Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Какова роль права в системе социальных норм

    Какова роль права в системе социальных норм

    Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений, которые многочисленны и разнообразны, но не все из них урегулированы правом, например, вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей в сфере любви, дружбы, досуга, потребления.

    Политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами.

    Право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.

    Социальная норма – это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

    Помимо права к социальным нормам относятся мораль , религия, корпоративные правила , обычаи , мода.

    Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

    Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера.

    Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

    Общие признаки социальных норм:

    1. Социальный (общественный) характер и строятся по типу Субъект - Субъект;

      Социальные нормы носят общий характер, социальные нормы представляют собой не конкретные указания - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения.

    2. Объективно - субъективный характер;

      В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные факторы, например, с одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой - обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.

    3. Системный характер;

      Для социальных норм характерны два вида системных взаимодействий - внутренние - внутри отдельно взятой системы норм и внешние - между разными системами социальных норм, например между правом и моралью, правом и традициями. Право взаимодействует и с моралью, и с религией, и с традициями, и с иными видами социальных норм.

    4. Подзаконный характер;

      И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству.

    5. Обеспеченный характер;

      Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций, если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера.

    Виды социальных норм:

    1. Корпоративные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в локальных сообществах;
    2. Религиозные нормы - это правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни;

      Все религии провозглашают божественное происхождение природы и социальных институтов, включая религиозные каноны, государство и право. Ответственность за свои действия непосредственно перед Богом. Характерным является понятие греха, а также рая для избранных и ада для грешников.

    3. Обычаи - это правила, сложившиеся стихийно в результате многократного, длительного, повсеместного использования в какой-либо сфере общественной или частной жизни;

    Социальные нормы могут быть классифицированы по различным основаниям.

    Неизбежно возникающие взаимоотношения между людьми носят название социальных норм (СН). Именно они определяют степень дозволенности совершения тех или иных действий. В зависимости от того, приемлемыми ли они считаются с точки зрения общества, определяется их правовое регулирование.

    Нельзя не недооценивать роль правового законодательства в социуме, ведь именно такие правила обеспечивают оптимальную работу и отношения. Какое место занимают правовые методы регулирования в системе (СН), характеристики и особенности приведены в нашей статье.

    Какое место занимает в данной системе

    Разнообразные механизмы социального влияния обеспечивают гармоничное развитие общества. В зависимости от сферы социальных отношений, способа образования и обеспечения классифицируют различные нормы правового законодательства. Наличие четкого регулирования социальных отношений на законодательном уровне способствует лучшему обеспечению выполнения этих норм.

    Различают различные (СН) по способу обеспечения:

    • Обычаи и традиции - исторически сложившиеся правила поведения. Также различают привычки, как одно из проявления социальных взаимоотношений. Соблюдение таких норм носит чисто формальный характер и может изменяться даже в самых малых социумах.
    • Моральные нормы - также принятые в обществе определенного круга правила поведения. Основана мораль на представлении добра и зла, несоблюдение карается порицанием общества. Моральные принципы определяются внутренним убеждениями и воспитанием. Большое внимание уделяется общественному мнению, которое зачастую носит противоречивый характер.
    • Корпоративные - определяют модель поведения людей в определенных кругах. Обычно это общественные организации, политические партии и рабочий коллектив. Корпоративная этика может затрагивать широкий ореол и даже личную жизнь членов общества.
    • Правовые или юридические - представляют собой общеобязательные, законодательно регулируемые отношения между людьми. Законодательные акты гарантируют выполнение и контролируют выполнение наказания за нарушения. Нормативно – правовые акты призваны поддерживать порядок в обществе и безопасность его членов.

    На видео-право в системе социальных норм:

    Все вышеперечисленные нормы обычно используются комплексно, но если за нарушение правового законодательства предусмотрена гражданская ответственность, то за выполнением других нет строгого контроля. Ответственность за нарушение выражается в социальном осуждении или отлучении от коллективного участия.

    Что собой представляет , подробно указано в данной статье.

    Что собой подразумевает система источников права социального обеспечения, подробно указано в данной

    Особенности

    Приоритетом в создании законодательной базы считаются именно социальные отношения. При этом расписаны все возможные ситуации и возможные примеры решения возникших конфликтов. Использование официально утвержденных норм поведения и контроль над их выполнением обеспечивают безопасность граждан.

    Характерные черты правовых норм:

    • Возникают одновременно со становлением государства.
    • Выражают не только общественное мнение, а в основном намерения руководящих членов.
    • Устанавливаются и контролируются государственными органами.
    • Образуют единую и согласованную систему прав.
    • Определяют правила поведения в различных ситуациях.
    • Имеют внешнее выражение.
    • Четко определяется предел возможных действий.

    От других разновидностей социальных отношений, правовые нормы отличаются, прежде всего, полным согласованием с государством. Именно государственные органы обязаны разрабатывать, внедрять и контролировать выполнение нормативных актов. Главным требованием и механизмом регулирования являются возможные наказания, и ответственность за нарушение правил общественного поведения.системы права и системы законодательства .

    Не мало важно узнать про метод правового регулирования предпринимательского права. Что необходимо знать о данном вопросе указано

    В отличие от большинства социальных моделей поведения, нарушение правовых норм влечет за собой не только общественное порицание, но и реальную ответственность.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Реферат

    Дисциплина: Теория государства и права

    Тема: Право в системе социальных норм

    Одной из актуальных проблем в теории государства и права является проблема места и роли права в системе социальных норм. Какое же место занимают нормы права в системе социальных норм.

    Для ответа на данный вопрос, необходимо исходить из того, что регулирование социальной жизни общества осуществляется не только на основе норм права, но и на основе иных социальных регуляторов, к числу которых можно отнести: нормы морали, религиозные нормы, технические нормы, нормы эстетические, корпоративные нормы, нормы этикета, обычаи и традиции и.т. д.

    Все эти нормы осуществляют регулирование социальной жизни общества.

    Каково же место и роль правовых норм в регулировании социальной жизни общества.

    Необходимо отметить, что в истории политико-правовой мысли существовали различные точки зрения относительно места и роли норм права в системе социальных норм.

    По мнению Конфуция, право, понимаемое как закон, должно играть весьма незначительную роль в регулировании социальной жизни общества, ибо «если править с помощью закона, улаживать, наказывая, то народ остережется, но не будет знать стыда; если же править на основе добродетели, улаживать по ритуалу (ли), то народ не только устыдиться, но и выразит покорность.

    Этой же точки зрения придерживался Лаоцзы. Он писал: «Когда в государстве много законов и постановлений, то число преступников увеличивается».

    Напротив Шан Ян полагал, что необходимо править исключительно на основе закона, и что роль закона (права) весьма велика в социальной жизни общества. Он писал: «Если управлять людьми как добродетельными, они будут любить своих близких, если же управлять людьми как порочными, они полюбят эти порядки. Там где к людям относятся, как к добродетельным, поступки скрываются, там же где к людям относятся как к порочным, преступления жестоко караются. Когда поступки скрываются, - народ победил закон; когда же преступления строго наказуются, - закон победил народ. Когда народ побеждает закон, в стране воцаряется беспорядок, когда закон побеждает народ, армия усиливается. Поэтому то и сказано: «Если управлять людьми, как добродетельными, то неизбежна смута и страна погибнет; если управлять людьми, как порочными, то всегда утверждается образцовый порядок и страна достигает могущества».

    Подобные споры относительно необходимости усиления или ослабления роли права в регулировании социальной жизни общества встречались на протяжении практически всей истории политико - правовой мысли. Так, например, Т. Мор писал о том, что в идеальном государстве очень немного законов, ибо, по его мнению «все законы издаются только для того, чтобы напомнить каждому его долг».

    По мнению Т. Гоббса «только в государстве существует общая мера для добродетелей и пороков. И такой мерой могут, поэтому служить лишь законы данного государства».

    Таким образом, в теории права была поднята очень важная проблема: проблема соотношения сил морального и правового регулирования. Сторонники одной точки зрения считали, что на первое место в регулировании социальной жизни общества должны быть поставлены нормы морали, обычаи и традиции. Сторонники другой точки зрения на данную проблему полагали, что на первое место в регулировании социальной жизни должны быть поставлены нормы права, а нормы морали, обычаи и традиции должны занимать подчиненное положение по отношению к нормам права.

    Однако постепенно стало складываться мнение, согласно которому нормы права, равно как и другие социальные нормы должны занимать равноправное положение в регулировании социальной жизни общества. Так например Ш.Л. Монтескье писал о том, «что тот, кто желает изменить нравы и обычаи не должен изменять их посредством законов: это бы было бы слишком тираническим: лучше их изменять посредством внедрения иных нравов и обычаев».

    Однако разрешение этой проблемы породило новую проблему: проблему: проблему соотношения различных видов социальных норм. Но для того, чтобы разрешить эту проблему необходимо ознакомится с понятием «социальная норма». Социальная норма - правило, регулирующее социальную жизнь общества. К числу социальных норм относятся: а) нормы права; б) нормы морали; в) религиозные нормы; д) эстетические нормы; е) корпоративные нормы.

    Как же социальные нормы соотносятся друг с другом и прежде всего такие крупные регулятивные системы как право и мораль.

    Необходимо отметить, что в истории политико-правовой мысли данная проблема решалась неоднозначно.

    Так, например И. Кант полагал, что «всякое законодательство (хотя бы оно в отношении поступка, которое оно делает своим долгом, и согласовывалось с другим (законодательством), например пусть поступки во всех случаях будут внешними, может различаться по мотивам. То законодательство, которое делает поступок долгом, а этот долг также мотивом - есть этическое законодательство; то законодательство, которое не включает это условие в закон и, стало быть, допускает иной мотив, а не самое идею долга, есть юридическое законодательство».

    По мнению Г.В.Ф. Гегеля различие междуправовым и моральным состоит в том, что «в области морального, т. е при моей рефлексии в меня, есть также двойственность, ибо добро для меня цель, и я должен определять себя согласно этой идеи. Наличное бытие добра есть мое решение, и я осуществляю его в себе, но это наличное бытие всецело внутренне, и поэтому принуждение не может иметь места. Поэтому государственные законы не могут распространяться на убеждения, ибо в области морального я есть для себя самого и насилие здесь не имеет смысла».

    Гумплович, однако, полагал, что мораль и право - это взаимно переходные явления. Согласно его точке зрения «право возникает при столкновении разнородных социальных элементов, когда коллективное целое уже не может быть сдержано простым обычаем, мораль одних не является в то же время моралью других. Такое противоречие нравственных воззрений, делающее невозможным существование социального единства, примиряется правом, сперва в форме повеления господствующих. Это право со временем превращается в обычай и мораль, так что оно как право, в то же время становится содержанием новой морали».

    По мнению Г. Кельзена «различие между правом и другими социальными нормами, которые можно объединить под названием «мораль» нужно искать не в том, что эти порядки предписывают или запрещают, но лишь в том, как они предписывают или запрещают определенное поведение.

    Принципиальное различие между правом и моралью можно выявить, лишь если видеть в праве порядок принуждения, то есть нормативный порядок, который стремиться вызвать определенное человеческое поведение, связывая с противоположным поведением социально организованный акт принуждения, а мораль при этом понимать как социальный порядок, который не предусматривает такого рода санкций. Санкции морали как социального порядка состоят лишь в одобрении соответствующего норме поведения, а о применении физической силы здесь вообще нет речи.

    В истории русской правовой мысли также существовали различные точки зрения на проблему соотношения права и других социальных норм.

    По мнению С.А. Муромцева соотношение между правовыми и социальными нормами определяется тем, насколько существование отношения, регулируемого нормами права, обусловлено именно юридической защитой. При этом С.А. Муромцев полагал, что «если отношение, сопровождается юридической защитой, но существует и осуществляется без его влияния, то ошибочно почитать такое отношение правовым».

    По мнению Н.М. Коркунова «различие нравственности и права может быть сформулировано очень просто. Нравственность дает оценку интересов, право - их разграничение».

    По мнению Е.Н. Трубецкого «различие между правом и нравственностью может быть определено таким образом: содержанием права является исключительно внешняя свобода лица; содержанием же нравственности является добро или благо, причем требования добра могут касаться как внутренних, так и внешних проявлений нашей свободы, как действий лица, так и его настроения. В область права входят все вообще требования, которые касаются внешней свободы лица, не зависимо от того, служат ли они или не служат целям добра.

    Л.И. Петражицкий полагал, что различие между правом и нравственностью состоят в следующем: а) в различном отношении права и нравственности к исполнению обязанностей посторонними лицами, вместо самих обязанных; б) отношение права и нравственности к представительству; в) отношение права и нравственности к принудительному исполнению; г) отношением права и нравственности к намерением обязанных в области исполнения обязанностей; е) отношение права и нравственности к мотивам исполнения.

    Так, исполнение правовых обязанностей возможно и без участия и какой - либо жертвы со стороны обязанного, тогда как нравственные обязанности не могут быть исполняемы без участия обязанного другими лицами, и вообще для представительства в области нравственности нет места. Исполнение нравственных обязанностей, сообразно чисто императивной природе нравственности может быть только добровольное, тогда как исполнение правовых обязанностей возможно и принудительно.

    С точки зрения права, если обязанный доставил управомоченному все, что почиталось, то все в порядке, хотя бы действие обязанного было бы вызвано какими - либо посторонними никакого к праву не имеющими мотивами, тогда как в отношении нравственности, если человек руководствуется в своем поведении корыстными или иными посторонними по отношению к нравственности мотивами, то о действии и реализации норм нравственности не может быть и речи, для удовлетворения нравственной психики, требуется вообще наличность нравственных мотивов.

    Вообще же суть различий между правом и моралью состоит, по мнению Петражицкого, в том, что мораль вызывает чисто императивные переживания, а право императивно - атрибутивные.

    Наличие столь многообразных теорий, посвященных различию правовых и иных видов социальных норм, заставляет задуматься, о возможности поиска решения данной проблемы, через анализ особенностей правового и иных видов социального регулирования.

    Анализ этих особенностей позволяет сделать вывод о том, что критериями соотношения права и иных социальных норм лежат в особенностях элементов правового и иных видов социального регулирования.

    Так право отличается от других социальных регуляторов по особенностям предмета и метода регулирования: предметом правового регулирования являются общезначимые, волевые, повторяющиеся, устойчивые общественные отношения; предметом же морального регулирования является конкретный поступок человека; предметом религиозного регулирования жизнь верующего человека; предметом эстетического регулирования - продукт деятельности людей; предметом корпоративного регулирования - внутрикорпоративные волевые, повторяющиеся, устойчивые общественные отношения. Если метод правового регулирования представляет собой систему способов: дозволения, обязывания, запрета, то метод морального, религиозного и эстетического регулирования - есть метод оценки: позитивной либо негативной. Метод же корпоративного регулирования, также как метод правового регулирования представляет собой систему способов: дозволения, обязывания, запрета. Таким образом, одним из критериев разграничения правового и других видов социального регулирования может служить особенности предмета и метода регулирования.

    Что же касается соотношения права и обычаев или традиций, то в юридической науке можно выделить следующие виды обычаев и традиций: а) правовые; б) моральные; в) религиозные; д) эстетические; е) корпоративные; ж) иные. Таким образом, обычаи и традиции это не самостоятельный вид социальных норм, а всего лишь их один из источников.

    Помимо социальных норм регулирование социальной жизни осуществляется также на основе технических норм.

    Каким же образом технические нормы соотносятся с правовыми нормами?

    Технические нормы устанавливают требования к продуктам деятельности людей, а также к производственным процессам, тогда как нормы права регулируют общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования путем придания этим отношениям юридической формы, посредством установления субъективных прав и обязанностей участников этих отношений. Технические нормы, регулируют особенности взаимодействия человека и техники; правовые нормы, регулируют общественные отношения; соблюдение технических норм и правил - есть юридическая обязанность субъектов права. Наконец, юридическая сила технических норм производна от юридической силы правовых норм.

    Нормы права.

    Одной из актуальных проблем в теории права является проблема норм права. Актуальность данной проблемы связана с тем, что как мы установили выше, одним из атрибутов сущности права является его нормативность. Нормативность права предполагает, что оно состоит из ряда норм. Следовательно, одним из элементов права (в объективном смысле) будет норма права. Что же собой представляет норма права? В юридической литературе понятие нормы права трактуется неоднозначно. А. Ф. Черданцев определяет норму права как высказывание законодателя о должном, возможном (разрешенном) или запрещенном действии (поведении).

    А.А. Вавилова под нормой права понимает «общее правило поведения, которое установлено или санкционировано государством, охраняется от нарушений возможностью применения последствий предусмотренных санкцией, имеет общеобязательный характер». Лазарев В.В. определяет норму права как программу, в соответствии с которой вербальное или реальное поведение адресатов норм или саморегулируется их психологическим механизмом или регулируется посредством механизма правоприменения». О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский определяют норму права как установленную или санкционированную государством и охраняемую им норму общеобязательного поведения людей как участников регулируемых ею повторяющихся общественных отношений. Д.А Керимов определяет норму права как «общее правило, имеющее определённую логическую структуру и призванное регулировать типичное общественное отношение или одну из его сторон».

    За рубежом понимание такой категории как «норма права» во многом зависит от типа правовой системы. Так, например, в правовой системе, относящейся к романо-германскому типу, норма права понимается как «достаточно общее, связанное в систему, легко доступное для обозрения и понимания правило, на основе которого судьи и граждане, затрачивая минимальные усилия, могут определить, каким образом должны быть решены их проблемы». В англо - саксонской правовой системе норма права понимается как «положение, берущееся из ratiodecidendi решений, выносимых судами Англии, тесно связанное с обстоятельствами конкретного дела и применяемое для решения дел, аналогичных тому, по которому решение было принято».

    В правовых системах традиционного типа, думается, приемлемо определение, данное Б. Малиновским, которое звучит следующим образом: «Правовые нормы - это нормы, которые регулируют объединяющие людей обязательства».

    Что же представляют собой нормы права? Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо выявить основные признаки норм права.

    Первым признаком нормы права является то, что норма права является разновидностью социальных норм, поскольку норма права наряду с другими социальными нормами, участвует в регулировании социальной жизни общества.

    Вторым признаком нормы права является то, что она представляет собой требование должного в социальных отношениях, которые входят в предмет правового регулирования.

    Третьим признаком нормы права является ее общеобязательность. Общеобязательность нормы права состоит в том, что ее соблюдение и исполнение обязательно для всех, кому она адресована. Привилегия lexignorate (право субъекта игнорировать норму права, в случае, если она ему адресована) не предоставляется и не может быть предоставлена ни одному субъекту права.

    Четвертым признаком нормы права является то, что норма права в отличие от индивидуального предписания не носит персонифицированный характер. Правда в истории государства и права, включая новейшую российскую историю, принимались федеральные законы устанавливающие индивидуальные права или устанавливающие обязанности субъекта права по отношению к конкретному лицу. Однако принятие подобного рода федеральные законов, по нашему мнению, можно отнести к ошибкам в правовом регулировании.

    Пятым признаком нормы права является то, что норма права рассчитана на многократную реализацию и применение. Если реализация индивидуального акта прекращает его существование, и он становится просто юридическим фактом, то реализация нормы права не прекращает его существование, так как она носит неперсонифицированный характер и следовательно рассчитана на многократную реализацию и применение.

    Шестым признаком нормы права является то, что норма права представляет собой формально определенное правило. Формальная определенность означает то, что норма права должна содержаться в определенном источнике (форме) права, быть изложена, как правило, в письменной форме, и быть определенной, то есть в норме права должно содержаться определенное предписание, понятное для тех, кому она адресована.

    Седьмым признаком нормы права является то, что норма права регулирует общественные отношения, но не все, а лишь те, которые входят в предмет правового регулирования: общезначимые, волевые, повторяющиеся, устойчивые, социально позитивные общественные отношения.

    Восьмым признаком нормы права является то, что во многих случаях реализация нормы права обеспечена государственным принуждением, то есть в случае нарушения нормы права к виновному лицу могут быть применены меры государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности.

    Обобщая вышеизложенные признаки, мы можем дать следующее определение норм права.

    Норма права - это вид социальных норм, представляющая собой общеобязательное формально определенное правило, выражающее требование должного в социальных отношениях, регулирующее общественные отношения, которые входят в предмет правового регулирования, реализация которого обеспечена государственным принуждением.

    Норма права имеет свою структуру. Что же представляет собой структура нормы права.

    В теории права обычно под структурой нормы права понимают его внутреннее строение, выражающееся во взаимосвязи ее элементов. Конкретно - регулятивная норма имеет трехчленную структуру: гипотеза, диспозиция, санкция. Нормы общерегулятивного характера, такие как нормы - принципы, нормы - дефиниции, нормы - цели, нормы - задачи, а также коллизионные нормы могут не иметь трехчленной структуры.

    Что же собой представляет собой основные элементы трехчленной структуры нормы права?

    Основные элементы трехчленной структуры нормы права представляет собой такие составляющие, каждый из которых необходимы, а все вместе достаточны для существования нормы права. Основными элементами трехчленной структуры нормы права является гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза - это часть правовой нормы, определяющая условия действия правовой нормы и ее реализации.

    Диспозиция правовой нормы - это часть правовой нормы, представляющее собой конкретное правило, регулирующее общественные отношения. Санкция - это часть правовой нормы, устанавливающая меры защиты и меры ответственности за несоблюдение или неисполнение нормы права, либо поощрение за сверхисполнение норм права.

    Какие же основные виды санкций выделяются в юридической литературе?

    Анализ юридической литературы, а также норм права показывает, что можно выделить поощрительные санкции - вид санкции правовой нормы, которые предусматривают меры поощрения за сверхисполнение правовой нормы и карательные санкции - вид санкций, которые устанавливают меры защиты и меры ответственности за нарушение: несоблюдение или неисполнение правовых норм; простые санкции - вид санкций, которые не предусматривают дополнительных видов мер защиты и мер ответственности, наряду с основными; кумулятивные санкции - вид санкций, которые наряду с основными видами мер защиты и мер ответственности предусматривают дополнительные; определенные санкции - вид санкции, устанавливающий абсолютно точные последствия за нарушение конкретной правовой нормы, либо заеесверхисполнение; альтернативные санкции - вид санкций, устанавливающий альтернативные меры защиты и меры ответственности за нарушение норм права, либо поощрение за сверхисполнение норм права. В особую группу выделяются нулевые санкции - вид санкции, которая предусмотрена не в самой действующей норме, а в другой, корреспондирующей ей норме. Например, в Конституции РФ, не предусмотрена ответственность за несоблюдение нормы изложенной в статье 20 и 21 и других статьях главы 2 Конституции РФ, но зато эти санкции предусмотрены в Уголовном кодексе РФ в статье 105- 109 и статьями 129 - 130 УК РФ.

    Какие же виды норм права существуют? Необходимо отметить, что в истории политико-правовой мысли этот вопрос, решался неоднозначно. Так, И. Бентам полагал, что «всякий закон, когда он полон, бывает либо принудительного, либо не принудительного свойства. Принудительный закон есть повеление, непринудительный закон (или, скорее разрешающей принуждение) закон, есть отмена принудительного закона в целом или в части. То, что называется декларативным законом, когда он отличается от принудительного либо не принудительного, собственно говоря, не есть закон. Это не есть выражение акта воли, действующей в это время: это только извещение о существовании закона, принудительного или непринудительного рода, который уже есть, - извещение о существовании какого-нибудь документа, выражающего акт воли, действовавший не в это время, а в какой-нибудь прежний период. Если же этот закон больше чем только извещает об этом факте, т.е. о прежнем существовании закона того или другого рода, - он protanto перестает быть декларативным и принимает качество принудительного или непринудительного».

    По мнению Г. Кельзена все нормы права делятся на несколько видов: а) самостоятельные нормы; б) несамостоятельные нормы. Самостоятельные нормы - нормы, которые одновременно предписывают определенное поведение и устанавливают санкции в случае ее неисполнения. Все остальные нормы относятся к несамостоятельным нормам.

    По мнению В.М. Хвостова «по силе своего действия» нормы права могут быть разделены на: а) уполномачивающие; б) диспозитивные; г) принудительные. При этом, «принудительные нормами называются такие, которым все члены государства обязаны подчиняться и которые не могут быть устранены от применения волей частных лиц. Эти нормы составляют основу всего права и определяют его общий характер. Уполномочивающие нормы - нормы, которые предоставляют полномочия частным лицам. Диспозитивные нормы - нормы, которые предназначены заполнять пробелы воли частных лиц, в заключаемых им актах.

    Какова же в действительности классификация правовых норм? В юридической науке выделяются:

    а) общерегулятивные нормы - нормы права, которые не содержат конкретных правил поведения, но определяют цели и задачи правового регулирования, принципы правового регулирования, определяют, какая норма права в данном случае применяется, дают определения, используемых понятий и.т.д.;

    б) конкретно-регулятивные нормы - нормы права, которые представляют собой правило поведения.

    В свою очередь общерегулятивные нормы делятся на:

    а) нормы - принципы (нормы права, устанавливающие принципы регулирования общественных отношений, принципы деятельности государства, его органов и должностных лиц;

    б) нормы - цели (нормы которые устанавливают цели правового регулирования, цели законодательства, цели деятельности государства, его органов и должностных лиц, а также иных субъектов права);

    в) нормы - задачи (нормы права которые устанавливают задачи правового регулирования, цели законодательства, задачи деятельности государства, его органов и должностных лиц, а также иных субъектов права);

    г) нормы дефиниции (нормы права, которые устанавливают определения используемых при осуществлении правового регулирования понятий);

    д) коллизионные нормы (нормы права определяющие какая конкретно - регулятивная норма применяется в той или иной ситуации).

    Конкретно - регулятивные нормы делятся на: а) собственно - регулятивные нормы (нормы права, которые устанавливают права и обязанности участников общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования); б) охранительные нормы (нормы права, которые устанавливают меры защиты и меры ответственности за нарушение субъективных прав; неисполнение юридических обязанностей, либо несоблюдение запретов); в) поощрительные нормы (нормы права, которые устанавливают меры поощрения за сверхисполнение правовых норм).

    В свою очередь Собственно - регулятивные нормы делятся в зависимости от характера предписания на: а) управомачивающие нормы (нормы права, посредством которых устанавливаются субъективные права, например, статья 27 Конституции РФ устанавливает, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства); б) обязывающие нормы (нормы права, посредством которых устанавливаются субъективные обязанности, например, статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы); в) запрещающие нормы (нормы права, посредством которых устанавливаются определенные запреты и ограничения деятельности субъектов права, например, статья 61 Конституции РФ гласит, что гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству). В зависимости от того может ли действие нормы права быть изменено соглашением сторон, либо законом выделяются: а) императивные нормы (нормы права, действие которых не может быть изменено соглашением участников правоотношения); б) диспозитивные нормы (нормы права, действие которых может быть изменено соглашением участников правоотношения); в) факультативные нормы (нормы права, позволяющие в случаях предусмотренных законом избрать другой вариант поведения); г) рекомендательные нормы (нормы права, действующие в случаях прямо предусмотренных соглашением сторон).

    От видов правовых норм следует отличать способы изложения норм права. Под способами изложения норм права следует понимать приемы юридической техники, с помощью которых излагаются нормы права в нормативных актах, нормативных договорах, юридических прецедентах, иных источниках права.

    В юридической науке выделяются следующие виды способов изложения норм права: прямой, отсылочный, бланкетный.

    Прямой способ изложения норм права - это способ изложения норм права, при котором ни в гипотезе, ни в диспозиции, ни в санкции не содержится отсылка к другим статьям и нормам законодательства. Отсылочный способ изложения норм права - это способ изложения норм права при котором либо в гипотезе, либо в диспозиции либо в санкции содержится прямая отсылка к другим статьям данного либо иного нормативно - правового акта, либо к нормативно - правовому акту в целом. Например, статья 109 (часть1) Конституции РФ, устанавливает, что Государственная Дума может быть распущена случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. Бланкетный способ изложения норм права - это способ изложения норм права, при котором либо в гипотезе, либо в диспозиции, либо в санкции содержится отсылка к действующему законодательству в целом или к законодательному акту, либо к целому ряду актов, которые могут быть еще не приняты.

    Литература

    норма право наследственность санкция

    1. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2007.

    2. Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2006.

    3. Оксамытный В.В. Теория государства и права. Учебник. М., 2004.

    4. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ.ред. В.С. Нерсесянца. М., 2007.

    5. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2007.

    6. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2008.

    7. Раянов Ф.М. Юриспруденция. Курс лекций. Уфа, 2009.

    8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2008.

    9. Сырых В.М. Теория государства и права / Отв. ред. Чибиряев. М., 2008.

    10. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд. М., 2007.

    11. Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2009.

    12. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2006.

    13. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2007.

    14. Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М., 2009.

    15. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. / Авт.-сост. В.В. Лазарев, С.В. Липень. М., 2006.

    16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 2008.

    17. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2009.

    18. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2009.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Понятие социального регулирования. Виды социальных норм. Соотношение социальных норм и норм права. Значение и роль правовых норм в социальном регулировании. Понятие и признаки правовой нормы, отличающие ее от иных социальных норм. Виды правовых норм.

      курсовая работа , добавлен 28.02.2015

      Значение социальных норм при регулировании отношений между людьми, их основные виды. Роль обычаев в управлении общественной жизнью, их связь с правом и другими социальными нормами. Суть норм обычного права. Примеры правовых обычаев в законодательстве РФ.

      реферат , добавлен 28.02.2010

      Роль традиций и обычаев в системе социальных норм и общественных отношений. Изучение теоретических положений теории государства и права, характеризующих социальные нормы как один из видов социального регулятора. Тенденции современного развития права.

      курсовая работа , добавлен 20.02.2015

      Социальное регулирование и его виды. Понятие и признаки социальной нормы и нормативно-регулятивной системы общества. Виды социальных норм: моральные, религиозные, правовые, политические, корпоративные. Соотношение права и других социальных регуляторов.

      реферат , добавлен 25.01.2009

      Характеристика понятия, видов и особенностей социальных норм, под которыми понимают общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем. Принципы соотношения норм права, норм морали, корпоративных норм и обычаев.

      курсовая работа , добавлен 12.05.2015

      Исследование понятия и классификации социальных норм. Анализ взглядов ученых на соотношение права и морали. Отличительные особенности права и морали. Определение правовой презумпции и аксиомы. Роль обычаев в регуляции различных сторон общественной жизни.

      курсовая работа , добавлен 22.04.2013

      Понятие социальных норм, их виды, формы, признаки и классификация. Взаимодействие права с нормами религии, обычаев, а также с технико-юридическими нормами. Значение и место социальных норм в обществе. Соотношение права, религии, обычаев и морали.

      курсовая работа , добавлен 25.10.2010

      Взаимосвязь морали с правом. Появление социальных норм и нормативного регулирования. Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции. Влияние права на формирование нравственных норм. Охрана правом моральных норм.

      курсовая работа , добавлен 10.12.2011

      Характеристика места и роли права среди социальных норм. Изучение социальных и технических норм, исследование их отличий. Функции и виды социальных норм. Соотношение права и различных социальных норм: морали, религии, обычая и корпоративных норм.

      курсовая работа , добавлен 22.03.2010

      Право в системе социальных норм. Нормы права как общеобязательные правила поведения людей. Объективное и субъективное право. Основные признаки права и их отличие от неправовых социальных норм. Нормативный правовой акт, система российского права.

    Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания, возникающих между ними конфликтами является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения при помощи определённых норм.

    Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.

    Социальные и технические нормы.(37)

    Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.

    Выделяют следующие виды социальных норм:

    1. обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;
    2. религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога;
    3. корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;
    4. политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти;
    5. организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.

    Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности:

    1. предметом регулирования являются общественные отношения;
    2. субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы.

    Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.

    Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.

    Особенности технических норм:

    1. предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;
    2. субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.

    Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.

    Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.

    Технико-юридические приемы.(38)

    Право и обычаи. Право и мораль. Право и религия(39)

    Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки - мощное средство формирования менталитета личности.

    Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающего общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.).

    Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано. Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть «белой вороной», эгоистом и т.д.

    В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться.

    Но во всех случаях правовые обычаи должны находиться в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений.

    Правовой обычай является одним из источников (форм) права. Одной из основных форм санкционирования обычая выступает судебное решение. Достаточно судам начать систематически применять ту или иную норму обычного права, чтобы она превратилась в санкционированный обычай. При определенных исторических условиях, сама юридическая практика может привести к образованию своеобразных судебных обычаев, со временем сложившуюся, например, в систему английского права - common law.

    Следующей формой государственного санкционирования обычая является отсылка к нему в законе. В современный период это самый распространенный вид придания норме государственно-правового характера. Очень важно, что при такой санкции обычай превращается в элемент национального права, не утрачивая при этом характер обычая.

    Мораль - это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция - утверждение человеческого в человеке. Если механическое повторение обычаев еще близко к инстинкту, то совесть, долг, чувство ответственности, присущие морали, чужды миру природы, являются анодами второй природы - человеческой культуры.

    Единство норм права и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

    Единство и соотношение между правом и моралью выражается в том, что:

    • в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
    • у норм нрава и морали единый обьект регулирования - общественные отношения;
    • как и нормы нрава, нормы морали исходят от общества;
    • нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;
    • нормы права и нормы морали выделились из синкретичных (слитных) обычаев первобытного общества в ходе его разложения.

    Различия права и морали являются основанием их взаимодействия. Они служат одной цели - согласованию интересов личности и общества, обеспечению и поддержанию общественного порядка. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют нормам морали. Чтобы правовые нормы действовали эффективно, они но крайней мере не должны противоречить моральным ценностям общества. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм. Например, именно благодаря праву шел процесс преодоления кровной мести - одного из постулатов морали прошлых времен. Одновременно ряд правовых норм (в частности, уголовные нормы) непосредственно закрепляет в законе моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями.

    Влияние права на религию в известной мере специфично. Так, конституция Российской Федерации, федеральный закон «О свободе совести» гарантируют свободу совести и вероисповеданий, равноправие концессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В то же время, сегодня становится очевидным, что право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путём зомбирования превращающим её в слепого исполнителя воли «гуру», «учителя» и стоящих за ними тёмных сил. Право в этой ситуации должно быть настороже, иначе неизбежен синдром «Аум Синрике». 20 век возродил религиозные движения, содержащие в себе основания для своеобразного понимания справедливости.

    Право и государство.(40)

    Право и государство имеют как общие черты, так и различия. Общими для них являются следующие: 1) они имеют одну цель, которая выражается в создании организованного общества, функционирующего как единое целое; 2) они обеспечивают взаимосогласованную деятельность структур общества – государственных органов разных уровней, общественных и иных организаций, предпринимательских структур, других формирований и отдельных граждан по единым правилам; 3) их деятельность направлена на обеспечение мира и согласия в обществе, разрешение конфликтов судебными и иными органами на основе закона, недопущения насилия, противостояния и вооруженных конфликтов, нарушения прав граждан; 4) обеспечивают привлечение правонарушителей к юридической ответственности, восстанавливают законность и правопорядок; 5) на международной арене государство и право данной страны выступают как единое национальное образование, защищают ее независимость и суверенитет, обеспечивают самостоятельное существование и развитие собственной нации, ее культуры и языка.

    Государство и право различаются также по нескольким характеристикам: 1) государство – это совокупность государственных органов, должностных лиц, других структур; право представляет собой совокупность норм права, т. е. правил поведения, установленных или утвержденных государством, исполнение которых гарантировано также государством; 2) основные органы современного демократического государства формируются гражданами страны путем выборов; право в основном создается государством, его правотворческими органами, и лишь некоторые наиболее важные законы принимаются гражданами в процессе референдумов; 3) государство в основном действует силовыми, властными методами с помощью своих правоохранительных, судебных и иных органов; право регулирует поведение граждан, других субъектов права, предписывая им определенное поведение; 4) государство является составной частью организационной структуры общества, состоящей кроме государства из политических партий, общественных и иных организаций; право входит в общую систему норм, к которым относятся нормы морали, нравственности, религиозные и иные правила поведения.

    Право и политика (41)

    Политика в переводе с греческого означает государственные или общественные дела. В настоящее время она понимается как определенная направленность деятельности государства в сфере отношений между классами, слоями общества, нациями, религиями, имеющими свои экономические, политические и иные интересы. Регулирование этих отношений с целью достижения определенных целей и с учетом интересов различных социальных образований является содержанием политической деятельности государства.

    Политика проводится двумя способами: в форме непосредственной управленческой деятельности государства и в форме правового регулирования.

    Политика, проводимая государством, выражает интересы находящейся у власти группы людей, слоя, клана или большинства населения. Она закрепляется и в праве. Поэтому политическая направленность деятельности государства и характер правового регулирования совпадают.

    В современных демократических государствах право выражает и закрепляет интересы большинства граждан. Государственные органы формируются непосредственно народом на основе свободных демократических выборов. Поэтому деятельность государства оказывается во многом ограниченной правом и не является произвольной. Право закрепляет организацию органов государственной власти, их полномочия, формы и методы деятельности.

    И чем детальнее и четче урегулирована деятельность государственных органов, в первую очередь их отношения с гражданами, общественными организациями, частными предприятиями, тем более она оказывается подконтрольной обществу, а значит, и будет более законной в сфере политических отношений.

    Право в политике, как и в экономике, должно регулировать поведение и деятельность конкретных должностных лиц, государственных органов, принимающих политические решения. Оно должно определять их права, обязанности, ответственность за неисполнение обязанностей и т. д.

    В этом случае эффективность правового регулирования политических отношений будет выше по сравнению с регулированием их с помощью норм, содержащих только полномочия того или иного должностного лица или государственного органа. В настоящее время подобное регулирование применяется довольно широко, особенно в конституционном праве, что позволяет должностным лицам, занимающим высокие государственные посты, действовать произвольно, по своему усмотрению, что чревато конфликтами с отдельными гражданами, общественными организациями, предпринимательскими структурами, большими группами и слоями населения, всем обществом.

    Право и экономика (42)

    Исторически первыми возникли экономические отношения, которые представляют собой отношения между людьми в процессе производства, купли, продажи и потребления материальных ценностей, обеспечивающих реальные условия жизни человека. Необходимость упорядочения этих отношений обусловила появление права.

    Возникнув как результат экономических отношений, право стало оказывать определенное влияние на развитие и функционирование экономики. Например, в условиях социалистической формы хозяйствования право, поддерживаемое насильственными мерами со стороны государства, запрещало частную собственность и частнопредпринимательские отношения. Оно регулирует экономические отношения и в условиях рынка. Согласно мнению западных ученых, право в условиях демократического правового государства с развитыми рыночными отношениями может решать следующие вопросы в сфере экономики:

    1) закреплять равенство всех форм собственности и их использование;

    2) устанавливать запреты на негуманную и социально вредную предпринимательскую деятельность;

    3) устанавливать круг лиц, которые могут быть хозяйствующими субъектами, и определять перечень условий, которым они должны соответствовать, а именно: иметь определенное образование, профессию, стаж работы по данной профессии, соответствующие медицинские показатели, лицензии на занятие данной деятельностью и т. д.;

    4) запрещать порочные методы ведения хозяйства и коммерции, в том числе нечестные, насильственные;

    5) регламентировать порядок разрешения хозяйственных споров и конфликтов, в основном с помощью судебных органов;

    6) устанавливать юридическую ответственность предпринимателей и предприятий за нарушение законодательства, вплоть до ликвидации юридических лиц и уголовного наказания виновных. При соблюдении перечисленных функций, право дает возможность оценивать предпринимательство как правомерное либо противоправное со всеми вытекающими последствиями, а именно: честное законное предпринимательство правом охраняется, нечестное, незаконное – пресекается и наказывается соответствующими органами государства.

    Правовые ценности.(44)

    Право является ценностью в обществе, т.е. социальным благом, соответствующим интересам и идеалам определенных классов, общества, личности.

    Если рассматривать право с той стороны его сущности, которая характеризует его как орудие классово-политического господства, то ценность права является однопорядковой с ценностью других социально-политических институтов и учреждений, существующих в данной системе классовых отношений. Ценность права в этой плоскости состоит в служении определенным классовым интересам. В обеспечении экономических, политических, идеологических интересов господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом – в социалистическом обществе) и заключается высшая социальная ценность права как политического классового явления.

    Понятие «источник права».(45)

    Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоев населения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права ».

    Виды источников права. Общая характеристика (46)

    В настоящее время наиболее известны следующиевиды источников права :

    • правовой обычай;
    • нормативный правовой акт;
    • юридический прецедент;
    • договор нормативного содержания;
    • юридическая наука (доктрины и идеи).

    Правовой обычай - представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

    По мере развития общества, государства и институтов права обычай терял роль единственного источника (формы выражения) нрава. Новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых инструментах, стал нормативный правовой акт . Он отличался от обычая прежде всего тем, что его нормы записывались, а не сохранялись лишь в памяти. Следовательно, ею формулировки были более четкими и удобными в использовании.

    В некоторых странах широкое применение находит такой источник права, какюридический прецедент. Его суть состоит в том, что решение судебного органа по конкретному делу официально становится общим правилом, эталоном разрешения аналогичных дел другими судами либо служит примерным образцом толкования закона (прецедент толкования).

    В некоторых случаях источником права может бытьдоговор нормативного содержания. Основное его отличие от всех остальных договоров состоит в том, что он содержит норму права - правило общего характера, обязательное для исполнения неопределенным кругом лиц. Однако, отличаясь от других видов договоров, нормативный правовой договор отвечает и условиям действительности договоров. Так, для его реализации необходимы:

    • согласная воля двух или нескольких лиц;
    • взаимное познание этой воли;
    • возможность содержания воли.

    Обычное право и правовой обычай.(47)

    Нормативный правовой акт: понятие и система (49)

    Понятие нормы права.

    В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

    Норма права - это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права - это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

    Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом.

    Вся проблематика юридической структуры нормы дополняется и не менее сложной проблематикой логической структуры.

    Эта структура охватывает в логических понятиях и их связках юридическую структуру, но имеет вполне самостоятельное значение.

    Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой “если - то - иначе”. “Если” -- это условие действия нормы права, “то” - само правило поведения, “иначе” -- это те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя. Но это не единственная логическая структура правовой нормы. Иная структура строится на выделении так называемых модулей, которые формализуют содержание самого правила поведения. Это уже логическая структура самого правила поведения. Таких модулей пять: адресату разрешено (дозволено), запрещено, адресат правомочен, адресат обязан, безразлично. Действительно, все правила поведения сводятся к этим разрешениям, запретам, правомочиям, обязанностям, юридическому безразличию. Безразличие права к тем или иным жизненным обстоятельствам может заключаться и в умолчании, отказе регулировать соответствующие отношения, впрочем, это может быть и пробел в правовом регулировании. Но хотя этих модулей всего пять, их различное логическое сочетание и дает все многообразие правил поведения, разумеется, не по конкретному содержанию, а по логическому определению. Эта структура выделяется в практических целях -- для четкого определения адресатом нормы, что от него требует правовое предписание. Наконец, о социологической структуре. Она органично связана с предыдущими структурами, но определяется в социологических понятиях - смысл, цель, назначение нормы. Социологическая структура раскрывается при толковании нормы права, в процессе ее реализации. Норма права всегда “упакована” в словесную оболочку, грамматические формы, утверждения, суждения, определения, понятия и т. д. И выделить ее из различных словесных форм, четко сформулировать - большая научная и прикладная задача.

    Теория права помогает этому процессу, рассматривая способы изложения нормы права и отличие нормы права от индивидуальных предписаний.

    3. Классификация норм права.

    Существуют различные классификации норм права.

    По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы:

    1. гражданского;
    2. административного;
    3. финансового;
    4. конституционного;
    5. семейного;
    6. трудового;
    7. уголовного права.

    В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные (гражданские, уголовные, экономические и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).

    По методу правового регулирования нормы права делят:

    1. на императивные;
    2. рекомендательные;
    3. диспозитивные;
    4. поощрительные.

    Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права.

    Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.

    Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия.

    Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов.

    Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения. Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.

    Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.

    В зависимости от социального назначения выделяют также:

    1. общезакрепительные;
    2. декларативные;
    3. дефинитивные;
    4. коллизионные;
    5. оперативные нормы.

    В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

    Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы.

    Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.

    В зависимости от сферы действия выделяют:

    1. региональные, действующие на территории субъектов РФ;
    2. общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны;
    3. локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.

    По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.

    В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

    4.Способы изложения норм права в нормативных правовых актах.

    Логический анализ рассмотренных элементов нормы права, их отыскание в нормативных правовых актах иногда может вызывать трудности, поэтому, выработаны следующие способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов:


    • одна статья нормативного правового акта содержит одну норму;

    • одна статья нормативного правового акта состоит из двух или более норм права;

    • норма права располагается в разных статьях одного нормативного правового акта или в разных нормативных правовых актах;

    • в статьях нормативных правовых актов гипотеза или диспозиция опускается, если из общего текста нормы ясен смысл опущенного элемента.

    Соответственно, существуют следующие способы изложения норм права в нормативных правовых актах : прямой способ (все структурные элементы нормы права изложены в статье нормативного акта), отсылочный способ (в статье нормативного акта излагается часть нормы, отдельные ее структурные элементы и делается отсылка к тексту другой статьи этого же нормативного акта), бланкетный способ (в статье одного нормативного акта излагается часть нормы и делается отсылка к тексту другой статьи другого нормативного акта).

    Разные варианты изложения норм помогают законодателю создавать нормативные акты лаконичными, избегать повторений, обеспечивать единообразное прочтение текстов.

    Люди в процессе своей многовековой жизнедеятельности выработали множество различных норм и правил. Это моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, обряды, ритуалы и др. Нормы – это образцы, эталоны, правила поведения участников общественных отношений.

    В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две основные группы – социальные и технические.

    Социальные нормы обществА

    Ритуалы Моральные нормы

    Обряды Религиозные нормы

    Обычаи Политические нормы

    Традиции Нормы права Этические нормы

    Социальные нормы – правила поведения, установленные обществом, они содержат указания, информацию о желательном или нежелательном поведении людей.

    Под техническими нормами понимаются все национальные нормы, куда входят кроме сугубо технических, например, санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др. Но для краткости всех их принято именовать техническими в контексте соотношения с социальными.

    Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, становясь технико-юридическими правилами поведения, в силу чего они выступают общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Например, уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ. Также существуют правовые нормы эксплуатации транспорта.

    Современные социальные нормы – это всевозможные способы, которые предназначены для того, чтобы жизнь в обществе не превращалась в беспорядок, была эффективной, комфортной, справедливой, полезной, ценной для каждого гражданина, групп людей, конкретных государств и всего человеческого сообщества в целом.

    Каждый субъект правоотношения (человек) должен иметь знания о нормах, действующих в обществе и строить свою жизнь на их основе. Процесс изучения, усвоения и применения различных социальных норм называют социализацией.

    Участвуя в различных группах, сообществах, человек приобретает социальный опыт, формируется как личность. Личность – это индивид, который действует на основе знания культурных норм, ясно представляет себя, свою роль среди других людей. В результате социального взросления (в процессе формирования личностных качеств) человек осмысливает себя как гражданин. Гражданин – это одна из основных характеристик человека, которая обозначает его принадлежность к определенному государству.

    Схематически социализацию человека можно представить как жизненный путь, который начинается в семье и осуществляется в обществе и государстве. Государство – это одна из организаций общества, которая занимается регулированием совместной жизни людей. Гражданин и его интересы представляют главную заботу цивилизованного государства.

    Нормы, которые направляют совместную жизнедеятель-ность людей, представлены в международных соглашениях (конвенциях); конституциях; уставах различных организаций, партий; кодексах; законах; моральных требованиях (предписаниях); религиозных обычаях; культурных традициях; политических обязательствах. С помощью этих норм устанавливается определенный порядок, иерархия (то есть соподчиненность одних другим). Действие норм наблюдается везде и повсюду, они регулируют разнообразные виды деятельности людей, в их взаимоотношениях между собой. Социальные нормы начинают функционировать с момента, когда человеческий плод еще находится в материнском организме и прекращается с событиями, связанными со смертью человека.

    Чтобы создать нормальную жизнь для граждан государства, регулировать их взаимоотношения, а также отношения между государствами (между народами), имеются нормы права. Эти нормы закреплены в законах, кодексах, конвенциях (договорах) и иных правовых актах. В обществе действуют национальные (государственные) и международные (если данное государство разделяет их) нормы права. В свою очередь они обязательны для применения и исполнения всеми гражданами, организациями.

    Наибольшее значение для правовых норм имеют нормы морали. Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.

    В системе социальных норм нормы морали выступают самыми универсальными регуляторами общественных отношений с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого и обеспечиваются мерами общественного воздействия. В отличие от права мораль несет оценочную характеристику (хорошо- плохо, благородно – низко). Нормы морали действуют через внутренние психологические механизмы. Для них характерно отсутствие текстуального закрепления, и санкциями являются, например, общественное осуждение. Отклонениями от моральных норм можно назвать пьянство, самоубийство, бродяжничество.

    Право и мораль являются важнейшими элементами человеческого поведения, тесно взаимосвязаны. Как правило, все правовое подлежит моральным оценкам и, прежде всего классификации добра и зла. Мораль есть одна из сторон правовых отношений, т.к. эти отношения затрагивают коренные интересы людей и подлежат не только юридическим, но и моральным оценкам.

    Сфера применения правовых оценок к морали значительно уже, чем моральных к праву. Это объясняется тем, что моральные оценки являются универсальными, а правовые ограничены определенными сферами действительности.

    Также право связано с религиозными нормами. Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Источниками религиозных норм являются Коран, Сунна, Иджма,Киас, Ветхий завет, Новый завет, религиозные книги буддистов и др. Эти нормы устанавливают правила организации и функционирования (деятельности) религиозных объединений.

    Из истории развития человеческого общества видно, что религиозные нормы имели юридический характер, являлись регуляторами политических, государственных, гражданско-правовых, брачно-семейных и иных отношений.

    Нормы, которые установлены религиозными организациями, соприкасаются с действующими правом в ряде отношений, а именно основной закон государства создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободно исповедовать любую религию. Религиозным объединениям может придаваться статус юридического лица.

    Правовые нормы также связаны с нормами обычаев. Обычаи – это сложившиеся в многовековой жизнедея-тельности общества, передаваемые из поколения в поколение вошедшие в привычку нормы или правила поведения людей, исполняемые добровольно.

    Согласно ст. 3 Гражданского Кодекса Республики Казахстан обычаи делового оборота считаются источниками гражданского законодательства.

    Обычаи менее связаны с правом, чем моральные нормы, но тем не менее обычаи также влияют на право.

    Так, в казахском обществе кочевого периода обычаи были источником права. Государство санкционировало в виде правовых норм те или иные обычаи, придавало им общеобязательное значение. Ярким примером собрания правовых обычаев является свод законов хана Тауке «Жетi Жар№ы».

    Рассмотрим сходство и отличие права и обычая. Так, нормы права и обычаи являются регуляторами поведения людей, выражаются в виде общих, общеобязательных правилах и указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов.

    Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения и способу обеспечения. Если обычаи появились с возникновением человеческого социума, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных акта, а содержатся в сознании людей и передаются из поколения в поколение, то нормы права существуют в определенных формах и передаются через официальные каналы; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права реализуются с учетом возможности государственного принуждения.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. Назовите виды социальных норм.

    2. Какова роль и место правовых норм в системе социальных норм?

    3. Каково влияние моральных норм на право?

    4. Охарактеризуйте соотношение обычаев и правовых норм.

    5. Каково соотношение религиозных и правовых норм?