Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Неизменяемость деепричастия. Морфологический разбор деепричастия. Переход деепричастий в наречия

    Неизменяемость деепричастия. Морфологический разбор деепричастия. Переход
деепричастий в наречия

    Переход деепричастий в наречия

    Отличие деепричастий от наречий

    Одиночное деепричастие

    Наречие

    обозначает добавочное действие

    обозначает признак действия

    заменяется другим глаголом-сказуемым

    Отличие деепричастий от наречий

    На немецком языке каждое существительное характеризуется своим родом. Турецкий язык не имеет ни рода, ни анафора. Таким образом, проблема обучения может быть родом немецких существительных. Другим является соотношение пола, числа и случая, которое не существует на турецком языке.

    Языковая дидактика Экинчи-Кокса в многоязычных учебных группах. На немецком языке у нас есть большое количество предлогов с конкретными требованиями к делу. Участие в нем зависит от важности различных случаев: в школе, в школе, на стене, на стене. Некоторые привязаны к определенным глаголам: интересно, доверчиво, верят, управляют и управляют предлогами. Здесь есть значительная учебная задача, кстати, все чаще для детей с немецким языком в качестве первого языка.

    заменяется другим наречием

    бывает совершенного и несовершенного вида

    образуется только от деепричастий несовершенного вида

    стоит перед сказуемым

    стоит после сказуемого

    Пошумев , река успокоилась (Б. Полевой) - пошумела и успокоилась

    Мы ехали не останавливаясь по белой равнине (Л. Толстой) - ехали быстро

    За рекой, дымясь , пылал огонь рыбачий (А. Пушкин) - огонь пылал и дымился

    Бойцы сидели молча (В. Катаев) - сидели тихо

    Бледнея , заря затихает (И. Никитин) - заря затихает и бледнеет

    Страшная туча надвигалась не спеша (А. Чехов) - надвигалась медленно

    Играючи , расходится вдруг ветер верховой (Н. Некрасов) - ветер расходится и играет

    Я жила припеваючи (А. Чехов) - жила беззаботно

    Пуля ударилась в камень и, взвизгнув , отскочила рикошетом (Н. Островский) - пуля отскочила, при этом взвизгнула

    На мои вопросы отвечал не думая (М. Лермонтов) - отвечал быстро, без запинки

    Задание. Подумайте и скажите, сохранили ли выделенные слова значение глагольности и способность управлять существительными.

    а) Поезд шел не останавливаясь. б) Она говорила об этом улыбаясь . в) Он говорил запинаясь . г) Они шли не торопясь . д) Он вбежал во двор крича . е) Шли вперед не оглядываясь .

    Выделенные слова значение глагольности и способность управлять существительными утратили.

    2. Возможна ли замена выделенных слов наречиями или сочетаниями существительного с предлогом, употребленными в обстоятельственном значении?

    а) Безостановочно. б) С улыбкой. в) С запинкой. г) Неторопливо. д) С криком. е) Без оглядки.

    3. В функции какого члена предложения они выступают?

    (В функции обстоятельства образа действия.)

    4. Какую позицию по отношению к глаголу-сказуемому занимают указанные слова?

    (Постпозицию.)

    5. Сделайте вывод о частеречной принадлежности выделенных слов.

    (Это наречия, восходящие к деепричастиям.)

    6. Сравните попарно приведенные примеры.

    Он говорил запинаясь . – Он добавил, запинаясь , несколько слов от себя. Они шли не торопясь . – По дороге, не торопясь , они собирали грибы и ягоды. Она будила сына улыбаясь . – Улыбаясь , она разбудила сына.

    (В первых примерах выделенные слова значение глагольности утратили, во вторых – нет. Следовательно, во вторых примерах это деепричастия, а в первых – наречия. Переход деепричастия в наречие зависит от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому: в начале или в середине предложения, как правило, такой переход не происходит, в конце – происходит.)

    8. Деепричастия какого вида, как правило, переходят в наречия: совершенного или несовершенного? Проанализируйте следующие примеры. Расставьте знаки препинания.

    Слушал не перебивая. Стала всматриваться не узнавая. Делал перерывы уставая. Отказавшись он упустит эту последнюю возможность. Обомлев стояла она неподвижно в дверях. Не дозвонившись зашел ко мне на дом. Возмутившись он отказался отвечать. Утомившись они делали остановки на пути.

    (Слушал не перебивая. Стала всматриваться не узнавая. Делал перерывы уставая. Отказавшись, он упустит эту последнюю возможность. Обомлев, стояла она неподвижно в дверях. Не дозвонившись, зашел ко мне на дом. Возмутившись, он отказался отвечать. Утомившись, они делали остановки на пути.)

    Чаще всего переходят в наречия деепричастия несовершенного вида, так как они обычно в предложении являются обстоятельствами образа действия, тогда как деепричастиям совершенного вида присущи другие оттенки значения (времени, причины, условия, уступки). Одиночные деепричастия совершенного вида, как правило, обособляются.

    Вставьте наречия, похожие на деепричастия, в данные строчки .

    Г.Г. ГРАНИК, Г.В. ВЛАДИМИРСКАЯ,
    С.М. БОНДАРЕНКО, Н.А. БОРИСЕНКО

    Продолжение. Начало в № 39/2004

    Деепричастие.
    Обособляемые обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами

    Глава из нового учебника курса «Русская филология»

    2. Двойная природа деепричастий

    Деепричастия вы часто путаете с глаголом или наречием. Происходит это потому, что у деепричастия, как вы уже знаете, двойная природа. Перед нами еще один грамматический гибрид – глагола и наречия, как грейпфрут – гибрид лимона и апельсина.

    Что же общего у деепричастий с глаголами?

    1) Деепричастия, как и глаголы, бывают совершенного или несовершенного вида. Построив, улыбнувшись, преодолев – это деепричастия совершенного вида, они отвечают на вопрос что сделав? Строя, улыбаясь, преодолевая – деепричастия несовершенного вида. Они отвечают на вопрос что делая ?

    Суффиксы деепричастий несовершенного вида – -а (-я); суффиксы деепричастий совершенного вида – -в, -вши, -ши .

    2) Деепричастия, как и глаголы, бывают переходными или непереходными. Исследуя, рассчитав, приобретя – это переходные деепричастия, потому что они могут иметь при себе зависимое слово в форме в.п. без предлога. Например: исследуя кого? что? местность , или территорию , или еще что-нибудь . Гуляя, сидя, наслаждаясь – непереходные деепричастия. Ведь нельзя сказать: гуляя кого? что? или сидя кого? что?

    3) Подобно глаголу, деепричастия бывают возвратными или невозвратными. Возвратные деепричастия образуются при помощи постфикса -сь : одеваясь, умываясь, смеясь.

    7. Начертите таблицу «Признаки глагола и наречия у деепричастия», а потом заполните первую колонку.

    Теперь ответьте на вопрос: что общего у деепричастий с наречиями? (Деепричастия, как и наречия, не имеют окончаний, а значит, не изменяются.)
    Двойная природа деепричастия сказалась и на его синтаксической роли.
    С одной стороны, деепричастие выражает добавочное действие того лица или предмета, которое обозначается подлежащим.
    С другой стороны, деепричастие относится к сказуемому и поясняет, как, почему, когда, с какой целью и т.п. выполняется главное действие.
    Следовательно, деепричастие не обычный второстепенный член предложения: в нем соединены свойства добавочного сказуемого со свойствами различных обстоятельств.
    Вот почему к деепричастию задаются одновременно два вопроса:

    Ребята, радуясь, собирались на каток (собирались что делая? как ? радуясь).
    Испугавшись, кошка отскочила в сторону (отскочила что сделав? почему ? испугавшись).

    Итак, деепричастие является в предложении добавочным сказуемым – обстоятельством. Графически оно обозначается в предложении так же, как и обстоятельство: _ . _ . _ . _

    8. Теперь вы можете заполнить таблицу «Признаки глагола и наречия у деепричастия» полностью.

    Обратите внимание: мы назвали деепричастие формой глагола . Есть ли у нас для этого основания? Нам кажется, что есть. Деепричастие, так же как и глагол, обозначает действие (но только не основное, а добавочное). У него такие же морфологические признаки, как и у глагола (вид, переходность, возвратность…). В предложении деепричастие является добавочным, второстепенным сказуемым – обстоятельством.
    Однако есть и другая точка зрения. Ряд ученых считают деепричастие самостоятельной частью речи, в которой объединены признаки двух частей речи – глагола и наречия.
    Вы, наверное, поняли, что разногласия между учеными возникают тогда, когда в языке мы встречаемся со смешанными, гибридными формами. (Вспомните, что в начале параграфа мы сравнивали деепричастие с грейпфрутом – гибридом лимона и апельсина.)
    Если вам придется отвечать на вопрос, что такое деепричастие – особая форма глагола или самостоятельная часть речи, приводите обе точки зрения, обосновывая принятую вами.

    9.1. Образуйте от следующих глаголов деепричастия совершенного или несовершенного вида. Учтите, что образовать деепричастие можно не от всякого глагола.

    Расстилать, расстелить, поссориться, прикасаться, бежать, дрессировать, блестеть, блистать, рассчитаться, держать, встречать, встретить, вязать, жечь, увядать, печь, испечь, тренироваться, проехать, предлагать.

    9.2. В словах с чередующимися гласными выделите корни и подчеркните известные вам блоки.

    10.1. Прочтите рассказ.

    – Ты всегда будешь моим старшим братом? – в который уже раз спрашивал Липучка, с надеждой заглядывая Олегу в глаза.
    – Всегда, – резко отвечал Олег.
    Вздохнув, Липучка продолжал допытываться:
    – А когда я пойду в школу?
    – Отстань!
    Олег понимал, что он груб и несправедлив, разговаривая с Липучкой. Но иначе с ним нельзя. Пока не прикрикнешь, не отлипнет. Не зря же он прозвал его Липучкой. Ходит по пятам: «Поиграй со мной». Берет книги и, полистав, не ставит их на место. Не углядишь – оставит на учебнике или тетради свой «художественный» след – домик с трубой. Но больше всего возмущало Олега настойчивое желание младшего брата стать каким-нибудь образом старшим. Поменяться с ним, так сказать, местами. Конечно, он маленький, но в пять лет пора уже соображать, что это невозможно.
    В воскресенье Олег собрался на футбольный матч. Заметив, что Липучка необычно тих и послушен, на всякий случай сказал ему:
    – Не прикидывайся пай-мальчиком. На футбол все равно не возьму.
    – А я разве прошусь? – подняв голову и бесстрашно глядя в лицо старшего брата, спросил Липучка. – Я и не хочу на твой футбол.
    Олег удивился: что-то новенькое. Всегда ныл, клянчил, пускал слезу, настаивая на своем, а тут вдруг «не хочу».
    – Я, когда вырасту, полечу в космос, – продолжал Липучка, – а ты останешься тут, в квартире.
    Олег хотел улыбнуться, но не получилось. Кажется, малыш уже не мечтает стать его старшим братом. И во дворе старшие мальчишки отгоняют его от себя, не берут в свои игры. Он по-новому, словно впервые увидел Липучку. С того уже слетел воинственный пыл. Маленький, обиженный, ни разу не видевший настоящего футбола, он, опустив голову, побрел к дверям. Что-то дрогнуло внутри у Олега.
    – Эй! – крикнул он. – Стой! Я передумал. Пошли на футбол.

    10.2. Что вы думаете о взаимоотношениях старшего и младшего братьев? Что в конце концов понял Олег?

    10.3. В этом тексте много деепричастий. Сможете ли вы найти все? Попробуйте. Для двух-трех деепричастий укажите признаки глагола и наречия.

    Вот так: заглядывая – признаки глагола: несов. вид (что делая?), неперех., невозвр.; признаки наречия: неизменяемость.

    10.4. Выпишите глаголы с безударными личными окончаниями, определите их спряжение и объясните правописание.

    11. Придумайте коротенький рассказ по предложению.

    Теперешние мальчишки долго смеялись бы, увидев эти коньки. (К.Паустовский)

    Перемена

    ЧТОБЫ ДОЕХАТЬ ДО ПАРИЖА

    Франсуа Рабле, известный французский писатель, оказался в денежном затруднении. Ему нечем было заплатить за проезд из Лиона в Париж. Тогда, насыпав в три пакетика сахарный песок, он на одном написал: «Яд для короля», на другом – «Яд для королевы», на третьем – «Яд для первого министра». Оставив пакетики на видном месте, он стал ждать. Служанка, убирая комнату, прочла надписи и побежала к хозяину. Тот, всполошившись, вызвал стражу. Писателя схватили и под конвоем доставили в Париж. Представ перед прокурором Парижа, Рабле признался в «злом умысле» и в подтверждение проглотил все содержимое пакетиков.

    3. С чем нельзя путать деепричастия?

    Читайте этот материал в том случае, если вы еще не научились узнавать деепричастия в тексте. Те же, кто без труда распознаёт деепричастие, этот параграф могут пропустить.
    Вспомните: с помощью каких суффиксов образуются деепричастия? (Вы молодцы, если вспомнили суффиксы а (я), -в, -вши, -ши .)
    Мы надеемся, что знакомство с этими суффиксами не приведет вас к ошибкам и вы не станете принимать за деепричастия слова, которые оканчиваются так же.

    12. Выпишите из данных слов только деепричастия. Обозначьте в них суффиксы.

    Пролетая, запятая, взявши, карандаши, смешав, состав, горя, заря.

    13. Даны основы глагола. Используя суффиксы и флексии (окончания), образуйте различные формы глагола. Все глагольные формы разберите по составу.

    1. От основы крич -: а) изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., мн. ч. и б) деепричастие несов. вида.
    2. От основы закрича -: а) изъяв. накл., прош. вр., ед. ч., ж.р. и б) деепричастие сов. вида.
    3. От основы крикну -: а) форму сослаг. накл., ед. ч., м. р. и б) деепричастие сов. вида.
    4. От основы крикн -: а) повел. накл., 2-е л., мн. ч. и б) изъяв. накл., буд. вр., 2-е л., мн. ч.

    14. Запишите каждое слово в соответствующий столбик таблицы. Работайте по образцу.

    Поднять, подняв, улыбаясь, улыбнулись, приветливо, приветствуя, смешно, смеясь, смеется, задумчиво, задумался бы, задумавшись, буду думать, думай, вырос, выросши, росла, вырасти, вырастив, чувствовать, участвуя, участливо.

    Если вы не сделали ошибок, следующее упражнение можете пропустить. Если ошибки были, продолжайте тренировку.

    15.1. Найдите деепричастия в рифмованных строчках.

    1. По саду, на левую лапку хромая,
    Гуляла тихонько собачка хромая.

    2. Смотрел я, голову задрав,
    Как улыбается жираф.

    3. Маленький лебедь растет, хорошея:
    Сильные крылья и стройная шея.

    4. Даже болея и даже устав,
    Каждый солдат соблюдает устав.

    5. Мальчишка, от ужа удрав,
    Сказал: «Я думал – он удав».

    (С.Бондаренко)

    6. Наверное, уже не та я –
    Сосулька жаловалась, тая.

    7. И в поисках соли весь дом перерыв,
    Пришел в магазин он, а там перерыв.

    (Р.Муха)

    15.2. Помните ли вы, как называются шутки, основанные на сходстве слов? Наверное, помните – каламбуры. Можете ли вы придумать (не обязательно в стихах) свои каламбуры с деепричастиями?

    4. Частица не с деепричастиями

    В своих взаимоотношениях с не деепричастия твердо придерживаются правил, установленных глаголом.

    16. Вспомните самоинструкцию «Не с глаголами». Запишите ее в тетрадь, заменяя в инструкции слово глагол словом деепричастие . Из текста задания выпишите примеры на правило правописания не с глаголами и деепричастиями.

    Самоинструкция:

    17. С деепричастиями, которые не употребляются без не , составьте предложения. Вот эти деепричастия:

    ненавидя, негодуя, недоумевая, невзвидя (света), невзлюбя.

    18.1. Познакомьтесь с пословицами разных народов. Объясните правописание не с деепричастиями.

    1. Не поднявшись на гору, не увидишь и равнину (китайская).
    2. Не заходя в воду, плавать не научишься (русская).
    3. Не подумавши, за дело не берись (тамильская).
    4. Не бравшись за топор, избы не срубишь (русская).
    5. Не учась, и лаптя не сплетешь (русская).

    18.2. Перечитайте эти пословицы несколько раз, а потом закройте учебник и запишите по памяти столько из них, сколько сможете вспомнить. Не забудьте проверить себя.

    19.1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните правописание не с деепричастиями.

    Подобно к_смическому кораблю, наша планета вечно странствует в бездо(н,нн)ом, усеянном маяками звезд океане Вселенной. Мы плывем на этом к_рабле, (не)замечая, что нас овевают «ветры» к_смических странствий, (не)видя, как «вздымаются за бортом» электромагнитные волны, (не)чу_ствуя потоков к_смических частиц, (не)слыша сигналов далеких миров. Связь Земли с космосом уск_льзает от наших (не)посредственных физических ощущений, но она доступна для научного и(с,сс)ледования. Наука все увере(н,нн)ее нащупывает эту взаимосвязь, обнаруживая всюду ее проявления.

    19.2. Определите, является ли этот отрывок художественным, научным или научно-популярным.

    20.1. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните деепричастия.

    (Не)нависть, (не)навидя, (не)годуя, (не)найдя, (не)приятель, (не)мог, (не)чаянно, (не)прикасаясь, (не)взлюбил, (не)здоровится, (не)домогая, (не)рассчитывая, (не)был, (не)вмоготу, (не)доумевать, (не)переставая, (не)далеко.

    20.2. С теми словами, которые могут писаться с не как слитно, так и раздельно, составьте предложения (со слитным и раздельным написанием).

    5. Что значит «обособить» в синтаксисе?

    Прежде всего давайте разберемся, что в нашей повседневной жизни означает слово обособить .
    Прочтите предложение и замените синонимом это слово.

    В саду обособили небольшой участок для выращивания новых сортов груш .

    (Обособили – значит выделили.)
    Итак, в жизни слово «обособить» чаще всего означает «выделить», «отделить».
    А что значит «обособить» в синтаксисе? То же, что и в жизни: выделить, поставить в особое положение.
    В предложении выделяют члены предложения, но не все, а только второстепенные, если они вносят дополнительные смыслы.
    Давайте в этом разберемся.
    Прочитайте предложения:

    Барон Мюнхаузен, известный своими выдумками, называл себя самым правдивым человеком на земле.

    Барон Мюнхаузен, который был известен своими выдумками, называл себя самым правдивым человеком на земле.

    А теперь уберем из этих предложений синтаксические синонимы: известный своими выдумками и который был известен своими выдумками. Останется простое предложение: Барон Мюнхаузен называл себя самым правдивым человеком на земле.

    Убедились ли вы в том, что и определение известный своими выдумками, и придаточное предложение несут огромную смысловую нагрузку? Ведь, не зная «замечательного» свойства Мюнхаузена фантазировать, выдумывать разные истории, мы иначе воспринимаем сообщение о том, что барон был самым правдивым человеком на земле.

    Члены предложения, вносящие в предложение добавочные смысловые значения, называются обособленными . На письме их выделяют с помощью знаков препинания, иначе говоря, обособляют.

    Обособленные члены по своей смысловой роли в предложении могут соперничать с самостоятельными предложениями или их частями. Один ученый даже предлагал называть такие члены предложения усеченными придаточными.

    21. Ответьте на вопрос, вынесенный в заголовок параграфа.

    6. Обособление добавочных сказуемых – обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями

    По заголовку попробуйте догадаться, о чем пойдет речь в этом параграфе.

    (Из этого параграфа мы узнаем, как обособляются добавочные сказуемые – обстоятельства. Но не все, а только такие, которые выражены одиночными деепричастиями.)

    Одиночные деепричастия просят от вас совсем не многого. Но просят очень настойчиво: обособляйте нас.

    Вот три варианта обособления:

    1. Если одиночное деепричастие находится в начале предложения, запятая ставится после деепричастия: Улыбаясь, любое дело мы делаем легче и лучше.

    2. Если одиночное деепричастие находится в середине предложения, то оно выделяется запятыми с двух сторон: Любое дело мы, улыбаясь, делаем легче и лучше.

    3. Если одиночное деепричастие находится в конце предложения, запятая ставится перед деепричастием: Любое дело мы делаем легче и лучше, улыбаясь.

    Однако иногда деепричастия теряют право выделяться запятыми.

    Понятно, что, когда решают задачу шутя, никто при этом не шутит, а просто делается это с легкостью. Шутя здесь никакое не деепричастие, а наречие. Точнее, это – деепричастие, перешедшее в наречие. К таким словам нельзя задать вопрос что делая?, так как они не обозначают добавочного действия, а только показывают, как, каким образом совершаются действия, выраженные глаголами.

    Итак, одиночные деепричастия на письме обособляются. Деепричастия, перешедшие в наречия (лежа, молча, стоя, сидя, шутя, нехотя, не спеша, не торопясь и др.), не обособляются.

    Самоинструкция:

    22. Из данных деепричастий выпишите только те, которые перешли в наречия.

    Стоя, размахивая, лежа, повернувшись, молча, сидя, катаясь, прыгая, не спеша, ступая, не торопясь, испугавшись, шутя, плача.

    23. Перепишите предложения. Объясните, почему в одних предложениях выделенные слова обособляются, а в других – нет.

    1. Наш попутчик не спеша рассказывал о своих приключениях.
    2. В походе ребята так устали, что даже в поезде спали стоя .
    3. Пуля, свистя , пролетела над его головой.
    4. Мать сделала сыну замечание за то, что он читает лежа .
    5. Девочка, умывшись , легла спать.

    24. Придумайте свои веселые предложения о том, что можно делать или что кто-то делает лежа , сидя , стоя , не торопясь , молча или шутя .

    25. Расставьте знаки препинания в «отрезках» предложений.

    1. …...он нахмурившись следил...… 2. ...…удивились узнав что он...… 3. ...отвечал нехотя так как...… 4. ...…смотрела молча…... 5. …...искупавшись он вынырнул... 6. ...…читать лежа вредно потому что...… 7. ...…на перекладине нахохлившись сидел…...

    Перемена

    Разговорчивый парикмахер спросил у солидного клиента, как его подстричь.
    – Молча, – ответил тот.

    Продолжение следует