Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Первобытнообщинная формация. Происхождение права и государства. Теория и практика. (10 класс)

    Первобытнообщинная формация. Происхождение права и государства. Теория и практика. (10 класс)

    a. По длительности существования;

    b. По волевому признаку;

    c. По правовым последствиям.

    12. Тип государства – это:

    a. система сущностных признаков государства определенной общественно-экономической формации;

    b. общественно-экономический строй государства;

    c. совокупность экономического базиса и надстройки;

    d. совокупность внутренних, устойчивых и необходимых свойств и связей государства.

    14. Последовательность общественных формаций:

    a. феодальная;

    b. буржуазная;

    c. коммунистическая;

    d. рабовладельческая;

    e. первобытнообщинная.

    15. Дополните:
    Тип общества, основанный на определенном способе производства, - общественно-экономическая формация.

    16. Формационная типология государств выделяет типы государств:

    a. буржуазное;

    b. феодальное;

    c. социалистическое;

    d. рабовладельческое;

    e. социальное;

    f. всеобщего благоденствия;

    g. светское.

    17. Первобытнообщинной формации не присущи общественные институты:

    a. государство;

    b. аппарат насилия;

    c. налоги;

    d. религия;

    e. принуждения;

    f. брак и семья.

    18.Дополните:
    Рабовладельческое государство – исторически антагонистический тип государственной организации.

    19. Цивилизационный подход к типологии государства разрабатывал А. Тойнби. Основное различие между формационным и цивилизационным подходами к вопросу о происхождении государства и права заключается в том, что:

    a. первый основывается на развитии материальных условий жизни общества, а второй - на развитии всей цивилизации;

    b. первый считает происхождение права первичным, второй считает первичным происхождение государства;

    c. первый основывается на развитии всего общества, второй - на развитии семьи как собственника;



    d. первый исходит из образования формы правления государства, второй – территориального устройства.

    20.Основоположники марксизма-ленинизма определяют государственную власть, как:

    a. власть общества над государством;

    b. властвование народа;

    c. консенсус между классами;

    d. организованное насилие одного класса над другим.

    Вариант 9

    1.С точки зрения формационного подхода в типологии государств не могло быть:

    a. буржуазного государства;

    b. феодального государства;

    c. рабовладельческого государства;

    d. коммунистического государства.

    2.Основным недостатком цивилизационного подхода к типологии государства является:

    a. преувеличение роли формы государства в развитии государственности; принижение роли экономического фактора в развитии государства;

    b. принижение роли духовного фактора в развитии государства;

    c. преувеличение роли экономики в развитии государственности.

    3. Совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений, с помощью которых официальная публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей, называется:

    a. система законодательства;

    b. правовой системой;

    c. правом;

    d. система права.

    4. Правовая семья – это совокупность:

    a. национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков;

    b. взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых явлений, нормативную основу которых составляет право;

    c. правовых норм, регулирующих с помощью специфического юридического режима однородные общественные отношения;

    d. идей, теорий и концепций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву.

    5. В праве романо-германской правовой системы высшей юридической силой наделяется:

    a. обычай;

    c. конституция;

    d. судебное решение.

    6. Маргинальным называется:

    a. социально активное правомерное поведение;

    b. поведение при пассивном соблюдении правовых предписаний;

    c. поведение, граничащее с правонарушением;

    d. привычное правомерное поведение.

    7. Социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, предусмотренное нормой права и влекущее за собой правовые последствия – это:

    a. правонарушение;

    b. правовое поведение;

    c. правомерное поведение.

    8. Англо-саксонская правовая семья по-иному еще называется системой:

    a. обычного права;

    b. парламентского права;

    c. законодательного права;

    d. общего права.

    9. Романо-германская правовая семья еще называется:

    a. обычной системой права;

    b. общей системой права;

    c. континентальной правовой системой;

    d. прецедентной системой права.

    a. Ж.-Ж. Руссо;

    b. Т. Гоббс;

    c. Г. Гегель;

    d. В. Ленин.

    К теориям происхождения государства не относятся

    a. Нормативистская;

    b. Интергративная;

    c. Диффузионная;

    d. общественного договора;

    e. органическая.

    12.Установите соответствие теорий происхождения государства и их авторов:

    13. Дополните:
    Основа государства в соответствии с патриархальной теорией возникновения государства есть семья.

    14. В соответствии с договорной теорией возникновения государства оно есть результат заключения … договора.

    a. общественного;

    b. гражданско-правового;

    c. федеративного;

    d. оказания услуг.

    16. Теория возникновения государства Виттфогеля связывает процесс образования государства с фактором:

    a. необходимость орошения земель;

    b. разложение родовой общины;

    c. глобальное потепление;

    d. развитие экономики.

    17. Дополните:
    Рассматривает государство как продукт непримиримости классовых противоречий марксистская теория.

    18. Представители технократической теории считают, что обществом и государством должны управлять технократы, поскольку только они:

    a. овладели передовой техникой;

    b. подготовлены и способны изобретать машины и руководить ими;

    c. способны определять пути и средства дальнейшего развития общества;

    d. способны разработать любую технологию производства и претворить ее в жизнь.

    19. Представители доктрины «государства всеобщего благоденствия» утверждают, что государст­во должно:

    a. выражать интересы людей, занятых производством, и заботиться прежде всего о них;

    b. выражать интересы экономически сильных классов;

    c. выражать интересы всех слоев населения и обеспечивать их благополучие;

    d. заботиться о благополучии неспособных к труду людей.

    20. Укажите представителей «договорной теории» происхождения государства и права:

    a. Гроций, Гоббс, Руссо, Радищев;

    b. Аквинский, Маритэн;

    c. Гумплович, Дюринг, Каутский.

    Вариант 10

    1. Аристотель, Фильмер, Михайловский являются представителями:

    a. классовой теории;

    b. теологической теории;

    c. патриархальной теории.

    2. Источником власти в правовом государстве является:

    a. Президент;

    c. Государство;

    d. Правительство.

    3. В гражданском обществе средства массовой информации осуществляют деятельность:

    a. под руководством общества;

    b. в интересах государства;

    c. свободно;

    d. под руководством государства.

    4. В правовом государстве:

    a. никакая идеология не может быть признана государственной;

    b. основной идеологией является идеология правящей партии;

    c. должна быть государственная идеология;

    d. основной идеологией является идеология среднего класса.

    5. Право как совокупность естественных прав человека понимали представители ________________ теории.

    a. естественно-правовой;

    b. исторической;

    c. материалистической;

    d. социологической.

    6. Единство государства и права заключается в общности их:

    a. происхождения, типологии;

    b. первичных элементов;

    c. социального назначения;

    d. функций.

    7. Властная деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса и принятии по нему решения:

    a. реализация права;

    b. правотворчество;

    c. применение права.

    8. Непосредственное участие в реализации права не принимает:

    a. носители субъективных прав и обязанностей;

    b. государство в лице различных органов;

    c. общество в целом;

    d. физические лица.

    9. Субъектами применения права не могут быть...

    a. должностные лица государства;

    b. контрольно-надзорные органы;

    c. граждане;

    d. органы местного самоуправления.

    10. Уяснение смысла и содержания правовой нормы посредством сопоставления ее с другими нормами и установления ее связи с ними – это _______________ способ толкования права.

    a. систематический;

    b. исторический;

    c. грамматический;

    d. телеологический

    11. Выделяются следующие способы толкования:

    a. аутентическое, делегированное, нормативное, казуальное;

    b. языковое, систематическое, историческое;

    c. обыденное, профессиональное, докториальное.

    12. Логическое толкование нормы права - это выяснение:

    a. места правовой нормы в отрасли права;

    b. значения нормы права в данном институте права;

    c. обозначаемых в норме понятий и соотношения их между собой;

    d. смысла нормы права, исходя из значения слов.

    13. Специально-юридический способ толкования правовых норм основывается на:

    a. практике применения правовых норм органами следствия и прокурорского надзора;

    b. знаниях практического применения правовых норм;

    c. профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники;

    d. практике судебного применения нормативных правовых актов.

    14. Фактическая конструкция, выражающая главные особенности правонарушения, представляет:

    a. юридический факт;

    b. юридический состав правонарушения;

    c. приговор суда;

    d. структуру нормы права.

    15. В состав правонарушения входят следующие элементы:

    a. субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона;

    b. гипотеза, диспозиция, санкция;

    c. норма права, правоотношение, акт реализации.

    16. Правонарушения подразделяются на:

    a. вменяемые и невменяемые;

    b. вредные и незначительно вредные;

    c. преступления и проступки;

    d. общественно опасные, не общественно опасные.

    17. Эффективная борьба с правонарушениями и их предотвращение - это требование...

    a. Криминологии;

    b. Законности;

    c. право порядка;

    d. общественного порядка.

    18. Особое правоотношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, определяется как _______________.

    a. ответственность;

    b. юридическая;

    c. политическая;

    d. религиозная;

    e. моральная.

    19. Способами, приемами правового регулирования являются:

    a. декларация, программа;

    b. норма права, правоотношение;

    c. запрет, дозволение, позитивное обязывание;

    d. законность, правопорядок.


    ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ И ПРАВА

    § Предмет и метод теории государства и права.

    § Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук.

    § Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.

    § Причины и формы возникновения государства.

    § Теологическая теория происхождения государства.

    § Патриархальная теория происхождения государства.

    § Договорная теория происхождения государства.

    § Теория насилия по вопросу о происхождении государства.

    § Органическая теория происхождения государства.

    § Материалистическая теория происхождения государства.

    § Психологическая теория происхождения государства.

    § Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.

    § Особенности возникновения права.

    § Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

    § Понятие и сущность государства.

    § Типы государства: различные подходы.

    § Понятие и классификация функций Российского государства.

    § Характеристика основных внутренних функций Российского государства..

    § Характеристика основных внешних функций Российского государства.

    § Формы и методы осуществления функций государства.

    § Понятие и элементы формы государства.

    § Формы государственного правления.

    § Соотношение типа и формы государства

    § Формы национально-государственного и административно-территориального устройства.

    § Политический (государственный) режим: понятие и виды.

    § Механизм государства: понятие и структура.

    § Органы государства: понятие, признаки, виды.

    § Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

    § Политическая система общества: понятия и структура.

    § Место и роль государства в политической системе общества.

    § Понятие и сущность права.

    § Понятие права в объективном и субъективном смысле.

    § Право как государственный регулятор общественных отношений.

    § Естественно-правовая теория.

    § Историческая школа права.

    § Нормативистская теория права.

    § Марксистская теория права.

    § Психологическая теория права.

    § Социологическая теория права.

    § Соотношение экономики, политики и права.

    § Принципы права: понятие и виды.

    § Соотношение убеждения и принуждения в праве.

    § Функции права: понятие и классификация.

    § Типы права: различные подход.

    § Правовая система общества: понятие, структура, виды.

    § Романо-германская правовая семья.

    § Англо-саксонская правовая семья.

    § Семья религиозного права.

    § Семья традиционного права.

    § Правовой статус личности: понятия, структура, виды.

    § Соотношение и взаимосвязь государства и права.

    § Правовое государство: понятие и принципы.

    § Разделение властей как принцип правового государства.

    § Государство и личность: взаимная ответственность.

    § Соотношение общества и государства.

    § Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

    § Социальные и технические нормы, их особенности, взаимосвязь.

    § Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия.

    § Понятие, структура и виды правосознания.

    § Правовая культура: понятие и структура.

    § Правовое воспитание: понятие, формы, методы.

    § Понятие и признаки нормы права.

    § Представительно-обязывающий характер правовых норм.

    § Структура нормы права.

    § Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.

    § Классификация норм права.

    § Понятие и виды форм (источников) права.

    § Понятие и виды нормативных актов.

    § Понятие, признаки и виды законов.

    § Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    § Правотворчество: понятие, принципы, виды.

    § Понятие и стадии законотворчества в РФ.

    § Систематизация нормативных актов: понятие и виды.

    § Юридическая техника.

    § Понятие и структурные элементы системы права.

    § Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли.

    § Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.

    § Институт права: понятие и виды.

    § Частное и публичное право.

    § Юридический процесс: понятие и виды.

    § Соотношение системы права и системы законодательства.

    § Правовые отношения: понятие и признаки.

    § Виды правовых отношений.

    § Предпосылки возникновения правоотношений.

    § Взаимосвязь норм права и правоотношений.

    § Понятие и виды субъектов правоотношений.

    § Правоспособность и дееспособность субъектов права. Правосубъектность.

    § Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура.

    § Объекты правоотношений: понятие и виды.

    § Понятие и классификация юридических фактов.

    § Реализация права: понятие и виды.

    § Стадии процесса применения норм права.

    § Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.

    § Отличие нормативных актов от актов применения права.

    § Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления.

    § Юридические коллизии и способы их разрешения.

    § Толкование норм права: понятие, и виды по субъектам.

    § Способы и объем толкования правовых норм.

    § Акты толкования права: понятие, особенности, виды.

    § Юридическая практика.

    § Правомерное поведение: понятие и виды.

    § Понятие, признаки и виды правонарушений.

    § Юридический состав правонарушений.

    § Понятие, признаки и основание юридической ответственности.

    § Цель и функции юридической ответственности.

    § Принципы юридический ответственности.

    § Виды юридической ответственности.

    § Юридическая ответственность и другие виды государственного принуждения.

    § Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность.

    § Понятие, признаки и виды правовых средств.

    § Механизм правового регулирования: понятия и основные элементы.

    § Правовые режимы: понятие, признаки, виды.

    § Эффективность правового регулирования.

    § Правовые ограничения: понятие, признаки, виды.

    § Правовые стимулы: понятие, признаки, виды.

    § Правовые поощрения: понятие и признаки.

    § Заслуга как основание для правового поощрения.

    § Соотношение поощрений и наказаний в праве.

    § Функции правовых поощрений.

    § Виды правовых поощрений.

    § Правовые льготы: понятие, признаки, функции

    § Понятие и принципы законности.

    § Гарантии законности: понятие и виды.

    § Понятие правопорядка. Соотношение законности правопорядка и демократии.

    В истории социологии насчитываются несколько попыток определить устройство общества, т. е. общественную формацию. Многие исходили из аналогии общества с биологическим организмом. В обществе пытались выделить системы-органы с соответствующими функциями, а также определить основные взаимосвязи общества с окружающей средой (природной и общественной). Структурные эволюционисты считают развитие общества обусловленным (а) дифференциацией и интеграцией его сис- тем-органов и (б) взаимодействием-конкуренцией с внешней средой. Рассмотрим некоторые из таких попыток.

    Первую из них предпринял Г. Спенсер — основоположник теории классической социальной эволюции. У него общество состояло из трех систем-органов: экономической, транспортной и управляющей (я уже говорил об этом выше). Причина развития обществ, по Спенсеру, — как дифференциация и интеграция человеческой деятельности, так и противоборство с природной средой и другими обществами. Спенсер выделил два исторических типа общества — военное и индустриальное.

    Следующую попытку предпринял К. Маркс, предложивший понятие . Она представляет собой конкретное общество на определенной ступени исторического развития, включающее в себя (1) экономический базис (производительные силы и производственные отношения) и (2) зависящую от него надстройку (формы общественного сознания; государство, право, церковь и т. д.; надстроечные отношения). Исходная причина развития общественно-экономических формаций — развитие орудий труда и форм собственности на них. Последовательно прогрессивными формациями Маркс и его последователи называют первобытно-общинную, античную (рабовладельческую), феодальную, капиталистическую, коммунистическую (ее первая фаза — «пролетарский социализм»). Марксистская теория - революционная , главной причиной поступательного движения обществ она усматривает в классовой борьбе бедных и богатых, а социальные революции Маркс назвал локомотивами человеческой истории.

    Понятию общественно-экономической формации присущ ряд недостатков. Прежде всего, в структуре общественно-экономической формации отсутствует демосоциальная сфера — потребления и быта людей, ради которой и возникает общественно-экономическая формация. Кроме того, в этой модели общества политическая, правовая, духовная сферы лишены самостоятельной роли, служат простой надстройкой над экономическим базисом общества.

    Джулиан Стюард, как упоминалось выше, отошел от классического эволюционизма Спенсера, основанного на дифференциации труда. В основу эволюции человеческих обществ он положил сравнительный анализ различных обществ как своеобразных культур.

    Талкотт Парсонс определяет общество как тип, которая является одной из четырех подсистем системы, действуя наряду с культурной, личностной, человеческого организма. Ядро общества, по Парсонсу, образует социетальная подсистема (социетальное сообщество), которая характеризует общество в целом. Она представляет собой совокупность людей, семей, фирм, церквей и т. д., объединенных нормами поведения (культурными образцами). Эти образцы выполняют интегративную роль по отношению к своим структурным элементам, организуя их в социетальное сообщество. В результате действия таких образцов социетальное сообщество выступает сложной сетью (горизонтальной и иерархической) взаимопроникающих типичных коллективов и коллективных лояльностей.

    Если сравнить его с , определяет общество как идеальное понятие, а не конкретное общество; вводит в структуру общества социетальное сообщество; отказывается от базисно-надстроечных отношений между экономикой, с одной стороны, политикой, религией и культурой, с другой стороны; подходит к обществу как к системе социального действия. Поведение социальных систем (и общества), как и биологических организмов, вызывается требованиями (вызовами) внешней среды, исполнение которых является условием выживания; элементы-органы общества функционально способствуют его выживанию во внешней среде. Главная проблема общества — организация взаимосвязи людей, порядка, равновесия с внешней средой.

    Теория Парсонса тоже вызывает критические замечания. Во-первых, понятия системы действия и общества носят весьма абстрактный характер. Это выразилось, в частности, в трактовке ядра общества — социетальной подсистемы. Во-вторых, модель социальной системы Парсонса создана для установления социального порядка, равновесия с внешней средой. Но общество стремится нарушить равновесие с внешней средой ради удовлетворения своих растущих потребностей. В-третьих, социетальная, фидуциарная (воспроизведение образца) и политическая подсистемы выступают по сути элементами экономической (адаптивной, практической) подсистемы. Это ограничивает самостоятельность других подсистем, особенно политической (что типично для европейских обществ). В-четвертых, отсутствует демосоциальная подсистема, являющаяся исходной для общества и побуждающая его к нарушению равновесия со средой.

    Маркс и Парсонс — структурные функционалисты, рассматривающие общество в виде системы социальных (общественных) отношений. Если для Маркса упорядочивающим (интегрирующим) общественные отношения фактором выступает экономика, то для Парсонса — социетальное сообщество. Если для Маркса общество стремится к революционному нарушению равновесия с внешней средой в результате экономического неравенства и классовой борьбы, то у Парсонса — к социальному порядку, равновесию с внешней средой в процессе эволюции на основе возрастающей дифференциации и интеграции своих подсистем. В отличие от Маркса, который уделял главное внимание не структуре общества, а причинам и процессу его революционного развития, Парсонс сосредоточился на проблеме «социального порядка», интеграции людей в общество. Но Парсонс, как и Маркс, считал базисной деятельностью общества экономическую, а все остальные типы действия — вспомогательными.

    Общественная формация как метасистема общества

    Предлагаемое понятие общественной формации основано на синтезе идей Спенсера, Маркса, Парсонса по этой проблеме. Общественная формация характеризуется следующими чертами. Во-первых, ее следует считать идеальным понятием (а не конкретным обществом, как у Маркса), фиксирующим в себе наиболее существенные свойства реальных обществ. Одновременно это понятие не столь абстрактно как «социальная система» у Парсонса. Во-вторых, демосоциальная, экономическая, политическая и духовная подсистемы общества играют исходную, базисную и вспомогательную роль, превращая общество в общественный организм. В-третьих, общественная формация представляет собой метафорический «общественный дом» живущего в ней народа: исходная система — «фундамент», базис — «стены», а вспомогательная система — «крыша».

    Исходная система общественной формации включает в себя географическую и демосоциальную подсистемы. Она образует «метаболическую структуру» общества, состоящего из людей-клеток, взаимодействующих с географической сферой, представляет собой как начало, так и завершение других подсистем: экономической (экономические блага), политической (права и обязанности), духовной (духовные ценности). Демосоциальная подсистема включает в себя социальные группы, институты, их действия, направленные на воспроизводство людей как биосоциальных существ.

    Базисная система выполняет следующие функции: 1) выступает главным средством удовлетворения потребностей демосоци- альной подсистемы; 2) является ведущей адаптивной системой данного общества, удовлетворяя какую-то ведущую потребность людей, ради удовлетворения которой организуется общественный строй; 3) социальная общность, институты, организации этой подсистемы занимают ведущие позиции в обществе, управляют остальными сферами общества с помощью характерных для нее средств, интегрируя их в общественный строй. Выделяя базисную систему, я исхожу из того, что некоторые фундаментальные потребности (и интересы) людей при определенных обстоятельствах становятся ведущими в структуре общественного организма. Базисная система включает в себя социальный класс (социетальное сообщество), а также присущие ему потребности, ценности, нормы интеграции. Она отличается типом социальности по Веберу (целерациональная, ценностнорациональная и т. д.), сказывающимся на всем общественном строе.

    Вспомогательную систему общественной формации образует прежде всего духовная система (художественная, моральная, образовательная и т. д.). Это культурная система ориентации, придающая смысл, целенаправленность, одухотворенность существованию и развитию исходной и базисной систем. Роль вспомогательной системы заключается: 1)в выработке и сохранении интересов, мотивов, культурных принципов (убеждений, верований), образцов поведения; 2) их трансляции среди людей через социализацию и интеграцию; 3) их обновлении в результате изменения общества и его отношений с внешней средой. Через социализацию, мировоззрение, ментальность, характеры людей вспомогательная система оказывает важное влияние на базисную и исходную системы. Нужно отметить, что такую же роль в обществах какими-то своими частями и функциями может играть также политическая (и правовая) система. У Т. Парсонса духовная система называется культурной и находится вне общества как социальной системы, определяя его через воспроизводство образцов социального действия: создание, сохранение, трансляцию и обновление потребностей, интересов, мотивов, культурных принципов, образцов поведения. У Маркса данная система находится в надстройке общественно-экономической формации и самостоятельной роли в обществе — экономической формации — не играет.

    Каждый общественный строй характеризуется социальной стратификацией в соответствии с исходной, базисной и вспомогательными системами. Страты разделены своими ролями, статусами (потребительскими, профессиональными, экономическими и т. д.) и объединены потребностями, ценностями, нормами, традициями. Ведущие из них стимулируются базисной системой. Например, в экономических обществах сюда относятся свобода, частная собственность, прибыль и прочие экономические ценности.

    Между демосоциальными слоями всегда формируется доверие , без которого общественный строй и социальная мобильность (восходящая и нисходящая) невозможны. Оно образует социальный капитал общественного строя. «Помимо средств производства, квалификации и знаний людей, — пишет Фукуяма, — способность к общению, к коллективным действиям, в свою очередь, зависит от того, в какой степени те или иные сообщества придерживаются схожих норм и ценностей и могут подчинять индивидуальные интересы отдельных личностей интересам больших групп. На основе таких общих ценностей возникает доверие, которое <...> имеет большую и вполне конкретную экономическую (и политическую. — С.С.) ценность».

    Социальный капитал - это набор неформальных ценностей и норм, разделяемых членами социальных общностей, из которых состоит общество: выполнение обязательств (долг), правдивость в отношениях, сотрудничество с другими и т. д. Говоря о социальном капитале, мы пока отвлекаемся от его социального содержания , которое существенно отлично в азиатских и европейских типах обществ. Важнейшей функцией общества является воспроизведение его «тела», демосоциальной системы.

    Большое влияние на общественный строй оказывает внешняя среда (природная и общественная). Она включается в структуру общественного строя (типа общества) частично и функционально как предметы потребления и производства, оставаясь для него внешней средой. Внешняя среда входит в структуру общества в широком смысле слова — как природо-социального организма. Это подчеркивает относительную самостоятельность общественного строя как характеристики социума по отношению к природным условиям его существования и развития.

    Для чего возникает общественная формация? По Марксу, она возникает прежде всего для удовлетворения материальных потребностей людей, поэтому у него экономика занимает базисное место. У Парсонса базисом общества выступает социетальное сообщество людей, поэтому социетальная формация возникает ради интеграции людей, семей, фирм и прочих коллективов в единое целое. Для меня общественная формация возникает, чтобы удовлетворить разнообразные потребности людей, среди которых базисная является главной. Это приводит к большому разнообразию типов общественных формаций в истории человечества.

    Основными способами интеграции людей в общественный организм и средствами удовлетворения соответствующих потребностей являются экономика, политика, духовность. Экономическая сила общества основана на материальном интересе, стремлении людей к деньгам и материальному благополучию. Политическая сила общества основана на физическом насилии, на стремлении людей к порядку и безопасности. Духовная сила общества основана на определенном смысле жизни, выходящем за пределы благополучия и власти, причем жизнь с этой точки зрения носит трансцендентный характер: как служение нации, Богу и вообще идее.

    Основные подсистемы общественного строя тесно взаимосвязаны. Прежде всего, граница между любой парой систем общества представляет собой некую «зону» структурных компонентов, которые могут рассматриваться как принадлежащие обеим системам. Далее, базисная система сама является надстройкой над исходной системой, которую она выражает и организует. Одновременно она выступает исходной системой по отношению к вспомогательной. А последняя не только обратно управляет базисом, но и обеспечивает дополнительное влияние на исходную подсистему. И, наконец, разные по типу демосоциальные, экономические, политические, духовные подсистемы общества в своем взаимодействии образуют множество замысловатых комбинаций общественного строя.

    С одной стороны, исходной системой общественной формации являются живые люди, которые в течение жизни потребляют материальные, социальные, духовные блага для своего воспроизводства и развития. Остальные системы общественного строя объективно служат в той или иной мере воспроизводству и развитию демосоциальной системы. С другой стороны, общественный строй оказывает социализирующее влияние на демосо- циальную сферу, формирует се своими институтами. Он представляет для жизни людей, их молодости, зрелости, старости как бы внешнюю форму, в которой им приходится быть счастливыми и несчастными. Так, люди, жившие в советской формации, оценивают ее через призму своей разновозрастной жизни.

    Общественная формация — это тип общества, представляющий собой взаимосвязь исходной, базисной и вспомогательной систем, результатом функционирования которой является воспроизводство, защита, развитие народонаселения в процессе преобразования внешней среды и адаптации к ней путем создания искусственной природы. Этот строй обеспечивает средства (искусственную природу) для удовлетворения потребностей людей и воспроизводства своего тела, осуществляет интеграцию множества людей, обеспечивает реализацию способностей людей в различных сферах, совершенствуется в результате противоречия между развивающимися потребностями и способностями людей, между разными подсистемами общества.

    Типы общественных формаций

    Общество существует в виде страны, региона, города, села и т. д., представляющих его разные уровни. В таком смысле семья, школа, предприятие и т. д. — это не общества, а социальные институты, входящие в общества. Общество (например, Россия, США и др.) включает в себя (1) ведущий (современный) общественный строй; (2) остатки прежних общественных формаций; (3) географическую систему. Общественная формация является важнейшей метасистемой общества, но не тождественна ему, поэтому ее можно использовать для обозначения типа стран, которые являются преимущественным предметом нашего анализа.

    Общественная жизнь есть единство общественной формации и частной жизни. Общественная формация характеризует институциональные отношения между людьми. Частная жизнь - это та часть общественной жизни, которая не охвачена общественным строем, представляет собой проявление индивидуальной свободы людей в потреблении, экономике, политике, духовности. Общественная формация и частная жизнь как две части общества тесно взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. Противоречие между ними выступает источником развития общества. Качество жизни тех или иных народов во многом, но не полностью, зависит от типа их «общественного дома». Частная жизнь во многом зависит от личной инициативы и множества случайностей. Например, советский строй был очень неудобен для частной жизни людей, похож на крепость-тюрьму. Тем не менее, в его рамках люди ходили в детские сады, учились в школе, любили и были счастливы.

    Общественная формация складывается бессознательно, без общей воли, в результате стечения множества обстоятельств, воль, планов. Но в этом процессе просматривается определенная логика, которую можно выделить. Типы общественного строя меняются от исторической эпохе к эпохе, от страны к стране, находятся между собой в конкурентных отношениях. Базисность той или иной общественной системы изначально не заложена. Она возникает в результате уникального стечения обстоятельств, в том числе субъективных (например, наличия выдающегося лидера). Базисная система определяет интересы-цели исходной и вспомогательной систем.

    Первобытно-общинная формация синкретична. В ней тесно переплетены начатки экономической, политической и духовной сфер. Можно утверждать, что исходной сферой этого строя является географическая система. Базисной является демосоциальная система, процесс воспроизводства людей естественным путем, основанный на моногамной семье. Производство людей в это время — главная, определяющая все другие, сфера общества. Вспомогательной выступают экономическая, управленческая и мифологическая системы, поддерживающие базисную и исходную системы. Экономическая система основана на индивидуальных средствах производства и простой кооперации. Управленческая система представлена родовым самоуправлением и вооруженными мужчинами. Духовная система представлена табу, ритуалами, мифологией, языческой религией, жрецами, а также начатками искусства.

    В результате общественного разделения труда первобытные рода разделились на земледельческие (оседлые) и скотоводческие (кочевые). Между ними возникли обмен продуктами и войны. Земледельческие общины, занятые земледелием и обменом, были менее подвижны и воинственны, чем скотоводческие. С увеличением численности людей, деревень, родов, развитием обмена продуктами и войн первобытнообщинное общество в течение тысячелетий постепенно трансформировалось в политическое, экономическое, теократическое. Возникновение данных типов обществ происходит у разных народов в разное историческое время вследствие стечения множества объективных и субъективных обстоятельств.

    Из первобытнообщинного общества раньше других вычленяется общественно-политическая (азиатская) формация. Ее базисом становится авторитарно-политическая система, ядро которой составляет автократическая государственная власть в се рабовладельческом и крепостническом виде. В таких формациях ведущей становится общественная потребность в могуществе, порядке, социальном равенстве, ее выражают политические классы. Базисной в них становится ценностнорациональная и традиционная деятельность. Это типично, например, для Вавилона, Ассирии и Российской империи.

    Затем возникает общественно-экономическая (европейская) формация, базис которой — рыночная экономика в ее антично-товарном, а затем капиталистическом виде. В таких формациях базисной становится индивидуальная (частная) потребность в материальных благах, обеспеченной жизни, могуществе, ей соответствуют экономические классы. Базисной в них является целерациональная деятельность. Экономические общества возникали в относительно благоприятных природных и общественных условиях — античная Греция, Древний Рим, страны Западная Европа.

    В духовной (тео- и идеократичсской) формации базисом становится какая-то мировоззренческая система в ее религиозном или идеологическом варианте. Базисными становятся духовные потребности (спасение, построение корпоративного государства, коммунизма и т. д.) и ценностнорациональная деятельность.

    В смешанных (конвергентных) формациях базис образуют несколько общественных систем. Базисными становятся индивидуально-общественные потребности в их органическом единстве. Таким было европейское феодальное общество в доиндустри- альную эпоху, а социал-демократическое — в индустриальную. В них базисными выступают как целерациональные, так и цен- ностнорациональные типы социальных действий в их органическом единстве. Подобные общества лучше приспособлены к историческим вызовам усложняющейся природной и общественной среды.

    Становление общественной формации начинается с появления господствующего класса и адекватной ему общественной системы. Они захватывают ведущее положение в обществе, подчиняя себе другие классы и связанные с ними сферы, системы и роли. Господствующий класс делает свою жизнедеятельность (се потребности, ценности, действия, результаты), а также идеологию главной.

    Например, после февральской (1917 г.) революции в России большевики захватили государственную власть, сделали свою диктатуру базисной, а коммунистическую идеологию - господствующей, прервали трансформацию аграрно-крепостнического строя в буржуазно-демократический и создали советскую формацию в процессе «пролетарско-социалистической» (индустриально-крепостнической) революции.

    Общественные формации проходит стадии (1) становления; (2) расцвета; (3) упадка и (4) трансформации в другой тип или гибели. Развитие обществ носит волновой характер, при котором меняются периоды упадка и подъема разных типов общественных формаций в результате борьбы между ними, конвергенции, социальной гибридизации. Каждый тип общественной формации представляет процесс поступательного развития человечества, от простого к сложному.

    Развитие обществ характеризуется упадком прежних и появлением новых общественных формаций, наряду с прежними. Передовые общественные формации занимают господствующее положение, а отсталые — подчиненное. Со временем возникает иерархия общественных формаций. Такая формационная иерархия придает прочность и преемственность обществам, позволяя черпать силы (физические, нравственные, религиозные) для дальнейшего развития в исторически ранних типах формаций. В этой связи ликвидация крестьянской формации в России во время коллективизации ослабила страну.

    Таким образом, развитие человечества подчиняется закону отрицания отрицания. В соответствии с ним ступень отрицания отрицания исходной ступени (первобытнообщинного общества), с одной стороны, представляет возврат к исходному типу обществу, а с другой стороны, является синтезом предыдущих типов обществ (азиатских и европейских) в социал-демократическом.

    Временные рамки формации охватывают эпоху от появления первых людей до возникновения классового общества. Мнения ученых о точном времени зарождения первобытнообщинной формации расходятся. Одни утверждают, что это произошло 3 млн. лет назад См., напр.: Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М., 1990. - С. 12. , другие - 2 млн. лет назад См., напр.: Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. - С. 18., но верхний предел установлен более точно - 3 тыс. лет до н. э.

    Одним из первых принято считать тип человека-умелого (Homo habilis), которому примерно соответствовало историческое время от начала возникновения первобытного общества, ведущего свое развитие от стада, до 40 тыс. лет до н. э. Этот период раннего палеолита именуется дошельским или ашельским. Человек - умелый был назван так за искусные руки, которыми он способен был отбивать из каменной гальки примитивные орудия труда. Отсюда термин ""галечная культура"", т.е. обработка гальки в интересах первобытного человека. Человек-умелый вел животнообразный, инстинктивный образ жизни, со своими сородичами общался звуковыми и жестомимическими коммуникативными сигналами. На уровне дошельского стада полностью отсутствуют какие-либо элементы духовной культуры. Физические характеристики Homo habilis: рост 120 см, вес 40 кг. На смену человеку-умелому пришел в рамках раннего палеолита дошельского и ашельского археологического времени человек - прямоходящий (Homo erectus) - питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек. Характеризуя человека-прямоходящего, следует помнить, что ему соответствовало уже не первобытное стадо, а праобщина, для которой были свойственны элементы совместного непроизводительного труда (собирательство, охота), умение обращаться с огнем, совершенствование примитивных орудий труда, сохранение и усложнение коммуникативных сигналов, доминирование биологических связей. Наиболее развитыми представителями Homo erectus были неандертальцы эпохи среднего палеолита археологического времени Мустье См.: Культурология / Под ред. Г.В.Драч. - Ростов-на-Дону, 1998. - С. 88..

    В эпоху верхнего палеолита возникает новый тип человека - Homo sapiens, или человек разумный. Его стоянки были обнаружены в пещерах Франции в местечках с географическими названиями Ориньяк, Солютре, Мадлен. В историю этот период вошел как ориньяко-солютрийская культура. При изучении этого пласта первобытной культуры необходимо подчеркнуть, что человек-разумный в наибольшей степени по своим характеристикам приближается к современному человеку. Обратите внимание на то, что с возникновением разумного человека праобщина сменяется ранней родовой общиной, для которой характерна общественная форма собственности на орудия труда, совместный непроизводительный присваивающий труд - собирательство плодов, ловля рыбы, охота; умение не только пользоваться огнем, но и хранить его; производить более совершенные орудия труда. Природно-биологические связи заменяются дуальной семьей, проявляется элемент оседлости, организуются жилища. Особое внимание следует обратить на то, что наряду с элементами материальной культуры зарождаются ростки духовной: коммуникативные сигналы трансформируются в элементы членораздельной речи, появляются и осознаются первые табу, происходит становление религиозных ритуалов, формируются примитивные тотемистические культуры, возникает праискусство См.: Введение в культурологию / Под ред. В.А. Сапрыкина. - М., 1992. - С. 34-35..

    Практически в лоне ранней стадии верхнего палеолита были заложены ключевые основы развития духовной культуры: язык, религия, семья, мораль, искусство, которые впоследствии получили свое развитие и в эпоху мезолита и неолита.

    Неолит следует рассматривать как завершающую стадию развития каменного века. Этому времени соответствует поздняя более развитая родовая община. Здесь необходимо сконцентрировать внимание на выявлении того нового, особенного, что было свойственно этому периоду исторического развития данной формации в материальной и духовной сфере. В области материальной, производительной как главный момент следует выделить переход от присваивающего характера труда к производительному: одомашнивание скота, развитие земледелия, совершенствование ремесел, появление элементов натурального обмена. Все это чрезвычайно важно для дальнейшего развития всех форм материальной культуры. Именно в эпоху неолита были заложены основы дальнейшего развития агрокультуры, промышленного производства и торговли.

    Что касается семьи, то здесь произошли существенные изменения - возник матриархат. За родом, состоящим из нескольких семей, закрепляется определенная территория, то есть происходит разделение земель между родами, и на них строятся поселения. В духовной жизни развитие членораздельной речи приводит к возникновению и развитию абстрактного мышления. В эпоху матриархата в области морали, искусства и религии особое значение, и это следует отметить, приобретает женское начало См.: Воронова И.Т. Брачные обычаи народов мира: зарождение и развитие // Наука и религия. - 2003. - №8. - С. 45. .

    Завершается развитие первобытнообщинной формации и культуры возникновением соответствующей ей прасоседской или соседской общины, в которой труд становится более совершенным и производительным, на смену каменным орудиям приходят первые металлические. Матриархат заменяется духовной жизнью общества (мораль, религия, искусство), зарождаются объективные предпосылки для возникновения классовости и государства.

    Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

    • · наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны;
    • · экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода См.: Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995. - С. 67..

    Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

    • 1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
    • 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);
    • 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;
    • 4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества Там же. - С. 70. .

    Одним из путей изучения общества является формационный путь.

    Формация – это слово латинского происхождения, обозначает « образование, вид». Что такое формация? Какие типы формаций существуют? Каковы их особенности?

    Формация

    Формация – это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений. Это всё составляет базис , то есть основу общества. Над ним возвышается надстройка .

    Рассмотрим подробнее понятия « базис « и « надстройка», выдвинутые К.Марксом.

    Базис – это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.

    Надстройка включает в себя различные идеологические отношения (правовые, политические), связанные с ними взгляды, представления, теории, а также соответствующие организации- государство, политические партии, общественные организации и фонды и т.д.

    Формационный подход к изучению общества был выдвинут в 19 веке Карлом Марксом . Он же выделил типы формаций.

    Пять типов формаций по К.Марксу

    • Первобытнообщинная формация : низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, собственность на орудия и средства производства — общинная. Управление осуществлялось всеми членами общества или вождём, который избирался как авторитетное лицо. Надстройка примитивная.
    • Рабовладельческая формация : средства производства, орудия находились в руках рабовладельцев. Им же принадлежали рабы, труд которых эксплуатировался. Надстройка выражали интересы рабовладельцев.
    • Феодальная формация : средства производства и главное из них- земля принадлежали феодалам. Крестьяне не являлись собственниками земли, брали её в аренду и платили за это оброк или отрабатывали барщину. В надстройке огромную роль играла религия, защищая интересы власть имущих и в то же время объединяя феодалов и крестьян в духовное единство.
    • Капиталистическая формация : средства производства принадлежали буржуазии, а пролетариат, рабочий класс, производитель материальных благ, был лишён права собственности на средства производства, продавая свою рабочую силу, работая на заводах и фабриках. Лично пролетариат – свободен. Надстройка отличается сложностью: в политической борьбе и движении участвуют все члены общества, появляются общественные организации, партии. Возникало главное противоречие формации: между общественным характером производства и частной формой присвоения произведённого продукта. Только социалистическая революция могла его разрешить, и тогда устанавливалась следующая формация.
    • Коммунистическая формация : характеризуется общественной формой собственности на средства производства. Все члены общества участвуют в создании благ и их распределении, происходит полное удовлетворение всех потребностей общества. Сегодня мы понимаем, что коммунизм — это утопия. Однако долгое время в него верили, ещё Хрущёв Н.С. надеялся, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

    11.2. Первобытнообщинная формация

    Собственно человеческая история начинается с первобытнообщинных обществ. Первобытнообщинные общества (эпоха неолита) существовали в VII-V тыс. до н. э. Таким, например, было общество Чатал-Хююка на западе Малой Азии (примерно 6000 лет до н.э.), базировавшееся на культивировании ячменя и приручении крупного рогатого скота. В древнем Шумере и Египте возникли и развились около 6000 лет назад первые первобытные (родовые и родо-племенные) общины. Первобытнообщинная формация, присущая этим обществам, самая ранняя форма практической формации.

    Первобытные общества представляли собой родовые и племенные объединения людей с родовой ментальностью, недавно обузданными инстинктами, с неразвитым сознанием и примитивной деятельностью. Главной функцией рода было воспроизводство людей (продолжение рода): рождение детей, их кормление, защита, воспитание, производство (собирательство, земледелие, скотоводство и т.п.). Среди важнейших условий продолжения рода обеспечение людей материальными благами, защита от других родов, воспитание еще не стали относительно самостоятельными функциями, т.е. не превратились в экономическую, политическую, духовную сферы обществ. Маркс не случайно не включал первобытную формацию в состав экономической.

    Первобытнообщинные общества состояли из немноголюдных общин, представляющих собой совокупность домашних хозяйств, объединенных в одно село (или род) . Возникало территориальное единство большесемейных (домовых) общин, находящихся в иерархических (господство и подчинение) отношениях в зависимости от родственной близости к исторически достоверному (или вымышленному) основателю общины. Первобытные общины занимались

    земледелием и скотоводством. Основные формы жизнедеятельности (собирательство, скотоводство, земледелие) определяли характер родовых общин.

    Родовая община представляла собой синкретическую общественную формацию, в которой основные общественные сферы находились в неразвитом, слитом, функционально меняющемся виде. Можно сказать, что первобытное общество совпадало со своей формацией, а формация была способом первобытнообщинного производства людей. Этот способ общественного производства держался на инстинктах, совместном материальном производстве, родовой власти, первобытной мифологии.

    В первобытнообщинной формации, по-видимому, невозможно выделить базисную сферу раз и навсегда: она постоянно менялась в зависимости от конкретной ситуации. Можно предположить, что базисную роль в той или иной мере играли все сферы родового общества вместе. Это показывает, в частности, функциональную незакрепленность базисной сферы за экономической (материальное производство) сферой, что не делает ее единственным фактором формационного самоопределения и интеграции первобытного общества.

    Собственность на землю в родовом обществе общинная, каждый дом владеет своей долей. Во главе сельской общины стоит вождь, который вначале избирается, а затем эта должность становится наследственной. В его ведении находятся экономические, военные, политические и религиозные вопросы. В духовную сферу сельской общины входят вождь, шаман и т.п., отправляющие языческие ритуалы. Они выступают носителями религиозно-нравственных норм, культурных предпочтений, принципов социальной справедливости, норм и характера труда.

    Исходная сфера первобытнообщинного общества включала в себя людей, обладающих совокупностью первичных биологических потребностей в сытости, тепле, передвижении, продолжении рода, самоутверждении и т.п. Их можно было удовлетворять в благоприятных природных условиях, адекватных им (климат, зерновые культуры, крупный рогатый скот, который можно было приручить и т.п.). Потребление носило в основном коллективный (общинный) или семейный характер, было достаточно скудным и относительно равным, при этом существовало противоречие между действительными и удовлетворяемыми потребностями людей, являвшееся побудительным мотивом жизнедеятельности. Противоречие между абсолютными и действительными потребностями людей в этом обществе еще не возникло.

    Структура сельской общины включает вождя, общинную знать (богатеев), свободных общинников, рабов. Социальные роли в сельской общине жестко распределены и не меняются годами. Первобытное общество удовлетворялось двумя основными регуляторами (мотивами) жизни: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих регуляторов хватало, пока сородичи не отличались своими интересами и способностями, а также пока среди сородичей не появились посторонние (пленные, рабы).

    Базисом этого общества было общественное производство, в котором демосоциальное, материальное, родовое, мифологическое производства были тесно переплетены в каждом акте, в пространстве и во времени. Не было четкого временного и пространственного разделения на разные сферы общественного производства. Поэтому базисными были кровнородственные отношения, которые определяли все остальные, - трудовые, военные, религиозные.

    Естественная (натуральная) производственная деятельность представляла собой процесс первобытного производства и распределения материальных благ общиной. Она включала в себя естественные средства производства (предметы, орудия, условия) и природные способности людей (физическая сила, навыки к определенным действия, волю, элементы сознания и т.п.). Первобытнообщинный способ производства базировался, прежде всего, на "производительной силе самой природы", а не на созданной человеком.

    Натуральность (природность) производства определяется как преобладанием природных факторов труда над исторически созданными, так и исключительным предназначением произведенных продуктов для индивидуального потребления. В этой формации непосредственной и исключительной целью производственного базиса является воспроизводство людей. В силу этих обстоятельств Маркс и назвал данный тип хозяйственной деятельности "натуральным".

    В первобытнообщинном обществе господствовала личная собственность на средства производства, выражающаяся в умении владеть этими орудиями, но результат труда носил коллективный характер. Личная (и совместная) собственность не является экономической.

    Когда предмет не создан трудом, а дан от природы, то собственность на него есть только внеэкономическое присвоение, только волевое отношение собственности .

    Таким образом, первобытнообщинный способ производства состоял из естественных производительных сил (природных и человеческих) и коллективных общественных отношений, соответствующих

    этим производительным силам. Базис этого общества не являлся экономическим.

    Лично-коллективное владение средствами производства приводило к фиксации обычного права на зону или долю ресурсов. Эта собственность носила характер профессиональной, моральной, физической, интеллектуальной власти над средствами производства и людьми. Общественное производство носило здесь не социально-экономический, а властный характер . Субъектом власти над ресурсами являлся коллектив , а также вожди, старейшины и т.п.

    Надстроечной (вспомогательной) сферой этой формации была духовная, которая обслуживала и регулировала производство, распределение, потребление материальных благ. Родовые общества были в основном земледельческо-скотоводческими. Существующие нормы и табу, которые контролировались выделившимися из рода вождями, жрецами, военачальниками и т.п., вносили в общественную жизнь порядок. Жрецы создавали и поддерживали религиозные мифы, которые освящали бытовую сферу и придавали общий смысл жизни людей. Главной потребностью этого общества было продолжение рода, поэтому ценности, знания, опыт, связанные с этой сферой (секса, рождения, смерти), занимали ведущее место.

    Формационная общность первобытного общества состояла из вождей, старейшин, шаманов, взрослых членов первобытного общества рода - мужчин и женщин. Она была связана общностью мифологических ценностей (идеалов, норм, табу), привычек, традиций, ритуалов. Мотивами тяжелейшего труда - присваивающего, земледельческого, скотоводческого - были фундаментальные потребности людей в пище, одежде, жилище, жертвоприношениях и т.п.

    Совершенствование общественного производства на основе совершенствования орудий, организации, общественного разделения труда является важнейшим направлением развития первобытнообщинных

    обществ. Технологическую базу первобытнообщинного производства (не ниже поздненеолитической) составляло производство мотыг, копалок, примитивных сох и т.п.

    Родовое (деревенское) общество является закрытым для чужих. С одной стороны, это ведет к укоренению своих традиционных (патриархальных) черт, идентификации, противопоставлению себя чужим. С другой стороны, это мешает заимствованию у более развитых родов их достижений и делает уязвимым для других, более развитых в технологическом и организационном отношении родов. Далее, патриархальная деревня является безграмотной и культивирует эту безграмотность. Отсутствие письменности приводило к необходимости заучивания преданий, норм, табу и т.п. И наконец, отсутствие грамотности приводило к самой первой форме общественной иерархии, делению на знающих предания, табу, ритуалы стариков и не знающую все это молодежь. Мудрость старших становилась основой неполитической власти стариков над остальными, консервировала традиционность деревенской жизни.

    Семенов Ю.Л. Указ. соч. С. 142).