Уездный (окружной) начальник. Уездный воинский начальник Отрывок из стенограммы II Кубанской окружной партийной конференции
Положение о земских начальников являлось одной из важнейших контрреформ Александра III. Оно было подготовлено под руководством министра внутренних дел гр. Д.А. Толстого (б. министра народного просвещения) правителем его канцелярии и консервативным публицистом А.Д. Пазухиным. Он осуждал Великие реформы за подрыв сословного строя, вне которого, по его мнению, русский народ существовать не может, и был решительным сторонником руководящей роли дворянства в обществе. Поэтому Положение о земских начальниках, одобренное Государственным советом и утвержденное императором 12.7.1889 г., преследовало 2 цели – создать на местах "твердую" и близкую народу власть, способную контролировать крестьянское население, а также обеспечить помещикам руководящее положение в сельской местности.
Оно предусматривало упразднение должностей участковых мировых судей, избранных всесословными земствами и осуществляющих исключительно судебные функции, и создание вместо них земских начальников. Они назначались министром внутренних дел по возможности из местных помещиков и соединяли судебные и административные (только в отношении крестьян) полномочия и получили право без суда наказывать крестьян кратковременными арестами и небольшими штрафами. Земские начальники, как помещики при крепостном праве, должны были всесторонне опекать крестьян.
На практике реформа не вполне достигла цели. Земский участок включал в среднем несколько десятков деревень, поэтому земские начальники не могли реально руководить вверенными им крестьянами. Их введение подчеркнуло и усилило неполноправие крестьян: другие сословия земским начальникам в административном отношении не подчинялись, в то время как крестьяне признавались кем-то вроде детей, нуждающихся в отеческой опеке помещиков.
Положение действовало до 1917 г. С 1907 земские начальники играли важную роль в проведении столыпинской крестьянской реформы. Принятая в 1912 г. реформа местного суда предусматривало лишение начальников судебных полномочий, вверяемых восстановленным мировым судам. Однако это преобразование с 1914 действовало лишь в 10 губерниях. Положение приводится в извлечениях.
I. Образование земских участков.
1. Каждый уезд разделяется на земские участки.
2. В состав земских участков не входят все губернские и уездные города, а также те заштатные (безуездные) города, посады и местечки, которые поименованы в особом расписании <...>
3. Число земских участков в каждом уезде определяется законодательным порядком, на основании представлений Министра Внутренних Дел, вносимых по соглашению с Министрами Юстиции и Финансов <…>
5. В каждом земском участке состоит земский участковый начальник.
II. Порядок назначения и увольнении земских участковых начальников.
6. На должности земских участковых начальников могут быть назначаемы:
1) лица, прослужившие в губернии не менее трех лет в должности предводителя дворянства;
2) местные потомственные дворяне, которые имеют не менее двадцати пяти лет от роду и окончили курс в одном из высших учебных заведений империи, или выдержали соответственное испытание, или же прослужили в губернии не менее трех лет в одной из следующих должностей: мирового посредника , мирового судьи, непременного члена присутствия по крестьянским делам или земского начальника; если притом они сами, жены или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли не менее половины того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездное земское собрание , или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже семи тысяч пятисот рублей.
7. При недостатке лиц, удовлетворяющих означенным в статье 6 условиям, на должность земских начальников могут быть назначаемы:
1) местные потомственные дворяне в возрасте не менее двадцати пяти лет, которые окончили курс в одном из средних учебных заведений империи или выдержали соответственное испытание и состоят в военных или гражданских классных чинах, если притом они сами, жены или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли, вдвое большим против указанного в пункте 2 статьи 6, или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже пятнадцати тысяч рублей;
2) местные потомственные дворяне, окончившие курс в одном из высших учебных заведений империи или выдержавшие соответственное испытание, либо прослужившие в губернии не менее трех лет в одной из поименованных в пункте 2 статьи 6 должностей, если лица сии хотя и не владеют пространством земли, указанным в этом пункте, но сохранили свою усадьбу в пределах подлежащего уезда.
9. Лица, упомянутые в статьях 6 и 7, могут быть назначаемы на должности земских начальников, хотя бы состояли в чинах, не соответствующих классу этой должности. Сверх того, для лиц, означенных в статьях 6 и 7, неимение вовсе чина не может служить препятствием к занятию названной должности. < ... >
13. На каждую вакантную должность земского начальника губернатор, по совещании с губернским и местным уездным предводителями дворянства, избирает по одному кандидату из списка подлежащего уезда, а в случае невозможности пополнить все требуемое число кандидатов из внесенных в сей список лиц - производит набор недостающего числа кандидатов из списков других уездов той же губернии. Об избранных на этом основании кандидатах губернатор представляет министру внутренних дел с приложением мнения предводителей дворянства в тех случаях, когда представляемое губернатором лицо избрано им вопреки заявлениям одного или обоих предводителей.
14. Министр внутренних дел утверждает в должности тех из числа избранных губернатором или предложенных предводителями кандидатов, к назначению которых на должности земских начальников не встречает препятствий.
15. Когда за недостатком местных потомственных дворян имеющих право быть назначенными на должности земских начальников, за отказом избранных на оные кандидатов от назначения или по другим причинам, оказывается невозможным заместить все положенные в тех губерниях должности земских начальников порядком, установленным в статьях 13 и 14,- министру внутренних дел предоставляется назначить на остающиеся при этом незамещенными должности земских начальников - лиц, хотя и не принадлежащих к числу упомянутых дворян, но окончивших курс в одном из высших или средних учебных заведений империи или выдержавших соответственное испытание. <...>
19. Должность земского начальника не может быть соединяема с другою должностью...
Примечание. Земские начальники не могут быть избираемы в гласные на избирательных съездах выборных от сельских обществ, состоящих в пределах подведомственных им участков. <...>
IV. Предметы ведомства земских участковых начальников по делам административным.
22. По заведыванию управлением и поземельным устройством сельских обывателей на земских начальников возлагается исполнение всех обязанностей, которые, согласно действующим узаконениям, лежат на мировых посредниках с нижеследующими изменениями и дополнениями.
23. Земскому начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлений как по непосредственному его усмотрению, так и по поручению губернатора или губернского присутствия .
24. Во время отсутствия на месте уездного исправника или станового пристава на земского начальника возлагается надзор за действиями волостных старшин и сельских старост по охранению благочиния, безопасности и общественного порядка, равно как по предупреждению и пресечению преступлений и проступков. До прибытии означенных полицейских чинов земскому начальнику предоставляется также руководство в сих отношениях как волостных старшин и сельских старост, так и нижних чинов уездной полиции (полицейских урядников, сотских и десятских) на пространстве всего участка, не исключая и земель владельческих.
25. Земский начальник имеет право дополнять представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе, теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе.
26. Жалобы неправильно избранных в должности крестьян, имеющих право отказаться от общественной службы, подаются земскому начальнику, который и разрешает сии жалобы своими постановлениями. <...>
28. Жалобы на должностных лиц волостного и сельского управлений разрешаются Земским Начальником собственною властью. <…>
29. Земскому Начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадежных волостных и сельских писарей.
30. Земский начальник имеет право рассматривать все приговоры, постановляемые волостными и сельскими сходами в пределах вверенного ему участка.
31. Если земский начальник удостоверится, что приговор волостного или сельского схода постановлен несогласно с законами, либо клонится к явному ущербу сельского общества, либо нарушает законные права отдельных сто членов или приписанных к волости лиц, то он, остановив исполнение сего приговора, представляет его вместе с заключением на рассмотрение уездного съезда . <...>
35. Земский Начальник, если признает необходимым, делает распоряжения о заключении под страху, в городской тюрьме, крестьян, подлежащих удалению из обществ по состоявшимся о том приговоров сельских и волостных сходов.
36. На земского начальника возлагаются: надзор за состоянием мирских капиталов, утверждение приговоров сельских сходов о производстве из означенных капиталов расходов на потребности подлежащих крестьянских обществ...
37. Земскому начальнику принадлежит надзор за ссудо-сберегательными кассами, сельскими банками бывших удельных крестьян и всякого рода вообще сельскими кредитными установлениями.
39. На земского начальника возлагается попечение о хозяйственном благоустройстве и нравственном преуспеянии крестьян вверенного ему участка по предметам ведомства сельских и волостных сходов. <...>
44. Земский начальник открывает избирательные сельские съезды для избрания гласных уездного земского собрания от крестьянского сословия.
V. Предметы ведомства земских участковых начальников по делам судебным.
47. Земские Начальники исполняют обязанности Мировых Судей.
48. Ведомству Земских Начальников в порядке гражданского судопроизводства, подлежат:
1) Дела по спорам и искам на сумму не свыше пятисот рублей, возникающим: а) по найму Земельных угодий, а также находящихся при таких угодьях оброчных и доходных статей, и б) по личному найму на сельские работы, в сельскохозяйственные должности и в услужение.
2) Дела о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более шести месяцев.
3) Дела о потравах и о других повреждениях полей, лугов и иных угодий...
4) Все прочие иски на сумму не свыше трехсот рублей...
49. Ведомству Земских Начальников в порядке уголовного судопроизводства, подлежат:
1) проступки, предусмотренные в Уставе о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями.
2) беспатентная продажа питей и табачных изделий...
VI. Порядок действий и пределы власти земских участковых начальников.
61. В случае неисполнения законных распоряжений или требований земского начальника лицами, подведомственными крестьянскому общественному управлению , он имеет право подвергать виновного, без всякого формального производства, аресту на время не свыше трех дней или денежному взысканию не свыше шести рублей.
62. Земский начальник, вследствие рассмотрения жалоб, принесенных ему на действия должностных лиц сельского и волостного управлений, а также в случае непосредственно усмотренных им самим маловажных проступков означенных лиц по должности имеет право подвергать их, без формального производства, одному из следующих взысканий: замечанию, выговору, денежному взысканию не свыше пяти рублей или аресту на время не свыше семи дней. За более важные нарушения земскому начальнику предоставляется: временно устранять всех означенных лиц (в том числе и волостных судей) от должностей и входить с представлением в уездный съезд о совершенном увольнении их от службы или о предании по суду.
66. Земские начальники подчиняются надзору и руководительству местных губернатора и губернского присутствия...
83. По делам административным уездные съезды исполняют все обязанности, лежащие, по силе действующих узаконений, на съезде мировых посредников. <…>
88. На уездный съезд возлагаются обязанности съезда мировых судей. <…>
105. Губернское присутствие состоит, под председательством губернатора, из губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, прокурора находящегося в губернском городе окружного суда или его товарища… и двух непременных членов. Сверх того в состав губернского присутствия приглашаются на правах членов для участия в рассмотрении судебных дел, переносимых в него из уездных съездов, председатель или член местного окружного суда... а по делам административным – управляющий казенной палатой и государственными имуществами, а также председатель губернской земской управы.
107. <…>Непременные члены губернских присутствий избираются губернатором по совещании с губернским предводителем дворянства из числа местных дворян… причём отдаётся предпочтение прослужившим… не менее трёх лет в должностях предводителя дворянства, непременного члена губернского или уездного по крестьянским делам присутствия, мирового посредника, мирового судьи или земского начальника, и утверждаются в должностях высочайшими приказами по министерству внутренних дел. <…>
113. В Губернском присутствии сосредоточиваются надзор за успешным исполнением земскими начальниками губернии и уездными съездами возложенных на них обязанностей, а также право назначения ревизий делопроизводства означенных должностных лиц и учреждений.
Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. 9. СПб., 1892. № 6196. С. 510-524.
1. Реформы 1867 - 1868 гг.
2. "Степная комиссия".
3. "Временные положения" 1867 - 1868 гг., 90 – е годы XIX века
4. Последствия административно-политических изменений.
Литература:
1. Жиренчин К.А. Формы управления 60-х годов XIX века в Казахстане и их политические и правовые последствия. Дис. канд. юрид. наук. – Алма-Ата, 1979.
2. Касымбаев Ж.К. История Казахстана XVIII – начала XX вв. Алматы, 1997 / 3 издание /. Его же История Казахстана: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. – 2-е изд., дополненное. – Алматы: Рауан, 1995
3. Нурпеисов Е.К., Котов А.К. Государство Казахстан: от ханской власти к президентской республике: Учеб. пособие. А.: Жеті жарғы,1995
Цель – рассмотреть содержание и последствия принятия реформ второй половины 19 в.
Задачи – изучить функциональные и институциональные изменения в государственно-правовых явлениях казахского общества в указанный период, охарактеризовать особенности внедрения, дать анализ вопроса взаимосвязей колониального гос. аппарата с местными правовыми институтами и населением..
Совмещение административных, судебных и военных функций в руках губернаторов. Власть и функции уездных начальников, волостных управителей и аульных старшин. Выборы органов "общественного самоуправления" казахов. Судебное отделение областного правления. Три инстанции суда биев. Городская реформа 1870 г. и ее проведение в Казахстане. Изменения в обычном праве казахов во второй половине XIX в. Развитие права собственности. Влияние имперского права на уголовное и семейно-брачное право казахов. Переход земель Казахстана в государственную собственность Российской империи. Государственно-правовые взгляды казахских просветителей- демократов.
Подготовка реформы. Последняя треть XIX в. - важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казахстана Россией. В середине 60-х годов XIX в. вся современная территория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи. Этот процесс совпал с буржуазными реформами в России 70-80гг. XIX в., которые способствовали развитию капитализма в целом.
В 1865 г. царское правительство создало комиссию для изучения хозяйственных особенностей различных регионов Казахстана, существующей системы управления, обычного права и выработки проекта реформы. В состав комиссии вошли не только чиновники различных учреждений, но и ученые. Как известно, в работе комиссии активное участие приняли Ш. Уалиханов и известный исследователь Казахстана А. Левшин.
В результате работы комиссии был составлен проект реформы управления степными областями. Для окончательного уточнения проекта реформы административного управления Средней Азии и Казахстана в марте 1867 г. был создан комитет во главе с военным министром Д. Милютиным. 11 июля 1867 г. было издано "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", 21 октября 1868 г. утверждено "Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства".
Главной и основной задачей реформы было объединение подвластных России народностей под одно управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление родовых начал, "чтобы добиться постепенного слияния киргизских (казахских) степей с прочими частями России". Реформы были вызваны стремлением царизма обеспечить русскому капиталу наиболее выгодные условия для эксплуатации коренного населения казахских степей и природных богатств края.
Реформа управления. На основании реформы вся территория Казахстана была разделена на три генерал-губернаторства, которые состояли из шести областей. В Оренбургское вошли Уральская и Тургайская области. Оренбург, являвшийся административным центром всего генерал-губернаторства, одновременно был и центром Тургайской области. Центр Уральской области - город Уральск. Западно-Сибирскому генерал-губернаторству с центром в Омске подчинялись Акмолинская и Семипалатинская области. Административный аппарат Акмолинской области находился в Омске, а областным центром Семипалатинской явился Семипалатинск. В состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Семиреченская область с центром в г. Верном и Сырдарьинская, областной центр которой находился в Ташкенте. Однако названные области не охватывали всей территории современного Казахстана. Земли Букеевского ханства вошли в состав Астраханской губернии, а Мангышлакское приставство в 1870 г. отошло в ведение Кавказского военного округа, несколько позже - в состав Закаспийской области.
Генерал-губернатор, стоявший во главе генерал-губернаторства сосредотачивал в своих руках всю полноту военной, гражданской власти и являлся в то же время командующим войсками военного округа. Во главе областной администрации стоял губернатор, который также был наделен военной и гражданской властью. Командование войсками в областях возлагалось на военных губернаторов. Он же считался наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. При военном губернаторе учреждалось областное управление, в состав которых входили три отдела: распорядительный, хозяйственный и судебный. Председатель правления считался вице-губернатором. Во главе отдела находился старший советник. Области делились на уезды, начальники которых назначались генерал-губернаторами по представлению военных губернаторов областей из числа офицеров. При них назначались два помощника, обычно из среды казахской родовой аристократии. Уездным начальникам подчинялись войска, расквартированные на территории уезда. Кроме того учреждалась должность уездного судьи, назначенного правительством. Если при окружных приказах власть была коллегиальной, то по новой административной системе она ликвидировалось. Отмечалось, что "если коллегия вредит полицейским учреждениям в коренных русских провинциях, то тем вреднее будет она в стране с кочевым населением, на преданность которого нельзя вполне надеяться, и где потому действия полицейской власти должны осуществляться особенно энергией и быстротою". Функции полицейского аппарата также находились в руках уездного начальника. Таким образом, политика царизма в казахской степи была направлена на сосредоточение всей полноты власти в низовых звеньях колониального управления и установление военно-оккупационного режима на местах.
Уезды состояли из волостей, во главе которых ставились выборные волостные управители. Волости создавались не по родовому принципу, а по территориальному. В каждую волость входили 10-12 административных аулов. Вместо старых родовых названий аулов была введена их цифровая нумерация. Во главе аула, примерно 120-200 семей, ставились выборные старшины. При создании волостей не учитывалось родовое деление, то есть на территории волости размещались аулы разных родовых делений. Этим царское правительство хотело ослабить родовое начало и роль родовой знати в степи. Переход аула из одной волости в другую разрешался только уездным начальником. Переход хозяйства из одного аула в другой также мог производиться с разрешения родового старшины или волостного управителя. Волостные управители и аульные старшины выбирались, а затем утверждались уездной администрацией. Выборы были двухстепенными, т.е. от каждых 50 хозяйств выбирался один выборщик, съезд которых избирал волостного управителя. Аульный старшина выбирался на сходе выборщиков от каждых 10 хозяйств. Областная и уездная администрация имели право отменять результаты выборов.
В каждом волостном управлении предусматривалась должность письмоводителя, и переписка велась на русском языке.
Таким образом, введение новой системы управления позволило родовой знати захватить все низшее звено административного аппарата. На должности волостного управителя и родового старшины не всегда избирались авторитетные, болеющие за интересы народа, люди. Выборы обычно сопровождались подкупами, подлогами, борьбой различных групп за власть.
Волостной управитель сосредотачивал в своих руках распорядительную и полицейскую власть. А в свою очередь аульные старшины имели такие же права в пределах аула. В оседлых районах юга Казахстана каждый населенный пункт выбирал аксакала на сходе выборщиков сроком на три года. Он также утверждался губернатором. Большие селения и города с коренным населением разделялись на кварталы, во главе которых находился аксакал. Квартальные аксакалы приравнивались к правам волостных управителей. В городах и селениях на сходках выборщиков были учреждены также "общественные хозяйственные управления", цель которых - раскладка податей, всяких сборов и заведование общественным хозяйством городов и селений. Управление состояло из трех-пяти человек, с председателем во главе. Избранный председатель утверждался губернатором. Аксакал обычно не вмешивался во внутренние дела управления, деятельность которого контролировалась уездным начальником. Аксакалы и управления являлись таким образом аппаратом угнетения коренного населения. Итак, наряду с организацией сильного военного аппарата царское правительство широко использовало местное байство, чтобы, опираясь на него, сформировать угодное царизму управление.
Реформа административного управления наносила новый удар по правам и привилегиям султанов, так как все казахское население, в том числе и султаны, были отнесены к "сельским обывателям". Правительство лишало таким образом султанов их былых сословных привилегий. Султаны имели право быть избранными, но исключительного права на занятие выборных должностей им не было предоставлено. Однако казахская аристократия в силу своего экономического положения и традиций продолжала оказывать большое влияние на политическую жизнь Казахстана.
Росло байство, связанное с рынком и занимавшееся ростовщичеством. Оно постепенно оттесняло от власти старую казахскую аристократию (султанов) и родовую знать (биев, батыров). Нанося удар по правам и привилегиям султанов, русское правительство в то же время предоставило большие права и власть волостным управителям и старшинам, избиравшимся обычно из баев. Введение новой системы укрепляло власть царизма и колониальный режим в Казахстане.
Закрепление основных направлений "Временных положений" 1867 - 1868 гг. в Положениях 1886 и 1891 гг. в Казахстане. Изменения в органах колониального управления по Положению 1891 г. Изменение власти и функций губернаторов, уездных начальников, волостных управителей, аульных старшин. Переселенческие органы. Введение в 1898 г. некоторых положений судебных уставов судебной реформы 1864 г. в Казахстане. Судебные палаты. Суд присяжных заседателей.
1. Начало восстания в Тургайской и Уральской областях. Царские реформы были встречены казахами с открытым недовольством. Назревало антиправительственное выступление. Восстание вспыхнуло стихийно и длилось с декабря 1868 по октябрь 1869 г. Оно носило ярко выраженный антиколониальный характер. Во главе восстания стояли крупные родоначальники. Казахи не признавали правительственные комиссии. Действия повстанцев начались с неповиновения властям. Позднее народ начал вооружаться. Восставшие повсеместно заявляли, что они не желают введения нового положения и не хотят иметь начальников из числа российских чиновников. Они требовали возврата к старым порядкам. Для усмирения возмутителей власти хотели использовать авторитет бывших султанов-правителей Младшего жуза. Но народ не захотел их слушать. Они были полностью дискредитированы в глазах народа. Тогда власти обратились к представителям мусульманского духовенства Уфимской губернии. Но обращения мусульманских деятелей также остались не услышанными. Среди населения поползли слухи о том, что новые порядки приведут к принятию христианства, службе в армии и увеличению налогов. Печатные варианты нового положения отсутствовали. Отправленные в Степь комиссии не могли четко объяснить суть происходящего. Волнения, начавшиеся в Уральской области, постепенно перекинулись в соседнюю Тургайскую. Отряд казахов численностью в 600-700 человек объезжал аулы, призывая к неповиновению властям и отказу принять нововведения. Мирные способы попыток успокоить казахов не привели к желаемым результатам.
В мае в уральскую степь были отправлены карательные отряды общей численностью в 1700 человек с артиллерией. Царские войска возглавил военный губернатор Веревкин. Назревало военное столкновение. 6 мая 1868 г. при озере Джаман-Сай подвергся нападению отряд фон Штемпеля в составе 200 сабель и роты пехоты. Около 20 000 казахов продержали карателей в осаде в течение семи дней. Отряд возвратился на линию, растеряв весь фураж и продовольствие. Второй отряд под командованием Юрковского также был вынужден отступить на Оренбургскую пограничную линию. В начале июня 1868 г. волнения в Уральской области достигли высшего предела. Недовольство простых кочевников было направлено и против знати. Нападениям подверглись аулы тех, которые изъявляли согласие на принятие нового положения. Так, с марта по июнь 1869 г. были совершены более 40 набегов на аулы биев, султанов, волостных управителей и старшин. В них в общей сложности участвовали 3000 человек. Размах восстания в Тургайской и Уральской областях встревожил местные власти и царское правительство. На подавление восстания в Степь были отправлены значительные карательные силы. Прибыли военные части из Петербурга, Москвы, Харькова и Казани. Общая численность карательных войск составила около 5000 человек. В Уральской области действовали отряды майора М. Веревкина и подполковника Рукина. Вследствие слабой организованности, стихийности, наличия разногласий между отдельными руководителями повстанцы потерпели поражение. И, конечно, как и в предыдущих выступлениях, непоследовательность и предательство временно принявших участие в восстании ряда старшин способствовали сравнительно быстрому подавлению восстания.
2. Попытка участия Хивы в восстании. Как только дошли слухи о волнениях в Степи, Хива стала подстрекать казахов к восстанию. В январе 1869 г. в Хиву прибыли послы от казахских родов шекты и табын. Последние убедили хивинского хана отправить войско в степь для поддержки казахов. В апреле 1869 г. в местности Шошкаколь появился шеститысячный отряд хивинцев при 4 орудиях. Задачами хивинской военной экспедиции были: во-первых, уничтожить степные укрепления; во-вторых, принять казахов в подданство; в-третьих, определить количество зякета. Хивинцы имели с собой много халатов и денег с целью склонения на свою сторону местных родоправителей. Но со стороны казахов активной поддержки хивинцы не встретили. Простояв около месяца у Эмбенского поста, они были вынуждены вернуться назад. В конце 1869 г. около 7000 кибиток казахов перешли в хивинские пределы. Они приняли подданство этого государства. Но когда откочевщики узнали, что их земли будут розданы другим казахским родам, значительная их часть вернулась обратно.
3. Восстание на Мангистау. С введением нового положения земельный вопрос заметно обострился у адайцев на полуострове Мангистау.
15 марта 1870 г. мангышлакский пристав подполковник Рукин с отрядом в 38 казаков, при четырех орудиях в сопровождении влиятельных родоправителей выехал в урочище Куруп навстречу откочевывающим аулам. Появление отряда Рукина в степи послужило поводом к восстанию. В местности Бузачи под руководством Досапа Тажиулы и Исы Тленбапулы собралось около 200 вооруженных казахов. Произошла схватка. Отряд Рукина был полностью разгромлен. Раненый подполковник застрелился. Эта победа воодушевила повстанцев. Восстание распространилось на весь Мангистау. Рабочие рыбных промыслов слободки Александровского форта и станицы Николаевской массами бросали работу. Начался захват лодок. Из судов, отнятых в Сарытауском заливе, казахские рабочие образовали флотилию. Позднее она участвовала в осаде Александровского форта. Количество восставших достигло 10 тыс. человек. В апреле 1870 г. восставшие атаковали Александровский форт, Николаевскую станицу. Повстанцам удалось сжечь маяки у форта и разгромить укрепление Нижнее. Однако артиллерийский огонь заставил их отойти. Восстание вызвало тревогу не только у местных колониальных властей, но и правительства.
В это время значительно усилилось влияние Англии в Иране. Царское правительство, готовясь к походу против Хивинского ханства, сосредоточивало войска в районе Красноводска. Центр мангистауского восстания оказался в тылу этих войск. Подавление восстания было возложено на наместника Кавказа. В конце мая с Кавказа в Мангистау были переброшены значительные военные силы. Несмотря на самоотверженное сопротивление казахов-адаевцев, восстание было жестоко подавлено. Царские войска повсюду преследовали повстанцев. Но в 1873 г. вспыхнуло новое восстание адаевцев.
4. Причины поражения и последствия восстания. Восставшие потерпели поражение. Восстание носило локальный характер. Казахское население не смогло выступить единым фронтом. Повстанцы были плохо вооружены, зачастую - саблями, айбалтами и луками. Огнестрельного оружия не хватало. Существовал дефицит боеприпасов. Часть родовой верхушки не поддержала повстанцев. К этому времени Казахстан был уже окружен со всех сторон линией военных укреплений. В течение трех месяцев Мангистау был занят царскими войсками. Власти сурово расправились с участниками восстания. Кавказская военная администрация взыскала с оставшихся на Мангистау 8 тыс. кибиток кибиточную подать и разные сборы на сумму 57 901 рублей. На адаевцев была наложена контрибуция в размере 90 тысяч баранов.
К восставшим принимались самые жесткие меры. Недовольных нововведениями высылали за пределы Казахстана. Так, в 1880 г. из одной только Тургайской области было выслано около 500 человек, а в 1890 г. - уже около 3000 человек. Опасность возмездия заставила предводителей восстания со своими приверженцами в декабре 1870 г. перейти в пределы Хивинского ханства. Около 57 000 казахов во главе с султаном Хангали Арыстан-улы были вынуждены перейти на территорию Хивы. Руководители восстания, откочевавшие в пределы Хивы, позднее были приговорены к каторжным работам. Царские власти приступили и к такой мере, как вооружение крестьянского переселенческого населения. Так, в период с 1892 по 1901 гг. крестьянам одной только Семиреченской области было выдано более 9 тыс. единиц стрелкового оружия. Это не могло не способствовать некоторому ухудшению взаимоотношений местного населения и крестьян-переселенцев. В кон. XIX в., опасаясь новых народных волнений, царское правительство приступило к созданию в Казахстане института платных тайных агентов-осведомителей. Они назначались из числа «благонадежных» казахов по два человека на каждый уезд и собирали для властей секретную информацию о настроениях местного населения.
5. Продолжение административных реформ в 80-90-е г. XIX в. Восстания 1869-1873 гг. в Младшем жузе доказали незаконченный характер реформ, проведенных царским правительством. Необходимость продолжения реформ диктовалась и другими причинами. Разделение Казахстана на три генерал-губернаторства не позволяло оперативно и системно решать вопросы, связанные с массовым переселением крестьян из европейской части России. Также произошло военное присоединение Средней Азии к Российской империи, что потребовало исполъзованиия единого подхода и экономии средств в управлении обширным регионом. Царское правительство планировало решить задачу постепенного слияния края с остальной частью России. И, наконец, положения 1867-1868 гг. изначально носили временный характер.
После многолетних обсуждений 2 июня 1886 г. российский император Александр III подписал указ об управлении Туркестанским краем. Он вносил некоторые дополнения к «Временному положению» 1867 г. По новому законодательству в состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Сырдарьинская, Ферганская и Самаркандская области. В 1897 г. в его состав также вошла Семиреченская область. Центром Туркестанского генерал-губернаторства по-прежнему оставался город Ташкент. В феврале 1890 г. было утверждено «Временное положение об управлении Закаспийской областью». В состав этого административного образования вошли пять уездов: Красноводский, Асхабадский, Тедженский, Мервский, населенные преимущественно туркменами, и Мангышлакский. Последний уезд был населен в основном казахами Младшего жуза (род адай). Третий документ - «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями» был подписан 25 марта 1891 г.. Было образовано Степное генерал-губернаторство, в состав которого вошли Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская области. Центр нового территориального образования находился в городе Омске. Уральская и Тургайская области были подчинены напрямую министру внутренних дел. Так, вопросы поощрения казахов, выдачи разрешения на строительство мечетей находились в юрисдикции министра внутренних дел. Таким образом, вместо трех генерал-губернаторств осталось два. Мангышлакский уезд не вошел ни в одно из генерал-губернаторств. В этом проявился имперский принцип «разделяй и властвуй», т.к. единый некогда Младший жуз был поделен на три части. В результате реформы одна часть жуза осталась в составе Внутренней Орды, вторая - в Закаспийской области, а третья - в структуре Степного генерал-губернаторства. Царское правительство было вынуждено пойти на этот шаг из-за многочисленных восстаний казахов Младшего жуза.
6. Содержание реформ.
Изменения носили не только территориальный, но и административный характер. Генерал-губернаторов наделили практически неограниченной властью. Степной генерал-губернатор получил право осуществления административной высылки
неблагонадежных в политическом отношении казахов. Военный губернатор был наделен правом утверждения в должности волостных управителей. Были существенно расширены административные функции уездных начальников. В их введение перешло утверждение аульных старшин. В крупных городах были учреждены полицейские управления.
А в ряде уездных центров стали появляться полицейские приставства.
В то же время были ослаблены позиции казахского суда биев. С целью упорядочения вопроса переселения крестьян из европейской части России были созданы переселенческие управления. Увеличился размер кибиточной подати до 4 рублей в год, что не могло негативно не сказаться на социально-экономическом положении казахского населения.
7. Последствия завершения реформ.
Продолжение административных реформ в 80-90-х гг. XIX в. окончательно превратило
Казахстан в колониальную окраину Российской империи. Произошла централизация управления краем. Завершение реформ позволило царскому правительству усилить поток крестьянского переселения. В 1902 г. был введен институт крестьянских начальников.Они по своему статусу стояли выше казахских волостных управителей. В переселенческом вопросе крестьянские начальники заняли одностороннюю позицию защиты интересов крестьян. Просьбы и требования коренных жителей Степи игнорировались. В своих обращениях и петициях казахи всегда требовали ликвидировать эту должность. Полицейские функции постепенно стали переходить от аульных старшин и волостных управителей к полицейским чинам и крестьянским начальникам.
Контрибуция - денежный взнос, налагаемый победителем на побежденного. Крестьянский начальник - административная должность, введенная в Казахстане в 1902 г. для управления переселенческим крестьянством и казахским населением. Мангистау (Мангышлак - русское название местности) - полуостров на восточном побережье Каспийского моря. Александр III (1845-1894) - российский император с 1881 г.
Похожая информация.
12 июля 1889 года было подписано "Положение о земских начальниках". Оно стало действовать в 40 губерниях нашей страны, в большинстве из которых земельными угодьями владели помещики. В них были созданы земские участки. В этой статье будут освещены аспекты трудовой деятельности их начальников, наделенных в те времена большими полномочиями.
Предыстория появления данной должности
Предшественниками земских начальников принято считать основной задачей которых являлось приведение в действие положения о крестьянстве, принятого в 1861 году. Эти люди также разрешали ситуации, вытекающие из установленного порядка поземельных отношений между помещиками и крестьянами. С течением времени количество мировых посредников подверглось сокращению, их институт стал нуждаться в немедленном преобразовании.
В 1874 году данная должность была упразднена и введена новая: уездные по крестьянским делам присутствия. Неудобные стороны работы этой организации выявились очень быстро. Члены уездного присутствия не справлялись со своими обязанностями, в волостях вспыхивали беспорядки, подати собирались халатно и не в срок, наблюдались случаи хищения денежных сумм. Данные предпосылки привели к появлению земских начальников (1889 год является точкой отсчета их трудовой деятельности).
Особые требования к должности
Необходимость введения новой должности объяснялась тем, что в России отсутствовала власть, близкая к народу. В институт земских начальников могли входить только лица, принадлежащие к местному дворянскому сословию. К соискателям предъявлялись особые требования. Они должны были владеть определенным имуществом (земельными угодьями или иной недвижимостью). Начальником земского участка можно было стать, только имея высшее образование.
Если кандидатов, отвечающих вышеперечисленным требованиям, не хватало, на данную должность назначались дворяне, не имеющие нужного образования, у которых за плечами было прохождение военной или гражданской службы. Но в таких случаях они должны были иметь гораздо больший имущественный ценз. Министр внутренних дел имел полномочия в обход всех условий пополнять ряды начальников земских участков местными представителями дворянского сословия.
Служебные преимущества
Земские начальники имели право на позолоченной цепи носить особый знак. Он представлял собой кружок, на одной стороне которого был изображен герб России, обрамленный названием их должности. На другой стороне знака красовалась надпись, указывающая на день утверждения Положения о земских начальниках.
Люди, осуществляющие власть в земских участках, также обладали особой печатью, служащей подтверждением вверенных им полномочий.
Полномочия административного порядка
Земские начальники были наделены следующими административными правами:
- Принимать решения по искам и спорам, имеющим отношение к поземельному праву крестьян.
- Производить контроль за решениями органов крестьянского самоуправления.
- Осуществлять руководство определенными чинами полиции.
- Предлагать свои вопросы для обсуждения на сходе, собиравшемся в волости.
- Утверждать или на время освобождать от занимаемой должности старшин.
- Осуществлять контроль за опекунством сирот и многое другое.
Данные полномочия были действительны только в сельской местности.
Судебные полномочия
Земские начальники выполняли определенную работу мирового судьи. Они могли рассматривать конкретные дела гражданских лиц:
- Иски по найму земли, не превышающие сумму в 500 рублей.
- Личные иски на сумму не выше 300 рублей.
- Иски о нанесенных оскорблениях.
- Иски о реконструкции поврежденного имущества.
- Просьбы обеспечить доказательную базы по рассматриваемым искам и другое.
Представители данной профессии также были наделены правом судить определенные уголовные дела. Этим людям были подсудны нарушения закона, облагающиеся штрафом в пределах 300 рублей; преступные деяния, за которые можно было получить тюремный срок в пределах двенадцати месяцев.
Закон о земских начальниках наделял этих людей особыми привилегиями по отношению к судам, функционирующим в волости. Они имели право контролировать деятельность органов судебной власти. Однако отменить решения представители данной профессии были не вправе.
Практическая работа
Статус земских начальников с годами приобретал все более важное значение. В расчете на них как на основную исполнительную власть на местах планировались важные дела в государстве.
Чтобы осуществлять контроль за переделами земель, полученных крестьянами в собственность в результате реформ 1860-х годов, был издан соответствующий указ. Он был действителен только в губерниях, в которых функционировали земские участки. В данных местностях, согласно определенному положению, в 1899 году был упорядочен процесс взимания окладных налогов с населения.
Немаловажная роль была отведена представителям данной профессии в Аграрной реформе. Правительство в 1906 году облегчило крестьянам выход из общины. Им было дарована возможность закрепить за собой обрабатываемые собственноручно участки земли. Контроль за исполнением данного указа на местах вели земские начальники. Деятельность этих людей привела к успеху Аграрной реформы.
Начальники земских участков в свою бытность являлись судьями и администраторами в одном лице. До настоящего времени значимость их профессии продолжает получать неоднозначные оценки и представлять интерес для различных исследований.
в губерниях Царства Польского и прибалтийских, в Области Войска Донского, в губерниях и областях кавказских и закавказских, в Туркестанском крае, Закаспийской области - должность, соответствующая исправнику (см.). Наибольшие отклонения от общей организации уездного управления имеют место в губерниях Царства Польского: при У. начальнике состоят здесь два помощника, из которых один ведает дела административные, другой - полицейские и военно-полицейские (он же начальник земской стражи) и присутствие полицейского управления. Присутствие состоит, под председательством У. начальника, из двух его помощников и, кроме того, по делам, относящимся к их ведению, из У. врача, У. архитектора, У. ветеринара или страхового советника. Некоторые дела, перечисленные законом, присутствие решает коллегиально.
- - Соотв. титул обозначал главного управляющего цар. дворцом, к-рый занимал должность царедворца-распорядителя. Ученые не знают точно, какие обязанности выполнял Н.Д. Предположит...
Библейская энциклопедия Брокгауза
- - судебный орган, учреждён по судебным уставам, принятым в ходе судебной реформы 1864. Судебный округ включал 2-3 уезда. Рассматривал уголовные и гражданские дела, неподсудные мировым судьям...
Русская энциклопедия
- - в России в 1864.1917гг. - одно из основных звеньев системы общих судов. Образовывались обычно на территории нескольких уездов с учетом численности населения и объема работы...
Энциклопедический словарь экономики и права
- - подчиняется начальнику местной бригады и вместе с состоящим при нем управлением образует низшую инстанцию местного воинского управления, главная задача которого заключается в том, чтобы в мирное время заведовать...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - см. Воинский У. начальник...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - в губерниях Царства Польского и прибалтийских, в Области Войска Донского, в губерниях и областях кавказских и закавказских, в Туркестанском крае, Закаспийской области - должность, соответствующая исправнику...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - ...
Орфографический словарь русского языка
- - ОКРУЖНО́Й, -ая, -ое. 1. см. округ. 2. Расположенный по окружности, идущий вокруг чего-н. Окружная дорога...
Толковый словарь Ожегова
- - ОКРУЖНО́Й, окружная, окружное. 1. прил. к округ. Окружной суд. Окружной комитет партии. 2. Расположенный, действующий по окружности, по кругу, окружающий. Окружная железная дорога...
Толковый словарь Ушакова
-
Толковый словарь Ефремовой
- - окружно́й I прил. 1. соотн. с сущ. округ I, связанный с ним 2. Свойственный округу, характерный для него. 3. Принадлежащий округу. II прил. Расположенный, действующий по окружности или по кругу...
Толковый словарь Ефремовой
- - окружн"...
Русский орфографический словарь
- - 1. окружно́й; окружно́йсуд; окружна́я коми́ссия 2. окружно́й...
Русское словесное ударение
- - ...
Формы слова
- - обходной, кружный, обходный, кольцевой, объездной, окольный,...
Словарь синонимов
"Уездный (окружной) начальник" в книгах
Уездный город Глазов
Из книги Короленко автора Миронов Георгий МихайловичУездный город Глазов Вечно шумящий угрюмый сосновый лес обступил со всех сторон этот город-селение. Жалкие серые домики стремятся уйти поглубже в землю, словно стыдясь своего жалкого существования. Только одно здание дерзнуло подняться над кромкой леса. Это
Уездный город N
Из книги Майк: Время рок-н-ролла автора Рыбин Алексей ВикторовичРЕЦЕНЗИЯ НА АЛЬБОМ «ЗООПАРК», «УЕЗДНЫЙ ГОРОД N». «Рокси» N6, К.Кич.
Из книги Право на рок автора Рыбин Алексей ВикторовичУездный воинский начальник
Из книги Мне доставшееся: Семейные хроники Надежды Лухмановой автора Колмогоров Александр ГригорьевичУездный воинский начальник В середине сентября 1874 года 35-летний капитан В. М. Адамович наконец-то получил самостоятельную должность - Подольского уездного воинского начальника. В начале октября с многочисленной семьёй он отбывает из Москвы к месту новой службы и на
3. Рейд в уездный центр Дуннин
Из книги В водовороте века. Мемуары. Том 3 автора Сен Ким Ир3. Рейд в уездный центр Дуннин После переговоров в Лоцзыгоу объединенная канцелярия антияпонских отрядов вовсю развернула работу с Армией спасения отечества. Сотрудники канцелярии установили связи и с соседними лесными отрядами, приступив к активной работе по
Путепровод Окружной (Путиловской) железной дороги
Из книги Московский проспект. Очерки истории автора Векслер Аркадий ФайвишевичПутепровод Окружной (Путиловской) железной дороги В том месте, где Международный проспект переходил в Московское шоссе, проходила соединительная железнодорожная ветка Балтийской, Витебской, Варшавской ж. д., образующих так называемое северное полукольцо. Здесь нахо
«Уездный предводитель команчей»
Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар«Уездный предводитель команчей» В 1884 г. Столыпин женился на Ольге Нейдгардт, которая была на три года его старше. Девушка собиралась выйти замуж за старшего брата Петра Аркадьевича, однако тот внезапно погиб на дуэли с князем Шаховским. Столыпин-младший предложил Ольге
Глава 29. ОКРУЖНОЙ ЧЕМПИОН
Из книги Всадники равнин автора Брэнд МаксГлава 29. ОКРУЖНОЙ ЧЕМПИОН При выполнении данных ему поручений Обмылок никогда не отличался огромным усердием. Так как считал, что если хозяин и так получит с этого какую-никакую выгоду, то с его стороны не будет большим преступлением, если он немного подумает и о себе.
IX. Администрация СЛОНа Низшая администрация. Надзиратели. Начальник пункта. Начальник ИСО. Начальник лагерей. Пособники
Из книги Нацистская пропаганда против СССР. Материалы и комментарии. 1939-1945 автора Хмельницкий Дмитрий СергеевичIX. Администрация СЛОНа Низшая администрация. Надзиратели. Начальник пункта. Начальник ИСО. Начальник лагерей. Пособники СЛОН построен на начале самообслуживания и в смысле хозяйственном, и в смысле административном. Хозяйственно СЛОН – огромное торгово-промышленное
Отрывок из стенограммы II Кубанской окружной партийной конференции
Из книги Украинское национальное движение и украинизация на Кубани в 1917–1932 гг. автора Васильев Игорь ЮрьевичОтрывок из стенограммы II Кубанской окружной партийной конференции Утро 19 ноября 1925 г.Председатель: Слово для ответа на записки имеет товарищ Эйсмонт.Эйсмонт: «Скажите, как смотрит Крайком на обязательное проведение украинизации, известно ли Крайкому, что население не
Зоопарк Уездный город N (1983)
Из книги 100 магнитоальбомов советского рока автора Кушнир Александр3. Непосредственная подготовка военно-окружной реформы
Из книги История военно-окружной системы в России. 1862–1918 автора Ковалевский Николай Федорович3. Непосредственная подготовка военно-окружной реформы Летом 1859 г. кавказский наместник А.И. Барятинский, будучи в Петербурге, предложил Александру II сменить Н.О. Сухозанета на посту военного министра Д.А. Милютиным, руководствуясь при этом не только интересами своей
8. В Сергачский уездный суд. Около (не позднее) 11 сентября 1830 г. Болдино.
Из книги Деловые бумаги автора Пушкин Александр Сергеевич8. В Сергачский уездный суд. Около (не позднее) 11 сентября 1830 г. Болдино. Всепресветлейший, державнейший великий государь, император Николай Павлович, самодержец всероссийский, государь всемилостивейший просит дворянин коллежский секретарь Александр Сергеев сын Пушкин,
Уездный чудотворец
Из книги «Райские хутора» и другие рассказы автора Шипов Ярослав АлексеевичУездный чудотворец
Из книги Первая молитва (сборник рассказов) автора Шипов Ярослав АлексеевичУездный чудотворец Иван Фомич родился в кромешной глуши. Детство и юность его скрылись за непроглядною мглою времен, и никто никогда уже не расскажет ни о его отце, ни о матери, ни о той школе, где он изучал «аз, буки, веди, глаголь, добро», - памяти об этом на земле не
- Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
- Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
- Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
- Четверка монет таро значение
- Что такое договор найма служебного жилого помещения?
- Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
- Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета