Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Принцип разделения властей. Характеристика ветвей власти

      Принцип разделения властей. Характеристика ветвей власти

    Единство власти – распространение власти на территории всей страны, есть юридическая и организованная система органов гос. Власти.

    Разделение властей – это организация разделенной на ветви государственной власти, где каждая из ветвей представлена самостоятельной системой органов с особыми источниками и процедурами формирования, принципами организации и деятельности и связанных системой взаимного контроля и взаимодействия органов государства как частей единой власти через механизм сдержек и противовесов. Разделение власти:

      Функциональное – наделение органов гос. Власти различными полномочиями и компетенцией.

      Политическое - предполагает создание системы издержек и противовесов для избежания произвола со стороны отдельных органов гос. Власти. (разделение властей)

    Так же выделяют: Виды разделения властей:

    1. Горизонтальное разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная власти.

    2. Вертикальное разделение властей - в федеративных государствах разделяются федеральная власть и власть субъектов федерации.

    Сист сдерж и проивовес-

    В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти.

    Монтескьё: выделял известные уже 3 ветви власти и описал их функционал.

    Дж. Локк: впервые заговорил о разделении властей.Он различал законодательную власть (Парламент), которой отдавал приоритет перед другими властям, считал ее высшей; исполнительную власть (Правительство), призванную действовать на основе законов, принятых парламентом и суды;

    Некоторые выделяют 5 ветвей вл.: зак, суд, исп, президентскую, контрольную.

    33. История становления гражданского общества. Природа и понятие гражданского общества.

    Гражд общество – качественная характеристика состояния чел общества

    Гражд общество – особое состояние общества харктер независимость от гос-ва и способность к саморегулиции.

    До 18 века – Гражданское общество и гос-во отождествлялись.(аристотель «гос-во есть достаточная для существования совокупность граждан т. е. не что иное как гр общество.

    С 18 по 19 века – становление идеи, теории ГО.

    Гегель: «ГО – совокупность людей, основанная на частной собственности»

    Маркс использовал на начальных этапах (работах) понятие ГО.

    Понятие «гражданское общество» в приближенном к современному нам виде появилось уже в XVII в., в частности в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, а затем получило свое развитие в XVIII в. в работах Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, В. фон Гумбольта и др. Они не отождествляли гражданское общество с существующим государством или реальными формами государственного правления.

    Восприятие концепции «государство – ночной сторож»

    20 век – переосмысление роли гос-ва

    Гражданское общество отражает определенную ступень развития человеческого общества и гос-ва.

    Гражданское общество – относительно независимая от государства часть человеческого общества.

    Признаки ГО:

      Наличие сферы отношений, прямо нерегулируемой гос-вом.

      Способность общества к самоуправлению и саморегуляции.

      Наличие реально функционирующей системы общественных объединений. Высокая правовая активность граждан.

    Основы ГО:

      Труд – возможность каждого свободно использовать свои способности к труду и любой не запрещенной законом деятельности и возможность должна быть реализована.

      Семья – исходная организационная ячейка ГО. Без семьи общество структурироваться не может.

      Собственность – 1)возможность иметь в частной собственности имущество. 2) наличие в обществе большого числа граждан – собственников.

    34. Структура гражданского общества. Гражданское общество и государство.

    Подсистемы как структурные элементы:

      Экономическая – совокупность производственных отношений, связанных со свободным использованием частного капитала.

      Социальная

      Духовная – совокупность Культурных и духовных отношений. Особенность: наличие независимости от гос-ва, идеалогий, выражается наличием Общественных организаций.

      Политическая – совокупность отношений, связанная с политическими партиями.

    Компоненты ГО:

      Регулятивный – правила поведения, нормы.

      Культурный – мораль, религия.

      Институциональный

      Коммуникативный

    Гражданское общество и гос-во.

    Существует несколько вариантов:

      Тоталитарный (ГО поглощено гос-вом)

      Либеральный (незначительная роль гос-ва, максимальная автономия гражданского общества, невмешательство гос-ва в экономику)

      Рациональный (относительная автономность ГО и разумное вмешательство гос-ва в жизнь ГО)

    Поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства. Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее источником в РФ является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций между различными государственными органами: законодательными, исполнительными и судебными.

    Конституционный принцип, в соот с которым "государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную" (ст. 10 Конституции РФ), предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти. В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений получила название системы "сдержек и противовесов" и в той или иной мере применяется в большинстве демократических государств.

    На федеральном уровне система разделения властей выглядит следующим образом: законодательная власть Федеральное Собрание РФ, исполнительная власть - Президент РФ (с вышеназванными оговорками), Правительство РФ, судебная власть - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ.

    На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно, с учётом положения ст. 71, 72 Конституции

    Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Дж. Локком и Ш. Монтескье , заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).

    Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и сдерживающей другие, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.


    Однако разделение властей не может быть абсолютным. Все ветви власти должны действовать скоординировано, добиваясь разрешения общих проблем. Их равновесие следует поддерживать специальными организационно-правовыми мерами (система «сдержек» и «противовесов»), которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. Они, гарантируя независимость одной власти от другой, устанавливают возможность их взаимного контроля.

    Законодательная власть формируется непосредственно народом и устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни. находится под контролем народа и специальных контролирующих органов (конституционный суд), с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. Обладая представительными, законодательными, контрольными и учредительными полномочиями, парламент направляет свою основную деятельность на: принятие законов; утверждение бюджета и контроль за его осуществлением; контроль за деятельностью правительства.

    Исполнительная власть в лице своих органов (прежде всего правительства) занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе и осуществляться в рамках закона. В то же время, выполняя свое назначение, исполнительная власть осуществляет и распорядительные функции путем принятия подзаконных актов и осуществления организаторских действий.

    Судебная власть , как особая разновидность государственной власти, представлена деятельностью специально уполномоченных на то судебных органов в лице судей, присяжных и арбитражных заседателей, осуществляющих правосудие и выполняющих функции, связанные с защитой и обеспечением интересов всех субъектов права.

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

    Факультет права

    Специальность/направление подготовки: юриспруденция

    Профиль: государственно-правовой

    Кафедра административно-правовых дисциплин

    Курсовая работа

    по дисциплине: « »

    на тему: « Принцип разделение властей: теория и реальность»

    Группы Юб-115

    Очной формы обучения

    Абрамова Юлия Михайловна

    Проверил : к.ю.н.

    Кабанова Оксана Викторовна

    Владимир, 2016 г.

    ВВЕДЕНИЕ. 3

    ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 6

    1.1. История возникновения и развития теории разделения властей. 6

    1.2.Сущность теории разделения властей. 9

    ГЛАВА 2.ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИИ.. 17

    2.2. Отражение принципа разделения властей в Конституции РФ.. 21

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

    СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 35

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность темы работы обусловлена тем, что разделение властей, являясь одним из основополагающих принципов демократического государства, в последние годы прочно вошло в российскую политическую действительность. Этот принцип стал одним из оснований функционирования российского конституционализма и складывания новой политической системы. Актуальность выбранной темы определяется большой ролью разделения властей в государственной, политико-правовой жизни Российской Федерации. Разделение властей проистекает из самой природы гражданского общества и правового государства и является их важнейшим функциональным проявлением.



    В любом государстве необходимо осуществлять три вида деятельности – принимать законы, исполнять их и наказывать нарушителей этих законов. Эффективно и компетентно будут выполнять эти функции государственные органы, специализированные только на одной из них, но с точки зрения сохранения демократии целесообразно разделить три этих направления государственной деятельности между тремя различными ветвями власти, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком или одним органом. Будучи относительно независимыми, эти три вида власти могут взаимно контролировать и уравновешивать друг друга. Для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти. В мире нет единого представления об идеологической, социально-политической важности и практической значимости данной теории. Нескончаемые споры идут вокруг вопросов, касающихся оптимального соотношения законодательной и исполнительной власти, а также места и роли судебных органов в этой системе.

    Степень разработанности темы работы. Различные аспекты рассматриваемой проблемы нашли отражение в работах С. А. Авакьяна, Г. В. Атаманчука, А. М. Барнашова, Г. В. Барабашева, С.В. Васильева, С. Э. Жилинского, Д. Л. Златопольского, Н. Г. Кобеца, О. Е. Кутафина, Б. М. Лазарева, Г. В. Мальцева, В. С. Нерсесянца, В.Д. Перевалова, С. В. Соловьевой, Б. А. Страшуна, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина, Н. В. Черноголовкина, В. Е. Чиркина, Т. М. Шамбы, Л. М. Энтина и др.

    Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти, направленной на реализацию в государственном механизме современного демократического государства принципа разделения властей, а также связанные с этим проблемы.

    Предметом работы является принцип разделения власти, его общеправовое наполнение, теоретическое содержание, конституционно-правовое оформление в современном российском праве.

    Целью данного принципа является обеспечение законности и устранения злоупотребления властью.

    Принцип разделения властей может реализовываться по - разному в государствах с различными формами правления. Наиболее полно и последовательно этот принцип реализуется в парламентских республиках, так как здесь законодательные права парламента ничем не ограничены, он занимает определяющее место в системе государственной власти, а правительство полностью подотчетно парламенту, и в унитарных государствах (как простых государствах).

    Данная работа представляет принцип разделения властей как неотъемлемый элемент демократического правового государства.

    Целью данной работы является исследование содержания принципа разделения властей, как важнейшего и основополагающего принципа правового государства, а также его практическая реализация.

    Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

    ¾ рассмотреть сущность трактовки понятия «власть»;

    ¾ изучить историю возникновения и развития теории разделения властей;

    ¾ рассмотреть содержание принципа разделения властей, его конституционное закрепление; выявить особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России.

    ¾ исследовать принципы, методы, функции каждой из ветвей власти.

    Структура курсовой работы следующая: введение, две главы, поделенных на параграфы, заключение, содержащее выводы по работе, список использованных нормативных правовых актов и учебной литературы.

    При выполнении данной работы был изучен ряд учебной и научной литературы, такой как "Конституционное право" С.А.Авакьяна С.В. Васильевой.; под редакцией И.Н.Зубова, А.С.Прудникова, Е.Н.Хазанова и др.

    ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

    В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

    Характеристики принципа разделения властей:

    1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную , исполнительную и судебную . В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют:

    во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;

    во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;

    в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.

    Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;

    2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;

    3) система сдержек и противовесов . Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:

    Право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;

    Право Президента РФ распускать Государственную Думу;

    Право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;

    4) единство государственной власти . Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.

    Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

    1) Президент РФ;

    2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

    3) Правительство РФ;

    4) суды Российской Федерации.

    В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.

    Отличительной особенностью разделения властей в российской системе государственной власти является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек и противовесов. Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти положения свидетельствуют о том, что Президент РФ занимает положение как бы «над» всеми тремя ветвями власти, координируя их деятельность и выступая в роли «всеобщего противовеса» в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент РФ фактически является главой исполнительной власти. Согласно ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (подзаконный характер деятельности Президента РФ говорит об исполнительной природе осуществляемых им функций). Кроме того, Президент РФ обладает обширными полномочиями по отношению к Правительству РФ: он вправе назначать и освобождать от должности министров, отправлять правительство в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет право издавать указы, содержащие нормы права. Статья 90 Конституции РФ требует, чтобы указы Президента РФ не противоречили Конституции РФ и федеральным законам. Однако федеральные законы приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона.

    Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник - общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы (таковыми, например, считались Советы народных депутатов СССР).

    Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) «ос-вобозедает» от борьбы с другими органами за объем властных полномочий и т.д. Этот принцип находил поддержку у видных мыслителей. Гегель, например, писал: «Государственная власть должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь».

    И все же сосредоточение всей полноты власти в одном органе чревато неустранимыми недостатками и пороками. Всевластные органы становятся совершенно бесконтрольными, они могут выйти и из-под контроля властвующего субъекта (первоисточника власти). При такой организации государственной власти открывается простор для установления и функционирования диктаторских и тиранических режимов.

    Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

    Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статута и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей, над разработкой которого трудились многие ученые, но осооая заслуга здесь принадлежит Ш. Монтескье.

    Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдер-жек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескье, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»

    Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.

    Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение-исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила - чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.

    Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он - ароитр в спорах о праве.

    Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизоежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каиедый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему - создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

    Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.

    Теория разделения властей является важным звеном в истории развития буржуазной политической мысли и конституционной практики. Ее главное требование, выдвинутое Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескье в период борьбы буржуазии с феодальным абсолютизмом, заключалось в том, что для «утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельною лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих «властей», являясь самостоятельной, независимой и взаимно сдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических правовых формах.

    Лозунг разделения властей получил свое воплощение и в конституционной практике буржуазных стран. Так, Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) считает идею разделения властей настолько существенной, что в статье 16 подчеркивает: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование нравами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Концепция разделения властей служила руководящим началом при составлении ряда буржуазных конституции и структурном оформлении государственного аппарата (например, Конституция США 1787 г., французские конституции 1791, 1795, 1848 гг., Конституция Норвегии 1814 г. и другие).

    Имея глубокие исторические корни, теория разделения властей как самостоятельная и цельная политическая доктрина сформировалась в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Основные постулаты «классическою» варианта этой доктрины были выдвинуты сначала Джоном Локком, а затем Шарлем Луи Монтескье как идеологами умеренных кругов буржуазии, стремившихся мирным путем получить доступ к государственной власти на основе компромисса с либеральным дворянством. Не случайно, что именно в Англии XVII в., где буржуазная революция носила умеренный и компромиссный характер, концепция разделения властей в трактовке известного английского философа Джона Локка смогла отразить потребности рождающегося буржуазного строя и поэтому стала популярной политической доктриной.

    Свои политические идеи Джон Локк (1632-1704) изложил в ряде работ, среди которых особенно выделяется «Второй трактат о государстве: О государственном правлении», изданный в 1690 г. через два года после так называемой «славной революции», т.е. политического переворота 1688 г., установившего в Англии конституционную монархию. В отличие от некоторых своих предшественников и современников (например, Дж. Мильтона, О. Сиднея, Дж. Гаррингтона и др.), чьи политические взгляды отражали потребности лишь отдельных групп восходящею класса, Дж Локк сумел возвыситься до теоретического выражения общеклассовых интересов буржуазии, осознание которых позволило ей объединить свои силы и одержать победу в борьбе с феодальным абсолютизмом, хотя бы и на основе компромисса с новым, обуржуазившимся дворянством.

    В целях обеспечения основных прав человека Дж. Локк считал необходимым ограничить политическую власть и ввести ее в определенные рамки. Одним из важнейших средств достижения этого, по мнению Локка, является разделение властей, способное предотвратить концентрацию всей полноты власти в руках одних и тех же людей, которые, обладая возможностью создавать законы, могут захотеть исполнять их к своей личной выгоде, в противоречии с общими интересами. Поэтому Локк предлагает отделить, исполнительную власть от законодательной и обязать самих законодателей подчиняться действию ими же установленных законов.

    Учитывая объективные потребности в разделении усложняющегося труда по управлению государством, Локк различает три власти: законодательную, исполнительную и федеративную (союзную). Такую классификацию он проводит в соответствии со спецификой осуществляемых ими функций-создание законов для общественного блага, их исполнение и ведение отношений с другими государствами Законодательная власть как выражение воли народа (имущих сословий) должна быть, по Локку, отделена от остальных властей и отдана в руки «многих лиц, надлежащим образом соединенных в собраниях», т.е. избираемому народом представительному органу-парламенту. Исполнительная и союзная власти хотя и являются, по словам Локка, различными по своему содержанию, однако эти власти трудно разделить между различными органами, поскольку их несогласованность могла бы повлечь за собой беспорядок или гибель общества. Исходя из этого, Локк вверяет обе эти власти одному лицу - монарху, которому должна принадлежать и так называемая «прерогатива», т.е. полномочия по охране «общего блага» в случаях, не терпящих промедления. Однако, подчеркивает Локк, монарх не должен злоупотреблять своей прерогативой, которая правомерна лишь постольку, поскольку используется в общих интересах. Судебную власть Локк не обозначает как отдельную, а считает ее составным элементом исполнительной власти, подчеркивая при этом, что в отправлении правосудия должен принимать участие народ.

    Посредством «правильной» организации государственной власти Локк стремился сконструировать сложный политический механизм, способный «уравновесить власть правительства, вложив отдельные части ее в «различные руки», а именно - разделить ее между парламентом и королем, т.е. в конечном счете между буржуазией и дворянством.