Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Применение спецсигналов. Применение спецсигналов (специальных сигналов) Применение спец сигналов в пдд комментарии

    Применение спецсигналов. Применение спецсигналов (специальных сигналов) Применение спец сигналов в пдд комментарии

    3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8 — 18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.

    Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

    Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, в случаях, установленных настоящим пунктом. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.

    На транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета.

    Водители автомобилей оперативных служб, выполняющие неотложное служебное задание, с включенным проблесковым маячком синего цвета могут двигаться в любом направлении независимо от сигналов светофоров, указаний дорожных знаков и разметки. Для них обязательны только сигналы регулировщика.

    К оперативным службам, на ТС которых могут быть установлены проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал относятся скорая медицинская служба, противопожарная служба, полиция, Военная автоинспекция, службы специальных перевозок Банка России и Гохрана России, служба спецсвязи Минсвязи России, прокуратура, Главное управление исполнения наказаний Минюста России и аварийно-спасательные службы.

    3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

    При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).

    Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.

    Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).

    Синий маячок совместно со специальным звуковым сигналом дает преимущество в движении, но использовать его можно только убедившись, что их видят и уступают им дорогу. Вместе с синим маячком, но не вместо него, может быть включен и красный.

    Кроме самих автомобилей с включенными маячками и сиреной преимуществом пользуются сопровождаемые ими транспортные средства.

    Запрещается обгонять ТС со специальной окраской, если на них включен синий маячок и специальный звуковой сигнал, а так же сопровождаемый ими транспорт. См. термин « ».

    3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.

    Е сли машина с синим маячком стоит на месте (в дополнение сожжет быть включен красный маячок), то снижаем скорость, чтобы в случае необходимости остановиться. Так обычно предупреждают водителей о возникшей впереди опасности.

    3.4. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях:

    • выполнение работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;
    • перевозка крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
    • сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы;
    • сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования;
    • организованная перевозка группы детей.

    Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.

    Маячками желтого или оранжевого цвета оборудованы уборочные машины, бензовозы, машины инкассации, эвакуаторы и др. Такие маячки не дают преимущества в движении, так как их назначение – привлечь внимание. Это возможность на достаточном расстоянии обнаружить транспортное средство, представляющее опасность для окружающих, и принять соответствующие меры.

    3.5. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств могут отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков 2.2, 2.4 — 2.6, 3.11 — 3.14, 3.17.2, 3.20) и дорожной разметки, а также пунктов 9.4 — 9.8 и 16.1 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

    Водители транспортных средств при перевозке крупногабаритных грузов, а также при осуществлении сопровождения транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета могут отступать от требований дорожной разметки при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

    3.6. Водители транспортных средств организаций федеральной почтовой связи и транспортных средств, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы, могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства. Проблесковый маячок бело-лунного цвета не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания сотрудников полиции и иных лиц.

    3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8 — 18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.

    Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

    Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, в случаях, установленных настоящим пунктом. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.

    На транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета.

    3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

    При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).

    Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.

    Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).

    (п. 3.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

    3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.

    3.4. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке и транспортировке поврежденных, неисправных, а также иных транспортных средств в предусмотренных законом случаях, на транспортных средствах, участвующих в дорожном движении, габариты которых превышают нормы, установленные пунктом 23.5 настоящих Правил, а также на транспортных средствах, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные грузы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой степени опасности, и в случаях, установленных специальными правилами, — на транспортных средствах, сопровождающих такие перевозки. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.

    (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767)

    3.5. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог могут отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков 2.2, 2.4 — 2.6, 3.11 — 3.14, 3.17.2, 3.20) и дорожной разметки, а также пунктов 9.4 — 9.8 и 16.1 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности движения.

    Водители транспортных средств, участвующих в дорожном движении, габариты которых превышают нормы, установленные пунктом 23.5 настоящих Правил, транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, и транспортных средств, сопровождающих такие перевозки, с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета могут отступать от требований дорожной разметки при условии обеспечения безопасности движения.

    (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

    3.6. Водители транспортных средств организаций федеральной почтовой связи и транспортных средств, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы, могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства. Проблесковый маячок бело-лунного цвета не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания сотрудников милиции и иных лиц.

    За безопасное движение пожарного автомобиля ответственность несет водитель. Он обязан точно выполнять действующие «Правила дорожного движения». При следовании на пожар (аварию или другие оперативные работы) водитель автомобиля, имеющего специальную окраску, оборудованного специальными звуковым и световым сигналами, при условии обеспечения безопасности движения может при необходимости допускать определенные отклонения от действующих правил движения:

    a) Двигаться со скоростью обеспечивающей своевременное выполнение задания, но не представляющей опасности для окружающих;

    b) Продолжать движение при любом сигнале светофора, убедившись, что другие водители уступают ему дорогу, и при условии, что жесты милиционера, регулирующего движение, не обязывают его остановиться;

    c) Проезжать (поворачивать, останавливать автомобиль и т. п.) в местах выполнения оперативных работ независимо от установленных знаков, указателей и линий безопасности (за исключением проезда в направлении противоположном движению).

    Запрещается пользоваться специальным звуковым сигналом при следовании автомобиля не на оперативное задание.

    3.1. Водители транспортных средств оперативных и специальных служб с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика), 8-18 Правил, приложений 1 и 2 к Правилам при условии обеспечения безопасности движения.

    Дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен маячок красного цвета.

    Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

    Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами оперативных и специальных служб в случаях, установленных настоящим пунктом Правил.

    3.2. При приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда этих и сопровождаемых ими других транспортных средств, на которых должен быть включен ближний свет фар.

    3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего, цвета водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.

    3.4. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком оранжевого или желтого цвета при выполнении строительных, ремонтных или уборочных работ на дороге могут отступать от требований дорожных знаков и разметки, а также пунктов 9.4-9.8 и 16.1 Правил при условии обеспечения безопасности движения. Другие водители не должны препятствовать их работе.

    Проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.

    Вообще-то, сигналами оповещения оснащены все транспортные средства. Водитель любого автомобиля может привлечь внимание других участников движения и светом и звуком.

    Светом – включив аварийную световую сигнализацию или мигая фарами.

    Звуком – нажав на кнопку звукового сигнала.

    Но это всё обычные сигналы, так сказать, традиционные.

    Вместе с нами, простыми смертными, по дорогам общего пользования перемещаются также водители и пассажиры автомобилей оперативных служб, выполняя различные служебные задания. Такие автомобили оснащены специальными световыми и звуковыми сигналами и применяют их при выполнении неотложного служебного задания .

    Специальный световой сигнал – это проблесковый маячок.

    Специальный звуковой сигнал – это сирена.

    А теперь вспомните, пожалуйста, какого цвета проблесковый маячок на машине «Скорой помощи»? А на машине «Пожарной охраны»?

    Что касается «Скорой помощи», то здесь мои ученики на занятиях в автошколе, как правило, единодушны во мнении. Почти все считают, что на «Скорой помощи» проблесковый маячок синего цвета. Однако, что касается «Пожарной охраны», то здесь мнения могут и разделиться. Половина или даже большая часть утверждают, что красного .

    Так вот, и там и там проблесковые маячки синего цвета .

    И вообще давайте запомним следующее:

    Если транспортное средство оснащено

    Проблесковыми маячками, и они включены,

    и хотя бы один их них – синего цвета,

    это транспортное средство в настоящий момент

    Выполняет неотложное служебное задание

    и может отступать от требования Правил.

    Конечно же, все мы должны уступать дорогу таким транспортным средствам. При этом не следует шарахаться, вылетать на встречку или останавливаться на обочине. Вы же знаете: «уступить дорогу» – это не обязательно остановиться. Просто освободите полосу, по которой Вас догоняет автомобиль с включенным проблесковым маячком синего цвета.

    И не спрашивайте меня, как это сделать, если по соседней полосе плотно друг за другом идут машины. Сейчас не до деликатности – включайте указатели поворота и перестраивайтесь – настойчиво, но безопасно! (То есть, контролируя события в зеркало заднего вида и убеждаясь в том, что другие водители с пониманием относятся к Вашему вынужденному манёвру).

    Правда, строго по Правилам уступать дорогу таким транспортным средствам водители обязаны только в том случае, если одновременно включены и проблесковый маячок синего цвета , и сирена.

    Поэтому, чтобы Вы не «проморгали» Его приближение и начали перестраиваться заблаговременно, Он ещё издалека к проблесковому маячку добавит сирену.


    В боковом зеркале водителю видно, что за ним следует автомобиль с включённым проблесковым маячком синего цвета. Но сирена не включена. Что сейчас, строго по Правилам, обязан сделать водитель?

    1. Обязан незамедлительно перестроиться на соседнюю полосу.

    2. Может продолжить движение в том же порядке.

    А если едущий сзади к проблесковому маячку добавит сирену?

    1. Тогда водитель обязан увеличить скорость.

    2 . Тогда водитель обязан незамедлительно перестроиться на соседнюю полосу.

    А что делать, если наоборот Вы догнали такое транспортное средство, например, автомобиль инспектора ГИБДД?

    Правила. Раздел 3. Пункт 3.2. Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесённые на наружной поверхности специальные цветографические схемы с включённым проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.

    Как видим, здесь ничего не сказано про опережение. Запрещён только обгон. И, следовательно, если дело происходит на многополосной дороге, можете смело опережать Его (естественно, не нарушая установленного скоростного режима).

    Теперь, что касается обгона. Обратите внимание! Правила запрещают обгон только тех транспортных средств, у которых, помимо включённой мигалки и включённой сирены, есть ещё одно отличительное свойство – на поверхностях нанесены специальные цветографические схемы.

    То есть, по Правилам, уступать дорогу мы обязаны и этим…

    … и этим.

    А вот обгонять запрещено только этих (если у них работает проблесковый маячок синего цвета и одновременно включена сирена).

    С тем, что такое «специальные цветографические схемы», и какие они вообще бывают, можно познакомиться, если в поисковой строке любого браузера набрать именно эти три знаковых слова:

    “специальные цветографические схемы”.

    Отдельного разговора заслуживает разъезд с таким транспортным средством на перекрёстке.

    Для того чтобы проехать на красный сигнал светофора Ему достаточно включить проблесковый маячок синего цвета.

    Опять-таки одного проблескового маячка синего цвета достаточно для того, чтобы Он имел право проехать перекрёсток в любом направлении (невзирая на требования знаков или разметки).

    Но при этом надо же обеспечить и надлежащую безопасность. Если «пустой» перекрёсток можно проехать и «молча», то при наличии движения на перекрёстке без сирены никак не обойтись. Более того, даже включив и маячок, и сирену, водитель «Скорой помощи» будет проезжать перекрёсток с осторожностью, постоянно контролируя, все ли уступают ему дорогу. Тем более что именно так это и прописано в Правилах.

    Правила. Раздел 3, пункт 3.1. Водители транспортных средств с включённым проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8 -18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

    Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу.

    По сути, это требование Правил означает следующее – если у транспортного средства включён проблесковый маячок синего цвета, то:

    – водитель этого транспортного средства может игнорировать действие светофоров, знаков и разметки;

    – может двигаться по тротуарам и по встречке;

    – может где угодно останавливаться, стоять, разворачиваться и двигаться задним ходом;

    – может двигаться с любой скоростью (в том числе во дворах и в жилых зонах).

    При этом все остальные обязаны уступать Ему дорогу, но только в случае, если вместе с мигалкой включена ещё и сирена . Более того, воспользоваться приоритетом Он может, только убедившись, что все остальные действительно и видят, и слышат Его , и действительно уступают Ему дорогу.

    Несколько иначе будут развиваться события в случае с регулировщиком.

    Из приведённого выше пункта 3.1 Правил следует, что в случае, если на перекрёстке есть регулировщик, тогда и любой спецавтомобиль (какой бы у него не был проблесковый маячок) обязан подчиняться сигналам регулировщика. По Правилам регулировщик – главное лицо на дороге для любого водителя (даже для водителя президента).

    В этой ситуации (в отсутствии регулировщика) водитель синего джипа обязан уступить дорогу Скорой помощи, невзирая на сигналы светофора, поскольку у Скорой помощи включены и проблесковый маячок, и сирена.

    А вот сейчас, водитель Скорой помощи обязан остановиться, а водитель синего джипа может первым проехать перекрёсток.

    (Забегая вперёд, сообщаю вам, что такой сигнал регулировщика запрещает движение Скорой помощи, а водителю синего джипа разрешено движение прямо или направо).

    Другое дело, что такого просто не может быть!

    Как только регулировщик услышит приближающуюся сирену, он немедленно остановит всё движение на перекрёстке (для этого ему достаточно поднять правую руку вверх).

    После чего «Скорая помощь», спешащая к больному (или «Пожарная охрана», спешащая на пожар, или автомобиль ДПС вместе с сопровождаемой организованной транспортной колонной) беспрепятственно проедут перекрёсток в нужном им направлении.

    Отдельного разговора заслуживает следующая ситуация.

    Представьте, Вы двигаетесь по дороге и видите впереди не едущее, но стоящее транспортное средство с включенным проблесковым маячком синего цвета.

    Следует предположить, что, скорее всего, там что-то случилось. Возможно ДТП! Возможно даже, что на проезжей части находятся пострадавшие. Инспектор ГИБДД остановил свой автомобиль перед местом происшествия и включёнными маячками сообщает всем:

    «Снизить скорость и быть готовым в случае необходимости остановиться!»

    Но это может быть и просто стандартная проверка документов.

    Однако, в любом случае, если впереди стоит транспортное средство с включённым проблесковым маячком синего цвета, водители обязаны снижать скорость и быть готовыми в случае необходимости остановиться.

    Итак, у «Скорой помощи» и «Пожарной охраны» проблесковые маячки синего цвета, а вот автомобиль инспектора ГИБДД может быть оснащён двумя проблесковыми маячками – синего и красного цветов. Это делается для того, чтобы по этому признаку водители могли отличать его от других автомобилей оперативных служб.

    Кроме этого существуют ещё транспортные средства, оснащённые проблесковыми маячками желтого или оранжевого цветов. Эти транспортные средства также могут отступать от требования Правил, но с соблюдением всех мер предосторожности, поскольку маячки желтого или оранжевого цвета не дают преимущества в движении.

    Вы наверняка встречали такие машины. Это те, кто чистят дорогу, ремонтируют покрытие, чинят электричество, доставляют топливо на АЗС и т.д. Сирен у них никаких нет, а проблесковый маячок нужен исключительно для того, чтобы Вы смогли своевременно его увидеть и сказать себе: «Водителю этого транспортного средства сейчас трудней, чем мне. Ему нужно и за безопасностью следить и работу выполнять. Поэтому, разъезжаясь с ним, я буду особенно внимательным и аккуратным».

    Завершая разговор о спецсигналах, осталось только лишь сказать несколько слов о маячке бело-лунного цвета. Такими маячками оснащаются инкассаторские автомобили и другие автомобили, перевозящие ценные грузы. У них, кстати, есть ещё и сирена.

    Проблесковый маячок бело-лунного не даёт преимущества в движении, он нужен экипажу как сигнал бедствия или тревоги – его включают вместе с сиреной при нападении.

    Утверждение о том, что акустическая установка "vip-сигнал" по своим параметрам относится к категории специальных сигналов неверно. В отношении соответствия "vip-сигнала" ГОСТу Р50574.

    С 1 января 2004 года действует новый ГОСТ Р50574-2002 "Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы, устанавливаемые на автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб", требования которого являются обязательными.

    Стандарт ГОСТа устанавливает общие технические требования к специальным звуковым сигналам и распространяется на транспортные средства министерств, ведомств и организаций, на которые при отсутствии цветографических схем могут устанавливаться специальные световые и звуковые сигналы. Перечень таких организаций утвержден Правительством РФ и согласно ему не допускается использование цветографических схем, специальных световых и звуковых сигналов на транспортных средствах, не относящихся к оперативным службам.

    Требования стандарта направлены на выделение и идентификацию транспортных средств оперативных служб в транспортном потоке для обеспечения безопасности дорожного движения при выполнении ими неотложных служебных заданий, а также на унификацию их цветового оформления.

    В стандарте дано такое определение специального звукового сигнала: устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов определенного спектрального состава; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве звукового сигнала, отличаясь от него спектральным составом издаваемых звуков, и устанавливается в/на транспортное средство дополнительно по специальному разрешению; при этом допускается установка излучателей звука специальных звуковых сигналов в подкапотном пространстве передней части транспортного средства, а уровень звукового давления сигнального устройства при подаче специального звукового сигнала не должен быть ниже:

    116 дБ(А) - при установке излучателя звука на крыше транспортного средства;

    122 дБ(А) - при установке излучателя звука в подкапотное пространство, причем, уровень звукового давления специального звукового сигнала измеряют на расстоянии 2 м от излучателя звука по оси, перпендикулярной плоскости его выходного отверстия.

    Также допускается подача одним звуковым сигнальным устройством нескольких специальных звуковых сигналов, отличающихся основными частотами, формой и продолжительностью изменения основных частот. Возможно применение специального звукового сигнала типа "кратковременная сирена" или "Air Horn".
    Устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов должны быть сертифицированы согласно правилам и процедурам, утвержденным Госстандартом России.

    Отсюда вывод: Основными критериями оценки звукового сигнала являются параметры тона и громкость звука. Спецсигналом согласно этому ГОСТу считается сигнал, меняющий свою тональность с некоторой частотой огибающей - частотой девиации, а звуковой сигнал акустической установки "vip-сигнал" производства ПК "Элина" - однотональный и не меняет свою частоту как сигнал сирены.

    Согласно ГОСТ Р 41.28-99 (Правила ЕЭК ООН №28) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения звуковых сигнальных приборов и автомобилей в отношении их звуковой сигнализации" звуковой сигнальный прибор, который может быть установлен на гражданский автомобиль, должен издавать непрерывный и монотонный звук с уровнем акустического давления не более 118 дБ. Акустическая установка "vip-сигнал" обеспечивает подачу однотонального звукового сигнала, максимальный уровень звукового давления которого 116 дБ (при этом установка громкоговорителя производится под капотом). Уровень 116 дБ говорит лишь о громкости звука, ведь автомобильный клаксон должен иметь достаточную громкость. "vip-сигнал" имеет сертификат N POCC RU.ME87H00008, который говорит о его соответствии именно указанному ГОСТу, а этот ГОСТ применяют к звуковым сигнальным приборам, работающим на постоянном или переменном токе или сжатом воздухе, которые предназначены для установки на автотранспортных средствах, а также к звуковой сигнализации автотранспортных средств.

    Таким образом, "vip-сигнал" по своим параметрам относится к категории автомобильных клаксонов. В паспорте акустической установки "vip-сигнал" ГО03.000РЭ указаны упомянутые характеристики, позволяющие идентифицировать "vip-сигнал" как соответствующий ГОСТу Р 41.28-99.

    Также в отношении спецсигналов издан целый ряд нормативных актов, а именно: Постановление Правительства РФ от 04.01.2000 г. №2, которым утвержден перечень оперативных служб, на транспортные средства которых разрешена установка специальных сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружных поверхностях этих средства, а также при отсутствии таких схем, и перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, на служебные легковые автомобили которых разрешена установка специальных сигналов.

    В соответствии с этим постановлением Приказом МВД от 10.03.2000г. №258 "О мерах по упорядочению установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков" утверждены Инструкция о порядке выдачи разрешений на установку специальных сигналов на транспортные средства, в которой, в частности, продекларирована необходимость обеспечить контроль за установкой и использованием специальных сигналов на транспортных средствах, а также демонтаж специальных сигналов, установленных на транспортных средствах органов внутренних дел, использующих их без соответствующего разрешения на их установку, и необходимость осуществить проведение мероприятий по выявлению транспортных средств, на которых установлены специальные сигналы без соответствующих разрешений.

    Постановление Правительства РФ от 23 января 2002 г. №35 "Об особых государственных регистрационных и специальных сигналах, используемых на транспортных средствах" обязало МВД РФ обеспечивать выдачу разрешений на установку специальных сигналов на транспортные средства; контроль за установкой и использованием специальных сигналов на транспортных средствах, а также проведение соответствующих профилактических мероприятий.

    Во всех этих нормативных актах дано такое определение специальных сигналов: проблесковые маячки синего или синего и красного цветов, специальные звуковые сигналы. Так как ни в одном нормативном документе не приведены конкретные параметры спецсигнала, обращаться нужно все к тому же ГОСТу Р50574-2002, а мы уже убедились, что "vip-сигнал", согласно этому ГОСТу не является спецсигналом.

    В отношении ответственности:

    П.2 ст. 12.4 Административного Кодекса предусматривает ответственность за установку на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов, использование при движении таких устройств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда с конфискацией указанных устройств или без таковой; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией указанных устройств или без таковой.

    Т.к. "vip-сигнал" не является специальным сигналом, его установка не требует специального разрешения, то наложение административной ответственности за его использование является неправомерным, и в случае изъятия такого сигнала сотрудниками ГИБДД вы имеете право отстаивать свои права в административном или судебном порядке.

    Статья 12.20. КоАП РФ за нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа в размере одной второй МРОТ.

    Правила дорожного движения (Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090): п. 19.10. Звуковые сигналы могут применяться только для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов и в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

    Статья 12.5. ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа в размере одной второй МРОТ.

    Статьей 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 года №196-ФЗ запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
    Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации. Согласно "Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств", утвержденному все тем же Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090:

    П. 7.18. устанавливает, что запрещена эксплуатация транспортного средства, если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

    Правила дорожного движения (Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090) предусматривает обязанность водителя перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации, которые утвержденны Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090. Согласно п. 3 этих Положений техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации. Пункт 11. запрещает эксплуатацию автомобилей, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, а также транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения специальными звуковыми сигналами, а выдачей разрешений на оборудование соответствующих транспортных средств специальными звуковыми сигналами производится в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации. Сведения об оборудовании транспортных средств специальными звуковыми сигналами должны быть занесены в регистрационные документы на транспортные средства.

    Статья 15.4. Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 года №196-ФЗ устанавливает, что после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации. Т.о. для строгого выполнения закона после установки "vip-сигнала" на автомобиль необходимо зарегистрировать это в ГИБДД.

    Однако соответствие транспортного средства предъявляемым к ним требованиям определяется в процессе прохождения технического осмотра. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ" устанавливает, что именно при государственном техническом осмотре осуществляется проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

    Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает меры наказания при ущемлении незаконными действиями прав гражданина на автомобиль и при управлении автомобилем:

    Статья 12.35. За применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

    Статья 12.36. За воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств, а именно применение к собственникам транспортных средств, водителям и другим участникам дорожного движения любых иных мер административного принуждения, за исключением прямо предусмотренных настоящим Кодексом, предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения и предметов административного правонарушения.