Войти
Образовательный портал. Образование
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Ювенальное право представляет собой отрасль права. Ювенальная юстиция. Как не допустить повторения случившегося

    Ювенальное право представляет собой отрасль права. Ювенальная юстиция. Как не допустить повторения случившегося

    Государству, для осуществления защиты прав ребенка необходимо урегулировать общественные отношения в этой сфере общества, а именно четко закрепить права и обязанности, участвующих субъектов. В этом и заключается предназначение ювенального права. Посредством правовых норм приводится в действие и используется государством механизм правовой защиты прав ребенка, что, в настоящий момент, требует точной регламентации. Поэтому теоретическое обоснование ювенального права создает правовую базу для формирования ювенальной юстиции и института уполномоченного по правам ребенка в России, о чем еще говорилось в Письме уполномоченного по правам человека РФ от 7 июля 1999 года «О спасении беспризорных детей и защита их прав».

    Термин «ювенальное право» может употребляться в четырех основных аспектах. Им может быть обозначена соответствующая отрасль права, отрасль российского законодательства, отрасль юридической науки и учебная дисциплина, изучаемая в юридических высших учебных заведениях.

    Ювенальное право как отрасль права должна определяться, прежде всего, как система правовых норм, регламентирующих ювенально-правовые отношения. Термин «ювенальный» происходит от латинского juvenis (junior), что в переводе означает - молодой, юный 1 .

    Отрасль законодательства – это система нормативных актов, в которых ювенально-правовые отношения урегулированы. Ювенальное право – это комплексная отрасль российского законодательства, в которой по предметному и целевому признакам соединяется разнородный правовой материал, объединенный при этом в той или иной степени либо с организацией деятельности государственных компетентных органов в сфере защиты прав и законных интересов ребенка, либо с установлением и реализацией правового статуса ребенка. Предметным признаком соединения служит характер регулируемых общественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации деятельности государственных компетентных органов в сфере защиты прав и законных интересов ребенка, установления гарантий прав ребенка. Целевой признак соединения правового материала представляет собой необходимость обеспечения прав и законных интересов ребенка, создания оптимальных условий реализации ребенком своих прав в государстве и обществе.

    Наука ювенального права изучает и исследует проблемы правового положения ребенка, вопросы реформирования. Как отрасль научного знания ювенальное право может способствовать не только решению конкретных государственно-ювенальных проблем, но и совершенствованию всего российского законодательства по вопросам обеспечения прав и свобод несовершеннолетних. Можно отметить и тот факт, что научные исследования в сфере ювенального права носят междисциплинарный комплексный характер. Следовательно, анализ проблем и поиск научных решений должны непосредственно осуществляться на стыке юридических наук, на границе политической науки, психологии, медицины, ювенологии и т.д.

    Ювенальное право как научная и учебная дисциплина – это система подлежащих разработке и изучению знаний и категорий, характеризующих реализацию и защиту правового статуса ребенка.

    Ювенальное право должно закреплять структуру государственных органов, осуществляющих правовую защиту ребенка, определять правовой статус должностных лиц в сфере охраны прав детей на основе авторитарного метода, суть которого – строгая регламентация поведения участников правоотношений, их «неравное» положение, поскольку инициатором защиты личности ребенка, его прав, выступает государственный орган 2 .

    Нормы ювенального права призваны укреплять правовое положение ребенка в семье, обеспечивать защиту детей, лишенных возможности воспитываться в полной семье, детей-инвалидов, детей-беженцев. Ювенальное право затрагивает сферу трудового законодательства, где обеспечиваются трудовые права ребенка, а также области правового обеспечения образования и здравоохранения детей. Такие правоотношения и составляют предмет ювенального права.

    Следовательно, в предмет ювенального права входят общественные отношения, возникающие в процессе регулирования в основном имущественных и личных неимущественных отношений, где одной из сторон непосредственно (чаще всего через представителей) выступает несовершеннолетний.

    Определение предмета и само понятие «ювенальное право», может быть увязано не только с гражданскими и с семейными, и с трудовыми, административными, уголовными, наследственными, жилищными отношениями, а также и с отношениями социального обеспечения. Следовательно, ювенальные отношения носят комплексный правовой характер, и объединяет их в единую группу то, что, все они связаны с правовым регулированием субъективных прав и юридических обязанностей несовершеннолетних и других субъектов права в различных сферах законодательства.

    В таких правоотношениях, являющихся предметом ювенального права, можно выделить следующие группы по субъектному составу:

      между несовершеннолетним с одной стороны и родителями, а также лицами, их замещающих с другой стороны, в связи с обязанностью последних по содержанию, воспитанию и защите прав и интересов детей;

      между несовершеннолетним с одной стороны, и образовательным учреждением с другой, в лице должностных лиц, педагогов, воспитателей и т.д. в связи с реализацией права несовершеннолетнего в области образования и воспитания;

      между несовершеннолетним и учреждением в сфере здравоохранения в связи с обеспечением прав детей на охрану здоровья, на отдых и оздоровление;

      между общественными объединениями (организациями) и иными некоммерческими организациями с одной стороны и несовершеннолетним с другой, в области подготовки ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей;

      между несовершеннолетним с одной стороны и органами социального обслуживания и социальной защиты семьи в связи с реализацией объема социальных услуг по государственному минимальному социальному стандарту;

      между несовершеннолетним с одной стороны и работодателем с другой стороны по поводу реализации права на труд;

      между несовершеннолетним и органами государственных, муниципальных фондов и иных жилищных фондов в связи с реализацией права ребенка на жилище;

      между несовершеннолетним и правоохранительными органами по поводу защиты его прав;

      между несовершеннолетним и федеральными органами исполнительной, законодательной и судебной власти, органами исполнительной, законодательной и судебной власти субъектов РФ, реализующими государственную политику в интересах детей;

      между несовершеннолетними по поводу реализации своих имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов, а также и другими физическими и юридическими лицами в гражданском обороте.

    Разделение ювенальных отношений по группам и их последующее рассмотрение показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее содержание – направленность на регулирование основных прав ребенка, а также на обеспечение реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка со стороны уполномоченных и обязанных лиц в Российской Федерации. Очевидно, что эти отношения возникают при непосредственном воздействии государства и в рамках законодательства – органов местного самоуправления. При таком воздействии должны обеспечиваться основные права и законные интересы ребенка. Государство должно так организовать деятельность всех своих органов, чтобы соблюдались все правила и требования правовых норм по подготовке детей к полноценной жизни в обществе, воспитания их в духе патриотизма и гражданственности.

    Регулируя эти отношения, нормы ювенального права закрепляют права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан, а также правовой статус самих несовершеннолетних.

    Четкость и слаженность регулирования ювенальных отношений необходима для обеспечения должной организованности работы государственных органов, а также органов местного самоуправления в сфере реализации государственной политики по охране детства. Также важно и для соблюдения интересов ребенка государством в международном масштабе, и для граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в результате – для выполнения государством своих функций. В настоящее время в России отсутствует единый государственный орган, занимающийся вопросами детства. Функции защиты прав ребенка возложены на различные министерства (здравоохранения, образования, юстиции и др.).

    Формирующееся ювенальное право РФ отражает новые экономические, политические, социальные условия страны, поэтому в его развитии можно выделить следующие наиболее существенные направления :

    Во-первых, создание ювенально-правовых норм обусловлено признанием со стороны государства детства, как важного периода в жизни человека. Это влечет за собой установление принципов приоритетной подготовки детей к жизни в обществе в сложных рыночных отношениях.

    Во-вторых, усиливается гражданская, административная, уголовная ответственность за правонарушения в области охраны прав ребенка. Это относится и к ответственности самих несовершеннолетних, осуществляющих свою деятельность в разных сферах действия законодательства.

    В-третьих, наблюдается повышение роли субъектов РФ в сфере правового регулирования по защите прав ребенка 3 .

    Вместе с тем, отмеченные направления в создании и развитии ювенального права и ювенальной юстиции РФ представляют наметившиеся тенденции, которые требуют более углубленного подхода для изучения и упрочения правового положения ребенка. И, важно здесь, чтобы развитие ювенального права происходило в тесной связи с нормами международного права. Утверждение прав и свобод ребенка наравне с правами человека, должно стать высшей ценностью в нашем обществе и в российском государстве, где основной ячейкой является семья.

    Благодаря семье ребенок развивает свое сознание и жизненный опыт, и благодаря ей реализует принадлежащие ему субъективные права и свободы. От родителей ребенка (или лиц, их заменяющих) зависит его благополучие и формирование его личности. Таким образом, расширяя правовой статус несовершеннолетних в семье, возможно, ограничить правовые аспекты с участием ребенка и за пределами семейных отношений (например, гражданских, трудовых, жилищных, предпринимательских, административных, уголовных и др.).

    Категория «семейный статус ребенка» позволит закрепить внешние границы дозволительных действий и бездействий, а также при возникновении нарушений внешних границ определить и запреты со стороны законодателя. Разрозненность норм, в которых определен «семейный статус ребенка», отсутствие единого законодательства, порождает в итоге и отсутствие специального координационного органа в этой области регулирования.

    Наблюдаемая нами разобщенность правовых норм, в которых отражается «семейный статус ребенка», влечет за собой свободу выбора вариантов защиты несовершеннолетних, это вызывает неодинаковые способы их реализации, налицо – дублирование решений тех органов, которые так и или иначе могут решать проблемы детей. Более того, защита прав ребенка, входя в компетенцию многих органов, тем не менее, не является самостоятельным направлением в их деятельности.

    По нашему мнению, создание ювенального права, возможно, только благодаря расширению и закреплению «семейного статуса ребенка», когда будут подготовлены стартовые политические, экономические, социальные, и правовые площадки.

    Можно сказать, что ювенальное право представляет собой систему юридических норм, которая объединяет нормы внутригосударственного законодательства и международных договоров, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения, на основе принципа диспозитивности (равенства сторон, одной из которых обязательно выступает несовершеннолетний, принимая активное или пассивное участие), а также норм, обеспечивающих защиту и охрану личности ребенка, его законных интересов и прав с помощью императивно-диспозитивного метода.

    Метод правового регулирования ювенальных правоотношений – это совокупность юридических средств, приемов и правил, осуществляющих воздействие ювенального права на поведение субъектов ювенальных правоотношений. Для регулирования ювенальных отношений используется диспозитивный и императивный методы. Диспозитивность характеризуется юридическим равенством, автономностью волевого аспекта сторон, имущественной самостоятельностью, юрисдикционным и неюрисдикционным порядком защиты нарушенных прав. Императивность проявляется во властных отношениях, отношениях подчинения.

    Основными направлениями воздействия ювенального права на отношения с участием несовершеннолетних, являются функции ювенального права – регулятивная и охранительная.

    Регулятивная функция закрепляет в нормативных актах права и обязанности сторон, устанавливает правовой механизм для обеспечения эффективной реализации правовых предписаний в области защиты прав ребенка.

    Охранительная функция проявляется в ведении запретов на совершение общественно-опасных деяний, а также применения юридических санкций к виновным в правонарушениях с участием несовершеннолетних.

    Ювенальное право действует по принципам, заимствованным из конституционного, гражданского и семейного права, административного, уголовного права. Благодаря влиянию норм международного права на ювенальные правоотношения в России, становится возможным выделить и определенные принципы, присущие сфере регулирования в области защиты прав и интересов ребенка, напр., принцип не дискриминации детей, принцип участия ребенка в общественной жизни, принцип обеспечения наилучших интересов ребенка.

    Смешанный, частно-публичный характер ювенальных норм, который вытекает из метода правового регулирования ювенального права, позволяет обозначить ювенальные правоотношения в зависимости от определенного критерия.

    В зависимости от структуры межсубъектной связи все ювенальные правоотношения можно разделить на относительные и абсолютные правоотношения, осложненные ювенальным элементом. В относительных ювенальных правоотношениях ребенку, как субъекту права противостоят строго обязанные определенные лица. Например, работодатель и несовершеннолетний работник; ребенок и его родители и т.д.. В абсолютных же ювенальных правоотношениях ребенку противостоит неопределенное число обязанных лиц. Например, в авторском правоотношении (автором является несовершеннолетний) в качестве обязанных лиц, выступают все окружающие автора лица.

    Основанием классификации может выступать объект ювенального правоотношения. Объект ювенального правоотношения – это то, по поводу чего складываются отношения, с участием несовершеннолетних (материальные и нематериальные блага). Например, имя, честь, достоинство, имущество ребенка, объектом может являться его жизнь, результаты творческой деятельности несовершеннолетних и др. Следовательно, можно выделить имущественные и личные ювенальные правоотношения. Имущественные ювенальные правоотношения возникают по поводу товаро-денежных отношений, и не связанных с денежными, в которых участвует несовершеннолетний, принимая в них активную или пассивную роль. Личные ювенальные правоотношения связаны непосредственно с личностью ребенка, его именем, фамилией, отчеством, авторскими правами ребенка, правом на воспитание в семье и др.

    В зависимости от способа удовлетворения потребностей несовершеннолетних можно различить вещные и обязательственные ювенальные правоотношения. Вещные правоотношения, осложненные «ювенальным элементом» возникают по поводу права наследования несовершеннолетних, права собственности ребенка и др. 4 В обязательственных же отношениях с участием несовершеннолетних, ребенком совершаются определенные действия в пользу других лиц, а также действия и со стороны заинтересованных лиц в пользу ребенка.

    Защита прав ребенка со стороны компетентных органов, получает свое выражение в процедурных правоотношениях. Процедурные ювенальные правоотношения подразделяются на процессуальные и непроцессуальные. Процессуальные ювенальные правоотношения возникают по поводу защиты прав ребенка в суде, а также в сфере пресечения правонарушений со стороны несовершеннолетних. Непроцессуальные ювенальные правоотношения с участием несовершеннолетних возникают вне суда, но при наличии установленной законом процедуры. Например, регистрация матерью ребенка в органах ЗАГСа, оформление документов на получение пенсии по случаю потери кормильца и др.

    Выделим из массива норм гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного права и других отраслей права группу норм ювенального права. В основе выделения ювенальных норм лежит российская политика в области охраны детства.

    Таким образом, правоотношения, осложненные ювенальным элементом – это общественные отношения, которые возникают в процессе реализации и защиты прав, законных интересов и ответственности несовершеннолетних, регулируемые нормами национального и международного законодательства.

    Выделим отличительные особенности ювенальных правоотношений:

    Ювенальные правоотношения возникают в процессе реализации прав и интересов ребенка, а также их защиты;

    Субъектом ювенальных правоотношений выступает несовершеннолетний;

    Изучение ювенального права как комплексной отрасли предполагает рассмотрение следующих вопросов:

    Порядок возникновения, изменения и прекращения ювенальных правоотношений и правовые последствия;

    Права и обязанности участников ювенальных правоотношений;

    Правовые последствия нарушения субъектом своих обязанностей, запретов и ограничений;

    Особый статус ребенка и его правовая защита.

    Таким образом, ювенальное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере правового статуса ребенка, защиты его прав и законных интересов.

    Обособление ювенального права как самостоятельной юридической отрасли находится в стадии становления. Не все ученые-правоведы видят смысл в выделении ювенального права из других отраслей отечественного права.
    Отграничение ювенального права от других отраслей права на современном этапе представляет определенную сложность, связанную с недостаточно четкими границами предмета правового регулирования ювенального права, и внесение ясности в этот вопрос приобретает особую актуальность.
    Предметом ювенального права является правовое регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением потребностей общества и государства в рождаемости новых поколений и их благополучном социальном развитии.
    Процесс реализации данных потребностей, подкрепляемый юридическими нормами, связан с такими отраслями права, как:
    - международное, государственное право (конституционное, муниципальное право);
    - материальное право (уголовное, уголовно-исполнительное, административное, гражданское, семейное, трудовое и др.);
    - процессуальное право (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административное процессуальное право).
    Учитывая обширность предмета ювенального права, представляется более целесообразным отграничивать от него нормы ювенального процессуального права, объединив их в понятии «ювенальный процесс», и рассматривать в учебной дисциплине «ювенальная юстиция», однако в настоящее время в рамках учебной дисциплины «ювенальное право» такое разграничение не позволяет сделать государственный образовательный стандарт.
    Методы правового регулирования ювенального права - это правовые средства и способы, регулирующие ювенальные правоотношения, входящие в его предмет.
    Комплексный характер ювенального права подразумевает и различные методы правового регулирования, присущие различным отраслям права - регулятивные, поощрительные и охранительные (в научной литературе выделяют также императивные и диспозитивные методы правового регулирования).
    Применение различных методов обусловлено разнообразием отраслей права, регулирующих ювенальные правоотношения. Например, для уголовного права характерны запрещающие нормы и, соответственно, императивные методы правового регулирования.
    Для ряда норм гражданского права присущи охранительные и поощрительные нормы, в которых существует выбор возможных вариантов поведения и позитивное стимулирование законодательно одобряемого поведения.
    В отечественной юриспруденции ювенальное право принято относить к частно-публичному, что объясняется использованием в нем различных юридических норм: регулятивных (обязывающих, уполномочивающих, запрещающих), поощрительных и охранительных.
    Особенностью предмета регулирования ювенального права является то, что регулируемые общественные отношения не подразумевают непосредственного участия в них несовершеннолетних.
    Например, руководство детского сада может быть привлечено к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности (ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Участниками правоотношений в данном случае являются органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, и должностные лица детского сада, но, поскольку речь идет о безопасности детей и обеспечении государственных интересов по их защите, то данные правоотношения вполне можно отнести к ювенальным (не дожидаясь пока произойдет пожар и пострадают дети).
    Существенной проблемой обособления ювенального права являются не только трудности выделения ювенальных норм из различных отраслей права, но иногда и невозможность такого выделения. Предоставляемые несовершеннолетним юридические права, как правило, не отличаются от прав совершеннолетних граждан, являясь, порой более широкими, чем у взрослых. Основные отличия содержатся в юридических обязанностях, объем которых у несовершеннолетних значительно меньше по вполне понятным причинам.
    Подобная диспропорция в правовом статусе на практике весьма затрудняет разграничение ювенальных норм от общих норм права, учитывая, что определение правового статуса несовершеннолетнего невозможно без определения общего правового статуса гражданина в той или иной отрасли права. Различия в правовых статусах несовершеннолетнего и взрослого можно установить только при сравнительном анализе существующих норм права.
    Общий правовой статус включает в себя статус несовершеннолетнего (с определенными отличиями) и статус конкретного несовершеннолетнего.
    Правовым статусом несовершеннолетнего пользуется лицо до достижения им возраста 18 лет (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации).
    Правовой статус конкретного несовершеннолетнего зависит от достигнутого им определенного возраста. Например, в уголовном праве при привлечении к уголовной ответственности и назначении наказания правовой статус несовершеннолетнего дифференцируется по возрасту: 14, 15, 16, 18 и даже 20 лет (ст. 20, ч. 1 ст. 87, ст. ст. 88 и 96 УК РФ).
    Решение проблемы обособления ювенального права из других юридических отраслей может быть достигнуто законодательным выделением ювенальных разделов в каждой из отраслей права, исходя из предмета правового регулирования ювенального права. Это отчасти сделано:
    - в Уголовном кодексе РФ (раздел 5 «Уголовная ответственность несовершеннолетних»);
    - в Трудовом кодексе РФ (глава 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет»);
    - в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (глава 50 «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних);
    - в Уголовно-исполнительном кодексе РФ (глава 17 «Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях).
    Законодательное выделение ювенальных разделов в различных отраслях права позволило бы обособлять «ювенальное уголовное право», «ювенальное трудовое право», «ювенальное гражданское право» и т.д., что, в свою очередь, создало бы необходимую базу для кодификации норм ювенального права, например, в Ювенальный кодекс РФ. Подготовка квалифицированных специалистов по ювенальному праву в этом случае была бы значительно упрощена.
    В свете изложенного можно дать следующее определение ювенальному праву - это комплексная отрасль отечественного права, состоящая из юридических норм, регулирующих общественные отношения, обеспечивающие рождаемость новых поколений и их благополучное социальное развитие.
    Задачами ювенального права являются:
    - установление правового статуса несовершеннолетнего (прав, обязанностей, ответственности);
    - установление правового статуса субъектов, обеспечивающих права, обязанности и ответственность несовершеннолетнего;
    - установление правил поведения между несовершеннолетними и субъектами, обеспечивающими их права, обязанности и ответственность;
    - установление правил поведения между субъектами, обеспечивающими права, обязанности и ответственность несовершеннолетних.
    Такими субъектами могут быть как физические лица (родители, педагоги и т.д.), так и юридические лица (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы МВД, прокуратуры, юстиции и т.д.).
    В упоминавшемся учебнике «Ювенальное право» дано следующее определение: «ювенальное право - это комплексная отрасль отечественной системы права, объединяющая юридические нормы, регулирующие общественные правоотношения, одной из сторон которых как минимум выступает ребенок (ювенальные правоотношения).».
    Критический анализ подобной формулировки уже приводился выше.
    Система ювенального права - это совокупность юридических норм, объединенных предметом правового регулирования и составляющих структурное соединение в определенной взаимосвязи и последовательности.
    В систему ювенального права входят нормативные акты различных отраслей права: международного, конституционного, уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и др. Их соотношение и взаимосвязь обусловлены общей целью - правовым регулированием защиты прав, свобод, законных интересов и ответственности несовершеннолетних.
    Под институтом ювенального права понимается группа правовых норм, входящих в систему ювенального права, регулирующих однородные правоотношения. Это могут быть трудовые, семейные, уголовно-исполнительные и иные правоотношения.
    Группы правовых норм, входящих в институт ювенального права, могут подразделяться по методу правового регулирования и другим критериям.

    Ювенальное право - это отрасль российского права, состоящая из системы правовых норм, обеспечивающих юридическое регулирование общественных отношений, связанных с установлением, реализацией и гарантированием основ правового статуса ребенка в РФ, регулированием имущественных и личных неимущественных прав и свобод, законных интересов несовершеннолетних, условия их юридической ответственности.

    Так нам говорят в университетах (если вообще говорят), на первый взгляд всё стройно и закономерно, в лучших традициях теории права, отрасль, регулирует, общественные, отношения, т.д., а если подумать?!?

    Далее № 1: начинается самое интересное: предметом регулирования ювенального права являются различные общественные отношения, одним из участников которых неизменно является несовершеннолетнее лицо. Из какой отрасли мы позаимствуем понятие несовершеннолетнего? каким нормативно-правовым актом закреплены отличительные признаки таких лиц? - правильно....

    Далее № 2: различные общественные отношения - фактически подразумевается хорошо известные всем имущественные и личные неимущественные отношения, которые входят в предмет правового регулирования какой отрасли права? - правильно...

    Далее № 3: методом правового регулирования ювенального права является система правовых средств и способов, приемов, обусловленная закономерностями и особенностями предмета правового регулирования и воздействующая на ювенальные правоотношения, регулируя тем самым поведение их субъектов. Для ювенального права присуще сочетание действия различных, нередко противоположных методов, относящихся к числу как импеартивных, так и диспозитивных, что обусловлено комплексным характером отрасли.

    Метод ювенального права - дозволительный, по форме предписания - императивный.

    Теперь вспомните, пожалуйста, первый курс оконченного вами высшего учебного заведения, уважаемого (или не очень) преподавателя, доцента, профессора, который пытался разъяснить вам два критерия, на основе которых происходит выделение самостоятельных отраслей права - кажется речь идет о самостоятельных предмете и методах правового регулирования. Спасибо за напряженную память)

    Соотнесите теперь написанное курсивом и тремя привденными фактами о ювенальном праве...А существует ли самостоятельная отрасль ювенального права в России сегодня?

    Отсюда объективная необходимость собрать воедино все правовые нормы из всех правовых источников, в той или иной степени регулирующих участие несоврешеннолетнего в общественных отношениях - правильно, но с поправкой: сможете привести пример отрасли права, подотрасли права, института права, правовых конструкций, которые не учитывали бы особенности правового положения и статуса нсл, не устанавливали бы льготного порядка действия правовой нормы в случае наличия нсл?

    1. Предпосылки создания ювенального права, его основные понятия и источники

    2. Основы конституционно-правового статуса несовершеннолетних

    3. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских правоотношений

    4. Охрана семьи и несовершеннолетнего по семейному праву

    5. Правовое положение несовершеннолетнего в сфере трудовых отношений

    6. Ответственность несовершеннолетних по административному праву

    7. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-правовых отношений. Уголовная ответственность и наказания несовершеннолетних

    8. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-исполнительных отношений

    9. Правовое положение несовершеннолетних в сфере процессуальных отношений (уголовный и гражданский процесс)

    10. Иногда добавляют отрывочно отдельные темы о психо-физиологических особенностях несовершеннолетних, девиантном поведении и др.

    Где здесь хоть один самостоятельный раздел "с привкусом ювенальное"??? Всё это студент-юрист где-то уже видел.......или нет... по крайней мере слышал что-то об этом...

    А существует ли самостоятельная отрасль ювенального права в России сегодня? Необходимо ли её выделение или нет? - ваш выход...

    P.S. Для заинтересовавшихся -

    Дак что скажете?

    Мой субъективный разум подсказывает, что около 100 (может больше или меньше) часов в учебный семестр намного целесообразнее направить на изучение каких-нибудь практических дисциплин, спецкурсов практической направленности, формирующих на основе приобретенных теоретических знаний практические умения и навыки, основу для компетентности юриста в практической среде - например "Основы составления юридических документов" или что-то наподобие этого...

    Всех с Новым 2013 годом! Пускай он станет для вас годом законности и правопорядка, правовой грамотности и юридического профессионализма, сопровождаемые ислючительно крепким здоровьем, благополучием и успешностью! Продолжайте читать книги со словами "федеральный, указ, постановление, регламент, инструкция,приказ" в названии)

    Лекции по курсу «Ювенальное право».

    Тема № 1. Предмет, задачи, структура и методология ювенального права .

    1. Предмет и метод ювенального права

    2. Структура и задачи ювенального права

    Продолжающееся реформирование российского общества во многом определяет дополнительные трудности в решении такой сложной проблемы, как правовая защита несовершеннолетних. Это объясняется прямой зависимостью эффективности исполнения государством своих функций от интенсивности проводимых в нем изменений: тем сложнее поддерживать работоспособность системы, чем более глубокие перемены она переживает. По этой причине, исходя из названных ранее особенностей влияния внешних условий на развитие несовершеннолетнего, обращение к проблеме формирования единого правового статуса ребенка в современных российских условиях представляется весьма своевременным.

    В нашей стране юридические нормы, регламентирующие правовой статус несовершеннолетнего, фактически входят в состав многочисленных обособленных отраслей права. Такая ситуация неизбежно порождает как коллизии , так и пробелы в правовом регулировании общественных отношений с участием несовершеннолетних. Вот почему необходим комплексный правовой подход к проблемам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и создания системы органов для регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних (органов ювенальной юстиции). По этой причине для определения правового статуса несовершеннолетнего в настоящее время возникла необходимость формирования новой для отечественных права и законодательства отрасли - ювенальной, которая, в свою очередь, будет регламентировать деятельность этих специализированных органов.

    Этимологически термин "ювенальный" берет свое начало от латинского слова juvenis (junior), что означает - молодой, юный, а также - молодой человек, юноша, девушка.

    Появившись впервые, этот термин не вызвал однозначной оценки: если правомерность существования ювенальной политики и ювенального законодательства практически мало кем оспаривается, то в позициях относительно целесообразности ювенального права как самостоятельной отрасли российского права очевиден раскол среди представителей ряда смежных отраслей права. Некоторые ученые не считают ювенальное право самостоятельной отраслью права или межотраслевым институтом. Неоднозначность мнений относительно целесообразности формирования ювенального права основана, прежде всего, на различных трактовках родового понятия отрасли права.

    Так, например, профессор придерживается традиционного понимания этого термина как главного и самого крупного подразделения системы права, отличающегося специфическим режимом юридического регулирования и охватывающего целые участки однородных общественных отношений. Из этого определения очевиден вывод - отрасль права являет собой не искусственно скомпонованную совокупность норм, а реально существующее и юридически своеобразное подразделение в самом содержании права. Эта специфика выражается в особом юридическом режиме. Последний представляет собой целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм. Иными словами, любая отрасль права характеризуется единством предмета и основного метода правового регулирования.

    В то же время другие авторы прямо подчеркивают, что единство предмета и метода характеризует не все отрасли права. В основном это касается новых, еще только формирующихся отраслей права, в частности: торгового, космического, информационного (компьютерного), морского, воздушного, горного, аграрного, экологического, лесного, жилищного и некоторых других. Все перечисленные относятся к так называемым комплексным отраслям российского права; они охватывают несколько сфер жизнедеятельности общества, не имея, как правило, единого метода правового регулирования. К этой же группе в полной мере можно отнести и ювенальное право. Изначально комплексные отрасли обособились, исходя из единства охраняемого блага или субъекта соответствующих правоотношений. Метод регулирования соответствующих правоотношений может быть смешанным. Он находится еще на стадии научной разработки и апробации. Вполне возможно, что по истечении какого-то времени эти отрасли права обретут свой оригинальный специфический метод правового регулирования.

    Своим появлением комплексные отрасли права обязаны профилирующим исторически сложившимся отраслям. Их эволюция неизбежно повлекла за собой общее усложнение правовой регламентации, в результате чего правовое положение одних и тех же благ стало регулироваться большим количеством актов разнообразных отраслей права. Кроме того, в рамках базовых отраслей постепенно появились сравнительно новые объекты правового регулирования. Такая ситуация обусловила существование коллизий и пробелов в правовом регулировании отношений, в том числе с участием лиц несовершеннолетнего возраста. Поэтому основной причиной выделения ювенальной отрасли права явилась специфика системного регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетнего путем объединения норм, традиционно входивших в иные отрасли права. Как нам представляется, понимая это, некоторые последовательные сторонники традиционной трактовки понятия отрасли, тем не менее, признают право на существование комплексных подразделений системы права. Так, например, выделяет их в числе основных звеньев отраслей права.

    Единой основой для объединения правовых норм , регулирующих в России статус лица, не достигшего 18-летнего возраста, должны стать соответствующие положения международных право вых актов и Конституции. Ювенальное право нельзя оценивать изолированно от других отраслей российского права, как и невозможно рассматривать, игнорируя или недооценивая ее самостоятельный характер. Отрицание самостоятельности ювенального права может обернуться не только против него самого, но и против смежных отраслей, порождая с неизбежностью проблемы правоприменения.

    Как любая отрасль права, ювенальное право отличается предметом и методом правового регулирования. Предмет регулирования ювенального права составляет не ребенок как таковой, а совокупность существующих общественных отношений, как минимум одной из сторон в которых выступает несовершеннолетний. Их круг составляют: условия и порядок обеспечения надлежащего статуса ребенка в отношениях, традиционно урегулированных профилирующими отраслями права (конституционным, финансовым, налоговым, семейным, гражданским, гражданско-процессуальным, трудовым, социального обеспечения, административным, уголовным, уголовно-исполнительным, уголовно-процессуальным и др.); личные неимущественные и имущественные, социально-экономические, политические отношения, в которых ребенку как их участнику противостоят взрослые; формы и порядок юридической ответственности несовершеннолетних в русле отношений, связанных со становлением и функционированием системы ювенальной юстиции. Очевидно, что круг указанных общественных отношений предельно разнороден. Единым началом в них выступает лишь один из субъектов - несовершеннолетний.

    Говоря о предмете ювенального права, нельзя не упомянуть о понятии ювенального правоотношения. Последнее можно определить как систему общественных отношений, в рамках которых несовершеннолетний наделяется специфическими субъективными правами и несет особые юридические обязанности, посредством которых он связан с другими субъектами этих отношений. Спецификой ювенальных правоотношений является возможность ребенка участвовать в них как непосредственно (в личном контакте со вторым субъектом правоотношения), так и опосредованно (например, через законных представителей); с одной стороны, при регулировании этих отношений несовершеннолетним устанавливаются определенные льготы (привилегии), с другой - сужаются или расширяются некоторые общие возможности участия в соответствующих правоотношениях его субъектов. Не все ювенальные отношения подлежат правовому регулированию. Многие из них упорядочиваются существующими традициями и общественной моралью (например, отношения дружбы, товарищества, уважения, преданности, любви). Нормы права должны применяться для регулирования существующих отношений при условии признания за последними особой социальной значимости и лишь в случае такой необходимости.

    Положение несовершеннолетнего в рамках ювенальных правоотношений определяется, прежде всего, его правовым статусом. Последний подразделяется на общий статус несовершеннолетней категории лиц и статус конкретного несовершеннолетнего субъекта правоотношения.

    Общий статус принадлежит всем без исключения субъектам соответствующих отношений, регулируемых при помощи права. Лица, которые обладают существенными с позиции ювенального закона качествами (признаками), изменяющими объем их прав и обязанностей, имеют правовое положение, отличное от статуса других лиц. Несовершеннолетние в данном случае выделены по возрастному признаку. Статус единичного субъекта может быть определен лишь с учетом признаков конкретного правоотношения. По этой причине круг прав любого субъекта, по общему правилу, является более узким в сравнении с правовым положением несовершеннолетнего, который, являясь в правоотношении субъектом со специальным статусом, получает дополнительные специфические права.

    Объем принадлежащих ребенку субъективных прав и свобод в правоотношении, по общему правилу, не должен быть меньше, чем в структуре правового статуса взрослого лица. Однако из этого правила имеется ряд исключений. В основном они, конечно, касаются политических прав и свобод, которые во многих случаях в соответствии с законодательством принадлежат только совершеннолетним членам общества и не могут быть переданы другому лицу. В отношении несовершеннолетнего не исключена возможность ограничения и других прав, например личных. Как частный случай такого ограничения можно назвать возможность родителей ограничить право несовершеннолетнего на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, свободное получение информации, если эти действия соответствуют интересам ребенка.

    Ювенальное правоотношение может быть как простым (например, в сфере трудовых прав ребенка), так и сложным (скажем, в сфере гражданских прав ребенка, когда в нем участвуют несколько субъектов, причем это могут быть как физические, так и юридические лица).

    Под методом правового регулирования любой отрасли права понимается система правовых средств и способов, при помощи которых нормы права воздействуют на общественные отношения, входящие в ее предмет.

    Для того чтобы такое воздействие было эффективным и достигало бы того результата, на который рассчитано, должны быть использованы средства, соответствующие природе регулируемых отношений. Иначе говоря, содержание метода правового регулирования в существенной мере предопределяется характером регулируемых отношений. Верно и обратное утверждение.

    Воздействуя на соответствующие отношения с целью укрепления благополучия детей, ювенальное право подчиняет их определенным правилам и обеспечивает тем самым реализацию прав и интересов несовершеннолетних, а также исполнение ими своих обязанностей.

    Комплексный характер ювенального права не дает возможности указать лишь на один доминирующий метод правового регулирования. Ювенальному праву присуще сочетание действия различных, зачастую противоположных друг другу по характеру воздействия методов, относящихся как к числу императивных, так и диспозитивных . Специфика ювенально-правовых отношений заключается в том, что анализируемая отрасль права наделяет ребенка правовыми средствами удовлетворения его потребностей и интересов в различных общественных отношениях, обязывая другую сторону правоотношений исходить, прежде всего, из интересов несовершеннолетнего.

    Таким образом, метод ювенального права должен, с одной стороны, предоставлять детям широкие возможности для реализации их прав, свобод и интересов, а с другой - уменьшать ответственность по сравнению со взрослыми, устанавливать высокую степень защиты ребенка государством, необходимую для его благополучия. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что по содержанию воздействия на общественные отношения метод ювенального права является преимущественно дозволительным, а по форме предписания - преимущественно императивным.

    Поскольку ювенальное право образуют нормы как охраняющие и регулирующие отношения частных лиц, так и закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления, его следует относить к так называемым частно-публичным отраслям отечественной системы права.

    Руководствуюсь изложенным, можно сделать вывод, что ювенальное право - это комплексная отрасль отечественной системы права, объединяющая юридические нормы, регулирующие общественные правоотношения, одной из сторон которых как минимум выступает ребенок (ювенальные правоотношения); формирующая правовой статус несовершеннолетнего как участника этих правоотношений; устанавливающая механизмы правовой защиты несовершеннолетних, а также определяющая полномочия и принципы деятельности системы органов и учреждений, направленной на реализацию и охрану прав и законных интересов несовершеннолетних (органов ювенальной юстиции).

    Ювенальное право как комплексная отрасль российского права граничит с целым рядом отраслей права: международным, конституционным, гражданским, семейным, трудовым, административным, уголовным, уголовно-исполнительным, гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным. И это не случайно, ибо предметом этой отрасли права являются особые правовые отношения, ранее входившие в число общественных отношений с участием несовершеннолетних, регулируемых этими и другими отраслями права и вошедшими в предмет ювенального права после признания ее самостоятельной комплексной отраслью российского права.

    Важной характеристикой ювенального права является его структура .

    Структура права - это объективно обусловленное комплексом регулируемых общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в объединении и расположении нормативного материала в определенной последовательности. Деление отрасли права на составляющие основано на понятиях правового института и нормы права.

    Под институтом ювенального права понимается сложившаяся внутри нее обособленная, выделившаяся группа правовых норм, регулирующая качественно однородные общественные отношения с участием несовершеннолетних (например, гражданско-правовые, семейные, трудовые).

    Первичной составляющей любой отрасли права является правовая норма. Норма ювенального права - это общеобязательное веление , выраженное в виде государственно-властных предписаний, которое призвано самостоятельно осуществлять охрану прав несовершеннолетнего (или усиливать действие иных правовых норм) и регулировать специфические по своему содержанию общественные отношения.

    Система ювенального права нашла свое закрепление в многочисленных нормативных правовых актах иных отраслей права. В некоторых из них ювенальные нормы рассредоточены по различным отраслевым документам, и правоприменителю потребуется немало времени на их отыскание. В других они представлены в кодификационных документах и объединены в основном в их специальных разделах или главах.

    Сегодня, когда процесс формирования ювенального законодательства еще не завершен, ввиду отсутствия в отечественном законодательстве специализированных нормативных актов , которые могли бы стать российским аналогом Конвенции о правах ребенка (например, Ювенальный кодекс, Закон "Об основах государственной ювенальной политики в Российской Федерации", Закон "Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации" и ряд других, учеными и практиками, правозащитниками предлагается разработать и принять единый нормативный правовой документ (как это сделано в ряде зарубежных государств), касающийся правовой защиты несовершеннолетних в России.

    Все нормативные документы, защищающие права несовершеннолетних, и соответствующие правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям: по назначению, по территории действия, по юридической силе, по отраслевой принадлежности и др. Эта классификация, хотя и имеет условный характер, помогает точному и грамотному осуществлению правового регулирования.

    По назначению нормы ювенального права подразделяются на:

    а) общие нормы, провозглашающие основные права и свободы человека, распространяющие свое действие и на несовершеннолетних, являющихся полноправными членами общества, и содержащиеся в Конституции и ряде отраслевых федеральных законов;

    б) нормы, специально созданные для охраны прав несовершеннолетнего. Например, нормы гл. 14 УК РФ "Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних", гл. 42 ТК РФ "Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет", гл. 50 УПК РФ "Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних".

    По отраслевой принадлежности выделяются нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус несовершеннолетних в сфере конституционного, семейного, гражданского, трудового, административного, уголовного, уголовно-исполнительного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и иного регулирования общественных отношений.

    По методу правового регулирования в сфере действия ювенального права следует выделить два основных вида правовых норм:

    а) императивные нормы - категорические и строго обязательные предписания, не допускающие отступления от их формулировки (присущи в наибольшей степени нормам уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального законодательства);

    б) диспозитивные правовые нормы, предписывающие вариант поведения или предоставляющие субъектам возможность регулировать отношения по своему усмотрению (примером таковых могут служить нормы гражданского, гражданско-процессуального, семейного права).

    Ювенальное право в правовой доктрине и юридической литературе принято рассматривать и как самостоятельную отрасль права, и как межотраслевой институт, и как отрасль законодательства, и как область научного познания, и, наконец, как учебную дисциплину .

    Ювенальное право как наука составляет часть юридической науки. Она представляет собой систему идей, взглядов, представлений, знаний, положений, предложений о правах и законных интересах несовершеннолетних в российском обществе и государстве, истории развития и становления правового статуса ребенка в России, особенностях правового положения несовершеннолетних за рубежом и специфике международных стандартов в области правового регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних. Эта наука находится в стадии своего развития, привлекая к себе внимание все новых и новых исследователей.

    Наука ювенального права занимается исследованием содержания общественных отношений с участием несовершеннолетних, выявлением их эффективности и разработкой обоснованных рекомендаций по совершенствованию ювенального законодательства. Необходимым условием для развития этой науки является ее неразрывная связь с практической деятельностью различных органов и учреждений системы ювенальной юстиции. Такая связь может и должна выражаться в изучении и обобщении практики применения ювенально-правовых норм, а также в обсуждении практическими работниками органов ювенальной юстиции законодательных предложений , подготовленных учеными юристами-ювеналистами.

    Предметом науки ювенального права необходимо признать теоретические положения, касающиеся правового положения несовершеннолетних как участников правоотношений; взаимоотношения ювенального права с другими отраслями отечественной системы права; изучение особенностей деятельности специализированных органов и учреждений (органов ювенальной юстиции); основные направления ювенальной политики на современном этапе развития общества и государства.

    Предмет науки ювенального права шире предмета ювенального права как отрасли права, ибо в содержание первой входит исследование не только действующего ювенального законодательства и практики его применения, но и история развития ювенально-правовой науки, изучение ювенального права зарубежных государств.

    Науке ювенального права присущи известные и другим наукам методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-догматический, конкретно-социологический, диалектический , статистический.

    Среди основных задач науки ювенального права необходимо обозначить следующие:

    теоретическое комментирование отечественного законодательства в сфере обеспечения прав и законных интересов ребенка;

    изучение отечественного и зарубежного опыта в сфере деятельности органов ювенальной юстиции;

    исследование особенностей правовой защиты несовершеннолетних в российском обществе и государстве;

    анализ деятельности органов ювенальной юстиции по обеспечению прав и законных интересов ребенка в РФ;

    формирование предложений, направленных на совершенствование ювенального законодательства и создание специализированных правовых актов, регулирующих права и законные интересы несовершеннолетних;

    изучение законодательного опыта других государств, особенно тех, в которых приняты правовые акты, соответствующие международным стандартам.

    Отечественная наука ювенального права тесно связана с деятельностью законодательных и правоприменительных органов. Это, в частности, выражается в форме участия ученых и практиков в разработках, консультировании и экспертной оценке законопроектов по вопросам ювенального права и законодательства, проходящих в Федеральном Собрании РФ на парламентских чтениях по тем или иным вопросам правовой защиты несовершеннолетних.

    Ювенальное право представляет собой также специальную учебную дисциплину. Основное содержание этой дисциплины - изучение действующего международного и отечественного законодательства и практики его применения в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего.

    Практика преподавания дисциплины "Ювенальное право" направлена на решение ряда задач. Среди них: обобщение и предложение в комплексе знаний о правовом статусе несовершеннолетних в РФ; оценка степени защищенности прав и законных интересов ребенка в РФ; выработка оптимальных путей совершенствования российского законодательства о правах и законных интересах детей; формирование целостного представления о современном состоянии государственной ювенальной политики в РФ.

    Тема № 2. Генезис и источники ювенального права. Международно-правовые стандарты в области ювенального права .

    1. Становление и развитие ювенального права

    2. Международно-правовые стандарты в области ювеналистики

    3. Источники ювенального права

    В современной России с принятием Конституции сформированы новые основы построения общественных отношений. Приоритетным вопросом Конституции является защита прав человека. В ряду этих гуманистических принципов, важнейшее место занимает охрана материнства и детства, что вытекает из международно-правовых принципов, отраженных в целом ряде документов и прежде всего во Всеобщей декларации прав человека, в Конвенции ООН о правах ребенка, в Европейской конвенции о правах человека и основных свободах, протоколов к ней, и, Европейской социальной хартии. Поэтому научная разработка правовых основ охраны материнства и детства является весьма актуальной особенно в условиях построения правового государства. Зарубежные ученые достаточно подробно исследовали эти вопросы и сформировали отрасль, которая именуется ювенальным правом. В России же научное обоснование этой важной отрасли только начинается.

    Доктрина ювенального права получила начало в Римском праве и оформилась прежде всего в институтах семейного права. Правовое регулирование отношений родителей и детей в римском праве определялись идеей patria potestas, патриархальной и односторонней властью отца, Gai, 1,55: “Quod jus proprium civium romanorum est: fere enim nulli alii sunt homines, qui talem in filios suos habent potestatem, qualem nos habemus “.

    С течением времени эта власть изменилась, ослабела и распространялась как на самую личность детей, так и на все их имущественные приобретения. Так, у отца было неограниченное «jus vitae ac necis» («право жизни и смерти»), он имел право даже продавать своих детей. В имущественном же отношении, у ребенка была гражданская правоспособность, но не в отношении себя, а своего отца, его собственность автоматически становилась собственностью отца.

    Как очевидно, на первых этапах развития римского права, имущественное положение детей приравнивалось к имущественному положению рабов. В дальнейшем же наблюдается постепенное ослабление абсолютной родительской власти как в личном, так и в имущественном аспектах. Пройдя длительный период эволюции, родительская власть в современном мире привлекает пристальное внимание законодателей и ученых. Вопрос "Родительская власть" регулируется положениями международного права, а, каждая страна стремится эти положения применить к себе, обогащая особенности национальных правовых систем. Так, например, по мнению ученого-правоведа в Англии и США с момента своего рождения ребенок подпадает под охрану родителей, во Франции родительская власть получила название родительского авторитета . Значительным достижением считается провозглашение принципа равенства всех детей, независимо от происхождения, и это очень важно, поскольку долгое время не допускалось установление происхождения ребенка, рожденного в результате адюльтера, и разрешалось с очень большими оговорками в отношении детей, которые рождены в конкубинате. Так, вплоть до 20-х гг. ХХ века в праве Англии такие дети считались ничьими.

    На наш взгляд, благодаря влиянию норм международного права идет процесс формирования и закрепления норм ювенального права в российском законодательстве.

    Так, подписав Конвенцию о правах ребенка, Россия приняла на себя обязательства по внедрению норм этой Конвенции в свое национальное законодательство. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»(1998 г) и Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999г.) был закреплен комплекс правовых и социальных гарантий , законных интересов несовершеннолетних, их безопасность, но до сих пор не приняты Законы «О правах ребенка», «О предотвращении насилия в семье».

    Исследования показали, что проблема правового регулирования в этой области российского законодательства остается по-прежнему сложной. Пока она не решена, во всех сферах жизни будут нарушаться права детей, а ведь соблюдение международных обязательств в области защиты прав ребенка, и есть показатель степени интеграции России с мировым сообществом в рамках ювенального права. Поэтому перед российскими учеными-правоведами в ближайшее время стоит сложная задача в определении места и роли ювенального права в системе права, его соотношение с другими отраслями, а также в систематизации его норм. Так, в своей статье ставит вопрос соотношения ювенального права с другими отраслями российского законодательства, о его принадлежности преимущественно к сфере частного права. Нормы, регулирующие правовую защиту ребенка, его права и законные интересы, содержатся в различных институтах гражданского, семейного, трудового и других отраслей права. Кроме того, внушительный объем таких норм содержится в отраслях финансового, налогового, уголовного и административного права . Таким образом, защита прав детей возможна не только при решении проблем социально-экономического характера, но и от правильного определения места ювенального права. Известно, что норма права , правовой институт и отрасль права являются основными элементами системы права. Система права формируется под влиянием экономических отношений и деятельности законодателя. К настоящему времени в России сложилась достаточно обширная законодательная база о детях. Однако следует заметить, что содержание норм в различных правовых институтах вызывает неудобства в их применении. Можно сделать вывод, что в связи с возрастающим значением отдельных институтов ювенального права в общей системе права появляется возможность перерастания их в самостоятельную отрасль. Можно предположить, что законодатель в ближайшее время изменит существующее законодательство о детях, отменит устаревшие юридические нормы, разработает новые, устранит пробелы в законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами. Какую же форму систематизации выберет законодатель остается пока неясной.

    Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности. Среди этих направлений охрана прав и законных интересов несовершеннолетних должна быть главенствующей. Несовершеннолетние наряду с престарелыми, инвалидами, беременными женщинами, душевнобольными относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.

    Необходимость усиленной заботы о несовершеннолетнем определена рядом характерных для него специфических особенностей: беззащитностью , беспомощностью, недостаточностью жизненного опыта, податливостью и склонностью к подражанию, повышенной эмоциональностью, неуравновешенностью, импульсивностью. Подросток стремится привлечь к себе внимание, выделиться; в то же время им руководит страх прослыть несамостоятельным, трусом, "слабым". Несовершеннолетний отличается развитым чувством личной дружбы и групповой солидарности. С точки зрения особенностей психических процессов подростка его отличает также способность к неадекватному восприятию, запоминанию и воспроизведению некоторых фактических данных о наблюдаемых событиях. По сравнению со взрослым несовершеннолетний обладает ограниченной дееспособностью, меньшей свободой в передвижении, в хранении и распоряжении своим имуществом

    Прежде чем рассматривать вопросы правовой защиты несовершеннолетних, следует остановиться собственно на определении понятия данной категории лиц, тем более что оно не относится к числу однозначных и неоспоримых.

    В доктрине российского права несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т. е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией и другими законами страны.

    Отечественное законодательство, как и международные акты, широко использует термин "несовершеннолетний" (малолетний, ребенок, молодежь). Дополнительные сложности создает тот факт, что законодатель, как правило, не считает нужным сформулировать четкое определение этого понятия для каждой отрасли права, вероятно, относя его к очевидным. Такую ситуацию можно наблюдать на примере источников гражданского, административного, трудового и ряда других отраслей законодательства. В то же время в российском праве существуют отрасли законодательства, где дается трактовка указанного термина (например, в уголовном, семейном). Общим ориентиром для понимания несовершеннолетия в отечественном праве могли бы стать соответствующие положения Конституции, однако в главном законе страны они отсутствуют.

    Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. в ст. 1 говорит о несовершеннолетнем как о человеческом существе до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее.

    Правила ООН, принятые в 1990 г. и затрагивающие вопросы защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, не содержат никаких уточнений относительно возрастного порога несовершеннолетия. Минимальные стандартные правила ООН, принятые в 1985 г., касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), не устанавливая их конкретный возраст, тем не менее указывают, что несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой ко взрослому. Текст Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (приняты в Эр-Рияде в 1990 г.) также не содержит конкретного определения возраста несовершеннолетнего.

    Представляется, что если в международных документах отсутствует указание на возраст, с достижением которого наступает совершеннолетие, то выбор (из имеющихся в международной практике стандартов) при его определении должен быть сделан в пользу верхней возрастной границы. В большинстве случаев, несомненно, основанием для определения возрастных рамок несовершеннолетия должны стать положения Конвенции ООН 1989 г.

    Анализируя основные отрасли отечественного права, мы приходим к выводу, что верхнюю возрастную границу несовершеннолетия следует установить на уровне 18 лет поскольку начиная именно с этого возраста физическое лицо практически становится полноправным членом общества. Это вовсе не означает отсутствия исключений из этого правила. Так, например, зачастую для занятия определенной должности, а также для привлечения к уголовной ответственности за некоторые категории преступлений физическим лицам необходимо обладать иными, более высокими, возрастными характеристиками.
    В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в РФ специальных правовых средств по защите ребенка.

    Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных правоотношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав и законных интересов.

    Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг и др.

    В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

    максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;

    приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, - детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине - гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;

    создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;

    законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.

    Во исполнение указанных задач за последнее десятилетие в России практически заново создана целостная система правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическими условиям. Так, начиная с 1992 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты , включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие 24 июля 1998 г. Федерального закона N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", который установил основные гарантии прав и законных интересов детей, определил направления обеспечения и организационные основы гарантий прав детей в РФ. Пользуясь предоставленными им правами, субъекты РФ также принимают законы по различным аспектам регулирования прав и законных интересов детей.

    К сожалению, в большинстве случаев принимаемые нормативные правовые акты остаются лишь декларативными, поскольку отсутствуют механизмы их реализации как на федеральном, так и региональном уровнях.

    По территории действия можно выделить следующие источники ювенального права:

    а) международные правовые акты. В их числе: Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Женевская декларация прав ребенка 1924 г.; Декларация прав ребенка 1959 г.; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила)*(25) и др.

    б) федеральные нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ. В их числе Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942 "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национального плана действий в интересах детей)", постановление Правительства от 18 декабря 1997 г. N 1565 "О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на гг." и др.

    Г. N 12-ОЗ "О государственной молодежной политике в Иркутской области", Закон Орловской области от 9 июля 1999 г. N 108-ОЗ "О защите прав ребенка" и др.

    По юридической силе можно выделить:

    а) международные нормативные правовые акты;

    б) Конституцию;

    в) законы РФ и федеральные законы;

    г) подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств);

    д) законодательство субъектов РФ;

    Тема № 3. Правовой статус и система защиты прав несовершеннолетних в Российской федерации.

    1. Понятие и структура правового статуса несовершеннолетних

    Проблемы ювенального права на начальном этапе его развития в современной России после длительного забвения фактически отождествлялись с проблемами формирования и развития в России и в ряде зарубежных стран различных моделей ювенальной юстиции, поскольку ювенальное право понималось лишь с позиций защиты прав и интересов несовершеннолетних правонарушителей.

    Словосочетание «ювенальное право» стояло в одном ряду с понятиями «ювенальная юстиция», «ювенальные суды». В принципе для этого имелись и в настоящее время имеются определенные основания. Как отмечала Н. Е. Борисова, ювенальная юстиция как бы завершает процесс юридической защиты прав ребенка, в основании которой находятся законодательно закрепленные права и свободы, составляющие ядро его правового статуса. Отсюда взаимосвязь правового положения ребенка и его судебной охраны, реализация и обеспечение которых возможны в рамках определенных правовых моделей, предполагающих особую юрисдикцию и правила судопроизводства.

    Однако в настоящее время при обсуждении проблем подрастающего поколения слово «ювенальный» употребляется довольно часто, причем не только в сочетании со словом «юстиция», но и с интересующими нас ювенальными отношениями и ювенальным правом.

    Публикации в области ювенального права освещают вопросы, далеко выходящие за пределы проблем, касающихся только ювенальной юстиции, и представляют интерес для работников правоохранительных органов, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, управлениям образования, социальной защиты населения, других организаций, входящих в систему профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также правозащитных организаций.

    Все вышесказанное позволяет поставить вопрос о ювенальном праве как о направлении научного исследования, научном поиске ответа на практическую потребность улучшения ситуации с детьми. Отрасль права выступает в обличиях: отрасли законодательства, отрасли права (в собственном смысле слова), науки и учебной дисциплины. Помимо особого объекта регулирования и определения специфики правового регулирования совокупность нормативных актов должна обладать системными характеристиками: иерархической соподчиненностью, единством, комплексным регулированием затрагиваемых вопросов и т. д.

    Как юридическая наука ювенальное право имеет свой вполне определенный предмет: оно изучает общественные отношения с участием специфического субъекта – ребенка, историю информирования и развития, особенности их социального (прежде всего – правового) регулирования, законодательство о несовершеннолетних, его формирование и развитие, тенденции правоприменительной практики, правовые отношения с участием ребенка, взаимодействие различных правовых норм и нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус несовершеннолетних и регулирующих общественные отношения, в которых они являются субъектами, с целью выявления пробелов и противоречий в регулировании этих отношений и обеспечения внутренней гармонии в их правовом регулировании.

    Не представляет сложности также определение методологии данной науки, так как для проведения научных исследований в области ювенального права вполне пригоден весь комплекс методов научного исследования, применяемых общественными науками, в частности юридическими. Науке ювенального права присущи известные и другим наукам методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-догматический, конкретно-социологический, диалектический, статистический.

    Среди основных задач науки ювенального права необходимо обозначить следующие:

    Теоретическое комментирование отечественного законодательства в сфере обеспечения прав и законных интересов ребенка;

    Изучение отечественного и зарубежного опыта в сфере деятельности органов ювенальной юстиции;

    Исследование особенностей правовой защиты несовершеннолетних в российском обществе и государстве;

    Анализ деятельности органов ювенальной юстиции по обеспечению прав и законных интересов ребенка в РФ;

    Формирование предложений, направленных на совершенствование ювенального законодательства и создание специализированных правовых актов, регулирующих права и законные интересы несовершеннолетних;

    Изучение законодательного опыта других государств, особенно тех, в которых приняты правовые акты, соответствующие международным стандартам.

    Отечественная наука ювенального права тесно связана с деятельностью законодательных и правоприменительных органов. Это, в частности, выражается в форме участия ученых и практиков в разработках, консультировании и экспертной оценке законопроектов по вопросам ювенального права и законодательства, проходящих в Федеральном собрании РФ на парламентских чтениях по тем или иным вопросам правовой защиты несовершеннолетних.

    Тем не менее формирование ювенального права как отрасли научного познания в результате целого ряда причин находится в настоящее время на начальной стадии. Было бы неверно утверждать, что для развития этой науки полностью отсутствует какая бы то ни было эмпирическая и теоретическая база. Несмотря на разбросанность законодательства о несовершеннолетних по различным отраслям и на отсутствие его внутреннего единства, оно является достаточно обширным и вместе с данными правоприменительной практики выступает достаточным фактическим материалом для научных исследований.

    Для формирования и развития этой науки имеется прочная теоретическая база, поскольку еще задолго до появления идей о возрождении ювенальных судов и системы ювенальной юстиции в целом, а также формирования единой науки ювенального права в различных отраслевых юридических науках на основе соответствующего отраслевого законодательства и данных правоприменительной практики велись и в настоящее время ведутся многочисленные научные разработки по правовым проблемам несовершеннолетних как фундаментального, так и прикладного характера.

    Другое дело, что при отсутствии внутреннего единства в правовом регулировании общественных отношений с участием несовершеннолетних и единой науки ювенального права не может быть обеспечен комплексный анализ проблем, касающихся правового положения несовершеннолетних в современном обществе.

    Как предмет научного исследования ювенальное право должно пройти в своем развитии несколько этапов: от углубленного изучения проблем, связанных с правовым регулированием данной группы общественных отношений, до формирования научных школ и научной доктрины.

    Ювенальное право, являясь самостоятельной наукой, должно в то же время стать составной частью общей комплексной науки о несовершеннолетних – ювенологии.

    Четко осознавая тот факт, что в буквальном смысле ювенология – это наука не только о несовершеннолетних, но и о молодежи в целом, мы, как уже отмечалось, сознательно сужаем ее предмет и определяем ее как науку о несовершеннолетних. Развитие науки ювенального права как комплексной отрасли научных познаний по правовым проблемам несовершеннолетних, особенно в составе еще более общей комплексной науки ювенологии, невозможно без создания в НИИ и вузах специализированных секторов, проблемных лабораторий или иных научно-исследовательских центров ювенологии и ювенального права.

    Создание и функционирование специализированных научных подразделений в области ювенологии и ювенального права и проведение в них комплексных научных исследований открывают возможности для подготовки и активной деятельности специалистов-ювенологов, как ученых, так и практиков, независимо от базового образования, имеющих различные уклоны: ювенолог-правовед, ювенолог-психолог и т. п. Такие специалисты могут оказаться весьма ценными при формировании ювенальных судов и системы ювенальной юстиции в целом. При необходимости они могут менять характер своей профессиональной деятельности, поскольку являются специалистами широкого профиля. В настоящее время в некоторых юридических вузах уже выделена специализация «Юрист-ювеналист» в рамках специализаций «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность». Таким же образом именуются ученые в области ювенального права.

    Однако для подготовки таких специалистов необходимо решить ряд проблем, связанных с совершенствованием научных и учебных специализаций. В частности, ювенальное право как научная специальность не вписывается в номенклатуру научных специальностей, принятую ВАК, что уже в настоящее время порождает проблемы подготовки научно-исследовательских и научно-педагогических кадров высшей квалификации, поскольку невозможно определить, по какой специальности следует сдавать кандидатские экзамены и защищать кандидатские и докторские диссертации.

    Приспособление комплексных научных разработок по ювенальному праву к специализации действующих диссертационных советов невозможно, так как для определения специализации будет необходимо акцентировать внимание на проблемах, вписывающихся в ту или иную научную специальность. Но в таком случае налицо разработка проблем не в области ювенального права в целом, а в области соответственно гражданского права, уголовного права, уголовного процесса и т. п. Если ориентироваться на действующий перечень научных специальностей, то представляется, что ювенальное право ближе всего связано с конституционным правом.

    Однако оно также может быть связано с теорией права ввиду комплексного характера самого ювенального права (научная специальность 12.00.01) либо с семейным правом (научная специальность 12.00.03), поскольку абсолютное большинство проблем правового регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних так или иначе связано с проблемами семьи как социального института и с проблемами правового регулирования семейных отношений. В целях единообразного толкования перечня научных специальностей желательно вписать ювенальное право в один из предлагаемых разделов.

    Ювенальное право как специальная учебная дисциплина включает в себя в качестве основного содержания изучение действующих международных правовых актов, прежде всего, общепризнанных принципов и норм международного права, а также отечественного законодательства и практики его применения в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего.

    Практика преподавания дисциплины «Ювенальное право» направлена на решение ряда задач. Среди них: обобщение и выдача в качестве учебной информации комплексных знаний о правовом статусе несовершеннолетних в РФ; оказание образовательных услуг по подготовке кадров во всех сферах деятельности, связанной с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, которые были бы способны к самостоятельной оценке степени защищенности прав и законных интересов ребенка в РФ, к выработке оптимальных путей совершенствования российского законодательства о правах и законных интересах детей, к формированию в обществе целостного представления о современном состоянии государственной ювенальной политики в РФ.

    С учетом современных темпов развития общественных отношений и высокой степени актуальности в современной России проблем охраны детства процессы формирования ювенального права как науки и учебной дисциплины явно не будут затяжными. Это означает, что уже в недалеком будущем в стране возникнет насущная потребность в наличии специалистов в области ювенального права, обладающих комплексом знаний, умений и навыков толкования и применения законодательства о несовершеннолетних в целом, а не только в отдельных областях, например в области уголовного процесса и т. п. Подготовка таких специалистов должна осуществляться уже в настоящее время, а не после того, как будет принято соответствующее законодательство о ювенальной юстиции или о ювенальных судах. Квалификационная характеристика специалиста в области ювенального права должна быть качественно иной по сравнению с квалификационной характеристикой обычного специалиста в области права, так как ему потребуются не только правовые, но и иные познания.

    Еще по теме § 6. Ювенальное право как отрасль науки и как учебная дисциплина:

    1. 4. Ювенальная юриспруденция как наука, учебная дисциплина и учебный курс. Ювенальная юриспруденция в системе научных знаний и ее соотношение с другими юридическими науками. Прикладное значение ювенальной юриспруденции
    2. Административное право как отрасль права, учебная дисциплина и наука.
    3. Исполнительное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
    4. Право о недрах - самостоятельная отрасль казахстанского права, наука и учебная дисциплина
    5. § 2.1. Понятие финансового права. Предмет и метод финансового права. Финансовое право в системе российского права. Финансовое право как наука и учебная дисциплина
    6. § 1 ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ЗАДАЧИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
    7. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РИМСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО», ЕЕ МЕСТО В ПОДГОТОВКЕ ЮРИСТОВ, СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
    8. История отечественного государства и права как наука и учебная дисциплина.
    9. 6. Понятие и назначение отрасли АП и учебной дисциплины АП.
    10. § 5. Международное инвестиционное право как научная дисциплина
    11. §1. Развитие уголовно-процессуального права как науки и отрасли права в российской правовой систематике
    12. Самостоятельность науки и отрасли семейного права как концептуальная основа семейно-правовой ответственности
    13. СВязь специальной части экологического праВа с иными областями науки, учебными дисциплинами и практикой

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги -