Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Стадии проведения закупки у единственного поставщика. Каков порядок проведения закупок у единственного поставщика Не размещается проект извещения

    Стадии проведения закупки у единственного поставщика. Каков порядок проведения закупок у единственного поставщика Не размещается проект извещения

    Одним из конкурентных способов или заключить контракт с единственным поставщиком (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее - Закон № 44-ФЗ).

    Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то фактически он заключает контракт с конкретной организацией или гражданином, которые реализуют необходимые ему товары (работы, услуги). В этом случае формальная процедура определения поставщика из числа участников закупки отсутствует. Соответственно, такой способ заключить контракт - наиболее простой и удобный для заказчика, а также не требует значительных затрат времени.

    О том, когда заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, см. отдельную рекомендацию .

    Внимание! Если заказчик необоснованно примет решение о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ФАС России может привлечь его к административной ответственности. За такое правонарушение установлена ответственность должностного лица заказчика в виде штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

    В процедуре закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно выделить несколько стадий:

    Этап 1. Подготовка к закупке

    Все закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика необходимо включить в план-график . При этом некоторые из них нужно указать общими суммами по видам расходов. Это относится к закупкам:

    • услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений в отдельных случаях ;
    • работ по сбору и обработке первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения .

    При этом казенные учреждения должны указывать разбивку также по коду вида расходов (детализированному до подгруппы и элемента). Об этом сказано в подпунктах 2 и 4 пункта 5 приложения к совместному приказу Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. № 182/7н.

    Этап 2. Поиск и выбор единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

    Заказчику нужно найти единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают каких-либо критериев или требований для выбора.

    Обычно контракты заключают с проверенными и хорошо известными контрагентами, у которых заказчик ранее уже проводил закупку необходимых товаров (работ, услуг).

    Этап 3. Направление предложения о заключении контракта

    Заказчик может сообщить выбранному контрагенту о своем желании заключить контра кт любым удобным способом (в письменной или устной форме).

    Контрактное законодательство не устанавливает определенного порядка, который нужно соблюсти при направлении предложения о заключении контракта.

    Этап 4 (факультативный). Издание приказа о проведении закупки

    После выбора единственного поставщика и получения его согласия заказчик, как правило, издает приказ о проведении такой закупки .

    Закон не требует его составления. Однако в некоторых учреждениях сложилась практика заключения контрактов, которая это предусматривает.

    Этап 5. Направление поставщику проекта контракта для согласования

    Проект контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) нужно направить поставщику (подрядчику, исполнителю) для согласования.

    Контракт должен содержать все существенные условия.

    При этом заказчик обязан установить в нем требование об обеспечении исполнения контракта, если происходит закупка:

    • у поставщика, определенного Президентом РФ или Правительством РФ , если такая обязанность установлена соответствующим нормативно-правовым актом;
    • учреждением, исполняющим наказания, товаров для трудоустройства осужденных ;
    • услуг по участию в мероприятии для нужд нескольких заказчиков ;
    • услуг авторского контроля, технического и авторского надзора ;
    • в случае признания закрытой или конкурентной закупки несостоявшейс я;
    • оборудования, программного обеспечения образовательными организациями - инновационными площадками ;
    • жилья экономкласса у организаций, заключивших дог овор на освоение территории в целях строительства такого жилья ;
    • работ по сбору и обработке первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения на территории России ;
    • работ (услуг) по инженерным изысканиям, проектированию объектов, необходимых для обработки и утилизации отходов .

    Во всех остальных случаях заказчик (уполномоченный орган) вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта.

    Об этом сказано в частях 1-3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

    Поставщик должен направить заказчику обеспечение до заключения контракта. Только после этого контракт можно подписать (ч. 4, 5 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

    Этап 6 (факультативный). Публикация извещения о закупке

    Закон устанавливает ряд случаев, когда заказчик обязан разместить в ЕИС извещение о закупке. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

    В извещении нужно указать:

    • краткое изложение условий контракта с информацией по пункту 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ;
    • все ограничения, которые устанавливает законодательство на участие в определении поставщика;
    • размер и порядок внесения обеспечения исполнения контракта.

    Об этом сказано в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

    Также к извещению о проведении закупки у единственного поставщика стоит прикрепить проект контракта.

    Обоснование: Положения Закона № 44-ФЗ этого не требуют. Между тем Минэкономразвития России считает, что проект контракта к извещению нужно прикрепить. Ведь именно в нем перечислены все условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ. Об этом сказано в письме от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2739.

    Этап 7. Подписание контракта

    Если поставщик согласен со всеми условиями, то стороны подписывают контракт. С этого момента он считается заключенным.

    Этап 8 (факультативный). Составление отчета о невозможности применять другие способы закупки

    В некоторых случаях при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик обязан в документально оформленном отчете обосновать невозможность или нецелесообразность применения конкурентных способов закупки, цену и иные существенные условия. Случаи, когда заказчик обязан составлять отчет, а когда нет, см. в таблице .

    Сотрудники контролирующих ведомств при проведении проверок могут проверить, есть ли у заказчика данный отчет.

    Его можно составить в произвольной форме .

    В отчете нужно указать:

    • конкретный пункт части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, который послужил основанием для заключения контракта;
    • причину, по которой закупку нельзя было провести одним из конкурентных способов.

    К таким причинам относятся, например:

    • срочность закупки в связи с определенными обстоятельствами (например, затруднение ежедневной работы);
    • риск признания конкурентной процедуры несостоявшейся из-за того, что со стороны поставщиков нет заинтересованности в заключении контракта. Например, из-за незначительной цены потенциальные поставщики могут не принимать участие в закупке;
    • отсутствие возможности получить экономию средств за счет проведения конкурентной закупки.

    Готовый отчет не нужно размещать в ЕИС. Это внутренний документ заказчика. Об этом сказано в части 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

    У неконкурентных закупок самые короткие по сравнению с остальными способами сроки проведения каждой из стадий. Отсутствует сложная процедура отбора участника для заключения с ним контракта. Нет необходимости в составлении документации о закупке. Между тем в ряде случаев от заказчика потребуют обосновать выбор такого способа закупки, согласовать заключение контракта в контрольном органе, привлечь к приемке товаров экспертную организацию и т. д.

    Закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - единственный поставщик) осуществляют в кратчайшие сроки.

    Заключению контракта предшествует подготовка, включающая в себя несколько этапов. Если будет проведена проверка и в ходе нее обнаружат нарушения правил Закона № 44-ФЗ (от выбора основания, обоснования закупки и условий контракта до составления и контракта), такую процедуру признают недействительной.

    Подготовка к проведению

    Основная задача этого этапа - выбрать организацию, которая станет исполнителем контракта. Когда заказчику предоставлена возможность выбора, как правило, он обращается к поставщику, которому доверяет или с которым работал раньше. Если провести самостоятельный отбор нельзя, как, например, в случае, установленном в пункте 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, единственного поставщика определяют согласно вышедшему правовому акту.

    На этом этапе заказчик готовит следующие документы для закупки:

    • отчет о невозможности (нецелесообразности) закупки иными способами;
    • расчет цены и обоснование;
    • обращение о согласовании закупки;
    • проект контракта;
    • извещение о проведении закупки у единственного поставщика.

    В каждом отдельном случае могут понадобиться только некоторые из указанных документов.

    Разработка отчета о невозможности (нецелесообразности) закупки иными способами

    Чуть больше чем в половине случаев закупок у единственного поставщика необходимо составить отчет, в котором будут объяснены причины выбора неконкурентной закупки. Заказчик получит полное право на ее проведение, если применение других способов невозможно. Например, можно сослаться на недостаток времени для проведения закупки другими способами. Зачастую такую причину указывают, когда возникает авария. Если заказчик объяснит нецелесообразность конкурентной закупки, контракт также можно будет заключить с единственным поставщиком.

    Отчет составляют в следующих случаях:

    • закупки у органов власти (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
    • безопасность (пп. 3, 40, 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
    • медицина и ликвидация чрезвычайных ситуаций (пп. 9, 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
    • культура, наука, образование и спорт (пп. 10, 13, 14, 17, 18, 35, 37 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
    • недвижимость (пп. 22, 23, 31, 32, 38, 39, 43 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
    • закупки для нужд госаппарата (п. 30 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

    Отчет должен быть документально оформлен и подписан руководителем (уполномоченным лицом заказчика).

    Конкретный перечень существенных условий, который должен быть отражен и обоснован в отчете, Законом № 44-ФЗ не установлен. Как правило, документ представляет собой таблицу, которая содержит следующие данные:

    • идентификационной код закупки;
    • наименование заказчика;
    • указание на то, что закупку проводят у единственного поставщика, и соответствующий пункт части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, являющийся основанием для такой закупки, а также обоснование такой потребности (например, неисправность электрической проводки привела к выводу из строя всех компьютеров класса информатики; поскольку авария произошла за неделю до проведения экзаменов, необходимо организовать срочную закупку техники по основанию, указанному в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ);
    • существенные условия контракта (в отдельных случаях достаточно указать его предмет, наименование товаров (работ, услуг) и их количество; цену контракта, сроки поставки (исполнения, оказания)), каждое из которых тоже необходимо обосновать (в частности, количество новых компьютеров соответствует числу выведенных из строя устройств; поставка и настройка компьютеров - в соответствии с планируемым сроком проведения экзаменов);
    • дату подготовки контракта.

    Расчет цены контракта и ее обоснование

    Во всех перечисленных выше случаях потребуется еще один документ - расчет и обоснование цены контракта.

    Цену контракта определяют по общим правилам, то есть с использованием тех же методов, что и при проведении конкурентных закупок:

    • метода сопоставимых рыночных цен;
    • нормативного метода;
    • тарифного метода;
    • проектно-сметного метода;
    • затратного метода.

    Особый порядок расчета будет действовать в двух случаях:

    • закупки для целей гособоронзаказа (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) - по правилам Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ;
    • приобретение жилья экономического класса (п. 39 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) - в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. № 407.

    Отправка обращения о согласовании закупки

    Обращение о согласовании закупки отправляют в контрольный орган при закупках у единственного поставщика после несостоявшихся конкурентных процедур (пп. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 4-ФЗ).
    Право на заключение контракта появится только после получения положительного ответа от органа. Такое обращение рассматривают не более 10 рабочих дней.

    Размещение информации о закупке

    Извещение о закупке - единственный документ, который заказчик должен обязательно опубликовать в единой информационной системе (на официальном сайте) до проведения закупки. Законом установлен принцип прозрачности и открытости (ст. 7 Закона № 44-ФЗ). Именно с ним связано размещение извещения в открытом доступе.

    Это нужно сделать только в некоторых случаях закупок у единственного поставщика с условием, что в извещении нет сведений, на распространение которых государство наложило запрет:

    • закупки у ограниченного круга поставщиков (пп. 1, 2, 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
    • в сфере безопасности и обороны (пп. 3, 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
    • закупки коммунальных услуг (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
    • закупки при участии учреждений уголовно-исполнительной системы (пп. 11, 12 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
    • в сфере культуры, науки, образования и спорта (пп. 13, 14, 16-18 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
    • в области недвижимости (п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

    Документ должен оказаться на сайте за пять календарных дней или ранее до заключения контракта. К нему может быть приложен проект контракта, но это не является обязанностью заказчика.

    При закупках по результатам несостоявшихся процедур следует учитывать, что достаточно того извещения, которое было размещено при первоначальной закупке, поэтому второй раз его публиковать не нужно.

    В извещении отражают следующую информацию (пп. 1, 2, 4, 8 ст. 42 Закона № 44-ФЗ):

    • сведения о заказчике (наименование, месторасположение, почтовый и электронный адреса, телефон), ответственное лицо заказчика, специализированной организации;
    • условия контракта без подробного изложения (наименование, описание, количество (объем) закупаемой продукции или услуг, место доставки (выполнения, оказания), сроки получения заказчиком товаров или выполнения работ либо график оказания услуг, цену контракта, источник финансирования);
    • наличие ограничений (например, закупка у субъекта малого предпринимательства);
    • при необходимости информацию об обеспечении исполнения контракта (размер, порядок предоставления, требования к обеспечению, банковское сопровождение).

    Требование обеспечения исполнения контракта устанавливают в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 (если это предусмотрено соответствующим правовым актом), 3, 12, 16, 18, 19, 24, 25, 35, 37-39, 42, 43 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом единственный поставщик должен предоставить обеспечение (например, посредством банковской гарантии) до подписания контракта. В остальных случаях заказчик сам решает, добавлять ли ему это требование. Особые правила действуют при закупке бюджетным учреждением банковской гарантии (п. 36 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). В таком случае нельзя обязать исполнителя обеспечить контракт. То же при проведении закупки, участником которой является государственное или муниципальное казенное учреждение или если предмет контракта - это услуги по выдаче кредита. Например, единственный участник, который подал заявку на электронный аукцион является казенным учреждением, и с ним заключают контракт как с единственным поставщиком, на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В извещении о закупке было установлено требование об обеспечении контракта. Но в соответствии с частью 8 статьи 96 Закона № 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения закона об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяют.

    Заключение контракта

    Контракты допускается заключать в двух формах:

    Второй вариант допустим при закупках:

    • у субъектов естественных монополий и центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
    • при малых закупках (пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
    • услуг коммунального хозяйства (пп. 8, 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
    • в области культуры и спорта (пп. 15, 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
    • для нужд госаппарата (пп. 20, 21 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
    • в сфере медицины (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
    • в области безопасности (пп. 40, 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

    Упрощенная форма означает, что можно использовать любой вид контракта (договора), который предусмотрен Гражданским кодексом РФ. При этом заказчик вправе не применять требования частей 4-9, 11-13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Например, такое исключение установлено для закупок у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Такой контракт можно заключить в устной форме (ст. 158 Гражданского кодекса РФ).
    Заказчик ставит в известность контрольный орган о факте подписания контракта при закупках, указанных в пунктах 6, 9, 34 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Это нужно сделать не позднее следующего рабочего дня.
    Сведения о контрактах, заключенных по основаниям части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (не включая пункты 4, 5), вносят в реестр контрактов.

    Исполнение контракта

    Согласно части 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ в отдельных ситуациях в обязанности заказчика входит приглашение специалистов для проведения к участию в экспертизе результатов по контракту с единственным поставщиком. Сюда относятся случаи, указанные в пунктах 10-13, 16, 24, 31, 34, 35, 37-39, 43 части 1 статьи 93, а также части 4.1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. Причем при закупках по основанию пункта 24 требование действует только для обеспечения региональных и муниципальных нужд.

    Заказчик может не проводить экспертизу:

    Отчет об исполнении контракта, публикуемый в единой информационной системе, составляют во всех случаях закупок из единственного источника, кроме малых. В него включают сведения и документы, перечисленные в частях 9, 10 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

    Электронный аукцион является наиболее популярной конкурентной процедурой, поэтому с извещением о нем сталкивается каждый заказчик. Сегодня разберем основы составления этого извещения в формате вопрос-ответ.

    Как заказчик должен оповестить об аукционе?

    В обязательном порядке следует разместить извещение об аукционе в ЕИС . Также заказчик может по своему желанию оповестить о проведении аукциона через другие источники. Можно опубликовать информацию на своем сайте, на отраслевых порталах, на страницах средств массовой информации. Тем не менее от размещения в ЕИС это не освобождает.

    Где в ЕИС содержится извещение?

    На главной странице информационной системы есть раздел поиска. В нем можно настроить фильтры для отбора подходящих закупок. После осуществления поиска система выдаст подходящие процедуры. Во вкладке «Общая информация » будет содержаться извещение о закупке.

    Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

    С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

    Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

    В какой форме должно быть составлено извещение?

    Сведения, которые должны содержаться в извещении, закреплены в законе 44-ФЗ. Подробную информацию можно найти в таблице в конце статьи. Извещение формируется в ЕИС путем заполнения соответствующих полей формы. Рекомендуется формировать извещение с привязкой к плану-графику.

    Как разместить извещение в ЕИС?

    Пройдя авторизацию в ЕИС, следует выбрать «Извещение на основании плана-графика» . Появится форма поиск, в которую нужно вписать заказчика. Затем система покажет план-график - следует перейти в него и выбрать позицию, извещение о закупке который нужно сформировать. Некоторые данные будут перенесены в извещение автоматически.

    Далее во вкладке «Общая информация » нужно указать электронную площадку, на которой будет проводиться закупка, реквизиты ответственного лица и прочие данные. Теперь следует обратиться ко вкладке «Информация о процедуре закупки» . Тут снова указывается ЭТП, кроме этого, прописывается порядок направления заявки. Заполнить нужно и все остальные вкладки - «Условия контракта» , «Объект закупки» , «Требования к участникам» . Помимо того, нужно загрузить документы по закупке - это делается во вкладке «Документация об аукционе» .

    Когда все вкладки заполнены, следует внимательно проверить информацию. После этого документ можно публиковать. Он будет доступен в ЕИС не позже чем через час.

    В какие сроки нужно публиковать извещение об электронном аукционе?

    Срок публикации зависит от начальной максимальной цены контракта. Если она до 3 млн рублей включительно, то извещение нужно публиковать не менее, чем за 7 дней до окончания срока приема заявок. Если НМЦК аукциона более 3 млн рублей , то срок увеличивается до 15 дней.

    Срок отсчитывается со следующего дня после публикации извещения. Например, если вы опубликовали извещение 13 августа, то срок отсчитывается с 14 августа.

    Какие штрафы грозят за нарушение сроков?

    Ответственное лицо будет оштрафовано в зависимости от того, насколько нарушен срок:

    • если до двух дней, то штраф составит 5 тыс. рублей ;
    • если более двух дней, то 30 тыс. рублей .

    Можно ли изменить извещение?

    Да, если в нем были допущены ошибки или изменились обстоятельства закупки, то можно внести изменения. Однако они не должны касаться объекта закупки и размера обеспечения заявки.

    Каков порядок внесения изменений?

    Вносить правки в аукционную документацию, в том числе в извещение, можно не позже, чем за 2 дня до окончания срока приема заявок. Еще один день заказчику дается на то, чтобы опубликовать новое извещение в ЕИС. При этом срок приема заявок нужно продлить.

    Таблица. Сведения в извещении об электронном аукционе

    Тип данных Что публикуется
    Сведения о заказчике или специализированной организации
    • наименование и адрес регистрации;
    • почтовый адрес, телефон, email;
    • ответственное за закупку лицо — ФИО, контакты
    Информацию о процедуре
    • наименование способа закупки;
    • идентификационный код закупки (ИКЗ);
    • срок приема заявок и порядок подачи;
    • адрес ЭТП
    Условия контракта (кратко)
    • наименование и описание объекта закупки;
    • объем поставки;
    • адрес, по которому нужно доставит товар;
    • место осуществления работ или оказания услуг;
    • сроки исполнения контракта (этапа);
    • начальная цена и ее обоснование;
    • источник финансирования
    Ограничения для участников При проведении закупки для СМП и СОНО прописывается ограничение для иных участников. Если для закупки действует национальный режим, прописываются ограничения для иностранных товаров
    Преимущества для участников Преимущества для учреждений уголовно-исполнительной системы, организациий инвалидов, СМП и СОНО. Преимущества для субподрядчиков из числа СМП или СОНО
    Требования к участникам Единые и дополнительные (если установлено) требования. По желанию заказчика — требование об отсутствии исполнителя в РНП. Иные требования устанавливать запрещено.
    Документы, которыми участник подтвердит соответствие требованиям Декларации, допуски, лицензии и другие документы
    Обеспечение заявки Размер обеспечения, требования к гарантии банка
    Обеспечение контракта Сумма обеспечения исполнения контракта и требования к нему
    Дату рассмотрения первых частей заявок 7 дней после окончания приема заявок
    Дату проведения торгов 2 дня по окончании срока на рассмотрение первых частей заявок

    В Плане-графике выбрать закупку со статусом «Включена в опубликованный в ЕИС план-график» и нажать пиктограмму «Сформировать извещение» (рис. 15.1).

    Рис. 15.1

    В открывшейся форме заполните поля, сгруппированные по блокам. В зависимости от выбранного способа определения поставщика поля могут отличаться.

    При создании/редактировании извещения не допускается редактирование позиций перечня позиций лота закупки.

    Вкладка «Общие сведения»

    Набор блоков и полей на вкладке будет различным в зависимости от выбранного способа определения поставщика.

    Блок «Сведения о закупке»

    • «Вид продукции:» – заполняется вручную выбором из списка в соответствии с объектом закупки;
    • «Особенности проведения закупки:» – заполняется вручную выбором из списка. Список индивидуален для каждого способа определения поставщика.

      Если в позиции Плана закупок был установлен признак «Планируется заключение энергосервисного контракта», поле будет заполнено автоматически без возможности редактирования. Для закупок, проводимых способом определения поставщика Запрос котировок, если в позиции Плана-графика закупок был установлен признак «Особенности проведения запроса котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан», поле будет заполнено автоматически без возможности редактирования.

    • «Валюта:» – заполняется вручную выбором из списка, предварительно заполнено занчением «Российский рубль», доступно для редактирования.

    Блок «Сведения о заказчике»

    Предварительно заполнен автоматически данными об организации и данными о контакткном лице. Данные о контактном лице (номер телефона, номер факса, адрес электронной почты, фамилия, имя, отчество и дополнительная информация) доступны для редактирования.

    Блок «Этапы проведения закупки»

    Укажите даты и время всех этапов. Все даты заполняются с помощью инструмента «Календарь» , время выбирается из списка. Набор этапов будет различным в зависимости от выбранного способа определения поставщика.

    для всех способов определения поставщика дата в поле «Планируемая дата публикации извещения:» должна быть не меньше текущей даты.

    Блок «Свойства закупки» содержит следующие поля:

    • «Информация о контрактной службе, контрактном управляющем» – заполняется вручную, текстовое поле, обязательно для заполнения;
    • «Порядок подачи заявок» – самопополняемый справочник: заполняется вручную или выбором из списка, сформированного из ранее введённых значений;
    • «Электронная торговая площадка» – заполняется вручную выбором из списка;
    • «Место подачи заявок» – заполняется автоматически адресом электронной торговой площадки или вручную, обязательно для заполнения;
    • «Дополнительная информация о проведении аукциона в электронной форме:» – заполняется вручную, текстовое поле;
    • «Дополнительная информация о процедуре рассмотрения и оценки заявок» – заполняется вручную, текстовое поле;
    • «Место проведения обсуждения:» – заполняется вручную, текстовое поле, обязательно для заполнения;

    Блок «Информация о заключении контракта» содержит следующие поля:

    • Срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя от заключения контракта, должен подписать контракт – заполняется вручную, текстовое поле, обязательно для заполнения;
    • Условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта – заполняется вручную, текстовое поле, обязательно для заполнения;
    • «Дополнительная информация о заключении контракта:» – заполняется вручную, текстовое поле.

    Блок «Документация о закупке» содержит следующие поля:


    Для добавления информации нажмите кнопку, заполните поля в открывшемся окне (вид окна будет различным в зависимости от способа определения поставщика). В случае необходимости проставьте признаки в полях:

    • «Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ:»;
    • «Право заключения контракта с несколькими участниками закупки:» (при этом заполните дополнительное поле «Количество контрактов:»);
    • «Предметом контракта является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения в случаях, указанных в части 9 статьи 37 Федерального закона 44-ФЗ:»;
    • «Возможно изменить предусмотренные контрактом количество товара, объем работ или услуги:»;
    • «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ или оказание консультационных услуг:».

    Заполните блок «Информация о предоставлении разъяснений положений документации» (если отображается) с полями:

    • «Дата и время начала предоставления:» – заполняется вручную, дата заполняется с помощью инструмента «Календарь», время заполняется выбором из списка или вручную;
    • «Дата и время окончания предоставления *:» – заполняется вручную, дата заполняется с помощью инструмента «Календарь», время заполняется выбором из списка или вручную, обязательно для заполнения;
    • «Порядок предоставления *:» – заполняется вручную, текстовое поле, обязательно для заполнения.

    В блоке «Требования к информации и документам для предоставления участниками» (если отображается) нажмите кнопку «Добавить требование» , заполните открывшиеся поля:

    • «Наименование предоставляемой информации или документа:» – заполняется вручную, обязательно для заполнения;
    • «Обязательность предоставления:» – заполняется проставлением признака ⋁.

    Для добавления нескольких требований нажмите кнопку «Добавить требование» , заполните аналогичный подблок. Добавленные второй и следующие подблоки возможно удалить. Если отображается вкладка «Критерии оценки» , добавьте критерии, заполните информацию о них. Для этого нажмите кнопку «Добавить критерий» , в открывшемся блоке «Критерии оценки» выберите заполнение стоимостного либо нестоимостного критерия, для удаления нажмите кнопку «Удалить критерий» (рис. 15.1.2).

    Рис. 15.1.2

    При выборе значения «Стоимостной критерий оценки» (рис. 15.1.3):

    Рис. 15.1.3

    • Заполните поле «Наименование критерия:» – заполняется выбором из списка
    • Выберите значимость критерия:
      • «Значимость критерия в процентах». При этом заполните открывшееся поле «Значимость критерия в процентах:» – заполняется вручную, допустим ввод только цифр, обязательно для заполнения, допустимы значения от 0 до 100;
      • «Иная значимость критерия». При этом заполните открывшиеся поля «Значимость критерия для случаев, когда предложение участника о цене контракта до 25 процентов ниже НМЦК, в %:» и «Значимость критерия для случаев, когда предложение участника о цене контракта на 25 и более процентов ниже НМЦК, в %:» – заполняются вручную, допустим ввод только цифр, обязательны для заполнения;
    • Заполните поле «Дополнительная информация о содержании и порядке оценки по критерию» – заполняется вручную, текстовое поле.

    При выборе значения «Нестоимостной критерий оценки» (рис. 15.1.4):

    Рис. 15.1.4

    • «Файл» – выбор значения из выпадающего списка, добавление как минимум одного файла типа «Документация о закупке/Проект контракта» обязательно;
    • «Описание документа»;
    • «Путь к файлу».
    Вкладка «Лот», подвкладка «Особенности размещения»

    В блоке «Преференции, особенности» заполните поля:

    • «Размер, %:» – заполняется вручную, обязательно для заполнения. В зависимости от выбранной преференции заполните поле значением до пятнадцати %;
    • «Дополнительная информация:» – заполняется вручную, текстовое поле.

      Поля доступны для заполнения в случае, если преференции были выбраны в позиции Плана-графика закупок, на основании которой создаётся извещение. Не добавляйте информацию о преференциях, если они не были указаны в позиции Плана-графика закупок.

    В блоке «Требования к цене и качеству» заполните следующие поля:

    • «Сведения о включенных (невключенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей:» – заполняется вручную, текстовое поле;
    • «Требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работ, услуг, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара (при необходимости):» – заполняется вручную, текстовое поле.

    В блоке «Применение национального режима при осуществлении закупки» .


    После заполнения полей нажмите кнопку «Сохранить» для добавления информации в таблицу (рис. 15.2.2).

    Рис. 15.2.2

    • «Дополнительная информация:» – заполняется вручную, текстовое поле;
    • «Номер типового контракта, типовых условий контракта» – текстовое поле. Заполняется вручную в случае применения типового контракта, типовых условий контракта.
    Вкладка «Лот», подвкладка «Условия контракта»

    Блок «Условия контракта» содержит поля для заполнения:

    • «Информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями чч. 8–25 ст. 95 44-ФЗ:» – заполняется вручную, текстовое поле, обязательно для заполнения;
    • «Обоснование начальной максимальной цены контракта:» – заполняется вручную, текстовое поле, обязательно для заполнения.

    Блок «Поставка товара, выполнение работ, оказание услуг» содержит поля:

    • «Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг» – самопополняемый справочник: заполняется вручную или выбором из списка, сформированного из ранее введённых значений;
    • «Сроки доставки товара, выполнения работы или оказания услуги, либо график оказания услуг» – самопополняемый справочник: заполняется вручную или выбором из списка, сформированного из ранее введённых значений.

    В блоке «Требования к участникам закуцпки отдельных видов товаров, работ, услуг» будут заполнены данные из позиции Плана-графика закупок с возможностью редактирования.

    Вкладка «Лот», подвкладка «Требования к обеспечению»

    Блоки «Требования обеспечения заявки» и «Требования обеспечения исполнения контракта» заполнены данными из позиции Плана-графика закупок. В зависимости от способа определения поставщика могут быть доступны для редактирования.

    После заполнения всех необходимых и обязательных полей формы нажмите на кнопку «Отправить на согласование» внизу формы для отправки извещения на согласование в ГРБС (рис. 15.3).

    Рис. 15.3

    В открывшейся форме подписания будут выведены все данные по закупке, введенные в форме создания закупки и извещения, для контрольной проверки. Если возникла необходимость исправить данные, введенные в форме «Извещение о проведении закупки» , то в форме подписания нажмите на кнопку «Назад». Произойдет возврат в форму редактирования извещения. Если в форме подписания извещения все данные верны, и нужно отправить его на согласование в ГРБС, нажмите кнопку «Подписать» (рис. 15.4).

    Закупка у единственного поставщика – один из способов закупки, который позволяет приобрести товары необходимого качества, определенной торговой марки у определенного продавца, без проведения торгов в максимально короткие сроки. В статье рассмотрим особенности проведения закупки у единственного поставщика.

    Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителя организации (государственного, муниципального заказчика) « ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак.часов.

    Что такое закупка у единственного поставщика

    Закупка у единственного поставщика - это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

    Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

    В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

    Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

    Указанный перечень содержит более 40 различных оснований, среди которых есть наиболее популярные у заказчиков:

    Хотелось бы остановиться на нескольких типах закупки у единственного поставщика.

    Малые закупки

    Стоит отметить, что закупки на сумму до 100 000 рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. Ранее (по нормам закона № 94-ФЗ) сумма всех заказов на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) в течение квартала не должна превышать 100 000 рублей (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ).

    Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 000 руб. В апреле этого же года он вправе закупить тот же товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 000 рублей. При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

    Тип «закупка малого объёма» очень популярен среди заказчиков из-за своей простоты:

    • Во-первых, закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не нужно отражать в плане-графике в полном объёме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
    • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
    • В-третьих, по таким закупкам не нужно составлять отчёт об исполнении этапа контракта и вносить сведения в реестр контрактов.

    Неконкурентная процедура

    В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

    Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93, ч. 18 ст. 83 № 44-ФЗ).

    Обращаем ваше внимание на интересную деталь в законе: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), то заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 48, 59), а иногда и запрос котировок или запрос предложений (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83).

    Согласовывать закупку у единственного поставщика по итогам несостоявшихся торгов больше не нужно. С 2015 года отменяется обязанность заказчика согласовывать заключение контракта в ФАС в случае признания конкурентных способов закупки несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93).

    При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

    Преимущества закупки у ЕП

    1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
    2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
    3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при выборе конкурентных способов закупок.
    4. Заказчику не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

    Недостатки закупки у ЕП

    При закупке у единственного поставщика заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Также ему сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, на открытом конкурсе, из-за отсутствия конкуренции.

    ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

    Форс-мажор

    Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Напомним, что закон о контрактной системе 44-ФЗ разрешает неконкурентную процедуру при возникновении чрезвычайных ситуаций и форс-мажорные обстоятельств(непреодолимой силы). Но далеко не все обстоятельства попадают под это определение.

    Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Посмотреть в ГК РФ (ст. 401), где написано, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие же случае, например, некачественное выполнение обязанностей, к ним не относятся.

    Пример 1. Конец финансового года

    Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на ФЗ-44(п.9 ч.1 с.93)?

    Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

    В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

    На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

    Пример 2. Профилактика

    Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

    Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не вправе заключать контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

    На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения, в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

    В данном случае заказчику целесообразнее провести запрос котировок.

    Пример 3. Контракт после аварии

    Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик, спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

    Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика, как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому, если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он явно неправ.

    Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

    Процедура проведения проверки контролирующим органом

    При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан уведомить в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

    Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено.

    1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
    2. По итогам проверки подготавливается докладная записка.
    3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
    4. Если обнаружены нарушения — контролирующий органом организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

    Обоснование закупки у единственного поставщика

    В некоторых случаях (они указаны в ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчику необходимо подготовить и утвердить отчет, в котором требуется обосновать (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

    • невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, кроме закупки у единственного поставщика;
    • цену и другие существенные условия контракта.

    Срок составления отчета Законом № 44-ФЗ не установлен. Но утвердить отчет необходимо все-таки до заключения контракта, а не после. На практике для этого может потребоваться от одного до трех рабочих дней.

    Выводы

    1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры, каждый раз, когда ему это удобно.
    2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
    3. А поставщикам до заключения контракта нужно внимательно читать документацию заказчика, анализировать информацию, вникая в детали.
    4. Важно отслеживать ситуации, когда заключение контракта может оказаться неправомерным, не дожидаясь, когда такой договор будет расторгнут на основании решения контролирующего органа или суда.

    Онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».