Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Правовые основы социальной работы с заключенными. Конституционно-правовые основы социальной работы в российской федерации

    Правовые основы социальной работы с заключенными. Конституционно-правовые основы социальной работы в российской федерации

    Практический опыт, накопленный человечеством в организации экономического и социального устройства жизни общества, привел к осознанию международным сообществом того, что основой свободы, справедливости, всеобщего мира, достоинства и ценности человеческой личности являются права человека. Именно это содействует социальному прогрессу и улучшению условий жизни. При этом права человека должны охраняться властью закона. Перед законом все люди равны и имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации.
    Самые значимые, с точки зрения мирового сообщества, права и свободы закреплены в так называемой Хартии прав человека, куда входят четыре документа: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.
    Право каждого члена общества на пенсионное обеспечение нашло отражение в таких международных актах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст.22, 25), Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах 1966 г. (ст.9), Конвенция МОТ №128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» 1968 г. Право граждан государств-участников Содружества Независимых Государств на пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством страны их проживания, закреплено в Соглашении о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (кроме России участниками этого Соглашения являются Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина).
    Таким образом, мировое сообщество очень внимательно относится к проблемам пенсионного обеспечения, провозглашая заботу о престарелых, нетрудоспособных и детях одной из общечеловеческих ценностей.
    Значение международных актов заключается в том, что в них формируется социальный стандарт пенсионного обеспечения, который должен предоставляться абсолютно каждому человеку как члену общества.
    Всеобщая декларации прав человека (1948 г.) закрепляет право каждого как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях (ст. 22). Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (ст. 25).
    Таким образом, Декларация закрепляет:
    1) право каждого как члена общества на социальное обеспечение;
    2) во-вторых, право на достойный уровень жизни, гарантирующий человеку возможность удовлетворения его основных потребностей (в пище, жилище, медицинском уходе, социальном обслуживании), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния каждого и его семьи;
    3) в-третьих, перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение (безработица, болезнь, инвалидность, утрата кормильца, старость и иные случаи утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам);
    4) в-четвертых, в качестве самостоятельного основания для особого попечения и помощи предусматривается материнство и младенчество.
    Право каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование, закреплено и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В Пакте признается, что самая широкая охрана и помощь должны предоставляться семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании; особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. Дети, подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации (ст. 10).
    Вслед за Всеобщей декларацией Пакт также признает право каждого: на достаточный уровень жизни для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11); на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12).
    Таким образом, права человека, закрепленные в названных выше актах, свидетельствуют о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источник средств существования по независящим от него причинам, признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.

    Законодательную, нормативно-правовую базу социальной работы России, как и любой другой страны, определяют правовые документы, условно сгруппированные в пять уровней в соответствии с субъектами их издания: 1.регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО);2.внутригосударственные юридические акты федерального значения (Конституция, законы, указы, распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, решения коллегий и инструкции Министерства труда и социального развития, Министерства образования и министерства здравоохранения);3.документы субъектов РФ, обеспечивающие реализацию законов на своей территории;4.документы муниципальных образований;5.решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций.
    Федеральный закон Об основах социального обслуживания населения в РФ 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ
    Федеральный закон о государственной социальной помощи 17 июля 1999 года N 178-ФЗ
    Федеральный закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов 2 августа 1995 года N 122-ФЗ
    Федеральный закон об основах обязательного социального страхования 16 июля 1999 года N 165-ФЗ

    Специалисты социальной работы достаточно часто вынуждены сталкиваться с вопросами оказания консультативно-правовой помощи в области семейного, гражданского, трудового законодательства, оказания помощи в оформлении документов для получения предусмотренных законом пенсий, пособий, льгот, субсидий, алиментов и др. Специалисты осуществляют превентивно-профилактическую работу с различными категориями населения по охране и защите их законных прав и интересов. В своей практической деятельности специалист социальной работы выполняет различные роли и функции. Одновременно он – защитник интересов пожилого человека, прав и социальных гарантий несовершеннолетних, многодетных семей, инвалидов, военнослужащих и членов их семей, людей без определенного места жительства, а также инициатор по совершенствованию законодательно-правовой базы в сфере социального обеспечения.

    Анализ профессиональной деятельности социальных работников показывает, что они не только осмысливают, но в большей мере решают непосредственно практические задачи по оказанию социально-правовой, консультативной помощи, защиты и поддержки различных слоев населения. В связи с этим в структуре профессиональной компетентности специалиста социальной работы следует выделить социально-правовую компетенцию, включающую правовые знания, умения, навыки и профессионально-личностный потенциал специалиста.

    Рассматривая проблему формирования социально-правовой компетенциии будущих социальных работников в вузе, необходимо остановиться на самом содержании термина «социально-правовая компетенция». Социально-правовая компетенция специалиста социальной работы представляет собой совокупность качеств, отражающих степень квалификации, уровень правовых знаний, умений и навыков, готовности и способности, связанные с осуществлением комплекса мер по правовой поддержке и защите населения.

    Социально-правовая компетенция вбирает в себя все аспекты жизнедеятельности человека, которые обеспечивают приобретение опыта социально-правового взаимодействия. Уровень осознанности социальным работников и клиентом их социальных статусов во многом зависит не только от знания прав и обязанностей, но и от умения их реализовывать.

    Социально-правовая компетенция складывается из компонентов. Каждый компонент рассматривается в структуре реализации профессиональной деятельности социального работника в соответствии со спецификой норм права. Для их выявления изучены квалификационные характеристики и нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность социального работника, требования ГОС ВПО специальности «Социальная работа», а также проведены беседы со специалистами социальной работы, преподавателями вузов, занимающихся подготовкой и повышением квалификации социальных работников. На основе анализа полученных данных выявлены компоненты социально-правовой компетенции социального работника:

    Диагностико-прогностическая составляющая – использование совокупности диагностических методик с учетом прав и на основе уважения личного достоинства объекта профессиональной деятельности для прогнозирование динамики развития несовершеннолетних, их социальной среды воспитания и социально-педагогических перспектив развития личности.

    Организационно-управленческий компонент – организация, планирование и осуществление воспитательной и правовой подготовки участников процесса оказания помощи при тесном взаимодействии со специалистами различных организаций и служб.

    Превентивная составляющая – предупреждение социальных проблем в соответствии с правовыми нормами и правилами поведения, социальных отклонений или удержание их на социально терпимом уровне, посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин, соблюдая нормативно-правовые документы.

    Правовоспитательный компонент – реализация в практической деятельности правового воспитания и просвещения подопечных, правовое информирование субъектов и объектов социальной деятельности в процессе выполнения профессиональных задач.

    Консультативная составляющая – оказание социально-правовой помощи нуждающимся.

    Правозащитная составляющая – защита прав личности; обеспечение информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки; содействие в реализации правовых гарантий различным категориям населения; правовое воспитание по жилищным, семейным, трудовым, гражданским и другим вопросам; оказание посреднических услуг клинтам в социально-правовых вопросах.

    В зависимости от характера профессиональной деятельности социального работника по должностному назначению, месту работы, содержание компонентов социально-правовой компетенции приобретает специальное наполнение.

    На наш взгляд, особую значимость в настоящее время приобретает консультативная составляющая социально-правовой компетенции специалиста социальной работы.

    Социальное неблагополучие большинства населения на современном этапе, характеризующееся резким имущественным расслоением общества, безработицей, неудовлетворенностью материальным положением и т.д. усугубляется еще и низким уровнем правовой культуры и правовой грамотности как рядовых граждан, так и должностных лиц. Тем временем проблема реализации своих прав и возможностей напрямую зависит от знания и умения ориентироваться в законодательной базе. Правовая грамотность населения становится важным инструментом для реализации своих законных прав и интересов. Однако даже поверхностный анализ обращений граждан в юридические консультации показывает, что люди лишены самых элементарных понятий и познаний в области права. Поэтому они вынуждены платить немалые деньги за то, чтобы юрист объяснил им их права, а точнее обязанности государства перед ними. Фактически, люди платят за возможность приобщиться к праву. Тем не менее, и верховенство права, и приоритет прав человека не просто свойства, качества правового государства, но, в конечном счете, – его цель, которой подчинены все иные его характеристики. Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства.

    Для преодоления сложившейся ситуации помимо улучшения социально-экономических условий, развития социальной инфраструктуры необходима четкая проработка правовых механизмов обеспечения гарантий социальных прав человека и гражданина. Таковыми должны быть нормы особой отрасли права - социального права. Социальное право представляет собой совокупность норм, посредством которых государство проводит свою социальную политику по социальной защите населения. Оно тесно связано с другими отраслями права РФ, а именно – с конституционным, гражданским, административным, финансовым и уголовным правом и включает в себя трудовое, жилищное, семейное право, право социального обеспечения; страховое, пенсионное законодательство.

    Таким образом, назревшее противоречие между необходимостью реализации гражданами их социальных прав, интересов, потребностей и в то же время отсутствием доступных для большинства населения способов и механизмов их реализации и защиты явилось предпосылкой развития в нашем обществе социально-правовой деятельности, понимаемой как деятельность субъектов по преобразованию социально-правовой ситуации, процесса, явления в соответствии с целями и задачами реализации прав каждой личности в социуме.

    Г.Ф. Садрисламов субъектом социально-правовой деятельности видит социального юриста (специальность, выделенная Всероссийской квалификационной комиссией при Всероссийской ассоциации социальных работников и социальных педагогов, однако, не отраженная в государственном реестре специальностей социальной сферы), включив в перечень его должностных обязанностей помимо социально-правовой работы в социуме, установления причин социального неблагополучия, сбора статистической информации по микрорайону, осуществление патронажа, участия в работе по созданию объектов социальной сферы и т.д. также и проведение юридических консультаций. Таким образом, социально-правовое консультирование рассматривается как одно из направлений социально-правовой деятельности.

    Социально-правовое консультирование как профессиональная деятельность является относительно новой областью социально-правовой практики. Оно возникло в ответ на потребности людей в защите и реализации своих законных прав и интересов. Поэтому объектом социально-правового консультирования являются, прежде всего, представители социально уязвимых категорий населения с низкой правовой осведомленностью и, следовательно, испытывающие трудности в реализации своих прав.

    Исходя из анализа научной литературы, а также отечественного и зарубежного опыта деятельности правозащитных организаций и движений можно выделить основные характеристики социально-правового консультирования. Предметом социально-правового консультирования являются проблемные ситуации социально-правового характера, которые невозможно решить только юридическими, или только социальными способами.

    С процессуальной стороны социально-правовое консультирование, на наш взгляд, можно охарактеризовать как специально организованное взаимодействие консультанта и клиента, направленное на разъяснение последнему его социальных прав и гарантий, а также способов и механизмов их реализации и защиты; а при необходимости оказание непосредственной помощи в решении сложившейся проблемной ситуации. При этом под взаимодействием понимается процесс взаимного влияния участников друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи.

    Цель данного вида консультирования – оказание квалифицированной социально-правовой помощи по решению проблемной ситуации клиента.

    Задачи социально-правового консультирования:

    · повышение уровня информированности клиентов об их правах;

    · оказание помощи во всестороннем анализе сложившейся проблемной ситуации;

    · выработка альтернативных путей решения проблемы;

    · оказание справочно-информационной помощи о системе государственных и общественных структур, которые могут содействовать решению проблемы;

    · разъяснение и толкование нормативно-правовых документов;

    · оказание помощи в составлении и написании заявлений, жалоб, обращений;

    · осуществление посредничества между клиентом и различными учреждениями, организациями, специалистами;

    · представительство интересов клиента в суде или перед третьей стороной в качестве общественного защитника.

    Проведение социально-правового консультирования предполагает соблюдение следующих основополагающих принципов.

    Целесообразность и целеустремленность. Любая консультация должна преследовать конкретную цель, решать строго определенную задачу.

    Добровольность и ненавязчивость. Консультация – это добровольные отношения между специалистом и клиентом, нуждающимся в помощи. Следовательно, консультируемый вправе в любое время отказаться от помощи консультанта.

    Грамотность и компетентность. Консультант должен обладать широкой эрудицией и быть компетентным в области обсуждаемой проблемы.

    Ориентация на нормы и ценности клиента. Индивидуальный подход к каждому клиенту.

    Знание и соблюдение всех социальных прав и гарантий, в том числе норм международного права в области прав человека. В таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная хартия закреплены основополагающие гражданско-правовые, социально-экономические права человека и гражданина, в том числе право на достоверную информацию и социально-правовую консультацию по интересующим вопросам. Ратификация данных документов Российской Федерацией накладывает на наше государство обязанность по соблюдению этих прав.

    Недопустимость решения проблемы за клиента. Задача консультанта - научить клиента использованию своих индивидуальных и социальных ресурсов для разрешения сложившейся проблемной ситуации.

    Разграничение личных и профессиональных отношений – важный показатель профессионализма консультанта.

    Сохранение конфиденциальности консультации. Вся информация, полученная от клиента, не подлежит разглашению, кроме как с согласия самого клиента.

    Проявление социально-правовой компетенции специалиста социальной работы во многом обусловлено наличием у него следующих групп профессионально важных качеств: социально-значимые (гуманистическая направленность личности, правовая культура, желание работать социальным педагогом, осознание важности этой работы и трудностей с ней связанных и др.); профессионально-интеллектуальные (заинтересованность и активность в профессионально-правовой подготовке и др.); профессионально-поведенческие (ответственность, самостоятельность, инициативность, смелость в отстаивании своих взглядов и др.); профессионально-личностного самосовершенствования (непримиримость к недостаткам в себе и других, способность к адекватной самооценке, культура самообразовательной деятельности и др.).

    Основываясь на исследование М.В. Горбушиной, мы выделили следующие уровни сформированности социально-правовой компетенции специалистов социальной работы: адаптивный (низкий), продуктивно-исполнительский (средний), креативный (высокий).

    Адаптивный уровень характеризуют: несформированные мотивы относительно будущей профессиональной деятельности, поверхностные знания в области права социального обеспечения, их фрагментарный характер и отсутствие готовности к их использованию в необходимых ситуациях, неспособность подбирать и анализировать нормативно-правовые документы, трудности в установлении и поддержании контакта с собеседником, неверная оценка проблемной ситуации, позиции клиента, недостаточный уровень развития организационно-коммуникативных способностей, нежелание понять партнера по общению, низкий уровень эмоциональных отношений, порой прагматический стиль деятельности, зависимые поведенческие реакции, неумение использовать полученные знания на практике, низкий уровень удовлетворенности и рефлексии собственной деятельности.

    Продуктивно-исполнительский уровень характеризуют: сформированности мотивов будущей профессиональной деятельности, узнавание, запоминание и воспроизведение учебного материала, в тоже время, стремление к познанию и недостаточно сформированные умения, способность достаточно быстро определить проблему и способы ее решения, ошибки при отборе и анализе нормативно-правовых актов, адекватная в целом, но требующая довольно много времени оценка проблемной ситуации и своих возможностей в ее решении, ошибки при оформлении документов, затруднения при изложении своей позиции, наличие хорошо развитых личностно-профессиональных качеств, имеющих значение относительно правовой компетентности.

    Креативный уровень характеризуется: устойчивостью, активностью мотивационного компонента, согласованностью и сработанностью в межгрупповом взаимодействии, а также способностями быстро определить проблему и способы ее решения, самостоятельно и оперативно проводить поиск и анализ нормативно-правовых актов, правильно оценивать свои возможности в предоставлении помощи клиенту, излагать доступно и ясно свою точку зрения, высоким коммуникативно-организаторским контролем, характеризующимся умением входить в любую роль, способностью гибко реагировать на изменение ситуации, творческой активностью, проявляющейся в рамках воспроизводящей деятельности с элементами поиска новых решений в стандартных ситуациях, компетентностными поведенческими реакциями в группе, осознанием ответственности за результаты своей деятельности.

    Формирование социально-правовой компетенции у будущих специалистов социальной работы начинается в вузе. Изучая цикл правовых дисциплин, студент неизбежно ставит перед собой вопросы. Каковы его права и обязанности по отношению к человеку и природе? Каковы его права и обязанности по отношению к обществу в целом и к другим людям, к клиенту и к самому себе? Есть ли предел этих прав, а если есть, то каков он? Что значит закон и его исполнение? Каковы профессиональные обязанности социального работника и законодательная база социальной работы? Как и на основании чего, он, как специалист, как социальный работник, может защитить права своих клиентов? Как закон защищает права и свободы человека? Может ли и должен ли закон предоставлять социальную защиту своим гражданам в той или иной ситуации? Как действует закон в государстве? Как определяется право каждого на судебную защиту? Какие законы нужны для защиты слабых и беззащитных перед жизненными обстоятельствами людей?

    В процессе поиска ответов на эти вопросы формируется система ценностей, для которой характерны признание самоценности человека и ценности закона, без которого немыслимо существование государства в целом и деятельность людей в частности, а также тех, кто призван по долгу своей службы защищать обездоленных. Законность и социальная справедливость – вот принцип социальной работы. Конечно, нельзя утверждать, что изучение только правовых дисциплин формирует и развивает многие важные профессиональные качества специалиста по социальной работе, но правовая подготовка социального работника дает ему средства и инструментарий для ведения успешной и эффективной профессиональной деятельности в области социальной сферы.

    составная часть социальной политики, легализация работы в социальной
    сфере через законодательные и нормативные докуметы; составляющая
    комплекса профессиональноориентированных дисциплин подготовки
    социальных работников. Под термином «правовые основы социальной
    работы» подразумеваются, прежде всего: ­ государственная политика
    Таджикистана относительно социальной работы и социальной защиты; ­
    особенности построения и функционирования системы социальноправовой
    защиты личности на разных уровнях; ­ сущность деятельности социального
    работника в сфере социальноправовой защиты личности; ­ методы
    социально­правовой защиты личности; ­ приоритетные направления защиты
    прав граждан, которые оказались в трудных жизненных обстоятельствах.
    Действующее законодательство Таджикистана раскрывает механизмы и
    формы защиты прав клиентов разных категорий (см.: права человека). В
    современной Конституции Таджикистана представлены личные,
    политические, социально­экономические, культурные и обязанности,
    которые тесно связаны с правами и свободами права. Эти права отражены в
    Законах РТ, как Закон республики Таджикистан «О социальном
    обслуживании» (5 января 2008 года), Семейный кодекс республики
    Таджикистан. Правовые основы социальной работы как учебный предмет
    имеет целью изучение: ­ правовое обеспечение деятельности социального
    работника в системе социально­правовой защиты личности; ­
    характеристики реализации государственной политики Таджикистана в
    отношении граждан, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах и
    нуждающихся в помощи социального работника; ­ выявления теоретико­
    методологической и организационнотехнологической основы социально­
    правовой защиты личности. В сфере права социальный работник должен
    знать: основы теории права, правового регулирования и правового
    воспитания личности в контексте социальной работы; международные
    Конвенции и отечественные законодательные акты в отношении прав
    ребенка. Социальный работник должен уметь: проводить анализ
    функционирования системы обеспечения прав детей, молодежи и семей с
    детьми на разных уровнях; использовать положения нормативных
    документов в сфере защиты прав клиентов; овладеть привычками
    организации социальноправовой деятельности в разных социальных
    институтах и разновидности юридических услуг – предоставление
    консультаций по вопросам действующего законодательства; оказывать
    помощь клиентам в оформлении необходимых юридических документов;
    предоставлять адвокатские услуги несовершеннолетним; защищать
    интересы детей и молодежи относительно их имущественных прав.
    Правовая компетентность социального работника ­ важнейшая

    интегративная характеристика личности (см. правовая компетентность
    социального работника).

    вопрос номер 16. Сущность социальной работы в России.
    С конца 80­х гг. в России происходят значительные политические,
    экономические и социальные изменения. Приходят в упадок прежние системы
    социального обеспечения, образования, здравоохранения и культуры,
    трансформируются все прежние формы жизнеустройства, распадается
    свойственная уходящему обществу система ценностей. В морально­
    психологическом плане содержанием подобных процессов являются атмосфера
    нетерпимости и конфронтации, неуважение к закону, рост преступности и
    насилия. Возможно, никогда прежде описанное Э. Дюркгеймом состояние
    аномии, т.е. безнормативности, кризиса морально­этических норм, крушения
    прежних ценностей, на смену которым еще не пришли новые, не проявлялось
    столь остро. Социальное развитие принимает деформированные формы,
    вытесняя если не большинство, то значительную часть населения из активной
    экономической жизни, превращая миллионы людей в бедняков, маргиналов. И
    теоретически, и практически преобразования систем такого масштаба,
    включающие экономику, политику, социальные отношения, менталитет
    общества, требуют вскрытия глубинных причин негативных явлений, научного
    анализа происходящих процессов, взвешенного определения способов и средств
    их преодоления.
    Поверхностный подход к возможным трансформациям, социально­
    политическое реагирование на уровне «здравого смысла», когда
    рассматривают только одну сторону проблемы, один аспект явления
    действительности, не принимая в расчет всей сложности их системных
    связей, зависимостей и опосредований, не моделируя прогнозов последствий
    того или иного вмешательства, к сожалению, неоднократно демонстрировали
    в лучшем случае - достижение (наряду с поставленной целью) также и
    нежелательных, побочных результатов, а в худшем случае - получение
    результатов, противоположных намеченной цели.
    Сложное сплетение различных сторон действительности обусловливает
    поликаузальность социальных проблем общества. Это, в свою очередь,
    предопределяет множественность социальных технологий и методик,
    которые­ призваны разрешать эти проблемы. Характер и состояние
    различных параметров социальной сферы, уровень ее развития зависят от

    многих обстоятельств, и попытка редуцировать все к немногим избранным
    факторам, «удобным» по той или иной причине, может привести к
    серьезным просчетам при разработке и реализации социальных программ.
    Среди упомянутых обстоятельств следует отметить:
    состояние производительных сил, их потенциальную и актуальную
    наукоемкость, способность воспринять и использовать достижения научно­
    технологической революции;
    социально­экономическую модель общества;
    социальную стратификацию общества и уровень реализации интересов
    различных групп в политической структуре;
    зрелость духовной культуры общества.
    Механизмом, при посредстве которого должны осуществляться в основном
    изменения в обществе, является социальная политика государства,
    обусловливающая реализацию объективных возможностей экономического,
    политического и духовного потенциала общества.
    Опыт социальной политики, проводившейся при Советской власти, а также
    итог первых лет радикальных экономических реформ заставляют в
    настоящее время разрабатывать концепции социальной политики,
    решительно отвергающей «валовой» подход, оказание всеобщей,
    безадресной помощи. Причина этого - не только экономические трудности
    государства, неспособного обеспечивать «сплошную» социальную
    поддержку, но и изменение подхода к человеку в обществе, возрастание
    роли индивидуальной ответственности, инициативы. Приоритетными
    объектами социальной поддержки считаются малообеспеченные и социально
    уязвимые слои населения, которые столкнулись с реальной угрозой
    экономической и социальной деградации, - инвалиды, пенсионеры,
    многодетные семьи, безработные, беженцы и т.д. Социальные программы
    более конкретно ориентируются теперь на развитие самопомощи и
    самообеспеченности, конкретный учет специфики интересов и потребностей
    этих групп населения, личностный характер помощи. Такой подход получает
    правовое обеспечение в Российской Федерации и ее субъектах в виде

    федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и других
    нормативных актов.
    Одна из ведущих форм социально­политического, организационно­
    управленческого реагирования на сложившуюся кризисную ситуацию,
    инструмент осуществления социальной политики - профессиональная
    социальная работа. Содержанием ее можно считать оказание помощи людям,
    попавшим в сложную жизненную ситуацию, посредством определения их
    проблем, информационной, консультативной деятельности, прямой
    натуральной, финансовой, социально­бытовой помощи, педагогической и
    психологической поддержки, стимулирующей собственные силы
    нуждающихся, ориентирующей их на активное участие в разрешении
    собственных проблемных ситуаций.
    Сущность социальной работы - оказание помощи индивидам и различным
    группам в осуществлении ими социальных прав. Поскольку социальные
    права весьма многогранны и обеспечивают социальное функционирование
    личности, проблемы, которые стремится разрешить социальная работа,
    весьма обширны и разнообразны; более того, в конкретной социальной
    ситуации пересекаются различные виды и типы социальных проблем.
    Прежде всего объектом социальной работы являются не только отдельные
    лица, но и их группы - семьи, трудовые и соседские коллективы,
    молодежные или профессиональные группы, объединения лиц,
    испытывающих сходные трудности. Поэтому каждое действие социального
    работника, каждая применяемая им технология или методика обязательно
    должны сочетать индивидуальные и групповые методы: разрешение проблем
    отношений детей и родителей или межсупружеских отношений,
    коммуникативных трудностей сотрудников какого­либо предприятия,
    межличностных или межгрупповых конфликтов невозможно без изменения
    личности людей, вовлеченных в конфликт. Личностные изменения тех, кто
    обратился за помощью, также невозможны без переструктурирования
    социальных связей их ближайшего социального окружения.
    В связи с этим анализ проблем социальной работы на первом этапе выявляет
    их личностные, групповые, семейные и т.п. основания. В принципе пирамида
    причинно­следственных связей и опосредований может включать в себя все

    уровни - от индивида до общечеловеческого или планетарного масштаба
    (неоспоримо, например, что одной из причин голода и бедности являются
    глобальные климатические причины, ограниченность природных ресурсов),
    однако, учитывая это, социальный работник при анализе положения клиента,
    выборе конкретных технологий помощи ему должен рассматривать в первую
    очередь проблемы и причины оперативного характера, на которые он в
    состоянии воздействовать и которые способны стабилизировать или
    улучшить социальную ситуацию клиента.
    Многое в социальной работе зависит от типа общества и характера
    осуществления власти. Социальная работа, по определению, свойственна
    демократическому обществу и социальному государству. Однако ни
    демократия, ни социальность не являются стабильными константами.
    Политическая декларация или даже юридическая фиксация
    демократических норм отнюдь не всегда совпадает с их реализацией.
    Чувствительность власти к потребностям и мнениям населения
    непосредственно влияет на социальную активность людей. Неудачные
    структуры власти, когда­то соответствующие потребностям времени, а
    потом безнадежно устаревшие, могут сделать неэффективной социальную
    политику, даже если ее предпосылки были вполне успешными. Наконец,
    личностный фактор во власти и управлении значительно влияет на
    содержание и формы деятельности соответствующих органов и учреждений,
    на восприятие этой деятельности со стороны населения.
    Важную роль в современной действительности играют социально­
    экологические проблемы, причем их значимость определяется не только
    негативными последствиями неконтролируемого, экстенсивного развития
    техногенных процессов - техногенными катастрофами, загрязнением
    природы и снижением стандартов окружающей среды. Масштабы даже
    повседневного, некатастрофического антропогенного воздействия на
    различные системы нашей планеты сегодня превышают способности Земли к
    самовосстановлению. Любой акт человеческой деятельности, даже если
    будет основан на современнейшей технологии, неизбежно влечет за собой
    тепловое загрязнение атмосферы. В то же время остановить техногенное
    воздействие человека на природу невозможно. Социально­экологическое
    содержание в той или иной мере присуще всем социальным технологиям и
    методикам, причем мера его выраженности зависит не только от конкретных

    условий их осуществления, но и от уровня развития общечеловеческой и
    экологической культуры людей.
    Серьезное значение для развертывания социальной политики имеет
    характер социально­экономических проблем, причем значение это
    многопланово. Во­первых, количество финансовых средств, которые
    общество и государство способны выделить для решения тех или иных
    социальных вопросов, зависит не в последнюю очередь от состояния
    экономики. Во­вторых, немалое количество проблем в обществе имеет
    природу, пограничную между чисто экономическими и чисто социальными.
    В­третьих, разрешение целого ряда экономических проблем в обществе
    невозможно без разрешения социальных проблем: трудность проведения
    реформ в России не в последнюю очередь объясняется тем, что большинство
    населения утратили в ходе этих реформ свой социальный и имущественный
    статус, т.е. их положение ухудшилось. Вместе с тем без роста
    образованности, физического и социального здоровья, социальной
    компетентности и политической грамотности населения невозможно
    развивать новые, высокотехнологичные виды деятельности, реализовывать
    многообещающие социальные технологии.
    Своеобразно значение в обществе проблем социальной стратификации. С
    одной стороны, все более парциальная система общества, учитывающая все
    более конкретные, частные, отдельные основания для выделения социальных
    слоев и групп, является атрибутом демократическою и социального
    развития. Только в такой системе появляется возможность презентации если
    не всех, то хотя бы максимального числа интересов и предпочтений.
    Общество находит возможность институциализации и признания взглядов
    меньшинства в рамках субкультуры, уже не стремясь подогнать всех
    индивидов под один ранжир. С другой стороны, социальная
    дифференциация, наделяющая одни группы общества богатством, властью и
    информацией и оттесняющая другую часть населения от этих важнейших
    источников социальных ресурсов не только на грань бедности, но иногда и за
    грань физиологического выживания (причем причины такой
    дифференциации ни объективно, ни субъективно не оправданы), не может
    служить залогом социальной стабильности. В современном обществе, с его
    преимущественно ненасильственными способами социального управления и
    регулирования, социальные различия могут существовать только на. основе

    общественного согласия, когда они признаются приемлемым большинством
    населения, Резкое упрощение социальной структуры, в которой маленькому
    слою (6-10% населения) сверхбогатых противостоит остальная масса -
    малоимущих, неимущих и бедных, - придает уязвимость социальной
    системе.
    Специфический комплекс социальных проблем составляют поведенческие
    проблемы. При анализе девиантного поведения индивидов или групп
    привычно выделяют категории алкоголиков, наркоманов, преступников,
    проституток и т.д. Но понятие девиации несколько шире. Чтобы определить
    отклонение, необходимо в первую очередь конкретизировать понятие нормы,
    того обшесоциального нравственно­поведенческого, ценностно­
    регулирующего ядра, от которого и «отклоняются» носители девиантного
    поведения. В процессе такого анализа выясняется, что проблема
    определения нормы чрезвычайно сложна, исторически изменчива и
    социально конкретна. Девиантное поведение (и социальный работник при
    анализе ситуации должен иметь это в виду) может быть либо проявлением
    асоциальности или даже антисоциальности, либо вариантом поискового,
    эвристического поведения, которое в недалеком будущем может стать
    нормой для большинства.
    По мере развития в мире информационной революции все большее значение
    приобретают социальные проблемы доступа к информации,
    коммуникационного обеспечения жизнедеятельности. Мнение о том, что
    информация - это власть, причем одна из самых эффективных, стало
    формироваться в начале XX в., с появлением технических средств массовой
    информации (СМИ). Теоретический анализ механизмов поведения толпы
    (проведенный Г. Лебоном) совпал с художественным осмыслением этого
    процесса1; в период, когда средствами массовой коммуникации были лишь
    грампластинки и весьма примитивное радио, проницательные мыслители уже
    предвидели огромное воздействие СМИ на массы и их огромную опасность,
    обусловленную возможностью манипулировать людьми.
    Оставив в стороне политические технологии, невозможные без
    использования СМИ, отметим, что в социальной сфере информационные
    процессы также имеют большое значение. Недаром масштабные (в рамках
    целых стран) социальные проекты, направленные на стабилизацию

    социально­экономической обстановки в некоторых государствах, известных
    прежде крайней нестабильностью, обязательно включали в себя
    выравнивание социального неравенства и обеспечение максимально
    широкого доступа к информации (как к ее получению, так и
    распространению собственных мнений и взглядов) максимально широких
    слоев населения. Доступ к информации и информационным технологиям,
    помимо всего прочего, – это как бы пропуск в XXI в., это тот рубеж, не
    преодолев который, нельзя надеяться на включение в современные,
    прогрессивные, инновационные процессы, на достижение высокого статуса в
    обществе будущего.
    Проблемы символизации и моделирования мира относятся к области
    социокультурного развития и на первый взгляд прямо не затрагивают сферу
    социальной работы. Однако в действительности это область осмысления
    мира, его ценностного анализа и освоения. Даже словесное оформление идей
    и образов может оказывать определенное влияние на самочувствие и
    деятельность человека (сравните термины ^увольнение с работы» и
    «высвобождение с работы»). Давая наименование какому­то явлению, мы
    тем самым наделяем его определенными представлениями, которые влияют
    на наше восприятие содержания. Длительные (и еще незавершенные) споры о
    названии профессии социальной работы подчеркивали в каждом
    предлагавшемся термине (соционом. социальный инженер, социальный
    работник и др.) различные стороны этой деятельности. Символизация мира
    заключается также в создании идеальных конструкций, чаще всего
    неписаных, но, тем не менее, активно влияющих на реальные процессы.
    Так, «мистическая сила закона» существует автономно от действующих
    кодексов и нормативных актов: она может сочетаться даже с «обычным
    правом» ранних государственных образований и может отсутствовать при
    самой виртуозно разработанной системе законодательства. «Образ
    личности» изменяется исторически и этнически, при этом наряду с
    множеством конкретных индивидов существует свойственное каждому
    времени и народу идеальное представление о том, что такое личность.
    Наконец, трудноформулируемая, но властная система ценностей, которая
    превращает совокупность индивидов в общество, причем общество
    определенного типа, и выделяет в этом обществе отдельные группы, члены
    которых разделяют приверженность к определенной системе ценностей,

    некоторым образом отличающейся от общей, - это тоже относится к миру
    символизации действительности. Заметим, что эта сфера деятельности
    характеризует разумную, интеллектуально­психическую сторону
    деятельности человека.

    Понятие социально-правовой деятельности

    Определение 1

    Социально-правовой деятельностью называют выполнение государственными институтами и должностными лицами конкретных функций, которые осуществляют правоприменительные практики в социальной среде, для благополучия всех участников.

    Данная деятельность реализуется в рамках государственного устройства и с участием государственных лиц. Она осуществляется представителями государственной правовой власти: полиция, суд, прокуратура. А также представителями социальных служб, такими как социальная защита, пенсионный фонд.

    Психология социально правовой деятельности относится к разновидности социальной психологии. Объектом данной психологии является исследование психологической характеристики правоприменительной деятельности в социальной среде. К правоприменительной деятельности относят судебную, правоохранительную, законотворческую и исполнительную практики.

    Правила и нормы деятельности

      Принцип чести

      Сюда входят требования и правила поведения, уровень профессионального соответствия, следование этическим правилам, ориентированным на интересы клиента.

      Кодекс содержит моральные понятия, существующие в психологической работе и во время решения конфликтов. Это помогает организовывать мероприятия и согласовывать их с поставленными задачами.

      Вся социально-правовая практическая деятельность имеет прикладной характер, она связана со всеми процессами жизнедеятельности клиента. При этом необходимо соблюдать уважительное отношение к человеку. Запрещается грубость, некорректное отношение. Важно выстроить доверительный контакт и доброжелательные отношения с каждым человеком.

      Сведения, полученные во время психологической работы нельзя использовать в собственных интересах, злоупотребляя должностным положением.

      Для психолога необходимо постоянно улучшать профессиональные качества, применять новейшие средства и методики для эффективной психологической работы.

      Социально-правовая деятельность включает в себя общие и специфические показатели. Специфические показатели содержат все индивидуальные характеристики психики профессионала: его свойства характера, жизненные приоритеты и индивидуальные качества для осуществления данной деятельности.

      Профессионализм

      Успех психолога базируется на профессиональной компетенции и творческом подходе к конкретным задачам. Это позволяет налаживать связи и в личных отношениях и в социальных группах.

      Замечание 1

      Важным моментом в работе психолога является его цель - это понимание возможных результатов в выполняемых задачах.

    Основой профессионализма психолога являются важнейшие ценности и практические действия, согласованные с профессиональной культурой и лучшими традициями современности. Подобная позиция формирует высокую продуктивность социально-правовой деятельности психологов.

    Этические принципы

    Сюда входят нравственные права и обязанности, связанные с особенностями социально-правовой деятельности психолога. Данные принципы служат психологу направляющим фактором для определения методов работы с клиентом, а также при возникновении конфликтов. Изучение правил этики включено в основную подготовку психологов.

    Нравственный кодекс следит за:

    • постановкой и решением задач, отвечающих этическим стандартам;
    • защитой правовых норм в обществе для всех категорий людей;
    • созданием авторитетного мнения о психологических службах среди населения.

    Принципами этического кодекса служат:

    • доступность;
    • ответственность;
    • этическая и юридическая правомочность;
    • квалифицированное внедрение психологии;
    • соблюдение интересов клиента.

    Замечание 2

    Вышеперечисленные принципы согласованы с международными стандартами психологов в социально-правовой сфере.

    • Соловьева Екатерина Сергеевна , бакалавр, студент
    • Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
    • НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
    • ОСУЖДЕННЫЕ
    • ЗАКЛЮЧЕННЫЕ
    • ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
    • КОНСТИТУЦИЯ

    При работе с осужденными существует очень много тонкостей и нюансов, необходимо соблюдать огромное количество правил и требований. В пенитенциарной социальной работе, так же как и в других ее разновидностях существует определенная нормативно-правовая основа, согласно которой должен проходить процесс оказания помощи заключенным.Социальный работник в пенитенциарном учреждении обязан руководствоваться всеми нормативно-правовыми актами, установленными в нашем государстве для безопасности клиента и своей безопасности в первую очередь.

    • Проблемные вопросы участия группы прокуроров в судебном разбирательстве
    • Вклад Макаренко А.С. в становлении пенитенциарной педагогики
    • Проблемы, допускаемые следователем при подготовке предъявления лица для опознания
    • Многопартийность как гарантия реализации конституционного принципа идеологического многообразия в Российской Федерации

    Социальная работа, как и любой другой вид деятельности, регламентируется и действует в соответствии с международными актами и законами Российской Федерации. Это необходимо для правомерного взаимодействия с клиентами. Каждый специалист социальной работы должен руководствоваться законодательной базой, устанавливающей определенные права и обязанности различных категорий граждан.

    В пенитенциарной социальной работе, так же как и в других ее разновидностях существует определенная нормативно-правовая основа. Согласно которой должен проходить процесс оказания помощи заключенным.

    В соответствии со статьей 15 части 4 Конституции Российской Федерации «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, есть составная часть ее правовой системы, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» .

    Среди обязательных международных договоров актов, регулирующих деятельность УИС можно выделить, например такие как, Всеобщая Декларация прав человека, Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными и Европейскую конвенцию по правам человека и другие. Эти документы были приняты для установления минимальных требований обращения по отношению к лицам находящимся в местах лишения свободы и для более эффективного исправительного процесса.

    Также данные документы содержат в себе:

    • правила гуманного и уважительного обращения с гражданами;
    • определяют значимость управленческой структуры;
    • инструкции по внедрению новейших методов в практику пенитенциарных учреждений.

    Руководствоваться актами обязаны все работники уголовно-исполнительной системы разных уровней.

    Помимо беспрекословных международных договоров существуют еще международные стандарты. Они не являются обязательными и применяются на усмотрение Правительства государства. Представляют собой свод принципов, норм и предложений, касающихся работы учреждений, исполняющих наказания. Главной целью преследуют охрану лиц, привлеченных к уголовной ответственности.

    Их можно классифицировать на:

    1. принятые ООН и ее рабочими органами;
    2. принятые региональными международными правительственными организациями;
    3. принятые международными неправительственными организациями.

    Внутри страны главным документом является Конституция, принятая в 1993 году. Именно ее положениями должны руководствоваться все сотрудники социальных служб на местах лишения свободы. На основании данного закона издаются и принимаются Федеральные и региональные законодательные акты, постановления Правительства и Президента, правовые документы в различных местностях.

    Конституция Российской Федерации определяет наше государство как социальное, в основу политики которого заложено обеспечение достойной жизни и развития граждан. А также в соответствии с этим берет на себя обязательства по охране труда и здоровья, развитию института социальной помощи, установлению гарантий, защите уязвимых слоев населения, в том числе и осужденных.

    Основной закон Российской Федерации устанавливает для осужденных ряд основополагающих прав. К ним относятся:

    1. личные (право на жизнь, неприкосновенность частной собственности и жилища, свободный выбор языка общения и вероисповедания, свобода совести и др. (ст.20-28);
    2. политические (свобода мысли, слова, получение информации (ст.29), право на объединение в общественные организации (ст.30), право на охрану достоинства личности (ст.21) и др.);
    3. социально-экономические (право на частную собственность и наследование, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, защиту материнства, детства и семьи, свободный труд и отдых, образование, свободу творчества и др. (ст.34-44).

    Общепринятыми законодательными актами, закрепляющими в себе права и порядок оказания социальных услуг всем категориям граждан, в том числе и лишенным свободы, являются Федеральные законы «О государственных пенсиях в Российской Федерации», «О занятости населения», «Об обязательном социальном страховании», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Об охране здоровья граждан».

    В соответствии со статьей 98 ФЗ «О социальном страховании в Российской Федерации» осужденным гарантируется обязательное социальное страхование, в случае их задействованности в трудовой деятельности. Это касается пенсий по болезни, потери кормильца, инвалидности. Обязательны к выплате пособия по беременности и родам, не в зависимости от привлеченности к труду.

    Закон от 19 апреля 1992 года «О занятости населения Российской Федерации» оговаривает, что лица, осужденные к лишению свободы, не могут быть признаны безработными, и получать пособия по безработице, но если они отбывают наказание не связанное с заключением под стражу, то пособия по безработице выплачиваются.

    Все граждане Российской Федерации имеют право на пенсию, если даже они находятся в ИУ. Пенсионные выплаты бывают трудовыми и социальными. Трудовые пенсии выплачиваются за выслугу лет, при потере кормильца, по возрасту и по инвалидности. Социальные назначаются, если лицо не имеет право на получение трудовой пенсии (инвалидам 1и 2 группы, по достижению 55 лет женщинам и 60 лет мужчинам без трудового стажа, инвалидам с детства и т.д.) в соответствии с Федеральным Законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

    Распоряжаться деньгами в свободном порядке также входит в права заключенных. Они могут совершать покупки в магазинах и печатных изданиях при учреждении и пересылать полученные финансы родственникам и лицам, находящимся на свободе. Из пенсий и пособий вычитаются расходы на обувь и одежду, возмещается ущерб нанесенный учреждению.

    Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» устанавливает принципы правового регулирования социального обслуживания. Также постанавливает, что к социальному обслуживанию населения относится оказание социально-бытовых, медицинских, педагогических, психологических, правовых услуг и поддержка людей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, вызванной материальным неблагополучием, стрессовой нестабильностью, форс-мажорными обстоятельствами. Он определяет основные направления деятельности социального работника в пенитенциарных учреждениях. В законе описываются полномочия субъектов работающих в сфере оказания социально значимых услуг.

    В соответствии со статьей 29 закона «Об охране здоровья граждан» лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы имеют полное право на охрану здоровья и оказание им бесплатной медицинской помощи. В случае утраты дееспособности по вине учреждения, осужденный имеет право обратится в суд для возмещения ущерба и получение необходимой медицинской помощи и лечения.

    Обязательным документом, регулирующим отношения в уголовно-исполнительной системе, является Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В нем определяются основные задачи учреждений уголовно-исполнительной системы. Закон гарантирует безопасность лицам, находящимся под стражей, достойное содержание, законность действий со стороны персонала ИУ, обеспечивает трудовую терапию, переподготовку, образовательную и профессиональную составляющие.

    В соответствии со статьями 6-8 указанного закона, Приказом Государственного управления исполнения наказаний Минюста Российской Федерации «Об утверждении типовых структур штатов подразделений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ» от 20 марта 2000 года были утверждены все структурные элементы во всех видах ИУ и изоляторах во время следствия, образован отдел социально-психологической работы с осужденными, включающий в себя специалистов по социальной работе.

    Кроме отдела социально-психологической работы в учреждения пенитенциарной системы была введена группа социальной защиты и учета трудового стажа. Впервые в истории уголовно-исполнительной системы была создана специальная, профессиональная группа социальной работы.

    Несомненно, значимым для социальной работы с заключенными является Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Все положения в данном документе соответствуют Конституции РФ и приняты на ее основе. Именно в нем отражены основные принципы охраны прав, свобод и интересов граждан находящихся в ИУ. Он закрепляет функции восстановления, сохранения и поддержания социально-полезных связей с внешним миром, деятельности социального работника.

    Статья 12 часть 2 Уголовно-исполнительного кодекса содержит в себе основные права осужденных. Они могут обращаться с заявлениями, предложениями, жалобами к администрации и в вышестоящие органы, суды, прокуратуру и т.д. Запрещается без согласия граждан проводить на них опыты и испытывать лекарственные и химические препараты. Все без исключения имеют право пользоваться услугами, предоставляемыми исправительным учреждением. Не допускается дискриминация и жестокое обращение.

    Статья под номером 13 обеспечивает безопасность нахождения в ИУ. Если возникает угроза или подозрение в причинении вреда, за осужденным остается право обратиться с заявлением в управляющие органы, для защиты и устранения дискомфорта.

    Помимо прав и свобод у осужденных имеется большое количество ограничений. Это связанно со спецификой данного вида наказания. В первую очередь также как и права ограничения прописываются в Конституции РФ. Заключенным запрещается свободно передвигаться и выбирать место жительства, выезжать за пределы РФ (ст.27), отсутствует право на личную неприкосновенность (ст.22), тайную переписку (ст.23).

    Среди ограничений в политических правах можно выделить: отсутствие права на создание политических, религиозных и профсоюзных объединений (ст.30); строго запрещается проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований (ст.31); осужденные лишены права активно и пассивно избирать, не могут участвовать в отправлении правосудия (ст.32).

    Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации конкретизирует и расширяет список ограничений для осужденных. Согласно кодексу, лица находящиеся в местах лишения свободы ограничиваются в праве защиты материнства и детства, им запрещается заниматься воспитанием детей, отказывается в предоставлении отсрочки отбывания наказания при совершении тяжких и особо тяжких преступлений (ст.177).

    Нормативно-правовой базой социального работника также являются ведомственные и локальные правовые источники. К ведомственным, например, можно отнести Правила приема благотворительной, гуманитарной помощи и Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций. Локальные назначаются начальниками учреждений для решения вопросов социальной работы.

    При работе с осужденными существует очень много тонкостей и нюансов, необходимо соблюдать огромное количество правил и требований. Социальный работник в пенитенциарном учреждении обязан руководствоваться всеми нормативно-правовыми актами, установленными в нашем государстве для безопасности клиента и своей безопасности в первую очередь. Еще раз следует подчеркнуть, что к ним относятся: Международные соглашения и договора; Конституция РФ; иные законодательные акты РФ; подзаконные акты; приказы Минюста РФ; нормативные акты Федеральной службы исполнения наказаний; локальные нормативно-правовые акты.

    Список литературы

    1. Конституция Российской Федерации. - М.: Астрель, 2012. С.35.
    2. Корнюшина, Р.В. Зарубежный опыт социальной работы /Р.В. Корнюшина. - Издательство Дальневосточного университета. 2004. / URL:http://www.studfiles.ru/preview/1098202/ (дата обращения: 14.05.17)
    3. Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью/ Сб. международных документов. Вып. 1. М.: Академия МВД СССР, 1989. С. 151
    4. Саблин, Д.А. Права человека: Учебное пособие /Д.А. Саблин. – Оренбург: ОГУ, 2004. URL:http://www.studfiles.ru/preview/1101285/ (дата обращения 05.05.17)
    5. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об основах обязательного социального страхования» URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165869;div=LAW;dst=100004,0;rnd=0.11685091769322753 (дата обращения: 12.05.17)
    6. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 22.12.2014) «О занятости населения в Российской Федерации» URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165863;div=LAW;dst=100004,0;rnd=0.5073592006228864 (дата обращения: 12.03.17)
    7. Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (15 декабря 2001 г.) URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166036/ (дата обращения: 06.05.17)
    8. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165953/ (дата обращения 15.06.17)
    9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу 09.05.2017) URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=176374;div=LAW;dst=100004,0;rnd=0.004744407255202532 (дата обращения: 06.06.17) Ст. 29
    10. Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями и дополнениями) URL: http://base.garant.ru/1305321/#ixzz3cxXHNOtJ(дата обращения: 04.06.17)
    11. Приказ от 30 декабря 2005 г. № 262 «Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» (в ред. Приказа Минюста России от 28 января 2008 г. № 13) URL:http://fsin.ucoz.ru/forum/10-327-1 (дата обращения: 05.06.17)
    12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2015) URL:http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ (дата обращения: 04.06.17). Ст.12.ч.2.
    13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2015) URL:http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ (дата обращения: 04.06.17). Ст.13.
    14. Саблин, Д.А. Права человека: Учебное пособие /Д.А. Саблин. – Оренбург: ОГУ, 2004. URL:http://www.studfiles.ru/preview/1101285/ (дата обращения 05.06.17)
    15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2015) URL:http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ (дата обращения: 14.06.17). Ст.177.
    16. Никитина, Т. Н. Проблемные вопросы нормативно-правового регулирования в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, выявленные в ходе мониторинга правоприменения / Т.Н. Никитина // Преступление и наказание, 2015 №1. С. 215