Войти
Образовательный портал. Образование
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Кого назначает на должность совет федерации. Функции совета федерации федерального собрания рф и государственной думы

    Кого назначает на должность совет федерации. Функции совета федерации федерального собрания рф и государственной думы

    Функции Государственной Думы и Совета Федерации определены в Конституции. Эти органы относятся к законодательной (представительной) власти в стране. Вместе они формируют парламент – Федеральное Собрание. В Конституции определен количественный состав палат, в ФЗ – порядок создания и ключевые аспекты деятельности. Рассмотрим далее, каковы основные функции Совета Федерации.

    Общие сведения

    В ст. 95 Конституции определен количественный состав палат ФС. Госдума включает в себя 450 депутатов. Численность членов СФ определяется по количеству регионов в стране. В Совете Федерации присутствует по два представителя от каждого субъекта РФ. Всего в него входит 178 членов. В 102 статье Конституции устанавливаются вопросы, относящиеся к исключительному ведению этой палаты.

    Основные функции Совета Федерации

    К ведению СФ относятся следующие вопросы:


    Законодательная деятельность

    В функции Совета Федерации Федерального Собрания входит одобрение или отклонение нормативных актов, принятых нижней палатой парламента. На это органу отводится 14 дней. По ст. 105, ФЗ будет считаться одобренным, если в течение указанного периода СФ его не рассмотрел. В ст. 106 Конституции приведен перечень вопросов, нормативные акты по которым должны обязательно обсуждаться в Совете Федерации. Среди них законы о:

    1. Государственном бюджете.
    2. Таможенном, кредитном, финансовом, валютном налоговом регулировании.
    3. Денонсации и ратификации международных соглашений.
    4. Войны и мира.

    Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает и федеральные конституционные нормативные акты.

    Самоорганизация

    В функции Совета Федерации Федерального Собрания РФ входит принятие постановлений и регламентов, регулирующих деятельность верхней палаты. Общие правила устанавливаются в Конституции и ФЗ. Однако изданные СФ нормативные акты по самоорганизации имеют особое значение в деятельности. Эти акты детально регламентируют процедурные и организационные моменты в работе органа.

    Структура

    В функции Совета Федерации входит избрание своего Председателя и заместителей. Последние представлены в количестве 3-х человек. Кроме того, Совет Федерации образует специальные комитеты, комиссии, деятельность которых осуществляется в конкретные сроки и по определенным направлениям. Кроме того, формируется и аппарат палаты. Председатель и заместители назначаются и снимаются с должностей по решению СФ. Оно принимается большинством от общего количества членов палаты.

    Специфика деятельности

    Функции Совета Федерации реализуются по принципу коллективности. Вопросы, включенные в повестку, обсуждаются открыто и свободно. В Регламенте могут предусматриваться случаи, когда проводятся закрытые заседания палаты. На обсуждения по решению СФ могут приглашаться представители госструктур, научных учреждений, общественных объединений, независимые эксперты, специалисты для предоставления заключений и необходимых сведений по тем или иным вопросам. На заседаниях могут присутствовать СМИ, депутаты Госдумы, члены Правительства, Президент, Председатели КС, ВАС, ВС, Генпрокурор.

    Организация работы

    Заседание СФ будет считаться правомочным, если на нем находится не меньше 2/3 от общего количества членов палаты. Руководит обсуждениями Председатель. Он не имеет права высказывать свое мнение по вопросам повестки, комментировать выступление спикеров, давать им характеристику. Работа палаты осуществляется на официальном языке государства – русском. Члены СФ могут выступать с докладами, заключительным словом, содокладом, предоставлять справки, заявления и так далее. Принятие решений осуществляется тайным или открытым голосованием. Постановление будет считаться утвержденным, если за него проголосовало больше 50% от общего количества членов. Принятие конституционных законов осуществляется также голосованием. Однако для утверждения необходимо не меньше 3/4 от общего числа членов.

    Совместные заседания

    В функции Совета Федерации входит решение разнообразных вопросов. Часть из них относится к исключительному ведению палаты. Некоторые вопросы подлежат совместному обсуждению с Госдумой. На таких заседаниях выступает Глава государства с посланиями о ключевых направлениях внутренней и внешней политике, о положении в стране в целом. Особое значение на совместных заседаниях придается обращениям Президента о законодательной программе или нормативных предложениях, выступающих в качестве определенного ориентира для органов госвласти. Например, в послании Главы государства может быть рекомендовано:


    На совместных заседаниях могут также заслушиваться послания КС, выступления представителей руководства зарубежных государств.

    Заключение

    ФС выступает в качестве высшего законодательного (представительного) органа в стране. Его полномочия с различной степенью полноты закреплены в гл. 5 Конституции. Палаты парламента находятся в постоянном взаимодействии с органами других ветвей власти. Так, многие функции Совета Федерации реализуются с учетом мнения КС или Президента. Палаты ФС не находятся в привилегированном положении относительно других органов госвласти. Их деятельность играет существенную роль в социальном, экономическом, политическом развитии страны.

    В Совете Федерации присутствуют представители субъектов РФ. Это обеспечивает учет интересов регионов при принятии нормативных актов и различных управленческих решений на высшем уровне. В результате в делах государства участвуют все субъекты страны без исключения. В СФ принимаются важнейшие решения для государства. Они касаются не только внутренней, но и внешней политики. Именно эта палата дает согласие на применение ВС за границей государства, обсуждает назначение и снятие с поста Президента. В деятельности СФ особое значение имеют Регламенты и прочие акты, регулирующие работу. В этих документах конкретизируются положения ФЗ и Конституции, определяются порядок принятия решений и утверждения/отклонения законопроектов.

    Введение

    I. История возникновения Совета Федерации

    II. Совет Федерации как структурное подразделение Парламента

    2. Полномочия

    III. Структура Совета Федерации

    2. Подразделения и их функции

    3. Руководство

    IV. Новое в организации деятельности

    Заключение

    Список использованных нормативно – правовых актов и литературы

    Введение

    Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве. Исторически двухпалатная структура парламента возникла в странах Запада как способ сдерживания одной палатой (верхней) чрезмерного радикализма другой (нижней).

    В Российской Федерации двухпалатность парламента – довольно - таки новое явление, возникшее только в 1990 году. В это время в качестве представительного органа выступал Верховный Совет РСФСР, который включал в себя Совет Республики и Совет Национальностей. До этого, начиная с октябрьской революции 1917 года, высший представительный орган России, являлся однопалатным. Однако двухпалатность в Российской Федерации в период с 1990 по 1993 год оказалась не очень эффективной: палаты Верховного Совета большей частью заседали совместно, а доминирующую роль играл Президиум – руководящий орган парламента в целом, подавлявший инициативу обеих палат.

    Конституцией РФ, принятой в 1993 году, был учрежден новый представительный орган - Федеральное Собрание, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации. С этого момента Конституция Российской Федерации 1993 года внесла принципиальные изменения в понимание структуры федерального парламента. Разнородный порядок формирования палат Федерального Собрания, их исключительная компетенция послужили ярким примером этого. В пункте 1 статьи 95 Конституция закрепила структуру парламента: «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы». Так как Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания Российской Федерации, то необходимо отметить, что она является носителем огромного «пакета» полномочий, и наряду с этим существует как фундаментальная основа для регулирования важнейших вопросов, возникающих в государственной сфере.

    В общем, все предметы ведения, состав, структура и статус Совета Федерации Федерального Собрания РФ регламентируются соответствующими нормативно – правовыми актами, которые как правило, периодически дополняются или изменяются.

    С момента образования по настоящее Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации как палата Российского парламента исследуется многими учеными. Советом Федерации как верхней палатой Федерального Собрания интересуются как конституционалисты России и зарубежья, так и широко известные специалисты в области государственно – правовых дисциплин. Наряду с ними, с неугасаемым интересом Совет Федерации рассматривают и деятели, внесшие свой вклад в отрасль исторических наук. Среди ведущих конституционалистов страны можно выделить М.В. Баглая, Е.И. Козлову, О.Е. Кутафина и И.В. Гранкина, внесших существенный вклад в конституционное право Российской Федерации. Каждый из них написал не одну научную работу о конституционном праве Российской Федерации, и наряду с этим не одну книгу, посвященную этой отрасли права, и ставшую первой настольной книгой любого конституционалиста. Также отдельные статьи о Совете Федерации посвящали и такие эксперты как Н.В. Зорькин, С.М. Бенетова, О.О. Миронов и Л.А. Кравченко.

    В рамках курсовой работы невозможно отразить всю информацию о Совете Федерации, поэтому я постараюсь остановиться на наиболее важных моментах касающихся этой палаты. Считаю необходимым наиболее полно раскрыть вопросы затрагивающие историю возникновения СФ, статус, состав, и его компетенцию.


    I. История возникновения Совета Федерации

    Впервые орган под названием "Совет Федерации" был создан 17 июля 1990 года при Председателе Верховного Совета РСФСР (Б.Н. Ельцине) и включал председателей Советов всех автономных республик, автономных областей и автономных округов (31 человек) и Председателей некоторых областных, краевых и городских Советов (31 человек). С 30 января 1991 года включал председателей Советов всех 88 (затем - 89) субъектов Федерации. В июле 1991года, пост председателя Совета Федерации унаследовал новый глава Верховного Совета Р.И.Хасбулатов.

    8 сентября 1993 года Президент Ельцин созвал встречу руководителей исполнительной и представительной власти регионов, заранее объявленную учредительным собранием нового Совета Федерации и прообразом верхней палаты нового парламента, альтернативного действующему Съезду народных депутатов РФ. Участники встречи отказались подписать документ о создании Совета Федерации.

    Совет Федерации в качестве верхней палаты парламента создан президентским указом № 1400 от 21 сентября 1993 года «О роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ». Утвержденное указом "Положение о федеральных органах власти на переходный период" предусматривало, что Совет Федерации действует в составе председателей законодательных (представительных) органов власти и руководителей исполнительной власти (президентов республик) каждого субъекта Федерации до истечения полномочий Советов народных депутатов текущего созыва (март 1995 года). Совет Федерации должен был приступить к парламентской функции после избрания новой Государственной Думы. Вскоре Ельцин пересмотрел свое решение: 9 октября 1993 года он издал указ о выборах новых представительных органов в регионах, а 11 октября назначил прямые выборы в Совет Федерации первого созыва по 89 двухмандатным округам. Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 года, установила, что в Совет Федерации "входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти".

    Совет Федерации первого созыва (выборный), в порядке исключения, установленного переходными положениями Конституции, был избран непосредственно населением 12 декабря 1993 года на двухлетний срок и заседал с 11 января 1994 до 15 января 1996 года. Председателем Совета Федерации с 13 января 1994 до 23 января 1996 года был Владимир Филиппович Шумейко.

    Конкретный механизм формирования Совета Федерации из представителей органов власти регионов должен был быть установлен федеральным законом. Первый вариант закона (июль 1995 года) - о прямых альтернативных выборах из числа кандидатов, выдвинутых органами власти региона, был отклонен Президентом. За неделю до истечения срока полномочий парламента первого созыва, 5 декабря 1995 года, Дума приняла, а Президент подписал лаконичный закон, вступивший в силу 13 декабря 1995 года и действовавший до августа 2000 года. В соответствии с этим законом в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. При этом закон предписал во всех регионах, где главы администраций назначены указами Президента, провести выборы не позже декабря 1996 года.

    Второй ("губернаторско-спикерский") Совет Федерации был сформирован 23 января 1996 года на неограниченный срок, однако заседал с 23 января 1996 по 26 декабря 2001 года. Таким образом, фактический срок его деятельности, с захватом "переходного периода", составил 7 лет. Председателем Совета Федерации в этот период был выбран Егор Семенович Строев. Закон 1995 года о порядке формирования Совета Федерации был обжалован в Конституционный Суд обеими палатами парламента. Однако запрос, направленный 9 декабря 1995 года Советом Федерации первого созыва, был отозван новым составом палаты на первом же его заседании. Аналогичный запрос новой Государственной Думы был отклонен 10 апреля 1997 года. Конституционный Суд напомнил, что Дума сама могла бы реализовать свои полномочия по внесению изменений в оспариваемый ею закон, вместо того, чтобы пытаться с помощью решения Конституционного Суда повлиять на позиции во внутрипарламентской дискуссии.

    В Комитете Государственной Думы по законодательству был подготовлен проект закона, заменяющего должностной принцип формирования Совета Федерации выборным. Президент Владимир Владимирович Путин внес в Думу в мае 2000 года свой проект закона о порядке формирования Совета Федерации, предусматривающий замену руководителей органов исполнительной и законодательной власти регионов представителями этих органов. 31 мая 2000 года Дума рассмотрела оба проекта и приняла в первом чтении проект Путина. После принятия закона Думой в целом он был отклонен Советом Федерации. После работы согласительной комиссии, созданной по настоянию Думы, Совет Федерации одобрил закон в согласованной редакции. Закон был подписан Президентом 5 августа, опубликован в "Собрании законодательства РФ" и вступил в силу 7 августа 2000 года.

    Переходный период "сосуществования" в сенате губернаторов и спикеров с одной стороны и "назначенцев" с другой продолжался с 7 августа 2000 года (дата вступления в силу нового закона о формировании) до 30 января 2002 года ("организационное" 81-е заседание).

    Третий Совет Федерации окончательно сформирован к 1 января 2002 года на неограниченный срок и заседает в полностью обновленном составе с 16 января 2002 года. Регламент и структура палаты переформированы 30 января 2002 года. Председатель третьего Совета Федерации - Сергей Михайлович Миронов был избран раньше - 5 декабря 2001 года (переизбран 29 января 2003).

    Как указывает 95-я статья Конституции, Федеральное Собрание, т. е. парламент, - это две палаты: Госдума и Совет Федерации. Последнюю неофициально называют также Сенатом. Основным документом, регламентирующим его деятельность, выступает Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Сенат реализует множество задач на самом высоком уровне. Важность его деятельности для государства сложно переоценить. Рассмотрим далее особенности верхней палаты в парламенте.

    Общие сведения

    Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - должностное лицо, представляющее конкретный регион страны от имени высшего исполнительного или законодательного института власти. В Сенате присутствует по два служащих от каждого субъекта. Всего в верхней палате в настоящее время насчитывается 170 человек. Стоит сказать, что это число менялось несколько раз с 1993 г. в связи с объединением регионов и образованием новых.

    Историческая справка

    Совет Федерации был образован в соответствии с поправками к Конституции, введенными в 1990 г. Он выступал в качестве консультативного отдела при президенте страны, который его и возглавлял. В его составе присутствовали президенты союзных республик. При дальнейших изменениях Конституции статус СФ определялся в отдельной главе 15.2 Основного Закона. Поправками в Совет Федерации был включен вице-президент СССР, обладавший решающим голосом. Закон также устанавливал, что решения в СФ принимаются большинством, составляющим не менее 2/3 от присутствующих.

    С 30 января 1990 г. в его состав входили председатели Советов от 88, а впоследствии и 89 субъектов. В июле 91-го произошли кадровые перестановки. В частности был назначен . Им стал Хасбулатов. СФ РСФСР по руководством Ельцина созывался трижды. 18 сентября 1993 г. президентом была организована встреча представителей законодательных и исполнительных властных структур субъектов. Заранее она была объявлена как учредительное собрание, на котором должен был решаться вопрос о формировании нового Совета Федерации взамен действовавшего СНД. Представители регионов отказались подписывать документ о его создании, пока компетенция структуры не будет утверждена действующим парламентом.

    Особенности формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

    Всего историки выделяют 4 этапа создания верхней палаты. Первый приходится на период с января 94-го по январь 1996 г. Переходные положения Конституции от 1993 г. содержали указание на то, что первый созывается путем избрания гражданами представителей по одномандатным округам на 2 года. В дальнейшем предполагалось установить порядок созыва отдельным законом. Соответственно, выборы прошли 12.12.1993 г.

    Первый Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации заседал с 11 января 1994 г. по 15 января 1996 г. Как показал анализ практической работы Сената, он не всегда справлялся с возложенными на него задачами по "фильтрации" законопроектов, принимаемых в Госдуме. Председатель Совета Федерации - Шумейко - был избран 13 янв. 1993 г. Он являлся депутатом от Калининградской области.

    Второй этап

    Он приходится на период с января 1996-го по декабрь 2001 г. Учитывая не совсем удовлетворительный опыт работы первого созыва, было решено реформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Состав Сената претерпел ряд изменений. В частности был утвержден закон, согласно которому губернаторы, а также главы заксобраний регионов входили в СФ по своей должности. Каждый член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации работал на непостоянной основе. Представители регионов приезжали в Москву на регулярные заседания. Они также участвовали в работе комиссий и комитетов. В качестве главы Сената в этот период выступал Строев. Он был избран Председателем в 1996 г., 23 января.

    Третья стадия

    В начале президентства В. В. Путина была предложена новая реформа Сената. Преобразования предполагали замену губернаторов и высших должностных лиц заксобраний назначенными представителями. Эти служащие включались в состав Совета на постоянной основе. При этом один из представителей назначался губернатором, а другой - законодательным институтом субъекта. Реформа, таким образом, лишала высших должностных лиц от исполнительных органов возможности самостоятельно лоббировать свои интересы в Москве и принимать участие в политических событиях, партийной жизни на федеральном уровне. Однако этим лицам была предложена своего рода альтернатива.

    Для лидеров субъектов был сформирован Госсовет, не обладающий конституционным статусом. Он периодически собирается в столице. На заседаниях присутствует и президент. На собраниях обсуждаются актуальные внутригосударственные и общественные вопросы. Окончательно структура Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была создана к январю 2002 г.

    Последний этап

    В декабре 2012 г. вступил в действие новый закон, которым закреплялся порядок создания Сената. В нормативном акте определены требования для кандидатов в представители от регионов. В настоящее время членом Совета может стать гражданин:

    1. Достигший 30 лет.
    2. Имеющий безупречную репутацию.
    3. Проживающий на одном месте в пределах РФ постоянно не менее пяти лет.

    В качестве представителя от законодательного института региональной власти может выступать только его депутат. Кандидатуры вносит председатель фракции или группа однопартийцев. Принятие решения осуществляется большинством. Что касается представителя от исполнительной властной структуры, то его кандидатура определяется заранее. В ходе избрания высшего лица в регионе каждый кандидат предоставляет список, в который включается три человека. В случае получения необходимого числа голосов, первый в этом списке станет представителем СФ. Второй или третий человек может стать сенатором только при досрочном завершении полномочий предыдущего. Решение о наделении лица соответствующим статусом принимает избранный гражданин после вступления на свой пост (на следующий день).

    Нюансы

    Следует отметить важное новшество, введенное законом от 2012 г. Нормативный акт исключил возможность досрочного отзыва представителя региона по инициативе заксобрания или губернатора. Порядок прекращения полномочий сенатора аналогичен тому, который предусматривается для депутата Госдумы. Спикер СФ направляет в институт власти, выбравший представителя от региона, информацию о посещении последним заседаний.

    Ограничения

    В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не могут входить лица:

    1. Имеющие гражданство другого государства, вид на жительство либо другой документ, удостоверяющие право постоянно проживать за пределами РФ.
    2. Признанные ограниченно или полностью недееспособными.
    3. Отбывающие тюремное заключение, согласно приговору суда.
    4. Имеющие судимость за тяжкие/особо тяжкие деяния.

    Характеристика

    Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выступает в качестве "Палаты субъектов". Он представляет интересы всех регионов на высшем уровне. Структура Совета отражает федеративный принцип устройства России. Сенат выступает как институт интеграции и консолидации субъектов. Он обеспечивает баланс общегосударственных и региональных интересов в процессе принятия разных решений, направленных на достижение стратегических целей и развитие страны. Органы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации создаются по непартийному принципу. Представители регионов не образуют фракций и иных политических объединений. Совет Федерации - орган, действующий на постоянной основе. Сенат не может распускаться президентом (в отличие от Госдумы). Заседания СФ созываются при необходимости. Однако они должны организовываться не реже двух раз в месяц. Все члены Совета наделены неприкосновенностью на период действия их полномочий. Они не могут подвергаться личному досмотру, задержанию, к ним не допускается применять меры пресечения. Исключение составляют случаи, прямо установленные законодательством.

    Назначение представителей

    Кандидат от законодательного института региональной власти избирается им на период своих полномочий. Внесение предложения осуществляется его главой. Группа депутатов вправе представить альтернативную кандидатуру. Для этого ее численность должна быть не меньше трети общего числа членов заксобрания. Представитель от исполнительного института власти назначается лицом, находящимся на высшем посту в регионе. Избрание члена от законодательного органа производится тайным голосованием.

    Документальное оформление

    Результаты голосований по кандидатам в сенаторы указываются в соответствующем постановлении. Если выдвижение осуществляется от двухпалатного заксобрания, соответствующий акт составляется обеими палатами. Решение, которое принимает высшее должностное лицо о назначении сенатора, оформляется указом. В соответствии с правилами, закрепленными в законодательстве, акт вступает в силу, если на плановом или внеочередном собрании представительной структуры 2/3 от всего количества депутатов не выскажется против кандидата. Указ исполнительного органа направляется на рассмотрение в трехдневный срок. Решения представительных органов передаются в Сенат в течение 5 дней с даты вступления их в силу.

    Задачи СФ

    В полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входит рассмотрение вопросов о следующем:

    1. Утверждении изменений границ субъектов.
    2. Назначении выборов главы государства.
    3. Утверждении президентских Указов, вводящих военное, чрезвычайное положение.
    4. Отрешении главы страны от поста.
    5. Назначении судей КС, ВС, ВАС.
    6. Утверждении кандидатуры и снятии с поста Генпрокурора.
    7. Назначении и освобождении от должностей зампредседателя и 50% аудиторов от Счетной палаты.

    Дополнительные функции

    Совет Федераций определяет уполномоченных представителей Экономического суда в рамках СНГ. Утверждение кандидатур производится по правилам, установленным для судей ВАС. В соответствии с законодательством Сенат может рассматривать предложения, поступившие от главы страны о назначении либо отзыве диппредставителей в международных организациях и зарубежных государствах.

    Специфика деятельности

    Правила работы Сената устанавливаются в Конституции, федеральном законодательстве, решениях, вынесенных Советом, а также в Регламенте. Из числа представителей выбирается глава СФ. В ведении его заместителей находятся вопросы, касающиеся внутреннего распорядка палаты. Для оперативного рассмотрения актуальных проблем создается коллегиальный орган.

    Особенности заседаний

    Слушания организуются с 16.09 по 15.07. Заседание считается правомочным, если явилось больше половины от всего количества представителей. Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации являются обязательными для исполнения. В качестве первоочередных вопросов, подлежащих обсуждению, выступают:

    1. Послания и обращения главы государства.
    2. Изменения в главах 3-8 Конституции, законопроектах, утвержденных Госдумой и подлежащих обязательному рассмотрению.
    3. Проекты постановлений Сената по вопросам, отнесенным к его ведению.
    4. Предложения о пересмотре положений, закрепленных главами 9 и 1, 2.
    5. Законы, утвержденные Госдумой по денонсации и ратификации международных договоров.
    6. Предложения о направлении в КС запросов.

    К числу ФЗ, принятых в Госдуме и подлежащих обязательному рассмотрению, относят нормативные акты, касающиеся:

    1. Федеральных сборов, налогов.
    2. Кредитного, таможенного, финансового, валютного регулирования, а также денежной эмиссии.
    3. Статуса и защиты госграницы.
    4. Федерального бюджета.
    5. Войны и мира.

    Как правило, Сенат рассматривает большую часть законов, принятых в нижней палате. Как указывает 105-я статья Конституции (ч. 4), ФЗ признается одобренным, если за него проголосовало больше половины от выбранных членов Совета либо он не обсуждался 14 дней. В случае отклонения ФЗ палаты могут образовать согласительную комиссию. С ее помощью осуществляется урегулирование разногласий, появившихся в процессе принятия нормативного акта. Утвержденные законы передаются президенту в пятидневный срок для подписания и обнародования.

    Правотворческая инициатива

    Сенат обладает достаточно большим объемом полномочий. В частности он может вносить в нижнюю палату проекты законов либо положений Конституции, предложения о внесении поправок или дополнений последних. Стоит сказать, что такой же возможностью обладают и представительные региональные органы. Сенат также может вносить поправки в содержание законопроекта в ходе его рассмотрения в нижней палате.

    Дополнительно

    Организационное, правовое, документационное, аналитическое, финансовое, информационное, материально-техническое, медицинское, транспортное, хозяйственное, социально-бытовое обеспечение возлагается на аппарат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Эта единица работает на постоянной основе. Расходы, штат, структура определяются главой Сената. Сотрудники наделяются статусом госслужащих. В соответствии со 101-й статьей Конституции создаются комитеты и комиссии при Госдуме и Совете Федераций. Они также постоянно действующие.

    Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации решают конкретные вопросы, отнесенные к их компетенции. В частности они проводят подготовку, предварительное рассмотрение проектов законов, организуют парламентские слушания, созываемые палатами. В их компетенцию входит решение вопросов, касающихся их собственной деятельности. Комитеты также могут заниматься другими проблемами, относящимися к ведению палат. По законам, принятым Госдумой, они подготавливают заключения. Своей деятельностью комитеты Сената способствуют реализации конституционных положений, норм законодательства. Совет Федерации может формировать временные комиссии. Их деятельность ограничена определенным периодом либо конкретными задачами.

    Функции комиссии, срок, в течение которого она будет работать, штат, а также полномочия определяются в нормативных актах Сената. СФ образует также и постоянно действующую комиссию. Она занимается вопросами, связанными с парламентскими процедурами и регламентом. Аналогичные единицы создаются и в Госдуме. Они также решают конкретные задачи в рамках своей компетенции. При необходимости комиссии и комитеты обеих парламентских палат проводят совместные заседания. На них может присутствовать и глава государства.

    Совет Федерации является "верхней" палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.
    В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

    8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон от 5 августа 2000 года 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" . Теперь палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

    Совет Федерации является постоянно действующим органом . Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

    Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

    Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации , его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета Федерации Е.С.Строев , прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В.Ф.Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

    Совет Федерации образует комитеты , постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии.

    Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, входят в состав комитетов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов Совета Федерации. Состав комитета, комиссии утверждается палатой.

    В Совете Федерации образованы и действуют следующие комитеты и постоянные комиссии:

    Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;
    - Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;
    - Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;
    - Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;
    - Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;
    - Комитет Совета Федерации по бюджету;
    - Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;
    - Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;
    - Комитет Совета Федерации по международным делам;
    - Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;
    - Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;
    - Комиссия Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;
    - Комитет Совета Федерации по социальной политике;
    - Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
    - Комитет Совета Федерации по делам молодежи и спорту;
    - Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;
    - Комитет Совета Федерации по промышленной политике;
    - Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям;
    - Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;
    - Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике;
    - Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;
    - Комиссия Совета Федерации по информационной политике;
    - Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.

    Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты: осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний и т.д.

    Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами.

    Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

    Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

    Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

    В порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

    К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

    Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

    Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

    Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

    Назначение выборов Президента Российской Федерации;

    Отрешение Президента Российской Федерации от должности;

    Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

    Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

    Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

    Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы .

    Совет Федерации принимает Регламент , в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.

    Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

    Кроме того, статус члена Совета Федерации регулируется Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года? 133-ФЗ).

    Структура Совета Федерации:

    1) Председатель Совета Федерации и его заместители (избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ);

    2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, все члены палаты должны входить в один из комитетов);

    3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.

    Компетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц. Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей. Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов. Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ:

    1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.;

    2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами;

    3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ;

    4) утверждение изменения границ субъектов РФ;

    5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ;

    6) назначение выборов Президента РФ;

    7) отрешение Президента РФ от должности.

    Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении) вновь принятых федеральных законов по вопросам:

    1) федерального бюджета;

    2) федеральных налогов и сборов;

    3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

    4) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

    5) статуса и защиты государственной границы РФ;

    6) войны и мира. Все решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета Федерации, принимаются на заседаниях палаты и в рамках ее рабочих комитетов и групп.

    В настоящее Совет Федерации время является постоянно действующим органом власти, тогда как ранее он собирался периодически для решения своих непосредственных задач. Поэтому в Совет Федерации сегодня входят не собственно высшие должностные лица субъектов РФ, а их уполномоченные представители. Непосредственная работа верхней палаты Федерального Собрания РФ ведется в периоды сессий (с 1 октября по 31 июля каждого года) с перерывами на парламентские каникулы. В работе Совета Федерации имеются еще перерывы заседаний палаты, которые представляют собой процессуальные перерывы в работе в связи с необходимостью отдыха парламентариев либо устранение препятствий в работе (недостатков, неясностей в поставленных на заседании вопросах). В этом случае работа палаты Федерального Собрания считается продолжающейся и непрерывной. Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законам и его Регламентом и решениями. Заседания Совета Федерации всегда открытые, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом палаты, когда могут проводиться закрытые заседания. Они всегда проходят отдельно от нижней палаты Федерального Собрания, за исключением случаев заслушивания посланий Президента РФ и Конституционного Суда РФ, а также выступлений руководителей иностранных государств. В этих случаях работа палат Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках совместного заседания.

    Заседания Совета Федерации признаются правомочными, если на них присутствует более половины членов палаты от общего числа членов палаты.

    Совет Федерации принимает решения на общем заседании палаты путем прямого тайного или открытого голосования по каждому вынесенному на обсуждение вопросу. Однако основная работа по подготовке вопросов к обсуждению в Совете Федерации осуществляется специальными комитетами (например, по рассмотрению вновь принятого Государственной Думой РФ федерального закона).

    Вся непосредственная работа Совета Федерации РФ осуществляется в рамках заседаний палаты и работы специально формируемых в ее составе рабочих групп. Особый порядок предусмотрен для такой деятельности, как одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой РФ.

    Совет Федерации должен выразить свое одобрение специальным постановлением в течение 14 дней со дня поступления в Совет федерального закона либо в течение этого же срока выразить свое неодобрение. Если такое неодобрение не выражено в течение 14-дневного срока, то считается, что Совет Федерации выразил молчаливое согласие.

    К обсуждению ответственный комитет Совета Федерации должен подготовить и представить сопроводительные документы в течение 14 дней со дня поступления в Совет Федерации федерального закона. Если ответственный комитет не подготовил соответствующие документы, то Совет Федерации сразу направляет федеральный закон на подписание Президенту РФ. Таким образом обеспечивается скорейшее принятие федерального закона. Для тех же целей установлен срок направления постановления Совета Федерации в Государственную Думу об отклонении поступившего федерального закона или о его одобрении – 5 дней.

    Правовой статус парламентариев, помимо Конституции РФ, регулируется нормами Федерального закона от 8 мая 1994 г.
    № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и характеризуется их неприкосновенностью в течение всего срока исполнения полномочий, т. е. недопустимостью совершения определенных действий со стороны властных структур в отношении этих лиц.

    К парламентариям не могут быть применены:

    1) личный досмотр;

    2) задержание;

    3) арест (заключение под стражу);

    4) обыск как уголовно — и административно-процессуальная мера.

    Привлечение парламентариев к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие подобные действия, связанные с осуществлением их полномочий, не допускается, если эти действия не носили характера оскорбления либо не содержали в себе иной состав правонарушения. К парламентариям могут быть применены меры принуждения:

    1) в случае задержания члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы на месте преступления;

    2) в случаях, когда этого требует безопасность страны либо ее граждан.

    Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут быть лишены депутатской неприкосновенности. Это возможно при наличии решения соответствующей палаты Федерального Собрания, вынесенного по представлению Генерального прокурора РФ за виновное поведение парламентария и принятого большинством голосов от общего числа парламентариев палаты Федерального Собрания. Депутаты Государственной Думы и члены Федерального Собрания обладают парламентским иммунитетом в течение всего срока полномочий.

    Срок полномочий депутатов Государственной Думы РФ начинается со дня их избрания и прекращается днем начала работы Думы нового созыва, если срок полномочий Государственной Думы не прекращен досрочно в установленном законодательством порядке.

    Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются днем вступления в силу решения об избрании (о назначении) вновь избранного члена Совета Федерации. Досрочное прекращение полномочий парламентариев возможно в случаях:

    1) подачи письменного заявления членом Совета Федерации о сложении своих полномочий;

    2) избрания члена палаты Федерального Собрания должностным лицом, полномочия которого не совместимы с полномочиями парламентария;

    3) назначение члена палаты Федерального Собрания (или занятие его коммерческой деятельностью) на государственную или муниципальную службу, не совместимую с членством в Федеральном Собрании РФ;

    4) утраты гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства;

    5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена палаты Федерального Собрания;

    6) вступления в законную силу судебного решения об ограничении дееспособности члена палаты Федерального Собрания либо о признании его недееспособным;

    7) смерти, признания члена палаты Федерального Собрания безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

    8) призыва члена палаты Федерального Собрания на военную службу с его согласия;

    9) досрочного прекращения полномочий Государственной Думы РФ в порядке роспуска.