Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп здоровья — Близнецы
  • Безе: состав, калорийность, пищевая ценность, полезные свойства, вред
  • Сонник: к чему снится Операция
  • Салат из свежей капусты и огурца
  • К чему снится голубка. Большой онлайн сонник. Сонник Мартына Задеки
  • К чему снится когда за тобой гонятся
  • Рассказ обломов 9 глава краткое содержание. «Сон Обломова». Причины нравственной гибели И.И.Обломова. Рефераты и Сочинения по русской и зарубежной литературе

    Рассказ обломов 9 глава краткое содержание. «Сон Обломова». Причины нравственной гибели И.И.Обломова. Рефераты и Сочинения по русской и зарубежной литературе

    Сон Обломова является одним из центральных эпизодов романа "Обломов" Гончарова. Это рассказ о детстве и его жизни в родной деревне .

    "Сон Обломова" можно найти в IX главе 1-ой части романа (см. текст ).

    Краткое содержание главы "Сон Обломова": краткий пересказ, глава в сокращении

    1. Обломов в родной деревне Обломовка

    В тот момент, когда две разные скорости и два геологических слоя, можно сказать, происходят землетрясения и ужасы того, что мы называем настоящим. В трех случаях диагноз настоящего можно прочитать, увлечься той же силой воображения. Его название, по-видимому, относится к уже неприемлемой мистификации. Для меня это привилегия снимать и жить во Франции как художник: ничто, как страна, которая каждый день падает на путь ее неумолимого упадка. Ничего лучше, чем все более провинциальный регион, возглавляемый вращающимися командами того же неспособного, нечестного и все испорченного их поддержкой режима полной и постоянной коррупции.

    В начале сна Обломов видит свою родную деревню Обломовка. Это тихое место в глубинке России. протекает размеренно и однообразно. - это добрые, спокойные, но ленивые люди, которые не видят пользы в труде. Жители Обломовки мало грустят и не задумываются о смысле жизни, поэтому они всегда веселы и здоровы.

    2. Обломов видит себя 7-летним мальчиком

    Что было бы предпочтительнее для этой каюты на суше, где справедливость похожа на худший базар? Какой художник не мечтал бы о такой нации? Да, тоталитаризм настоящего, поскольку он применяется механически, каждый день более угнетает на планетарном уровне.

    Обломов в родной деревне Обломовка

    Эта тирания без лица, которая стирает их всех за исключительную выгоду от систематической организации единого времени. Враг эпохи, которая одновременно признана своей и как неподходящей, Годар вводит в то же время набор категорий, «жизнь, недостойную жизни» и «тоталитаризм настоящего», «глобальную и абстрактную тиранию», которая действует на планетарном уровне, радикальная отмена исторической эпохи и смерть. Среди этих категорий, без сомнения, настоящее играет свою удачу в тысячелетнем развитии и глобализации, и каждое из этих понятий подразумевается в других: настоящее представлено как тоталитарное, потому что оно перестало слушать время; в напряженности нынешней смерти предваряется, то есть: коррупция истории и, в частности, историчность кино.

    В продолжение сна Обломов видит себя 7-летним мальчиком у себя в деревне. 7-летний Илюша - это веселый, полный, здоровый мальчик, которому интересно все вокруг. Илюша хочет бегать и резвиться, но родители слишком опекают его. Они не дают Илюше сделать ни шагу самостоятельно, боясь, что мальчик ударится, перегреется на солнце, простудится и т.д.

    Это те, что мы называем искусством. Единственное, что переживает эпоху, как бы то ни было, - это форма искусства, созданная для себя. Никакая деятельность не станет искусством до того, как ее время закончится. Впоследствии это искусство исчезнет. Позиция не может быть более агамбийской.

    В кино общество, которое потеряло свои жесты, пытается переоценить то, что оно потеряло, и в то же время фиксирует свою потерю. Время, которое потеряло свои жесты, одновременно одержимо ими: для людей, лишенных всякой природы, каждый жест становится судьбой. И чем больше жестов потеряли свою неприкосновенность под действием невидимых сил, тем стала более неразборчивой жизнь.

    Родители Обломова - добрые, милые, но ленивые люди. Они мало занимаются своим имением. Отец Обломова весь день бездельничает и сидит у окна. Мать Обломова целыми днями пьет чай, гуляет по саду и почти не занимается хозяйством.

    В Обломовке принято спать днем: каждый день в полдень обломовцы ложатся спать и вся Обломовка затихает. Спят и хозяева, и крестьяне. Даже старушка-няня Илюши засыпает. В эти моменты Илюша наконец обретает свободу и делает все, что хочет. Он бежит туда, куда его обычно не пускают: на голубятню, в канаву, к оврагу. Когда все просыпаются, Илюша успевает вернуться к няне.

    Мы можем разделять или не те кантилены, но мы не можем отрицать их серьезности, с которой они призывают нас к странной битве с врагом, всегда неопределенным, неуловимым, неразборчивым. Тогда ничего более анахроничного, чем пост-кинематографическое искусство, этот мнимый след истории. От аналоговых архивов до двоичных архивов, от изображений и рассказов, созданных в виде драгоценных камней или вырезанных как камни, каждый на своем законном месте, в синтаксическом образовании, изображениям и рассказам, установленным в виде кусочков ранее существовавшей головоломки, но фигурой которых конец является неразборчивым.


    3. Обломов видит себя 13-14-летним мальчиком

    В продолжение сна Обломов видит себя 13-14-летним мальчиком. Обломов учится в пансионе, который организовал немец Штольц, живущий неподалеку. В этом пансионе с Обломовым учится . Учась в пансионе, Андрей помогает ленивому Илюше делать уроки.

    Родители Обломова не видят смысла в учебе и знаниях. Они под любым предлогам оставляют Илюшу дома. Чтобы сын не ехал на учебу, родители находят массу оправданий: праздники, холод, жара, приезд гостей и т.д. Иногда Илюша пропускает нескольку недель учебы подряд.

    Разве это не значит, что кино всегда было похоронным событием? Враг настоящего, мы услышим его немедленно, Годар объявит себя врагом государства и его людей, потому что. Ничто не более противоречит образу возлюбленного, чем образ государства, причина которого противоположна суверенной ценности любви.

    Государство никоим образом не потеряло силы, чтобы охватить весь мир перед нами. Эта совокупность вселенной, которая происходит в то же время снаружи любимого как объекта и внутри любовника как субъекта. Тогда кинотеатр не боялся других, ни самого себя. Он не был укрыт со временем, это был приют времени.

    14-летний Илюша - это резвый и живой мальчик. Он хочет изучать мир, но родители не дают ему свободы. Зимой родители держат Илюшу дома, чтобы тот не простудился. По утрам одевает Илюшу. Днем слуги исполняет любой каприз мальчика. В результате резвый и живой Илюша превращается в вялого и несамостоятельного человека.

    Конец сна.

    Да, образ - это счастье, но рядом с ним лежит ничто, и вся сила изображения не может быть выражена, кроме как путем вызова его. Возможно, мы должны добавить, что образ, способный отрицать ничто, - это тоже вид небытия на нас. Он светлый, он очень тяжелый. Он светит, но это диффузная толщина, в которой ничего не отображается. Конечности, которые мы оставили, где Цирцея, не проливая слез за него, не окутывая его тело, потому что нас назвали срочные вещи. Если человек, если мужчина, если человек пересек рай в мечтах и ​​получил цветок как доказательство своего прохода, и если после пробуждения он обнаружил, что цветок в его руках, то что?

    Это было краткое содержание главы "Сон Обломова": краткий пересказ, глава в сокращении.

    «Сон обломова».

    Сон всегда был загадкой для человека. Как и каждая тайна, он необычайно притягателен, поэтому и собрал вокруг себя множество народных верований, преданий. Сон нашел свое отражение во всем, в том Сон нашёл своё отражение во всём, в том числе и в произведениях литературы, начиная поэзией Шекспира и заканчивая прозой современных писателей. Причём каждый автор описывает сновидения и преследует свою цель.

    Фрагмент настолько плотный в ссылках, что никто не знает, с чего начать разворачивать их: они неявно, Сартр и Целан. Есть голос Эзра Паунда, его память Эльфенора, пьяного молодого гребца, безвременная смерть которого совпадает с жизнью кино как фабрики снов.

    Кино как зондирующая доска, где предназначено, - это прослушивание едва слышного прошлого и неразборчивого будущего: «то, что культура не может понять». Годар выступает как враг настоящего, потому что настоящее - поле битвы, глобализированная гражданская война, теория которого недавно была предложена коллективом Тиккуна, наследником тех же имен, которые цитирует Годар, и в то же время намекает через сложный сеть последствий.

    Пример - видение Екатерины в “Грозе” Островского. Они только раскрывают характер главной героини, рассказывают о мыслях и чувствах любящей женщины.

    Особая роль у сна, в произведениях Гончарова. Автор специально рассказывает о детстве Обломова не в самом начале романа. Оно прошло незамеченным. Читатели, узнавая о жизни Ильи Ильича настоящем, с интересом и вниманием читают о его детстве. Они пытаются найти ответ на один вопрос: что же могло сделать человека таким?

    Функция западного театра, говорит Барт, будет по существу заключаться в том, чтобы проявить то, что считается тайной. Итальянский театр - это пространство этой лжи: незаметно открытый интерьер, зритель пригнулся в тени. Это богословское пространство: с одной стороны, актер, с другой, ночью, публика. Бунраку приходит к отмене этого метафизического места, которое Запад не может не установить между душой и телом, причиной и следствием, двигателем и машиной, агентом и актером, судьбой и человеком, жестом и совесть: «внутренняя часть больше не доминирует над внешним».

    Начало романа Гончарова - в сне Обломова. Эпизод из неоконченного романа важен потому, что в нём проявляется основная проблема произведения.

    Этот отрывок и “Сон” Пушкина очень похожи. Поэт также рассказывает о роли няни в воспитании русского ребёнка. Писателю показывают, что дворянская культура порой неделима от своих народных истоков. Одна из главных черт Обломова, мечтательность, сформировалась в Обломовке.

    И в тексте Фуко мы читаем, в то же время, отказ от мысли о пределе, который можно прочитать в Витгенштейне, и о «безвозмездной негативности», как Кожев предложил это в отношении Конец истории, исчезновение человека как отдельного класса и его отношение удовлетворенности в отношении его материальных условий существования. Что может быть значением Империи Знамений, этой трудной книги Роланда Барта, которая едва ли была прочитана, но установить корреляцию с японским интервалом Кожева и его наблюдениями об окончании истории?

    Рассмотрим Японию: страну, которая сознательно защищала себя от истории в течение трех столетий, что ставит барьер между историей и самим собой. Давайте посмотрим на наше собственное будущее. Это действительно удивительная страна. Например, снобизм, по своей природе, является наследием меньшинства. Но Япония учит нас, что снобизм может быть демократизирован. В Японии насчитывается восемьдесят миллионов снобов. Рядом с японцами английское высшее общество выглядит как группа пьяных матросов.

    Няня была первым учителем героя. Всё, что занимало Илюшу, она объяснила как могла, то есть народными поверьями, приметами, остальное ребёнок черпал из сказок. Естественно, Обломов не видел настоящей жизни. Конечно, позже Илюша понял, что рек из мёда и молока не существует, но не переставая мечтать о волшебном крае, “...где нет зла, хлопот, печали, ... где так хорошо кормят и одевают даром...” Поэтому, став взрослым, он удивляется тому, что все торговцы требуют отдать им долг, а иначе грозятся посадить в острог и не отпускать продукты.

    Что это связано с концом истории? Этот снобизм является свободным негативом. В мире Истории сама история связана с тем, что порождает тот негативный способ, который необходим человеку. Если История больше не говорит, негативизм сам сфабрикован. Сноббер может зайти очень далеко. Вы можете умереть за снобизм, как камикадзе.

    Взгляд, говорит Годар, приходит от аудитории к фильму, изнутри наружу и к обратимости образов, что служит показателем трансформации кино в пост-кинематографию. Голос 1: Фильм Гая-Эрнста Дебода. Угрозы в фаде де Саде. Голос 2: Ужасы в Фавере де Саде посвящены Гил Дж.

    Несомненно, эти традиции остались на всю последующую жизнь героя. Но, благодаря тем же устоям, Илья Ильич сохранил свою душу красивой, простой и естественной. Он не принимал всего грязного в мире, не понимал смысла чинов и богатств. И от всего, что его душа отвергла, Обломов отгородился.

    Во сне открывается причина поступков, совершаемых настоящим Ильёй Ильичём. Не зная его характера, который в большей части сформировался в детстве, нельзя понять героя до конца. Явная параллель видна между Ильёй Обломовым и Ильёй Муромцем, который сиднем сидел тридцать три года. С самого детства героя окружала праздность. Мать оберегала своего сына, следила за тем, чтобы он был пухленьким, беленьким, с розовыми щёчками, “которые другой малыш и надует, а такие не сделает”. Родители подавляли в своём ребёнке резвость и любознательность. И добились того, что Обломов стал ленив и апатичен. Всё реже и реже чувствовал потребность вскочить и сделать всё самому и чаще давал указания Захару. Родители же “отвили” у своего ребёнка желание учиться. Они видели только внешнюю сторону образования и не понимали, что оно помогает духовному развитию человека. Поэтому в семье очень часто находились предлоги, чтобы оставить Илюшу дома, а не отвозить к Штольцам. Позже он сам делал вид, что болен и нехотя выполнял задание. Сам Обломов не понимал, чем ему может послужить образование и наука. И это привело к тому, что однажды он сложил все книги в угол комнаты и равнодушно наблюдал за тем, как их покрывала пыль.

    Когда лицо перестало появляться по месту жительства или месту жительства, и если через четыре года новостей нет, заинтересованные стороны могут предстать в суде первой инстанции, чтобы заявить о его отсутствии. Голос 1: Любовь действительна только в дореволюционные периоды.

    Голос 2: Ты лжешь, тебя никто не любит! Искусство начинает, расширяется и исчезает, поскольку недовольные люди преодолевают мир официальных выражений и признаки их нищеты. Голос 4: Скажите, вы спали с Франсуазой? Руководство для истории кино. Шкаф доктора Калигари.

    Линкор Потемкин. Рождение Гай-Эрнста Деборда. Чувак, лебовский, цветение становится, согласно определению, предложенному Тикуном в Теории Блума. Тикун и Невидимый комитет являются сознательными органами Воображаемой партии. «Агент Воображаемой Стороны» - это тот, кто начиная с того места, где он находится, с его позиции, использует или преследует процесс этической поляризации, дифференцированного предположения о жизненных формах. Подобно Деборду, как Годард, Тиккун - часть свидетельства мира как катастрофы.

    Таким образом, сон объясняет, почему Обломов стал таким, каким мы его видим.

    Важна и композиционная роль этого эпизода в романе. Гончаров рассказывает о людях, навещавших Обломова. Герой с удивлением воспринимает то существование, которое они называют жизнью. Они не понимают, как можно так жить. Сон же отделяет визит от появления Штольца. Он объясняет неспособность Ильи Ильича жить так, как жил его друг, Ольга, люди его навещавшие. У него нет энергии для такой жизни, да она ему и не нужна. Сон, по словам Дружинина, играет главную роль в произведении. Он писал, что этот эпизод опоэтизировал героя и связал его невидимыми нитями с сердцами читателей. Поэтому “Сон” как отдельное художественное произведение поражает своим

    Он называет «глобальную гражданскую войну» конкретной катастрофой ситуации, в которой мы живем, в которой ничто не может ограничить конфронтацию присутствующих сил. Активист мобилизуется на катастрофу, но в глубине души он только продлевает ее, потому что он не перестает думать, как сделать обитаемые миры.

    Тиккун - это сознательная часть этой партии. Это то, как человек думает или воображает войну, которая тащит нас? Или также: какова тема, которая позволяет втянуть себя в войну, чтобы принять там арьергардную позицию? Документальный фильм Петра Иосифа хочет, по самому своему названию, участвовать в духе нашего времени. Содержание фильма не имеет значения, как то, как фильм воображает себя в то время, когда мы живем, его размещение относительно единиц воображения, которые составляют силу, которая его тянет и, прежде всего, его участие в цифровой воспроизводимости, как горизонт производства, обращения и потребления.

    огромным значением в романе.

    Роман «Обломов» – вершина творчества Гончарова. «В типе Обломова и во всей этой обломовщине, - писал Добролюбов, - мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени». Обломовщина – это воплощение сна, неосуществимых стремлений, застоя. Со временем Обломов стал нарицательным героем. Перед читателем проходит вся жизнь Ильи Ильича, начиная с раннего детства и заканчивая смертью. Именно эпизод, посвященный детству Илюши, является одной из центральных глав в идейном отношении. Ее Гончаров назвал «увертюрой всего романа». «Сон Обломова» - тот самый ключик ко всему произведению, разгадка всех его тайн.

    И поскольку для нее нет снаружи, потому что фильм не способен мыслить снаружи, он уступает этой экзистенциальной мечте о детстве, которая «состоит из обрезки и оседания» и вычитает образы родины с жестом, чтобы вернуть их в пещеру удобная симулякра и представления.

    Аргументы Петра Иосифа имеют ошеломительную ревность в двух составляющих его частях: первый настаивает на том, чтобы представить христианство как мифически-литературный гибрид, то есть как параноидальную фантастику; третий держит плутократический заговор как источник всех наших болезней. Самая рискованная, вторая часть, предлагает гипотезу о том, что атаки 11 сентября были ложной флаговой операцией, целью которой было терроризировать западные общества и обеспечить стратегические военные кампании, которые были разработаны в результате этих нападений.

    Первая глава романа посвящена одному единственному дню Ильи Ильича. Наблюдая за его поведением и его повадками, речами и жестами, у нас складывается определенное впечатление о герое. Обломов – барин, готовый дни напролет лежать на диване. Он не умеет работать и даже презирает всякий труд, способен лишь на бесполезные мечты. «Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья». Обломов просто боится какой-либо деятельности. Даже мечта о большой любви не сможет вывести его из состояния апатии и покоя. А те «два несчастья», которые поначалу так тревожили Обломова, в итоге поступали в ряд беспокойных воспоминаний. Так проходила вся его жизнь, день за днем. Ничего не менялось в ее мерном движении. Илья Ильич постоянно

    мечтал. Его главная мечта была представлена в виде плана, причем незаконченного плана. И чтобы заветная мечта осуществилась, необходимо не только остановить время, а даже повернуть его вспять. Знакомым Ильи Ильича тоже не удается расшевелить главного героя. У Обломова на все случаи жизни готов ответ, например, такой: «Это я по сырости поеду! И чего я там не видал?» Привычка жить за счет других, получать удовлетворение своих желаний с помощью усилий посторонних людей и привела к апатичной неподвижности и безразличию. «А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее... Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором». Так, развлекая себя своими обычными размышлениями и мечтами, Обломов медленно перемещается в царство сна, «в другую эпоху, к другим людям, в другое место».

    Именно этот сон во многом разъяснит многозначный образ героя. Из комнаты Ильи Ильича мы попадаем в царство света и солнца. Световое ощущение, пожалуй, центральное в данном эпизоде. Мы наблюдаем солнце во всех его проявлениях: дневное,

    вечернее, зимнее, летнее. Солнечные пространства, утренние тени, речка, отражающая солнце. После тусклой освещенности предыдущих глав мы попадаем в мир света. Но для начала мы должны пройти 3 преграды, которые поставил перед нами Гончаров. Это бесконечное море с его «бешеными раскатами валов», в которых слышатся стоны, жалобы будто обреченного на муку животного. За ним расположены горы, пропасти. И небо над этими грозными скалами кажется далеким и недосягаемым. И, наконец, багровое зарево. «Вся природа – и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы – все горит точно багровым заревом». После этих волнующих пейзажей Гончаров переносит нас в небольшой уголок, где «счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть». Это край, в котором хочется жить вечно, родиться там и умереть. Гончаров знакомит нас с окрестностями деревни и ее жителями. В одной фразе мы можем найти довольно примечательную характеристику: «Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте». Там мы встречаем юного Обломова. Гончаров в этом эпизоде отразил мировосприятие ребенка. Об этом говорят постоянные напоминания: «А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским... умом». Бесконечная забота о маленьком Обломове порой поражает. «И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос...» Обломовка – это уголок, где царствует спокойствие и невозмутимая тишина. Это сон во сне. Все вокруг будто замерло, и ни что не в силах разбудить этих людей, которые бесполезно живут в далекой деревушке без всякой связи с остальным миром.

    Дочитав главу до конца, мы осознаем ту единственную причину бессмысленности жизни Обломова, его пассивности и апатии. Детство Ильи Ильича обрекло его на бесцельное дальнейшее существование. Когда Илья Ильич подрос, в его жизни изменилось совсем мало. Вместо няньки за ним бегает Захар. А так как в детстве всякие желания Илюши выбежать на улицу, поиграть с ребятами пресекались тотчас его родителями, становится неудивительным тот размеренный образ жизни, который ведет Обломов в более зрелые годы. «Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым...» Мало интересует Обломова нынешнее имение с его хаосом и разрушениями. Если бы он захотел, то давно оказался там. А пока он живет на Гороховой улице, зависит от хозяина дома и опасается скупых соседей. Совместная жизнь с Пшеницыной является

    продолжением жизни в Обломовке. Время циклично и идет противно идее прогресса.

    «Сон Обломова» – это попытка автора уяснить себе суть Обломова. Именно этот эпизод создал облик героя поэтическим и помог герою войти в сердце людей. Этот эпизод подобен стихотворению. В нем не найдешь ни одного лишнего слова. «Сон Обломова» может существовать отдельно от всего романа как самостоятельное художественное произведение со своей композицией. Гончаров даже опубликовал отдельно эту главу. В то же время без этого эпизода роман казался бы незавершенным. Ведь лишь прочитав эту сцену, мы понимаем, что именно Обломовка породила такого питомца, и теперь он тоскует и мечтает о ней. И путь туда ему уже заказан.

    И.А.Гончаров работал над романом «Обломов» в течение десяти лет. В этом романе автор выразил свои убеждения и надежды, отобразил те проблемы, которые волновали его, вскрыл причины этих проблем. Поэтому образ Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца приобрели типичные черты, а слово «Обломовщина» стало нарицательным.

    Чтобы понять характер человека, его поступки, надо обратиться к его истокам, и детству, юности, воспитанию, окружению, к полученному образованию. В Илюше сосредоточилась сила всех поколений его предков, в нём были задатки человека нового времени, способного на плодотворную деятельность. Но все стремления самостоятельно познавать мир пересекались нянькой, не спускавшей с него глаз. Он рос внимательным и любознательным ребёнком, всё напитывает его мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружавшей. «Главная забота» в жизни – хорошая еда, а потом крепкий сон. Этому правилу он будет следовать всю свою жизнь. В таких условиях сложилась апатичная, ленивая, трудная на подъём натура Ильи Ильича. Он был окружён чрезмерными заботами родителей, нянек, слуг. В образовании они видели только путь для продвижения чинов, наград и прочих отличий, выгодных для будущего. Это всё пагубно сказалось на Илье: он не привык к систематическим занятиям, никогда не хотел узнать больше, чем задавал учитель. Обломов боялся трудностей, ему было лень приложить даже малейшее усилие к решению насущных проблем. Он утешал себя словами «авось», «может быть», «как-нибудь». Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь об исходе этого дела и о порядочности человека, которому его поручил. Он не допускал даже мысли о возможности обмана, у него отсутствовали элементарная осмотрительность и практичность. Этим пользовались хитрые и ловкие люди. Встреча с Ольгой изменила Обломова, но всё же не настолько, чтобы отказаться от своей спокойной и размеренной жизни. В конце концов он её теряет и мещанское болото засасывает его уже навсегда. Ни Штольц, ни Ольга не в силах изменить его натуру, испорченную с детства. Он окончательно отдаляется от всего мира, не встречается ни с кем, забывает друзей и знакомых. У него нет сил противостоять трудностям жизни, он плывёт по течению.

    Однажды он заболел и его навестил доктор. После осмотра он сказал ему, что от лежания и жирной пищи его года через два-три хватит удар, советует ехать за границу лечиться и встряхнуться. Обломов в ужасе, он задумывается о своих «несчастьях», потом засыпает и ему снится сон, в котором проходят все этапы его жизненного пути.

    Вначале Илье Ильичу снится пора, когда ему всего семь лет. Он просыпается в своей постельке. Няня одевает его, ведёт к чаю. Весь «штат и свита» дома Обломовых тут же подхватывают его, начинают осыпать ласками и похвалами. После этого начиналось кормление его булочками, сухариками и сливочками. Потом мать, приласкав его ещё, «отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребёнка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией». День в Обломовке проходит бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах.

    Следующая пора, которая снится Обломову, - он немного постарше, и няня рассказывает ему сказки. «Взрослый Илья Ильич хотя после и узнаёт, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта неискренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка… Его всё тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остаётся расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счёт доброй волшебницы.»

    Жизнь в Обломовке вялая, крайне консервативная. Илюшу лелеют, «как экзотический цветок в теплице». «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». Родители «мечтали о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь по дешевле, с разными хитростями обойти тайком разбросанные по пути просвещения и частей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретённой полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошёл все науки и искусства».

    Роман Гончарова «Обломов» вышел в свет в 185 году, когда Россия стояла на пороге перемен экономической жизни, вызванных необходимостью отмены крепостного права. Автор по своим взглядам принадлежал к кругу либерально настроенных дворян, которые, с одной стороны, признавали необходимость перемен, а с другой – страшились утраты нравственных ценностей во время этого процесса. Раздумья о будущем родины о новом герое литературы нашли отражение в романе в образе главного героя и его окружения.

    Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, впервые появляется перед нами «молодым человеком 32-35 лет от роду, приятной наружности, с тёмно-чёрными глазами, гулявшими беспечно по стенам, потолку». Если говорить обо всём действии романа, то впервые мы познакомимся с Илюшей, когда ему было 7 лет (в главе «Сон Обломова»), а последние главы описывают события, происшедшие спустя 37 лет.

    Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода. Он умный, культурный человек, получивший хорошее образование, в юности он был полон прогрессивных идей, мечтал служить России. Когда он начинает службу, совершенно очевидно, что он стоит значительно выше своих петербургских знакомых (Волкова, Пенкина, Судьбинского).

    Илья Ильич по характеру честен, добр, кроток. Его друг с детских лет, Андрей Штольц, говорит о главном герое: «Это – хрустальная, прозрачная душа».

    Но эти черты характера дополняются такими качествами, как безмолвие и лень. Жизнь Обломова лишена стремлений к изменениям, преобразованиям, больше всего на свете он ценит покой, не имея сил и желания бороться, если можно жить и так. Как только судьба ставит перед ним проблему выбора, возникающую рано или поздно перед любым человеком, Обломов пасует перед жизненными проблемами и трудностями.

    Гончаров, безусловно, осуждает лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической деятельности, подмену жизни расплывчатой мечтательностью. Он даже сам хотел назвать роман «Обломовщиной». («Одно слово, - думал Илья Ильич, - а какое… ядовитое»). Автор видит и причины, породившие это явление – условия русской поместной жизни позволяли помещику не заботиться о «хлебе насущном» (спустя несколько лет помещик из некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо» скажет об этом так: «Соловья благородные у нас труду не учатся»).

    Но роман и его образы не так однозначны. Осуждая Обломова, Гончаров всё-таки никак не может согласиться с мыслью, что путь Андрея Штольца, превратившегося в машину «из мускулов и костей», лучше и более подходит для России. В одном из разговоров Илья Ильич спрашивает друга: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» Как тут не согласиться со словами Добролюбова, сказанными об этом авторе:«Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чём-то думающий. Но грустная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других,- развила в нём апатическую неподвижность и повергла его жалкое состояние нравственного рабства».

    Роман Гончарова «Обломов» является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем общественно-нравственного содержания. Уже на первой странице романа автор посчитал необходимым обратить внимание читателя на главную черту своего героя: «Душа так открыто и ленно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы и рук». Вот с каким обаятельным Обломовым автор предлагает нам разделить переживание и мысли о мире, в рамках довольно объёмного романа.

    Наиболее кульминационным моментом в романе является «Сон Обломова». Этот эпизод романа можно считать отдельным произведением, так как Гончаров изобразил «Сон» по всем правилам литературно-поэтического искусства. Именно «Сон Обломова» позволяет читателю узнать всю сущность натуры главного героя – Обломова. В начале «сна» перед нами предстаёт удивительнейшая картина земного рая. Края забвения и хранилища души. Вспоминая свою Обломовку, Илья Ильич вспоминает её с трепетной любовью и лаской. Те великолепные пейзажи, те чёткие границы природы, те изумительные закаты, тот

    беззаботный крестьянский быт, то гармоничное слияние души с природой, та уютная домашняя ласка – всё это на всю жизнь засело в сердце Обломова. Именно этот уголок Илья Ильич считает своим раем, именно туда он стремится всю свою жизнь. В том божественном уголке, где душа и сердце упиваются негой, и беззаботная жизнь бьет ключом. «Сон Обломова» отражает два жизненных периода Обломова. В первый период жизни главный герой представлен семилетним мальчиком, который полон жизненных сил и идей. Детский ум Илюши Обломова ещё девствен настолько, что поглощает любую информацию в неограниченном количестве, но никак не может насытиться. И в этом период как раз и начинает формироваться та личность, которая в дальнейшем и станет Ильёй Ильичом Обломовым. Сам быт и отдалённость Обломова во многом и сложили его натуру. Потому что уже с рождения Илюша ощущал себя барином, и чем старше он становился, тем ощущение это росло. Для маленького Обломова не существовало ничего невозможного, всё выполняли няни и слуги. Итак семилетний мальчик был всецело зависимым от канонов царивших в обыденной жизни его семьи, поэтому тот чистый, детский ум был уже пародией на родителей. Но этот факт противоречит самому себе. Ведь когда обломовцы погружались в священный для них полуденный сон, Илюша начинал жить и жить той жизнью, которой! он хотел, но ни коем разе не обломовским обыванием. Тогда его детскому любопытству были открыты все границы, и он мог наслаждаться в полной мере этой свободой. В эти часы сна родителей и других обитателей Обломовки все мечты маленького Илюши сбывались, все его желания исполнялись в миг; ведь он был свободен, как птица. Даже няня, которая дремала с сознанием того, что мальчик непременно побежит к оврагу или залезет на галерею, не противилась этому, потому что

    обломовский сон давно завладел ею, и она уже не может с ним бороться. Но это были лишь часы свободы для Илюши, всё же остальная жизнь проходила монотонно, хотя он и не замечал этого. Родители Обломова всячески старались оградить их чадо от воздействия внешнего мира, прививая в нём с раннего возраста незыблемые законы обломовщины. Но нужно отдать справедливость и тому, что, находясь под крылом своих родителей, Илюша большей частью воспринимал мир сердцем, а не умом. Он был изолирован от этого мирского зла, которое царило везде. Все эти нянины сказки о реках с молочными берегами странах, где нет забот и хлопот обломов закладывал себе в сердце на всю жизнь. Макет быть, именно таким представляется ему мир за пределами Обломовки, может быть, именно сказкой представлялась ему жизнь, которая была там, за Обломовкой. Мне кажется, что так и думал маленький Илюша Обломов, ведь сама жизнь в Обломовке была такой, монотонной сказкой. Благодаря этой некоторой изоляции от мира, внутренний мир Илюши богател с каждым днём. Его сердце наполнялось общей любовью ко всему, но любовью, требующей взаимности. Значит шанс, данный Илюше от рождения войти в настоящий мир со всеми его прелестями и гадостями, постепенно гаснул под давлением

    жизни Обломовки.

    Но вот перед читателями предстаёт четырнадцатилетний Илья Обломов, румяный и холеный мальчик. Этот период жизни Обломова так же помогает поглубже взглянуть в существо главного героя. Для Ильи начинаются тягостные времена, так как он

    должен получить образование. Обучаться он должен был у немца Штольца. Может быть, Обломов и выучился бы у своего учителя чему-нибудь, если бы Верхлево было бы в пятистах верстах от Обломовки – как говорит автор. Но я считаю, что и в этом

    случае Илье Обломову представился ещё один шанс, который дала жизнь Илье от рождения. Конечно же Обломов так и не научился ничему, так как с одной стороны за него делал все уроки сын Штольца – Андрей, с другой стороны большую часть

    времени Илья проводил в Обломовке в кругу семьи. И здесь, в родительском доме, изнеженный ласками и заботой родителей Обломов уже начинал чахнуть не физически, а становился он духовным калекой в мирском бытие. Но в этом нельзя винить ни

    Обломова, ни его родителей, ни родителей его родителей. Это болезнь всего их рода, болезнь которую почти невозможно вылечить, болезнь со странным названием –

    обломовщина, искоренять которую нужно было ещё в начале начал. Поэтому детская натура не в силах была разорвать этих грязных цепей обломовщины. К этим годам жизнь Ильи Ильича была определена. Стоило ему только захотеть чего-нибудь, тут

    же возле него оказывались Васька, Митька, Ванька и исполняли все барские прихоти беспрекословно. Но иногда в нём просыпался какой-то огонёк, когда ему надоедали все ласки и лица, и тогда он вскакивал и с визгом бежал на улицу; где резвился с деревенскими мальчишками, играя в снежки. Но эта воля была недолгой и снова постель с пятью одеялами, снова варенье и чай, снова эта обломовская нега, которую он отвергал; но всё-таки покорился ей.

    Что же стало дальше с Ильей Ильичом Обломовым? Порядком повзрослев, Илья Ильич устроился на общественную службу в канцелярию, где пробыл недолго. Этот момент был равносилен тому, что только что вылупившегося птенца, не умеющего ещё плавать бросили в воду, и как этот птенец не барахтается в ней, ин всё-таки тонет. То же самое произошло и с Обломовым. Его неопытного, не готового ни к какому роду труда пустили в океан жизни. Может быть, со времени Илья Ильич и научился бы работать, но было ещё одно «но». В канцелярии не было тех душевных, близких, ласковых отношений, здесь не было этой семейной обстановки, не было взаимопомощи, поэтому обломов не мог ни какими силами сдержать того нравственного гнёта, которому был подвержен. Не выдержав нравственного шторма жизни, Обломов замкнулся в себе и попытался насколько возможно создать вокруг себя обстановку родной Обломовки.

    Обломов с головой погрузился в болото русской обломовщины и ничто уже не может вытащить его от туда, так как он ещё одно идентичное другим звено барской России. И эта утопия была губительна не только для барского сословия, но и для всей России. Это было огромным тормозом в её развитии, и Русь оставалась тою же тёмной стороной. Но сила Обломова в том, что он через всю свою жизнь пронёс чистую душу, незапачканную мирской грязью, ведь это тоже нелёгкий труд. Наверное, в душе каждый человек хоть немного, но Обломов. Ведь каждый почти преклоняется перед прекрасным, ведь у каждого есть чувства жалости и сострадания. Если на земле не было бы Обломовых, то это была бы пустыня, которая была некогда благодатным краем, но под руками варваров(а именно так можно назвать человека без души) превращался в эту самую пустыню.

    Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков, вроде Обломова!

    I. Место эпизода «Сон Обломова» в произведении.

    II. Сон Обломова как шаг к уяснению обломовщины.

    1. Идиллический пейзаж Обломовки.

    2. Гармоничность и размеренность жизни «благословенного богом уголка»:

    3. Время и пространство Обломовки:

    а) ограниченность пространства;

    б) неизменность жизни обломовцев.

    4. Обычаи и обряды обломовцев:

    а) мифическое сознание людей;

    б) особое отношение к приметам.

    5. Мифический характер сна.

    III. Сон Обломова – ключ к пониманию характера героя.

    В романе И. А. Гончарова «Обломов» ключевое место занимает эпизод «Сон Обломова». Он помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя. Рассмотреть его мечты представления о жизни на подсознательном уровне, то есть с помощью сна.

    Сон Обломова переносит нас в Обломовку. Там человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищённости перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, “там ближе к земле”, и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля. Нет там ни моря, которое будоражит человеческое сознание, ни гор и пропастей, которые похожи на зубы когти дикого зверя, а вся территория вокруг представляет собой «ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире, а «сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем». «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю». В газетах не прочесть чего-нибудь страшного об этом «благословенном богом уголке». Не было там никаких «странных небесных знамений»; не водится там ядовитых гадов; «саранча

    не залетает туда; нет ни львов, ни тигров, ни даже волков и медведей, потому что нет лесов. Все в Обломовке спокойно, ничто не отвлекает и не угнетает. Нет в ней ничего необычного, даже «поэт или мечтатель не остались бы довольны общим видом этой скромной и незатейливой местности». В Обломовке царит полная идиллия. Идиллический пейзаж неотделим от конкретного пространственного уголка, где жили отцы и деды, будут жить дети и внуки. Пространство Обломовки ограничено, оно не связано с другим миром. Конечно, обломовцы знали о том, что в восьмидесяти верстах от них находится губернский город, но редко ездили туда, знали и о Саратове, и о Москве, Питере, “что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, тёмный мир, неизвестные страны, населённые чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак - и, наконец, всё оканчивалось той рыбой, которая

    держит на себе землю”.

    Никто из жителей Обломовки не стремится выйти из этого мира, ибо там - чужое, враждебное, их вполне устраивает счастливое “житьё-бытьё”, и их мир - самостоятельный, целостный и завершённый.

    Жизнь в Обломовке протекает как будто по ранее запланированной схеме, спокойно и размерено. Ничто не тревожит ее жителей. Даже «правильно и невозмутимо совершается там годовой круг».

    Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть - вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.

    Любовь в Обломовке носит совсем иной характер, чем в реальном мире, она не может стать каким-то переворотом в душевной жизни человека, она не противостоит другим сторонам жизни. Любовь-страсть противопоказана миру обломовцев, они “плохо

    верили... душевным тревогам, не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений куда-то, к чему-то; боялись, как огня, увлечения страстей”. Ровное, спокойное переживание любви естественно для обломовцев. Существенное место в жизни обломовцев занимают обряды и ритуалы. “И вот воображению спящего Ильи Ильича начали... открываться сначала три главные акта жизни, разыгравшиеся как в его семействе, так и у родственников и знакомых: родины, свадьба, похороны. Потом потянулась пёстрая процессия весёлых и печальных подразделений её: крестин, именин, семейных праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов, родственных съездов, приветствий, поздравлений, официальных слёз и улыбок”.

    Кажется, что вся жизнь обломовцев состоит только из одних обрядов и ритуальных праздников. Всё это свидетельствует об особом сознании людей - мифическом сознании. То, что для обыкновенного человека считается вполне естественным, здесь возведено в ранг мистического бытия - обломовцы смотрят на мир как на таинство, святость. Отсюда особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет жизнью людей. Есть здесь и таинственные места - овраг, например. Отпуская Илюшу гулять с няней, мать строго наказывала “не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией”.

    Особое отношение у обломовцев к приметам: в них мир подаёт человеку знаки, предупреждает его, диктует свою волю. Если в зимний вечер погаснет свеча, то в ответ “все встрепенутся: “Нечаянный гость!” - скажет непременно кто-нибудь”, и дальше

    начнётся самое заинтересованное обсуждение этого вопроса, кто бы это мог быть, но в том, что гость будет, в этом никто не сомневается. Мир обломовцев абсолютно свободен от каких-либо причинно-следственных связей, которые очевидны для аналитического ума. Вопрос “почему?” - это не обломовский вопрос. “Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, - они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то Марфа или Степанида - ведьма, они будут бояться и барана, и Марфы: им и в голову не придёт спросить, отчего баран стал

    не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да ещё накинутся на того, кто бы вздумал усомниться в этом”.

    Мистическое восприятие мира уводит обломовцев от истинного его познания, следовательно, и от борьбы с ним, тем самым обеспечивает миру какую-то надёжность, неизменность.

    4. Мифический характер сна.

    Масштаб сна позволяет разглядеть в нём черты античного мира. Античные реминисценции постоянно присутствуют в тексте сна. Уже в самом его начале читаем: “Небо там, кажется... ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью... чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяческих невзгод”. Это описание точно рифмуется с мифом о браке Земли с Небом - Геи с Ураном. Отсюда возникает образ мира, который весь заключён в любовные объятия; он несёт в себе утопию “золотого века”.

    Вернёмся к начальным фрагментам сна. Почему стихия, “дикость и грандиозность” моря вызывает у автора неприятие? Всё это не соответствует умиротворённости жизни обломовцев, романтический пейзаж не в их духе, он тревожит сердце, он может быть

    опасен. Эта стихия не из “золотого века”, где всё говорит об идиллическом восприятии мира. Детство Ильи Ильича Обломова. Какие внутренние силы Обломова увяли, какие развились его воспитанием, образованием? Любознательность, активное участие в любых проявлениях жизни, сознательное отношение к жизни, трудолюбие - всё это утрачено под влиянием чрезмерной опеки матери, няни, слуги. В то же время развились черты мечтательности, воображения, поэтического восприятия жизни, широта души, добродушие, мягкость, утончённость. Все эти черты - результат воздействия сказок, таинственного восприятия жизни, её мифологизация. Сон Обломова выдержан в духе идиллии. Он не пророчествует, не предупреждает, он своеобразный ключ к пониманию характера героя. “Сон Обломова - этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, - был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной”, - писал критик Александр Васильевич Дружинин.


    : Гончаров И. А.