Войти
Образовательный портал. Образование
  • Молитва от головной боли и давления Молитва от повышенного артериального давления
  • Современные проблемы управление персоналом
  • Происхождение и эволюция атмосферы земли
  • Валерий Соловей: "Российская элита готовится к войне"
  • Тайны чисел - двадцать шесть (26)
  • Вышел новый роман Origin Дэна Брауна
  • Отец военнослужащий получал жилье на сына военнослужащего. О членах семьи военнослужащего и праве получить жилое помещение более нормы предоставления. Перечень необходимой документации

    Отец военнослужащий получал жилье на сына военнослужащего. О членах семьи военнослужащего и праве получить жилое помещение более нормы предоставления. Перечень необходимой документации

    Здравствуйте. Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153
    (ред. от 18.02.2013)
    «О некоторых вопросах реализации подпрограммы „Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы „Жилище“ на 2011 - 2015 годы»
    (вместе с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы „Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы „Жилище“ на 2011 - 2015 годы»)

    Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане):(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)(см. текст в предыдущей редакции) а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях:(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)(см. текст в предыдущей редакции) военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)(см. текст в предыдущей редакции) сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 N 681, от 12.07.2011 N 561)(см. текст в предыдущей редакции)граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в жилых помещениях в указанных органах и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения;(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)(см. текст в предыдущей редакции)члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), проходивших военную службу по контракту, и содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями до гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника) и состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями до гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы, и состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2011 N 561) б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации;(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257)(см. текст в предыдущей редакции) в) - г) утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 12.07.2011 N 561;(см. текст в предыдущей редакции) д) граждане, прибывшие на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса «Байконур» организации, которые финансируются за счет средств федерального бюджета, увольняемые (уволенные) с работы на комплексе «Байконур», основаниями для увольнения которых являются (явились) выход на пенсию по возрасту, или ликвидация организации, или сокращение численности либо штата работников, или состояние здоровья, зарегистрированные администрацией г. Байконура в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не имеющие жилья на территории Российской Федерации;(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)(см. текст в предыдущей редакции) е) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении „Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР „О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ на граждан из подразделений особого риска;(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2008 N 257, от 12.07.2011 N 561)(см. текст в предыдущей редакции) ж) граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений; з) граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“;(пп. „з“ в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N 909)(см. текст в предыдущей редакции) и) граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты), имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“.

    Фактически сертификат получит отец ребёнка, и квартира будет в его собственности.

    Если у Вас хорошие отношения и он не против получения части квартиры ребёнком, то пусть просто сделает дарственную на дочь, после оформления права собственности на квартиру. При этом право проживания и пользования квартирой у неё будет в любом случае.

    Суть вопроса:

    Меня зовут О. – я дочь военнослужащего полковника 59 лет. Неделю назад отец получил извещение о распределении жилья в N. общей площадью 145 кв.м (2 квартиры) на 7 человек-членов его семьи, согласно личного дела. Положено 160 кв.м. Теперь нужно собрать док-ты и заполнить сведения о наличии собственности. Сейчас мной выясняется, что отец в 2006г. принял в дар от своей матери квартиру в N. области, получил свидетельство собственности и уже 6 лет, как счастливый одаренный 35 кв.м. Остальные члены семьи ни в чем замечены не были, даров не принимали.

    Из расчета предложенного жилья сверх нормы 2 кв.метра. Могут ли отказать нам в получении жилья, даже если мы согласимся оплатить 20 сверх нормы? Столько ждали…

    Можно ли что-то сделать, с учетом того, что на подаренных 35 метрах зарегистрирована и проживает мать отца (инвалид 1 группы 88 лет, жена ветерана войны), она не внесена в личное дело, как член семьи, реально является иждивенцем (отец единственный сын, оплачивает врачей и сиделку, да и сам раз в месяц приезжает), но документально не подтверждено.

    Я понимаю, что можно внести ее в личное дело или признать официально иждивенцем, но это время….и опять ждать, уже отказывались от предложенного ранее жилья в Щ. из-за не квалифицированности папы (4 человека в личном деле он, мать сестра и я, без наших детей – все вместе проживаем).

    Может можно её каким-нибудь приказом быстро включить в состав семьи – она же прямой родственник, и в этом случае (160+18)-35 и из предложенных 145 всего за 2 метра доплатить останется. Ведь если метры бабушки учитываются за минусом, неужели никак нельзя учесть, что она там проживает? И умышленным ухудшением условий это не назовешь. Если получить отказ и в суд подать, эти квартиры будут под арестом до выяснения (есть адрес, номер квартир)?

    Очень прошу помочь.

    Ответ военного юриста:

    Здравствуйте, О.! Поскольку жилье распределяется исходя из состава семьи в соответствии с норами предоставления, а с превышением жилое помещение только может быть предоставлено, в этом случае может случиться так, что это жилье перераспределят кому-то другому. Требовать предоставления именно этих квартир Вы не вправе.

    Что касается матери отца.

    Согласно Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года № 9 по установленным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

    Так, согласно ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

    Согласно ст. 31 ЖК РФ К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

    Таким образом, круг лиц, имеющих право быть обеспеченными жильем вместе с военнослужащим, определяется жилищным кодексом, при этом указанные лица должны проживать совестно с нанимателем/ собственником жилого помещения, в личное дело они могут быть и не внесены, в личное дело вносятся лица, указанные в п. 5 ст. 2 Федерального закона РФ 1998 г. «О статусе военнослужащих», там предмет регулирования несколько иной по иному определены и члены семьи военнослужащего.

    Можно рекомендовать Вам, со ссылкой на указанные статьи ЖК РФ, подать заявление об уточнении состава семьи, включении в состав матери, не делая акцент на том, где она живет (совместно с Вами или нет), поскольку она в силу прямого указания Закона (ЖК РФ) является членом семьи для целей жилищного обеспечения (и без внесения ее в личное дело) и принятии решения о предоставлении Вам указанных распределенных жилых помещений.

    Законодательством предусмотрен различный порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.

    Прежде всего, военнослужащие, не имеющие жилья в месте прохождения военной службы, должны в течение трех месяцев обеспечиваться служебным жильем.

    Право на получение жилого помещения в собственность или на условиях договора социального найма имеют военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а также подлежащие увольнению или уволенные в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более.

    Определенные категории военнослужащих имеют право на получение государственного жилищного сертификата, социальных выплат на приобретение жилья, стать участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

    Следует отметить, что получение субсидии на приобретение жилья, участие в ипотечной программе и получение государственного жилищного сертификата как альтернатива права на получение непосредственно квартиры, осуществляется на добровольной основе, только если сам военнослужащий выразил такое желание.

    2. Каков порядок признания в том, что военнослужащие нуждаются в жилых помещениях?

    Порядок признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен в Постановлении Правительства РФ «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

    Для этого военнослужащий подает рапорт командиру воинской части с приложением документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении. Список документов утвержден Правительством.

    На основании рапорта и приложенных документов, принимается решение о постановке военнослужащего на очередь на получение жилого помещения.

    Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.

    3. Каков порядок предоставления жилья в собственность военнослужащим?

    Жилье предоставляется военнослужащим в порядке очередности постановки на учет.

    4. На каком основании можно лишить военнослужащего права на жилье?

    Если военнослужащий самостоятельно решил жилищную проблему.

    Однако на практике встречаются случаи, когда военнослужащего исключают из списков нуждающихся или вообще отказывают в постановке на учет по формальным основаниям, например, отсутствует справка о необеспеченночти служебным жильем по прежнему месту службы. А справку такую предоставить возможность отсутствует, поскольку в связи с многочисленными реорганизациями архивы утеряны. Тогда вопрос решается в судебном порядке.

    5. Положены ли какие-то льготы на оплату жилья военнослужащим?

    Членам семей погибших военнослужащих предоставляется компенсационная выплата на оплату жилья и коммунальных услуг.

    6. Сколько квадратных метров положено военнослужащему?

    Жилые помещения предоставляются военнослужащим из расчета 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи. Эта норма может быть увеличена не более, чем на 9 кв.м. общей площади квартиры.

    7. Положена ли жилплощадь членам семьи военнослужащего в случае его гибели? Если положена, то какая норма по предоставлению жилья?

    Во-первых, члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий.

    За членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения. При этом жилое помещение указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке.

    Норма предоставления жилья такая же как и для военнослужащих - 18 кв.м. На члена семьи, с учетом особенностей жилого помещения эта площадь может быть увеличена не более чем на 9 кв.м.

    8. Какая стоимость положена военнослужащим на приобретение жилья?

    Если речь идет о жилищных сертификатах, стоимость жилья, приобретаемого с помощью сертификата рассчитывается исходя из положенных военнослужащему квадратных метров общей площади и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ.

    Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:

    • 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;
    • 42 кв. м - на семью из 2 человек;
    • по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

    Учитывается и право на дополнительную площадь отдельных категорий военнослужащих в размере 15 кв.м.

    Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации определяется 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    На сегодняшний день норматив стоимости 1.кв.м. Общей площади по РФ утвержден в размере 28 000 рублей.

    Таким образом, например, на семью из двух человек государство предоставляет жилищный сертификат на приобретение жилья стоимостью 1176000 руб., если приобретаемая квартира стоит дороже, доплачивать придется из своего кармана.

    9. Какова система приобретения квартиры для военнослужащих?

    Военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются из жилищного фонда Министерства обороны РФ.

    В этот жилищный фонд входят помещения, поступающие от жилищного строительства Министерства обороны и приобретаемые Министерством обороны, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в домах государственного и муниципального жилищного фонда, поступающие от переоборудования нежилых помещений Министерства обороны.

    Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

    10. Много ли обращений к Вам поступало от военнослужащих по поводу жилья?

    Чаще всего обращения военнослужащих связаны с незаконным увольнением без предоставления жилого помещения.

    Дело в том, что военнослужащие, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

    В настоящее время проходят массовые увольнения военнослужащих в связи с сокращением штата военнослужащих. При таких обстоятельствах естественно жилья на всех не хватает.

    В некоторых случаях находятся причины отказа в постановке военнослужащего на учет в качестве нуждающегося, иногда людей «убеждают» воспользоваться жилищными сертификатами.

    Мы бы посоветовали военнослужащим четко излагать свое несогласие с предстоящим увольнением по причине необеспеченности жильем при беседах с начальством и в рапортах.

    Незаконные увольнения без предоставления жилья следует оспаривать в суде, при этом просить не только восстановить в списках личного состава, но и выплаты всех видов довольствия за время незаконного увольнения.

    Имеются проблемы и в вопросах выдачи государственных жилищных сертификатов.

    11. Имеет ли военнослужащий право на получение дополнительного жилья и при каких обстоятельствах?

    Если военнослужащий жильем обеспечен, он имеет право на предоставление служебного жилья в случае, если его служба проходит в другой местности.

    Здравствуйте. У меня 2 дочери.Старшей 23 года. Вышла замуж, но прописана в служебной квартире вместе с нами. В этом году у меня 20 лет военной службы. Получаю право на улучшение жил. условий по избранному месту жительства. Хочу написать на жилищную субсидию, подписала контракт до предельного возраста пребывания на ВС. Включат ли старшую дочь в состав семьи для получения ЖС?

    Ирина Степанова , навскидку:

    "Итак, ещё раз вспомним, кто относится к членам семьи военнослужащего в соответствии с частью 5 статьи 2 ФЗ «О статусе военнослужащих»:
    «К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, ЕСЛИ ИНОЕ НЕ УСТАНОВЛЕНО настоящим Федеральным законом, ДРУГИМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ, относятся:

    Супруга (супруг);
    несовершеннолетние дети;


    лица, находящиеся на иждивении военнослужащих».

    Однако во всём, что касается жилищных правоотношений ИНОЕ установлено ДРУГИМ Федеральным законом, а именно – статьёй 69 Жилищного кодекса РФ:

    1. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

    А полную ясность в этот вопрос вносит:
    ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ
    СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ,
    ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ И СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

    22. При рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
    (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 6)
    ….
    По установленным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

    Как видим, в жилищных правоотношениях дети являются членами семьи военнослужащего (при условии совместного проживания) независимо от возраста, обучения, работы и др.

    Часто задают и такие вопросы: «моя дочь вышла замуж, сменила фамилию, правомерно ли исключили её из членов моей семьи, а меня – из очереди на улучшение жилищных условий?». Ответ содержится в статье 69 Жилищного кодекса РФ, которая НЕ содержит каких-либо ограничений по этому поводу.
    Более того: военнослужащий (при желании) вправе в установленном порядке вселить и супруга своей дочери, признать его членом семьи и требовать предоставления жилого помещения с учётом этого супруга, то есть на 18 кв. метров больше. Правда, это не всегда целесообразно, но это уже вопрос «житейский», а не юридический…

    Остаётся лишь добавить, что незаконное исключение из Списков очередников необходимо обжаловать в суде."
    http://don-advokat.ru/army/?p=113

    "В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются:

    Военнослужащим и членам их семей;

    Гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;

    Гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.

    К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим законом, другими федеральными законами, относятся:

    Супруга (супруг);

    Несовершеннолетние дети;

    Дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

    Дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

    Лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

    Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ "Жилищный кодекс Российской Федерации", к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

    В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года № 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъясняется, что разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, Судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. "

    Посидел над законодательством в попытке разобраться:

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»
    Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 2. Граждане, имеющие статус военнослужащих

    5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются:
    военнослужащим и членам их семей;

    К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами , относятся:
    супруга (супруг);
    несовершеннолетние дети;
    дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
    дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
    лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
    Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.

    Теперь попытаемся найти эти «другие федеральные законы» которые иначе трактовали бы членство в семье.

    ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 69. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма
    1. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

    Так, дети в качестве членов семьи признаны, 23-х летнее ограничение не упоминается. Ищем дальше:

    СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством

    Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

    Здесь та же картина. Попробуем зайти с другой стороны.
    На момент принятия на учет в качестве нуждающихся в предоставлении им жилой площади наряду с военнослужащим были признаны и члены его семьи. Читаем закон:

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
    О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Статья 6
    2. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

    Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
    1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
    1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

    3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
    5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
    6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

    Ищем «случаи утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений»:

    ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РСФСР
    ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР

    ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РСФСР
    Статья 32. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

    Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
    Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
    1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;
    2) выезда на другое постоянное место жительства;
    3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
    4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

    Пока достижение ребенком 23 лет не является преступлением, влекущим лишения его права на жилье.

    Копаем судебную практику:

    ОБЗОР
    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
    ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ЗА ТРЕТИЙ КВАРТАЛ 2004 ГОДА
    Вопросы применения жилищного законодательства

    Вопрос 7: Вправе ли орган, по решению которого женщина, являющаяся одинокой матерью, была принята на учет по улучшению жилищных условий, снять ее с учета в связи с тем, что ее ребенок достиг возраста 18 лет?
    Ответ: В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 36 ЖК РСФСР одинокие матери, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное предоставление им жилых помещений.
    Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР. Перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является исчерпывающим. Такое основание, как достижение ребенком возраста 18 лет, в этом перечне отсутствует.
    Учитывая изложенное, орган, по решению которого женщина, являющаяся одинокой матерью, была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не вправе снять ее с учета в связи с достижением ее ребенком возраста 18 лет до обеспечения ее жилым помещением в установленном законом порядке.

    Определение ВК Верховного Суда РФ от 9 октября 2001 г. N 5н-62/01
    "Жилье военнослужащему выделяется с учетом всех членов его семьи, в том числе и военнослужащих, если последние жильем не обеспечены"

    Абрамов и Живодеров обратились к командованию ВВМУПП им. Ленинского комсомола с рапортами об оказании им безвозмездной финансовой помощи на строительство жилья.

    Из исследованных в судебном заседании доказательств видно, что на момент обращения Живодерова за безвозмездной финансовой помощью в состав семьи данного военнослужащего входили: его жена - Живодерова Ольга Ивановна, мать - Живодерова Мария Михайловна и сын - Живодеров Алексей Валерьевич.
    В суде достоверно установлено, что сын заявителя - Живодеров Алексей Валерьевич в 1997 году окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского комсомола.
    Согласно справке, выданной войсковой частью 99333, лейтенант Живодеров А.В. проходит военную службу по контракту в указанной части, дислоцирующейся в г. Владивостоке, и является необеспеченным жильем вследствие прохождения военной службы по первому контракту.
    В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 года N 4338-1, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. В течение этого срока за ними и членами их семей сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.
    При таких данных следует признать несостоятельным вывод суда первой инстанции о том, что сын заявителя - Живодеров А.В., являясь самостоятельным субъектом воинских правоотношений, подлежал обеспечению жильем как военнослужащий, а не как член семьи военнослужащего.
    Из изложенного следует, что гарнизонный военный суд неправильно истолковал закон, что в соответствии со ст. 330 ГПК РСФСР является основанием для отмены судебного решения.
    Рассмотрев материалы дела и соглашаясь с протестом по изложенным в нем основаниям, Военная коллегия, руководствуясь ст. 329 ГПК РСФСР, определила:

    Обязать начальника указанного училища оказать Живодерову В.А. безвозмездную финансовую помощь на строительство квартиры в жилищном кооперативе "Адмиралтейство" в размере 100% стоимости той ее площади, которая, исходя из социальной нормы площади жилья в г. Санкт-Петербурге причитается самому заявителю, а также его жене, матери и сыну, с учетом права Живодерова на дополнительную площадь как преподавателя военного образовательного учреждения профессионального образования.

    Данное решение замечательно еще и тем, что родители живут и строятся в С.Петербурге, а сын служит лейтенантом во Владивостоке. Неисповедимы пути судейские!

    На обсуждение этой темы подтолкнули свежие ответы на вопросы Верховного Суда РФ.
    В частности:
    "Вопрос 21: Является ли достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма?
    Ответ: В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 22 августа 2004 г.) (далее - Закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
    Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
    Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
    Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
    Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является."

    Нет ли здесь прямой аналогии?

    Короче, как показывает первичный правовой анализ ситуации, достижение ребенком возраста 23 лет может препятствовать только при постановке на учет военнослужащего в качестве нуждающегося в предоставлении жилой площади, но не как лишение его права на жилье, гарантированного в свое время государством, но не реализованного по его (Государства) вине.

    Жаль не нашел судебной практики по этому вопросу применительно к военнослужащим. Но как мне кажется, имеется достаточно правовых оснований в отстаивании права по данному вопросу.