Войти
Образовательный портал. Образование
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Уголовный кодекс ссср 1926 года. Уголовный кодекс рсфср (1926 г.)

    Уголовный кодекс ссср 1926 года. Уголовный кодекс рсфср (1926 г.)

    В ноябре 1926 г. ВЦИК принял новый УК РСФСР и ввел его в действие с 1 января 1927 г. Появление нового кодекса обусловливалось двумя причинами: желанием исправить отдельные недостатки, пробелы Уголовного кодекса РСФСР 1922 г., обнаружившиеся в ходе его применения, а также необходимостью привести кодекс в соответствие с «Основными началами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик». По сравнению с предыдущей редакцией в нем были более разработаны разделы о государственных и воинских преступлениях. В 3 разделе Общей части Кодекса – «Общих началах уголовной политики РСФСР" появились две новации, которые оказали заметное влияние на карательную политику судов конца 1920-х гг.: Примечание к ст. 6 УК гласило, что не является преступлением действие, которое хотя формально и попадает под признаки, какой-либо статьи Особенной части УК, но в силу явной малозначительности и отсутствия вредных последствий лишено общественной опасности. Статья 8 УК предусматривала возможность освобождения от уголовной ответственности лица в случаях, когда конкретное действие, являющееся в момент его совершения преступлением, к моменту рассмотрения в суде утратило общественную опасность вследствие изменения уголовного закона или личность правонарушителя перестала быть общественно опасной в силу изменившейся социально-политической обстановки. На практике это вместо того, чтобы защитить личность от необоснованного привлечения к уголовной ответственности, приводило к ослаблению карательной политики по целому ряду преступлений (хулиганство, растрата, присвоение и т.п.). Особенная часть УК строилась в соответствии с идеологической заданностью, когда объектом уголовно-правовой защиты является исключительно правопорядок социалистического государства.

    Первую главу Особенной части составляли государственные преступления, среди которых особо выделялись контрреволюционные преступления. Далее устанавливалась уголовная ответственность за преступления против порядка управления, должностные преступления, за нарушение правил об отделении церкви от государства, хозяйственные преступления и, наконец, лишь последняя глава УК содержала преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Поэтому не трудно заметить, что в «пролетарском государстве», «стране социалистической демократии», интересы каждой от-

    дельно взятой человеческой личности отодвигались даже не на второй план, по сравнению с интересами государства. Идеологическая обусловленность уголовной политики советского государства, логика усиления классовой борьбы по мере углубления социалистических преобразований в период реконструкции промышленности и сельского хозяйства, находили свое конкретное воплощение в детальной разработке советскими юристами именно государственных преступлений, особо опасными в общей массе считались преступления контрреволюционные – знаменитая 58-я статья УК РСФСР 1926 г. Контрреволюционным в советском уголовном законодательстве признавалось всякое действие, имеющее своей целью свержение, подрыв или ослабление власти рабоче-крестьянских советов и избранных ими на основе как общефедеративной Конституции СССР, так и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств СССР, союзных и автономных республик, подрыв внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции. Вся глава УК РСФСР о государственных преступлениях вводилась в действие с 15 февраля 1927 г., а статья 58(1) – 58(14), предусматривающие контрреволюционные преступления, только в июне 1927 г.

    58 статья УК была одной из наиболее разветвленных в кодексе и предусматривала до 14 квалифицированных составов, в которых конкретизировалось понятие контрреволюционных преступлений. Из всех статей 58 с индексом, только одна – 58(12) не влекла за собой в качестве санкции вышей меры социальной защиты. К контрреволюционным преступлениям законодатель относил вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию, захват власти на местах

    или в центре с той же целью (ст. 58(2)), сношения в контрреволюционных целях с иностранным государством или отдельными его представителями, а также способствование какому-либо иностранному государству, находящемуся в состоянии войны с СССР или ведущему с ним борьбу (58(3)). Статьи 58(4) и 58(5) в какой-то мере повторяли содержание статьи 58(3), поскольку «оказание каким бы то ни было способом той части международной буржуазии, которая не признавала равноправия коммунистической системы … в осуществлении враждебной против Союза ССР деятельности» (58(4)) и склонение иностранного государства к объявлению войны СССР или каким-либо иным неприязненным действиям (58(5)) вполне поглощались формулировкой ст. 58(3) – «сношение в контрреволюционных целях с иностранным государством». Думается, столь подробная дифференциация норм УК о контрреволюционных преступлениях вызвана особенным желанием советского руководства не упустить из виду ни одного деяния, хоть в какой-либо мере посягающего на основы советского строя. Особенно интересна статья 58(7), устанавливающая уголовную ответственность за подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы и кооперации. Это было превосходное основание для прогремевших затем на всю страну процессов о вредительстве в промышленности, фактически оправдывавших крупнейшие промахи первой пятилетки. Предусмотренное статьей 58(8) совершение террористических актов, направленных против представителей Советской власти или деятелей революционных рабочих и крестьянских организаций зачастую расширялось вплоть до квалификации по данной статье наказаний даже хулиганских выходок против рабоче-крестьянских корреспондентов. Статья 58(10), устанавливающая уголовную ответственность за пропаганду или агитацию, содержащую призывы к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти, давала удобный предлог к преследованию всякого проявления инакомыслия под предлогом антисоветской деятельности. Данная уголовно-правовая норма создавала предпосылки для полнейшей унификации и однообразия общественного сознания, которое должно было формироваться только на основе официально преподносимой информации. Таким образом, складывалось закрытое общество, над которым довлело государство, определяя основные тенденции его развития. Статья 58(13) нарушала один из основных принципов современного уголовного законодательства о том, что уголовный закон обратной силы не имеет, предусматривая ответственность за активные действия или активную борьбу против рабочего класса и революционного движения, проявленную на ответственной или секретной должности при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны. Тем самым устанавливалась УК ответственность за преступления, совершенные до его принятия. Лицам, о которых шла речь в данной статье, угрожал в, случае выявления, расстрел, объявление врагом трудящихся или лишение свободы на срок не менее 3-х лет с полной или частичной конфискацией имущества при смягчающих обстоятельствах.

    Первичность государственных интересов по сравнению с интересами личности проявилась и в других главах УК РСФСР 1926 г. Так, к примеру, даже за квалифицированное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах, максимальный размер наказания не превышал 10 лет лишения свободы. Лишь в 1934 г. была предусмотрена смертная казнь за убийство совершенное военнослужащим Красной Армии. Размер же наказания за неквалифицированное убийство не превышал 8-ми лет. Статья 162 УК РСФСР, предусматривавшая хищения как преступное деяние, устанавливала, что кража частного имущества каралась сроком до 6 месяцев лишения свободы, то же деяние, но с квалифицированным составом, наказывалось лишением свободы до 1 года. В то же время, в случае совершения кражи частным лицом имущества из государственных и общественных складов, срок лишения свободы достигал отметки в 2 года. За хищение государственного и общественного имущества с квалифицированным составом законодатель ужесточил срок наказания до 5 лет лишения свободы. Особо необходимо остановиться на рассмотрении трансформации формулировки состава преступления и ответственности в УК 1922 и 1926 гг. за хулиганство. Уголовный кодекс РСФСР, вступивший в действие с июня 1922 г., определил хулиганство как «озорные, бесцельные, сопряженные с явным проявлением неуважения к отдельным гражданам или обществу в целом действия». Наказание же за хулиганство по кодексу 1922 г. было предусмотрено небольшое – всего лишь принудительные работы или

    лишение свободы на срок до одного года. Несомненно, что такое небольшое наказание не могло оказать значительного влияния на ход борьбы с данным видом преступления и даже применение к особо дерзким проступкам хулиганов других статей УК не изменили бы ситуацию. К тому же формулировка о «бесцельности» в отношении хулиганских действий, содержащаяся в статье УК, таила в себе дополнительную возможность для избежания наказания – подсудимому было необходимо лишь доказать, что его действиями руководила какая-либо цель. В связи с этим любопытно, что в 1924 г. государство еще более снизило наказание за хулиганские деяния: совершенные в первый раз деяния карались в административном порядке принудительными работами до 1 месяца или штрафом до 50 рублей, а совершенные вторично или носящие злостный характер – лишением свободы до 3 месяцев. Создался парадокс отношения преступление – наказание: и рост первого сопровождался уменьшением наказания за этот вид преступления. В новой редакции УК хулиганство было отнесено в группу преступлений против порядка управления, формулировка статьи претерпела существенные изменения: хулиганские действия на предприятиях, в учреждениях и в общественных местах караются тюремным заключением на один год, если эти действия не влекут за собой более тяжелого наказания; если же означенные действия заключались в убийстве или бесчинстве, или совершены повторно, или упорно не прекращались, несмотря на предупреждение органов, охраняющих общественный порядок, или же по своему содержанию отличались исключительным цинизмом или дерзостью, – лишение свободы до 5 лет. Во-первых, в статье не дано определение действий, которые следует относить к хулиганству, а это, в свою очередь, позволяло достаточно свободно трактовать их при квалификации того или иного деяния органам дознания и суда. То есть практически им приходилось заниматься толкованием права.

    Опасная специфика конструирования вышеприведенного состава преступления заключалась в том, что на первом плане по значимости находится мотив преступления и лишь следом рассматривается само деяние. Хулиганские побуждения служили, таким образом, при совершении убийства чуть ли не смягчающими обстоятельствами, исключив его из разряда умышленных убийств, срок наказания, за которое колебался от 8 до 10 лет. Так, фактически исходя из сроков лишения свободы, оно ставилось в один ряд с убийством в состоянии аффекта. На практике же хулиганство не относилось к особо тяжким видам преступления, следовательно, человек, получивший срок за убийство из хулиганских мотивов до 5 лет лишения свободы, мог подлежать амнистии или уменьшению срока лишения свободы в связи с очередной годовщиной революции. В итоге убийца отбывал наказание меньше, чем, допустим, за кражу государственного имущества. Следует обратить внимание, что убийство поставлено в один ряд с явно неравноценными деяниями: бесчинством, повторным совершением хулиганских действий, поступков, совершенных с исключительным цинизмом и дерзостью. В УК 1926 г. не была ликвидирована дифференциация наказаний. Санкция 10 лет лишения свободы применялась по трем наиболее «популярным» составам преступлений: умышленное убийство – ст. 136, квалифицированный разбой – ст. 167 и поджог – ст. 175. Также эта санкция применялась к менее распространенным в 1920-е гг. составам: ст. 581 – недонесение со стороны военнослужащего о готовящейся или совершенной измене (государственные преступления), ст. 593в и 533г – из раздела особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления. За большинство статей Особой части УК максимальное наказание не превышало 5 лет лишения свободы. Как видим, теоретическая основа советской карательной политики была в лучшем случае не разработана, а по некоторым моментам и парадоксальна, что не отвечало в полной мере решению совокупности задач, стоящих перед карательными органами. Государство фактически своей политикой в области уголовного законодательства не слишком препятствовало совершению преступлений против частных лиц, устанавливая за них менее строгие виды и размеры наказания, нежели чем за совершение преступлений против государства. Яркий пример тому ст. 162 УК 1926 г. пункт «А» – кража у частного лица при смягчающих обстоятельствах – лишение свободы или исправительные работы до трех месяцев; пункт «Е» – мелкая кража, совершенная на предприятии или учреждении карается тюремным заключением сроком на 1 год. Уголовное законодательство СССР в период нэпа уже начинало отражать господствующую идеологию и новый тоталитарный характер политического режима советского государства. Постепенно исчезали такие правовые критерии, как «революционное правосознание», которое заменили целесообразность и нормативизм. Основополагающим принципом карательной политики советского государства при вынесении и исполнении приговоров являлся классовый принцип – ограждение интересов класса в целом. Это на практике значило, что при рассмотрении дела в суде перво-наперво необходимо было обращать внимание на социальное происхождение подсудимого и лишь затем на то деяние, которое он совершил. На начальном этапе исследуемого периода карательная политика государства претерпевала некоторые коллизии, что было связано с поисками властью наиболее действенных форм обуздания преступности в стране, развившейся в результате смуты после 1917 г.

    Новый УК РСФСР признал себя преемником УК 1922 г., поэтому назывался Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1926 г. Он состоял из пяти разделов:

    О задачах уголовного законодательства РСФСР;- пределы действия Уголовного кодекса;- общие начала уголовной политики РСФСР;- о мерах социальной защиты, применяемых по Уголовному кодексу в отношении лиц, совершивших преступления;- о порядке применения мер социальной защиты судебно-исправительного характера.

    Советский Уголовный кодекс, принятый в 1926 г. и введенный с 1 января 1927 г., распадается на две части: Общая часть, где трактуются разные принципиальные положения, и Особенная часть, т.е. прейскурант преступлений с указанием цен за каждое из них. Статья 6 Общей части гласит: «Общественно опасным признается всякое действие или бездействие, направленное против советского строя или нарушающее правопорядок, установленный рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени». Отсюда вытекает и преступность, которой при коммунистическом строе, согласно большевистской теории, не будет. Далее в Уголовном кодексе идут статьи о целях наказания и видах его, причем понятия «наказания» нет, а есть – «меры социальной защиты». Общество вовсе не наказывает, а только защищается от неустойчивого и преступного элемента, причем целью мер социальной защиты является «перевоспитание человека».

    Подобно УК 1922 г. в ст. 6 давалось классово-социальное понятие преступления. Сохранялась норма об аналогии. В развитие материального признака преступления к ст. 6 было дано важное примечание: «Не является преступлением действие, которое хотя формально и подпадает под признаки какой-либо статьи Особенной части настоящего кодекса, но в силу явной малозначительности и отсутствия вредных последствий лишено характера общественно опасного».

    УК РСФСР 1926 г. сохранил норму о лицах, «представляющих общественную опасность по прошлой деятельности и связи с преступной средой» (ст. 7). В такой норме тем более не существовало необходимости, что для общественно опасных лиц теперь не предусматривалось каких-либо специальных мер социальной защиты. Ссылка и высылка в ст. 35 УК оценивались как основные или дополнительные наказания совершивших преступления лиц. Тем самым была создана легальная основа для грядущих репрессий 30-х гг. в отношении лиц, преступлений не совершавших, но общественно опасных по различным произвольным оценкам.

    Минимальный возраст уголовной ответственности республиканские УК установили в 13 и 14 лет.

    Нечеткость конструкции соучастия в Основных началах привела к тому, что часть УК отнесла заранее не обещанное укрывательство к соучастию, а часть выделила в самостоятельную норму, соучастием правильно не признав.

    По той же причине республиканские УК неодинаково решили принципиальный вопрос о наказуемости приготовления к преступлению, хотя для УК РСФСР 1926 г., казалось бы, не было проблем как преемника УК 1922 г., категорически отказавшегося от наказуемости приготовления к преступлению. Неопределенная формула Основных начал «начатого преступления», да еще не завершенного «по каким-либо причинам», привела к тому, что одни УК, верно истолковав начатое преступление как покушение, оставили вне пределов уголовной ответственности приготовление к преступлению (например, УК УССР). Другие криминализировали и приготовление (например, УК РСФСР). В разъяснении Верховного Суда СССР в постановлении Пленума от 7 мая 1928 г. указано, что общесоюзное уголовное законодательство под начатым, но не оконченным преступлением понимает как покушение, так и приготовление. Президиум ВЦИК СССР, согласившись с таким ошибочным толкованием, придал ему легальную силу. Бесчисленное множество раз за три с лишним десятилетия УК РСФСР критиковали за крайнюю репрессивность ввиду объявления наказуемым приготовления к преступлению.

    Свою зловещую роль в делах «о приготовлениях к террористическим актам» эта норма сыграет в годы массовых сталинских репрессий.

    Важное добавление последовало в Основных началах в нормах о необходимой обороне и крайней необходимости. Они объявлялись правомерными не только при охране интересов своих и других лиц, но и при защите Советской власти и революционного правопорядка.

    Основные начала включили развернутый перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств при назначении наказания.

    Система наказаний в этом УК в основном сходна с УК 1922 г. Обоснованно из нее исключили условное осуждение, ибо оно - не вид наказания. Напротив, неудачно включили в систему наказаний предостережение, которое, как и общественное порицание, не обладает карательной силой уголовного наказания. Не стало наказания в виде возложения обязанности загладить вред. Оно вновь появится в УК РСФСР 1960 г.

    Неудачным новшеством Основных начал явилась замена термина «наказание» термином «меры социальной защиты», которые подразделялись на три вида:

    Меры судебно-исправительного характера (бывшее наказание);

    Меры медицинского характера;

    Меры медико-педагогического характера. Первые применялись за преступления, вторые - к невменяемым лицам, третьи - к несовершеннолетним в случаях замены наказания этими мерами.

    Объяснение новелле, даваемое Конституционной комиссией, сводилось, якобы, к необходимости отмежевания от буржуазного уголовного права с его пониманием наказания как кары и возмездия. Ряд ученых объясняли тогда позицию Основных начал влиянием итальянской школы, прежде всего проекта кодекса Ферри, сторонника социологической школы. Другие проектанты, например, Н.В.Крыленко, связывали замену наказания мерами социальной защиты с буквальной трактовкой высказывания К.Маркса о том, что «наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования».

    Обоснованна гипотеза, что проектанты УК смешали административную ответственность с уголовной, объединив их термином «меры социальной защиты». Действительно, декрет ВЦИК от 10 августа 1922 г. за подписью Ф.Э.Дзержинского устанавливал административную высылку до трех лет за причастность к контрреволюционным преступлениям и рецидивистам. Вопрос о такой высылке рассматривался комиссией из представителей НКВД и Наркомюста, утвержденной ВЦИК. Административная высылка неосновательно оказалась в Уголовном кодексе. Вместо исчерпывающего перечня преступлений, к виновным в которых она применялась, были установлены расплывчатые критерии – «связи с преступной средой» и «прошлая деятельность». Догматизм от марксизма здесь налицо. Хорошо еще, что отказ от термина «наказание» никак не сказался на других институтах и нормах Основных начал. С середины 30-х гг. «наказание» было восстановлено в своем значении и терминологии. Издаваемые уголовно-правовые нормы в санкциях содержали не формулировку «влечет применение мер социальной защиты», а «наказывается» или «карается».

    «Меры социальной защиты» сведены в 20-й и 21-й статьях УК РСФСР и предусматривают следующее:

    1. Расстрел.2. Объявление врагом трудящихся с лишением гражданства и обязательным изгнанием из СССР.3. Лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях СССР.4. Лишение свободы в общих местах заключения. Это краткосрочное пребывание в тюрьме с более легким режимом, обычно для преступников бытового характера.5. Исправительно-трудовые работы без лишения свободы (осужденный должен являться на работу по указанию бюро принудительных работ) и «принудительные работы по месту службы» с удержанием определенной судом части из жалованья осужденного. Так, за опаздывание на работу обычно применяются судами принудительные работы по месту службы с удержанием 25% жалования в течение 6 месяцев.6. Изгнание из пределов СССР. Это, когда-то наиболее суровое наказание, стало ныне на шестом месте. Но почему-то советские судьи никогда не пользуются этой мерой, и статью можно считать мертвой.7. Ссылка с исправительно-трудовыми работами или без них.8. Высылка, т.е. удаление из пределов данного района.9. Поражение в правах. Обычно эта мера сопровождает основную, т.е. лишение свободы и лишь в связи с этим - поражение в правах.10. Конфискация имущества. Тоже дополнительная мера.11. Запрещение занимать определенные должности (например, хозяйственные), или заниматься промыслом.12. Увольнение от должности.13. Возложение судом обязанности загладить причиненный вред.

    Для военных предусматриваются еще и дополнительные наказания:

    1. Казнь через повешение.2. Содержание в дисциплинарном батальоне или отбывание наказания в штрафном батальоне. Это наказание существует лишь во время войны. Фактически оно равносильно смертной казни. Опыт минувшей войны показал, что люди штрафных батальонов используются для взрывания минных полей, как прогоняемое через них стадо, или для штурма заведомо неприступных позиций противника, не получая к тому же никакой поддержки, а подчас даже и оружия.

    Особенная часть УК РСФСР распадается на несколько глав:

    1. Контрреволюционные преступления.2. Преступления против порядка управления.3. Должностные преступления.

    4. Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности.

    5. Имущественные преступления.

    6. Действия против отделения церкви от государства.

    7. Воинские преступления.

    8. Преступления хозяйственные.


    Похожая информация.


    Причины принятия:

    1. Необходимость исправить пробелы УК РСФСР 1922 г., обнаружившиеся в ходе его применения.

    2. Необходимость привести УК РСФСР 1922 г. в соответствие с «Основными началами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» (приняты ЦИК СССР в 1924 г.).

    Основные положения:

    1. Вслед за «Основными началами» отказался от общепринятого термина «наказание» и использовал вместо него термин «меры социальной защиты».

    2. Меры социальной защиты:

    а) подразделялись на меры судебно-исправительного характера, медицинского и медико-педагогического;

    б) могли применяться как за виновные деяния, так и к лицам, признанным социально-опасными в силу своей преступной деятельности или связей с преступной средой;

    в) могли назначаться и без совершения лицом противоправных деяний (достаточно было одного признания компетентными органами социальной опасности конкретного лица).

    3. Признал общественную опасность деяния , как необходимое условие привлечения к уголовной ответственности (не является преступлением действие, которое хотя формально и подпадает под признаки какой-либо статьи Особенной части Уголовного кодекса, но в силу явной малозначительности и отсутствия вредных последствий лишено общественной опасности).

    4. Допускал возможность освобождения от уголовной ответственности лица в случаях, когда конкретное действие, являющееся в момент его совершения преступлением, к моменту рассмотрения в суде утратило общественную опасность вследствие изменения уголовного закона или личность правонарушителя перестала быть общественно опасной в силу изменившейся социально-политической обстановки.

    5. Сохранял прежний возраст наступления уголовной ответственности:

    а) к уголовной ответственности привлекались лица с 14 лет;

    б) к несовершеннолетним (от 14 до 16 лет) могли быть применены меры педагогического воздействия.

    6. Целью наказания и других мер социальной защиты являлось общее предупреждение новых нарушений как со стороны нарушителя, так и со стороны других лиц.

    7. Выделялись специальные цели уголовного наказания:

    а) приспособление нарушителя к условиям нормальной жизни в обществе путем исправительно-трудового воздействия;

    б) лишение преступника возможности совершения дальнейших общественно-опасных деяний.

    8. Предусматривалась развитая система наказаний в зависимости от степени общественной опасности преступления и самого преступника:

    а) изгнание из пределов СССР на срок или бессрочно;

    б) лишение свободы;

    в) принудительные работы без содержания под стражей;

    г) условное осуждение;

    д) конфискация имущества;

    ж) поражение прав;

    з) увольнение от должности;

    и) общественное порицание;

    к) возложение обязанности загладить вред;

    л) расстрел как высшая мера наказания.

    9. К мерам социальной защиты отнесены:

    а) удаление из определенной местности;

    б) воспрещение занимать определенные должности.

    10. Особенная часть УК 1926 г. содержала деление преступлений по Кодексу 1922 г.:

    а) контрреволюционные преступления:

    Устанавливалась ответственность за укрывательство и пособничество контрреволюционным преступлениям;

    Наказывалось недонесение о достоверно известных фактах их подготовки и совершения;


    б) должностные преступления:

    Воспринимались кодексом практически без изменений;

    Выделялись должностные лица профессиональных союзов;

    в) преступления против правосудия:

    Были представлены в различных главах, специальная глава отсутствовала;

    Включали составы, известные Кодексу 1922 г.;

    г) преступления против порядка управления:

    Расширился за счет составов, относимых прежде к хозяйственным или иным видам преступлений;

    Включил ряд новых деяний (хулиганство);

    д) преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности:

    Убийства не были выделены в самостоятельную группу;

    В одной норме объединялись убийства по неосторожности и убийства, явившиеся результатом превышения пределов необходимой обороны;

    Вводилась норма о доведении до самоубийства или покушения на него;

    По всем видам преступлений против жизни смягчались санкции (от 1 до 10 лет лишения свободы).

    Таким образом, Кодекс 1926 г. не внес существенных изменений в сложившуюся систему советского уголовного законодательства.

    Особенности Кодекса:

    1. Просуществовал с изменениями и дополнениями до 1961 г.

    2. Детально разработал многие понятия (взятка, должностное лицо, умысел).

    3. Страдал излишней раздробленностью и бессистемностью отдельных норм.

    4. Конкретные виды преступлений не были определены исчерпывающим образом.

    VI. Юридическое закрепление права
    на государственный произвол в 1930-е гг.

    1. Первым актом, узаконившим государственный произвол в сфере уголовной ответственности, явилось Постановление Президиума ЦИК СССР от 21 ноября 1929 г. «Об объявлении вне закона должностных лиц - граждан СССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР»; согласно Постановлению:

    а) все должностные лица торговых, дипломатических, иных учреждений или предприятий СССР, совершившие подобное деяние, должны были приговором Верховного суда СССР объявляться вне закона;

    б) приговоренные к подобной мере подлежали расстрелу, а их имущество - конфискации;

    в) постановление придавало закону обратную силу, т.е. распространяло его на деяния, совершенные ранее, до его принятия.

    2. Грубо нарушало основополагающие принципыуголовного права Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности»:

    а) социалистическая собственность (государственная, колхозная, кооперативная) признавалась основой советского строя, священной и неприкосновенной;

    б) люди, покушающиеся на социалистическую собственность, должны были рассматриваться как враги народа;

    в) борьба с расхитителями общественного имущества объявлялась первейшей обязанностью органов советской власти;

    г) за хищение колхозного и кооперативного имущества предусматривалась единственная мера наказания - расстрел с конфискацией всего имущества;

    д) в исключительных случаях, при наличии смягчающих обстоятельств, виновное лицо подвергалось лишению свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества.

    3. Курс на усиление уголовных репрессий был продолжен Постановлением ЦИК СССР «О дополнении Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо опасных для Союза ССР преступлениях против порядка управления) статьями об измене Родине» от 8 июня 1934 г.:

    а) усиливалась ответственность лиц, виновных в измене Родине;

    б) вводилась уголовная ответственность совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с военнослужащим - изменником Родины - или находившихся на его личном иждивении на момент совершения им преступления (фактически ответственность наступала за чужую вину при наличии одного факта - совместного проживания с виновным лицом);

    в) по этому постановлению стали привлекать к уголовной ответственности также членов семей гражданских лиц, осужденных за измену Родине и иные контрреволюционные преступления.

    4. С целью быстрейшей ликвидации преступности несовершеннолетних было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» от 7 апреля 1935 г.:

    а) признавало необходимым привлекать к суду с применением всех мер уголовного наказания несовершеннолетних, начиная с 12-летнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или попытках к убийству;

    б) фактически санкционировало применение высшей меры наказания с 12-летнего возраста.

    5. Ужесточение уголовного наказания за особо опасные государственные преступления вводилось Постановлением ЦИК СССР от 2 октября 1937 г.:

    а) особо опасными государственными преступлениями признавались шпионаж, вредительство, диверсии;

    б) по данным составам преступлений срок лишения свободы был повышен в два с половиной раза - до 25 лет.

    6. Пресечь негативные явления в экономической сфере были призваны следующие меры:

    а) установление уголовной ответственности директоров предприятий, главных инженеров, начальников технического контроля за выпуск некачественной и некомплектной продукции - наказание в виде тюремного заключения на срок от пяти до восьми лет (Указ ПВС СССР от 10 июля 1940 г.);

    б) лица, совершившие мелкую кражу на производстве, подвергались тюремному заключению сроком на 1 год (Указ ПВС СССР от 10 августа 1940 г.);

    в) устанавливалась уголовная ответственность руководителей предприятий и иных лиц за продажу, обмен и отпуск на сторону излишнего и неиспользованного оборудования (Указ ПВС СССР от 16 февраля 1941 г.).

    6. Расширялась сфера применения уголовно-правовых мер к подросткам:

    а) по всем составам преступлений уголовная ответственность устанавливалась с 14 лет (Указ ПВС СССР от 31 мая 1941 г.);

    б) расширялся перечень составов, за которые наступала уголовная ответственность с 12 лет (Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г.).

    7. Деформировались основные принципы уголовного права:

    а) принцип индивидуальной ответственности:

    Член семьи военнослужащего-изменника Родины наказывался ссылкой в отдаленные районы Сибири сроком на 5 лет (фактически - институт заложничества);

    Ответственность за нарушение трудовой дисциплины возлагалась не только на рабочих и служащих, виновных в том или ином нарушении, но и на тех, кто попустительствовал этому нарушению (наказывались исправительными работами или заключением в концлагерь на срок до 6 месяцев) - институт круговой поруки;

    К ответственности за хищение государственного имущества привлекались не только те, кто совершил хищение, но и руководители предприятий и учреждений, не принявшие мер к его предотвращению;

    б) принцип индивидуализированной ответственности:

    Расстрел устанавливался и за контрреволюционные преступления и за преступления против собственности;

    Устанавливалось тяжкое возмездие даже за незначительное преступление;

    Суды были лишены возможности дифференцировать наказание в зависимости от тяжести совершенного преступления и личности преступника;

    в) принцип законности:

    Не имело места назначение наказаний ниже низшего предела;

    Не применялся закон об условном осуждении;

    Не учитывались обстоятельства, смягчающие ответственность;

    Не учитывалось состояние крайней необходимости;

    г) принцип демократизма уголовного права:

    Не выражало волю народа;

    д) введен принцип равной ответственности за разные преступления:

    Одинаково квалифицировались взятки в виде коробки конфет и в сумме 2-3 миллионов рублей;

    Равную ответственность несли лица, похитившие у государства ценности на несколько рублей и укравшие десятки тысяч;

    е) требовалась санкция партийных органов на арест членов партии, обвиняемых в совершении преступлений.

    Таким образом, уголовная политика, проводимая в 1930-е гг., была направлена на юридическое закрепление права государства на произвол в отношении своих граждан.

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Курач Т.Л
    К 93 История советского права: Учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2006. 182 с. ISBN 5-87237-508-5 Учебное по

    Становление основ советского законодательства
    Источники права: 1. Дореволюционное законодательство: а) использовалось в определенных пределах (в уголовном праве - по преступлениям против личн

    Развитие советского права в условиях НЭПа
    1. Упорядочивается законотворческая и нормотворческая деятельность государственных органов (решениями VIII и IХ Всероссийских съездов Советов): а) определяются органы,

    Нарушение принципов права в 1930-40-е гг
    1. Принимаются нормы, противоречащие Конституции СССР и конституциям союзных республик: а) Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г.: - было ликвидировано ОГПУ,

    Половине ХХ в
    1. Коренному изменению подвергаются все без исключения отрасли права: а) изменения вносились не в отдельные нормы или правовые институты, а в основополагаю

    Этапы конституционного строительства
    1-й этап. Декреты Второго съезда Советов (октябрь 1917 г.): а) стали правовыми актами конституционного значения: - Декрет о мире провозгласил принци

    Конституция РСФСР 1918 г
    Структура: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. 2. Общие положения Конституции. 3. Конструкция советской власти. 4. Активно

    Конституция СССР 1924 г
    Структура: 1 раздел. Декларация об образовании СССР: а) называла принципы и причины объединения советских республик в единое государство;

    Конституция РСФСР 1925 г
    1. Не включила в себя текст Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа: а) ряд положений Декларации был выполнен (например, переход всех банков в руки государст

    Конституция СССР 1936 г
    Структура(включала в себя 13 глав): 1. Общественное устройство; 2. Государственное устройство; 3. Высшие органы государственной власти СССР; 4. Высшие органы государственн

    Труд рассматривался как обязанность
    7. Государственное устройство определялось как федеративное (союзное) объединение республик: а) Договор об образовании Союза ССР в Конституцию не вошел; б) да

    Конституция СССР 1977 г
    Структура(включала в себя преамбулу, 9 разделов, 21 главу, 174 статьи): 1. Основы общественного строя и политики СССР; 2. Государство и личность; 3. Национально-государственное уст

    Сравнительный анализ советских Конституций
    Линии сравнения Советские Конституции 1918 г. 1924 г. 1936 г. 1977 г.

    Библиографический список
    1. Берхин И.Б. Первая советская Конституция. М., 1988. 2. Курицын В.М. О разработке проекта конституции СССР 1936 года // Право и жизнь. 1996. № 10. С. 15. 3. Портнов В.П., Славин

    Становление основ советского гражданского права
    Особенности: 1. Не принимались кодифицированные акты в сфере гражданского права. 2. Изменения в регулировании имущественных отношений

    Гражданское законодательство периода гражданской войны и интервенции
    1. Правовое регулирование в сфере гражданского права осуществлялось путем принятия декретов и иных актов по отдельным вопросам. 2. Наибольшее значение приобрет

    Гражданский кодекс РСФСР 1922 г
    Цели: 1. Способствовать восстановлению и развитию экономики страны путем активизации товарно-денежных отношений, поощрения частной инициативы и предпр

    Развитие гражданского права в 1930-е гг
    1. Осуществлено правовое регулирование хозяйственных связей между государственными предприятиями и организациями: а) Постановлением о кредитной реформе: - зап

    Отечественной войны и в послевоенный период
    Причины изменений: 1. Специфические условия военного времени: а) перевод промышленности в восточные районы страны; б) оставление недвижи

    Гражданский кодекс РСФСР 1964 г
    Структура кодекса (8 разделов, 42 главы, 569 статей): Разделы: 1. Общие положения; 2. Право собственности; 3. Обязательственно

    Производственном предприятии
    1. Было утверждено Постановление Совета министров СССР 4 октября 1965 г.: а) должно было обеспечить сочетание централизованного планирования с хозяйственной инициативой пр

    Жилищный кодекс РСФСР 1983 г
    1. Принят Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 г. на базе Основ жилищного законодательства Союза ССР, утвержденного Верховным Советом СССР 24 июля 1981 г. 2. К

    Эволюция советского гражданского права
    Линии сравнения ГК РСФСР 1922 г. ГК РСФСР 1964 г. 1. Правовое положение субъектов права 2. Общие принципы совершения сделок

    Библиографический список
    1. Антимонов Б.С., Граве К.А. Советское наследственное право. М., 1955. 2. Бондырев В.В. Двойственный характер НЭПа в отношении частника // История государства и права. 2002. № 1. С. 15-22

    В сфере регулирования трудовых отношений
    1. Декретом СНК от 29 октября 1917 г. регулировалось рабочее время: а) устанавливался взамен 11,5-часового рабочего дня 8-часовой рабочий день и 48-часовая рабочая неделя;

    Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г
    Структура кодекса (состоял из 9 разделов и 5 приложений): Разделы:1.О трудовой повинности; 2. Право на применение труда; 3. Порядок пр

    Периода гражданской войны
    1. Частично заменило КЗОТ «Общее положение о тарифе» от 17 июня 1920 г.: а) отменялись многие права профсоюзов; б) расширялся перечень основан

    Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г
    Структура(Общая часть и 16 разделов): Разделы:1.О порядке найма и предоставления рабочей силы; 2. О порядке привлечения к трудовой пов

    Изменения в трудовом праве в 1930-е гг
    1. Внесены изменения в порядок заключения трудового договора: а) администрации предприятий и учреждений предоставлялось право самостоятельно, без посреднич

    В сфере социального страхования прекращены выплаты пособий по безработице с 1930 г
    10. Происходит полное огосударствление профсоюзов (Постановление ЦИК, СНК и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. «Об объединении Народного комиссариата труда с Всесоюзным центральным совет

    В условиях военного времени
    1. Был регламентирован порядок привлечения граждан к трудовой повинности в военное время: а) Указом ПВС СССР от 22 июня 1941 г. в местностях, объявленных н

    Либерализация трудового права в 1950-60-е гг
    1. Отменяются антиконституционные нормы в сфере трудового права (Указ ПВС СССР от 25 апреля 1956 г.): а) была отменена уголовная ответственность за самовольный уход с

    Включил в себя многие нормы ранее действовавшего КЗОТа
    3. Усилил гарантированность трудовых прав работников: а) разрешил заключать трудовой договор как в устной, так и в письменной форме; б) установил обязанность адми

    Недостатки советского трудового права
    1. Ориентация трудового права на производство, а не на работника: а) решение вопросов трудовых отношений преимущественно с точки зрения интересов и потребн

    Эволюция советского трудового права
    Линии сравнения КЗОТ РСФСР 1918 г. КЗОТ РСФСР 1922 г. КЗОТ РСФСР 1971 г. 1. Порядок приема на раб

    Нормативно-правовые акты в сфере советского трудового права
    1. Положение о страховании на случай безработицы: Постановление ВЦИК от 11 декабря 1917 года // Декреты советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 201-204. 2. О страховании на сл

    Библиографический список
    1. Долгилевич Р.В. Кодекс законов о труде РСФСР 1918 года // Трудовое право. 2002. № 2. С. 43-51. 2. Иванов С.А. Российское трудовое право: история и современность // Государство и право.

    Первые декреты по земельному вопросу
    1. Декрет «О земле» (принят II Всероссийским съездом Советов, рабочих и солдатских депутатов 26 октября 1917 г.): а) отменялась частная собственность н

    Нормативно-правовое регулирование земельных отношений в годы гражданской войны
    1. Принимается «Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» (утверждено ВЦИК 14 февраля 1919 г.): а

    Земельный кодекс РСФСР 1922 г
    Структура: Включает основные положения и три части: 1. «О трудовом землепользовании»; 2. «О городских землях и государственных земельных

    Общие начала землепользования и землеустройства СССР 1928 г
    Структура закона (68 статей и 13 разделов): Разделы:1.Основные положения; 2. Права трудящихся на землю; 3. Землеустройство; 4. Пересел

    Земельный кодекс РСФСР 1970 г
    1. Был создан в соответствии с Основами земельного законодательства Союза СССР, принятыми Верховным Советом СССР 13 декабря 1968 г. 2. Восприня

    Нормативно-правовые акты в сфере советского земельного права
    1. О земле: Декрет II съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов // Декреты советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 17-20. 2. Основной закон о социализации зе

    Библиографический список
    1. Общая теория советского земельного права / Отв. ред. Г.А. Аксененок. М., 1983. 2. Еренов А.Е., Мухитдинов Н.Б., Ильяшенко Л. Предмет и система советского земельного прав

    Расширение прав колхозов в 1950-60-е гг
    1. Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» (март 1955 г.) а) отменялся старый порядок детализированного пла

    Эволюция советского колхозного права
    Линии сравнения Примерный устав с/х артели 1930 г. Примерный устав с/х артели 1935 г. Примерный устав с/х артели 1969 г.

    Нормативно-правовые акты в сфере колхозного права
    1. О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством: Постановление ЦИК и СНК СССР от 1

    Становление экологического права
    1. Становление экологического права происходит в рамках земельного права: а) Декрет «О земле» устанавливал изъятие земли из товарных отношений, а значит, с

    Основные положения советского экологического права
    Линии сравнения Водный кодекс СССР 1972 г. Кодекс РСФСР о недрах 1976 г. Лесной кодекс РСФСР 1978 г. Кодекс РСФСР

    Библиографический список
    1. Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений. М., 1988. Тема 8. Советское семейное право I. Перв

    Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г
    Структура кодекса(4 раздела и 13 глав): Раздел 1. «О браке» Главы: 1. Общие положения; 2. Условия регистрации брака; 3. Права и о

    Изменения в семейном праве в 1930-40-е гг
    1. Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширени

    Нормативно-правовые акты в сфере советского семейного права
    1. О расторжении брака: Декрет ВЦИК и СНК от 29 декабря 1917 года // Декреты советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 237-239; Консультант-плюс. 2. О гражданском браке, о детях

    Библиографический список
    1. Брандербургский Я.Н. Брак и его правовые последствия. М., 1926. 2. Дорохина О.В. Раннее советское брачно-семейное законодательство: мифы и реалии // Вестник МГУ. Сер. 18

    Новые принципы уголовного права
    1. Было объявлено об уничтожении «буржуазного права» и «буржуазной законности»: а) отрицался принцип верховенства закона; б) сам механизм законнос

    Были отменены уголовные законы прежних правительств
    2. Отсутствовал Уголовный кодекс с четкими формулировками составов преступлений и конкретными мерами наказания: а) предписания по вопросам уголовного права формулирова

    Руководящие начала по уголовному праву 1919 г
    1. Были приняты наркоматом юстиции, т.е. неправомочным органом. 2. Стали первой попыткой обобщения практики судов и трибуналов.

    Уголовный кодекс РСФСР 1922 г
    Структура: Общая часть: а) Пределы действия Уголовного кодекса; б) Общие начала применения наказания; в) Определение меры наказания; г) Роды и виды

    Уголовное право в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
    1. Предусматривались новые составы преступлений,обусловленные особыми условиями военного времени: а) Указ ПВС СССР от 6 июня 1941 г.: - уголовная

    Уголовный кодекс РСФСР 1960 г
    Структура (всего 18 глав и 259 статей): Общая часть: 1. Общие положения; 2. Пределы действия Уголовного кодекс

    Эволюция советского уголовного права
    Линии сравнения Руководящие начала по уголовному праву 1919 г. УК РСФСР 1922 г. УК РСФСР 1926 г. УК РСФСР 1960 г.

    Нормативно-правовые акты в сфере советского уголовного права
    1. Руководящие начала по уголовному праву 1919 года: Постановление наркомюста РСФСР от 12 декабря 1919 года // Консультант-плюс. 2. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года // Отеч

    Библиографический список
    1. Гринберг М.С. Репрессии 20-50-х годов и принципы уголовного права // Правоведение.1993. № 5. С. 75-79. 2. История советского уголовного права. 1917-1947. М., 1948. 3. Курс сове

    Создание советской судебной системы
    1. Декретом о суде №1 СНК от 7 декабря 1917 г.: а) упразднялись все общие судебные установления: окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат, в

    Положения о народном суде РСФСР
    1. Положение о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. унифицировало судебную систему Республики: а) учреждалась единая форма суда - народный суд:

    Положения о военных трибуналах в РСФСР
    1. Положение ВЦИК о революционных трибуналах 1919 г. внесло изменения в систему революционных трибуналов республики: а) предусматривалось сокращени

    Судебная реформа 1922 г
    (Положение о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 г.) 1. Учреждалась новая система судов: а) народный суд в составе одного народного с

    Губернские революционные трибуналы и Верховный трибунал ликвидировались полностью
    3. Определялся порядок избрания народных судей: а) избирались губернскими исполнительными комитетами на один год и могли избираться в последу

    От 28 мая 1922 г
    1. Основывался на строго централизованных началах: а) Центральная прокуратура РСФСР представляла собой отдел в составе Наркомата юстиции; б) проку

    Положение ВЦИК об адвокатуре от 26 мая 1922 г
    1. Коллегии защитников по гражданским и уголовным делам образовывались при губернских отделах юстиции. 2. Руководящим органом коллегии

    От 19 ноября 1926 г
    1. Сохранялась прежняя трехзвенная система: народный суд, губернский суд, Верховный суд РСФСР. 2. Указывались задачи суда: а)

    И военные годы
    1. Должно было основываться на принципах, закрепленных Конституцией СССР 1936 г.: а) коллегиальное рассмотрение дел судами всех уровней; б) выборн

    Реформирование судебных органов в 1950-е гг
    1. Судебная система приводится после окончания войны в соответствии с Законом о судоустройстве в СССР, союзных и автономных республиках: а) сокращается сеть военных тр

    Эволюция советского судебного права
    Линии сравнения Декреты о суде Положение о судоустройстве РСФСР 1922 г. Закон о судоустройстве 1938 г. Закон о суд

    Нормативно-правовые акты в сфере судоустройства
    1. О суде: Декрет СНК № 1 от 5 декабря 1917 года // Декреты советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 124-126. 2. О суде: Декрет ВЦИК № 2 от 15 февраля 1918 года // Декреты сове

    Библиографический список
    1. Белозеров Б.П. Особенности советского судоустройства в чрезвычайных условиях войны 1941-1945 гг. // История государства и права. 1999. № 4. С. 18-22. 2. История советского суда. 1917-19

    Становления советской власти
    1. Руководствовалось общими принципами, закрепленными в Декретах о суде № 1, 2, 3 и Инструкции об организации и действии местных народных судов (утверждена Нарк

    Истец и ответчик обладали равными процессуальными правами
    7. Стороны могли вести дела в суде как лично, так и через представителей: а) согласно Декрету № 1, поверенными по гражданским делам допускались все лица, обладающие гр

    Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 г
    Структура: I часть - основные положения по вопросам представительства в суде, подсудности, судебных расходов, процессуальных сроков; II ч

    Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г
    Структура (6 разделов, 42 главы, 438 статей): Разделы: 1. Общие положения; 2. Производство в суде первой инстанции; 3. Производство в кассационной инс

    Эволюция советского гражданского процессуального права
    Линии сравнения ГПК РСФСР 1923 г. ГПК РСФСР 1964 г. 1. Общие правила судопроизводства 2. Права и обязанности лиц,

    В период становления советского государства
    1. Предварительное следствие осуществляли: а) народные судьи местных судов по подсудным делам; б) следственные комиссии в составе народного судьи

    Уголовно-процессуальный кодекс 1923 г
    Структура: 1 раздел - нормы, закрепляющие положения, имеющие общее значение для всех стадий уголовного процесса (определение подсудности, состав суда,

    Уголовный процесс в 1930-е гг
    1. Внесены изменения в порядок ведения предварительного следствия и дознания (Постановление ВЦИК и СНК от 20 октября 1929 г.): а) следственный аппарат передавался из в

    Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г
    Структура (8 разделов, 33 главы, 413 статей): Разделы: 1. Общие положения; 2. Возбуждение уголовного дела, дознание и предвари

    Эволюция советского уголовного процессуального права
    Линии сравнения УПК РСФСР 1923 г. УПК РСФСР 1960 г. 1. Общие принципы уголовного процесса 2. Порядок ведения предварительного след

    Библиографический список
    1. Игнатенко Г., Романов Р.А. Социалистическая законность (юридическое закрепление права на государственный произвол) // История государства и права. 1999. № 1-2. С. 10-14.

    История советского права
    Учебное пособие Редактор Е. М. Насирова Корректор С. Б. Свигзова Верстка и компьютерный макет А. А. Пруцевой

    В 1922 г. начал действовать первый Уголовный кодекс (далее - УК РСФСР). Структура данного нормативного акта включала: введение, Общую часть. Особенную часть.

    Преступление по нему - это общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку. Основание уголовной ответственности - вина, которая выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

    Цели наказания: воспитательная, обшая и частная превенции.

    Правосудие по уголовным делам стало впервые исключительным правом судов.

    Первое место по общественной опасности принадлежало, естественно, государственным преступлениям. К ним относились контрреволюционные преступления, вооруженные восстания, вторжение на территорию страны, шпионаж, террористические акты.

    Выделялись и другие преступления: против порядка управления; должностные, хозяйственные, имущественные и т.д.

    Условия освобождения от уголовного наказания следующие:

    — возраст преступника - менее 14 лет;

    необходимая оборона.

    В связи с образованием СССР в октябре 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик. А в 1926 г. на их основе - новый УК РСФСР. Он обладал высшей юридической силой и ужесточил уголовное законодательство и меры наказания. Наказания:

    — изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно;

    — лишение свободы;

    — принудительные работы;

    — условное осуждение;

    — конфискация имущества и другие наказания.

    Часть уголовных преступлений регулировалась специальным законодательством, среди которого можно назвать:

    — Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности». Общественная собственность - это основа советского строя, она подлежит особой охране. Лица, покушавшиеся на общественную собственность, - враги народа. Хищение ее наказывалось расстрелом с конфискацией имущества либо при наличии смягчающих обстоятельств-лишением свободы на срок не менее Шлет, но конфискация имущества обязательна; Указ ПВС СССР от 10 августа 1940 г. .Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и за хулиганство». Мелкие кражи наказывались лишением свободы на срок не менее года;

    — Постановление ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». Устанавливало возраст уголовной ответственности - 12 лет за тяжкие преступления (кража, убийство, насилие, физическое увечье). Устанавливало уголовную ответственность за подстрекательство несовершеннолетних к участию в преступлениях, за принуждение к занятию проституцией, нищенством;

    — Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от октября 1924 г.

    Уголовно-исправительные учреждения следующие: для применения мер социальной защиты исправитель­ного характера; для применения мер социальной зашиты медико-педагогического характера; для применения мер социальной защиты медицинского характера.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по курсу «Уголовное право»

    по теме: « Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 гг . »

    1. Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 гг .

    Принятию УК РСФСР 1922 г. предшествовала кропотливая законопроектная работа. Уже в июне 1920 г. вопрос о разработке Уголовного кодекса выносится на рассмотрение III Всероссийского съезда деятелей юстиции. Было разработано несколько вариантов официальных проектов УК. По принципиальным вопросам, например, об основаниях уголовной ответственности, понятии преступления, институте аналогии, в них содержались противоположные решения.

    Например, в проекте УК Общеконсультативного отдела Объяснительная записка гласила: «Внешние формы осуществления деяния, степень реализации воли, формы участия в правонарушении теряют значения граней, с необходимостью определяющих тяжесть наказания и даже саму наказуемость: Оттенки умышленности и неосторожности утрачивают значение факторов, направляющих наказание по заранее определенной линии, сохраняя некоторое значение признаков, свидетельствующих о характере личности, они перевешиваются анализом свойств преступного состояния деятеля, мотивами правонарушения и особенно избранных средств»*(32) . Подобной же точки зрения придерживался проект УК, составленный секцией права и криминологии Института советского права*(33) . Большие дискуссии разгорелись вокруг нормы об аналогии, классификации преступлений, смертной казни, системы наказаний. Проекты УК обсуждались в январе 1922 г. на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции, в котором приняли участие 5500 делегатов.

    Достойно сожаления, что в последующем никогда проекты кодексов не обсуждались на столь высоком профессиональном уровне. Созданная съездом комиссия разработала новый вариант проекта УК.

    Рассмотрением проекта УК занималась специальная комиссия при Малом Совнаркоме в марте 1922 г., внесшая в проект УК свыше 100 поправок. Проект Малого Совнаркома отказался от социального (материального) понятия преступления, заменив его формальным (юридическим): «Преступление есть деяние, воспрещенное во время его учинения уголовным законом». Соответственно отсутствовала норма об аналогии. Минимальный возраст уголовной ответственности в проекте устанавливался в 16 лет. Максимальный срок лишения свободы повышен с пяти до шести лет. В результате тщательного и демократичного обсуждения проектов УК последний вариант проекта существенно отличался от первого, представленного Наркомюстом. Об обстановке работы над проектом УК можно судить по письму наркома Наркомюста Д.И.Курского от 23 февраля 1922 г. В.И.Ленину: «Обращаю Ваше внимание также и на ту, поистине египетскую работу, которую, как, например, в области уголовного права, самостоятельно (без прецедентов и активного участия спецов) пришлось проделать за последние 2-3 месяца, когда приходилось заваленным канцелярской работой членам комиссии работать над законодательством буквально ночами»*(34) .

    На майской сессии ВЦИК IX созыва проект УК обсуждался на четырех пленарных заседаниях, а также на трех заседаниях комиссии, специально созданной сессией для доработки УК. Острейшие дебаты развернулись вокруг понятия преступления (должно оно быть формальным либо материальным), об аналогии (нужна она или нет), об условном осуждении, основаниях уголовной ответственности и многих других вопросах*(35) .

    На пленарном заседании ВЦИК 23 мая 1922 г. в результате постатейного обсуждения проекта было одобрено большинство замечаний к нему и внесены новые поправки, в частности, увеличен срок лишения свободы до десяти лет, декриминализированы многие мелкие преступления (например, курение в неразрешенных местах, превышение скорости езды, пьянство в общественном месте).

    Обращает на себя внимание необыкновенная оперативность законопроектной работы, и это в чрезвычайно тяжелых условиях жизни страны в начале 20-х гг.: несколько альтернативных проектов УК, сотни поправок на различных этапах обсуждения его, подлинная демократичность обсуждения, прежде всего профессиональными юристами, несколько пленарных заседаний ВЦИК по проекту УК, наконец, постатейное обсуждение УК. Опыт столь основательного процесса принятия республиканского УК, к сожалению, позже ни разу не повторился.

    1 июня 1922 г. УК РСФСР вступил в силу. Это был самый краткий из всех известных мировой истории кодекс: всего 218 статей. Одну четверть занимали нормы Общей части. А это самый верный показатель содержательности всякого УК; его научного уровня, ибо именно в нормах Общей части выражаются принципы и общие положения ответственности за преступления. От их социально-правовой точности и полноты зависит содержательность кодекса в целом. Общая часть УК имела следующую систему: раздел I - пределы действия Уголовного кодекса; II - общие начала применения наказания; III - определение меры наказания; IV - роды и виды наказаний и других мер социальной защиты; V - порядок отбывания наказаний.

    Принципиальной особенностью первого социалистического УК явилось раскрытие материальной, т.е. социальной, сущности и назначения институтов и норм Общей части. Характеризуя Общую часть УК, прежде всего необходимо обратить внимание на то, что в ней с наибольшей полнотой была реализована идея о классовом характере советского уголовного права и классовой сущности преступления и наказания. Защита рабоче-крестьянского государства и общества от преступных посягательств четко и открыто объявлялась задачей УК (ст. 5 УК). Преступление определялось как общественно опасное действие или бездействие, опасное не для абстрактной системы благ, а для рабоче-крестьянского правопорядка. В дефиниции преступления, можно сказать, присутствует и правовой признак - противоправность, ибо говорится об опасности преступлений правопорядку, т.е. порядку, охраняемому правом. Однако запрещенность преступлений уголовным законом не могла быть включена в понятие преступления из-за нормы об аналогии. Статья 10 УК устанавливала: «В случае отсутствия в Уголовном кодексе прямых указаний на отдельные виды преступлений, наказания или меры социальной защиты применяются согласно статьям Уголовного кодекса, предусматривающим наиболее близкие по важности и роду преступления, с соблюдением правил Общей части сего кодекса».

    Относительно нормы об аналогии, как отмечалось, состоялись бурные дискуссии. Председатель Малого Совнаркома, например, категорически высказался против нее: аналогия - отступление от принципа законности, путь к судебному произволу, «взрыв» Особенной части УК. Победили доводы «за»: аналогия нужна, так как четыре года Советской власти, особенно с учетом спешки принятия УК, - срок слишком малый для правильного прогноза возможных форм преступлений при отсутствии исторических аналогов социалистического УК.

    Толкование учеными аналогии также не было однозначным. Одни, например, М.М. Исаев, считали, что аналогия носит чисто технический, а не принципиальный характер. Другие, например, А.А. Пионтковский, полагали аналогию видом расширительного толкования уголовного закона. Третьи, например, М.А. Чельцов-Бебутов и Н.В.Крыленко, придавали ст. 10 УК принципиальное значение в деле «революционизированного права».

    Изданный 8 июля 1922 г. циркуляр НКЮ предписывал судам: «По общему правилу наказания и другие меры социальной защиты могут применяться судом лишь в отношении деяний, точно указанных в УК. Изъятие из этого правила допускается лишь в тех исключительных случаях, когда деяние подсудимого, хотя точно и не предусмотрено Уголовным кодексом, но суд признает его явно опасным с точки зрения основ нового правопорядка, установленного рабоче-крестьянской властью, но не законом свергнутого правительства».

    Два года действия УК 1922 г. показали, что норма об аналогии судами применялась редко, чаще в порядке расширительного толкования норм УК и к реально опасным преступлениям. Этому способствовало и уголовно-процессуальное законодательство*(36) . Большим достижением УК 1922 г. явилась норма об умысле и неосторожности. Законодательная формулировка вины оказалась настолько удачной, что прошла испытание временем и с небольшими изменениями вошла в современное российское уголовное законодательство.

    УК занял позицию абсолютной ненаказуемости приготовления к преступлению. В соучастии уточнено сравнительно с Руководящими началами, что наказуемость соучастников определяется степенью участия их в преступлении. Расширена по сравнению с Руководящими началами система обстоятельств, исключающих уголовную ответственность: необходимая оборона дополнена крайней необходимостью.

    В отличие от «Руководящих начал по уголовному праву РСФСР» (1919 г.) УК отказался от некоторых неопределённых, расплывчатых видов наказания (объявление под бойкотом, объявление вне закона и т.п.).

    Система наказаний включала:

    а) изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно;

    б) лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой;

    в) принудительные работы без содержания под стражей;

    г) условное осуждение;

    д) конфискацию имущества, полную или частичную;

    ж) поражение прав;

    з) увольнение от должности;

    и) общественное порицание;

    к) возложение обязанности загладить вред. Смертная казнь не включалась в систему наказаний, что подчеркивало ее исключительный и временный характер «вплоть до отмены Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом».

    Максимальный срок лишения свободы устанавливался в десять лет, что крайне гуманно вообще, а для государства, где еще продолжалась гражданская война, существовала экономическая разруха, преступность оставалась на высоком уровне, особенно.

    УК занял позицию принципиальной незаменимости штрафа лишением свободы. Тем самым исключалась возможность неимущим осужденным лишаться свободы только потому, что они не имели средств для оплаты штрафа, а имущим откупиться деньгами от лишения свободы. При невозможности оплатить штраф УК вменял штраф принудительными работами без содержания под стражей.

    Лишение прав состояло в лишении активного и пассивного избирательного права, права занимать ответственные должности, быть народным заседателем, защитником на суде, попечителем и опекуном. Надо заметить, что советское уголовное законодательство в последующем отказалось от данного вида наказания, что не бесспорно. Зарубежные УК, в том числе новейшие - УК Франции 1992 г. и УК Испании 1995 г., такое наказание даже в расширенном варианте знают и успешно применяют на практике.

    Самое легкое наказание - общественное порицание - заключалось в публичном (на собрании, сельском сходе и т.д.) объявлении вынесенного судом осуждения данному лицу или опубликовании приговора в печати за счет осужденного либо без опубликования.

    УК предусматривал меры защиты двух видов: за деяния, не являющиеся преступлением, и как дополнительные наказания. К первым относилось помещение в учреждение для умственно и морально дефективных и принудительное лечение, ко вторым - воспрещение занимать ту или иную должность или заниматься той или иной деятельностью, а также удаление из определенного места (высылка). Уместно отметить, что дополнительные по содержанию меры наказания неверно было объединять с мерами, наказаниями не являющимися и применяемыми к лицам, не совершавшим преступлений.

    Неясными оказались основания применения высылки до трех лет к лицу, признанному судом по своей преступной деятельности или по связи с преступной средой данной местности социально опасным. Если лицо виновно в «преступной деятельности», то за нее оно и должно нести наказание. «Связь с преступной средой» может быть соучастием либо укрывательством или недоносительством. Именно за такую уголовно-правовую связь лицо только и должно отвечать.

    Статья 49 УК о высылке социально опасных лиц сослужила в последующих репрессиях крайне негативную службу. Не случайно по этой норме при обсуждении проектов УК шли горячие споры, надо ли ее оставлять в УК или передать административному законодательству, правильно ли наряду с наказанием иметь меры социальной защиты, следует ли в ст. 5 УК помимо задачи правовой защиты государства трудящихся от преступлений включать указание на борьбу с общественно опасными элементами. Правда, в ст. 7 говорилось, что «опасность лица обнаруживается совершением действий, вредных для общества, или деятельностью, свидетельствующей о серьезной угрозе общественному правопорядку». Однако возможность наказания по аналогии и высылка до трех лет за связь с преступной средой и прошлые судимости могли привести (и приводили) на практике к нарушениям законности.

    Столь серьезные просчеты в УК, как двойственность оснований уголовной ответственности: и преступление, и социально опасные элементы; раздвоение последствий совершения преступлений на наказания и меры социальной защиты с неопределенной природой высылки за «связь со средой» и прошлые судимости, сыграли в последующем роковую роль. И не только в 30-х гг., но еще и до вступления УК в силу. Так, в 1921 г. Центроугрозыск объявил «неделю воров». Арестовывались все, кто когда-либо имел судимость за имущественные преступления. Лишь срочное вмешательство Наркомюста устранило результаты такой «недели».

    Введение в ст. 49 понятия "социально опасные элементы" в виде их высылки находилось в кричащем противоречии с советским законодательством 1917-1922 гг., с декретами, где подобные термины не употреблялись, говорилось исключительно о наказании и неизменно «по степени вины»*(37) .

    Установив минимальный возраст уголовной ответственности в 14 лет, УК 1922 г. в том же году претерпел дальнейшие изменения в сторону гуманизации. Наказание несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет судом смягчалось наполовину, от 16 до 18 - на одну треть против высшего размера санкции, установленной соответствующими статьями УК. Смертная казнь к несовершеннолетним не применялась, равно как и к беременным женщинам.

    Таким образом, основными положительными чертами первого советского Уголовного кодекса являются:

    а) ясное раскрытие социальной природы советского уголовного законодательства, его задач, понятия преступления, обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, целей наказания;

    б) реализация принципа вины восстановлением (сравнительно с Руководящими началами) норм об умысле и неосторожности;

    в) гуманность и справедливость системы наказания.

    Отрицательные черты:

    а) ошибочное введение в УК понятия «социально опасный элемент» как самостоятельного помимо преступления основания уголовной ответственности;

    б) включение вместо дополнительных наказаний терминологически неясных «мер социальной защиты» за преступления;

    в) введение высылки по ст. 49 с неуголовно-правовыми основаниями ее применения.

    Следующий УК РСФСР, принятый в 1926 году после образования СССР, предпринял попытку вообще заменить понятие «наказание» понятием «меры социальной защиты». Ряд историков государства и права расценивают этот шаг как сдвиг от концепции персональной виновности и эквивалентной меры наказания к концепции потенциальной опасности и превентивных мер, что закладывало в правовые норы возможность произвола и массовых репрессий (см. ИГПР. Учебник. Отв. ред. Чибиряев С.А. М.: Былина, 1998. С. 421-422).

    «Меры социальной защиты» подразделялись на три вида:

    1) меры судебно-исправительного характера (бывшее наказание);

    2) меры медицинского характера и

    3) меры медико-педагогического характера.

    Первые применялись за преступления, вторые - к невменяемым лицам, третьи - к несовершеннолетним в случаях замены наказания этими мерами.

    Объяснение новелле, даваемое Конституционной комиссией, сводилось, якобы, к необходимости отмежевания от буржуазного уголовного права с его пониманием наказания как кары и возмездия. Ряд ученых объясняли тогда позицию Основных начал влиянием итальянской школы, прежде всего проекта кодекса Ферри, сторонника социологической школы. Другие проектанты, например, Н.В. Крыленко, связывали замену наказания мерами социальной защиты с буквальной трактовкой высказывания К.Маркса о том, что «наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования»*(38). Догматизм от марксизма здесь налицо. Хорошо еще, что отказ от термина «наказание» никак не сказался на других институтах и нормах Основных начал. С середины 30-х гг. «наказание» было восстановлено в своем значении и терминологии. Издаваемые уголовно-правовые нормы в санкциях содержали не формулировку «влечет применение мер социальной защиты», а «наказывается» или «карается».

    Система наказаний в этом УК в основном сходна с УК 1922 г. Обоснованно из нее исключили условное осуждение, ибо оно - не вид наказания. Напротив, неудачно включили в систему наказаний предостережение, которое, как и общественное порицание, не обладает карательной силой уголовного наказания. Не стало наказания в виде возложения обязанности загладить вред. Оно вновь появится в УК РСФСР 1960 г.

    2 . Раскройте содержание терминов и выражений

    2.1 Норманская теория

    Норманская теория - одна из теорий происхождения Русского государства. «Повесть временных лет» дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях безгосударственности. Южные славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, последние однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Тут-то и была произнесена знаменитая фраза: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжит и володети нами». Варяжские князья сначала не соглашались, но славяне их уговорили. Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере. Это событие и было принято считать моментом образования Русского государства.

    Такая трактовка вызывает по крайней мере два возражения. Во-первых, фактический материал, приводимый в «Повести временных лет», не дает оснований для вывода о создании Русского государства путем призвания варягов. Наоборот, как и другие источники, дошедшие до нас, она говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Во-вторых, современная наука не может согласиться со столь примитивным объяснением сложного процесса образования любого государства. Государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества.

    2.2 Опричнина

    Опричнина - 1) Название государева удела в 1565-72 (его территорий, войска, учреждений); 2) Внутренняя политика Иоанна IV Васильевича Грозного в те же годы.

    Знаменитый русский историк В.О.Ключевский как-то заметил об опричнине: «Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал».

    В целом, все разноликие мнения историков можно свести к двум взаимоисключающим утверждениям:

    1) опричнина была обусловлена личными качествами царя Ивана и не имела никакого политического смысла (В.О. Ключевский, С.Б. Веселовский, И.Я. Фроянов);

    2) опричнина являлась хорошо продуманным политическим шагом Ивана Грозного и была направлена против тех социальных сил, которые противостояли его «самовластию». Последняя точка зрения, в свою очередь, также «раздваивается». Одни исследователи полагают, что целью опричнины было сокрушение боярско-княжеского экономического и политического могущества (С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов, Р.Г. Скрынников). Другие (А.А.Зимин и В.Б. Кобрин) считают, что опричнина «целилась» в остатки удельно-княжеской старины (Старицкий князь Владимир), а также направлялась против сепаратистских устремлений Новгорода и сопротивления церкви как мощной, противостоящей государству организации. Ни одно из этих положений не бесспорно, поэтому спор об опричнине продолжается.

    2.3 Отруб

    Отруб - в России начале XX в. земельный участок, выделявшийся из общинной земли в частную крест. собственность. Отруба возникали в ходе осуществления столыпинской аграрной реформы. При выходе на отруб крестьянам предоставлялся полевой надел в одном месте (в отличие от хутора усадьба не переносилась).

    2.4 Парламент

    Парламент - высший орган законодательной власти. Царство Польское - название Польши после ее присоединения к Российской Империи было единственным государством, обладавшим парламентом, избираемым прямыми выборами всеми общественными классами, хотя и с незначительным участием крестьян.

    2.5 Милиция

    10 ноября наша страна отмечала 88-годовщину создания милиции. Созданная по инициативе В.И.Ленина на третий день после Революции, она все эти годы бдительно несет свою бессменную вахту по охране правопорядка, защите прав граждан, интересов государства. Обстановка, в которой государство создавало милицию, была чрезвычайно сложной и напряженной. У колыбели ее создания стояли Я.М. Свердлов, М.И. Калинин, К.Е. Ворошилов, М.В. Фрунзе, Г.И. Петровский и другие. Милиция с первых дней ее создания являлась вооруженной силой Советов, ее исполнительным органом, принимавшая участие с отрядами красной гвардии в борьбе с бандитами, ворами, хулиганами, спекулянтами, саботажниками (взыскивала налоги, проводила обыски по ордерам и распоряжениям Советов, приводила в исполнение приговоры военного трибунала, охраняла права и интересы граждан).

    2.6 Дворянство

    Дворяне - новая группа класса феодалов. Дворяне начали появляться на Руси в XV в. Дворяне формировались, прежде всего, из «слуг под дворским», при дворе великого князя, удельных князей и крупных бояр. Кроме того, великие князья, особенно Иван III, давали землю на правах поместья многим свободным людям и даже холопам при условии несения военной службы. Дворянство целиком зависело от великого князя, а потому являлось его верной социальной опорой. За свою службу дворянство надеялось получить от князя новые земли, крестьян. Рост значения дворянства шел одновременно с уменьшением влияния боярства. Последнее со второй половины XV в. сильно пошатнулось в своих экономических позициях.

    2.7 Старожилец и новоприходец

    В ХV в. крестьянин уже не был уже свободным, он платил подати или государству или феодалу. Государственные крестьяне назывались черными или чернотяглыми («тягло» - сумма налогов на общину), или черносошными («соха» - единица обложения, равная 50 десятинам земли). У этой категории крестьян за поступление податей в казну отвечала вся община. Община ведала землями, защищала от посягательств, принимала новых поселенцев, оказывала судебную защиту членов распределяла размеры сборов и повинности. В XV-XVI вв. сельская община укрепилась, так как эта форма организации была удобна и государству и крестьянам.

    Частновладельческие крестьяне платили подати феодалам в виде продуктов и отрабатывали барщину.

    Форма феодальной зависимости позволяет делить частновладельческих крестьян на разряды. К этим разрядам относились и старожильцы с новоприходцами. Их определения даны ниже.

    Старожильцы - крестьяне, исстари жившие на черных землях или в частных владениях, имевшие свое хозяйство и несшие государево тягло или повинность феодалу.

    Ново подрядчики (новоприходцы) - обедневшие, потерявшие возможность самостоятельно вести хозяйство и вынужденные брать наделы у феодалов и переходить в другие места (через 5-6 лет они превращались в старожильцев).

    Подобные документы

      Возникновение и развитие залога как института гражданского права. Институт залога в римском праве. Залоговое право дореволюционной России. Залог по ГК РСФСР 1922 г. Залог по ГК РСФСР от 1 октября 1964 г.

      курсовая работа , добавлен 16.03.2004

      Система права в период НЭПа. Изменения в гражданском праве и процессе. Земельный кодекс и его основные положения. Семейное право и его развитие в Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. Трудовое, финансовое, уголовное право и процесс.

      контрольная работа , добавлен 29.12.2009

      Понятие и соотношение налоговых преступлений с иными видами нарушений законодательства о налогах и сборах. Виды уголовных наказаний за налоговые преступления: штраф, лишение права занимать определенные должности, обязательные или исправительные работы.

      курсовая работа , добавлен 09.09.2010

      Изучение экологических правонарушений и видов ответственности за их совершение (юридическая, уголовная). Суть административной ответственности, которую рассматривают как негативную реакцию государства на нарушение эколого-правовых административных норм.

      реферат , добавлен 15.03.2011

      Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Конституция РСФСР 1925 г. Конституция устанавливала исключительную компетенцию Союза в лице его верховных органов: международные отношения, вопросы обороны, внутренней безопасности, внешняя торговля.

      курсовая работа , добавлен 20.03.2003

      Становление советского уголовного законодательства. Анализ криминальной ситуации в России. Тенденции уголовной преступности. Формы и методы работы органов правопорядка юстиции в деле борьбы с уголовной преступностью. Особенности уголовного кодекса РФСФР.

      реферат , добавлен 13.02.2015

      Раскрытие понятия и анализ содержания института наказания в российском уголовном праве при определении его целей. Характеристика системы, видов и классификация наказаний. Выявление особенностей классификации наказаний и содержание их отдельных видов.

      курсовая работа , добавлен 29.04.2011

      Практика применения смертной казни в первые годы Советского государства, по законодательству РСФСР 1926-1960 гг. Уголовная политика в сфере применения смертной казни, проблемы судебных ошибок. Правовой и религиозный аспект моратория на смертную казнь.

      дипломная работа , добавлен 08.02.2011

      Изучение понятия, признаков экологических преступлений, выявление проблем, возникающих при борьбе с преступлениями и назначении наказаний. История развития законодательства в области уголовной ответственности за совершение экологического преступления.

      дипломная работа , добавлен 17.11.2010

      Применение метода познания признаков насилия, синтез и формулирование общего понятия родового состава насильственного преступления, конкретизация объективных причин родового насильственного правонарушения и виды уголовных наказаний за их совершение.