Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Сенатусконсульты. Конституции. Виды конституций

    Сенатусконсульты. Конституции. Виды конституций

    Можно вывести четыре основные формы конституций, которые издавались в эпоху принципата:

    · эдикты - общие распоряжения (отличие от эдиктов магистратов в том, что в последних содержались программы деятельности, в то время как императорские эдикты включали в себя постановления, обязательные для всех должностных лиц и населения);

    · декреты - решения по судебным делам;

    · рескрипты - ответы на вопросы, адресованные к императорам;

    · мандаты - указания для чиновников по административным и судебным вопросам.

    В период домината основной формой закона остается императорский эдикт, поскольку мандаты перестают издаваться, а декреты и рескрипты имеют силу лишь в отдельных случаях.

    Принцепс (лат. princeps – первый) как законодатель приходит на смену народу. Римляне обосновывали власть императора, его право издавать законы тем, что сам народ посредством особого закона о власти принцепса переносит на него всю свою власть. Принцепс пожизненно воплощает в себе волю народа.

    Различалось несколько видов императорских конституций:

    · эдикты – нормы общего действия. Они выставлялись на побеленных деревянных досках у резиденции принцепса;

    · декреты – судебные решения, обычно в ответ на апелляцию на решения судов низших инстанций;

    · рескрипты – ответы на запросы должностных и частных лиц;

    · мандаты – общеобязательные указания чиновникам, которые вышли из употребления.

    Конституции римских императоров у римских юристов общее название различных видов императорских предписаний, получивших значение источников права в период принципата и империи. Главным из этих видов является императорский эдикт, издававшийся в силу общего императору с другими магистратами jus edicendi, действовавший как и все другие эдикты, лишь во время жизни императора и отличавшийся от них только тем, что имел целью не столько устанавливать правовые нормы, сколько обеспечивать приведение их в исполнение. Последней чертой эдикт стоит близко к другому виду – мандату или инструкции чиновникам и управителям провинций относительно порядка и способа разрешения разного рода вопросов и юридических казусов.

    Мандаты, подобно эдиктам, имели силу лишь во время жизни издавшего их императора и должны были быть возобновлены его преемником, если была нужда в сохранении их предписаний. Другие два вида конституции составляют проявления судебной деятельности императора и дают аутентическое толкование действующего права. Из них декреты, подобно преторским актам того же имени, являются непосредственными судебными решениями императора в качестве первой инстанции или по апелляции к нему на решение низшего суда, а рескрипты или ответы императора на вопросы, обращенные к нему магистратами или тяжущимися сторонами по поводу встречавшихся затруднений в разрешении спора, очень сходны с обязательными для судьи ответами юристов, имевших так назыв. jus respondendi. Право частных лиц на обращение к императору с такого рода вопросами, совершавшееся путем подачи просьб (libelli, praeces, supplicationes), устанавливается со времени Адриана. Чиновники имели его и раньше; их просьбы носили название relationes, consultationes, suggestiones. Ответы императора выражались либо в особом письме (epistola – форма, употреблявшаяся по преимуществу в ответ на просьбы чиновников), либо прямо на самой просьбе, в subscriptio (обычно на просьбах частных лиц). Ни один из всех этих видов императорских конституций не является выражением законодательной власти императора, которой у него на первых порах и не было, по характеру установления и первоначальной формы империи.


    Окончательное разграничение между этими видами конституции так и не состоялось. Юристы, поэтому, стали делить К. не по форме их издания, а по содержанию . Общие конституции (С. generales) обнимали нормы, общеобязательные для всех, личные конституции (С. personales) – обязательные лишь для данного рода лиц и дел. Различение общих и личных К. было, однако, делом чрезвычайно трудным. В IV в. появляется новый вид конституции, внесших еще новое осложнение в их состав: так назыв. leges и sanctiones pragmaticae или просто pragmatica , занимавшие середину между рескриптами и эдиктами. Они выдавались и по просьбе частных лиц, но большей частью по просьбе и на имя корпораций, городских общин и т.п.

    Потребность объединения многочисленных и разбросанных императорских конституций стала иметь политическое значение после разделения империи на две половины в конце III века Объединение должно было символизировать единство права при политическом разделении государственного аппарата. Однако кодификация была произведена частными лицами, поскольку правительство не проявило такой инициативы.

    В классический период истории римского права возникла тройная система источников права : цивильное право, "преторское право" и "право народов". Акты императорской власти: эдикты, рескрипты, декреты, мандаты.

    В III веке до н.э. - III веке н.э. формально продолжали действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в VI веке н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана). Глубокое уважение римлян к своим правовым традициям и особенно благоговейное отношение к Законам XII таблиц не позволяли им открыто отказаться от этого исторического памятника. Но существенные изменения в экономической и политической жизни Рима сделали необходимым фактический отказ в повседневной правовой практике от устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом. Возникла насущная необходимость в создании новых форм правотворчества, более гибких и позволяющих учитывать меняющиеся общественные условия.

    На новом этапе истории римского права его наиболее характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом (по-прежнему уважаемым, но все менее применяемым) вырастают две новые и совершенно самостоятельные правовые системы: "преторское право" (jus praetorium) и "право народов" (jus gentium). Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме возникла сложная (по сути дела - тройная) система источников права.

    Вступая в должность, претор обнародовал свой эдикт, где содержались юридические формулы, с помощью которых он намеревался поддерживать порядок и вершить суд. Эти формулы существенно отклонялись от норм цивильного права, хотя формально претор должен был действовать в его рамках. Положения, которые содержались в эдиктах, сами не имели силу закона, но были обязательными, поскольку поддерживались преторской властью. Сам претор был обязан следовать своему эдикту, срок действия которого истекал через год. Приходящий ему на смену претор, как правило, лишь несколько изменял эдикт своего предшественника, внося в него новые положения (edictum novurn) и отбрасывая устаревшие. Но поскольку основная часть эдикта сохранялась (edictum tralaticium), преторское право, наряду с гибкостью и приспособляемостью, характеризовалось определенной преемственностью и стабильностью.

    Особую роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора перегринов, должность которого была учреждена в 242 году до н.э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права. В своем правотворчестве (при издании эдикта) он обладал большой свободой усмотрения, мог в своих правоположениях ссылаться на "справедливость" (aegitas) или на "естественный разум" (naturalis ratio). Созданное преторами перегринов "право народов" было не международным, а внутригосударственным, т.е. римским правом, причем его наиболее развитой и совершенной частью.

    С установлением империи постепенно изменилось и положение преторов в политической системе Рима. Формально преторы сохраняли право на издание эдикта, но их активное правотворчество приходило в противоречие с растущим самовластием императоров. Поэтому уже в первые века нашей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Таким образом, содержание эдикта становилось неизменным, и он не порождал новых норм права. В связи с этим император Адриан решил кодифицировать преторское право, поручив эту работу известному юристу Юлиану (между 125 и 138 гг. н.э.). Составленный последним эдикт (известный как эдикт Юлиана) был официально одобрен сенатус-консультом и получил название "вечного эдикта" (edictum perpetuum). Он стал обязательным для всех последующих магистратов. С этого времени преторский эдикт по сути дела застывает и перестает быть источником новых правовых норм.

    Уже в первые годы империи падает значение народных собраний, которые к концу I в. н.э. крайне редко принимали новые законы, а затем вообще лишились этого права. При императорах вновь выросло значение сенатус-консультов, которые в предшествующий период (в эпоху поздней республики) не обладали правовой силой. В первой половине I в. н.э. сенатус-консульты обычно не имели санкций, но они приобретали обязательную силу благодаря эдикту претора. Но Адриан вновь вернул сенату законодательную власть, и сенатус-консульты стали выступать в качестве закона. Роль их как источника права возросла, поскольку они составлялись от имени принцепса и часто назывались по его имени.

    Постепенно укреплялась и расширялась и самостоятельная законодательная власть императоров. Первоначально императорские законы (конституции) рассматривались как результат делегации власти со стороны народных собраний, но во II в. н.э. юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законодательную власть императорам. К этому времени законодательство императоров превращается в важнейший источник права. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдельной провинции.

    Акты императорской власти (конституции ) делились на следующие основные виды:

    1) Эдикты - общие положения, основанные на власти "империум", а поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

    2) Рескрипты - ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правовым вопросам.

    3) Декреты - решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.

    4) Мандаты - инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.

    Первоначально конституции императоров касались лишь вопросов публичного порядка (организации администрации, преступлений и т.п.), но постепенно они все более и более охватывали все сферы правового регулирования. Многие выработанные в императорскую эпоху формы правовых актов оказали впоследствии большое влияние на законодательную технику средневековых монархий.

    С оформлением в государственно-политической культуре единоличной верховной власти, впоследствии монархической, источником права стали и издаваемые государем, монар­хом, императором постановления ( constitutiones ). Отражая содержание переданной государю власти (см. II .4), эти постановления считались име­ющими высшую правовую силу наравне с законами. Постановления имели несколько видов, существенных не только в формальном, но и в содержательном отношении.

    Эдикт , или указ , ( edictum ) считался актом, изданным государем как высшим должностным лицом; в нем могли правоустанавливаться все нормы, отнесенные к компетенции вообще всех магистратов государства - т.е. как в сфере публичного, так и частного права. Поручение , или мандат, ( mandatum ) содержало инструкции должностным лицам, как пра­вило, в отношении правоприменения; главным образом эти акты касались юрисдикции наместников и преторов, соответственно в них рассматри­вались самые разнообразные вопросы по преимуществу уголовного или частного права. Рескрипт ( rescriptum ) был ответом императора на право­вые запросы частных или должностных лиц. В первом случае ответ пред­ставлял простую резолюцию на прошении, написанную самим государем. Во втором - ответ на запрос магистрата составлялся в виде особого письма и имел специальное наименование epistola . Аналогичный ответ на запрос общины, города или корпорации квалифицировался как «прагматическая санкция». Декрет ( decretum ) был судебным решением государя по конкретному делу, имевшим по правилам аналогии распространительное значение. Его содержание предопределялось судебными полномочиями монарха как высшего судьи государства.

    По силе своего действия постановления государя подразделялись на всеобщие ( c . generales ) и индивидуальные ( c . personales ). Первые имели значение наравне с законами, в строгом смысле к ним относились только эдикты и мандаты. Но с прекращением власти государя (его кончиной и т.д.), подразумевалось, эти акты теряли юридическую силу. Вторые - рескрипты и декреты - как правило, адресовались конкретному лицу или ситуации; но действие их считалось постоянным для права.

    Источники римского частного права - это способы (формы) выра­жения, закрепления и существования норм римского частного права. Виды источников римского частного права: « обычное право; » законы народных собраний;

    постановления сената (сенатусконсульты);

    эдикты магистратов (включая преторские);

    * конституции императоров (эдикты, рескрипты, мандаты, декреты); » деятельность юристов.

    По кругу субъектов, на которых распространялось римское част­ное право, можно выделить:

    * источники цивильного права; » источники преторского права.

    Обычное право - это совокупность правил поведения (обычаев), которые сложились в Древнем Риме в результате их многократного традиционного применения и были санкционированны государством.

    В отличие от простого обычая обычное право признается государ­ством и им же защищается. Обычное право является самой древней формой образования и выражения римского права (священное пра­во - fas). Различались обычаи: предков, обычной практики (usus), жрецов и магистратов. Самым древним памятником обычного права Древнего Рима являются Законы XII таблиц (450 г. до н. э.).

    Законы народных собраний и постановления сената. Развитие Древнего Рима потребовало более определенных и динамичных форм правообразования. На место обычного права пришел закон - «писаное право» (древние царские законы послужили основой для jus - свет­ского права).

    В республиканский период (до I в. н.э.) все законы принимались только народным собранием и именовались «leges» (например lexAqui-lia - Аквилиев закон).

    В эпоху принципата народные собрания потеряли былое значение, и законы стали издаваться сенатом («сенатусконсульты»). По суще­ству же это были распоряжения императора, утвержденные на заседа­нии сената.

    Эдикт магистрата - это специальный акт, который издавался магистратом (консул, трибун, президы) при вступлении в должность. Особое значение имели эдикты магистратов, которые ведали судеб­ными делами (преторы). Цивильное право действовало только в отно­шении римских граждан. Однако в связи с тем, что со временем рим­ляне все больше стали вступать в деловые контакты с негражданами Рима, возникла необходимость в правовом регулировании данных от­ношений. Это достигалось путем издания специального акта особым должностным лицом Древнего Рима - претором (при вступлении его в должность сроком на один год). Совокупность данных эдиктов (пре­торские иски, а также особые средства защиты) и образовывала преторское право. В 143 г. был принят edictum perpetuum («постоянный эдикт»), разработанный известным юристом Юлианом.

    Со временем эдикты преторов стали применяться и в тех случаях, когда старое цивильное право уже не могло должным образом справед­ливо урегулировать те или иные общественные отношения. Формально претор не имел права ни отменять, ни изменять положения старого права, однако претор мог лишить силы то или иное положение старого права и таким образом фактически ввести новое. К концу III в. раз­личие между цивильным и преторским правом практически исчезло.

    Конституции императора. Окончательное укрепление император­ской власти привело к тому, что законом стало считаться только еди­ноличное распоряжение императора (конституции).

    Различают четыре вида императорских конституций:

    эдикты - общие распоряжения-императора ко всему населению;

    рескрипты - ответы императора по отдельным вопросам и хода­тайствам;

    мандаты - инструкции императора должностным лицам;

    * декреты - решения императора по судебным делам.

    Тренировочный комплект заданий, представленный на этой странице, поможет учащимся 11 класса, которые готовятся принять участие в олимпиаде по обществознанию. В ходе подготовке, мы предлагаем им ответить на тестовые вопросы и решить несколько заданий. Это поможет школьникам обобщить и углубить материал, который они изучили на уроках. Кроме этого учащиеся узнают, готовы ли они к олимпиаде.

    Учитель сможет использовать представленный комплект заданий на уроках, тем самым помогая ученикам 11 класса к олимпиаде по обществознанию. Ответы и решения ко всем вопросам и заданиям вы найдете внизу страницы.

    Олимпиада по обществознанию 11 класс

    Скачайте задания, заполнив форму!

    Подписаться на рассылку

    Скачать задания

    После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

    Тестовые задания

    1. Выберите из предложенного списка типы налоговых ставок:
    А) прямая
    Б) регрессивная
    В) косвенная
    Г) прогрессивная
    Д) пропорциональная

    2. Выберите из предложенного списка типы легитимности по Максу Веберу:
    А) рационально-легальная
    Б) тоталитарная
    В) демократическая
    Г) харизматическая
    Д) традиционная

    3. Назовите обстоятельства, исключающие преступность деяния и уголовную
    ответственность:
    А) беременность
    Б) необходимая оборона
    В) обоснованный риск
    Г) алкогольное опьянение
    Д) исполнение приказа или распоряжения

    4. Выберите из предложенного списка методы монетарной политики
    государства:
    А) изменение процентных ставок по кредитам
    Б) изменение ставок рефинансирования
    В) изменение ставки налога
    Г) изменение государственных расходов
    Д) покупка или продажа государственных ценных бумаг

    5. Что характеризует общество как динамичную систему?
    А) наличие общественных отношений
    Б) сохранение связи с природой
    В) наличие социальных институтов
    Г) самоорганизация и саморазвитие

    6. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – это
    А) выводы, полученные научным путем
    Б) суждения, лишенные субъективных оценок
    В) исчерпывающее знание о предмете
    Г) экспериментально установленные факты

    7. Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в этом факте?
    А) объяснительная
    Б) прогностическая
    В) социальная
    Г) мировоззренческая

    8. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?
    1 — Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.
    2 — Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.
    А) верно только первое суждение
    Б) верно только второе суждение
    В) верны оба суждения
    Г) оба суждения неверны

    9. Необходимым условием развития рыночной экономики является
    А) устранение неравенства доходов населения
    Б) увеличение расходов государственного бюджета
    В) частная собственность на средства производства
    Г) превышение предложения над спросом

    10. Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете, – это
    А) банковский процент
    Б) прибыль
    В) бонус
    Г) дивиденды

    Открытые вопросы

    Вопрос 1
    Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть».
    Господство, государство, принуждение, право, племя.
    Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

    Вопрос 2
    Назовите общее понятие для приведенных ниже:
    — Смерть одного из супругов, объявление одного из супругов умершим, расторжение брака в органах ЗАГС, расторжение брака в судебном порядке.
    — Рационализация власти; дифференциация социальных; государственных и гражданских структур; повышение уровня политического участия.

    Вопрос 3
    Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.
    — Эдикт, рескрипт, мандат, декрет.
    — «Старый порядок и революция», «О пенитенциарной системе в США и ее применении во Франции», «О демократии в Америке», «Соображения о представительном правлении».

    Вопрос 4
    Среднестатистический потребитель тратит: на продовольственные товары 50%, на непродовольственные товары 40% и на услуги 10% своего бюджета. Определите новое значение ИПЦ (индекса потребительских цен), если за год цены на продовольственные товары упали на 10%, цены на непродовольственные товары выросли на 25%, цены на услуги упали на 10%.

    Вопрос 5
    Предположим, что стоимость немецкого экспорта в евро не изменяется, также не меняется стоимость немецкого импорта в долларах, возрастёт ли чистый экспорт Германии в случае 3% обесценения евро относительно доллара? Поясните свой ответ (2–3 предложения).