Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Строение атома электроны нейтроны протоны. Строение атома. А1. Представление о строении атома

    Строение атома электроны нейтроны протоны. Строение атома. А1. Представление
о строении атома

    установлено, что атом состоит из двух областей, несущих противоположные заряды.

    Заряд области, где сосредоточена почти вся масса атома, условно принято считать положительным. Эта область названа ядром атома. Область положительного заряда атома –ядро - несмотря на преобладание ее массы очень невелика по размерам.

    За исключением ядра атома водорода, ядра атомов состоят из

    Число элементарных положительных зарядов, содержащихся в ядре атома. Соответственно, это также число планетных электронов в нейтральном атоме. Он измерил длины волн наиболее энергичных лучей, создаваемых с использованием элементов кальция и цинка в качестве мишеней в рентгеновской трубке. Молекулярные числа Мосли быстро распознавались как обеспечивающие точную последовательность элементов, которые химические атомные веса иногда не выполнялись. Кроме того, последовательность атомных номеров указывала на позиции элементов, которые еще не были обнаружены.

    протонов и нейтронов, называемых нуклонами. Протон р –частица имеющая массу mp =1,6726 ·10 -27 кг и положительный электрический заряд 1,6022·10 -19 Кл . Нейтрон n –незаряженная частица, обладающая массой mn = 1,6750 ·10 -27 кг.

    На некотором расстоянии от ядра располагаются области с противоположным зарядом – так называемые электронные орбитали

    Атомный номер не только идентифицирует химические свойства элемента, но и облегчает описание других аспектов атомов и ядер. Таким образом, атомы с одним и тем же атомным номером являются изотопами и принадлежат одному и тому же элементу, а ядерные реакции могут изменять атомный номер. Изотоп, радиоактивность. Число атомов равно числу протонов в атомном ядре, которое, в свою очередь, равно числу электронов в электронной оболочке соответствующего нейтральный атом. Число протонов в атомном ядре.

    Число протонов в ядре атома элемента. Выбирая «Атом» или «Символ», просто добавляя протоны и нейтроны к ядру атома и электронам в атомном контейнере, собирайте модели атомов и ионов. Когда выбран «Атом», в правой части экрана появляется периодическая таблица элементов, показывающая местоположение элемента, к которому принадлежит собранная модель. Ниже таблицы находится окно с информацией о нейтральности собранного атома или суммарном заряде положительных или отрицательных ионов. Третье окно показывает количество нуклонов в ядре, также называемое массовым или весовым числом.

    – области определенной вероятности нахождения электрона. Электрон – элементарная частица, обладающая наименьшей массой покояm e = 0,91095·10-30 кг. Заряд электрона принято считать отрицательным. Электроны имеют отрицательный электрический заряд, равный 1,6022·10-19 Кл.

    Общее число электронов в атоме равно числу протонов в ядре и поэтому атом электрически нейтрален.

    Геометрический размер атома, условно описываемый диаметром его электронной оболочки, имеет порядок 10-10 м, а диаметр атомного ядра – 10-14 м, т.е. по размеру ядро в 10 000 раз меньше, чем атом. Масса атома чрезвычайно мала и сосредоточена в его ядре. Обычно ее выражают в атомных единицах массы (а. е. м.).

    В последнем окне вы можете выбрать отображение имени элемента, отображения нейтральной информации атома и отображения информации о стабильности или нестабильности ядра. Все эти окна с правой стороны можно свернуть или развернуть, нажав на кнопку с надписью или -. Нажмите стрелку круга, чтобы сбросить весь апплет и создать новую модель. Ниже заголовка «Модель» вы можете выбрать «Орбиты» = орбиты, круговые пути - круговые пути, на которых расположены электроны, или «Облако» = облако - атомная оболочка отображается как электронное облако.

    Если вы выберете опцию «Символ» на нижней черной полосе, окно с маркером элемента и числом нуклонов, протонов и суммарной зарядкой будет отображаться под периодической таблицей. Также можно выбрать опцию «Игра» на нижней черной полосе и выбрать один из четырех вариантов: значок Периодической таблицы элементов - проверяет, может ли зрачок найти соответствующий элемент в периодической таблице и определить, является ли он нейтральным атомом или ионом, Нажмите кнопку «Проверить», чтобы проверить свой ответ.

    В качестве атомной единицы массы принята

    массы атома

    изотопа углерода 12 6 С.

    Число протонов Z в ядре равно заряду ядра, если выражать заряд в единицах заряда электрона. Сумма числа протонов Z и числа нейтроновN равна массовому числуА , т.е. массе атома, выраженной в единицах атомных масс и округленных до целых единиц.

    Металлические свойства слабее всего выражены у

    Чтобы подтвердить правильность или неправильность ответа, появляется смайлик или нахмуренная улыбка, значок баланса - проверяет способность определять общий заряд атома или иона, а массовое число, маркер Н - проверяет способность определять количество нуклонов, протонов или общий заряд, вопросительный знак - включает вопросы в сочетании с вышеизложенным. При компиляции атомных или ионных моделей ученики должны понимать, что количество протонов в ядре определяет, какой элемент он есть. Число электронов в пакете определяет общий заряд атома или иона.

    Существуют ядра с одним и тем же значением Z, но различным значением А , т.е. ядра с различным содержанием нейтроновN. Атомы, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное количество

    а) числу нейтронов

    б) числу протонов

    в) номеру периода

    г) номеру группы

    74. Только окислительные свойства способен проявлять:

    Ученики также должны заметить, что в атомном ядре может быть больше нейтронов, чем протонов. Ученики могут собирать различные ионные модели, но убедитесь, что выбранные элементы ионов фактически создаются.

    Металлические свойства слабее всего выражены у

    Чтобы подтвердить правильность или неправильность ответа, появляется смайлик или нахмуренная улыбка, значок баланса - проверяет способность определять общий заряд атома или иона, а массовое число, маркер Н - проверяет способность определять количество нуклонов, протонов или общий заряд, вопросительный знак - включает вопросы в сочетании с вышеизложенным. При компиляции атомных или ионных моделей ученики должны понимать, что количество протонов в ядре определяет, какой элемент он есть. Число электронов в пакете определяет общий заряд атома или иона.

    а) кислород

    75. Реакция, протекающая с поглощением тепла, называется:

    а) экзотермической

    б) реакция соединения

    в) реакция разложения

    г) эндотермическая

    76. Одноосновной бескислородной кислотой является:

    77. К основным оксидам относят:

    78. Амфотерный гидроксид образует:

    79. К двухосновным кислородосодержащим кислотам относят:

    80. В ряду оксидов Al 2 O 3 - SiO 2 - P 2 O 5 кислотные свойства

    а) ослабевают

    б) усиливаются

    в) изменяются немонотонно

    г) не изменяются

    81. К двухосновным бескислородным кислотам относится:

    82. В ряду B - C - N - O неметаллические свойства:

    а) ослабевают

    б) усиливаются

    в) не изменяются

    г) изменяются периодически

    Степень окисления – 1 кислород имеет в соединении

    84. Оксид серы (IV) (SO 2) является:

    а) основным

    б) кислотным

    в) амфотерным

    г) несолеобразующим

    85. Оксид кальция (СаО) является:

    а) несолеобразующим

    б) кислотным

    в) амфотерным

    г) основным

    86. Металлические свойства слабее всего выражены у:

    87. Реакция уравнениям которой 2Са + О 2 → 2СаО является реакцией:

    а) обмена

    б) разложения

    в) соединения

    г) замещения

    88. Сульфаты - это соли:

    а) азотной кислоты

    б) серной кислоты

    в) соляной кислоты

    г) фосфорной кислоты

    89. Продуктом реакции углерода с кальцием является:

    а) карбид кальция

    б) карбонат кальция

    в) силицид кальция

    г) силикат кальция

    90. Водород проявляет свойства:

    а) только окислителя

    б) только восстановителя

    в) и окислителя и восстановителя

    г) ни окислителя, ни восстановителя.


    ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

    1. – 2. – 3. – 4. – 5. – 6. – 7. – 8. – 9. – 10. – 11. – 12. – 13. – 14. – 15. – 16. – 17. – 18. - Г А Г Б В В Г В В А А А Б В Б Б В А 19 – 20 – 21 – 22 – 23 – 24 – 25 – 26 – 27 – 28 – 29 – 30 – 31 – 32 – 33 – 34 – 35 – 36 - А А В В Б В В Г Г Б Г Б Г В А Г А Г 37 – Г 38 - Г 39 - Б 40 –Б 41 –В 42 –Г 43 - А 44 - А 45 – В 46 – Б 47 - А 48 – В 49 – Б 50 – В 51 – Г 52 – В 53 – Б 54 - А 55- Б 56 – Б 57 – В 58 - А 59 - А 60- Б 61- В 62- Б 63 - А 64- Б 65- В 66- Г 67- В 68- Б 69- А 70- Б 71- А 72- А 73- Б 74- Б 75- Г 76- А 77- В 78- А 79 – Б 80- Б 81- Б 82- Б 83- Г 84- Б 85- Г 86- В 87- В 88- Б 89- А 90- В

    Уровень В

    1.Установите соответствие между электронной конфигурацией и названием:

    2. Установите соответствие между элементом и электронной конфигурацией:

    3. Установите соответствие между формулой частицы и общим числом электронов, содержащихся в ней:

    4. Установите соответствие между названием вещества и числом π- связей в его молекуле:

    5. Установите соответствие между видом связи в веществе и формулой:

    Установите соответствие между названием соединения и типом гибридизации атомных орбиталей углерода в нем

    Установите соответствие между названием вещества и типом его кристаллической решетки

    Установите соответствие между названием соединения и его принадлежностью к определенному классу органических веществ

    Установите соответствие между названием химического соединения и видом связи атомов в этом соединении

    Установите соответствие между солью и реакцией среды в ее водном растворе

    Установите соответствие между названием вещества и его принадлежностью к соответствующему классу (группе) неорганических соединений

    Установите соответствие между составом соли и типом ее гидролиза

    Установите соответствие между названиями исходных веществ, вступающих в реакции обмена, и сокращенными ионными уравнениями этих реакций

    Установите соответствие между формулой вещества и классом, к которому оно принадлежит

    Установите соответствие между классом органических соединений и названием вещества, принадлежащего к этому классу

    16.С образованием нитрита металла и кислорода разлагаются при нагревании


    А)нитрат натрия

    Б)нитрат алюминия

    В)нитрат калия

    Г)нитрат ртути

    Д)нитрат меди (II)

    Е)нитрат цинка


    17.В ряду элементов Na → Mg → Al


    А)металлическая активность увеличивается

    Б)металлическая активность уменьшается

    В)радиус атома возрастает

    Г)радиус атома уменьшается

    Д)энергия ионизации растет

    Е)энергия ионизации падает


    Реактивами на глюкозу являются


    Д)OH


    Этен взаимодействует с



    Оксид серы (VI) реагирует с


    А)гидроксидом натрия

    Б)фосфорной кислотой

    Г)оксидом кремния (IV)

    Д)оксидом кальция

    Е)серной кислотой


    Раствор серной кислоты реагирует


    А)нитратом натрия

    Б)аммиаком

    В)гидроксидом калия

    Г)оксидом углерода (IV)

    Д)азотной кислотой

    Е)оксидом кальция


    С гидроксидом натрия реагирует


    А)хлорид лития

    Б)сульфат натрия

    В)нитрат меди (II)

    Г)оксид серы (IV)

    Д)серная кислота

    Е)соляная кислота


    Для алюминия при обычных условиях возможно взаимодействие с


    Г)HNO 3 (конц.)


    Аммиачный раствор серебра является реактивом на


    А)С 2 Н 5 - СООН

    Г)СН 3 СОН

    Д)С 6 Н 5 ОН

    Е)С 3 Н 7 - СНО


    Изомерами пентена являются


    Б)2-метилпропен-1

    В)циклопентан

    Г)бутадиен-1,3

    Д)2-метилбутен-1

    Е)пентин-1


    Оксид цинка вступает в реакции с веществами, формулы которых



    Из перечисленных ниже соединений с бромоводородом взаимодействуют


    Д)ацетилен

    Е)муравьиная кислота


    28.Выберите реакции, которые не характерны для фенола


    А)бромирования

    Б)горения

    В)дегидратации

    Г)нитрования

    Д)поликонденсации

    Е) полимеризации

    Ж)дегидрирования


    С какими из перечисленных ниже веществ будет взаимодействовать раствор сульфата меди (II)


    А)гидроксид калия (р-р)

    В)нитрат бария (р-р)

    Г)оксид алюминия

    Д)оксид углерода (IV)

    Е)соляная кислота


    Из предложенных веществ выберите те, растворы которых проводят электрический ток



    ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

    1. ВАГ 16. АВ
    2. ВАБД 17. БГД
    3. ГДАВ 18. БД
    4. БАВВ 19. АВД
    5. ГБВА 20. АВД
    6. ВВБА 21. БВЕ
    7. ВБАВ 22. ВГДЕ
    8. БДГА 23. АВ
    9. БГВА 24. ВГЕ
    10. БААВ 25. ВД
    11. ВБАВ 26. БГД
    12. ББАА 27. БД
    13. БГДА 28. ВЖЕ
    14. ВГАБ 29. АБВ
    15. БЕВГ 30. АБВДЖИ

    ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ ПО БИОЛОГИИ

    1. Биология как наука. Предмет, задачи, методы, разделы биологии. Значение биологии.

    2. Основные уровни организации живой материи.

    3. Основные свойства живой матери.

    4. Химический состав клетки. Содержание химических элементов в клетке: макро, био, микроэлементы.

    5. Неорганические вещества клетки: вода, минеральные соли и их роль в жизнедеятельности клетки.

    6. Белки: строение, структура, свойства, функции выполняемые в клетке. Ферменты.

    7. Органические вещества клетки: углеводы, липиды, выполняемые функции в клетке.

    8. Прокариотическая клетка, строение.

    9. Эукариотическая клетка. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

    10. Строение и функции ядра клетки.

    11. Вирусы, их строение и функционирование. Вирусы – возбудители опасных заболеваний.

    12. Основные положения клеточной теории, ее значение.

    13. Дезоксирибонуклеиновая кислота: структура, биологическая роль, нахождение в клетке. Репликация ДНК.

    14. Рибонуклеиновая кислота (РНК): структура, виды РНК, нахождение в клетке, значение.

    15. Генетический код, его свойства.

    16. Пластический обмен. Биосинтез белка: транскрипция, механизм, значение.

    17. Биосинтез белка: трансляция, характеристика данного этапа.

    18. АТФ, ее состав, роль в энергетическом и пластическом обмене

    19. Энергетический обмен в клетке его этапы, значение.

    20. Особенности пластического обмена у растений. Фотосинтез, его значение.

    21. Формы бесполого размножения у растений и животных.

    22. Жизненный цикл клетки. Митоз, характеристика фаз, значение.

    23. Образование гамет, этапы. Особенности сперматогенеза овогенеза

    24. Мейоз, характеристика фаз, значение.

    25. Оплодотворение.

    26. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие животных (на примере ланцетника).

    27. Индивидуальное развитие: постэмбриональный период.

    28. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

    29. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

    30. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия гибридов первого поколения. Гипотеза чистоты гамет.

    31. Закон расщепления гибридов второго поколения, его цитологические основы.

    32. Промежуточное проявление признака (неполное доминирование), его цитологические основы.

    33. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования и его цитологические основы.

    34. Анализирующее скрещивание, его цитологические основы.

    35. Генетика пола. Механизм определения пола.

    36. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, сцепленные с полом.

    37. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления генов. Перекрест хромосом.

    38. Хромосомная теория наследственности.

    39. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов, множественное действие генов.

    40. Наследственные болезни человека, их причины. Лечение и профилактика наследственных болезней человека.

    41. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционно-статистический.

    42. Модификационная изменчивость, ее значение в жизни организма.

    43. Комбинативная изменчивость, значение.

    44. Мутационная изменчивость, значение. Виды мутаций, причины их возникновения.

    45. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов Н.И.Вавилова.

    46. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова.

    47. Методы селекции растений и животных.

    48. Биотехнология, ее основные направления: микробиологический синтез, клеточная и генная инженерия.

    49. Додарвинский период развития биологии. Труды К. Линея, учение Ж.Б. Ламарка об эволюции органического мира.

    50. Предпосылки возникновения учения о эволюции Ч. Дарвина.

    51. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

    52. Борьба за существование, ее виды, значение в эволюции.

    53. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора.

    54. Элементарные факторы эволюции: «дрейф генов», «волны жизни», изоляция.

    55. Вид – надорганизменная система, его критерии

    56. Популяция, ее характеристика.

    57. Генетические процессы в популяциях. Закон Харди – Вайнберга и его проявления.

    58. Приспособленность организмов к среде обитания, ее причины. Относительный характер приспособленности организмов.

    59. Видообразование: экологическое, географическое их сходство и различие.

    60. Главные направления эволюции органического мира. Пути достижения биологического прогресса.

    61. Формы филогенеза: дивиргенция, конвергенция, параллелизм.

    62. Доказательства эволюции органического мира: палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические, биогеографические.

    63. Теории возникновения жизни на земле.

    64. Особенности развития органического мира в архейскую, протерозойскую эры. Основные ароморфозы

    65. Особенности развития органического мира в палеозойскую эру. Основные ароморфозы.

    66. Особенности развития органического мира: в мезозойскую эру. Основные ароморфозы.

    67. Особенности развития органического мира в кайнозойскую эру.

    68. Место человека в системе живого мира. Доказательства происхождения человека от животных.

    69. Движущие силы антропогенеза: биологические и социальные.

    70. Эволюция человека: австролопитек, человек умелый, древнейшие, древние люди.

    71. Экологические факторы. Ограничивающий фактор.

    72. Приспособления растений и животных к сезонному ритму внешних условий. Факторы управляющие сезонными явлениями в живой природе.

    73. Биогеоценоз как экологическая система. Характеристика биогеоценоза. Функциональные группы организмов в биогеоценозах.

    74. Пищевые взаимосвязи и цепи питания в биогеоценозе. Правило 10%. Типы экологических пирамид.

    75. Смена биогеоценозов. Сукцессии.

    76. Агроценозы. Черты сходства и отличия с биогеоценозами

    77. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

    78. Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши, мирового океана, почвы

    79. Функции живого вещества: его роль в круговороте веществ

    80. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

    ЗАДАЧИ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ ПО БИОЛОГИИ

    1. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а другой гетерозиготен по этому гену. Какова вероятность рождения детей с этим признаком?

    2. известно, что отсутствие полос у арбузов – рецессивный признак. Какое потомство получиться при скрещивании двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

    3. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с абсолютно здоровым мужчиной родился здоровый ребенок. Определите генотипы всех членов семьи.

    4. При скрещивании серых мух друг с другом в их потомстве F 1 наблюдалось расщепление. 2784 особи были серого цвета и 927 особей черного цвета. Какой признак доминирует? Определите генотипы родителей.

    5. Ирландские сеттеры могут быть слепыми в результате действия рецессивного гена. Пара животных с нормальным зрением дала помет из нескольких щенков, один из которых оказался слепым. Установите генотипы родителей и потомства.

    6. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. От скрещивания самки с коричневым самцом было получено 4 черных и 3 коричневых щенка. Определите генотипы родителей и потомства. Тип скрещивания.

    7. Произвели скрещивание двух растений ночной красавицы с белыми и красными цветками (неполное доминирование красного цвета). Определите генотип родителей, генотип и фенотип гибридов первого поколения.

    8. У человека темный цвет волос доминирует над светлым цветом, карий цвет глаз над голубым. Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.

    9. У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), а длинная щетина (В) – над короткой (b). Запишите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, полученного при скрещивании черного с длинной щетиной дигетерозиготного животного с гомозиготным черным с короткой щетиной.

    10. У кур черный цвет оперения доминирует над красным, наличие гребня над его отсутствием. Гены, кодирующие эти признаки, располагаются в разных парах хромосом. Красный петух, имеющий гребень, скрещивается с черной курицей без гребня. Получено многочисленное потомство, половина которого имеет черное оперение и гребень, а половина – красное оперение и гребень. Каковы генотипы родителей?

    11. При скрещивании белых морских свинок с гладкой шерстью и черных морских свинок с мохнатой шерстью получено потомство: 25% черных галдких, 25% белых мохнатых, 25% черных мохнатых, 25% белых гладких. Определите генотипы родителей, потомства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть – рецессивные признаки.

    12. У человека брахидактилия (укорочение пальцев) – доминантный признак, а альбинизм – рецессивный. Какова вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями у гетерозиготных по обоим признакам родителей.

    13. У томатов красная окраска плодов доминирует над желтой, а шаровидная форма над грушевидной. Эти признаки наследуются независимо. От скрещивания гетерозиготного растения с красной окраской и грушевидной формой плодов и гомозиготного желтоплодного с шаровидными плодами получено 40 растений. Определите генотипы родителей. Сколько можно ожидать растений с красными шаровидными плодами.

    14. Известно, что хорея Гентингтона (А) – заболевание, роявляющееся после 35-40 лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и положительный резус фактор (В) наследуются как несцепленные аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения здоровых детей, с положительным резусом.

    15. Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (b), скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомтстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.

    16. Скрещивались две породы тутового шелкопряда, которые отличались двумя признаками: полосатые гусеницы плели белые коконы, а одноцветные гусеницы плели желтые коконы. В поколении F1 все гусеницы были полосатые и плетущие желтые коконы. В поколении F2 наблюдалось расщепление: 3117 – полосатые гусеницы, плетущие желтые коконы, 1067 – полосатые гусеницы с белыми коконами, 1049 – одноцветные с желтыми коконами, 351 – одноцветные с белыми коконами. Определите генотипы исходных форм и потомства F1 и F2.

    17. У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомтство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?

    18. У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак) родились две дочери и два сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом.

    19. Известно, что ген дальтонизма сцеплен с Х-хромосомой. Отец и сын дальтоники, а мать различает цвета нормально. От кого унаследовал свой недостаток сын? Ответ поясните.

    20. У мужа и жены нормальное зрение, несмотря на то что отцы обоих супругов страдают цветовой слепотой (дальтонизмом). Ген дальтонизма рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой (Х d). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы мужа и жены. Какова вероятность рождения у них сына с нормальным зрением, дочери с нормальным зрением, дочери дальтоника, сына дальтоника?

    21. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХВ, а рыжая – геном Хв, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

    22. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол - женский). Составьте схему скрещивания задачи, определите генотипы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.

    23. Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Определите генотипы родителей, возможные генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства F1 , если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер у самцов дрозофил не происходит. Объясните полученные результаты.

    24. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

    25. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

    26. Последовательность нуклеотидов в цепи ДНК: - ТАГАЦГААТГГАЦЦТАЦЦАТ - . В результате мутаций одновременно выпадают седьмой и тринадцатый нуклеотиды. Запишите новую последовательность нуклеотидов в цепи ДНК. Определите по ней последовательность нуклеотидов в и-РНК и последовательность аминокислот в молекуле белка. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

    27. Фрагмент матричной ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: - ГАЦЦГАТТЦАГАЦАЦ -. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны т-РНК и соответствующую последовательность аминокислот фрагмента молекулы полипептида, используя таблицу генетического кода.

    28. В молекуле ДНК находится 1250 нуклеотидов с тимином, что составляет 20% от их общего числа. Определите, сколько нуклеотидов с аденином (А), цитозином (Ц) и гуанином (Г) содержиться в отдельности в молекуле ДНК. Ответ поясните.

    29. Фрагмент и-РНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: - ААЦУЦГУУАГЦГУУАУАГ-. Определите последовательность нуклеотидов на участке молекулы ДНК, антикодоны соответствующих т-РНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы полипептида, используя таблицу генетического кода.

    30. Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 420 нуклеотидов с тимином (Т), 210 нуклеотидов с аденином (А), 120 нуклеотидов с цитозином (Ц) и 300 нуклеотидов с гуанином (Г). Какое количество нуклеотидов с А, Т, Ц, Г содержится в двух цепях молекулы ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.

    31. В последовательности одной из цепей ДНК, имеющей структуру – ГЦАГГГАТЦГТ- , произошла мутация – выпадение первого нуклеотида в четвертом триплете. Используя таблицу генетического кода, определите исходную структуру белка. Как это изменение повлияет на структуру молекулы белка. К какому типу мутаций относится данное изменение? Ответ поясните.

    32. В процессе гликолиза образовалось 68 молекул пировиноградной кислоты (ПВК). Определите, какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образовалось при полном окислении. Ответ поясните.

    33. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы гликогена, состоящего из 20 остатков глюкозы?

    34. Хромосомный набор в соматических клетках пшеницы 28. Определите хромосомный набор и число ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе первого деления мейоза, в анафазе второго деления мейоза. Объясните ответ.

    35. Используя данные таблицы, рассмотрите изменчивость размера листьев лавровишни. Определите среднюю величину размеров листьев. Постройте вариационную кривую.

    36. Клевер ползучий произрастает на сырых лугах и дорогах. Высота растения от 8 до 25 см, стебель ползучий, укореняющийся. Соцветие – головка, цветки белые, расположены на цветоножках. Цветет с середины мая до осени. Описание, какой систематической единицы дано в тексте? Укажите в тексте критерии вида.

    37. Лютик кошубский произрастает в смешанных и лиственных лесах, стебель прямостоячий высотой 20-30 см. Цветет с июня по август. Число хромосом в диплоидном наборе 14, распространен в северо-восточной Европе. Описание, какой систематической единицы дано в тексте? Укажите, какие критерии вида перечислены в тексте.

    38. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

    39. Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумента третьего порядка в составленной цепи.

    40. Изменение, каких экологических факторов может привести к снижению численности популяции диких кабанов.