Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Чем занимается исполнительная власть. Органы государственной власти в россии

    Чем занимается исполнительная власть. Органы государственной власти в россии

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Кафедра «Социологии и социальных технологий»

    РЕФЕРАТ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ

    на тему:

    «Исполнительная власть в Российской Федерации»

    выполнила: Агафонова Л.С.

    группа: ТБА- 1 з - 324– 07

    проверил: Ильин О.Ю.

    ТВЕРЬ 2010

    Введение

    1. Понятие и признаки исполнительной власти

    1. Функции исполнительной власти

    1. Принципы исполнительной власти

    1. Субъекты исполнительной власти

    Заключение

    Список использованной литературы


    ВВЕДЕНИЕ

    Сущность исполнительной власти постигается в изучении теориигосударственной власти и теории разделения властей.Исполнительная власть, государственная власть и теория разделения властей, будучи тесно взаимосвязаны, обеспечивают на практике процесс демократического государственного управления. Эффективность и демократизм государственной деятельности достигаются посредством разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Все они выполняют предписанные им функции, и отсутствие одной из них повлечет за собой нарушение принципов демократии. Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств. Все ветви государственной власти уравновешивают и взаимно контролируют друг друга.

    Из ст. 110-117 Конституции РФ следует, что сущностью исполнительной власти является, с одной стороны, практическое применение законов, а с другой - государственное управление, которое, в свою очередь, должно основываться на принципе законности.

    Цель данной работы выяснить, в чем же заключается исполнительная власть.

    Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    1) дать определение понятия «исполнительная власть» и рассмотреть отличительные признаки исполнительной власти

    2) выявить, какие функции присущи исполнительной власти

    3) определить принципы исполнительной власти

    4) выяснить, что является субъектами исполнительной власти.


    1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

    Конкретизирующее определение понятия «исполнительная власть» (в узком смысле) будет следующим: исполнительная власть - это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции. Главным является указание на то, что управление (государственное управление) является сущностью исполнительной власти. Имея в виду, что понятие государственного управления имеет множество обязательных и важнейших признаков (о которых речь пойдет ниже), необходимо учитывать их при детальной характеристике самой исполнительной власти.

    Исполнительная власть имеет следующие отличительные признаки:

    1. Исполнительная власть обусловлена существованием самого государства (государственной властью) и необходимостью разделения единственной власти на законодательную, исполнительную н судебную. Исполнительная власть обязательный признак современного правового государства, ибо выполнение столь разнообразных и сложнейших функций и полномочий, которые необходимо каждодневно осуществлять в государстве, невозможно ограничить только рамками одной ветви государственной власти.

    2.Исполнительная власть - это самостоятельный вид (ветвь) единой государственной власти (ст. 10 Конституции РФ), которая находится в постоянном взаимодействии с властями законодательной и судебной.

    3.Исполнительная власть осуществляется органами исполнительной власти, которые одновременно являются органами управления (государственного управления и местного самоуправления).

    4.Единство исполнительной власти в РФ. Исполнительная власть как вид государственной власти формируется в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом федерализма, который проводит разграничения предметов ведения и полномочий между органами, осуществляющими исполнительную власть, но находящимися на разных уровнях управления (федеральном, центральном, региональном, местном уровне), т.е. между федеральными органами исполнительной власти и аналогичными органами субъектов РФ.

    5.Исполнительная власть, как и другие ветви государственной власти, есть власть подзаконная, т.е. ее организация и функционирование должны основываться на нормах законов и других нормативных актов. Подзаконность исполнительной власти означает, что организация и деятельность публичного управления регулируются правовыми нормами и проводятся в целях реализации предписаний закона при неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан, прав и законных интересов всех участников управленческих отношений.

    6.Важным признаком исполнительной власти является ответственность за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты.

    7.В силу того, что одной из функций государственного управления является планирование, то оно выступает также и в качестве основного признака исполнительной власти.

    8.Исполнительная власть осуществляет юрисдикционную (правоохранительную) деятельность. В рамках своей компетенции органы исполнительной власти вправе самостоятельно оценивать правомерность действий (актов) субъектов исполнительной деятельности, рассматривать и разрешать возникающие споры, а также применять меры принуждения, предусмотренные законом.


    2. ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

    Сущность функций исполнительной власти выявляется посредством анализа результатов, которые достигаются в процессе осуществления исполнительной власти. Данный подход позволяет выделить следующие основные функции современной исполнительной власти:

    1)исполнительная (правоприменительная) функция, т.е. функция исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ;

    2)«правозащитная» функция, т.е. функция соблюдения и защиты прав и

    свобод человека и гражданина. Органы исполнительной власти обязаны признавать установленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, соблюдать, реализовывать на практике, а в случае необходимости защищать их;

    3)социально-экономическая функция, т.е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления; эту функцию можно назвать обеспечительной, так как она направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;

    4)функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

    5)регулирующая функция, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т.д.;

    6)нормотворческая функция, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ;

    7)охранительная (юрисдикционная) функция, означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Данная функция исполнительной власти реализуется посредством установленных законом административно-процессуальных производств, в рамках которых контрольно-надзорные органы применяют меры предупреждения, пресечения, взыскания и восстановления (например, наложение административных взысканий, применение мер финансовой ответственности, применение наказаний за нарушение таможенных правил).

    3. ПРИНЦИПЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

    Принципы организации и функционирования исполнительной власти по своему содержанию практически не отличаются от принципов государственного управления, а также от принципов организации и деятельности органов государственного управления, ибо главным признаком исполнительной власти является наличие системы органов исполнительной власти (или органов государственного управления).

    Принципы организации и функционирования исполнительной власти можно разделить на две большие группы:

    1) конституционные, которые установлены Конституцией РФ и обусловлены по содержанию конституционно-правовыми законодательными нормами;

    2) организационные характеризующие организационные связи между различными звеньями системы государственного управления, которые возникав в процессе деятельности управленческих органов.

    Участие политических партии в формировании органов исполнительной власти и принятии важнейших практических решений в области управления отвечает демократическим принципам современного правового государства. Пункт 3 ст. 13 Конституции РФ устанавливает политическое многообразие, многопартийность. Завоевывая места в парламенте, политические партии оказывают сегодня реальное воздействие на формирование органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне.

    2.Демократизм формирования и функционирования исполнительной власти. Иногда этот принцип называют принципом народовластия, народности. Демократизм проявляется в свободном участии граждан в формировании органов исполнительной власти, в реальном их влиянии на практическую деятельность по управлению и осуществлению контроля за их работой, в использовании в необходимых случаях возможности судебной защиты.

    3.Принцип законности. Формирование и функционирование системы органов исполнительной власти должно базироваться на нормах права и преследовать цели обеспечения выполнения государственных функций, признания, соблюдения и защиты прав и свобод граждан. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина является одним из главных проявлений принципа законности. Соблюдение принципа законности предполагает, что: а) вся система государственного управления строится только на законных основаниях; б) осуществляемые государственными органами управленческие функции соответствуют требованиям законов и иных нормативных правовых актов; в) за исполнительной властью и воплощающей ее государственными органами осуществляется эффективный государственный и общественный контроль; г) обеспечивается формирование законопослушного кадрового потенциала управления. Принцип законности будет нарушен в случае, если действия органов исполнительной власти (публичного управления) приходят в противоречие с требованиями законов, иных нормативных правовых актов.

    4.Принцип федерализма. Принцип федерализма в организации и функционировании исполнительной власти вытекает из федеративного устройства РФ (гл. 3 Конституции РФ). Федеративная система обусловила сложную схему распределения полномочий исполнительной власти. С организационно-структурной точки зрения, принцип федерализма задает два уровня органов исполнительной власти: а) федеральные органы исполнительной власти; б) органы исполнительной власти субъектов РФ, т.е. республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

    Организационные принципы функционирования исполнительной власти:

    1. Принцип распределения и нормативного установления функций и полномочий. Управленческая практика доказала необходимость разумного рассредоточения функций и полномочий исполнительной власти по специальным органам управления, составляющим систему органов исполнительной власти.

    2.Принцип централизации и децентрализации исполнительной власти. Принцип сочетания централизации и децентрализации в системе управления непосредственно связан с принципом федерализма, а также принципом распределения и нормативного фиксирования функций а полномочий.

    3.Принцип отраслевого управления. Принцип отраслевого управления предполагает такую организацию системы управления, при которой конкретные органы государственного управления выделяются в отдельную отрасль и соединяются в единое целое на основе специфических, самостоятельных и аналогичных для данной отрасли функций и задач управления; внутри этой отрасли управления могут использоваться специальные формы управления и применяться специфические методы, которые могут не распространяться на другие отрасли.

    4.Принцип межотраслевого управления. Одним из существенных признаков межотраслевого управления является наличие у органа исполнительной власти полномочий по управлению в установленных законом пределах и в рамках осуществления, как правило, одной управленческой функции несколькими отраслями, сферами управления, группой предприятий или учреждений. Межотраслевое управление направлено на усиление в управлении координирующих, разрешительных и контролирующих функций и полномочий. Межотраслевое управление осуществляется так называемыми органами надведомственного (межведомственного), межотраслевого управления и межотраслевой координации по определенным направлениям управленческой деятельности (стандартизация, сертификация продукции, планирование и др.).

    5.Принцип территориального управления. Самостоятельное осуществление субъектами РФ исполнительной власти на своей территории создаваемыми ими органами государственного управления не должно умалять значения централизованного федерального регулирования, применяемого федеральными органами управления в определенных случаях и направленного на обеспечение одинаковой управленческой политики в России. В субъектах РФ создаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также межрегиональные или органы исполнительной власти в федеральных округах. При этом учитываются специфика и особенности того или иного региона России, социально-экономические, климатические условия и многие другие факторы.

    6.Принцип линейности и функциональности.

    Линейный вид организации государственного управления традиционно считается простейшей организационной формой строительства управления и состоит в установлении между руководством органа исполнительной власти (органа управления) и объектом управления прямых организационных связей, как правило, без находящихся между ними других звеньев управленческой структуры. Таким образом, каждый нижестоящий орган управления (организация) или каждый нижестоящий государственный служащий (должностное лицо) имеет вышестоящий орган (вышестоящего руководителя), который наделен полномочиями по выполнению властных организационно-правовых мероприятий и административных актов в отношении подчиненных практически по всем направлениям деятельности организации и осуществляемого ими руководства.

    Функциональный тип организации управления в широком понимании предполагает рассредоточение специальных функций государственного управления для непосредственного выполнения по отдельным структурным подразделениям органа управления (по главным управлениям, управлениям, отделам, департаментам и т.д.). Например, создаются отделы торговли, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, юстиции, управления имуществом и пр.). При функциональном способе управления руководитель имеет несколько заместителей, с которыми он и осуществляет практическую работу, минимизируя контакты с другими служащими. Однако это не означает его полного отстранения от управления коллективом или государственным органом.

    7. Принцип коллегиальности и единоначалия. Организация деятельности органов исполнительной власти осуществляется в форме коллегиального или единоличного управления (руководства). Управленческие решения принимаются коллегиальным органом путем голосования. Единоначалие означает, что орган управления возглавляет руководитель, несущий персональную ответственность за организацию и функционирование этого органа (например, федеральный министр, глава областной администрации).

    4. СУБЪЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

    Субъекты исполнительной власти являются главнейшими субъектами административного права, поскольку именно они осуществляют государственное управление, управленческие действия, принимают административные акты, обеспечивают исполнение законов, общественный порядок и безопасность, права и свободы граждан.

    С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации: 1) Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ; 2) равноправные субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти вес субъекты РФ между собой равноправны. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

    С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются: 1) Президент РФ, 2) Правительство РФ; 3) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства); 4) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; 5) высшие должностные лица субъектов РФ (президенты, губернаторы, главы администраций); 6) правительства субъектов РФ, 7) иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

    Как следует из приведенной классификации, субъектами исполнительной власти могут быть как федеральные, так и региональные (в субъектах РФ) органы государственного управления. Известно, что органы управления не могут функционировать без персонала государственного управления, т. е. без государственных служащих, являющихся субъектами государственно-управленческих отношений. Выделяются следующие особенности организации и функционирования субъектов исполнительной власти:

    1)число государственных служащих, занятых в сфере деятельности исполнительной власти, превышает количество служащих и должностных лиц, занимающихся иной государственной деятельностью (общеизвестно, что граждане и юридические лица чаще имеют дело с органами исполнительной власти, чем с органами законодательной государственной власти, прокуратурой и судом);

    2)субъекты исполнительно-распорядительной деятельности наряду с исполнением законов реализуют другие правоприменительные функции, занимаются административным нормотворчеством, принимают нормативные и индивидуальные правовые акты управления, а в отдельных случаях выполняют функции правосудия, рассматривая дела об административных нарушениях и налагая административные взыскания;

    3)должностные лица и государственные служащие обладают властными полномочиями различного характера; они воздействуют на формирование и развитие кадрового потенциала, распоряжаются финансовыми, материально-техническими, организационными, кадровыми ресурсами;

    4)органы исполнительной власти и государственные служащие осуществляют юрисдикционную (правоохранительную) деятельность в силу наличия у них полномочий по реализации мер государственного (административного) принуждения, сфера применения которых может быть значительно расширена на законных основаниях при наступлении чрезвычайных обстоятельств или введении особых административно-правовых режимов;

    5) государственные служащие органов исполнительной власти (как и муниципальные служащие) в определенных случаях могут управлять по своему усмотрению, основываясь на собственном видении сложности и значимости управленческого мероприятия. Но прежде всего деятельность государственных служащих должна основываться на принципе законности исполнительной власти, а также на соблюдении принципов, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». К ним относятся: верховенство Конституции РФ и федеральных законов; приоритет прав и свобод человека и гражданина; политический нейтралитет; обязательность выполнения решений вышестоящих государственных органов; ответственность государственных служащих.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Подводя итог проделанной работы в соответствии с поставленными целями и задачами необходимо сделать следующие выводы:

    1) Исполнительная власть - это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции.

    Исполнительная власть имеет следующие отличительные признаки:

    Исполнительная власть обусловлена существованием самого государства

    Исполнительная власть - это самостоятельный вид (ветвь) единой государственной власти

    Исполнительная власть осуществляется органами исполнительной власти

    Единство исполнительной властив РФ

    Исполнительная власть есть власть подзаконная

    Ответственность исполнительной власти за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты

    Планирование

    Исполнительная власть осуществляет юрисдикционную (правоохранительную) деятельность.

    2) К основным функциям исполнительной власти относятся исполнительная функция, правозащитная, социально-экономическая, функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране, регулирующая, нормотворческая, охранительная (юрисдикционная) функции.

    3) Принципами исполнительной власти являются принцип демократизма, законности, федерализма, принцип распределения и нормативного установления функций и полномочий, принцип централизации и децентрализации, принцип отраслевого и межотраслевого управления, принцип территориального управления, принцип линейности и функциональности, принцип коллегиальности и единоначалия.

    4) Субъектами исполнительной власти являются:

    С учетом федеративногоустройства России: Российская Федерация и равноправные субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область;

    С точки зрения осуществления государственного управления:Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, территориальные органы федеральных органов исполнительнойвласти, высшие должностные лица субъектовРФ (президенты, губернаторы, главы администраций), правительства субъектов РФ, иные органы исполнительной власти субъектов РФ.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993г (с учетом поправок внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ)

    2. Комментарий к Конституции Российской Федерации, 4-е издание. Москва, 2009

    3. Бахрах Д.Н. Административное право М., Норма, 2005

    4. Габричидзе Б.Н. Административное право, М., Проспект, 2003

    5. Конин Н.М. Административное право России. М., Проспект, 2006

    6. Овчарова Е.В. Российское административное право. Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова, Юрид. фак., Москва, 2007

    7. Смоленский М.Б. Административное право. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005

    8. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2005

    9. Хапаев А.О. Административное право в вопросах и ответах. М., 2007

    10. Четвериков В.С. Административное право. Москва, Форум, 2009

    11. Административное право / под ред. проф. Попова Л.Л., проф. Студеникиной М.С. Москва, НОРМА, 2008

    Многие начинающие юристы задаются таким вопросом: кто осуществляет исполнительную власть в РФ? Главенствующим субъектом данного вопроса является правительство, которое обладает определёнными полномочиями при решении вопросов государственного значения. Соответственно, именно об этом органе и пойдёт речь в нашей статье.

    Конституция РФ

    Закон высшей юридической силы гласит, что исполнительную власть в РФ осуществляет правительство. При этом отдельной главы, посвящённой данным вопросам, в правовом документе нет. Но отсутствие отдельной группы норм не является основанием для ограничительного толкования статей закона.

    Так, исходя из позиции законодателя, можно утверждать, что исполнительную власть в РФ осуществляет правительство, которое является высшим органом федерального уровня наравне с Президентом, Федеральным собранием и судами. Свои полномочия оно реализует посредством функционирования министерств и ведомств, которые находятся в строгом подчинении у правительства, но при этом с определённой независимостью и обособленностью друг от друга. В данной области ярко прослеживается принцип единоначалия.

    Соотношение системы и структуры

    Задаваясь вопросом о том, какой орган осуществляет исполнительную власть в РФ, важно не запутаться в терминологии. Конституция России говорит о том, что система и структура исполнительной власти являются схожими понятиями, но при этом обладают принципиальными отличиями.

    Последние заключаются в том, что система органов включает правительство страны, ведомства, министерства. В свою очередь, структура конкретизирует государственные формирования. Во втором случае речь идёт о конкретных органах, которые наделены полномочиями по роду деятельности. Рассматривая данный вопрос, можно утверждать, что в определённой мере исполнительную власть РФ осуществляет Президент. А всё благодаря тому, что именно ему принадлежит определяющая роль в формировании каждого органа. При этом четкого законодательного закрепления данного полномочия в Конституции нет.

    Благодаря отданным указам, Президент РФ не только устанавливает структуру составных компонентов правительства, но и объединяет их деятельность в единую политику.

    Правительство как один из главнейших федеральных органов

    Тот, кто осуществляет исполнительную власть в РФ, конечное же, наделён большой ответственностью. Именно поэтому отправные положения, касающиеся регламентации данной деятельности, закреплены в ст. 6 Конституции.

    Отдельного внимания заслуживают ФКЗ и ФЗ, которые в большей мере воплощают непосредственное правовое регулирование, устанавливая и конкретизируя права и обязанности. Согласно Федеральному конституционному закону «О Правительстве», возглавляет рассматриваемый орган Председатель, который назначается Президентом с согласия Государственной Думы.

    Порядок назначения на должность

    Как говорилось ранее, орган, осуществляющий исполнительную власть РФ, формируется под руководством главы государства. Как только вновь избранный Президент вступает в должность, по истечение 14 дней он обязан сформировать «своё» правительство.

    Согласитесь, каждый глава государства ведёт собственную политику. Один придерживается социального направления, другой является приверженцем коммунистического, а третий - либерал. С целью эффективной реализации выбранного направления развития государства в будущем, Президент должен сформировать собственный круг помощников.

    Поэтому в течение двух недель он вносит на рассмотрение в Государственную Думу РФ кандидатуру, которая обсуждается в течение 7 дней.

    Если Дума отклоняет кандидатуру трижды, Президент обязан распустить данный орган, назначить новые выборы, а Председателя назначить самостоятельно. Данная норма носит императивный характер, соответственно, отклоняя предложенную кандидатуру в третий раз, Дума фактически голосует за собственный роспуск и отставку. А такого случая за всю историю становления конституционализма ни разу не встречалось.

    В то же время толкование данной нормы Конституционным Судом указывает на то, что Президент может вносить одну и ту же кандидатуру на рассмотрение. Иных официальных высказываний по данному поводу не было.

    Формирующая деятельность

    Высшую исполнительную власть РФ осуществляет правительство, которое в дальнейшем также курируется Президентом. После назначения нового «управленца», в течение недели им должен быть предоставлен список кандидатур, претендующих на должности руководителей федеральных ведомств. Сроки формирования личного состава каждого органа не указываются.

    Освободить или отстранить от исполнения должностных обязанностей может исключительно Президент. Происходит это в следующих случаях:

    1. В связи с отставкой.
    2. При выражении недоверия.
    3. Невозможность исполнения своих должных полномочий. В данную группу входят проблемы со здоровьем либо иные обстоятельства, которые Президент может посчитать основанием для отстранения.

    Снятие Председателя влечёт за собой роспуск всех министерств и ведомств. При этом правительство РФ, осуществляя исполнительную власть, продолжает функционировать до момента собрания нового. На срок до двух месяцев полномочия Председателя могут быть возложены на одного из его заместителей.

    Принципы осуществления власти

    Тот, кто осуществляет исполнительную власть в РФ, должен основываться на принципах преемственности и непрерывности. Такая необходимость обусловлена широкими полномочиями, которые направлены на осуществление деятельности во всех сфера жизни общества.

    Реализация правительством государственной политики осуществляется во многих формах, самой популярной из которых является издание нормативно-правовых документов - распоряжений. Данного рода НПА издаются по оперативным вопросам.

    Законодательная база делится на постановления и распоряжения Правительства. Они издаются с целью расширения конституционных норм, разъясняют определённые обстоятельства, а также в согласовании с ведомственными органами формируют правовую базу.

    О заседаниях исполнительного органа

    Собрания описываемого органа проводятся не реже одного раза в месяц. Для этого существует специальный Регламент Правительства, который закрепляет ряд процедурных норм. На заседаниях рассматриваются наиболее важные вопросы, которые связаны с реализацией компетентных полномочий данного органа.

    С целью решения оперативных вопросов, может создаваться Президиум Правительства. Данное мероприятие носит исключительный характер и направлено на решение оперативных вопросов. Ведь тот, кто осуществляет исполнительную власть в РФ, должен владеть обстановкой в государстве.

    Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

    Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

    Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ .

    Правительство РФ состоит из:

    Председателя Правительства РФ

    Заместителей Председателя Правительства РФ

    Федеральных министров

    Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

    Структура Правительства

      Председатель правительства

      Первый заместитель Председателя правительства

      Заместитель Председателя правительства

      Министр финансов Российской Федерации - Заместитель Председателя правительства

      Руководитель Аппарата правительства - Заместитель Председателя правительства

    Федеральные министры:

      министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации

      министр сельского хозяйства Российской Федерации

      министр иностранных дел Российской Федерации

      министр транспорта Российской Федерации

      министр экономического развития и торговли Российской Федерации

      министр внутренних дел Российской Федерации

      первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации - министр Российской Федерации

      министр информационных технологий и связи Российской Федерации

      министр обороны Российской Федерации

      министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

      министр природных ресурсов Российской Федерации

      министр юстиции Российской Федерации

      министр образования и науки Российской Федерации

      министр промышленности и энергетики Российской Федерации

      министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

    Координационные и совещательные органы Правительства:

      Правительственная комиссия по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

      Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в предстоящем (2005) году и на среднесрочную перспективу

      Комиссия Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам

      Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию

      Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации

      Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации

      Правительственная комиссия по вопросам экономической интеграции

      Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития

      Правительственная комиссия по вопросам комплексного развития транспортной системы Российской Федерации

      Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности

      Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации

      Правительственная комиссия по организации перемещения архивных фондов и имущества Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) в новое здание

      Правительственная комиссия по проведению административной реформы

    Иные органы при Правительстве:

      Академия народного хозяйства

      Институт законодательства и сравнительного-правоведения

      Информационно-телеграфное агентство России (ФГУП)

      полномочные представители правительства при различных органах

      Экспертный совет при Правительстве России

      Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

    Полномочия Правительства РФ :

    Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами.

    Разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет

    Обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой

    Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики

    Обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

    Управляет федеральной собственностью

    Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ

    Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан

    Организует охрану собственности и общественного порядка

    В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами

    Издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение

    Имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)

    В случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

    Порядок назначения

    Порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации определён в ст. 111 Конституции РФ и ст.7 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Вопрос о процедуре назначения главы российского Правительства имеет большое значение, поскольку названная должность – одна из ключевых и ведущих в государстве.

    В части 1 статьи 111 Конституции РФ содержится исходная норма: Председатель Правительства назначается Президентом – это одно из важнейших конституционных полномочий Президента РФ. В этой же части указанной статьи называется полномочие Государственной Думы – «с согласия Государственной Думы», которое корреспондирует со статьёй 103 часть 1, предусматривающей, что Государственная Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Далее следует предусмотренная Конституцией процедура выдвижения кандидатуры на пост Председателя Правительства. Выделим важнейшие моменты. Во-первых, право выдвигать кандидатуру на эту должность, имеет только Президент России. Во-вторых, внесение кандидатуры в Государственную Думу должно происходить в определённые сроки: а) не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента; б) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства, если таковая имела место; в) в течение недели со дня отклонения Государственной Думой кандидата на этот пост. В части 3 статьи 111 установлен определённый срок для рассмотрения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства – в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре4.

    В Регламенте Государственной Думы (глава 17) подробно определён порядок дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Президент России либо его полномочный представитель в Федеральном собрании официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ. Кандидат докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ. Перед обсуждением кандидатуры в течение времени, определённого Государственной Думой, но не свыше 30 минут кандидат отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против неё. Согласие на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Статья 111 часть 4 предусматривает, что после трёхкратного отклонения Государственной Думой представленной Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства. Это объясняется тем, что государство не может в течение длительного времени обходиться без Правительства и его главы.

    В юридической литературе статья 112 часть1 Конституции иногда рассматривается как право Президента определять структуру федеральных органов исполнительной власти. Это, однако, не бесспорно ввиду неурегулированности в законодательстве (в том числе и в самой Конституции) данного вопроса, который призван быть регламентирован в законе о системе федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядке их организации и деятельности. В настоящее время вопрос, например, о федеральных органах исполнительной власти регулируется рядом указов Президента.

    После распада СССР в начале девяностых годов прошлого века образовалось независимое государство – Российская Федерация. Появился новый флаг, гимн и, самое главное, новая Конституция. В статье 10-й Основного закона, который был принят на референдуме в 1993 году, государственная власть была разделена на три ветви.

    Отличия от прежней системы

    Осуществление власти

    Отличия от прежней системы

    В Советском Союзе применялся термин «государственное управление», оно имело четкую структуру и иерархию. Изменилось то, что теперь исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет система, которая независима от законодательной и судебной. Причем это ясно прописано в Конституции РФ.

    Осуществление власти

    По Конституции, исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет двухуровневая система. На высшем уровне это федеральные субъекты, а на местах - региональные субъекты. Образована единая иерархическая структура.

    Но независимость - не значит оторванность, изоляция одной от другой. Все виды гос. власти тесно взаимодействуют друг с другом. Лишь в теории французских просветителей идеальна для демократии такая изоляция, даже, возможно, противостояние в интересах всего общества. На практике это утопия. Такое положение дел приводит к политическому тупику, коллапсу всей политической системы.

    Субъекты

    Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет единая система через функционирование специальных субъектов, наделенных соответствующей компетенцией. В качестве таковых выступают органы исполнительной власти Российской Федерации. Основной закон организует всю власть в стране по принципу федерализма. Отличие федерации от унитарного государства - в том, что имеется двухуровневая система исполнительной власти в РФ с местными региональными законами. Правительство - это высший орган исполнительной власти РФ, которому подчиняются исполнительные субъекты на местах.

    Отличие исполнительной власти и административной

    Исполнительная и административная власть - это не одно и то же. Последняя служит лишь внесудебной мерой принуждения. Административная власть - лишь один из инструментов достижения целей исполнительной власти, и она не ограничивается лишь внесудебным принуждением.

    Юридически большинство распоряжений на всех уровнях осуществляется во внесудебном порядке. Это касается не только исполнительной, но и законодательной власти. Но неправомерно утверждать, что они реализуют административную власть.

    Рычаги влияния

    Как же выполняются директивы и распоряжения? Для этого в подчинение переданы наиболее влиятельные службы и организации. Это финансовые, органы внутренних дел, армия, службы безопасности, исправительно-трудовые организации и т. д.

    Необходимо заметить, что государственное управление как понятие не отражено в Конституции РФ. Ошибочно полагать, что это и есть исполнительная власть. Управление государством намного шире, и как раз включает в себя как исполнительную власть, так и другие институты власти.

    Функции исполнительной власти

    Выделяют следующие ее функции:

    Направление политики программ общефедерального значения. Примерами могут быть приватизация, национализация, разработка единой энергетической системы и т. д.

    Правильное регулирование и обеспечение правового порядка в экономической сфере общества. Примерами являются деятельность антимонопольной службы, охрана частной собственности, поддержка предприятий или какой-либо отрасли производства и т. д.

    Эффективное управление предприятий государственного сектора. Ошибочно полагать, что все в нашей стране приватизировано. Существует множество государственных корпораций, государственно-частное партнерство.

    Контроль и надзор за работой различных сфер деятельности общества. Примерами может служить контроль за деятельностью Рособрнадзора в сфере образования, Росмеднадзора в сфере медицины, Роспотребнадзора в сфере питания и защиты потребителей и т. д.

    Признаки

    Первый признак – субординация, когда нижестоящая власть подчиняется вышестоящей. Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти РФ, главное учреждение в этой системе.

    Второй признак – организация. Существует целая система для реализации законов на всех уровнях государства.

    Третий признак – повсеместность. Везде, где есть человеческие коллективы, так или иначе присутствует исполнительная власть.

    Четвертый признак – огромные ресурсы. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет целая система с широкими возможностями: правовые, экономические, информационные, силовые, технические службы. Все они подчинены единому управленческому центру для поддержания всей полноты исполнительной власти.

    Пятый признак – силовое внесудебное воздействие. Для этого существует множество служб принудительного характера: армия, полиция, органы государственной безопасности, национальная гвардия и т. д.

    Шестой признак – контроль над исполнительной властью. Это обязательное условие правового государства. Несмотря на разделение властей, для эффективного исполнения всех законов необходим широкий контроль, который могут осуществлять парламент, счетная палата, прокуратура. Широкие полномочия по контролю имеет институт президентства в Российской Федерации. Большое значение имеют демократические институты - свободные СМИ, гражданское общество, инициативные группы контроля и т. д.

    Система и структура исполнительной власти РФ

    Наибольшее затруднение вызывает иерархия. Исполнительную власть осуществляет система органов исполнительной власти, являющаяся частью общей структуры государственной власти. Они учреждены самим государством с целью претворения в жизнь всех законов и нормативно-правовых актов, принимаемых соответствующими компетентными субъектами.

    Органы исполнительной власти РФ входят в единую управленческую систему. Однако их перечень не определен в Конституции РФ.

    Классификация

    От роли, масштаба деятельности, компетенции, способу образования различают:

    1. Россия - федеративное государство. Отсюда существует как федеральная исполнительная власть РФ, так и региональная. Президент и его администрация формально не входят в эту структуру, но активно ее контролируют. Глава государства - гарант конституционных норм, а также прав и свобод граждан, следовательно, он обязан следить и корректировать работу всех органов власти. Но юридически президент не входит в эту структуру. Высшим органом исполнительной власти РФ является правительство во главе с председателем.

    2. В зависимости от компетенции выделяют органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. К первым можно отнести региональные правительства и администрации краев и областей. В качестве примера органов отраслевой компетенции можно привести министерство сельского хозяйства, министерство по чрезвычайным ситуациям и т.д. К межотраслевым относится служба занятости населения, органы статистики.

    3. В зависимости от порядка разрешения вопросов структура исполнительной власти РФ подразделяется на коллегиальные органы и единоначальные. Первые обсуждают наиболее важные вопросы (правительство Российской Федерации как высший орган государственной власти РФ, правительства регионов, комитетские собрания и т. д.). Единоначальные органы - это обычно те, которые работают в штатном режиме для устранения бюрократической волокиты.

    Роль Главы государства в функционировании исполнительной власти

    Формально, как уже отмечалось выше, президент РФ не является частью системы исполнительной власти. Он стоит «над всеми ветвями», а его власть образует четвертую ветвь – президентскую. Отсюда возможно непонимание того, кто именно возглавляет правительство РФ, исполнительная власть кому именно должна подчиняться. Правильный ответ – председателю, которого непосредственно назначает глава государства.

    Конституционное подчинение президенту РФ

    Основной закон содержит ряд статей, которые «подчиняют» правительство президенту. В частности, ст. 83 Основного закона. Согласно данной статье, президент РФ назначает председателя правительства РФ. Следовательно, можно предположить, что если премьер-министр подчиняется главе государства, то все исполнительные органы государственной власти РФ также ему подчиняются.

    Роль Государственной думы в назначении Председателя

    Как бы то ни было, но президент должен назначить председателя правительства с одобрения Государственной думы. Возможно, это сделано с целью продуктивного взаимодействия между этими институтами власти. Таким образом, юридически может показаться, что Российская Федерация - парламентская республика. Государственная дума только утверждает кандидатуру главы исполнительной власти, предложенную президентом. Своих кандидатов парламент предложить не может, а также не участвует в формировании кабинета министров.

    Но и здесь не все так однозначно. Согласно Конституции РФ, президент предлагает лишь два раза. Если кандидатура отклоняется, то Государственная дума распускается. Назначаются новые выборы в нижнюю законодательную палату. Также президент имеет право оба раза предложить одного и того же человека. После роспуска он спокойно может утвердить неугодную Думе кандидатуру. Таким образом, видно, что больше «пострадает» законодательный орган, а нужный глава правительства все равно будет утвержден. Такая процедура превращает утверждение нижней законодательной палатой председателя правительства в простую формальность.

    Но после этого влияние президента на исполнительную власть не ограничивается. Согласно Конституции, он может освободить председателя правительства РФ. Кроме того, именно президент РФ утверждает на должность этих министров по предложению премьер-министра. И, судя по тому, что в Основном законе количество таких отклонений не установлено, оно бесконечно.

    Естественно, на практике подобное вряд ли произойдет. Но в теории юридически это вполне возможно. Из этого может показаться, что глава государства фактически формирует правительство и единолично назначает его главу. Но это не так, хотя по Конституции ему разрешается председательствовать на заседании правительства. А Федеральный закон «О правительстве РФ» дает ему это право и на президиуме.

    Но, несмотря на это, юридически главой является председатель правительства. Согласно Конституции, к его компетенции относится определение направления работы высшего исполнительного органа, организация его работы. Также он обладает решающим голосом. Председателю напрямую подчинены исполнительные органы государственной власти РФ.

    Подводя итоги, можно сделать вывод, что исполнительная власть направлена на практическую реализацию распоряжений и законов вышестоящих органов. К таковым относятся подзаконные акты главы государства, нормативно-правовые акты законодательной власти, Федеральные законы и другие правовые документы, регламентирующие ее деятельность. Кроме того, она обладает мощными инструментами для их реализации. Ей напрямую подчиняются целые системы экономического, информационного, силового и других видов воздействия. Поэтому она неразрывно связана с понятием государственного управления. Но нельзя ставить знак равенства между ними. Несмотря на то что исполнительная власть составляет огромный пласт государственной власти, последнее понятие намного шире и включает другие властные институты в стране, такие как институт президенства, законодательные субъекты власти и другие.

    От слаженной системы государственной власти зависит благополучие, мир и стабильность в стране. Одно дело - издавать законы, но если граждане видят, что их никто не выполняет, что власти не справляются со своей работой, наступает хаос, охлократия, политическая нестабильность. Это можно было наблюдать в конце прошлого века. После падения авторитарного по меркам правоведения государства в нашей стране появилось новое - правовое, демократическое. Базовые декларации Конституции остались прежними: права и свободы граждан, равноправие в суде, независимость судей, принцип презумпции невиновности и т. д. Но реально картина выглядела немного иначе. В отсутствие сильной и волевой власти, а именно исполнительной, все это свелось на нет. Беззаконие, насилие, уход от налогов, тотальная коррупция привели к таким потрясениям и разрухе, от которых не пострадали даже многие государства, ведущие военные действия.

    Российская исполнительная власть на современном этапе своего развития подвергается количественным и качественным изменениям. Ведь она не просто слепо исполняет законы и следит за их реализацией. Данная власть борется и со многими внешними угрозами. Например, осуществляет борьбу с терроризмом и экстремизмом как внутри страны, так и за ее пределами, техногенными катастрофами, лесными пожарами. В их подчинении для этой цели служат такие федеральные службы, как министерство по чрезвычайным ситуациям, службы государственной безопасности, недавно созданная национальная гвардия. Конечно, некоторые службы лично подчинены главе государства, но они выполняют те же цели и все вместе следят за спокойствием и конституционным порядком в стране.

    Исполни́тельная вла́сть - один из видов самостоятельной и независимойпубличной власти в государстве, представляющая собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

    В России

    Основное назначение исполнительной власти в Российской Федерации - организация практического исполнения Конституции России и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права. Состав исполнительной власти набирается на выборных началах с возможностью последующего назначения. Структуру исполнительной власти России составляют государственные служащие и юридическая (правовая) структура - система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.

    Органы исполнительной власти

    Федеральные органы

    В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти:

    • Министерства;
    • Федеральные службы;
    • Федеральные агентства.

    Региональные органы

    • Министерства;
    • Комитеты (представлены в составе правительства г. Санкт-Петербург и г. Москвы).
    • Департамент
    • Главное управление

    Признаки исполнительной власти

    • является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
    • является проводником государственной политики в жизнь;
    • подзаконна по своему характеру и задачам;
    • объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
    • её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
    • является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

    Функции исполнительной власти

    • подзаконное регулирование;
    • осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
    • административное правоприменение;
    • осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
    • административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
    • охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
    • информационное обеспечение органов государственной власти.

    Во Франции

    Исполнительная власть во Франции двойственная - делится между президентом и правительством (коллегиальным органом), возглавляемое премьер-министром. Президент имеет множество существенных полномочий, но осуществляет их совместно с другими госорганами, а ответственность за осуществление исполнительной власти несет Правительство. Оно определяет задачи и приоритеты государственной политики, для чего в его распоряжении административный аппарат и вооружённые силы. Правительство Франции существует в двух видах:

    • Совет министров Республики
    • Кабинет, объединяющий членов правительства, руководимый премьер-министром.

    Правительство формируется следующим образом: президент назначает премьер-министра, и членов правительства по представлению премьер-министра.

    В Австрии

    Исполнительная власть представляется федеральным президентом и, возглавляемый федеральным канцлером и вице-канцлером, кабинетом министров. Федеральный президент представляет Австрию на международном уровне, является главнокомандующим вооружёнными силами, назначает и увольняет офицеров и федеральных чиновников. Федеральный президент назначает федерального канцлера в соответствии с результатами парламентских выборов, и по его представлению уже утверждает министров, кандидатуры которых представлены партиями Национального совета. Правительство возглавляет и координирует работу федеральный канцлер; при принятии решений учитывает мнение вице-канцлера.

    В Германии

    Принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную закреплён в ст.20 Основном законе. Исполнительная власть представлена федеральным правительством во главе с федеральным канцлером, который подотчётен парламенту. Само правительство составит из представителей коалиции, выдвинувшей канцлера. Кандидатов в министры предлагает федеральный канцлер, а утверждает федеральных президент. Кабинет министров состоит из 16-20 министров.

    В различных государствах

    Империя Инков

    В Империи инков была своеобразная структура исполнительной власти: наличие диархии, секретариата, института заместителей, ревизоров, комиссаров, управленцев различных уровней.

    См. также

    • Законодательная власть
    • Судебная власть
    • Разделение властей
    • Федеральные органы исполнительной власти России и их руководители

    Примечания

    Ссылки

    • Органы исполнительной власти России.

    Согласно ст. 110 Конституции РФ высшая исполнительная власть в РФ принадлежит?

    9месяцев назад

    0 комментариев

    Ответы (4)

    Владислав

    Правительству.

    ответ написан 9месяцев назад

    0 комментариев

    Войдите что бы оставлять комментарии

    Александр.нет

    Статья 110. Исполнительную власть Российской Федерации.. . 1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. 2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

    ответ написан 9месяцев назад

    0 комментариев

    Войдите что бы оставлять комментарии

    Правительству

    ответ написан 9месяцев назад

    0 комментариев

    Войдите что бы оставлять комментарии

    Станислав Анисимов

    Исполнительная власть принадлежит правительству РФ

    ответ написан 9месяцев назад

    0 комментариев

    Войдите что бы оставлять комментарии

    Оставить ответ

    Войдите, чтобы написать ответ

    Исполнительная власть в РФ. Структура Правительства РФ, порядок назначения, полномочия

    Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

    Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

    Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ .

    Правительство РФ состоит из:

    Председателя Правительства РФ

    Заместителей Председателя Правительства РФ

    Федеральных министров

    Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

    Структура Правительства

      Председатель правительства

      Первый заместитель Председателя правительства

      Заместитель Председателя правительства

      Министр финансов Российской Федерации - Заместитель Председателя правительства

      Руководитель Аппарата правительства - Заместитель Председателя правительства

    Федеральные министры:

      министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации

      министр сельского хозяйства Российской Федерации

      министр иностранных дел Российской Федерации

      министр транспорта Российской Федерации

      министр экономического развития и торговли Российской Федерации

      министр внутренних дел Российской Федерации

      первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации - министр Российской Федерации

      министр информационных технологий и связи Российской Федерации

      министр обороны Российской Федерации

      министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

      министр природных ресурсов Российской Федерации

      министр юстиции Российской Федерации

      министр образования и науки Российской Федерации

      министр промышленности и энергетики Российской Федерации

      министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

    Координационные и совещательные органы Правительства:

      Правительственная комиссия по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

      Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в предстоящем (2005) году и на среднесрочную перспективу

      Комиссия Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам

      Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию

      Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации

      Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации

      Правительственная комиссия по вопросам экономической интеграции

      Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития

      Правительственная комиссия по вопросам комплексного развития транспортной системы Российской Федерации

      Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности

      Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации

      Правительственная комиссия по организации перемещения архивных фондов и имущества Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) в новое здание

      Правительственная комиссия по проведению административной реформы

    Иные органы при Правительстве:

      Академия народного хозяйства

      Институт законодательства и сравнительного-правоведения

      Информационно-телеграфное агентство России (ФГУП)

      полномочные представители правительства при различных органах

      Экспертный совет при Правительстве России

      Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

    Полномочия Правительства РФ :

    Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами.

    Разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет

    Обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой

    Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики

    Обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

    Управляет федеральной собственностью

    Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ

    Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан

    Организует охрану собственности и общественного порядка

    В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами

    Издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение

    Имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)

    В случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

    Порядок назначения

    Порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации определён в ст. 111 Конституции РФ и ст.7 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Вопрос о процедуре назначения главы российского Правительства имеет большое значение, поскольку названная должность – одна из ключевых и ведущих в государстве.

    В части 1 статьи 111 Конституции РФ содержится исходная норма: Председатель Правительства назначается Президентом – это одно из важнейших конституционных полномочий Президента РФ. В этой же части указанной статьи называется полномочие Государственной Думы – «с согласия Государственной Думы», которое корреспондирует со статьёй 103 часть 1, предусматривающей, что Государственная Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Далее следует предусмотренная Конституцией процедура выдвижения кандидатуры на пост Председателя Правительства. Выделим важнейшие моменты. Во-первых, право выдвигать кандидатуру на эту должность, имеет только Президент России. Во-вторых, внесение кандидатуры в Государственную Думу должно происходить в определённые сроки: а) не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента; б) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства, если таковая имела место; в) в течение недели со дня отклонения Государственной Думой кандидата на этот пост. В части 3 статьи 111 установлен определённый срок для рассмотрения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства – в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре4.

    В Регламенте Государственной Думы (глава 17) подробно определён порядок дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Президент России либо его полномочный представитель в Федеральном собрании официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ. Кандидат докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ. Перед обсуждением кандидатуры в течение времени, определённого Государственной Думой, но не свыше 30 минут кандидат отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против неё. Согласие на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Статья 111 часть 4 предусматривает, что после трёхкратного отклонения Государственной Думой представленной Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства. Это объясняется тем, что государство не может в течение длительного времени обходиться без Правительства и его главы.

    В юридической литературе статья 112 часть1 Конституции иногда рассматривается как право Президента определять структуру федеральных органов исполнительной власти. Это, однако, не бесспорно ввиду неурегулированности в законодательстве (в том числе и в самой Конституции) данного вопроса, который призван быть регламентирован в законе о системе федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядке их организации и деятельности. В настоящее время вопрос, например, о федеральных органах исполнительной власти регулируется рядом указов Президента.

    Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

    Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

    Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

    Признаки исполнительной власти:

    Является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

    Выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

    Осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

    Обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

    Обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

    Организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

    Ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

    Носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

    Имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

    1.6. Цели, функции и уровни исполнительной власти

    Цели исполнительной власти:

    1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;

    2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;

    3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;

    4) защита человека от противоправных посягательств.

    Функции исполнительной власти:

    1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;

    2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

    3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

    4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

    5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;

    6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;

    7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

    Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.

    Еще по теме 1.5. Исполнительная власть: понятие и признаки:

    1. 4. Исполнительная власть: понятие, признаки. Соотношение исполнительной власти и государственного управления
    2. Органы исполнительной власти: понятие, отличительные признаки. Принципы деятельности органов исполнительной власти.
    3. 2. Понятие исполнительной власти и ее основные признаки
    4. Управление, государственное управление и исполнительная власть: понятие, соотношение. Исполнительная власть в системе единой государственной власти.
    5. Законодательные основы системы и структуры государственных органов федеральной исполнительной власти (по Конституции РФ и Указам Президента РФ от 9.03.04 г. «О системе и структуре федераль­ных органов исполнительной власти» и от 12.05.08 г. « Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»).