Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Ra Толерантность – это? Какие есть ее виды и как проявляются? Религиозная терпимость

    Ra Толерантность – это? Какие есть ее виды и как проявляются? Религиозная терпимость

    Сосуществование разных верований, культур в одном государстве при межконфессиональном и межэтническом понимании должно стать жизненным принципом сегодняшнего поколения молодых людей. Основным принципом для достижения межконфессионального и межэтнического понимания должно стать воспитание толерантности в молодёжной среде.

    Нетерпимость - проблема общечеловеческая, присущая многим обществам. В первую очередь нетерпимость проявляется в семье, в школе. Поэтому необходимо выявлять проявления нетерпимости на любом уровне с целью предотвращения трансформации нетерпимости в полыхающий конфликт.

    Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин «толерантность» стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления.

    Толерантность - уважение, правильное понимание многообразия культур мира. Толерантность - гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но политическое и правовое желание. Толерантность - прежде всего, активное отношение, которое формируется на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, уважения прав человека, она не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.

    Религиозная толерантность является основой обеспечения внутренней стабильности и интеграции общества. Религиозная толерантность - это толерантное отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждая религиозно-конфессиональная общность следует своим религиозным убеждениям и признает право других.

    Религия испокон веков была и остаётся фактором, объединяющим или раскалывающим общества. Религиозная нетерпимость даже в современных обществах становилась причиной братоубийственных войн и бедствий. Неприятие и нетерпимость к религиозным чувствам и ценностям иноверцев приводили к кровопролитным войнам, расколу государств и наций.

    Вопрос религиозной толерантности крайне важен для обеспечения безопасности современных обществ. Религиозная толерантность является основой обеспечения внутренней стабильности и интеграции обществ, удерживающей их от потрясений, пресекающей раскол наций и государств и, наконец, нейтрализующей политические цели внешнего религиозного воздействия (миссионерство, внедрение и распространение сектантских движений). В условиях отсутствия религиозной терпимости религиозноконфессиональное многообразие общества может спровоцировать конфликты.

    Религиозная толерантность - явление многоаспектное и содержательное. Поэтому не случайно, что это понятие имеет различные интерпретации и восприятия. Их можно разделить на два основных вида - позитивный и негативный:

    В позитивном восприятии религиозная толерантность предполагает знание, приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей и идей иноверцев.

    В негативном восприятии религиозная толерантность предполагает безразличие к религиозно-конфессиональным взглядам и системе ценностей других, в результате чего обеспечивается отсутствие вражды и столкновений на религиозной почве.

    В обоих случаях, независимо от того, на чем основана религиозная толерантность в отношении иноверцев - на уважении или безразличии, она обеспечивает общественную стабильность и сосуществование различных религиозно-конфессиональных групп.

    Тем не менее, из двух вышеотмеченных видов религиозной терпимости предпочтителен первый - приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей других, поскольку безразличие, зачастую обусловленное незнанием, рано или поздно может привести к проявлениям нетерпимости.

    Зачастую причиной нетерпимости становится незнание. Не зная ценностей и идей других, человек может относиться к ним с пренебрежением и безразличием, что может привести к нетерпимости. Тогда как знание ценностей и взглядов других создаёт ощутимую положительную настроенность по отношению к ним. Это актуально при воспитании молодого поколения.

    Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта (в данном случае, человеческое общество), в отношении которого она проявляется:

    1. толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, мусульманин-буддист, христианин-буддист и т.д.).
    2. толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик- протестант, протестант-адепт православной церкви (в христианстве), суннит- шиит (в исламе) и т.д.).
    3. толерантность к сектантским движениям (а также толерантность сектантских движений друг к другу).
    4. толерантность между верующими и неверующими (верующий-атеист).

    Механизмы обеспечения религиозной терпимости, в зависимости от двух вышеупомянутых подходов к восприятию её содержания (негативный и позитивный), также можно разделить на две группы:

    Негативные механизмы, предполагающие безразличие к религиозно- конфессиональным идеям и системе ценностей иноверцев.

    Позитивные механизмы, предполагающие знание, приятие и уважение религиозно-конфессиональных идей и системы ценностей иноверцев.

    Из негативных механизмов можно выделить в основном два: атеизм и секуляризацию.

    1. Атеизм, хоть и предполагает нетерпимость ко всем религиозным течениям и конфессиям, в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религии и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще.
    2. Роль секуляризации как фактора, способствующего повышению уровня религиозной толерантности, ярко выражена в современных западных обществах.

    Позитивные механизмы нацелены на внедрение и обеспечение в обществах религиозной толерантности путём взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей. В этом контексте важное значение имеет подчёркивание общностей между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру (школа, СМИ и пр.), что становится основой не только для религиозной толерантности, но и для общественной солидарности и консолидации.

    Подчёркивание общностей имеет место в религиозной, национальной и государственно-гражданской плоскостях. В религиозной плоскости подчёркивание общностей предполагает несколько аспектов:

    Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создаёт серьёзные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно- ценностном плане. Наконец, различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость - абсолютно разные явления и понятия. А различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно.

    Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других.

    Общность между различными конфессиями в рамках одной и той же религии заключается в самой религии и вере.

    В национальной плоскости подчёркивание общностей различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозноконфессиональную, а этническую принадлежность.

    В государственно-гражданской плоскости подчёркивание общностей между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным нациям.

    Воспитание толерантности имеет огромное профилактическое значение в осуществлении деятельности по защите молодёжи от негативных проявлений в религиозной сфере и является эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, т.е. с обеспечения осуществления этих прав. Необходимо учить молодёжь помнить не только свои права, но и обязанности.

    Негосударственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Московский институт современного академического образования»

    Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

    Факультет дополнительного профессионального образования

    Реферат

    по дисциплине: «Патриотическое воспитание школьников»

    тема: «Религиозная толерантность»

    Выполнил:

    Слушатель факультета ДПО

    «Педагогическое образование:

    учитель истории»

    Петрова Ольга Геннадьевна

    г. Москва, 2016г.

    Религиозная толерантность.

    1. Введение 2
    2. Историко-философские основы и сущность

    понятия толерантности 4

    1. Сущность религиозной толерантности 8
    2. Проявления религиозной терпимости 9
    3. Механизмы обеспечения религиозной терпимости 10
    4. Заключение 14
    5. Литература 15

    1. Введение.

    Сейчас в России, как и во всем мире, остро стоят проблемы межнациональных отношений, национальной обособленности, сепаратизма. Социальная ситуация в России усугубляется усилением этнической миграции населения, увеличением межкультурных, межэтнических контактов. Все это может привести к развитию межэтнической напряженности, конфликтов.

    Особенно беззащитны перед сложившейся ситуацией молодые люди, чьи личности еще только формируются. Причем этот процесс идет в резко расслоившемся на богатых, бедных и просто нищих людей обществе с его глубоко укоренившимися имперскими, авторитарными и люмпенскими стереотипами. Эти обстоятельства накладываются на свойственные юношеству максимализм, скептицизм в отношении мира взрослых, стремление вырваться из-под их опеки, некритичность к выбранным молодежью для себя кумирам, тенденцию к объединению в замкнутые группы и кланы. Поэтому молодежь – благодарная аудитория для любой пропаганды, растравляющей «обиды», нанесенные обществом, и персонифицирующей обидчика в образе другого народа или конкретного человека иной национальности. Все это может приводить к возникновению в менталитете молодого человека зародышей этноцентризма, шовинизма, ксенофобии, этнических и расовых предубеждений.

    Известно, что установки, закрепившиеся в юности, с большим трудом меняются в зрелом возрасте. Сформировавшиеся в ходе социализации юноши этнические стереотипы, предпочтения, ориентации будут влиять на его сознание, поведение на протяжении всей его жизни и на то, как он, в свою очередь, будет воспитывать своих детей. Иными словами, этнические ориентации нынешнего юношества – это ориентации взрослых людей начала ХХI века и последующих за ними поколений. В подобной ситуации возникает проблема межкультурного взаимодействия, терпимости к «иному» - облику, поведению, языку, в целом к другой культуре.

    В наши дни речь идет о необходимости формировании не просто терпимости, а о воспитании толерантности (в том числе религиозной и этнической) у всех жителей планеты. Мировое сообщество определяет толерантность как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур современного мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. И очень важно, что Декларация принципов толерантности, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО, подчеркивает, что «толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания прав и основных свобод человека». Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

    «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

    Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным,политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».

    Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, нисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

    2. Историко-философские основы и сущность понятия толерантности.

    В начале XVIII-гo века понятие толерантности (от лат. «tolerantia»), отождествляемое в то время с понятием «терпимость», было достаточно новым. До этого изначально латинское «tolerantia» имело то же значение, что и русское «терпение», как и соответствующие слова в европейских языках вплоть до XVI века. Потом в силу социокультурных и политических факторов происходит лексическая эволюция, которая в течение одного-двух столетий приводит к утверждению особого понятия «терпимость» как понятия из лексикона гражданского общества.

    Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVII-XVIII века. Значительный вклад в разработку оформления и законодательного введения принципа свободы совести и веротерпимости внесли гуманисты эпохи Возрождения, деятели эпохи Просвещения, мыслители Немецкой классической философии.

    Важную роль в развитии философии толерантности сыграл английский мыслитель Д. Локк (1632-1704) и его «Письма о веротерпимости» (1689, 1692) где философские и политические позиции определили его отношение к религии. Автор выступает за самую широкую веротерпимость, а также за полное невмешательство государства и церкви в дела друг друга. Локк рассматривал естественное состояние общества как естественное состояние равенства. Люди в естественном состоянии «свободны, равны и независимы». Ограничивает свободу человека лишь естественный закон, который гласит: «Никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье либо имуществе».

    А. Коллинз (1676-1729) в своих сочинениях «Рассуждение о свободомыслии» (1713) и «Исследование о человеческой свободе» (1715) обосновал неотъемлемое право каждого человека думать свободно, потому что это «...самый верный и самый лучший путь нахождения истины». Свобода мысли была для Коллинза основой человеческой добродетели и выступала гарантом защиты от жестокости религиозных фанатиков, от кровавых битв, духовного опустошения.

    Основы человеческой нравственности в понимании толерантности усматривал К. Шефсбери (1671-1713). Он считал, что злоба, коварство, мстительность и т.п. - все это противоестественные, не соответствующие «природе человека» аффекты. Они не только наносят вред людям, но и делают несчастными и одинокими тех, кто ими наделен.

    Французские философы XVIII в. продолжили работу по утверждению принципов толерантности, начавшуюся в эпоху Возрождения. Самым последовательным критиком религиозного фанатизма и защитником толерантности был Вольтер (1684-1772). В «Философских письмах» он снискал себе славу резкой критикой устоев феодального общества, вел философскую полемику с религиозной рознью, фанатизмом и несправедливостью. В своем «Трактате о веротерпимости» Вольтер не критиковал ни одну конкретную религию, но показывал, что все верования должны иметь возможность для выражения, при этом отмечал, что «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах».

    Во всеоружии научных знаний боролся со старым порядком Ш. Монтескье (1689-1755). Он критиковал христианство, претендующее на то, чтобы считаться религией любви и кротости. «Никогда не было царства, в котором происходило столько междоусобиц, как в царстве Христа» писал он в «Персидских письмах». Монтескье развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания общественного порядка и сохранения нравственности. Как просветитель он считал, что люди равны от рождения, что никакого превосходства одних рас над другими не существует.

    Немецкая классическая философия продолжила и довела до логического конца основополагающие идеи толерантности в достижении свободы, в становлении и самоопределении личности, в познавательном процессе. Родоначальник немецкой классической философии И. Кант (1724- 1804) приходит к выводу, что достижение гражданского, управляемого правовыми законами общества, в котором каждый гражданин свободен в границах, определяемых свободой его граждан, составляет высшую задачу человечества. По его мнению, самостоятельность гражданина и равенство граждан перед законом являются сущностными характеристиками человеческой свободы.

    Теоретическим обоснованием правового государства, демократического переустройства общества становится Понятие свободы у Ф. Шеллинга (1775-1854). Он предполагает такую систему права, которая обеспечивает равенство всех граждан перед законом, установленным посредством их свободного волеизъявления.

    Из сферы этики выходит на проблему создания проекта социальных преобразований Л. Фейербах (1804-1872). Он уверен в том, что решить социальные вопросы можно только через свободную личность. Проблема обретения человеком свободы являлась для немецкого мыслителя не только теоретической проблемой, она приобрела практический смысл. Фейербах стремился восстановить веру человека в себя, принцип гуманизма и тем самым сделать человека свободным.

    Из этого видно, что сама идея толерантности восходит к истории философской мысли как решение проблемы человеческих отношений и подразумевала принципы гуманных взаимоотношений с инаковерующими и инакомыслящими, включающими в себя такие компоненты, как терпимость, лояльность, уважение к вере и взглядам других людей, народов. Эти проблемы не теряют своей значимости и в наши дни, когда проблема толерантности приобрела особую актуальность в связи с процессом глобализации, сталкивающей цивилизационные, религиозные, национальные и этнические идентичности различных культур и народов.

    Анализ понятий «толерантность» и «религиозная толерантность» позволяет сделать вывод о том, что данные термины имеют ряд общих и различных характеристик. Специфика понятия «религиозная толерантность» заключается в том, что, во-первых, она понимается как вид толерантности, в основе которого - принятие «иного», обусловленного принадлежностью к какой-либо религиозной группе. Во-вторых, толерантность может рассматриваться как черта личности, характеризующая спектр личностных проявлений, тогда как религиозная толерантность понимается как комплекс установок по отношению к другим религиозным группам. Исходя из этого, толерантность как личностная черта является более стабильной характеристикой, а религиозная толерантность, обусловленная как внутренними, так и внешними факторами, легче поддается изменению.

    Рассматривая религиозную толерантность как комплекс установок, можно выделить в ее структуре следующие компоненты:

    1. Когнитивный (представления о других религиозных группах, их культуре, межэтнических отношениях; знания о феномене толерантности, правах людей вне зависимости от религиозной принадлежности);

    2. Эмоциональный (отношение к другим религиозным группам);

    3. Поведенческий (конкретные акты толерантного/интолерантного реагирования, проявляющегося в стремлении общаться/дистанцироваться/ демонстрировать агрессию в отношении представителей других религиозных групп).

    «Терпимость с религиозной точки зрения состоит в том, что один может без ненависти переносить несовершенство и заблуждения религии другого, хотя и испытывает при этом неудовольствие. Кто истинной религией считает то, что является в моей религии заблуждением, ни в коем случае не должен быть предметом ненависти» - писал в свое время в «Лекциях по этике» известный немецкий философ И. Кант. Во времена Канта достижение даже религиозной терпимости, в изложенном им содержании было делом весьма сложным. С тех пор человечество существенно продвинулось по пути формирования религиозной терпимости. Вместе с тем, глобализация, массовая миграция населения, увеличение разрыва в благосостоянии между различными странами и между этнических группами внутри стран существенно усилили угрозу эскалации различных форм нетерпимости, которая приобрела планетарный характер. Не обошли они стороной и Россию. По данным центра по исследованию проблем ксенофобии и экстремизма ИС РАН уровень ксенофобии в последние четыре года по сравнению с предыдущим периодом вырос почти в 2 раза. Существенно выросла религиозная нетерпимость. Среди современной молодежи она проявляется в два с лишним раза чаще, чем у людей старшего возраста.

    3. Сущность религиозной толерантности.

    Религиозную толерантность можно сформулировать следующим образом: «это толерантное отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других». Тем не менее, религиозная толерантность – явление многоаспектное и содержательное. Поэтому не случайно, что это понятие имеет различные интерпретации и восприятия. Не углубляясь в них, отметим, что их можно разделить на два основных вида – позитивный и негативный.

    • В позитивном восприятии религиозная толерантность предполагает знание, приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей и идей иноверцев.
    • В негативном восприятии религиозная толерантность предполагает безразличие к религиозно-конфессиональным взглядам и системе ценностей других, в результате чего обеспечивается отсутствие вражды и столкновений на религиозной почве.

    В обоих случаях, независимо от того, на чем основана религиозная толерантность в отношении иноверцев – на уважении или безразличии, она обеспечивает общественную стабильность и сосуществование различных религиозно-конфессиональных групп. Тем не менее, из двух вышеотмеченных видов религиозной терпимости предпочтителен первый – приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей других, поскольку безразличие, зачастую обусловленное незнанием, рано или поздно может привести к проявлениям нетерпимости. Не случайно, что Г.Шлимова, говоря об обеспечении общественной консолидации в стране, отличающейся этническим и религиозным многообразием, подчеркивает важность в этом деле роли просветительской работы, которая должна быть направлена на повышение уровня взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп. Действительно, зачастую причиной нетерпимости становится незнание. Не зная ценностей и идей других, человек может относиться к ним с пренебрежением и безразличием, что может привести к нетерпимости. Тогда как знание ценностей и взглядов других создает ощутимую положительную настроенность по отношению к ним.

    4. Проявления религиозной терпимости.

    Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта (в данном случае, человеческое общество), в отношении которого она проявляется.

    1. Первая – толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, мусульманин-буддист, христианин-буддист и т.д.),
    2. Вторая – толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, протестант-адепт православной церкви (в христианстве), суннит-шиит (в исламе) и т.д.),
    3. Третья – толерантность к сектантским движениям (а также толерантность сектантских движений друг к другу),
    4. И наконец, толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).

    5. Механизмы обеспечения религиозной терпимости.

    Механизмы обеспечения религиозной терпимости, в зависимости от двух вышеупомянутых подходов к восприятию ее содержания (негативный и позитивный), также можно разделить на две группы:

    • Негативные механизмы, предполагающие безразличие к религиозно-конфессиональным идеям и системе ценностей иноверцев.
    • Позитивные механизмы, предполагающие знание, приятие и уважение религиозно-конфессиональных идей и системы ценностей иноверцев.

    Из негативных механизмов можно выделить в основном два – атеизм и секуляризацию.

    1. Атеизм, хоть и предполагает нетерпимость ко всем религиозным течениям и конфессиям, в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религии и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще. Результаты проведенных в 2001г. в России социологических исследований показали, что, хоть и с небольшим преимуществом, но, тем не менее, не верующие в Бога настроены к инаковерующим с большей толерантностью и более открыты в плане контактов, нежели верующие.

    Увеличение терпимости в условиях атеизма можно увидеть также на примере армянских реалий. До утверждения советского строя между адептами Армянской Апостольской церкви и армянами-католиками существовал огромный психологический барьер. Они были изолированы друг от друга, и общение между ними было весьма ограниченным. Царила атмосфера взаимной нетерпимости. Однако в советские годы этот психологический барьер почти полностью стерся, и между армянами-католиками и адептами ААЦ наладились нормальные, не скованные конфессиональными различиями отношения. В этом, пожалуй, существенную роль сыграла проводимая в советский период на государственном уровне политика атеизма, стершая психологический барьер между двумя конфессиональными пластами армян.

    Таким образом, несмотря на все негативные аспекты, царящая в советский период атмосфера атеизма сыграла положительную роль с точки зрения национальной консолидации армян, стерев психологический барьер во взаимных восприятиях армян-католиков и адептов ААЦ. Не исключено, что проводимая в советский период на государственном уровне политика атеизма имела четкую политическую цель. Она была направлена на стирание психологического барьера между различными религиозно-конфессиональными пластами советского гетерогенного (полиэтнического, полирелигиозного, поликультурного) общества, обусловленного религиозно-конфессиональными различиями.

    2. Роль секуляризации как фактора, способствующего повышению уровня религиозной толерантности, ярко выражена в современных западных обществах. Здесь несравнимо меньше вражды и столкновений, происходящих на почве религиозных различий. Это, по всей видимости, обусловлено не только демократической культурой, но и секуляризированностью общества, отодвинувшей на второй план религиозно-конфессиональные вопросы и отдающей приоритетное значение отношениям и сферам деятельности светского характера. В этом контексте между людьми с различными религиозно-конфессиональными взглядами и ценностями стерты существовавшие некогда психологические барьеры. Четкое отделение государства от церкви, взаимное невмешательство в дела друг друга, становление гражданского общества, нацеленные на решение общих проблем совместные усилия в светских обществах отодвинули на второй план религиозно-конфессиональные различия между отдельными людьми и группами.

    Позитивные механизмы нацелены на внедрение и обеспечение в обществах религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей. В этом контексте важное значение имеет подчеркивание общностей между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру (школа, СМИ и пр.), что становится основой не только для религиозной толерантности, но и для общественной солидарности и консолидации. Подчеркивание общностей имеет место в религиозной, национальной и государственно-гражданской плоскостях.

    1. В религиозной плоскости подчеркивание общностей предполагает несколько аспектов. Важно подчеркнуть, что:

    • все религии (христианство, ислам, буддизм и т.д.) имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Наконец, различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость – абсолютно разные явления и понятия. А различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно.
    • идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. В этом плане, хотя «любая религиозная традиция претендует на свою исключительность и превосходство (или, по крайней мере, предполагает их)», тем не менее, «потенциал толерантности содержится во всех известных религиозных системах человечества».
    • общность между различными конфессиями в рамках одной и той же религии заключается в самой религии и вере. Лучшим примером в этом вопросе является армянская община Сирии, три конфессиональных пласта которой (армяне-католики, армяне-протестанты и адепты Апостольской церкви) взаимоинтегрированы и составляют одно единое, сплоченное целое – сирийскую армянскую общину. Основанная на религиозной терпимости интеграция и солидарность настолько углубились, что, к примеру, в евангелические церкви Сирии ходят также адепты Апостольской церкви. По словам духовных предводителей армянской евангелической общины Сирии, главное – христианская вера, конфессия же (конфессиональные отличия) имеют второстепенное значение.

    2. В национальной плоскости подчеркивание общностей различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае подчеркивается, что «...конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство нужно искать в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых должен быть национализм в своем высоком смысле этого слова». Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа. Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов у них укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации.

    3. В государственно-гражданской плоскости подчеркивание общностей между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным нациям. То есть, в этом случае подчеркивание общностей в этнической плоскости не действует. Вместо этого подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам внушается идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами (социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр.), имеют общие интересы и требования и, следовательно, общие задачи, что является не менее важной предпосылкой для обеспечения общественной солидарности и пресечения раздоров и бедствий в обществах на религиозно-конфессиональной почве.

    6. Заключение

    Анализ литературы свидетельствует об определенной напряженности в межнациональных отношениях, особенно в молодежной среде. Прослеживается тенденция двойных стандартов в отношениях к представителям других национальностей.

    Данным исследованием выявлены особенности религиозной толерантности среди молодых людей. Такое состояние вещей, которое наблюдается, требует проведения мероприятий по развитию религиозной толерантности как признания, принятия, понимания человеком человека другой веры. Существует необходимость в разработке программы работы с молодежью с учетом основных факторов, способствующих формированию толерантности, а также возрастных особенностей обучающихся. Которая бы состояла из общих блоков, направленных на самопознание и поиск идентичности, и специализированных блоков, направленных непосредственно на работу с религиозными установками.

  • Вуд Дж.Э., Право человека на свободу религий в международной перспективе // Диа-Логос. Религия и общество. – М.: Истина и жизнь, 1997, с. 12.
  • Сосковец Л. И., Религиозная толерантность и свобода совести: история и теория вопроса // Известия Томского политехнического университета. 2004. Т. 307. № 2, с. 177.
  • Интервью с духовным пастырем Армянской Евангелической церкви Дамаска, преподобным Татевом Пасмачяном, Аракс Пашаян, Армянская община Дамаска: настоящее и перспективы, Бюллетень НОФ «Нораванк», 2008г., # 23, с. 33 – 34.
  • Раффи, Что общего между нами и Западными армянами? http://www.eanc.net/EANC/library/Fiction/Original/Raffi/Essays_9.htm?page=31&interface_language=en

  • Могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

    Терпимость - социальный, культурный и религиозный термин, применяемый для описания коллективного и индивидуального поведения, заключающегося в непреследовании тех, чей образ мыслей или действий не совпадает с твоим собственным и вызывает чьё-либо неодобрение. Терпимость подразумевает сознательное решение не делать и не совершать всяческих преследований чуждых. Обычно данный термин применяется к ненасильственному поведению, основанному на достижении консенсуса, и употребляется в связи с проблемами религии (в таком случае часто употребляется термин веротерпимость ), политики и морали . Терпимость не требует признания поведения других приемлемым и означает лишь, что люди терпят человека или социальную группу, зачастую как неизбежное зло (так, «домом терпимости» называют бордель).

    В социологической перспективе понятие терпимости подразумевает, что как нетерпимость, так и конформизм взращивают насилие и социальную нестабильность. Терпимость в связи с этим превратилась в социальный термин для рационального обоснования необщепринятых способов поведения и социального разнообразия [ ] .

    Политика и религия

    Исторически, политическая и религиозная сфера являлись наиболее важными для продвижения идей терпимости, так как различия в политических и религиозных идеологиях вели к многочисленным войнам, чисткам и иным жестокостям. Британский философ и просветитель Джон Локк в своих Посланиях о веротерпимости (опубликованы: 1-е - в 1689 г., 2-е и 3-е - в 1692 г., 4-е - в 1706 г., уже после смерти Локка) высказал революционную для того времени мысль о том, что терпимость ко всякому отступающему мнению должна быть обязанностью верующего человека. Философы и писатели Просвещения , особенно Вольтер и Лессинг , активно выступали за религиозную терпимость и их влияние ощущается в современном западном обществе. В то же время вопросы политической терпимости до сих пор остаются в меньшей степени осмыслены. Хотя недостаток религиозной терпимости вызывает проблемы во многих регионах мира, различия в политической идеологии привели к сотням миллионов жертв только в XX веке .

    Значение и необходимость соблюдения принципа терпимости в политике подчёркнуто провозглашением Международного дня, посвящённого терпимости .

    Отношение к терпимости различных религий

    В разных религиозных конфессиях отношение к терпимости их представителей варьируется от полного неприятия до безоговорочного принятия её принципов.

    Христианство

    В настоящее время практически все [кто? ] [ ] христианские конфессии за терпимость, если её понимать только как отказ от действий, направленных против инакомыслящих. Однако большинство [кто? ] из них твёрдо стоит на своём праве высказываний в их адрес, дающих негативные оценки.

    Ислам

    Священный Коран а так же пророческие хадисы приказывают и побуждают мусульман к проявлению терпимости в отношении представителей других конфессий. Включая и христиан и иудеев. Как например в Коране сказано:

    "Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных." [Сура 60: аят 8] пер.Э.Кулиев.

    Иудаизм

    Библия предполагает заведомо нетерпимое отношение к идолопоклонникам (прежде всего имеются в виду религии с человеческими жертвоприношениями). Тем не менее, активное истребление идолопоклонства в Библии ограничивается территорией Израиля. В наши дни подобное отношение к представителям других религий в еврейском государстве очевидно не применимо.

    Вместе с этим, любой нееврей, соблюдающий Семь законов потомков Ноя признаётся в иудаизме праведником, достойным царства небесного, и имеет в Израиле статус жителя-чужестранца (Гер тошав ).

    Буддизм

    Зороастризм

    Есть мнение [чьё? ] , что зороастризм также терпимо относится к другим религиям. В отличие от ислама и христианства [ ] , зороастрийцы не ведут активной миссионерской деятельности. Это объясняется тем, что зороастрийцы, в отличие от христиан и мусульман, не считают души всех людей, не исповедующих зороастризм, погибшими и требующими спасения. Считается [кем? ] , что души людей после смерти судят не по религиозной принадлежности, а по мыслям, словам и делам, что даёт возможность незороастрийцам прожить праведную жизнь и избежать худшей участи после смерти.

    Терпимость нетерпимости

    Важным вопросом при определении понятия терпимости является вопрос о границах терпимости. Должно ли общество , исповедующее терпимость, быть терпимым к нетерпимости? Не приведёт ли это к разрушению самого общества или его жизненно важных ?

    Сложно установить границы толерантности не только применительно к разным обществам, но даже иногда в пределах одного общества. Например, современное преследование нацизма в Германии расценивается некоторыми странами как нетерпимость, тогда как в самой Германии сам нацизм считается в высшей мере нетерпимым. Противоречивые вопросы в различных странах могут включать отделение церкви от государства, употребление табака , алкогольных напитков или наркотиков , чтение неодобряемых политических трудов, а также гомосексуальность , девиантное сексуальное поведение и уголовно наказуемые проступки.

    Философ Джон Роулз посвятил главу в своей влиятельной и противоречивой книге «Теория справедливости » проблеме того, должно ли общество быть терпимым к нетерпимости, и близкой проблеме прав нетерпимых членов общества требовать терпимости по отношению к себе. Роулз приходит к заключению, что общество в целом должно быть терпимым, следовательно, к нетерпимости должно относится терпимо, так как противоположная ситуация привела бы к несправедливости. Тем не менее, автор настаивает на разумном праве самозащиты общества и его социальных институтов, которое преобладает над правом терпимости. Следовательно, к нетерпимости необходимо относиться терпимо, но лишь до тех пор, пока она не создаёт угрозу обществу. Либеральный экономист Чандран Кукатас в статье «Терпеть нетерпимое » подчеркивает: «Терпимость требует от людей спокойно относиться к расхождению во мнениях и многообразию взглядов, а вовсе не к преступлениям или безответственности».

    Законы о веротерпимости

    • - Эдикт о веротерпимости в Святой земле
    • - Указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» ()

    признание права на существование чужой религии, терпимость к ее свободному исповеданию. В. отличается от религ. или мировоззренческого релятивизма, она не тождественна признанию относительного значения, маловажности расхождений между религиями. В. вполне совместима с исповеданием абсолютной истины своей религии и квалификацией иных религ. систем и взглядов как частично или совершенно ошибочных.

    Понятие В. исторически относится к правовой сфере и характеризует правовой статус религ. общин в конфессиональном гос-ве, т. е. поддерживающем определенную религию, а также религ. политику гос. власти. В связи с тем, что в совр. правовых гос-вах, в т. ч. в Российской Федерации, законодательством гарантирована полная религ. свобода, свобода совести понятие В. эволюционирует: в обыденном словоупотреблении юридический аспект вытесняется социально-психологическим; в наст. время чаще говорят о В. той или иной религ. общины или отдельной личности по отношению к лицам иных вероисповеданий и к самим этим вероисповеданиям. В этом значении понятие В. все более вытесняется понятием «религиозная терпимость» (в наст. время употребляется и понятие-калька «религиозная толерантность»).

    Конституционально декларируемая свобода вероисповедания в отдельных гос-вах не всегда соответствует действительному положению дел, реальной религ. политике. Это относится, в частности, к тоталитарным режимам, где могут провозглашаться религ. свобода и равноправие граждан независимо от их отношения к религии, но в действительности все религ. общины страдают от дискриминации, система законодательства в ее совокупности ставит верующих в неравноправное положение с неверующими. Напр., в СССР только принадлежность к коммунистической партии с ее офиц. атеистической идеологией открывала возможность для полноценного участия в политической жизни страны и давала доступ к занятию ключевых гос. должностей.

    Традиц., юридическое, значение термина В. сохраняется в тех гос-вах, где наряду с гос. религией легально существуют иные вероисповедания, правовой статус религ. общин неодинаков и нет полной религ. свободы. Меру В. такого гос-ва характеризует правовой статус негос., или менее привилегированных, религий и исповеданий. Совершенное отсутствие В. по отношению к к.-л. религии в стране означает нелегальный статус этой религии (примером гос-ва, где отсутствовала В. по отношению к любой религии, являлась Албания времен коммунистической диктатуры).

    Во мн. гос-вах В. по отношению к легально существующим общинам религ. меньшинств не исключает юридического запрета на переход из одного вероисповедания в др., особенно это касается отпадения от гос. религии. Напр., в Греции отпадение от гос. правосл. религии ограждено 13-й ст. Конституции, запрещающей прозелитизм . В исламских гос-вах, где правовая система основана на шариате , легально существуют христ. и евр. общины, но переход мусульманина в др. исповедание не может быть легальным и преследуется самым суровым образом, вплоть до смертной казни.

    В. в Римской империи

    В. в католических и протестантских странах

    В средневековье при наивысшем могуществе власти Римских епископов католич. Церковь этатизировалась. Cтатус некатоликов в Зап. Европе зависел гл. обр. от Римских пап и в меньшей мере от религ. политики светских государей.

    Католич. церковной и светской властями относительная В. проявлялась по отношению к православным, вост. христианам-нехалкидонитам, а также иноверцам - евреям и мусульманам, но только к тем из них, кто не были ранее католиками. Отпадение от католич. Церкви в инославие или иноверие, как правило, каралось смертной казнью. Некатолич. христиане, евреи и мусульмане имели всевозможные ограничения в религ. жизни, политических и гражданских правах. Евреи, нередко пользовавшиеся покровительством и защитой со стороны католич. государей, в др. время преследовались и изгонялись (напр., из Англии в 1290, из Испании в 1492). Мусульмане, пользовавшиеся относительной свободой вероисповедания в Кастилии и Арагоне во время реконкисты , были изгнаны из объединенной Испании в XV в. В эпоху крестовых походов в гос-вах крестоносцев мусульмане, а также православные и христиане-нехалкидониты могли легально исповедовать свои религии, но подвергались в разное время дискриминации.

    В Сицилии и на юге Италии, особенно в Калабрии, где в XI-XII вв. еще было многочисленное правосл. грекоязычное население, оно подверглось преследованиям и по существу насильственному обращению в католицизм. В Великом княжестве Литовском (позже - в Речи Посполитой), в к-ром политически доминировали католики, православные до Люблинской унии (1569) имели полную свободу вероисповедания и лишь в малой степени были ограничены в политических правах, после Брестской унии (1596) они подвергались жесткой дискриминации, и само их легальное существование оказалось под угрозой.

    Правовой статус правосл. Церкви и др. исповеданий в совр. России устанавливается в первую очередь рядом положений Основного закона - Конституции Российской Федерации, принятой 12 дек. 1993 г. Косвенным образом роль правосл. Церкви, без прямого упоминания о ней, затронута в преамбуле, в к-рой говорится, что «многонациональный народ Российской Федерации» принимает Конституцию, «чтя память предков» и «возрождая суверенную государственность России». Тем самым декларируется преемственность новой России по отношению к той России, в к-рой правосл. Церковь пользовалась исключительно высоким статусом.

    13-я ст. Конституции, согласно к-рой «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие», так что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», предполагает устранение правовых последствий монополии офиц. атеизма. Прямое отношение к статусу как РПЦ, так и др. Церквей и религ. общин имеет положение, содержащееся в 14-й ст.: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Отсутствие гос. религии не составляет препятствия для того, чтобы в своей политике органы гос. власти учитывали реальный общественный вес разных религ. объединений в России, их неодинаковый вклад в духовное наследие российского народа. Принципу светскости гос-ва противоречит не только установление гос. религии, но и какая бы то ни было правовая поддержка гос-вом атеизма.

    19-я ст. провозглашает равенство прав «человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка» и в т. ч. от «отношения к религии». Этой же статьей «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

    28-я ст. Конституции гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Право не исповедовать религии и свободно распространять соответствующие взгляды не может считаться тождественным праву вести пропаганду воинствующего атеизма в стиле советской эпохи, ибо такая пропаганда запрещена 2-й частью 29-й ст.: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Под запретом, о к-ром говорится в данной статье, может подразумеваться лишь запрет на пропаганду личного превосходства носителей одного вероисповедания в сравнении с носителями др. исповедания, а также настаивание на правовых привилегиях граждан в зависимости от вероисповедания.

    26 сент. 1997 г. после длительной и острой дискуссии как в парламенте, так и в обществе был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» , заменивший Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 г. В законе 1997 г. в основном повторяются нормы предыдущего закона, но в его преамбуле содержится отсутствовавшее в законе 1990 г. положение, к-рым признается особая роль правосл. Церкви, а также нек-рых др. вероисповеданий в истории России: «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон» (Русская Православная Церковь и право. М., 1999. С. 110-111).

    В целом правовой режим как для правосл. Церкви, так и для др. Церквей и религ. общин в совр. России, вытекающий из действующих законодательных актов гос-ва, характеризуется как режим полной религ. свободы, выходящей за рамки В., существовавшей в Российской империи.

    Лит.: Laurent F . La Papauté et l"Empire. P., 1860; Никодим [Милаш], еп . Далматинский . Православное церковное право. СПб., 1897. С. 699-705; Рейснер М . А . Государство и верующая личность: Сб. ст. СПб., 1905; Гидулянов П . В . Отделение Церкви от государства: Сб. декретов. М., 19242; Русская православная Церковь и коммунистическое государство 1917-1941: Док-ты и фотомат-лы. М., 1996; Русская Православная Церковь и право. М., 1999; Цыпин Вл ., прот . Церковное право. М., 1996. С. 422-425.

    Прот. Владислав Цыпин

    В контексте данного учебного пособия особого рассмотрения требует понятие религиозной толерантности. Данное понятие выводится из общего определения толерантности - это «терпимое отношение к каким-либо религиям со стороны последователей других религий или неверующих» . Исторически понятие «религиозная толерантность» относится к XVI в. Оно генетически связано с возникновением протестантизма во всем разнообразии его форм и борьбой религиозных идей этого периода и логически переплетается с такими понятиями, как свободомыслие, веротерпимость, секуляризация.

    Безусловно, в сегодняшнем обществе жива историческая память и о религиозных войнах, и о массовых принятиях веры под давлением тех или иных сил. Однако к XXI в. в обществе вызрела аксиома о необходимости воспитания религиозной толерантности как фактора социальной стабильности и культурной и этноконфессиональной безопасности . Это понимание нашло выражение как в общих представ-

    лениях о равноценности всех людей («всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии» - ст. 55 Устава ООН ), так и в специально разработанных документах и положениях: на глобальном уровне это ст. 18. Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), предусматривающая право каждого человека на «свободу мысли, совести и религии» , Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений (1981 г.) , на европейском- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята в Риме в 1950 г.) и пп. 16, 17, 19 и 32 Итогового документа Венской встречи представителей государств- участников СБСЕ (1989 г.) .

    В российской законодательной практике принципы религиозной толерантности закреплены, в частности, в Конституции: ст. 14 характеризует Российскую Федерацию как светское государство и провозглашает принцип отделения религиозных объединений от государства и их равенство перед законом, а ст. 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними .

    Религиозная толерантность предполагает, в частности, признание права каждой религии на существование (признается религиозный плюрализм, то есть сосуществование множества религиозных объединений различных вероисповеданий, которые независимы друг от друга, отделены от государства нравны перед законом ), уважение чужого религиозного выбора и права на его выражение, терпимость к совершению верующими различных религий принятых в них религиозных практик, а также отказ от осуждения чужой религии и готовность и способность к диалогу и поиску взаимопонимания между верующими, религиозными институтами и светскими организациями . При этом толерантное отношение не означает, что его субъект утрачивает собственные религиозные убеждения , т.е. не идет речи об угрозе его культурной / конфессиональной безопасности. Кроме того, отмечается такой фактор, как «исключение репрессивных мер любого характера в связи с принадлежностью человека к той или иной религии» - толерантность в данном случае рассматривается не только как «комплексное явление общественного сознания, в котором сочетаются мировоззренческие и социально-психологические установки» , но и как политика, ряд каких-либо (специальных) деяний {policy ).

    Данное выше определение явно распадается на две части: в качестве субъекта религиозной толерантности может рассматриваться либо представитель той или иной конфессии, либо неверующий. Проанализируем оба случая.

    Выше мы говорили о толерантности как качестве сознания и общественной среды - однако преимущественно в светском, гражданском контексте. При этом анализ понятия религиозной толерантности предполагает выход из сферы гражданского в иную сферу - религиозную.

    В современном мире, развитие которого во многом определяется не только глобализацией, но и стандартизацией, унификацией практически во всех сферах, нарастает противоречие не только между глобальным и национальным / региональным, но и между единым и индивидуальным. Иными словами, на фоне роста гражданственности сознания (т.е. формирования некоего социального типа - человека как члена общества и гражданина) более выпукло проявляется особость каждого индивида. Очевидно, что немалую долю в рельефе этой самоидентификации составляет религиозность. И если в случае с условным «светским гражданином» установка на толерантность понятна, то в случае с религиозным человеком следует задать вопрос: может ли он быть полностью толерантным?

    С одной стороны, религиозные институты сплачивают различные формы «социального целого» (будь то племя, этнос, нация, государство и т.д.) и это сопровождается противопоставлением «истинной» религии одной группы (племени, этноса, нации, государства и т.д.) «ложным» религиозным верованиям другой (яркий пример- взаимное предание анафеме константинопольского патриарха Михаила Керулария и папского легата кардинала Гумберта в 1054 г. в ходе раскола христианской церкви). Это объясняется тем, что «в любой религии с необходимостью присутствует идея безусловного приоритета (курсив мой. - А.П.) ее вероучения над прочими» . Также может иметь место противопоставление ценностей одной религии неким общечеловеческим ценностям (как правило, светским и либеральным по духу). Религиозный монополизм в сфере «истинного» («Народ, сохранивший веру, а значит, и критерий истины», - Патриарх РПЦ МП Кирилл ) вступает в противоречие с принципами толерантности: плюрализмом, провозглашаемым, к примеру, в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО , и «мировоззренческим релятивизмом» .

    Именно религиозный фактор во многом определяет степень закрытости той или иной системы. В начале данного раздела мы упоминали описанную С. А. Красиковым дихотомию «фундаментализм - космополитизм», возникающую в результате детрадиционализации, столкновения культур и конфликта открытости и закрытости - иными словами, конфликта религиозной толерантности и религиозной нетерпимости. Можно говорить, что религиозная толерантность в немалой степени формирует ядро толерантности «гражданской», а отсутствие последней приводит к экстремистским проявлениям, так как экстремизм в данном контексте - «антипод терпимости» (в качестве примера можно привести покушение на датского поэта палестинского происхождения, ко-торыи возлагает на поколение своих родителей ответственность за не-интегрированность его поколения в датское общество ).

    С другой стороны, «уже в обществах древности имело место признание «чужих» богов как сакральных существ (вплоть до включения их в собственный пантеон)» . В наши дни, в частности, развивается движение экуменизма (воплощается «идеология всехристианского единства» ), т.е. делается попытка преодоления внутрихристианских конфессиональных расхождений. В российской практике наметилась тенденция к сотрудничеству между разными религиями и конфессиями в социальной сфере по вопросам, требующим общих усилий; действуют Межрелигиозный совет России и Консультативный совет глав протестантских церквей России, работает Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, т.е. есть понимание необходимости межконфессионального сотрудничества (до определенной, разумеется, степени) и некая готовность его осуществлять. Отдельно отметим надэтничный характер мировых религий (например, христианский принцип «нет ни эллина, ни иудея» или исламское понятие уммы, не предполагающее этнических или национальных границ) - здесь, впрочем, речь идет об «этнической» толерантности, существующей внутри того или иного религиозного сообщества. Кроме того, необходимость толерантного отношения ко всякому человеку вытекает из доктринального положения о том, что все люди сотворены по образу и подобию Бога .

    Таким образом, рассуждение о религиозной толерантности изначально полно противоречий. Любое религиозное вероучение (Бхагавадгита, Ветхий Завет, Коран и др.) заявляет о своей истинности, о подлинности своего пути спасения, мессианском предназначении, то есть о своей тотальности. Причастность к абсолютной истине должна пополнять число адептов- терпимости нет места, толерантность немыслима. Однако то же время среди вероучителей и толкователей Откровения появляются те, кто заявляет о необходимости проповеди в силу неразумности человека и всеблагости Абсолюта - божественной благодати, призывает к миру, терпению, учительству, исцелению и т.д. Религиозные учения содержат находящиеся в диалектическом единстве элементы толерантности и интолерантности, разработка которых ведется в конкретном историческом, правовом, интеллектуальном и прочем контексте.

    Вернемся, однако, ко второй логической части данного выше определения религиозной толерантности, где ее субъектом выступает неверующий, т.е. человек нерелигиозного сознания. В данном случае главным фактором толерантного отношения становится, на наш взгляд, степень культуры субъекта и его информированность о различных сторонах жизни той или иной религиозной организации и понимание основных принципов их деятельности. Речь может идти об исторической грамотности (например, знание о том, что такое Холокост), о знакомстве с символикой, обрядами и праздниками (например, понимание смысла христианского Великого поста или осведомленность о смысле мусульманского праздника Курбан-байрам), непредвзятая информированность о социальном служении различных конфессий 206 и т.п., а также исключение нарушения законодательства, в том числе Конституции, в частности в сфере свободы совести. Кроме того, нельзя исключать и такой фактор, как государственная политика, - здесь взаимодействуют толерантность как политика {policy) и толерантность как качество общественного сознания. Самоочевидно также и то, что фактором толерантного отношения неверующего к той или иной конфессии - особенно в условиях секулярного общества - является если не уважение и признание представителем конфессии такого выбора неверующего, то хотя бы ненавязывание ему своей позиции, особенно в агрессивной форме и/или на государственном уровне.

    • Толерантность религиозная // Смирнов М.Ю. Социология религии: Словарь. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. С. 270.
    • Паршаков А.С., Сенюткина О.Н., Шиманская О.К. Воспитание толерантности как фактор этноконфессиональной безопасности // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 1 (112). С. 65-70.
    • Устав Организации Объединенных Наций. Глава IX: международное экономическое и социальное сотрудничество // Электронный ресурс Интернет: http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter9.shtml.
    • Всеобщая декларация прав человека// Электронный ресурс Интернет: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.
    • Международный пакт о гражданских и политических правах // Электронный ресурс Интернет: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ расфоГзЫтГ
    • 8/ Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений // Электронный ресурс Интернет: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/relintol.shtml.
    • Конвенция о защите прав человека и основных свобод// Электронный ресурс Интернет: http://base.garant.rU/2540800/#text.