Войти
Образовательный портал. Образование
  • Молитва от головной боли и давления Молитва от повышенного артериального давления
  • Современные проблемы управление персоналом
  • Происхождение и эволюция атмосферы земли
  • Валерий Соловей: "Российская элита готовится к войне"
  • Тайны чисел - двадцать шесть (26)
  • Вышел новый роман Origin Дэна Брауна
  • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура. Государственная служба РФ. Органы государственной службы Государственная служба включает в себя следующие виды

    Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура. Государственная служба РФ. Органы государственной службы Государственная служба включает в себя следующие виды

    Цели и задачи государственной службы вызывают много споров. Вопрос методики постановки целей в управлении сложен и практически не разработан, поэтому целями государственной службы будем считать форму отражения социально важных проблем в нормативных актах.

    В связи с тем, что в современной России нет определенной иерархии целей и теоретических разъяснений немного, то те, которые есть часто противоречивы.

    По мнению Ю. Старилова, основная цель государственной службы заключается в практическом выполнении функций государства, решение его задач, сохранении благополучия граждан, удовлетворении общественных интересов в соответствии с Конституцией РФ и нормативными актами.

    А.Ф. Ноздрачев, напротив же, описывает цели государственной службы следующим образом:

    • управление работой государственного аппарата;
    • формирование требований к государственным должностям;
    • определение уровня подготовки государственных служащих;
    • проведение анализа и оценки эффективности работы государственного аппарата;
    • предоставление гарантий обеспечения государственных служащих.
    Замечание 1

    В данном подходе к определению целей госслужбы сделан акцент на аппаратных потребностях чиновников, а потребности и интересы людей не учтены.

    Обобщая изученное, можно выделить несколько признаков целей государственной службы для их классификации:

    • по уровню приоритета:
      • стратегические;
      • тактические;
    • по итогам:
      • окончательные;
      • предварительные;
    • по срокам:
      • длительные;
      • средние;
      • короткие;
    • по области общественной жизни:
      • экономические;
      • политические;
      • социальные;
      • духовные.

    Задачи государственной службы

    В связи с тем, что государственные служащие принимают участие в подготовке проектов нормативных документов, планов управления, вносят инициативы по изменениям в составе государственных органов, оказывают государственные услуги, то среди основных задач государственной службы можно выделить следующие:

    • выполнение задач, поставленных Конституцией РФ;
    • разработка стратегии развития страны;
    • поиск кадров, способных реализовать план развития страны;
    • образование состава государственной власти;
    • принятие решений по важным текущим вопросам жизни страны;
    • охрана прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение правильного развития человеческой личности;
    • создание необходимых условий для выполнении функций государственных органов.

    В. Д. Граждан считает, что государственная служба в системе государственного управления выполняет две задачи одновременно. Первая задача решает вопрос поддержки политического руководства в административной (аппаратной) работе; а вторая – в исследовании трудностей, возникающих в управлении и представлении интересов всех слоев населения.

    Замечание 2

    Таким образом, задачи для каждого вида государственной службы закреплены в нормативных правовых актах.

    Функции государственной службы

    Понятие «функции государственной службы» и их виды также не изучены и не сформулированы в нормативных правовых актах.

    Некоторые исследователи к функциям государственной службы относят самостоятельные и отдельные виды служебной деятельности. Другие говорят о практическом соблюдении правовых норм.

    Но в общем смысле можно сказать, что к функциям госслужбы относятся основные направления влияния государственных служащих на общественные отношения для достижения целей и задач государства.

    Исходя из того, что органы государственной власти и государственного управления принадлежат государственной службе, то и их функции совпадают. Данное положение основано на том, что полномочия органов государственной власти согласно законодательству Российской Федерации обеспечены силами государственная служба.

    Функции, выполняемые государственными служащими, можно разделить на общие и специальные.

    К общим функциям государственной службы можно отнести:

    • руководство делами в общем смысле;
    • определение правильной модели развития государства и общества, ее реализация;
    • анализ характера развития общества и прогнозирование изменений;
    • анализ принятых решений и предвидение результатов от этих решений в плане темпов, показателей и процессов развития общества;
    • организация правильной работы государственных органов при оказании государственных услуг;
    • соблюдение соответствия фактических показателей развития общества и государства с запланированными;
    • учет этих показателей;
    • согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государства;
    • сбор, получение, обработка, анализ информации, необходимой для осуществления государственной деятельности.

    В последнее время государственная служба воспринимается обществом как орган, оказывающий государственные социальные услуги, в частности это касается сферы образования, здравоохранения, безопасности и т.д. В связи с этим можно учитывать и такую функцию государственной службы, как производство государственных услуг.

    Исходя из того, что государственная служба формирует в обществе уважительное отношение к человеческой личности, органам государства и права, то при динамичном развитии общества госслужба должна выполнять воспитательную функцию.

    Госслужащие участвуют в разработке программ, законов и принятии политических решений, уравновешивают отношения между разными социальными слоями населения во всех областях жизни общества. Поэтому одной из функций является регулятивная.

    К специальным функциям государственной службы относятся:

    • создание законопроектов, т.к. госслужащие участвуют в этом процессе;
    • применение законов в обществе;
    • защита закона. Для выполнения этой функции созданы органы контроля и надзора, применяются методы принуждения.

    В положениях о структурных подразделениях всех органов власти и должностных инструкциях государственных служащих уточняются функции и конкретизируются задачи.

    Замечание 3

    Применение правовых, экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических методов позволяют выполнять функции государственной службы.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Что же представляет собой высший уровень государственной службы современной России - федеральная государственная служ­ба?

    Впервые на законодательном уровне определение сущности фе­деральной государственной службы было сформулировано в Феде­ральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» (2003 г.). В ст. 4 этого правового акта говорится = смотри Слайд 17.

    Соответственно вводятся понятия:

    Долж­ности федеральной государственной службы;

    Федеральный госу­дарственный служащий.

    Анализ данной проблемы позволяет выделить (слайд 19) отличительные черты федеральной государственной службы:

    данный вид службы осуществляет от имени государства госу­дарственное управление в масштабе всей страны;

    федеральные государственные органы, в которых функциони­рует федеральная служба, создаются на основании Конститу­ции РФ и федерального законодательства;

    данная служба обеспечивает исполнение полномочий только федеральных государственных органов и политиков федераль­ного уровня;

    федеральные государственные служащие получают денежное содержание за счет средств федерального бюджета;

    правовые, организационные и иные основы федеральной го­сударственной службы, а также правовой статус федеральных государственных служащих регулируются федеральным зако­нодательством.

    Основой, фундаментом федеральной государственной службы выступают соответствующие штатные должности, включенные в Реестр должностей федеральной государственной службы.

    В соответ­ствии с законодательством (слайд 20) государственные должности федераль­ной государственной службы подразделяются на должности:

    - феде­ральной гражданской службы (в соответствующих федеральных органах государственной власти);

    - воинские должности;

    - должности правоохранительной службы.

    Данные должности замещают федеральные государственные служащие, граждане РФ, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государствен­ной службы и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

    Каковы цели и функции федеральной государственной службы? На этот вопрос нет четкого и определенного ответа ни в норматив­ных актах, ни в научной литературе.

    Вместе с тем, главной целью феде­ральной государственной службы:

    - является служение интересам рос­сийского государства и общества;

    - качественное обеспечение испол­нения функций государства, его федеральных органов и должност­ных лиц.

    По ветвям власти федеральная государственная служба класси­фицируется на государственную службу:

    - в федеральной законода­тельной;

    - исполнительной;

    - судебной ветви власти;


    - службу в иных федеральных государственных органах.

    В федеральной законодательной ветви власти государственная служба расположена и функционирует в аппаратах Совета Федера­ции и Государственной Думы Федерального Собрания.

    В рамках исполнительной ветви власти федеральная государст­венная служба представлена:

    Во-первых, государственной службой Президента РФ (хотя формально госслужба Президента РФ не при­надлежит к исполнительной власти, в действительности она облада­ет полномочиями высшей исполнительной власти);

    Во-вторых, го­сударственной службой Правительства РФ;

    В-третьих, государст­венной службой федеральных министерств и ведомств.

    Федеральная государственная служба судебной ветви власти осуществляется в аппаратах Конституционного суда РФ, Верховно­го Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, аппаратах верховных судов республик, краевых, областных, городских, районных судов общей юрисдикции, в аппаратах федеральных арбитражных судов субъектов Федерации, в аппаратах Прокуратуры РФ (генеральной, субъекта РФ, города, района).

    Судьи всех уровней государственными служащими не являются; они замещают государственные долж­ности Российской Федерации.

    Федеральная государственная служба в иных органах государст­венной власти существует в аппаратах Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека РФ. При этом, например, аудиторы Счетной палаты государствен­ными служащими не являются; они замещают государственные должности Российской Федерации.

    В структуре федеральной государственной службы есть два уровня:

    Первый уровень образует государственная служба упомяну­тых трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и су­дебной.

    Второй структурный уровень возникает в результате диф­ференциации каждой из ветвей федеральной государственной власти на определенные федеральные государственные органы.

    Так, государственная служба федеральной законодательной власти пред­ставлена двумя структурами второго уровня - государственными службами Совета Федерации и Государственной думы (их аппара­тами).

    В свою очередь, федеральная государственная служба испол­нительной власти включает в себя несколько десятков структур второго уровня - начиная от государственной службы Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств и до территориальных органов государственной власти в регионах.

    Госу­дарственная служба судебной власти имеет четыре группы аппара­тов - Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбит­ражного суда и Прокуратуры РФ.

    (слайд 21) Каковы особенности системы федеральной государственной службы РФ?

    - федеральная государственная служба носит не ад­министративно-командный, не субординационный, а согласитель­ный, координационный характе;. Согласно Конституции РФ госу­дарственные службы всех ветвей федеральной власти не подчинены друг другу, они взаимодействуют на согласительных началах. Рас­полагаясь по федеральной горизонтали, они координируют и согла­совывают свои усилия при решении государственных задач. Наличие та­кой координационной системы является признаком демократично­сти государства.

    - система федеральной государственной службы РФ имеет нормативно-правовой характер;. Основной формой взаимодей­ствия и координации в этой системе является нормативно-правовое регулирование, т.е. взаимодействие осуществляется с помощью только правовых актов - федеральных законов, указов Президента РФ, совместных постановлений и т.д.

    - все имеющиеся органы управления в данной системе
    обладают не распорядительными, а координационными, рекомендательными, совещательными функциями.
    На сегодняшний день на федеральном уровне пока нет полномочного межведомственного координационного органа, который бы решал вопросы строительства и развития федеральной государственной службы в целом.

    Сегодня система федеральной государственной службы РФ, прой­дя стадию становления, находится на этапе развития и реформирова­ния. Следует согласиться с мнением, что недостаточная системность федеральной государственной службы отрицательно ска­зывается на ее результатах, провоцирует многочисленные реорганиза­ции аппарата, сокращения служащих, порождает у многих из них чув­ство нестабильности, ведущее к должностной безответственности.

    Государственная служба - это организационно-функциональная основа государства. Ее суть заключается в осуществлении по поручению государства исполнительно-распорядительных функций гражданами, занимающими государственные должности .

    Понятие «государственная служба», в юридической литературе, толкуется по-разному: как социально-правовой институт, как вид органов государства и как род деятельности человека.

    Как правовой институт , государственная служба представляет собой совокупность норм, регулирующих государственно-служебные отношения . Данный правовой институт является многоотраслевым, объединяя нормы конституционного, административного, финансового, уголовного трудового права. Основное его содержание составляют нормы административного права. Они устанавливают правовое положение государственного служащего, определяют порядок приема на государственную службу, условия ее прохождения и прекращения.

    Как вид органов государства , государственная служба представляет собой структурное образование, наделенное определенным объемом компетенции и властных полномочий, необходимых, для реализации возложенных на него задач . Существуют Служба внешней разведки РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности РФ и др.

    В организационном отношении государственная служба динамична, управляема. Путем издания нормативных правовых актов государство может менять конкретные компоненты ее системы, в частности, уточняя круг осуществляющих ее субъектов.

    Данное обстоятельство в немалой степени повлияло на трактовку государственной службы, как рода деятельности. Так, при отсутствии однозначного определения государственной службы в нормативных правовых актах в юридической литературе она понималась в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводилась к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях, оплачиваемая из бюджетных средств. Например, государственными служащими признавались и учитель школы, и врач, и министр и т.п. Данное определение было характерно для советского периода государственного строительства в России. Современное российское законодательство исходит из трактовки понятия «государственная служба» в узком смысле. Она рассматривается как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе стали относиться только лица, замещающие государственные должности в государственных органах (при этом учителя и врачи не были включены в перечень таких должностей). Следовательно, как род деятельности - государственная служба есть ни что иное, как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения государственных полномочий .

    Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 1) устанавливает, что государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

      Российской Федерации, в целом;

      федеральных органов государственной власти;

      субъектов Российской Федерации;

      органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

      лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (Президент РФ, депутаты, министры, судьи);

      лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации (например, губернатор края или области).

    Причем Федеральный закон «О системе государственной службы» установил, что он не регулирует деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ. Следовательно, значительный круг лиц, занимающих государственные должности не отнесены к государственным служащим. Государственные должности РФ - это должности, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов , лица их замещающие не являются государственными служащими . Это, например, должности, непосредственно установленные Конституцией РФ: Президента РФ (ст. 11, 80); Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской федерации (ст. 101); Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 101); федеральных министров (ст. 110); судей федеральных судов (ст. 128); депутатов (статья 97, 98) и др. Полный перечень государственных должностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами установлен Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации 1 . Государственные должности субъекта РФ - это должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ , например, руководители субъектов РФ и их органов государственной власти, мировые судьи 2 .

    Особенности их правового статуса закрепляются в Конституции РФ и соответствующих федеральных конституционных законах и федеральных законах. Так, правовое положение Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров устанавливаются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Правовое положение председателя, его заместителя и судьи федерального суда определяется Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

    Государственные должности следует отличать от должностей государственной службы . Государственными служащими являются лишь те, кто замещает должности государственной службы . Например, это помощники, пресс-секретари, советники и референты Президента РФ, губернатора Красноярского края; помощники, советники и консультанты депутатов Федерального Собрания РФ и Законодательного Собрания Красноярского края; руководитель (директор), советник и специалист департамента федерального министерства; руководитель, советник, консультант и специалист департамента Совета администрации Красноярского края; помощник судьи, специалист, секретарь судебного заседания; начальник отдела и специалист прокуратуры. Именно они признаны государственными служащими. В Законе определено, какие должности относятся к государственным должностям государственной службы, а их перечень подлежит внесению в Реестр государственных должностей федеральной государственной гражданской службы РФ, утверждаемый Президентом РФ 3 .

    Реестр необходим прежде всего для того, чтобы установить порядок учреждения должностей федеральной государственной гражданской службы. Правовой статус лица, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы возникает не с момента ее учреждения, а с даты включения в Реестр и сохраняется до того момента, пока она числится в Реестре.

    Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

      государственная гражданская служба;

      военная служба;

      правоохранительная служба.

    Кроме того, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Военная и правоохранительная служба являются исключительно видами федеральной государственной службы.

    Государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации .

    В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. За этими рамками остается служба в органах прокуратуры, избирательных комиссиях и некоторых других органах, которая также является государственной. К числу лиц, проходящих государственную гражданскую службу, относятся, например, сотрудники Администрации Президента РФ, аппарата Правительства РФ, аппаратах палат Федерального Собрания РФ, органах государственной власти субъектов РФ (например, в Совете администрации Красноярского края) и других государственных органах, за исключением, так называемых, силовых ведомств. Вопросы прохождения государственной гражданской службы регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79–ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами.

    Следует обратить особое внимание на такую разновидность трудовой деятельности, как альтернативная гражданская служба , которая осуществляется в интересах общества и государства взамен военной службы по призыву. Этот вид службы предусмотрен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», а сама такая деятельность регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных названным законом. Право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой имеет гражданин в случаях, если:

    несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

    он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

    Местом прохождения такой службы могут быть:

    организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти;

    организации, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

    Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

    Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, - 21 месяц.

    Военная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства 4 .

    Правовое регулирование указанного вида службы регулируется актами, определяющими порядок прохождения военной службы, например Федеральными законами от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 г. № 76–Ф3 «О статусе военнослужащих», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999г.№ 1237.

    Так, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» четко определяет, в каких структурах она осуществляется. Согласно этому Закону военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях и т.д.

    К военнослужащим относятся :

    военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

    офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ;

    военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

    Правоохранительная служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина 5 . Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Хотя согласно статье 19 закона приведенное определение применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе. Специальный законодательный акт, который предусматривал бы общую регламентацию правоотношений, связанных с прохождением правоохранительной службы, - единую для всех субъектов ее осуществления - на сегодняшний день отсутствует. Проект Федерального закона «О правоохранительной службе», внесенный Президентом РФ в порядке законодательной инициативы пока еще не принят, перечень органов, в которых, осуществляется прохождение правоохранительной службы нормативно не закреплен, правовой статус сотрудников правоохранительных органов регламентируется разрозненными, отличающимися по своей юридической силе нормативными правовыми актами. По формальным признакам к правоохранительной можно отнести службу в таможенных органах, в органах и учреждениях исполнения наказаний, в органах, осуществляющих контроль за оборотом наркотиков, службу судебных приставов и, конечно же, службу в органах внутренних дел. Вместе с тем, этот перечень не является исчерпывающим, так как нет полной уверенности в том, можно ли к этому виду службы относить службу в прокуратуре, ФСБ, МЧС и судах. По смыслу Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45–ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» правоохранение осуществляют: прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники ОВД, сотрудники органов ФСБ; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотиков. Однако, окончательный однозначный ответ на вопрос о том, службу в каких органах следует считать правоохранительной, можно будет дать только после принятия соответствующего федерального закона и утверждения Президентом РФ перечня типовых должностей правоохранительной службы.

    Служба в ОВД, которая интересует нас в наибольшей степени, в настоящее время регулируется двумя основными нормативными правовыми актами: Законом РФ «О милиции» и Положением о службе в ОВД. Оба этих документа были приняты достаточно давно (1991 и 1992 г.г.) в период советского государства, которого уже не существует. Отдельные положения этих нормативных актов противоречат друг другу и, естественно не отвечают изменившимся социально-политическим условиям.

    Выводы

    Понятие «государственная служба», в юридической литературе, толкуется по-разному: как социально-правовой институт, как вид органов государства и как вид деятельности человека. Так в первом случае - это совокупность норм регулирующих однородные отношения, во втором - организационно-структурное образование, в третьем - род общественно-полезной деятельности.

    Таким образом, законодательством Российской Федерации создана система законодательства о государственной службе, в которую входят федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ. Федеральная государственная служба включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную. Субъектами РФ осуществляется только государственная гражданская служба, действующая в соответствии с федеральным законодательством о государственной службе и законодательством субъектов РФ на основе их компетенции.

    В научной литературе встречаются различные трактовки сущности и содержания функций государственной службы. Анализ вопроса показывает, что у нас пока отсутствуют четкие основания для определения сущности и классификации функций государственной службы. Преобладает тенденция смешения функций государства и государственной службы, что не совсем оправданно.

    Рассмотрение вопроса о функциях государственной службы позволяет раскрыть не только её основное назначение, но и выявить нерешенные проблемы государственной службы с целью ликвидации пробелов в правовом регулировании или его недостатков, разработки направлений и определения средств улучшения государственной службы и её реформирования. Функции государственной службы обусловлены её внутренними свойствами и принципиальными чертами. В самом общем виде можно констатировать, что функциями государственной службы являются функции самого государства, ибо государственная служба есть осуществление целей и функций государства, практическое исполнение служащими своих должностных обязанностей и компетенции государственных органов. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - Постановлением Правительства РФ.

    Слово "функция" в переводе с латыни означает "круг деятельности" или направление деятельности по достижению определенной цели. В принципе каждый государственный орган, его структурное подразделение, каждый госслужащий имеет свою, характерную только для них функцию. Поэтому государственную службу можно охарактеризовать как совокупность конкретных функций всех государственных органов и государственных служащих.

    В зависимости от критериев анализа структуры и содержания данного явления существует насколько вариантов классификации функции государственной службы.

    Первая классификация дается с точки зрения содержательной деятельности государственных органов и их служащих, и в соответствие с ней государственная служба выполняет следующие основные функции:

    • -управленческую (административную);
    • - организационно-распорядительную;
    • - правовую;
    • - сервисную;
    • - социальную;
    • -экономическую;
    • - культурную;
    • - воспитательную.

    Вторая классификация, автором которой является В.Д. Граждан, отраслевая. Автор выделяет три группы функций: информационную, организационную и технологическую. В информационную группу входят функции: познавательно-аналитическая, оценочно-экспертная, прогнозно-целевая, морально-правовая, документационно-архивная. В организационной группе выделяются функции: корпоративно-технологического обеспечения и коммуникативно-компьютерного обеспечения. К технологической группе относятся функции: подготовка государственных решений и их выполнение, принятие и реализация административных решений. Принятие государственных решений - это прерогатива политической власти, а административных решений -- государственной службы .

    Третья классификация объединяет функции государственной службы по принятию нормативных актов, по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по оказанию государственных услуг и по управлению государственным имуществом.

    Под функциями по принятию нормативных актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

    Под функциями по контролю и надзору понимаются:

    • · осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными актами общеобязательных правил поведения;
    • · выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
    • · регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

    Под правоприменительными функциями понимается издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров.

    Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимся в федеральной собственности акциям открытых акционерных обществ.

    Под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц .

    Четвертая классификация функций государственной службы дается с точки зрения ее граней (сущностных сторон). В этой связи выделяют функции государственной службы как профессиональной деятельности, как правового института, как социального института.

    Под функциями государственной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения. Функции являются конкретными направлениями организующего воздействия на специфические государственно-служебные отношения, возникающие в процессе создания государственной службы и непосредственной деятельности государственных служащих.

    Ответственной функцией государственной службы как профессиональной деятельности является организация работы аппарат государственного органа, т.е. практическое осуществление государственного управления в своей сфере ответственности. В рамках этой функции особое значение имеют процессы прогнозирования и планирования, организации, распоряжение" координации, информации, стимулирования, контроля, подготовки проектов государственных решений и их выполнение. Большое место также занимают вопросы профессиональной подготовки и переподготовки чиновников, их ответственности и соблюдения служебной дисциплины.

    Наряду с функциями государственной службы как видом социально- полезной профессиональной деятельности можно говорить и о функциях правового института государственной службы, т.е. о функционировании правовой системы, представленной в виде государственной службы, или, иначе говоря, о функциях права. Функции государственной службы в этом смысле - это обусловленные социальным назначением направления правового воздействия на государственно-служебные отношения. При таком подходе главным является выяснение специфических свойств государственной службы как государственно-правового явления, характеризующегося качественной самостоятельностью, специальными признаками и свойствами. Каждый подинститут государственной службы выполняет наряду с общими и, следовательно, характерными для всего правового института функциями, также специфические. Например, для подинститута аттестации государственных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д.

    С точки зрения функций права государственная служба как правовой институт выполняет традиционные для правовой системы функции:

    • · обеспечительную, т.е. выполнение задач и функций государства и его органов; государственные органы представляют собой сложную и разветвленную систему звеньев, каждое из которых имеет свои задачи и компетенцию. Государственная служба призвана обеспечить практическую реализацию компетенции этих органов, внутреннюю согласованность их работы, эффективность влияния на социальные процессы;
    • · интегративную, т.е. государственная служба выступает как правовое средство обеспечения и защиты интересов человека и гражданина, _
    • · социального согласия, гармония в функционировании государственного аппарата, оптимальных закономерностей в государственном строительстве, создания гарантий благосостояния личности и всего общества. Посредством этой функции возможно интеграция (соединение) всех элементов политической системы, государственного аппарата, людей, всего общества для достижения социального значимых целей и удовлетворения публичных интересов;
    • · регулятивную, т.е. при помощи установленного правового статуса государственных служащих (права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность и т.д.) государственная служба регулирует общественные отношения, используя при этом имеющиеся у нее правовые возможности, применяя методы организации, принуждения, стимулирования, ответственности и т.д. в результате общественные отношения приобретают по возможности "организованный" вид и форму; регулятивная функция включает также и организующую функцию государственной службы;
    • · коммуникативную, направленную на обеспечение социально полезного накопления и целенаправленного использования информации о процессах, происходящих внутри государственного аппарата, государственных органов, на использование общественного мнения о результатах функционирования государственной службы и направлениях её реформирования; иногда эту функцию называют информационной;
    • · охранительную, которая обеспечивает применение уполномоченными должностными лицами мер предупредительного, принудительного и восстановительного характера с целью поддержания режима законности в системе государственных и общественных отношений.

    Центральной функцией государственной службы как социального института выступает реализация интересов, прав и свобод граждан, а также производство государственных социальных услуг в области безопасности, образования, здравоохранения и т. д.

    Четвертую классификацию дают представители юридической науки, которые понимают под функциями государственной службы, прежде всего, правоприменительную, правотворческую, правозащитную и регулирующую функции.

    Также функции государственной службы можно разделить на основные и специфические. В свою очередь, основные и специфические функции подразделяются на общие, специальные и вспомогательные (факультативные). Это является пятой классификацией.

    Основные функции государственной службы - это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.

    К основным общим функция государственной службы можно отнести:

    • · информационное обеспечение деятельности государственных органов, т.е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности;
    • · прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, государственных органов, стандартов государственного управления;
    • · планирование - определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления, государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т.д.)
    • · организация - формирование системы государственной службы на основе установленных принципов и подходов к этому процессе, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственной службе, установление их компетенции и взаимосвязи; организация в узком смысле - это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления распорядительство, т.е. оперативное регулирование государственно-служебных отношений, возникающих пол поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности; в узком смысле - текущие указания руководящими государственными служащими;
    • · руководство - установление правил, нормативов, направлений деятельности и отдельных действий государственных органов, управляемых объектов; общее руководство - определение содержания государственной деятельности (например, управленческой);
    • · координация - согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственной службы;
    • · контроль - установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и её структуры требуемому (определенному) стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных действий государственных служащих;
    • · регулирование - использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и её функционирования;
    • · учет - фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственной службы, о результатах реализации государственно-служебных отношений, полномочий государственных органов и т.д.

    Одной из важнейших функций государственной службы, которая возникла с принятием Конституции РФ, установившей многопартийную систему в РФ, является политическая функция. Посредством этой функции государственная служба реализует свою политику.

    Среди общих функций государственной службы выделяются:

    • · осуществление государственной кадровой политики на уровне федеральной государственной власти и субъектов РФ;
    • · комплектование персонала государственных органов с учетом способностей, профессиональных, личностных и нравственных качеств служащих;
    • · формирование реестра государственных должностей; формирование и ведение реестра государственных служащих;
    • · организация государственной службы;
    • · установление социально-правовых гарантий и условий, необходимых для деятельности персонала государственных органов;
    • · установление требование к государственным должностям и квалификационных требований к государственным служащим;
    • · контроль за деятельностью персонала государственной службы;
    • · организация разработки и контроля исполнения стандартов государственной служба и т.д.

    Специфические общие функции государственной службы, с одной стороны, затрагивают деятельность персонала органов публичной власти по осуществлению государственного принуждения в сфере поддержания правопорядка и общественного порядка, а с другой - могут рассматриваться как регулятивное и иное организационное воздействие (деятельность) по ограниченному и целесообразному вмешательству в сферу экономики и социально-культурного строительства, где часто объекты управления не принадлежат государству и обладают значительной самостоятельностью в выборе решений и их реализации.

    Так, в сфере обороны страны и поддержания общественного порядка государственная служба выполняет следующие специфические общие функции:

    • · обеспечение достаточной обороноспособности страны;
    • · поддержание общественного порядка и общественной безопасности;
    • · защита жизни, здоровья и собственности от преступных и иных неправомерных посягательств.

    В сфере экономики и социально-культурного строительства необходимо выделить следующие специфические функции государственной службы:

    • · повышение народного благосостояния; социальная защита населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума;
    • · обеспечение рационального, полного и комплексного использования природных ресурсов;
    • · охрана природной среды;
    • · обеспечение конверсии оборонной промышленности с использование наукоемкого производства для выпуска высококачественных и конкурентоспособных на мировом рынке товаров; и др.

    Вспомогательные функции государственной службы предназначены для обслуживания деятельности государственных органов в рамках основных и специфических общих и специальных функций. Это делопроизводство, юридическое обслуживание, материально-техническое обеспечение и т.д.

    Специальные функции государственной службы отражают особенности объекта управления (например, методическое, техническое руководство). Специальные функции могут дополнить общие функции, где таковых недостаточно.

    Перечень специальных функций государственной службы установить чрезвычайно трудно, так как государственный орган имеет множество направлений деятельности, обеспечивающей выполнение основных задач этого государственного органа. К специальным функциям государственной службы можно отнести:

    • · разработку и введение нормативов численности, материальных, финансовых и иных материальных затрат на содержание персонала государственного органа;
    • · разработку нормативных правовых актов, устанавливающих государственно-служебные отношения либо другие правоотношения в специальных государственных органах;
    • · проведение исследований в различных государственных органах
    • · Таким образом, можно сделать вывод, что спектр функций государственной службы достаточно широк и это свидетельствует о чрезвычайной важности этого института власти в жизни государства и общества.

    Важным элементом механизма государства является система государственной службы. В свое время российский император Николай I сказал: "Не я правлю Россией, а тридцать пять тысяч чиновников".

    Государственная служба представляет собой комплексный правовой и социальный институт, который функционирует посредством осуществления определенными гражданами (государственными служащими) профессиональной деятельности по реализации функций государственных органов.

    Нормативное правовое регулирование государственной службы Российской Федерации осуществляется:

    • – Конституцией РФ, которая закрепляет исходные для госслужбы основы: верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ; приоритет прав и свобод человека и гражданина; обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; равный доступ граждан к государственной службе;
    • – Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", который в соответствии с Конституцией РФ определяет правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, уровни и виды госслужбы, основные принципы ее построения и функционирования, в том числе взаимосвязь государственной и муниципальной службы;
    • – Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", который в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ;
    • – другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
    • – указами Президента РФ;
    • – постановлениями Правительства РФ;
    • – нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
    • – конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
    • – нормативными правовыми актами государственных органов (должностные регламенты и др.).

    Государственная служба – предмет специального государственно-правового регулирования. Новое законодательство о государственной гражданской службе (действует с 1 февраля 2005 г. – дня вступления в действие Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации") устанавливает приоритет законодательства о гражданской службе, относящейся по правовой природе к публичному (административному) праву, над законодательством о труде, регулирующим частное право. ТК РФ и другие акты законодательства о труде применяются к государственно-служебным отношениям лишь в случаях, не урегулированных законодательством о госслужбе. В настоящее время продолжается работа по реформированию российской госслужбы, в том числе по созданию нормативной правовой основы, регулирующей вопросы государственной службы РФ.

    Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий:

    – Российской Федерации;

    федеральных органов государственной власти; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ;

    • – лиц, замещающих государственные должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
    • – лиц, замещающих государственные должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (ст. 1 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации"),

    Построение и функционирование государственной службы РФ осуществляется на основе определенных принципов (руководящих положений в практической деятельности), к которым относятся:

    • – федерализм, обеспечивающий единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
    • – законность;
    • – приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
    • – равный доступ граждан к государственной службе (в развитие ст. 32 Конституции РФ);
    • – единство правовых и организационных основ госслужбы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации госслужбы;
    • – взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
    • – открытость госслужбы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности госслужащих;
    • – профессионализм и компетентность госслужащих;
    • – защита госслужащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как госорганов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

    Система государственной службы включает в себя три вида и два уровня государственной службы.

    К видами госслужбы отнесены:

    • – государственная гражданская служба;
    • – военная служба;
    • – правоохранительная служба.

    Государственная гражданская служба подразделяется на два уровня – федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

    Военная и правоохранительная службы являются видами лишь федерального уровня. Иными словами, субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) вправе создавать лишь государственную гражданскую службу.

    Государственная гражданская служба есть вид государственной службы, профессиональная служебная деятельность граждан на должностях гражданской госслужбы, обеспечивающих исполнение полномочий федеральных госорганов, госорганов субъектов РФ, а также лиц, замещающих госдолжности Российской Федерации и субъектов РФ.

    Государственная гражданская служба субъекта РФ есть профессиональная служебная деятельность граждан на должностях гражданской госслужбы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий госорганов субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ. Правовое регулирование гражданской госслужбы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация и функционирование – в ведении субъекта РФ.

    Военная служба представляет собой вид федеральной госслужбы, профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" предусматривает службу в Вооруженных Силах РФ иностранных граждан, их поступление на военную службу и ее прохождение по контракту. В отличие от военнослужащих, гражданские государственные служащие – только граждане РФ, они не вправе иметь двойное гражданство.

    Правоохранительная служба представляет собой вид федеральной госслужбы, профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в госорганах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

    Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" допускает возможность создания, кроме трех вышеуказанных видов госслужбы, "других видов федеральной государственной службы" путем внесения в него "изменений и дополнений" (ст. 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации").

    Между видами государственной службы организуется взаимосвязь, которая обеспечивается посредством:

    • – соотносительности основных условий прохождения службы и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий. Прохождение госслужбы любого вида предусматривает: назначение на должность госслужбы; исполнение служебных обязанностей; конкурсное замещение вакантной должности или включение в кадровый резерв; служебный и профессиональный рост; оценку соответствия госслужащего предъявляемым квалификационным требованиям (аттестация, квалификационный экзамен); освобождение от должности госслужбы, увольнение с госслужбы. С госслужащими всех видов госслужбы заключается служебный контракт (а не трудовой договор);
    • – установления ограничений и обязательств при прохождении госслужбы РФ различных видов. Так, госслужащий любого вида госслужбы не может ее продолжать в случаях: наличия непогашенной судимости, гражданства другого государства (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации); назначения или избрания на государственную должность и др. Обязательства госслужащего о соблюдении ограничений включаются в должностной регламент и служебный контракт госслужащего;
    • – учета стажа госслужбы РФ иных видов при исчислении стажа;
    • – соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших госслужбу РФ.

    Взаимосвязь между видами госслужбы обеспечивается на основе единства системы госслужбы РФ и принципов се построения и функционирования.

    К деятельности госслужащих, их профессиональным и личным качествам обществом предъявляются высокие требования, поскольку качество государственного управления напрямую зависит от качества государственных служащих, их профессионализма и добросовестного отношения к исполнению обязанностей по обеспечению жизнедеятельности российского общества. Как в свое время отметил О. Бисмарк, с плохими законами и хорошими чиновниками управление еще возможно, но с плохими чиновниками не помогут никакие законы.

    Традиционно сложилось, что в российском обществе к служилым людям, находящимся на государственной службе, предъявлялись и предъявляются высокие требования, как с профессиональной, так и с нравственной точки зрения. Это неудивительно, ведь государственные служащие – люди публичные, они всегда на виду. К тому же, от их компетентности, честности и законопослушания зависит благосостояние всех и каждого в государстве.

    Выдающийся отечественный философ и правовед И. Λ. Ильин подчеркивал, что законы и правительственные распоряжения "должны соблюдаться и исполняться самими чиновниками, ибо чиновник есть первый, кого закон связывает... Закон связывает всех: и Государя, и министра, и полицейского, и судью, и рядового гражданина. От закона есть только одно “отступление”: по совести, в сторону справедливости, с принятием на себя ответственности. Формально-буквенное, педантически мертвенное применение закона не есть законность, а карикатура на нее. “Крайняя законность” никогда не должна превращаться в “крайнюю несправедливость”. Или по русским пословицам: “не всякий прут по закону гнут”... всякое применение закона требует беспристрастного жизненного наблюдения (интуиции факта) и беспристрастного решающего усмотрения (интуиции права)... Поэтому всякое применение закона предполагает в душе применяющего чиновника – живое творческое правосознание (правовое разумение и правовую совесть). И вот в этой сфере не должно быть места никакой корысти, никакой кривизне, или, как выражала это русская летопись, – никакому “воровству” и “малодушию”: ни взятке, ни косвенной личной выгоде, ни классовому интересу, ни родству, ни льстивому прислуживанию, ни потачке, ни укрывательству, – словом, ничему тому, от чего стонала дореформенная Россия..." .

    Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя определенные обязательства по прохождению государственной службы и исполнению полномочий, данных ему народом.

    В русском языке термин "служащий" обозначает человека, который, состоит на какой-либо службе. "Служилые люди", люди состоящие на государевой службе, упоминаются в период Московского централизованного государства и ранее. Служилых людей также называли чинами. Прохождение службы служилыми людьми регламентировалось "Уложением о службе" 1556 г., принятым Боярской думой по представлению царя Ивана Васильевича Грозного.

    Государева служба трансформировалась в государственную службу в период административных преобразований Петра I. Термин "служилые люди" вышел из обращения, вместо него стал употребляться термин "чиновник", успешно дошедший до наших дней, и сохранивший смысловую нагрузку. Служба чиновников, "служащих государю и жалованных классным чином", регламентировалась вплоть до 1917 г. "Табелью о рангах", принятой в 1722 г. и представлявшей собой Закон о госслужбе.

    В советский период термин "служащие" стал употребляться практически наравне с термином "рабочие". В служащих заносили не только сотрудников госучреждений (советский аппарат, учителя и т.д.), но также работников негосударственных структур (аппараты партийных, комсомольских, профсоюзных организаций). При этом понятия "служащий" и "государственный служащий" практически не разграничивались.

    Исходя из этого, следует различать понятия "государственный служащий" в широком и узком смыслах слова. В широком смысле государственный служащий – это служащий любой государственной организации (органа, учреждения, предприятия). В узком смысле – профессиональный работник органов государственной власти. Иными словами – это гражданин Российской Федерации, замещающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в госоргане.

    Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, владеющий государственным языком РФ и соответствующий предъявляемым квалификационным требованиям, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы в соответствии с правовым актом о назначении на должность и со служебным контрактом, и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

    В данном определении перечислены признаки специалиста, которые делают его госслужащим:

    • – гражданство РФ;
    • – владение государственным языком;
    • – соответствие квалификационным требованиям;
    • – осуществление профессиональной деятельности;
    • – назначение на должность государственной гражданской службы;

    принятие правового акта о назначении (приказ);

    • – заключение служебного контракта;
    • – получение денежного содержания.

    Все граждане России согласно п. 4 ст. 32 Конституции РФ имеют равный доступ к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Не допускается установление для граждан при приеме на госслужбу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений, помимо определенных законодательством. Одним из таких законных ограничений является обязательное для госслужащего гражданство РФ.

    Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" законодательно закрепляет понятие "государственный служащий" в узком смысле. Согласно ст. 13 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", под государственным служащим понимается гражданин РФ, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы. Из положений данного закона следует, что не являются государственными служащими лица, занимающие в порядке, установленном правовыми актами, должности в государственной организации: на государственном предприятии, в организации и учреждении.

    Осуществляя свои административно-властные полномочия, государственный служащий исполняет обязанности

    в соответствии с замещаемой должностью и занимаемым положением, именуемым статусом. Правовое положение (статус) государственного служащего определен главой 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

    Правовое положение (статус) государственного служащего – это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения госслужащего в области государственно-служебных отношений. С их изменением трансформируется и правовой статус госслужащего (повышение, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т.д.).

    В понятие правового статуса входят основополагающие характеристики правового положения государственного служащего, которые зафиксированы в соответствующих нормативных правовых актах и определяют их место и поведение в иерархии государственной службы.

    Правовой статус представляет собой определенную структуру, основным элементом которой являются права и обязанности. Кроме этого, имеются и другие элементы правового статуса: ограничения на государственной службе; запреты па государственной службе; сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (рис. 5.1).

    Рис. 5.1.

    Основные права и обязанности гражданского служащего, ограничения и запреты, связанные с гражданской службой сформулированы и нормативно закреплены в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

    Под правами государственного служащего имеются в виду обусловленные Конституцией РФ, установленные федеральным законом, иными правовыми актами и охраняемые государством возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий госорганов.

    В соответствии с Конституцией РФ государственные служащие как граждане РФ, имеющие определенный род и характер занятий, равны перед законом и пользуются в полной мере всеми правами и свободами, которые гарантируются гражданам Конституцией РФ (гл. 2) и законами РФ. Вместе с тем государственным служащим для успешного осуществления служебной деятельности предоставляются особые права. Они называются служебными правами и принципиально отличаются от субъективных гражданских прав по своим целям и составу.

    Каждый гражданский служащий имеет право на:

    • – обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
    • – ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его нрава и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
    • – отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
    • – оплату труда и другие выплаты в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений по совершенствованию деятельности государственного органа;
    • – доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
    • – доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
    • – ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
    • – защиту сведений о гражданском служащем;
    • – должностной рост на конкурсной основе;
    • – профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке;
    • – членство в профессиональном союзе;
    • – рассмотрение индивидуальных служебных споров;
    • – проведение по его заявлению служебной проверки;
    • – защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
    • – медицинское страхование;
    • – государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
    • – государственное пенсионное обеспечение.

    В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

    Под обязанностями государственного служащего имеются в виду обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральным законом, иными правовыми нормативными актами для обязательного систематического осуществления функции (основные действия), составляющие в своей совокупности сущность профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

    Находясь на государственной службе, государственные служащие подпадают под специальный правовой режим, отличающийся от общих норм права. Вместе с тем государственные служащие как граждане РФ не могут освобождаться от общегражданских обязанностей перед обществом, предусмотренных Конституцией РФ. Как и все граждане, они обязаны платить законно установленные налоги и сборы, сохраняя природу и окружающую среду, защищать Отечество, нести военную службу, а в иных установленных отдельным законом случаях нести альтернативную гражданскую службу и т.д.

    Конституция РФ возлагает на отдельные категории государственных служащих повышенные обязанности, когда это диктуется интересами нормального функционирования государственной службы. Так, в соответствии с Конституцией РФ, должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его нрава и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24, 42); получение достоверной и своевременной информации о факторах, создающих угрозу для жизни и здоровья (ст. 41) и др.

    Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" перечисляет 12 общих для всех гражданских государственных служащих служебных обязанностей. Гражданский служащий обязан:

    • – соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ;
    • – исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
    • – исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;
    • – соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
    • – соблюдать служебный распорядок государственного органа;
    • – поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
    • – не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
    • – беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
    • – представлять в установленном порядке предусмотренные законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
    • – сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства;
    • – соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами;
    • – сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

    К гражданским служащим категории "руководители" предъявляется требование не допускать случаев принуждения подчиненных к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и организаций, в том числе религиозных.

    Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему руководителем неправомерное поручение, иначе он вместе с руководителем несет за это ответственность (дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную).

    Специфика служебно-государственной деятельности гражданского служащего, высокая ответственность перед обществом и гражданами за выполнение задач государственной важности накладывают на его положение определенные ограничения.

    Под правоограничениями, связанными с государственной службой, понимаются обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральным законом, иными правовыми нормативными актами условия, правила, запреты, ставящие государственного служащего в определенные юридические рамки, выходить за пределы которых запрещено.

    Иными словами, гражданин, поступивший на службу и выполняющий служебные задачи, обязан соблюдать ряд ограничений, установленных для гражданских служащих законодательством о государственной службе. К примеру, закон определяет его несовместимость с пребыванием на гражданской службе в случаях:

    • – наличия заболевания, препятствующего прохождению гражданской службы, а также признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда;
    • – осуждения его к наказанию по приговору суда, а также в случае наличия неснятой или непогашенной судимости;
    • – если вместе с ним работает родственник. Имеются в виду случаи, когда существуют отношения близкого родства или свойства с другим гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Под отношениями близкого родства или свойства понимаются родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов;
    • – выхода из гражданства РФ, наличия или приобретения гражданства другого государства;
    • – представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Гражданский служащий ежегодно, не позднее 30 апреля, сообщает представителю нанимателя (руководитель государственного органа, либо лицо, замещающее государственную должность, а также представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Федерации) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

    Кроме ограничений, которые обязан соблюдать гражданский служащий (о чем записывается в его служебном контракте), он обязан не нарушать определенные запреты (о чем также записывается в служебном контракте).

    Запреты введены ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Они строго запрещают гражданскому служащему:

    • – участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, а также осуществлять предпринимательскую деятельность. Надо сказать, что, в принципе, получение дополнительного заработка гражданским служащим за счет другой оплачиваемой деятельности строго ограничено. Если ранее Федеральным законом от 31.07.1995 № 119-ФЗ "Об основах государственной службы" ему разрешалось лишь "заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью", то теперь в соответствии со ст. 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" "гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя-нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это нс повлечет за собой конфликт интересов" (конфликт интересов – это ситуация, когда личная заинтересованность государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на качественное и объективное исполнение им своих должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации или ее субъекта, способное привести к причинению им вреда; при этом под личной заинтересованностью гражданского служащего понимается возможность получения им при исполнении своих должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, либо материальной выгоды для него, членов его семьи, родственников, а также для граждан или организаций, с которыми он связан финансовыми или иными обязательствами; гражданский служащий в случае возникновения у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан проинформировать об этом в письменной форме представителя-нанимателя);
    • – замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в органе местного самоуправления или же избрания на оплачиваемую выборную должность в профессиональном союзе;
    • – получать в связи с исполнением должностных обязанностей какие-либо вознаграждения. Под вознаграждениями понимаются: подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и др., полученные от физических и юридических лиц. Запрет настолько строг, что даже подарки, полученные

    гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, передаются им по акту в государственный орган, где он служит, так как признаются собственностью Российской Федерации (или ее субъекта). Исключение составляют лишь случаи, установленные ст. 575 ГК РФ, согласно которого запрещается дарение государственному служащему в связи с его должностным положением или в связи с исполнением им служебных обязанностей, за исключением подарков, стоимость которых не превышает определенной суммы: "не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей" ;

    • – приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход. Что же делать в случае, если таковые ценные бумаги уже приобретены? Гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление организации, уполномоченной государством, если владение ими может привести к конфликту интересов;
    • – выезжать за границу в связи с исполнением должностных обязанностей за счет средств физических и юридических лиц (за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или договоренностей между государственными органами РФ и государственными органами других государств, а также международными и иностранными организациями);
    • – использовать средства материально-технического и иного обеспечения в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей. Под этот запрет подпадают оргтехника, средства коммуникации, использование средств, выделенных на официальные расходы и т.п. Поскольку к числу средств служебного обеспечения относится информация, гражданскому служащему запрещено разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей. Таковой признается не составляющая государственной тайны (которую, естественно, нужно соблюдать), но и не являющаяся общедоступной информация;
    • – допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности (работа в пресс- службе госоргана и т.п.);
    • – принимать награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
    • – государственному гражданскому служащему запрещено создавать или способствовать созданию в государственных органах политических партий, других общественных объединений. Исключение составляют профессиональные союзы, ветеранские и другие органы общественной самодеятельности;
    • – после увольнения с гражданской службы госслужащий не вправе замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.

    Являющиеся неотъемлемой составной частью правового статуса государственного гражданского служащего строгие требования к его служебному поведению, ограничения и запреты, накладываемые на его служебную деятельность, должны способствовать повышению его компетенции и профессионализма, ответственности за выполнение служебно-государственных обязанностей, нейтральности, беспристрастности и бескорыстию при осуществлении полномочий, возложенных на него российским народом.

    Конституция РФ определяет равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

    Чтобы поступить на государственную службу необходимо достичь 18 лет (предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет – для мужчин и женщин), быть гражданином РФ (с выходом из гражданства РФ или получения двойного гражданства госслужба прекращается), владеть государственным языком РФ – русским, обладать соответствующими квалификационными требованиями к должности.

    Конституционное право на равный доступ к госслужбс обеспечивает конкурс на замещение должностей гражданской службы. Конкурс – мероприятие, заключающееся в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.

    В целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа или органа управления субъекта РФ учреждаются должности гражданской службы. Классификация должностей гражданской службы включает четыре категории должностей и пять групп должностей. Иными словами каждая должность госслужащего отнесена к той или иной категории и к той или иной группе должностей. В зависимости от того, к какой из них должность госслужащего относится, ему присваивается классный чин.

    • руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений;
    • помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов. Должности помощников (советников) замещаются на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
    • специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций. Должности специалистов замещаются без ограничения срока полномочий;
    • обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов. Должности обеспечивающих специалистов замещаются без ограничения срока полномочий.

    Группы должностей гражданской службы включают:

    • высшие должности гражданской службы. К этой группе относятся должности категорий "руководители", "помощники (советники)" и "специалисты";
    • главные должности гражданской службы. К ним относятся должности категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" и "обеспечивающие специалисты";
    • ведущие должности гражданской службы. К ним также относятся должности всех четырех категорий;
    • старшие должности гражданской службы. К ним относятся должности категорий "специалисты" и "обеспечивающие специалисты";
    • младшие должности гражданской службы. К ним относятся должности категории "обеспечивающие специалисты".

    Все должности государственной гражданской службы включены в соответствующие перечни (реестры). Таких реестров три:

    • – Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, в котором должности классифицируются по государственным органам, категориям и группам. Федеральный реестр утверждается указом Президента РФ;
    • – Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Реестр составляется с учетом структуры госорганов, наименований, категорий и групп должностей, установленных федеральным реестром. Утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ;
    • – Сводный реестр должностей государственной гражданской службы РФ, включающий первые два реестра. Порядок его ведения утверждается указом Президента РФ.

    В соответствии с замещаемой должностью государственным гражданским служащим присваиваются классные чины. Установлены следующие классные чины, соответствующие группам должностей гражданской службы:

    • секретарь государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса присваивается гражданским служащим, замещающим должности младшей группы;
    • референт государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса – замещающим должности старшей группы;
    • советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса – замещающим должности ведущей группы;
    • государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса – замещающим должности главной группы;
    • действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса – замещающим должности высшей группы (табл. 5.1).

    Таблица 5.1

    Классификация должностей и классных чинов гражданских служащих

    Группы должностей

    Классные чипы

    Кем присваивается

    • - руководители,
    • – помощники (советники),
    • – специалисты

    Действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса

    Президентом РФ

    • – руководители,
    • – помощники (советники),
    • – специалисты,
    • – обеспечивающие специалисты

    Государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса

    Правительством РФ (руководителем госор- гана)

    • – руководители,
    • – помощники (советники),
    • – специалисты,
    • – обеспечивающие специалисты

    Советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 и 3-го класса

    Руководителем госоргана

    • – специалисты,
    • – обеспечивающие специалисты

    Референт государственной гражданской службы РФ 1, 2 и 3-го класса

    Руководителем госоргана

    – обеспечивающие специалисты

    Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса

    Руководителем госоргана

    Классные чины присваиваются в соответствии с замещаемой должностью, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности.

    Классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин присваивается по истечении испытательного срока, а если испытание нс устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения на должность. Очередной классный чин присваивается гражданскому служащему по истечении определенного срока службы в предыдущем классном чине, а также при условии, что для его должности предусмотрен данный или более высокий чин. В форме поощрения классный чин может быть присвоен досрочно.

    Устанавливается также соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий. При переводе госслужащего с госслужбы одного вида па госслужбу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы. При поступлении на гражданскую службу присвоение классного чина осуществляется в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей. При присвоении классного чина гражданской службы учитывается продолжительность пребывания в классном чине иного вида госслужбы, дипломатическом ранге, воинском или специальном звании.

    Присвоенный гражданскому служащему классный чин сохраняется за ним при освобождении от должности и увольнении с гражданской службы (в том числе на пенсию), а также при поступлении на службу вновь. Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина только судом (при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления).

    Призвание государственного служащего – нести с честью. присвоенный ему классный чин, означающий возведение его в высокий социальный и государственный ранг. Ведь от качества государственных служащих зависит уровень государственного управления, качество жизни российских граждан. Недаром И. А. Ильин условием укрепления российской государственности назвал подбор лучших граждан на службу государству и обществу, "выделение кверху лучших людей, – людей, преданных России, национально-чувствующих, государственно мыслящих, несущих народу не месть и распад, а дух освобождения, справедливости и сверхклассового единения" .

    • Ильин И. А. О грядущей России: избранные статьи. М.: Воениздат, 1993. С. 237-258.
    • В ред. Федерального закона от 25.12.2008 г. № 280 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”".
    • Ильин И. А. О грядущей России. М.: Воениздат, 1993. С. 247.