Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Грамматическая основа предложения

     Грамматическая основа предложения

    Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что? ).

    Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:

    а) подлежащее - это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);

    б) основная форма выражения подлежащего - именительный падеж (вопрос кто? что? ).

    Обратите внимание!

    На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например - книга ): именительный падеж - книга ; винительный падеж - книгу .

    Ср.: На столе лежит карандаш (книга ) - именительный падеж; Я вижу карандаш (книгу ) - винительный падеж.

    Сравним два предложения:

    1. Я не спал ; 2. Мне не спалось.

    По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал ) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я ), во втором предложении (Мне не спалось ) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне - дательный падеж).

    Способы выражения подлежащего

    А) Подлежащее - одно слово:

    Форма Примеры
    1. Имя
    1.1. Имя существительное Старший сын (кто?) уехал в столицу.
    1.2. Местоимение Он (кто?) уехал в столицу.
    1.3. Имя прилагательное Старший (кто?) уехал в столицу.
    1.4. Причастие Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.
    1.5. Имя числительное Двое (кто?) уехали в столицу.
    2. Инфинитив (неопределённая форма глагола) Любить (что?) - это прекрасно.
    Жить (что?) - родине служить.
    3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного
    3.1. Наречие Настало и роковое послезавтра (что?).
    3.2. Предлог «В» (что?) является предлогом.
    3.3. Союз «А» (что?) - противительный союз.
    3.4. Частица «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.
    3.5. Междометие Неслось со всех сторон «ау» (что?).
    4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного «Брату» (что?) - форма дательного падежа существительного.
    «Читаю» (что?) - форма 1-го лица глагола настоящего времени .
    «Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» (что?) - было его девизом.

    Б) Подлежащее - цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):

    Форма Значение Примеры
    1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже Количественное значение Пять стульев стояло у стены.
    Несколько стульев стояло у стены.
    Часть стульев стояла у стены.
    Много стульев стояло у стены.
    2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из Избирательное значение Двое из нас поедут в столицу.
    Каждый из нас поедет в столицу.
    Многие из нас поедут в столицу.
    3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом - во множественном числе!) Значение совместности Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать .
    Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать .
    4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже Фазисное значение Стоял конец сентября . .
    5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением) Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие Млечный путь разостлался по небу.
    Белые мухи
    (снежинки) кружили в небе.
    Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
    .
    6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что ) + согласуемое имя Неопределённое значение Что-то неприятное было во всем его облике. .

    Обратите внимание!

    1) К подлежащему всегда можно задать вопросы кто? что? , даже если оно не изменяется по падежам.

    2) Именительный падеж - единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.

    Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.

    План разбора подлежащего

    Указать способ выражения подлежащего:

    1. Отдельное слово: существительное, прилагательное, местоимение, числительное, причастие в именительном падеже; наречие или другая неизменяемая форма в значении существительного; инфинитив.
    2. Синтаксически неделимое словосочетание (указать значение и форму главного слова).

    Образец разбора

    Озеро как будто было покрыто льдинками (Пришвин).

    Подлежащее озеро выражено существительным в именительном падеже.

    Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).

    Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество ) стоит в форме именительного падежа.

    В темноте бородатый обо что-то споткнулся (Шолохов).

    Подлежащее бородатый выражено прилагательным в значении существительного в именительном падеже.

    Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров).

    Подлежащее заплатить выражено инфинитивом.

    Прошло около часа (Паустовский).

    Подлежащее около часа выражено косвенным падежом существительного часа с предлогом около и указывает на приблизительное количество времени.

    Возможно, Вы уже смогли убедиться, что даже самые легкие знаки препинания (в конце предложения) поставить не настолько легко, как сразу кажется, потому что необходимо вдумываться в смысл предложения и текста. А еще сложнее приходится работать над пунктуацией в середине предложения. Здесь нужно думать, из каких блоков состоит предложение, где границы блоков, потом в соответствии с правилами расставлять знаки препинания. Не пугайтесь! Разберемся даже с самыми сложными случаями, поможем их понять и превратить в простые!

    Начнем, пожалуй, с главных блоков – простых предложений , которые могут входить в состав сложного. Из чего состоит простое предложение? Сердце его – грамматическая основа , состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого . Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения , обособленные и необособленные; входящие в группу сказуемого и в группу подлежащего.

    Грамматическая основа потому и основа, что на ней держится все предложение. Если научиться ее быстро находить, будет легко расставлять те нужные знаки препинания, которые обозначат границу простых предложений в составе сложного. Как же следует рассуждать?

    Определяем, сколько основ в предложении:

    А трудно ли найти грамматическую основу предложения? Иногда очень просто: подлежащее (кто? или что?), сказуемое (что делает? что сделал?) . Но часто встречаются случаи посложнее.

    Вывод : одна основа – простое предложение; две или больше основ – сложное.

    Попробуйте определить грамматическую основу следующих предложений (ответы смотрите ниже).

    1. Все понятно нам, мастерам.
    2. Из окошечка светлицы вдруг послышалось «ку-ку»!
    3. Хозяин твой и мил, и гостеприимен.
    4. Каждый норовит влезть со своим предложением.
    5. Деревня, где мы играли летом, была прелестным уголком.
    6. Вечер. Лес. Дальний путь.
    7. Наш город украшает замечательный парк.
    8. Стремящийся к победе обязательно победит.

    Если Вы справились с этой работой без ошибок, Вас можно поздравить! Если же ошибки попадались, не огорчайтесь: они для того и существуют, чтобы с ним справляться и их побеждать!

    Какие же ошибки могли тут Вас подстерегать? Кто-то мог потерять подлежащее, где-то не оказалось сказуемого, в каком-то предложении вместо подлежащего втиснулось дополнение, в некоторых случаях вообще подчеркнуты члены предложения, которые не имеют ни малейшего отношения друг к другу.

    Неужели это так страшно? Конечно, нет! Но, если Вы неверно находите грамматическую основу, нельзя правильно увидеть блоки, соответственно получается, что простое предложение по ошибке принимается за сложное, в сложных неверно определяется количество частей, а значит, и знаки препинания располагаются так, как им заблагорассудится.

    Как же найти эту коварную грамматическую основу? Вы можете сначала найти сказуемое, потом подлежащее, можете наоборот, только помните несколько подсказок:

    1) Для того чтобы найти подлежащее обязательно задайте от сказуемого двойной вопрос: кто? что? Тогда Вы вряд ли перепутаете подлежащее и дополнение.

    Попробуйте так поступить, определяя подлежащее в следующих предложениях.

    Раньше всех берег увидел капитан.

    Перед платья украшали цветы.

    Если Вы задали двойной вопрос от сказуемого, то отыскали подлежащие капитан и цветы .

    2) Для того чтобы найти сказуемое, попробуйте задать вопросы: «Что происходит? Что говорится о подлежащем? Каков этот предмет (подлежащее)? Что он делает? (подлежащее)»

    Рассмотрите примеры. Подлежащее выделено жирным , сказуемое – курсивом .

    Ученица была красивой .

    На улице свежо и ветрено .

    Малышам не сиделось на месте.

    Замечательная игра догонялки !

    3) От перемены мест слагаемых сумма меняется . Это значит, будьте внимательны к некоторым предложениям при определении грамматической основы.

    Зеленый город (односоставное назывное предложение).

    Город зеленый (двусоставное предложение).

    Вы уже увидели, что бывает так, когда в предложении есть только подлежащее или только сказуемое (гораздо чаще). Такие предложения называются односоставными . Работая с такими предложениями, будьте внимательны! Именно в них часто дополнение маскируется под подлежащее по смыслу. Тогда возвращайтесь к нашей первой подсказке, ставьте двойной вопрос – и все станет понятно.

    Попробуйте найти грамматическую основу в этих предложениях.

    Мне холод но .

    Ему не спится.

    Мне хочется улыбн уться .

    Очень многие скажут, что в этих предложениях есть подлежащее и сказуемое, т. е. они двусоставные. Тогда могу спросить, какое подлежащее? Ответ может быть – я, он. Тогда еще один вопрос: где в этих предложениях слова Я и ОН? Их нет, есть другие формы: мне, ему. А это уже не подлежащее, а дополнение. Если поставить вопрос: кто? что? – все станет на свои места. Правильный ответ следующий: это односоставные безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, сказуемое выделено курсивом.

    Надеемся, что у Вас теперь будет меньше проблем при определении грамматической основы предложения!

    Удачи в изучении русского языка!

    Ответы к заданию.

    Подлежащее выделено жирным , сказуемое – курсивом .

    1. Все понятно .
    2. Послышалось «ку-ку» !
    3. Хозяин мил , гостеприимен .
    4. Каждый норовит влезть .
    5. Деревня была прелестным уголком ; мы играли .
    6. Вечер . Лес . Дальний путь .
    7. Украшает парк . 8. Стремящийся победит .

    Остались вопросы? Не знаете, как найти грамматическую основу?
    Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
    Первый урок – бесплатно!

    www.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Образованного человека отличает, прежде всего, его умение грамотно излагать свои мысли как в устной форме, так и на бумаге. Для того чтобы соблюдать правила пунктуации, необходимо знать всё о главных членах предложения.

    Грамматическая основа предложения (она же предикативная) состоит из главных членов предложения, которыми являются подлежащее и сказуемое . Обычно подлежащее выписывают и выделяют одной чертой, а сказуемое - двумя.

    Статья отвечает на самые важные вопросы:

    1. Как найти грамматическую основу предложения?
    2. Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
    3. Из чего состоит грамматическая основа?

    Подлежащим является слово, указывающее на тот предмет, к которому относится сказуемое. Например: Солнце вышло из-за гор. Солнце - подлежащее, выраженное именем существительным. Самые разнообразные части речи могут выступать в роли подлежащего.

    Подлежащее может быть выражено не только одиночными словами, но и словосочетаниями.

    • Сочетание имени существительного в именительном падеже с именем существительным в творительном падеже. Например: Катя с Ариной любят заниматься фигурным катанием.
    • Местоимением, а также именем числительным и именем прилагательным в превосходной степени. Например: Самые смелые вышли вперёд.
    • Местоимением или именем существительным в именительном падеже в сочетании с причастием или прилагательным. Например: Кто-то нехороший разорвал её альбом с рисунками.
    • Сочетанием имени числительного в именительном падеже и имени существительного, употреблённого в родительном падеже. Например: Семеро ребят вышли во двор.

    Интересно, что подлежащим может являться даже фразеологизм .

    Сказуемое

    Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на такие вопросы, как «что делает предмет?», «что с ним происходит?», «каков он?». Сказуемое в предложении может быть выражено посредством нескольких частей речи:

    Составные сказуемые

    Сказуемое часто состоит из нескольких слов. Такие сказуемые называются составными. Составные сказуемые могут быть глагольными или же именными.

    Составные глагольные сказуемые выражаются следующими способами:

    Составное именное сказуемое может состоять из:

    • Глагола-связки быть и краткого прилагательного. Например: Сегодня Маргарита была особенно красива .
    • Глаголы становиться, являться, считаться и другие полузнаменательные глаголы в сочетании с именем существительным. Он наконец-то стал врачом !
    • Глаголы имеющие значения состояния предмета. Марина работает учителем .
    • Глагол в сочетании с прилагательным в разных формах. Его собака была красивее других.

    В двусоставном предложении присутствуют оба главных члена. Однако бывают и такие предложения, в которых употреблён лишь один главный член. Называются они односоставными.

    Подлежащим в односоставных предложениях чаще всего является имя существительное в именительном падеже.

    Оно может быть выражено посредством глагола в разных его формах.

    В односоставном определённо-личном предложении сказуемое выражается глаголом в первом/втором лице, единственном/множественном числе и настоящем/будущем времени в изъявительном наклонении или же глаголом в повелительном наклонении. Сегодня иду гулять. Не прикасайся к грязной собаке!

    В односоставном неопределённо-личном сказуемым является глагол в третьем лице и множественном числе, настоящем, будущем или же прошедшем времени в изъявительном наклонении. Также сказуемое может быть выражено глаголом в повелительном или условном наклонении. В дверь стучат! Пусть позвонит тёте Даше. Если бы мне сообщили раньше, то я бы не опоздала.

    В обобщённо-личном предложении сказуемое выражается либо глаголом во втором лице единственном или множественном числе, либо глаголом в третьем лице и множественном числе. Таким образом сейчас разговаривают с посетителями.

    В односоставном безличном сказуемым является глагол в форме третьего лица единственного числа и настоящего или будущего времени. Также сказуемым может быть глагол среднего рода в прошедшем времени или условном наклонении. Меня мутит. Темнело.

    Важно помнить, что количество грамматических основ в предложении не ограничено. Как определить грамматическую основу сложного предложения? Грамматическую основу сложного предложения определить так же легко, как и основу простого предложения. Разница лишь в их количестве.