Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Предложения с неправильным употреблением паронимов. Пальтишко на нем было жидкое, на рыбном меху. Он был склочный, мелкий, высокомерный, себялюбивый

    Предложения с неправильным употреблением паронимов. Пальтишко на нем было жидкое, на рыбном меху. Он был склочный, мелкий, высокомерный, себялюбивый

    Готовимся к ЕГЭ Паронимы

    Задание №5



    Паронимы (от греч. para – возле + onima – имя) -

    разные по значению и близкие по звучанию слова, относящиеся к одной части речи: адресат-адресант, костный-костяной, единый – единственный

    С другой стороны, четырехлетние дети должны изучать ценные произведения, которые пробуждают чувствительность к добру и злу, дают короткие стихи, отвечают на вопросы о содержании работы и рассказывают об этом самим. Пятилетние дети, обладающие большим объемом знаний об окружающем мире и богатой лексикой, должны узнать о лирических и юмористических работах. Развитие фантазии и фантазии влияет на их интерес к сказке. Опыт, связанный с книгой, в которой фантастические и волшебные темы переплетаются с реалистичными элементами, становятся богаче.

    Члены паронимических пар обычно сочетаются с разными словами. Например, прилагательное сытный сочетается с неодушевлёнными существительными (сытный ужин, суп), а прилагательное сытый с одушевлёнными (сытый ребёнок, попугайчик).

    Неверное употребление паронимов приводит к искажению смысла высказывания.

    Характерным для получения литературной работы на этом уровне возраста является симпатия к хорошо известным текстам. Дети привязаны не только к фигурам героев, представленных, но снова и снова удивлен ходом действия, после того как некоторые усилия были преодолены, чтобы понять последовательность событий, описанных в пьесе.

    Дети интересуются природой и технологией, а также некоторыми явлениями из общественной жизни. Их вопросы становятся более любознательными, они хотят исследовать причины наблюдаемых фактов, стараются предвидеть их последствия. Истории, в которых все так, как может быть дома и в детском саду, в саду или в отпуске, но в то же время видны по-другому, удовлетворяют познавательные потребности детей в начале школы. Многие мальчики увлечены технологиями, они хотят знать, «как это работает» и «из чего оно сделано».

    Не ошибайтесь в употреблении паронимов!



    Чтобы не сделать ошибки, необходимо понимать, в чем заключается смысловое различие слов, знать, с какими словами они могут сочетаться.

    Например: представить справку, отчет, проект – предоставить слово, разные права, кредит; оплатить проезд – заплатить за проезд; одеть ребенка – надеть пальто на ребенка; эффективный метод – эффектный вид

    Природа становится областью необычайных открытий и наблюдений за жизнью растений и животных. Первые дружеские отношения, конфликты, выбор и отказ от забавных партнеров начинают привлекать все больше и больше детей в сложные межличностные игры. Весь этот опыт может обогатить чтение для шестилетних детей. Кроме того, их предпочтения в чтении больше касаются самой работы, ее содержания и ее литературной формы. Роль иллюстраций уменьшается.

    Артефакты облегчают прием текста, но они больше не являются передними элементами книги. И, наконец, давайте сделаем у ребенка первую библиотеку в доме, где он соберет свои любимые книги. Ее владение направлена ​​на формирование отношения будущего читателя, который самостоятельно будет выбирать собственное чтение и искать правильный путь к книге и журналу, и, прежде всего, он чувствовал необходимость постоянного контакта с ними.



    Тренировочные упражнения Зад. №1

    • В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно?
    • На выставке мы увидели красивый КОСТНЫЙ нож.
    • В классах необходимо было ПРОВЕСТИ ремонт.
    • Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ.
    • В летний зной приятно пройтись по ТЕНИСТЫМ аллеям парка.


    2. Вставьте на месте пропуска один из паронимов пары ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ- ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ

    Современные дети растут в среде, не содержащей языка. Контакт с живым словом был заменен телевидением, инструмент которого не является языком, а изображением. В результате дети все меньше и меньше знают язык, а язык - инструмент мышления - в том числе математика!

    Дети, плохо обученные использованию языка и мышлению, лишенные воображения, что телевидение смещается, будут испытывать трудности с первых дней детского сада, а затем и в жизни. Растущий интеллектуальный и эмоциональный разрыв между детьми, которые родители и преподаватели читают много, и дети, не имеющие такой стимуляции, в последующие годы детства.

    • Успех балета был большой, преувеличенный,_____________________.
    • Компания «Лайтинг» в своем офисе открывает современный _______________ зал.
    • Чтобы отвлечь внимание противника от моста, было приказано начать _______________ переправу на южном участке.
    • Все экспонаты автосалона примут участие в _________ автопробеге.


    Вставьте на месте пропуска один из паронимов пары АРОМАТНЫЙ-АРОМАТИЧЕСКИЙ

    В эпоху телевидения защита детей от определенной информации и изображений очень сложна. Невозможно контролировать количество и содержание программ, наблюдаемых детьми. Влияние чрезмерного просмотра телевизора детьми. Неспособность думать; потеря воображения, невозможность предсказать последствия - телевидение важно только здесь и сейчас.

    Психическая леность, привычка к пассивному и некритичному потреблению продуктов массовой культуры. Жизненная позиция: нетерпение, потребность в постоянной внешней стимуляции, постоянное ожидание развлечений и удовольствия без работы и усилий, быстрое падение в скуку.

    • Свежий березовый сок прозрачен, ___________ , вкусен и полезен.
    • По стенам горели в подсвечниках изысканные ___________ свечи.
    • ___________ напиток был так горяч, что жёг губы.
    • Древние греки и римляне использовали _____________ масла в питании, ритуальных обрядах и лечении.


    .

    Недовольство принадлежащими им частями. Потеря чувствительности, анестезия от боли и вреда в реальной жизни. Тревога, беспокойство, недоверие, пессимизм, цинизм, деморализация, агрессия. Ограничение контактов со сверстниками, ухудшение отношений с членами семьи.

    Снижение социальных навыков и показателей эмоционального интеллекта. Отсутствие времени и готовности к другим видам деятельности. Визуальное восприятие - это способность воспринимать цвет, форму, концентрацию глаз и извлечение элементов из фона. Мы должны стимулировать зрительное восприятие у всех детей, потому что чем больше опыта у них есть, тем лучше и быстрее они будут относиться к ним и таким образом минимизировать риск развития дефицита. Наиболее интенсивное развитие зрительного восприятия приходится на период от 3, 6 до 7, 6 лет.

    • В последнем номере журнала появилась ОТВЕТСТВЕННАЯ статья на мою недавнюю публикацию.
    • Маленькие ИГРИВЫЕ волны, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт.
    • Я участвовал во всех ПРОДЕЛКАХ, драках и розыгрышах.
    • Человек не устает поражаться ВЕЛИКОМУ разнообразию флоры и фауны.


    Найди ошибку в употреблении паронима, исправь ее, запиши подобранное слово

    Вот некоторые симптомы, которые могут указывать на трудности с точки зрения зрительного восприятия в дошкольном возрасте. Отвращение ко всем видам головоломок и живописных историй; Он неохотно устраивает конструкции из блоков по образцу; Трудности запоминания форм букв и цифр; Он неохотно решает задачу поиска различий между картинками; Неправильно создает композиции в соответствии с рисунком, а его рисунки плохо описаны; Сложно воссоздать линии и геометрические фигуры. У детей с плохо развитой визуально-двигательной координацией возникают трудности, среди прочего.

    1) В весеннюю пору наш старый ЯБЛОНЕВЫЙ сад весь бывал охвачен густым цветением.

    2) Самый ДЕЙСТВЕННЫЙ способ улучшить память - создать себе мощную мотивацию.

    3) КРАСОЧНЫЙ цвет этих утесов в зависимости от солнечного освещения очень разный.

    4) Вместе с тихою вечернею прохладою в воздухе разнеслась ЖИВАЯ свежесть.

    При одевании, разрезании, приклеивании, рисовании они неловко ведут себя во время игр движения. Поэтому стоит поощрять ребенка играть в такие игры, как. Поиск расширенных элементов предмета, объект которого находится среди большого количества изображений, совпадающие пары одних и тех же изображений - воспроизведение памятки, вычисление количества скрытых геометрических фигур среди разных фигур, расположенных на разных плоскостях и перекрывающихся, лобзиков, разделение тем в тему гриппа, заполняя недостающие элементы на картинке, ища различия между двумя похожими изображениями, отличающимися несколькими деталями, запоминанием предметов - мы показываем маленькие предметы ребенку, запоминаем их и покрываем их - обмениваем. изображая куски разреза. укладывая в соответствии с данным рисунком палочки, блоки, вырезая геометрические фигуры, выделяя фигуры из-за их размера, цвета, формы и расположения живописных историй. Вышеуказанные упражнения должны быть формой игры с ребенком.

    Чага – это ДРЕВЕСНЫЙ гриб, который растет на стволе березы.



    (Зад. №2)

    1.Для изменения типа предоставляемых услуг

    АБОНЕМЕНТУ требуется заполнить особую форму в главном офисе компании.

    2. ГАРАНТИРОВАННОЕ обслуживание автомобиля включает в себя бесплатный ремонт либо бесплатную замену вышедших из строя комплектующих.

    Систематическая важна здесь, но в то же время не перенапрягает ребенка. Поддержка развития фонемного слуха у детей дошкольного возраста. В процессе коммуникации, помимо передачи информации, их прием играет важную роль. Восприятие речи происходит через функционирование физического слуха. Это чувствительность к звуковым волнам, возникающим в результате вибрации источника звука в среде с определенной плотностью.

    Физический слух определяет развитие фонематического и музыкального слуха. Музыкальное слух - это чисто человеческая собственность. Благодаря ему человек отличает высоту звука и его самые незначительные изменения. Также необходимо различать просодические особенности речи.

    3. Члены комиссии выразили благодарность за ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ в их распоряжение материала инспекции.

    4. Когда я думаю о Леше, я всегда вспоминаю его печальные КОРИЧНЕВЫЕ глаза.

    5. На прогулку Катя ОДЕЛА теплую шапку.



    В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.

    Однако наиболее характерным для человека является фонематический слух, также называемый речевым слухом или фонематическим восприятием. Термин «фонемный слух» происходит от термина «фонема». Это наименьший синтаксический элемент слова, абстрактное творение, используемое для различения значения слова. Звуки в речи звучат. Голос - это артикуляторное и акустическое явление, которое является языком фонемы на данном языке.

    Фонетический слух является основным элементом правильного развития речи, а также навыков чтения и письма. Ребенок, который слышит человеческую речь вокруг него, прежде чем он даже начнет понимать его, то есть связать определенную звуковую структуру с определенным объектом или деятельностью, должен различать отдельные элементы в ней. Повторяя слова, часто неверные, но исправленные взрослыми, а затем самим ребенком, улучшаются эффективность аппарата артикуляции и слуховой контроль произносимых слов.

    1 . Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным ФАКТОМ в развитии каждого человека.

    2. Со временем исследовательская лаборатория ПРЕОБРАЗИЛАСЬ с последней нашей встречи в специальное конструкторское бюро.

    3. Комната выполняла ДВОЙСТВЕННОЕ назначение: она являлась одновременно и гостиной, и спальней.

    Аудиоанализ и синтез - еще один этап в развитии фонематического слуха, который развивается под влиянием науки о чтении и письме. Важной особенностью является также тот факт, что фонемный слух не является врожденным умением, которое развивается в детстве, поэтому способность ребенка к достижению этой способности в значительной степени зависит от образовательной среды, обучения и упражнений при распознавании их собственных звуков и окружения, которая имеет место между 1 и 6 год жизни.

    Этапы формирования фонематического слуха. Это предварительная метеорная стадия развития речи; нет никакой дифференциации звуков вообще, никакого понимания активной речи. Уже началось дифференцирование наименее сходных фонем. Произношение ребенка неверно, искажено. Ребенок не различает правильное произношение и неправильное в окружении.

    4. Демидов прямо утверждал в те дни, что слухи о возбуждении уголовного дела против него - ЗЛАЯ клевета.

    5. Во время работы вам разрешено пользоваться КОРОТКИМ справочником по физике.



    В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.

    Фонетический слух продолжает расти. Ребенок начинает различать почти все голоса. Он также может различать правильное и неправильное произношение. Ребенок может различать все голоса с небольшим количеством ошибок; произношение вполне корректно; развитие фонемного слуха подходит к концу.

    Фонетический слух уже полностью сформирован. Ребенок отличает и произносит звук должным образом. Этапы фонологического теста на слух. Определение наличия у ребенка нормального слуха - показательный тест на слух. Тестирование фонемного слуха с нарушением физического слуха смешно.

    1.Народ стекал туда в большом числе, несмотря на БУДНИЧНЫЙ день.

    2.Он так и остался на всю жизнь убежденным монархистом и противником ДЕМОКРАТИЧНОГО образа правления.

    3.Дома перед отъездом его долго инструктировали, чтобы на новом месте он не попал в дурную КАМПАНИЮ.

    4.Оксана получила от него обещание ПРЕДСТАВИТЬ ей должность секретаря.

    Определение того, имеет ли ребенок правильное произношение - показательный речевой тест. Неправильное произношение отдельных телефонов может быть связано с их неправильной идентификацией, которая, в свою очередь, может быть проявлением незрелости или нарушения фонемного слуха.

    Изучение способности изолировать, идентифицировать и дифференцировать звуки в слове в разных положениях - оно состоит в том, чтобы указывать на неправильное произношение. Ошибка ошибки включена в ошибку. Чтобы правильно выполнить этот тест, ребенок должен сначала извлечь данный голос, идентифицировать его, идентифицировать его с помощью слухового рисунка, закодированного в коре головного мозга, и отличить его от других.

    5.Самый ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ способ улучшить память - создать себе мощную мотивацию.



    В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.

    1. Пальтишко на нем было жидкое, на РЫБНОМ меху.

    2.Они уже стали москвичами, как и многие их более УДАЧНЫЕ земляки.

    Изучение способности ребенка указывать заранее подготовленный голос - задача ребенка - указать, в каком слове из данной последовательности найден искомый телефон. Изучение способности воспринимать границы языковых символов - предназначено для детей, которые могут рассчитывать в поле. Он подсчитывает, сколько слов сказал исследователь.

    Липиньска, письмо, слог и выразительный тест могут быть использованы для проверки фонемного слуха. Он состоит в показе писем на доске, имена которых указаны исследователем в любом порядке. Этот тест можно использовать для проверки детей, знающих письма.

    3. Результаты перевода текстов сравнивались и в случае совпадения считались ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ.

    4. Он был склочный, МЕЛКИЙ, высокомерный, себялюбивый.

    5. КОСТНЫЙ панцирь черепахи очень прочен.



    В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно .

    1.Одежда настоящего туриста должна быть надежной и ПРАКТИЧЕСКОЙ.

    2.Со временем лабораторию расширили, она ПРЕОБРАЗИЛАСЬ в филиал научно-исследовательского института.

    3. Из уклончивого и ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО выступления адвоката следовало, что пересмотр договора стоит отложить.

    4. Котовский редко чему удивлялся, был проницательным и ПАМЯТНЫМ юношей.

    5. Соблюдение простых правил личной гигиены - это самая ЭФФЕКТНАЯ защита от гриппа и ОРВИ.



    В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.

    1. ДОВЕРЧИВЫЙ тон в общении с клиентами обеспечивает нашей компании хорошую репутацию.

    2. Больше всего нас поразил ЯБЛОЧНЫЙ сад, в котором деревья были высажены стройными рядами.

    3. Вспоминая о вчерашней встрече, Сергей тяжело ВДЫХАЛ.

    4. На Викторе Александровиче красиво смотрелся ГЕНЕРАЛЬНЫЙ мундир.

    5. РАСЧЕТЛИВЫЙ центр находился в доме, расположенном на углу улицы



    .

    1 . Нужно еще было много трудиться, чтобы достичь ЖЕЛАННОГО результата.

    2. Председатель объявил судебное следствие законченным и ПРЕДСТАВИЛ слово обвинителю.

    3. Ему и в школе не раз говорили, что у него есть ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ талант.

    5. Украшательство, внешняя эффективность чужды японской архитектуре.



    В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно

    1.Боль была очень сильной, временами НЕТЕРПИМОЙ.

    2.В руке он держал трость с КОСТНЫМ набалдашником.

    3. Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ.

    4.Нет возможности назвать специалистов, которые внесли ВКЛАДЫШ в исследование.

    5. Дети размещаются в уютных помещениях, имеют все удобства, обеспечены ВКУСОВЫМ питанием.



    Зад. №3.

    1.Мы должны иметь ЕДИНУЮ воспитательную линию подрастающего поколения.

    2. Зимние каникулы - ЖЕЛАННАЯ пора для каждого школьника.

    3. После тщательного обследования глаза врач сказал, что поврежден ЗРИТЕЛЬНЫЙ нерв.



    В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    1. В магазине был большой ассортимент ДЕКОРАТИВНЫХ тканей.

    2.ЕДИНЫЕ, на первый взгляд, факты могут рассказать нам о многом.

    3. Наступил тот ЖЕЛАННЫЙ миг, которого так долго ждала Ирина.

    4. Для конферансье очень важна связь со ЗРИТЕЛЬНЫМ залом.



    В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно .

    1. Вдоль стены оранжереи располагались ДЕКОРАТИВНЫЕ растения.

    2. Наша команда выиграла турнир потому, что мы были ЕДИНЫМ, дружным коллективом.

    3. Визит к врачу является для вас ЖЕЛАННЫМ.

    4. У Кости была хорошая ЗРИТЕЛЬНАЯ память.



    В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    • Посетителям нравился этот небольшой домик, весь увитый ДЕКОРАТИВНЫМ плющом.
    • Человек - это часть ЕДИНОЙ, общей для всех природы.
    • Вот и наступил ЖЕЛАННЫЙ момент получения аттестата.
    • Приз ЗРИТЕЛЬНЫХ симпатий вручили самому юному участнику конкурса.


    В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    • Анну Ивановну ничто так не раздражает, как ИСКУСНЫЙ смех.
    • Только приложив МАКСИМАЛЬНЫЕ усилия, мы сможем победить соперника.
    • Вскоре в классе заметили, что в характере Игоря произошли какие-то НЕПОНЯТНЫЕ изменения.
    • Мука высшего сорта делается из ОТБОРНОГО зерна .


    В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    • Этот футболист, как считает тренер, ИСКУСНО владеет мячом.
    • Катя попросила старшую сестру объяснить смысл НЕПОНЯТНОГО слова.
    • МАКСИМАЛЬНЫЕ настроения некоторой части митингующих послужили причиной массовых беспорядков.
    • Из ОТБОРНЫХ спелых ягод получилось отличное варенье.


    В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    • Вырезанные из дерева фигурки были сделаны рукой ИСКУСНОГО мастера.
    • Двигатель автомобиля достиг МАКСИМАЛЬНЫХ оборотов.
    • Под прикрытием леса стоял ОТБОРНЫЙ полк, готовый в любую минуту вступить в сражение.
    • Мальчик был ребенком НЕПОНЯТНЫМ и к тому же непослушным.


    Использованные материалы

    2 . «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Работаем над заданием 5. Паронимы. Словарь и тренинг».Сенина Наталья Аркадьевна, Гармаш Светлана Васильевна, Гурдаева Наталья Алексеевна. – Р.-на -Д. «Легион», 2015

    3. Русский язык, 10-11 класс. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина.- М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011

    Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются такие, которые связаны с неразграничением паронимов, синонимов и слов, близких по значению.

    1. Паронимы - это однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению.

    Например: адресат - адресант; советник - советчик; болотный - болотистый.

    Наличие общего корня может привести к тому, что паронимические пары могут частично совпадать по значению. Это и создает условия для их путаницы.

    Например, в паронимической паре представить - предоставить глагол представить имеет значения «вручить для ознакомления, решения; познакомить кого-либо с кем-либо; выдвинуть для поощрения; мысленно воспроизвести, вообразить», тогда как глагол предоставить - «отдать что-либо в чьё-либо распоряжение». Поэтому ошибочными будут фразы: На общем собрании нам предоставили новое руководство комбината; Ивану пообещали представить должность преподавателя литературы.

      Но общность в значении паронимов всегда будет лишь частичной. Поэтому обычно члены паронимической пары имеют разную сочетаемость. Например:

      а) поворотный рычаг, механизм; пункт, момент - поворотливый человек; судно, повозка;
      б) исток реки, ручья; размолвки, распри, легенды - источник минеральный; письменный, надёжный; сырья, доходов, просвещения, слухов;
      в) экономика страны, сельского хозяйства; развивающаяся, высокоразвитая - экономия средств, материалов, ресурсов; огромная, незначительная, планируемая.

    2. Достаточно частотной ошибкой в речи является смешение не только паронимов, но и синонимов. Синонимы - это слова, близкие или тождественные по значению. Однако абсолютных синонимов, то есть слов, полностью совпадающих по значению и по употреблению, в языке очень мало:

    языкознание - лингвистика, бегемот - гиппопотам.

      Как правило, синонимы различаются либо сферой употребления - глаза, очи (о стилистических синонимах см. п. 5.6), либо оттенками значения - мастер, виртуоз , либо и тем, и другим - миловидный, хорошенький, смазливый .

      Синонимы могут в большей или в меньшей степени избирательно сочетаться с теми или иными словами - карие глаза, коричневое платье .

      Если не учитывать данные особенности употребления синонимов, то это может привести к речевой ошибке.

      Например, во фразе: Вчера мне было печально - неудачно использовано наречие печально . В данном контексте более точным будет использование синонима грустно , но можно: грустно/печально улыбнулся .

    3. Лексические ошибки могут возникать и при смешении слов, частично совпадающих по своему значению.

    Например, существительные собрание, совещание, форум имеют общий компонент в своих значениях. Все они обозначают совместное присутствие где-нибудь людей, чем-то объединённых. Однако каждое из данных существительных имеет специфику в значении и употреблении.

      Собрание - акцентирует внимание именно на совместном присутствии где-то людей, объединённых чем-либо (собрание трудового коллектива ).

      Совещание - акцентирует внимание на обсуждении какого-либо вопроса (совещание животноводов ).

      Форум - это широкое представительное собрание, причём данное существительное ограничено по сфере употребления, поскольку относится к высокой книжной лексике (всемирный форум молодёжи ). Поэтому как лексическая ошибка будет расценено употребление существительного форум в контексте: На прошлой неделе в нашем районе состоялся форум животноводов. В данном случае более точным будет использование слов - совещание, съезд .

      Очень часто в устной речи можно услышать фразы типа: Вы не подскажете , как пройти к театру оперы и балета?; Подскажите , на какой остановке мне следует выйти, чтобы попасть в центр города? Использование в данном случае глагола подсказать приводит к понятийной неточности, поскольку данный глагол имеет значения: прямое - «шепнуть или незаметно сказать кому-либо забытое им или неизвестное ему» (подсказать стихотворение; подсказать ход решения ); переносное - «навести на мысль» (опыт подсказывает иное решение ). Когда же Вы обращаетесь к кому-то с просьбой сообщить Вам какую-то неизвестную информацию, то не требуете, чтобы это делалось тайно, незаметно, шепотом. Поэтому более точным в таких ситуациях будет употребление таких слов и словосочетаний, как сказать, посоветовать, дать совет .

      Ошибки подобного рода возникают в устной речи под влиянием известной тенденции к «вежливости», «смягченности» просьб и обращений. Этим же обусловливается и употребление глагола кушать вместо глагола есть ; супруга - вместо жена ; подъехать к кому-то вместо приехать к кому-то.

      Так, глагол кушать в литературном языке имеет оттенок вежливости и обычно применяется лишь при приглашении кого-нибудь к еде, а также ласково по отношению к детям (кушайте, пожалуйста ). Его не употребляют в первом лице (нельзя: я кушаю ; надо: я ем ). С осторожностью следует использовать этот глагол и в форме вежливости (второе лицо множественного числа) - Вы заливную рыбу кушаете? , поскольку такие фразы звучат слащаво. Поэтому уместнее всё же использовать в таких случаях глагол есть (Вы заливную рыбу едите? ). Употребление слова кушать - ложная вежливость, восходящая к лакейскому - кушать подано .

      Точно также в устной речи часто воспринимается как более «вежливая» форма фраза: Вы не возражаете, если я подъеду к Вам через час? Однако и она звучит нарочито слащаво. Более точным по значению и ситуативно уместным будет употребление глагола приехать (Вы не возражаете, если я приеду к Вам через час? ).

      В современном русском языке употребление существительных супруг, супруга ограничено главным образом официальной речью. Поэтому не рекомендуется говорить или писать по отношению к себе: Я и моя супруга любим отдыхать на даче; Мы с супругом прожили пять лет. Лучше употреблять в таких случаях слова - муж, жена .

      Достаточно часто речевые ошибки возникают при смешении слов, близких в функциональном отношении, но различающихся значением и временем бытования самих предметов, явлений.

      Например: Лиза была домработницей в доме Фамусовых. Лиза - крепостная девушка, прислуживающая в доме своего хозяина. Домработница - это наемная работница, которая прислуживает в доме за определённую плату. Главное же - в данном случае мы имеем дело с явным анахронизмом, то есть с хронологической неточностью, с ошибочным отнесением события, явления одной эпохи к другой, поскольку домработницы появились в России лишь в ХХ веке. Таким образом, в данном случае допущена не только понятийная, но и предметная неточность.

    4. Причиной нелогичности высказывания, искажения смысла иногда является смешение неоднородных понятий, например, конкретных и отвлеченных.

      Так, в рекламном объявлении: Гарантируем полное излечение алкоголиков и других заболеваний - речь идёт о заболевании, то есть об отвлеченном понятии. Неоднородные понятия не могут быть однородными членами. Поэтому в данном контексте более точным будет употребление не конкретного существительного алкоголик («человек, страдающий алкоголизмом»), а абстрактного - алкоголизм («болезненное пристрастие к употреблению спиртных напитков»): Гарантируем полное излечение алкоголизма и других заболеваний.

      В другом примере, отрывке из школьного сочинения: Казачество поддержало Пугачева, и на защиту Белогорской крепости вышло только дворянство и «инвалидная команда» капитана Миронова - напротив, неправомерно употреблены отвлечённые и собирательные существительные казачество, дворянство , тогда как речь идёт о конкретных представителях этих социальных групп. В данном случае более точным будет использование существительных - казаки, дворяне .

      Логические ошибки в речи - большое зло. Они не только порождают неточность в изложении мысли, но и ведут к абсурдности, неуместному комизму.

    Упражнения к теме «6.3. Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов, синонимов и слов, близких по значению»