Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Артем васильевич сазыкинэкологическое право. Метод правового регулирования экологических отношений

    Артем васильевич сазыкинэкологическое право. Метод правового регулирования экологических отношений

    Суть административно-правового метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах - нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он проявляется в установлении уполномоченным государственным органом допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, в дозволении на принятие решения о строительстве, к примеру, высокоскоростной магистрали С.-Петербург - Москва (лишь при положительном заключении государственной экологической экспертизы), запрете ввоза в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, применения мер юридической ответственности и др.

    Гражданско-правовой метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

    В условиях перехода к рыночной экономике, в связи с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства гражданско-правовой метод применяется в данной отрасли права все более широко.



    Метод стимулирования заключается в установлении в законодательстве положений, направленных на стимулирование субъектов экологического права (как правило, природопользователей) в инициативном порядке принимать и осуществлять меры по эффективному исполнению требований экологического законодательства. К таким положениям относятся, в частности, установление платы за негативные воздействия на состояние окружающей среды; установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; освобождение от налогообложения определенных субъектов (или объектов), к примеру экологических фондов, особо охраняемых природных территорий; применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды.

    Метод экологизации

    Предмет и метод должны обладать определенным единством и общностью. Что это означает? Отрыв способов воздействия от содержания регулируемых общественных отношений отрицательно сказывается на эффективности правового регулирования.

    Для преодоления этого отрыва в экологическом праве ведущим, по мнению Ерофеева, является метод экологизации. Данное понятие было введено В.В. Петровым. Такой метод правового регулирования направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Этот метод вводится как сочетание общеэкологического подхода с дифференцированным, пообъектным, когда в правовом регулировании использование каждого природного объекта осуществляется с позиций интересов сохранности данной экосистемы, но в то же время учитываются и особенности объекта.

    Метод экологизации порожден особенностями предмета экологического права. Эти особенности сводятся к тому, что в рамках правового регулирования экологических правоотношений должны учитываться законы природы.

    Метод экологизации включает следующие элементы:

    1. Закрепление в действующем законодательстве тех элементов экосистемы, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении.

    2. Закрепление в действующем законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологических систем.

    3. Закрепление в законодательстве круга природопользователей, оказывающих воздействие на окружающую природную среду.

    4. Четкая регламентация правил природопользования, которые обусловлены, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой - правовым статусом природопользователя. Так, пользование дикой фауной (охота) регламентировано с учетом особенностей дикой фауны, а также уставной правоспособностью организации, которой выделены охотничьи угодья.

    5. Установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

    Перечисленные пять элементов, по мнению Ерофеева, составляют содержание метода экологического права.

    1. Понятие экологического права, история его развития и становления

    Экологическое право является одной из отраслей российского права. Оно регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества в интересах человечества. Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих поколений людей (экологические отношения).

    С точки зрения истории система правового регулирования взаимодействия общества и природы делится на четыре этапа:

    1) гражданско-правовой;

    2) земельный;

    3) земельно-ресурсный;

    4) экологический.

    Основная роль в системе регулирования «общество – природа» всегда принадлежала земельному праву. В русском дореволюционном законодательстве земельное право не являлось самостоятельной областью права. Первоначально оно входило в состав гражданского права. Это обуславливалось тем, что земля объявлялась недвижимостью, объектом купли-продажи, дарения, залога, аренды, наследования и других гражданско-правовых сделок.

    Декрет 1917 г. и последующие декреты Советского государства отменили частную собственность на землю. Земля была изъята из гражданского оборота и передана в исключительную собственность государства. Таким образом, земельные отношения вышли из гражданских и стали самостоятельной правовой областью.

    В дальнейшем земельное право развивалось по пути дифференциации земельных отношений. Однако процессы дифференциации, свойственные правовым системам XX в., не вышли за рамки дозволенного, т. е. только государство являлось собственником земли, недр, воды, лесов.

    Исторический процесс, который проходил в рамках административного социализма, привел к тому, что экологическое право стало представлять собой совокупность природоохранительного и природно-ресурсового права.

    При распаде системы административного социализма и переходе к рыночной экономике произошла денационализация природных ресурсов, в результате чего вместо единой исключительной государственной собственности установилось несколько форм собственности на природные ресурсы. К таким формам относятся: право государственной, частной и муниципальной собственности. Земля и другие природные ресурсы становятся объектами хозяйственного оборота. Постепенно из земельных отношений выделяются отношения, которые приобрели имущественный характер Метод правового регулирования становится гражданско-правовым, в основу которого положено равенство сторон.

    В экологическом праве остались лишь те виды экологических отношений, которые направлены на обеспечение экологической функции природы.

    2. Предмет и методы правового регулирования экологического права

    В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:

    1) отношения, имеющие волевой характер;

    2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических взаимодействий;

    3) отношения, составляющие сферу действия эколого-правовых норм.

    Предмет экологического права – это общественные отношения в области взаимодействия общества и природы.

    Предмет экологического права отличается:

    1) от природно-ресурсового права – более широким кругом общественных отношений, их иным качеством;

    2) от гражданского права – отсутствием имущественного характера в использовании и охране природных объектов, отсутствием товарных отношений в сфере природопользования;

    3) от аграрного права – отличием предмета права. Ведущим методом в экологическом праве является метод экологизации, который направлен на гармонизацию отношений общества и природы.

    Основаниями возникновения экологических правоотношений являются юридические факты, которые в свою очередь подразделяются на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения независимо от воли человека. Действие представляет собой наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Институтом экологического права является совокупность эколого-правовых норм, которые регулируют узкий круг подобных общественных отношений.

    Метод экологизации составляют следующие элементы:

    I) закрепление в действующем законодательстве структуры органов, осуществляющих конкретное управление использованием природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

    2) закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей;

    3) регламентацию правил природопользования, обусловленных, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой – правовым статусом природопользователя;

    4) установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

    Также эколого-правовой метод регулирования проявляется и в других отраслях российского права. Это осуществляется через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.

    Экологическое право проявляется в следующих формах:

    1) правовые доктрины и идеи в экологическом праве, которые составляют правовую концепцию взаимодействия общества и природы;

    2) нормы экологического права, которые устанавливают правила поведения человека по поводу использования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности;

    3) правоотношения.

    3. Система и принципы экологического права

    Система экологического права – совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности согласно экологическому законодательству.

    Институтом экологического права является совокупность эколого-правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений.

    В понятие «система экологического права» входят три смысловых значения: отрасль права, наука и учебная дисциплина.

    Основные принципы экологического права определяются на базе концептуальных положений экологической доктрины о взаимодействии общества и природы. Данные принципы определены ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды».

    Согласно основаниям ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей природной среды являются:

    1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

    2) научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

    3) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

    4) ответственность за экологические правонарушения;

    5) международное сотрудничество в сфере охраны окружающей природной среды.

    Указанным принципам должны соответствовать все нормы, регулирующие экологические отношения охраны окружающей среды, которые закреплены в природоохранительном законе, приоритетными будут являться принципы, а не буква закона. Если же правоприменительный орган в регулировании экологических правоотношений встретил пробел и при этом отсутствует конкретная норма, то он имеет право руководствоваться общими принципами охраны окружающей природной среды, которые сформулированы в действующем законодательстве.

    Таким образом, положение о соотношении нормы закона и принципа, закрепленного в законе, одинаково для всех отраслей российского права.

    Выделяют следующие принципы экологического права:

    1) принципы, присущие Общей части экологического права (использование и охрана земли и других природных ресурсов в качестве основ жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; общегосударственное управление природопользованием; целевое использование природных объектов; рациональное и эффективное использование природных объектов; приоритет охранных мероприятий);

    2) принципы, присущие Особенной части экологического права (приоритетность земель сельскохозяйственного назначения; приоритет вод питьевого и бытового назначения; приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых; приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы; приоритет лесов защитного значения).

    4. Нормы экологического права и экологические правоотношения

    Нормы экологического права представляют собой требования в области охраны окружающей среды, а экологические правонарушения – несоблюдение данных требований, закрепленных законодательством, нормами, правилами и пр. К таким требованиям относятся требования, предъявляемые при:

    1) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

    2) размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов;

    3) проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов;

    4) строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов;

    5) вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов;

    6) эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

    7) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики;

    8) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники;

    9) эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения;

    10) мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

    11) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений;

    12) производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;

    13) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;

    14) производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных и иных веществ и микроорганизмов;

    15) использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов;

    16) использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйствах;

    17) обращении с отходами производства и потребления;

    18) установлении защитных и охранных зон;

    19) приватизации и национализации имущества;

    20) охране окружающей среды от негативного биологического воздействия;

    21) охране окружающей среды от негативного физического воздействия.

    За нарушение природоохранных требований предусмотрены меры воздействия административного уголовного характера.

    5. Специфические черты экологического права

    Законодательство в области охраны окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в этой области, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    Экологическое право регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

    Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

    Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

    1) земли, недра, почвы;

    2) поверхностные и подземные воды;

    3) леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

    4) атмосферный воздух, озоновый слои атмосферы и околоземное космическое пространство.

    Граждане имеют право:

    1) создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

    2) направлять обращения в органы государственной власти и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

    3) принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборах подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных акциях;

    4) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

    5) оказывать содействие органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды;

    6) обращаться в органы государственной власти и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

    7) предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

    6. Источники экологического права

    Источники экологического права нормативные акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    Общественный источник экологического права – экологическое законодательство, которое условно подразделяется на три подсистемы.

    1. Нормативные акты комплексного регулирования, создаваемые на основе и в соответствии с Конституцией РФ. Примером таких актов служит ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный закон является основным комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере охраны природной среды.

    2. Нормативные акты, которые регулируют использование природных ресурсов, например Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200–ФЗ (ЛК РФ).

    3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69–ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3–ФЗ «О радиационной безопасности населения».

    Источники экологического права обладают всеми признаками, которые свойственны источникам права, т. е. носят официальный характер и признаются государством. Это и определяет поддержку содержащихся в них норм, их государственную обеспеченность. Особенностью является то, что особое место отведено международно-правовым актам. К таким актам относятся:

    Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.);

    Протокол (1985 г.) о сокращении выбросов серы или ее трансграничных потоков по меньшей мере на 30 %;

    Конвенция (1979 г.) о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.

    В экологическом законодательстве объединено примерно 4 тыс. нормативных актов различной юридической силы.

    Особенность экологического законодательства состоит в том, что в общем объеме нормативных актов превалируют подзаконные акты, а среди подзаконных актов – ведомственные акты. Это означает, что большинство общественных отношений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности регулируется не актами высшей юридической силы – законами, а подзаконными актами, чаще всего ведомственными.

    Среди предписаний экологического законодательства имеется множество технических норм. Их роль в экологическом праве является одной из основных. Технические нормы включаются в нормативные акты и таким образом приобретают статус технико-юридических норм.

    В первую очередь это относится к нормативам предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ, размерам санитарно-защитных зон, правилам сооружения и эксплуатации очистных сооружений и др.

    Основополагающие экологические нормы закреплены в Конституции РФ 1993 г.

    7. Понятие экологического правоотношения, основания его возникновения и прекращения

    Экологические правоотношения – это общественные отношения, которые возникают в сфере взаимодействия общества и природы и регулируются нормами экологического права. Основаниями возникновения юридических правоотношений являются юридические факты, которые подразделяются на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения независимо от воли человека, например стихийные бедствия, извержения вулканов, лесные пожары, наводнения и т. п. Однако события не всегда выступают как чисто природные явления. Довольно часто они являются следствиями непродуманной человеческой деятельности.

    Наиболее распространенным основанием возникновения экологических правоотношений является действие. Это обусловлено тем, что на современном этапе основным источником причинения вреда природной среде и, соответственно, через нее человеку является антропогенная деятельность. Проявление действий осуществляется через поступки людей. Выделяют следующие виды поступков: позитивные; негативные.

    Позитивное поведение человека в качестве участника экологических правоотношений – выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона.

    Согласно двум формам взаимодействия общества и природы такие действия подразделяются на:

    1) использование природных ресурсов – экономические действия, которые оказывают влияние на природную среду;

    2) охрана окружающей среды – экологические действия, которые нейтрализуют вредные последствия вышеуказанной деятельности.

    Основания для прекращения экологических правоотношений условно можно подразделить на две группы. Первую группу составляют основания, происходящие по воле природопользователя; к ним относятся: отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя. Вторую группу составляют такие основания, которые совершаются по воле органов государства, уполномоченных на охрану природной среды: изъятие природного ресурса; лишение права пользования в связи с нарушением закона, нерациональным использованием природного ресурса, неосвоением его в течение установленного срока, уклонением от уплаты налогов и других законных платежей, нарушением договорных обязательств.

    Основаниями прекращения экологического правоотношения или его изменения являются:

    1) решение органа, выполняющего функции государственного экологического контроля над охраной природной среды;

    2) решение суда, арбитражного суда;

    3) представление органов санитарного, горного надзора и других специально уполномоченных органов;

    4) представление или протест органов прокуратуры в связи с нарушением действующего законодательства о порядке использования и охраны окружающей среды.

    В случае несогласия компетентного органа выполнять предписания органов прокуратуры прокурор имеет право обратиться с иском в арбитражный суд по существу состоявшегося нарушения. Решение арбитражного суда является окончательным.

    Понятие, предмет, метод, принципы и система

    Экологическое право является комплексной и самостоятельной отраслью российского права и состоит из ряда подотраслей: лесное право, горное право, природоохранное право, водное право и некоторые другие природоресурсные отрасли.

    В теории права под предметом отрасли понимается определенная область общественных отношений. В научной, учебной литературе, действующем законодательстве в качестве предмета экологического права выделяются две группы общественных отношений:

    1) общественные отношения по охране окружающей среды

    2) общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов

    Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти, местного самоуправления (МСУ), юридических и физических лиц, которая направлена на рациональное использование и воспроизведение природных ресурсов, а также на предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

    Под рациональным использованием природных ресурсов понимается такая эксплуатация ресурсов, при которой возможно их воспроизводство и не допускаются необратимые последствия для окружающей среды в виде истощения, исчезновения отдельных природных ресурсов.

    Необходимо разграничить предмет и объект .

    Предмет – это всегда общественные отношения, а объект – это то, в отношении чего собственно и возникают выше названные отношения. Ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» перечисляет объекты экологического права: земля, недра, водные объекты, леса, животные, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы.

    Методы экологического права. В теории права под методом понимается совокупность приемов, способов, средств воздействия на определенную группу общественных отношений. В экологическом праве выделяют два основных правовых метода:

    1) императивный

    2) диспозитивный

    3) некоторые выделяют и третий, довольно спорный метод экологизации

    Императивный метод занимается установлением дозволения, запретов, предписаний и обеспечивает государственное принуждение к должному поведению. При реализации данного метода стороны находятся в неравном положении, так как с одной стороны всегда выступает государство, а с другой физическое или юридическое лицо. Императивный метод в экологическом праве проявляется в следующих формах:

    Экологическое нормирование

    Экологическая экспертиза

    Экологическое лицензирование

    Экологическая сертификация

    Государственный экологический контроль

    Меры юридической ответственности

    Диспозитивный метод основан на равенстве сторон, свободе договора и недопустимости произвольного вмешательства кого либо в частные дела. Данный метод проявляется в экологическом праве в двух формах:

    1) В виде договоров . Договорная форма в последние годы получает все большее распространение в экологическом праве. Например, принятый недавно лесной кодекс, водный кодекс не предусматривают разрешения или лицензии, а закрепляют только определенные договоры.

    2) Возмещение убытков . Применяется вне зависимости от привлечения виновного лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности. ФЗ «Об охране окружающей среды» конкретизирует положения гражданского кодекса и порядке и размерах возмещения вреда, причиненного природным ресурсам.

    Метод экологизации заключается в проникновении экологических норм в другие отрасли законодательства. Так, например, согласно ст.209 ГК РФ, собственники свободно владеют, пользуются и распоряжаются природными ресурсами, если это не причиняет ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

    Принципы экологического права. В теории права под принципами понимаются руководящие идеи, основные положения, которые характеризуют сущность отрасли права и ее назначение в обществе. Принципы экологического права сформулированы в ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды». всего их насчитывается 23, основные это:

    1) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека – является основным принципом экологического права, берет свое начало из Конституции РФ.

    2) принцип платности природопользования предусматривает, что любое использование является платным. Формы: налоги (земельный, водный, на добычу ископаемых), арендная плата (за использование земельных участков, леса), плата за негативное воздействие на окружающую среду.

    3) принцип ответственности за нарушение экологического законодательства

    4) принцип международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

    Система экологического права.

    Под системой экологического права понимается совокупность институтов, которые расположены в определенной последовательности исходя из закономерностей экологического и природоресурсного законодательства.

    Изучается в трех аспектах:

    Как наука

    Как отрасль права

    Как учебная дисциплина

    Система экологического права как отрасли права – все институты организованы в общую и особенную часть. В общую часть входят институты, которые в своем действии распространяются и на часть особенную. В особенную часть входят институты, имеющие узко целевое назначение (например, правовой режим недр, лесов).

    Система экологического права как науки совпадает с отраслью права, но большее внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам, в частности, изучается история становления и развития экологического права, отдельных институтов, исследуются межотраслевые связи экологического права.

    Система экологического права как учебной дисциплины совпадает с отраслью права, но большее внимание уделяется методике преподавания, способам уяснения теоретических и практических вопросов, знаниям норм права и практике их применения.

    Таким образом, отрасль, наука и учебная дисциплина находятся в постоянной связи.

    Источники экологического права

    Источники как форма выражения общеобязательных правил поведения в экологическом праве имеют определенную особенность.

    Наряду с традиционным деление источников на законы и подзаконные акты, источники подразделяются на общие и специальные, в свою очередь, на: поресурсовые.

    Выделяют так же межотраслевые источники, включающие в себя законодательные акты иных отраслей права.

    По уровню принимаемых правовых актов особое место занимают указы Президента РФ, которые определяют основные направления экологической политики России.

    Среди источников экологического права весьма значителен удельный вес нормативных правовых актов, принимаемых на уровне Правительства РФ. Ими конкретизируются законы РФ, утверждаются положения о государственных специальных органах управления

    В связи с тем, что вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Органами местного самоуправления принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, повышения плодородия земель, озеленения и благоустройства населенных пунктов.

    Определенное значение для регулирования экологических отношений имеют ведомственные нормативные акты.

    Право собственности на природные ресурсы

    В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

    На ряду с правом частной собственности на земли действующее водное законодательство (ст.40 Водного кодекса РФ) провозглашает, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоёмы) – небольшие по площади и непроточные искусственные водоёмы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водоёмами. Водным кодексом предусмотрено и право муниципальной собственности на водные объекты. Они могут принадлежать на праве собственности городским, сельским населениям и использоваться для муниципальных нужд.

    На леса и земли лесного фонда, согласно ст.19 Лесного кодекса РФ, установлена только федеральная государственная собственность. На объекты животного мира и недра установлена федеральная государственная собственность субъектов РФ. В федеральной государственной собственности находятся: земли предназначенные для нужд обороны и безопасности, места расположения полезных ископаемых общефедерального значения, особо охраняемые природные территории (объекты) и другие природные ресурсы.

    Управление охраной окружающей среды и природопользованием

    Управление охраной окружающей среды и природопользованием как институт экологического права представляет собой систему правовых норм, регулирующих деятельность всех видов государственных и муниципальных органов, управленческих структур по осуществлению природоохранительных функций, направленную на сохранение, восстановление, оздоровление природной среды и экологической безопасности населения.

    В системе управления охраны окружающей среды важное место занимают органы общей компетенции и специальные органы управления.

    В соответствии с природоохранительным законодательством и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» на Правительство РФ возлагаются следующие функции в области природоохранительной деятельности:

    Реализация государственной политики в области экологии

    Координация природоохранительной деятельности министерств, ведомств, учреждений

    Принятие решений об организации особо охраняемых территорий

    Руководство внешними связями в этой области и др.

    Особая роль в управлении природоохранительной деятельности отведена специальным органам управления охраной окружающей среды.

    Заглавное положение в системе специальных органов отводится Государственному комитету РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), поскольку на него возложено осуществление координаций деятельности всех специальных органов комитет возглавляет государственную службу экологического мониторинга. Он организует и проводит государственную экспертизу, формирует единую систему особо охраняемых природных территорий, и занимается разработкой единой государственной экологической политики. На комитет возложено ведение Красной книги исчезающих животных и растений.

    К специальным органам относится Федеральный центр санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ.

    Среди важнейших направлений природоохранительной деятельности особое значение за последние годы приобрела функция организации и проведения экологической экспертизы. В основе проведения экологической экспертизы лежат принципы презумпции потенциальной экологической опасности любой хозяйственной деятельности, обязательности и ее проведения до принятия решения по реализации объекта экологической экспертизы.

    Обязательной экологической экспертизе на федеральном уровне подлежат: проекты правовых актов РФ, реализация которых может привести к отрицательным последствиям, проекты нормативно-технических документов, регламентирующих деятельность хозяйственных организации, которые могут оказать воздействие на окружающую среду. К числу обязательных относятся проекты комплексных целевых программ, проекты генеральных планов развития территорий, проекты схем развития отраслей и другие проекты.

    Юридическая ответственность за экологические правонарушения

    Юридическая ответственность за экологические правонарушения представляет собой самостоятельный и в то же время комплексный институт экологического права, который объединяет в себе нормы гражданского, уголовного, административного и иного законодательства.

    Юридическая ответственность является следствием совершенного экологического правонарушения.

    Это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека

    За экологические правонарушения в настоящее время не редко применяются нетрадиционные виды юридической ответственности (лишение права природопользования, приостановление права природопользования, изъятие нерационально использованного земельного участка, ограничение права природопользования, восстановление своими силами и средствами нарушенного природного участка или экологически полезных функции (свойств) природной среды). Поэтому применения данных санкций в особом процессуальном порядке принято называть специальной (или эколого-правовой) ответственностью.


    Метод правового регулирования - это способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Соответственно, - это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений. В свою очередь, именно методы правового регулирования лежат в основе деления права на частное и публичное, которое уходит своими корнями к римскому праву.

    Как известно, частному праву характерен диспозитивный метод - это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет им самим решать вопрос о формировании своих взаимоотношений, урегулированных нормами права экологического права . Этот метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

    Дозволение совершить определенные действия, имеющие правовой характер;

    Предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;

    Предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.

    Публичному праву характерен императивный метод - это способ властного воздействия на участников общественных отношений, урегулированных нормами права. В таких общественных отношениях одной из сторон всегда выступает государственный орган или его должностное лицо, что предопределяет его властный характер.

    На наш взгляд, особенность экологического права заключается в том, что оно стоит на стыке частного и публичного права. Следует отметить, что по этому поводу ученые-правоведы ведут дискуссии. Одни относят экологическое право к частному праву, другие - к публичному праву.

    Диспозитивный метод правового регулирования в экологических правоотношениях используется при применении гражданско-правовых норм: при возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением; при заключении гражданско-правовых договоров по владению, использованию и (или) распоряжению земель и других природных ресурсов в рамках, предусмотренных действующим законодательством. Но даже при решении этих и других вопросов неизбежно одновременное применение императивных методов правового регулирования, поскольку, например, направлять требования о возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением, вправе лишь специально уполномоченный орган исполнительной власти. В свою очередь, с того момента, когда государственный орган или его представитель вступает в отношения, такие правоотношения автоматически начинают строятся по принципу "власть-подчинение", а также принципы экологического права . Также, зачастую заключению того или иного гражданско-правового договора предшествует определенная процедура предоставления земель или других природных ресурсов. С этих позиций считаем, что экологическому праву на равных условиях характерны как методы гражданско-правового регулирования, так и методы административно-правового регулирования. В этой статье не рассматриваются объекты экологических правоотношений , однако вопрос их регулирование будет изучен в последующей статье.

    Учитывая вышеизложенное, принято выделять следующие методы экологического права :

    Метод "экологизации", характеризуется проникновением экологических требований во все сферы жизнедеятельности общества. Так, законодательством РФ требования в области охраны окружающей среды и природопользования устанавливаются не только в отношении конкретных компонентов природной среды, но и в отношении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В действующем законодательстве прослеживается интеграционный подход в принятии органами государственной власти управленческих решений и осуществлении контрольных мероприятий. Характерный пример тому - изменения в градостроительном законодательстве, внесенные в конце 2006 г.

    Метод административно-правового регулирования, характеризуется юридическим неравенством сторон и властной сущностью публичного управления, осуществляется, как правило, императивными нормами (обязательными), а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях. Так, взаимоотношения органов государственной власти и юридических лиц при осуществлении государственного контроля и надзора регулируются именно императивными нормами.

    Метод гражданско-правового регулирования основан на равенстве сторон, свободе волеизъявления, осуществляется, как правило, диспозитивными нормами. Так, законодательством предусмотрена возможность заключения Соглашения между органами государственной власти разного уровня, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды как одна из правовых и наиболее действенных форм взаимодействия.

    Метод правового регулирования – это способ воздействия на участников, субъектов общественных отношений.

    Метод является юридическим критерием. Он отвечает на вопрос как, каким образом, какими способами происходит правовое регулирование.

    Сущность правового регулирования выражается в официальном издании НПА, закрепляющий модели поведения участников общественных отношений.

    В теории права выделяют 2 базовых метода :

    1. Императивный

    2. Диспозитивный

    В экологическом праве сочетаются оба метода.

    Императивный (административно-правовой) метод – это метод запрета или метод предписаний. Проявляется обязанность совершать определенные действия (а если не совершишь – последует наказание) или не совершать его (запрет).

    По сути, лицу предоставляется лишь один строго определенный вариант поведения. В основе этого метода лежат отношения (в качестве подчинения), то есть одним из участников правоотношения всегда выступает государство.

    В экологическом праве императивный метод (административно правовой метод проявляется) при осуществлении экологического контроля, установление нормативов в области охраны окружающей среды, лицензировании.

    Диспозитивный метод – это метод дозволения; метод автономии воли у субъектов и их равенства. Нормами устанавливается не запрет или предписание определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего поведения.

    В сочетании и взаимодействии административно-правового и гражданско-правового специфическая черта экологического права как комплексной отрасли права.

    Некоторые авторы в экологическом праве выделяют так же особый метод – экологизации . Под экологизацией в законодательстве понимается процесс …, регулирующие хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую среду и отдельными видами природных объектов. Например: внедрение экологических норм в градостроительный кодекс.

    Нормы направленные на охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов содержаться в Уголовном кодексе, КоАП, Налоговом кодексе, а так же различных НПА.

    1)Как наука – это система научных знаний о специфических закономерностях правового регулирования, экологических отношений, его задачах, основных направлениях, содержании и формах, формулирующие эти знания в виде правовых категорий теорий и идей. Предмет науки включается изучение не только основных правовых институтов отрасли экологического права, но также изучение истории экологического права, изучение зарубежного опыта и теории правового регулирования охраны окружающей среды, изучение пробелов и противоречий законодательства, и формулирование различных точек зрения на тот или иной вопрос, а также идей доктрин.

    2)Как учебная дисциплина – это система научных знаний об экологическом праве как отрасли объем учебной дисциплины завит от учебной программы учебного ВУЗа.

    4. Принципы правовой охраны окружающей среды.

    Основные принципы охраны окружающей среды закреплены в ст. 3 Федерального закона (ФЗ) «Об охране окружающей среды».
    1. Принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
    Центральное место в системе экологических прав занимает право граждан на благоприятную окружающую природную среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11,12 Закона РФ «Об охране окружающей среды».Закрепление данного права не означает полного запрета на осуществление вредного воздействия на окружающую среду, поскольку полностью исключить такое воздействие невозможно по объективным причинам.Законодательство определяет границы допустимого воздействия на окружающую среду с учетом характера и степени вредного воздействия на здоровье человека и состояние естественных экологических систем.
    2. Принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.
    Данный принцип имеет несколько аспектов в своем значении.
    Во-первых, предполагает требование научной обоснованности экологических нормативов. Их разработка осуществляется на основе научных данных о степени воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
    Во-вторых, означает требование экономической эффективности природоохранных мероприятий.
    Законодательно закреплены правовые методы экономического регулирования охраны окружающей среды.Согласно ст. 14 Закона «Об охране окружающей среды» к таким методам относятся: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; иные методы экономического регулирования по со-вершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
    3. Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
    ст. 3, 11 и 12 Закона РФ «Об экологической экспертизе» и ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».
    Потенциально опасной является любая деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, что влечет, во-первых, обязанность инициатора хозяйственной и иной деятельности подготовить экологическое обоснование проекта соответствующей деятельности и выполнить установленные в проекте меры, направленные на предотвращение экологического вреда; во-вторых, обязанность соблюдения разрешительного порядка воздействия на окружаю-щую среду, а в необходимых случаях - проведение государственной экологической экспертизы.
    4. Принцип охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды.
    Находит отражение в законодательстве в форме требований комплексного, экологически безопасного природопользования.Под комплексным понимают природопользование, не наносящее вред другим природным объектам и окружающей среде в целом. Экологически безопасное природопользование означает использование природных ресурсов способами, не приводящими к причинению вреда здоровью и жизни граждан.Экономический аспект данного принципа заключается в установлении требования экономически целесообразного и эффективного природопользования, при котором обеспечивается максимальное достижение положительного экономического эффекта при минимальных затратах природных ресурсов.
    5. Принцип приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и комплексов.
    Данный принцип предусмотрен в ч. 13 ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».
    Рассматриваемый принцип содержит единый критерий допустимого воздействия на окружающую среду, который является основой для разработки нормативов в области охраны окружающей среды и установления экологических требований к осуществлению хозяйственной и иной деятельности.
    6. Принцип гласности в области охраны окружающей среды реализуется в двух формах:
    1) обеспечение открытого доступа к экологической информации;
    2) обеспечение гласности природоохранных мероприятий.
    В соответствии со ст.42 Конституции РФ «каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды». Обязанность предоставления такой информации возлагается на государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и управлением области охраны окружающей среды.Специальным законодательством регламентирован порядок ограничения доступа к экологической информации, т. е. отнесения данной информации к разряду коммерческой либо государственной тайны.
    7. Принцип международного сотрудничества в области охраны природной среды обусловлен межгосударственным характером проблем охраны природной среды.
    Международное сотрудничество в данной сфере осуществляется по следующим основным направлениям: - охрана озонового слоя; - предотвращение и устранение трансграничных заг-рязнений; - охрана природных объектов, находящихся в общем пользовании нескольких государств; - предотвращение антропогенного изменения климата на планете.
    Правовую основу международного сотрудничества в данной области составляют акты международного нормотворчества, которые подразделяются на три группы:
    1) нормативно-правовые акты, принимаемые между народными организациями (ООН и др.);
    2) международные соглашения (Договор об охране ресурсов моря и др.);
    3) международные конвенции, которые принимаются в рамках международных конференций.

    5. Соотношение экологического права с иными отраслями российского права: конституционным, административным, гражданским, земельным, финансовым и другими.

    Государственное (конституционное) право предусматривает конституционные нормы по охране окружающей природной среды; здесь же закрепляются основные базовые положения, регулирующие деятельность представительных и исполнительных органов власти в данной сфере.

    административного права - предусматривает нормы, регулирующие административные отношения применительно к экологическим требованиям по охране природной среды.

    Приоритетными функциями гражданского права по отношению к экологическому являются охранительная и компенсационная. Ключевым для экологических правоотношений служит институт возмещения вреда. Гражданско-правовой договор рассматривается в качестве оптимальной формы установления правоотношений применительно к охране окружающей среды и рационального природопользования

    Уголовное право - уголовного права закрепляют составы экологических преступлений как виды общественно опасных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде.

    Взаимовлияние экологической и природно-ресурсных отраслей права прослеживается на протяжении достаточно длительного периода. С включением земель в хозяйственный оборот возросла актуальность экономического элемента в земельных отношениях. Земельным правом регулируются земельно-охранительные и экологические отношения. Аналогичные тенденции просматриваются и во взаимодействии экологического права с водным, горным и лесным правом.

    6. Понятие и особенности источников экологического права. Классификация источников экологического права. Система источников экологического права.

    Источники права – это официально определенные формы внешнего выражения содержания права.

    После принятия К 1993 года в РФ стало формироваться 4 уровневая система источников права:

    1. На уровне РФ

    2. На уровне субъектов РФ

    3. На уровне муниципальных образований

    4. На уровне организаций, учреждений, предприятий

    Классификация источников экологического права:

    1. По юридической силе – законы и подзаконные акты

    2. По территориальном действию актов (международные, федеральные, региональные, субъектов РФ, местного самоуправления и локальные). Примеры международные - Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Конвенция ООН о морском праве (1998 года), Конвенция о биологическом разнообразии (1992)

    3. По предмету правового регулирования

    Общие экологические акты (ФЗ «Об охране окружающей среды», Закон КО от 29 ноября 2006 года № 55-ЗО «Об охране окружающей среды на территории Кировской области», Закон КО от 7 июня 2008 года № 247-ЗО «Об экологической экспертизе»). Подобные нормативно правовые акты обычно называют экологическими актами.

    Специально экологические (в зависимости от объекта регулирования можно выделить нормативные правовые акты регламентирующие охрану недр, водных лесных ресурсов, охрану животного мира, особо охраняемых природных территорий). Подобные НПА обычно называют природоресурсными и относят их преимущественно к источникам природоресурсного права.

    По объекту правового регулирования

    Акты, устанавливающие правила охраны и использования средообразующих элементов (воздуха, лесов и т.д.). Например: ФЗ «Об охоте», ФЗ «О недрах».

    НПА устанавливающие правила отдельных видов деятельности (генная инженерия) ФЗ № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генной инженерии»

    НПА устанавливающие правила функционирования отдельных отраслей экономики. Например: ФЗ «О промышленной безопасности», ФЗ «О безопасности гидросооружений»

    НПА устанавливающие требования к обороту отдельных видов материалов веществ. Например: ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах», Закон КО 6 июня 2007 года № 131 –ЗО «Об отходах в Кировской области», ФЗ № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»

    4. По характеру правового регулирования

    Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а так же ответственность участников соответствующих отношений. Например: ФЗ «Об экологической экспертизе».

    НПА процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Они касаются предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведение государственной экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т.д. Например: ГПК, УПК, Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденные Правительством РФ № 698, Постановление Правительства № 147 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды».

    Особенность источников экологического права предопределяется комплексностью отрасли. Все источники экологического права условно можно разделить на 2 группы :

    1. Источники комплексные (источники общего характера) – регулируют как экологические, так и иные отношения. Например: КРФ, УК, КоАП, ФЗ «О гос. регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ФЗ «О кадастре».

    2. Специальные источники (специализированными) – это акты целиком посвященные вопросам охраны окружающей среды. Например: ФЗ «Об окружающей среде».

    Теория права, как известно, выделяет несколько видов источников права, так помимо НПА (является основным источником права в РФ) источниками права в разных правовых системах являются правовые обычаи, судебная практика, доктрины и т.д.

    В науке экологического права идет дискуссия о тенденциях расширения круга источников экологического права. Некоторые ученые считают помимо НПА к источникам экологического права можно отнести:

    1. Федеральные, региональные и ведомственные целевые программы, которые обычно принимаются постановлением правительства РФ и содержат не только нормы поведения, плановые показатели, нормативно вредных воздействий и т.д., но и меры экологической политики в определенной сфере или регионе либо по отношению к группе объектов. Например: Постановление правительства КО от 22 августа 2011 года утверждена областная целевая программа «Развития системы обращения с отходами производства и потребления на территории КО на 2012-2017 гг.»

    2. Доктрины, стратегии, концепции, принимаемые чаще указами Президента. Например: Стратегия национальной безопасности РФ до2012 года, Экологическая доктрина; Водная стратегия на период до 2012 года и Климатическая доктрина РФ.