Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Общая характеристика нормативно-правовых актов о труде. Нормативные акты о труде (источники трудового права)

    Общая характеристика нормативно-правовых актов о труде. Нормативные акты о труде (источники трудового права)

    Для нормализации трудовых отношений и контроля над ними используются нормативно-правовые акты. Все правовые нормы по труду подразделяются на две большие группы:

      установленные вне предприятия (внешние документы)

      установленные внутри предприятия (внутренние документы)

    К основным внешним документам трудового права относятся:

    Трудовой кодекс РФ; Федеральные законы; Нормативно- правовые акты; Трудовые соглашения; Законы субъектов РФ; Акты органов местного самоуправления; Трудовые договоры; Приказы и распоряжения руководства по вопросам труда и его оплаты; Правила внутреннего трудового распорядка; Штатное расписание предприятия; Трудовые книжки работников.

    Самым главным из них является Трудовой кодекс Российской Федерации. Он представляет собой основной закон, регламентирующий вопросы труда и заработной платы на территории страны. ТК РФ содержит основные нормы социального партнерства, трудовых договоренностей, времени работы и отдыха, нормирования и оплаты труда, материальной ответственности.

    Трудовое соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на внешнем по отношению к предприятию уровне (страна, регион, отрасль, территория)

    Трудовой договор - это правовой акт, регулирующий, социально-трудовые отношения на предприятии и заключаемый работодателем с работниками.

    Трудовая книжка - это документ, в котором содержатся сведения о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. (заносятся сведения о работнике; работе, в том числе о приеме на работу; награждениях и поощрениях; открытия сделанные работником)

    Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работодателем и работниками предприятия. Порядок и сроки разработки проекта коллективного договора, состав рабочей комиссии, ход заключения договора. Это решение оформляется приказом администрации и протоколом заседания профсоюзных организаций. Разработанный рабочей комиссией проект договора обсуждается, дорабатывается и утверждается общим собранием трудового коллектива, а затем подписывается участниками.

    Обязательства коллективного договора :

    форма, система и размеры оплаты труда; выплата пособий и компенсаций; рабочее время и время отдыха; улучшение условий и охраны труда работников; оздоровление и отдых работников; гарантии и льготы работникам; Правила внутреннего трудового распорядка.

    Индивидуальный трудовой договор - это правовой акт между работодателем и наемным работником, предусматривающий права и обязанности сторон. Договор заключается в письменном виде при найме работника на работу, а для ранее принятых работников-при их согласии на его заключение. Контракт позволяет сторонам ставить четкие условия, которые они обязаны соблюдать.

    Существенными условиями, включаемыми в договор, являются:

    место работы; дата начала работы; наименование должности, профессии и специальности; права и обязанности сторон; характеристики условий труда;

    режим труда и отдыха; условия оплаты труда; виды и условия социального страхования.

    Договор может включать также дополнительные условия, которые конкретизируют обязательства сторон, например такие, как: установление испытательного срока, неразглашение охраняемой законом тайны, в том числе и коммерческой;

    Работодатель обязан обеспечить работникам безопасные условия труда. Требования к производственным условиям содержатся в многочисленных нормативных документах. Их мы собрали для вас в удобные таблицы.

    Читайте в статье:

    Из чего состоит законодательство Российской Федерации об охране труда

    Государственные нормативные требования охраны труда содержатся во множестве законодательных актов РФ. Они подлежат применению для всех компаний независимо от формы собственности и численности коллектива. Уклонение от их применения, игнорирование существующих норм приведет к штрафным санкциям. Размер штрафов определяется исходя из тяжести последствий допущенного нарушения. "Компаниям-рецидивистам" же грозит ответственность в увеличенном масштабе. Величину штрафов устанавливает .

    Нормативные акты по охране труда делятся на акты федерального и муниципального уровня.

    На федеральном уровне действуют:

    • кодексы;
    • федеральные законы;
    • постановления, приказы, СНиПы, СаНПины, ГОСТы;
    • другие акты, описывающие требования к ОТ на предприятиях, а также отраслевые и межотраслевые соглашения.

    Издавать нормативные правовые акты имеют право как субъекты РФ, так и муниципальные образования. Они не должны противоречить федеральному законодательству.

    Охрана труда в ТК РФ

    В список нормативных документов по охране труда входит Трудовой кодекс РФ. Данной теме отведен Раздел 10. Он включает статьи с 209 по 231. ТК не только содержит , но и создает законодательную основу для обеспечения защиты прав трудящихся.

    Найдите нужный вам образец документа в Справочной системы "Охрана труда". Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

    10 раздел ТК РФ состоит из 4 глав (33-36). Понятие "охрана труда" в Трудовом кодексе РФ содержится в главе 33, где также разъясняются основные термины, направления государственной политики по ОТ. Меры государственной политики в рассматриваемой области направлены, прежде всего, на сохранение жизни и здоровья граждан. Эта цель достигается, в частности, путем установления нормативов и требований к системе ОТ на предприятии . Подробное их описание приводится в главе 34 ТК РФ.

    Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются органы, которые могут производить контроль выполнения требований безопасности. В частности, в главе 35 ТК РФ определяется право Правительства РФ производить контроль своими силами или путем делегирования полномочий другим структурам. Немаловажную роль играет так называемый "самоконтроль", то есть проведение оценочных мероприятий по ОТ внутри компании своими силами.

    В настоящее время на рассмотрении находится проект поправок к 10 Разделу ТК , подготовленный Минтрудом. Внесение этих изменений предполагается в 2019 году.

    Нормативные акты по охране труда (перечень)

    Российское законодательство по ОТ содержит столь обширный перечень законов, подзаконных актов, правил, норм и инструкций, что в них немудрено заблудиться. Мы собрали подборку, чтобы помочь вам определить, чему из данного многообразия отдается приоритет, а какая нормативная документация уже не действуют.

    Федеральные законы

    Название

    Дата вступления в силу

    Применение

    специальной оценке условий труда"

    Описаны правила проведения спецоценки условий труда, приведены , а также приводится описание гарантий и компенсаций для персонала

    Если до 31 декабря 2018 года не провести СОУТ, в январе ГИТ начнет штрафовать. Как успеть провести спецоценку в срок и не переплатить?

    "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

    промышленной безопасности опасных производственных объектов"

    Правовые, экономические, социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, предупреждение аварий, обеспечение готовности эксплуатирующих организаций к локализации и ликвидации их последствий.

    Действующая редакция от 25.03.2017 Работы повышенной опасности связаны с постоянным действием опасных производственных факторов. Чтобы избежать травматизма, работодатель должен грамотно организовать процесс, разработать локальные документы, назначить ответственных за безопасное производство работ.

    До недавнего времени применялся еще "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Многие по ошибке следуют его положениям и сегодня. Однако он утратил силу еще в октябре 2006 года. На смену ему пришли внесенные дополнения в Трудовой кодекс.

    Подзаконные акты

    К подзаконным актам, прежде всего, относят различные указы, постановления, распоряжения Правительства, Президента или министерств, и др.

    Проверьте, все ли обязательные документы есть в вашей организации, при необходимости воспользуйтесь готовыми образцами.

    Название

    Дата вступления в силу

    Применение

    "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда"

    Приводится регламент разработки и утверждения подзаконных актов в сфере ОТ

    Разработка нормативных актов

    Вопросы, касающиеся создания системы ОТ на предприятии

    Как обосновать количество сотрудников в службе ОТ?

    Будет ли аренда СИЗ выгодна конкретно вашей компании или проще и дешевле закупать средства защиты?

    СНиПы

    СНиПы – это строительные нормы и правила, применяемые при проектировании, строительстве, эксплуатации зданий и сооружений. На сегодняшний день разработано и применяется порядка 70 СНиПов, перечислять здесь их все нет необходимости. Воспользуйтесь .

    СанПиНы

    СанПиН – санитарные нормы и правила. Так же как и СНиПов, их превеликое множество, для каждой отрасли производства – свой. Примером могут служить следующие:

    Регламенты и типовые инструкции

    Правила и инструкции по ОТ разрабатываются законодателями отдельно для каждого вида работ. Они являются отправной точкой для компании.

    Если инструкции предприятием разрабатываются самостоятельно, то правила должны применяться в том виде, в котором они утверждены. Список таких документов будет напрямую зависеть от того какую работу выполняет конкретный работник и с каким оборудованием он контактирует.

    Примерами могут служить следующие правовые акты по ОТ.

  • Административно-правовые гарантии прав граждан в сфере государственного управления. Обращения граждан. Административный и судебный порядки обжалования.
  • Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан РФ.
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • Амнистия, помилование, судимость. Их правовые последствия.
  • Билет № 105 Нормативные документы в сфере обеспечения БДД.
  • Билет № 4 Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, виды
  • Для нормализации и регулирования социально-трудовых отношений, связанных с организацией, нормированием и оплатой труда, используется широкий круг нормативных правовых актов и нормативных материалов. Их принято делить на две большие группы: установленные вне предприятия, то есть внешние, и внутрифирменные, то есть локальные нормативные материалы.

    В первую группу включаются:

    3. Трудовой кодекс РФ и федеральные законы, посвященные вопросам труда, например, «О занятости населения», «О минимальном размере оплаты труда» и др.

    4. Указы, постановления, инструкции федеральных органов исполнительной власти, которыми утверждаются и вводятся в действие нормативные документы федерального значения, например, общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (Госстандарт РФ), тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих (Минтруд РФ), квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (Минтруд РФ), инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера (Госкомстат РФ), форма отчета о численности, заработной плате и движении работников (Госкомстат РФ), система стандартов безопасности труда (Госстандарт РФ, Госстрой РФ), санитарные нормы и правила (Минздравсоцразвития РФ) и др.

    5. Отраслевые и региональные нормативно-правовые акты и рекомендации, например, отраслевые и региональные тарифные соглашения, типовые нормы времени на работы по текущему ремонту жилищного фонда, отраслевые типовые нормы времени на работы по ремонту автобусов, троллейбусов, трамвайных вагонов, отраслевые положения об оплате труда и премировании, об аттестации персонала и др.

    6. Акты органов местного самоуправления. Они могут регламентировать сроки выполнения определенных работ в городском хозяйстве, маршруты движения общественного транспорта и т.д.

    К нормативно-правовым актам второй группы относятся:

    1. Коллективные и индивидуальные трудовые договоры.

    2. Приказы и распоряжения администрации предприятия по вопросам труда и его оплаты (положения об оплате труда, о премировании, приказы о приеме и переводе работников, о присвоении квалификационных разрядов и др.).



    3. Устав предприятия, правила внутреннего трудового распорядка, положения о функциональных подразделениях.

    4. Штатное расписание предприятия и должностные инструкции.

    5. Документы по аттестации персонала и рабочих мест, по нормированию труда.

    6. Графики выходов на работу, графики сменности и другие регламенты по организации труда, по режимам труда и отдыха, графики отпусков.

    7. Инструкционно-технологические карты, планы планово-предупредительного ремонта оборудования, технического обслуживания и ремонта оборудования и рабочих мест и др.

    8. Внутрифирменные нормативы и нормы времени, обслуживания, численности, выработки, расхода ресурсов, нормированные задания.

    9. Внутрифирменные этические нормы и правила социально-трудовых отношений.

    Важнейшей разновидностью нормативно-правовых актов по труду является статистическая отчетность предприятий по труду и заработной плате. На предприятиях учет личного состава и его движения производится службой (отделом) кадров. Учет использования рабочего времени сотрудниками обычно ведется в специальных табелях по формам Т-12 или Т-13, которые затем используются бухгалтерией при расчетах заработной платы.



    Основная форма статотчетности по труду – это форма П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за очередной месяц, включающая три раздела.

    В первом разделе (численность и заработная плата) показывают:

    Среднюю численность работников за месяц с выделением числа внешних совместителей;

    Количество отработанных человеко-часов с начала года;

    Фонд начисленной зарплаты за месяц, в т.ч. совместителей;

    Выплаты социального характера с начала года.

    Во втором разделе (использование рабочего времени) показывают:

    Сколько человек работало неполное рабочее время;

    Количество неотработанных человеко-часов;

    Количество работников в отпусках без сохранения заработной платы;

    Количество человеко-дней болезни.

    В третьем разделе (движение работников) содержатся следующие сведения:

    Принято работников;

    Выбыло работников;

    Количество вакантных рабочих мест;

    Количество намеченных к высвобождению.

    Законодательство Российской Федерации о труде состоит из настоящего Кодекса и иных актов трудового законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. В соответствии с Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. Современное трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ в разграничивает компетенцию органов федеральной власти и субъектов федерации по принятию трудового законодательства и устанавливает субординацию этих актов. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые на всей территории РФ имеют силу прямого действия. Федеральные законы по вопросам трудового права не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам РФ. Необходимо четко следовать Конституции РФ, где сказано: законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. В настоящее время "Российская газета" и "Собрание законодательств РФ" являются официальными изданиями, которые публикуют полный текст федерального конституционного закона, федерального закона, акты палат Федерального Собрания. Вслед за Конституцией РФ главным источником трудового права является КЗоТ РФ.К иным актам трудового законодательства относятся: Законы, регулирующие трудовые отношения. Так, например, Закон РФ от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях"; Федеральный закон РФ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 г.; Закон РФ "О занятости населения в РФ" от 19 апреля 1991 г. Вторую группу источников а сфере трудового права составляют подзаконные акты. Вторую подгруппу подзаконных актов составляют нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ. Третью подгруппу составляют подзаконные акты Министерства труда РФ. Четвертую подгруппу составляют нормативные акты министерств, ведомств и государственных комитетов РФ. Кроме указанных выше нормативных актов, социально-трудовые отношения работников и работодателей регулируются соответствующими видами соглашений.

    Охрана труда женщин, молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью.

    Охрана женщин- это защита женского организма, ее материнства от производственных вредностей, позволяющая женщине сочетать труд на произв-ве с материнством. Защита направлена и на будущих детей. Охрана женщин- это важнейшая соц. проблема для всех стран. Общие и спец. нормы тр. права по охране труда женщин в коплексе состовляют правовую охрану труда женщин. Содержание: 1.запрет на применение женщин на тяжелых работах и на вредных условиях труда, подземных работах, в качетсве трактористок, машинистов, водителей грузовых автомашин и женщин до 35 лет к работе с растениями, животноводстве, птицефабриках с применением пестицидов, ядохимикатов и т.д. 2. запрет на переноску и передвижение женщинами на работе тяжестей, превышающие для них нормы- не более 2 раз в час не более 10 кг, а при постоянной работе в смену не более 7 кг. 3. ограничение труда женщин в ночное время (с 22- 6 утра), только в качестве временной меры. 4. женщинам в сельской местности предостовлять один выходной в месяц при их желании без сохранения з/п, а в условиях Крайнего Севера- 36 часовая неделя и сохранение з/п. Содержание повышенной особой охраны труда женщин- при их активном материнстве: беременным и с детьми до 3 лет- запрет на ночные, сверурочные, в выходные и командировки (162). Если женщина отказывается от них- это не нарушение. 2. женщинам с детьми от 3-14 лет, детей инвалидов, и с уходом за больными не могут привелкаться к сверхурочным работам и направлять без согласия в командировки. 3. работники, осуществляющие уход за больными к ночным работам только с согласия (163)4. один из работающих родителей ребенка-инвалида до достижения им 18 лет 4 дополнит. Оплачиваемых выходных в месяц.; 5. беременные и с детьми до 14 лет не должны привлекаться к дежурствам на произ-ве после окончания дня и в выходные/праздничные дни; 6. беременным снижаются нормы выраоботки, обслуживания, либо переводятся на легкую работу с сохранением з/п. До решения вопроса о переводе она освобождается от работы с сохранением з/п за счет предприятия. Женщины с детьми до 1,5 лет переводятся над ругую работус сохранением з/п по достижению ребенка 1,5 лет. 7. беременным предостовляется дополнительные отпуска. 8. с детьми до 1,5 лет дополнительные перерывы для кормления ребенка не реже чем через 3 часа и не менее 30 мин.; с 2-мя детьми такого возраста не менее часа. Перерывы включаются в рабочее времяи оплачиваются по среднему з/п. Ст. 170 предусмотрены гарантии при увольнении беременных и с детьми. Запрет на отказ в приеме на работу и снижение з/п по мотиву- с детьми; отказ может быть обжалован суде. Особая охрана труда молодежи- система специальных норм, предостовляющих молодежи (особенно до 18 лет) трудовые льготы по рабочему времени, режиму труда и тд.Особая охрана позволяет безопасно для организма, психики трудиться и сочетать работу в конкретной организации с продолжением учебы. Содержание: запрет на применение труда детей до 18 лет на тяжелых работах и вредных. С ними нельзя заключать договоры о полной материальной ответсвенности и о работе по совместительству. 2. ограничен возраст приема на работу- моложе 15 лет, с 14 лет с согласия родителей в свободное от учебы время; 3. до 18 лет они приравниваются в правах к совершеннолетним, а в областти охраны труда, отпусков имеют льготы. Ограничен вес подъема14-15 лет- 3кг, 16-17- 4 кг. Все моложе 21 года принимаются только с медицинским обследованием и ежегодный досмотр., сокращенное время работы с полной оплатой, запрет на ночные, сверхурочные, удлиннеый отпуск- 31 ден. и т.д. увольнение только согласия гос. Инспекции труда по несовершеннолетних и лишь в исключит случаячх+ трудоустройство. С пониженной работоспособностью- облегченные условия труда. Рекомендуется применять труд инвалидов, пенсионеров в форме посильного для них труда. Если возможно организуются специальные цеха, участки.Предпочтителен надомный труд и неполный рабочий день. На предприятии есть квота о приеме на работу инвалидов- у них 36 часов в неделю.нельзя к ночным, сверхурочным работам. Им дают дополнительные отпуска до 2 мес. Надзор за ними комисси по ограниченно трудоспосбным, гос. и общественные организации.

    Подведомственность индивидуальных трудовых споров, органы их расследующие.

    Подведомтсвенность- это определение по сво-вам и содержанию трудового спора, в каком превоначальном органе должен решаться этот спор. Таким указателем в индивид. спорах явл. хар-р спора и то правоотношение, из кот. он вытекает,и субъект спора. Сначал надо выявить вид спора (индивид. (+ его хар-р) или коллеткт.) о применении тр. законод-ва или об устанвол-ии новых условий труда, и установить из какого правоотношения вытекает. Индивидуальный сопр об установлении новых условй труда не подведомтсвен ни Коллективным трудовым спорам, ни суду, хотя возник из трудового правоотношения. Споры из правоотнош-ий тесно связаных с трудовым правоотношением, КТС не подведомственны (о пенсиях и пособиях). Если не выяснить указанные св-ва конкретного сопра, можно неправильно определить его подведомтсвеность. Решение же по спору. Не подведомтв-го данному органу подлежит отмене. Это брак в работе юр. органов, затягивающих решение тр. спора. Установленный порядок рассмотрения тр. сопров, включая и подведомтсвенность споров, не лишает работника права обратиться в вышестоящий орган или суд с жалой на конкретног руководителя. Правильное определ. подведомственности конкретного тр. спора имеет большое практическое значение, поскольку решение спора неправомочным органом не имеет юр. силы и не может быть применено. Все тр. споры делятся по подвед. на три группы: рассматриваемы в общем порядке, когда КТС явля. Обязательной первичной стадией, после кот. спор может вступить на рссмотрение суда. В общем порядке рассматриваются споры из трудовых правоотношений. Споры о примыкающих правоотношений к трудовому не рассматриваются; 2. рассматриваются непосредственно судом; 3. администр и проф органа; 4. расматриваемые вышестоящим органом; 5. коллектиывные трудовые споры по впопрасам установления новых или применение существующих условий труда и быта, заключенния и исполнения кол. Договров и иных соглашений, рассматриваемых примирит. комиссиями, посредником, трудовым арбитражем

    Право на забастовку тр. коллектива и условия ее проведения.

    Признание е незаконной: основания и правовые послед-вия.

    Забастовка- это временный добровольный отказ работников от выполнения тр. обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения кол. Тр. спора. Участие в забастовке явл. добровольным и никто не может быть принужденк участию или отказу в забастовке. Забаствоку возглавляет избранный собранием работников орган или соответсвующий орган профсоюза. Закон о коллективных трудовых спорах закрепляет обязанности сторон входе заб-ки. Она признается незаконной решением Верховного Суда. Такое решение суд принимает по заявлению работадателя или прокурора и доводит решение до сведения органа, возгалвл. Забастовку, кот. обязан немедленно проинформировать о решении суда участинков заб-ки. Незаконными признаются заб-ки, если они были объявдлены без соблюдения сроков, примирительных процедур и требований закона о кол-ных тр. спорах, а так же забаствка ранее указанных работников, кот. законом ограничено право на их проведение (правоохранительные орг.) или они запрещены в преиод чрезвычайного положения. Решение суда о признании заб-ки незаконной вступает в законну юсилу и подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить заб-ку и приступить к работе не позднее следу-го дня после вручения им копии решения суда. Суд вправе отложить начавшуюся заб-ку в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей на срок до 30 дней, а начавшуюся- на тот же срок. Отложить и прекратить забастовку могут: Верховный Суд и орган ее начавший. В исключительных случаях Президент до решения суда, но не более чем на 10 дней. Прекращается в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллкт. Тр. спора или в случае признании недействительной. Заб-ка окоанчивается подписанием соглашения спорящими сторонами, а так же решением суда.Участие работников в заб-ке не может рассматриваться как нарушение тр. дисциплины и служить основанием расторжения труд. Договора, кроме случаев если работники не прекратили заб-ку после решения суда или преступили к забастовке когда она была отсрочена. Закон запрещает применять к работникам меры дисциплинарного взыскания. Во врмея заб-ки у них сохранятеся место работы и должность. З/п моджет не выплачиваться.Коллективн. договором могут быть предусмотрены опред. компенсационные выплаты участниками заб-ки. Это может быть более льготный порядок выплат не учавствующим в заб-ке.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Реферат

    НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ТРУДЕ

    Понятие нормативных правовых актов о труде. Законодательство о труде

    Под нормативными правовыми актами о труде понимаются юридические формы выражения нормативных предписаний в области труда.

    Нормативные правовые акты о труде одновременно расцениваются и как источники трудового права, то есть как результат нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, и как основа правоприменительной деятельности сторон трудовых и иных общественных отношений в сфере труда.

    Нормативными правовыми актами в сфере труда называются издаваемые государственными и другими уполномоченными органами нормативные предписания в сфере общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования трудового права. Совокупность этих нормативных правовых актов составляет законодательство о труде, или трудовое законодательство.

    В настоящее время сложилась система трудового права, которая постоянно развивается и совершенствуется.

    Классификации нормативных правовых актов о труде

    Нормативные правовые акты о труде весьма многочисленны и многообразны, в связи чем их можно классифицировать по различным основаниям.

    По юридической силе нормативные акты о труде подразделяются на:

    1. законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы конституции и законы субъектов РФ);

    2. подзаконные акты (указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, постановления Правительства РФ, межведомственные нормативные акты Министерства труда и социального развития, других министерств и ведомств, нормативные акты исполнительных органов власти субъектов России).

    В то же время по органам, их издающим, выделяют две группы нормативных правовых актов:

    1. акты органов представительной власти (законы и постановления);

    2. акты органов исполнительной власти (указы, постановления, распоряжения, положения, правила, указания, приказы и т.д.).

    Различают действие нормативных актов о труде в пространстве, по кругу лиц, во времени.

    Поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, оно состоит из:

    1. федерального законодательства (например, Федеральные законы от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и др.);

    2. регионального законодательства, или законодательства субъектов РФ (например, Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. № 41 "Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы" и др.);

    3. локальных, или местных, нормативных актов, разрабатываемых, утверждаемых и действующих на конкретном предприятии, в учреждении, организации.

    По кругу лиц нормативные правовые акты о труде могут быть общими - распространяющимися на всех без исключения работников, и специальными - действующими в отношении определенных категорий работников с учетом следующей специфики:

    1. условий их работы (например, Закон РФ от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" или Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" и др.);

    2. половозрастных особенностей (например, Постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" либо Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденные Постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 г. № 7 и др.);

    3. выполняемой трудовой функции (например, Закон РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Закон РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации", Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 и др.);

    4. гражданства (например, ст. 3 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", ст. 56 и 61 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. и ст. 12 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации", содержащие запрет на замещение иностранными гражданами и лицами без гражданства должностей соответственно государственных служащих, членов летных экипажей воздушного судна РФ, руководителей находящейся на территории РФ авиационной организации с участием иностранного капитала, осуществляющей разработку, производство, испытания, ремонт или утилизацию авиационной техники, а также Положение о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы (ИРС) в г. Москве, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 16 июля 1996 г. № 587 и тд.);

    5. с учетом характера работы (например, Указы Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. № 310-9 "Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах", от 24 сентября 1974 г. № 311-9 "Об условиях труда временных работников", Постановление Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. № 1111 "О работе по совместительству" и Положение об условиях работы по совместительству от 9 марта 1989 г., утвержденное Госкомтрудом СССР, Минюстом СССР и Секретариатом ВЦСПС, и др.);

    6. иных особенностей, связанных с условиями работы, ее осуществлением в определенной отрасли экономики, специфики производства и др.

    Отмечая действие нормативных актов о труде во времени, следует иметь в виду, что они приобретают общеобязательность с момента вступления в действие (как правило, этот момент связан с конкретной датой) и обратной силы не имеют. Принимаемые законы вводятся в действие в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 22 октября 1999 г. № 185-ФЗ).

    Особо следует остановиться на вопросе о действии в настоящее время трудового законодательства бывшего Союза ССР. Согласно ч. 2 ст. 4 КЗоТ РФ на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации. В связи с этим для безошибочного применения союзного законодательства необходимо, конечно же, обозревая все действующее трудовое законодательство, сопоставить его с российскими нормами о труде. В случае коллизии норм приоритетными признаются последние, а также положения и правила, установленные международно-правовыми нормами (см. раздел 18).

    Кроме того, необходимо также помнить о возможности правового регулирования трудовой деятельности граждан не только законодательством о труде, но и гражданско-правовыми нормами. Работа граждан в организациях по договорам подряда, поручения, авторскому договору и другим, в отличие от их трудовой деятельности по трудовому договору (контракту) (см. раздел 7), осуществляется в соответствии с требованиями и на основе гражданского законодательства, в частности Гражданского кодекса РФ. Поэтому к отношениям, возникающим в связи с заключением указанных гражданско-правовых договоров, нормы о труде не применимы.

    В соответствии с гражданским законодательством заключаются контракты с руководителями федеральных государственных предприятий (Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой"), членами труппы Большого театра и некоторыми другими творческими работниками.

    Роль Конституции Российской Федерации как источника трудового права

    Основой законодательной и иной правотворческой деятельности является Конституция Российской Федерации, которая устанавливает принципиальные положения для всего трудового законодательства. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, определяют смысл, содержание и применение законов.

    Конституция РФ является основным источником трудового права и, признавая права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, предусматривает следующие принципиальные положения для этой отрасли права:

    1. труд свободен и принудительный труд запрещен (ч. 1 и 2 ст. 37);

    2. право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 3 ст. 37);

    3. гарантируется равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, места жительства, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств (ст. 19);

    4. право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; оплату труда без дискриминации и не ниже минимального размера; защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);

    5. право граждан на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием законных способов их разрешения, включая забастовку;

    6. право граждан на отдых, гарантированные продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37);

    7. право граждан на равный доступ к государственной службе (ст. 32);

    8. право граждан на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30);

    9. гарантируется судебная защита прав и свобод человека и гражданина (ст.46);

    10. гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, инвалидности, для воспитания детей (ст. 39).

    Согласно ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

    нормативный правовой акт труд

    Роль законов в регулировании отношений, составляющих предмет трудового права

    Важнейшим кодифицированным законом в сфере труда является Кодекс законов о труде РФ, принятый 9 декабря 1971 г. и введенный в действие с 1 апреля 1972 г. (третий по счету кодекс законов о труде и действующий в настоящее время с внесенными в него изменениями, дополнениями). Последние принципиальные изменения в него внесены Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. № 84-ФЗ. В 1999 году в официальной прессе был опубликован один из проектов Нового Трудового кодекса РФ (первый законопроект был опубликован в 1994 году), однако Государственной Думой РФ к обсуждению он не принят. Ныне действующий КЗоТ РФ, несмотря на то, что он имеет некоторые правовые изъяны, содержит большинство правовых институтов трудового права и является законом прямого действия.

    Существенное значение для правового регулирования отношений в области труда имеют следующие федеральные законы: от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и иные, а также ранее принятые законы Российской Федерации: от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ), от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ) и другие. Как правило, каждый из них посвящен отдельным отношениям, возникающим в сфере труда, и конкретизирует некоторые общие положения Кодекса законов о труде РФ.

    Значение нормативных правовых актов о социальном партнерстве и локальных нормативных актов в регулировании трудовых отношений

    Особую значимость в 90-е годы приобрели нормативные правовые акты о социальном партнерстве - соглашения, заключаемые на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии (более подробно см. раздел 5).

    Наличие внутривидовых особенностей субъектов трудовых и иных общественных отношений, а также специфичность проявления последних в различных условиях труда вызывают необходимость принятия непосредственно на предприятии, в учреждении, организации локальных нормативных актов о труде, действие которых распространяется только на работников конкретного предприятия, учреждения или организации. К их числу относятся правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, соглашение об охране труда, положение о премировании и др.

    Следует отметить, что по мере развития общественных отношений, составляющих предмет трудового права, повышается и роль трудового законодательства (трудового права), а в его системе - локальных нормативных актов о труде.

    Место норм международного права и международных договоров с участием Российской Федерации в правовом регулировании общественных отношений в области труда

    В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры с участием России являются составной частью ее правовой системы, в том числе системы трудового права. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (более подробно см. раздел 18).

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Локальные нормативные акты в сфере труда: понятие, правовая природа и виды. Правовое регулирование трудовых отношений. Договоры и соглашения о труде как источники трудового права. Общее для локальных нормативных актов и нормативных правовых актов.

      курсовая работа , добавлен 06.04.2015

      Общее понятие, сущность и система источников трудового права. Разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов. Роль и значение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в регулировании трудовых отношений.

      реферат , добавлен 18.08.2011

      Понятие источников трудового права и их классификация. Характеристика источников трудового права. Акты международного правового регулирования, Конституция Российской Федерации. Роль нормативных правовых актов, не относящихся к трудовому законодательству.

      курсовая работа , добавлен 16.09.2014

      Понятие и правовая природа локальных нормативных актов в трудовом праве. Классификация локальных нормативных актов, их значение и процедура принятия. Локальные нормативные акты, регулирующие вопросы оплаты труда. Правила внутреннего трудового распорядка.

      курсовая работа , добавлен 23.11.2013

      Общая характеристика, понятие и действие нормативных правовых актов и их видов. Правотворчество, законодательная техника, внутренняя и внешняя формы права. Нормативные правовые акты как единая гиперсистема, охватывающая все сферы жизни общества.

      курсовая работа , добавлен 21.07.2011

      Понятие и система источников трудового права, их классификация. Нормативные правовые акты, нормативные соглашения и локальные нормативные акты как источники трудового права. Характеристика Конституции Российской Федерации как источника трудового права.

      курсовая работа , добавлен 29.03.2014

      Система источников трудового права и ее особенности. Международно-правовые акты, их место и роль в системе источников трудового права. Характеристика Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса РФ как основных актов трудового законодательства.

      курсовая работа , добавлен 22.03.2017

      Понятие и виды форм российского права. Роль Конституции Российской Федерации как источника права. Правовая характеристика нормативных актов. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Признаки, классификация законов и подзаконных актов.

      курсовая работа , добавлен 01.03.2015

      Нормативные правовые акты работодателя, содержащие нормы трудового права. Понятие, формы и виды локальных нормативных актов. Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об оплате труда, Положение об аттестации и Положение об охране труда.

      курсовая работа , добавлен 31.10.2013

      Сущность и способы защиты трудовых прав работников. Цели и задачи надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Выявление отличий надзора от контроля трудового законодательства.