Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Биография. Базаров Т. Ю., Еремин - Управление персоналом Тахир базаров управление персоналом
  • Михаил Светлов — Гренада: Стих Я хату покинул пошел воевать чтоб землю
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Социальное обеспечение мировых судей. Архангельский областной суд подготовил обзор судебной практики об установлении факта трудовых отношений. Рекомендованный список диссертаций

    Социальное обеспечение мировых судей. Архангельский областной суд подготовил обзор судебной практики об установлении факта трудовых отношений. Рекомендованный список диссертаций

    Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или в суде по последнему месту его работы либо в суде по месту его жительства не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

    Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет - 1% указанного содержания, но всего не более 85% заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

    Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности. Получение судьей заработной платы и установленных государством любых надбавок в связи с исполнением обязанностей судьи не может влечь за собой отказ в назначении или приостановления выплаты пенсии по инвалидности и пенсии за выслугу лет судье, который имеет право на их получение в соответствии с законодательными актами государства.

    Судья, достигший возраста 60 (для женщин - 55) лет, при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как в должности судьи, так и на должностях по юридической специальности, учитываемое в соответствии с законодательством государства при исчислении стажа, необходимого для назначения на должность судьи.

    Время работы в должности судьи в отдаленных районах и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.

    Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

    Судье после ухода или удаления его в отставку выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств бюджета.

    Судье, находящемуся в отставке и привлеченному к исполнению обязанности судьи государства, выплачиваются в полном размере ежемесячное пожизненное содержание и заработная плата.

    В случае ухода (удаления) в отставку судьи, который не приобрел права на получение ежемесячного пожизненного содержания, в целях сохранения размера накопительной части пенсии соответствующий орган судебного ведомства обязан единовременно произвести все необходимые денежные отчисления в пенсионный фонд государства за все годы работы судьей, если ранее перечисление соответствующих платежей судебным ведомством (или иным органом) не производилось по законодательству государства.

    ФЗ «О статусе судей в РФ»

    Статья 19. Материальное обеспечение судей

    1. Заработная плата судьи состоит из должностного оклада, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и 50-процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, которые не могут быть уменьшены. Судье производятся также иные выплаты, предусмотренные законами и другими нормативными правовыми актами. Размеры доплат за квалификационные классы и выслугу лет судей устанавливаются федеральным законом. Размеры должностных окладов судей устанавливаются в соответствии с их должностью в процентном отношении к определяемому Федеральным законом должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и не могут быть менее пятидесяти процентов их оклада. Должностной оклад судьи не может быть менее восьмидесяти процентов должностного оклада председателя соответствующего суда.

    Судья, достигший возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как на должности судьи, так и на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 настоящего Закона.

    Судьям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и ушедшим (удаленным) в отставку, ежемесячное пожизненное содержание назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от их места жительства и времени обращения за указанным содержанием.

    Судьи, имеющие ученую степень кандидата юридических наук или ученое звание доцента, получают доплату в размере пяти процентов от должностного оклада, а судьи, имеющие ученую степень доктора юридических наук или ученое звание профессора, - 10 процентов от должностного оклада. Судьи, имеющие почетное звание "Заслуженный юрист РФ", получают доплату в размере 10 процентов от должностного оклада. На указанные доплаты имеют право и судьи, пребывающие в отставке, а также работники судов, имеющие классные чины. При этом размер ежемесячного пожизненного содержания с учетом указанных доплат, а также доплаты, предусмотренной абзацем вторым пункта 5 статьи 15 настоящего Закона, не может превышать 85 процентов заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

    2. Судьям предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 рабочих дней.

    Судьям, работающим в районах Крайнего Севера, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются продолжительностью 51 рабочий день, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где установлены коэффициенты к заработной плате, - 45 рабочих дней.



    Судье предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск с учетом стажа его работы по юридической профессии:

    от 5 до 10 лет - 5 рабочих дней;

    от 10 до 15 лет - 10 рабочих дней;

    свыше 15 лет - 15 рабочих дней.

    Время следования судьи к месту отдыха и обратно в срок отпуска не засчитывается. Стоимость проезда к месту отдыха и обратно подлежит оплате.

    Порядок определения стажа работы для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска устанавливается Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Министерством юстиции РФ.

    3. Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством РФ, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам РФ, в порядке, установленном Правительством РФ.

    Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признаются судьи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством РФ и жилищным законодательством субъектов РФ.

    Судьи имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания.

    В жилых помещениях, занимаемых судьями, во внеочередном порядке устанавливается телефон с оплатой по установленным тарифам.

    В таком же порядке предоставляются места в детских дошкольных учреждениях, школах-интернатах, летних оздоровительных учреждениях детям судей.

    4. Судья, ушедший или удаленный в отставку со стажем работы в должности судьи не менее 20 лет либо ставший инвалидом в период работы и пожелавший переехать на постоянное место жительства в другую местность, обеспечивается в порядке, установленном Правительством РФ, благоустроенным жильем в виде отдельной квартиры либо дома за счет средств федерального бюджета. Ему предоставляется возможность внеочередного вступления в жилищно-строительный кооператив, оказывается содействие в индивидуальном жилищном строительстве.

    5. Судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета. Они также имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета. Эти права сохраняются за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию. При этом медицинское обслуживание находящегося в отставке или на пенсии судьи и членов его семьи производится за счет средств федерального бюджета в тех же лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.

    6. В случае прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, (смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим) его семье выплачивается единовременное пособие из расчета его месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее его годовой заработной платы.

    В случае упразднения или реорганизации суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда, судья может быть с его согласия переведен в другой суд. За время, в течение которого оформляется перевод, за судьей сохраняется заработная плата. В случае отказа судьи от перевода он имеет право на выход в отставку на общих основаниях. В этом случае ему также выплачивается компенсация в размере годовой заработной платы по последней должности.

    При направлении в служебные командировки судьи пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.

    Судьи и имеющие классные чины работники судов обеспечиваются служебным обмундированием в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством РФ

    Статья 20. Меры социальной защиты судьи и членов его семьи

    1. Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его пятнадцатилетней заработной платы.

    2. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

    гибели (смерти) судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, - его наследникам в размере пятнадцатилетней заработной платы судьи;

    причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере трехлетней заработной платы судьи;

    причинения судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере годовой заработной платы судьи.

    3. В случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в виде заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

    При этом пенсия по инвалидности, назначенная судье в связи с увечьем, а равно другие виды пенсий, назначенные как до, так и после увечья, в счет возмещения вреда не засчитываются. Также не засчитываются в счет возмещения вреда заработок, получаемый потерпевшим судьей после увечья, а также выплаты, полученные им по обязательному государственному страхованию.

    4. В случае гибели (смерти) судьи нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение в размере заработной платы занимающего соответствующую должность судьи за вычетом доли, приходившейся на самого судью, без зачета выплат по обязательному государственному страхованию, пенсии по случаю потери кормильца, а равно иных пенсий, заработков, стипендий и других доходов.

    Указанный порядок выплаты применяется и в случае гибели (смерти) пребывавшего в отставке судьи, членам семьи которого, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение исходя из размера назначенного судье пожизненного содержания.

    5. Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судье или членам его семьи, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме.

    6. Выплаты по возмещению вреда, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 настоящей статьи, производятся за счет федерального бюджета.

    7. Правила, содержащиеся в пунктах 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи, не применяются, если в предусмотренном законом порядке будет установлено, что причинение вреда судье и членам его семьи не связано со служебной деятельностью судьи.

    ФКЗ «О военных судах РФ»

    Статья 29. Особенности материального обеспечения судей военных судов и Военной коллегии

    1. Заработная плата судьям военных судов и Военной коллегии выплачивается по основаниям и в размерах, которые установлены для судей федеральным законом. Судьям военных судов и Военной коллегии производятся также иные выплаты, предусмотренные для судей федеральным законом.

    4. Премирование судей военных судов и Военной коллегии, а также оказание им материальной помощи производятся по основаниям и в размерах, которые установлены для судей федеральным законом.

    5. В случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судьи военного суда или судьи Военной коллегии с одновременным увольнением с военной службы указанному судье по его выбору выплачивается либо единовременное пособие при увольнении с военной службы, предусмотренное для военнослужащих федеральным законом, либо выходное пособие, предусмотренное для судейЗаконом РФ "О статусе судей в РФ". В случае продолжения военной службы после ухода (удаления) в отставку с должности судьи военнослужащий при увольнении с военной службы имеет право на получение единовременного пособия, предусмотренного для военнослужащих. При этом при исчислении указанного пособия не учитывается период, за который было выплачено выходное пособие, предусмотренное для судей.

    ФЗ «О мировых судьях»

    Статья 10. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей

    1. Обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством РФ и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ

    2. Должностной оклад мирового судьи устанавливается в размере 60 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ. Должностной оклад мирового судьи, осуществляющего деятельность в городах федерального значения, устанавливается в размере 64 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ.

    3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ

    4. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

    Курсовая работа

    Социальная защита судей в РФ


    План

    Введение

    Глава 1. Понятие правового статуса и социальной защиты судей

    Глава 2. Эффективность отдельных видов гарантий социальной защиты судей

    Заключение

    Литература


    Введение

    Проведение судебной реформы в Российской Федерации, реализация принципа разделения властей, становление независимой судебной власти обусловливают высокую актуальность проблем, связанных с обеспечением эффективной и плодотворной деятельности судей как персональных носителей судебной власти. Значительный научный интерес представляет исследование системы гарантий, установленной законодателем в целях создания надлежащих условий для нормального функционирования механизма действия норм права и деятельности судей по осуществлению правосудия, основанного на принципах независимости, несменяемости и неприкосновенности судей.

    В системе гарантий правового статуса судей решающее значение имеют гарантии социальной защиты (социальные гарантии), призванные обеспечить реализацию социальных прав судей в конкретных правоотношениях. Защищенность судьи от социальных рисков представляет собой одну из необходимых основ надлежащего осуществления правосудия, независимости судьи и, как следствие, судебной власти. Однако в этой сфере есть и нерешенные вопросы: понятие и система социальных гарантий правового статуса судей, критерии эффективности и действенность названных гарантий. Между тем проблемы социальных гарантий судей пока что мало исследованы, не были предметом специальных научных исследований.

    Поэтому исследование проблем эффективности предоставляемых судьям Российской Федерации гарантий социальной защиты, ориентированное в первую очередь на совершенствование механизма их нормативного регулирования, обусловило выбор темы курсовой работы. Только эффективно действующая система гарантий позволяет наполнить субъективные права судей реальным содержанием.

    Хотя проблемы гарантий социальной защиты судей в последние годы практически не привлекали внимания исследователей, тем не менее в монографиях Е.Б. Абросимовой, А.Ф. Извариной, М.И. Клеандрова, В.А. Лазаревой, В.М. Лебедева, И.Л. Петрухина, В.М. Савицкого и диссертационных работах С.И. Афанасьевой, В.Н. Буробина, П.В. Гармозы, Н.М. Селезневой, посвященных проблемам судоустройства, организационного построения судебной системы, проблемам функционирования судов, так или иначе затрагивались вопросы статуса судей в аспекте проблем обеспечения независимости и реже несменяемости судей, раскрывались история становления данного статуса и его нормативное регулирование.

    Цель курсовой работы - изучение эффективности гарантий социальной защиты судей, способности этих гарантий обеспечить действенную реализацию правового статуса судей и, в конечном итоге, активизировать их деятельность по осуществлению правосудия и снятию в обществе правовых конфликтов;


    Глава 1. Понятие правового статуса и социальной защиты судей

    В системе разделения властей в качестве самостоятельной ветви власти выступает судебная власть, основной формой реализации и главенствующей функцией которой является правосудие. В правосудной деятельности судов нормы закона обретают свою силу, воплощаются в жизнь. Вместе с тем невозможно говорить о деятельности органов судебной власти в отрыве от людей, которые осуществляют работу этих органов. Творческая и высокопрофессиональная деятельность судей является необходимым условием эффективного правосудия. В целях независимого и беспристрастного осуществления данной деятельности судьи наделены развитой системой прав, обязанностей и законных интересов, составляющих специальный правовой статус судьи. Основным законным интересом судьи является возможность реализации данной им при вступлении в должность клятвы беспристрастно и справедливо осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, велениям долга судьи и своей совести.

    Права и обязанности судей, реализующиеся в процессуальной деятельности судьи, подробно регламентируются процессуальным законодательством и являются предметом исследования соответствующих отраслевых юридических наук. Судья обладает также группой прав, которые предоставляются ему как должностному лицу органа судебной власти и не связаны непосредственно с судопроизводством: духовно-культурных, политических, экономических и социальных, реализующихся в соответствующих сферах общественного бытия, а также личных прав. Эти права также входят в содержание специального правового статуса судей и имеют общее назначение: обеспечение надлежащей защиты прав граждан независимым и беспристрастным правосудием. В работе приведены примеры названных видов прав и обязанностей судей.

    Правовой статус судей в Российской Федерации – это совокупность прав, обязанностей и законных интересов названных должностных лиц, установленная в целях обеспечения независимости судей при отправлении правосудия.

    В работе приведен перечень нормативных правовых актов, включая международные, регламентирующих правовой статус судей в Российской Федерации.

    В статьях 120-122 Конституции Российской Федерации закреплены основные принципы правового статуса судей: независимость, несменяемость и неприкосновенность. Мерой независимости судья является уровень его беспристрастности при рассмотрении судебных дел. Особенностью института несменяемости судей является особый порядок прекращения или приостановления полномочий судьи специально созданным органом судейского сообщества – квалификационной коллегией судей. Иные составляющие несменяемости (неограниченный срок полномочий, запрет на перевод на другую должность или другой суд без согласия судьи) либо нивелируются исключениями, либо ничем не отличаются от общих правил, установленных трудовым законодательством и законодательством о государственной службе. Неприкосновенность судьи отражает усложненный порядок привлечения судьи к любому виду ответственности (кроме гражданско-правовой). В работе рассматривается целесообразность привлечения судей к административной ответственности, а также дается характеристика дисциплинарной ответственности судей.

    При этом подчеркивается, что предоставляемый судье правовой статус «является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечить каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием» . От того, как честно, добросовестно и беспристрастно будет исполнять свои обязанности каждый судья, насколько он будет эрудирован, воспитан и предан своему делу, прямо зависит состояние правосудия и реализация прав граждан на судебную защиту.

    Переходя к определению социальных прав, ученые отмечают, что в юридической литературе имеются определения социально-экономических прав с акцентом на участие личности в процессах материального и нематериального производства, распределения, потребления и обмена общественного продукта (Н.В. Витрук, В.М. Александров). Однако участие лица в процессах распределения безотносительно вклада в общественное производство – сугубо экономический критерий, который не может характеризовать социальные права.

    В нормативных правовых актах различного уровня термин «социальные права» используется для определения прав, предоставляемых: 1) лицам, нетрудоспособным в силу возраста, экологических условий места проживания и иных факторов; 2) должностным лицам, исполняющим важные государственные функции, в целях поддержания трудоспособности, повышения престижа государственной службы и предотвращения возможного изменения их социального статуса после увольнения.

    С учетом изложенного в работе социальные права судей понимаются как совокупность прав, предоставленных судьям как должностным лицам органов судебной власти и направленных на обеспечение независимости судей, поддержание высокой производительности их труда, повышение престижа должности судьи, а также на предотвращение возможного понижения социального статуса судей после ухода с должности.

    Нормативное закрепление является необходимым условием реальности прав и обязанностей, составляющих содержание правового статуса судей. Но этого закрепления недостаточно в связи с наличием факторов внешней социальной среды, которые могут вызвать неблагоприятные последствия и нарушить нормальное функционирование механизма действия нормы права, закрепляющей конкретные субъективные права судей. Анализ названных факторов затруднен тем, что в законодательстве они не называются, а сразу говорится о мерах по реализации субъективного права судьи. В работе приведены примеры факторов, негативно влияющих на реализацию различных субъективных прав судей. Основными выступают фактор недостаточного материального обеспечения и фактор неблагоприятных условий работы судьи. Осуществляя социальное управление, государство устанавливает нормы, защищающие факторы, которые оказывают благотворное влияние на реализацию правового статуса судей (стимул), а также нормы, нивелирующие действие факторов, препятствующих данной реализации (ограничение).

    Рассматривая правовой статус как совокупность прав, обязанностей и законных интересов судьи, ученые отмечают неразрывную связь между субъективным правом и обусловленной этим правом обязанностью. Так как исполнение права зависит от воли управомоченного, а «целью нормы является создание таких стимулов поведения, при которых обязанность выполнялась бы в соответствии с требованиями управомоченного» , следует говорить о гарантиях субъективных прав, а не обязанностей. Законный интерес не относится к гарантируемым объектам, так как он не обеспечен конкретной юридической обязанностью и, как правило, не закреплен формально в законодательстве.

    Введение 3 Глава I. Понятие, структура и задачи социальной защиты судей 5 1.1. Общеправовое понятие социальной защиты 5 1.2. Социальная защита судей как особый вид социальной защиты населения 15 Глава II. Социальная защита судей в сфере труда и социального обеспечения в Ханты-мансийском автономном округе-Югре 28 2.1. Оплата труда, гарантии и компенсации судьям в Ханты-мансийском автономном округе-Югре 28 2.2. Медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение судей в Ханты-мансийском автономном округе-Югре 45 Заключение 51 Список использованной литературы 54

    Введение

    Правосудие является важнейшей функцией правового государства. Как верно отметила М.С. Шакарян, "эффективность правосудия - достижение цели судебной защиты, задач правосудия... но само по себе решение не всегда означает, что цель правосудия достигнута, право защищено. Для этого надо исполнить решение, если оно добровольно не исполняется". Современное российское исполнительное законодательство периодически модернизируется, несмотря на это, вопросы в области принудительного исполнения судебных и иных актов существуют и являются постоянным предметом исследования в юридической науке. Правоведы отмечают в первую очередь неэффективность принудительных действий: соотношение необходимых к исполнению и реально исполненных в разумный срок требований исполнительных документов, указывая, что недовольство граждан системой принудительного исполнения оказывается причиной не менее постоянного реформирования исполнительного производства. Представляется, что реформирование исполнительного производства достигнет цели только тогда, когда будут четко определены руководящие начала построения системы исполнительного производства - его принципы. Цель работы – анализ социальной защиты судей РФ в сфере труда и социального обеспечения с учетом регионального аспекта. Задачи работы: - рассмотрение общеправового понятия социальной защиты; - изучение социальной защиты судей как особый вид социальной защиты населения; - анализ оплаты труда, гарантии и компенсации судьям в Ханты-мансийском автономном округе-Югре; - рассмотрение медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения судей в Ханты-мансийском автономном округе-Югре.

    Заключение

    Можно выделить следующие структурные компоненты в структуре конституционно-правовых средств обеспечения юридического принципа независимости судей: 1) система отбора и назначения на должности судей; 2) конституционно-правовые институты несменяемости, неприкосновенности судей и невмешательства в их деятельность; 3) процессуальные гарантии независимости судей; 4) социальная защита судей как средство обеспечения их независимости. В связи с этим считаем возможным подвергнуть критическому осмыслению отдельные нормы Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Во-первых, в ч. 1 ст. 9 данного Закона вообще не упоминается такая гарантия независимости судей, как система отбора и назначения на должности судей; во-вторых, общепринятый принцип несменяемости судей в ч. 1 ст. 9 формулируется как установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи, что неоправданно смещает акценты в пользу возможности лишения судей полномочий в ущерб юридическим гарантиям их несменяемости (приостановление и прекращение полномочий судьи есть исключение из общего правила о несменяемости судей); в-третьих, право судьи на отставку не следует выделять в качестве самостоятельной гарантии независимости судьи, поскольку это - часть конституционного института несменяемости судей; в-четвертых, система органов судейского сообщества сама по себе не может считаться гарантией независимости судьи. В лучшем случае это гарантия независимости судей, т.е. всего судейского корпуса. Однако в наименовании ст. 9 речь идет о гарантиях независимости судьи, а не судей. Следует также отметить чрезмерно многословные формулировки гарантий независимости судей, характерные для нормативного содержания ч. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Вместо несменяемости законодатель употребляет "установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи" и "право судьи на отставку"; вместо невмешательства - "запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия"; вместо социальных гарантий - "предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу". Это, на наш взгляд, не соответствует общепринятым правилам юридической техники. Слова "вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия" можно было бы заменить более лаконичными конструкциями: "вмешательство в правосудие", "вмешательство в отправление правосудия" или "вмешательство в деятельность судьи". Если судья имеет низкую заработную плату, вынужден на общих основаниях прибегать к медицинской помощи, нуждается в жилье и т.п., от такого должностного лица сложно ожидать беспристрастной и позитивной деятельности на благо общества. Вероятнее всего, при подобных обстоятельствах судья будет прежде всего озабочен решением личных социальных проблем, вследствие чего неизбежно возрастают коррупционные и сопряженные с ними риски противоправной судейской деятельности. Разумеется, многие сограждане имеют достаточно высокие нравственные качества, для того чтобы избежать этого даже в условиях недостаточного социального обеспечения. Однако, с тем чтобы исключить саму возможность недобросовестного использования судебных полномочий в противоправных целях, обеспечить надлежащий престиж статуса судьи, способствовать высокому конкурсу на замещение судебных должностей и тем самым гарантировать тщательный отбор претендентов, необходим весьма высокий уровень социального обеспечения судей, во всяком случае отличный от среднестатистического уровня заработных плат в регионе и стране в целом. При этом особые социальные гарантии судей не должны перерастать в личную привилегию и чрезмерно выходить за рамки общего социально-экономического развития государства. На основании изложенного можно сформулировать вывод о том, что конституционные средства правового регулирования и реализации принципа независимости судей включают институциональные, процессуальные и социальные гарантии. Институциональные гарантии предполагают демократическую систему отбора и назначения на должности судей; конституционно-правовые институты несменяемости, неприкосновенности судей и невмешательства в их деятельность. Процессуальные гарантии включают преимущественно коллегиальную форму рассмотрения судебных дел, институт отводов, правила подведомственности и подсудности, предусмотренные процессуальным законом принципы и процедуры. Наконец, социальные гарантии независимости судей предполагают предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.  

    Список литературы

    1. Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ от 31.12.1996 (ред. от 25.12.2016) "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1. 2. Федеральный закон N 7-ФЗ от 08.01.1998 (в ред. от 25.12.2016) "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 223. 3. Закон РСФСР от 08.07.1981 (ред. от 07.02.2011) "О судоустройстве РСФСР" // Ведомости ВС РСФСР. 1981. N 28. Ст. 976 (утратил силу с 01.01.2013). 4. Анисимова Л.В. Неисполнение судебного решения как нарушение права на судебную защиту // Омбудсмен. 2012. N 1. С. 60. 5. Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. N 2(64). С. 41. 6. Грось Л.А. Исполнительное производство в контексте Концепции Единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации // Исполнительное право. 2015. N 1. С. 3. 7. Голубев В.М., Исаенкова О.В. История развития исполнительного производства в России до Соборного уложения 1649 года // Уголовное судопроизводство. 2009 N 3. С. 33. 8. Грицай О.В. Принципы современного исполнительного производства // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. N 6. С. 35. 9. Гилазов И.И. "Право на уважение собственности" в практике Европейского суда по правам человека и необходимость применения требований ст. 1 Протокола N 1 судами общей юрисдикции при рассмотрении имущественных споров // Правосудие в Татарстане. 2006. N 3(28). С. 15 - 16. 10. . Ермошин, Г. Т. О судебной карьере в рамках квалификационной аттестации судей: проблемы теории и практики /Г. Т. Ермошин.//Российский судья. -2010. - № 5. - С. 4 – 9. 11. Ермошин, Г. Т. Современная концепция статуса судьи в Российской Федерации /Г.Т. Ермошин. //Российское право -2013. - № 8. - С. 90–100 12. Зеленцов А.Б. Теоретические основы правового спора: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 362. 13. Захаров В.В. Основные этапы реформирования российского суда и института исполнения судебных решений в сфере частного права в 1832 - 1917 гг. (историко-правовое исследование): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 5. 14. Исаенкова О.В. Исполнительное производство. Краткий курс и практикум. Саратов: Ай Пи Эр Медиа; М.: СПС ГАРАНТ, 2009. С. 21. 15. Конин Н.М. Административное право России. М., 2011. С. 46. 16. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 8-е изд. СПб.: Издательство Юридического института, 2012. 333 с. 17. Калиновский К.Б. Распределение бремени доказывания в уголовном процессе: всегда ли в пользу обвиняемого? // Уголовная юстиция: связь времен: Избранные материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 6 - 8 октября 2010 года) / Сост. А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский. М.: ЗАО "Актион-Медиа", 2012. С. 40 - 43. 18. Калинкина Л.Д. Заявление и разрешение повторных отводов суду (судье) на стадии судебного разбирательства // Адвокат. 2009. N 10. С. 19 - 23. 19. Капустянский В.Д. Заслушивание и исследование показаний несовершеннолетнего подсудимого в ходе судебного следствия // Российская юстиция. 2015. N 11. С. 36 - 39. 20. Минимурзина О.Н. Судья как особый властный субъект судебного следствия // Российский судья. 2016. N 7. С. 36 - 40. 21. Мишенина А.А., Кирянина И.А. Тактические особенности допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса // Российский следователь. 2015. N 2. С. 12. 22. Маслова М.В. Судебное следствие и деятельность защитника по доказыванию // Российский судья. 2016. N 2. С. 26 - 31. 23. Макаренко И.А. Понятие и условия установления психологического контакта с несовершеннолетним обвиняемым // Уголовное право. 2003. N 1. 54 с. 24. Морщакова Т.С. Судебное следствие // Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. М.: ЮристЪ, 2011. 94 с. 25. Леоненко В.В. Судебное производство по делам о преступлениях несовершеннолетних. Киев: Наукова думка, 1987. 264 с. 26. Луговцева С.А. Особенности судебного разбирательства уголовных дел в отношении несовершеннолетних: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. 27. Малюшин А.А., Малюшин К.А. Медиация и исполнительное производство: основные трудности и пути их решения // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. N 1. С. 32. 28. Максуров А.А. Гражданское исполнительное право как отрасль права. Принципы, предмет и метод гражданского исполнительного права // Практика исполнительного производства. 2008. N 4. С. 11. 29. Малюшин К.А. Влияние концепции защиты прав человека и основных свобод на исполнительное производство // Исполнительное право. 2012. N 4. С. 23 - 28. 30. Малюшин К.А. Принципы гражданского исполнительного права: проблемы понятия и системы. М.: Инфотропик Медиа, 2011. С. 104. 31. Маслова М.В. Судебное следствие и деятельность защитника по доказыванию // Российский судья. 2016. N 2. С. 26 - 31. 32. Леоненко В.В. Судебное производство по делам о преступлениях несовершеннолетних. Киев: Наукова думка, 1987. 33. Луговцева С.А. Особенности судебного разбирательства уголовных дел в отношении несовершеннолетних: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. 34. Макаренко И.А. Понятие и условия установления психологического контакта с несовершеннолетним обвиняемым // Уголовное право. 2003. N 1. С. 19-23. 35. Морщакова Т.С. Судебное следствие // Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. М.: ЮристЪ, 2011. 36. Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: основные проблемы. СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та; Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. С. 28. 37. Печников, Н.П. Некоторые аспекты соблюдения гарантий личности в деятельности правоохранительных органов: конспект лекций / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. - 68 с. 38. Печников, Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений: учебное пособие / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 72 с. 39. Печников, Н. П. Деятельность правоохранительных органов по расследованию, раскрытию и предупреждению преступлений: монография / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 64 с. 40. Печников, Н.П. Уголовно-процессуальные гарантии прав подозреваемого и обвиняемого: монография / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 96 с. 41. Печников, Н. П. Некоторые аспекты деятельности милиции общественной безопасности: лекции к курсу / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 84 с. 42. Печников, Н. П. Уголовно-процессуальные гарантии прав подозреваемого и обвиняемого: монография / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 96 с. 43. Печников, Н.П. Должностные и служебные преступления: метод. указания / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 32 с. 44. Печников, Н. П. Обеспечение законности и правопорядка в деятельности правоохранительных органов: лекции к курсу / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 76 с. 45. Сычева О.А. Тактика судебного следствия: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань: Казанский государственный университет, 2009. 164 с. 46. Татьянина Л.Г. Психопатия и уголовный процесс: Монография. Ижевск: Детектив-ИНФОРМ, 2002. 174 с. 47. Третьяков Ю.С. Процессуальные и тактические основы рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних мировыми судьями: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: РАП, 2008. 44 с. 48. Третьякова Е.И. Оборот фальсифицированных лекарственных средств: уголовно-правовые и криминологические проблемы противодействия: Дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2016. 264 с. 49. Усманова Д.Р., Фаткуллин Б.Х. Особенности исполнительного производства в зарубежных странах // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. N 2(64). С. 39 - 44. 50. Улетова Г.Д., Малиновский О.Н. Проблема исполнения судебных актов и перспективы альтернативной модели исполнительного производства в России // Государство и право. 2007. N 3. С. 39. 51. Файзрахманов Н.Ф. Обзор Федерального закона от 31.12.2014 N 532-ФЗ, его значение в организации расследования отдельных преступлений, посягающих на здоровье населения // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 2015. С. 329 - 335. 52. Филиппов А.Г. Проверка показаний на месте и ее значение в расследовании преступлений // Теоретические проблемы криминалистической тактики. Свердловск: УрГУ, 1981. 264 с. 53. Центров Е. О сути следственного действия "проверка показаний на месте" // Законность. 2013. N 10. С. 7. 54. Центров Е.Е. Недостатки изложения тактических особенностей проверки показаний на месте // Законность. 2016. N 7. С. 47 - 53. 55. Шадрин В.С. Уголовное досудебное производство: ответы на вопросы прокуроров и следователей. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2009. 144 с. 56. Шершень Т.В. Проблемные вопросы исполнения решений судов о взыскании алиментов в пользу несовершеннолетних детей: теоретические и практические аспекты // Российский судья. 2013. N 3. С. 20. 57. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2002. С. 249. 58. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2012г. № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» // Федеральный выпуск №5965 от 19 декабря 2012 г. 59. Постановления Верховного Суда РФ от 22 августа 2013 года № 51-АД13-6; от 14 августа 2013 года № 31-АД13-1 // СПС «КонсультантПлюс». 60. Архив Железнодорожного районного суда г. Хабаровска за 2008 г. Уголовное дело N 1-76/2008. // СПС «КонсультантПлюс».

    Введение

    Глава I. Социальная защита судей: понятие, задачи, структура ...12 - 65

    1.1. Общеправовое понятие социальной защиты 12-37

    1.2. Социальная защита судей как особый вид социальной защиты населения 38-65

    Глава П. Социальная защита судей в сфере труда 66-113

    2.1. Правовое регулирование оплаты труда судей 66-92

    2.2. Гарантии и компенсации судьям в сфере труда 93 -113

    Глава III. Социальная защита судей в сфере социального обеспечения 114 - 142

    3.1. Пенсионное обеспечение судей в отставке 114-135

    3.2. Медицинское и санаторно-курортное обслуживание судей 136 -142

    Заключение 143 - 153

    Перечень использованной литературы

    и нормативных актов 154 - 188

    Введение к работе

    государственной власти, обладающей абсолютной независимостью,

    неизбежно предопределяет статус судей как особых должностных лиц и как

    особых членов социума. Указанный уровень независимости судей,

    декларированный в ст. 120 Конституции РФ, может быть обеспечен только

    при помощи реализации всего комплекса правовых и социальных гарантий,

    установленных в отношении судей.

    Социальная защита судей, включающая в себя все социальные гарантии, призвана не только обеспечить судью надлежащим уровнем материального обеспечения в качестве вознаграждения за его труд, но также должна создать условия для реальной экономической независимости судьи и его личной неприкосновенности. Систематическое исполнение всех перечисленных критериев, то есть социальной защиты судей, в конечном итоге должно иметь своим результатом образование независимого правового и социального статуса судьи.

    Такие позиции были изложены в Концепции судебной реформы в РСФСР 1 , и регулярно подчёркиваются в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, а также в его выступлениях на Съездах судей РФ. Однако законодатели, эпизодически решая проблемы, касающиеся социальной защиты судей, ограничиваются только лишь экономическими вопросами.

    Законодательство о социальной защите государственных служащих не касается социальной защиты судей в РФ, поскольку она должна регулироваться специальным законодательством. Правовое регулирование социальной защиты государственных служащих не раз анализировалось в научной и учебной литературе. По этой теме защищено несколько кандидатских диссертаций, в то время как по регулированию социальной защиты судей нет ни одного исследования.

    1 Ведомости ВС РСФСР. -1991. - №44 - ст. 1435.

    2 Российская газета. - 2001. - № 66.; Российская газета. - 2002. - № 71.

    То, что социальная защита судей в сфере труда и социального обеспечения до сих пор не являлась предметом комплексного научного исследования ни в одной из таких правовых наук, как конституционное, административное, трудовое право, право социального обеспечения, даёт основание для вывода об актуальности избранной для диссертационного исследования темы.

    Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно представляет собой первое в юридической науке комплексное, монографическое рассмотрение теоретических основ социальной защиты судей и нормативных правовых актов, регулирующих социальную защиту судей.

    Ранее особенности правового регулирования труда судей были рассмотрены в диссертации И. И. Ишутина 3 , а их пенсионному обеспечению посвящена диссертация А.С. Васильевой 4 . При этом ни тот, ни другой автор не подходили к рассмотрению этих вопросов с точки зрения социальной защиты.

    Цели и задачи исследования

    Цель настоящего исследования состоит в комплексном анализе теоретических и практических вопросов правового регулирования социальной защиты судей в сфере труда и социального обеспечения.

    понятие социальной защиты судей в РФ;

    правовое регулирование социальной защиты судей РФ;

    социально-правовое положение судей РФ как специальных субъектов социальной защиты;

    структуру и содержание социальной защиты судей РФ;

    3 Ишутин, И. И. Особенности правового регулирования труда судей в Российской
    Федерации: Дисс. ...канд. юрид. наук. /И. И. Ишутин. - М., 2004

    4 Васильева, А. С. Правовое регулирование пенсионного обеспечения судей Российской
    Федерации: Автореф. дисс...канд. юрид. наук. / А. С. Васильева. - Екатеринбург:
    УрГЮА., 2005.

    Классификацию мер социальной защиты судей РФ;

    Состояние законодательства о социальной защите судей на
    федеральном уровне;

    перспективы развития и направления совершенствования законодательства, закрепляющего социальный статус судей РФ с учётом современных социально-экономических реалий российского общества. Методологическая и теоретическая основы исследования В основу диссертационного исследования положены методы общенаучного познания: законы формальной логики, метод перехода от общего к частному, анализ и синтез. Автор обращался к специальным правовым методам изучения информации: историко-правовому анализ, методу сравнительного правоведения, обобщению правоприменительной практики. Кроме того, для раскрытия темы работы использовались следующие методы сбора информации: наблюдение, интервью и анализ статистических данных.

    Важное значение для диссертационной работы имели труды учёных по теории государства и права (С. С. Алексеева, В.М. Корельского, В.Д. Перевалова, B.C. Нерсесянца и др.), работы в области конституционного и административного права (Д.Н. Бахраха, А. В. Коровникова, С М. Круппо, М.С. Саликова), трудового права и права социального обеспечения (Н. Г. Александрова, В. С. Андреева, К.С. Батыгина, В.П. Галаганова, СЮ. Головиной, Е. И. Горбатова, К.Н. Гусова, М.Л. Захарова, С.А. Иванова, Р.И. Ивановой, Р. В. Кирсанова, И.Я. Киселёва, М.И. Кучмы, М. И. Лепихова, Е.Е. Мачульской, Ю.П. Орловского, В.Н. Скобелкина, В. Н. Толкуновой, Э.Г. Тучковой, М.Ю. Фёдоровой, В. Ш. Шайхатдинова, О. А. Шенкарёва и др.), а также научные работы по экономике, относящиеся к тематике диссертационного сочинения и опубликованные в виде монографий, диссертаций, учебников, учебных пособий, статей (в частности, работы Е. Ш. Гонтмахера, Ш. Жида, Ш. Риста, Т. Мальтуса, А. Маршалла, П. С. Тарасова, А. Смита и др.).

    Правовую основу диссертации составили международно-правовые акты, определяющие основания и меры социальной защиты судей, законодательство дореволюционного, советского и постсоветского периодов о статусе судей, их труде и социальном обеспечении. Помимо этого были проанализированы положения подзаконных нормативных актов различных федеральных министерств и ведомств, включая документы Судебного Департамента при Верховном Суде РФ и органов судейского сообщества РФ, регулирующие различные аспекты социально-правового статуса судей.

    Эмпирическую основу исследования составили материалы судебной практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции. В работе получил своё отражение комплексный анализ процедур применения определённых мер социальной защиты судей, и данные проведённого социологического исследования. Это исследование проводилось в судах Восточно-Сибирского округа, в судебных составах судебных коллегий по уголовным и гражданским делам Иркутского областного суда, а также на базе Восточно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (г. Иркутск) в течение 2003-2006 гг.

    Было изучено более 100 личных дел работающих судей и судей, пребывающих в отставке. По разработанной автором анкете о проблемах и перспективах социальной защиты судей было опрошено 150 судей. Использовались материалы статистической отчётности Иркутского областного суда, Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Иркутской области, Арбитражного Суда Иркутской области, Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск).

    Наиболее значимые результаты, отражающие новизну, содержатся в следующих положениях, выносимых на защиту.

    1 .Историко-правовой анализ предоставления судейскому сообществу социальных гарантий, свидетельствует о том, что судебная система в России успешно функционировала в те периоды, когда социальная защита судей осуществлялась в повышенном размере. Только при помощи мер социальной

    7 защиты была обеспечена независимость судей. Подтверждением этому является история реализации судебной реформы 1864 г.

    2.Социальную защиту судей следует признать самостоятельным видом специальной социальной защиты населения. Она обусловлена: направленностью на обеспечение принципа независимости судебной власти, провозглашённого в ст. 120 Конституции РФ; нивелированием установленных для судей запретов по реализации некоторых конституционных прав, перечисленных в ст. 3 Закона о статусе судей, и тех строжайших требований о соблюдении особых правил поведения, введенных Кодексом судейской этики 5 , как в рамках служебной, так и в рамках неслужебной деятельности.

    Социальную защиту судей следует определить как вид специальной социальной защиты населения, заключающийся в деятельности особо уполномоченных государственных органов, осуществляемой за счёт средств федерального бюджета РФ, реализуемой через определённый законодательством комплекс мер, которые направлены на обеспечение независимости судей от всякого рода внешних факторов и воздействий, на сохранение высокого уровня материального благосостояния судей и членов их семей, на компенсацию ограничений, установленных по службе, а также на создание условий для успешного выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

    3. Основаниями классификации мер социальной защиты судей являются: круг лиц, на которых они распространяются (это и судьи общей юрисдикции, арбитражные судьи, судьи военных судов, судьи конституционных судов и судьи, имеющие особые заслуги в области правосудия); формы их оказания (денежные выплаты, натуральные выдачи, услуги, социальное обслуживание, финансовые льготы); их функциональная нагрузка (меры комплексного, стимулирующего, защитного и

    5 Утверждён VI Всероссийским съездом судей. - Российская юстиция. - 2005. - № 1-2.

    восстановительного характера); сроки их реализации (краткосрочные и долгосрочные программы).

    4. Заработная плата судей рассматривается в качестве одной из
    основных мер их социальной защиты. Однако она определяется без учёта
    объёма нагрузки, выполненного каждым судьёй, что нарушает принцип
    равной оплаты за равный труд, закреплённый в Конституции РФ. В связи с
    этим предложен переход к суммированному учёту рабочего времени судей и
    установление им месячной нормы труда.

      Основное отличие гарантий судей в сфере труда от гарантий иных работников, предоставляемых им в соответствии со ст. 164 Трудового кодекса РФ, заключаются в том, что они в силу ст. 9 Закона о статусе судей и сведений, содержащихся в Свободном перечне государственных должностей РФ 6 , должны оказываться судьям на более высоком уровне (аналогично гарантиям и компенсациям руководителей федеральных министерств и ведомств). В первую очередь это правило касается вопросов охраны персональных данных судей, предоставления им компенсаций при переезде в другую местность, в служебных командировках и др.

      В соответствии с п. 6.1. Европейской хартии «О законе «О статусе судей» , принятой 8-Ю июля 1998 г. в Лиссабоне, одной из гарантий независимости судей, является достойный уровень их социального обеспечения, включая пенсионное обеспечение по возрасту. Указанная гарантия реализуется при помощи ежемесячного пожизненного содержания судей, которое можно отнести к специальной (привилегированной) пенсионной выплате по следующим основаниям: эта выплата предоставляется в повышенном размере по сравнению с выплатами, производимыми другим категориями граждан; отношения, складывающиеся в процессе её назначения и оплаты, урегулированы законодательством о

    6 Утверждён Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 (с последующими изменениями и дополнениями) // Российская газета. -1995. - № 11-12.; СЗ РФ. -1996. - № 52. - Ст. 5912.; СЗ РФ. -1998. - № 43. - Ст. 5337.; СЗ РФ. - 2006. - № 13. - Ст. 1360.; СЗ РФ. - 2006. - № № 31 (Ч. 1). - Ст. 3459. 7 Далее по тексту - Хартия о статусе судей

    9 статусе судей; решение о назначении указанной выплаты принимают судьи совместно с сотрудниками органов социальной защиты судей; легальное толкование в этой области пенсионных отношений, а также предложения о размерах, порядке и периодичности выделения денежных средств на финансирование деятельности по льготному пенсионному обеспечению судей, осуществляется высшими судебными учреждениями совместно с органами судейского сообщества и Судебным Департаментом при Верховном Суде РФ; непосредственно перечислением данной выплаты на счёта судей занимаются судебные учреждения совместно с отделами (управлениями) Судебного Департамента при Верховном Суде РФ.

    7. Судьи, продолжительность стажа юридической и судейской работы которых недостаточна для назначения им ежемесячного пожизненного содержания, ущемлены в своих пенсионных правах по сравнению с другими работающими гражданами. Отсутствие пенсионного капитала у судей приводит к назначению им трудовой пенсии по старости в небольшом размере. Автором внесены предложения по изменению пенсионного законодательства РФ, которые направлены на исправление сложившейся ситуации.

    8. Анализ законодательства последних лет выявил тенденцию уменьшения социальных гарантий судей. Это противоречит п. 1. 1. Хартии о статусе судей и п. 4 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», которые устанавливают запрет на снижение уровня гарантий независимости судей и, соответственно, уровня социальной защиты судей.

    Также в работе сформулированы понятия «социальная защита населения» и «социальная защита судей», новая редакция статей законов и иных нормативных правовых актов, имеющих отношение к социальной защите судей, и те новые положения, которые целесообразно включить в законопроект «О социальной защите судей в Российской Федерации».

    10 Теоретическое и практическое значение исследования

    Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в анализе исторического материала и действующего законодательства о социальной защите судей в России, а также в выводах и предложениях автора, которые могут быть восприняты государственными органами в ходе реализации судебной реформы. Результаты исследования могут использоваться при чтении лекций по дисциплинам «Трудовое право», «Право социального обеспечения», «Правоохранительные органы», «Административное право», «Гражданский процесс», «Уголовный процесс», «Административно-процессуальное право», «Арбитражный процесс», а также в процессе совершенствования законодательства о судебной системе и, в частности, о социальной защите судей в РФ

    Апробация и внедрение результатов диссертационного

    исследования

    Диссертация выполнена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений. Выводы и практические предложения, содержащиеся в ней, обсуждались на заседаниях кафедры трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений.

    Материалы диссертационного исследования использовались автором в процессе преподавательской деятельности в Юридическом институте Иркутского государственного университета и Восточно-Сибирском филиале Российской академии правосудия (г. Иркутск).

    Основные положения и выводы работы отражены и опубликованы автором в статьях, а также докладывались на научно-практических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Правовое развитие Сибири в рамках реализации внутренней и внешней политики: региональное правотворчество и правоприменение», Иркутск, ноябрь 2004 г.; межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности», Иркутск, ноябрь

    2005 г.; международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития трудового права и права социального обеспечения», Москва, январь 2006 г.

    Первая глава диссертации была положена в основу учебного пособия: фондовая лекция «Социальная защита судей в Российской Федерации». Данное пособие было опубликовано и используется в учебном процессе в Восточно-Сибирском филиале Российской академии правосудия (г. Иркутск).

    Структура диссертации подчинена её целям и задачам. Работа состоит из введения, трёх глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, перечня использованной литературы и нормативных актов.

    Общеправовое понятие социальной защиты

    Социальная защита судей РФ - одна из составляющих социальной защиты населения РФ, обладающая всеми основными признаками последней. Следовательно, детальное изучение социальной защиты судей возможно только после рассмотрения понятия социальной защиты населения, её признаков и функциональных особенностей.

    Термины «социальная защита населения» и «социальная защита» уже на протяжении двух столетий являются предметом изучения многих наук и широко применяются в международно-правовых актах и во внутреннем законодательстве многих стран. Тем не менее, до сих пор ни какая-либо из гуманитарных наук, ни действующее законодательство не дают точного определения этой правовой категории.

    Различные определения данного словосочетания достаточно часто встречаются во многих нормативных актах. Однако, сравнивая их, сложно уяснить, что законодатель вкладывает в понятие «социальная защита», поскольку зачастую речь идёт о разных общественных отношениях, включаемых в состав изучаемого явления. Как справедливо отмечалось в научной литературе, термин «социальная защита» не имеет чётко обозначенных границ и объёма содержания8.

    Этот термин можно отнести к числу полисематических, то есть к тем, которые имеют несколько значений. В таком случае невозможно не согласиться с С. Ю, Головиной, которая настаивает на том, что двоякое понимание одних и тех же терминов приводит к серьёзным ошибкам в правоприменительной деятельности. Поэтому необходимо всячески избегать возможности существования такого рода понятий в рамках действующего законодательства. История развития указанной правовой категории по-своему уникальна, поскольку, начиная с начала XX века и до 1960-х годов, она рассматривалась в диаметрально противоположных плоскостях представителями экономической науки и правоведами.

    Изначально указанный термин начали применять сторонники классической экономической школы. В своих работах они сформулировали концепцию социальной защиты населения на основе представления о мерах поддержания индивида в бедности только за счёт благотворительных пожертвований10. Позднее учёные неоклассической экономической школы, развивая это учение, выдвинули теоретическое положение о всеобщей доступности социальной защиты, когда каждый член социума имеет право существовать на уровне не ниже стандарта, установленного государством11. Приведённые неоклассические экономические воззрения до сих пор практически не претерпели существенных изменений в экономической науке12.

    В начале XX века данный термин получил широкое распространение в криминологии и уголовном праве. Под социальной защитой понималась охрана общества от различного рода преступлений, которая заключалась либо в суровом наказании за содеянное посягательство, либо в сочетании санкций с воспитательными мероприятиями и наблюдением13. Во многом это объясняется тем, что право советского периода, в частности Основные начала законодательства Союза ССР и союзных республик, утверждённые постановлением Президиума ЦИК СССР от 31 октября 1924 г.14, отказалось от понятия наказания и оперировало лишь категорией «меры социальной защиты». В п. 5 раздела II Начал даже была приведена классификация этих мер, которые подразделялись на меры судебно-исправительного, медицинского и медико-педагогического характера. А в 1948 году при образовании секции социальной защиты в Организации Объединённых Наций была принята формула: предупреждение преступления и исправительное воздействие на преступника15.

    В тот же период времени в США активно применялся термин «social security». Такого наименования с 1935 года была удостоена система социального обеспечения и социальной адаптации малоимущих слоев населения США. Буквально это выражение переводится с английского языка как «социальная безопасность» или «социальные гарантии»16, хотя в классической английской юридической терминологии под этим словосочетанием понимается социальное обеспечение17. Изначально указанные органы занимались только вопросами предоставления государственных дотаций и выплат гражданам, входящим в группу социального риска (например, безработным, инвалидам) . В последующем американское название распространилось во многих иностранных государствах для обозначения системы мер, защищающих любого жителя страны от экономической и социальной деградации вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода, болезни, рождения ребенка. В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что органы «social security» во многих зарубежных государствах, включая Великобританию и США, осуществляют реализацию социальной политики своих государственных образований, которая выходит за рамки социального обеспечения19. Поэтому сейчас для обозначения на английском языке системы социальной защиты населения возможно обращаться к сочетанию слов «social security».

    Правовое регулирование оплаты труда судей

    Право на справедливое разбирательство дела, установленное ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, может быть обеспечено лишь только в том случае, если суды и сами судьи не будут находиться под контролем или влиянием несудебных структур. К числу факторов, с которыми связана возможность влиять на судебные решения, относится их материальное положение.

    Уровень финансового обеспечения судьи, гарантирующего его беспристрастность и независимость в процессе отправления правосудия, была и остаётся одной из самых насущных проблем организации судебной деятельности в России на протяжении многих столетий.

    Исследование истории судебной власти в России показало, что во времена древнерусского государства (с IX по XIII в.) судебные пошлины, отнюдь не в малых суммах, рассматривались как плата судьям и судебным чиновникам за проведение дела. Причём чем меньше чиновников, осуществлявших какие-либо конкретные судебные действия, участвовало в процессе, тем большее вознаграждение получал тот, кто выполнял обязанности судьи, поскольку государственная пошлина делилась в кратных долях между представителями власти в этом процессе.

    В последующем чиновники, отправляющие правосудие и назначаемые на должность княжеским (государевым) указом, получали небольшое жалование. Размер такого жалованья, «кормленья», был неодинаков, так как устанавливался монархами и поместными князьями персонально в отношении каждого управленца, совмещавшего судебную деятельность с управленческой131. Жалование подавляющего количества таких служащих уменьшалось в геометрической прогрессии от века к веку132.

    По-иному разрешался вопрос с оплатой судебной работы избираемых служащих (старосты, земские старосты, целовальники и т. п.). Исполнение их функций считалось очень почётной обязанностью, поэтому большого вознаграждения за этот труд предусмотрено не было, как, впрочем, и иных мер материального обеспечения в натуре. Такой порядок существовал вплоть до начала XVIII века.133

    Реформа судебной системы, осуществлённая Петром І в начале XVIII столетия, была нацелена на изменение структуры судебной системы на территории Российской империи. Вопросам социальной защиты судей было уделено мизерное внимание134. К середине XIX века лица, осуществляющие правосудие, получали нищенское жалование в размере нескольких рублей. Низкий уровень жалования стал основной причиной укомплектования судебных учреждений людьми неграмотными или малограмотными135. Исправить сложившуюся негативную ситуацию могла лишь серьёзная социальная реформа в отношении этой категории служащих, которая бы позволила привлечь в этот сектор государственного управления профессиональных и высококвалифицированных юристов.

    Как и многие прочие вопросы социальной защиты судей, вопрос о размере доходов судей был впервые достаточно подробно освящён в Установлении Судебных Учреждений (1864 г)136. В частности, согласно ст. 238 указанного акта и приложению № V к нему оклад ежегодного содержания судьи рублями серебром включал в себя непосредственно жалованье, столовые и квартирные. Столовые предназначались для покрытия трат судьи и членов его семьи на приобретение продовольствия, квартирные - на аренду жилья или оплату жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, в случае необходимости судьи самостоятельно могли обратиться за материальной помощью повышенного размера к председателю вышестоящего (надзорного) суда или непосредственно в Министерство юстиции. Как правило, такая помощь действительно оказывалась судьям, причём как в натуральном виде, так и в денежном эквиваленте. Поводом для обращения с таким ходатайством могли быть события как положительного, так и негативного характера (рождение ребёнка или смерть члена семьи).

    Помимо оклада судьям, служившим в отдалённых местностях, полагались прибавки к жалованию (в размере 25 % от годового оклада по должности при условии несения службы в пределах одной и той же местности не менее пяти лет подряд) и пособия за выслугу лет (в размере полутора окладов в год за десятилетнюю выслугу)137.

    Гарантии и компенсации судьям в сфере труда

    Статья 164 Трудового кодекса РФ ввела понятие гарантий и компенсаций работников в сфере труда. Как отмечалось в литературе175, если понятие «компенсации», приведённое в Трудовом кодексе РФ, практически совпадает по смыслу с понятием «компенсационные выплаты», которые производятся в предусмотренных законодательством случаях, то понятие «гарантии» намного шире понятия «гарантийные выплаты». Под компенсациями на государственной правоохранительной службе понимаются различного рода денежные выплаты в возмещение дополнительных затрат и более высокой стоимости жизни, возникающих в связи с выполнением федеральным государственным служащим, как-то: судьёй, служебных задании.

    Гарантиями, согласно ст. 164 Трудового кодекса РФ, являются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Полагаю, данное определение соответствует общетеоретическому понятию гарантий законности, выработанному теоретиками права177, и соответствующему понятию, применяемому в науке трудового права уже на протяжении многих лет. Кроме того, оно не противоречит буквальному пониманию слова «гарантия» в русском языке, которое воспринимается как ручательство, порука в чём-либо или обеспечение. Следовательно, гарантии есть установление определённых условий обеспечения прав и обязанностей человека, достигаемых путём применения перечисленных в законодательстве средств и способов. В связи с этим по данному вопросу нельзя согласиться с теми, кто считает неуместным перечисление в ст. 164 Трудового кодекса РФ условий обеспечения прав и обязанностей работников, помимо средств и способов179.

    Также неприемлемой видится поддерживаемое многими учёными деление гарантий на юридические, экономические, политические, идеологические (духовные), организационные и материальные. Юридические гарантии реализации прав и обязанностей работников, то есть предусмотренные в нормативных актах, по своей сущности могут носить экономический, политический, идеологический, организационный и экономический характер. Исходя из этого, вполне оправданно разделить гарантии в сфере труда, также как и гарантии законности, на юридические и неюридические. К последним относятся объективно сложившиеся в обществе социальные, экономические, политические условия, которые оказывают существенное влияние на процессы формирования прав работников и работодателей, а также их реализацию. Кроме этого, гарантии, обеспечивающие исполнение предоставленных работникам прав, могут носить как нематериальный (сохранение места работы, должности, предоставление другой работы), так и материальный (сохранение среднего заработка на период учебного отпуска, ежегодного отпуска, служебной командировки) характер. На наш взгляд, абсолютно верно высказывание Е. Е. Орловой о том, что материальными могут быть и экономические, и политические, и идеологические, и организационные, и юридические, и неюридические гарантии.

    Представляется, что юридические гарантии в сфере труда в зависимости от видов обеспечиваемых прав и обязанностей целесообразно разделить на социально-правовые, организационно-правовые и политико-правовые. Первые определяют общие условия реализации социальной защиты в сфере труда, вторые - условия реализации права на труд и нормальные условия труда, а третьи - условия реализации политических прав граждан в период работы. При этом внутри каждой из этих групп гарантии могут быть также подразделены в зависимости от их функциональной нагрузки.

    Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ особенности правового регулирования государственных служащих устанавливаются этим Кодексом и иными федеральными законами. Из этого вытекает, что регулирование отношений, связанных с их трудом, прежде всего, должно осуществляться на общих принципах и гарантиях трудовых отношений и непосредственно с ними связанных. Следовательно, на государственных служащих, включая судей, распространяются общие гарантии, предусмотренные главой VII Трудового кодекса РФ.

    Многие представители науки трудового, и административного права абсолютно правильно отмечают, что отношения, складывающиеся между государственным служащим и государством в процессе его труда, являются предметом трудового права, а отношения государственного служащего с третьими лицами в процессе исполнения должностных полномочий 96 предметом административного права181. Гражданин, поступая на государственную службу, продаёт свои профессиональные навыки и способности к труду так же, как и обычный работник при поступлении на работу в негосударственную структуру. Поэтому он может рассчитывать на реализацию основных принципов в области труда в том же объёме, что и обычный работник, так как является субъектом трудового права. В данном случае нельзя не упомянуть мнение профессора Н. Г. Александрова о том, что трудовое право регулирует «трудовые отношения всех граждан, возникающие по поводу применения способностей к труду, независимо от сферы приложения их труда» . Кроме того, нельзя не согласиться с В. Л. Гейхманом, отметившим, что в Конституции РФ отсутствуют указания на приоритет законодательства о государственной службе над трудовым правом. В том числе и по этому основанию, с его точки зрения, нельзя говорить об исключении государственных служащих из состава субъектов трудового права.

    Медицинское и санаторно-курортное обслуживание судей

    Медицинское обслуживание занимает второе по значимости место в системе мер социальной защиты судей во многих иностранных государствах. Данному вопросу уделяется огромное внимание в законодательстве зарубежных стран. Как правило, медицинское обслуживание в США и странах Европы сведено к оплачиваемой за счёт государства медицинской страховки судей. Члены семьи судей некоторых зарубежных стран (например, США) пользуются льготами по оплате такой страховки. При этом законодательством установлен перечень услуг и медицинских материалов, которые могут быть получены благодаря этой страховке.

    К сожалению, Российская Федерация только начала реализовывать гарантию предоставления судьям медицинского обслуживания высокого уровня. В настоящее время нет не только надлежащей правовой базы по данной тематике, но и расходы на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей обеспечиваются по остаточному принципу только, на 30 % от запланированного. Именно поэтому в ходе исследования указанного вопроса возникает больше всего противоречий и неясностей.

    Судебный Департамент при Верховном Суде РФ, руководствуясь ст. ст. 19, 20 Закона о статусе судей и п. 18 ст. 6 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7- ФЗ, должен организовывать медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей и членов их семей в соответствии с законодательством РФ.

    Согласно п. 5 ст. 19 Закона о статусе судей судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, которые оплачиваются из средств федерального бюджета. Пунктом 8 постановления Верховного Совета РФ от 20 мая 1992 г. № 4994-1 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» установлено, что медицинское обслуживание судей обеспечивает соответственно Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ, органы военного управления в порядке, определённом для руководителей министерств, ведомств, органов администраций. Предусмотрено также санаторно-курортное лечение судей за счёт федерального бюджета. Данная норма в части, посвященной обязанностям властей субъектов РФ обеспечивать медицинское обслуживание судей, противоречит ст. 124 Конституции РФ, однако, несмотря на это, применяется на практике. На наш взгляд, данное постановление в указанной части должно быть отменено по примеру иных норм Закона о статусе судей, не применяемых по этому же основанию.

    Законом РФ от 28 июня 1991 года № 1449-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями)235 определено, что медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Судьям, в отличие от других граждан РФ, и тот, и другой вид медицинского страхования предоставляется судьям за счёт государства. Это обусловлено тем, что программы обязательного медицинского страхования разрабатываются и утверждаются отдельно в каждом регионе, поскольку финансовые возможности субъектов различаются по ассигнованиям, выделяемым на эти программы, вследствие чего территориальные программы ОМС (обязательного медицинского страхования) отличаются по объёму предоставляемых услуг. Изначальное неравенство судей по отношению к условиям и возможностям получения медицинской помощи по программе ОМС в разных регионах должно выравниваться за счёт централизованного использования денежных средств, выделяемых из федерального бюджета, на их медицинское добровольное страхование. Таким образом, будет обеспечен принцип равенства судей, в том числе и в получении медицинской помощи в едином объёме на всей территории РФ.

    Первичную медицинскую помощь судьи получают по полису ОМС по месту жительства. При острых и инфекционных заболеваниях, требующих госпитализации, медицинская помощь предоставляется на основании полиса ОМС через службу скорой помощи. В случае отсутствия медицинской базы или медицинского оборудования для получения консультации в медицинских учреждениях, предоставляющих услуги по программам ОМС, и при необходимости более глубокого медицинского обследования, судьи также имеют право обратиться в медицинские учреждения, где есть соответствующая база и медицинское оборудование, и с которыми заключён договор по программе добровольного медицинского страхования. Медицинские услуги должны предоставляться застрахованным судьям вышеуказанными лечебными заведениями при предъявлении полиса страховой компании и документа, удостоверяющего личность.

    Медицинские услуги по программам добровольного медицинского страхования предоставляются в объёме Комплексной программы добровольного медицинского страхования. Эта комплексная программа на практике разрабатывается страховой компанией, с которой Судебный Департамент при Верховном Суде РФ заключает соответствующий договор. Следовательно, отсутствует какая-либо постоянная программа, устанавливающая неизменный перечень оказываемых медицинских услуг и определённый высокий стандарт их качества. В последние два года на добровольное медицинское страхование судей выделяется сумма, исходя из расчёта 4 000 рублей на одного судью в год. Невысокий размер страховой премии по данным договорам ДМС (добровольного медицинского страхования) обуславливает небольшой перечень медицинских услуг, предоставляемых в рамках этих проектов, и очень низкое качество их оказания. Однако положительным моментом является то, что в последние шесть лет ДМС пользуются все судьи РФ, тогда как в 1996 году услугами ДМС за счёт федерального бюджета могли воспользоваться только судьи 26 регионов РФ.

    На последнем Съезде судей не раз поднималась тема о монетизации гарантии предоставления судьям медицинского обслуживания высокого уровня, поскольку она не обеспечивается надлежащим образом уже на протяжении двух десятилетий. Несмотря на неоднократные просьбы Совета Судей РФ, обращенные и к Минюсту России, и к Судебному Департаменту при Верховном Суде РФ, до сих пор не разработан единый перечень медицинских услуг, оказываемых судьям РФ. Кроме того, суммы выделяемые на компенсацию затрат судей, произведённых на покупку лекарств при амбулаторном лечении, остаются неизменными на протяжении последних четырёх лет и составляют не более 500 рублей в год. Множество проблем в ходе использования системы ДМС у судей возникает при обращении в лечебные заведения. Как правило, лечебные организации, работающие со страховой компанией и обслуживающей судей по системе ДМС, находятся только в региональных центрах. Поэтому большинство судей первого звена, проживающих в отдалении от больших городов, не получают своевременно или не получают вообще надлежащую медицинскую помощь, оплачиваемую в рамках ДМС.