Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Дисквалификация устанавливается на срок от лет года. Дисквалификация как запрет на замещение руководщих должностей. Случаи применения дисквалификации к руководителю организации

    Дисквалификация устанавливается на срок от лет года. Дисквалификация как запрет на замещение руководщих должностей. Случаи применения дисквалификации к руководителю организации

    Дисквалификация как мера административной ответственности за установлена ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ. В частности, дисквалификация на срок от года до трех лет следует за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное . Под дисквалификацией согласно ст. 3.11 КоАП РФ понимается лишение права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления , входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим указанные должности, лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к занимающимся частной практикой.

    Наиболее часто встречаются такие нарушения норм трудового законодательства:

    Невыполнение окончательного расчета в день увольнения работника;

    Оплата командировочных не в полном объеме;

    Выплата заработной платы один раз в месяц;

    Выплата заработной платы работникам без выдачи расчетных листов по заработной плате;

    Неознакомление работников с требованиями охраны труда;

    Необеспечение учета сверхурочных работ и оплаты работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени работников;

    Непредоставление ежегодных оплачиваемых отпусков более двух лет подряд;

    Выплата отпускных позже чем за три дня до начала отпуска.

    Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ могут инициировать должностные лица государственной инспекции труда в форме протокола или прокурор - в виде постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

    Протокол составляется по результатам выявленного факта совершения административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении должны быть указаны:

    Дата и место его составления;

    Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

    Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

    Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

    Место, время совершения и событие административного правонарушения;

    Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

    Иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

    Кроме этого, должностные лица при составлении протокола об административном правонарушении обязаны разъяснить участникам производства по делу их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, и сделать соответствующую запись в протоколе.

    Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) (ст. ст. 23.1 и 28.8 КоАП РФ). В свою очередь, суд, рассмотрев представленные материалы, выносит постановление (решение) о назначении административного наказания в виде дисквалификации либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

    Копия постановления о дисквалификации (вступившего в законную силу) направляется судом в МВД России и в министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъекта РФ по месту вынесения постановления. Согласно п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.10.2006 N 115 "О некоторых вопросах, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях" решение о назначении наказания в виде дисквалификации считается приведенным в исполнение с момента его вступления в законную силу. С указанного момента дисквалифицированное лицо не вправе осуществлять деятельность по управлению юридическим лицом.

    В силу ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом, то есть дисквалифицированное лицо должно быть уволено по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

    Условия применения дисквалификации в качестве меры ответственности

    Необходимо обратить внимание на формулировку "аналогичное административное правонарушение", имеющуюся в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ. Содержание данного положения было раскрыто в п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (ред. от 11.11.2008, далее - Постановление N 5). В частности, было указано, что под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника).

    В то же время, если было совершено административное правонарушение в виде нарушения законодательства о труде или охране труда, но оно не аналогично совершенному ранее, дисквалификация как мера ответственности не может быть применена. В этом случае следует руководствоваться ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Рассмотрим пример из судебной практики.

    Из Постановления ВС РФ от 28.02.2006 N 59-ад06-1 известно, что Л. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации сроком на один год. Судами апелляционной и кассационной инстанций судебное постановление мирового судьи по Благовещенскому городскому судебному участку N 7 Амурской области от 03.11.2004 о привлечении к административной ответственности в виде дисквалификации было оставлено без изменения. Но ВС РФ нашел данное решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

    Из материалов дела видно, что Л. являлся президентом Амурской торгово-промышленной палаты (далее - АТПП). По заявлению работника АТПП В. Государственной инспекцией труда в Амурской области проведена проверка соблюдения трудового законодательства, которая выявила нарушение ст. ст. 62, 282 ТК РФ в отношении В., принятой в АТПП на условиях совместительства. Нарушение заключается в том, что с ней не был заключен письменный трудовой договор.

    Ранее президент АТПП Л. постановлением Государственной инспекции труда в Амурской области от 11.06.2004 N 63 был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 2000 руб. за нарушение ст. 116 ТК РФ (непредоставление работникам ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью восемь календарных дней) и ст. 183 ТК РФ (неоплата листков нетрудоспособности).

    Исходя из п. 17 Постановления N 5 вывод судьи о том, что действия Л. должны быть квалифицированы по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, нельзя признать обоснованным, поскольку нарушения трудового законодательства, допущенные Л., не являются аналогичными. Значит, Л. субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, не является и его действия не могут быть квалифицированы по этой статье. При таких обстоятельствах постановление мирового судьи по Благовещенскому городскому судебному участку N 7 Амурской области от 03.11.2004 и решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 07.02.2005 были отменены.

    Кроме того, необходимо помнить о дате совершения первого из аналогичных правонарушений, поскольку для квалификации действий должностного лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ имеет значение совершение им нарушения законодательства о труде и об охране труда в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение. Это следует из ст. 4.6 КоАП РФ. По ее норме лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Данная позиция Президиума ВС РФ была изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2006 года, утвержденном Постановлением от 07.03.2007. Истечение указанного годичного срока к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении (а не к моменту совершения аналогичного правонарушения) на квалификацию действий лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ не влияет.

    Поскольку ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ наступление административной ответственности не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в одной организации, а затем в течение одного года совершивший аналогичное нарушение, являясь руководителем другой организации, может быть привлечен к ответственности согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ вне зависимости от указанных выше обстоятельств.

    Проверка лица на наличие дисквалификации

    Заключая трудовой договор с руководителем, уполномоченное лицо должно запросить в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц, информацию о наличии у нового руководителя дисквалификации, пользуясь Инструкцией о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утвержденной Приказом МВД России от 22.11.2006 N 957 (далее - Инструкция).

    Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 "О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц" (далее - Постановление N 805) этот реестр формируется и ведется МВД России и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов РФ в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных.

    В реестре указываются следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Постановления N 805):

    Фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;

    В какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;

    Дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ);

    Наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;

    Срок дисквалификации, даты его начала и истечения;

    Наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;

    Сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;

    Основания исключения из реестра дисквалификационных лиц;

    Дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

    Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить ее за плату в виде выписок о конкретном лице. Непосредственное исполнение запросов на получение информации из реестра в отношении конкретных лиц осуществляется главным информационным аналитическим центром МВД России и информационными центрами МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет не более пяти дней с даты получения указанными центрами соответствующего запроса. При наличии в реестре сведений о проверяемом лице инициатору запроса выдается выписка из реестра, а при отсутствии сведений - справка.

    Запросы, направляемые с нарушением предъявленных требований, возвращаются заявителю без исполнения.

    Рассмотрим подробнее условия получения сведений о наличии дисквалификации конкретного лица.

    Во-первых, непосредственно гражданин, в отношении которого необходимо получить сведения о наличии дисквалификации, может самостоятельно обратиться в управление внутренних дел субъекта РФ с соответствующим запросом и бесплатно получить данные сведения в порядке, указанном выше. Образец заявления установлен в Приложении 4 к Инструкции.

    Однако следует помнить, что работодатель не вправе требовать от работника представления такой справки, поскольку она не входит в перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, указанных в ст. 65 ТК РФ. Работодатель может лишь попросить кандидата на вакантную должность представить такую справку, но в случае отказа будет вынужден сам обратиться в УВД субъекта с аналогичным запросом, с той разницей, что запрос будет составляться по форме, установленной в Приложении 7 к Инструкции (образец см. ниже), и при этом придется заплатить пошлину за предоставление соответствующей информации в установленном Правительством РФ размере (один МРОТ). Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.06.2006 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01.01.2001 до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Квитанцию об оплате необходимо приложить к заявлению.

    Если дисквалифицированное лицо в течение срока дисквалификации осуществляет деятельность по управлению юридическим лицом на прежней работе, а равно на новом месте работы, то в соответствии со ст. 14.23 КоАП РФ руководителю грозит наложение административного штрафа в размере 5000 руб. А заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влекут наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до 100 000 руб.

    Поэтому во избежание негативных последствий для организации, в том числе во избежание признания всех юридически значимых действий, совершенных в период руководства дисквалифицированным руководителем, недействительными в силу ничтожности, при приеме на работу руководителя необходимо проверять его по реестру дисквалифицированных лиц, а при наличии решения суда о дисквалификации - не затягивать расторжение трудового договора.

    (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ)

    1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

    2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

    3. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к лицам, занимающимся частной практикой.

    Комментарий к статье 3.11

    1. Дисквалификация может быть установлена и применена только в качестве основного административного наказания.

    2. Административное наказание в виде дисквалификации может быть применено только к физическому лицу, наделенному в соответствии с определением, содержащимся в ст. 2.4 КоАП, правомочиями должностного лица, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (см. комментарий к указанной статье).

    Применение административного наказания в виде дисквалификации к индивидуальным предпринимателям сопряжено с ограничением права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, закрепленного ч. 1 ст. 34 Конституции РФ. В данном случае в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускается легитимное, установленное законом ограничение конституционного права.

    3. Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, действующим в коммерческих, некоммерческих организациях, являющихся юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы (см. комментарий к ст. 2.10).

    Применительно к административным наказаниям, предусматривающим временные параметры их исполнения, минимальный и максимальный сроки дисквалификации, установленные ч. 2 комментируемой статьи, являются наиболее продолжительными (ср. ч. 2 ст. 3.8 КоАП).

    4. По смыслу ч. 3 комментируемой статьи под органами юридического лица понимаются органы, посредством которых юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Статус органов юридического лица определяется ГК, федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, указами Президента и принятыми (заключенными или утвержденными) в соответствии с ними учредительными документами — уставом и (или) учредительным договором. В случаях, предусмотренных федеральным законом, юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. К органам юридического лица не относятся его обособленные подразделения — представительства и филиалы, они в соответствии с ч. 3 ст. 55 ГК не могут быть наделены правомочиями юридического лица.

    5. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи дисквалификация может быть применена также к арбитражному управляющему — лицу, назначенному арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Административная ответственность за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом установлена ст. 14.23 КоАП.

    6. Порядок исполнения постановления о дисквалификации определен ст. 32.11 КоАП (см. комментарий).

    За совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.12 (фиктивное банкротство), ч. 2 ст. 14.12 (преднамеренное банкротство), ст. 14.13 (неправомерные действия при банкротстве), ст. 14.21 (ненадлежащее управление юридическим лицом), ст. 14.22 (совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий) КоАП, административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей арбитражного суда. При совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 КоАП, производство по которым осуществляется в форме административного расследования (см. комментарий к ст. 28.7), постановление о дисквалификации выносится судьей районного суда.

    Инспекция нашла нарушения в работе директора и вынесла постановление о дисквалификации. Как его обжаловать и что делать, пока оно не вступило в силу.

    Когда директора могут дисквалифицировать

    Трудовая инспекция вправе дисквалифицировать руководителя компании. Дисквалификация - это лишение физического лица права замещать должности. Должностное лицо компании дисквалифицируют, если его повторно привлекли к ответственности (ст. 3.11 ).

    Угроза дисквалификации сильно влияет на директоров компаний. Руководитель предпочтет поскорее исполнить предписание ГИТ, чем остаться без работы и права занимать прежнюю должность в течение долгого времени. В результате директор попадает в невыгодное положение: если он уже привлекался за нарушение, любая жалоба подчиненного может стоить ему рабочего места.

    Ситуация для директоров усложнилась после того, как увеличили срок давности по повторному нарушению. Раньше повторным считалось нарушение, совершенное в течение двух месяцев с даты, когда лицо привлекалось к ответственности за первое. Теперь этот срок равен одному году (). Повторное привлечение к ответственности всегда грозит более серьезным наказанием. Проблема в том, что за год независимо друг от друга в ГИТ несколько раз могут обратиться работники, которые считают свои права нарушенными. По каждому заявлению инспекция может вынести отдельное постановление и привлечь работодателя к ответственности. Сама инспекция также вправе прийти с проверкой.

    Для руководителей дополнительный риск состоит также в том, что некоторые нормы закона включают различные нарушения. Например, состав правонарушения по статье 5.27 КоАП РФ закон не конкретизирует. Нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов может считаться включение в трудовой договор незаконного условия, а также невыдача расчетных листков сотрудникам. Если в штате компании-нарушителя большая численность сотрудников, появляется риск нового взыскания. Повторное и первое нарушения, даже если они идентичны, образуют два независимых друг от друга состава. Так произойдет, если будут отдельные обращения работников в инспекцию.

    Одно действие работодателя может повлечь несколько привлечений к ответственности. Например, подразделению не выплатили зарплату. Сначала в ГИТ обратился один сотрудник, а следом заявления направили остальные. Если первое постановление о привлечении работодателя к ответственности вступит в силу на момент рассмотрения второго обращения, компании грозит штраф, а ее руководителю дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Руководитель лишится права замещать должности в совете директоров, в исполнительном органе юридического лица (ст. 3.11 КоАП РФ).

    • постановление о привлечении к ответственности за первое нарушение не вступило в силу или
    • годовой срок давности истек.

    Избежать или оспорить дисквалификацию поможет разрыв во времени между рассмотрением двух нарушений.

    Как оспорить постановление о дисквалификации директора

    Статья 31.1 КоАП РФ определяет дату, когда вступает в силу постановление по делу об административном правонарушении. Ею признается момент, когда истекает срок для обжалования, если привлеченное к ответственности лицо не опротестовало постановление. Поэтому основным способом оттянуть нежелательное событие и наступление его правовых последствий будет обжалование такого постановления. В этом случае оно вступит в силу позже. По общему правилу постановление вступает в силу в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии лицом, привлеченным к ответственности (ст. 30.3 КоАП РФ).

    Таким образом, в случае привлечения руководителя организации к ответственности по статье 5.27 КоАП РФ, нужно обжаловать постановление. Делать это необходимо в любом случае, даже если вина очевидна и должностное лицо согласно с вменяемым нарушением.

    Пока постановление не вступило в силу, необходимо воздержаться от действий, которые свидетельствуют о признании решения. Таким действием может признаваться добровольное исполнение в период до вступления постановления в законную силу (например, уплата административного штрафа).

    Так, суд посчитал, что лицо признает свою вину в нарушении, поскольку оно добровольно и своевременно оплатило штраф (решение Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 18.03.16 по делу № 12-13/2016).

    Еще одним выходом из ситуации может быть добровольное устранение последствий правонарушения.

    Например, суд рассматривал дело о повторном нарушении в сфере трудового законодательства. В суде выяснилось, что к моменту заседания лицо погасило задолженность перед работниками. Это позволило освободить его от ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности ( по делу 5-1439/2016).

    Как доказать, что директор допустил однократное нарушение

    Нарушение не считается повторным, если трудовая инспекция привлекла лицо к ответственности до того, как постановление по первому делу вступило в силу. Это следует из закона. Статья 4.6 КоАП РФ указывает, что лицо считается подвергнутым наказанию со дня вступления в законную силу соответствующего постановления.

    Например, инспекция привлекла генерального директора компании к ответственности за повторное нарушение трудового законодательства. Суд переквалифицировал действия лица с повторного нарушения на однократное. Правонарушение, за которое ГИТ привлекла директора к повторной ответственности, произошло до того, как он подвергся наказанию за первое нарушение. Это значит, что генеральный директор не мог считаться повторно совершившим правонарушение (постановление Самарского областного суда от 13.01.16 № 4а-67/2016).

    Подобная ситуация происходит и по другим категориям дел. Например, статья 14.13 КоАП РФ (неправомерные действия при банкротстве) также предусматривает наказание в виде дисквалификации лица, которое совершило повторное нарушение.

    Например, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии привлекла к ответственности арбитражного управляющего. Суд не признал нарушение повторным, поскольку управляющий совершил его до того, как было вынесено решение по первому делу, а значит, до момента вступления решения в законную силу. Кроме того, арбитражный суд назначил наказание в виде административного штрафа в минимальном размере (2500 рублей). Суд посчитал, что избранная мера административной ответственности соразмерна характеру правонарушения и иным обстоятельствам правонарушения, а также согласуется с разъяснениями Конституционного суда РФ, содержащимися в (решения АС Республики Хакасия от 08.11.13 по делу № А74-4956/2013, от 25.03.14 по делу А74-407/2014, оставленное в силе постановлением Третьего ААС от 27.05.14).

    Руководителю организации выгодно отложить вступление постановления о привлечении к административной ответственности как можно на более поздний срок. В этом поможет оспаривание постановления либо своевременное добровольное устранение последствий правонарушения. Только нарушения, совершенные после вступления в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности, будут квалифицированы как повторные. Если государственный орган сам не учел срок действия административного наказания, нужно доказать в суде незаконность второго постановления.

    Административная дисквалификация, как вид административного наказания существует не так уж и давно. Началом ее «практики» можно по праву считать 1 июля 2002 года .

    Данное наказание заключается в лишении человека возможности работать на руководящих должностях в разного рода управляющих органах, заниматься предпринимательством юридического направления, быть членом совета директоров и заниматься управлением юридического лица в любых случаях, которые указаны в российском законодательстве.

    Дисквалификация в административном праве описана в статье 3.11. КоАП РФ . Так же немаловажным является тот факт, что данного рода наказание может иметь право на существование, отталкиваясь исключительно от этого кодекса, и оно существует только как основное наказание (административное).

    К кому может применяться?

    Итак, дисквалификация это административное наказание , и оно назначается человеку, который нарушил правила касающиеся непосредственно его обязанностей (должностных).

    А так же такого рода наказание имеет право на существование в тех случаях, когда человек единовременно нарушил правила закона, независимо от того на сколько опасны последствия его проступка.

    Стоит отметить, что необходимо различать лишение специального права и дисквалификацию, так как первое наказание применяется исключительно к людям, которые на постоянной основе нарушают доверенное им право или их деятельность привела к грубому нарушению пунктов прописанных в законодательстве.

    То есть прежде чем предпринять к человеку это наказание, необходимо установить наличие морального вреда или какого-либо ущерба имуществу.

    Поэтому эти наказания применяются в зависимости от того, каким статусом обладает человек.

    Дисквалификация применяется как к людям занимающимся частным правом , то есть разного рода предпринимателям, людям занимающих должностные места в организациях управления (корпоративного).

    Дисквалификация должностного лица также применяется к людям, занимающимся деятельностью в муниципальных и государственных организациях.

    Когда дисквалификация применяется непосредственно к предпринимателям , тогда им запрещают заниматься своей деятельностью, также запрещается пользоваться имуществом, которое было задействовано для работы. К тому же таким людям на определенный период вообще не разрешается осуществлять какого-либо рода экономическую деятельность.

    Более того данное наказание применяется для людей которые работают юристами в некоммерческих и коммерческих фирмах.

    И совершенно не имеет значение их организационная и правовая форма.

    Так же дисквалификация применяется к человеку, который является арбитражным управляющим . То есть к человеку, которого назначил на проведение каких-либо полномочий арбитражный суд.

    Кто назначает?

    Такого рода наказания применяются непосредственно должностными людьми и «наказываемыми» органами посредством создания специальных личностных актов .

    Естественно такая принудительная мера не может максимально гарантировать, то что человек в дальнейшем не будет нарушать закон, но тем не менее специализированные штрафы и временный запрет на деятельность того или иного рода повлияют на него и человек прежде чем совершит проступок не один раз подумает.

    На сегодняшний день в кодексе нашей страны были произведены кардинальные изменения, касающиеся перераспределения деятельности разных субъектов занимающихся административной юрисдикцией, а также судов.

    Так как если ранее для решения вопросов касающихся правонарушений (административных) занималось 43 органа (федеральных), то сегодня их количество увеличено до 63 . Причиной этому послужило то, что в значительной степени увеличилось количество правонарушений (административных).

    Так же назначать дисквалификацию могут коллегиальные региональные органы , а также специально созданные комиссии (административные). Более того, такого рода рассмотрением занимаются как судьи, так и мировые судьи, а также комиссии занимающиеся делами несовершеннолетних.

    Особенности


    К такому наказанию относятся люди, занимающие высокого уровня должности , которые нарушили общие правила исполнения своих прямых обязанностей.

    Если они не придерживались соблюдения обязанностей, которые им доверили, тогда они гарантированно становятся правонарушителеми и в отношении к ним будет задействовано наказание (административное).

    Более того такому человеку придется отвечать не только за себя , но и за того работника который был его самым ближайший подчиненным.

    Само понятие «должностное лицо» появилось не так давно, так как раньше в административном кодексе было уточнено определенное количество людей, которые находились на должностных местах, и к которым применялось наказание.

    Поэтому судебным органам иногда было сложно принять правильное решение и назначить законное наказание, так как подобного рода указания просто на просто отсутствовали.

    Но на сегодняшний день максимально ясно определено, какое именно наказание применяется к тому или иному человеку совершившему тот или иной проступок. Об этом в полной мере описано в статье 2.4 КоАП .

    К должностным лицам относятся: люди, которые временно или на постоянной основе являлись представителями российской власти . То есть те, кто может производить распорядительные функции относительно других людей работающих в той или иной сфере.

    Так же люди на должностных местах в административно-хозяйственных и организационно-распорядительном направлениях. Это могут быть органы самоуправления (местного), государственные органы, муниципальные и государственные организации, вооруженные силы России и пр.


    Что касается наказания относительно предпринимателя, который занимается индивидуальной деятельностью и в свою очередь стал причиной банкротства или других полномочий, которые установлены непосредственно законом.

    Этому причиной напрямую могли послужить как халатное отношение к общим правилам, которые имели место в наблюдении за внешним управлением производства исполнения и заключения соглашения (мирового), а также другого рода процедур, которые повлекли за собой банкротство.

    Такого человека наказывают штрафом, который составляет 40-50 минимальных размеров зарплаты , а также может быть по отношению к нему применена дисквалификация на срок около трех лет .

    Сроки

    Такого рода наказание должно быть применено к человеку который совершил проступок в течение одного года и ни днем позже с того дня когда о нем стало известно.

    Сам срок, на который назначается административное наказание в виде дисквалификации, зависит от степени правонарушения , минимальный – два месяца.

    Хотя в законе есть разногласия по этому поводу, так как считается что данный минимальный срок недостаточен для того чтобы установить абсолютно все признаки касающиеся нарушения, так как срок проступка и того когда о нем узнали достаточно часто не совпадают.

    Поэтому за это время невозможно узнать об убытках, которых потерпела та или иная организация. Именно поэтому только в течение одного года можно узнать о причиненных последствиях посредством годового отчета и после собрания акционеров, которое производится не раньше второго месяца и не позже истечения шести месяцев после окончания финансового года.

    Решение о наказании должен принимать непосредственно суд , решением которого может быть как административное наказание, так и непосредственно закрытие дела по причине недоказанности обвиняемого.

    Но если судебные органы все-таки назначили наказание, то дисквалификация устанавливается на срок до трех лет , но она не может быть менее шести месяцев .

    Случай применения


    21.08.2013 в районный суд города Орел поступил иск от компании Р., которая обвиняет своего сотрудника А., являющегося руководителем финансового отдела в том, что он в полной степени не выполняет свои прямые обязанности, что в следствии может повлечь к банкротству фирмы.

    24.08.2013 года было совершено заседание судебных органов по отношению рассмотрения дела относительно гражданина А.

    В ходе проведенных мероприятий были предоставлены доказательства его виновности, а также заслушаны свидетели.

    После рассмотрения дела суд принял решение снять гражданина А. с должности и запретить ему заниматься трудовой деятельностью в сфере руководства на двух летний срок. И перенаправить дело непосредственно в арбитражный суд для того, чтобы гражданин А. возместил все убытки фирмы Р., возникшие из-за его неправомерной деятельности.

    заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо осуществлять деятельность по представлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей (ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ).

    Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех

    Дисквалификация может быть установлена и применена только в качестве основного административного наказания.

    Дисквалификация влечет за собой временное ограничение гражданской и административной правоспособности.

    Лицо, к которому применено это наказание, не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в коммерческой организации в том объеме и с теми полномочиями, которыми это лицо обладало до назначения наказания, что означает, прежде всего, ограничение имущественных прав нарушителя. Вместе с тем дисквалифицируемое лицо утрачивает исполнительно-распорядительные полномочия руководителя коммерческой организации как в отношении подчиненных лиц, так и применительно к лицам, не находящимся в служебной зависимости.

    Таким образом, вследствие применения дисквалификации и лишения специального права временно ограничиваются правовые полномочия, в остальном назначение указанных административных наказаний влечет за собой различные правовые последствия, а именно:

    Дисквалификация применяется только к должностным лицам, тогда как административное наказание в виде лишения специального права применяется и к иным физическим лицам (в санкциях статей Особенной части КоАП РФ такие лица именуются гражданами), а также к индивидуальным предпринимателям;

    Лишение специального права, в отличие от дисквалификации, не сказывается на публичном статусе нарушителя и не влечет за собой ограничений его административной правоспособности.

    Рассматриваемые административные наказания предусматривают различные предпосылки их применения.

    Дисквалификация назначается к физическому лицу, допустившему нарушение своих должностных обязанностей также и в случаях единовременного нарушения независимо от его общественно опасных последствий. В отличие от этого административного наказания, лишение специального права применяется только к лицам, систематически нарушающим порядок пользования предоставленным ему специальным правом либо допустившим его грубое нарушение, т. е. в данном случае необходимо установить причинение имущественного ущерба или морального вреда.

    Таким образом, административные наказания в виде лишения специального права и дисквалификации различаются в зависимости от статуса нарушителя - физического лица, при этом дисквалификация не может быть применена к публично-правовым субъектам.

    Административное наказание в виде дисквалификации может быть применено только к физическому лицу, наделенному правомочиями должностного лица, а также к индивидуальным предпринимателям.

    Применение административного наказания в виде дисквалификации к индивидуальным предпринимателям сопряжено с ограничением права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, закрепленного ч. 1 ст. 34 Конституции РФ. В данном случае в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускается легитимное, установленное законом ограничение конституционного права.

    Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, действующим в коммерческих, некоммерческих организациях, являющихся юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы.

    Дисквалификация может быть применена также к арбитражному управляющему - лицу, назначенному арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии с п. 6 ст. 20 указанного Федерального закона дисквалифицированное лицо не может быть назначено арбитражным управляющим. Административная ответственность за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом установлена ст. 14.23 КоАП РФ.

    За совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.12 (фиктивное банкротство), ч. 2 ст. 14.12 (преднамеренное банкротство), ст. 14.13 (неправомерные действия при банкротстве), 14.21 (ненадлежащее управление юридическим лицом), 14.22 (совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий) КоАП РФ, административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей арбитражного суда. При совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, постановление о дисквалификации выносится судьей районного суда.

    Административное приостановление деятельности.

    Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области градостроительной деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области охраны собственности, в области продажи входных билетов на посещение спортивных мероприятий и церемоний Олимпийских зимних игр и Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

    Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

    Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.