Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Какие нормативно правовые акты нужно знать гражданину. Чем отличается правовой акт от нормативного правового акта

    Какие нормативно правовые акты нужно знать гражданину. Чем отличается правовой акт от нормативного правового акта

    Нормативный правовой акт - это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

    Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

    Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права.

    По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

    Нормативные акты в России подразделяются:

    1) в зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества на:

    Нормативные акты государственных органов;

    Нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

    Нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

    Нормативные акты, принятые на референдуме;

    2) в зависимости от сферы действия на:

    Общефедеральные;

    Нормативные акты субъектов Федерации;

    Органов местного самоуправления;

    Локальные.

    3) в зависимости от срока действия - на:

    Неопределенно-длительного действия;

    Временные.

    Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

    К признакам закона относятся следующие:

    Он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

    Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

    В идеале он должен выражать волю и интересы народа;

    Он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

    Он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

    Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

    Виды законов по их юридической силе:

    1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

    2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);

    3) федеральные законы - акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);

    4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Ростовской области о муниципальной службе в Ростовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

    Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

    По субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);

    По предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

    По сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.

    По характеру (текущие и чрезвычайные);

    По сферам действия (общефедеральные и региональные);

    По степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

    По значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

    По объему регулирования (общие и специальные).

    Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

    Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

    Выделяют следующие виды подзаконных актов:

    1) указы Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83-90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом с их помощью глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента РФ публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию, представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера);

    2) постановления Правительства РФ - обязательны к исполнению на территории Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнении законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия;

    3) приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и Т.п.;

    4) решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания);

    5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);

    6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.;

    7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

    Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы функционирования.

    Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

    Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые существовали до момента вступления его в юридическую силу.

    Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

    1) если в самом законе об этом сказано;

    2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие):

    По истечении срока действия акта, на который он был принят;

    В связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

    На основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

    Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относятся также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Российской Федерации. Органы субъектов Федерации не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов.

    На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

    Здесь важно иметь в виду принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать законы Российской Федерации. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в стране его пребывания.

    Предыдущая

    Материал предоставлен сайтом (Правовой портал).

    Нормативные правовые акты являются наиболее изученной в отечественном правоведении формой права. Исследованию подвергалась природа нормативных правовых актов их признаки и свойства способствующие их выделению из системы форм права. Благодаря усилиям ученых разработана теория указного права выявлена закономерность согласно которой указы стремятся регулировать отношения и решать вопросы не отнесенные к их компетенции подменять не только постановления но и законы. Он непременно...


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    Нормативный правовой акт
    Оглавление


    Введение

    Нормативные правовые акты являются наиболее изученной в отечественном правоведении формой права. Исследованию подвергалась природа нормативных правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права. Важнейшее условие эффективного существования нормативных правовых актов в их иерархичности, системности. Эти свойства изучались и в советском, и в современном российском правоведении. Благодаря усилиям ученых разработана теория указного права, выявлена закономерность, согласно которой указы стремятся регулировать отношения и решать вопросы, не отнесенные к их компетенции, подменять не только постановления, но и законы. Отдельные виды законов пока не становились предметом исследования, так, например, законы Российской Федерации – практически не разработанное явление. Кодексы, хотя и являются важнейшим элементом законодательства, чаще рассматриваются в связи с систематизацией, точнее, как ее результат. Подзаконные акты, а именно их система, пока изучены не достаточно; имеются лишь отдельные работы. Это в известной степени объясняется их изменчивостью, ускользающей природой, склонностью подменять наименования и содержание. Именно поэтому изучение нормативных правовых актов являете темой актуальной и своевременной.

    Можно сформулировать определение нормативного правового акта – это письменный официальный документ, принятый в определенной законом форме и процедуре, направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии. Правовые акты издаются органами государственной власти, местного самоуправления, гражданами (в порядке референдума) в пределах их компетенции, и адресованы неперсонифицированному кругу субъектов.

    Короткие определения обречены быть неполными, фрагментарными. Более глубокое проникновение в природу и сущность нормативного правового акта требует изучения его признаков. Поэтому тема данной работы актуальна. Целью и задачами данной работы является мучение сущности, признаков и видов нормативный правовых актов.

    1 Понятие и виды нормативных правовых актов

    За многие десятилетия усилий ученые выявили и исследовали огромное количество признаков нормативного правового акта. Мы рассмотрим те, которые видятся актуальными и необходимыми применительно к современным условиям.

    Тем не менее, актуальность вопроса о признаках нормативных правовых актов только возрастает. Это связано в тем, что современная законодательная практика ставит под сомнение, испытывает на устойчивость признаки, которые наукой провозглашаются незыблемыми. Таким образом, предметом анализа выступает восприятие практикой теории нормативных актов в части их признаков.

    1) Нормативный правовой акт несет волевое содержание. Относительно того, чью волю призван воплощать и реально воплощает данный акт, постоянно ведутся споры. Наиболее простым и распространенным является увязывание нормативного правового акта и государственной воли.

    2) Официальный характер также выступает немаловажным признаком нормативного правового акта. Издаваемый органами государственной власти или иными уполномоченными органами, акт несет на себе отпечаток силы, его породившей. Официальный характер нормативные правовые акты получают в ввиду его связи с государством.

    3) Правовой акт входит в единую систему, осуществляя правовое регулирование в соответствии с общими целями и задачами общества и государства. Иерархическое построение выступает не столько признаком отдельного документа, сколько характеризует систему актов.

    4) Всеобщий характер также выступает важным признаком нормативного правового акта. Он непременно должен содержать общие предписания в виде норм права и рассчитан на многократное применение 1 .

    5) Для характеристики нормативного правового акта исключительно большое значение имеет его документарная природа. В научной литературе высказано мнение о тройственной природе нормативного правового акта, который выступает и как источник права, и как форма права, и как акт-документ.

    Таким образом, нормативный правовой акт – это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается языком, использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т.п.).

    6) Для проникновения в сущность нормативного правового акта важны процедурные вопросы. Российское государство создало достаточно развитый механизм регулирования правотворчества. Основные идеи, принципы, конструкция законодательного процесса получили закрепление в Конституции РФ. Конституционный Суд РФ установил, что «из принципа верховенства Конституции Российской Федерации и задачи обеспечения соответствия ей законов и иных правовых актов (часть 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации) вытекает обязанность всех участников законодательного процесса соблюдать установленную Конституцией Российской Федерации процедуру законотворчества» 2 .

    7) Правовой акт издается уполномоченными субъектами в пределах их компетенции. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому правотворческому органу предоставлена определенная форма (формы) акта, в которую он воплощает свои предписания. Например, Президент РФ создает только указы и распоряжения. Компетенция органов устанавливается в соответствующих юридических нормах. Например, в общих чертах она закреплена в статьях 71 и 72 Конституции РФ. В данном признаке фактически объединены два, однако разъединение их затруднительно. С одной стороны, орган должен соблюдать требования к форме (указ, приказ и др.), с другой – к содержанию. Второе требование означает, что каждому органу определен круг вопросов, которые он управомочен решать. Выход за эти пределы представляет собой нарушение компетенции.

    8) Нормативный правовой акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.

    Для характеристики нормативных правовых актов важны адресаты их предписаний, т. к. их отношения выступают предметом правового регулирования. Очевидно, что общественные отношения могут возникать между людьми (как индивидами, так и их коллективами). Не все отношения нуждаются в правовом воздействии и далеко не все могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.

    С учетом сказанного можно выделить следующие признаки нормативного правового акта: 1) волевое содержание; 2) официальный характер; 3) входит в единую систему; 4) нормативность; 5) принимается в специальной процедуре; 6) издается компетентными органами и лицами; 7) регулирует общественные отношения; 8) издается управомоченными органами и лицами; 9) гарантируется принудительной силой государства; 10) имеет форму и структуру, установленные законом.

    Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение 3 . Нормативно-правовой акт-это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права. Нормативный правовой акт в России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

    По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

    Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом НПА — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определенных правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме 4 .

    Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения 5 . Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

    Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

    Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

    Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    В РФ установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

    Конституция РФ.

    1. Законы:

    Федеральные конституционные законы,

    Федеральные законы.

    2. Подзаконные правовые акты:

    Указы Президента РФ,

    Постановления Правительства РФ,

    Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агенств).

    3. Локальные нормативно-правовые акты.

    Международные договоры и соглашения РФ (а так же общепризнанные принципы и нормы международного права составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России и имеет бо́льшую юридическую силу чем законы 6 , но не должны противоречить Конституции Российской Федерации).

    Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

    • в зависимости от содержания:
    • отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
    • гражданско-правовые
    • уголовно-правовые
    • и т.д.
    • комплексные

    Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

    Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов:

    • через указание в тексте на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;
    • через указание на обстоятельства, с которыми связано вступление акта в юридическую силу ("с момента опубликования", "с момента подписания" и т.д.)
    • по истечении определенного указанного в другом законе (например в ФЗ от 14 июня 1994г. №5-ФЗ "О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, АКТОВ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ") времени после официального опубликования.

    Момент утраты юридической силы определяется также волей законодателя и может быть связан:

    • с истечением срока, на который он был принят (для временных актов)
    • с наступлением срока, с которого акт объвляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте).

    Все остальные способы - способы прекращения правового действия, а не способы прекращения юр. силы. Например: принятие акта большей юр.силы. Существуют такие понятия как футуроспективное действие закона (обращен в будущее, рассчитан на facta futura), ретроактивное (распространение на отношения, возникшие до вступления данного акта в силу) и ульраактивное действие (акт утрачивает силу, а отдельные нормы продолжают действовать).

    Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства.

    Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресоваться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц)

    2 Является ли на ваш взгляд постановление конституционного суда РФ нормативным правовым актом. Поясните свою точку зрения.

    В юридической науке нет единого мнения по вопросу о юридической природе актов конституционного правосудия в Российской Федерации. М.И. Байтин считает, что акты Конституционного Суда РФ в соответствии с его статусом и функциональным назначением в системе разделения властей, в том числе итоговые правовые решения, по своей юридической природе представляют собой не нормативно-правовые установления, а особую разновидность актов толкования права. По мнению Г.А. Гаджиева, акты Конституционного Суда РФ являются судебными прецедентами. П.А. Гук также указывает на прецедентный характер решений Конституционного Суда РФ. Б.А. Страшун, напротив, отрицает прецедентный характер решений Конституционного Суда РФ. По его мнению, решения Конституционного Суда, "даже разрешающие конкретные дела о конституционности законодательных и некоторых других правовых норм высокого уровня, это не прецеденты, потому что подобные дела разрешать никакой другой суд не компетентен. И для самого Конституционного Суда его собственные решения вряд ли можно считать прецедентами, поскольку аналогичные дела Судом повторно не рассматриваются" 7 . В.А. Сивицкий и Е.Ю. Терюкова указывают на нормативную природу актов Конституционного Суда РФ. В.И. Анишина полагает, что они "фактически имеют силу нормативного акта" 8 . Б.С. Эбзеев считает: решениям Конституционного Суда РФ присуща "материально-правовая сила закона, но это решение не является нормативным актом и не рассматривается в качестве прецедента, имеющего нормативно-регулирующее значение, хотя фактически и выступает таковым" 9 . Е.И. Козлова относит постановления Конституционного Суда РФ к особого рода источникам конституционного права. "Хотя суд, - подчеркивает она, - и не является органом, принимающим правовые акты, однако содержащиеся в его решениях правовые позиции имеют юридическое значение. На их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции. Аналогичный характер имеют и постановления конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации" 10 .

    Кроме перечисленных есть точки зрения, в соответствии с которыми постановления Конституционного Суда РФ - это акты, содержащие только официальную конституционную доктрину, акты толкования, не создающие правовые нормы, акты оценки норм права с точки зрения их конституционности, акты, имеющие преюдициальное значение.

    Итак, разброс мнений по вопросу нормативности решений Конституционного Суда РФ чрезвычайно широк. Эта проблема напрямую связана с изучением нормативности решений конституционных судов и исполнения этих решений не только как судебных актов, имеющих обязательно значение для лиц, участвующих в деле, но и как нормативных правовых актов, распространяющихся на неограниченный круг лиц.

    Исследователи, которые юридическую природу решений Конституционного Суда РФ сводят к тому, что они являются нормативно-правовыми актами, в качестве доказательства своей позиции приводят Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ, в котором сам Суд определил: "Решения Конституционного Суда Российской Федерации, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решение нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов" 11 .

    Однако эти аргументы в обоснование позиции о нормативности итоговых актов Конституционного Суда РФ принять нельзя, поскольку Конституционный Суд РФ в данном постановлении лишь подчеркнул разницу между актами Конституционного Суда и актами иных судов в Российской Федерации. В связи с этим интересна позиция С.А. Татаринова, который отмечает: постановления Конституционного Суда РФ должны быть законодательно закреплены в правовой системе России как нормативные интерпретационные акты 12 . С С.А. Татариновым можно согласиться лишь отчасти, так как нельзя с полной уверенностью говорить о нормативном характере постановлений Конституционного Суда РФ. Поэтому юридическую природу решений Конституционного Суда РФ мы выводим из факта, что они являются интерпретационными актами правотворчества. Такие акты в юридической науке предложено называть "интерпретационными правовыми актами" 13 . Решения других судов в отличие от конституционных, как справедливо пишет В.И. Анишина, по сути, являются конкретным регулированием определенных правоотношений, возникших между участниками данного дела 14 .

    Интерпретационный характер решений конституционных и уставных судов субъектов Федерации подчеркивает И.Г. Дудко. Однако он не распространяет интерпретационный характер решений этих судов до уровня нормативно-правовых актов. По его мнению, решения конституционных (уставных) судов являются интерпретационными актами, призванными устанавливать действительный смысл норм основного закона субъекта Федерации, и единственная функция данных актов - разъяснение действующих норм. Именно она определяет их юридическую природу.

    Сам Конституционный Суд РФ, как справедливо пишет Л.В. Лазарев, не считает свои решения нормативными актами. Он указывает лишь на общность у этих видов правовых актов определенных признаков, которых нет у актов иных судов 15 .

    Кроме качества нормативности решения Конституционного Суда РФ носят интерпретационный характер, так как дают толкования конституционных и иных правовых норм. Поэтому решения Конституционного Суда РФ как источник российского права следует отнести к нормативно-интерпретационным актам.

    Эти акты имеют общие свойства с судебными прецедентами: выраженная в них правовая позиция является общим правилом поведения, которым должны руководствоваться все субъекты права при решении вопросов в рамках своей компетенции и полномочий по аналогичным делам. Однако решения Конституционного Суда РФ нельзя отождествлять с судебными прецедентами, поскольку данные решения не могут заменять законы при решении конкретных дел, и исключительно судебными прецедентами не могут обосновываться решения судов.

    Таким образом, решения Конституционного Суда РФ являются актами применения права, носящими нормативно-интерпретационный характер, что позволяет отнести их к особому виду источников российского права наравне с нормативно-правовыми актами, судебными прецедентами, правовыми обычаями. Они имеют все признаки нормативных правовых актов, под которым понимаются исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Эти признаки - нормативный характер, непосредственное действие, общеобязательность, юридическая сила.

    Выводы

    Таким образом, понятие нормативного правового акта находится в постоянном развитии. Сохраняются основополагающие признаки этого феномена, такие как его связь с органами государственной власти, поддержка принудительной силой государства. Тем не менее, основания для удовлетворения современным состоянием нормативных правовых актов нет. Многочисленные примеры судебной практики свидетельствуют о том, что граждане, организации не видят в актах государства абсолютной истины. Как только политический режим допустил саму мысль об отсутствии священного происхождения и незыблемости актов государства, их система стала сыпаться под настойчивыми ударами заявителей в суде. Пиетет, как необходимая составляющая силы государства, практически исчез. Его место занимает желание любыми способами защитить свой интерес, даже если это борьба против государства и его актов. Все это явно свидетельствует о том, что нужны новые подходы к доктрине нормативных актов. Существует острая потребность придания ей юридической силы. Реальный путь для достижения этого результата видится в принятии федеральных законов, регулирующих законодательный процесс и систему нормативных правовых актов. Не случайно мы столь большое внимание уделяли социологическим школам в части их взглядов на авторитет Законодателя. Убежденность граждан в их сопричастности к деятельности государства, растворение воли всех в воле государственных предписаний, согласие с ограничениями, вера в обоснованность запретов – все это сделает авторитет нормативного правового акта действительным. Есть другие формы права, которые все это имеют в силу своего происхождения и сущности. Именно об этом должен помнить независимый и неприкосновенный Законодатель.


    Список использованной литературы

    1. Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1997 - 1998. М.: Юристъ, 2000. С.17
    2. Архипов С. И. Субъект права: теоретическое исследование. СПб, 2009.
    3. Марченко М. Н. Судебное правотворчество и судейское право. М., 2007.

    1 Алексеев С. С. Общая теория права: В 2-х томах. М., 2009.

    2 Байтин М. И. Сущность права. Саратов, 2007.

    3 Байтин М. И. Сущность права. Саратов, 2007.

    4 Сивицкий В. А. Проблемы систематизации правовых норм в Российской Федерации. М., 2007.

    5 Алексеев С. С. Общая теория права: В 2-х томах. М., 2009.

    6 Алексеев С. С. Общая теория права: В 2-х томах. М., 2009.

    7 Страшун Б. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник права // Конституционное правосудие. 2007 - 2008. N 4, 5. С. 155, 156.

    8 Анишина В.И. Применение постановлений Конституционного Суда РФ судами общей юрисдикции // Российская юстиция. 2009. N 11. С. 23.

    9 Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М.: Закон и право, 2007. С. 164.

    10 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2008. С. 29, 30.

    11 Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1997 - 1998. М.: Юристъ, 2000. С. 17

    12 Татаринов С.А. Постановления Конституционного Суда РФ в системе источников конституционного права // Государственная власть и права человека / Отв. ред. В.Ф. Волович. Томск: Изд-во ТГУ, 2007. С. 132.

    13 Кряжкова О.Н. О месте правовых позиций Конституционного Суда РФ в правовой системе России // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Ч. 23 / Под ред. В.Ф. Воловича. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. С. 99.

    14 Анишина В.И. Правовая природа актов судебного правотворчества // Журнал российского права. 2006. N 10. С. 124.

    15 Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М.: Городец, 2008. С. 57.

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    15025. Правовой нигилизм и правовой идеализм как факторы, замедляющие развитие гражданского общества в России, и задачи правовой культуры в их преодолении 465.78 KB
    Правовая действительность диктует необходимость обсуждения просчетов в политике государства для дальнейшего совершенствования правового сознания россиян и определения социально-психологических причин возникновения в обществе феномена правового нигилизма. Надо сказать, что внедрение правового нигилизма в правосознание молодых россиян ставит вообще под сомнение идею реализации правового государства в России.
    17032. НОРМАТИВНЫЙ ВЕКТОР В ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ 8.29 KB
    Так английская традиция отрицала саму возможность существования каких-либо интересов отличных от агрегата предпочтений индивидуумов индивидуализм. Германская же традиция наоборот допустив наличие интересов общества как такового холизм признала категорию коллективные потребности в качестве фундаментальной основы знаменитой немецкой финансовой науки. В качестве попытки объединения этих традиций в докладе представлена Концепция экономической социодинамики КЭС ядром которой является тезис о том что у всякой общности людей в...
    10698. Гражданско-правовой договор 27.45 KB
    Вопросы лекции: Понятие и значение гражданскоправового договора. Содержание договора. Заключение договора. Изменение и расторжение договора.
    11759. Основы правовой статистики 1.34 MB
    При этом правовые явления и процессы рассматриваются в динамике развитии; взаимосвязи что позволяет выявить причинно-следственные связи развития; сравнении и сопоставлении что позволяет установить специфику и типические черты изучаемого явления. В установлении и количественное выражение закономерностей и взаимозависимости массовых явлений статистическая наука опирается на закон больших чисел особенность которого состоит в том что правильности и закономерности массовых явлений могут отчетливо быть обнаружены только при их массовом...
    12528. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО 111.97 KB
    Рассмотрение международного законодательства, определяющего правовой статус безработного гражданина; Выявление и краткая характеристика нормативных актов отечественного законодательства, регулирующего статус безработного гражданина; Рассмотрение основных понятий: рынок труда, подходящая работа, занятость населения;
    20466. 32.18 KB
    Признаки и критерии банкротства. Особенности банкротства коммерческих организаций. Законодательство и процедуры банкротства в западных странах давно отработаны и широко используются для оздоровления экономики. В дореволюционной России практика банкротства также была весьма развитой при этом банкротство трактовалось как одна из составляющих несостоятельности.
    13423. Методы правовой статистики 7.86 KB
    Любое статистическое исследование начинается вопервых с получения исходных статистических данных например с учета правонарушений судебных решений или других юридически значимых фактов вовторых с обобщения установленных фактов в соответствующую совокупность полученные данные по какимлибо признакам сводятся в различных формах отчетности. Программа статистической сводки включает следующие этапы: разработка системы показателей характеризующих преступность или другое социальноправовое явление в целом и его отдельные группы;...
    12857. 45.24 KB
    Понятие и признаки некоммерческой организации. В соответствии с Гражданским Кодексом РК некоммерческими являются организации не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью и могут извлекать прибыль но такая деятельность может быть только неосновной побочной и осуществляться лишь в той степени в которой это необходимо для их уставных целей. Некоммерческие организации могут...
    18386. Правовой механизм межгосударственного сотрудничества 117.33 KB
    Принципы международного права по охране окружающей среды. Система международно-правовой охраны окружающей среды. Международные договоры и региональные соглашения регулирующие правовую охрану окружающей среды. Координирующая роль международного права в деле охраны окружающей среды.
    15024. Особенности мусульманской правовой системы 455.26 KB
    Необходимо констатировать, что из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. И связующим звеном здесь выступают именно мусульманское право и исламская правовая идеология. В свою очередь, подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право всегда стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, но и как универсальная политико-правовая доктрина.

    Что представляет собой система правового регулирования? Каковы ее особенности в России и что такое нормативно-правовые акты в российской юридической практике?

    Что такое нормативный акт?

    Нормативные акты - это закрепленные в письменном В числе основных его признаков - формального характера реквизиты (дата принятия, наименование, название органа, принявшего акт и т. д.), факт утверждения определенной структурой (власти или корпорации), публичность (в том числе посредством размещения в общедоступных печатных и электронных СМИ).

    Для нормативных актов, издаваемых органами власти, характерно опубликование на государственном языке. Другие важнейшие признаки актов - в них есть конкретные касающиеся регулирования процессов определенного вида или с участием узкого круга лиц.

    «Нормативный» и «правовой» акты - не одно и то же?

    Некоторые юристы отождествляют термин, о котором идет речь, с понятием «правовой акт». В этом случае оба термина употребляются одновременно, через дефис. Другие эксперты в области юриспруденции полагают, что эти два явления - не совсем одно и то же. Их тезисы таковы. Нормативные акты - это только лишь официальные документы (изданные властью - Президентом, Госдумой и т. д.). Они не должны иметь противоречия с другими актами рангом выше (такими как Конституция).

    Определяется как более широкое понятие. Ими могут быть любые документы, имеющие юридическую значимость. Например, это файлы, предназначенные для служебного пользования внутри корпорации. То есть их наличие не подразумевает правовых норм, обязательных к применению людьми вне фирмы. Предписания, которые содержатся в таких документах, адресованы конкретному субъекту (отделу, должностному лицу и т. д.).

    Получается, что нормативные и правовые акты отличаются по следующим критериям. Во-первых, это характер их применения. Нормативные акты - всеобщие, правовые - имеют индивидуальную направленность. Во-вторых, это область применения актов. Нормативные адресованы неограниченному количеству субъектов, правовые - конкретному кругу лиц. В-третьих, это время действия актов. Нормативные действуют до тех пор, пока не будут отменены или скорректированы. Правовые, как правило, предназначены для применения в конкретных ситуациях, часто однократно.

    В среде юристов есть еще одна точка зрения по вопросу соотношения нормативных и правовых актов. Она подразумевает, что нормативный акт создает правовые нормы (либо вносит изменения и дополнения в существующие), а правовой являет собой инструмент для корректной реализации этой нормы.

    Какие бывают акты

    Посмотрим, какие бывают виды нормативных актов в российской правовой практике. Их разграничение основано на субординации двух понятий. Первое - это «закон». Акт такого типа принимается исключительно органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум. Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти. Акты такого типа призваны регулировать ключевые процессы, связанные с развитием государства и общества. Они содержат первичные нормы: иного типа акты детализируют и интерпретируют нормативные установки, изложенные в законах. Эти типы актов принимаются при обязательном соблюдении процессуального порядка.

    Второе понятие - это «подзаконные акты». Они издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже. Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России следующие.

    Это общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств). Это акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона). Это муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

    Особый вид нормативных актов - международные законы. Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида - директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования. Конституция России гласит, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы. И если договор с другой страной устанавливает правила, отличные от тех, что прописаны в законах, принятых в России, то более высокой юридической силой наделяется

    Закон и акт: соотношение терминов

    Термины «акт» и «закон» часто отождествляются юристами. Это справедливо, но только в одном случае: если под «законом» понимаются вырабатываемые обществом через политические институты или непосредственным образом предписания, обязательные для всех или определенной категории лиц. Конкретные акты - это либо письменные источники предписаний, о которых идет речь, либо документы, разъясняющие нюансы их исполнения.

    Закон - это совокупность нормативных актов, всех, что есть в государстве, или же касающихся определенной сферы - например, законы о семье. Нормативные акты - это законы в юридическом смысле как таковом. Исторически ему предшествовало такое явление, как Но по мере выявления противоречий между обычаями разных народов, стран и континентов стали устанавливаться закрепленные в актах нормы, способные привести непохожие друг на друга традиционные, «народные» правила к единому стандарту. Законы и нормативные акты с точки зрения современной юридической терминологии могут быть синонимами.

    Уровни нормативных актов

    Действие может распространяться на нескольких уровнях. Есть акты общефедеральные - они обязательны для исполнения на всей территории России. Есть источники права субъектов федерации - они, в свою очередь, распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц (вне зависимости от прописки и даже гражданства), приезжающих в субъект или временно в нем проживающих. Есть муниципальные правовые акты, действие которых распространяется на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц. Есть, наконец, локальные правовые акты - их особенность в узкой направленности (они могут регулировать деятельность ведомства, корпорации или какого-либо должностного лица).

    Федеральные законы

    Федеральные нормативные акты - источники права, которые утверждаются в особом порядке. Они наделены высшей юридической силой по отношению к региональным, муниципальным и локальным правым актам. Федеральные законы имеют подвид в виде актов конституционного характера, обладающих более высокой юридической силой (выше - только Конституция РФ). Данный подвид законов принимается с целью правильного толкования и развития норм, содержащихся в Конституции. Они призваны способствовать тому, чтобы субъекты гражданского права имели все возможности реализовывать данные законом свободы.

    Муниципальные правовые акты

    Каждый российский муниципалитет вправе издавать свои нормативные акты. Это главный инструмент местного самоуправления. Вот несколько примеров таких актов. Это может быть порядок реализации некоторых полномочий, переданных исполнительному органу муниципалитета от городской администрации. Например, мэрия Москвы может передать району Митино полномочии в сфере культурно-просветительской работы с гражданами.

    Это могут быть решения об утверждении каких-либо Положений, ответственность за реализацию которых будет лежать на муниципалитете. Например, совет района Мещанское в Москве может утвердить Положение о том, как будет осуществляться практическое решение задач по вопросам развития семьи, согласно Закону г. Москвы «О наделении отдельными полномочиями в сфере опеки и попечительства». Муниципалитеты могут утверждать различные программы развития инфраструктуры и социального профиля районов.

    Локальные нормативные акты

    Вспомним рассуждение, которое мы делали выше, которое касается разграничения понятий «нормативный» и «правовой» акт. По мнению некоторых юристов, к источникам второго типа относятся документы любого негосударственного (не имеющего отношения к органам власти) характера. Самый часто встречаемый пример таких актов - документы, находящиеся в обороте корпораций. Они имеют несколько признаков. Во-первых, принимаются они самой компанией. Во-вторых, в них есть нормы права. В-третьих, в них есть направленность: под излагаемые в документе предписания попадает вся организация, либо ее отдельная структура (или несколько). Примеры таких правовых актов: график отпусков, приказ об утверждении расчетных листков. Действие нормативно-правовых актов имеет четкие признаки локализации.

    Западная и восточная традиции законотворчества

    Говоря о том, что такое нормативные и правовые акты, следует отметить, что есть два исторически сложившихся подхода к их составлению. Западный, характерный для Европы и в определенной мере для России, и восточный, характерный для стран Персидского залива, Азии, Индии и других государств в тех регионах. Ключевой момент для европейской традиции - формальное закрепление актов, верховенство закона, легитимность.

    На Востоке же главный источник права - традиция, основанная на религиозных источниках. На Западе есть иерархия законов, высшей ступенью которых является Конституция (или набор норм, ее заменяющих). На Востоке есть императив в виде традиционных норм права, остальные акты могут быть достаточно свободными от иерархии относительно друг друга, но обязательно соответствовать императивному источнику права.

    Основные проблемы российской системы права

    Некоторые юристы говорят, что российская правовая система тяготеет к западной традиции. Это подтверждается тем, что каждый нормативный юридический акт находится на определенной ступени - подчиняясь юридически более сильным нормам или починяя себе те, что слабее. В то же время в российском обществе, как отмечает ряд экспертов, есть многое от Востока - пренебрежение прописанными правилами и нормами, ориентированность на традиции. В сознании многих россиян нормативные акты - это лишь «бумажки».

    Одновременно в обществе есть и другой полюс - так называемые «правовые идеалисты», стремящиеся следовать закону до буковки. В результате в России пока нет единого общественного стандарта понимания правовой системы.

    Законотворчество

    Как создаются нормативные, правовые акты? Закон - кем он пишется? Создание нормативных актов часто именуется законотворчеством, и есть несколько основных способов осуществления этой процедуры. Во-первых, это правоустановительная работа государственных органов. Во-вторых, это легитимизация (придание законности) властью правовых обычаев, которые существовали давно. В-третьих, это правотворчество посредством прямой демократии (например, через референдум). Юристы называют ряд главных принципов законотворчества - плановость, целесообразность, системность, демократизм.

    Юридическая техника как часть правовой системы

    Нормативные акты - это источники права, которые по определению не могут быть совершенными хотя бы потому, что общество меняется, развивается. Для того чтобы акты были максимально приближенными к реалиями, применяются различные виды юридических техник - средств, методов и механизмов совершенствования источников права. Главная задача юристов, работающих в этом направлении, - делать законы как можно более понятными для людей, грамотными, прозрачными. В законах разного уровня, регулирующих одну сферу, должна прослеживаться четкая логическая взаимосвязь. Есть четыре основных вида юридических техник - законотворческие, систематизирующие, учетные и правоприменительные. Нормативные акты РФ, полагают юристы, должны совершенствоваться в рамках каждого вида техник.

    Как действуют законы

    В разных странах есть национальные ориентиры того, как действуют законы. В России этот механизм описан в Конституции (Статья 54). Что там сказано? Во-первых, то, что никакой закон, устанавливающий ответственность или отягчающий ее, не может иметь обратной силы. Во-вторых, никто не несет ответственность за действия, которые в момент совершения не являлись правонарушением с точки зрения действующих норм закона. В-третьих, если после совершения действия, попадающего под статью закона, приняты новые, более мягкие нормы, то применяются именно они. В свою очередь, неизменно общие для всех стран принципы действия законов - ориентированность на время, пространство и конкретный круг лиц (если речь не идет об обществе в целом).

    Нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.

    Признаки нормативного правового акта:

    1. Это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т.п.).

    2. Правовой акт издается уполномоченными субъектами. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому субъекту предоставлена определенная форма (формы) акта, в которую он воплощает свои предписания (например, Президент Российской Федерации создает только указы и распоряжения).

    3. Правовой акт издается субъектами в пределах их компетенции, которая установлена в соответствующих юридических нормах.

    4. Правовой акт выражает волю определенной социальной общности. В нем закрепляется цель и задачи, на решение которых он направлен. В нем выражены социальные интересы.

    5. Правовой акт входит в единую систему законодательства, осуществляя правовое регулирование в соответствии с едиными целями и задачами правового регулирования.

    Акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.

    Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов.

    Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта, который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени.

    Юридическая сила нормативного правового акта выражается:

    В обязательном соответствии каждого акта принципам и нормам Конституции России;

    В строгом соответствии официальной классификации актов, установленной Конституцией России и законами;

    В признании соподчиненности между видами актов - Конституция, закон, указ и т.д.

    В установлении иерархической соподчиненности актов государственных органов, занимающих более высокое место и более низкое место в системе органов власти;

    В определении оснований и рамок принятия того или иного акта, его основного содержания. Формулы «на основании и во исполнение закона», «в соответствии с указом, постановлением» и т.п. выражают эту правовую связь;

    В признании правового акта, игнорирующего установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу.


    Виды нормативных правовых актов

    В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества.

    Конституция - это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительных характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.

    Особенности конституции предопределяется также тем, что она создается особым субъектом - народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.

    В Конституции закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.

    Закон - это основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.

    Признаки закона:

    а) представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов;

    б) принимается законодательными (представительными) органами или принимается путем референдума - всенародного голосования;

    в) регулирует наиболее важные общественные отношения, обеспечивает упорядоченное развитие всех сфер жизни общества;

    г) закон обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;

    д) закон принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;

    е) закон характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования, действия.

    Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне следующие виды законов: федеральные конституционные законы, обычные (или текущие) федеральные законы, кодексы, основы, законы Российской Федерации, федеральные законы о ратификации международных договоров.

    Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. Например, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и военного положения на территории Российской Федерации.

    С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства.

    Федеральные конституционные законы, в соответствии со ст. 76 Конституции России, имеют верховенство над федеральными законами.

    Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства: не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Наиболее многочисленную группу законов составляют федеральные законы. Эти акты неодинаковы по своему содержанию, объему и предметам правового регулирования, по соотношению с иными нормативными актами.

    Разновидностью федеральных законов является кодекс. Кодекс - это систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует сферу общественных отношений. Он выступает как основной законодательный акт в той или иной сфере, с ним находятся в своеобразном соотношении другие акты данной отрасли права, законодательства. Нормы кодекса являются приоритетными при регулировании общественных отношений нормами актов своей отрасли. Например, Гражданский кодекс РФ обладает высшей юридической силой в системе гражданско-правовых актов. Кодексы отличаются сложной структурой, состоят из частей, разделов, глав, статей и пунктов. Им присущ большой объем, масштабность регулирования.

    Кодификации подлежат отрасли права, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации (гражданское, уголовное право и др.), реже кодексы издаются по предметам совместного ведения (административное, трудовое право).

    Понятие основ законодательства, основ, основных принципов предопределено федеративной природой Российского государства, наличием двух правовых систем, делением предметов ведения. По вопросам, составляющим предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов, создаются особые акты. Их цель - с одной стороны, обеспечить федеративное регулирование, с другой - допустить в установленных рамках правотворчество субъектов Федерации. Наименования актов такого рода содержат следующие обороты: «общие принципы», «основы». Например, Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации».

    Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются в соответствии со ст. 106 Конституции Российской Федерации. Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия. Тексты международных договоров в форме законов публикуются в Бюллетене международных договоров. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Таким образом, документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными актами такого рода.

    Подзаконные нормативные акты

    Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают указы Президента Российской Федерации. Они издаются по вопросам компетенции главы государства, которые установлены главой 4 Конституции Российской Федерации. Указы Президента РФ обязательны на территории всей страны. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, они могут быть нормативными и ненормативными. Их различие состоит в степени определенности, персонифицированности. Нормативные указы адресованы неопределенному кругу лиц. Ненормативные акты (указы и распоряжения) могут быть продемонстрированы на примере указов по кадровым вопросам. Они представляют собой акты правоприменительные, так как созданы в соответствии с законным полномочием и адресованы конкретным людям.

    Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской федерации. Они могут быть отменены Президентом РФ в том случае, если они противоречат Конституции России, федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 115 Конституции Российской Федерации).

    Исполнение постановлений Правительства РФ обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов. В пределах этих полномочий органы исполнительной власти Федерации и субъектов образуют единую систему

    Приказы, постановления, инструкции издаются всеми полномочными органами: министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами.

    Все федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, действующие в пределах внутриведомственных отношений для органов, должностных лиц и служащих данного органа. Они могут издавать акты, обязательные для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству.

    Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Условием их действия является официальное опубликование.

    Система законодательства субъектов Российской Федерации, характеризуется прежде всего наличием конституций и уставов, которые являются учредительными актами субъектов Федерации. Эти акты закрепляют формирование органов государственной власти субъекта, порядок проведения выборов, основные формы взаимодействия с местным самоуправлением. Конституции и уставы должны соответствовать федеральной Конституции и законам.

    Закон субъекта Российской Федерации - нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Федерации в соответствии с Конституцией

    России и федеральными законами, Конституцией или уставом субъекта РФ и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта РФ. Законы субъектов РФ могут создаваться также по предметам совместного ведения. Такого рода акты должны соответствовать федеральным законам в данной сфере.

    Наряду с законами субъектов Федерации, президенты республик, главы администраций краев, областей, автономных округов и автономной области, мэры городов федерального значения, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают указы, постановления, приказы, положения, инструкции иные нормативные правовые акты. Эти акты издаются в пределах и формах, установленных для соответствующих органов.

    Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции также создают нормативные правовые акты. Их примерами могут быть решения, распоряжения, приказы муниципалитетов, советов и т.п. органов. Наибольшей юридической силой в данной системе обладают уставы муниципальных образований. Акты муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливают обязательные нормы права для населения соответствующих территорий. Этими актами устанавливается статус органов и должностных лиц, порядок их формирования, полномочия, порядок управления муниципальной собственностью, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.

    Понятие систематизации нормативных актов

    Систематизация нормативных актов - это деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему.

    Сущность систематизации нормативных актов заключается в устранении противоречий, несогласованности и других недостатков действующего законодательства.

    Цель систематизации нормативных актов состоит в упорядоче­нии действующего законодательства и придании ему стабильно­сти, внутренне согласованной нормативной системы.

    Субъектами систематизации выступают государственные органы, юридические службы организаций, а в определенных случаях - и частные лица.

    Приведение нормативных актов в упорядоченную систему осуществляется тремя способами:

    Путем издания сборника нормативных актов,

    Путем переработки и дополнения действующих норм права, что означает создание новых нормативных актов,

    Путем объединения нескольких нормативных актов в один укрупненный акт.

    Систематизация необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользо­вания им, для ликвидации пробелов и разрешения юридических конфликтов.

    Виды систематизации нормативных актов

    По способу приведения в систему выделяют три вида систематизации нормативных актов: инкорпорацию, коди­фикацию и консолидацию.

    Инкорпорация - это приведение нормативных актов в систему без изменения их содержания путем издания разного рода сборников. Инкорпоративными изданиями являются сборники за­конов, иных нормативных актов, собрание законодательства и свод законов.

    Инкорпорация бывает различных видов:

    1. В зависимости от принципа объединения выделяют два вида инкорпорации: хронологическую (по годам) и систематическую (по предмету правового регулирования).

    2. В зависимости от объема различают генеральную (полную), когда включает в себя все действующие акты определенного уровня или типа и частичную (неполную) инкорпорации, т.е. когда собрание содержит лишь определенную часть нормативных актов.

    3. По источнику инкорпорация может быть официальной, т.е. осуществляется государственными органами или по их поручению и неофициальной, т.е. проводится организациями и частными лицами по своему ус­мотрению.

    Кодификация - это приведение нормативных актов в систему путем переработки и дополнения действующих норм пра­ва, изменения их содержания и принятия новых законов.

    По содержанию выделяют три кодифицированных акта : Осно­вы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.

    Основы законодательства устанавливают важнейшие положе­ния (основные начала) отраслей права или сфер государственного регулирования. Основы составляют нормативную базу для кодификационной деятельности субъектов федерации.

    Уставы регулируют определенную сферу государственной деятельности, например, работу железнодорожного транспорта, внут­реннего водного транспорта, воинскую службу и так далее.

    Положения - это нормативные акты определенного дейст­вия, которые детально регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций и учреж­дений. Таково, например, положение о службе в органах внут­ренних дел.

    Правила - это нормативные акты, определяющие порядок организации какой-либо деятельности;

    Кодифицированные акты составляют основу деятельности, законодательства и рассчитаны на длительное регулирование обще­ственных отношений.

    Консолидация законодательства – это преодоле­ние множественности нормативных актов путем их сведения в один укрупненный акт, который заменяет вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание ранее принятых ак­тов. Вместе с тем проводится их редакционная правка: устраня­ются противоречия, повторы и длинноты.

    Каждый отечественный юрист знает одну прописную истину: жизнь населения любого государства регулируется посредством права. Но теоретики поддерживают иную позицию. По их мнению, право можно разделить на несколько составляющих, одной из которых будет позитивное право. Этот термин включает в себя понятие юридической практики, совокупность нормативно-правовых актов и другие элементы, которые прямо влияют на жизнь социума.

    Наиболее важную роль в процессе реализации права играют нормативные акты государства. Этот вид отображения правовой нормы является основным вот уже несколько сотен лет подряд. Проблема в том, что далеко не каждый может корректно изложить суть понятия «нормативно-правовой акт». Для этого нужно разбираться не только в юриспруденции, но ещё и в некоторых теоретических вопросах правовых дисциплин. Далее мы попытаемся максимально раскрыть понятие НПА, рассмотреть их виды и способы появления.

    Что такое НПА?

    Нормативно правовой акт, или же НПА – это документ официального значения, принимающийся компетентными государственными органами, другими структурами социального значения или референдумом. Процедура их принятия регламентирована императивными нормами законодательства. В НПА содержатся общеобязательные поведенческие правила, которые рассчитаны на неопределённый круг лиц. Таким образом, НПА – это форма реализации права государством через специальные нормативные документы, посредством которых происходит регулирование общественных отношений. Следует отметить тот факт, что нормативные акты различаются своей структурой, а также источниками (органы, издающие НПА).

    Признаки НПА

    Нормативные акты государства отличаются друг от друга, но имеют единые признаки, характерные для каждого из них, а именно:


    Любой нормативный акт обладает представленным выше перечнем особенностей. Отсутствие хотя бы одной из них лишает НПА юридической силы.

    НПА в странах романо-германской правовой семьи

    Так как Российская Федерация находится в группе государств романо-германской семьи, понятие нормативного акта следует рассматривать с учётом данной особенности. Нормативно-правовые акты РФ - это основной источник права в государстве. НПА издаются в определённом порядке (с использованием юридической техники), уполномоченными органами, о чём уже было указано ранее. Ко всему прочему, в России и государствах романо-германской правовой семьи нормативные акты образуют систему, которая имеет свою иерархичность. Этот факт позволяет говорить о классификации НПА, основываясь на их юридической силе.

    Виды НПА

    Классификацию нормативных актов можно производить по разным критериям. Чаще всего их принято разделять на подзаконные акты и законы. Выделяют также и другие виды НПА, например:

    • Согласно объекту, на который распространяет своё действие акт - НПА общего, ограниченного и исключительного действия. Нормативные акты ограниченного и исключительного действия реализуют свои нормы только в сфере определённых правоотношений, не выходя за эти рамки.
    • Согласно субъекту, издающему НПА - акты законодательной (конституционные федеральные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ), исполнительной (постановления и указы), судебной власти.

    Также в теории права выделяют и другие критерии нормативных актов, однако представленные выше классификации являются общепризнанными.

    Законы и подзаконные акты: в чем разница?

    Учитывая тот факт, что РФ принадлежит к числу стран романо-германской правовой системы, разделение всего массива нормативных актов на законы и подзаконные акты – это наиболее популярная классификация. Эти два вида имеют свои особенности и характерные признаки. Законы обладают наивысшей юридической силой после Конституции. Издавать эти нормативные акты могут лишь органы законодательной власти. Принятие закона происходит в особом порядке законотворчества. Они также классифицируются и в совокупности образуют систему законодательства в стране. Нужно отметить, что в законах прописаны основные, наиболее важные нормы права, имеющие общеобязательный характер. Подзаконные акты имеют иные признаки. Они издаются органами исполнительной власти.

    Нормы права, закрепленные в подзаконных актах, считаются исходящими из норм, закрепленных в законах, и не могут им противоречить. Подзаконные акты можно классифицировать на основе органов, которые их издают, например: НПА министерств, президента, ведомств и т.п.

    Правотворчество

    С учётом того, что НПА – это специфическая форма реализации права или же официальный документ, нужно выделить особый порядок их принятия, который носит название «правотворчество». Этим термином обозначается совокупность действий, направленных на подготовку, принятие, опубликование нормативных актов. Правотворчество – это обязательная процедура, вследствие которой появляются нормативные акты. Она имеет особенности и определённые стадии, а именно:

    1. Подготовка проекта нормативного акта.
    2. Обсуждение проекта.
    3. Согласование проекта с соответствующими органами власти.
    4. Принятие нормативного акта и его подписание.
    5. Оглашение НПА в официальных источниках.

    Если мы говорим об издании законов, то процесс законотворчества немного отличается. Законотворчество осуществляется исключительно органами законодательной власти, а также включает в себя издание законов и подзаконных актов высших государственных органов. В свою очередь, правотворчество может осуществляться любыми уполномоченными на то органами.

    Регистрация НПА

    В некоторых случаях изданные нормативные акты органов исполнительной власти РФ нуждаются в государственной регистрации. Подобный вид деятельности является прерогативой Министерства юстиции Российской Федерации.
    Зарегистрированные акты вносятся в реестр нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Регистрация является обязательной и проводится в тех случаях, когда нормативный акт затрагивает права и свободы граждан, их обязанности, изменяет правовой статус организаций и ведомств, имеет межведомственный характер. Перед регистрацией в Минюсте нормативный акт проверяется на наличие несоответствий с законодательством Российской Федерации. Если подобные факты обнаружены, то нормативный акт возвращается ведомству на доработку.

    Экспертиза актов правотворчества

    Экспертиза НПА может производиться Министерством юстиции РФ и в некоторых случаях Министерством экономического развития. Общая экспертиза производится во время регистрации нормативных актов, о чём было сказано ранее, а также во время правотворчества, потому что к нормативным актам выдвигаются определённые обязательные требования. НПА должны издаваться уполномоченными на то органами, иметь надлежащую форму, отвечать целям и задачам, которые перед собой ставит орган, соответствовать федеральным законам и Конституции РФ. В том случае, если нормативные акты затрагивают интересы субъектов предпринимательской или инвестиционной деятельности, их экспертизу производит Министерство экономического развития. Целью проведения экспертизы является выявление норм, затрудняющих предпринимательскую или инвестиционную деятельность.

    Международные нормативные акты

    Государство может вести как внутреннюю, так и внешнеполитическую деятельность. В процессе взаимодействия с другими государствами возникает вопрос о регулировании международных отношений.
    Таким образом появляются международные НПА. Субъектами данных актов являются государства, объектом – отношения между государствами по поводу нематериальных и материальных благ. Международные нормативно-правовые акты могут быть нескольких видов. К примеру, конвенции, международные договоры, рекомендации, ноты. Отсюда следует тот факт, что международные НПА – это основной способ регулирования отношений между государствами, включающий в себя использования международных правовых норм.

    Заключение

    В заключение нужно отметить, что на сегодняшний день многие страны выделяют как основной способ влияния на общественные правоотношения именно НПА. Примеры этих официальных документов, порядок принятия и особенности были представлены в данной статье.