Войти
Образовательный портал. Образование
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Статья 287 минтранса что касается диспетчеру. Труд-Эксперт.Управление. О необходимости повторного обучения

    Статья 287 минтранса что касается диспетчеру. Труд-Эксперт.Управление. О необходимости повторного обучения

    Мы с вами разберем, что же нового этот Приказ Минтранса нам принес. И как действовать руководителю, специалисту по БДД и ИП с учетом того что у него есть на руках.

    Итак, Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N №287 "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"

    О старом Приказе Минтранса РФ от 22 июня 1998 г. N 75 "Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом" можно забыть.

    Я начну с типичных ситуаций в которых оказались многие руководители, специалисты и ИП. И разобрав эти примеры, далее мы обсудим какие специалисты должны быть обучены по БДД.

    Рассмотим 3 (три типичные ситуации)

    Что делать по Приказу Минтранса №287, если вы не обучены, но аттестованы .

    Ситуация #1 . На сегодняшний день, например, у руководителя, заместителя руководителя, начальника транспортного отдела, инженера по БДД или ИП есть удостоверение на руках о том, что он несколько лет назад прошел обучение в рамках требований Приказа Минтранса №75 (на сегодняшний день утратил силу).

    Обучение проходило по программе повышения квалификации объемом 32 часа: «Программа повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

    Специалист получил удостоверение от образовательного учреждения о прохождении данного курса, и затем успешно был аттестован в надзорном органе.

    В надзорном органе также выдали удостоверение о соответствии занимаемой должности.

    Сразу оговорюсь, разобрав этот пример, остальные примеры будет понять намного проще.

    Обратите внимание, что обучение по БДД и аттестация по БДД это два разных мероприятия . Так как эти два мероприятия следуют одно за другим, это выглядит как единый процесс, но к каждому из них «привязана» своя нормативная база.

    И эти два мероприятия следует рассматривать отдельно друг от друга . Это очень важный момент.

    Поэтому теперь нормативная развязка выглядит следующим образом.

    Если вы как специалист ответственный по БДД аттестованы в надзорном органе и у вас на руках соответствующее удостоверение, то вопрос об аттестации закрыт.

    Следующая аттестация у вас будет через 5 лет. В связи с тем, что вступили в силу новые Квалификационные требования, переаттестация не нужна.

    Цитируем Приказ Минтранса №13/11:

    «…Досрочно аттестация производится в случаях, когда на организациях выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями…»

    Вопрос с аттестацией закрыт (действует 5 лет). Но теперь самое интересное. Вопрос с образованием или обучением открыт.

    Это значит, что специалист аттестован, но не соответствует новым профессиональным и квалификационным требованиям.

    Вместе с появлением Приказа Минтранса №287, в КоАП РФ появилась дополнительная административная статья:

    «Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

    1. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, -

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей …»

    Итак, какие несоответствия могут здесь быть.

    Сначала процитируем требования согласно Приказа Минтранса №287:

    «16.3. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований :

    по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

    наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.»

    Теперь о несоответствиях:

    не входящей в укрупненную группу 23.00.00 и имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа.

    Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что нет диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

    Здесь все поправимо. Специалисту необходимо пройти обучение по БДД в рамках новых требований (а аттестация уже есть).

    2. Специалист не имеет базового высшего образования (например, только среднетехническое) и имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа.

    Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что нет диплома о высшем образовании.

    И нет диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

    Таким специалистам сейчас труднее всего. Я знаю такие случаи, когда инженер по БДД, имея среднетехническое образование, проработал в должности более 10 лет, и теперь не вписывается в требования законодательства.

    И теперь ему грозит увольнение так как нет базового высшего образования. Я пока не знаю таких случаев, чтобы кто-то, чтобы сохранить работу, пошел получать высшее образование (стал студентом).

    Что делать по Приказу Минтранса №287, если вы обучены, но не аттестованы .

    Ситуация #2 . На сегодняшний день у специалиста по обучению БДД есть удостоверение о том, что некоторое время назад (например, в начале 2016 года) он прошел курсы подготовки по БДД по программе объемом 82 часа: «Программа квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

    Специалисту по БДД выдали удостоверение, но по каким-то причинам он не прошел аттестацию. Например, заболел или сменил работу неожиданно. Или решил, что на подходе новый Приказ Минтранса №287 и лучше подождать нововведений.

    Как вы уже поняли, удостоверение о подготовке по программе в 82 часа не вписывается в действующие Квалификационные требования.

    Такому специалисту, если есть базовое высшее образование, необходимо сделать следующее:

    1. Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению) не входящей

    Такому специалисту необходимо получить дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения (с выдачей диплома установленного образца).

    После этого аттестоваться в надзорном органе.

    2. Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению) входящей в укрупненную группу 23.00.00.

    Такому специалисту необходимо повысить квалификацию. С чем это связано? Это связано с тем что согласно Приказа Минтранса №13/11 аттестация проходит только после повышения квалификации.

    Так как Приказ Минтранса РФ от 23 июля 1998 г. N 91 "Об утверждении типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте" отменили , то программу повышения квалификации образовательное учреждение может разработать и утвердить самостоятельно.

    Это может быть программа объемом, например , 32 часа, 40 часов или 48 часов. Количество часов в такой программе теперь законодательно не установлено.

    И после того как вы повысили квалификацию, вы с удостоверением от образовательного учреждения идете аттестовываться в надзорный орган.

    Что делать по Приказу Минтранса №287, если вы не обучены и не аттестованы.

    Ситуация #3 . Вы как руководитель, специалист или ИП решили выполнить требования законодательства в рамках Приказа Минтранса №287 (Квалификационные требования) и выполнить требование по аттестации специалиста ответственного по БДД.

    Ваши действия как специалиста ответственного по БДД точно такие же, как и в Ситуации #2 .

    Здесь будет уместно дать комментарий в части образования и образовательного процесса. Если раньше обучение было только очным, то теперь получить дополнительное образование можно дистанционно .

    Это закреплено в Федеральном Законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

    «Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

    1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников…»

    Это намного удобнее чем очное обучение, потому что не нужно лично присутствовать при обучении.

    Обучение в 256 часов это все-таки несколько месяцев за партой. Дистанционное обучение по БДД теперь можно получить в более комфортной обстановке. Диплом очного и дистанционного обучения абсолютно равноценны .

    Если вы спросите, есть ли какой-то утвержденный или аккредитованный список образовательных учреждений, то я вам отвечу, что такого списка нет .

    Поэтому вы должны знать, что если в надзорном органе вам скажут, что диплом, который вы им предъявили они принимать во внимание не будут, то они действуют не законно .

    Процитирую требования к образовательным учреждениям в Приказе Минтранса №287:

    «…2. Настоящие Требования устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам …»

    После того как вы получите диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, или после того как вы получите удостоверение о повышении квалификации (повысить квалификацию можно так же дистанционно), вы подаете документы в аттестационную комиссию надзорного органа.

    Какие специалисты должны обучиться по Приказу Минтранса №287

    Теперь о том к каким специалистам предъявляются Квалификационные требования. Опять же цитата из Приказа Минтранса №287 (водителей не включил, это отдельная тема):

    «… 3. Настоящие Требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:

    диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;

    контролер технического состояния автотранспортных средств;

    контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;

    специалист , ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;

    консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов…»

    Здесь, я дам следующий комментарий. Обратите внимание! Требования к профессиям и должностям !

    Здесь не обозначены генеральные директоры, директоры, заместители директоров, начальники, инженеры, механики и т.д.

    Это значит, что диспетчера, контролера, специалиста (ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения) следует рассматривать в первую очередь как профессию .

    То есть важно понять, что в штатном расписании должен быть либо диспетчер, контролер, специалист (ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения), либо другое должностное лицо (как бы оно не называлось) которые выполняет работу по этим профессиям.

    Например, по штатному расписанию есть начальник отдела по развитию . У него могут быть прямые обязанности как начальника отдела по развитию, так и дополнительные обязанности как специалиста за обеспечение БДД.

    Все эти обязанности должны быть отражены в должностной инструкции. Другими словами, он будет работать как начальник, и будет работать по профессии «специалист за обеспечение БДД».

    Или, например, есть по штатному расписанию механик . У него обязанностей может быть много (работа с помещениями, с пожарным оборудованием, с подъемными механизмами). Но также у него может быть дополнительная работа по профессии «контролер» .

    В том и другом примере, начальник отдела по развитию и механик должны соответствовать Квалификационным требованиям в рамках Приказа Минтранса №287, так как оба выполняют работу по соответствующим профессиям.

    На кого распространяется действие Приказа Минтранса №287

    Теперь важный комментарий Приказа Минтранса №287: на какие организации распространяется его действие.

    В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах», было разработано учебно-методическое пособие по обеспечению дополнительного образования специалистов автомобильного транспорта.

    Данное пособие было выложено на официальном сайте Минтранса РФ. Цитирую очень важный момент:

    «… Особые требования к организациям, выполняющим перевозки .

    В зависимости от характера эксплуатации автотранспортных средств, все субъекты транспортной деятельности подразделяются на две категории :

    - субъекты, эксплуатирующие транспортные средства для удовлетворения собственных нужд ;

    - субъекты, выполняющие перевозки , т.е. оказывающие третьим лицам возмездные транспортные услуги, перевозя пассажиров или грузы на основе соответствующих договоров перевозки .

    Принадлежность организации к той или иной группе определяется, прежде всего, видами деятельности, указанными в ее уставе, в частности – наличием или отсутствием в уставе понятия «перевозка» в том или ином сочетании.

    Закон устанавливает к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, дополнительные требования по сравнению с прочими субъектами транспортной деятельности. Эти требования сформулированы в п. п. 3 и 4 ст. 20 ФЗ-БДД .

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

    - обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

    - обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом…»

    Отсюда делаем очень простой вывод. Если ваша организация занимается деятельностью по перевозке пассажиров и/или грузов (данная деятельность должна быть обозначена в Уставе организации), то значить вы находитесь в рамках требований Приказа Минтранса №287 .

    Если ваша организация, например, просто перевозит бухгалтера в налоговую или директора на совещание, то ваша организация находится вне рамок Квалификационных требований.

    Если вы спросите, какие требования к специалистам, обеспечивающим БДД в организациях, которые не занимаются перевозками как видом деятельности, то это отдельная тема.

    Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"

    С 14 июня 2016 года вступают в силу профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются, в частности, автоперевозками

    Утвержденные Требования устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников. Необходимый уровень знаний достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.

    Профессиональные и квалификационные требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:

    • водитель легкового автомобиля (включая водителя легкового такси);
    • водитель грузового автомобиля;
    • водитель автобуса;
    • водитель троллейбуса;
    • водитель трамвая;
    • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
    • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
    • водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
    • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;
    • диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
    • контролер технического состояния автотранспортных средств;
    • контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
    • специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
    • консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

    В частности, документом устанавливается, что водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет. Также требования к стажу определены для водителя автомобиля, осуществляющему перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, - наличие общего стажа (опыта) работы в качестве водителя не менее пяти лет, из которых не менее одного последнего года - в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории, и для водителя автомобиля, сопровождающему перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, - наличие стажа (опыта) работы в качестве водителя автомобиля, осуществляющего перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза не менее одного года.

    МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПРИКАЗ

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

    К РАБОТНИКАМ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

    ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПЕРЕВОЗКИ

    АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ГОРОДСКИМ

    НАЗЕМНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ

    Зарегистрировано в Минюсте России 9 декабря 2015 г. N 40032


    В соответствии с подпунктом 5.2.10(3) Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612; N 24, ст. 2601; N 52 (ч. 3), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740; N 11 (ч. 1), ст. 1029; N 17, ст. 1883; N 18, ст. 2060; N 22, ст. 2576; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 4, ст. 506; N 6, ст. 738; N 13, ст. 1558; N 18 (ч. 2), ст. 2249; N 32, ст. 4046; N 33, ст. 4088; N 36, ст. 4361; N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650; ст. 652; N 11, ст. 1222; N 12, ст. 1348; N 13, ст. 1502; N 15, ст. 1805; N 25, ст. 3172; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; 2011, N 14, ст. 1935; N 26, ст. 3801, ст. 3804; N 32, ст. 4832; N 38, ст. 5389; N 46, ст. 6526; N 47, ст. 6660; N 48, ст. 6922; 2012, N 6, ст. 686; N 14, ст. 1630; N 19, ст. 2439; N 44, ст. 6029; N 49, ст. 6881; 2013, N 5, ст. 388; N 12, ст. 1322; N 26, ст. 3343; N 33, ст. 4386; N 38, ст. 4821; N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1286; N 18 (ч. 4), ст. 2177; N 30 (ч. 2), ст. 4311; N 30 (ч. 2) ст. 4325; N 37, ст. 4974; N 42, ст. 5736; N 43, ст. 5901, ст. 5926; 2015, N 2, ст. 491; N 16, ст. 2394; N 17 (ч. 4), ст. 2571; N 20, ст. 2925),

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Утвердить прилагаемые Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Требования).


    2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за исключением подпункта 12.3 Требований, вступающего в силу по истечении трех лет со дня официального опубликования настоящего приказа.

    Министр

    Портал «Опасный груз» - объединение участников рынка опасных веществ и изделий.

    Приказ Минтранса от 28.09.2015 г. №287

    "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований

    к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом "

    В соответствии с подпунктом 5.2.10(3) Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395, приказываю:

    1. Утвердить прилагаемые Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Требования).

    2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за исключением подпункта 12.3 Требований, вступающего в силу по истечении трех лет со дня официального опубликования настоящего приказа.

    Профессиональные и квалификационные требования

    к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

    1. Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Требования, работники), разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и пунктом 5.2.10(3) Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395.

    2. Настоящие Требования устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.

    3. Настоящие Требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:

    • водитель транспортного средства категорий "D", "Dl", "DE", "D1E" (далее - водитель автобуса);

    • водитель транспортного средства категории "Тm" (далее - водитель трамвая);

    Разбираем приказ Минтранса №287 о квалификационных требованиях к водителям и иным работникам транспорта.

    Из статьи вы узнаете:

    Приказ Минтранса 287 о квалификационной подготовке водителей

    Приказ Минтранса 287 о квалификационной подготовке водителей (далее – приказ Минтранса 287 от 28.09 2015) вступил в силу 14 июня 2016 г., за исключением отдельных положений.

    Приказ Минтранса от 28.09 2015 г 287 устанавливает профессиональные и квалификационные требования к работникам автомобильного и городского наземного электротранспорта. Кроме того, документ предусматривает требования к водителям машин со спецсигналами, автомобилей международной перевозки. Также документ содержит требования, которые предъявляются к диспетчерам, контролерам техсостояния транспортных средств, консультантам по вопросам безопасности перевозки опасных грузов, специалистам, которые отвечают за обеспечение безопасности дорожного движения.

    Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда

    Энциклопедия кадровых приказов от Системы Кадры.

    Скачайте документы по теме:

    Требования содержат необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников.

    Подробно о том, какие условия выполнить, чтобы принять на работу водителя, читайте .

    На кого распространяется приказ Минтранса 287 о квалификационной подготовке

    Требования, которые предусматривает 287 приказ Минтранса, предъявляются к нескольким профессиям и должностям работников. Прежде всего это водители:

    • автомобилей категорий "B", "BE" (в том числе легкового такси);
    • машин категорий "C", "C1", "CE", "C1E" (грузового автомобиля);
    • автомобилей категорий "D", "D1", "DE", "D1E" (автобуса);
    • транспортного средства категории "Tb" (троллейбуса);
    • транспортного средства категории "Tm" (трамвая);
    • автомобиля, который перевозит опасный груз;
    • крупногабаритного или тяжеловесного транспортного средства, или водитель автомобиля , сопровождающий такое транспортное средство;
    • транспортного средства, оборудованного устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
    • автомобиля, который перевозит пассажиров и грузы в международном сообщении.

    Кроме того, приказ Минтранса 287 о квалификационной подготовке распространяется на следующие должности:

    • диспетчер автомобильного и городского наземного электротранспорта;
    • контролер технического состояния автотранспортных средств;
    • контролер технического состояния трамваев и троллейбусов;
    • специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
    • консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

    Помимо вышеперечисленного, приказ 287 Минтранса РФ с последними изменениями устанавливает, что водитель легкового автомобиля должен уметь:

    • безопасно и эффективно управлять транспортным средством в различных условиях дорожного движения;
    • соблюдать ПДД;
    • следить за своим эмоциональным состоянием;
    • проверять техническое состояние транспортного средства;
    • устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации автомобиля;
    • обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров автомобиля, их перевозку, а также прием, размещение и доставку багажа;
    • выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях дорожного движения;
    • использовать зеркала заднего вида при маневрировании;
    • прогнозировать возникновение опасных ДТП и совершать действия по их предотвращению и прочее.

    Важно: с 1 июня 2017 года иностранные граждане, независимо от их статуса, могут трудиться водителями, только если у них есть водительское удостоверение российского образца (ст. 1, ст. 3 Закона от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ). Это правило не распространяется на граждан государств, где русский язык закреплен как официальный. Они по-прежнему могут управлять транспортными средствами на территории России с правами зарубежного образца (абз. 2 п. 13 ст. 25 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, Закон от 26 июля 2017 г. № 204-ФЗ). Прочитать об этом подробнее можно .

    Требования к стажу установлены для водителя легкового такси. Он должен иметь водительский стаж не меньше трех лет. Требования к уровню профобразования и стажу для других водителей категорий "B", "BE" не установлены.

    Требования к водителю грузового автомобиля

    Приказ Минтранса 287 о квалификационной подготовке содержит разъяснения о том, что водитель грузовика, помимо перечисленных выше требований, предъявляемых к водителям категорий "B", "BE", должен знать:

    как устроен и на основе каких принципов работает грузовой автомобиль, в том числе с прицепом;

    какие применяются правила и инструкции по охране труда при техосмотре грузового автомобиля и обращении с эксплуатационными материалами.

    Требования к водителю автобуса

    К водителю автобуса 287 приказом Минтранса предъявляются повышенные требования по сравнению с требованиями, которые действуют по отношению к водителям категорий "B", "BE". В частности, водитель автобуса должен знать:

    • как регулируются законодательством регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров автобусами;
    • нормы об ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

    Водитель автобуса должен уметь:

    1. проверять, в каком состоянии находится автобус;
    2. обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, контролировать прием, размещение и перевозку багажа;
    3. использовать в работе различные типы тахографов.

    Выясните, как вести учет рабочего времени водителей, в .

    Квалификационные требования к водителю автобуса

    Если водитель автобуса будет перевозить детей, то согласно приказу 287 Минтранса РФ ему потребуется стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее одного года из последних трех календарных лет. Кроме того, важно, чтобы водитель не подвергался в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления автомобилем либо административного ареста за совершение проступка в области дорожного движения. Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы для других водителей автобусов не предъявляются.

    Требования к водителям троллейбуса

    Водитель троллейбуса, кроме требований, предъявляемых к обладателям категорий "B", "BE",должен знать:

    Водитель троллейбуса должен уметь:

    1. проверять техническое состояние троллейбуса;
    2. гарантировать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку;
    3. устранять неисправности троллейбуса, не требующие разборки узлов и агрегатов, возникшие в пути;
    4. заполнять документацию, связанную со спецификой эксплуатации троллейбуса.

    Требования к уровню профобразования и стажу (опыту) работы водителя троллейбуса не предъявляются.

    Водитель трамвая

    Приказ 287 от 28.09 2015 Минтранс РФ устанавливает, что водители трамвая дополнительно к требованиям, предъявляемым к водителям категорий "B", "BE" должны знать:

    • какими нормативными актами регулируются регулярные перевозки пассажиров городским наземным электротранспортом;
    • какие применяются правила при технической эксплуатации электроустановок потребителей при эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 вольт;
    • правила безопасности при эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 вольт;
    • основы законодательства в области обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;
    • основы теории движения трамвая и прочее.

    Водитель трамвая должен уметь:

    1. проверять техническое состояние трамвая;
    2. устранять неполадки, не требующие разборки узлов и агрегатов, возникшие в пути, с помощью инструмента, который есть в наличии;
    3. обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку;
    4. заполнять документацию, связанную со спецификой эксплуатации трамвая.

    Требования к уровню профобразования и стажу (опыту) работы водителя трамвая не предъявляются.

    О том, как действовать работодателю, если водителя лишили прав, читайте .

    Требования к водителям иных транспортных средств

    Если водитель на автомобиле перевозит опасные грузы, к нему приказом Минтранса от 28 09 2015 287предъявляются дополнительные требования. В зависимости от типа управляемой машины он должен знать:

    Для водителей, которые перевозят опасные грузы, действуют специальные требования к стажу. Такой сотрудник должен проработать водителем транспортного средства соответствующей категории не меньше одного года. Кроме того, он не должен привлекаться в течение последнего года к административной ответственности с наказанием в виде лишения водительских прав или административного ареста за нарушение правил вождения.

    К водителю, управляющему тяжеловесным или крупногабаритным транспортным средством или автомобилем, сопровождающим такое транспортное средство, приказом минтранса от 28 09 2015 287 предъявляются следующие требования к стажу (опыту) работы:

    если сотрудник управляет тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством, - требуется общий стаж (опыта) работы в качестве водителя не меньше пяти лет, из них не менее одного последнего года - в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории;

    если сотрудник управляет автомобилем, сопровождающим тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средство, - требуется стажа (опыта) работы в качестве водителя автомобиля, выполняющего перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза не меньше одного года.

    Таким образом, мы выяснили, какие требования к водителям предъявляет приказ Минтранса 287 от 28.09 15 г. Важно знать, какие навыки должен иметь водитель транспортного средства того или иного вида и когда предъявляются особые требования к его стажу работы.

    Начнем с типичных ситуаций, в которых оказались многие руководители, специалисты и ИП с выходом Приказа Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 г. № 287 (ред. от 02.03.2017 г.) «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

    Что делать, если вы не обучены, но аттестованы
    У руководителя, заместителя руководителя, начальника транспортного отдела, инженера по БДД или ИП есть удостоверение о том, что он прошел обучение в рамках требований приказа Минтранса РФ от 22.06 1998 г. № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (на сегодняшний день приказ утратил силу).
    Обучение проходило по программе повышения квалификации объемом 32 часа: «Программа повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации». Специалист получил удостоверение от образовательного учреждения о прохождении курса и затем был успешно аттестован в надзорном органе, где ему выдали удостоверение о соответствии занимаемой должности.
    Обратите внимание, что обучение по БДД и аттестация по БДД - это два разных мероприятия. Так как они следуют одно за другим, это выглядит как единый процесс. Однако к каждому из них привязана своя нормативная база, и их следует рассматривать отдельно друг от друга.
    Поэтому, если вы как специалист, ответственный по БДД, аттестованы в надзорном органе и у вас на руках соответствующее удостоверение, то вопрос об аттестации закрыт. Следующая аттестация у вас будет через пять лет. В приказе Минтранса РФ № 13/11 сказано, что досрочно аттестация производится в случаях, когда в организациях выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями.
    Итак, в связи с тем, что вступили в силу новые квалификационные требования, переаттестация не нужна. Однако вопрос с образованием или обучением открыт, так как специалист аттестован, но не соответствует новым профессиональным и квалификационным требованиям.
    Вместе с появлением приказа Минтранса РФ № 287 в КоАП РФ появилась ст. 12.31.1 «Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», которая запрещает осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам. Наказание - административный штраф на должностных лиц в размере 20 тыс. руб., на юридических лиц - 100 тыс. руб.
    В Приказе Минтранса РФ № 287 сказано, что к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:
    - наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
    - наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
    Рассмотрим варианты:
    - Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению), не входящей в укрупненную группу 23.00.00, и имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа. Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что у него нет диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Здесь все поправимо: специалисту необходимо пройти обучение по БДД в рамках новых требований, а аттестация у него уже есть.
    - Специалист не имеет базового высшего образования (например, только среднетехническое) и имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа. Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что у него нет диплома о высшем образовании, также отсутствует диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Таким специалистам сейчас труднее всего. Есть случаи, когда инженер по БДД, имея среднетехническое образование и проработав в должности более 10 лет, теперь не вписывается в требования законодательства. Ему грозит увольнение.

    Что делать, если вы обучены, но не аттестованы
    У специалиста по обучению БДД есть удостоверение о том, что некоторое время назад (например, в начале 2016 г.) он прошел курсы подготовки по БДД по программе объемом 82 часа: «Программа квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации». Ему выдали удостоверение, но по каким-то причинам он не прошел аттестацию. Например, заболел, или неожиданно сменил работу, или решил, что на подходе новый Приказ Минтранса № 287 и лучше подождать нововведений. Так или иначе, но удостоверение о подготовке по программе в 82 часа не вписывается в действующие квалификационные требования.
    Специалисту, имеющему базовое высшее образование, в таких условиях нужно сделать следующее:
    1. Если специалист имеет высшее образование по специальности (направлению), не входящей в укрупненную группу 23.00.00, то ему необходимо получить дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения (с выдачей диплома установленного образца), а после этого аттестоваться в надзорном органе.
    2. Если специалист имеет высшее образование по специальности (направлению), входящей в укрупненную группу 23.00.00, ему необходимо повысить квалификацию. Это связано с тем, что согласно Приказу Минтранса РФ № 13/11 аттестация проходит только после повышения квалификации.
    Так как приказ Минтранса РФ от 23.07.1998 г. № 91 «Об утверждении типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» отменен, то программу повышения квалификации образовательное учреждение может разработать и утвердить самостоятельно. Это может быть программа объемом, например, 32, 40 или 48 часов. Количество часов в такой программе теперь законодательно не установлено.
    После того как специалист повысил квалификацию, он с удостоверением от образовательного учреждения может обратиться в надзорный орган для аттестации.

    Что делать, если вы не обучены и не аттестованы
    Вы как руководитель, специалист или ИП решили выполнить требования законодательства в рамках Приказа Минтранса РФ № 287 и выполнить требование по аттестации специалиста, ответственного по БДД. Ваши действия как специалиста, ответственного по БДД, точно такие же, как в предыдущем случае.
    Здесь будет уместно дать комментарий в части образования и образовательного процесса. Если раньше обучение было только очным, то теперь получить дополнительное образование можно дистанционно. Это закреплено в ст. 16 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Дипломы очного и дистанционного обучения абсолютно равноценны.
    Отметим, что утвержденного или аккредитованного списка образовательных учреждений нет. Поэтому будет слитно, если в надзорном органе скажут, что диплом, который вы им предъявили, приниматься во внимание не будет. В соответствии с Приказом Минтранса РФ № 287 необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.
    После того, как вы получите диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, или после того, как вы получите удостоверение о повышении квалификации (повысить квалификацию можно также дистанционно), вы можете подать документы в аттестационную комиссию надзорного органа.

    Какие специалисты должны обучиться по Приказу Минтранса РФ № 287
    В соответствии с приказом Минтранса РФ № 287 квалификационные требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:
    - диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
    - контролер технического состояния автотранспортных средств;
    - контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
    - специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
    - консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
    В списке отсутствуют директор, заместитель директора, начальник отдела, инженер, механик и т. д. Это значит, что диспетчера, контролера, специалиста (ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения) следует рассматривать, в первую очередь, как профессию. Важно понять, что в штатном расписании должен быть либо диспетчер, контролер, специалист (ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения), либо другое должностное лицо (как бы оно не называлось), которое выполняет работу по этим профессиям.
    Например, по штатному расписанию есть начальник отдела по развитию. У него могут быть прямые обязанности как начальника отдела по развитию, так и дополнительные обязанности как специалиста, ответственного за обеспечение БДД. Все эти обязанности должны быть отражены в должностной инструкции. Другими словами, он будет работать как начальник и по профессии «Специалист, ответственный за обеспечение БДД».
    Или, например, есть по штатному расписанию механик. У него обязанностей может быть много: работа с помещениями, пожарным оборудованием, подъемными механизмами. Но также у него может быть дополнительная работа по профессии «Контролер».
    В том и другом примере начальник отдела по развитию и механик должны соответствовать квалификационным требованиям в рамках приказа Минтранса РФ № 287, так как оба выполняют работу по соответствующим профессиям.

    На кого распространяется действие Приказа
    Минтранса № 287

    В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» было разработано учебно-методическое пособие по обеспечению дополнительного образования специалистов автомобильного транспорта. Данное пособие было размещено на официальном сайте Минтранса РФ. В нем сказано, что в зависимости от характера эксплуатации автотранспортных средств все субъекты транспортной деятельности подразделяются на две категории:
    - субъекты, эксплуатирующие транспортные средства для удовлетворения собственных нужд;
    - субъекты, выполняющие перевозки, то есть оказывающие третьим лицам возмездные транспортные услуги, перевозя пассажиров или грузы на основе соответствующих договоров перевозки.
    Принадлежность организации к той или иной группе определяется, прежде всего, видами деятельности, указанными в ее уставе, в частности наличием или отсутствием в уставе понятия «перевозка» в том или ином сочетании.
    Закон устанавливает к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, дополнительные требования по сравнению с прочими субъектами транспортной деятельности. Эти требования сформулированы в п.п. 3 и 4 ст. 20 ФЗ-БДД.
    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:
    - обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
    - обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом.
    Отсюда можно сделать вывод: если организация занимается деятельностью по перевозке пассажиров и/или грузов (данная деятельность должна быть обозначена в уставе организации), то значит она находится в рамках требований Приказа Минтранса № 287. Если же организация просто перевозит бухгалтера предприятия в налоговую или директора на совещание, то такая деятельность - вне рамок квалификационных требований.