Войти
Образовательный портал. Образование
  • Михаил Светлов — Гренада: Стих Я хату покинул пошел воевать чтоб землю
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Законодательные и нормативные акты регламентирующие деятельность фирмы. Основные законодательно-нормативные акты, регулирующие деятельность предприятия

    Законодательные и нормативные акты регламентирующие деятельность фирмы. Основные законодательно-нормативные акты, регулирующие деятельность предприятия

    Экономика предприятия регулируется множеством норматив­ных актов, которые различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.

    Нормативные акты подразделяются на законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъек­тов Российской Федерации.

    Закон - это нормативный акт, принимаемый представительным ор­ганом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. Различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

    Федеральный конституционный закон (ФКЗ) - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением уста­новленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого спе­циально предусмотрено в Конституции.

    Федеральный закон - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по остальным вопросам, которые должны ре­гулироваться законами. Федеральный закон не может противоре­чить федеральным конституционным законам.

    Закон субъектов Российской Федерации - нормативный акт, при­нимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации (например Областной Думой).

    К актам федеральных органов государственного управления от­носятся указы Президента и постановления Правительства.

    Акты федеральных органов исполнительной власти - нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами, обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведом­ства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ.

    Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

    Среди источников права, регламентирующего деятельность предприятий, немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права - государственного, административного, гражданско­го и т.д. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.

    Ответственность за нарушение законодательства

    Существуют уголовная, административная, экономическая и гражданская формы ответственности предпринимателей в случае нарушения ими действующего законодательства.

    Уголовная ответственность - это вид юридической ответствен­ности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, винов­ных в совершении преступления, предусмотренногоАдминистративная ответственность - это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. За совершение административных правонарушений могут применяться следующиеадминистративные взыскания:

    Предупреждение;

    Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием соверше­ния или непосредственным объектом административного правонарушения;

    Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или не­посредственным объектом административного правонарушения;

    Лишение специального права, предоставленного гражданину (например, права охоты);

    Исправительные работы;

    Административный арест (не могут быть подвергнуты лица, не достигшие 18 лет);

    Административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранного лица или лица без гражданства.

    Налоговая ответственность - вид юридической ответственно­сти физических и юридических лиц за налоговые правонарушения.

    Налоговое правонарушение- это виновно совершенное противо­правное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое установлена ответственность в Нало­говом кодексе РФ (часть 1). Иными словами, налоговое правона­рушение - это противоправное деяние, т.е. нарушающее нормы налогового законодательства, причем виновное (сознательное) и за­служивающее наказания.

    Гражданско-правовая ответственность - это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей в целях восстановления положения, существовавшего до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответственности включает два вида ответственности: возмещение убытков и санкции. По признаку основания применения тех или иных мер гражданско-правовую ответственность подразделяют на договорную и внедоговорную (ответственность за причинение вреда и неосновательное обогащение)


    ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ СРЕДА
    Исследователи первых школ управления уделяли мало внимания факторам, находящимся вне организации. Они акцентировали внимание в первую очередь на тех аспектах, которые должны были обеспечить успешное функционирование организации. Так, школа научного управления сосредоточилась, в основном, на задачах и технологии управления, школа административного управления - на создании структуры, обеспечивающей достижение целей организации, школа человеческих отношений - на людях в организации. В определенном смысле каждая школа поступала правильно, концентрируясь на внутренних вопросах, поскольку они были относительно важнее для эффективности и выживания организации. Однако современным организациям приходится приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и соответствующим образом осуществлять изменения внутри себя.
    Значение внешней среды
    В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появились в конце 50-х годов. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь соединенных связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом.
    Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание. Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Он должен также предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия.
    Организации, подобно биологическим организмам, должны приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.
    Определение внешней среды
    Первой проблемой при рассмотрении организации как открытой системы является определение внешней среды. Учет внешнего окружения необходимо ограничить только теми аспектами, от которых решающим образом зависит успех организации. Например, по словам Джеральда Белла, внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов.

    СРЕДА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СРАВНЕНИИ СО СРЕДОЙ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. Одним из способов определения окружения и облегчения учета его влияния на организацию состоит в разделении внешних факторов на две основные группы - силы прямого и косвенного воздействия.
    Среда прямого воздействия, согласно Элбингу , включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе также прямое влияние операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

    Государство является основным элементом внешней среды, так как оно оказывает влияние на результаты деятельности любого предприятия путем установления законодательных, нормативно-правовых и других границ в сфере его деятельности.

    Основными видами законодательства, установленного государством в отношении предприятий являются:

    Гражданско-правовое законодательство (Гражданский Кодекс РФ), в нем определены организационно-правовые формы предприятий, формы их собственности, порядок организации, реорганизации и ликвидации предприятий.

    Налоговое законодательство (Налоговый Кодекс РФ). Определяет виды налогов, налогооблагаемую базу, ставки налогов, порядок распределения средств между бюджетами различных уровней.

    Антимонопольное законодательство. Регулирует деятельность предприятий-монополистов, определяет, какие предприятия в РФ относятся к монополистам и какие меры ограничения монополистической деятельности можно использовать по отношению к ним.

    Внешнеэкономическое законодательство. Определяет порядок экспорта и импорта товаров на территории РФ и ставки таможенных пошлин.

    Основной принцип правового регулирования (не знание закона - не освобождает от ответственности за его нарушение) определяет важность знаний в области права.

    Государство определяет и устанавливает правовые нормы (основные правила) функционирования хозяйствующих субъектов.

    Законодательные акты часто характеризуются не только сложностью, но и «подвижностью», а иногда и неопределенностью.

    Деятельность хозяйствующего субъекта регулируется не только федеральными законами, но и требованиями (постановление, решение) органов местного самоуправления и государственного регулирования.

    В настоящее время, согласно действующему законодательству, государство не может вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность субъекта напрямую. Регулирование деятельности хозяйствующего субъекта осуществляется через множество законодательных и нормативных актов, инструкций, положений, а также через методы косвенного воздействия, к числу которых относят: фискальную, кредитную, таможенную политику государства. Правовой статус хозяйствующего субъекта устанавливается хозяйственным законодательством

    Общие положения, регулирующие имущественные взаимоотношения между юридическими лицами, юридическими и физическими лицами, физическими лицами определяются Гражданским Кодексом РФ.

    Порядок разрешения возникающих споров в судебных инстанциях определяет Гражданско-процессуальный Кодекс РФ.

    Гражданский Кодекс определяет права и ответственность субъектов права в области имущественных отношений. Раскрывается системой законов: о собственности, земле и земельных отношениях, о банках и банковской деятельности, таможенное законодательство, о биржах и биржевой деятельности.


    Правовой статус хозяйствующего субъекта в области налогообложения и налоговой системы отражен в Налоговом Кодексе, вступившем в силу с 1 января 2002 г. С помощью налоговой системы, куда включены налоговые ставки, налоговые льготы, ставки рефинансирования с ссудным капиталом, государственные закупки, дотация, государство регулирует в нужном ей направлении. Причем, налоговое регулирование выступает экономическим, а не административным регулированием.

    Особое место в системе хозяйственного права занимает трудовое право, которое представлено Трудовым Кодексом РФ, вступившем в силу с 1 февраля 2002 г. Регулирует комплекс важнейших вопросов, связанных с определением прав и обязанностей наемных работников и работодателей, включая регламентацию времени труда и отдыха, порядок найма, увольнения рабочей силы, гарантии в области оплаты труда и различных компенсаций: при увольнении, санкции за несвоевременность выплаты заработной платы, дополнительные отпуска, компенсация вредных и тяжелых условий труда.

    Особо следует отметить наличие элементов экономического законодательства в России в составе законодательных и нормативных актов. Однако экономическое законодательство далеко несовершенно и не решает многих, весьма актуальных проблем, касающихся безопасности населения и окружающей среды.

    Вся совокупность законов и подзаконных актов по хозяйственным вопросам создает сектор правовой инфраструктуры, в которой функционируют хозяйствующие субъекты. Задачей правового сектора является правовое обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов.

    Взаимоотношение хозяйствующего субъекта с органами государственного и местного управления регулируются Административным Кодексом РФ.

    Вопросы несостоятельности хозяйствующего субъекта регламентируются «Законом РФ о несостоятельности, банкротстве».

    Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1309; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1930; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4855; 2008, N 18, ст. 1939, N 30, ст. 3616; 2014, N 19, ст. 2311, N 48, ст. 6639);

    Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; 2015, N 29, ст. 4385);

    Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1930; 1997, N 20, ст. 2231; 1998, N 30, ст. 3608; 2002, N 11, ст. 1018, N 12, ст. 1093, N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711, N 45, ст. 4377; 2006, N 3, ст. 282, N 6, ст. 636; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 21, ст. 2526, N 30, ст. 3995; 2011, N 27, ст. 3880; 2012, N 30, ст. 4172; 2013, N 52, ст. 6961; 2014, N 30, ст. 4237; 2015, N 1, ст. 58, N 10, ст. 1413) (далее - Федеральный закон "Об общественных объединениях");

    Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3340; 2002, N 12, ст. 1093, N 30, ст. 3029; 2003, N 27, ст. 2708; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 39; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 52, ст. 6998; 2014, N 19, ст. 2308) (далее - Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях");

    Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 1998, N 31, ст. 3803; 1999, N 2, ст. 232, N 29, ст. 3693; 2000, N 22, ст. 2267; 2001, N 24, ст. 2410, N 33, ст. 3426, N 53, ст. 5024; 2002, N 1, ст. 2, N 22, ст. 2026; 2003, N 2, ст. 167, N 43, ст. 4108; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 43, ст. 5084, N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 817, N 29, ст. 3410, N 30, ст. 3616, N 52, ст. 6224; 2009, N 18, ст. 2152, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6609; 2011, N 27, ст. 3880, N 30, ст. 4596, N 45, ст. 6329, N 47, ст. 6608, N 49, ст. 7033; 2012, N 29, ст. 3990, N 30, ст. 4175, N 53, ст. 7621; 2013, N 8, ст. 717, N 19, ст. 2331, N 27, ст. 3460, ст. 3475, ст. 3477, N 48, ст. 6160, N 52, ст. 6986; 2014, N 26, ст. 3406, N 30, ст. 4268, N 49, ст. 6928; 2015, N 14, ст. 2008, N 27, ст. 3967, N 48, ст. 6724; 2016, N 1, ст. 19);

    Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 1998, N 48, ст. 5849; 1999, N 28, ст. 3473; 2002, N 12, ст. 1093, N 52, ст. 5141; 2003, N 52, ст. 5031; 2006, N 3, ст. 282, N 6, ст. 636, N 45, ст. 4627; 2007, N 1, ст. 37, ст. 39, N 10, ст. 1151, N 22, ст. 2562, ст. 2563, N 27, ст. 3213, N 30, ст. 3753, ст. 3799, N 45, ст. 5415, N 48, ст. 5814, N 49, ст. 6039, ст. 6047, ст. 6061, ст. 6078; 2008, N 20, ст. 2253, N 30, ст. 3604, ст. 3616, ст. 3617; 2009, N 23, ст. 2762, N 29, ст. 3582, ст. 3607; 2010, N 15, ст. 1736, N 19, ст. 2291, N 21, ст. 2526, N 30, ст. 3995; 2011, N 1, ст. 49, N 23, ст. 3264, N 29, ст. 4291, N 30, ст. 4568, ст. 4587, ст. 4590, N 45, ст. 6321, N 47, ст. 6607; 2012, N 30, ст. 4172, N 31, ст. 4323, N 43, ст. 5787, N 53, ст. 7650; 2013, N 7, ст. 609, N 27, ст. 3464, ст. 3477, N 44, ст. 5630, N 52, ст. 6961, ст. 6978; 2014, N 8, ст. 738, N 14, ст. 1531, N 23, ст. 2932, N 30, ст. 4237, N 42, ст. 5611, N 45, ст. 6139, N 48, ст. 6639, N 52, ст. 7551; 2015, N 1, ст. 58, N 10, ст. 1413, N 14, ст. 2020, N 18, ст. 2618, N 29, ст. 4351) (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях");

    Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 148; 2002, N 7, ст. 745, N 12, ст. 1093, N 30, ст. 3029, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 19, ст. 1752; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 14, ст. 1774; 2010, N 27, ст. 3430; 2011, N 1, ст. 16; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 42, ст. 5615, N 52, ст. 7555);

    Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2965; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 46, ст. 4432; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 49, ст. 5124; 2007, N 49, ст. 6070; 2009, N 7, ст. 779, ст. 782; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 45, ст. 6146);

    Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2000, N 14, ст. 1430; 2002, N 12, ст. 1093, N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 29, ст. 3122; 2008, N 9, ст. 813, N 30, ст. 3616; 2010, N 49, ст. 6424; 2011, N 27, ст. 3880; 2013, N 23, ст. 2877, N 27, ст. 3472, ст. 3477; 2014, N 43, ст. 5800; 2015, N 1, ст. 58, N 14, ст. 2020, N 17, ст. 2478, N 29, ст. 4387) (далее - Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях");

    Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2015, N 29, ст. 4342);

    Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 51, ст. 6286; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4855; 2013, N 27, ст. 3477);

    Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 30, ст. 3122; 2002, N 12, ст. 1093; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; 2013, N 52, ст. 6961);

    Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2950; 2002, N 12, ст. 1093, N 30, ст. 3029; 2003, N 26, ст. 2574, N 50, ст. 4855; 2004, N 52, ст. 5272; 2005, N 1, ст. 9, N 30, ст. 3104; 2006, N 1, ст. 13, N 29, ст. 3124; 2007, N 1, ст. 37, N 18, ст. 2118; 2008, N 30, ст. 3600, ст. 3616, N 45, ст. 5146; 2009, N 14, ст. 1576, ст. 1577, N 18, ст. 2155, N 20, ст. 2391, N 29, ст. 3633, N 51, ст. 6156; 2010, N 19, ст. 2288, N 23, ст. 2798, N 45, ст. 5754; 2011, N 15, ст. 2017, N 30, ст. 4607, N 43, ст. 5975, N 50, ст. 7363; 2012, N 15, ст. 1721, N 41, ст. 5522, N 49, ст. 6756; 2013, N 14, ст. 1638, N 19, ст. 2329; 2014, N 26, ст. 3391, N 30, ст. 4237, N 42, ст. 5608, N 48, ст. 6636; 2015, N 6, ст. 884, N 21, ст. 2985) (далее - Федеральный закон "О политических партиях");

    Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2102; 2003, N 44, ст. 4262; 2004, N 35, ст. 3607, N 52, ст. 5267; 2007, N 31, ст. 4011, N 50, ст. 6233; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 29, ст. 4291, N 48, ст. 6727; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 29, 4394);

    Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 24, ст. 2253; 2015, N 45, ст. 6203) (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");

    Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3031; 2006, N 31, ст. 3447, ст. 3452; 2007, N 21, ст. 2457, N 31, ст. 4008; 2008, N 18, ст. 1939; 2012, N 53, ст. 7580; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3385, N 30, ст. 4237; 2015, N 1, ст. 58, N 10, ст. 1393);

    Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 48, ст. 4741; 2005, N 50, ст. 5243; 2007, N 49, ст. 6068; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 48, ст. 6639);

    Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2485; 2010, N 50, ст. 6602; 2011, N 7, ст. 901, N 50, ст. 7366; 2012, N 24, ст. 3082; 2014, N 30, ст. 4259, N 40, ст. 5323; 2015, N 18, ст. 2617);

    Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 50, ст. 5245; 2008, N 49, ст. 5743; 2009, N 23, ст. 2762; 2011, N 23, ст. 3241; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 48, ст. 6644);

    Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410, N 31, ст. 4196; 2013, N 19, ст. 2307, N 27, ст. 3474; 2014, N 48, ст. 6638; 2015, N 45, ст. 6206);

    Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 38; 2009, N 48, ст. 5731; 2011, N 48, ст. 6728, N 48, ст. 6729; 2012, N 31, ст. 4323; 2013, N 30, ст. 4084);

    Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6076; 2008, N 30, ст. 3604, ст. 3616; 2009, N 18, ст. 2142, N 52, ст. 6450; 2010, N 31, ст. 4209; 2011, N 27, ст. 3880, N 48, ст. 6728, N 49, ст. 7061; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 23, ст. 2871; 2014, N 48, ст. 6640);

    Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2015, N 45, ст. 6207) (далее - Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля");

    Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 8, ст. 740, N 48, ст. 6636; 2015, N 29, ст. 4357, ст. 4398, N 41, ст. 5641; 2016, N 7, ст. 917, N 11, ст. 1492, ст. 1493, N 15, ст. 2054; 2017, N 1, ст. 15, ст. 46, N 25, ст. 3596);

    Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535, N 52, ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284, N 19, ст. 2070, N 23, ст. 2452, N 38, ст. 3975, N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530, N 20, ст. 2390; 2008, N 10, ст. 909, N 29, ст. 3473, N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927, ст. 2930, N 29, ст. 4420; 2012, N 8, ст. 990, N 18, ст. 2166, N 22, ст. 2759, N 38, ст. 5070, N 47, ст. 6459, N 53, ст. 7866; 2013, N 26, ст. 3314, N 49, ст. 6396, N 52, ст. 7137; 2014, N 26, ст. 3515, N 50, ст. 7054; 2015, N 14, ст. 2108, N 19, ст. 2806, N 37, ст. 5130);

    постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 17, ст. 1869; 2007, N 16, ст. 1915; 2008, N 50, ст. 5958; 2010, N 19, ст. 2325; 2013, N 23, ст. 2914) (далее - постановление Правительства "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций");

    постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706; 2012, N 2, ст. 301, N 53, ст. 7958) (далее - постановление Правительства "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей");

    постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 753 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5080; 2012, N 37, ст. 5002, N 47, ст. 6513; 2014, N 11, ст. 1155);

    постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169, N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908, N 36, ст. 4903, N 50, ст. 7070, N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506);

    постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций" (Собрание законодательства, Российской Федерации 2012, N 29, ст. 4130; 2015, N 1, ст. 245);

    постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 19, ст. 2825);

    постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 323 "О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 17, ст. 2418);

    приказ Минюста России от 31 августа 2012 г. N 173 "Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2012 г., регистрационный N 25430) с изменением, внесенным приказом Минюста России от 28 февраля 2013 г. N 23 (зарегистрирован Минюстом России 15 марта 2013 г., регистрационный N 27707) (далее - приказ Минюста России "Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях");

    приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 марта 2009 г. N 93 "О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с изменениями, внесенными приказами Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 136, от 12 мая 2010 г. N 200, от 28 ноября 2012 г. N 433, от 3 июля 2015 г. N 355;

    приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован Минюстом России 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915) с изменениями, внесенными приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 199 (зарегистрирован Минюстом России 6 июля 2010 г., регистрационный N 17702), от 30 сентября 2011 г. N 532 (зарегистрирован Минюстом России 10 ноября 2011 г., регистрационный N 22264) (далее - приказ Минэкономразвития России "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля");

    приказ Минюста России от 3 марта 2014 г. N 25 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 14 марта 2014 г., регистрационный N 31606) с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 26 марта 2014 г. N 40 (зарегистрирован Минюстом России 26 марта 2014 г., регистрационный N 31738), от 7 апреля 2014 г. N 62 (зарегистрирован Минюстом России 8 апреля 2014 г., регистрационный N 31842), от 4 июля 2014 г. N 156 (зарегистрирован Минюстом России 11 июля 2014 г., регистрационный N 33062), от 20 апреля 2015 г. N 90 (зарегистрирован Минюстом России 29 апреля 2015 г., регистрационный N 37052);

    приказ Минюста России от 3 марта 2014 г. N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 14 марта 2014 г., регистрационный N 31607) с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 26 марта 2014 г. N 41 (зарегистрирован Минюстом России 26 марта 2014 г., регистрационный N 31739), от 7 апреля 2014 г. N 62 (зарегистрирован Минюстом России 8 апреля 2014 г., регистрационный N 31842), от 4 июля 2014 г. N 156 (зарегистрирован Минюстом России 11 июля 2014 г., регистрационный N 33062), от 20 апреля 2015 г. N 90 (зарегистрирован Минюстом России 29 апреля 2015 г., регистрационный N 37052);

    Приказ Минюста России от 29 марта 2010 г. N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" (зарегистрирован Минюстом России 9 апреля 2010 г., регистрационный N 16857) (далее - приказ Минюста России "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций");

    приказ Минюста России от 7 октября 2010 г. N 252 "О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций" (зарегистрирован Минюстом России 15 октября 2010 г., регистрационный N 18742) (далее - приказ Минюста России "О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций");

    приказ Минюста России от 16 апреля 2013 г. N 50 "О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" (зарегистрирован Минюстом России 29 апреля 2013 г., регистрационный N 28295) (далее - приказ Минюста России "О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента");

    приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 19.08.2015 N 202 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) Минюста России, территориальных органов Минюста России, федеральных бюджетных учреждений Минюста России, федеральных служб, подведомственных Минюсту России, территориальных органов и учреждений федеральных служб, подведомственных Минюсту России, и предоставляемых услуг в сфере юстиции, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи" (зарегистрирован Минюстом России 24.08.2015, регистрационный N 38644) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 15.01.2016 N 3 (зарегистрирован Минюстом России 08.02.2016, регистрационный N 40994).

    (см. текст в предыдущей редакции)



    12. Иные нормативные акты

    ИЗНОС ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

    В процессе эксплуатации основные средства подвергаются износу. В рыночной экономике различают 3 вида износа:

    1.физический,

    2.моральный,

    3.внешнего воздействия.

    Физич. износ.-àпонимается утрата основными средствами своих технико-экономических свойств, социальных характеристик, потребительной стоимости, а также стоимости в связи с эксплуатацией и под воздействием естественных сил природы.

    Существует 2 типа физ изн:

    1. механический износ трущихся деталей, усталостный износ метала, дерева, деформация отдельных конструкций;

    2.естественный - не связан с эксплуатацией ОФ, а выражается в коррозии металла, выветривании, выщелачивании материалов.

    Степень физ.износа зависит от многих факторов: качество конструкции и материалов, особенности технолог. процесса, срока эксплуатации, степени загрузки. Значительная доля устаревших осн-ых ср-в наносит ущерб экономическим показателям, объемам производства, конкурентоспособности товара.

    Износ ос опред-ся

    Износ=Спервонач*Норм аморт*время экспл/100

    Коэффициент физического износа на каждый момент может определен по формуле:

    Кизн факт = Тф / ТN ,

    где Тф - фактическое время, ТN - нормативное время работы.

    Кизн факт = (Тф * Qфt) / (ТN * QNt),

    где Qфt - объем выпуска продукции за соответс-щий год, QNt - нормативный объем выпуска продукции.

    Кгодн=Сост/Спервонач

    Моральный износ основных средств выражается в уменьшении их стоимости до окончания срока службы. Он является следствием технологического прогресса и роста производительности. Моральный износ может быть 2-х видов:

    связан с утратой основными средствами части своей первоначальной стоимости в результате повышения производительности труда в отраслях их производящих.

    Кмор изн = (Фпер – Фвост) / Фпер

    Кмор изн = (Nнов - Nст) / Nнов

    Где Nнов - проектная или паспортная мощность объекта в изменившихся условиях после проведения реконструкции, модернизации или выпуска нового вида оборудования в натуральных единицах измерения. Nст – производительность морально устаревшего оборудования в натуральных единицах измерения.

    Для объектов недвижимости в составе основных средств предприятия определяется также внешний (экономический) износ. Износ внешнего воздействия это снижение стоимости объекта недвижимости в следствии негативного влияния внешней среды экономических или политических факторов. Причина внешнего износа это общий упадок района, в котором находится объект или действие правительства РФ, местной администрации, изменение рынка занятости, нарушение биологического равновесия, перевод основных производств в другой регион и т.д., строит-во рядом малопривлекательных объектов таких как очист сооружения, заболачивание, бензоколонки.

    БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО СТРУКТУРА

    Бизнес план - это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.

    Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности.

    Бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем.

    Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы.

    Такая типовая структура бизнес-плана должна включать следующие разделы:
    1. Титульный лист. Содержит название проекта, наименование компании-заявителя, сроки реализации и период расчета показателей проекта, контактную информацию.
    2. Резюме. В концентрированном виде представляет сущность, цели и задачи инвестиционного проекта, объем инвестиций, интегральные показатели коммерческой эффективности проекта.
    3. Описание отрасли (целевого рынка). В разделе дается общая характеристика ситуации, складывающейся в отрасли (на целевом рынке), где будет реализовываться проект.
    4. Описание продукции. Дается общая технико-экономическая и потребительская характеристика выпускаемой (планируемой к выпуску) продукции (товаров и услуг).
    5. План маркетинга. В развернутом виде представляется маркетинговая стратегия компании при реализации проекта, дается описание ценовой, сбытовой, продуктовой политики и политики продвижения продукции на рынок. 6. План производства. Дается подробная характеристика и требования к организации процесса производства, план производства, постоянные и переменные затраты, план по персоналу.
    7. Организационный план. Включает характеристику организационной структуры компанией, ее преобразования и возможностей, описание нормативно-правовой базы, организации управления реализацией проекта.
    8. Финансовый план. Содержит финансовые и экономические расчеты и обоснования по проекту, включая стратегию финансирования, налоговые и иные выплаты, отчет о прибыли, план денежных поступлений и выплат, бухгалтерский баланс компании.
    9. Анализ рисков, чувствительности и устойчивости проекта. В данном разделе дается анализ возможных рисков при реализации проекта, представляются результаты анализа чувствительности и устойчивости проекта, анализ финансовых коэффициентов.
    10. Приложения. В приложение включаются необходимые сопроводительные документы – описание и фото продукции, необходимая документация (копии лицензий, сертификатов, разрешений, актов), проектно-сметная документация и др.

    В международной практике для обоснования проектов (бизнес-планов) применяется несколько обобщающих показателей:

    Чистая текущая стоимость;

    Рентабельность;

    Внутренний коэффициент эффективности (пороговое значение рентабельности);

    Период возврата капитальных вложений (срок окупаемости); максимальный денежный отток (отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источником покрытия всех затрат);

    Норма безубыточности (минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается «нулевая прибыль», доход от продажи равен издержкам производства).

    ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПЛАНА РАЗВИТИЯ П/П

    План развития п/п вкл-ет след. разделы:

    1. План развития науки и техники, НТП – важная часть плана развития п/п. он вкл-ет в себя мероприятия по НИР, освоения пр-ва новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, модернизации и автоматизации произв-х процессов НОТ. Перенос передового опыта с родств пп. К показателям этого плана относятся: а) продукция осваиваемая произв-ом впервые; б) относ-ое уменьшение чис-ти раб-ов за счет внедрения разл. мероприятий по развитию науки и техники; в) рост ПТ, показатели харак-ие уровень пр-ва, как коэф-т автоматизации, механизации повышение нефтеотдачипластов, коэф-т экстенсивного исп-ия осн. ср-в и т.д., а также специфические пок-ли, характерные для данного вида пр-ва, н-р, материалоемкость продукции, энергоемкость пр-ва…

    2. План повышения эк. эф-ти пр-ва. Даются обобщающие показатели эк. эф-ти исп-ия живого труда, осн. ср-в, кап. вложений, матер-х ресурсов и т.д. к числу таких показателей относятся темпы роста пр-ва товарной продукции, рентаб-ть пр-ва продукции и п/п в целом, затраты на рубль товарной продукции, снижение пок-ли Фо, Фе, материалоемкости и т.д. снижение затрат на 1 р тов продукции, оборачиваемости средсты

    3. План пр-ва продукции – произ программа, в которой устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в стоимостном и натуральном выражении. Для этого исп ся показатели валов товарна реализ продукция, реализация нетто – вся ваовая продукция, которую получает пп на основе выполнения заключенных договоров за минусом налогов. В нем представлены в натур. и стоимостном выражении пр-во продукции, повышение ее кач-ва, перечень мероприятий по специализации, кооперированию и комбинированию пр-ва.

    4. План инвестиции (кап. вложений). План кап. стр-ва предус-ет стр-во новых, расширение и реконструкцию действующих цехов п/п. перечень мероп-й по тех-му перевоор-ю действующего пр-ва, модер-я оборудования, соверш-ние технологии пр-ва, модер-ю и автом-ю произв-х процессов.

    План внедрения инноваций – предусматривает внедрение в производство инновац технологий

    5. План матер-но тех-ого обеспечения. Он представляет собой систему матер-х расчетов, отражающих пр-во и потребление важнейших видов прод-ии. данный план разрабатывается с учетом снижения удельных норм расхода сырья, материалов, топлива и

    6.План по труду и кадрам. Предусматривает повышение ПТ, как основного условия увеличения объема пр-ва. Здесь же рассчитывается чис-ть п/п, ФОТ, ТП и ср. з/п. соблюдать опережение роста произ труда по сравнению с ростом зп.

    7. План по издержкам пр-ва и реализации продукции. Непосредственная цель планир-ия с/с это эк-ки обоснованное определение величины затрат на пр-во продукции, а также исчисление величины дохода (прибыли, получаемого в рез-те произ-ой деят-ти.

    8. Финансовый план. Устанавливаются важнейшие показатели как расчет потребности в соб-х обор. ср-вах; задание по ускорению оборачиваемости обор.ср-в; задание по прибыли п/п; кредитный план п/п; распределение чистой прибыли п/п на фонды:1. потребления, 2.накопления, 3. резервный фонд.

    9. План соц-ого развития коллектива предусматривает перечень наиболее актуальных для коллектива мероприятий по улучшению охраны труда и тех-ки безоп-ти, условий труда, быта и отдыха работающих.

    10, План мероп-й по охране прирды и рац-му исп-ию прир-х ресурсов. План по охране труда и тех-ки безоп-ти. Представлены мероп-я по предотвращ-ю загряз-я окрю среды, рац-му исп-ию прир-х ресурсов, охране водных ресурсов, воздуш. бассейна рац-му исп-ию земель и минер-х рес-в.

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.

    Нормативный акт – это акт, компетентного органа государственной власти, которым устанавливается нормы права. К нормативным правовым актам регламентирующие деят-ть п/п относятся Гражданский Кодекс, Трудовой кодекс, налоговый кодекс, земельный кадастр, указы президента РТ, постановление главы организации.

    Чтобы успешно осуществлять свой бизнес, дееспособность граждан или предпринимательская организация должны хорошо знать законодательство, регулирующее эту деят-ть. Впервые наиболее полное определение сущности понятия предпринимательской деятельности было сформулировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В нем говорилось, что под предпринимательской деят-тью инициативная самостоятельная деят-ть граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Было установлено, что предпринимательская деят-ть осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

    В первой части ГК РФ говориться, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деят-ть, или с их участием. ГК РФ комплексно определяет сущность предпринимательской деятельности: это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деят-ть, направленное на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.

    Основными документами, регламентирующими предпринимательскую деятельность являются:

    1. Конституция РФ от 12.12.93 (ред. от 25.07.2003.)

    2. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.94 №51-ФЗ (ред.29.07.2004);

    3. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.96 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

    4. Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26.11.2001 № 146 –ФЗ;

    5. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 119-ФЗ);

    6. Налоговый кодекс РФ (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 117-ФЗ);

    7. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 № 88-ФЗ (ред. от 21.03.2002);

    8. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 28.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

    9. Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;

    10. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 28.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

    11. Трудовой кодекс РФ № - ФЗ от 21.12.2001

    12. Иные нормативные акты

    Конституция РФ – основной документ всего российского законодательства. Конституция закрепляет следующие основополагающие права и принципы предпринимательской деятельности: свободное распоряжение своим трудом, право частной собственности, равенство всех форм собственности, свобода экономической деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, общегражданские права человека.

    Гражданский кодекс (часть 1) определяет правовые аспекты взаимоотношений граждан, юридических лиц и других участников предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы хозяйствования.

    Гражданский кодекс (часть 2) определяет правовые аспекты коммерческого и финансового предпринимательства, договорных и подрядных отношений.

    Налоговый кодекс регламентирует общие правила определения доходов и расходов участников предпринимательской деятельности, виды, ставки налогов, налоговую базу, порядок начисления налогов и др.

    Трудовой кодекс определяет правовые аспекты регулирования трудовых отношений: организация труда и управление трудом, рабочее время и время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации.

    Государственная регистрация – процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования, при которой государственные органы проверяют соответствие самого юридического лица и его регистрационных документов требованиям действующего законодательства. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

    Юридические лица действуют на основании учредительных документов: договора или устава в зависимости от организационно-правовой формы участника предпринимательской деятельности, либо договора и устава.

    Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

    Учредительный договор - документ, в котором содержится следующая информация: наименование юридического лица; место его нахождения; порядок совместной деятельности по его созданию; размер долей участия каждого из учредителей; условия передачи имущества учредителей юридическому лицу; условия участия учредителей в деятельности юридического лица; условия и порядок распределения между участниками прибыли (убытков); условия управления деятельностью юридического лица; условия выхода учредителей (участников) из состава.

    В уставе в обязательном порядке должны содержаться: сведения об организационно-правовой форме, наименование, место нахождения, размер уставного фонда, состав учредителей, вид и сфера деятельности, порядок распределения прибыли, порядок образования фондов, условия реорганизации и ликвидации.

    На основе учредительного договора действуют хозяйственные товарищества.

    На основе учредительного договора и устава действуют общества с ограниченной ответственностью и ассоциации.

    На основе устава действуют акционерные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, потребительские кооперативы, фонды.

    Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия.

    Государство является основным элементом внешней среды, так как оно оказывает влияние на результаты деятельности любого предприятия путем установления законодательных, нормативно-правовых и других границ в сфере его деятельности.

    Основными видами законодательства, установленного государством в отношении предприятий являются:

    Ø Гражданско-правовое законодательство (Гражданский Кодекс РФ), в нем определœены организационно-правовые формы предприятий, формы их собственности, порядок организации, реорганизации и ликвидации предприятий.

    Ø Налоговое законодательство (Налоговый Кодекс РФ). Определяет виды налогов, налогооблагаемую базу, ставки налогов, порядок распределœения средств между бюджетами различных уровней.

    Ø Антимонопольное законодательство. Регулирует деятельность предприятий-монополистов, определяет, какие предприятия в РФ относятся к монополистам и какие меры ограничения монополистической деятельности можно использовать по отношению к ним.

    Ø Внешнеэкономическое законодательство. Определяет порядок экспорта и импорта товаров на территории РФ и ставки таможенных пошлин.

    Основной принцип правового регулирования (не знание закона – не освобождает от ответственности за его нарушение) определяет важность знаний в области права.

    Государство определяет и устанавливает правовые нормы (основные правила) функционирования хозяйствующих субъектов.

    Законодательные акты часто характеризуются не только сложностью, но и ʼʼподвижностьюʼʼ, а иногда и неопределœенностью.

    Деятельность хозяйствующего субъекта регулируется не только федеральными законами, но и требованиями (постановление, решение) органов местного самоуправления и государственного регулирования.

    Сегодня, согласно действующему законодательству, государство не может вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность субъекта напрямую. Регулирование деятельности хозяйствующего субъекта осуществляется через множество законодательных и нормативных актов, инструкций, положений, а также через методы косвенного воздействия, к числу которых относят: фискальную, кредитную, таможенную политику государства. Правовой статус хозяйствующего субъекта устанавливается хозяйственным законодательством

    Общие положения, регулирующие имущественные взаимоотношения между юридическими лицами, юридическими и физическими лицами, физическими лицами определяются Гражданским Кодексом РФ.

    Порядок разрешения возникающих споров в судебных инстанциях определяет Гражданско-процессуальный Кодекс РФ.

    Гражданский Кодекс определяет права и ответственность субъектов права в области имущественных отношений. Раскрывается системой законов: о собственности, земле и земельных отношениях, о банках и банковской деятельности, таможенное законодательство, о биржах и биржевой деятельности.

    Правовой статус хозяйствующего субъекта в области налогообложения и налоговой системы отражен в Налоговом Кодексе, вступившем в силу с 1 января 2002 ᴦ. С помощью налоговой системы, куда включены налоговые ставки, налоговые льготы, ставки рефинансирования с ссудным капиталом, государственные закупки, дотация, государство регулирует в нужном ей направлении. Причем, налоговое регулирование выступает экономическим, а не административным регулированием.

    Особое место в системе хозяйственного права занимает трудовое право, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ представлено Трудовым Кодексом РФ, вступившем в силу с 1 февраля 2002 ᴦ. Регулирует комплекс важнейших вопросов, связанных с определœением прав и обязанностей наемных работников и работодателœей, включая регламентацию времени труда и отдыха, порядок найма, увольнения рабочей силы, гарантии в области оплаты труда и различных компенсаций: при увольнении, санкции за несвоевременность выплаты заработной платы, дополнительные отпуска, компенсация вредных и тяжелых условий труда.

    Особо следует отметить наличие элементов экономического законодательства в России в составе законодательных и нормативных актов. При этом экономическое законодательство далеко несовершенно и не решает многих, весьма актуальных проблем, касающихся безопасности населœения и окружающей среды.

    Вся совокупность законов и подзаконных актов по хозяйственным вопросам создает сектор правовой инфраструктуры, в которой функционируют хозяйствующие субъекты. Задачей правового сектора является правовое обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов.

    Взаимоотношение хозяйствующего субъекта с органами государственного и местного управления регулируются Административным Кодексом РФ.

    Вопросы несостоятельности хозяйствующего субъекта регламентируются ʼʼЗаконом РФ о несостоятельности,банкротствеʼʼ.

    Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия." 2017, 2018.