Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Разграничение государственной собственности на землю производится. Государственная собственность на землю

    Разграничение государственной собственности на землю производится. Государственная собственность на землю

    Разграничение государственной собственности на землю стало не только насущной необходимостью, но и может дать дополнительные возможности к вовлечению таких земель в хозяйственный оборот и к увеличению эффективности использования этого ценного ресурса в развитии государства. В связи с постепенным характером формирования земельного законодательства, на ранних этапах его развития возникли определённые проблемы с распределением государственных земельных ресурсов. Поэтому недостаточное проведение разграничения практически не даёт возможности вовлечь такие участки в хозяйственный оборот.

    Учёт земельных ресурсов

    Известно, что земля является одним из наиболее ценных видов ресурсов, которые имеются у государства. Конечно, он не единственный, но при этом его можно рассматривать, как основу. В связи с этим понятно, что такой ресурс должен быть не только полностью учтённым государством, но и использоваться в общественной и экономической жизни наиболее эффективным образом.

    В настоящее время существует общегосударственный реестр, где регистрируются права собственности на различные виды недвижимости, в том числе и на земельные участки.

    Если регистрация конкретной земли не была проведена, она не может быть:
    • продана;
    • куплена;
    • подарена;
    • передана в наследство и т. п.

    Казалось бы, с учётом земельных ресурсов, на первый взгляд, всё в порядке. Но при более внимательном взгляде на статистику распределения земли в Российской Федерации можно обнаружить неожиданную вещь. Значительная часть земель, формально находясь в собственности государства, на самом деле непонятно кому принадлежит. Как это может быть? Из-за определённых особенностей земельного законодательства существенная часть государственной собственности не распределена между самими этими владельцами: государством, субъектами РФ и муниципальными властями. То есть фактически хозяин таких земель не определён. Соответственно, такие земли не состоят на кадастровом учёте. Они относятся к неразграниченной государственной собственности.

    Кто владеет землёй

    Прежде чем подробно рассматривать этот вопрос, нужно выяснить, а кто имеет право владеть землёй в стране?


    1. Конечно, немалая часть этого ценнейшего ресурса принадлежит всему государству.
    2. Говоря об этой форме собственности, нужно упомянуть собственность субъектов федерации. В большинстве - это отдельные регионы, которые имеют право владеть землёй.
    3. Местные, а именно муниципальные органы осуществляют свою власть на местном уровне. Часть земель находится в их собственности.
    4. Кроме указанных собственников, владеть участками имеют право как юридические лица, так и отдельные граждане.

    В обычной жизни экономические отношения, связанные с собственностью на землю, достаточно просты и понятны. Есть правообразующие документы, которые относятся к купле-продаже, наследованию или другим правоустанавливающим юридическим процедурам.

    Участки должны пройти положенную по закону регистрацию, получение кадастрового паспорта, межевание. После осуществления регистрации вопрос о праве собственности обычно неясностей не вызывает.

    В вопросах государственной собственности ситуация иная. Прежде всего, есть категории земель, которые в принципе не могут перейти к другим собственникам. Существуют несколько их разновидностей. Одним из примеров могут служить земли природных заповедников. Кроме этого, существует практика предоставления участков в бессрочное пользование, а также в пожизненное и наследуемое владение. В последних двух случаях, хотя собственником и является государство, в реальной жизни с этим возникает некоторая неопределённость. Одним из отличий здесь является то, что пользователи участков не проходят кадастровой регистрации, ведь они не являются собственниками земли.


    Однако так ли уж невозможно для частного лица или организации получить в собственность участок нераспределённой государственной земли? На самом деле это вполне реально.

    Для этого есть два пути:
    • выполнить прирезку участка;
    • провести формирование участка.

    В первом случае речь идёт о том случае, когда в собственности имеется территория, которая соприкасается с границей государственных земель. Распространённой является ситуация, когда собственник самовольно дополняет имеющуюся у него территорию дополнительным куском, нарезанным самостоятельно, без оформления, расположенным рядом с его участком. Несмотря на кажущуюся незаконность такого образа действий, российское законодательство в последние годы разрешило легализовать подобный захват земли. Эта процедура получила название прирезки. Для того чтобы это сделать, хозяин участка должен сначала убедиться, что этот дополнительный кусок территории доступен, получить соответствующее разрешение муниципальных властей и провести кадастровую регистрацию этой земли. Последняя процедура стоит немало и проводится за его счёт. Характерной особенностью таких земель является относительно более дешёвая земля, чем в случае её прямой покупки. Хотя может показаться, что такое разрешение более выгодно владельцам прилегающих участков, на самом деле обе стороны от этого выигрывают.

    Выгода хозяина понятна, а государство вовлекает территории в новых границах в хозяйственный оборот, что приводит к увеличению поступления налогов в казну.

    Когда говорится о формировании участка, речь идёт о другой ситуации. В неразграниченной собственности на землю нет возможности оформить право собственности. Это связано с тем, что для такого права нужен правоустанавливающий документ. А получить его возможно только от законного собственника земли. В рассматриваемом случае такого найти не получится. Хотя понятно, что речь идёт о государственной земле, но нельзя определить, кто именно в государственной структуре обладает соответствующими правами собственника. Ведь только последний может продать землю новому хозяину. Как же поступают в подобных ситуациях?

    Для этого могут передать соответствующий участок:


    • в бессрочное пользование;
    • в пожизненное владение с правом наследования.

    При этом не происходит кадастрового оформления и регистрации прав собственности, потому, что таких прав у получателя участка нет. Но передать в собственность землю при этом можно. Это делается посредством процедуры формирования участка. Сначала ведутся переговоры с представителями муниципальной власти. После того как согласие получено, производится межевание и полное кадастровое оформление. После того как все необходимые документы подготовлены, выполняется регистрация права собственности по вновь образованному участку.

    С момента проведения государственной регистрации право собственности является полностью подтверждённым.

    Важно отметить, что в данном случае цена земли относительно невелика. Обычно она составляет три процента от кадастровой стоимости этого участка. Однако кадастровые процедуры - вещь довольно дорогая, а оплачивать их должен новый собственник.

    Рассмотрим цифры, которыми можно охарактеризовать ситуацию в масштабе всей страны. Для этого необходимо принять во внимание следующее.

    Земельные ресурсы всего государства составляют огромную величину. Это 1709,8 миллиона гектаров.

    Если проанализировать эту цифру в разрезе прав собственности на землю, то на 2011 год принадлежало:

    • частным лицам 121,4 миллиона гектаров земель;
    • юридическим лицам ровно 12 миллионов гектаров;
    • государству - 1576,4 гектара.

    Неразграниченная государственная собственность на землю охватывает 1145,5 миллиона гектаров. Остальная её часть преимущественно находится в собственности государства (420,0 млн га). Субъектам федерации принадлежат 7,7, а местной (муниципальной власти) - 3,2 миллиона гектаров земли.

    В последние годы можно наблюдать, что разграничение государственной собственности на землю происходит всё более медленно. Это имеет место наряду с тем, что наибольшая часть уже распределённой земли находится во владении государства.

    Право распоряжения

    Конечно, отсутствие юридического хозяина такого важного ресурса, как земельная собственность отчасти тормозит экономическое развитие территорий. Поэтому на законодательном уровне было принято решение, что до прояснения этих вопросов право текущего распоряжения такими участками имеют территориальные органы муниципальной власти. Относительно столиц или административных центров субъектов РФ принят немного другой порядок. Считается, что обычно правами распоряжения в данном случае должны обладать органы местного самоуправления. Однако в особых случаях законодательством может быть предусмотрена передача права распоряжения соответствующим исполнительным государственным органам. Речь идёт об исполнительных органах субъектов федерации.

    Уполномоченные органы власти могут принимать решения по делегированию отдельных функций, относящихся к управлению такими землями, но не передавать при этом право собственности или право распоряжения.

    Важно заметить, что предоставление права распоряжения не является передачей права собственности. В качестве причин этого можно указать следующее.


    1. Если говорить об объекте соответствующих правоотношений, то земля, о которой идёт речь, относится к нераспределённой государственной собственности. Поэтому передать право собственности, которое до настоящего момента попросту не существует, невозможно. Чтобы такое право было, право собственности на такие участки должно разграничиваться.
    2. В юридическом и хозяйственном обороте не может участвовать такой участок, который не состоит на кадастровом учёте, не прошёл определённую законом регистрацию, которые необходимы для предоставления права собственности.

    Передача участков, не имеющих собственника, противоречит Гражданскому Кодексу РФ.

    Как происходит распределение

    Известно, что существует довольно большая территория, где земля до сих пор остаётся нераспределённой. Когда был принят действующий в настоящее время Земельный Кодекс, был одновременно принят нормативный акт, который содержал переходные положения при введении его в действие. К рассматриваемому здесь вопросу имеет отношение тот факт, что для распределения земель был установлен предельный срок. После 2008 года вообще не должно было остаться нераспределённых участков. Однако приведённая выше статистика говорит совсем о другом.

    В основном разграничение государственной собственности на землю происходило в пользу общегосударственной собственности, а впоследствии этот процесс сильно замедлился.

    Что же представляет собой процесс распределения? В рассматриваемой ситуации речь идёт о любом нормативном акте, в котором такая земля разграничивается и прямо передаётся в собственность соответствующему владельцу. Как только такое решение принято, его берут в основу для соответствующих правоустанавливающих документов.

    Предположим, существует интерес к приобретению определённого участка, который относится к рассматриваемому здесь типу. Первым шагом в данной ситуации может быть попытка получить информацию, из которой возможно однозначно заключить о том, относится ли рассматриваемый участок к нераспределённой государственной собственности. Как это сделать проще всего? Для этой цели прекрасно подойдёт публичная кадастровая карта России. В ней можно получить не всю имеющуюся информацию о собственниках земли, но всегда можно заключить, имеется ли данный участок земли в чьей-либо собственности. Сама карта является интерактивной. С использованием имеющейся информации можно осуществить поиск, при этом постепенно делая карту всё более подробной. В результате можно будет сделать уверенный вывод по данному вопросу.

    Публичная кадастровая карта отражает актуальные данные общегосударственного реестра:

    • расположение земельного участка;
    • его площадь;
    • принадлежность и т. д.

    Использование этого сайта позволит получить нужную информацию относительно быстро и с небольшими усилиями.

    Любопытно, что критерии, по которым можно было проводить классификацию земельных участков и их отнесение к тем, которые относятся к муниципальным органам власти или к собственности субъектов федерации, были законодательно сформулированы ещё в 2002 году. Кроме этого были определены правила различных процедур, которые к этому имели прямое отношение. Был определён порядок составления и согласования списков земельных участков, которые должны были быть переданы в ту или иную форму государственной или муниципальной собственности.

    Несмотря на проделанную работу, созданный юридический механизм практически не действовал. Это происходило по причине чрезмерной сложности и длительности соответствующих процедур.

    Одним из этапов рассмотрения была передача всего подготовленного пакета документов в Правительство РФ, ожидание результатов проводимой здесь процедуры и того, какое решение по данному вопросу будет принято. Сам процесс обоснования такого запроса требовал большого количества подтверждающих документов, а рассмотрение каждого отдельного вопроса обычно происходило в период от семи до девяти месяцев. Такая сложность и громоздкость резко снижали эффективность процедуры. После принятия нового Земельного Кодекса в 2006 году порядок разграничения государственной собственности на землю был значительно упрощён, что несколько увеличило эффективность применения закона.

    Государственной собственностью являются земли , не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст. 16 Земельного кодекса РФ).

    Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю» закрепляется разграничение государственной собственности на землю на:

      собственность РФ (федеральную собственность);

      собственность субъектов РФ;

      собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

    Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации).

    От имени РФ и ее субъектов права собственника реализуют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ). Государство (в лице РФ и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей:

      в качестве суверена, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст. 9, 10 Земельного кодекса;

      в качестве собственника земельных участков. В последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.

    Процедура проведения разграничения государственной собственности на землю установлена Федеральным законом от 17 июля 2001 г. 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

    Момент возникновения права собственности на земельные участки у РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований связан с моментом государственной регистрации права собственности на земельные участки.

    Основанием государственной регистрации права собственности являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у РФ, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. В ст. 17З КРФ установлены основания возникновения федеральной собственности на землю. Помимо разграничения в соответствии с вышеуказанным законом, к таковым относятся:

      приобретение Российской Федерацией земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

      признание федеральными законами нахождения отдельных земельных участков в федеральной собственности.

    12.Право муниципальной собственности на землю

    Муниципальная собственность на землю возникает:

      в результате разграничения государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю»;

      в случае приобретения земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, по основаниям, установленным гражданским законодательством (ст. 19 Земельного кодекса РФ).

    Территорию муниципального образования составляют (ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»):

      земли городских, сельских поселений;

      прилегающие к ним земли общего пользования;

      рекреационные зоны;

      земли, необходимые для развития поселений;

      другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

    От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления). В муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Что касается гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки, то в отличие от государственной собственности она может возникать в порядке ст. 225 Гражданского кодекса РФ и на бесхозные земельные участки, от которых отказались собственники.

    При разграничении государственной собственности на землю в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность не передаются.

    Гражданско-правовыми основаниями возникновения муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ являются:

      признание федеральным законом земельного участка находящимся в муниципальной собственности;

      приобретение земельного участка муниципальным образованием по основаниям, установленным гражданским законодательством.

    При разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального образования переходят земли, находящиеся в границах этого требования. Однако муниципальное образование может приобрести, например купить, земельный участок, находящийся за пределами территории муниципального образования. Точно так же субъект РФ или непосредственно Российская Федерация могут передать безвозмездно в собственность муниципального образования любой участок, в том числе и находящийся за пределами его границ. Передача земельных участков в муниципальную собственность в городах Москве и Санкт-Петербурге регулируется их собственными законами, ими может быть предусмотрена и возмездная передача земельных участков. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 1 ст. 15З КРФ).

    Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, составляют государственную собственность. В соответствии с действующим законодательством государственная собственность подлежит разграничению на:

    федеральную;

    собственность субъектов РФ;

    муниципальную.

    В литературе отмечают, что до разграничения государственной собственности можно говорить лишь о презумпции публичной собственности, т.к. эти земли еще никому не принадлежат: ни РФ, ни субъектам, ни муниципальным образованиям.

    Процесс разграничения государственной собственности на землю - это процесс безвозмездной передачи земельных участков, не находящихся в частной собственности, на основании федеральных законов, Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям, как публичной власти.

    Можно выделить 3 этапа развития отношений по разграничению государственной собственности:

    1. до принятия ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю от 17 июля 2001г. №101-ФЗ. Основной правовой формой разграничения государственной собственности на землю стали договоры РФ с субъектами. Но признание договоров основной формой разграничения исключало возможность принятия таких федеральных законов, как Лесной кодекс РФ, которым все земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.

    2. период действия ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 №101-ФЗ. Законом не была реализована концепция разграничения по нескольким причинам, главные из которых сложность и длительность процедуры разграничения, а также низкий уровень кадастрового учета земельных участков.

    С 1 июля 2006 года начался третий этап развития отношений по разграничению. Процедура разграничения государственной собственности на землю упрощена путем оформления прав РФ на основании федерального закона.

    Статья 3.1. ФЗ от 25.10.2001г. №137-Ф3 «О введении в действие ЗК РФ» устанавливает, что к федеральной собственности относятся:

    Земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ;

    Земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

    Иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

    Таким образом, правоустанавливающими документами на земельный участок являются правоустанавливающие документы на здания, строения, сооружения, документы о предоставлении земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования.

    При этом права публичных собственников на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю считается уже возникшими 1 июля 2006 года без факта государственной регистрации.

    11. Права на земельные участки лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

    Иные вещные права, кроме собственности, называют также ограниченными вещными правами.

    Основные виды права землепользования физических и юридиче­ских лиц, предусмотренные законодательством, следующие: постоянное (бессрочное) пользование землей; пожизненное наследуемое владение землей; безвозмездное срочное пользование землей; аренда земель; сервитута.

    Право пожизненного наследуемого владения земельным участком – это право гражданина владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, которое передается по наследству.

    Владелец вправе возводить на участке здания, строения, сооружения, приобретая на него право собственности.

    С введением Земельного кодекса РФ земельные участки не предоставляются на праве пожизненного наследуемого владения и распоряжение земельным участком принадлежащим на этом праве не допускается.

    Пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным учреждениям, казенным предприятиям и государственным и муниципальным органам власти . Статьей 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» предусмотрено, что юридические лица обязаны переоформить право постоянного бессрочного пользования на право собственности или право аренды до 01.01.2010г.

    П.4 ст.20, п.2 ст.21 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

    В соответствии со ст.24 ЗК РФ безвозмездное срочное пользование могут быть предоставлены земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, только

    Государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, на срок не более 1 года;

    Религиозным организациям, имеющим на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, земельные участки, на которых они расположены, а также для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов на срок строительства этих зданий, строений, сооружений;

    Работникам организаций отдельных отраслей экономики (транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков), в виде служебного надела.

    Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций в безвозмездное срочное пользование, на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

    Сервитут - это право ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости. Сервитут - вещное право. В сервитутном правоотношении одна сторона является управомоченной, другая - обязанной. Управомоченное лицо имеет право пользования имуществом обязанной стороны. Право владения, а также распоряжения вещью лицу, у которого имеется право на сервитут нет. В соответствии с п.2 ст.275 ГК РФ сервитут не может быть самостоятельным предметом договора купли-продажи, залога, и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения которого сервитут установлен. Существует два вида сервитутов: частный и публичный.

    Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством на основании соглашения.

    Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний, для различных целей. Сервитут может быть срочным и постоянным. Согласно п.9 статьи 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

    Право аренды

    Право аренды возникает на основании договора аренды, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

    На стороне арендатора может выступать любое физическое или юридическое, включая иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц (за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ). Арендодателями могут быть только собственники земельных участков.

    Таким образом, право аренды - это право временного владения и /или пользования чужим имуществом. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного земельного участка являются его собственностью.

    Разграничение государственной собственности в РФ осуществляется в соответствии с рядом положений Конституции, ФЗ отраслевого значения. Вместе с этим определенное влияние на данную сферу оказывают указы президента, постановления правительства, а также правила, распоряжения, положения, инструкции и прочие акты, принимаемые исполнительными органами. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет разграничение государственной собственности на землю.

    Конституционные положения

    Понятие государственной собственности на землю, а также правила ее оборота установлены в ряде положений Основного Закона. К ним, в частности, относят:

    • Ст. 72, п. 1, подп. "г". В нем сказано, что разграничение государственной собственности находится в общем ведении страны и ее субъектов. В соответствии с этим издаются законопроекты и принимаются на их основании прочие нормативные акты. При этом последние не должны находиться в противоречии с ФЗ. При несоответствии действует ст. 76 Конституции.
    • Ст. 35, п. 3. Его положения говорят о невозможности лишения кого бы то ни было его имущества, кроме как по судебному решению. Принудительное отчуждение в пользу государства допускается с соблюдением определенных условий. В частности, должно быть обеспечено равноценное и предварительное возмещение. Что касается рассматриваемой темы, то право государственной собственности на землю не должно ущемлять интересы юридических лиц и граждан – владельцев наделов.

    Отраслевое законодательство

    Основным нормативным актом в данной сфере выступает Гражданский кодекс. В нем регламентируются основания, в соответствии с которыми появляются обязанности и возможности, юридический статус лиц и общественных образований, приводится определение недвижимых объектов. Кроме того, Гражданский кодекс устанавливает правила по государственной регистрации, регулирует право собственности. В нем содержатся и прочие нормы, имеющие значение в рассматриваемой сфере.

    Порядок разграничения государственной собственности: общие сведения

    Он предусматривает проведение работ достаточно значительного объема. В рамках рассматриваемой темы он включает в себя мероприятия по землеустройству, а также кадастровый государственный учет участков. Данные работы регулируются ФЗ № 28 и № 78.

    Определяя государственные участки земли, основания для внесения их в соответствующий перечень, следует учитывать также и другие законы. Это, в частности, ФЗ № 40, № 79, № 126. В них в том или другом виде была провозглашена федеральная собственность на земли. Здесь следует иметь в виду, что при наличии противоречий между принятыми ранее ФЗ и Конституцией, приоритет будут иметь положения последней. Основное обеспечение взаимодействий в рамках рассматриваемой сферы осуществляется положениями, которые содержит Земельный кодекс РФ. Особое значение в нем имеют нормы по категориям наделов и их составу.

    Субъект государственной собственности на землю

    В качестве него может выступать:

    • Муниципальное образование.
    • Российская Федерация.
    • Отдельный регион.

    К указанным категориям применяются нормы, в соответствии с которыми определяется участие организаций (юр. лиц) в отношениях, регулируемых ГК, если иное не следует из закона или особенностей этих субъектов. Основные предписания содержатся в ст. 125. Согласно ей, от имени субъектов и самой Российской Федерации посредством своих действий могут осуществлять и приобретать личные неимущественные и имущественные обязанности и права, а также выступать в судебных заседаниях органы госвласти в рамках своей компетенции. Она устанавливается актами, которые определяют юридический статус данных институтов.

    От имени муниципального образования приобретать и реализовывать гражданские обязанности и права могут органы территориального самоуправления в границах своей компетенции. Она также определяется соответствующими актами, устанавливающими их юридический статус. В качестве первой категории субъектов права, для которых наличие земельных наделов является основанием для отнесения их к принадлежности Российской Федерации, выступают органы государственной и территориальной власти. Во вторую группу входят унитарные предприятия, муниципальные учреждения, а также прочие некоммерческие организации. Последние должны быть сформированы органами госвласти РФ.

    Регистрация

    Согласно ст. 2, п. 1 Закона неразграниченная государственная собственность на землю перестает быть таковой после ее регистрации в соответствии с законодательством. Под ним, в частности, понимается в первую очередь ГК. Также общие положения предусмотрены в ФЗ, регламентирующем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и совершаемых с ним сделок. Предписания содержатся и в нормативных актах, принятых на его основании.

    Юридические последствия

    Они возникают сразу после того, как установлена государственная собственность на землю муниципального образования, Российской Федерации или ее регионов. Юридические последствия имеют особое значение в системе регулирования отношений в рассматриваемой сфере. Так, Земельный кодекс РФ определяет, что каждое публичное образование управляет и распоряжается только теми наделами, которые ему принадлежат по закону. Это прописано в ст. 29, ст. 11, п. 2, ст. 10, п. 2, ст. 9, п. 2.

    Кроме того, государственная собственность на землю подразумевает возможность публичного образования определять величину арендной платы, правила, сроки и условия ее внесения. Это также относится только к тем наделам, принадлежность которых имеет юридическое обоснование.

    Документы

    Государственная форма собственности на землю, как, впрочем, и частная, должна быть зарегистрирована. Это должны подтверждать соответствующие документы. Их приблизительный список определен в ст. 17 ФЗ, регламентирующем госрегистрацию права на недвижимость и сделок с ней. Кроме того, перечень документов во многом опирается на ст. 8 ГК. Она, в свою очередь, устанавливает основания для возникновения гражданских обязанностей и прав.

    Перечни

    Они выступают в качестве основной категории в приведенном выше законе, регламентирующем регистрацию и разграничение государственной собственности на землю. Перечни подготавливаются уполномоченными исполнительными (федеральными) органами. Далее они согласовываются соответствующими подразделениями государственной, муниципальной и региональной власти. После этого они утверждаются Правительством. Пройдя все эти этапы согласования и утверждения, перечни становятся основаниями, в соответствии с которыми регистрируются государственные земли. В статьях 3-5 Закона содержатся обоснования для внесения наделов в списки. По сути, в этих положениях определены критерии, по которым выполняется разграничение государственной собственности на землю.

    Категории и подкатегории

    Они являются основой системы критериев, по которой государственные земли относятся к той или иной группе. Их условно классифицируют следующим образом:

    • Подкатегории и категории земель, наделы в которых отнесены исключительно к собственности какого-либо публичного образования или их группы. То есть местность принадлежит или муниципальному формированию, или Российской Федерации, или региону.
    • Подкатегории и категории земель, наделы в которых могут быть отнесены исключительно к собственности различных публичных образований на основании условий, определенных Законом. Это положение регулируется ст. 3 абз. 3, 4; ст. 4, п. 1, абз. 3, 5; ст. 5, п. 1, абз. 3, 4.

    Ст. 3 Закона устанавливает основания для внесения наделов в перечни земельных участков, в отношении которых образуется право собственности у Российской Федерации.

    Классификация

    В абзаце 2 ст. 3 Закона предусмотрено четыре подкатегории и категории земель, участки в которых должны быть отнесены к собственности государства. К ним, в частности, относят:

    • Лесной фонд.
    • Земли безопасности и обороны.
    • Особо охраняемые природные территории.
    • Водный фонд, занятый объектами, на которые установлена федеральная собственность.

    В ст. 3, абз. 3, 4 выделены пять подкатегорий и категорий. К ним, в частности, относят земли:

    • Промышленности, энергетики, космического обеспечения и информатики, телевидения, связи, радиовещания, транспорта и так далее.
    • Сельскохозяйственного назначения.
    • Водного фонда и запаса.
    • Историко-культурного, рекреационного и природоохранного значения.
    • Населенных пунктов.

    В перечне разновидностей недвижимого имущества, который предусмотрен законодательством, особое значение с точки зрения рассматриваемого Закона отдается сооружениям и зданиям. Право собственности на них, которое имеет Российская Федерация, выступает основанием для отнесения соответствующих местностей в списки тех, которые принадлежат РФ. Правила внесения таких наделов в списки установлены в ст. 3, абз. 3. Согласно ему, включение земельного участка в перечень осуществляется на основании подтверждения нахождения данной недвижимости в собственности РФ.

    Унитарные предприятия

    Под данной категорией субъектов права следует понимать вид юридических лиц –организации коммерческого типа. Данное определение установлено в ГК. Форма унитарных предприятий может использоваться только для муниципальных и государственных учреждений. Такие коммерческие организации, согласно ст. 113-115 ГК, имеют в своем распоряжении определенное имущество, которое закрепляется за ними. При этом права собственности на него они не имеют.

    По смыслу абзаца 3, в качестве основания для включения соответствующих земельных наделов в перечни участков, на которые у Российской Федерации появляется право собственности, может выступать только решение о его предоставлении органу государственной, территориальной власти, а также унитарному предприятию, учреждению и любой другой некоммерческой организации, созданной указанными институтами. Данное положение принято 12 июня 1990 года и действует по настоящее время.

    • Нахождение на данных наделах недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации.
    • Присутствие приватизированной недвижимости, которая до этого была в собственности государства.

    Как гласит ст. 103 ЗК, к территориям запаса относят наделы, которые принадлежат Российской Федерации и не предоставлены организациям и гражданам для пользования. Исключение составляют территории фонда перераспределения. Он формируется согласно ст. 80 Земельного кодекса.

    Суть статьи 4

    Она устанавливает основания для включения наделов в перечни категорий, которые переходят во владение Российской Федерации после того, как было проведено разграничение государственной собственности на землю. В данной статье, в отличие от абз. 2 ст. 3, предусматривается три подкатегории и категории территорий. Наделы, входящие в их состав, должны быть отнесены к собственности регионов страны. В данную группу входят земли:

    • Природных территорий, находящиеся под особой охраной.
    • Водного фонда, на которых располагаются объекты собственности регионов страны.
    • Фонда перераспределения.

    Разъяснения к статье 5

    В ее положениях устанавливаются основания, в соответствии с которыми осуществляется внесение территорий в перечни земельных участков, в отношении которых возникает право собственности у муниципальных образований. В абзаце 2, пункта 1 предусмотрено только две подкатегории и категории наделов, части в составе которых, безусловно, должны принадлежать публичным формированиям. К ним относят земли:

    • Территорий муниципального значения, находящихся под особой охраной.
    • Водного фонда, на которых располагаются водные объекты, относящиеся к собственности местных органов власти.

    В заключение

    Любые продолжительные и сложные правовые, политические и экономические процессы, к которым, несомненно, относится и разграничение собственности на землю, не могут проходить совершенно бесконфликтно. Возникновению разнообразных споров и коллизий между участниками взаимодействий в рамках рассматриваемой сферы способствуют недостатки законодательной базы, многообразие пересекающихся интересов публичных образований, объективная новизна проблем. Предполагая возникновение конфликтов, в статье 7 законодатель определил основные методы их разрешения. В частности, это применение согласительных процедур и обращение в судебные инстанции.

    В соответствии с законодательством РФ, государственная собственность на землю может разграничиваться между федеральными, региональными и муниципальными субъектами. Каким образом осуществляется данная процедура? Какие законы регулируют правоотношения, которые ей соответствуют?

    В чем заключается сущность разграничения государственной собственности на землю?

    Такой процесс, как на землю, является традиционно одним из самых сложных не только с точки зрения формирования и применения норм правового регулирования, но и в плане влияния на социально-экономические процессы. Особенно остро те вопросы, которые характеризуют соответствующее разграничение, встают в случаях, когда речь идет о необходимости определения конкретных полномочий органов власти в части управления землями, а также определения компетенций иных субъектов права, например муниципалитетов, которые по закону должны осуществлять деятельность по управлению территориями независимо от государственной власти.

    Что же это за процесс — разграничение государственной собственности на землю? Он представляет собой установленный законодательством РФ порядок передачи различных земель в собственность:

    • федеральных органов власти;
    • субъектов РФ;
    • местной власти.

    Факт распределения территорий фиксируется в момент издания некоторым уполномоченным органом решения о предоставлении того или иного земельного участка в собственность какого-либо субъекта. На основании соответствующего решения могут оформляться различные например свидетельство о праве собственности.

    Как правило, разграничение государственной собственности на землю осуществляется в том случае, если сведения о территории отражены в кадастре. Каким образом можно ознакомиться с данной информацией? Для этого используется такой ресурс? как публичная кадастровая карта. Изучим ее особенности подробнее.

    Использование публичной кадастровой карты: нюансы

    Рассматриваемый ресурс расположен на сайте Росреестра. Он был создан во многом по причине необходимости предоставления гражданам и организациям возможности получать актуальные сведения как раз-таки по землям, которые были разграничены в установленном законом порядке, или же по территориям, которые в рамках тех или иных правоотношений должны были распределяться.

    Примечательно, что публичная кадастровая карта Росреестра не предоставляет сведений о собственниках тех или иных участков. Но она позволяет удостовериться в том, что участок зарегистрирован в государственном реестре в определенных границах, а также в том, что на нем разрешены те или иные виды деятельности.

    Пользование рассматриваемой картой позволяет, прежде всего, экономить время, которое до появления соответствующего ресурса гражданам и организациями часто приходилось тратить на взаимодействие непосредственно с территориальным представительством Росреестра по вопросам определения границ и статуса различных участков.

    Стоит отметить, что возможно осуществление правоотношений между органами власти и иными субъектами и в том случае, если права собственности не отражены в соответствующих реестрах. Возможно также распоряжение участками, которые не разграничены в установленном порядке. Изучим данный аспект подробнее.

    Правоотношения при отсутствии разграничения государственной собственности на землю: нюансы

    Итак, если разграничение государственной собственности на землю не осуществлено, то распоряжение соответствующими участками все же возможно. В общем случае оно осуществляется власти. Кроме того, в случае если располагаются в населенных пунктах, которые имеют статус административного центра либо столицы субъекта РФ, то распоряжение ими осуществляется муниципалитетами, если иное прямо не предписывается законодательством на уровне регионов. В свою очередь, в субъектах РФ могут приниматься законы, в соответствии с которыми неразграниченная государственная собственность на землю будет находиться в распоряжении исполнительных структур власти в регионах.

    Как отмечают юристы, не всегда передача полномочий, связанных с распоряжением участками в данном случае, может сопровождаться передачей функций владельца тех или иных территорий. Таким образом, земельные участки, имеющие статус неразграниченной собственности, могут быть объектом правоотношений. Кроме того, даже в тех случаях, когда право собственности на соответствующие территории не зарегистрировано, то распоряжение ими тем не менее может быть осуществлено. Например, в контексте правоотношений купли-продажи или же аренды.

    Также следует иметь в виду, что полномочия по управлению земельными участками, не имеющими статус разграниченных, могут выражаться в передаче тому или иному субъекту какой-либо управленческой функции, не всегда сопровождающейся приобретением данным субъектом права собственности на соответствующую территорию.

    То, каким образом разграничиваются государственные земли, регулируют определенные нормы права. Изучим их особенности.

    Разграничение собственности на землю: нормативное регулирование

    В 2002 году российские власти приняли федеральный закон, в соответствии с которым были определены критерии классификации земельных участков на те, что относятся к собственности федеральных, региональных, а также муниципальных субъектов. Кроме того, было принято постановление правительства, в соответствии с которым утверждались правила подготовки, а также согласования перечней территорий, на которые у федеральных, региональных или муниципальных структур могло появляться предусмотренное законом право собственности.

    Как отмечают юристы, данные правовые акты практически не функционировали, поскольку предусмотренные ими процедуры разграничения собственности на землю характеризовались сложностью, а также длительностью. В частности, субъектам, вступающим в земельные отношения, необходимо было прежде всего уделять значительное время подготовке перечня территорий. Данные документы впоследствии нужно было отправлять в правительство РФ, а затем дожидаться их проверки и последующего вынесения распоряжения со стороны властей. Регистрация собственности осуществлялась на основании такого источника права, как государственный акт на землю, издаваемый правительством РФ. При этом для каждого участка, включенного в перечень, создавалось дело, в котором присутствовали различные документы, удостоверяющие обоснованность внесения соответствующей территории в список. На практике данная процедура могла занимать порядка 7-9 месяцев.

    Отмеченные недостатки законодательства, в соответствии с которым разграничивались федеральная государственная собственность на землю, региональная, а также муниципальная, была призвана устранить реформа, в рамках каковой был принят новый закон. Речь идет о нормативном акте, посредством которого законодатель внес определенные изменения в Земельный кодекс РФ, а также в законы, регулирующие государственную регистрацию недвижимости. Соответствующий источник права вступил в силу в 2006 году и отменил тот, что был принят в 2002-м.

    В соответствии с новым законом земли, находящиеся в государственной собственности, стало возможно разграничивать в упрощенном порядке. Если говорить о поправках в действовавшие источники права, то можно отметить, что была прежде всего уточнена норма, отраженная в законе о регистрации прав на недвижимость, в соответствии с которым осуществлялось внесение сведений о разграничиваемом участке в государственные реестры.

    Таким образом, основные источники права, регулирующие процесс, о котором идет речь, — Земельный кодекс РФ, а также основной нормативный акт, регулирующий государственную регистрацию прав на недвижимость и имеющий статус федерального закона.

    Рассмотрим теперь ключевые положения данных источников права подробнее. Так, можно изучить то, какие документы используются в правоотношениях, в рамках которых разграничиваются те или иные виды государственной собственности на землю.

    Регистрация прав собственности на участок: документы

    Главный документ, на основании которого осуществляется распределение территорий между теми или иными субъектами, заявление, составляющееся исполнительным органом власти на том или ином уровне, муниципалитетом либо сторонним лицом, которое имеет на то полномочия, например в силу поручения. Данный источник должен отражать основание для возникновения права у федерального, регионального или муниципального органа власти на владение тем или иным земельным участком. Это фиксируется в документах, которыми нужно дополнять отмеченное заявление. Их перечень фигурирует в отдельном постановлении правительства.

    Так, в случае если основание для оформления права собственности наличие на участке объекта недвижимости, который на законных основаниях принадлежит тому или иному субъекту, то в компетентный орган власти необходимо направить правоустанавливающие документы на здание. Также могут понадобиться результаты государственной кадастровой оценки земель, отраженные в специальном плане, который подтверждает факт расположения объекта недвижимости на определенной территории.

    В общем случае законы РФ не подразумевают дополнения указанных источников какими-либо иными. Данные перечни — при условии комплектности документов - можно рассматривать как исчерпывающие.

    Законы РФ, регулирующие распределение земельных участков на принадлежащие федеральным, региональным или муниципальным органам власти, определяют условия отнесения территорий к владениям того или иного субъекта. Рассмотрим данный нюанс подробнее.

    Условия распределения земель

    В соответствии с положениями Земельного кодекса России, условиями отнесения тех или иных участков к собственности федеральных, региональных или муниципальных субъектов могут быть:

    • расположение на соответствующих территориях зданий, которые принадлежат тем или иным структурам на праве собственности;
    • предоставление участков конкретным органам власти, государственным или муниципальным предприятиям, НКО.

    Кроме того, законодательством могут быть определены иные условия осуществления правоотношений, о которых идет речь.

    Следующий важнейший аспект реализации положений источников права, регулирующих то, как должна распределяться федеральная государственная собственность на землю, региональная или же муниципальная, — критерии отнесения территорий, собственно, к тем, что должны принадлежать к госструктурам, а также передающимся муниципалитетам.

    Какие территории могут быть в федеральной собственности?

    Высший уровень государственной власти в РФ — федеральный. В соответствии с положениями Земельного кодекса, к федеральным могут быть отнесены следующие виды государственной собственности на землю:

    • участки, занятые зданиями и сооружениями, что принадлежат федеральным структурам на праве собственности;
    • площади, что предоставлены государственным органам, их территориальным представительствам, госпредприятиям, а также НКО, которые образованы соответствующими структурами власти;
    • участки, находящиеся в постоянном пользовании Академиями наук, а также подчиненных им структур — в случае, если их передача была осуществлена до вступления в силу отдельных источников права, регулирующих статус данных научных учреждений;
    • территории, которые переданы в аренду предприятию «Российские автомобильные дороги» компетентным органом власти.

    Следующий уровень власти в РФ — региональный. Соответствующие органы также могут получать земельные участки.

    Какие территории могут быть в региональной собственности?

    На уровне регионов государственной собственностью являются земли — в случае их передачи субъектам власти в установленном законом порядке - следующих категорий:

    • участки, здания и сооружения, которые принадлежат региональным властям на праве собственности;
    • территории, которые переданы государственным органам в субъектах РФ, предприятиям или НКО, образованным на региональном уровне;
    • участки, относящиеся к сельскохозяйственным землям, которые заняты дорогами, различными коммуникациями, насаждениями в целях защиты территорий от негативного воздействия, а также водными объектами — исключая участки соответствующего назначения, что принадлежат федеральным, муниципальным структурам, гражданам или организациям.

    Можно отметить, что передача земель в собственность РФ осуществляется на основе применения норм, установленных как для федеральных, так и региональных органов власти: юрисдикция конкретных положений законодательства распространяется на территории, на которых расположены те или иные объекты в пределах площади городов федерального значения.

    Следующий уровень власти в РФ — муниципальный. Структуры, которые ему соответствуют, также могут получать земельные участки.

    Какие территории могут быть в

    Итак, мы рассмотрели, в каких случаях государственной собственностью являются земли — при условии их разграничения в предусмотренном законом порядке на федеральном или региональном уровне. В свою очередь, муниципалитеты по закону функционируют независимо от госструктур.

    При разграничении государственной собственности на землю в собственность местных органов власти могут быть переданы:

    • участки, которые заняты зданиями и сооружениями, принадлежащими муниципалитетам;
    • территории, которые предоставлены местным органам власти, муниципальным предприятиям или НКО, созданным на соответствующем уровне.

    Передача земель и действие прежнего законодательства

    Следует отметить, что Земельный кодекс отдельно регулирует то, каким образом государственная собственность разграничивается, если участники соответствующих правоотношений приобрели земли в соответствии с нормами права, действовавшими до 2006 года. В этом случае изданные ранее правительством РФ акты, удостоверяющие перечни участков, на которые у федеральных, региональных или муниципальных властей возникало право владения, следует рассматривать в качестве оснований для осуществления государственной регистрации права собственности на соответствующие территории.