП РФ.

    В) Включение термина "ненадлежащее исполнение обязанности" в диспозицию ст. 14.13 п. 3 КоАП РФ приведет к структурному расширению данной нормы. Как указано в Постановлении КС РФ от 10 февраля 2017 г. N 2-П - закрепляя и изменяя составы правонарушений и меры ответственности за их совершение, федеральный законодатель связан вытекающими из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериями необходимости, пропорциональности и соразмерности ограничения прав и свобод граждан конституционно значимым целям, а также обязан соблюдать гарантированное статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации равенство всех перед законом, означающее, что любое правонарушение и санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя непосредственно из текста соответствующей нормы - в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, - каждый мог предвидеть правовые последствия своих действий (бездействия). В Постановлении КС РФ от 16 апреля 2015 г. N 8-П указано, что правовые нормы, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, должны соответствовать общеправовым требованиям определенности, ясности, недвусмысленности, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями; неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению не только принципов равенства и верховенства закона, но и установленных статьями 45 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации гарантий государственной, в том числе судебной, защиты прав, свобод и законных интересов граждан (постановления от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 25 февраля 2004 года N 4-П, от 20 апреля 2009 года N 7-П, от 6 декабря 2011 года N 27-П, от 29 июня 2012 года N 16-П и от 22 апреля 2013 года N 8-П).
    Таким образом, толкование правовых норм о юридической ответственности осуществляется строго формально (буквально) и правоприменительные органы, в том числе и уважаемый суд, не вправе придавать им расширительное толкование. Если это так, и мы будем придерживаться данного принципа, то какой-либо ответственности за размещение сведений в ЕФРСБ с опозданием срока не предусмотрено. По сути, ссылки на правовую позицию КС РФ, можно выразить более лаконично и менее емко, а именно - неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст. 1.5 ч. 4 КоАП РФ).