Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Статья 151 ч 2 п 1. Обо Всём

    Статья 151 ч 2 п 1. Обо Всём

    Ст. 151 УПК РФ, посвященная подследственности, еще и раскрывает систему структуру уполномоченных органов и роль прокуратуры, и затрагивает иные вопросы.

    Предварительное расследование

    Предварительное расследование - второй этап производства по уголовному делу, результатом которого становится либо прекращение дела из-за отсутствия деяния или иных причин.

    Этап следствия направлен на выявление и сбор всех фактов, которые имеют отношение к преступлению. Далее собранные материалы в виде уголовного дела передаются в суд с согласия прокурора.

    Формы расследования

    Ст. 151 УПК РФ указывает на две формы расследования:

    Законом предусмотрена возможность проведения дознания в упрощенной форме.

    Предварительное следствие производится следователями. Их отличие от дознавателей - в большем объеме полномочий. Дознавателю, например, приходится чаще спрашивать разрешения на те или иные следственные действия у начальника органа дознания или у прокурора.

    Дознание является упрощенной формой следствия, и оно проводится по делам меньшей тяжести. Конечно же, это не значит, что виновный человек избежит тюрьмы. Примером служат дела, заведенные за уклонение или отказ от уплаты алиментов, за что виновных лишают даже свободы на короткое время (в судебной практике - примерно год).

    Если обратиться к ст. 151 УПК РФ, работа следователя посвящена более сложным составам преступлений, за которые и наказания значительно серьезнее. Например, мошенничество.

    Органы дознания кроме полиции присутствуют в ФССП, таможенной службе, ФСБ и других структурах. Следователи работают же только в и ФСБ.

    Вопросы подследственности

    Ч. 2 ст. 151 УПК РФ распределяет уголовные дела по - несколько иное понятие, включающее в себя распределение уголовных дел между следственными органами и дознавателями.

    Есть несколько вариантов распределения дел:

    • следствие ведется строго в рамках компетенции (например, СК всегда занимается убийствами, полиция - кражами и т. д.);
    • следствие ведется органом, который выявил преступление;
    • следствие ведется органом, который назначен прокурором.

    Третий вариант - согласно ст. 151 УПК РФ о подследственности, если выявлено несколько эпизодов преступной деятельности, выделение материалов дела в отдельное производство при этом невозможно. Решение спора о подследственности - в рамках компетенции прокурора.

    Аналогичным образом решаются споры о ведении дознания. Если возбуждается дело небольшой или средней тяжести и необходимо вести дознание, то материалы сразу же передаются прокурору для выбора органа дознания.

    Место расследования

    Общие условия предварительного расследования требуют обеспечить производство по месту совершения преступления. Например, если кража совершена в Ленинском районе города, то расследованием занимается ОВД, находящееся в данном районе. Аналогично вопрос решается с органами дознания, СК и ФСБ.

    Если деяние начато в одном месте, а окончено в другом, расследование обеспечивается органом по последнему месту.

    Если было совершено несколько эпизодов (отдельных деяний), куда передать дела, решает начальник вышестоящего следственного органа. Закон разрешает назначить расследование органу, на территории обслуживания которого находится обвиняемый и большее число свидетелей.

    Задача следователя - быстро собрать материалы, и последний вариант выгоден с технической точки зрения.

    Если дело касается граждан РФ, проживающих за границей

    Ст. 151 УПК РФ в новой редакции или ранее действующей формулировке не затрагивала и не затрагивает тему территориального распределения дел, в частности, если они касаются граждан, живущих за границей.

    Граждане РФ, совершившие преступление, предусмотренное УК РФ, не привлеченные к ответственности, находясь за границей, все равно подлежат преследованию. Исключение составляют случаи, когда граждане РФ привлечены к ответственности правоохранительными органами иностранного государства. Обязательно должно иметься решение суда на этот счет.

    Положение распространяется и на военных, служащих на территории частей, расположенных вне пределов России.

    Иностранец, не проживающий в России, совершивший преступление против РФ, гражданина РФ либо лица без гражданства, постоянно живущего в России, подлежит привлечению к ответственности по российским законам. Исключение - случаи, если такой человек был осужден или оправдан иностранным судом.

    В ситуации с иностранцами или гражданами, проживающими за границей, дело возбуждается по месту жительства или нахождения потерпевшего либо по месту нахождения основного числа свидетелей.

    Расследование ведется по месту жительства обвиняемого, если потерпевший находится за границей.

    Принятия решения о месте проведения расследования

    Распределением дел между дознавателями и следователями занимается начальник отделов дознания или следствия соответственно. Ими сразу же принимается решение оставить материалы в своем районе.

    Если следователь или дознаватель выявляют преступление, которое по закону расследуется другой службой (например, дежурная полицейская группа выехала по вызову по убийству), обязанность следователя - возбудить дело, провести допросы, осмотреть место происшествия, сделать все, что в его силах, и передать материалы своему непосредственному начальнику.

    Дознаватель направляет материалы сразу же прокурору, однако без подписи начальника дознания прокурору материал все равно не направляется.

    Если дело забирают «наверх»

    Закон дает право вышестоящей инстанции забрать дело себе. Сообщение об этом направляется прокурору. Если дело не выходит за рамки ведомства, согласия прокурора не требуется, кроме того, надзор осуществляется прокурором более высокого ранга.

    Подобное происходит с резонансными делами. Например, дело о мошенничестве, задевшее десятки людей, получившее общественную огласку, расследуется не районными отделами, а городскими или областными управлениями.

    На сегодня сложилась практика установления подследственности в рамках одного органа подзаконными нормативными актами. Например, председатель СК вправе распределять уголовные дела между управлениями и отделениями ведомства. И следователи имеют представление о том, кто будет расследовать то или иное дело.

    Соединение уголовных дел

    В некоторых ситуациях проведение следствия признается более продуктивным при условии объединении нескольких дел в одно. Ст. 151 УПК РФ с комментариями ссылается на ст. 153 УПК. Закон предусматривает для этого следующие предпосылки:

    • совершено несколько деяний одной и той же группой лиц;
    • одно лицо совершило несколько деяний, по которым возбуждены отдельные дела;
    • лицо принимало участие в заранее не обещанном

    Последний пункт основан на понимании заранее не обещанного сокрытия как формы соучастия.

    Объединение допускается и при отсутствии подозреваемых, если есть основания предполагать, что преступления являются делом рук одних и тех же лиц.

    Соединение дел, подследственных одному органу, разрешается начальником следственного отдела. Соединение дел, которые расследует дознаватель, производится с разрешения прокурора.

    Если имеется необходимость соединить дела, подследственные разным органам, решение принимается прокурором. Решение вопроса зависит от того, чье дело серьезнее.

    Выделение уголовного дела

    Материалы дела выделяются, если:

    • соучастник совершил одно из своих преступлений отдельно от группы;
    • один из соучастников несовершеннолетний;
    • дело ведется в порядке упрощенного дознания;
    • обвиняемый заключил соглашение о сотрудничестве и его дело ведется упрощенном порядке.

    Решение о выделении дела принимается следователем или дознавателем.

    Выделение дела в отдельное производство

    Данное действие отличается обнаружением нового преступления, никак не связанного ни с тем, по которому ведется расследование, ни с лицами, которые привлечены по ведущимся делам.

    Следователь или дознаватель направляет материалы начальнику следствия и прокурору соответственно. Далее проводится проверка по аналогии с тем, как если бы было подано заявление о преступлении.

    Правда, если начальник следствия самостоятельно проводит проверку или поручает ее одному из подчиненных, прокурор направляет полученный материал или начальнику дознания или начальнику следствия.

    Постановление о выделении отдельного производства с приложенными материалами направляется прокурору.

    Проблемы законодательного регулирования

    Изменения в ст. 151 УПК РФ вносятся с достаточной регулярностью. Если ранее причина была в формировании СК, теперь они вызываются практикой споров о подследственности по ряду резонансных дел. Речь идет о крупных делах, где задеты интересы высоких чиновников, в частности сотрудников прокуратуры.

    Если сравнить редакцию ст. 151 УПК РФ в 2015 году и на сегодняшний день, кроме того что уже готовы новые изменения, становится видимой интересная тенденция. Все большее составов расследуются теми, кто их обнаружил. Если ранее, например, ФСБ должна была передать дело в СК или полицию, теперь часть дел остается у следователей ведомства. Аналогично дело обстоит и с СК.

    Кроме того, исключается вмешательство прокуратуры в связи с контролем исполнения норм о подследственности.

    Подследственность представляет собой признак уголовного дела, в соответствии с которым определяется орган, занимающийся расследованием. В практике, в целом, вопрос об отнесении материалов преступления к ведению того или иного подразделения не вызывает проблем. Тем не менее в ряде случаев могут возникнуть споры, конкуренция компетенций, требующих участия руководителей отделов или прокурора. Подробно подследственность разъясняет УПК в ст. 151.

    Классификация

    Подследственность может быть:

    1. Территориальной.
    2. Предметной (родовой).
    3. Смешанной (альтернативной).
    4. Индивидуальной.

    Первая и вторая предусматривается в ст. 151, 152 УПК РФ. Рассмотрим их подробнее.

    Предметный признак

    Родовая подследственность сотрудников прокуратуры распространяется на дела, считающимися наиболее опасными. К ним, в частности, относят такие преступления, как убийства, терроризм, изнасилования, массовые беспорядки, бандитизм, пиратство. В ведении указанных служащих также находятся дела о должностных, экологических, воинских деяниях. В целом можно сказать, что к служащим прокуратуры попадают наиболее сложные случаи. Большой объем уголовных материалов ст. 151 УПК РФ относит к ведению сотрудников ОВД.

    Среди них: посягательства на половую неприкосновенность, здоровье граждан, преступления против собственности, общественной безопасности, нравственности и так далее. Родовую подследственность сотрудников органов ФСБ составляют дела о контрабанде с отягчающими обстоятельствами, незаконный экспорт технологий, услуг и информации при изготовлении ОМП. Они изучают материалы о терроризме, угоне воздушных и прочих транспортных средств, организации незаконных бандформирований, посягательства на конституционный строй и государственную безопасность.

    Территориальный признак

    Он указывает на место совершения незаконного деяния либо окончания преступления. В частности, речь идет о районе, области, республике и пр. административной единице страны. При этом стоит отметить, что в рамках местной подследственности предварительные мероприятия могут осуществляться сотрудниками различных ведомств (краевого, районного и пр.). В кодексе нет правил, в соответствии с которыми осуществляется распределение дел среди служащих разного уровня. Данный вопрос, согласно положениям ст. 151 УПК РФ, решается руководителями ведомств с учетом особенностей преступления.

    Смешанная категория

    Одни и те же незаконные посягательства могут расследоваться сотрудниками разных ведомств. К примеру, дела о терроризме могут рассматриваться служащими прокуратуры, ФСБ и ОВД. В таких случаях в качестве критериев отнесения преступления к ведению определенного органа будут выступать ответы на следующие вопросы:


    В ст. 151 УПК РФ подследственность служащих, выявивших дело альтернативного ведения, включает в себя преступления, попадающие под многие нормы УК. В частности, это мошенничество, растрата и присвоение, незаконное предпринимательство при отягчающих обстоятельствах, незаконная банковская деятельность и прочие деяния в экономической сфере. В эту же категорию входят преступления в области компьютерной информации, против порядка управления и правосудия, общественной безопасности. Альтернативными считаются такие деяния, как захват заложников, бандитизм, организация преступных сообществ и так далее. Понятие "выявление", которое упоминает статья 151 УПК РФ ("Подследственность"), указывает на то, что конкретный сотрудник первым получил сообщение о незаконных действиях. Он возбудил дело и принял его к производству.

    Комментарий к ст. 151 УПК РФ

    В компетенцию сотрудников, к ведению которых относится "основное" деяние, по которому, собственно, возбуждено производство, включаются дела о привлечении несовершеннолетних к совершению противоправных действий, злоупотреблениях должностными полномочиями, их превышении, даче или получении взяток, халатности и служебном подлоге, а также некоторые посягательства на правосудие. В данном случае используются ст. 150, 151 УПК РФ. Они применяются постольку, поскольку в ходе проведения предварительных мероприятий по одному делу выявляются составы иных преступлений.

    Персональный признак

    Рассматривая ст. 151 УПК РФ с комментариями, стоит отметить, что в норме отдельно оговаривается распределение дел с учетом особенностей, присущих субъектам, в отношении которых они возбуждены. В качестве персональных признаков, в частности, выступают:

    1. Принадлежность к категории граждан, относительно которых в кодексе установлены особые правила для начала производства.
    2. Наличие у субъекта психических расстройств, которые требуют досудебного исследования.
    3. Принадлежность лица к ВС либо правоохранительной системе.

    В ст. 151 УПК РФ не оговаривается порядок отнесения дел о преступлениях, субъектами в которых выступают несовершеннолетние.

    Сотрудники прокуратуры

    Компетенция этих служащих устанавливается в ч. 2 ст. 151 УПК РФ. Так, сотрудниками прокуратуры рассматриваются дела по преступлениям, совершенным субъектами, перечисленными в ст. 447 УПК. К ним относят:


    Следователями прокуратуры разбираются дела о посягательствах, имевших место в отношении указанных выше лиц и связанных с исполнением ими профессиональной деятельности.

    Служащие ОВД

    Их компетенцию также устанавливает статья 151. Подследственность этих сотрудников разъясняется во второй части нормы. Вопрос об отнесении дела к их компетенции возникает в случаях, когда необходимо произвести медицинские манипуляции принудительного характера к лицам, совершившим преступление. Расследование осуществляется разными служащими, в соответствии с предметной подследственностью. Здесь, однако, есть нюанс. Если психически нездоровый субъект совершил неправомерное деяние, расследование которого в соответствии с общим правилом должно осуществляться в форме дознания, то ситуация становится непонятной. Неясность связана с тем, что в законе не определено, какому именно сотруднику осуществлять надлежащие мероприятия. По мнению специалистов, такая обязанность может возлагаться на служащих ОВД, поскольку дознание осуществляется, как правило, ими же по таким делам.

    Сотрудники ФСБ

    В части второй п. 2 ст. 151 УПК РФ установлены дела, включенные в компетенцию этих служащих. Они рассматривают материалы по преступлениям о:

    В качестве субъектов в таких преступлениях должны выступать лица, указанные в перечне выше.

    Конкуренция компетенций

    В ч. 8 ст. 151 УПК РФ предписывается, что споры по отнесению дел к ведению того или иного служащего разрешаются прокурором. Такая ситуация может возникнуть, если квалификация действий и исследование материалов одного субъекта преступления относятся к компетенции сотрудника ОВД, а поведение другого злоумышленника, проходящего по этому же делу, по персональному либо предметному признаку – к полномочиям служащего прокуратуры. При этом лицо, уполномоченное на разрешение возникшего спора, должно руководствоваться определенными правилами. В частности, ему надлежит поручить такое дело следователю прокуратуры. Это обуславливается тем, что в компетенцию последнего входит рассмотрение преступлений в отношении определенных лиц и считающихся наиболее опасными. Такое же правило действует при объединении дел, которые подследственны различным органам предварительного расследования, в одном производстве. При определении подразделения, уполномоченного на поведение предварительных мероприятий, прокурор должен руководствоваться установленными в рассматриваемой норме правилами.

    Дознание

    В ст. 151 УПК РФ разъясняется распределение дел между дознавателями разных органов. Правила устанавливаются в части третьей. Так, дознаватели ОВД расследуют все преступления, предусмотренные в ч. 3 ст. 150 УПК. Исключение составляют случаи, установленные в ч. 3-6 рассматриваемой нормы. В п. 3 ст. 151 УПК РФ установлено, что дознаватели пограничных структур ФСБ компетентны вести производство по делам, подпадающим под:

    1. Ст. 256 и 253 в части, относящейся к незаконной добыче водных растений и животных.
    2. Ч. 1 ст. 322 и ч. 1 ст. 323.
    3. Ч. 1 ст. 188 в части, относящейся к контрабанде, которая была задержана сотрудниками пограничной службы безопасности при отсутствии таможенных органов.

    Дознаватели ФССП компетентны расследовать дела, предусмотренные в ст. 297, 294, 315, 312 и ч. 1. Ст. 311 УК. Служащие таможенных органов могут вести производство по преступлениям, попадающим под ч. 1 ст. 188, ст. 194. Дознаватели противопожарной службы могут рассматривать дела, предусмотренные в ч. 1 ст. 219, ч. 1 ст. 261. Сотрудники подразделений, осуществляющих контроль за оборотом наркотических и психотропных соединений, ведут производство по преступлениям, подпадающим под ст. 228 в ч. 1, 228.2, части первые ст. 232-233, а также ч. 1 и 4 ст. 234.

    Место производства предварительных мероприятий

    Расследование осуществляется на территории совершения деяния, в котором присутствуют признаки преступления. В ряде случаев возникает необходимость провести мероприятия, розыскные в том числе, в другом месте. В таких ситуациях следователь может осуществить их самостоятельно или поручить их органу дознания либо иному служащему. Такие поручения должны исполняться в десятидневный срок. Если установлено, что начало преступления было в одном месте, а его завершение – в другом, то расследование осуществляется по месту окончания деяния. В практике бывают случаи, когда совершено несколько посягательств на разных территориях. Расследование в таких ситуациях производится в районе, где имело место большинство из них. Предварительные мероприятия могут осуществляться по адресу нахождения свидетелей или самого обвиняемого. Это обеспечивает во многих случаях объективность и полноту действий должностных лиц, а также соблюдение установленных процессуальных сроков.

    Важный момент

    Преступления могут совершаться за пределами РФ. В таких случаях предварительное расследование осуществляется по основаниям, установленным в ст. 12 УК либо по ст. 459 УПК по месту проживания/пребывания потерпевшего на территории России. Допускается производство действий по адресу нахождения большинства свидетелей. Также законом предусмотрено проведение предварительного расследования по месту пребывания обвиняемого в РФ, если потерпевший находится за ее пределами.

    Неотложные действия

    Дознаватель или следователь, установившие, что принятое ими дело им неподследственно, должны передать его руководителю отдела/прокурору. При этом им надлежит совершить неотложные действия в рамках своих полномочий. Руководитель вышестоящего органа может вынести постановление, в соответствии с которым подразделение, которым он управляет, принимает дело к производству. Решение должностного лица должно быть мотивированным. Руководитель вышестоящего подразделения обязан уведомить прокурора письменно о вынесенном постановлении.

    Статья 151. Подследственность
    [Уголовно-процессуальный кодекс РФ] [Глава 21] [Статья 151]

    1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

    2. Предварительное следствие производится:

    1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам:

    а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 — 110, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131 — 149, 170.1, 171.2, 172.1, 185 — 185.6, 194 частями третьей и четвертой, 198 — 199.2, 201, 204, 205 — 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208 — 212.1, 215, 215.1, 216 — 217.2, 227, 237 — 239, 240.1, 242.2, 246 — 249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 258.1 частями второй и третьей, 263, 263.1, 269, 270, 271, 271.1, 279, 282 — 282.3, 285 — 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298.1 — 305, 317, 318, 320, 321, 328, 330.1, 330.2, 332 — 354.1 и 356 — 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

    в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

    г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

    2) следователями органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 200.1 частью второй, 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208, 211, 217.1, 226.1, 229.1, 275 — 281, 283, 283.1, 284, 322 частью третьей, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой — третьей, 113, 114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частью третьей, 124, 127.1, 127.2, 150 частями второй и третьей, 151 частями второй и третьей, 158 частями второй — четвертой, 159 частями второй — четвертой, 159.1 частями второй — четвертой, 159.2 частями второй — четвертой, 159.3 частями второй — четвертой, 159.4 частями второй и третьей, 159.5 частями второй — четвертой, 159.6 частями второй — четвертой, 160 частями второй — четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью второй, 166 частями второй — четвертой, 167 частью второй, 169, 171 частью второй, 171.1 частями второй и четвертой, 172, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частью третьей, 181 частью второй, 183, 184, 186, 187, 191, 191.1 частью третьей, 192, 193, 193.1, 195 — 197, 200.1 частью второй, 201, 202, 205, 206, 207 частью второй, 208 — 210, 212.1, 213 частью второй, 215.2, 215.3, 217.1, 219 частями второй и третьей, 220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 225 — 227, 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229.1, 234 частями второй и третьей, 235, 236, 240 частями второй и третьей, 241 частями второй и третьей, 242.1, 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.3 частью второй, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частями третьей и четвертой, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 268 частями второй и третьей, 272 — 274, 304, 313 частями второй и третьей, 322.1 частью второй, 325.1 частью второй, 327 частью второй, 327.1 частями второй и четвертой и 330 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации;

    4) утратил силу;

    5) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 226.1 (в части, касающейся контрабанды сильнодействующих или ядовитых веществ), 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229, 229.1, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

    3. Дознание производится:

    1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3 — 6, 9 настоящей части;

    2) утратил силу;

    3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частями первой и второй статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    5) утратил силу;

    6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    7) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 части второй настоящей статьи;

    8) дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228 частью первой, 228.2, 228.3, 230 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой и 327 частями первой и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации;

    9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации.

    4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 275, 276, 283, 283.1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

    5. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 146, 158 частями третьей и четвертой, 159 частями второй — четвертой, 159.1 частями второй — четвертой, 159.2 частями второй — четвертой, 159.3 частями второй — четвертой, 159.4 частями второй и третьей, 159.5 частями второй — четвертой, 159.6 частями второй — четвертой, 160 частями второй — четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 171 частью второй, 171.1 частями второй и четвертой, 172, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 176, 183, 187, 190, 191, 192, 193, 193.1, 194 частями первой и второй, 195 — 197, 200.1 частью первой, 201, 202, 205.4, 205.5, 206, 207 частью второй (за исключением случая, когда данное преступление выявлено органами по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ), 208 — 210, 222 частями второй и третьей, 226 частями второй — четвертой, 226.1, 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229.1, 239, 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.3 частью второй, 263.1, 272 — 274, 282.1 — 282.3, 308, 310, 327 частью второй и 327.1 частями второй и четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.

    6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 285, 285.1, 285.2, 286, 306 — 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

    7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

    8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.


    1 комментарий к записи “Статья 151 УПК РФ. Подследственность”

      Статья 151. Подследственность

      Комментарий к статье 151

      1. Подследственность — это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать.
      Значение правил подследственности состоит в обеспечении такого распределения уголовных дел между органами расследования, чтобы каждое уголовное дело было максимально качественно и быстро подготовлено к судебному разбирательству. Правила подследственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так, они позволяют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы. Но главное, что в подобных случаях обеспечивается право обвиняемого, которое можно назвать правом на естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (законный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное нарушение правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа расследования, который, возможно, назначен ad hoc (специально для данного случая — лат.), но пристрастность публичного обвинителя несовместима в состязательном процессе с принципом равенства сторон. Поэтому несоблюдение правил подследственности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона (ст. ст. 381, 389.17) и влечет признание полученных доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 7) .
      ———————————
      См.: абзац 4 указания Генпрокуратуры РФ от 29.01.2008 N 14/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел» // СПС «КонсультантПлюс».

      2. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида (признака) подследственности: предметную (родовую) — ст. 151 и территориальную (местную) — ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу: а) особенностей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная или личная подследственность); б) связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность); в) исключительной компетенции органа уголовного преследования (универсальная подследственность).
      3. Комментируемая статья регламентирует предметную подследственность и исключения из нее. Предметный признак подследственности выражен в квалификации преступления по статьям Особенной части УК. О территориальной подследственности см. ком. к ст. 152.
      4. Если с точки зрения предметного признака по уголовному делу обязательно производство предварительного следствия (состав преступления не попадает в перечень ч. 3 ст. 150 УПК), то в силу персонального признака следователи прокуратуры производят предварительное следствие по преступлениям, совершенным: а) лицами, обладающими служебным иммунитетом (см. ст. 447 УПК и ком. к ней); б) должностными лицами, указанными в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК правоохранительных органов; в) лицами гражданского персонала воинских формирований или правоохранительных органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в расположении соответствующего учреждения. Следователи Следственного комитета РФ вне зависимости от квалификации преступления (даже если оно по квалификации относится к дознанию или к органам ФСБ) проводят предварительное следствие по преступлениям, совершенным в отношении лиц, указанных: 1) в подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 в связи с их профессиональной деятельностью; 2) в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 в связи с их служебной дея-тельностью; г) ФЗ от 28.12.2010 N 404-ФЗ: с 01.01.2012 следователями СК РФ будут также расследоваться уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних (подп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК).
      Об исключениях из персональной подследственности следователей Следственного комитета РФ см. ком. к ч. 4 ст. 151.
      5. Часть 3 ком. статьи допускает неоднозначное толкование подследственности органов госнаркоконтроля. Все преступления, отнесенные к их компетенции (п. 8 ч. 3 ст. 151), по буквальному смыслу п. 1 ч. 3 ст. 151 одновременно относятся к подследственности дознания ОВД. Причина такой неопределенности состоит в том, что Законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ в часть 3 ком. статьи был введен п. 8, а в п. 1 соответствующие изменения не внесли. Данная неопределенность на практике может разрешаться двумя способами: либо с помощью коррекционного толкования п. 1 ч. 3 ст. 151, когда вместо слов «в пунктах 3 — 6» следует читать «в пунктах 3 — 8», либо с помощью аналогии с альтернативной подследственностью (которая сформулирована лишь для предварительного следствия. О ней см. ком. к ч. ч. 5 и 6 ст. 151): указанные в п. 8 ч. 3 ст. 151 преступления расследует тот орган, который их выявил и возбудил, а споры о подследственности разрешает прокурор.
      6. Правом проводить дознание по соответствующему поручению прокурора наделены следователи органов Госнаркоконтроля по делам, отнесенным к «дознавательской» подследственности этих органов. Следователи ОВД в соответствии с изменениями, внесенными ФЗ от 06.06.2007 N 90-ФЗ в п. 1 ч. 3 ком. статьи, утратили право проводить дознание.
      7. Следователи Следственного комитета РФ производят дознание при соблюдении следующих условий: а) преступление совершено лицами, указанными в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151; б) по предметному признаку это преступление относится к дознанию (указано в перечне ч. 3 ст. 150). Если преступление совершено в отношении этих лиц (обладающих служебным иммунитетом или являющихся военнослужащими или должностными лицами правоохранительных органов), то по данному преступлению обязательно производство предварительного следствия.
      8. Часть 4 ком. статьи устанавливает для четырех составов преступлений изъятие из персональной подследственности следователей Следственного комитета РФ в пользу предметной подследственности следователей ФСБ. Персональная подследственность как исключение из предметной отсутствует по указанным в ч. 4 ст. 151 делам, отнесенным к предметной подследственности следователей ФСБ. Это правило распространяется только в отношении лиц, указанных в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151. При этом возникает коллизия норм, когда одно и то же лицо обладает иммунитетом по ст. 447 УПК и одновременно указано в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК. Например, следователь ФСБ совершает преступление в виде шпионажа (ст. 276 УК). В этом случае Кодекс не позволяет однозначно решить вопрос о подследственности. Представляется, что нормы, закрепленные в подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151, по смыслу закона являются специальными, поскольку обеспечивают процессуальный иммунитет лиц, указанных в ст. 447. Поэтому при указанной коллизии приоритетом пользуется подследственность следователя Следственного комитета РФ.
      9. Части 5 и 6 ком. статьи устанавливают признаки подследственности, которые принято называть альтернативными и по связи дел. Указанные в ч. 5 ст. 151 УПК преступления могут расследоваться следователями того органа, который выявил данные преступления (альтернативная подследственность). Указанные в ч. 6 ст. 151 УПК преступления могут расследоваться тем органом, который их возбудил (подследственность по связи дел). Учитывая редакцию данных статей, следует сделать вывод, что преступление в виде неквалифицированного вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления (ч. 1 ст. 150 УК) может расследоваться и в форме дознания дознавателями любых органов дознания (ч. 3 ст. 150 УПК). Дознание по делам, указанным в ч. 6 ст. 151, может проводиться и по другим преступлениям средней тяжести по письменному указанию прокурора (ч. 3 ст. 150 УПК).
      10. Настоящий Кодекс предусматривает еще один вид подследственности, которую можно назвать универсальной — таким исключением из предметной подследственности, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения. Универсальная подследственность возникает, когда прокурор передает любое уголовное дело следователю Следственного комитета (п. п. 11 и 12 ч. 2 ст. 37 УПК).
      11. Части 7 и 8 ком. статьи устанавливают правило, согласно которому в спорных случаях подследственность определяет прокурор. При этом прокурор вправе без учета предметной подследственности передать любое уголовное дело от органа дознания следователю и от любого следователя — следователю Следственного комитета (п. п. 11 и 12 ч. 2 ст. 37). Передача дела от одного органа расследования другому не должна нарушать предметную и персональную подследственность (п. 12 ч. 2 ст. 37). До принятия ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ передача дела по подследственности от одного органа расследования другому всегда производилась по постановлению прокурора. Указанный Закон предусмотрел, что в целом ряде случаев дело передается через руководителя СО (ч. ч. 3, 5, 6 ст. 152, п. 3 ст. 149, ст. 155, ч. 3 ст. 157, ч. 1.1 ст. 319). Отдельные статьи УПК сохранили полномочия прокурора по передаче дел и по определению подследственности (ч. 3 ст. 146; ч. ч. 7 и 8 ст. 151). С учетом толкования данных правил в совокупности с полномочиями органов расследования (ст. ст. 37 — 41) следует признать, что уголовное дело передается по подследственности следователем через руководителя СО (который затем вправе направить его прокурору), а дознавателем или органом дознания — через прокурора. Споры о подследственности разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151).
      Обеспечить соблюдение подследственности при конкуренции ее признаков помогут следующие рекомендации: а) при соединении дел приоритет имеет тот орган, к чьей предметной подследственности относится более тяжкое преступление. Поэтому орган следствия всегда имеет преимущество перед дознавателем; б) при конкуренции предметной и персональной подследственности приоритетом пользуется персональная (как исключение из правила), кроме случаев, прямо предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК; в) при конкуренции признаков альтернативной подследственности и персональной последняя имеет большую силу.

    Очень часто даже при наличии заявления от потерпевших, работники следствия или дознания не могут возбудить уголовное производство. Подобная ситуация связана с тем, что законодатель четко определяет компетенцию различных подразделений правоохранительных органов. Законодатель разрешает рассматривать нарушения закона в соответствии с признаками уголовного производства. В уголовном праве принадлежность уголовного производства к определенному контролирующему органу называют подследственность. Регулирует понятие ст. 151 УПК РФ.

    Подследственность − это совокупность правил, которые дают возможность определить принадлежность уголовного дела к компетенции следственного органа или дознания. Подследственность позволяет также определить ведомство, которое может возбуждать уголовное производство и начинать следственные мероприятия.

    Подследственность уголовных дел очень важное понятие, ведь с его помощью можно добиться большей четкости и оперативности ведения следствия, а также максимально индивидуализировать наказание виновным.

    На сегодняшний день уголовные дела могут рассматривать дознаватели и следователи органов внутренних дел, специалисты органов контроля над оборотом наркотических средств, представители службы судебных приставов, а также таможенных органов. Нередко инициируют уголовные производства работники пограничных органов, ФСБ, а также начальники Вооруженных Сил РФ.

    Любые споры, связанные с подследственностью, решает прокурор. Достаточно часто бывает так, что одно производство подлежит рассмотрению несколькими ведомствами. Своим постановлением прокурор может инициировать возбуждение уголовного дела в одном из ведомств. К примеру, если было совершено несколько преступлений одним человеком, но с разной территориальной принадлежностью, то согласно установленному закону, возбуждать производство будут в подразделении, на территории которого была совершена большая часть нарушений закона или самое тяжелое злодеяние.

    Основные положения

    Согласно ст. 151 УПК РФ, подследственность затрагивает абсолютно все уголовные производства. Распределение дел происходит по 5 критериям, каждый из которых обладает особой важностью. Если рассматривать юридическую принадлежность уголовного производства, можно отметить, что законодатель выделяет нарушения, совершенные несовершеннолетними, связанные с наркотиками и оборотом оружия, военные преступления, пограничные нарушения, а также злодеяния в сфере экономики и предпринимательской деятельности. Особый порядок возбуждения дел предусмотрен также для депутатов, судей, адвокатов и Президента.


    Во всех случаях, помимо статей, указанных в пункте 3 ст. 151 УПК РФ, производство возбуждается следователями, и только в указных нормах необходимо вмешательство дознания. Орган дознания − это самостоятельная структура, которая, как правило, занимается делами незначительного уровня тяжести. Дознание может проводиться в общем порядке на протяжении 30 дней или же иметь сокращенную модель (20 дней). Следственный орган занимается делами более сложными по уровню тяжести и ведению расследования. Следствие может вестись от двух месяцев до восемнадцати.

    Если производство было возбуждено не тем контролирующим органом, прокурор вправе изымать материалы и передавать его другому компетентному ведомству. Для осуществления этого права ему необходимо создать соответствующее постановление.

    Виды и признаки

    Ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации четко описывает обстоятельства, по которым контролирующие органы определяют подследственность каждого производства.

    Подследственность в уголовном процессе определяют по таким признакам:

    • предметный;
    • территориальный;
    • персональный;
    • альтернативный;
    • по связи уголовных дел.

    Подсудность и подследственность уголовных дел по предметному признаку напрямую зависят от квалификации злодеяния. Именно обстоятельства совершения преступления определяют, какая именно служба будет расследовать дело. Если речь идет о продаже наркотиков, делом будет заниматься Госнаркоконтроль, в случае международного шпионажа − задействуют ФСБ, если нарушение определено на таможне, то отвечает Пограничная служба.

    Территориальный признак определяется местом совершения нарушения закона. Производство подлежит рассмотрению тем ведомством, в юрисдикции которого находится место совершения злодеяния. При инициировании уголовного производства именно этот признак является основным, хотя он не абсолютный.

    Территориальная принадлежность дела может меняться в процессе расследования. Если злодеяние было начато в одном месте, а закончено в другом, то производство возбуждают в месте окончания злодеяния. В случае, когда определить место совершения преступления невозможно, уголовное производство возбуждают в органе, определившем нарушение закона.


    Персональный признак определяется исходя из субъекта злодеяния, то есть кем является преступник – депутатом, военнослужащим, адвокатом и т.п. Немаловажной считают информацию о потерпевшем по делу, ведь нужно определить против кого осуществлялось злодеяние − против судьи, прокурора или других лиц в связи с их персональной деятельностью. В отношении указанных субъектов существует специальная модель возбуждения дел. Это же касается преступлений с участием несовершеннолетних или против интересов несовершеннолетних.

    Альтернативный признак характеризуется возможностью ведения производства любым органом, определившим злодеяние. Альтернативный признак подследственности определяется в делах о мошенничестве, присвоении чужого имущества и других злодеяниях, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК.

    По признаку связи с преступлением подследственность уголовных дел определяется по делам, связанным с вовлечением несовершеннолетнего в преступление, злоупотреблением должностными полномочиями, получением взятки и иными подобными нарушениями закона. В данную категорию дела отнесут, если, к примеру, была совершена кража и вовлечены в нее были несовершеннолетние. То есть подследственность одного дела определяется в зависимости от подследственности другого.

    Комментарии к статье 151 УПК

    Понятие подследственности и виды подследственности в уголовном процессе позволяют определить оптимальный режим работы контролирующего органа. Подследственность повышает эффективность расследования в целом и индивидуализирует работу следователя, прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой полиции, дознания, ФСБ и других.

    Неправильно определенная подведомственность дела влечет за собой очень тяжелые последствия, которые затрагивают интересы как потерпевший стороны, так и обвиняемого. Гораздо быстрее и эффективней будет раскрыто преступление, связанное с наркотическими веществами Госнаркокнтролем, чем службой ФСБ. Работники наркоконтроля обладают соответствующими знаниями и навыками в расследовании характерных дел, соответственно, максимально точно подойдут к следственным мероприятиям и правильно оформят дело.

    В случае возникновения спорной ситуации между признаками подследственности, помимо территориальной и предметной принадлежности, во внимание принимают персональный признак. Рассмотрение дела будет происходить в месте, где находиться обвиняемый, потерпевший или большее количество свидетелей, участников производства. Если нарушение совершено за пределами Российской Федерации, расследуется оно по месту жительства или пребывания потерпевшего в РФ.


    Если нарушение закона осуществил психически больной или невменяемый гражданин, во внимание персональный признак, альтернативный и остальные не принимаются, дело будет рассматриваться по территориальной принадлежности.

    Что показывает судебная практика по данной статье?

    Принцип определения подследственности дела очень сложно понять, не рассмотрев реальный пример. Объяснить суть термина можно на случае гражданина Петрова, который является военнослужащим. Отправившись в отпуск, в родной город, Петров, будучи в состоянии алкогольного опьянения, подрался со своим знакомым и нанес ему травмы средней тяжести. На вызов очевидцев приехал патруль полиции, и составил протокол. После допроса свидетелей и обвиняемого было постановлено передать материалы происшествия по подведомственности в Вооруженные силы, а непосредственно в подразделение, где служит виновный.

    Если бы виновный не являлся военнослужащим, то возбудить производство мог бы следователь района, на территории которого произошла драка. В случае с легкими травмами, которые нанес бы гражданин Петров, не будучи военнослужащим, дело рассматривал бы орган дознания или мировой суд, если потерпевший обратился бы с частным иском.

    Больше всего проблем возникает при тяжелых преступлениях, состоящих из нескольких эпизодов. Следователям необходимо проделать колоссальную работу не только для того, чтобы определить круг виновных, но и для того, чтобы понять, какой именно из органов может возбудить производство и привлечь виновных к ответственности.

    Какие решения чаще всего выносятся по статье 151 УПК?

    Все решения на начальном этапе расследования принимает следователь или дознаватель. Проверяет целесообразность и обоснованность решения следователя и дознавателя прокурор. Своим постановлением он может закрыть производство, возобновить его или перенаправить в другой компетентный орган.

    Важно отметить, что решить вопрос подследственности может и сам потерпевший вместе со своим защитником. Достаточно часто потерпевшие составляют ходатайство о перенаправлении дела в другое ведомство. Сделать это можно не только исходя из утвержденных признаков подведомственности, но и когда отмечается предвзятость следователя или он не выполняет в полной мере своих обязательств.


    В последнем случае передача дела по подведомственности в большей мере напоминает отвод следователя, только меняют не работников следствия, а целый отдел, который будет заниматься производством.

    Возбуждением дела органы дознания чаще всего занимаются в отношении преступлений, описанных в пункте 3 ст. 150 УПК РФ, а по всем остальные нарушениям, помимо дел частного обвинения, дела возбуждает следователь. Исходя из квалификации преступлений, следователь или дознаватель может направлять материалы в специальное воинское подразделение, в Госнаркоконтроль, Службу судебных приставов, в Пограничную службу и др.

    Что чаще всего является отягощающим и смягчающими обстоятельствами?

    Отягощающие или смягчающие обстоятельства, в случае с определением подведомственности дела большой роли не играют. Квалифицирующие признаки в данном случае позволяют определить тяжесть непосредственного злодеяния и предполагаемого наказания, а также указать на то, будет заниматься производством следователь или дознаватель. Дела без отягощающих обстоятельств переходят в орган дознания или сразу в мировой суд, а дела, которые затрагивают интересы несовершеннолетних, организованные злодеяния и нарушения, повлекшие серьезные последствия, входят в компетенцию следственного органа.

    Определение подведомственности важно не только для процессуального оформления материалов дела, но и необходимо для максимально эффективного проведения следственных мероприятий. Источников информации о преступлении гораздо больше можно найти, исследуя территориальную принадлежность злодеяния, субъектов нарушения, а также предметный признак подследственности.

    Подследственность. Ст. 150, 151 УПК РФ.

    Подследственность это совокупность признаков преступления, по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства (например: не просто к компетенции следователя, а к компетенции следователя военной прокуратуры).

    Распределение уголовных дел между органами дознания и предварительного следствия осуществляется в соответствии с установленными УПК правилами подследственности.

    Подследственность – это юридическое свойство уголовного дела, в соответствии с которым предварительное расследование отнесено к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.

    К органам расследования УПК относит следователя и дознавателя (п. 7, 41 ст. 5, ст. 38, 41). Однако правом проводить расследование наделены также руководитель следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39) и начальник подразделения дознания (ч. 2 ст. 40 1). Кроме того, органы дознания уполномочены осуществлять начальный этап расследования – неотложные следственные действия (ч. 3 ст. 40, ст. 157).

    Уголовно-процессуальный институт подследственности имеет существенное организационно-правовое значение . Он позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами и т.д.

    Понятие подследственности связано с понятиями компетенции, подсудности и юрисдикции. Подследственность характеризует отношение между органом расследования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Этим она отличается от понятия компетенции, относящегося к признакам соответствующего органа (субъекта). Термин «юрисдикция» используется в УПК применительно к суду и к государству. Виды признаков подследственности сходны с видами подсудности (ст. 31-32) и теоретически могут быть объединены под общим понятием подведомственности.

    Правила подследственности непосредственно устанавливают надлежащие форму расследования и его субъекта. Правила подследственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так они позволяют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы, т.е. обеспечивается право обвиняемого на естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (законный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное нарушение правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа расследования. Поэтому несоблюдение правил подследственности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет признание полученных доказательств недопустимыми.

    Правила подследственности используются также для распределения дел внутри следственных подразделений и подразделений дознания.

    Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подследственности: предметную (родовую) – ст. 151 и территориальную (местную) – ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу:

    а) особенностей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная, или личная подследственность),

    б) связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность),

    в) исключительной компетенции того или иного органа уголовного преследования (универсальная подследственность, т.е. такое исключение из предметной подследственности, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения; универсальная подследственность возникает, когда прокурор передает любое уголовное дело следователю Следственного комитета РФ (п. 11 и 12 ч. 2 ст. 37 УПК)).

    Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Она зависит от степени и характера общественной опасности преступления, а также от особенностей его объекта (сферы общественных отношений, нарушаемых преступлением данного вида). Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК. По тяжким и особо тяжким преступлениям производится предварительное следствие, а по преступлениям небольшой или средней тяжести может быть проведено дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК).

    Большинство преступлений расследуется следователями и дознавателями органов внутренних дел (п. 3 ч. 2 ст. 151). К предметной подследственности следователей следственного комитета, как правило, относятся уголовные дела о преступлениях с особенно высокой степенью общественной опасности (подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи ФСБ производят предварительное следствие по большинству преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и по некоторым другим преступлениям (см. п. 2 ч. 2 ст. 151).

    С учетом соответствующей сферы деятельности определяется предметная подследственность и следователей (дознавателей) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, дознавателей органов пограничной службы, службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (ч. 3 ст. 151).

    Родовой признак является общим и используется «по умолчанию». Это означает, что при отсутствии иных специальных признаков подследственности именно он определяет ведомственную принадлежность уголовных дел.

    Выделяют следующие виды подследственности:

    1. предметная (родовая);

    2. альтернативная (смешанная);

    3. персональная;

    4. территориальная;

    5. подследственность по связи дел.

    Предметная подследственность .

    Определяется признаками, относящимися к квалификации преступления. Каждый состав преступления правомочен расследовать в полном объеме конкретный следователь или дознаватель. В зависимости от того, какое преступление предполагается (или точно установлено) совершено, его должен расследовать строго определенный орган или должностное лицо.

    Предметная подследственность закреплена в ст. 150, 151 УПК РФ. Ст. 150 УПК РФ – закреплены составы преступлений, по которым производится дознание. Ст. 151 УПК РФ – определяет, по каким составам преступлений предварительное следствие производится следователями следственного комитета, ОВД, органов ФСБ и др.



    При распределении дел между следователями различных органов учитываются задачи, принципы организации, условия и специфика деятельности каждого из органов следствия, так как правильное определение возможностей органа в расследовании той или иной категории дел служит гарантией более быстрого раскрытия, всестороннего и объективного расследования преступления.

    Альтернативная (смешанная) подследственность.

    Характеризуется тем, что расследование некоторой категории преступлений в зависимости от тех или иных обстоятельств может входить в компетенцию либо одного, либо другого органа одновременно. Расследование таких преступлений (они перечислены в ч. 5 ст. 151 УПК РФ) производит следователь того органа, который первый выявил эти преступления.

    Персональная подследственность . пп. «б, в» ч.2 и ч.4 ст.151 УПК РФ.

    Это совокупность признаков, зависящая от того, какой субъект совершил либо предполагается, что совершил, преступление.

    Этот вид подследственности определяет, следователем каких органов расследуется дело о преступлении лиц в зависимости от их должностного положения. Например: дела о некоторых преступлениях, совершенных должностными лицами, перечисленными в ч. 2 ст. 151 УПК РФ, расследуется следователями органов ФСБ; уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, расследуются следователями военной прокуратуры и т.п.

    Территориальная подследственность . Ст. 152 УПК РФ.

    Определяется местом совершения преступления. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. Если преступления совершены в разных местах, то подследственность прокурором, который определяет ее по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

    Подследственность по связи дел . ч.6 ст.151 УПК РФ.

    Составы некоторых преступлений объективно связаны между собой. Расследование и судебное рассмотрение таковых целесообразно производить одновременно. Для разрешения этой проблемы предусмотрен данный вид подследственности.

    Дела о преступлениях, перечисленных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ (вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления, злоупотребление должностными полномочиями, заранее не обещанное укрывательство и др.) расследуются тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено уголовное дело.

    При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором. Все споры о подследственности разрешаются также прокурором.