Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Понятие правовых систем и виды. Правовая система общества: понятие и структура. Понятие, структура и виды правовых систем

    Понятие правовых систем и виды. Правовая система общества: понятие и структура. Понятие, структура и виды правовых систем

    ВВЕДЕНИЕ 3

    1. Понятие и сущность правовой системы. 4

    2.2. Национальные правовые системы. 7

    Романо - германская правовая семья. 9

    Англосаксонская правовая семья (семья общего права). 11

    Мусульманская правовая семья. 15

    Правовые системы стран Африки. 18

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

    Список литературы: 22

    ВВЕДЕНИЕ

    Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:

    Собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках;

    Правовая идеология - активная сторона правосознания;

    Судебная (юридическая) практика.

    Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития.

    Цель данной работы – рассмотреть различные виды правовых систем.

    1. Понятие и сущность правовой системы.

    В правоведении применяется понятие «правовая система». Поэтому следует отличать его от понятия «система права».

    Система права - это понятие, раскрывающее внутреннее строение права, показывающее взаимосвязь и взаимодействие всех его элементов (норм, институтов, отраслей). Правовая система, наряду с системой права, включает в себя многие другие компоненты, оказывающие существенное воздействие на регулирование общественных отношений. Кроме системы юри-дических норм в нее включаются явления мировоззренческого характера (юридические доктрины, идеи, взгляды, представления о праве и др.), сложившиеся в обществе различные формы выражения права и его реализации, правовые принципы, юридические процедуры, связанные с функционированием нрава.

    Все они в совокупности выражают содержание и характер-ные особенности правовой жизни соответствующего общества. Следовательно, правовая система значительно шире, чем система права. Можно сказать, что правовая система - это совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих юриди-ческих средств, обеспечивающих правовое регулирование общественных отношений и выражающих уровень и качест-венное состояние правовой организации того или иного общества.

    Теоретическое понятие правовой системы, таким образом, охватывает весь комплекс правовых явлений общества и дает представление о правовой действительности соответствующей страны, об уровне ее правового развития.

    Национальные правовые системы, имеющие относительно сходные признаки и свойства, объединяются в группы, получившие в юридической науке название «правовая семья». В литературе применяются и другие термины – «правовые круги», «правовые системы мира», «структурные общности». Но термин «правовая семья» является наиболее распространенным.

    В сравнительном правоведении (компаративистике) используются различные критерии отнесения национальных правовых систем к соответствующим семьям. Но в первую оче-редь учитываются такие факторы, как общность исторического формирования и развития, сходство системы источников (форм) права, основных отраслей и правовых институтов, характерные особенности правореализации, юридического мышления, право-вой культуры, традиций, юридической терминологии и др.

    В современной научной юридической литературе выделя-ются такие наиболее крупные правовые семьи, как романо-германская, англосаксонская (англо-американская), семья религиозно-традиционного права и др.

    Романо-германская правовая семья (система континен-тального права) сложилась в Европе достаточно давно (ХП-XVI вв.) на основе рецепции римского права, что и пред-определило ее особенности. Основным источником (формой) права в странах, где она утвердилась, является нормативно-правовой акт. Другие источники играют вспомогательную роль. Это система писаного права. На вершине иерархии законов стоит конституция страны, за нормами которой признается высшая юридическая сила. В большинстве стран континенталь-ной Европы законодательство кодифицировано. Значительную роль играют подзаконные нормативно-правовые акты. Заметно достаточно четкое деление права на отрасли, на частное и пуб-личное право. Широко используется ряд общеправовых принци-пов, ведущим среди которых признается принцип справедли-вости. В большинстве стран Европы судебные решения не признаются источниками права, но широко применяется толко-вание законов. Для этой системы является характерным исполь-зование абстрактных юридических понятий, обобщений.

    Англосаксонская (англо-американская) правовая семья (система «общего права») сложилась в Англии, США, в странах, входивших прежде в Британскую империю (Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). Исторически сложилось так, что в Англии понимание права связывается не с системой выработан-ных законодателем правил поведения в определенной ситуации (как в континентальной Европе), а с тем, к чему приведет судебное рассмотрение конкретного дела, т.е. с правилами, сформулированными судьями в процессе разрешения споров. В связи с этим в государствах с англосаксонской правовой системой основным источником (формой) права является не закон, а судебный прецедент. Хотя используется и статутное право, т.е. писаное право парламентского происхождения. Для этой семьи характерно отсутствие кодексов европейского типа, поэтому четко не выражены и отрасли права. Нет деления права на частное и публичное. В англосаксонской правовой семье концепция права, юридический язык и др. значительно отлича-ются от романо-германской семьи. Юридическое мышление основано не на абстрактных понятиях и обобщениях, а па опыте судей, на их прагматизме. Вырабатываемые ими нормы являются более гибкими, но в значительной степени казуистичными и менее определенными.

    Что касается правовой системы США, то она весьма сходна с английской. Сходство проявляется в общей концепции права, в использовании одних и тех же юридических понятий, почти одинаковом структурном делении права и др. Тем не менее американское право имеет и значительные отличия. Они обусловлены, прежде всего, федеральной структурой США. Наряду с федеральной существуют правовые системы каждого штата. В штатах и на федеральном уровне получило определен-ное развитие законодательство, которое частично кодифициро-вано (создан ряд кодексов), что несвойственно для Англии. В целом в США законодательство в системе источников права занимает заметное место. Одновременно широко развито судеб-ное нормотворчество. Соотношение этих источников весьма не-простое. Как отмечается в литературе, все это делает правовую систему США сложной и запутанной.

    Семья религиозно-традиционного права включает в себя мусульманское право, индусское право и обычное право Афри-ки. Она отличается живучестью норм религиозного характера, возникших в прошлые эпохи, и обычаев, традиционно существо-вавших у африканских народов до колонизации. Вместе с тем в ней заметно существенное влияние европейской цивилизации, что проявляется, прежде всего, в дуализме источников права. Наряду с религиозными писаниями и актами их толкования, выступающими в качестве источников права (Коран, Сунна в мусульманском праве, Шрути и Шастры - в индусском праве), или обычаями в странах Африки, используют-ся нормативно-правовые акты и другие источники, характерные для западных стран. Как правило, нормами, основанными на религиозных вероучениях, и обычаями регулируются личные, брачно-семейные, наследственные отношения, а нормами иных источников - административные, торговые и др. Весьма замет-но влияние права тех европейских государств, под колониаль-ным управлением которых находилась соответствующая терри-тория. Исследователи отмечают и такие черты, в частности мусульманского права, как архаичность ряда его институтов, казуистичность, отсутствие систематизации, деления на публич-ное и частное. Следует подчеркнуть, что мусульманское право, так же как индусское право, является по преимуществу правом общин верующих. В этом смысле известный компаративист Р.Давид предостерегал от отождествления мусульманского и индусского права с национальным правом мусульманских стран и национальным правом Индии.

    2.2. Национальные правовые системы.

    В предыдущем разделе были вкратце описаны основные правовые системы, а теперь раскроем их более подробно.

    Правовая система каждого государства отражает закономерности исторического развития общества, его исторические, национальные, культурные особенности. Естественно, что каждое государство имеет свою, называемую национальной, правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, т.е. специфические особенности.

    Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствуют о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое воздействие оказывает политика, политическая культура. Известно, что в Древнем Китае, Индии, Египте, Римском государстве правовые системы были органически взаимосвязаны с религией; морально-этнические элементы культуры, правовые ценности выступали в религиозной форме, опирались на религию.

    К закономерностям, показателям развития правовых систем в Древнем мире, в средние века, в современный период относятся усложнение, активизация процесса взаимодействия цивилизованных факторов.

    К закономерностям относятся также преемственность в развитии правовых систем. Традиционные правовые ценности взаимодействуют с новыми ценностями, воспринятыми правовой системой от другой или других правовых систем. В историческом плане наблюдается прогресс правовых систем в отдельных обществах, государствах.

    Конечно, эти закономерности обусловлены в конечной степени развитием экономического фактора, совершенствованием производительных сил и производственных отношений, развитием рыночного хозяйства. Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в то же время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве, правоприменительной деятельности в сфере регулирования рыночных отношений, охраны окружающей среды, в регулировании других сфер общественной и государственной жизни.

    Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, «правовые семьи». Группировка правовых систем в «правовые семьи» осуществляются на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права или частное или публичное право, другие юридические качества. Проведенная рядом правоведов интеграция правовых систем на основе социологического подхода связана с типом общества, которое стремится создать с помощью правовой системы.

    В Древнем мире самой развитой правовой системой было римское право, юриспруденция Древнего Рима. Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в средневековой Европе романо-германской правовой системы, «правовой семьи». Свои ценности, особенно присущи правовой системе, сформировавшейся в Англии и ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказала религия.

    В XX веке в бывшем Союзе ССР, а позже в других социалистических государствах образовалась семья социалистического права, которая позаимствовала многие правовые ценности из романо-германской правовой семьи. В социалистических государствах правовая система была нацелена на построение новой социально-экономической формации - социализма и коммунизма. Исторические события 80-90-х годов прекратили функционирование социалистической правовой семьи на территории бывшего СССР, ряда государств Центральной и Юго-Восточной Европы.

    Большой историей развития, своеобразием в структуре и содержании обладают правовые системы Китая, Индии, Японии, развивающихся стран Азии, Африки.

    ЛЕКЦИЯ 9. ПРАВОВЫЕ И СУДЕБНЫЕ СИСТЕМЫ
    В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

    1. Понятие и виды правовых систем.
    2. Судебная власть и ее органы.
    3. Судебные системы зарубежных стран.
    4. Силовые структуры в зарубежных странах.

    1. Понятие и виды правовых систем

    Правовая система - комплекс связей, взаимоотношений между человеком, его объединениями, государством, обществом, порождающих определенные правила, нормы, стандарты этих отношений в конкретном обществе и государстве. Правовая система включает в себя следующие элементы: Система права, ее характеристика. Источники права. Процедура правотворчества. Особенности систематизации, интеграции действующего законодательства. Механизм правового регулирования. Правореализующий и правоприменительный процессы. Система государственного механизма (система отношений между органами государства). Форма и тип государства. Менталитет общества, и др.

    В целом разновидности правовых систем исходят из субъективных и объективных причин.

    Выделяются основных четыре правовые семьи:

    1. Континентальная (роман-германская правовая система).
    2. Англосаксонская.
    3. Религиозная.
    4. Социалистическая.

    Другие специалисты выделяют восемь правовых систем:

    1. Романская (Франция, Италия, Испания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург)
    2. Германская (Германия, Австрия, Польша, Швейцария и др.)
    3. Скандинавская (относятся страны Скандинавского полуострова - Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Дания)
    4. Англоамериканская (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия)
    5. Мусульманская (Иран, Ирак, ОАЭ, Саудовская Аравия, Иордания и др.)
    6. Индусская (Индия, Пакистан, Малайзия, Бангладеш)
    7. Дальневосточная (Китай, Япония, Вьетнам, Сингапур)
    8. Социалистическая, если принимать во внимание экономико-правовой критерий, как отношение к частной собственности, а именно запрет или существенное ограничение частной собственности, то к странам этого блока можно отнести - Китай, Вьетнам, Северную Корею, Кубу, Ливию.

    Существуют некоторые политические аспекты выделения правовых систем. Ученый Самюэль Хантингтон выделил восемь политико-правовых систем. При таком делении не используется критерий территориального характера, а используется политический и исторический критерий.

    1. Европейская или западная. (Вся Европа, США, Канада, Латинская Америка)
    2. Славянская (Польша, Чехия, Словакия, Сербия и Черногория, частично Хорватия, Белоруссия, Украина)
    3. Египетская
    4. Индусская
    5. Мусульманская
    6. Синская (Китай, Япония, Сингапур)
    7. Система стран Океании и Австралии
    8. Система африканского типа.

    2. Судебная власть и ее органы.

    Деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в т.ч. и по отношению к государству. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни исполнительная власть. Принимая решения, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, отобрать у физических или юридических лиц собственность, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить свое решение и возместить лицу ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц и т.д. Законы многих стран предусматривают особый состав преступлений - неуважение к суду, которое подлежит строгому наказанию.

    Деятельность суда опирается на принципы, закрепленные в конституции. Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовном процессе, где важна защита прав личности.

    К числу общих конституционных принципов относятся:

    1. Осуществление правосудия только судом. Ни какой другой орган государства или должностные лица не вправе присваивать себе функции правосудия.
    2. Независимость судей и подчинение их только закону. Ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решать то или иное дело; судьи решают дела на основе закона и личного убеждения.
    3. Свобода доступа к суду. Суд обязан принять к рассмотрению иск (он может отклонить рассмотрение только по причине не подведомственности или неподсудности).
    4. Коллективное отправление правосудия. Единолично мировой, полицейский, иной судья может рассматривать лишь мелкие правонарушения.
    5. Язык судопроизводства. Ведение судебного процесса должно осуществляться на языке понимаемом сторонами, или с обеспечением им переводчика.
    6. Гласность, т.е. открытый, публичный суд.
    7. Возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции, кассации, ревизии.
    8. Ответственность государства за судебную ошибку. Государство возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.

    3. Судебные системы зарубежных стран.

    Системы судебных органов могут быть неодинаковыми в унитарных и федеративных государствах. В унитарных государствах обычно существует единая система общих судов. В федеративном государстве может быть единая система (например, Канада), но возможна и отдельная система федеральных судов, и отдельная система судов субъектов федерации (яркий пример тому судебная система в США). При данной системе федеральные суды применяют только федеральные законы, суды же штатов - и федеральные законы, и законы своего штата.

    В судах первой инстанции (мировые судьи, полицейские суды, районные суды, суды судебных округов и др.) рассматриваются впервые все дела. Следующая инстанция - кассационная. Это либо вышестоящий суд, либо верховные суды, иногда официально называющиеся кассационными. Они заседают только в составе профессиональных судей, но не рассматривают факты, доказательства, а проверяют дела только с точки зрения соблюдения закона в судебном процессе.

    В большинстве стран второй инстанцией являются особые апелляционные или высокие суды, когда можно обращаться с жалобой на решение суда первой инстанции. Здесь весь процесс повторяется аналогично процедуре первой инстанции, но возможно привлечение новых свидетелей, предъявление дополнительных доказательств.

    Данная схема системы общих судов в ряде стран имеет свои особенности. Суды первой инстанции рассматривают большинство уголовных и гражданских дел отнесенных к их компетенции. Верховные суды могут рассматривать отдельные дела, установленные конституцией или законом, в первой инстанции, иногда даже с участием присяжных или народных заседателей. В актах конституционного права упоминаются различные органы и должностные лица, одна из задач которых состоит в содействии судебной власти. И во-первых это прокуратура. Прокуратура занимается уголовным преследованием лиц, совершивших преступления. Действуя как представитель государства, она поддерживает публичное обвинение в суде (в делах частного обвинения прокурора не участвует),осуществляет надзор за местами заключения, в странах тоталитарного социализма осуществляет общий надзор за законностью.

    4. Силовые структуры в зарубежных странах.

    Полицейские в зарубежных странах представляют собой особую категорию профессиональных чиновников, их непосредственной задачей является охрана общественного порядка всеми средствами, включая применение оружия.

    Анализ национальных полицейских систем позволяет выделить две организационные разновидности - централизованная и децентрализованная полицейские системы.

    Условно можно следующим образом классифицировать формы организации полицейских служб:

    1. полиция управления - осуществляет надзор за дорожным движением, санитарным состоянием населенных пунктов, следит за порядком на рынках;
    2. полиция безопасности - наблюдение за публичными собраниями, прессой, зрелищными предприятиями: она же обычно ведает паспортной системой, а в ряде стран - и охраной государственных границ;
    3. уголовная полиция - борьба с общеуголовными преступлениями, розыск и арест преступников;
    4. административная полиция - осуществляет координацию действий между различными полицейскими учреждениями и службами; занимается подготовкой разного рода документов, составлением отчетно-статистических материалов, разработкой перспективных планов борьбы с преступностью; подготовка и переподготовка полицейских кадров;
    5. политическая полиция - занимает особое место в системе полицейских учреждений. ЕЕ специальные службы заняты повседневной проверкой политической благонадежности населения;
    6. военная полиция - (иногда именуемая жандармерией, карабинерами) - представляет собой войска внутреннего назначения, состоящих из вооруженных по армейскому образцу полицейских подразделений, частей и соединений.

    Рассматривая систему правоохранительных органов необходимо уделить некоторое внимание вооруженным силам - организованному объединению вооруженных людей, содержащихся государством в целях наступательной и оборонительной войны. Однако задачи армии этим не исчерпываются. В полицейских целях вооруженные силы используются в случаях значительного обострения политической ситуации внутри страны, для оказания поддержки полицейским силам в обеспечении "закона и порядка". Вооруженные силы современных государств состоят из трех основных родов войск: сухопутной армии, военно-морского флота и военно-воздушных сил.

    Правовая система – совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

    Правовую систему необходимо отличать от системы права, правовая система гораздо шире. Она охватывает:

    1. Систему права.

    2. Систему законодательства.

    3. Правовые институты и правовые учреждения (правотворческие и правоприменительные).

    4. Правовые понятия, принципы, символику.

    5. Правовую политику, идеологию, культуру.

    6. Юридическую практику.

    Правовая семья – категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством из конкретно-исторического развития.

    В зависимости от происхождения и эволюции правовой системы, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права, идеологии, возможно, представить следующую классификацию правовых семей:

    1. Романский правовой круг.

    2. Германский правовой круг.

    3. Скандинавский правовой круг.

    4. Англо-американский правовой круг.

    5. Социалистический правовой круг.

    6. Исламский правовой круг.

    7. Индусское право.

    В зависимости от исторического генезиса правовых систем, системы источников права, структуры правовой системы выделяют следующие правовые семьи:

    1. Романо-германская.

    2. Скандинавская.

    3. Латиноамериканская.

    4. Правовая семья общего права.

    5. Мусульманская.

    6. Индусская.

    7. Семья обычного права.

    8. Дальневосточная семья.

    В зависимости от идеологии и юридической техники можно выделить следующую классификацию правовых семей:

    1. Романо-германская правовая система. Возникла в Центральной Европе, но основе заимствований из римского права.

    Норма в такой семье выступает в качестве общего правила. Основным источником права являются нормативно-правовые акты (следовательно, в большинстве своём законы). Для права характерно деление на частное и публичное, отрасли и институты. Большое распространение получили правовые кодификации. Суды лишены права на правотворчество, но на основе судебных толкований и решений складывается определённая практика.

    2. Англосаксонская правовая система. Сложилась в Англии (1060 г). Для этой семьи характерна большая роль судов, которые активно занимаются правотворчеством в виде судебных прецедентов (высшие судебные инстанции). Также существуют статусы (законы) принимаемые высшими законодательными органами. Нормы казуистичны, носят детальный характер. Всё право публично. Деления права на отрасли присутствует, но оно не так чётко обозначено как в романо-германской семье.

    3. Мусульманская (религиозная) правовая система. Возникла на основе ислама. Основной источник - Коран, Сунна, Иджма, Кийас. Широкое распространение получила аналогия права. Всё право делится на уголовное, судебное и семейное, отсутствует деление права на публичное и частное.

    Существует понимание правовой системы в узком и широком смыслах. В узком смысле под правовой системой понимается национальное право конкретного государства. В широком смысле правовая система есть совокупность всех правовых явлений, существующих в данном обществе в конкретный момент, включая нормы, отрасли права, законодательство, правовую доктрину, юридическую технику, традиции, правосознание, правовую культуру и т.д. Именно в широком смысле данный термин использует большинство авторов. Понятие «правовая система» отражает особенности процесса возникновения права, его развития под воздействием исторических, культурных, национальных, религиозных и политических факторов.

    Итак, правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества и используемый им для достижения своих целей.

    Это понятие выражает очень важную идею, а именно: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему. В правовой системе слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации.

    Правовую систему следует отличать от системы права. Как уже отмечалось, система права – это строение права, выражающееся в разделении единого права на взаимосвязанные отрасли и институты. Понятие правовой системы позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии. Следует согласиться с мнением Бабаева В.К., считающего, что элементами правовой системы является все, что имеет юридическую окраску и необходимо для правового регулирования. Анализ одних только правовых норм не дает полной характеристики права, ибо важно и то, как оно формируется, систематизируется, реализуется, идеологически обосновывается.

    Важнейшим элементом правовой системы является юридическая техника . Она представляет собой совокупность правил, приемов, способов, используемых при разработке и реализации правовых предписаний. Различают законодательную и правоприменительную технику.

    Законодательная юридическая техника включает в себя правила, приемы и способы подготовки, оформления, систематизации и учета нормативных актов. Правоприменительная техника – различные способы и приемы толкования юридических норм, квалификации содеянного, построения правоприменительных актов.

    Целью юридической техники является рационализирование юридической деятельности, достижения ясности, простоты, краткости определенной стандартизации, единообразия юридических документов и их реализации.

    Юридическая техника – ключевое основание для определения общностей национальных правовых систем.

    2. Правовые системы мира.

    Национальная правовая система – органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д. На сегодняшний момент в мире существует около 200 национальных правовых систем, изучением которых занимается компаративистика, или сравнительное правоведение.

    Несмотря на существенные различия национальных правовых систем, компаративистика классифицирует правовые системы по принадлежности к той или иной правовой семье. Правовая семья (межнациональная правовая система)- это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования; отраслевая структура; юридическая техника; единый понятийный аппарат; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

    Общепринятой классификацией правовых систем является классификация, предложенная французским компаративистом Р. Давидом. По мнению Р. Давида, существуют следующие правовые семьи: романо-германская (семья континентального права); англосаксонская (семья общего права); религиозная (семья мусульманского и индусского права); традиционная (семья обычного права); социалистическая.

    К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Финляндии, Германии, Аргентины, России и др. Романо-германская правовая семья сложилась в континентальной Европе в результате замены местных обычаев законами, созданными на основе рецепции римского права. Во всех странах континентальной системы права существует единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты. Главная роль в формировании права в таких странах отводится законодателю, создающему общие юридические правила поведения. Кроме того, среди отличительных признаков романо-германской правовой семьи обычно называют наличие писаных конституций, деление права на публичное и частное.

    К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, США, Канады и др. Эта правовая семья окончательно сформировалась в Англии, вследствие замены местных обычаев решениями королевских судов, а затем распространилась в указанных выше странах. Для англосаксонской правовой семьи характерно отсутствие кодифицированных отраслей права, деления права на частное и публичное. Основным источником права в англосаксонской правовой семье выступает юридический прецедент.

    К семье религиозного права относятся правовые системы таких стран, как Израиль, Иран, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Малайзия и др. В религиозной правовой семье так же, как и в семье англосаксонского права, отсутствует деление на частное и публичное право. Основным источником права в этой семье являются религиозно-нравственные нормы, зафиксированные в Коране, Сунне, Талмуде, Ведах и иных религиозных писаниях. Важную роль в системе источников права играют труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения. В странах с религиозной системой права нормативно-правовые акты, как правило, имеют вторичное значение.

    Главной особенностью становления религиозно-правовых систем было то, что они не упразднили обычаи, как это было, например, в романо-германской правовой семье, а гармонично дополнили их религиозными, философскими и моральными постулатами.

    К семье традиционного права относятся правовые системы таких стран, как Мадагаскар, Бенин, Восточный Тимор и др. К традиционной семье права относились Япония до 1868 г., Китай до 1949 г.

    Традиционная правовая семья имеет все основания рассматриваться как переходная на пути движения правовых систем к другим правовым семьям. Основным признаком данной правовой семьи является то, что в ней одно из ведущих мест в системе источников права занимают архаичные обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение. Эти обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государством.

    Социалистическая правовая семья выделялась Р. Давидом в основном по идеологическому признаку. Правовые системы стран, входящих в социалистическую правовую семью, в значительной степени сходны с романо-германскими (единство юридической терминологии, деление на частное и публичное право, большое значение нормативного акта как источника права и т.д.). Однако эти правовые семьи обладают и рядом отличий. Социалистическая правовая система, как правило, устанавливается не эволюционным, а революционным путем. Кроме того, в социалистических странах важную роль играют акты идеологического характера, издаваемые не законодательными, а партийными органами.

    Долгое время в социалистическую правовую семью входили правовые системы стран Восточной Европы. Сейчас – Китай, КНДР, Куба.

    Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей есть свои особенности. Общее во всех правовых семьях то, что в них право выступает в качестве регулятора общественной жизни, средства управления обществом, выполняет охранительную и защитную роль, стоит на страже прав человека и гражданина.


    Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986. С.176-177.

    Цит. по: Протасов В.Н. Ук. соч. С.251.

    См.: Назаренко Г.В. Общая теория права и государства. М.,2001. С.27.

    В некоторых учебниках отмечается наличие еще и специальной техники систематизации и учета нормативных актов. См., например: Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2002. С. 366.

    Синюков В.Н. Российская правовая система: введение в общую теорию. Саратов, 1994. С. 166.

    См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М.,1988.

    См.: Гусак С.Н. История государства и права зарубежных стран. Якутск, 2002. С.87.

    Не все разделяют аналогичное мнение. Например, коллектив авторов во главе с А.Я. Сухаревым определяет правовую систему Израиля как «смешанную, с элементами романо-германской, англосаксонской, религиозной», Сингапура и Индии – как англосаксонскую. См.: Правовые системы мира: Энциклопедический справочник / Отв. Ред. Сухарев А.Я. М., 2003.

    В социалистических странах абсолютный приоритет имеет публичное право.

    Правовая система общества- это взаимосвязанные объективное право, правовая идеология, юридическая практика, характер единства которых определяет своеобразие правовой жизни данного общества.

    Понятие "правовая действительность" шире понятия "правовая система". Первый термин охватывает любые проявления правовой жизни общества. Второй - акцентирует внимание исключительно на таких ее фундаментальных функциональных элементах как объективное право, правовая идеология, юридическая практика. И только в плане анализа их единства - установления той качественной определенности характера их взаимосвязи, взаимодействия, в котором выражается своеобразие правовой жизни данной страны.

    Из вышесказанного следует, что нельзя отождествлять понятия "система права" и "правовая система". При характеристике правовой системы конкретной страны говорят о ее "национальной правовой системе" (США, Пакистана, Франции и т. д.).

    Основные правовые системы современности:

    а) романо-германского типа;

    б) англосаксонского типа;

    в) заидеологизированного, религиозно-традиционного типа.

    Нередко используют несколько иную терминологию обозначения такого рода правовых систем. Например, говорят о "романо-германской правовой семье", "англо-американской правовой семье" т. д.

    В правовых системах романо-германского типа в правовой жизни общества (преимущественно в странах континентальной Европы) ведущим является объективное право (писаное право, т. е. законодательство).

    В правовых системах англосаксонского типа в правовой жизни общества (например, в США, Великобритании) основное значение имеет юридическая практика - административная, судебная, и, прежде всего, - судебная, судебный прецедент.

    В правовых системах заидеологизированного, религиозно-традиционного типа в правовой жизни общества ведущей является правовая идеология. В современных мусульманских государствах это религиозная идеология, выраженная, например, в Коране- одном из источников мусульманского права. В СССР содержание советского права во многом выражало партийную идеологию компартии (правящей, единственной в политической системе).

    Романо-германский, англо-американский, религиозно-традиционный тип правовых систем (общая характеристика)

    Правовая система романо-германского типа (Германия, Франция, Италия, Россия, Украина) характеризуется делением права на частное и публичное, материальное и процессуальное, отрасли права. Основной субъект правотворчества - государственные органы. Подчеркивается различие правотворческих и правоприменительных (правоисполнительных) органов государства. Право имеет преимущественно писаный характер, т.е. основная форма права - законодательство. Главное в содержании права - права человека и гражданина,защищаемые судом.

    Правовая система англо-американского типа (Англия, США, Канада и др.) характеризуется отсутствием деления права на частное и публичное, Процессуальное право по отношению к материальному имеет доминирующее значение. Основной субъект правотворчества - суды. Основной источник права - судебный прецедент. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.

    В странах, образующих «семью религиозного права»(мусульманские страны: Иран, Ирак, Пакистан и др.; индусские общины Индии, Малайзии и др.), отсутствует деление права на частное и публичное. Есть законодательство, но нормативно-правовые акты как источник права имеют вторичное значение, поскольку не государство, общество, а Бог является главным творцом права, которым нормы даны раз и навсегда. Основной источник права для мусульман - Коран, Сунна и др., для индусов - Шастры, Веды и др. Главное в содержании права - обязанности, а не права (их идея).

    В странах,образующих «семью традиционного права»(Мадагаскар, ряд стран Африки, Дальнего Востока), отсутствует деление права на частное и публичное. Основной субъект правотворчества - само общество. Ведущий источник права - обычаи и традиции (неписаные, архаичные).Главный адресат обычаев и традиций - социальная группа (сообщество), а не отдельный член общества. Основа судебных решений - идея восстановления согласия в общине (этого требует «общинное сознание»).