Войти
Образовательный портал. Образование
  • Михаил Светлов — Гренада: Стих Я хату покинул пошел воевать чтоб землю
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Вступительный диктант по русскому. Правила, включенные в диктант. Учебники и учебные издания

    Вступительный диктант по русскому. Правила, включенные
в диктант. Учебники
и учебные издания

    В сборнике представлены диктанты по русскому языку различных типов: словарные, орфографические, пунктуационные и комплексные. Дидактический материал отражает все основные правила правописания и соответствует школьной программе. Диктанты могут быть использованы для диагностики знаний, для отработки правил, вызывающих наибольшие трудности у учеников, а также при подготовке к любым видам экзаменов (в т. ч. в форме ЕГЭ). Ко всем деформированным текстам даны ключи.
    Для преподавателей русского языка, репетиторов, а также учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и колледжей.

    У него также есть обмен учениками с Университетом Геттингена. Фото: вы можете получить диплом из двух университетов Гданьского университета и Университета Дуйсбурга-Эссена, изучая хотя бы один семестр в области межкультурного общения, специализации в области немецких исследований или английской филологии.

    Энохем Братер и д-р Марек Никсон. Каждый год исследовательская группа организует международные семинары, посвященные работе Беккета. Преподаватели-переводчики являются промоутерами магистерских диссертаций студентов Городского университета. Лекторы Городского университета проводят занятия по переводу популярной литературы и переводу юридических и юридических текстов на наш перевод. Институт польской филологии поддерживает контакты с Гродненским государственным университетом Янки Купала и Национальный университет Пшикарпацки Василий Стефаник в Ивано-Франковске.

    Мать рек русских.
    Матерью рек русских издавна называли люди Волгу. Из-под сруба старинной часовенки близ деревеньки Волгино-Верховье вытекает неприметный ручеёк, через который перекинут бревенчатый мостик.

    Проделав путь в три тысячи шестьсот восемьдесят восемь километров, Волга приходит к Каспийскому морю.
    Какие только суда не встречаются на Волге!

    В сотрудничестве с Лузианским институтом в Будзишине проводятся семинары по формированию словаря Лусата. Институт восточнославянской филологии проводит сотрудничество с: Балтийским федеральным университетом. Кафедра классической филологии поддерживает контакты с классическими филологами в Финляндии.

    Пушкина в Санкт-Петербурге и Университета Студиома Полония Вильненсиса в Вильнюсе. Недавно созданный отдел исполнительских искусств, возглавляющий руководство руководством художественных учреждений, сотрудничает с Бирмингемским университетом, Королевским колледжем в Лондоне и Европейской сетью фестивалей Шекспира.

    Тяжело проплывает огромная нефтеналивная баржа, заменяющая собой много железнодорожных цистерн. Вслед за ней тянутся не спеша широкие баркасы с невысокими бортами, доверху нагруженные камышинскими арбузами. Взгляните издали с берега - точь-в-точь огромное блюдо с плодами плывёт по реке. А навстречу движется длинная улица, мощённая брёвнами. Как полагается, на улице выровнялись, будто по линейке, игрушечные домики. Перед домиком догорает костёр, кипит чай в закопчённом котелке, колышется на бечёвках вывешенное бельё - и всё это хозяйство медленно движется вниз по реке.

    Не поодиночке, а караваном тянутся огромные плоты, насчитывающие по пятидесяти тысяч брёвен. Провести такую громадину по своенравным поворотам в течении реки - большое искусство.

    Содержание
    Предисловие
    I. Словарные диктанты
    Безударные гласные в корне слова
    Чередующиеся гласные в корне
    Гласные после шипящих и Ц
    Употребление букв Э, Е
    Звонкие и глухие согласные
    Непроизносимые согласные
    Двойные согласные
    Употребление Ь во всех частях речи и формах слов
    Гласные Ы, И в корне после приставок
    Правописание приставок
    Правописание слов с ПОЛ-, ПОЛУ-
    Правописание Н и НН в словах различных частей речи
    Правописание имен числительных
    Правописание сложных слов
    Правописание наречий
    Правописание НЕ и НИ
    Правописание предлогов, союзов, частиц
    II. Орфографические диктанты
    III. Пунктуационные диктанты
    IV. Комплексные диктанты
    Ключи
    I. Словарные диктанты
    II. Орфографические диктанты
    III. Пунктуационные диктанты
    IV. Комплексные диктанты.


    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

    • ЕГЭ, Русский язык, Воскресенская Е.О., Руднева А.В., Ткаченко Е.М., 2017
    • Большой сборник диктантов по русскому языку, С правилами и объяснениями всех тем курса начальной школы, 1-4 классы, Узорова О.В., Нефедова Е.А., 2009

    Следующие учебники и книги:

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    Программа вступительных испытаний (диктант)

    для абитуриентов ГОУ СПО ТО «ТПТ», поступающих

    в ГОУ СПО ТО «Тульский промышленный техникум»

    на базе основного общего образования

    Тула, 2013

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Абитуриенты, поступающие в ГОУ СПО ТО «ТПТ» (далее – техникум) на базе основного общего образования (9 классов), сдают вступительные испытания по русскому языку. По решению приемной комиссии для всех специальностей техникума вступительные испытания по русскому языку проводится в форме диктанта (оценка по 100-балльной системе). Уровень сложности диктанта соответствует требованиям к усвоению общеобразовательного предмета «Русский язык» в рамках основного общего образования. Количество слов в диктанте – 150-160.

    Исключение составляют абитуриенты, поступающие в техникум на базе среднего (полного) общего образования (11 классов), в этом случае засчитывается результат ЕГЭ по русскому языку.

    Данное издание включает характеристику и описание процедуры экзамена, критерии оценки, программу вступительных испытаний по русскому языку, образец диктанта, список рекомендованной литературы и вопросы для самостоятельной проверки.

    Характеристика экзамена

    Диктант по русскому языку – форма экзамена. Задача экзамена по русскому языку в форме диктанта – определить, обладает ли абитуриент знаниями в области русской фонетики, морфологии, словообразования, культуры речи и стилистики, а также орфографическими и пунктуационными навыками, предусмотренными Государственным стандартом основного общего образования.

    Основное требование к абитуриентам на вступительном экзамене по русскому языку – владение теорией русского языка за курс основной средней школы (5 – 9 кл.), знание орфографических и пунктуационных норм, владение навыками культуры речи.

    Экзамен в форме диктанта проводится письменно. Диктант содержит материал по орфографии и пунктуации современного языка, фонетике, лексике, составу слова и словообразованию, морфологии, синтаксису, по культуре речи и стилистике.

    Продолжительность экзамена – 60 минут . Использование справочной литературы во время экзамена не допускается.

    Процедура экзамена

    Перед началом экзамена каждый абитуриент получает титульные листы с листами вкладышами. Перед выполнением письменной работы абитуриент заполняет титульный лист работы. Письменная работа выполняется на листах - вкладышах, на которых недопустимы никакие условные пометки.

    После вступительного испытания все письменные работы передаются ответственному секретарю приемной комиссии или его заместителю.

    Проверка диктанта экзаменаторами и ознакомление с результатами проверки

    При проверке письменных работ экзаменаторам не должно быть известно, кто из абитуриентов является автором работы. Для этого перед проверкой работ необходимо провести их кодирование. Кодирование письменных работ осуществляется ответственным секретарем приемной комиссии или его заместителем. При этом каждому абитуриенту присваивается условный код, который проставляется на титульном листе и на каждом листе - вкладыше. Все листы - вкладыши с записями данного абитуриента скрепляются в единый комплект. На первом из листов ставится общее количество листов ("Всего листов __").

    Председатель предметной экзаменационной комиссии дополнительно проверяет письменные работы, оцененные экзаменаторами на "неудовлетворительно" и высший балл, а также 5% остальных работ и правильность оценок удостоверяет своей подписью.

    Диктант проверяется экзаменационной комиссией. Все ошибки, которые экзаменующийся допустил в работе, обозначаются с помощью общепринятых знаков на полях работы.

    Результаты письменного вступительного испытания объявляются в день его проведения или на следующий день.

    После объявления оценки абитуриент имеет право в установленное приемной комиссией время ознакомиться с результатами проверки и получить соответствующие разъяснения экзаменаторов.

    ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    Фонетика. Орфоэпия. Орфография

    Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. Позиционные изменения согласных. Безударные гласные, их правописание. Правописание согласных в корнях слов. Употребление Ъ и Ь разделительных знаков. Слог, ударение. Основные правила литературного произношения.

    Лексика и фразеология

    Понятие о лексике. Слово как единица языка. Значение слова (прямое, переносное). Многозначные и однозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

    Словарное богатство русского языка. Устаревшие слова и неологизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Нейтральные и стилистически окрашенные слова.

    Свободные сочетания слов и фразеологические обороты.

    Морфемика. Словообразование. Орфография

    Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова и окончание. Корень, суффикс, приставка, окончание как значимые части слова. Однокоренные слова. Чередование согласных и гласных в корне. Правописание слов с чередующимися гласными в корнях зар-зор; гар-гор; кас-кос; лаг-лож, раст, ращ-рос; бир-бер, дир-дер, тир-тер, стил-стел, пир-пер, жиг-жег, мир-мер, равн-ровн, мак-мок. Буквы е и о после шипящих в разных частях слова. Буквы Ы и И после Ц в разных частях слова. Буквы Ы и И после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок. Буквы З и С на конце приставок; приставки ПРИ- и ПРЕ-.

    Способы словообразования в русском языке.

    Сложные слова и их правописание.

    Разбор слова по составу и словообразовательный анализ.

    Морфология. Орфография

    Имя существительное. Значение имени существительного и его грамматические признаки. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род. Число. Падеж. Род несклоняемых существительных. Типы склонения, правописание окончаний существительных. Правописание суффиксов имен существительных. Синтаксическая роль существительных.

    Имя прилагательное. Значение имени прилагательного и его грамматические признаки. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Полная и краткая формы. Склонение прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Н и НН в полных и кратких прилагательных; слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. Синтаксическая роль прилагательных.

    Имя числительное. Значение имени числительного. Классификация числительных. Числительные количественные и порядковые. Особенности склонения числительных. Правописание числительных. Синтаксическая роль числительных. Нормы употребления числительных.

    Местоимение. Значение местоимений. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений. Синтаксическая роль различных разрядов местоимений. Использование местоимения как средства связи.

    Глагол. Значение глагола и его грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное, повелительное наклонение глагола. Первое и второе спряжение. Правописание личных окончаний глаголов, НЕ с глаголом, суффиксов глаголов, ТСЯ – ТЬСЯ.

    Причастие. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Склонение полных причастий и правописание падежных окончаний. НЕ с причастиями. Правописание гласных в суффиксах причастий. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, кратких причастий. Причастный оборот. Синтаксическая роль причастия.

    Деепричастие. Деепричастный оборот. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. НЕ с деепричастиями. Синтаксическая роль деепричастия. Нормы построения предложений с деепричастным оборотом.

    Наречие. Значение наречий. Классификация наречий. Словообразование наречий. Степени сравнения наречий. НЕ с наречиями. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Правописание неопределенных и отрицательных наречий. Н и НН в наречиях. Синтаксическая роль наречий.

    Предлог. Понятие о предлоге, его употребление в речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание производных предлогов.

    Союз. Союз как служебная часть речи. Сочинительные и подчинительные союзы. Слитное и раздельное написание союзов и омонимичных им выражений. Текстообразующая роль союзов.

    Частицы. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Различение на письме частиц НЕ и НИ.

    Междометие. Значение междометий. Знаки препинания при междометиях.

    Синтаксис. Пунктуация

    Словосочетание. Способы подчинения в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

    Сложные случаи управления и согласования.

    Предложение. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. Предложения простые и сложные.

    Простые двусоставные предложения . Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения и способы их выражения.

    Простые односоставные предложения . Определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и назывные предложения.

    Неполные предложения . Знаки препинания в неполных предложениях.

    Однородные члены предложения . Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания между однородными членами и при обобщающих словах.

    Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. Обособленные определения, приложения, дополнения, обстоятельства и знаки препинания при них. Знаки препинания при уточняющих членах предложения.

    Обращения, вводные слова и междометия. Знаки препинания при них. Употребление вводных слов как средства связи между предложениями.

    Способы передачи чужой речи. Прямая речь, диалог, косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Цитирование.

    Сложное предложение. Понятие сложного предложения. Типы сложного предложения. Союзная сочинительная и подчинительная и бессоюзная связь в предложениях.

    Сложносочиненные предложения и знаки препинания между их частями. Сложноподчиненные предложения . Союзы и союзные слова как средства связи между их частями. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными и знаки препинания в них. Виды подчинения: однородное, параллельное и последовательное.

    Бессоюзное сложное предложение. Смысловые взаимоотношения между частями. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Вариативность знаков препинания.

    Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в предложениях с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

    Текст. Типы и стили речи

    Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста. Средства связи между предложениями.

    Типы текстов по функционально-смысловым особенностям: описание, повествование, рассуждение. Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.

    Отбор языковых средств в тексте. Средства выразительности речи: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, сравнение, антитеза, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

    1. Перечислите гласные звуки русского языка.

    2. Как проверить правописание гласных и согласных в корне слова?

    4. После какой части слова пишется твердый знак?

    11. Перечислите способы образования слов в русском языке. Определите, как образованы слова: беззвездный, подстаканник, немного, по-французски, выход, вагоноремонтный, бессвязно, построиться.

    13. Когда в корнях слов после шипящих пишется буква «Ё»?

    14. В суффиксах существительных, прилагательных и наречий после шипящих под ударением пишется «О» или Ё»? А в окончаниях глаголов?

    15. Когда после шипящих на конце слов пишется мягкий знак?

    16. При каких условиях после приставки пишется буква «Ы»?

    17. От чего зависит выбор гласной в корнях с чередованием? Можно ли их проверять с помощью ударения?

    18. Вспомните значение приставок ПРИ- и ПРЕ-. Приведите примеры.

    19. Есть ли у приставки «С» звонкая пара?

    20. Что такое существительное? Какими постоянными признаками оно обладает?

    21. Как определить правописание окончаний существительных?

    22. Как определить род несклоняемых существительных? Определите род существительных: депо, какаду, леди, фойе, кофе, Онтарио, Сочи, кенгуру, кашпо, метро. Подберите к ним прилагательные.

    24. К какому разряду относятся прилагательные, имеющие степени сравнения?

    25. Каким членом предложения является прилагательное в сравнительной степени?

    26. Сколько Н пишется в суффиксе -ан/-ян ? Назовите исключения из правила.

    27. Когда НЕ с прилагательными, существительными и наречиями на «о» пишется слитно? Когда раздельно?

    30. Перечислите разряды местоимений, приведите примеры каждого из них.

    31. Каковы особенности правописания отрицательных и неопределенных местоимений?

    32. Перечислите постоянные морфологические признаки глагола.

    33. Как определить, какая буква пишется в безударном личном окончании глагола?

    34. Какие глаголы спрягаются по второму спряжению?

    35. К какому спряжению относится глагол стелить ? Как вы напишете его формы: он стел..тся по равнине; мы расстел..м ковер; они застел..т кровать ?

    36. Сформулируйте правило правописания одной и двух букв «Н» в полных и кратких причастиях.

    37. Какая форма причастий пишется с НЕ раздельно? Каким членом предложения эта форма является?

    38. В чем особенность употребления деепричастного оборота?

    39. Какими способами могут образовываться наречия? Какие наречия, образованные приставочно-суффиксальным способом пишется через дефис?

    40. От каких частей речи образуются производные предлоги? Вспомните предлоги, которые вызывают наибольшее число трудностей при правописании.

    41. Как различить союзы «также» и «тоже» и выражения с частицами «же»: «так же» и «то же»?

    42. Определите способ подчинения в словосочетаниях: мой вариант, приказ уехать, какой-то слух, букет цветов, вспомнил себя, кофе по-турецки.

    43. Перечислите виды односоставных предложений, приведите пример каждого из них.

    44. В чем особенности пунктуации при обобщающих членах предложения?

    45. Какие члены предложения могут быть обособленными? В чем особенности пунктуации при каждом из них?

    46. Перечислите значения вводных слов. Как их не спутать с членами предложения?

    47. Какие знаки препинания используются при прямой речи? В чем особенность их постановки при прямой речи, разорванной словами автора?

    48. Какие бывают придаточные предложения?

    49. В чем особенности пунктуации при однородном соподчинении?

    50. Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие?

    51. Что такое текст?

    52. Перечислите стили речи русского литературного языка.

    53. Какой стиль речи использован в представленной выше программе вступительных испытаний по русскому языку?

    54. Может ли в одном тексте присутствовать несколько функционально-смысловых типов речи?

    55. Вспомните стихотворные строки, в которых поэт использует метафору / эпитет / олицетворение / риторический вопрос.

    ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ДИКТАНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    Приведенный ниже диктант был использован в качестве экзаменационного при вступительных испытаниях в 2011 году.

    Птицы под снегом.

    Идешь иногда в лесу на лыжах, смотришь – показалась головка и спряталась: это рябчик. Даже и не два, а три спасения рябчику под снегом: и тепло, и пища, и спрятаться можно от ястреба.

    Теперь под снегом не бегает, ему бы только спрятаться от непогоды. Ходов больших, как у рябчиков под снегом, у тетеревов не бывает, но устройство квартиры тоже аккуратное.

    Тетерев, я считаю, много умнее куропатки. Раз было со мной в лесу: иду я на лыжах; день красный, хороший мороз. Открывается передо мной большая поляна, на поляне высокие березы, и на берёзах тетерева кормятся почками. Долго я любовался, но вдруг все тетерева бросились вниз и зарылись в снегу под березами. В тот же миг является ястреб, ударился на то место, где зарылись тетерева, и заходил. Ну вот прямо же над самыми тетеревами ходит, а догадаться не может копнуть ногой и схватить. Мне это было очень любопытно. Думаю: «Ежели он ходит, значит – их чувствует под собой, и ум у ястреба велик, а такого нет, чтобы значит, это ему не дано».

    Я много всего в лесу насмотрелся, мне всё это просто, но всё-таки дивлюсь на ястреба: такой умнейший, а на этом месте оказался таким дураком. Но всех дурашливей я считаю куропатку. Избаловалась она между людьми на гумнах, нет, у неё, как у тетерева, чтобы, завидев ястреба, со всего маху броситься в снег. Куропатка от ястреба только голову спрячет в снег, а хвост весь на виду. Ястреб берёт её за хвост и тащит.

    Учебники и учебные издания

    1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московский учебник», 1996.

    2. Бердникова Е. Д., Петрякова А. Г. Тесты по культуре речи: Для средней школы. – 2-е изд. – М., 2002.

    3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 10 – 11 классы. – М., 2007.

    4. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы (любое издание).

    5. Громов С.А. Русский язык. – М., 2006.

    6. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы (любое издание).

    7. Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в вузы (любое издание).

    8. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка (любое издание).

    9. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык: 5-9 классы // Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2003.

    10. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум, 2001;

    Словари и справочники

    1. Лекант П.А., Самсонов И.Б. Русский язык: Трудности грамматики и правописания. – М.,1998.

    2. Русский орфографический словарь Российской академии наук / Отв. ред. В. В. Лопатин. – М., Азбуковник, 2000.

    3. Орфографический словарь русского языка / АН СССР. Ин-т русского языка; Под ред. С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко, Л.И. Скворцова. – 26-е изд., стереотип. – М: Русский язык, 1988 (и последующие издания).

    4. Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь: Около 100 000 слов / А. Н. Тихонов. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.

    5. Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник / Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. – М., 1959.

    6. Школьный словарь иностранных слов / Одинцов В.В. и др. – М.,1989.

    7. Школьный фразеологический словарь русского языка / Жуков В.П., Жукова. – М., 1988.

    8. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1990.

    Критерии оценки вступительного испытания по русскому языку

    При оценке диктанта на вступительных испытаниях исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

    1) В переносе слов;

    2) На правила, которые не включены в школьную программу;

    4) Описки, неправильное написание, искажающие звуковой облик слова.

    Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

    При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

    К негрубым относятся ошибки:

    1) В исключениях из правил;

    2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

    3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

    4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

    5) В написании ы и и после приставок;

    6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

    7) В собственных именах нерусского происхождения;

    8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

    9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

    Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипной ошибкой считается написание орфограммы. Регулируемой одним правилом, например: правописание безударных гласных, «не» с глаголами, дефис после приставок и в наречиях, правописание глаголов неопределенной формы, сочетание «жи», «ши» и т.д.

    Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

    Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

    Диктант оценивается по стобалльной и пятибалльной системе.

    100 баллов или оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

    70 баллов или оценка «4» выставляется при наличии в диктанте не более 2-х орфографических и не более 2-х пунктуационных ошибок, или 2-х орфографической и не более 3-х пунктуационных ошибок, или не более 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

    50 баллов или оценка «3» выставляется при наличии не более 4 орфографических и не более 4 пунктуационных ошибок, или не более 4-х орфографических и не более 4 пунктуационных ошибок, или не более 8 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 5 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

    30 баллов или оценка «2» выставляется от 6 орфографических и 7 пунктуационных ошибок.

    Правила, включенные в диктант

    по русскому языку:

    Безударная гласная в корне слова. Звуки речи и буквы.

    Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Гласные буквы после Ц .

    Корень слова. Приставка и суффикс. Словообразование.

    Чередование звуков в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова.

    а – о; е – и.

    Правописание корней с чередованием гласных е – и.

    Правописание согласных и гласных в приставках.

    Правописание приставок при - и пре- . Лексическое значение слова.

    Прямое и переносное значение слова.

    Слово и его формы. Падеж и склонение имён существительных.

    Склонение существительных во множественном числе.

    Инфинитив. Виды глаголов. Лицо и число глаголов. Спряжение глаголов.

    Разноспрягаемые глаголы. Правописание суффиксов глаголов.

    Прилагательные с суффиксом – ий . Степени сравнения прилагательных.

    Простые, сложные и составные числительные.

    Склонение количественных числительных.

    Синтаксические особенности количественных числительных.

    Степени сравнения наречий.

    Относительные и неопределенные местоимения. Неопределенные местоимения.

    Причастный оборот. Слова состояния.

    Словообразование действительных и страдательных причастий.

    Гласные в причастиях перед – нн – и – н - . правописание – нн – в причастиях.

    Правописание не с причастиями. Деепричастный оборот.

    Словообразование деепричастий.

    Служебные части речи. Правописание предлогов. Правописание не и ни.

    Основные виды простого предложения. Безличные предложения.

    Обособление определений.

    Обособление деепричастных оборотов.

    Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

    Предложения с обращениями. Основные виды сложных предложений.

    Значение сложных бессоюзных предложений. Знаки препинания в них.

    Способы передачи чужой речи.

    для вступительных экзаменов

    по учебной дисциплине

    «РУССКИЙ ЯЗЫК»

    Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоял в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему поднимаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитинским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, - и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

    Обыкновенно старик выходил играть под вечер. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить; футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным.

    Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слуш