Войти
Образовательный портал. Образование
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Вопросы по конституционному праву. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. Характеристика

    Вопросы по конституционному праву. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. Характеристика

    Суды конституционного судопроизводства в мире существуют уже более восьми десятилетий. В РФ они появились лишь в 1990 году, когда в декабре был организован съезд народных депутатов. С того момента была заложена система конституционной юстиции, развивающаяся и по сей день. Конституционное судопроизводство в РФ представлено судами в разных регионах, республиках, включая Свердловский уставный суд. Своеобразное наименование получил конституционный суд в РФ в Осетии-Алании - тут был создан комитет, ответственный за конституционный надзор.

    Общая информация

    Конституционный суд РФ - такой институт, необходимый любому современному правовому государству, который предполагает разделение власти. Основная идея, ради которой создается такой суд, - обеспечение справедливости и законности в обществе.

    Невозможно представить, чтобы стадии конституционного судопроизводства соблюдались в тоталитарном государстве. Конечно, там могут создать инстанции с подобным названием, но без соблюдения сути. В прежние времена органы конституционного судопроизводства были лишь в тех странах, где устанавливалось правление единой партии при условии разграничения разных видов власти. Наибольшие перспективы для конституционного судопроизводства обеспечены общедемократическими правовыми ценностями.

    Как и зачем?

    Для чего в принципе создается суд такой инстанции? Основная идея - защитить Конституцию и гражданские права, обеспечить неприкосновенность закона и наказание тех, кто его нарушил.

    Создание судов этой инстанции - свидетельство роста страны и правового обогащения социума. Это делает сильнее власть судов и дает дополнительные гарантии защищенности прав юридическим, физическим лицам, простым гражданам страны. Понятие конституционного судопроизводства при его воплощении в реальную инстанцию создает мощный фундамент для государственности РФ, когда Конституция становится действительно работающим правовым документом.

    Новые законы и правила

    В РФ принципы конституционного судопроизводства пересматривались несколько раз. Сперва был принят закон в 1993 году, годом позже - еще один. Эти два нормативных акта обеспечили статус Конституции, деятельность призванных защищать ее судов.

    Реально сделать это стало лишь в 1995-м, когда Совет Федерации утвердил некоторые проекты, дополнившие, изменившие действующие законы. Важные правовые основы были установлены седьмой главой Конституции, посвященной судебной власти. В ней были фактически заложены принципы конституционного судопроизводства. Этот документ акцентирует внимание на том, что Конституционный суд - это один из элементов действующей судебной системы, но представляет собой нечто большее, нежели простой суд. На него возложены полномочия обеспечения баланса власти, соблюдения Конституции, поэтому это высший уровень в иерархии власти, находящийся на одной горизонтали с президентом, исполнительными, законодательными органами.

    Возможности и права

    Особенности конституционного судопроизводства обусловлены его обособленным положением. Речь идет о том, что лишь этот суд в некоторой степени близок к компетенции президента, правительства и ФС, так как его компетенции, как и этих высших органов, прописаны прямо в Конституции.

    Уже в Конституции декларировано, что этот вид суда имеет специальные полномочия. Здесь же описаны юридические последствия принятых судом постановлений, их правовая сила. Специальный статус конституционного судопроизводства устанавливается для ситуации, когда президент приносит присягу: судьи этого суда обязательно присутствуют в этой торжественной ситуации.

    Статус, полномочия

    Конституционное судопроизводство исключительно важно для государственной власти, поскольку гарантирует: власть поступает в соответствии с действующими нормами. ФЗ, посвященный конституционным судам, описывает нормы, принципы работы этого органа. Здесь внимание уделено разным аспектам: процессуальным, организационным, материальным.

    Свойственные судам этой инстанции полномочия прописаны в Конституции, ФЗ, специальных договорах. Закон регламентирует, что судопроизводство в этой инстанции самостоятельное, обладающее теми же свойствами, что и другие виды судебных инстанций - арбитраж, гражданские суды, уголовное делопроизводство.

    Суды, правила и нормы

    Основные правила, подчиняющие себе конституционное судопроизводство, прописаны в Конституции и соответствующем федеральном законе. Существует понятие «регламентация», связанное со следующей проблемой: Конституционный суд должен быть самостоятельной инстанцией, но деятельность его (по идее) должна регламентироваться действующим законодательством. Особенно сложен вопрос регламентации применительно к внутренней деятельности этого судебного органа. Для решения проблемы был введен регламент, полностью структурировавший и описавший внутреннюю деятельность суда.

    Почему нельзя связывать Конституционный суд жесткими нормативами закона? Ответ прост: такова специфика работы судебной инстанции. То есть этот суд рассматривает довольно специфические дела, и невозможно предсказать все те ситуации, которые возникают в ходе рабочего процесса. Поэтому нельзя заранее назвать жесткие рамки деятельности, иначе инстанция перестанет быть эффективной.

    Регламент: особенности

    О Регламенте написано в ФЗ, посвященном Конституционному суду. В четвертой части третьей статьи декларировано право на специальный регламент, конкретизирующий особенности внутренней деятельности инстанции, а предмет Регламента четко описан в 28-й статье.

    С точки зрения права как науки особенность Регламента в том, что принимается он непосредственно судом, а не органом законодательной власти, а возможно, это только благодаря полномочиям, делегированным через ФЗ и Конституцию. Регламент является нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению для всех без исключения участников (например, адвокат в конституционном судопроизводстве обязан соблюдать его в той же степени, как судья).

    Конституционное судопроизводство: виды

    Все виды ведения дел в Конституционном суде зафиксированы в ФЗ, регламентирующем деятельность инстанции. Всего выделено семь видов деятельности, связанных с семью типами изучаемых спорных ситуаций:

    • соответствие нормативно-правовых актов, договоров, заключенных на государственном уровне, действующим нормам Конституции;
    • соответствие заключенных уполномоченными должностными лицами договоров от лица государства с другими государствами нормативам Конституции;
    • споры о компетенции;
    • нарушение прав, свобод, декларированных Конституцией;
    • инициированная другими судебными инстанциями проверка законов на соответствие Конституции;
    • толкование глав действующей Конституции;
    • выдвижение обвинения в измене президенту (а также иные подобные тяжкие преступления).

    Суд: что, как и о чем

    Конституционный суд представляет собой такой судебный орган, который обладает независимостью, самостоятельностью, а власть реализует через делопроизводство. Основная цель такого суда - защита основ действующего строя, граждан, их прав и свобод, обеспечиваемых Конституцией. При этом суд работает таким образом, чтобы гарантировать - Конституция управляет обществом.

    Конституционный суд представляет собой самую высокую позицию в иерархии судебной системы нашей страны. Это последняя инстанция, куда можно обратиться, и она активизируется, когда прочая властная, судебная система не справляется с возникшим конфликтом. Решения этой инстанции призваны декларировать конституционное поле. Работа судей базируется на уже известной информации, но при недостатке прецедентов судьи проводят аналитическую, исследовательскую работу, научную (в области юриспруденции), позволяющую вынести справедливое определение, соответствующее духу Конституции РФ. Всего судей 19, среди них - доктора юридических наук, заслуженные научные работники и кандидаты наук.

    Законы и нормативы

    Проверить закон на соответствие конституционным нормам - не самая простая задача. Справиться с этим могут только действительно высококвалифицированные специалисты, ориентирующиеся в юридических тонкостях. Именно по этой причине в Конституции было уделено внимание созданию специальной инстанции, ответственной за этот вопрос и работающей коллегиально.

    Конституционный суд должен работать независимо, совместно с коллегией, придерживаясь установленного в судебном делопроизводстве языка, всесторонне изучая аспекты дела. Разбирательство должно быть устным, а ведение дела - в обязательном порядке гласным. Судебные заседания Конституционного суда устанавливаются законом: непрерывные, состязательные, дающие сторонам равные права.

    Судопроизводство: принципиальный подход

    Судопроизводство в Конституционном суде - один из видов практикуемого в нашем государстве производства дела в судах. Во второй части 118-й статьи Конституции прямо указано на необходимость конституционного делопроизводства в стране наравне с прочими. Принципы деятельности таких судов в общих чертах повторяют принципы других видов судебного делопроизводства. Это означает, что судьи должны соблюдать независимость и беспристрастность, обеспечивать сторонам возможность состязаться в равных условиях, а само дело должно быть доступным для общественности.

    Судопроизводство: независимость

    По справедливости этот принцип всегда упоминают первым. Дело в том, что судьи должны в принятии решений следовать нормативам Конституции и ФЗ, посвященного этому типу судов. Судьи работают сами по себе, то есть не представляют инстанции, органы, организации, фирмы или сообщества. Они не могут отстаивать интересы некоторой группы лиц - религиозной, политической силы, территориального объединения. Судьи не могут с пристрастием относиться к некоторой нации, группе людей, объединенных другим признаком.

    Принимая решение, судьи должны обеспечить максимальную защищённость от любого внешнего влияния и изъявлять свою волю свободно. Недопустимо указывать судьям (и они не могут просить такие указания), законом запрещено вмешиваться в деятельность суда. Нарушение этого правила влечет ответственность по закону.

    Судопроизводство: коллегиальность

    Этот принцип регламентирует, что рассмотрение любой ситуации и вынесение по ней решения должно исходить от коллегии, при этом в формировании итогового заключения могут принимать участие лишь те лица, которые до этого были задействованы в рассмотрении конфликтной ситуации. Суд вправе принимать решения в рамках пленарного заседания. Условие - 2/3 от общего числа судей. Если организовано заседание палаты, тогда для вынесения решения необходимо присутствие 3/4 коллектива судей. Рассчитывая кворум, не учитывают отстранённых от дела лиц, а также тех, чьи полномочия на время прекращены.

    Аспект коллегиальности регламентирован 72-й статьей ФЗ, где указано, что путь вынесения итогов по рассматриваемому делу - открытое голосование. Судей опрашивают каждого по очереди с упоминанием имени. Председатель по списку очередности - последний. Принятым будет такое решение, за которое проголосовала большая часть участников. Впрочем, иной подход возможен, если это указано в законе, то есть рассматривается специальный случай. Есть вероятность, что голоса поделятся ровно пополам. Тогда считается, что решение - в пользу рассматриваемого закона, норматива. А вот если рассматривается толкование Конституции, тогда решение будет принято, если в пользу него высказываются 2/3 участников или больше. По закону недопустимо воздержаться от выражения своего мнения, уклониться.

    Судопроизводство: гласность

    Это принцип общий для судопроизводства в стране в целом. Касаемо Конституционного суда он выражается в открытости организуемых заседаний. Исключение - ситуации, прямо указанные в ФЗ. Например, из 54-й статьи следует, что все те, кто присутствует на мероприятии, могут фиксировать происходящее, находясь на своем месте. Правда, не любыми методами: чтобы снимать видео, фотографии, транслировать происходящее на радио или телевидение, нужно получить разрешение.

    В некоторых случаях суд может назначить закрытое заседание. Это происходит, когда важно соблюсти тайну, чтобы участники были в безопасности. Также могут выбрать закрытым заседание, если посчитают, что происходящее на нем может нанести ущерб общественной нравственности. В этом случае на мероприятии могут находиться лишь судьи, стороны, представители. Председатель согласует с судьями разрешение на нахождение в зале суда сотрудников секретариата, иных участвующих в процессе лиц. Впрочем, дела, рассматриваемые за закрытыми дверьми, решаются с учетом всех тех же правил делопроизводства, как и при открытом заседании.

    Прочие аспекты

    Устность предполагает, что все разбирательство происходит в ходе переговоров вслух. Стороны объясняются, эксперты и свидетели дают показания, располагающие документацией по делу лица оглашают ее содержание, а судьи слушают. Документация, выданная судьям для ознакомления, а также та, чье содержание оглашалось ранее, к изложению необязательна.

    Непрерывность означает, что каждое заседание - это цельное мероприятие, приостанавливаемое лишь на небольшой отдых и временные промежутки, отведенные сторонам для подготовки к выступлению. Также допустимо делать перерывы, чтобы устранить обстоятельства, не позволяющие нормально вести заседание.

    1.Конституционные принципы российского судопроизводства

    Согласно Федеральному Конституционному закону «О Конституционном суде Российской Федерации», к принципам судопроизводства относятся:

    Независимость судей

    Коллегиальность

    Гласность судопроизводства

    Устность разбирательства

    Состязательность и равноправие сторон

    Язык судопроизводства- русский.

    2. Прямое применение Конституции Российской Федерации.

    Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

    Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

    В случае противоречия норм любого отраслевого закона Конституции действует последняя. Нельзя заранее исключить возможность прямого применения норм Конституции при регулировании уголовно-процессуальных отношений. Трудно просчитать, как "поведет себя" отраслевая норма при соприкосновении с фактическими общественными отношениями (крайне многообразными), которые могут возникнуть в отношениях между судом, прокурорами, следователями, дознавателями, а главное - в их отношениях с гражданами, вовлеченными в сферу уголовного судопроизводства. Поэтому обращение к нормам Конституции может стать неизбежным и поможет в сложившейся ситуации найти оптимальное правовое решение.

    Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

    А) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

    Б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

    В) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

    Г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

    3. Право граждан на судебную защиту: вопросы теории и практики.

    Согласно ст. 2 Конституции РФ:

    «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

    Согласно ст. 6 Римской Конвенции «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД»:

    1. Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо - при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

    2. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, до тех пор пока его виновность не будет установлена законным порядком.

    3. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права:

    А) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;

    Б) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;

    В) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;

    В) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;

    Г) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.

    Согласно Конституции РФ, Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

    Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

    Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, или третейский суд (далее - суд).

    Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

    С появлением конституционных (уставных) судов субъектов РФ граждане и юридические лица получили дополнительную гарантию в защите своих прав и свобод.Поскольку в результате решений конституционного (уставного) суда получают судебную, и притом весьма оперативную, защиту своих конституционных прав не только лицо или лица, обратившиеся с жалобой, но и другие граждане, права которых нарушались или могли быть нарушены нормативным правовым актом, рассматриваемым судом, именно конституционные (уставные) суды являются наиболее эффективным средством защиты прав человека и гражданина.

    Кроме того, правовые позиции конституционных (уставных) судов содержат ориентиры для законопроектной и другой правотворческой деятельности законодательных, исполнительных органов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    На тему: «Принципы и общие правила конституционного судопроизводства»

    Введение

    Конституционные суды – это институт, органичный для правового государства, где есть разделение властей и четко выражено стремление жить по закону. Их появление трудно представить в странах с тоталитарным режимом правления. В прошлом они просто не вписывались в политические системы, которые не проводили четкого и в полном объеме разграничения представительной, исполнительной и судебной властей, да еще при руководящей роли одной партии. Ориентация в современных условиях на общедемократические правовые ценности открыла перспективу появления конституционных судов и в России.

    Предназначение этих судов состоит в том, чтобы защищать Конституцию, закон, права граждан.

    Образование конституционных судов как особых судебных органов конституционного контроля – свидетельство того, что происходит правовое обогащение общества. Они, несомненно, усиливают судебную власть.

    Одновременно граждане и юридические лица получают дополнительную гарантию в защите своих прав. Создается важная предпосылка укрепления конституционных основ российской государственности, превращения конституции в действующее право.

    Проверка конституционности законов – дело сложное и тонкое, требующее от судей высокой квалификации, и не случайно, что Конституция отнесла эту функцию к компетенции специализированного органа, действующего строго коллегиально.

    Принципами деятельности Конституционного суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон, полнота и всесторонность разбирательства.

    1. Понятие и принципы конституционного судопроизводства

    Общие принципы конституционного судопроизводства в целом совпадают с общими конституционными принципами любого судопроизводства. Это прежде всего независимость судей, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон.

    1. Независимость. Согласно первому из принципов, судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

    В свой деятельности судьи Конституционного Суда выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий:, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

    Решения и другие акты Конституционного Суда должны выражать соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

    Судьи Конституционного Суда принимают решения в условиях исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.

    Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

    2. Коллегиальность. В соответствии с указанным принципом рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально.

    Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

    Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседания палаты – при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

    Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение Конституционного Суда РФ считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено законом. В случае если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов. Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздерживаться при голосовании или уклониться от голосования.

    3. Гласность. Этот принцип как один из общих принципов судопроизводства. Применительно к федеральному конституционному судопроизводству он означает, что рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто.

    Присутствующие на открытом заседании имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и теле-трансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда.

    Конституционный Суд Российской Федерации назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда Российской Федерации, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.

    Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.

    Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

    4. Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.

    В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

    5. Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

    Конституционный Суд Российской Федерации до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.

    Палата Конституционного Суда Российской Федерации до принятия решения по рассматриваемому делу или до отложения его слушания не может рассматривать другие дела, к компетенции палаты.

    До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании

    Конституционного Суда Российской Федерации, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат. До вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.

    6. Состязательность и равноправие сторон. Смысл этого принципа состоит в том, что стороны должны пользоваться равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседания Конституционного Суда Российской Федерации.

    Положение о равноправии сторон конкретизируется, в соответствии с которой стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

    7. Язык конституционного судопроизводства. Производство в конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке.

    Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

    Принципы гражданского процессуального права распадаются на две большие группы – принципы организации правосудия (судоустройственные):

    – осуществление правосудия только судом;

    – сочетание единоличного и коллегиального начал в рассмотрении и разрешении гражданских дел;

    – независимость судей и подчинение их только закону;

    – равенство граждан перед законом и судом;

    – гласность судебного разбирательства;

    – национальный язык судопроизводства.

    Принципы, определяющие процессуальную деятельность суда и участников процесса (функциональные)

    – законность;

    – диспозитивность, состязательность:

    – объективная (судебная) истина;

    – процессуальное равноправие сторон;

    – устность, непосредственность и непрерывность судебного разбирательства.

    Все принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    Понятие и классификация принципов судопроизводства. Общие и специальные принципы судопроизводства. Конституционные и иные легальные принципы судопроизводства, а также принципы, вытекающие из природы судопроизводства.

    Принципы справедливого судопроизводства, доступности правосудия и универсальность права на судебную защиту.

    Принципы конституционности и законности.

    Принцип гласности в судопроизводстве.

    Принцип свободы выбора языка в судопроизводстве.

    Принцип состязательности и равноправия сторон.

    Принцип прямого применения Конституции РФ судами. Виды и формы прямого действия и применения Конституции РФ.

    Принцип достижения объективной истины в судебном правоприменении. К вопросу о «юридической» «судебной» истине в контексте действия принципа состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве. Гарантии достижения истины в судебном процессе, недопущения судебных ошибок.

    Доказывание и доказательства в судебной познавательно-оценочной деятельности: предмет, цели, участники доказывания, процесс доказывания, принцип оценки доказательств, свободного формирования судейского убеждения.

    Судейское усмотрение и активность суда в различных видах судопроизводства.

    Принципы процессуальной экономии и разумных процессуальных сроков.

    Принцип устной непосредственности и непрерыности в судопроизводстве.

    Принцип коллегиальности и единоличного рассмотрения дела в суде.

    Принцип объективного и беспристрастного рассмотрения дела.

    Принципы возможности обжалования решений в вышестоящий суд и обязательного исправления судебной ошибки.

    Особенности содержания и действия принципов в отдельных видах судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного.

    Тема 11. Конституционно-правовой статус российских судей как носителей судебной власти

    Судья - носитель судебной власти. Официальные символы судей.

    Конституционное и законодательное регулирование статуса судьи в Российской Федерации.

    Структура конституционно-правового статуса судьи как носителя судебной власти: принципы, права и обязанности (запреты), их правовые гарантии. Единство статуса судьи в Российской Федерации.

    Порядок отбора и назначения судей в Российской Федерации. Конституционно-правовые требования, предъявляемые к кандидатам в судьи в Российской Федерации.

    Проблемы профессиональной подготовки кандидатов в судьи в современной России. Роль Российской академии правосудия в решении вопросов подготовки (и переподготовки) квалифицированных кадров для отечественной судебной системы. Аттестация судей как механизм контроля профессиональной квалификации судьи.

    Особенности конституционно-правового статуса судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, военных судов Российской Федерации. Особенности правового статуса судей субъектов Российской Федерации.

    Конституционные принципы статуса судьи как носителя судебной власти: несменяемость, самостоятельность, независимость и неприкосновенность.

    Несменяемость судьи в период осуществления им своих полномочий. Основания приостановления и прекращения полномочий судьи как гарантия несменяемости судьи.

    Самостоятельность и независимость в объективном и беспристрастном осуществлении судьей своих полномочий. Гарантии самостоятельности и независимости судей.

    Неприкосновенность судей . Недопустимость привлечения судьи к ответственности за высказанное при рассмотрении конкретного дела мнение. Основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Конституционно-правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам порядка и оснований привлечения судей к юридической ответственности.

    Права и обязанности судей, их правовые гарантии. Занятия и действия не совместимые с должностью судьи.

    Законные интересы судей: понятие и виды.

    Этические нормы поведения судьи. Кодекс судейской этики.

    Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

    Общие принципы конституционного судопроизводства


    Выполним работу на заказ

    Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


    1. Принцип конституционности и законности. Применительно к деятельности КС означает то, что он в ходе отправления конституционного правосудия подчиняется всем требованиям, содержащимся в Конституции, закону о КС, регламенту работы КС и собственным правовым позициям, сформулированным им по отдельным конституционным процессуальным вопросам.

    2. Принцип доступность и справедливости конституционного правосудия. Предполагает то, что при осуществлении различных юридических процедур КСП должна в максимальной степени обеспечиваться возможность доступа КП всех уполномоченных субъектов КСП именно в целях защиты своих нарушенных конституционных прав, свобод и законных интересов.

    5. Принцип использования национального языка судопроизводства. Также, как и в других судебных органах для сторон, участвующих в деле, если они затрудняются общаться и давать показания на русском языке предусматривается возможность назначения переводчиков и перевода всех имеющихся материалов по делу с русского языка на национальный язык, которым владеет одна из сторон конституционного судопроизводства.

    6. Принцип непрерывности проведения заседания. Содержание этого принципа состоит в том, что весь судебный процесс в КС проводится непрерывно, за исключением только времени, отведенного на перерывы или по причинам временного отложения принятия решения по делу. В связи с упразднением палат КС, все дела рассматриваются в заседании КС непрерывно, начиная с момент принятия к рассмотрению КС и заканчивая вынесением решения по делу в заседании КС.

    7. Принцип установления объективной истины по делу. Подразумевает деятельность КС РФ, направленную на изучение всех имеющихся материалов по делу. Правильный их анализ, закрепление и оценку именно в целях вынесения объективного решения по делу относительно вопроса о соответствии или не соответствии оспоренного законодательного акта положениям Конституции.

    8. Принцип диспозитивности действий участников конституционного судопроизводства. Предполагает право сторон и иных участников конституционного судопроизводства по своему усмотрению самостоятельно распоряжаться предоставленными им законом процессуальными правами и обязанностями. Могут решать такие вопросы, как подавать или не подавать дело в КС, отзывать его до начала проведения заседания КС, а также они вправе решать вопрос о прекращении дальнейшего рассмотрения дел заседанием КС, но только до момента объявления голосования по решению заседаний КС.

    9. Некоторые ученые дополнительно относят к общим принципам конституционного судопроизводства такие принципы: принцип процессуальной экономии, обязательности исполнения решений КС . Процессуальная экономия означает то, что КС должен стремиться максимально экономить время и сроки разбирательства дела в КС РФ. В том числе имеет право в необходимых случаях объединять между собой несколько дел, имеющих один предмет обращения. Принцип обязательности исполнения решения заключается в том, что вступившие в юридическую силу решения КС подлежат обязательному исполнению всеми высшими органами государственной власти РФ и ее субъектов в их правотворческой и правоприменительной практике, в т.ч. они обязаны в сроки, установленные КС, и иные сроки, которые содержатся в законе КС, вносить изменения и дополнения в действующие законы, отменять акты, признанные неконституционными или вносить проекты в порядке осуществления своего права законодательной инициативы. Правоприменительные органы обязаны пересмотреть вынесенные им судебные решения, основанные на законе, признанным не соответствующим Конституции по вновь открывшимся или новым обстоятельствам дела.