Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Какие огни несет одиночное самоходное судно. Судовые огни на кораблях. VIII. Средства навигационного оборудования на ВВП

    Какие огни несет одиночное самоходное судно. Судовые огни на кораблях. VIII. Средства навигационного оборудования на ВВП

    Огни, знаки и звуковые сигналы на речных судах

    Порядок несения огней на речных судах, их расположение на судне, секторы освещения по горизонту для огней, имеющих одинаковое значение, аналогичны МППСС-72. Все огни должны включаться и гореть на судах от захода до восхода Солнца и во всякую погоду. В течение этого времени нельзя выставлять другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные, ухудшить их видимость или служить помехой для наблюдений.

    Установленные правилами знаки, заменяющие огни в светлое время суток, должны подниматься (выставляться) на своих местах от восхода до захода Солнца.

    На судах Речного флота применяются следующие огни: топовый (белый), бортовые (зеленый на правом борту, красный на левом), кормовой (белый), буксировочный (желтый.), круговой (белый, желтый, оранжевый, красный или синий - в зависимости от назначения) и проблесковый (дающий регулярные проблески). Все эти огни имеют те же характеристики и расположение, что и у морских судов. Кроме того, на речных судах при расхождении применяется светоимпульсная (световая) отмашка - белый проблесковый огонь с дугой освещения в 112,5° от траверза судна с перекрытием диаметральной

    Плоскости на 22,5° на правый и левый борта. Светоимпульсная отмашка применяется и ночью, и днем. Цвет отмашки может быть одинаков по цвету с соответствующим бортовым огнем. При отсутствии светоимпульсной отмашки она может быть заменена белым флагом днем и световой отмашкой ночью.

    Согласно ППВВП речные суда на ходу обязаны нести следующие огни (правила 27, 28, 29 и 30):

    1. Одиночное судно с механическим двигателем - топовый огонь (судно длиной 50 м и более может нести второй топовый огонь, при условии, что один из них должен быть расположен впереди и ниже другого), бортовые огни и три кормовых огня, расположенных треугольником основанием вниз (на судне шириной 5 м и менее - один кормовой огонь в диаметральной плоскости.

    Кроме этих огней все остальные суда в зависимости от их назначения несут следующие огни:

    2. Пассажирское самоходное судно, работающее на переправе или в границах порта, самоходный паром на ходу - желтый проблесковый круговой огонь.

    3. Суда судоходного надзорамогут нести синий проблесковый круговой огонь.

    4. Судно с нефтегрузами (их

    Остатками, взрывчатыми или ядовитыми веществами) при расхождении или обгоне может показывать красный круговой огонь.

    5. Суда, занятые толканием,несут три топовых огня и желтый буксировочный огонь. Топовые огни располагают треугольником основанием вниз, а верхний из них - в ДП. Толкаемые суда несут по одному топовому огню в носовой части (в составе нескольких буксируемых судов - на носовой части каждого переднего судна).

    Рис. 144. Схема расположения огней на речных буксирах по старым правилам

    Рис. 145. Схема расположения ходовых огней на речных буксирах по новым правилам плавания

    6. Суда, занятые буксировкой на тросе, несут два топовых огня по вертикали и один кормовой огонь в ДП с желтым буксировочным огнем под ним (рис. 145).

    При буксировке плотов (или плотов вместе с судами) вместо двух топовых огней включают три топовых огня по вертикали.

    С удно, буксирующее судно с нефтегрузами (их остатками, взрывчатыми или ядовитыми веществами), может при расхождении или обгоне показывать красный круговой огонь.

    При буксировке "под бортом" буксирующее судно должно нести те же огни, что и одиночное судно на ходу.

    7. Несамоходные суда, буксируемые на тросе, под бортом, а также на стояке, должны нести следующие огни:

    Одиночное длиной менее 50 м - один белый круговой огонь, который при буксировке под бортом может быть заменен топовым;

    Одиночное длиной 50 м и более - по одному белому круговому огню в носу и в корме. Эти огни могут быть заменены на топовый и кормовой соответственно;

    В составе нескольких судов - по одному белому круговому огню в носу и на корме каждого судна;

    Груженные нефтегрузами или другими опасными грузами или веществами на стоянке кроме указанных огней должны нести один красный круговой огонь. Днем этот огонь заменяют сигнальным флагом (щитом) "Б" ("браво") по МСС;

    Дебаркадер - один белый круговой огонь на мачте и один белый на стенке надстройки, видимый со стороны судового хода;

    Паром канатной переправы на стоянке и в движении несет белый круговой огонь, а канат переправы освещается у каждого берега белым фонарем, прикрытым сверху защитным козырьком;

    Несамоходное судно на мели несет стояночные огни и, если мимо возможен проход, белый круговой огонь на выступающей на судовой ход части судна. Если такого прохода нет, - три красных круговых огня (днем - три черных шара), расположенных вертикально.

    Самоходные суда на стоянке должны нести следующие стояночные огни и знаки (правило 31):

    1. Одиночное судно и толкачи или буксировщики с составом судов (плотами) - один белый круговой огонь в носовой части, один белый на краю мостика с ходовой стороны в секторе 180° и два кормовых огня, расположенных горизонтально. Судно шириной 5 м и менее - один белый круговой огонь на мачте.

    Судно на якоре длиной 5 м и более днем несет черный шар в носовой части.

    2. Судно с нефтегрузами или другими опасными грузами (веществами) кроме стояночных огней и знаков, указанных в п. 1, несет дополнительно и отдельно от них красный круговой огонь, а днем - сигнальный флаг (щит) "Б" ("браво").

    3. Судно на мели кроме стояночных огней и знаков, установленных для него, несет белый круговой огонь на части судна, выступающей в судовой ход, белый круговой огонь (проход мимо возможен) или три красных круговых огня по вертикали (три черных шара днем), если проход невозможен.

    Огни плотов, судов технического флота и рыболовных:

    1. Плоты на ходу несут белые круговые огни, число которых зависит от длины плота (правило 32):

    Плот и плот-сигара менее 60 м несут один белый круговой огонь в хвостовой части; длиной более 60 м - два таких огня, первый в головной части, второй на хвостовой;

    При длине от 120 до 240 м - четыре белых круговых огня по углам плота;

    При длине от 240 до 480 м - шесть белых круговых огней;

    При длине 480 м и более добавляется по два огня по бортам плота через каждые 480 м.

    2. Плоты на стоянке несут те же огни, что и на ходу.

    3. Плавучие причалы-понтоны, насосные станции, купальни и т. п. несут в сторону судового хода белые круговые огни.

    4. Дноуглубительный снаряд, работающий на судовом ходу, несет один зеленый огонь круговой на мачте; при работе на правой или левой стороне судового хода - два красных круговых огня или два зеленых таких же огня соответственно.

    5. На плавучем грунтопроводе (рефулере) ставятся красные круговые огни при отвале грунта за правую кромку судового хода, белые такие же огни - за левую.

    6. Многочерпаковый земснаряд, работающий на судовом ходу, несет один зеленый круговой огонь на мачте и дополнительные огни по бортам - два красных в сторону левой кромки судового хода и два зеленых в сторону левой кромки.

    7. Суда, занятые подводными работами, несут ночью один зеленый круговой огонь на мачте, днем - сигнальный флаг (щит) "А" ("алфа") по МСС;
    8. Судно, занятое водолазными работами, несет два зеленых круговых огня по вертикали, днем - два сигнальных флага (щита) "А" ("ал"фа").

    9. Все суда технического флота, не занятые работами, на ходу и на стоянке несут такие же огни и знаки, как самоходные и несамоходные суда соответственно. На неработающем грунтопроводе выставляют белые круговые огни (правило 33).

    10. Рыболовное судно, работающее у правого берега с сетью или неводом несет ночью на мачте два красных круговых огня; работающее у левого берега - два белых круговых огня; днем - два красных или два белых сигнальных флага соответственно (правило 34).

    Вдоль выпущенных сетей выставляют круговые огни цвета огней соответствующих навигационных знаков (бакенов, буев). Судно - хозяин сетей преду-" преждает проходящие суда миганием красного огня при работе у правого берега или миганием белого огня - у левого берега. Днем - красным или белым флагом-отмашкой. Проходящее судно должно подтвердить сторону прохода отмашкой с соответствующего борта.

    Судно, ловящее рыбу на озерах (водохранилищах) и на участках с кардинальной системой ограждения, несет:

    При тралении - два круговых огня по вертикали (верхний - зеленый, нижний - белый), днем - знак из двух конусов по вертикали вершинами вместе или корзину, если длина судна меньше 20 м;

    При других способах лова - два круговых огня по вертикали (верхний - красный, нижний - белый), днем - также знак из двух конусов или корзину.

    Рыболовное судно, имеющее
    ход, кроме этих огней несет бортовые и кормовой (кормовые) огни.

    Звуковые сигналы, которыми предваряется каждый маневр речного судна, даются определенными звукосигнальными устройствами и могут ночью дублироваться светом (прожектором, белым круговым огнем) с расчетом не ослеплять других судоводителей. Нельзя подавать огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные правилами (правила 35-39).

    6. Сигналы бедствия аналогичны таким же сигналам по МППСС-72, за исключением выстрелов из пушки, которые за менены частым миганием круговым огнем, прожектором или вертикальным перемещением флага (ночью - огня) вверх-вниз (правило 40).

    7. Сигнал "Прошу остановиться" подается горизонтальным движением флага-отмашки (днем) или белого огня (ночью) (правило 39).

    Значимость ходовых огней в оснащении маломерных судов продолжает расти, и одна из причин этому – то, как увеличилось число небольших надувных лодок на наших водоёмах. Кроме того из года в год становится всё больше рыбаков, увлекающихся ночной охотой за клыкастым – ночной ловлей судака. Ей обычно занимаются на Ладоге и на Финском заливе, а это места, где активно судоходство.

    Вместе с этим, хочу добавить, что довольно большая часть «пневматического флота» не подпадает под новые условия регистрации маломеров и не имеет судового билета. С одной стороны, это убрало у их владельцев ряд «головных болей», но с другой… отсутствие каких-либо записей по комплектации и по снабжению судна некоторых судовладельцев почему-то привело к убеждению, что на борту их судна вообще ничего не должно находиться кроме них самих и рыболовных причиндалов. Как ни печально, но люди не всегда отдают себе отчёт в том, что все вопросы личной безопасности и безопасности других участников движения на воде отданы на откуп владельцам «нерегистратов».


    И одним из таких актуальных вопросов безопасности остаётся вопрос о ходовых огнях судна – обязательных, если оно используется в тёмное время суток или в условиях ограниченной видимости. Раньше в судовом билете в графе снабжения могла присутствовать запись о наличии на борту фонарика белого цвета. Безусловно, это правильно, так как он хотя бы минимально обозначает судно на воде. И любой другой шкипер, увидев по курсу такой огонь, будет более внимательным, чтобы избежать столкновения. Но подобное обозначение одним огнём, к сожалению, показывает только наличие судна на акватории и не даёт никакой информации другим участникам плавания о том, какие манёвры намерен совершить шкипер, куда он движется и т.д. Так что такой огонь хорош на стоянке вне зоны судового хода и вне мест интенсивного движения судов. А что делать, если хочется половить судака? А ведь в таких местах может одновременно дорожить и по несколько десятков, если не сотен лодок!



    Так, Правило 20 определяет применение огней. Процитирую фрагменты, относящиеся к небольшим судам.

    1. Правила этой части должны соблюдаться при любой погоде.
    2. Правила, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца.
    3. Огни, предписанные настоящими Правилами, также должны выставляться от восхода до захода солнца в условиях ограниченной видимости и могут выставляться
    при всех других обстоятельствах, когда это будет сочтено необходимым.

    Далее Правило 21 вводит определения огней. Правило 22 вводит понятия и цифровые значения видимости огней. Следует отметить, что топовый огонь должен быть виден за 2 мили (3.7 км), бортовые огни – за 1 милю (1.85 км), круговой огонь – опять за 2 мили. Теперь рассмотрим, какие же огни требуется установить на моторную лодку до 7 м длиной, чтобы остаться в правовом поле. Какие огни необходимо нести на лодке и где они должны быть расположены? Для этого нам необходимо следовать Правилу 23, из которого следует, что суда менее 7 м длиной с механическим двигателем на ходу, имеющие скорость до 7 узлов, должны нести:

    – белый круговой топовый огонь, расположенный в диаметральной плоскости (ДП) судна;
    – бортовые огни по бортам (зелёный – на правом борту, красный – на левом). Либо скомпонованные в одном фонаре, установленном в ДП судна и имеющем сектр освещения 112.5° от направления прямо по курсу до 22.5° позади траверза соответствующего борта;
    – если судно длиной 7 м движется быстрее 7 узлов, необходима установка в ДП кормового огня белого света.

    В соответствии с правилами судоходства, маломерным судам в тёмное время суток запрещено перемещаться в глиссирующем режиме, можно только в водоизмещающем. Если в тёмное время суток вы перемещаетесь медленнее 13 км/ч, то на судне вполне допустимо размещение кругового топового огня и двух бортовых.


    Ну, а гребные суда в тёмное время суток обязаны выставлять белый круговой огонь или «иметь наготове и при необходимости заблаговременно показывать своё присутствие с помощью какого-либо фонаря, светящего белым светом» (это комментарий к статье 25 МППСС-72).

    Теперь непосредственно к ходовым огням. Я их делал ещё более 12 лет назад, когда только-только появились китайские фонарики на светодиодах, изготовленные по «энергосберегающей технологии». Именно один из таких фонариков и стал донором белых светодиодов для топового огня (никаких сверхъярких светодиодов тогда ещё в продаже не было, и пришлось даже проводить испытания на воде, чтобы определить пределы их видимости ночью). Их изготовление не представляется чем-то сложным и потребует лишь знаний основ электротехники и элементарных навыков владения паяльником.

    Мачту для топового огня я изготовил из первого колена старого стеклопластикового удилища. Для этих же целей можно применить и тонкостенную алюминиевую трубу, которая продаётся в любом строительном магазине. В качестве источников питания я использовал четыре батарейки типа АА, соединённых последовательно. Источники света – 4 светодиода белого света, 2 зелёного и 2 красного.


    Все светодиоды в схеме освещения подключены параллельно, в каждый цветовой блок включён индивидуально подобранный гасящий резистор. Топовый огонь – это четыре светодиода, направленных в противоположные стороны в одной плоскости (под углом 90° относительно друг друга). Бортовые огни – по два светодиода, направленные в разные стороны. Но оптические оси излучения этих светодиодов составляют между собой угол примерно 100–110°. Для обеспечения максимальной влагозащищённости все проводники я разместил в кембрик, а саму сборку залил оптической эпоксидной смолой. Залить можно и прозрачным клеем Poxipol, и прозрачным силиконовым герметиком.

    На следующем этапе изготовил рассеивающие элементы для сборок. Для топового огня основным рассеивающим элементом был выбран полиэтиленовый колпачок от аэрозольного баллона. Для того чтобы прямой свет от топового огня не попадал в глаза рулевому, предусмотрен несимметричный козырёк. Плафоны бортовых огней выполнены из рифлёного оргстекла. Полученная призматическая конструкция плафона позволяет надёжно и герметично закрыть светодиодную сборку от всевозможных погодных катаклизмов. Вместе со светодиодами под колпаком оказываются и гасящие резисторы, помещённые в термоусадочные трубки.

    Для подключения сборок к общему источнику питания использованы двухжильные электропровода сечением 0.7 мм и длиной около 1 м. Большое сечение провода вызвано не потребляемым током, а требованием повышенной прочности на разрыв. Топовый огонь размещался в центральном стакане тарги, а бортовые огни на ходовом тенте крепились на две шлёвки. В дальнейшем – при помощи бельевых прищепок за несущую дугу тента. Их размещение рассчитано так, чтобы свет от бортовых огней был виден с курсов – в соответствии с требованиями правил МППСС-72 – и в то же время не было прямых лучей в глаза рулевому. Вся эта конструкция судовых огней объединена в один автономный узел со своим блоком питания и тумблером включения и может быть установлена на судне и включена буквально за секунды. С учётом наших коротких ночей источников питания хватает на 2-3 полноценных ночных рыбалки. К настоящему времени элементная база претерпела заметные изменения. Флот маломерной пневматики вырос многократно, и если кто-то из производителей простой электроники заинтересуется и наладит выпуск подобного комплекта с комплексным питанием как от батареек, входящих в конструкцию, так и от бортовой сети, то он вправе рассчитывать на многочисленных клиентов и большое рыбацкое спасибо от них.


    ОТ РЕДАКЦИИ
    Владимир Колгин, наш постоянный автор, не только уважаемый рыболов, но и мастер на все руки, предлагает изготовить навигационные огни своими руками. Каждый сам, по своему усмотрению решит, как он обустроит свою лодку, а учитывая, что большинство рыболовов предпочитают покупать готовые изделия и не имеют паяльника, то можно отправиться в ближайший магазин водно-моторной тематики и приобрести изделия промышленного производства. Выбор есть, и, конечно же, правильно иметь на борту навигационные огни, даже если ваша лодка не подлежит регистрации. Безопасность на воде превыше всего, помните, что вас и других рыболовов близкие ждут дома.

    Глава XV . Плавание на внутренних водных путях.

    Безопасность плавания судов на внутренних водных путях ВВП регулируется «Правилами плавания по внутренним судоходным путям», действие которых распространяется на все суда, плавучие сооружения и плоты (независимо от их принадлежности), плавающие по внутренним судоходным путям, а также на береговые и гидротехнические сооружения, речные порты, пристани и другие объекты, расположенные на внутренних судоходных путях.

    На участках рек, обозначенных специальными знаками, расположенных в границах морских торговых портов и ниже их, действуют международные «Правила предупреждения столкновения судов в море», а также обязательные постановления начальников морских портов.

    В дополнение к «Правилам плавания по внутренним судоходным путям», которые для каждой союзной республики могут быть отдельными, в каждом бассейне издаются местные правила плавания, которые отражают специфику плавания судов в данном бассейне и являются обязательными для выполнения всеми судоводителями, в том числе и любителями.

    В республиках, краях, областях вводятся в действие в установленном законом порядке «Правила пользования маломерными судами», которыми устанавливается порядок эксплуатации всех видов маломерных судов, не поднадзорных Регистру СССР и Речному Регистру и баз их стоянок не только на судоходных путях, но и на несудоходных водоемах. От степени организации на базах и воспитательной работы зависит безопасность плавания маломерных судов на ВВП.

    «Правила пользования маломерными судами» устанавливают строгий порядок регистрации судов, выдачи удостоверений на право управления, на ежегодное техническое освидетельствование как маломерных судов, так и их баз-стоянок, на право эксплуатации и т. д., обязательный для территории союзных и автономных республик, краев, областей, районов.

    Все организации и граждане, пользующиеся маломерными судами и базами их стоянок, обязаны соблюдать все правила и требования по безопасности судоходства, действующие на внутренних судоходных путях.

    Судоводители как в пути, так и на стоянке по требованию представителей органов контроля на воде обязаны принимать должностных лиц на судно для выполнения служебного долга.

    На каждом судне с механическим двигателем, не поднадзорном Речному Регистру, плавающем по внутренним судоходным путям, должно быть удостоверение Речного Регистра на годность к плаванию с указанием района плавания, норм снабжения, вооружения, грузоподъемности, допустимого количества пассажиров, предельной осадки и запаса надводного борта.

    В случае истечения срока действия удостоверения Регистра на годность к плаванию судно к плаванию не допускается.

    На судне должно быть и судовое свидетельство, выданное судоходной инспекцией, где указывается место приписки судна, кто является его владельцем и указан район плавания.

    На судах, которые не подлежат освидетельствованию Речным Регистром, вместо удостоверения Речного Регистра и судового свидетельства, должны быть выданы в порядке, установленном Советами Министров республик, АССР, местными исполкомами депутатов трудящихся, судовые билеты и действительные технические талоны.

    Список судового экипажа (судовая роль), вахтенный журнал, «Правила плавания по внутренним судоходным путям» должны быть на каждом самоходном и несамоходном судне независимо от его размеров и мощности, а на маломерных судах «Правила пользования маломерными судами».

    Снабжение судов. Плавающие по внутренним судоходным путям маломерные моторные суда должны быть обеспечены спасательными, противопожарными, водоотливными средствами, сигнальными огнями и т. д. Согласно установленным нормам, записанным в судовом билете, судно должно иметь Государственный флаг, флаг-отмашку (для подачи сигналов на расхождение, при встрече, обгоне, остановке) размером 70 x 70 см при любых габаритах судна, якорное оборудование, звуковые сигналы в виде электрических и воздушных сирен и свистков. На моторных лодках - свистки и сирены.

    Все суда, которые выходят на взморье, озера, водохранилища, должны иметь в исправном состоянии навигационно-штурманское имущество: компасы, карты и др.

    Опознавательные знаки на судах. У каждого самоходного и несамоходного судна, независимо от его габаритов, на обоих бортах и на кормовом фальшборте должен быть написан номер (название) судна.

    Государственный Флаг СССР поднимается на всех самоходных судах от восхода до захода солнца на кормовом флагштоке. На носовом флагштоке может подниматься специальный вымпел, если он утвержден в установленном порядке.

    § 68. Зрительные судовые сигналы.


    Рис. 168. Устройство отличительных бортовых сигналов: а - щит и фонарь левого борта окрашенный в красный цвет; б - щит и фонарь правого борта, окрашенный в зеленый цвет

    Каждое самоходное и несамоходное судно обязано нести сигнальные огни от захода до восхода солнца во всякую погоду. По сигнальным огням определяют, стоит или движется судно, направление его движения, назначение судна.

    Зрительная сигнализация на самоходных судах подразделяется на сигналы, которые несет судно во время движения (на ходу), и на сигналы, поднимаемые судном на стоянке.

    На ходу судно должно иметь следующие сигнальные огни:

    1. Топовые огни на мачте с дугой освещения 225°, светящие по 112°,5 на каждый борт от направления прямо по носу, дальность их видимости 8 км, количество и цвет поднимаемых огней - в зависимости от назначения судна. Топовые сигнальные огни должны быть расположены выше бортовых (отличительных) огней. При длине судна менее 30 м топовый сигнальный огонь расположен на мачте на высоте не менее 2 м над палубными надстройками. Мелкие моторные суда, не имеющие мачт, несут топовый огонь на специальных флагштоках на высоте не менее 2 м над возвышениями надстройки судна и, кроме отличительных (бортовых) огней на корме, несут только один гаковый белый огонь и фонари-отмашки на каждом борту. Если на мачте одновременно имеется несколько топовых огней, то расстояние между ними (по вертикали) должно быть на судах длиной менее 30 м не меньше 0,5 м.

    2. Отличительные (бортовые) огни с дугой освещения 112°,5 от направления прямо по носу, с освещением назад от траверза на 22°,5; на правом борту - зеленого цвета, на левом борту - красного цвета, видимые на 4 км (рис. 171).

    3. Гаковый огонь с углом освещения 135°, по 67°,5 на каждый борт от направления прямо по корме. Дальность видимости 4 км, а при ширине судна более 5 м - дополнительно кормовые гакобортные (торцовые) огни с дугой освещения по 180° каждый. Дальность видимости 4 км.

    4. Сигнал-отмашка по дуге горизонта от траверза судна к носу на 112°,5 (с перекрытием диаметральной плоскости на 22°,5) и от траверза судна к корме тоже на 112°,5 (с перекрытием диаметральной плоскости на 22°,5). Видимость не менее 4 км.

    Гребные лодки и шлюпки несут на носу один белый огонь, видимый со всех сторон.

    На стоянке самоходное судно должно иметь следующие сигнальные огни:

    1. Белый огонь на клотике передней мачты с дугой освещения 360°, т. е. с круговым освещением, с дальностью видимости 4 км (клотиковый сигнальный огонь).

    2. На капитанском мостике со стороны, обращенной к фарватеру, белый огонь с другой освещения 180°.

    3. На корме такие же, как на ходу,- один гаковый и два гакабортных (торцовых) огня при ширине судна более 5 м.

    Самоходные суда длиной менее 30 м и шириной менее 5 м несут на стоянке один белый клотиковый огонь, видимый по горизонту на 360°.

    В темное время суток движущееся самоходное судно различается по наличию бортовых (красного и зеленого) отличительных сигнальных огней, а назначение судна опознается по количеству, цвету и расположению топовых огней на мачте согласно табл. 7.

    В дневное время при перевозке нефтегрузов II , III , IV классов на мачтах паротеплоходов и барж поднимается один красный квадратный флаг, а при перевозке нефтегрузов I класса - два таких же флага. На судне, следующем к месту пожара, поднимается один красный квадратный флаг.

    Сигнализация при толкании судов. Топовые сигнальные огни устанавливаются на паротеплоходе или на мачте толкаемой баржи, но располагаются не по вертикали, а треугольником. Дуга освещения топовых сигнальных огней 225° с дальностью видимости 8 км. При толкании одиночной сухогрузной баржи она несет на мачте три белых огня, расположенных треугольником основанием вниз. Бортовые огни: зеленый на правом борту и красный на левом по 112°,5 каждый, видимые на расстоянии 4 км. На носовом флагштоке барж, следуемых в толкаемом составе, поднимается по одному белому огню с сектором освещения 225°.

    Таблица 7

    Топовые огни.

    Количество топовых

    огней на

    мачте

    Порядок расположения огней сверху вниз и цвет Назначение, тип судна (состава), вид перевозимого на судне груза
    Белый Одиночное судно: пассажирское, грузо-пассажирское, буксирное, порожнем, служебно-вспомогательное, разъездное, катера (кроме грузовых теплоходов)
    Белый, белый Буксирное судно ведет на буксире одну или несколько сухогрузных барж
    Белый, белый, белый Буксирное судно ведет на буксире плот или смешанный состав (баржи с плотом)
    Белый, зеленый Грузовой теплоход сухогрузный
    Зеленый, белый Буксирное судно (шаландер) ведет на буксире грунтоотводную шаланду при работе у дноуглубительного или дноочистительного снаряда
    Белый, красный Грузовой теплоход с нефтегрузом (танкер) II , III , IV классов
    Белый, красный, красный Тот же теплоход с нефтегрузом (танкер) I класса
    Красный, белый Буксирное судно ведет на буксире одну или несколько барж с нефтегрузом II , III , IV классов
    Красный, красный, красный Буксирное судно ведет на буксире одну или несколько барж с нефтегрузом I класса
    Красный Самоходное судно следует к месту пожара для его тушения
    Белый, зеленый, белый Самоходное судно буксирует под бортом баржу, дебаркадер, паротеплоход и др.
    Белый, красный, белый Самоходное судно буксирует под бортом баржу, груженную нефтегрузами II , III , IV классов

    При вождении методом толкания нескольких сухогрузных барж топовые огни треугольников поднимаются на одной из мачт барж состава или на мачте теплохода-толкача. В таком случае бортовые отличительные огни устанавливаются: зеленый - на внешнем борту правой баржи, красный - на внешнем борту левой баржи, а на самом буксире-толкаче при вождении сухогрузных барж поднимаются на корме один белый (гаковый) огонь позади трубы и ниже ее и два зеленых гакобортных огня на торцовых (задних) стенках надстроек.

    При вождении методом толкания нефтеналивных барж с грузом I класса верхний мачтовый топовый огонь в треугольнике и гаковый на корме толкача белые, а нижние в треугольнике и гакобортные на толкаче красные. При толкании барж с нефтепродуктами II , III и IV классов верхний топовый огонь в треугольнике и гаковый огонь на толкаче красные.

    При толкании небольших барж без надстроек маломерными судами допускается несение соответствующих сигнальных огней не на этих баржах, а на толкаче с поднятием ночью белого огня на носовом флагштоке шаланд.

    Сигнализация на нес а м сходных судах. Несамоходные сухогрузные суда во время их буксировки несут на ходу и на стоянке ночью следующие сигнальные огни, видимые на 360° каждый, при длине баржи менее 50 м: на мачте один белый огонь, а при длине свыше 50 м по одному белому огню на носовом и кормовом флагштоках. При следовании состава из нескольких барж на носу передней и на корме задней барж, общая длина которого превышает 50 м, поднимается по одному белому огню.

    Несамоходные нефтеналивные суда при перевозке огнеопасных грузов несут следующие сигналы:

    1. С грузом I класса, с взрывчатыми и отравляющими веществами независимо от длины судов в ночное время несут на мачте два красных огня, расположенных вертикально. На носовом и кормовом флагштоках поднимается по одному белому огню. В дневное время на мачте баржи поднимаются по два красных квадратных флага, расположенных также вертикально.

    2. С грузом II , III , IV классов независимо от длины судов в ночное время несут один красный огонь на мачте и по одному белому огню на носовом и кормовом флагштоках, а в дневное время - на мачте один красный квадратный флаг.

    На дноуглубительных и дноочистительных снарядах во время их работы по углублению и расширению судового хода в ночное время на клотике мачты зажигается один зеленый огонь, видимый со всех сторон, т. е. на 360°, а на высоте тента надстройки на одном борту (на носу и корме) поднимаются два красных огня при работе у правого берега и два белых при работе у левого берега. Этими же огнями дается отмашка в темное время, указывающая проходящим судам, с какой стороны нужно проходить мимо дноуглубительного снаряда.

    На боте-завозне, стоящем на становой цепи (на высоте 1 м), зажигается красный или белый огонь в зависимости от того, у какого берега стоит земснаряд.

    Если дноуглубительный снаряд выбрасывает грунт через трубопроводы, то в ночное время через каждые 50 м по длине трубопровода устанавливаются красные огни при работе рефулерного снаряда у правого берега и белые при работе его у левого берега.

    Если дноуглубительный снаряд не работает, стоит на якоре или его буксируют в составе каравана, то на снаряде поднимают такие же огни, как на несамоходных судах.

    Дноочистительные снаряды (водолазные боты, подъемные краны, карчеподъемницы) при производстве подводных работ в дневное время вывешивают на мачте два зеленых квадратных флага, а ночью - два зеленых огня, видимых со всех сторон на 360°, расположенных вертикально на расстоянии 1 м один от другого.

    Сигнализация на плотах. Плоты до 120 м длиной при движении их на буксире несут три белых огня, расположенных: один в средней части плота на высоте 4 м и два на его конечностях; при длине плота свыше 120 м - пять белых огней, расположенных один на мачте, в средней части плота, и по одному огню на каждом углу плота. Все огни на плотах видимы со всех сторон на 360°.

    Сигнализация на причалах, купальнях, садках, лесных гаванях и запанях. На мачте дебаркадера в ночное время поднимается один белый огонь и, кроме того, белый огонь зажигается на стенке надстройки причального пролета.

    На купальнях, садках и других подобных им сооружениях в ночное время поднимается на высоту не менее 2 м белый огонь.

    В местах сплотки и разгрузки плотов сооружаются лесные гавани и запани, на которых в темное время суток через каждые 100 м зажигаются белые огни с левой стороны фарватера и красные - с правой.

    Сигнализация на рыбачьих и парусных судах и лодках. Несамоходные суда и лодки во время стоянок в ночное время на якоре несут на мачте один белый огонь на высоте не менее 2 м. Несамоходные мелкие суда и лодки, стоящие на береговых снастях, завозящие невод или спускающиеся по течению с выпущенной сетью, несут на мачте: при работе у правою берега два вертикально расположенных красных, а у левого два белых огня. Вдоль опущенных сетей и неводов через каждые 100 м на лодках или специальных крестовинах расставляются огни: у правого берега красные, у левого белые.

    Проходящим мимо судам с рыбачьих судов и лодок подаются следующие сигналы: при работе невода у правого берега по течению днем отмашка красным флагом, ночью красным огнем; при работе у левого берега соответственно белым флагом и белым огнем.

    На водохранилищах и озерах, на рыболовных судах во время лова неводами поднимаются траловый трехцветный (красный, белый, зеленый) и ниже белый огни; днем поднимается черный цилиндр на мачте.

    Парусные и парусно-моторные суда при движении только под парусом несут бортовые отличительные огни, которые должны быть расположены ниже паруса, и гаковый белый огонь. Если парусное судно имеет механический двигатель и движется при его помощи, оно несет в ночное время те же сигнальные огни, что и одиночное самоходное судно.

    Сигнализация на паромах. В ночное время на мачте парома поднимается белый огонь, а у берегов переправы белые огни с берега освещают положение каната. При прохождении судов мимо наплавных мостов и переправ обязательно выполняются все меры предосторожности. Расхождение со встречными судами и обгон судов в районе расположения переправ не допускаются.

    Сигналы на судах или плотах, стоящих на мели. На судне или плоту длиной до 120 м, стоящем на мели, помимо предусмотренных правилами плавания стояночных сигнальных огней, с той стороны, где проходит судовой ход, на высоте бакена устанавливается огонь: если судно или плот стоит на мели у правого берега - красный, у левого - белый. При длине плота более 120 м ставятся два огня, обращенных в сторону судового хода, если проход судов мимо него возможен.

    Если судовой ход закрыт ставшим на мель судном, последнее обязано предупреждать все приближающиеся суда и плоты частыми короткими свистками (не менее пяти). Загородившее судовой ход несамоходное судно или плот предупреждают все идущие суда частыми ударами в колокол или в металлическую доску, а ночью кругообразным (по вертикали) вращательным движением белого огня.

    При прохождении мимо стоящего на мели судна или плота судоводители должны соблюдать меры предосторожности и, если понадобится, оказать стоящему на мели судну необходимую помощь.

    Каждое судно должно быть снабжено ходовыми и отличительными огнями согласно «Правилам плавания по внутренним судоходным путям» и при выходе в море - «Международным правилам предупреждения столкновения судов в море» (МППСС-72).

    В соответствии с этими правилами любое одиночное моторное судно длиной свыше 7 м (а при плавании по внутренним путям - с двигателем мощностью свыше 25 л. с.) должно нести на ходу:

    • правый отличительный бортовой огонь - зеленого цвета с сектором освещения по правому борту 112,5° (от ДП судна по носу и заходя на 22,5° за траверз);
    • левый отличительный бортовой огонь - красного цвета с теми же показателями, что и правый, но с сектором освещения по левому борту. (Отличительные огни должны устанавливаться на уровне мостика или планширя с таким расчетом, чтобы свет огня не был виден с противоположного борта, т. е. огонь не пересекал линию ДП по носу судна.);
    • топовый огонь - белый с сектором освещения 225° (по 112,5° на каждый борт) с носовой части судна. (Суда длиной менее 20 м топовый огонь несут на высоте 2,74 м над планширем, но не менее чем на 1,0 м выше отличительных бортовых огней; для судов длиной менее 12 м должно сохраняться второе из этих требований);
    • гаковый огонь - белый с сектором освещения 135° в корму (по 67,5° на каждый борт).

    В морских условиях эти же огни должны нести на ходу и все малые - имеющие длину до 7 м - суда с механическим двигателем, скорость которых более 7 уз (13 км/ч); см. рис. 4. Отметим, что согласно правилам судно считается на ходу, если оно не стоит на якоре или на мели и не ошвартовано у берега.

    На стоянке судно должно нести клотиковый (стояночный) огонь - белый с круговым сектором освещения.

    Для судов длиной менее 12 м видимость вышеперечисленных огней установлена: топового, кормового и клотикового - 2 мили, бортовых отличительных - 1 миля.

    На вкладке изображены некоторые типы судов с установленными для них ходовыми и отличительными огнями.

    Парусное судно должно нести на ходу бортовые отличительные и гаковый огни. Размещение огней на парусных яхтах представляет известные трудности. Высота рубок на них невелика, и огни временами закрываются волной. При размещении на вантах огни закрываются парусами. Лучшим местом для отличительных бортовых огней оказывается носовой релинг. Здесь может быть установлен совмещенный красно-зеленый огонь в ДП. Такое расположение огней и показано на рис. 1.

    Для парусников, имеющих выход в открытое море, кроме бортовых отличительных и гакового огней, МППСС-72 рекомендует на топе мачты устанавливать два имеющих круговое освещение огня: красный, а под ним зеленый (рис. 1, а). Благодаря этому парусник легче обнаружить, так как расположенные у самой воды бортовые огни становятся видны только в непосредственной близости.

    На рис. 2 показан разрешенный вариант установки огней для парусных яхт длиной от 7 до 12 м, при котором отличительные и гаковый огни совмещены и установлены на топе мачты.

    Парусные яхты длиной до 7 м и все гребные суда независимо от их размера имеют право обходиться одним белым огнем кругового освещения, который светит по всему горизонту. Этот постоянный круговой огонь может быть заменен переносным фонарем, который должен быть всегда наготове и заблаговременно выставляться со стороны опасности.

    На малых судах с механическим двигателем, так же как и на яхтах, отличительные бортовые огни могут располагаться в ДП на носу судна (рис. 3, буксирующее судно). Гаковый огонь может быть расположен не на транце, а на кормовой стенке рубки.

    В морских условиях для катеров и мотолодок длиной до 7 м, имеющих скорость менее 7 уз (13 км/ч), при отсутствии возможности несения отличительных огней допускается несение одного белого кругового огня (рис. 5). Для плавания по внутренним водным путям несение одного белого кругового огня допускается для судов с мощностью двигателя до 25 л. с.


    При буксировке одного судна другим, как показано на рис. 3, буксировщик кроме топового огня должен нести еще один огонь - ниже первого на 1,0 м с теми же характеристиками. Для судов длиной менее 12 м это расстояние может быть 0,5 м. Гаковый огонь может быть перенесен на кормовую стенку рубки для облегчения управления буксируемым судном. Буксируемое судно должно нести только отличительные бортовые и гаковый огни.

    Суда, лишенные возможности управляться, должны выставлять два красных круговых огня, расположенных по вертикали (один под другим) на наиболее видном месте. При этом, если судно имеет ход относительно воды, то дополнительно оно должно нести и все ходовые огни.

    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СУДОВЫХ ОГНЯХ

    Применение огней.

    Правила, относящиеся к судовым огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца (ночью), а также в условиях ограниченной видимости днем. При этом не должны выставляться другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные Правилами, ухудшить видимость последних или стать помехой для наблюдения. Сигнальные огни должны быть включены на каждом без исключения судне — движущемся или неподвижном.

    Правила плавания требуют, чтобы по сигнальным огням можно было различать следующие категории судов: самоходные одиночные суда и составы на ходу и стоянке, несамоходные суда при их буксировке (т. е. «на ходу») и на стоянке, суда технического флота, рыболовные, маломерные и парусные, а также стоечные плавучие средства и плоты.

    Среди несамоходных судов в особую категорию выделены суда технического флота, которые могут стоять на судовом ходу (земснаряды, подъемные краны, водолазные боты и т. д.). Выделены также суда, занимающиеся ловом рыбы на реке, поскольку их опущенные сети могут занимать до половины ширины судового хода, представляя повышенную навигационную опасность для проходящих мимо судов.

    Стоечные плавучие средства (причалы-понтоны, купальни и т. д.) являются, образно говоря, неподвижными «надводными навигационными препятствиями», и их сигнальные огни в этом смысле сродни навигационным. Парусные суда можно сравнить с подвижной «навигационной опасностью», в связи с чем они выделены в отдельную категорию судов. Для маломерных судов установлен упрощенный вариант сигнальных огней.

    Назначение огней судов.

    По этим огням можно узнать назначение судна: состав это или одиночное судно, и если состав, то какой именно. Однако самое важное в ночной ориентировке — определить, стоит судно на месте или движется, и если движется, то в каком направлении. Поэтому у самоходных судов существенно различаются огни на ходу и на стоянке, или ходовые и стояночные. Ходовые огни позволяют узнать направление движения судна (встречное, пересекающее судовой ход, попутное) и определить изменение его курса, стояночные характеризуют тип судна и его груз.

    Несамоходное судно двигаться по судовому ходу может только с помощью самоходного судна, которое несет свои ходовые огни, поэтому несамоходному судну ходовые огни не нужны. Обычное несамоходное судно не имеет права стоять на судовом ходу, а несамоходные суда технического флота используют для выполнения на нем определенных работ, поэтому их стояночные огни должны указывать, где стоит судно — на судовом ходу или за его пределами.

    Характер огней.

    Огни судов отличаются один от другого расположением на судне, цветом, сектором освещения, режимом горения, дальностью видимости.

    Топовые огни белого или красного цвета горят непрерывно, расположены в диаметральной плоскости судна, светят прямо по курсу в секторе 225°. Число, цвет и взаимное расположение топовых огней зависят от назначения судна.

    Бортовые огни горят непрерывно. Они расположены по бортам судна: по правому борту — зеленый, по левому — красный. Каждый огонь светит впереди и вбок от диаметральной плоскости судна в секторе 112,5° так, что каждый сектор освещения бортового огня занимает ровно половину сектора освещения топового.

    Кормовые огни белого цвета, расположенные в кормовой части судна, горят непрерывно. Они светят назад в секторе 135° так, что при любом маневре судна всегда видны или топовые, или кормовые огни, но вместе — никогда.

    Буксировочный огонь желтого цвета горит непрерывно, светит назад в таком же секторе, что и кормовые огни,— 135°.

    Круговой огонь освещает дугу горизонта в 360°, т. е. виден со всех сторон. В зависимости от назначения судна круговой огонь может быть разного цвета — белого, красного, желтого, синего, зеленого — и с разными режимами горения: постоянно горящий и проблесковый, т. е. непрерывно мигающий с регулярными интервалами времени между вспышками

    Ходовые огни постоянного свечения

    1- белый топовый огонь
    2- правый бортовой отличительный
    3- красный топовый
    4- буксировочный
    5- кормовой


    Ходовые огни непостоянного свечения

    1- светоимпульсная отмашка
    2- желтый круговой проблесковый
    3- синий круговой проблесковый

    Светоимпульсная (световая) отмашка — это белый проблесковый огонь, расположенный выше бортового огня, на краю мостика судна. Каждый огонь состоит из двух фонарей, которые светят вперед и назад от траверза на 112,5° так, что сектор освещения перекрывает диаметральную плоскость судна и спереди, и сзади на 22,5°. Могут применяться огни-отмашки, одинаковые по цвету с соответствующими бортовыми огнями.


    Стояночные огни самоходного судна

    1- белый круговой огонь
    2- стояночные бортовые огни
    3- красный круговой огонь
    4- кормовые огни


    Огни постоянного свечения несамоходного и нетранспортного судна

    1- белый круговой огонь
    2- красный круговой огонь
    3- зеленый круговой огонь


    Огни маломерного судна с обычными бортовыми огнями


    2- белый круговой огонь
    3- правый бортовой отличительный огонь
    4- кормовой огонь


    Огни маломерного судна с бортовыми огнями в одном фонаре

    1- левый бортовой отличительный огонь
    2- правый бортовой отличительный огонь
    3- белый круговой огонь
    4- кормовой огонь


    Огни парусного судна с обычными бортовыми огнями

    1- левый бортовой отличительный огонь
    2- зеленый круговой огонь
    3- левый бортовой отличительный огонь
    4- красный круговой огонь
    5- кормовой огонь


    Огни парусного судна с бортовыми и кормовыми огнями в одном фонаре

    Кроме того, самоходное судно шириной более 5 м оборудовано по краям ходового мостика белыми огнями постоянного горения — стояночными бортовыми, которые светят в секторе 180° (по 90° от траверза).

    Ходовыми огнями судна являются топовые и бортовые, они постоянно включены на ходу и выключены на стоянке. Только на ходу включены также буксировочный и проблесковые круговые огни.

    У маломерного судна в одном фонаре могут быть объединены бортовые огни, у парусного — бортовые и кормовой.

    Расположение огней на транспортном судне.

    Расположение этих огней регламентируется требованиями Правил плавания по внутренним водным путям и Правил Речного Регистра РФ.

    Самый нижний топовый огонь единственной или задней мачты всегда расположен выше бортовых огней. Топовый огонь передней мачты всегда ниже тоновых огней задней мачты. Красный топовый огонь одиночного самоходного судна всегда ниже переднего тонового огня, а буксировщика — выше. Топовые огни толкаемых судов всегда ниже топовых огней толкача. Три топовых огня толкача образуют равносторонний треугольник, три кормовых огня — равнобедренный треугольник.

    Белый круговой огонь самоходного судна находится в носовой части судна, а красный круговой не может быть на одной вертикали с белым. У несамоходного судна красный круговой огонь находится на мачте в средней части судна и всегда выше белых круговых огней, расположенных в носовой и кормовой частях судна. При буксировке под бортом буксируемое судно находится всегда с правой стороны буксировщика.

    Дополнительные варианты ходовых огней могут встретиться вследствие нежесткой регламентации взаимного расположения некоторых из этих огней. Так, бортовые огни могут находиться перед единственной или задней мачтой с топовыми огнями и позади нее. Передний топовый огонь может быть расположен ниже и выше бортовых огней, а проблесковые огни — и выше и ниже топовых огней. Но, как правило, выдерживаются следующие схемы расположения огней: у судна длиной 50 м и более передний топовый огонь выше бортовых, а задний — позади них; у судна длиной менее 50 м топовый огонь находится впереди бортовых, проблесковые синий и желтый огни — выше топового, на одной с ним вертикали.

    Для несамоходных одиночных судов длиной 50 м и более, которые буксируются под бортом, предусматривается два варианта огней: круговые в носовой и кормовой частях судна или топовый и кормовой.

    Дальность видимости огней.

    Наибольшая дальность видимости у топовых огней самоходного судна длиной 20 м и более составляет не меньше 8 км. У самоходных судов длиной менее 20 м наибольшая дальность видимости огней составляет 5,5 км, а длиной менее 12м — 3,7 км. У несамоходных судов дальность видимости топовых огней меньше: при длине 50 м и менее — 4 км, если судно короче — 2 км.

    Бортовые, кормовые, буксировочные и белые круговые огни самоходных судов имеют дальности видимости 3,7 км, цветные круговые огни всех су-дов — 1,85 км. У самоходных судов длиной менее 12 м дальность видимости бортовых огней равна 1,85 км, такая же дальность видимости белых круговых огней несамоходных судов.

    Светоимпульсные и световые отмашки ночью видны на расстоянии не менее 4 км, светоимпульсные отмашки днем — на расстоянии 2 км, стояночные бортовые огни — на расстоянии 3,7 км.

    Ходовые огни и возможный курс судна по отношению к маломерному судну
    Секторы освещения ходовых огней выбраны так, что цветные бортовые огни практически нельзя перепутать с цветными навигационными огнями: бортовые огни всегда видны «в сопровождении» топовых. Но одного этого недостаточно для надежной ориентировки ночью: во-дителю маломерного судна крайне важно знать, на каких курсах он сближается с увиденным транспортным судном. Наиболее опасны встречные курсы — от лобового до траверзного, когда суда сближаются со скоростью, превышающей скорость каждого из них. Сближение на остальных курсах происходит со скоростью, меньшей, чем скорость наиболее бы-строходного из них.

    Ходовые огни позволяют быстро установить, опасно ли сближение с увиденным судном. Для этого нужно помнить правило:

    В первом случае увиденное судно пересекает наш курс справа, так что мы видим его левый борт, во втором случае - наоборот.

    Однако наиболее опасна ситуация, когда впереди по курсу видны оба бортовых огня — если не изменить курс своего судна, столкновения не избежать! движущийся красный огонь опасен справа по курсу, зеленый — слева .

    Расположение и характеристики огней маломерного судна.

    К этим огням относятся цветные бортовые и белый кормовой огни, которые включают на ходу, и белый круговой огонь, который включают на стоянке. Их цвет, секторы освещения и дальность видимости указаны выше. Бортовые огни допускается комбинировать в одном фонаре. Бортовые огни на беспалубных судах расположены на уровне планширя или выше, на судах с рубкой — в ее верхней части. Белый круговой огонь и фонарь, в котором объединены бортовые огни, расположены в диаметральной плоскости в передней части судна, а кормовой огонь — тоже в диаметральной плоскости и по возможности на одной высоте с бортовыми, но не выше их. При любом ходовом дифференте судна, должна быть обеспечена видимость его огней в плоскости, параллельной зеркалу воды.

    Мощность источника света для сигнального фонаря зависит от требуемой дальности видимости, прозрачности атмосферы и чувствительности глаза к определенному цвету огня. При одинаковой мощности источника света белый огонь виден значительно дальше, чем цветной. Для белого судового огня при дальности видимости 3,7 км сила света источника должна быть 4 канделы (кд). Чтобы дальность видимости красного и зеленого огней была равна 1,85 км, сила света должна составлять 2—3 кд (при прозрачности атмосферы, соответствующей 8 баллам метеорологической видимости, которая принята на речном флоте для условий наблюдения над водной поверхностью).